Житие святой преподобной елены дивеевской (мантуровой) — православные молитвы

Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова)

Житие святой преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой) - православные молитвы

Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская, в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Ман­ту­ро­ва, про­ис­хо­ди­ла из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да и жи­ла со сво­им бра­том Ми­ха­и­лом Ва­си­лье­ви­чем в ро­до­вом се­ле Ну­ча Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.В 17 лет де­вуш­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни.

Ей при­ви­дел­ся страш­ный змей, со­би­рав­ший­ся по­гло­тить ее. Де­вуш­ка взмо­ли­лась: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змей тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла вы­пол­нить своё обе­ща­ние.

Вско­ре Еле­на Ва­си­льев­на по­еха­ла в Са­ров к от­цу Се­ра­фи­му про­сить его бла­го­сло­ве­ния на по­ступ­ле­ние в мо­на­стырь. Но толь­ко через три го­да пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский бла­го­сло­вил Еле­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щи­ну.

Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, пре­по­доб­ная Еле­на мно­го по­мо­га­ла сест­рам. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ду­хов­ным от­цом, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась.Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей.

Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.Так про­жи­ла она в оби­те­ли до 27 лет. Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Через несколь­ко дней бо­лез­ни 28 мая 1832 го­да на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы она ти­хо скон­ча­лась.

Про­ви­дя это ду­хом, свя­той ста­рец по­сы­лал всех в Ди­ве­е­во: «Ско­рее, ско­рее гря­ди­те в оби­тель, там ве­ли­кая гос­по­жа на­ша ото­шла ко Гос­по­ду!» В со­ро­ко­вой день по её кон­чине отец Се­ра­фим пред­ска­зал, что «со вре­ме­нем её мо­щи бу­дут по­чи­вать от­кры­то в оби­те­ли».На мо­ги­ле Еле­ны Ва­си­льев­ны не раз тво­ри­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния.

В оби­те­ли до ее за­кры­тия в 1927 го­ду хра­ни­лись цер­ков­ные кни­ги, где эти слу­чаи бы­ли по­дроб­но опи­са­ны, но до нас они не до­шли.

26 сен­тяб­ря 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской, ко­то­рые вме­сте с мо­ща­ми схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры (Мель­гу­но­вой) и схи­мо­на­хи­ни Мар­фы (Ме­лю­ко­вой), со­глас­но про­ро­че­ству от­ца Се­ра­фи­ма, бы­ли тор­же­ствен­но по­ме­ще­ны в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы.

22 де­каб­ря 2000 го­да со­сто­я­лось её про­слав­ле­ние как мест­но­чти­мой свя­той Ни­же­го­род­ской епар­хии.Пра­во­слав­ные ве­ру­ю­щие вспо­ми­на­ют но­во­яв­лен­ную свя­тую Зем­ли Рус­ской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых жён Ди­ве­ев­ских.

По мо­лит­вам пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской со­вер­ша­ют­ся чу­де­са ис­це­ле­ния от бо­лез­ней ног, су­ста­вов, зуб­ной и го­лов­ной бо­ли, ду­шев­ных рас­стройств и дру­гих за­боле­ва­ний.

Полное житие преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)

Ба­тюш­ка Се­ра­фим при­ка­зал сест­рам Мель­нич­ной оби­те­ли бла­го­слов­лять­ся и от­но­сить­ся, как к на­чаль­ни­це, к Елене Ва­си­льевне Ман­ту­ро­вой. В 17 лет дво­рян­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни через ви­де­ние страш­но­го змия, со­би­рав­ше­го­ся по­гло­тить ее.

Она за­кри­ча­ла: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змий тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла ско­рее уй­ти в мо­на­стырь, стра­шась гне­ва Ца­ри­цы Небес­ной за неис­пол­не­ние дан­но­го ею обе­та.

Но толь­ко через три го­да преп. Се­ра­фим бла­го­сло­вил Еле­ну Ва­си­льев­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щин­ку, все это вре­мя ис­пы­ты­вая ее. «Не мо­на­стырь путь твой, – го­во­рил ба­тюш­ка, – ты за­муж вый­дешь, и же­них у те­бя бу­дет пре­бла­го­че­сти­вей­ший…

» Толь­ко по­том Еле­на Ва­си­льев­на по­ня­ла, о ка­ком же­ни­хе го­во­рил ба­тюш­ка Се­ра­фим: он имел в ви­ду Небес­но­го Же­ни­ха – Са­мо­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста.

Хо­тя Еле­на Ва­си­льев­на до кон­ца сво­их дней жи­ла в Ка­зан­ской об­щине, мель­нич­ным сест­рам ба­тюш­ка го­во­рил о ней: «Гос­по­жа ва­ша! На­чаль­ни­ца!» Но это так сму­ща­ло юную по­движ­ни­цу, что она по­вто­ря­ла: «Все­гда и во всем слу­ша­лась я вас, но в этом не мо­гу! Луч­ше при­ка­жи­те мне уме­реть у ног ва­ших…»

Еле­на Ва­си­льев­на на­равне с дру­ги­ми сест­ра­ми тру­ди­лась на по­слу­ша­ни­ях и, кро­ме то­го, как «сло­вес­ная», по вы­ра­же­нию ба­тюш­ки, ис­пол­ня­ла мно­гие труд­ные по­ру­че­ния. Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, она мно­го по­мо­га­ла сест­рам втайне.

По за­по­ве­ди, дан­ной ей ба­тюш­кой, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась. Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.

Од­на­жды ее брат Ми­ха­ил, так­же вер­ный уче­ник пре­по­доб­но­го, тя­же­ло за­бо­лел, и ста­рец ска­зал мо­на­хине Елене: «Уме­реть на­до ему, ма­туш­ка, а он мне еще ну­жен для оби­те­ли-то на­шей. Так вот и по­слу­ша­ние те­бе: умри ты за Ми­ха­и­ла-то Ва­си­лье­ви­ча!» – «Бла­го­сло­ви­те, ба­тюш­ка», – сми­рен­но от­ве­ти­ла она.

