Православие и язычество: отношение и мнение, главные отличия от православной церкви – православные молитвы

Отношение православия к язычеству: вопрос-ответ

Православие и язычество: отношение и мнение, главные отличия от православной церкви - православные молитвы

– Возможно ли славянину-христианину с уважением относится к религиозной традиции своих предков, даже не разделяя ее всерьез?

– Как предмет научного изучения, дохристианские религиозные учения могут и не быть душевредными. Однако современное неозычество не имеет отношения к историческим верованиям наших предков. Густо замешанные на ненависти и отрицании христианства, родноверие учит человека принимать систему взглядов и ценностей в корне отличающуюся от Православия.

Несмотря на то, что такой вопрос священнику частично вне его компетенции, можно утверждать, что собственно научно-достоверные труды по настоящему славянскому язычеству очень немногочисленны, например – «Язычество древних славян» акад. Рыбакова, а почти все современные книги на эту тему – псевдонаучные спекуляции.

– Что такое современное неоязычество?

– В широком смысле, к неоязычеству относятся все оккультные практики и течения типа «Нью-Эйдж», возникшие в 20-21 веках.

Их основные черты: ненависть или презрение к христианству как к «отжившей религии»; вера в то, что сейчас происходит смена исторических эпох и уход христианства; вера в то, что человек самостоятельно способен общаться с любыми сущностями духовного мира, синкретизм своих религиозных концепций, которые часто поверхностно соединяют учения разных эпох и народов.

Предтечей современного неоязычества можно считать учения Блаватской, Рерихов, практики спиритизма и концепции теоретиков «психоделической революции» 60-х годов в США.

Все эти учения основаны на том, что в результате спиритического или иного оккультного контакта с духовным миром человек может получить сверхспособности и иное понимание жизни.

Если Вам встретилась «духовно-нравственная» книга, в которой есть намеки на все вышеперечисленное, то лучше задать вопросы священнику на тему ее содержания.

– Христианство – чуждая русскому народа вера, оно пришло извне, разве это не так?

– Дело в том, что с такой точки зрения должны существовать у разных народов автономные национальные математика, химия и другие точные науки. Религия – система взглядов, апеллирующая к истине.

Истина не может быть достоянием одного народа и при этом не быть доступной другим народам, потому что все люди одинаково могут познавать ее.

Если христианство – чуждая религия, то почему тогда оно так быстро и прочно привилось на русской земле? И почему язычество не осталось в качестве религии хотя бы у части русского народа, который был велик и рассеян, и которому силой было почти невозможно насадить такое «чуждое» мировоззрение?

Источник: http://valtasar.ru/preligia/otnoshjenije-pravoslavija-k-jazychjestvu-vopros-otvjet.php

Угроза неоязычества. Мнения священиков

Неоязычество как явление представляет собой искусственно создаваемое религиозное учение, имеющее ярко выраженный языческий этноцентризм. Русская Православная Церковь негативно относится к этому явлению,считая распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века. «Православный Взгляд» попросил экспертов дать оценку этой угрозе.

Неоязычество — проект западных спецслужб, который был задуман как альтернатива православной вере. Иерей Даниил Сысоев много говорил о неоязычестве. Неоязычество — это приманка, которая грамотно рассчитана на восприимчивую психику молодого человека, на его неравнодушное отношение к происходящим событиям.

Эту проблему нельзя игнорировать, а нужно находить общий язык с молодыми людьми и своим примером переубеждать их. Например, на наши тренировки раньше приходили молодые люди, увлекающиеся неоязычеством, но они постепенно перестали быть неоязычниками, потому что видели пример живого Православия, живых отношений, получили ответы на свои вопросы.

Вообще, хорошо было бы устроить православный фестиваль единоборств и пригласить на него представителей языческих общин. Спорт — это универсальная площадка для диалога. Можно найти и другие площадки. Сейчас нужно не делить российское общество, а наоборот объединять его, а для этого требуются усилия со стороны православных.

Нужно не бояться идти к людям с Евангелием — с благой вестью, но нужно делать это с открытым сердцем. Просвещение важно, но люди больше верят искренности и общению на равных. У православных, особенно у неофитов, часто можно видеть высокомерие и чувство правоты по отношению к неправославным.

Но в данном случае нужно убавить амбиции и быть «с иудеями как иудей, а с язычниками как язычник» (1 Кор. 9:20-21), то есть понять, чем живут эти люди, и помочь им в поисках истины.

Культы, подобные неоязычеству, становятся популярными среди молодежи, потому что мы не воспитали правильно своих детей. Родители не несут ответственности за своих детей, потому что не знают, как их воспитывать.

Мы живем, как в диком лесу, и не показываем достойного примера детям, поэтому они с детства смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, а когда вырастают, увлекаются неоязычеством. Очень сложно вырвать ребенка из этой среды.

Родители с самого детства должны занять своего ребенка, чтобы у него не было ни одной свободной минуты. Образование важно только тогда, когда помогает нашим детям стать более человечными, а воспитание имеет смысл только в Боге, чтобы ребенок ходил в Церковь и молился Богу.

Сейчас дети поглощены интернетом, где находят друзей по интересам. Это происходит потому, что в их голове пустота, которую заняли нечистые духи.

Неоязычество — это спецпроект, в котором приняли участие, в частности, родители второй жены Ющенко — Екатерины Чумаченко. Родители Чумаченко еще в Канаде подняли эту тему, потом насадили на Украине, и теперь в каждом украинском городе есть зарегистрированные немалочисленные общины неоязычников, хотя на востоке Украины их немного. В основном эти группы существуют на западе и в центре Украины.

Это жестко выраженный национальный курс. Они хотели, что-то придумать, чтобы ярко отличиться, если не униатством, то неоязычеством. Бороться с неоязычеством легче, чем с псевдо-христианскими тоталитарными культами, потому что они выступают четко против христианства, обожествляют непонятные силы природы. Людям нужно просто все объяснить и разложить по полочкам.

Они говорят, что ту религию, которая на Украине была до христианства, сейчас опять нужно исповедовать. Православным нужно работать не покладая рук, говорить людям правду, что язычество — не поклонение силам природы, как они считают, а поклонение бесам со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По сути, неоязычество — это маргинальное объединение, и только современная украинская власть может выдвинуть его на более высокий уровень.

