Как нужно поститься в среду и пятницу: только до вечера или до утра следующего дня?
Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.
Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме.
Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле.
Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.
С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.
С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель.
Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.
Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного».
То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».
Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е.
суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой.
Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).
Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером).
Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет.
Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.
Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.
Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.
Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа.
И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.
Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.
Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь
Просмотрено (1503) раз
Источник: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2016/09/19/kak-nuzhno-postitsya-v-sredu-i-pyatnicu-tolko-do-vechera-ili-do-utra-sleduyushhego-dnya/
Как правильно поститься по средам и пятницам: что можно есть
Верующие, которые недавно приняли крещение, задают множество вопросов касательно церковной жизни. Особенно их волнует, как правильно поститься в среду и пятницу. Ведь для большинства это совершенно новый жизненный опыт.
Многие не понимают, для чего нужно дополнительное воздержание в пище, ведь в году итак достаточно продолжительных постов.
Но если человек решится соблюдать два еженедельных, как это сделать правильно? Ответ на эти и многие другие вопросы найдете в статье.
Что такое пост
Говоря о церковных обычаях, обрядах, не следует забывать, что многие первые христиане были иудеями. Эта религия имела устоявшиеся традиции, которые по строгости соблюдения приравнивались к юридическим законам. Поэтому последователи нового учения решили, что не стоит искоренять обычаи, лучше сделать так, чтобы они плавно влились в христианство.
Но прежде, чем вникать в исторический аспект, разберемся, зачем вообще необходимо поститься каждую среду и пятницу. Неужели недостаточно в году дней для воздержания? Ведь всего в православии существует 4 многодневных поста, общей продолжительностью от 180 до 212 суток (зависит от продолжительности Петрова поста, которая зависит от даты Пасхи в конкретном году).
- Большинство святых отцов твердо уверены в том, что воздержание просто необходимо для поддержания духовного здоровья. Ведь дьявол хитер, он использует любую возможность для того, чтобы искушать человека, сбить с пути послушания Богу. Пост же — своеобразная духовная практика, это упражнение для души.
- В среду члены христианской церкви вспоминают предательство одного из учеников Христа, а именно — Иуды. День пятницы посвящен крестным мукам Спасителя.
Многие прихожане слишком сосредоточены на том, что можно есть, а что нельзя.
Но в эти дни следует не только исключить из рациона определенные продукты, но также не допускать греховных поступков:
- избегать переедания;
- воздержаться от недобрых мыслей;
- не говорить злых слов;
- не творить плохих дел;
- самое время приступить к таинству покаяния.
Этот аспект намного важней, чем вкушение определенной пищи. Ведь человек состоит не только из тела, в нем имеется духовное, божественное начало.
Только у многих жизнь подчинена велениям плоти и проходит в поисках удовольствий. Именно еженедельный пост является одним из инструментов духовного возрастания.
Он позволяет христианину восстановить правильную иерархию — над телом должен возвышаться дух.
Традиция возникновения постов
Согласно записям церковного историка Тертуллиана (жил в 3-м веке), пост по средам и пятницам обозначался словом, которое означает «воинский караул». Подобное неспроста — автор сравнивал христиан с воинами Господа. Согласно трактату, воздержание в пище продолжалось до 9-го часа (согласно современному времени — до 15 ч.). В эти дни богослужения были особенными.
Выбор времени не случаен — именно в 9 ч. на Кресте умер Спаситель, согласно Евангелию от Матфея (глава 27, стихи 45-46). В древности люди полностью отказывались не только от еды, но даже воду не принимали.
Сегодня правила несколько изменились, верующие постятся в течение всего дня, отказываясь от некоторых продуктов. Христиане первых веков все продукты, которые не съедали в эти дни, приносили своему епископу.
Священник отдавал их тем, кто испытывал нужду.
Уже в 4-м веке св. Епифаний пишет, что среда и пятница являются обязательными постными днями, наряду с четыредесятницей. Те, кто их игнорирует, противопоставляет себя Богу, ведь Христос постился, показывая нам пример.
В 5-м веке были записаны Апостольские Правила, согласно которым воздержание обязательно для всех — как духовенства, так и мирян, наказанием же за неисполнение является отлучение от церкви и лишение священного сана.
Как правильно соблюдать пост по средам и пятницам
Житейская суета, невоздержание в еде, пьянство, вредят человеческой душе. Христианину нужно пробудить в себе волю к добру, используя практику воздержания. Что едят по средам и пятницам, зависит от строгости определенного периода церковного года. В любое время нужно исключить мясо и молочную продукцию:
- мясные продукты;
- молоко и все его производные (кефир, масло, йогурт и т.п.);
- яйца.