По­сле это­го ба­тюш­ка Се­ра­фим дол­го бе­се­до­вал с ней. «Ба­тюш­ка, я бо­юсь смер­ти», – при­зна­лась Еле­на Ва­си­льев­на. «Что нам с то­бой бо­ять­ся смер­ти, ра­дость моя! Для нас с то­бой бу­дет лишь веч­ная ра­дость». Как толь­ко она шаг­ну­ла за по­рог ба­тюш­ки­ной ке­ллии, тут же и упа­ла…

Ба­тюш­ка при­вел ее в чув­ство, но, вер­нув­шись до­мой, она слег­ла в по­стель со сло­ва­ми: «Те­перь я уже бо­лее не вста­ну!»

Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Ца­ри­ца Небес­ная по­ка­за­ла ей оби­те­ли Небес­но­го Ди­ве­е­ва. Через несколь­ко дней бо­лез­ни она мир­но скон­ча­лась на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы.

Еле­на Ва­си­льев­на бы­ла по­хо­ро­не­на ря­дом с пер­во­на­чаль­ни­цей ма­туш­кой Алек­сан­дрой. Не раз на этом ме­сте хо­те­ли хо­ро­нить мир­ских лю­дей, но мо­ги­ла все­гда за­ли­ва­лась во­дой.

Ко­гда же хо­ро­ни­ли мо­на­хи­ню Еле­ну, это ме­сто оста­ва­лось су­хим.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-elena-diveevskaja-manturova

Житие святой преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)

Святая Елена Дивеевская прожила недолгую, но глубоко праведную жизнь. Сегодня к её мощам приходят за помощью и исцелением. А ведь когда-то юная девушка вовсе не собиралась принимать постриг, а тянулась к светской жизни и мечтала о замужестве.

Житие святой

Елена Васильевна Мантурова — уроженка села Нуча, находившегося в Нижегородской губернии. Воспитанием рано осиротевшей девочки занимался её старший брат, Михаил Васильевич Мантуров. Они были потомками старинного дворянского рода. Брат Елены Васильевны был намного старше неё и нёс военную службу в Лифляндской губернии.

Молодая Елена, которой на 1821 год должно было исполниться 17 лет, была весела, любила светские мероприятия и готовилась выйти замуж. Но однажды в её жизни произошёл случай, который в корне изменил судьбу девушки раз и навсегда.

Преподобная Елена Дивеевская

Уход в монастырь

Единственным живым кровным родственником Елены и Михаила был их дедушка по матери. Перед смертью он попросил своих внуков приехать к нему, чтобы получить в наследство всё его имущество. Так сложилось, что Михаил Васильевич на тот момент дома отсутствовал, и его сестра отправилась к деду одна.

Застать в живых родственника ей не удалось, Елена Васильевна попала уже на похороны. Закончив все дела, она отправилась обратно. На почтовой станции экипаж княжны остановился, и, пока прислуга ушла готовить хозяйке чай, Елена осталась в карете одна.

К слову, девушка тогда приболела и чувствовала себя неважно.

В отсутствие свиты, она увидела страшное видение — огромный чёрный змей, спускался с небес прямо на неё. В испуге Елена Васильевна взмолилась о помощи Царице Небесной и дала обет, что не выйдет замуж и уйдёт в монастырь. Видение тут же рассеялось.

Именно после этого Елена Мантурова очень переменилась, стала серьёзной, углубилась в чтение духовной литературы и молитву. Свадьба с женихом расстроилась.

Беседуя с братом, девушка поделилась с ним, что светский образ жизни ей опротивел, а к своему жениху она внезапно охладела и никаких нежных чувств к нему больше не питает.

Михаил Васильевич Мантуров в то время был уже знаком с преподобным старцем Серафимом из Сарова, который наставлял его на верный путь ради спасения души. Елена решила ехать к отцу Серафиму за благословением для ухода в монастырь.

Вскоре она прибыла к Серафиму Саровскому, но мудрый старец не дал ей того, чего она просила. Молодая темпераментная княжна не была готова к жизни в обители, но не понимала этого. Серафим это знал и три года, незаметно для самой Елены, готовил её к подвижничеству.

Спустя это время Елена Васильевна была принята в Дивеевскую Казанскую общину. Преподобный отец дал ей наставления, согласно которым нужно было больше молиться и меньше вступать в разговоры.

Добрая и отзывчивая от природы девушка послушно выполняла советы старца, помогая во всём сёстрам обители.

Михаил Васильевич, в свою очередь, принимал активное участие в построении церквей и храмов при монастыре. Всё своё имущество он пожертвовал в пользу нуждающихся и переселился с семьёй в скромное жильё, терпя нужду.

Когда пристроенные храмы были освящены, батюшка Серафим избрал Елену Васильевну на место церковницы и ризничей. Её постригли в рясофор. Все 8 лет, что жила матушка Елена в Дивеевской обители, она точно исполняла все распоряжения отца Серафима.

Интересно! Когда Елена оставалась одна, ей часто являлся в разных обликах хозяин мира злых духов, отчего она не раз лишалась чувств и была очень напугана. Батюшка Серафим, узнав об этом, успокоил её, но сказал не оставаться никогда одной в церкви. С тех пор матушка была всегда в сопровождении кого-то из сестёр, а видения не повторялись.

Окончание земной жизни

Кончина преподобной Елены Дивеевской вызывает удивление до сих пор.

Известно, что её брат Михаил Васильевич тяжело заболел. Отец Серафим как-то вызвал к себе свою духовную дочь и дал ей послушание — умереть за своего брата. По словам батюшки, Мантуров ему был ещё нужен для обустройства обители.

Серафим Саровский благословляет Елену умереть за своего брата

Называя её «Радость моя», старец долго беседовал с Еленой об уготованных в Царствии Небесном благах для всех праведников, после чего она со спокойствием и смирением ушла к себе в келью, где в скором времени слегла в постель. Рядом с ней до последней минуты находилась её послушница, Ксения Васильевна.

