Православие и протестантизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви – православные молитвы

Протестанты и православные — отличия

Православие и протестантизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви - православные молитвы

1001molitva.ru > Познавательные статьи > Протестанты и православные — отличия

Протестантсткие пасторы в России развили активную деятельность одновременно с возрождением традиционного православия в начале 90-х годов, и по сей день не каждый из тех, кто симпатизирует христианству, точно знает, каких особенностей вероучения придерживаются протестанты и православные, и каковы основные их отличия.

Многие считают, что протестантизм — это «почти то же самое», что православная вера, не подозревая, что между этими конфессиями существует огромная разница не только в обрядах, но и в понимании сути Евангелия.

Отличия протестантизма от православия

Различия между православием и протестантизмом связаны с происхождением этих вероучений.

Православная церковь ведёт свое происхождение от апостолов, а ее священники рукополагаются в непрерывной последовательности уже около двух тысяч лет.

Протестантизм же — это ветвь католицизма, который сам откололся от единого древа Вселенской церкви в 11 веке из-за нежелания римских пап (первоначально являвшихся православными патриархами Запада) отменить ряд ошибочных с точки зрения православия нововведений.

После раскола в Римской католической церкви стали множиться отличия от православия, а папа Римский Лев X разрешил продавать индульгенции — документы, освобождающие от церковных наказаний.

Обличение злоупотреблений католических священников со стороны богослова Мартина Лютера привело к началу Реформации в XVI веке.

Протестантские сообщества, появившиеся после проповедей Лютера, Жана Кальвина и других основоположников протестантизма, устранили многие организационные недостатки Римской церкви, но в плане догматики не приблизились к православию, а, напротив, ещё больше удалились от него (стоит отметить попытки некоторых деятелей англиканской церкви впоследствии сблизиться с православием).

Лютеране отвергли церковное Предание и решения Вселенских соборов, опираясь в деле спасения души исключительно на переведённый ими библейский текст. При этом, с точки зрения православных критиков, они не замечают противоречивости того факта, что сам состав Священного Писания было утвержден на соборах.

Провозглашенное протестантами право каждого человека толковать Библию на свой лад привело к появлению множества протестантских деноминаций, члены которых опирались на разных современных толкователей. Различают баптистов, методистов, меннонитов, квакеров, адвентистов, пятидесятников и приверженцев других направлений.

В протестантизме в той или иной мере получили распространение рационалистические взгляды и символическое понимание евангельских событий, в то время, как православие следует единому пути Отцов церкви первых веков.

Существенно отличается роль главы религиозной общины — если в православии священник совершает таинства и включен в обширную иерархию, то в протестантизме пастор может быть только оратором и организатором совместной молитвы.

Католики, протестанты и православные — основные отличия

Таблица общих и различных моментов вероучения католиков, православных и протестантов:

Вопрос Ответ православного Ответ католика Ответ протестанта
От кого исходит Святой Дух? Только от Отца От Отца и Сына
Откуда берется священник в приходе? Священник рукополагается и назначается епископом Священство избирается прихожанами
Священник может жениться? Да Нет Да
Есть ли монастыри? Да Нет
Имеет ли глава верующих право на ошибку? Патриарх может ошибаться Папа непогрешим Главы нет
Может ли женщина быть священником? Нет Да
Есть ли святые? Да, есть процедура канонизации Нет. Только Бог вершит суд над человеком в соответствии с его мыслями и поступками
Почитается ли Дева Мария? Да, как Царица небесная. Непорочного зачатия Богородицы не было. Дева Мария была зачата непорочно, ей возносят молитвы Нет
Почитаются ли иконы и мощи святых? Да Нет
Сколько таинств совершается? Семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, рукоположение, соборование Два: крещение и евхаристия (не у всех протестантов)

Чем отличается здание протестантской церкви от православной

Различие между протестантизмом и православием сказывается и в архитектуре церквей. Православные зодчие придерживаются форм, обычно восходящих к древним образцам, а храм можно легко узнать по куполу (или нескольким) с крестом.

Православная церковь состоит из притвора, средней части и алтаря, обращённого на Восток.

В протестантизме же церковь может выглядеть почти как угодно, чаще всего используются формы западных архитектурных стилей (романского, готического, стиля модерн), распространена эклектика. При этом небольшая часть протестантских храмов заимствовала византийский стиль и внешне очень похожа на православные.

Сравнение протестантизма и православия показывает глубокое различие между этими учениями, которую следует учитывать всем находящимся в духовном поиске и обращающим взгляды в сторону христианства людям.

Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/pravoslavie-katolicizm-protestantizm.html