Существует более строгая степень воздержания, когда под запретом также рыбная продукция, растительное масло и вся пища, которая сварена или пожарена. Такой пост называется сухоядение, в этот период разрешается ограниченное количество продуктов:
- орехи;
- сухофрукты;
- свежие а также маринованные и квашенные овощи;
- мед;
- хлеб;
- зелень.
Чтобы точно знать, как поститься в среду и пятницу, следует приобрести церковный календарь. Там указаны даты и степень воздержания.
Кому пост соблюдать необязательно
Если у верующего имеются проблемы со здоровьем, возможны послабления. Нужно сообщить лечащему врачу о своей вере, он скажет, какая степень поста не принесет вреда организму. Могут не поститься беременные женщины, старики, работники физического труда, военнослужащие, спортсмены в период сборов, дети до 7 лет.
Если имеются сомнения, следует посоветоваться с духовником о том, как лично вам соблюдать еженедельные посты. Также несколько раз в году они отменяются для всех, в те периоды, когда проходят так называемые сплошные седмицы:
- После Рождества Христова (Святки);
- Перед началом Великого поста (за 14 дней, в неделю Мытаря и фарисея);
- Всеми любимая Масленица (также перед Великим постом, исключается из рациона только мясо, другую пищу животного происхождения вкушать можно);
- Светлая седмица (сразу за Пасхой);
- Троицкая неделя (после праздника Троицы).
Об этом также существуют указания в церковных календарях.
Постные рецепты
Хотя по средам и пятницам нельзя есть мясо, колбасные изделия, все же можно приготовить много разнообразных салатов, супов. Если рыба разрешается, то она выступает в качестве основного блюда. Ее можно тушить, жарить, запекать. Но если запрещено масло и рыба, то придется проявить фантазию.
- В качестве первого хорошо подойдет окрошка. Поскольку молочные продукты под запретом, за основу берется вода. На терке измельчаются огурец, томат. Свежая зелень рубится ножом. В качестве приправы возьмите соль, перец.
- Гречневая крупа интересна тем, что может быть готова без варки. Для этого с вечера ее советуют залить водой и оставить под крышкой. К утру она разбухнет и основное блюдо готово. В качестве гарнира подойдет овощной салат.
- Постный салат на основе свеклы. Свеклу отварить, очистить, пропустить через крупную терку. Орехи измельчить. Чернослив замачивают в теплой воде, затем режут на мелкие кусочки. Для заправки подойдет постный майонез.
- Витаминный салат готовят из морковки, редиски и яблок. Соотношение ингредиентов берется по вкусу. Овощи мелко натирают и смешивают. Заправить блюдо можно измельченным чесноком и лимонным соком.
Как видите, даже в дни строгого воздержания можно питаться вкусно и разнообразно.
Духовный смысл поста
Печально, что многие сегодня видят отказ от определенной пищи как самоцель, хвалятся своими успехами.
Хуже всего, когда человек, изнуренный непосильной голодовкой, начинает срываться на окружающих. О таких последствиях неумеренного рвения предупреждают многие духовные отцы.
Если верующий не выдерживает строгих правил, лучше немного отступить от них, чем позволить себе накричать на ближнего.
Цель любого поста — стяжать духовное совершенство. Очищенное, легкое тело перестает быть помехой для возвышенных мыслей и чувств. Набитый желудок уже не мешает молиться, воспринимать Божью благодать. Пищевое воздержание должно помогать в духовных делах, а не лишать человека способности радоваться жизни.
У христианина два духовных орудия — молитва и пост, одно без другого не может быть полноценным. Об этом писал апостол Матфей в 17 главе своего Евангелия.
Сам Господь Иисус Христос призвал верующих бороться с демонами при помощи этих средств. Поэтому, отказываясь от мяса, не отказывайтесь и от молитвы, творите дела милосердия, будьте добры к окружающим.
Тогда пост станет важной ступенью в деле духовного роста.
Как правильно поститься по средам и пятницам: что можно есть was last modified: Июнь 13th, 2018 by Bogolub
- Главная
- /
- Правила обрядов
- /
- Как правильно поститься по…
Загрузка…
- Как готовиться к причастию и исповеди
Источник: https://bogolub.info/kak-pravilno-postitsya-po-sredam/
Пост в среду и пятницу — как правильно соблюдать пост мирянам
1001molitva.ru > Пост > Пост в среду и пятницу — как правильно соблюдать пост мирянам
Многих православных терзают сомнения по поводу того, нужно ли соблюдать пост в среду и пятницу.
Данная статья расскажет о том, для чего это следует делать, и как поститься, не нарушая церковных традиций.
Почему среда и пятница считаются постными днями
Люди, которые только недавно пришли к осознанному выбору духовной жизни, не всегда знают для чего именно соблюдаются посты.
Но особенно, их мучают терзания по поводу обязательного поста в третий и пятый день недели, которые считаются постными днями независимо от того идет сейчас пост или же нет.
