Житие святителя спиридона тримифунтского, епископа — православные молитвы

Святитель Спиридон Тримифунтский

Житие святителя Спиридона Тримифунтского, епископа - православные молитвы

25 декабря – память святителя Спиридона Тримифунтского. Подробнее о житии, иконах и молитвах почитаемого святого Вы можете узнать из нашей статьи!

Житие святителя Спиридона Тримифунтского

Святитель Спиридон Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился в конце III века на острове Кипр.

С детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и Богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду — в кротости, Иакову — в сердечной доброте, Аврааму — в любви к странникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства.

Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых.

За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

После смерти жены, в царствование Константина Великого (324-337) и его сына Констанция (337-361), святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.

По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора.

На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь (александрийский священник Арий отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение).

Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией. В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение.

На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон, —так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

В лице святителя Спиридона паства приобрела любвеобильного отца. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты.

Завистники оклеветали одного из друзей святителя, и тот был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святой поспешил на помощь, путь ему преградил многоводный поток. Вспомнив, как перешел разлившийся Иордан Иисус Навин (Нав.

3, 14-17), святитель с твердой верой во всемогущество Божие вознес молитву, и поток расступился. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешел посуху на другой берег.

Предупрежденный о происшедшем, судья встретил святителя с почетом и отпустил невиновного.

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatitel-spiridon-trimifuntskij-2/

Святитель Спиридон Тримифунтский: житие, чудеса, почитание

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился в конце III века на острове Кипре, где Евангелие Христово было возвещено в I веке святыми апостолами Павлом и Варнавой.

С детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду – в кротости, Иакову – в сердечной доброте, Аврааму – в любви к странникам.

В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства.

После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (324–337) и его сына Констанция (337–361), святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. В его лице паства обрела любвеобильного отца, всей своей жизнью являвшего пример добродетельной жизни и трудолюбия.

Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники – пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция; разговаривал со своей скончавшейся дочерью Ириной; оживил благодатию Божией умершего ребенка, а затем и его мать, при виде чуда упавшую бездыханно. Известен случай, когда святому Спиридону во время утрени незримо сослужили Ангелы, и после каждой ектении слышалось их пение: «Господи, помилуй».

Также на одном из богослужений лампада, в которой уже закончился елей, по молитве святителя наполнилась маслом сама собой…

Угодник Божий всегда стремился защитить благочестивых христиан, попавших в беду. Один из друзей святителя был оклеветан завистниками, заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святой поспешил на помощь, но путь ему преградил многоводный поток.

Вспомнив, как перешел разлившийся Иордан Иисус Навин, святитель с твердой верой во всемогущество Божие вознес молитву, и поток расступился. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешел посуху на другой берег.

Предупрежденный о происшедшем судья встретил святителя с почетом и отпустил невиновного.

Богомудрый архипастырь, желая спасти души своих соотечественников, нередко обличал и человеческие пороки. Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Тех, кто не внимал голосу совести и словам святого, постигало наказание Божие.

Однажды по какому-то важному делу святитель Спиридон отправился в село Эритра, находившееся в тридцати милях от столицы острова Кипр Константианы.

Утомленный летним зноем и дальней дорогой, святой вошел в эритрский храм и попросил местного диакона не затягивать службу. Однако клирик, мечтавший о земной славе, продолжал медленно, напоказ возносить молитвы.

Духовными очами богомудрый старец увидел в диаконе пагубную страсть тщеславия и, желая смирить гордеца, грозно воскликнул: «Замолчи, творец ослушания!»

За преслушание Тримифунтскому архипастырю Господь без малейшего промедления лишил голоса диакона, и он издавал лишь невнятные звуки.

Пока святитель сам завершал чтение молитвы, молва о Божией каре, постигшей диакона, разнеслась по всему селению и глубоко огорчила его родственников и друзей.

Они пришли к святому Спиридону и стали упрашивать чудотворца избавить их провинившегося земляка от недуга, который не позволит ему служить в церкви. В свою очередь, немой клирик припал к ногам владыки и, обливаясь слезами, знаками умолял о прощении.

      

После отеческого наставления диакону святитель Спиридон молитвенным заступничеством перед Богом смягчил суровое наказание, однако немой не исцелился полностью, чтобы благозвучный голос не подал ему нового повода к преткновению.

С тех пор эритрский клирик говорил хриплым голосом, немного заикался, но косноязычие не ослабило, а укрепило в нем веру.

Диакон прозрел духом и до конца жизни служил для потомков примером того, как опасно не слушаться святых старцев и превозноситься перед людьми.

Известен случай, когда к святителю Спиридону пришел перекупщик скота и попросил продать сотню коз из его стада. Бесстрастный служитель Христов не торговался с гостем о цене, и купец, поняв, что имеет дело с Божиим человеком, решил воспользоваться его простодушием.

Хитрый торговец оставил плату в доме епископа только за 99 коз. Святой не стал пересчитывать деньги и отправился вместе с покупателем к стаду. Когда они подошли к загону, прозорливый пастырь сказал: «Входи, чадо, и забери столько коз, за скольких ты расплатился со мной».

Одержимый страстью к наживе, купец отсчитал 100 голов и выпустил стадо за ограду. Все козы последовали за новым хозяином, и лишь одна из них побежала назад.

Торговец несколько раз выгонял ее из загона, но коза тотчас возвращалась к законному владельцу. Купец не мог понять, почему животное так поступает. Он разозлился и попытался на плечах унести чужое добро.

Однако коза бодала рогами голову покупателя и очень громко блеяла.

Великодушный святитель не захотел открыто обличать своего гостя и тихо сказал обидчику: «Эта неразумная тварь неспроста воспротивилась… Не надо бороться с ней. Лучше поднимись в дом и проверь, сколько денег ты там оставил. Может быть, ты забыл за нее заплатить?»

Торговец понял, что совершенный им бесчестный поступок известен владыке. Он раскаялся, попросил прощения у святителя Спиридона и уже полностью расплатился за стадо. Коза же больше не упиралась и сама спокойно последовала за новым хозяином. Купец был настолько потрясен столь ясным проявлением воли Господней, что с Божией помощью искоренил в себе пагубное стремление к многостяжанию.

Святитель Спиридон был строгим ревнителем Церковного Устава и чрезвычайно заботился о сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Он строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг.

В 325 году святитель Спиридон участвовал в I Вселенском Соборе в Никее.

