Житие святителя луки архиепископа симферопольского и крымского — православные молитвы

Молитва св луки симферопольского

Религиозное чтение: молитва св луки симферопольского в помощь нашим читателям.

Святитель Лука – талантливый хирург, апологет и крепкий духом исповедник веры, заботливый пастырь. Овдовев в 1919 году в Ташкенте, стал священником, через 3 года принял монашество, и в 1923 году тайно хиротонисан во епископа. Пройдя многочисленные аресты, пытки и ссылки после войны 15 лет до самой смерти возглавлял Крымскую епархию.

К святителю Луке как врачу прибегают за молитвенной помощью в болезнях, ему молятся об укреплении веры в гонениях и искушениях; о даровании сил и мудрости во вдовстве, разводах, жизненных трагедиях, о вразумлении неверующих; людей, попавших в секты и расколы. Святитель Лука – небесный покровитель медицинских и социальных работников, служащих хосписов.

Святитель и исповедник Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Симферопольский. Икона

Тропарь святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, глас 1

Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымстей похвало и утверждение.

Молитва святителю Луке, архиепископу Симферопольскому

О, всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, припадая к тебе, якоже чада отца молим тя: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Господу, Ему же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши.

Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная.

Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам твое благословение, да избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.

Настави нас на путь спасения и моли о нас Бога, в вечней жизни да сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Акафист святителю исповеднику Луке, архиепископу Симферопольскому:

Житийная и научно-историческая литература о святителе исповеднике Луке, архиепископе Симферопольском:

  • Святитель и исповедник Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Симферопольский (житие) – Древо
  • Святитель-хирург: житие архиепископа Луки Войно-Ясенецкого – протодиакон Василий Марущак
  • Посещение святителем Лукой Войно-Ясенецким Томска – Мария Пучкова

Труды святителя Луки Войно-Ясенецкого:

  • Увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения (из официальных архиерейских указов) – святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • О ересях – Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого на Неделю Торжества Православия
  • О сектантах – святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • О единстве Церкви Христовой против сектантов – святитель Лука Войно-Ясенецкий

Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Источник: https://xn——6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-sv-luki-simferopolskogo/

Житие святителя Луки Архиепископа Симферопольского и Крымского | Жития святых на 4-women.ru

Жизнь Луки Симферопольского и Крымского наполнена постоянным желанием помочь людям физически. духовно. Врачеватель тела и души человеческой Святой Лука, хирург Войно — Ясенецкий, высказывался о себе как о «скальпеле в руках Божих». Тысячи людей получили исцеление через руки и молитвы Крымского исповедника.

Он оставил после себя целую плеяду верующих профессионалов — лекарей, проводящих операции с Господней молитвой.

Житие святого Луки Крымского является ярким примером верного служения Богу и людям как при жизни, так и после смерти.

1877 год, Керчь, Крым. Здесь в семье польского дворянина Феликса Войно-Ясенецкого родился третий ребенок, сын Валентин.

Ясенецкие жили по христианским канонам, делали все для всестороннего развития детей.

Маленький Валентин проявлял талант, как художник, повзрослев, решил стать студентом художественной академии Санкт — Петербурга.

Всего один стих из Библии, Евангелия Мат.9:37, где сказано, что «жатва созрела, а деятелей не хватает», перевернул жизнь Валентина.

Молодой человек решает посвятить себя людям, чтобы облегчать их физические страдания, он становится студентом Киевского медицинского института.

Важно! 1903 год подарил миру уникального врача.Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Молодые годы доктора Войно —Ясенецкого

После окончания института молодой доктор женился и начал свою лечебную практику, переезжая от запада до востока России.

Долгое время вспоминали чудесного целителя жители Симбирского, Саратовского, Курского края.

Доктор Валентин постоянно оперирует, экспериментирует, ищет научные подходы к лечению тяжелых больных. По его методике общий наркоз в некоторых случаях заменяется местным.

Местная анестезия стала темой докторской диссертации Войно-Ясенецкого, которую он защитил в 1916 году. Теперь все внимание доктора медицины приковано к гнойной хирургии.

В возрасте 40 лет Валентин Феликсович стал главврачом больницы города Ташкента. Помимо врачебной деятельности, доктор постоянно принимал участие в дискуссиях, опровергая атеизм.

После смерти супруги, скончавшейся от туберкулеза, Валентин Ясенецкий поручает воспитание детей своей операционной сестре, а сам полностью отдается медицине и проповедованию Слова Божьего.

Начало служения

После одного из диспутов с атеистами доктор Войно получил предложение стать священником, которое принял с готовностью служить Богу и людям. Его продвижение по церковной линии было стремительным.