В среду, постящиеся люди, своим отказом от скоромной пищи вспоминают день предательства Иуды Христа. Пятница – день, когда Христа распяли, приговоренного к смерти на кресте.
Таким образом соблюдается траур по трагичным событиям, произошедшим при земной жизни Иисуса.
Но, кроме этого, эти дни имеют свойство спасать души людей, неустанно показывая дьяволу крепость и нерушимость веры. Пост укрепляет дух православного человека, очищает его, способствует развитию духовности. Это подобие регулярных тренировок для спортсмена.
Постные дни позволяют держаться в форме, только духовной, и тем самым оказывают благотворное влияние на физическую форму. Отказ от определенной пищи в эти дни недели позволяют задуматься о бренности своего существования и еще раз обратиться к молитве.
Как правильно поститься в среду и пятницу
При соблюдении постных дней нужно знать правила, чтобы нечаянно, по неведению не оскорбить память столь важных дней в христианстве.
День по церковному времени начинается не в обычное время. Отсчет новых церковных суток идет с момента начала вечернего богослужения в храме.
В каждом храме подобная служба может начинаться в разное время, но приход должен знать расписание богослужений и, таким образом, знать во сколько наступает новый день.
Обычно вечерня служится в отрезке от 4 до 8 часов вечера. Поэтому и отсчет начала постного дня происходит в это же время. Христианин перед вечерней молитвой может принимать обычную пищу, а после нее уже только постную. Таким же образом постный день и завершается, то есть по окончанию богослужения вечером.
Исходя из этих правил следует, что, например, пятничный пост берет свое начало с вечерней службы четверга и заканчивается богослужением вечером в пятницу, независимо от того, во сколько она прошла.
Что касается строгости постных дней, то тут все индивидуально. Ее поможет обозначить священник при храме. Если возникают подобные вопросы следует прежде всего обратиться к настоятелю за разъяснением.
В некоторых случаях держать строгий пост не рекомендуется, так как это может отрицательно сказаться на физическом здоровье православного человека, а пост ни в коем случае не допускает нанесение вреда верующему.
Так, есть послабления у женщин, которые ждут ребенка или кормят грудью. Люди ведущие трудовую жизнь в тяжелых физических условиях и дети до 7 лет пользуются более легким вариантом поста, о котором будет рассказано ниже. Это касается и спортсменов, которые усиленно тренируются.
Но, человек, не вправе определить степень строгости постного дня самостоятельно, он обязательно должен спросить на это благословления священного лица.
Также пост не соблюдаются в Святки, первую седмицу после Пасхи, в первую седмицу после Троицы и в дни празднования Масленицы.
Можно ли рыбу в среду и пятницу
Посты в среду и пятницу по церковным правилам должны проходить с такой же строгостью, как и каждый пост.
В эти дни нужно исключить из своего рациона такие продукты как: яйца, мясо, молочные изделия. Из рациона исключается и рыба.
В сохоядение или сыроедение можно употреблять в пищу овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед.
Все эти правила не касаются тех, кто получил от священника благословение на послабление постных дней. Категорий таких людей отмечались выше.
Помимо этих правил существует и такие особые дни, когда в среду и пятницу разрешается есть рыбу.
Это то время, когда постные дни выпадают на зимние и весенние мясоеды. К периоду зимнего мясоеда относится промежуток времени между Рождественским и Великим постами, а к весеннему мясоеду относится промежуток между Великим праздником Пасхи и днем празднования Святой Троицы.
Рабы можно употреблять в пищу во время больших церковных праздников. Многие церковные праздники имеют свойство переходить с одной даты на другую. И в каждый год празднуются в разное число. Поэтому лучше всего сверится с православным календарем или же узнать у настоятеля храма о приближающихся праздниках. В эти почитаемые христианами дни в храмах идут службы и пост не соблюдается.
Постные дни обязательно сопровождаются усиленной молитвой, благочестивыми делами, раздачей милостыни, покаянием. Это крайне важно для православного человека. Не только отстранится от употребления скоромной пищи, но и работать над своим духовным пробуждением.
Источник: https://1001molitva.ru/post/v-sredu-i-pyatnicu.html
Как соблюдать православные посты в среду и пятницу — философия
Помимо традиционных многодневных постов, православная церковь предлагает верующим еще и однодневные еженедельные посты в среду и пятницу.
Обязательно ли их соблюдать? – вопрос, который часто задают священникам люди, только начинающие приобщаться к церковной жизни.
И действительно, зачем нужен православный пост в среду и пятницу тем, кто не отлынивает от многодневных постов, соблюдает их со всей строгостью и прилежностью? Разве этого недостаточно? Заглянем в недра истории.
Оказывается, еженедельный пост православной церкви – не христианская выдумка. Дважды в неделю постились еще иудеи, правда, дни для их поста были выбраны другие – понедельник и четверг. Однако воздержание в эти дни не было обязательным, а рассматривалось как личное дело каждого.