Осененный Божией благодатию, он обратил в Православие ученого греческого философа, защищавшего ересь Ария: «Един Бог, сотворивший небо и землю, и создавший из земли человека, и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного Существа со Отцом, равной с Ним власти и чести… так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты не осмеливайся исследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание». Философ признал правоту святителя и сказал своим друзьям: «Пока состязание велось посредством доказательств, я своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда вместо доказательств из уст этого старца стала исходить какая-то особенная сила – доказательства против нее бессильны, – Богу человек противиться не может… последуем за этим старцем, устами его говорил Сам Бог». На Соборе в Никее святитель Спиридон так объяснил арианам исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: святой взял в руки кирпич и стиснул его – вверх мгновенно метнулся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Вот три стихии, а кирпич один, – сказал святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». По некоторым сведениям, святитель Спиридон участвовал и в деяниях Поместного Собора 342–343 годов в городе Сердике (ныне – столица Болгарии, София).

Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь Святых Апостолов в городе Тримифунте.

Во второй половине VII века мощи святителя были перенесены в Константинополь, а в 1456 году – на остров Корфу в Ионическом море (греческое название острова – Керкира).

Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова), и поныне находятся святые мощи святителя Спиридона в храме, посвященном ему.

Рака с мощами святого украшена золотыми и серебряными изделиями – дарами тех, кому помог праведник. Мощи святителя по сей день сохраняются неповрежденными; даже кожный покров этого угодника Божия сохраняет свою мягкость. Сквозь стекло раки хорошо видно лицо святого.

Его черты вполне узнаваемы, прекрасно сохранились волосы и зубы. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру 36,6 градуса, у него растут волосы и ногти. «Тело св.

Спиридона, – говорит один ученый грек, – и доселе составляет для физиологов предмет справедливого удивления: оно мягко и растяжимо и как бы живо… в таком жарком месте, как Корфу; подверженное теплым и сырым испарениям, оно не потерпело ни малейшей перемены.

Все это, как оно ни противоречит общим законам физики, несомненно, непререкаемо и основательно дознано».

В православном мире святитель Спиридон почитается как «ходящий» святой. Бывают случаи, когда хранители раки не могут ее открыть – тогда, как говорят керкирские священники, святого в раке просто нет, он ходит по острову.

Подтверждением этого чуда является также и то, что одежду, в которую облачен угодник Божий, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто святой не покоиться в раке, а ходит. Бархатные тапочки (их также называют башмачками или сапожками), одетые на ноги святого, также изнашиваются, и их дважды в год (перед Пасхой и накануне дня памяти святителя) заменяют на новые.

Изношенные же тапочки разрезают на части и затем раздают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время переобувания чувствуется ответное движение.

Православная Церковь совершает память святителя Спиридона 12/25 декабря.

На острове же Корфу (Керкира), кроме этого дня, память святого торжественно празднуют еще четыре раза – в Вербное Воскресенье (Неделю Ваий), Великую (Страстную) Субботу, 11 августа и в первое воскресенье ноября – в благодарность святителю за избавление от голода (в XVI веке), чумы (в 1630 и 1673 годах) и за победу в 1716 году над турками, которым явился святой Спиридон с мечом в руке, тем самым избавив жителей острова от насилия врагов. В эти дни в знак любви и почтения к святителю в Корфу совершаются крестные ходы, так называемые Литании.

Святитель Спиридон Тримифунтский издревле почитается на Руси наравне со святителем Николаем Мирликийским. Святого Спиридона также уподобляют пророку Илии, поскольку по молитве святителя во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел прохладительный дождь.

«Солоноворот», или «поворот солнца на лето» (25 декабря по новому стилю), совпадающий с памятью Кипрского архипастыря, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Особым почитанием пользовался святитель Спиридон в древнем Новгороде и Москве. В 1633 году в Москве был воздвигнут храм во имя святителя.

Читайте также:  Житие святого преподобного александра константинопольского - православные молитвы

В Московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке ныне находится чтимая икона святителя Спиридона с частицей его святых мощей.

В Беларуси православные христиане также с любовью и благоговением молятся Тримифунтскому чудотворцу. В Витебской епархии, в деревне Мошканы Сенненского района, действует храм, посвященный святителю Спиридону. Угодника Божия почитают и в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре.

4 июня 2012 года, накануне празднования памяти преподобной Евфросинии Полоцкой, в Спасскую обитель была привезена икона святителя Спиридона Тримифунтского, написанная на острове Корфу (пожертвована благодетелями монастыря супругами Константином и Аллой Шавель).

11 ноября 2012 года в дар Спасо-Евфросиниевскому монастырю был передан тапочек с мощей святителя Спиридона и ковчег с сенью (изготовлен минским мастером-резчиком Алексеем Хацкевичем) для его хранения.

Тапочек с мощей святого пожертвован Полоцкой обители супругами Константином и Аллой Шавель, ктиторами храма святителя Спиридона на Корфу, а ковчег для святыни – супругами Алексеем и Натальей Хацкевич. Ныне образ Кипрского архипастыря и ковчег с тапочком с его святых мощей пребывают в монастырском Кресто-Воздвиженском соборе.

Угоднику Божию молятся при материальных затруднениях, голоде, об обретении жилья, о даровании урожая, об исцелении и облегчении тяжелых болезней, об исправлении заблудших и о духовном совершенстве. Святитель Спиридон считается заступником вдов и сирот, помощником путешествующих, а также небесным покровителем домашнего скота и крестьянского труда.

Восхваляя богоугодное житие Тримифунтского чудотворца, Святая Церковь так воспевает добродетели святителя Спиридона: «Радуйся, человеколюбивый пастырю, избавляяй от бед словесныя овцы стада твоего», «Радуйся, богоблагодатный человеком помощниче», «Радуйся, источниче, благодатию обильный», «Радуйся, о немже изумляются Ангели».

О пречудный святителю Христов, отче Спиридоне! Нынешнее наше моление прием, избави нас от всех бед и напастей, укрепи на враги страну нашу, даруй нам оставление прегрешений и изми от вечныя смерти всех вопиющих о тебе к Богу: Аллилуия.

Источники:

1. Бугаевский А. В. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим рукописям. М., 2005.