Через несколько дней после соглашения Валентина Войно-Ясенецкого рукоположили в дьяконы, через 7 дней он стал иереем.

Все воскресенья Валентин Феликсович проводил, проповедуя, на протяжении недели лечил людей, оперировал, читал лекции, приходя на них в рясе.

1923 год доктор Войно-Ясенецкий встретил в сане епископа, приняв монаший постриг. Это было начало жития Святого Луки Крымского.

Под строгим покровом тайны иерей был рукоположен совершать церковные таинства.

Сразу после этого отец Валентин был арестован как английский шпион.

Чтимая икона святителя Луки Крымского

Репрессии и гонения

Шли тридцатые годы 20 столетия. Войно-Ясенецкого отправили как ссыльного в Туруханский край.

Ужасные условия не помешали святому отцу-врачу спасать нуждающихся, лечить, делать операции.

Никакие запреты не действовали на решение доктора помогать людям. Его переводят по этапу на самый север, потом снова Туруханск.

1926 год, известный врач — священник возвращается в Ташкент.

По милостивому благословению митрополита Сергия святитель Лука служит викарным епископом в Рыльске, затем Ельце.

Дальше произошло событие, о котором владыка Валентин будет жалеть всю свою оставшуюся жизнь.

Отклонив предложение возглавить кафедру в Ижевске, святой отец решил уйти на покой, попросив на это благословение. Это решение будет всю жизнь мучить Валентина Феликсовича, ибо он служение людям поставил выше служения Бога.

До 1930 года Валентин Войно спокойно работал, как хирург и преподаватель медицинского факультета, пока не случился совершенно непредсказуемый случай.

У его коллеги, профессора Михайловского, умер сын, которого отец решил оживить, перелив кровь живого человека. Опыт не удался, профессор покончил с собой.

Отче Лука, который проповедовал в церкви Святого Сергия, дал разрешение похоронить коллегу, страдавшего психическими расстройствами, по церковным обрядам.

Советские власти обвинили профессора Войно в противодействии материализму, якобы он помешал воскрешению из-за религиозного фанатизма.

Снова тюрьма. Постоянные допросы, нечеловеческие условия, душный карцер окончательно подорвали здоровье владыки. Протестуя, отец Валентин объявил голодовку, прекратить которую его уговорили обманным путем. После чего доктор Войно был отправлен в ссылку на 3 года.

До 1933 года он работает в архангельской больнице на севере, где у Валентина Феликсовича обнаружили опухоль, отправили оперироваться в Ленинград. Здесь во время проповеди Бог напомнил святому отцу его юношеские обеты.

Новые допросы ждали святителя после Ленинграда в Москве. Власти всячески старались уговорить чудесного доктора отказаться от сана, на что получили твердый отказ.

Святой отче продолжил свои научные исследования, работая после ссылки в Ташкенте.

Важно! 1934 год подарил миру труд многих лет, «Очерках гнойной медицины», ставший классикой медицины.

Ссылки, голодовки подорвали иммунитет владыки, работая на на юге, доктора сразила тропическая лихорадка, осложнение после нее — отслоение сетчатки глаз.

Невзирая на болезнь, Отец Валентин продолжает работать до 1937 года.

Сталинские репрессии и Великая Отечественная война

Верные служители церкви вместе с миллионами людьми подвергались репрессиям, учиненным по приказу Сталина. Не минула эта участь епископа Луку. Создание контрреволюционной церковной организации — таково обвинение было предъявлено святителю.

Жестокая пытка под названием «конвейер», когда 13 суток под ослепляющими глаза прожекторами велся круглосуточный допрос, последующая голодовка подорвали душевное состояние доктора, он оговорил себя, подписав обвинение.

1940 год епископ Войно-Ясенецкий встречает в Красноярском крае, где ему было разрешено оперировать, заниматься наукой.

Война 1941 года заставила руководство края назначить известного доктора главврачом военного госпиталя. Под его контролем находились все военные лечебные заведения Красноярского края.

Даже в военное время отец Валентин, будучи ссыльным, оставался верным Господу Богу, неся служение епископа. Митрополит Сергий, избранный на Соборе 1943 года патриархом, рукополагает святителя Луку в сан архиепископа.

При малейшем послаблении преследований за религию новый архиепископ, член постоянного Синода, начинает активно проповедовать Слово Божье.

1944 год, по приказу военного времени вместе с госпиталем главный врач переезжает в Тамбов, продолжая медицинскую деятельность, работая над публикациями трудов по медицине, богословию.

Лука Крымский

Последние года жизни святителя

Архипастырская деятельность архиепископа отмечена наградой — бриллиантовым крестом, который носится на клобуке.