В Евангелии от Матфея Иисус рассказывает притчу о мытаре и фарисее, в которой фарисей хвастался перед Богом: «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как все – пощусь два раза в неделю…». В первые годы христиане по инерции продолжали соблюдать однодневный пост по понедельникам и четвергам, но уже в конце I – начале II века н. э.
было установлено правило не поститься вместе с иудеями, и с тех пор пост в среду и пятницу плотно вошел в традицию православной церкви.
Для чего нужен православный пост в среду и пятницу?
Понимая, что искоренить привычку двухдневного еженедельного поста у новообращенных христиан, которые еще вчера были иудеями, невозможно, церковные иерархи решили не бороться с этим обычаем, а модифицировать его под христианство. Православный пост в среду и пятницу приурочен к самым трагическим дням христианской истории.
Соблюдая пост в среду, верующие отдают дань памяти дню предательства Иисуса его любимым учеником – Иудой Искариотом. Пост в пятницу посвящен бичеванию, распятию и крестной смерти Спасителя.
Зачем же поститься так часто? Помимо своего траурного назначения, еженедельный однодневный пост, по словам святых отцов, является беспрерывной круглогодичной охраной души – соблюдая его, верующий показывает дьяволу, что он не теряет бдительности, помнит о Боге, и готов к духовной борьбе в любое время года.
Кроме того, пост в среду и пятницу позволяет христианам держать себя в тонусе – его можно сравнить с регулярной тренировкой перед длительными марафонами (многодневными постами).
Питание во время поста в среду и пятницу для православных верующих
Согласно церковным установлениям, пост в среду и пятницу – строгий. Во время него верующие отказываются не только от мяса, но и от молока, кисломолочных продуктов, рыбы и яиц.
Воздерживаться в эти дни следует и от интимных отношений, а также сквернословия и гнева.
Особенно строгие уставы предполагают сухоядение: режим питания, при котором в пищу не употребляется еда, приготовленная горячим способом, аналог современного сыроедения. При сухоядении можно кушать овощи и фрукты, орехи и мед.
Степень строгости воздержания во время поста в среду и пятницу определяется самим верующим и его духовником, или любым православным священником, с учетом состояния здоровья и образа жизни постящегося.
От строгого поста освобождаются дети до 7 лет, беременные и кормящие женщины, спортсмены во время интенсивной подготовки к соревнованиям, люди, занятые на вредной работе – как правило, им без всяких оговорок разрешаются молочные продукты и рыба.
В течение года есть несколько периодов, свободных от поста в среду и пятницу: Светлая седмица (неделя после Пасхи), Троицкая седмица (неделя после Троицы), Святки (от Рождества до Крещения), неделя мытаря и фарисея (за 2 недели до Великого Поста), Масленица (неделя перед началом Великого Поста). Во время Масленицы пост в среду и пятницу не соблюдается, но мясо на этой неделе уже не едят.
Источник: http://filosofia.ru/kak-soblyudat-pravoslavnye-posty-v-sredu-i-pyatnicu/
Постные дни среда и пятница: что можно есть
21 11 2015 Оля 27 комментариев
Часто можно слышать вопросы: постные дни среда и пятница — что можно есть, можно ли рыбу, как готовить еду на поминки и чего нельзя делать. Обратимся к уважаемым православным источникам, и попытаемся раскрыть эти секреты, плюс узнаем хорошие постные рецепты на целый день — завтрак, обед, постный ужин, сытно и вкусно.
Давайте сначала разберемся — почему среда и пятница в православии считаются постными днями?
Среда — это в память о том дне, когда Иуда предал Иисуса Христа, мы скорбим вместе с ним.
Пятница — в этот день распяли Христа, потому мы постимся в воспоминание об этом дне. Святые отцы говорят: «когда вы едите скоромное в эти дни, вы распинаете Господа», и еще: «кто в среду и пятницу не постятся, много грешат пред Господом». И еще говорят, что ангелы ведут счет постным средам и пятницам в нашей книге жизни…
Что касается поминок или каких праздничных дней, выпадающих на среду с пятницей, нужно придерживаться тех же правил. В эти дни, как в обычный пост, недозволительно развлекаться, веселится, сидеть перед телевизором, это дни для дел милосердия, размышлений о Боге, о грехах своих, чтение духовной литературы и так далее.
Еще часто спрашивают, можно ли рыбу по средам и пятницам, нам батюшки отвечают: когда обычные дни — то можно, если это время какого-то поста и среда с пятницей попадают в дни строго поста, то нельзя. Вот пример: сейчас начнется Рождественский пост, и в дни его среда и пятница будут строгими, рыбу вкушать нельзя.