Надо понимать, о каком язычестве идет речь. Боги славян различались между собой, например, поляне, древляне, кривичи и вятичи имели разные представления о верховном боге и обрядах.

В современной Индии имеет место храмово-локальная мифология, когда в каждой деревне свой верховный бог и в каждом храме по-разному интерпретируют священные тексты.

Я знал одного молодого человека, который сначала увлекался славянским язычеством, потом, увидев в язычестве имитацию более древних религий и отсутствие литературных памятников, ушел к кришнаитам, стал бегать по Москве, бить в бубен и прославлять Кришну.

Когда люди с помощью языческих представлений пытаются вернуться к неким истокам, совершенно непонятно, какие истоки имеются в виду, потому что в различных языческих системах различные истоки и представления.

Язычники должны ответить на один очевидный вопрос: что для них есть Бог? Концепция Бога предполагает веру в единый абсолют, который всемогущ и вездесущ.

Возможно ли существование сразу множества всемогущих богов и абсолютов? Сократ и Аристотель, когда рассуждали о Боге, неизбежно приходили к мысли о том, что Бог — это Абсолют и что Он един! Христианское учение о Святой Троице — это учение о том, что есть одна божественная сущность, но в трех лицах — Отца и Сына и Святого Духа.

Но христиане верят не в трех богов, а в Единого Бога. Если проанализировать все религиозные поиски, связанные с постижением божества, то даже в рамках индуистских философских систем люди неизбежно приходили к мысли о том, что Бог один. Когда мы говорим о божественном единстве, то это, прежде всего, единство любви.

Бог-Отец любит Бога-Сына, Бог-Сын любит Бога-Отца; Бог-Отец имеет жизнь в самом себе — и Бог-Сын имеет жизнь в самом себе, и сама любовь обоих — это ипостась Духа Святого, Который имеет жизнь в самом себе. Это абсолютное единство Троицы в православном понимании, и оно несравнимо ни с каким другим единством.

Человек тоже состоит из трех частей: духа, души и тела — и мы видим, насколько это разные вещи. Вера в единого Бога — это вера, которая заложена во все творения. Вот перед такими философскими рассуждениями язычество оказывается беспомощным.

Так называемое неоязычество — это имитация древности, которое носит, скорее всего, протестный характер. Думаю, что только духовно незрелый человек может броситься в объятия неоязыческого культа, который никак не связан с древними языческими системами. Дело в том, что язычники никогда не отрицали другие религиозные культы.

Например, когда римские легионы приходили в германские леса, в первую очередь, они приносили жертву богам той местности. Этим они подчеркивали тот факт, что воюют не с германскими богами, а с германцами, а богов они почитают. Когда был пик гонений на христиан, в Сенате поставили золотую статую Христа.

Тем самым язычники хотели показать христианам, что почитают Христа, а христиане должны были, в свою очередь, почитать языческих богов. Язычество заведомо не агрессивно по отношению к другим религиозным системам, потому что предполагает почитание множества богов.

Агрессия неоязычников показывает, что их неоязычество — это имитация язычества, неоязычество образца made in США. Неслучайно, что идеологи современного российского неоязычества живут в Канаде и США.

Мы должны свидетельствовать об истине Православия. Свидетельство предполагает раскрывание правды об определенном явлении. Во-первых, нужно обличать язычество. В мире к слову «обличение» относятся с пренебрежением, а на самом деле оно четко выражает суть метода.

Обличить — это значит показать всю мерзость язычества, и на волне обличения предложить человеку выбор — оставаться идолопоклонником или стать православным? У меня был случай полемики с неоязычниками. В полемике с ними я обратил внимание на то, что у них нет четкой доктрины.

Начинаешь говорить с одними людьми, они выдвигают одни доводы, другие — совершенно противоположные доводы. В Православии есть понятие ортодоксия, у неоязычников этого нет.

Это представляет сложность для полемики, потому что когда ты опровергаешь одно положение, они, видя несостоятельность этого положения, легко меняют доктрину. В споре с язычниками главное не вдаваться в нюансы, от которых они сами легко отказываютсся. Нужно обличать общее направление язычества, показывать его мерзость.

Если посмотреть на языческий мир в целом, мы увидим в разных традициях и мифах разных народов одни и те же черты — детоубийство, проституцию, человеческие жертвоприношения. Язычество нужно обличать в целом, но это не исключает и частной полемики.

Источник: http://orthoview.ru/ugroza-neoyazychestva-mneniya-svyashhenikov/

Православие и буддизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви | Духовная жизнь на 4-women.ru

Буддизм — это знаменитая религия индусов, которая распространилась сегодня по территории всего мира. Она насчитывает более миллиона последователей, а исторический ареал ее сосредоточен в Азии. Сегодня, благодаря глобализации, в России также достаточно много последователей.

Как христианам реагировать на последователей данного течения и каково отношение православия к буддизму? Понять это можно только после глубокого изучения, что за религия это и каковы основные различия между ней и православием.

Основателем течения считается Гаутама Сиддхартха (род Шакья), который жил на территории современного Непала в VI-V вв. до н.э. Многие считают, что Будда — это его имя, полученное в процессе перерождения и достижения нирваны, но на самом деле это духовный титул, который в переводе с санскрита означает «пробудившийся».

Статуя Будды

Будда, до начала своей духовной жизни, был принцем и наследником царства, но, по мере знакомства с несчастными и больными людьми, он ужасался человеческой жизни и вскоре отказался от наследства. Гаутама сбежал и стал отшельником. Используя различные духовный практики, в частности медитацию, Гаутама вскоре достиг состояния пробуждения.

Это, по мнению его адептов, означает мистическое озарение, которое приводит человека к гармонии с собой и окружающим миром. Вскоре после своего пробуждения, Будда начал проповедовать и распространять свое учение. Вплоть до самой смерти в возрасте 80 лет он активно набирал учеников и учил их духовным практикам.

Настоящее его учение переросло в религиозную практику, в более современном понимании, зародился на территории современной Индии, но не как ветвь индуизма, а как отдельное религиозное течение.

Читайте также:  Акафист святителю луке, исповеднику, архиепископу крымскому - православные молитвы

Оно имеет существенные отличия от религии индусов:

  • оно не принимает ведийский канон;
  • отрицает понятие «атман», которое является ключевым в индуизме.