Основные различия между Православием и протестантизмом

См. также ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПравославныеПротестанты
Православное христианство (Деян.11:26) представляет собой совокупность поместных церквей, имеющих единое вероучение и нравственные нормы. Протестантизм возник как антикатолическое движение в позднем средневековье, формальной датой можно считать 1521 год (отлучение Лютера). Возникнув как совокупность различных течений, он никогда не был единым. Течения отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией.
Признают два основных источника религиозного знания: Священное Писание и Священное Предание (весь опыт Церкви). В качестве основного источника религиозного знания признают «только Писание» (sola Scriptura), каждая община толкует его самостоятельно, фактически имея своё предание.
Истинной Церковью признают только Вселенскую Православную Церковь. Истинной Церковью признаётся или конкретная протестантская община; или совокупность христианских общин (Православная Церковь, в этом понимании, признаётся за одну из многих общин).
Составили и утвердили библейский канон (Библию). Используют библейский канон, абсолютизируя библейские тексты как источник богопознания.
Исповедуют, что Святой Дух исходит только от Отца. Исповедуют католическое учение о том, что Святой Дух исходит и от Сына (филиокве).
Верят, что на Страшном Суде Бог проявит как Свое милосердие и Свою мудрость, так и Свою справедливость. Исповедуют, что человек спасается «только верой» (sola fide). Одни думают, что для спасения достаточно уверовать во Христа (признать Его Богом и Спасителем). Другие верят, что как спасение, так и осуждение каждого человека зависит от Божественного предопределения.
Существует особый чин посвящения в священный сан и трёхчастная иерархия (диакон, пресвитер, епископ). Священство имеет апостольскую преемственность. Существует учение о всеобщем священстве верующих. Ввиду значительного расхождения в обрядовости, в протестантизме не существует какого-то строгого определения названию титулов.
Совершаются молитвы за умерших. Отказываются поминать умерших в своих молитвах из-за уверенности в спасении членов своей общины и окончательности определения посмертной участи сразу же после смерти человека.
Признают семь Церковных Таинств: Таинство Крещения; Таинство Миропомазания; Таинство Покаяния; Таинство Евхаристии; Таинство Елеосвящения; Таинство Брака; Таинство Священства. Признают только часть из семи Таинств, сводя остальные к обрядам (церемониалам), не имеющим того благодатно-мистического наполнения, которое свойственно Таинствам, совершаемым в лоне Вселенской Православной Церкви
Исповедует, что хлеб и вино в Таинстве Евхаристии становятся реальными Телом и Кровью Христа. В тех общинах, которые признают Причащение, считается, что хлеб и вино являются лишь напоминанием о миссии Христа.
Признают существование Небесной Церкви; общение Небесной Церкви с земной; необходимость молитвенного обращения к святым; их ходатайство перед Богом Многие протестанты полностью отрицают уместность молитвенного обращения к святым (представителям Небесной Церкви); молитвы, по их убеждению, необходимо адресовать только Богу.
Почитают Богородицу как Матерь Бога по человеческому естеству; как Великую Праведницу, Приснодеву, Царицу Небесную и Ходатаицу за людей Почитают Богородицу, но слишком умеренно, не так, как подобает Её святости и величию; многие отрицают Её Приснодевство, полагая, что после Рождества Иисуса Христа Она родила ещё несколько детей от Иосифа.
Существует институт монашества, его духовный опыт играет большую роль. Монашество отрицается.
Почитают святые иконы; признают, что моление перед образом Бога или его святого способствует возношению духа к Первообразу, духовному единению с Первообразом. Отрицают допустимость почитания святых икон. Некоторые протестанты допускают использование изображений в религиозных целях в качестве иллюстраций священных событий; другие отрицают даже и такую возможность, признавая иконы за идолов.
Исповедуется наличие у христианина Ангела-Хранителя. Отрицает наличие у христианина Ангела-Хранителя.
Почитают мощи святых Божьих угодников. Отрицают допустимость почитания мощей.
Крещение понимается как Таинство Церкви, духовное рождение, раскрепощение от безусловного действия первородного греха, изгнание дьявола из сердца человека. Крещение и нахождение в церковной общине не гарантируют спасения. В крещении уверовавший «принимает Христа как личного Спасителя». Ему прощаются все грехи, и гарантируется спасение в случае преданности общине и её идеям богопочитания.
Совершается крещение младенцев по вере их восприемников и родителей. Крещение младенцев не принято.
Женское священство противоречит традиции Церкви. Существует женское священство.
Однополые интимные отношения являются тяжёлым грехом. Брак между лицами одного пола невозможен. Всё в большем количестве общин становится возможным и первое, и второе.

Источник: https://azbyka.ru/shemy/osnovnye-razlichija-mezhdu-pravoslaviem-i-protestantizmom.shtml

Католики, протестанты и православные одна религия?

При всем многообразии христианских конфессий, существующих в России и за рубежом, немногие из нас знают, чем представители самых многочисленных из них ‑ православные, католики и протестанты ‑ отличаются в своих убеждениях.

Намного более понятно лишь то, что нас объединяет ‑ это вера в Иисуса Христа, признание в качестве главной книги Библии Ветхого и Нового Заветов, вера в жизнь после смерти и стремление сделать так, чтобы в этой самой загробной жизни очутиться в Раю, то есть спасти свою душу (от адских мучений).

Вполне понятно и то, что каждый католик наравне с православным и протестантом считает, что именно его учение самое правильное и приводит к спасению, остальные же находятся во тьме множества заблуждений и ереси.

Для того, чтобы доказать это друг другу, католики, протестанты и православные любят проводить публичные дискуссии, на которые приглашаются ведущие богословы от каждой из сторон, и, конечно, после них каждый продолжает считать себя самым правым.

Но как же получилось так, что от общей материнской религии – христианства – отделились три ветви, считающиеся на сегодняшний день самыми крупными христианскими конфессиями, но при этом все же имеющими настолько серьезные догматические противоречия, что они не дают им объединиться снова и стать единой Христовой Церковью?

Догматические различия между протестантами, католикам и православными

Хотя сравнивать и не принято, но между католиками и православными общего все же больше, чем между православными и протестантами.

В первую очередь, это касается внешней части наших вероисповеданий: и в православной, и в католической церквях есть священнослужители, начиная от диаконов и заканчивая епископами, есть одинаковый набор святых Таинств, присутствует понятие «храм».

Основные различия между ними, приведшие к Большому церковному расколу и, собственно, образованию католической церкви, ‑ это догмат филиокве (исхождение Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына), догмат о непорочном зачатии Девы Марии и догмат о непогрешимости Папы Римского.

Следует сказать, что именно догматические различия отталкивают католиков, православных и протестантов от возможности осуществлять совместные богослужения и от так называемого экуменического диалога, предполагающего дальнейшее объединение церквей. Внешние же различия менее важны: в древней христианской церкви при общности исповедуемых догматов также существовали обрядовые отличия.

Отличия и взаимоотношения протестантов и православных

Официальные концессионные взаимоотношения между православными и протестантами в нашей стране можно охарактеризовать, как сдержанные. В жизни же часто можно наблюдать споры между представителями этих двух течений, причем, порой весьма неприглядные.

Желание верующего человека, особенно новоначального, доказать всем свою правоту приводит к тому, что протестанты и православные порой участвуют в настоящих уличных диспутах, зачастую привлекающих внимание прохожих.