Вообще, что касается Рождественского поста, то по Типикону, рыбу тоже не все дни можно есть. К примеру, до 19 декабря рыбка запрещена понедельник, среда, пятница, после 19-го — до 2 января — рыбу лишь в выходные можно, а со 2-го по 6 января вообще нельзя рыбку вкушать.
Еще вопрос иногда встает — когда начинается постный день, ведь многие путаются от того, что сам день начинается в церкви с вечера, так вот — пост начинается также, как обычный день, с 24.00.
Сегодня хотим предложить вам три блюда для постной среди (пятницы) – завтрак, обед, ужин — вкусно, сытно, просто и питательно.
Посмотреть: постные рецепты, вкусные и простые.
Коврижка постная, монастырская
Продукты:
- стакан сахара
- стакан воды (если не пост, то можно кефир или молоко взять)
- стакан варенья
- 1 ч.л. соды в укусе погасить
- муки 2-2,5 стакана
Все смешать, смазать форму, выложить и выпекать. Можно сверху пудрой сахарной присыпать, глазурь какую-то сделать, разнообразит тем самым коврижку.
Еще можно добавить меда вместо варенья и какао, изюма немного, крем сварить с воды, олейны, какао и сахара — вкусно!
Селедка по-корейски
- 1 кг свежезамороженной сельди
- стакан томатного сока
- 80 мл (можно меньше) 9% уксуса
- 120г масла подсолнечного без аромата
- ложка соли столовая
- ложечка сахара чайная, столько же молотого перчика
- 3-4 луковицы
Селедку на филе аккуратно разобрать, порезать кусочками. масло с томатом закипятить, снять с огня, всыпать специи, охладить и залить соусом селедку. Оставить так на сутки. Отвариваем картошку, делаем салат или достаем из банки огурчики маринованные, и постный обед готов!
Постный салат
- свекла
- курага
- чернослив
- орехи
- майонез постный
Можно варьировать с количеством продуктов, кто как любит. Свеклу отварить, на терочке измельчить, курагу с черносливом для размягчения кипятком залить. потом избавить от жидкости и соломкой нарезать. Орешки подробить, все полить майонезом и смешать. Постный салатик готов!
Еще очень вкусно получается даже на праздничный стол в пост замечательный постный салат от матушки Елены — необыкновенный просто!
Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях
Источник: https://novomoskovsk-ua.info/postnye-dni-sreda-i-pyatnitsa/
Однодневные посты
Как поститься в среду и пятницуПост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу — в воспоминание самих страданий и смерти Его.Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа».
Пост среды и пятницы столь же важен, как и другие посты. Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу, говорил преподобный Серафим Саровский. Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его.
По 69-му Апостольскому правилу: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».
Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. В среду и пятницу разрешается сваренная пища с елеем.В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста.
В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу.
Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова.
Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Сплошные седмицы (седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы:1. Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.2. Мытаря и фарисея — за две недели до Великого поста.3. Сырная (масленица) — неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).4. Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.5. Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).
Пост в день Воздвижения Креста Господня
Животворящий Крест Господень напоминает нам о добровольных, спасительных за нас страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа.
В этот день Церковь, перенося наши мысли к печальному событию на Голгофе, внушая нам деятельное участие в страданиях и смерти распятого за нас Господа и Спасителя, установила пост, располагающий нас к покаянию и свидетельствующий о нашем живом участии в страданиях и смерти Господа.
На трапезе в день Воздвижения животворящего Креста Господня положено вкушать овощи и растительное масло. «Сыра же и яиц и рыбы никакоже дерзнем коснутися»,— пишется в Уставе церковном.
Пост в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи
Благоговея к посту, страданиям и смерти Господа и святых Его, Церковь установила пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, великого постника, питавшегося в пустыне акридами и диким медом.
«Достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети, ради воздержательнаго жития святаго, и скверноубейственного кровопролития его от Ирода.
Глава Предтечева усечена была на пиру, где было плясание блудныя плясавицы, и чревоугодие, и заклание, и кровопролитие различных животных: и нам посему не подобает вкушать ни от единого от таковых животных, из них же кровь изливается, ниже рыб, ибо и они кровь имеют, хотя и в воде живут, и от тваей животных суть, да не явимся сообщниками Иродовому чревоугодию. Как можем мы почтить честное усекновение Крестителево? Станем ли есть мясо или иные различные брашна? Он жил в пустыне безводной и безтравной: ни хлеба не ел, ни трапезы не имел! Вино ли пием? Он никогда не пил вина, ни инаго пития мирского! Итак, братия, усердно почтим день сей молитвою и постом».Пост 11 сентября, установлен вероятно вместе с праздником, начало которого относится к первым временам Церкви христианской. Древность поста в день Усекновения главы Предтечевой подтверждается уставом Саввы Освященного, где на оснавании древнего предания говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами».Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять, по уставу Церкви, в воздержании не только от мясной и сырной пищи, но и от рыбной, и следовательно состоять «в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых».