В данном течении есть своеобразное ядро, вокруг которого вертится все — это личный духовный опыт, которым последователи все измеряют.

Внимание! Основанием самой этой религии стал мистический опыт Будды, и теперь личный духовный опыт является критерием, по которому определяют правильность и истинность любого религиозного учения.

У этой религии нет теории — все познается через духовные практики. Нет никакой истины или учения. Единственными положениями являются 4 благородные истины:

  1. Есть страдание, которое заключается в неудовлетворенности, беспокойстве, чувстве страха и ощущением неполноты.
  2. У каждого страдания есть причина и желание, которое основывается на человеческом «Я».
  3. Есть возможность прекратить страдание.
  4. Есть путь к избавлению.

Отношение церкви к буддизму

Основополагающими истинами выступают учения:

  • о карме;
  • о принципе без сущности, т.е. анти-души;
  • о мгновенности;
  • космология.

Таким образом, буддизм — это совокупность непонятных практик, целью которых является духовное созерцание и стремление к всеобщей гармонии.

Отличие от православия

Самым главным различием, и основополагающим, является представление о начале мира. Если православие верит, что есть Творец всего сущего и Он Есть Бог, и эта истина является основой всей веры, то буддизм отрицает наличие любого бога.

Основа православия заключается в 4 стихе 8 главы послания к коринфянам: «Мы знаем, что нет иного Бога, кроме одного». Вся библия пронизана этой мыслью, причем вера в Бога предполагает и веру в Его Слово, как в истину, которой следует руководствоваться.

Без принятия этой истины никто не сможет стать полноценным членом православной Церкви, ведь в ее уставе написано «Отрицающим бытие Божие… — анафема». Во главе христианства стоит Господь Бог и вера в Него делает эту религией истиной и существующей. Без этой аксиомы православие как таковое перестанет существовать, как и другие ветви христианства (католики, протестанты).

Буддизм напротив крайне терпеливо относиться к разным культам, более того, он поощряет их множество. Если разобраться, то в нем сочетается масса культов, последователи поклоняются различным богам и духам, что поощряется.

На территории Индии религия не только заняла место наравне с индуизмом — она поглотила все множество богов и духов индийского пантеона. Как это происходит и в любой другой стране, где присутствуют несколько религий. Отсюда следует вывод, что понятие бога в данном учении просто не существует, а если оно ест, то его смысл утерян и искажен.

Также высмеиваться практика молитв. Сам Будда по преданию, высказывался высокомерно и насмешливо обо всех, кто принимали Господа как Личность и молились Ему. Отсюда и безразличие к культам.

Буддийский храм

Основой учения считаются различные учения об устройстве Вселенной, в то время как православие опирается на догмы и традиции. Христианство можно рассмотреть, как пирамиду:

  1. Верхушка — могущественный Бог.
  2. Бока — это священство, которые образуют тесную связь между верхушкой и основанием. Основание — это люди, созданные по образу и подобию Божьему.

Буддизм же можно сравнить с множеством точек, каждая из которых — отдельный человек. Будда выступает родоначальником течения, но каждый, кто достигнет такого же просвещения, займет позицию, равную его.

Первопричиной мира они рассматривают безликую сущность, которой безразличен созданный мир и все, кто в нем живет.

Такую же безразличность адепты стремятся взрастить и в себе, именно поэтому они выглядят мирными и не воинственными, в отличие от христиан.

Но на самом деле, это не вселенская любовь, это вселенское безразличие. Также, можно выделить несколько основополагающих различий от православия:

  • Мир и человек — буддизм рассматривает страдание, как привязанность к вещам и христианство также. Но христиане избавляются от привязанностей, чтобы их единственной привязанностью стал Бог, а Будда высказывается о любом желание как о зле. Т.е. человек не должен желать вообще ничего. Христианство говорит, что любовь ко всем — это то, к чему каждый должен стремиться, а данное течение говорит, что необходимо стереть границу между любовью и ненавистью и стать безликим. Христианство четко говорит о существовании души человека, а буддизм говорит, что личность — это иллюзия.
  • Происхождение зла и страданий — обе религии сходятся в том положении, что современный мир искажен злом. Но буддизм, в отличии от православия не объясняет происхождение зла, он лишь отвлекает внимание от него вопросами реинкарнации и кармы.
  • Подвижничество — обе религии подвижнические, с древней монашеской традицией. Но монахи-буддисты говорят и учат о том, что нельзя полагаться на кого-либо, лишь на себя. И только человек оказать себе помощь, в то время как православные иноки учат о необходимости полагаться на Господа Бога и в Нем искать силы.

Буддизм насквозь пропитан гордостью, в то время как православие говорит о гордости как о грехе и препятствии, призывая смириться пред Господом.

Безобидные учения о карме и реинкарнации лишь отвлекают внимание от бессмысленности самого течения, основы которого противоречат всем основам православия. Учение отрицает и нивелирует понимание Господа как Творца. Помимо существенной разницы в главных истинах, буддизм по своей сути является лишь ересью.

Молитва буддистских монахов

Отношение православия

Любая политеистическая религия является язычеством с точки зрения христианства, а буддизм как раз такой религией и является. Так что по сути, отношение православного христианина к подобным практикам должна быть однозначной — как к любой ереси.

Если рассмотреть подробно течение — мантры, йога, махаяны, ваджраяны — все это многочисленные духовные школы, которые поклоняются различным духам и божествам. Отношение Господа к язычеству можно прочитать в Ветхом Завете, где израильский народ вырезал все языческие народы так, чтобы не оставалось никого живого, поскольку язычество могло быстро распространиться вновь.

Важно! Православные люди должны понимать, что буддизм проповедует идею человекобожества, что конкретно противоречит христианским убеждениям и истинам.

Буддизм — это религия, в основе которой лежит человек, а не Бог, поэтому она является Богопротивной и следовать ей категорически нельзя. Наполненный языческими богами, гордостью, духами и бесами, буддизм является ересью и язычеством.