Протестантизм зародился на базе католичества в XVI веке как результат Реформации, и основоположником его является Мартин Лютер, бывший католический священник.

Основные отличия заключаются в том, что протестанты совершенно отвергают любое священнодействие – у них нет Таинств, они не принимают Священное Предание церкви, основывая свое учение исключительно на Библии, доскональное изучение которой является их первоочередной задачей.

Кроме того, протестанты от православных отличаются еще и тем, что первые считают, что для спасения достаточно лишь уверовать во Христа, так как Он уже спас всех нас своим Воскресением, а вторые убеждены, что к делу спасения необходимо прибавлять свой личный подвиг.

Читайте также:  Православный праздник вознесение господне - 17 мая 2018 года - православные молитвы

Источник: https://www.sudba.info/katoliki-protestanty-i-pravoslavnye-odna-religiya/

С любовью и болью о непонимании протестантами православного отношения к церкви

С любовью и болью о непонимании протестантами православного отношения к церкви

А Церковь — нечто более, чем мы.

Не высказать Её надмирной сути.

Она — Источник, не подвластный мути,

Она Надежда посреди чумы.

Единая Святая Церковь — Мать.

Род человеч забыл о покаяньи.

Ликует враг. Напрасно ликованье:

Тебе одной Сиять и Побеждать.

Иеромонах Роман Матюшин.

Слава Богу, что наш приход уже знают верующие из неправославных общин г. Калуги. Иногда наши миссионеры и катехизаторы присутствуют на библейских занятиях или собраниях неопротестантстких общин г. Калуги. Иногда сами неопротестанты приходят на наши библейские занятия и семинары.

Процесс некоторого миссионерского понимания идет, хотя и с большим трудом. Казалось бы, что может быть проще, чем договориться друг с другом верующим людям? Оказывается — нет. Человек – существо социальное. Говорить исключительно о вере нам трудно. Сразу включаются дополнительные механизмы защиты своего понятного и удобного микросоциума.

В подавляющем большинстве случаев инициатива совместного общения идет со стороны православных, а пасторы пятидесятников и баптистов чаще всего стараются избегать каких-либо взаимоотношений на библейской вероучительной основе, не только диспутов, но и просто совместного разбора Библии.

В ответ на предложение побеседовать о Библии они сразу начинают предлагать совместную социальную работу или совместную молитву. Они говорят, что разговоры о вере ни к чему не приведут. А вот общие дела и совместная молитва – принесут пользу. Но ведь мы (православные и протестанты) именуем себя евангельскими христианами.

И разномыслие у нас в понимании именно Священного Писания, а не социального служения. Если мы начнем реализовывать полноценное социальное сотрудничество с целью выстраивания взаимопонимания, то вероучительные разногласия рано или поздно всё равно встанут перед нами во всей полноте.

Они намного глубже уровня общественного взаимодействия в делах милосердия, и их никак не обойти. Сотрудничество без решения вероучительных вопросов не будет полным. Такие предложения пасторов выглядят не иначе, как дипломатический отказ и просьба: «Не беспокоить!».

А с духовной точки зрения эти предложения означают: «Вы нам не нужны, мы вполне самодостаточны» (ср. 1Кор. 12:21). Абсолютная духовная независимость протестантских общин только подтверждает отсутствие их единства с православными в Боге. Это подтверждается и молитвенной практикой протестантов.

Каждый протестант готов с ходу предъявить любому православному ряд обоснований, по которым он считает православных фарисеями, обрядоверами и идолопоклонниками. Протестанты сразу отвергают молитвенный опыт Церкви, перекрещивая крещеных православной Церковью людей.

Также они не допускают почитания Божией Матери, икон, святых и святынь. Они активно критикуют молитвы Церкви, сохраненные в богослужебных текстах на церковно-славянском языке. Предлагают молиться своими словами, не принимая молитвы святых.

Именно поэтому протестанты и неопротестанты организуют свои общины и собрания и имеют собственное богослужение, игнорируя Православную Церковь. У них собственная епископально-пресвитерская структура, свои союзы церквей и свои расколы между лидерами.

Само создание собственных структур в традиционно православных регионах также подтверждает абсолютное непризнание протестантами благодатности Православной Церкви (ср. Рим. 15:20).

Но, несмотря на это, сами протестанты начинают предлагать совместную молитву. Как православные могут видеть искренность в предложениях протестантов совместно молиться, в ситуации изначального отвержения протестантами молитвенного опыта и иерархии Церкви? Мне кажется, что каждый из пасторов, выступающих за совместные молитвы, ответит на этот вопрос по-своему.

Было бы интересно узнать их ответы. Для меня данное несоответствие лишний раз указывает на противоречивость духовного пути протестантизма. Эта противоречивость уже подтверждается исторически.

Протестантизм, начав борьбу с безнравственностью и пороками клириков Католической церкви, пытаясь вернуть людям Писание, в итоге пришел к оправданию при помощи Священного Писания самых страшных содомских пороков – рукоположению и

венчанию гомосексуалистов и т.п.. Таким образом, европейский протестантизм выродился и уже явил свои «плоды» (Мф.12:33). Когда я спрашиваю об этих «плодах» русских неопротестантов, они морщатся и говорят, что «это не по Писанию».

Я спрашиваю: «Как не по Писанию? Разве европейские протестанты отказались от solo scriptura? А что, кроме авторитета Православной Церкви и общественного неприятия извращений, мешает русским неопротестантам, последовать примеру своих европейских родоначальников?». Внятного ответа я пока тоже не получил.

Да и невозможно его получить, когда мерилом истинности выводов из Писания выступает только личный духовный опыт, «озарение». Нет никакой гарантии, что это «вдохновение» не подскажет человеку в следующий раз благословить извращенца и оправдать какой-то иной грех.