Матушка выполнила послушание и приняла смерть вместо своего брата на 27 году жизни. Серафим Саровский предсказал, что мощи матушки скоро будут перенесены для почивания в обитель.

Пророчество Серафима Саровского сбылось и в 2000 году состоялось обретение мощей Елены Дивеевской. Их перенесли в храм Рождества Богородицы.

До этого на месте погребения Елены свершались многочисленные чудеса исцеления. В монастырских книгах было много записей, свидетельствующих об этом. Но, после закрытия в 1927 году обители, они были утеряны.

Важно! В наши дни к святой обращаются с молитвами об исцелении болезней ног, костей, об избавлении от головных болей. Она помогает душевнобольным.

Память святой в Русской православной церкви почитается 28 мая и 8 июля.

Елена Васильевна Мантурова стала ярким образцом подвижнической жизни в русской православной истории XIX века. Она пользовалась большим уважением монахинь, но была всегда кротка и молчалива. Трудилась на благо монастыря наравне со всеми и тайно помогала нуждающимся, чем могла.

Проявляя высшую степень смирения перед Богом и Царицей Небесной, преподобная Елена удостоилась чудесных видений перед своим отходом в мир иной. Во время отпевания на лице святой три раза появлялась улыбка.

Важно! Святая продолжает помогать всем верующим, прибегающим к её заступничеству, и причислена к лику местночтимых святых Нижегородской Епархии.

Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова)

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-prepodobnoj-eleny-diveevskoj.html

Святая Елена Дивеевская

Преподобная Елена Дивеевская

Преподобная Елена Дивеевская, в миру – Елена Васильевна Мантурова.

Происходила из старинного дворянского рода и жила со своим братом (Михаилом Васильевичем) в родовом селе Нуча Нижегородской губернии.

В 17 лет девушка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее.

Девушка взмолилась: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву – никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змей тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала выполнить своё обещание.

Вскоре Елена Васильевна поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Но только через три года преподобный Серафим Саровский благословил Елену поступить в Дивеевскую Казанскую общину.

Необыкновенно добрая от природы, преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди, данной ей духовным отцом, она больше молчала и постоянно молилась.

Со времени освещения храмов пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор.

Так прожила она в обители до 27 лет. Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Через несколько дней болезни 28 мая 1832 года накануне дня Святой Троицы она тихо скончалась.

Провидя это духом, святой Старец посылал всех в Дивеево: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу!» В сороковой день по её кончине отец Серафим предсказал, что «со временем её мощи будут почивать открыто в обители».

На могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. В обители до ее закрытия в 1927 году хранились церковные книги, где эти случаи были подробно описаны, но до нас они не дошли.

Читайте также:  Житие святой великомученицы варвары - православные молитвы

26 сентября 2000 года были обретены нетленные мощи преподобной Елены Дивеевской, которые вместе с мощами схимонахини Александры (Мельгуновой) и схимонахини Марфы (Мелюковой), согласно пророчеству отца Серафима, Были торжественно помещены в храм Рождества Богородицы.  22 декабря 2000 года состоялось её прославление как местночтимой святой Нижегородской епархии.

Православные верующие вспоминают новоявленную святую Земли Русской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празднования Собора святых жён Дивеевских.

По молитвам преподобной Елены Дивеевской совершаются чудеса исцеления от болезней ног, суставов, зубной и головной боли, душевных расстройств и других заболеваний.

Преподобная Елена Дивеевская

Преподобной монахине Елене

Тропарь, глас 1:

Добродетельми кротости, смирения и воздержания просиявшая, таинственная начальнице Мельничныя Общины в Дивееве явилая еси преподобная мати наша Елено, даже до смерти в совершением послушании Старцу Серафиму пребыла еси и Господа лицезрети сподобилася еси, испроси и нам дерзновение Ему Единому служити во спасение душ наших.

Кондак, глас 5:

В монашестве благочестно поживши и в юных летех путь свой скончавши, послушанием, постом и молитвою вечно-неразлучною к сретению Жениха себе предуготовившая, богомудрая Елено, молим тя: от бед избави нас твоими молитвами, блаженная.

Молитва преподобной Елене Дивеевской

«О Святая новоявленная угодница Божия, Преподобная мати Елено, поминай нас в благоприятных твоих молитвах перед Христом Богом, да сохранит Он нас от искушений, болезней и скорбей, да дарует нам смирение, любовь, рассуждение и кротость, и да сподобит Он нас, недостойных, Царствия Своего. Аминь».

Подробное житие преподобной Елены Дивеевской

Источник: http://www.brooklyn-church.org/svyataya-elena-diveevskaya.html

прп. Елена Дивеевская (Мантурова)

    Преподобная Елена Дивеевская, в миру — Елена Васильевна Мантурова. Происходила из старинного дворянского рода и жила со своим братом (Михаилом Васильевичем) в родовом селе Нуча Нижегородской губернии.

    В 17 лет девушка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее.

Девушка взмолилась : » Царица Небесная, спаси!» Даю Тебе клятву — никогда не выходить замуж и уйти в монастырь! » Змей тут же исчез.

После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала выполнить свое обещание. 

    Вскоре Елена Васильевна поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Целых три года готовил ее батюшка Серафим к предстоящей перемене в жизни и к поступлению в Дивеевскую общину. В 20 лет она приехала в Дивеево. 

    Через месяц после переезда ее потребовал к себе батюшка Серафим и сказал : » Теперь, радость моя, пора уже тебе и с женихом обручиться! » И когда Елена Васильевна, испуганная, зарыдала, воскликнув : » Не хочу я замуж, батюшка! «, — отец Серафим успокоил ее, говоря, что жених ее — Жених Небесный.