Видео о том, что говорит Православная церковь о буддизме

Источник

Источник: http://4-women.ru/religiya/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-byddizm-otnoshenie-i.html

Православие это язычество (религия, придуманная для русских)

doktorpravda                                  Дорогие друзья!
Этот  историко- публицистический жж создан с целью  открыть глаза мыслящим людям на то, что происходит в России, самой темной стране  параллельного мира. Я не ставлю никаких экстремистских целей.  Правда не может быть экстремистом. Те, кто боится правды и есть экстремисты.

Для гбстов: я не являюсь гражданином России и проживаю не в России а в одной из свободных стран Дальнего Зарубежья.  Успокойтесь.
Любые комментарии с матами ЗАПРЕЩЕНЫ и будут немедленно удалены.
Любые  комментарии  порочащие идеалы Свободы и Демократии ЗАПРЕЩЕНЫ.Любые комментарии расхваливающие русский фашизм ЗАПРЕЩЕНЫ.

I- p адреса нарушителей будут сохранены для дальнейшего их выявления.

Автор.

“Есть зло скрытое, словно нечистоты в клоаке, стыдливо погребенное под покровом тайны и мрака; стоит его коснуться, как оно начинает источать яд и зловоние; даже самые проницательные умы порою не могут решить, что лучше – понять его сущность или закрыть на него глаза”. 
Жан де Лабрюер

Я спросил его тогда, зачем православные понавыдумывали еще кучу посредников – святых??  Знаете, что он мне ответил?  Цитирую : “а посредники посреднику”??!!!   И тогда я понял, что разговариваю с идиотом.
Автор.

В России официальной религией, всячески поощряемой властями есть ПРАВОСЛАВИЕ.   Как то я попытался пристыдить одного пьяного православного и сказал ему – Что ж ты пьешь, как свинья, ты же христианин?  На что тот мне ответил – А я не христианин , я- ПРАВОСЛАВНЫЙ.

 И он был прав!!!  Действительно, православие не имеет ничего общего с христианством!! Только одни лживые утверждения.  Вот этот вопрос мы и попытаемся тут рассмотреть.

Так ли это? Что говорит Библия по этому поводу? Соответствует ли православие библейским заповедям? Как они соблюдаются?Как то я разговаривал с православным священником ( отцом, как они себя называют). Речь шла о том, что Библия говорит:  ” ибо один Бог и один Посредник перед Богом и людьми -Человек Иисус Христос”.

 Я спросил его тогда, зачем православные понавыдумывали еще кучу посредников – святых??  Знаете, что он мне ответил?  Цитирую : “а посредники посреднику”??!!!   И тогда я понял, что разговариваю с идиотом.

Чем же опасно православие?  Дело в том, что люди, искренне ищущие Бога , думая, что это и есть христианство идут в православную церьковь….( ну , а в какую же еще, она же ” единстверно правильная”). Но проходит немного времени, и любой мыслящий человек, прочтя библию, начинает задавать очень неудобные вопросы ” батюшке”.

Например, почему в ПЦ священника называют отцом, батюшкой? Ведь Иисус Христос заповедовал обратное?!  

Или почему верующих убеждают в важности поклонения и лобызания икон, тогда как Сам Господь Бог в  10 заповедях категорически это запретил?4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Исх 34:17; Лев 19:4; 26:1;Втор 4:15–18; 27:15

На эти вопросы ищущий ” прихожанин” не найдет сколь нибудь внятных ответов. В лучшем случае ” батюшка” укажет ему, что он  тупой и ничего не понимает, ну , или что церкви видней и кто он такой , что бы спорить с церьковью. Ну а если Вы еще поинтересуетесь, почему Гундяев , глава РПЦ, митрополит, как говорят и пишут многие СМИ замечен в сязях с гомосексуалистами,.

Вас могут вообще репресировать. И вот тогда, обманутый  человек, разуверившись в Боге ( да, да, потому что многие отождествляют РПЦ с Богом) пускается во все тяжкие и душа его погибает. Так было не раз, такие случаи были не единожды описаны.А  причина кроется в грандиозном обмане, в том, что на самом деле Православная церьковь НЕ ЕСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ.

 По сути это самая страшная  языческая секта, страшная тем, что на самом деле ПОД МАСКОЙ ХРИСТИАНСТВА УВОДИТ ЧЕЛОВЕКА ОТ БОГА.    Кроме того, РПЦ является буквально ФИЛИАЛОМ ФСБ. Все священнослужители этого филиала имеют звание в ЧК-НКВД-КГБ-ФСБ.  И, конечно своего куратора в этой организации.И сообщают все, что было сказано на исповедях в отчетах .

ПРАВОСЛАВИЕ, как и любое лжеучение страшно боится правды, по этому настоятельно НЕ РЕКОМЕНДУЕТ прихожанам читать Библию !  Вдумайтесь, поп не рекомендует ХРИСТИАНИНУ ЧИТАТЬ ГЛАВНУЮ ХРИСТИАНСКУЮ КНИГУ!!  А почему, спросите вы?   Да потому, что любой человек , внимательно прочитавший и изучивший Библию, покинет православие, убедившись, что оно – сатанинский обман, языческая секта, плюющая на заповеди Господа нашего !!!   Но, как любое ЗЛО, православие хитро и изобретательно!  Они придумали СВОЙ, ПРАВОСЛАВНЫЙ “Закон божий” . Где, в отличие от Библии убеждают в необходимости поклонения изображениям, костям, истуканам  ангелам и …. Людям!   ДА, да людям!! Посмотрите- авторитет митрополита виправославии равен авторитету Бога. Всякий сомневающийся будет предан анафеме и отлучен от ” церкви”.

Источник: https://doktorpravda.livejournal.com/619.html

Православие и неоязычество. Где правда?

Скачать: mobi epub fb2 pdf Оригинал: pdf

священник Георгий Максимов

Содержание

Кто чтит предков? Огнем и мечом? Мы не рабы, рабы не мы? Игра в слова Кто у кого украл термин «православие»? Великая дохристианская Русь, которую мы потеряли? Христианство нам навязано евреями? Правда о крещении Руси Псевдославянское псевдоязычество Путь Православия и путь неоязычества Рассказ бывшего неоязычника Отступление… Яд язычества «Родноверие» и ислам Тюрьма Единственные, кто отстаивает интересы русских – православные Пресвятая Богородице, спаси мя! Ободном обряде неоязычников Материалы в сети, разоблачающие неоязычество  
 

Перед нашим народом стоит сейчас много угроз, и эта работа посвящена одной из них.