2. К мощам святителя Спиридона Тримифунтского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spyridon-trimifuntsky.narod.ru/raznoe_003.html

3. Чудеса своими глазами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.spyridon-trimifuntsky.narod.ru/chudesa_014.html 

Источник: http://spas-monastery.by/life_of_saints/?id=3681

Святитель Спиридон Тримифунтский — житие, иконография, молитвы

Имя Спиридон, как многие другие имена, пришло к нам из Византии. Если у нас имя Спиридон почти не употребляется, то в современной Греции Спиридон, или Спирос, входит в десятку самых популярных и любимых имен. Имя Спиридон «Σπυρίδων» с греческого языка можно перевести как «сильный», «крепкий», «надежный».

Хотя вероятнее всего, происходит оно от существительного, обозначающего плетеный из лозы короб или кузов. Нечто, подчеркивающее надежность и крепость творения человеческих рук.

В древности, называя ребенка Спиридон, родители наверняка надеялись, что его носитель будет непоколебим, тверд в своих взглядах и крепок, как духом, так и плотью.

На Руси имя Спиридон стало известно благодаря святому Спиридону Тримифунтскому, день памяти которого совершается 25 декабря, кипрскому епископу, которого Церковь почитает святым уже более полутора тысяч лет.

Житие Спиридона Тримифунтского

Святой Спиридон Тримифунтский чудотворец родился примерно в 270 году в кипрском городе Аския. Это было время жестоких гонений на христиан.

Святой Спиридон родился в семье бедняка, поэтому не получил образования. Однако по природе своей был скромен, добр, обаятелен и мудр, за что его очень любили окружающие. Он рано женился.

У него с женой родилась дочь Ирина, которую святой Спиридон сам же крестил и воспитывал в христианской вере.

Когда его любимая супруга скончалась, святой Спиридон отдал дочь на воспитание церковной общине и принял монашеский постриг.

Мудрость, природный такт, смирение и подвижничество прославили святого Спиридона среди жителей Тримифунта. Он также известен чудесами исцеления и сугубой молитвы по просьбам верующих. Поэтому, когда скончался местный епископ, святой Спиридон при всеобщем одобрении был поставлен на его место.

Будучи епископом, святой Спиридон был примером добродетели, сердечной чистоты и скромности. Он был щедрым благотворителем и никогда не отказывал в помощи тому, кто к нему обращался. А если человек просил денег, Спиридон говорил: «вернешь, когда сможешь».

Говорят, что один крестьянин попросил у святого зерна. Тот ответил ему, мол, возьми в амбаре.

На что крестьянин воскликнул: «Неужели ты не пойдешь и не посмотришь, а вдруг я унесу больше, чем прошу?» «Больше, чем тебе требуется, ты не унесешь, а вернешь столько, сколько сможешь», — ответил ему Спиридон Тримифунтский.

В 325 году в Никее по распоряжению императора Константина состоялся Первый Вселенский собор, на котором собрались епископы из Азии, Африки и Европы. Вместе со святителем Николаем Мирликийским присутствовал на соборе и святитель Спиридон. Он в частности вступил в спор с одним из философов, приглашенных императором и переметнувшимся на сторону еретика Ария.

Как говорит житие, святой не пытался ничего доказать искусному софисту и обезоружил его пламенным исповеданием веры. Святой Спиридон сказал: «Един Бог! Он, сотворив небо и землю, а из земли человека, создал все видимое и невидимое Словом и Святым Духом. Сын Божий и есть Слово, которому мы поклоняемся и веруем, что Христос ради нашего спасения родился от Девы.

Он одной сущности с Отцом и имеет с Ним равную власть и достоинство. Поэтому Их должно почитать наравне. Сын Божий крестом и смертью освободил нас от древнего осуждения, а Своим воскресением даровал нам вечную жизнь. Христос, как мы ожидаем, придет вновь и будет Судьей всех наших дел и слов.

Веруешь ли ты в это, философ?» Философ не мог ничего возразить, но, как говорит житие, постиг глубину собственного заблуждения, покаялся и уж сам обличил Ария.

Спиридон прославился многими чудесами. Он исцелил тяжко болящего императора Констанция, по его молитвам воскресли утонувший младенец и его мать, скончавшаяся от потрясения. Его дом был всегда открыт для нуждающихся и странников, а сердце — для ищущих правды.

Мощи Спиридона Тримифунтского

На острове Корфу (Керкира) находится один из знаменитейших храмов, посвященных святому Спиридону Тримифунтскому. В храме мраморный алтарь, его стены богато украшены росписями в золотом обрамлении. Этот храм известен и почитаем как католиками, так и православными, которые во все времена существования здесь церкви много жертвовали на нее.

Одной из знаменитых благотворительниц храма была российская императрица Екатерина II, которая делала многочисленные и щедрые вклады. Не оставлял своим вниманием храм и Павел I.

А в 1801 году, когда адмирал Федор Ушаков освободил остров от наполеоновских войск, в знак покровительства России инад островом, храмом и мощами святого Спиридона над западными воротами храма был установлен императорский герб.

Главной реликвией храма являются мощи святого Спиридона, которые здесь оказались почти случайно.

Святитель Спиридон был епископом города Тримифунт, в котором и был погребен после своей кончины в 384 году. Однако, по просьбе императора Юстиниана II, узнавшего о праведной жизни святителя и творимых им чудесах, мощи были перенесены в Константинополь.

Здесь они хранились в храме святой Софии вплоть до падения Византийской империи в 1453 году. Нетленные мощи из захваченного Константинополя тайно вывез иерей Григорий Полиевкт. Спасая мощи святого Спиридона от поругания турками, священник перевез их сначала в Сербию, а затем в 1456 году на остров Корфу.

Здесь Григорий передал мощи знакомому священнику Георгию Калохерету. В свою очередь Георгий оставил мощи в наследство своим детям – Филиппу и Луке. В завещании он написал, что мощи Спиридона Чудотворца будут храниться в семье и передаваться из поколения в поколение, пока род из каждого поколения будет давать священника.

Следуя завещанию отца, Филипп Калохерет передал мощи святого Спиридона по наследству своей дочери. В 1527 году она обвенчалась со Стаматием Вулгарисом. Только в 1984 году мощи были переданы во владение митрополии Керкиры, потому что митрополит Мефодий не рукоположил ни одного мужчину из рода Вулгарисов.

Таким образом, завещание прекратило свое действие. В общей сложности мощи святого Спиридона Тримифунтского принадлежали семье Вулгарисов почти четыреста пятьдесят лет.

Сейчас мощи святителя Спиридона хранятся в одном из пределов кафедрального собора Керкиры в серебренном саркофаге, специально изготовленном для них в 1867 году в Вене.