И чтение Библии само по себе ни от чего не застраховывает, поскольку оно никаким магическим действием на умы не обладает и свободу человека не сковывает. Сама по себе Библия, даже Новый Завет, – это написанный текст, состоящий из букв (ср. 2Кор.3:6). И складываются все эти буквы в законченный смысл в наших головах.

Но головы-то у нас очень разные! Одно дело – святые люди, о которых можно сказать, что они имеют ум Христов (1Кор.2:16), а другое дело – ум невежды и неутвержденного (2Пет. 3:16). Только вот с кем себя соотнести? Православный верующий должен соотносить себя с невеждой, который не способен сам извлечь и вместить в себя всю полноту смысла Писания и может его исказить при толковании.

Поэтому 19 правило Шестого Вселенского Собора требует даже от епископов и священников, чтобы они толковали Писание только в соответствии с толкованиями Святых отцов. Это совсем не означает, что православные не способны в принципе сами пользоваться Писанием и черпать из него спасительные истины. Отнюдь! Православные должны изучать Писание и утверждаться в его спасительных истинах.

Но им, как «невеждам», запрещено оставаться с бездной смыслов Священного Писания один на один, «зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2Пет. 1:20). Нужно изучать Писание и жить с ним. Но понимать Писание можно только так, как учит «Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Именно в вопрос о Церкви упирается проблема совместной молитвы, а вслед за ней и совместного социального служения.

Почему протестантам нужна именно совместная молитва? Почему они искренне оскорбляются, когда дружеское общение с ними не завершается совместной молитвой? Мне сложно это объяснить, но рискну предположить, что совместная молитва означает для протестанта признание со стороны исторической церковной традиции.

Если не молишься вместе, значит, не доверяешь, значит, внутренне осуждаешь и не признаешь. Это непризнание обижает протестантов, особенно простых прихожан. Но для обид нет никаких оснований. Есть такое понятие — целомудрие, цельное понимание, цельность жизни.

Слово Божие подтверждает, что о целомудрии можно говорить и в отношении к религиозной жизни (ср. Иез. 16:31 и др.). Церковь — духовный организм, отчасти похожий на семью (ср. Еф. 5:22-33). Молитва – это принадлежность внутренней жизни Церкви, цельной семьи Божьих чад.

Весь молитвенный процесс в Церкви – это единое целое, включающее в себя Таинства, прославление Бога и святых, освящение материи, молитвы общин и частные молитвы христиан. С молитвенной жизнью Церкви неразрывно связана и иерархическая структура Церкви. Ни одну часть отсюда нельзя выбросить или отвергнуть.

А 90 % современных русских неопротестантов (тех, кто был крещен в православии) выбросили и отвергли весь молитвенный опыт Церкви и отказались от православных епископов и священников как предстоятелей (1Фес. 5:12). Они отреклись от крещения в Православной Церкви, они осудили иконопочитание, молитвы святым и молитвы святых (Откр. 5:8) о нас.

Столкнувшись с формализмом отдельных православных мирян и священников, они осудили и всю Церковь, признав её мертвой. К этому причастен каждый русский неопротестант. Может быть, сами неопротестанты этого даже и не замечают. Но для православных это – предательство, вольное или невольное.

Человек ушел в другую «семью» и живет там, но хочет, чтобы прежняя «семья» признавала его как своего полноценного члена… Как-то это напоминает семейные отношения по типу «шведской семьи». Признать такое отношение нормой означает отречься от православия, оскорбленного и поруганного ушедшими в протестантизм.

Каждому протестанту нужно это просто понять.

Прежде чем предложить совместную молитву, нужно вспомнить все пламенные проповеди неопротестантских проповедников и частные внушения братьев и сестер, направленные против православных обрядов и священнослужителей, «мертвого традиционализма», «идолопоклонства», «преданий старцев». Честное общение начинается именно так: «Мы считаем, что то-то и то-то в вашей практике

недопустимо… Но мы видим в вас искренних верующих людей. Поэтому мы хотим услышать ваше объяснение».

Стоит признать, что обратиться к неопротестантским проповедникам многих православных по культуре людей спровоцировали сами клирики или прихожане православных храмов.

К сожалению, мы, священники и миряне, своим формализмом, невежеством и банальным бескультурьем оттолкнули многих от православия.

Это наш грех против Церкви! Требуется осмысление его и глубокое деятельное раскаяние: изучение Слова Божия, свидетельство о вере, дела милосердия, служение Церкви.

Молитва за тех, кто был крещен в православии и ушел из Церкви, регулярно совершается в нашем храме. Каждому, кто желает глубоко вникнуть в православное вероучение, мы предлагаем библейские встречи, семинары, дискуссии и даже библейские викторины. Только искреннее общение и беседы на основе Священного Писания могут создать платформу для взаимопонимания.

Отсутствие совместной молитвы должно показывать величину греха разделения среди верующих, силу нашей боли. Реальное преодоление разделения должно стать результатом долгого труда, настолько долгого, насколько велика наша любовь.

Социальная работа в этом смысле может дать некоторую помощь, но и она не должна становиться на первый план.

Дела милосердия – средство личного спасения, а не путь преодоления расколов и ересей и исполнения заповеди Христа: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино…» (Ин. 17:21).

В данный момент православных и протестантов реально объединяет Библия. Она у нас одна. Она для нас – авторитет. Она и может быть точкой отсчета для серьезного общения. От нее должно начаться заповеданное нам Господом примирение (Мф. 5:23-24).

Нет смысла обсуждать, кто виноват более: те, кто отвращает людей от православия или те, кто отрекается от крещения, хулит Церковь из-за отдельных ее служителей. Главное, что искренние православные любят православие не за ошибки православных, а за сохраненную без искажения веру апостолов. А что кроме апостольской веры нужно протестантам?

Разница между нами в том, что православные апостольскую веру берегут путем сохранения апостольского преемства, а протестанты реконструируют, опираясь на текст Библии. Причем, протестантизм, с момента своего выхода в церковно-историческое пространство, кардинально изменился и продолжает меняться с ужасающей быстротой под знаменем восстановления «апостольской церкви».