За последние годы в России (равно как и на Украине и в Белоруссии) появилось и начало набирать сторонников неоязычество. Это не одно какое-то учение, это конгломерат разных организаций, у каждой из которых свое учение, но всех их объединяет стремление реконструировать дохристианские верования и обряды славян, пафос «возвращения к религии предков».

Почему приставка «нео»? Дело в том, что «реальное славянское язычество было утрачено много столетий назад.

Дошедшие до нас имена богов, скупые описания части ритуалов, а также разной сохранности археологические находки не позволяют восстановить вероучение древних славян во всей полноте.

Безусловно, учеными предпринимались попытки реконструкции славянского язычества, но оставаясь в рамках научного метода получить целостную картину все равно невозможно.

А потому желающие восстановить и возродить славянское язычество вынуждены закрывать многочисленные белые пятна вероучения своей фантазией. Подобные попытки привели к возникновению новых религиозных движений, объединенных исследователями под общим названием „неоязычество“» 1. Сами себя они называют «родноверы» или «староверы», некоторые не отказываются и от именования «язычниками».

Читайте также:  Молитвы пресвятой богородице о здравии - православные молитвы

Поскольку сведений о реальных верованиях дохристианских славян кот наплакал, то додумывать им приходится очень многое. В результате у каждого получается своя реконструкция, свое неоязычество. И друг от друга они отличаются весьма сильно.

На это жалуются даже сами «родноверы», вот, например, слова одного из них: «Налицо существенные разногласия в собственно религиозной сфере.

Для одних Боги – лики Всебога, для других – личности, для третьих – обожествленные Предки, для четвертых – вообще какие-то сгустки энергии, не имеющие собственной воли… большинство современных родноверов со столь разными взглядами готовы проводить совместные обряды, нимало не смущаясь тем, что их славления и требы очень даже могут пойти по разным адресам… или же, не по тому адресу, по которому кто-то из них хотел. Меня это несколько удивляет» 2.

Неоязычники проводят обряд.

При том, что неоязычникам свойственен пафос «возвращения к древней традиции», как раз с традицией у них большие проблемы. Поскольку никакой живой традиции славянского язычества не сохранилось.

В наше время еще остаются на земле народы, сохранившие живую языческую традицию, не прерывающуюся со времен предков – это и аборигены Австралии, и некоторые народности Африки и Азии, отдельные племена Южной Америки.

Казалось бы, если ты так хочешь обрести подлинную языческую традицию – поезжай к ним, живи в джунглях, проходи инициации, стань для них своим – и ты будешь в традиции. А традиция славянского язычества уже много веков как прервана и забыта.

Никто не знает, во что именно древние славяне верили, как совершали свои обряды, какие слова при этом произносили, какими нравственными нормами руководствовались. Все это приходится додумывать неоязычникам, и им, конечно, это больше нравится, чем идея войти в живую языческую традицию, где ты будешь не учителем, а учеником.

То, что все эти вчерашние комсомольцы и сантехники придумывают, в итоге не имеет никакого отношения к древней славянской языческой религии за исключением использования тех же названий богов. Неоязычники активно используют разные фальшивки вроде «Велесовой книги» ). 3 или «Вед славян» 4. Создают и свои собственные, например, так называемые «Славяно-арийские веды».

Самые продвинутые опираются на труды академика Рыбакова. В 1980-е он попытался реконструировать дохристианские верования славян, при этом «вызвав в свой адрес обвинения в фантастических спекуляциях и отсутствии единой методологии» 5. Ученый мир раскритиковал идеи Б.А.

Рыбакова, отметив, что «за пределами своей узкой специализации (ремесло древней Руси) он был эрудированным и воинствующим дилетантом» 6.

Действительно, когда видишь, например, что Рыбаков воспринимает «Бой на Калиновом мосту» как завуалированное описание охоты древних людей на мамонта, становится понятно, что в своих построениях он больше опирался на фантазию, чем на факты.

Объединяет всех неоязычников и резко негативное отношение к Православию, из-за которого якобы и начались все беды на Руси. Можно вспомнить, например, их излюбленный тезис, что язычество учит человека быть сильным, а христианство со своим «подставь вторую щеку» это религия слабаков, поэтому русским надо вернуться к язычеству, чтобы стать сильными.

Аргумент довольно забавный, если учесть, что традиционное язычество – это религия, которая проигрывала всем без исключения другим религиям, с которыми входила в противостояние.

Сталкивается язычество и буддизм – выигрывает буддизм, сталкивается язычество и христианство – выигрывает христианство, сталкивается язычество и ислам – выигрывает ислам. Собственно, так эти религии и стали мировыми. Именно традиционное язычество, аутентичное, которое «от предков» и т. п.

, на протяжении истории проигрывало всем, с кем бы ни сталкивалось, и сколько бы ни сталкивалось. И больше всего проиграло христианству. Удивительно, как нынешние идеологи неоязычества заявляют, что нам надо вернуться вот к этому, всеми побитому, чтобы стать сильными.

Представьте боксера, который проиграл все свои бои, словил нокауты от каждого соперника, и вот вам скажут – иди, поучись у него, как быть сильным человеком. Нечто подобное нам предлагают неоязычники.

В настоящей работе мы рассмотрим наиболее популярные и устойчивые мифы неоязычников, а в конце этого выпуска альманаха приведен рассказ бывшего неоязычника, который объясняет, почему он вернулся в Православие.

* * *

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/pravoslavie-i-neojazychestvo-gde-pravda/

Максим Кузнецов. Русская традиция: православие или язычество? / Православие.Ru

    

«Славянам нужна новая религия. В марксизме слишком много модернизма и цивилизации.

Можно скрасить эту сторону марксизма, возвратившись к нашим славянским богам, которых христианство лишило их свойств и их силы, но которые они вновь приобретут»[1], – это не строки из фантастического романа, это реальные размышления маршала Советского Союза М.Н. Тухачевского.

Им же была направлена в Совнарком записка с предложением объявить язычество государственной религией РСФСР… Советские вожди с интересом изучили предложение красного командира, на столь радикальный шаг было решено не идти, однако идея противопоставления язычества ненавистному для большевиков Православию, судя по всему, понравилась. Действительно, формально атеистическое советское государство на протяжении всей своей семидесятилетней истории делало недвусмысленные реверансы древнему язычеству.