Икона Спиридона Тримифунтского

Иконография Спиридона Тримифунтского необычна. На иконах святого Спиридона принято изображать в епископском облачении, за исключением одной детали. На его голове, вместо епископской митры — головной убор, отдаленно напоминающий шлемы русских витязей.

На самом деле это тростниковая шапочка, которые в Греции носили пастухи. Этот головной убор призван подчеркнуть преемственность того дела, которому посвятил себя святой Спиридон. В молодости он был простым сельским пастухом и пас овец и коз.

А возглавив епископскую кафедру, стал пастухом словесных овец стада Христова.

Также на иконах иногда его изображают с глиной в кулаке, из которой исходят огонь и вода. Этот сюжет восходит к житию святителя Спиридона, когда он обличал еретическое учение Ария. Как говорит житие, святой взял кирпич и сжал его в руке.

Из него вырвался огонь и истекла вода, а в руке святого осталась мокрая глина. Святитель Спиридон обратился к видевшим чудо со словами: «Вот обожженная плита ( кирпич), в которой соединились три сущности — глина, огонь и вода. Так же един и Господь, в котором соединены три лица: Отец, Слово и Дух».

Как говорит житие, сторонникам Ария нечего было возразить.

Святитель Спиридон Тримифунтский в поэзии

Святитель Николай Сербский не мог в своих проповедях оставить без внимания такого святого, как Спиридон Тримифунтский. Один из гимнов «Охридского пролога» он посвятил именно ему.

В кратких поэтических строках святитель сумел рассказать об одном из ярчайших событий в житии святого Спиридона Тримифунтского — обличении ариевой ереси на Первом Вселенском соборе в Никее.

На Кипре воссиявшая звезда и луч церковный,

Спиридон, защитник чистоты духовной,

Кроток, как младенец, целомудрен, чист —

Для мира — светозарен и божественно лучист.

К чему словес обилие, коль истина проста:

Се — Троица Божественная, дивна и свята;

Един Господь Творец в трех Ипостасях равнославных:

В тройстве Отца и Сына вкупе с Духом вседержавным.

На землю эту грешную Сын к людям снизошел.

Во чреве Девы чистой уготовал Себе престол,

Дабы спасти людей по милосердию безмерному,

И чудеса творил Своею силой всеусердно.

Новый Завет и словом, и делом преподал:

Жить во любви и вере человеков назидал,

Прославленный Отцем, на небесах Он восседает.

Своих трудов плоды повсюду ныне собирает,

Плоды Его сладчайшие в сем мире незабвенны,

Ограда, человеков возводящая к спасению,

А вне ее — от смерти не обрящешь избавления.

О Спиридон пречудный, о светильник благодати,

Молись о нас, Христов воитель в пренебесной рати.

Тропарь святителю спиридону

глас 1

Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец,/ богоносе Спиридоне, отче наш./ Темже мертву ты во гробе возгласив,/ и змию в злато претворил еси,/ и внегда пети тебе святыя молитвы,/ Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителю спиридону

глас 2

Любовию Христовою уязвився, священнейший,/ ум вперив зарею Духа,/ детельным видением твоим деяние обрел еси, богоприятне,/ жертвенник Божественный быв,// прося всем Божественнаго сияния.

Молитва святителю спиридону тримифунтскому

Источник: http://www.sv-troitsa.ru/svyatitel-spiridon-trimifuntskij-zhitie-ikonografiya-molitvy.html?print=print

Новости Климовского благочиния

19 марта 2014 г. В в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Сачковичи было совершено таинство Елеосвящения. Богослужение совершил настоятель прихода протоиерей Илия Вакарюк. В этот день соборовалось более 60 человек. По окончании Богослужения, протоиерей Илия рассказал о смысле и значении таинства для каждого христианина.

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Катехизис).

Таинство Елеосвящения называется еще «святым елеем», «елеопомазанием» и «молитвомаслием» (от греческ. euhelaion), но чаще «соборованием», «маслособорованием», — по собранию, «собору» пресвитеров, которых Апостол Иаков заповедал собирать для совершения таинства Елея.

Таинство Елеосвящения есть главное благодатное средство, которое Православная Церковь подает болящим и страждущим для облегчения, уврачевания болезни а так же и для приготовления к христианской, мирной и непостыдной кончине.

Начало Елеопомазания как таинства было положено Самим Господом, по заповеди Которого Его ученики, врачуя души людей спасительной проповедью Евангелия, врачевали и тела больных помазанием елея: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.» (Мк. 6, 13). И в чинопоследовании таинства говорится: «Помазание священное Твое, Человеколюбче, апостолом Твоим на немощствующия рабы Твоя совершати милостивно заповедавый».

Первоначально таинство совершалось, как и миропомазание, чрез возложение рук совершителя (Мк. 16, 18; Деян. 28, 8—9). Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем Требнике — в молитве, читаемой после совершения таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного.

В век апостольский возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, подобно тому, как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещенным было заменено Миропомазанием, и право совершения таинства было предоставлено и пресвитерам.

Такая практика совершения таинства в апостольское время со всей ясностью представляется в послании Апостола Иакова:

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. (5, 14—16).

Читайте также:  Православная молитва архангелу михаилу об исцелении и здравии - православные молитвы

После Апостолов о совершении таинства Елеосвящения в Церкви Христовой свидетельствуют многие писатели I—V веков, а именно: во II—III веке — Дионисий Ареопагит, Тертуллиан и Ориген; так, Ориген, изъясняя слова Апостола Иакова: «Болен ли кто из вас», упоминает о возложении рук от пресвитера на больного; в IV веке о таинстве говорит Святитель Иоанн Златоуст, в V веке — историк Созомен.

По материалам Православных сайтов.

Источник: http://uspenie.info/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0/item/493-%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%83%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE

Святитель Спиридон Тримифунтский

Житие святителя Спиридона Тримифунтского, епископа - православные молитвыСкачать полностью

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-115-1595)

Предисловие

Святитель Спиридон Тримифунтский – удивительный святой, современник святителя Николая Чудотворца. Со временем почитание его в православном народе, а особенно на Руси, только возрастает.

Открывается и издается все больше сведений и подробностей о жизни святителя, множатся чудеса по его молитвам и предстательству и все чаще с острова Корфу в православную Русь прибывают мощи святого, являя славу и заступничество его за нас пред Богом. Святитель Спиридон Тримифунтский – великий молитвенник, имеющий велие дерзновение ко Господу.