Пост в навечерие Богоявления Господня
Пост в навечерие праздника Богоявления Господня, как и в навечерие праздника Рождества Христова, по древнему соединению сих праздников в один день, называется также сочельником или сочевником, и поэтому есть весьма древний христианский пост.
В 4 веке об нем упоминают в святых писаниях Филистарий, умерший в 387 году, и Феофил Александрийский 385 -412. К повсюдному происхождению и распространению этого поста могло служить древле крещение оглашенных в навечерие Богоявления и причащение новокрещенных в этот великий праздник.
ибо приготовление христиан к принятию таинств крещения и причащения всегда сопровождалось молитвою и постом.
К хранению поста в навечерие Богоявления издревле также побуждает христиан благочестивое ожидание освященной воды, до вкушения которой православные христиане, поступая по древнему священному преданию и уставу Церкви, утвердившей это предание, не вкушают пищи, “дондеже, как говорится в уставе, освятятся водным кроплением и причащение, т.е. питием”.В сочельник в навечерие праздника Крещения, когда должно говеть до вкушения св. воды, предписана, так же как и в навечерие дня Рождества Христова, трапеза единожды после Божественной литургии. На трапезе, правилами Церкви, постановлено вкушать “и с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти”.
Пост в среду и пятницу
Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание и смерть, а в пятницу в воспоминание самых страданий и смерти Его. Этот седмичный пост установлен в первые времена христианства, при Апостолах, ибо хранение его предписывается 69 Апостольским правилом.
Сверх того об Апостольском установлении его свидетельствуют писатели Церкви 2-го, 3-го и 4 века, как-то: Игнатий Богоносец, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, св. Епифаний Кипрский и другие.У древних христиан среда и пятница назывались иногда днями стояний.
Так у первых христиан назывался пост, соединенный с молитвой, потому что христианин на земную жизнь свою должен взирать как на стражу Господню, и на себя как на воина Христова, призванного постоянно вести духовную брань не с кровию и плотию, нок началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным, и после победы над ними восприять некогда венец вечной, блаженной жизни (Ефес. 6, 11-17; 2 Тимоф. 2, 3). «Посты наши, говорит св. Амвросий Медиоланский, для нас суть лагери, защищающие нас от нападения дьявола, и называются стояниями, потому что мы, стоя и пребывая в них, отгоняем злокозненных врагов. Действительно, посты служат для христиан лагерями, за черту которых, если кто уклоняется, попадает в плен духовного фараона или погибает в греховной пустыне».Св. Епифаний Кипрский, изображая пощение древних христиан в среду и пяток, говорит: «в церкви бывают собрания, учрежденные Апостолами, в среду и пяток и в день воскресный. В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа (до 3 по полудни), потому что в среду предан Господь, а в пяток распят. Апостолы заповедали в сии дни постится в исполнение слов Иисуса Христа: егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни (Лук. 5, 35). Пост для нас учрежден не для того только, чтобы мы тем могли возблагодарить Пострадавшего за нас, но и для того, чтобы для нашего спасения исповедывать страдания, которыя терпел за нас Господь, и чтобы посты служили умилостивлением пред Богом, оскорбляемым нашими грехами». Лев Великий, епископ Римский, пишет: «Возлюбленные, чтобы очиститься вам посредством изнурения плоти и дел милосердия от всякой скверны греха, поститесь по средам и пяткам, а субботы проводите во бдении при мощах св. Апостола Петра, по молитвам коего милосердый Господь, как я уверен, милостиво примет ваш пост и обеты, посредством Господа нашего Иисуса Христа». Киевский митрополит Петр Могила говорит: «Церковь, возбуждая нас в среду и пяток своим священным песнопением к размышлению о милостях, дарованных нам Иисусом Христом чрез крест, установила в сии дни пост для того, чтобы мы, делаясь чрез то способнее к духовному размышлению, были благодарны к Искупителю не только духом, но и телом, усмиряя плоть воздержанием от вкусных и утучняющих мяс и других яств, и таким образом сими чувствами благодарности и благоговения хотя мало участвуя в страданиях Спасителя нашего. Бог и от Израильтян требовал не одного внутренняго памятования о чудесном избавлении их от рабства Египетского, но и внешняго, чтобы они, посредством чувственных знаков, как-то, чрез отложение всего квасного и употребление опресноков, смешанных с горькими травами, усмиряя тело, являли тем благодарность свою». Итак, пост в среду и пятницу установлен Церковью по великому благоговению к событиям страданий и смерти Господа. Празднуя еженедельно воскресение Его, Церковь установила воспоминать еженедельно и великие события страданий и смерти Господа, предшествовавшие воскресению Его из мертвых.Пост среды и пятницы столько же важен в Православной Церкви, как и другие ея посты. Она строго предписывает нам соблюдать этот пост и осуждает произвольно нарушающих его. По 69 Апостольскому правилу, «аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». В сем Апостольском правиле пост среды и пятка хотя сравнивается с постом Четыредесятницы, но он строг менее Великаго поста. В продолжении последняго, кроме некоторых дней, предписано сухоядение, но пост в среду и пятницу хотя так же, как в Четыредесятницу, положено хранить до вечера и вкушать единожды, но питаться не сухоядением, а сварением с елеем и проч., а в некоторые среды и пятки разрешается и на рыбу. Так хранили пост в эти дни и первые христианеНашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter 2 июня 2009 года ↑
Реклама
Реклама
Источник: https://www.ThePrayerBook.info/564-odnodnevnye-posty.html
Пост — 15 вопросов о посте
– Пост – это добровольное воздержание от всякого наслаждения. Пост периодически напоминает о приоритете духовных ценностей над материальными.