Исторически сложилось так, что русская нация была сформирована Православием, а русская народная культура была глубоко христианская по своей сути. Однако советские вожди рассматривали Россию лишь как плацдарм для последующей мировой революции, а русский народ как субстрат для нового вненационального «советского общества».

Православие и национальная культура мешали этим глобальным планам, а, следовательно, были приговорены. Поэтому понятен интерес к язычеству со стороны советских руководителей, которое рассматривалось как естественный союзник в борьбе с Православием.

Грубая атеистическая пропаганда в духе газет типа «Безбожник» подходила лишь для совсем примитивной публики, основная часть населения, большую часть которого составляло крестьянство, была достаточно религиозна и слабо реагировала на стандартную атеистическую пропаганду.

Именно крестьянству как основному носителю традиционного народного уклада был нанесен главный удар. Помимо раскулачивания, колхозов и иных экономических мер порабощения, были предприняты шаги по изменению народной культуры.

Стало активно внедряться такое явление, как «самодеятельное народное творчество», которое по сути своей представляло авторскую переработку народного фольклора, осуществленную советскими специалистами. Повсеместной унификации подвергались народные песни и танцы.

Был по сути уничтожен самобытный народный костюм, на смену которому пришли атласные сарафаны с вульгарным орнаментом кричащих расцветок и несуразные кокошники. Современные этнографы по крупицам восстанавливающие утраченное, неспроста называют этот синтез русско-советского фольклора «развесистой марсианской клюквой».

Однако основной целью советской идеологической машины, призванной перемолоть русскую культуру, стали народные праздники. По мнению известного религиоведа Мирча Элиаде, «праздник — это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека.

Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации, в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями»[2]. Поэтому праздники очень важны для народного самосознания.

Русская культура обладала богатой традицией праздников, которые были наполнены образами и иносказательным символизмом, отлично понятным народу. Основу череды праздников составляли церковные памятные даты. Конечно же, с таким вопиющим клерикализмом советское правительство мириться не хотело и изобретало всякого рода подмены.

Так, Рождество стало Новым годом, Успение – днем урожая, Масленица – праздником проводов зимы и т.п.

Как правило, из основы праздника удалялось все, связанное с христианством, но оставался народный символизм – лишенный своей сути, он уже не воспринимался в качестве христианского, а, напротив, казался неким языческим отголоском, дожившим до наших дней.

Именно эти проявления изучают светские специалисты, основывающиеся на материалистическом мировоззрении, при этом, как правило, очень слабо разбирающиеся в христианстве, находя язычество там, где его просто никогда не было. Больше всего в этом преуспел советский академик Б.А. Рыбаков, который ничтоже сумняшеся просто взял и приписал всю народную культуру к язычеству. Тогда никто не смел возразить маститому академику, но в наши дни его работы подвергаются аргументированной и объективной критике и расцениваются как очень слабые.

Стоит заметить, что наши предки отнюдь не были невеждами в религиозных вопросах и отлично понимали, что нельзя одновременно славить Христа и языческих богов. Рассмотрим, к примеру, столь любимую нашим народом Масленицу.

Масленица – последняя неделя перед Великим, сорокадневным, постом. С одной стороны, это праздничный, разгульный период, когда еще можно и даже нужно петь, плясать, веселиться, с другой – подготовка к посту, и на богослужении уже звучат покаянные песнопения.

Светские ученые видят здесь только языческие гульбища, приуроченные к весеннему равноденствию, однако объективный подход способен выявить совсем иной смысл Масленицы. В работе «Что скрывает народная культура? Смыслы и символы Масленицы» доцента ТГУ к.ф.н. Д.Е.

Крапчунова приводится подробнейший анализ масленичной атрибутики и обрядности и делается следующий вывод: «Анализ масленичной обрядности, выявление мифологемы праздника через фольклорные тексты и его календарная привязка к Пасхе не подтверждают распространенное представление о Масленице как об исключительно языческом наследии.

Несмотря на то, что в традициях Масленицы прослеживается общеиндоевропейское прошлое, есть все основания видеть в этом празднике глубокие христианские смыслы, раскрываемые через различные вербальные, визуальные и драматургические образы»[3].

Масленица, появившись на Руси с принятием христианства, получила свое название – «белая», «сырная» или «масленая неделя». Однако суть иносказательных символов масленицы сугубо христианская.

Масленичное чучело в Христианской культуре – это символ человеческой «ветхости», греховности, которая сгорает, «как сено, прикоснувшееся к огню».

«Огнь сый Владыко, не смею, сено, прикоснуться огню, да не опалиши мене сено суща!» – абсолютно понятный христианский образ, взятый из службы Собора Иоанна Предтечи.

Греховность сгорает, человек погружается во дни Великого Поста и возрождается к новой вечной жизни с победным возгласом «Христос Воскресе!» в день светлого праздника Пасхи! Сама традиция сжигания чучела не является уникальной для христианского мира, к примеру, в Греции есть традиция сжигать чучело Иуды.

Сейчас, когда советские эксперименты уже в прошлом, набирает популярность неоязыческое перетолковывание христианских праздников. Неоязычество — это достаточно молодое псевдорелигиозное движение. К историческому язычеству данное явление отношения не имеет.

У славянских народов в дохристианский период не было письменности, к тому же религиозная традиция индоевропейских народов традиционно передавалось устным способом.

Поэтому сведения о славянском язычестве дошли до наших дней только в виде апологетических заметок христианских летописцев и миссионеров, а также мусульманских путешественников, то есть аутентичных источников просто нет, и сама идея реконструкции этой давно ушедшей религиозной традиции звучит абсурдно.

Характерной особенностью неоязычества является его ярко выраженное антихристианство, а в связи с прерванной традицией – поверхностность и примитивизм. Для неоязычников основной задачей является очернение Православного христианства, которое они представляют чуждым для Руси явлением, так и не укоренившимся в народном сознании.

Неоязычники активно эксплуатируют фольклорное наследие, ими публикуется масса дилетантских статей, в которых делаются попытки найти в русских праздниках языческие следы, а то и просто объявить их языческими. К сожалению, даже воцерковленные люди, а порой и духовенство принимают за истину подобные агитки. Однако не стоит бояться народной культуры и не доверять ей.