Поэтому с таким благоговением и любовью приходит к нему народ. Жизнь его исполнена необыкновенной высоты и красоты, поражает силой чудотворения и одновременно изобилием любви – строгой, кроткой и назидательной. Был святитель «нестяжателен, кроток, любве ради вся терпяй, не постыдеся пещися и о стаде безсловесных овец», – читаем мы в акафисте.

По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Святой подавал больным исцеление, живущим в грехах – исправление и прощение, избавлял от засухи, голода и нужды, заботился о вдовах и сиротах, оказывал помощь в благополучном устроении земельных и имущественных дел.

Святитель Спиридон, будучи кротким и милостивым помощником, при этом всегда был гонителем и искоренителем всякого греха, строгим и взыскательным владыкой. Слова его сбывались с такой точностью, что он наконец отказался даже произносить угрозы грешникам, чтобы не казаться причиной их бедствий.

Родился он в простом звании и сохранял всю жизнь привычки и устои простого жития – трудился собственными руками, вместе с жителями работал в поле, пас стадо овец, как сказано в акафисте святому Спиридону: «Жизнь проводя в убожестве и нищете, нищим и бедным был еси питатель и помощник».

При этом же мудрость была дарована ему Господом; мудрость такая, что и цари склоняли пред ним головы, что ответы его поражали вопрошающих: он умел одним намеком образумить грешника, спасти язычника, вернуть к истине заблудшего. Вот как восхвалял святого Спиридона в своем «Слове в неделю Фомину о добродетели» замечательный проповедник, уроженец острова Корфу, российский архиепископ Никифор Феотокис[1]

1   Никифор Феотокис (1731–1800), архиепископ, богослов и духовный писатель, один из образованнейших людей своего времени. Почти четверть века он трудился в России, последние 7 лет архиепископ Никифор был настоятелем Данилова монастыря в Москве, где и похоронен.

[Закрыть]

:

«Ни знатность рода, потому что род его был убог; ни высокость звания, потому что он был пастух овец; ниже знание света мудрости мирской, потому что он в училищах не обучался; ниже другая какая вещь, кроме добродетели, возвели на такую высоту этого чудотворца и предстателя нашего Спиридона.

Августейший кесарь и самодержец царь Констанций, бывший обладателем почти что всей вселенной, со скипетром в руках, с венцом на главе, с порфирою на раменах, припал к ногам Спиридоновым и тысячекратно их лобызал, омывая теплыми слезами, когда святой в царском доме очистил его от проказы.

Какая другая есть честь большая сей? Какая другая слава превосходнее этой? Тогда [царь] повелел открыть пред ним сокровища царские, чтобы он из них брал себе, что хочет. Сам царь просил святого принять от него золото и драгоценные дары, ему приносимые.

Когда же опять в Александрии он молитвою своею сокрушил идола, не припала ли к его ногам вся Александрия? Да и до нынешнего дня не поклоняются ли ему все славные и владетельные князья? Не полагаем ли мы за великую для себя честь целовать не только главу его, но и кончики сапог, которые он носил? Итак, в награду за добрую и похвальную вашу склонность поручаю я всех вас покровительству общего нашего заступника Спиридона. Я вижу его ко услышанию верных готовейшего и дерзаю верить в то, что он смиренное мое моление услышит. Как только он увидел, что народ кипрский в бедствии находится от бездождия и от смертоносной язвы, тотчас очистил воздух от вредительных паров и туманов и, как Илия, свел дождь с неба. Как только его попросили о прощении диакона, он в тот же час разрешение языка ему даровал. Лишь только припала к ногам его сирофиникиянка[2]

2   В русской рукописи – арианка; в житии святителя Димитрия Ростовского – язычница, не умевшая говорить по-гречески.

[Закрыть]

, он тотчас сына ее воскресил. Речное течение для друга своего остановил; змей в золото ради убогих превратил; из мертвых дщерь свою воскресил в утешение бедной вдове[3]3   Все эти случаи взяты из жития святителя Спиридона.

[Закрыть]

. Но оставляю я все древнее. Не готов ли он был моление ваше услышать, когда вы просили его о прогнании агарян, здешний остров окруживших[4]4   Имеется в виду блокада турками Керкиры в 1715 г., когда остров был чудесно избавлен заступлением святителя Спиридона.

[Закрыть]

? Не были ли мы услышаны им столько раз? Не утишил ли он землю от землетрясений, не прогнал ли окружившую нас моровую язву, не доставил ли пшеницу в хранилище чудным образом для прекращения бывшего у нас глада? Поелику ты, знаменоносный и богодухновенный святителю Спиридоне, всякого слышишь, то я посвящаю заступлению твоему весь этот христоименитый народ. Умоли ты из мертвых воскресшего Господа и Фомою в сей день осязанного, да наставит их на истину Свою, утвердит во страхе Своем, покроет кровом Божественных крил Своих. Ей, Владыко Человеколюбче, умолен буди молитвами возлюбленного Своего иepapxa Спиридона, ниспосли на них небесное Свое благословение и благослови их» [19, с. 195–198].

Человеку, подавленному суетой, материальными нуждами, повседневными запросами и скорбями, святитель Спиридон указывает на возможность вознестись на небо.

Этот путь становится очевидным из жития самого святителя, которое открывает перед нами множество событий и чудесных примеров, как выбрать истинно христианскую жизнь и, подобно святителю Спиридону, быть страннолюбцами, милостивыми к нуждающимся, не сребролюбивыми, ревностными в вере и строгом соблюдении церковного чина, в сохранении во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания.

Не забудем также молитвенно обращаться к святителю Спиридону, ибо многочисленны свидетельства, что каждый, кто приходит к святителю, получает благое прошение, не уходит без утешения, приобщается чистоте и милости его, напояется истинно всеобъемлющей любовью святителя Спиридона Тримифунтского.

Строганова Мария

Житие святителя Спиридона

Детство

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века (ок. 270 года) на острове Кипр, в деревушке под названием Аския (Ассья), недалеко от Тримифунта (Тримитусы).

О детстве и юности Спиридона, о его родителях не сохранилось достоверных сведений; известно только, что они были простыми крестьянами, а сам будущий святитель в детстве пас овец и коз (отчего на всех иконах его принято изображать в пастушьей шапочке, сплетенной из ивовых прутьев).