» Ведь вот какой Жених-то, радость моя !», — и добавил : «Виден мне весь путь твой боголюбивый! Тут тебе и назначено жить, лучше этого места нигде нет для спасения;  тут матушка Агафья Семеновна в мощах почивает; ты ходи к ней каждый каждый вечер, она тут каждый день ходила и ты подражай ей, так же, потому что тебе этим же путем надо идти, а если не будешь идти им, то и не можешь спастись. Все между собою будьте как голубки. Вот и поживи-ка ты тут три-то года голубем; я тебе помогу, вот тебе на то мое наставление: за послушание читай всегда акафист, Псалтирь, псалмы и правила с утреней всегда отправляй. Всегда будь в молчании, ни с кем ни говори, отвечая на самые наинужнейшие вопросы и то «аки с трудом», а станут много спрашивать, отвечай :»Я не знаю!» Если случайно услышишь, что кто не полезное между собой говорит, скорее уходи, «дабы не внити во искушении». Никогда не будь в праздности, оберегай себя, чтобы не пришла какая мысль, всегда будь в занятии, сиди да пряди. В среду и пяток вкушай только раз. Чтобы не впадать в сон, употребляй мало пищи. От пробуждения до обеда читай: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешную!», а от обеда до сна: «Пресвятая Богородица,  спаси нас!» Вечером выйди во двор и молись 100 раз Иисусу, 100 раз Владычице и никому не сказывай, а так молись, чтобы никто того не видал, даже бы и не подумал, и будешь ты аки Ангел! И пока Жених твой в отсутствии, ты не унывай, а крепись лишь и больше мужайся. Так вот три года и приготовляйся, радость моя, чтобы в три года все у тебя готово бы было. О, какая неизреченная радость-то тогда будет, матушка! Это я о пострижении тебе говорю, матушка; через три года постригайся, приуготовив себя, ранее не нужно, а как пострижешься-то, то будет у тебя в груди благодать воздыматься все более и более. Не помня себя от радости, Елена Васильевна возвратилась домой, в Дивеево, и, надев монашеское, простое, начала с любовью нести прежние свои подвиги, пребывая в непрестанной молитве, в постоянном созерцании и совершенном молчании.

    Преподобный Серафим желал назначить Елену Васильевну начальницей своей Мельничной обители.

Но это до такой степени смутило юную подвижницу, что даже и перед смертью своей она твердила, как бы в испуге: «Нет, нет, как угодно батюшке, а в этом не могу я его слушаться; что я за начальница! Не знаю, как буду отвечать за свою душу, а тут еще отвечать за другие! Нет, нет, да простит мне батюшка, и послушать его в этом никак не могу!» Однако отец Серафим все время поручал ей всех присылаемых им сестер и, говоря о ней, называл всегда «Госпожа ваша! Начальница!»

    Необыкновенно добрая от природы, преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди, данной ей духовным отцом, она больше молчала и постоянно молилась. Со времени освещения храмов  пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор.

   Непостижима ее смерть.

Когда Михаил Васильевич Мантуров, брат Елены Васильевны, заболел злокачественной лихорадкой, и эта болезнь была к смерти, отец Серафим призвал к себе Елену Васильевну и сказал ей: «Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу я тебе дать одно послушание..

Исполнишь ли его, матушка? Михаил Васильевич, братец-то твой, болен у нас, и пришло время ему умирать и умереть надо ему, матушка, а он мне ещё нужен для обители-то нашей, для строт-то…

Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!» — «Благословите, батюшка!» — ответила Елена Васильевна смиренно и как будто спокойно. Но вдруг смутилась и произнесла: «Батюшка! Я боюсь смерти!» — «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! — ответил о. Серафим. — Для нас с тобою будет лишь вечная радость!»

    Вернувшись домой, она заболела и слегла в постель.

Однажды вся изменившись в лице, она радостно воскликнула: «Святая Игумения! Матушка, обитель-то нашу не оставь!» На исповеди умирающая поведала что увидела в раскрытых Царских дверях величественную Царицу неизреченной красоты, которая показала ей Небесную Дивеевскую обитель, где она увидела сестер, прежде ее бывших в обители, и теперь еще живых и будущих! «Я не должна была ранее рассказывать это, — обьяснила Елена Васильевна.

    Прожив в Дивеевской обители всего семь лет, она скончалась в 27 лет накануне праздника Пятидесятницы 28 мая 1832 года. В эти дни святой Старец посылал всех в Дивеево: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу! Душа-то ее как птица вспорхнула! Херувимы и Серафимы расступились! Она удостоилась сидеть недалеко от Святыя Троицы аки дева!»

    В сороковой день по ее кончине отец Серафим предсказал, что «со временем ее мощи будут почивать открыто в обители». На могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. В обители до ее закрытия в 1927 году хранились церковные книги, где эти случаи были подробно описаны, но до нас они не дошли. 

    26 сентября 2000 года были обретены нетленные мощи преподобной Елены Дивеевской, согласно пророчеству отца Серафима, были торжественно помещены в храм Рождества Богородицы. 22 декабря 2000 года состоялось ее прославление как местночтимой святой Нижегородской епархии.

Источник: http://palomnikpoezdki.ru/molitvy_v_razlichnyh_skorbyah_i_nuzhdah/10/

Святые Жены Дивеевские, молите Бога о нас! Хороший фильм о преподобных Александре, Марфе и Елене Дивеевских — о них с почтением отзывался сам преподобный и Богоносный отец наш Серафим Саровский! (Видео)

Фильм о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре — четвертом уделе Пресвятой Богородицы. Содержит документальную хронику прошлых лет, кадры обретения мощей, прославления и канонизации прпп. Марфы, Елены и Александры. Изречения и пророчества преподобного Серафима Саровского в свете житий преподобных Дивеевских Жен.

Историю монастыря, пророчества о будущей славе Дивеевской обители и т.д.

Дивеевская земля — особая святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний Четвертый Свой Удел.
Первый — Иверия, второй — Афон, третий — Киев.

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России…
Не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь.

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… — сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих.

И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной.

И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

также см. : http://mychristianzen.blogspot.com/20…

Деяние о канонизации первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры (Мельгуновой; ?–1789), схимонахини Марфы (Мелюковой; 1810–1829), монахини Елены (Мантуровой; 1805–1832)

Первоначальницей Серафимо-Дивеевского монастыря является раба Божия схимонахиня Александра (Мельгунова), которая учредила общину не по своей воле, но по воле и указанию Самой Царицы Небесной на местности, взятой Богородицею Себе в Четвертый удел во вселенной.