Христианство никогда не подстраивалось под культуру, не боролось и не уничтожало традиции народов, оно постепенно преображало сознание людей, а те в свою очередь творили новую, пронизанную истинной верой, одухотворенную культуру.

И нет совершенно ничего плохого, что в традиции православных японцев принято снимать обувь перед входом в храм, в традиции православных сербов – приносить из леса дубовое полено, которое должно гореть в домашнем очаге все Рождественские праздники, а в традиции православных русских – плести березовые венки на Троицу или сжигать соломенное чучело на Масленицу. В этих столь различных культурных особенностях прослеживается одинаковое уважение и благодарность ко Творцу, который дал возможность спастись людям всех народов. Важно знать и понимать истинный смысл народных традиций и постараться при необходимости объяснить его заблуждающимся.   

Читайте также:  Как проходит обряд крещения в православии - православные молитвы

Источник: http://www.pravoslavie.ru/100612.html

Язычество и христианство

Популярные слова: cлавяне, история, язычество, боги

Для начало давайте разберемся, что представляет из себя язычество, в современном понятии.

«.. наши предки не называли себя ни язычниками, ни родноверами  ни как-то еще.

Сейчас родноверие (родная вера) стало вообще отрицательным, ибо организаторы из людей сделали таких же, как в Украине правосеков-дравосеков, которые уже много «дров наломали». К сожалению, сейчас из-за некоторых особей язычество считается злом.

Раньше люди жили родовой традицией, верой предков, уважали иные народности, культуры, жили в гармонии с природой, им не было нужды как-то себя обозначать. Обозначали их христиане и представители других религий, давая понять что язычники –  это те, кто верит в старых родовых богов.

Сегодня язычниками называют людей, также идущих родовым путем, живущих народными традициями, верой в родовые силы, многие уезжают из городов в родовые поселения — экопоселения, живут в гармонии с природой, многие стали вегетарианцами и сыроедами.

  Есть археологи,  которые говорят, что раньше люди были вегетарианцами, сыроедами, а потом их сменили мясоеды.  Почему так произошло, читайте и изучайте Веды, те, что в Индии, а не те, что у иглиистов.

У инглиистов это сборник книг из разных источников – свое время это был бизнес проект, об этом уже много написано….

Как утверждают инглиисты, что язычники — это «языче никакие», с такими понятиями это значит погружаться в бездну абсурда и называть по указке провокаторов своих же родовичей инородцами.

Кому это нужно? Разумеется, это нужно в первую очередь тем, кто всеми силами пытается разъединить славянский мир, а язычество как народную традицию поделить на множество сект и кружков, где у каждого будет своя «священная» книга и свод правил, свои «жрецы», которые будут называть только свой кружок истинным и стравливать людей друг с другом. Вот таким персонажам и нужно внедрять в славянство такие термины, как «языче никакой», «язычник – инородец» и т.д.

Запомните Язычество – языче означает народ, получается, что язычество это народная традиция, вера в богов, путь родовой традиции и мировоззрения, жить в гармонии с окружающим миром в мире и в доброте». Единственное что нас отличает от других, мы никогда ни на кого не наподдали, а только защищались и защищали свои земли.

Христианство на Руси

Христианство стало проникать на Русь задолго до ее крещения. Есть исторические сведения, что часть руссов была крещена еще в IX веке при Аскольде (ум. в 882).

Более того, само крещение Руси носило официальный характер, а константинопольским патриархом Фотием был послан на Русь архиепископ для создания здесь церковной структуры.

Однако в этот период на Руси, по-видимому, шла борьба язычества с христианством, и окончательно христианство утвердилось более чем через 100 лет.

Как пишет летописец Карамзин в своих историографиях:  русские были дикими и жестокими. В борьбе с нуждой, зверями и природными стихиями шли в ход все методы.

Бесконечные войны заливали кровью землю, храбрость русских богатырей была злодейской. Продолжалось это до тех пор, пока не появилось христианство на Руси.

Оно в корне изменило жизнь людей, их поведение и отношение к окружающей действительности. Как известно многих крестили помимо их воли, насильно.

Кто ввел христианство на Руси? Как случилось, что языческая Русь стала православной страной?

Считается, что первой приняла христианство княгиня Ольга, крестившись в Византии это было примерно в 957 году. По какой причине она приняла христианство остается тайной.

Тем не менее, по свидетельству летописей, среди дружинников князя Игоря (ум.

в 945) имелось немало христиан, а в Киеве действовала христианская Церковь, где совершались богослужения и приносилась присяга, «ибо многие варяги и хазары» были христианами.

Можно предположить, что в те времена  Русь в IX-X веках была традиционно связана с Константинополем – Царьградом. Эти связи в значительной степени определили ориентацию Киевской Руси на восточно-христианский мир.

Но понемногу Ольга делала свое дело, страстно желая ввести христианство на Руси, для этого начала уговаривать своего сына Святослава пойти по ее пути. Но князь был против христианства.

Тем временем князь Святослав превратил Киев в центр Руси и к середине 10 века Русь становится могучим государством. Это сыграло немаловажную роль в развитии христианства под воздействием Византии.

Придя к власти после смерти Святослава, царем стал Владимир, который принял решение о крещении Руси.

Крещение Руси

В «Повести временных лет»  есть эпизод называется «Сказание о Владимировом крещении» в Киев в 986 году пришли представляющие восточное христианство посланцы из Константинополя, миссионеры из Рима, а также представители иудаизма и ислама.

Согласно легенде, князю Владимиру больше всего понравилась речь греческого проповедника, однако он еще не торопился принять христианство восточного обряда. На следующий год князь отправил в разные страны посольства, чтобы они на месте могли ознакомиться с каждой из религий.

Летопись рассказывает, что латинские и мусульманские обряды не произвели на послов особого впечатления, Константинополь же и греческие церковные службы привели послов в восторг, и они усиленно стали склонять Владимира к принятию христианства восточного обряда.

Однако окончательное принятие христианства Владимиром оказалось связанным с военно-политическими обстоятельствами — походом на Корсунь и женитьбой на греческой царевне; условием женитьбы было крещение Владимира. Вернувшись в Киев в 988 году, Владимир разрушил языческие капища и крестил в Днепре народ, после чего начал «строить в городах церкви и назначать попов».