Спиридон не получил никакого образования, но имел от природы здравый ум, светлую и добрую душу. Чистой и богоугодной жизнью он подражал ветхозаветным праведникам: Давиду – в кротости, Иакову – в сердечной доброте, Аврааму – в любви к странникам.

Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники – пищу и отдых. Будущий святитель не отказывал никому в помощи.

За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимо больных и изгнания бесов. Благодать Божия, почивавшая на нем, и его природная сообразительность развили в нем мудрость, перед которой терялись величайшие философы того времени.

Начало служения

В молодости Спиридон женился на чест ной целомудренной девушке, у них родилась дочь Ирина, которую святой Спиридон сам крестил. Но семейная жизнь продолжалась недолго, жена святителя вскоре умерла. Когда супруги не стало, Спиридон не возроптал, но еще усердней стал служить Богу добрыми делами.

В царствование императора Константина Великого (306–337) он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель Спиридон Тримифунтский не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.

Он продал дом и все имущество, а вырученное от продажи раздал и до конца своих дней жил намного скромнее, чем далеко не самые богатые другие жители Тримифунта и его окрестностей, пас по найму овечьи стада и в дни страды выходил со жнецами на жатву.

За непрестанную память о Боге и дела милосердия Господь наградил Своего верного служителя даром прозорливости и чудотворения.

Особым даром святителя была власть над силами природы – по его молитвам прекращалась засуха – и на землю падали столь благодатные дожди, что после них народ собирал на удивление богатые урожаи. Если же начинались затяжные дожди, грозящие смыть труды земледельцев, Спиридон снова молился, и по милости Божией наступали погожие дни.

Однажды на Кипре было бездождие и страшная засуха, за которой последовал голод, а за голодом мор, и множество людей гибло от этого голода. Святой Спиридон, видя бедствие, постигшее народ, и отечески жалея погибающих от голода, обратился с усердною молитвою к Богу – и тотчас небо покрылось со всех сторон облаками, и пролился обильный дождь на землю, не прекращавшийся несколько дней.

Святой помолился опять, и дождь прекратился. Земля обильно напоена была влагою и дала обильный плод: богатый урожай дали нивы, покрылись плодами сады и виноградники и после голода было во всем великое изобилие. Через несколько лет опять постиг страну голод.

Богатые хлеботорговцы радовались дороговизне, имея хлеб, собранный за несколько урожайных лет, и, открыв свои житницы, начали продавать его по высоким ценам. Был тогда в Тримифунте один хлеботорговец, страдавший ненасытною жадностью к деньгам и неутолимою страстью к наслаждениям.

Закупив в разных местах много хлеба и привезя его на кораблях в Тримифунт, он не захотел, однако, продавать его по той цене, какая в то время стояла в городе, но ссыпал его в склады, чтобы дождаться усиления голода и тогда, продав подороже, получить большую прибыль. Когда голод сделался почти всеобщим и усиливался со дня на день, он стал продавать свой хлеб по самой дорогой цене.

И вот пришел к нему один бедный человек и, униженно кланяясь, со слезами умолял его оказать милость – подать немного хлеба, чтобы ему, бедняку, не умереть с голоду вместе с женою и детьми. Но немилосердный и жадный богач не захотел оказать милость нищему: «Принеси плату, и я дам тебе, что хочешь» [16, с. 117].

Бедняк, изнемогая от голода, пошел к святому Спиридону и с плачем поведал ему о своей бедности и о бессердечии богатого. «Не плачь и не стенай, – сказал ему святой, – ибо Дух Святой говорит мне, завтра дом твой наполнится яствами, и ты увидишь, как тот, кто не захотел посочувствовать в твоей нужде и дать милостыню, вынужденно попросит тебя взять все без процентов» [16, с. 117–118].

Бедняк, думая, что святой сказал так только для того, чтобы его утешить, в печали пошел домой. Едва настала ночь, как, по повелению Божию, пошел сильнейший дождь, которым подмыло житницы немилосердного сребролюбца, и водою унесло весь его хлеб.

Утром хлеботорговец бегал по всему городу и умолял всех, в том числе вчерашнего просителя, взять столько, сколько кто пожелает, лишь бы помочь спасти оставшееся зерно. Нуждающиеся приходили и собирали пшеницу, разнесенную потоками по дорогам, набрал себе с избытком хлеба и тот бедняк. Так Бог наказал богатого за немилосердие и, по пророчеству святого, избавил бедного от нищеты и голода. Но урок не пошел впрок, торговец не излечился от скупости.

Вскоре после наводнения другой крестьянин пришел к тому же самому богачу с просьбою дать ему взаймы хлеба на прокорм и обещался с лихвою возвратить данное ему, когда настанет жатва.

У богача, кроме размытых дождем, были еще и другие житницы, полные хлеба; но он и к этому бедняку оказался таким же немилосердным, так что не хотел даже и слушать его. Тогда бедный земледелец заплакал и отправился к святителю Божию Спиридону, которому и рассказал о своей беде.

Святитель утешил его и отпустил домой, говоря: «Не плачь, чадо, ведь ты христианин, но лучше надейся на Бога, и Он сотворит с тобой милость» [16, с. 121]. Наутро архиерей сам пришел к нему и принес прекрасное золотое украшение.

Он отдал золото земледельцу и повелел отдать торговцу и взять за это у него зерно; когда же крестьянин соберет урожай, и у него будет излишек хлеба, то пусть он выкупит этот залог и принесет его обратно святителю. Бедный земледелец взял из рук святителя Спиридона драгоценность, возблагодарив Бога и святого, и поспешно пошел к богатому.

Корыстолюбивый богач обрадовался золоту и тотчас же отпустил бедному хлеба, сколько ему было нужно. Потом голод миновал, был хороший урожай, и после жатвы тот земледелец отдал с лихвою богачу взятый хлеб, получив от него назад залог и отнеся его с благодарностью к святому Спиридону.

Читайте также:  Поп, священник и батюшка в православии - одно и то же или нет? - православные молитвы

Святой взял золото и направился к своему саду, захватив с собою и земледельца. Войдя в сад, он положил золото у ограды, возвел очи к небу и воскликнул: «Господи мой, Иисусе Христе, Творящий и Производящий все, Сделавший некогда жезл Моисея (Исх.

7: 10) змием на глазах фараона Египетского и слуг его, преврати и верни это украшение в его природный вид, в котором оно было изначально» [16, с. 124]. Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею, которая, извиваясь, уползла в свою нору. Таким образом, сначала змея по молитве святого обратилась в золото, а потом так же чудесно из золота опять стала змеею. При виде сего чуда земледелец затрепетал от страха, пал на землю и называл себя недостойным оказанного ему чудесного благодеяния.