Происходила первоначальница Дивеевской обители матушка Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) из богатой дворянской семьи и рано овдовела. Около 1758 года она приняла монашеский постриг с именем Александра во Флоровском монастыре в Киеве, где сподобилась видения Божией Матери, повелевшей ей основать новую обитель на месте, где будет указано. Таким местом стало Дивеево.

По свидетельству современников, матушка Александра “была умна и образованна, как редко бывает образован и мужчина, она лучше всех знала все уставы и положения церковные; к ней все обращались за советом и добрым словом”. К концу жизни собрала она несколько ревнительниц духовной жизни и построила три келлии – начало будущей обители.

Перед кончиной матушку Александру посетили саровские старцы с молодым тогда иеродиаконом Серафимом, которому завещала она пещись об обители, обетованной ей Царицей Небесной. За две недели до смерти Александра сподобилась пострига в великий ангельский образ.

Получив великое повеление Царицы Небесной, она принесла в жертву этому повелению свою жизнь и веровала до конца, хотя и не видела при жизни исполнения того, что было ей обещано. Ее благочестивая душа уподобилась силой упования тем ветхозаветным мужам, о которых святой апостол Павел говорит, что их мир весь не был достоин.

Читайте также:  Молитвы от боязни, страха и тревоги - православные молитвы

Преподобный Серафим предрекал, что со временем, по Божиему изволению, в обители будут почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем ходить кланяться ее могиле, произнося при этом: “Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!”

Другой великой подвижницей, послужившей славе Божией и Дивеевской обители, была схимонахиня Марфа (Мелюкова). С 13-летнего возраста по благословению преподобного Серафима начала она вести подвижническую жизнь в Дивеевской обители, превосходя даже тех сестер общины, которые отличались строгостью жизни.

Она стяжала непрестанную молитву и была почти молчальницей, только на необходимейшие вопросы отвечая с небесной кротостью и смирением. Преподобный Серафим особенно любил ее и посвящал во все свои откровения, будущую славу обители и другие великие духовные тайны. Она удостоилась присутствовать при молении старца о создании по повелению Божией Матери новой Мельничной обители.

Высоким, истинно христианским подвигом отмечено ее житие. Всего шесть лет прожила она в обители и умерла 19-летней схимницей.

О духовном совершенстве, ею достигнутом, можно судить по тому, как высоко ценил ее преподобный Серафим, говоря, что на Небесах она будет в великой славе, что мощи ее будут почивать в обители, ибо она так угодила Богу, что сподобилась нетления.

По словам преподобного Серафима, она – начальница над дивеевскими сестрами в Царствии Небесном, в обители Божией Матери.

Всякий верующий человек свято почитает память непорочной избранницы Божией, окруженной светом неземной неувядающей красоты, и по заповеди великого старца припадает к ее могиле с молитвой: “Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!”

Горячей верой и неослабным подвигом ознаменована также жизнь дивеевской подвижницы монахини Елены (Мантуровой). Отвергнув все земное, устремила она путь свой к Небу, которое стало ее неотъемлемым уделом. Идя по пути самоотречения и уверовав в святость своего духовника, она каждое слово его принимала как бы из уст Божиих и была послушна ему даже до смерти.

Три года готовил ее старец Серафим к поступлению в Дивеевскую общину. Получив благословение, на крыльях радости полетела она в Дивеево. Пребывая в непрестанной молитве, в постоянном созерцании и молчании, проводила монахиня Елена свое богоугодное житие и во всем была послушна преподобному Серафиму.

В одном только не соглашалась она со старцем – быть начальницей Мельничной обители. Необыкновенно добрая от природы, Елена Васильевна явно или видимо ничего не делала, но зато, насколько умела и могла, творила добро тайно, непрестанно и много.

Матушка Елена исполняла все трудные поручения преподобного Серафима.

Великий старец необыкновенно и горячо любил свою боголюбивую послушницу.

Поистине замечательны были последние дни и кончина ее, когда батюшка Серафим призвал к себе монахиню Елену и благословил за послушание умереть вместо брата своего, Михаила Васильевича, благодетеля и строителя Дивеевской обители, которому пришло время умирать, но он еще был нужен для обители.

Кротко и смиренно приняла матушка Елена послушание и через несколько дней мирно отошла ко Господу. Скончалась монахиня Елена 27 лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет. Смерть ее – дивная тайна.

Преподобный Серафим говорил, что душа монахини Елены, как голубица, вознеслась ко Святой Троице, а мощи ее со временем будут открыто почивать в обители. В Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря указывается, что на могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления.

К святой могилке ежедневно ходили сестры и гости монастыря поклониться и помолиться: “Госпожа и мать наша Елена, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!”

Освященный Собор, благодатью Божиею поспешествуемый, рассмотрев подвижнические труды сих угодниц Божиих, с благоговением и любовию определил:

Причислить угодниц Божиих к лику местночтимых святых преподобных жен Нижегородской епархии, милостыню Господней прославленных.

Честные их останки считать отныне святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.

Память преподобным женам Дивеевским праздновать в день кончины: преподобной Александре, первоначальнице Дивеевской, – 13 (26) июня, преподобной Марфе Дивеевской – 21 августа (3 сентября), преподобной Елене Дивеевской – 28 мая (10 июня). Установить празднование Собора преподобных жен Дивеевских 8 (21) июля, в день возобновления Серафимо-Дивеевского монастыря.

Источник: http://monomah.org/archives/7949

Молитва святой мученице елене

  • Сохранили
    • Добавить в цитатник
    • Сохранить в ссылки

    равноапостольная царица Елена

    Даты именин Елены

    (в скобочках указана даты именин по старому стилю)

    3 июня (21 мая) — равноапостольная царица Елена († 327).

    8 июня (26 мая) — мученица Елена, дочь апостола Алфея (I в.).

    10 июня (28 мая) — преподобная Елена Дивеевская (Мантурова) (1805-1832; рус.).