Нам по сей день рассказывают, что Владимир это яркая личность и сейчас его причислили  как христианского святого.  Но по натуре своей содержал гарем, устраивал оргии, даже приносил в жертвы христиан. Опыт полководца и мудрость политика сочетались в нем с яростью и необузданной жестокостью. Пьяные пиры  посвящались христианским праздникам.

Есть предположение, что Владимир был сыном раввина т.е. он не был славянином, руссом, а был из рода хазарского. Благодаря княгине Ольги он стал сыном Святослава т.е Святослав был отчим Владимиру. Что не редкость у нас на Руси.

Впоследствии Владимир активно содействовал укреплению и распространению христианства, а официальной датой крещения Руси традиционно стали считать 988 год.

Борьба язычества с христианством

После крещения на Руси началась и продолжалась в течение нескольких веков борьба между христианством и язычеством.

Резко изменились сами представления о добре и зле. Злом стало считаться все языческое («поганое» на английском paganism), называемое дьявольским. На смену противопоставления: зима – лето, день – ночь, Бог – дьявол. Силы добра и зла становятся более потусторонними, а солнце из высшего разумного существа превращается в одно из природных тел.

Передовым отрядом в борьбе добра и зла становятся монахи, о чем свидетельствует их одежда. Монашеское одеяние – своеобразный мистический аналог воинской формы.

Пояс – знак готовности к службе, особый плат «параман» – символ «язв Христовых», черная мантия – отлучение от мира, клобук – шлем. Монахи борются с невидимым врагом – дьяволом и его слугами. Иноческие добродетели – их духовное оружие.

Женщины-монахини – духовные «невесты Христовы», а русалии – девушки, принимавшие участие в языческих игрищах, стали называться невестами Сатаны.

В целом борьба христианства с язычеством закончилась подменной  это хорошо заметно по праздникам.

Один из основных праздников – Купала, заменили на рождества Иоанна Крестителя, превратился в Ивана Купала.

Новый год поменяли на Рождество Христова и впоследствии появилась елка как символ райского древа жизни, на котором растут золотые яблоки и орехи.

Коляды сохранились как рождественские колядки.

Праздник Перуна помеяли в Ильин день (20 июля).

Праздник окончания жатвы – в Спас (6 августа).

Праздник «первых всходов» соединился с днем Бориса и Глеба (2 мая)

благословения хлебов – с Рождеством Богородицы.

Сохранились и названия прежних богов, трансформировавшихся в ангелов и святых: Велес стал святым Власием, покровителем скота.

Языческое восприятие природы во многом было перенято христианством, об этом писал А.П.

Щапов в «Исторических очерках народного миросозерцания и суеверия», – церковные учителя внушили народу, на основании греко-восточного христианского мировоззрения, что над каждой стихией, над каждым явлением природы Бог поставил особых духов, ангелов». Илья-пророк (Перун), который ездит по небу в огненной колеснице и проливает дождь на землю.

Особенно тесно соприкасается христианство с язычеством в очень распространенной на Руси апокрифической литературе. В стихе о «Голубиной книге» читаем:

«У нас белый вольный свет зачался от суда Божия; солнце красное от лица Божьяго, самого Христа Царя Небесного; млад светел месяц от грудей его; звезды частые от риз Божиих; ночи темные от дум Господниих; зори утренни от очей Господниих; ветры буйные от Свята Духа; у нас ум-разум Самаго Христа, Самаго Христа, Царя Небесного; наши помыслы от облак небесных; у нас мир-народ от Адамия; кости крепки от камени; телеса наши от сырой земли; кровь-руда наша от черна моря».

В «Беседе трех святителей» святитель Григорий «рече: от коликих частей сотворен бысть Адам? Василий рече: от осьми частей: от земли тело, от моря кровь, от солнца очи, от камени кости, от облака мысли, от огня теплота, от ветра дыхание, от света… дух». Тут соединение древнеиндийских сказаний с христианскими представлениями.

Или Егорий Храбрый из народного стиха. Это и святой Георгий Победоносец, на гербе Москвы поражающий змия, и олицетворение античной добродетели – мужества. Его мать – София, по имени еще одной античной добродетели – мудрости.

Образ Софии Премудрости как бы объединяет языческое представление о мудрости с христианством.

В России храмы (иначе хоромы, как назывались княжеские дома от «хоро» – круг) в честь Софии во многих городах были главными (в Киеве, Новгороде).

Все природные явления (знамения и т. п.) сохранили свой магический смысл, но стали восприниматься чаще всего как божья кара. Языческое отношение к природе как активной силе дошло до современной поэзии.

Христианские представления о добре и зле, входя в соприкосновение с более древними, укреплялись на Руси, отстраняя языческие взгляды в область сказок и преданий. Распространению христианской морали помогали те люди, которые следовали ей в наибольшей степени и впоследствии объявлялись церковью святыми.

Отличие христианства от язычества

-Язычество – политеистическая, христианство – монотеистическая. -Христиане ищут Спасителя, язычники славят Богов, живут в гармонии с природой. -В язычестве существует подношение богам виде еды, в христианстве этого как бы нет, жертвоприношение там виде денег, в любой церкви, продают, а также стоит урна для денег.

Хотя сам Христос выгнал торгашей из храма…. -Бог у христиан – синоним любви. Языческие боги за справедливость, за правду, за истину, за доброту и любовь -Язычники славят Богов и живут в гармонии с природой. Христиане считают, что все силы природы подвластны Единому Богу.

-В язычестве поощряется колдовство, знахарство, волхвование и прочие магические ритуалы. В православии это считается грехом. Хотя сам Иисус занимался волхвованием — лечил людей, и объяснял суть природы. -Язычники носят обереги, христиане (кроме протестантов) – нательный крестик. Можно сказать, что это одно и то же.

-В домах язычников много оберегов, идолы. У христиан для этого используются знаки христианской символики, иконы. Поменялись только названия, атрибутика та же.

-Язычники верят в приметы и суеверны. Христианство это отвергают, но сами христиане верят в приметы и суеверны.

Источник: https://artsgtu.ru/blog/yazychestvo-i-hristianstvo/

Ссылка на основную публикацию