Так какой же она была Апостольская Церковь? Такой, как современная лютеранская, или такой, как баптистская или пятидесятническая? Где та Церковь, которую не одолели врата ада (Мф.

16:18), которая хранит апостольскую веру? Где вообще в Евангелии указан изначальный протестантский метод создания Церкви человеком по принципу: мне у вас не понравилось, пойду сделаю собственную церковь или назову «церковью», то, что захочу?

Читайте также:  Православные молитвы о сохранении беременности и развитии плода - православные молитвы

Изучение Священного Писания не наделяет человека правом организовывать «церкви». Изучение Священного Писания – это первый шаг к Церкви.

В этом смысле, заслуга современных русских неопротестантов в том, что они научили любить Библию огромное количество людей.

Они сделали то, что не сумели и не успели сделать русские православные – это ещё один грех современных православных против Церкви и против православия. Но грех православных не может быть оправданием протестантов.

Каждый протестант, полюбивший Священное Писание, живущий ради Христа, должен понимать, что Священное Писание рождено исторической Церковью через конкретных святых людей. Их опыт жизни в Святом Духе дал нам не только Писание.

Он продолжает и поныне оставаться основой жизни Церкви, ибо «…один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:12). Воспринимая их опыт жизни целиком, мы исполняем заповедь апостола Павла (Евр. 13:7).

Почитая их и молясь им мы приступаем «к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:22-24). Таким образом, историческое и современное, небесное и земное уже сейчас в Церкви соединяется под Единым Главою – Христом (Еф. 1:10). Церковь – историческое начало Священного Писания, его продолжение и исполнение. Вне Церкви не может быть исполнения, усыновления (Рим. 8:15,23). Поэтому, сделав первый шаг к Церкви, узнав Священное Писание, полюбив его, последовательно нужно сделать и второй шаг – принять весь опыт жизни святых

людей, в Духе Святом сохранивших для нас переданное от Отца через Сына апостолам (Ин. 17:8). Если не сделать второго шага к Церкви, то Священное Писание превращается в игрушку и набор цитат, которыми можно обосновать всё, что угодно.

Именно от того, что современные пасторы-протестанты всё больше используют Писание для того, чтобы учить «учениям человеческим» (Мк.

7:7), оправдывать грехи и пороки, протестанты и неопротестанты часто говорят о «разных служениях», соглашаются с тем, что спасающиеся могут быть и в Православной Церкви («идолопоклонники», «фарисеи»!) Распространение такой вероучительной беспринципности – последний шанс для прикрытия наготы «церквей», основанных человеками, а не Христом.

Настал момент, когда каждый искренний протестант, верующий словам Евангелия про двоих или троих, собранных во имя Христово, уже может по плодам понять, что не всякие двое или трое — уже Церковь.

Что двоим или троим человекам ощутить в душе возвышенный порыв ко Христу совсем недостаточно, чтобы из них уже получилась «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).

И множество людей, собравшихся в разных городах, ощутивших искреннее стремление к Богу, объединенных в различные союзы, тоже не становятся Церковью. И даже чудеса и изгнания бесов не могут быть безусловным свидетельством их подлинно благодатных дарований (Мф. 7:22-23). Евангелие не детализирует, каковы те «двое или трое» (Мф.

18:12), среди которых Господь Иисус Христос обещает быть. Но тремя стихами ранее написано: «…А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытáрь» (Мф. 18:17). Если Церковь – это любые «двое или трое», которые сами себя считают собравшимися «во имя Христово», то слова о послушании Церкви просто бессмысленны.

Ясно, что послушание Церкви должно иметь полноценное обоснование во все времена. Протестант никогда не объяснит абсолютное, буквальное значение этих слов на все времена христианской истории. И признать себя самого язычником и мытарем, не слушающим Церковь, тоже не у многих хватает духа.

Различать по принципу «нравится — не нравится», где действует Бог, а где лукавый дух, неверно. Чтобы понять Промысел Божий о себе лично и о Церкви Божией, недостаточно обидеться на одного или даже на десяток религиозных формалистов и найти группу искренних верующих.

Промысел Божий намного глубже и сложнее, как это видно в судьбе Израиля в Ветхом и Новом заветах (Рим. 11:33). Чтобы понять его, нужен труд, искренняя молитва и духовное напряжение. Нужно подняться над потребностью в психологическом комфорте и меркантильными расчетами.

Возникновение разделений среди верующих – это попущение Божие. Оно ставит духовную задачу перед христианином: самоопределение по отношению к Церкви. Какой плод праведности (Евр.

12:11) мы надеемся получить, когда равнодушно не замечаем друг друга и моление Спасителя о единстве Его учеников (Ин. 17:21)?

Совместная молитва без преодоления вероучительных разногласий – это не духовное единство, а его имитация.

Неужели Богу нужны наши имитации? Богу угодно подлинное единство в вере: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

Подлинное единство — это дар Божий, который нужно заслужить духовным трудом. Первым шагом на пути к единству должно быть неспешное вдумчивое исследование (Деян.

17:11), осмысление веры, изучение истории Церкви, доверительное обсуждение разницы в понимании священных текстов, покаяние, осознание своих грехов друг перед другом и перед Церковью. Только присоединение к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви откроет возможности для полноценной молитвенной жизни. А потом, с Божией помощью, появится и социальная работа.

Протоиерей Георгий Казанцев

Калужское православное миссионерское общество в честь сщмч. Кукши Печерского

Храм вмч. Георгия «за лавками» г. Калуги

Источник: http://hram-kaluga.ru/s-lyubovyu-i-bolyu-o-neponimanii-protestantami-pravoslavnogo-otnosheniya-k-tserkvi

Из православия в протестантизм: почему люди уходят из Церкви?

Содержание:

Уход из православия в протестантизм — явление нечастое, его можно назвать исключением из правил. В случаях честного поиска истины обычно происходит наоборот: из сектантских организаций люди приходят в Православную Церковь. Каковы же главные причины трагического отступления от истинного пути, мы попробуем выяснить в этой статье.