    24 (11) июля — равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во Святом Крещении Елена († 969).

    12 ноября (30 октября) — праведная Елена, королева Сербская († 306).

    Моли Бога о мне, святая угодница Божия Елена, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.

    Даты именин Константина, даты дня Ангела.

    (в скобочках указана даты именин по старому стилю)

    18 (5) марта — благоверный князь Константин Смоленский, Ярославский (рус.) (обретение мощей, 1463).

    19 (6) марта — мученик Константин Аморейский († 845).

    3 июня (21 мая) — равноапостольный царь Константин и равноапостольная царица Елена († 337).

    5 июня (23 мая) — благоверный князь Константин Ярославский († 1257; рус.) и благоверный князь Константин Смоленский, Ярославский († до 1321; рус.).

    18 (5) июня — святитель Константин, митрополит Киевский и всея Руси († 1159; рус.).

    21(8) июня — благоверный князь Константин Ярославский (рус.; обретение мощей) (1501).

    16 (3) июля — благоверный князь Константин Ярославский († 1257; рус.).

    11 августа (29 июля) — святитель Константин, патриарх Константинопольский, и преподобный Константин Косинский, Старорусский († ок. 1240; рус.).

    17 (4) августа — Ексакустодиан Константин Эфесский (ок. 250).

    2 октября (19 сентября) — благоверный князь Константин Смоленский и чада его, Давид и Константин, Ярославские чудотворцы (1321; рус.), священномученики протоиерей Константин Голубев и преподобномученик Алексий (Соловьев), старец Зосимовой пустыни († 1928; рус.).

    27 (14) ноября — мученик Константин († 1800).

    Святой благоверный князь Константин Муромский († 1129).

    Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Константине, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

    Часть 13 – Сегодня ПРAВОСЛAВНЫЕ чтят Равноапостольную царицу Елену и сынa её Рaвноaпостольного цaря Констaнтинa

    “Святая Елена” (икона): описание и значение

    В великом сонме святых угодников Божьих лишь немногие были канонизированы в лике равноапостольных святых.

    Только особые заслуги перед церковью, ставившие на один уровень с апостолами, позволили им удостоиться этой чести. Одной из тех, чьё земное служение получило столь высокую оценку, была Святая Елена.

    Икона с её изображением на протяжении многих веков входила в число наиболее почитаемых православных святынь.

    Юная дочь хозяина постоялого двора

    Кто же она, святая равноапостольная царица Елена, икона которой встречается в большинстве российских храмов и привлекает к себе толпы верующих? Для ответа на этот вопрос откроем житие святой угодницы Божьей, составленное через непродолжительное время после её блаженной кончины, и те немногие дошедшие до нас труды древних историков, описывавших её славные деяния.

    Около 250 года в малоазийском городе Вифании у владельца местного постоялого двора была дочь, помогавшая ему обслуживать приезжих. Это и была будущая святая Елена.

    Икона этой равноапостольной царицы представляет нам сегодня образ величественной женщины, устремившей свой внутренний взор в горний мир, а в те времена она была ещё простой девушкой, не помышлявшей о предстоящей ей великой миссии.

    И, как это случалось во все времена, однажды она влюбилась.

    Счастливое, но внезапно оборвавшееся супружество

    Её избранник, молодой римский воин Констанций Хлор, ответил взаимностью, и вскоре их союз был скреплён брачными узами. Своего первенца супруги назвали Константином.

    Этот ребёнок – плод их первой любви – также впоследствии был канонизирован в лике равноапостольных, как и его мать – святая Елена.

    Икона с их изображением всегда выносится из церковного алтаря в праздник Воздвижения Креста Господня, отмечаемый 27 сентября.

    Их безмятежной семейной жизни пришёл конец, когда правивший в те годы император Диоклетиан, назначив Хлора правителем обширных колоний, потребовал от него расторгнуть брак и жениться на его падчерице Феодоре. Хлор не смог ради любимой женщины отказаться от блестящей карьеры, и их союз распался.

    Впрочем, зло бывает наказано не только в романах и пьесах. Очень скоро изменник пожалел о содеянном, так как его молодая жена вкупе со своей многочисленной роднёй превратила его семейную жизнь в такой кошмар, что ему приходилось от них отбиваться с помощью своей личной охраны.

    Новообращённая христианка

    А тем временем Елена, оставленная мужем, поселилась в городе Дрепануме. Выбор был неслучайным – там жил и обучался воинскому искусству её, уже повзрослевший к тому времени, сын. Так случилось, и в этом явно виден Промысел Божий, что в городе была многочисленная община христиан. Последователи истинной веры исповедовали её втайне, так как в те годы она была ещё под запретом.

    Посещая их собрания и слушая проповедников, Елена со временем постигла глубину нового для неё учения и была крещена местным пресвитером. С этого времени она начала длительный путь духовного возрастания, результатом которого стала та миссия, выполнение которой позволило ей воссиять в лике равноапостольных святых.

    Императрица Елена

    Прошли годы, и скончался Констанций Хлор – бывший муж Елены. В конце жизни он был правителем Западных земель Римской империи, поставленный на этот пост Диоклетианом, когда-то возвысившим его ценой семейного счастья.

    После смерти отца сын Елены Константин занял его место, составив серьёзную конкуренцию правившему в те годы императору Максимиану.

    Их политическое противостояние вылилось в открытую войну, победив в которой Константин сделался единоличным правителем Великой римской империи.

    Одним из первых его государственных актов стал эдикт, в результате которого христианство получало законный статус. Этот документ положил конец почти трёхвековому римскому гонению на церковь. Став императором, Константин вызвал свою мать в столицу и возвёл её в ранг августы, то есть императрицы и своей соправительницы.

    На пути служения Богу

    Однако мудрая и лишённая тщеславия женщина, зная, сколь преходяща бывает земная слава, использовала открывшиеся перед ней возможности не для личного блага, а для служения церкви.

    По её распоряжению и на её средства в империи, ещё не очнувшейся от языческого сна, строились христианские храмы и создавались новые общины.