В дни поста верующие должны больше думать о Боге, о своих грехах, больше молиться, читать духовную литературу. А чтобы легче было это выполнить, прежде всего, надо меньше питаться.
Совсем не употреблять мяса, яиц, молока, то есть скоромную пищу, а только постную, то есть растительную – хлеб, овощи, фрукты, каши.
Сытная пища вызывает желание не молиться, а поспать или, наоборот, резвиться, развлекаться.
– Человек изначально создан как единство души и тела, которые призваны совместно подчиняться духовному, небесному и Божественному. Грех внес дисгармонию, и потому бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушаться души, да и сама душа стремится к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого человек воздерживается от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а эгоизм проявляется в греховных страстях, стало быть, важно побеждать страсти, чему как раз и способствует пост. Поэтому соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОСТ?
– Пост – это отложение злых дел, чувств, мыслей, воздержание от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию Церкви для того, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть духу его главенство над телом и его страстями.
Пост – это не только некоторые изменения в составе пищи, но главным образом это покаяние, очищение сердца через усиленную молитву, телесное и духовное воздержание.
В это время надо по возможности ограничить погруженность в мирскую суету, отказаться от светских развлечений, больше времени уделять посещению Церкви, душеполезному чтению, добрым делам.
Следует обратить особое внимание на характер отношений с близкими: перед обиженными извиниться, с кем в ссоре примириться, нуждающимся уделить внимание и заботу. Настоящий постник воздерживается от празднословия, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия.
Словом, настоящий постник – тот, кто удаляется от всякого зла.
ВСЕМ ЛИ МОЖНО ПОСТИТЬСЯ? НЕ ВРЕДИТ ЛИ ПОСТ ЗДОРОВЬЮ?
– Заповедь о посте дал Бог, поэтому поститься обязаны все верующие и желающие спасти свою душу. Предписываемая Уставом Церкви строгость постов рассчитана на физически здоровых людей. В случае невозможности придерживаться уставной строгости поста необходимо обратиться к священнику для согласования с ним меры послабления.
Мнение о вреде поста для здоровья пришло с запада. На Руси издавна постились все – и старые, и малые. Все святые угодники Божии вели строгую постническую жизнь, выполняли тяжелые физические работы и при этом многие из них долго жили. Здоровью вредит неумеренное и неразборчивое употребление пищи и греховная жизнь.
«Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сир. 37:32-34).
КТО ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ ПОСТОВ?
– От постов освобождаются болящие, беременные и кормящие матери, грудные дети, путешествующие (по мере необходимости), а также люди, находящиеся в сугубых обстоятельствах (например, на войне). Конкретные вопросы прохождения поста надо согласовывать с духовным наставником.
КАКИЕ БЫВАЮТ ОДНОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ И КАК В НИХ ПОСТИТЬСЯ?
– Однодневные посты бывают в среду (в этот день вспоминается предательство Иуды) и пятницу (день, когда распяли Господа Иисуса Христа) каждой недели. По строгости пост в эти дни приравнивается к Великому посту.
В Рождественский (24 декабря/06 января) и Крещенский (05/18 января) сочельники пищу не вкушают до вечера. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) пост состоит в отказе не только от мясной и молочной пищи, но и от рыбной.
В день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) тоже предписан строгий пост – на трапезе положено вкушать овощи и растительное масло.
Посты делятся на нестрогие (воздержание от всех видов мясомолочной пищи) и строгие (воздержание от всех видов мясомолочной пищи, рыбы и елея).
КАК ПОСТИТЬСЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ДЛЯ ЧЕГО ОН УСТАНОВЛЕН?