Неправильное представление о Церкви

Чаще всего причиной, по которой православные отворачиваются от истинной веры, является разочарование. Почему это происходит? Обычно это связано с тем, что человек изначально ищет в Церкви не то, что можно там найти. Он создает себе неправильное представление о вере, о религии.

Нужно признать очевидный факт: не все люди приходят в церковь для спасения своей души. Многие ищут каких-то дополнительных благ или ощущений. О первых мы будем говорить чуть дальше, а что касается ощущений, то нужно сказать, что экзальтированность вовсе не свойственна православному вероучению.

Напротив, это путь ошибочный, губительный, святые отцы называли его духовной прелестью, то есть обманом, прельщением. Однако именно в поисках таких «чудес» очень многие люди и переходят из православия в протестантизм. Особенно это касается современных харизматических организаций.

Чудесное исцеление больных, другие «благодатные дары», природа которых на самом деле больше напоминает беснование, — вот главные аргументы, которые выдвигают сектанты в защиту истинности своей веры. Мы же помним слова Спасителя и будем их придерживаться:

Православие — религия неудачников?

Еще одно ошибочное мнение, которое прочно закрепилось в сознании многих людей, не только сектантов: Церковь обязательно должна давать что-то из материальных благ.

Господень призыв «Взыщите прежде Царствия Небесного» остается не услышанным часто и православными людьми. Ведь и в храм мы приходим в большинстве случаев тогда, когда не все благополучно бывает с нашими земными, житейскими делами.

И получив просимое, конечно же, со временем охладеваем к Богу.

Это тоже является одной из главных причин ухода из Церкви. Зачастую Господь именно поэтому и не выполняет наших прошений о материальных благах, зная, что после этого мы отвернемся от Него. Так было и во времена земной жизни Христа, когда люди уверовали только после чудесного насыщения малым количеством рыб и хлеба.

Однако православие указывает совсем другой путь. Нестяжательность, впрочем, не является обязательной заповедью или требованием ко всем христианам. Мы помним, что Господь ответил юноше, спросившему о том, что сделать, чтобы «иметь жизнь вечную»:

Из этих слов мы видим, что речь здесь идет о некотором дополнительном требовании: «если хочешь быть совершенным». Но закон «узкого пути», которым идут ко Христу, является единственно возможным и относится ко всем. В райские врата не въехать на лимузине, равно как нелегко верблюду пройти через игольное ушко(Мф. 19, 23)

Именно поэтому люди часто бегут из православия в протестантизм в поисках земного благополучия и комфорта. Ведь сектанты смотрят на религию по-другому: ходи в нашу церковь, верь в Бога, и все у тебя будет хорошо. В этом они уподобляются тем иудеям, которые так и не приняли Своего Мессию, желая в Нем увидеть земного Царя.

Мы же верим в Господа Распятого, а не преуспевающего. В Христа Распятого, но и Воскресшего. И помним, что Своим ученикам — апостолам, наследниками которых мы являемся, Он заповедал «пить чашу», которую пил Сам, чашу скорбей и испытаний. Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению, — говорится в «Книге Сираха». (Сир. 2, 1)

Наш Бог «кроток и смирен», к чему и мы должны стремиться всеми своими силами. Является ли это слабостью и малодушием? Вовсе нет. Наоборот, самая большая духовная сила скрывается за этим. Только сильный и дерзновенный человек может решиться на то, чтобы противостоять миру со всем его злом своим тихим, бескорыстным и, главное, ненавязчивым человеколюбием.

Православие и протестантизм: особенности изучения Писания

То, в чем однозначно преуспели многие сектантские организации, — это изучение Священного Писания. Действительно, такого уровня миссионерского образования, как в протестантских сектах, нет нигде. И это еще одна из причин ухода из Церкви в различные христианские деноминации. Однако это «преуспеяние» можно назвать только количественным, а не качественным.

Читать также:

Кому выгодно «обрезание» Библии?

Изучать основу своего вероучения — Писание — очень правильно и похвально, к этому призывают православие и протестантизм.

Кроме этого, можно поставить большой минус православным за то, что для обычных прихожан такое изучение доступно, как правило, только в форме самообразования.

Но в чем же тогда не правы протестанты, если они так досконально знают Библию, и при этом так искаженно воспринимают веру в Бога?

Вера в Православной Церкви зиждется на двух «китах»: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это все книги Библии, составляющие Ветхий и Новый Заветы. Священное Предание — это то вероучение Церкви, которое существует помимо Библии. Сюда входят как творения святых отцов, жития святых, богослужебные тексты, так и церковные обычаи и обряды.

Протестанты полностью отвергли Предание, у них действует принцип sola Scriptura, что переводится как только Писание.

К чему это привело? Отказавшись от авторитета святых отцов, чье наследие также является богодухновенным, протестантские секты взялись толковать Библию каждый на свой лад, «от своего ума», часто вырывая цитаты из контекста.

Этим, кстати сказать, и объясняется такое обилие различных деноминаций у протестантов, отсутствие единства.

Архиепископ Иларион (Троицкий) в своей книге Христианства нет без Церкви, сравнивая протестантов с католиками, у которых «непогрешимым» является только Папа, писал:

Все это говорит о том, что переходя из православия в протестантизм, человек зачастую руководствуется собственной гордыней и самомнением, а вовсе не любознательностью, как он считает.

Отсутствие образованных священников, способных дать ответ на все интересующие верующих вопросы, является только самооправданием.

Читайте также:  Как правильно вести себя в храме: советы и подсказки для детей - православные молитвы

В крайнем случае, у нас всегда под руками есть творения святых отцов, из которых можно эти ответы получить.

Гиперактивная деятельность

Еще один из протестантских плюсов и наших минусов — активно развитое социальное служение у сект. Оно логично вытекает из заповеди о любви к ближним и является зримым воплощением веры в делах, без которых, как говорил апостол Иаков, вера мертва.