    Но впереди ждала главная миссия, которую должна была исполнить святая Елена.

    Икона, значение которой выражает сама сюжетная композиция, представляет зрителю равноапостольную императрицу рядом с обретённым ею Крестом Господнем. Именно в этой находке, ставшей величайшей святыней всего православного мира, заключена её историческая заслуга.

    Читайте также:  Фраза "пути господни неисповедимы" в православии - православные молитвы

    Начало исполнения великой миссии

    Житие святой Елены повествует о том, что, восскорбев сердцем о том поругании, которое учинили римляне над Иерусалимом, захватив его в 70 году и разрушив всё, что было связано с земной жизнью Христа, она сама отправилась в Палестину, чтобы с Божьей помощью отыскать то Живоносное Древо, на котором был распят Спаситель.

    Императрице Елене было уже за семьдесят, когда в 326 году, сев на корабль, она отплыла к берегам Святой земли. Задача, которую она перед собой поставила, была необыкновенно трудна. В течение последних столетий Иерусалим не принадлежал, как прежде, евреям, а находился во власти язычников. Даже на месте, где некогда был распят Христос, стоял храм Венеры.

    Обретение Креста Господня

    Кстати, само это место удалось найти с большим трудом, так как никто не знал, где именно его нужно искать.

    Лишь благодаря помощи старого еврея по имени Иуда, предки которого из рода в род передавали рассказ о событии трёхсотлетней давности, удалось его определить с необходимой точностью.

    После того как был снесён языческий храм, и на освободившемся месте епископ Макарий отслужил молебен, все присутствующие вдруг ощутили неземное благоухание, исходившее от земли.

    Когда же был удалён верхний слой грунта, скопившийся там за долгие годы, всем присутствующим предстали три креста, остававшиеся на прежнем месте с того великого дня, и на одном из которых Спаситель принял мученическую смерть. Но какой из них был орудием мучения Христа, оставалось загадкой. Там же находились табличка, надпись на которой была сделана Понтием Пилатом, и гвозди.

    Но истину указал им Сам Господь. Он умудрил епископа Макария остановить проходившую мимо похоронную процессию и прикоснуться к умершему поочерёдно всеми крестами.

    Когда на покойного был возложен Крест Господень, тот неожиданно воскрес. Так христианская церковь обрела свою величайшую святыню, благодаря трудам, которые положила на это святая царица Елена.

    Икона обычно изображает её стоящей рядом с этой чудной находкой.

    Начало почитания святой

    Следует заметить, что за всю историю христианства канонизации в лике святых были удостоены лишь пять женщин, среди которых по праву заняла своё место и святая Елена. Икона её была написана сразу после смерти.

    Тогда же на Востоке началось и широкое почитание, достигшее Западной Европы лишь к началу IX века. В нашей стране память святой отмечается дважды в году – 19 марта и 3 июня – и имеет глубокие корни.

    Известно, что бабка крестителя Руси князя Владимира, первая российская христианка – княгиня Ольга, во святом крещении получила имя Елены именно в честь равноапостольной матери императора Константина Великого.

    Иконография святой Елены

    Не будет преувеличением сказать, что среди прочих угодников Божьих по значимости совершённого ею деяния православной церковью особо выделяется святая Елена равноапостольная. Икона её хорошо знакома всем верующим.

    Часто на ней она предстоит со своим сыном – императором Константином, так же как и мать, возведённым в ранг равноапостольных за утверждение христианства в качестве официальной государственной религии.

    Однако чаще встречаются образа, на которых представлена лишь святая Елена.

    Икона, значение которой тем яснее, чем более вдумчиво мы соотносим сюжет с житием благочестивой императрицы, обычно изображает её на фоне Иерусалима, предстоящей возле монументального Креста Господня и устремившей взор к Небесам.

    Облачена она в одеяние, принятое у византийских императриц, с венцом или короной на голове. Иногда под венцом изображается драгоценный плат. Это наиболее распространённый сюжет.

    Икона святой Елены, фото которой открывает статью, относится именно к этой группе.

    Однако наиболее ранние византийские иконы изображают святую, поддерживающую в воздетых вверх руках медальон с начертанным на нём крестом. В этом случае она также изображается либо одна, либо со своим сыном Константином. Примером этого может служить мозаика в Константинопольском соборе Святой Софии.

    Российский вариант иконы

    В российской иконографии существует совершенно оригинальная икона «Святая Елена». Значение помогает понять событие, произошедшее в 1665 году в Москве.

    Тогда из Палестины был доставлен специально изготовленный по заказу государя Алексея Михайловича крест с частицами Животворящего Древа Господня.

    Он предназначался для монастыря, расположенного на Кий-острове в Белом море, и его прибытие стало знаменательным событием в церковной жизни. В память о нём и была написана икона.

    Она изображала Крест, по сторонам которого помещались фигуры святых равноапостольных Елены и Константина, а также царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и коленопреклонённого патриарха Никона.

    Впоследствии, когда он попал в опалу и был смещён, его изображение из композиции иконы удалили, и последующие списки с неё содержат лишь четыре фигуры.

    Среди образов, написанных в более поздний период, преобладает изображение святой Елены, держащей в руке небольшой крест, символизирующий её легендарную находку на месте распятия Христа.

    Икона святой Елены. В чем помогает образ?

    В российском православии сложилась традиция обращаться к равноапостольной царице Елене с самыми различными просьбами.

    Но чаще всего перед её святым образом молятся об исцелении от недугов и ниспослании здоровья себе и своим близким. Также к её помощи прибегают в случае материальных затруднений.

    Если молитва произносится с верой и упованием на милость Божью, то она бывает услышана, и просимое исполняется.

    У иконы святой Елены есть одна, присущая лишь ей особенность. Если царица изображена вместе со своим сыном и правопреемником императором Константином, то к ней рекомендуется обращаться людям, занятым политической деятельностью и нуждающимся в поддержке. Такая молитва может быть актуальна в преддверии выборов и вселить надежду даже в тех кандидатов, которым больше рассчитывать не на что.