– Великий пост установлен для подготовки к Пасхе – главному христианскому празднику, в память о сорокадневном пребывании Господа Иисуса Христа в постном подвиге в пустыне, а следующая сразу за Великим постом Страстная Седмица посвящается последним дням земной жизни, страданиям, смерти и погребению Иисуса Христа.Во время Великого поста из употребления исключают мясную и молочную пищу. Рыба разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (если он приходится не на Страстную Седмицу) и в день Вербного воскресенья. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.
КАК ПОСТИТЬСЯ В ПЕТРОВ ПОСТ И ДЛЯ ЧЕГО ОН УСТАНОВЛЕН?
– Петров пост установлен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла и в воспоминание того, что после сошествия на них Святого Духа святые апостолы разошлись из Иерусалима по всем странам, постоянно пребывая в подвиге поста и молитвы.Петров пост менее строг, чем Великий. Во время Петрова поста исключается мясная и молочная пища. Рыба разрешается по субботним, воскресным и праздничным дням.
КАК ПОСТИТЬСЯ В УСПЕНСКИЙ ПОСТ И ДЛЯ ЧЕГО ОН УСТАНОВЛЕН?
– Успенский пост (с 14 по 27 августа по новому стилю) установлен в честь Пресвятой Богородицы. Готовясь отойти в вечную жизнь, Божия Матерь постоянно постилась и молилась. Так и всем верующим, слабым духовно и физически, тем более следует прибегать к посту, обращаясь в молитве к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде.
Во время Успенского поста исключается мясная, молочная и рыбная пища, по строгости он приравнивается к Великому посту.
КАК ПОСТИТЬСЯ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ И ДЛЯ ЧЕГО ОН УСТАНОВЛЕН?
– Рождественский пост установлен для того, чтобы к дню Рождества Христова верующие очистили себя покаянием, молитвой и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия.Во время Рождественского поста исключается мясная и молочная пища. Рыба разрешается по субботним, воскресным и праздничным дням.
НАДО ЛИ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ В СРЕДУ ИЛИ ПЯТНИЦУ, ЕСЛИ НА ЭТИ ДНИ ПРИХОДИТСЯ КАКОЙ-ЛИБО ПРАЗДНИК, НАПРИМЕР, КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ?
– Если двунадесятые праздники, посвященные Господу, приходятся на среду или пятницу, то пост отменяется.
МОЖНО ЛИ ЕСТЬ РЫБУ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ В ПЕРИОД ОТ ПАСХИ ДО ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА?
– От Пасхи до Вознесения Господня по средам и пятницам есть рыбу разрешается.
НА СКОЛЬКО НАДО СОКРАТИТЬ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИЩИ ВО ВРЕМЯ ПОСТА?
– Каждый сам должен определить сколько питания в сутки ему требуется. Потом надо понемногу уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до минимума, рассчитав так, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, то есть неспособности к делу.
МОЖНО ЛИ ЕСТЬ МЕД ВО ВРЕМЯ ПОСТА?
– Можно, но в умеренном количестве и не услаждаясь.
С КАКОГО ВОЗРАСТА СЛЕДУЕТ ПОСТИТЬСЯ ДЕТЯМ?
– Определенного правила нет, но в каждой христианской семье этот вопрос решается очень просто: постятся родители – постятся и дети, и если здоровы – с самого раннего возраста.
КАК ПОСТИТЬСЯ БОЛЬНЫМ ЛЮДЯМ?
– Когда нет здоровья, то благодушие во время болезни и терпение ее заменяют пост. Поэтому больным разрешается употреблять пищу, которая требуется в связи с их заболеванием, хотя она и не постная. Но на ослабление поста надо спрашивать благословение священника.
Источник: http://dishupravoslaviem.ru/post/
Постный календарь
(Примечание: Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины.
Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника)
***
Сухоядение
Сухоядение – употребление растительной пищи, приготовленной без огня – овощей и фруктов, приуготовляемых Самим Богом, без участия человека. Одна из строгих степеней поста.
Сухоядение предписано монастырским Уставом в большинство дней Великого поста: кроме суббот, воскресений и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» (Типикон, гл. 32).
Под это определение также подпадают практически все среды (в память о предательстве Иудой Иисуса Христа) и пятницы (в память о распятии Христа).
Эта степень поста распространяется преимущественно на монашествующих. Миряне обычно постятся так только в Рождественский сочельник и в Великий Пяток (пятницу Страстной седмицы).
Даты указаны по новому стилю
Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти недель), три однодневных поста.
Великий Пост
Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.
Петров, или Апостольский пост
С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.
Успенский пост
14 августа – 27 августа
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.
Рождественский (Филиппов) пост
28 ноября – 6 января
В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Сплошные седмицы
Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 января до 18 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста,
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса),
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи,
Троицкая – неделя после Троицы.
Среда и пятница
Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя.
В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла.
Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
Однодневные посты
Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.
О трапезе в праздники
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Источник: http://xn--80aag2bhekl5ax7g.xn--p1ai/postnyy-kalendar