К сожалению, в нашей Церкви такая деятельность может быть развита пока только на уровне отдельных приходов, в которых настоятель отдает приоритет служению ближним.

Это связано со многими причинами, главная из которых, конечно, — привлечение материальных средств. Вторая — отсутствие людей с активной позицией для такого рода служения.

Все это также является одной из причин ухода людей из Церкви.

Однако стоит помнить, что внешняя деятельность без смирения, молитвы и правильной мотивации может не иметь положительных результатов. Православие все же направлено в первую очередь на духовное изменение себя как части внешнего мира, а не на социальное исправление всего мироустройства. И это тоже вполне оправдано.

Жажда общения

Часто люди переходят в протестантские секты из-за того, что им не хватает в Церкви духа общинности, общения. Но это тоже не является главным в православной вере, ведь церковь — это не кружок по интересам. Все люди обладают разным темпераментом, не все одинаково склонны к коммуникабельности.

Конечно, в идеале, как члены одного Тела Христова, мы должны быть едины. Но по принципу пазлов, а не по принципу абсолютно одинаковых спиц в колесе. К тому же, нужно знать, что лицемерное радушие, с которым обычно вам распахивают свои двери все сектантские организации, очень быстро развеивается после того, как вы захотите, допустим, их покинуть.

Православие и протестантизм: цена предательства

Из православия в секту чаще всего переходят люди, которые плохо знают историю. Иначе они бы не променяли веру, воспринятую непосредственно от апостолов, на сомнительную религию, насчитывающую не более пяти столетий. Что важно при этом помнить еще? С православных, которые перешли к сектантам, спрос будет большим, чем с тех, кто пришел к ним с улицы. Почему?

В житии Макария Египетского есть интересная история про череп, который он нашел, идя по пустыне. Выяснив у черепа, что он принадлежит языческому жрецу, Макарий узнал о страданиях, которые испытывают язычники в аду. Мучения эти оказались страшны и велики. После этого преподобный спросил о том, существуют ли страдания более тяжелые, на что получил такой ответ:

И об этом нужно помнить всегда. Люди, которые познали Истину, и после этого отвернулись от Нее, перешли в протестантские секты, будут отвечать гораздо строже на Божьем Суде, чем те, кому она не была открыта.

Интересно о православии и протестантизме рассказывает диакон Андрей Кураев:

Источник: http://megapoisk.com/iz-pravoslavija-v-protestantizm-puteshestvie-v-poiskah-chuzhogo

Чем отличаются протестанты от православных

В 1054 году после Великого раскола две ветви христианства стали строить свои взаимоотношения с Богом так, как это, с их точки зрения, и должно быть. Через несколько столетий в среде католиков появились те, кто усомнился в чистоте католической веры. Их назвали протестантами. Еще через несколько веков они предъявили свои претензии и Православной Церкви.

Кто такие протестанты и православные

Протестанты – приверженцы религиозного учения Протестантской церкви, которая откололась от Католической  в XVI веке вследствие Реформации.
Православные – верующие христиане, которые исповедуют православную веру и принадлежат к Восточной Церкви, образовавшейся вследствие раскола Вселенской Церкви на две ветви – Западную (Католическую) и Восточную (Православную).

Сравнение протестантов и православных

В чем же разница между протестантами и православными? Православные признают как абсолютный авторитет и Священное Писание и Священное Предание. Протестанты отрицают Предание, называя его человеческим вымыслом. Православные крестят младенцев, по словам Господа о том, что кто не родится крещения, не наследует жизнь вечную.

Но если человек не был крещен в младенческом возрасте, он может принять это таинство и в старшем возрасте. Протестанты крестятся в сознательном возрасте, так как считают, что крещение немыслимо без покаяния, а ребенок не может дать обещание в верности Богу. Если умирает ребенок, утверждают они, то он попадают сразу в рай, так как не имеет греха.

Иконы, крест, мощи святых – безусловная ценность для любого православного христианина. Известны истории создания первых икон – Нерукотворного образа Христа и образов Богородицы, написанных апостолом Лукой при жизни Пречистой. Протестанты считают это идолопоклонством. Они утверждают, что, молясь перед иконой, человек поклоняется не Богу, а изображенному первообразу.

Православные поклоняются Пресвятой Богородице и святым Божиим угодникам. Протестанты отвергают культ Богородицы и не признают святых, так как они были людьми, хоть и праведной веры, а молиться людям нельзя. Кроме этого, они утверждают, что Дева Мария – образ идеальной христианки, кроткой и послушной, но она – не божество. Православные не берутся сами толковать Библию.

Чтобы лучше знать Писание, христианин может обратиться к толкованиям его святыми отцами церкви. Протестанты считают, что человек сам может толковать себе тексты Священного Писания, тщательно изучая их. Для православного христианина существует двойственное понятие Церкви. Это, во-первых, собрание верующих, обращающих свои молитвы к Богу.

Возносить эти соборные молитвы верующие собираются в храме, или, другими словами, в церкви. Храм для верующих православных – святыня, где нет места скверне. Там присутствует Сам Бог. Для протестантов церковь – невидимое духовное сообщество людей, не стены, и не крыша. Они могут проводить собрания в кинотеатрах, на стадионах и неважно, какое мероприятие проводилось в этом месте перед тем.

Протестанты не признают крестного знамения, так как этому не учит Библия. Для православных крестное знамение – особый знак, символизирующий принадлежность к христианской вере, защита, ограждение от злого. Протестанты не носят нательного крестика. Протестанты считают, что спасение человека совершилось на Голгофе.

Человеку остается только уверовать и с того момента получить полную уверенность во спасении. Неважно, насколько грешную жизнь он вел до этого и, возможно, будет продолжать вести. Православные считают, что жизнь человеку дана для покаяния и нравственного роста. Спасение будет зависеть от этого.