    В наши дни среди изображений наиболее почитаемых в народе угодников Божьих присутствует и икона святой Елены.

    В Москве её замечательный образ можно увидеть в храме, принадлежащем приходу святых равноапостольных Константина и Елены в Митино.

    Она изображена держащей вместе со своим сыном святой крест, обретённый ею и дарованный всей христианской церкви. Кроме того, её образ можно найти практически в любом православном храме России и вознести перед ним свою молитву.

  • Источник: https://xn—-8sbfxoeboc6b7i.xn--p1ai/molitva-svyatoj-muchenitse-elene/

    Преподобная Елена Дивеевская

    Преподобная Елена Дивеевская

    10 июня Православная церковь чтит память преподобной Елены Дивеевской. Праведница и духовная дочь святого Серафима Саровского, она стала одной из главных подвижниц основанной им обители.

    Змей

    Житие преподобной гласит: была Елена из дворянского рода Мантуровых, известных в Нижегородчине, и проживала недалеко от Саровской пустыни, в родительском имении в селе Нуча. Она мало интересовалась духовным, была весела нравом и проводила время в забавах до тех пор, пока не случилось в ее жизни происшествие.

    В один из дней было Елене видение: большой черный змей спускался к ней с неба, грозя проглотить. Девушка испугалась и начала молиться, и в мольбах дала клятву: «Царица Небесная! Если убережешь, уйду служить Тебе и Твоему Сыну в монастырь!» И тотчас змей исчез.

    После этого Елена изменилась, сообщает житие. Она стала читать духовные книги, сторонилась мирских забав, а когда выдался случай, поехала в Саров, к преподобному Серафиму просить его благословения на монашеский постриг.

    Старец

    Саровский старец встретил девушку неожиданными словами. «Что это ты задумала, матушка? — спросил он. — В монастырь тебе нельзя, а надо тебе замуж!» «Замуж ни за что не пойду, — отвечала Елена. — Я клятву дала!» «Жених у тебя будет хороший, — продолжал убеждать преподобный. — Такой жених, что все завидовать будут!» И после этих слов Серафим отправил девушку домой.

    Елена еще много раз ездила в Саровскую пустынь, но лишь на третий год старец разрешил ей идти послушницей в Дивеевскую общину — «погостить, да испытать себя».

    И только после того, как она прошла через тяготы послушания, живя бок о бок с монахинями, вновь призвал ее к себе: «Пора тебе, радость моя, уже и с женихом обручиться!» Испуганная девушка воскликнула: «Но я не хочу замуж, батюшка!» На что Серафим ответил: «Ты все еще не понимаешь меня, матушка! Иди и скажи начальнице общины, что я приказал с Женихом тебе обручиться, в черненькую одежку одеться… Ведь вот какой Жених будет у тебя, радость моя! Сам Христос!»

    Наставница

    После пострига Серафим хотел видеть Елену наставницей Мельничной общины, одной из двух женских монашеских общин, созданных в Дивеево по его благословению. Монахиня смутилась, но старец повелел насельницам общины относиться к молодой монахине, как к главной. Очень долго она смущалась этим.

    Житие говорит: несмотря на то, что Елена считалась начальницей общины, послушания она несла наравне со всеми. И, кроме того, ежедневно исполняла правила, данные ей преподобным старцем: «Не будь в праздности, оберегай себя от лишних мыслей. Пищи употребляй мало. И во все время, свободное от служб, твори про себя Иисусову молитву».

    Она проводила в храме много часов, а иногда и ночевать оставалась там же — в углу на полу. Среди послушниц и монахинь было много неграмотных, и Елена, выросшая в дворянском доме и получившая образование, читала им Писание. Она и в остальной нужде старалась помогать сестрам: отдавала им свою еду, одежду и беспрестанно молилась о них.

    Послушание

    Брат Елены Михаил Васильевич Мантуров всецело помогал в устройстве дивеевских общин. В прошлом преподобный Серафим излечил его от тяжелой болезни, и тогда он продал свое имение, отпустил на свободу крепостных, а вырученные деньги стал тратить на поддержку монахов в Сарове и Дивеево.

    По весне 1832 года Михаил тяжко заболел, был при смерти. В это же время Серафим призвал к себе монахиню Елену, чтобы дать ей последнее и самое главное послушание. Житие святой так передает ее разговор со старцем: «Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу попросить тебя еще об одном.

    Брат твой Михаил Васильевич сильно болен, и пришло время ему умирать. Но он мне еще очень нужен — для обители нашей и для сирот.

    Такое мое послушание тебе: умри ты за Михаила, матушка!» «Благословите!» — сказала Елена, и, когда старец благословил ее, то долго они еще беседовали о вечной жизни и радости в ней.

    По возвращении домой Елена слегла, твердо зная, что больше не встанет. В эти последние дни было ей видение: сама Богородица спустилась к ней и позвала за собой в чудесный дворец: в каждой из комнат дворца с сияющими венцами на головах ее встречали сестры, жившие в прежние годы в обители. Одной из этих сестер вскоре предстояло стать и Елене.

    Прославление

    Она закончила земную жизнь 28 мая 1832 года. Праведницу похоронили у церкви, выстроенной в Дивеево ее братом.

    Спустя десять лет две общины, созданные преподобным Серафимом, объединились в единый Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, и в таком статусе они пребывают и ныне.

    Обитель эту считают четвертым уделом Пресвятой Богородицы на земле — местом, находящимся под Ее особым покровительством (к остальным уделам относят также территорию Иверии (сейчас Грузия), Святую гору Афон и Киево-Печерскую лавру).

    В 2000 году в результате раскопок были обретены мощи подвижницы. В том же году она была прославлена как местночтимая святая Нижегородской епархии, а в 2004-м состоялось ее общецерковное прославление.

    При подготовке статьи были использованы материалы Серафимо-Дивеевского монастыря: http://www.4udel.nne.ru/

    Далее в рубрике Неделя о слепомКак вера дает каждому шанс на прозрение

    Источник: http://rusplt.ru/church/prepodobnaya-elena-diveevskaya-26132.html

    Ссылка на основную публикацию