По зависти злых людей был оклеветан друг святого: без всякой вины тот был заключен в темницу, а потом и осужден на смерть. Узнав об этом, блаженный Спиридон пошел избавить друга от незаслуженной казни.

В то время в стране было наводнение, и река на пути святого переполнилась водой, вышла из берегов и сделалась непереходимой. Чудотворец вспомнил, как Иисус Навин с Ковчегом Завета посуху перешел разлившийся Иордан (Нав.

3: 14–17), и, веруя во всемогущество Божие, приказал водам, как слуге: «Господь Бог говорит так: да остановится ваш бег, чтобы скорее спасся от смерти оклеветанный христолюбивый мой друг» [16, с. 128].

Лишь только он сказал это, тотчас поток остановился в своем течении и открыл сухой путь – не только для епископа, но и для всех, шедших вместе с ним. Свидетели чуда поспешили к судье и известили его о приближении святителя и о том, что совершил он по дороге. Судья с почетом принял Спиридона и тотчас отпустил его невиновного друга.

Гостеприимство святого

Как большинство святых, чудотворец Спиридон предпочитал уединение. Но люди во множестве стремились к нему за исцелением, с просьбой помочь в нахождении потерянного имущества, за советом. Он же, по описанию жившего в Х веке византийского агиографа, святого Симеона Метафраста[5]

5   Симеону принадлежит переработка жизнеописания святого Спиридона по свидетельствам церковных историков IV–V веков – Сократа Схоластика, Созомена и Руфина.

[Закрыть]

, в добродетели гостеприимства был подобен патриарху Аврааму, Давиду – кротким нравом, Исааку – сердечной добротой и ни разу не отказал ни одному из приходящих. Однажды во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери омыть гостю ноги и накормить его. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как из-за строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить хранившееся в запасе к окончанию поста соленое свиное мясо. После его изготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем более тебе не следует отказываться от еды. Ведь в Священном Писании сказано: все чисто для чистых (Тит. 1: 15)» [3, с. 15].

Архиерей Божий

Источник: https://fictionbook.ru/author/litagent_blagovest/svyatitel_spiridon_trimifuntskiyi/read_online.html

Жизнь и чудеса святителя Спиридона Тримифунтского: Когда умолкает земная мудрость

О том, как помогает сегодня святитель в Греции и Украине,  а также о  главных чудесах  человеческой жизни  рассказывают секретарь Керкирской Митрополии отец Темистоклис (Мурдзанос), архимандрит Алипий (Светличный) и настоятель храма в честь святителя Спиридона в Киеве протоиерей Николай Данилевич

Отец Темистоклис (Мурдзанос), секретарь, помощник митрополита Керкирского, Паксийского и Диапонтийских островов Нектария, Элладская Православная Церковь, о. Корфу:

Любовь к людям выше чудес

Жизнь святителя Спиридона известна нам не полностью, лишь фрагментарно. Но даже то малое, что известно, поражает могуществом силы и славы Божией, действовавшей через этого человека. По молитвам святого воскресали мертвые. Невероятное количество чудес было совершено этим дивным святым, и творятся чудеса поныне.

Любовь к людям выше чудес. А Церковь выше всего: выше политики и выше экономики. Главное – помнить об этом.

Люди же не готовы любить друг друга. А Господь объединяет нас всех. Мы объединяемся вокруг Христа. Не делить надо, а объединять. И святитель Спиридон  не делил – он помогал не избранным, он помогал всем.

Греция молится о мире в Украине, о мире в сердцах людей. Православные во всем мире должны показывать свое единство, а не свое различие.

Идут гонения на православных, и мы должны сплотиться. Именно во времена гонений святитель Спиридон вступился за Истину и защитил свою веру.

Сегодня каждый может стать чудотворцем, оставаясь человеком и проявляя человеколюбие.

Архимандрит Алипий (Светличный):

Святитель Спиридон  был сам чудом, явленным в мир во время гонений

Четвертый век от Рождества Христова. Что мы знаем о нем?

Масса событий, которые записаны в исторических анналах, дошли до нас. И у нас создается впечатление бурной жизни в то время, в котором, казалось, задействована вся изменяющаяся Римская империя.

Но мы забываем, что тогда не было интернета, не было компьютеров, телефонов, даже «отстойного» телеграфа! Новости распространялись медленно и мало касались жителей провинций, из которых и состояла Ойкумена.

Потому знойный остров Кипр оставался тихой гаванью для архаичных провинциалов. И только изредка их беспокоили новыми налогами и вербовкой в Римскую армию.

Кипр имел свое почти автономное управление, где проконсул – ставленник Сената, только дважды в год отчитывался перед императором, отдавая должные налоги. Жизнь острова не интересовала величие Города.

Но Кипр был совершенно необычным в ряду других островов и провинций Римской империи. Дело в том, что там с апостольских времен не прекращалось служение христиан. Гонения императоров почти не коснулись его. И только иудеи время от времени устраивали резню, поднимая бунт против христиан, которую проконсул успешно «усмирял».

От случая, когда Сергий Павел, проконсул Кипра, под впечатлением проповеди апостола Павла принял христианство, правители острова продолжали лояльно относиться к последователям Назаритянина. И это давало возможность христианам мирно жить в кипрских городах и селениях, оставаясь подданными Римской империи.

В такой среде рос будущий прославленный святой Спиридон.

С детства пребывал в традиционном послушании у своих родителей, как все мальчики (не только сельские, но и городские!) пас скот, работал на поле, носил в тяжелых водоносах воду домой. Пришло время – женился. Родились дети. Случилось, что супруга отошла ко Господу еще молодой, и Спиридон, овдовев, продолжил воспитывать детей. Он всю свою жизнь был сознательным христианином!

В древности кипрские храмы были открыты круглые сутки. Они были крайне аскетично оформлены, главным их достоянием была сама община христиан. Для Евхаристии священник приносил сосуды из дому. А люди приносили хлеб, вино, воду, масло в лампады.

У епископа хранилось Священное Писание. И он торжественно его нес на богослужение в храм с предшествующим диаконом. Церковь вставала и приветствовала внесение Библии. С этого момента и начиналось богослужение.

Все с нетерпением и любовью ждали своего епископа.