Протестанты отрицают учение о посмертных мытарствах души, не отпевают усопших и не молятся о них. Православные постоянно поминают в своих молитвах умерших ранее, существует специальный чин отпевания, а душа, по их мнению, после смерти проходит мытарства.  <\p>

Источник: http://altaiinter.org/chem-otlichayutsya-protestanty-ot-pravoslavnyx.html

Протестантизм: отличие от православия, история происхождения

Со времен возникновения христианства всегда существовала группа людей, которые не соглашались с предложенными выводами. Это вполне нормально, когда осмысливая и пропуская через свое сознание, человек для себя отбирает информацию, помогающую прожить трудности и невзгоды. Одно из направлений – протестантизм. Отличие от православия заключается во взглядах, понятиях и основных идеях.

История происхождения протестантизма

Зарождение протестантизма произошло в 16-м веке. Мартин Лютер, немецкий священник, вывесил на дверях церкви собственные тезисы. Совокупность мыслей и размышлений вместились в 95 формулировок.

Это был ответ на идеологию католицизма. После продажи индульгенции (свидетельство, подтверждающее отпущение грехов) необходимо было восстановить духовный баланс.

Новое суждение явилось противовесом существующим правилам.

Католическая церковь, которая отделилась от православной в 11-м веке, за этот период достаточно совершила ошибок. Наступивший духовный кризис настолько стал очевиден, что изданный папой римским  приказ о запрещении публичных домов подтверждал причастия к распущенности лиц, проповедующих законы смирения.

Тезисы подчеркивали несогласие во взглядах на отношение людей к церковным обрядам. Но точного и сформулированного поведения они не предполагали. Поэтому протестанты, проповедуя свое направление, до сих пор продолжают делиться на отдельные группы. В данное время их насчитывается более 20 000.

Особенности протестантской веры

Если сравнить разницу между католиками и православными, православными и протестантами, то сопротивление знакомым нам учениям о Боге в процентном отношении значительно меньше.

Сложившиеся веками традиции постепенно передавались иным направлениям и отличались несколькими пунктами. Протестантизм, возникший позднее, многие утвержденные понятия отрицал.

Для буржуазии, сметавшей все на своем пути, это удачное оружие власти.

Понятия и институты полностью искоренялись и возникали новые идеи о поведении. Без опыта и основы обнаружилось, что мысли эти достаточно неустойчивые.

Видимо оттого происходит дальнейший раскол в протестантском направлении. Отсутствие святых, исповеди и покаяния дает возможность свободного действия и своеобразного неподчинения.

Рассчитывая на искренность помыслов человека, протестантизм подразумевает личностную самостоятельность.

Не всегда отсутствие ограничений приводит к развитию и росту. Люди по характеру разные, иным нужна конкретика и перечисленные пункты, контролирующие движение. Свободомыслие подразумевает чистые идеи, опирающиеся на высокую духовность. В православии есть монахи и монастыри, накапливающие положительную энергетику, и старцы, направляющие прихожан на правильный путь.

Главные отличия протестантского учения

  • Протестанты считают Священное Предание плодом человеческой фантазии.
  • Крещение происходит во взрослом возрасте.
  • Отсутствие икон, крестов, храмов.
  • Отрицание поклонения святым.
  • Нет особого места для проведения службы.

  • Похороны происходят без молитв и отпеваний.

Протестанты надеются на собственные силы и не нуждаются в личном воспитателе, ведущем верующего человека на праведный путь.

Будучи взрослыми, они принимают крещение осознанно, сближаясь навсегда с Богом, но считают, что это не имеет никакой защиты против демонов (так же как крест).

Собираются протестанты в любом месте, где понравится. Стадион, парк, квартира. Что оказывается свободным в назначенное время. Храм для православных – чтимая святыня, и к ней особенное отношение: специальная одежда и манера поведения. Возможно, преклонение и уважение к ликам святых помогают личности восстановить духовное равновесие, нарушенное современным ритмом и чрезмерной суетой.

Протестанты отвергают молитву и не ставят свечи за упокой. Православные борются за спасение души усопшего, чтобы облегчить страдания в мытарствах и уменьшить грехи. В процессе обращения к Богу происходит внутреннее раскрепощение и осознание всей жизни. Священные слова многому учат и помогают.

В чем разница между священником и пастором?

Во-первых, службы существенно отличаются и форма проведения их разная.

Во-вторых, священник имеет возможность простить грехи прихожанина посредством тайной исповеди.

В-третьих, крещение у протестантов происходит без помазания и не является благодатным.

В-четвертых, пастор взывает через писание и его сила в словах.

В-пятых, пастор предлагает путь, составленный только им. Прихожане чаще всего верят ему и следуют по его тропинке. Православным людям допускается совершать ошибки, чтобы прийти к Богу по-настоящему открытым и осознанным.

Одна религия – разные взгляды

Православие и протестантизм относятся к одной религии, называемой христианством. Но из-за произошедших несогласий в традициях возникли ответвления, которые продолжают увеличиваться. Нельзя категорически утверждать правильность одной и исключать другую. Человек вправе выбрать себе путеводную звезду и следовать ею для умиротворения и восстановления духовного баланса.

Протестанты, пользуясь Библией, как основой познания Божьего слова, часто истолковывают написанные фразы по-своему. Отвергая Священное Предание, они придумывают собственные обряды, не относящиеся к законам Божьим. Церковные правила, передаваемые из поколения в поколение, без соблюдения обычаев постепенно могут превратиться в простую проповедь, не имеющую силы и влияния на подсознание.

Священное Предание и Писание идут рядом. Нежелательно проповедовать Божье слово, не опираясь на вековые традиции. Протестантизм — отличие от православия очевидно. Что для вас ближе и понятнее, какое направление наиболее приемлемое? Выбирая курс в мир духовного познания, следуйте внутренним ощущениям, чистым помыслам, присутствию веры. Бог обязательно выведет на верный путь.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1181827930595788938/protestantizm-otlichie-ot-pravoslaviya-istoriya-proishozhdeniya/

Ссылка на основную публикацию