Потому воровать в христианских храмах было нечего – они были пусты. И в них можно было зайти в любое время для беседы с Богом. Позволительно было укрыться и от непогоды, чем часто пользовались пастухи.

Поскольку в самих селениях тогда храмы воздвигались редко.

Чаще всего их строили на околице, подальше от завистливой иудейской диаспоры и заносчивых язычников, взор которых оскорблялся бедной постройкой христианского святилища.

У входа в храм святителя Спиридона Тримифунтского, Керкира (о. Корфу, Греция)

Надо думать, что Спиридон часто посещал христианские собрания, был прилежным во время огласительных бесед. Ведь нам известно, что, оставаясь полуграмотным, он прекрасно знал наизусть Священное Писание и часто поправлял проповедников, когда те были неточны в цитировании.

Но особенно прославился он своей незлобивостью до простодушия, своим гостеприимством и приветствием странников, нищелюбием. Он был носителем света Небесного Иерусалима. И это не могло быть сокрытым от верующих города Тримифунта. Они после смерти своего епископа избрали Спиридона себе в нового архипастыря.

Сегодня многих удивляет и умиляет, что Спиридон, будучи епископом кипрского города, продолжал пасти скот.

Но в то время провинциальные архиереи не «важничали», не носили особых одежд. Они внешне ничем не отличались от обычных мирян.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского, Керкира (о. Корфу, Греция)

Когда гонения на христиан прекратились, им разрешили носить хитон с широкими клавами по сторонам, как римским гражданам. Но было и такое, что они оставались слугами в каком-то богатом доме. Или, как Спиридон, работягами и ремесленниками, наемными рабочими в обычной жизни.

Возможно, что у Спиридона и была фелонь, как плащ для путешественников и пастухов, но вряд ли она использовалась им для богослужебных собраний. Омофора, который появился у архиереев только в VI веке, у святого епископа Тримифунта не было точно. А вот плетенная из лозы шапка наверняка была любимой у него с детства. Еще в XIX веке подобные шапки встречались у кипрских пастухов.

Простец в быту, тем не менее участвовал в Первом Вселенском соборе. Известно, что император Константин, собравший епископов в Никею со всей Ойкумены, побеспокоился не только об их жилье и пропитании, но и об одежде для таких, как Спиридон. Пожалуй, тогда он чувствовал себя вельможей. Ведь архиереи приравнивались в правах к жрецам, а те были на содержании Рима, как чиновники высокого ранга!

Но святителя это не изменило. Он оставался непоколебим в своей убежденности, что христианство истекает от полноты Священного Писания, где несение Креста предлагается каждому следом за Спасителем.

Потому епископ Тримифунтский оставался простецом, проповедующим – не только словом, но прежде всего поступками – любовь.

И с этой любовью он не страшился выступить в защиту истины, отвергая ересь арианства.

Его паства запомнила Спиридона как чудотворца. Уже его ученик Трифиллий, который стал позже епископом Левкосийским, составил житие святителя, где описал известные всем на то время чудеса святого.

Но чудеса, которые сопровождали его жизнь, были только свидетельством того, что в христианском мире пребывал истинный подвижник и угодник Божий. Спиридон же был сам чудом, явленным в мир во время, когда явные гонения на христиан прекратились, но враг рода человеческого стал гнать Истину лукавыми ересями и расколами, противоборствуя Церкви Христовой.

Это было, пожалуй, более тяжелое испытание для Церкви, нежели мученический период. И Господь по Своему Промыслу даровал миру светочей веры, авторитет которых был незыблем ни в очах народа, ни в сердце правителей. Среди них с особой силой сиял святитель Спиридон Тримифунтский.

Потому и сегодня, через почти 1700 лет, мы особо чтим этого Божия угодника.

И остров Керкира, где в наше время почивают мощи святого Спиридона, стал одним из самых желанных для благочестивого православного сердца. Туда сотни тысяч христиан устремляются, чтобы облобызать священную реликвию – мощи свт.

Спиридона Тримифунтского. Люди прибывают на этот греческий остров, чтобы явить свою любовь святому. А некоторые ищут по его заступничеству чуда.

И ведь получают! Тысячи свидетельств, как святитель Спиридон помог страждущим!

Воистину: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31). И святые Его живые ходатаи за нас. Так что мы не одиноки в мире, который кажется безнадежным. Ободримся! Святитель Спиридон с сонмом святых умолит Господа и поможет нам преодолеть напасти. За нашу искренность, за наши молитвы с терпением.

Протоиерей Николай Данилевич, настоятель храма во имя свт. Спиридона Тримифунтского:

Маленькие чудеса великого святого

Самое большое чудо для меня, как настоятеля храма в честь свт. Спиридона – это постоянное присутствие святого: почти всегда наш небольшой храм полный, люди каются, люди преображаются.

Мы обращаемся к святителю Спиридону с надеждой получить просимое. Когда мы чудесным образом это получаем, то это чудо меняет нас.

И вот когда мы в душе меняемся, а не воспринимаем святителя как палочку-выручалочку, когда он помог, и мы забыли, а действительно меняем свою жизнь, — это и есть самое настоящее чудо.

Наш приход находится, образно говоря, под шапочкой святителя, под особым покровительством, мы это чувствуем каждый день – когда мы призываем святого в наших молитвах с просьбой о помощи в повседневных делах, о том, чтобы что-то сложилось в нашей жизни. У нас даже есть в приходе специальная книжечка, куда мы записываем чудеса, которые с помощью святителя происходили. Маленькие чудеса великого святого.

Расскажу один случай. Ходили в наш храм парень и девушка. Они оба, но по отдельности, особо усердно молились святителю Спиридону о том, чтобы помог им обрести свою половинку. И вот через некоторое время после того, как они съездили в паломничество на о. Корфу к мощам святителя, парень и девушка начали обращать внимание друг на друга, и сегодня они уже муж и жена. 

Рака с мощами святителя Спиридона Тримифунтского

Это была первая наша приходская свадьба. Весь приход радовался вместе с ними их счастью. Все мы знаем, как не просто найти друг друга в этой жизни. Это Божий промысел, когда две половинки в какой-то момент пересекаются. Эта тайна. Это чудо. И святитель Спиридон помог – чудо свершилось. 

Фото автора

Источник: https://pravlife.org/ru/content/zhizn-i-chudesa-svyatitelya-spiridona-trimifuntskogo-kogda-umolkaet-zemnaya-mudrost

Ссылка на основную публикацию