За патриотизм, проявленный во время войны, Валентин Войно-Ясенецкий награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».

Его труды «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», «Очерки по гнойной хирургии» отмечены сталинской премией.

По окончании войны владыка Лука возглавил крымскую епархию, став архиепископом Симферопольским.

Главной задачей в своем служении святитель-доктор видел в любви к людям, он учил священников на собственном примере быть слугами Божьими, излучающими свет.

Болезнь сердца не позволила доктору стоять за операционным столом, но он продолжал консультации, не отказывал городским и сельским врачам, бесплатно консультируя по будним дням. Выходные дни архиепископ Симферопольский служил. Во время его проповедей Свято-Троицкий собор всегда был полон людьми.

По молитвам Святого Луки множество народа было исцелено сверхъестественной силой Божьей любви.

Полная слепота, постигшая архиепископа Симферопольского в 1956 году, не стала помехой для ведения Божественных литургий, проповедей, руководства епархией.

При стойком противостоянии владыки многие церкви этого края были спасены от закрытия.

Он умер 11 июня 1961 года, в день, когда православный мир отмечал день Всех Святых.

Важно! Житие святого Луки Крымского стало примером истинного служителя, отдавшего свою жизнь Богу.

Его похороны стали настоящим событием для Симферополя, всего края. Власти планировали тихо предать тело владыки земле, доставив его на кладбище по окольным путям.

Люди, благодарные любимому архиепископу, превратили его похороны в огромную демонстрацию. Три часа человеческий поток сопровождал тело владыки до места погребения. Люди порой ложились под колеса машин, чтобы не позволить им свернуть с центральной улицы.

На могиле святителя — доктора постоянно лежали живые цветы, приходящие помолиться люди получали ответы на свои проблемы, происходили исцеления.

Причисление к лику Святых

1995 г — Синодом Украинской Православной церкви архиепископ Лука причислен к лику Святых на поместном уровне.

1996 г. — Его прах был перенесен в Свято-Троицкий храм Симферополя. Святые мощи сберегаются в серебряной раке, серебро на которую пожертвовали греки, получившие исцеления после молитв владыки.

Юбилейный Архиерейский собор 2000г. причислил святителя Луку к лику Российских святых исповедников.

Благодарные жители Симферополя в память о чудесном священнике, лечащем душу и тело, установили памятник, назвали парк его именем. Дом архиерея Луки служит часовней. Здесь постоянно звучат прошения нуждающихся людей о помощи «Святой Лука, моли Господа о нас, грешных».

С 1996 года ежедневно, каждое утро Симферопольский Свято-Троицкий кафедральный собор оглашается чтением акафиста Святому Луке.

Неоценимое наследие святителя — врача, труды святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Святой Лука оставил после себя потомкам настоящий дар, свое литературное наследие.

  1. «Очерки гнойной хирургии» остаются классикой для всех поколений врачей.
  2. Книга «Я полюбил страдание» описывает нелегкий путь от призвания врача к сану архиепископа, она является автобиографической.
  3. Тома проповедей раскрывают суть Евангелия, показывая секреты Святой книги для простого православного человека. Проповедью «О постоянстве в молитве»
  4. Книга «Дух, душа и тело» является произведением, доказывающим связь между духовным состоянием человека, его состоянием тела. Профессор Валентин Войно-Ясенецкий доказывает на научном уровне, как с помощью молитвы достичь успокоения души, обрести физическое здоровье.
  5. В книге «О семье и воспитании детей» святой отец дает характеристику основы здоровой семьи, правильных отношений между мужем и женой, на основе святого писания. Он подводит читателя к богобоязненному воспитанию детей.

Важно! Святой Лука подчеркивает, что никакая самая усердная молитва не будет услышана Богом, без соблюдения заповедей Божьих, наполнения своего сердца любовью к людям.

Каждая книга, написанная архиепископом Лукой, является ключом, открывающим двери к великой силе Божьего исцеления через послушание, пост, молитву.

Чудеса и исцеления, дарованные Святителем — врачом

Людям, совершающим регулярные молитвы, святитель неоднократно являлся видением архиепископа или врача. Порой образ бывает настолько явным, что видевшие его люди, утверждают, что видели живого владыку.

  • Порой во сне больные испытывали состояние во время операции, а наутро на их теле были видны следы скальпеля. Об этом свидетельствовал грек, которому во сне была удалена межпозвоночная грыжа, наутро он обнаружил, что полностью здоров.
  • Оперирующие врачи, постоянно молящиеся перед операциями молитвой Святому Луке, утверждают, что во время особо сложных ситуаций, их руками руководит сверхъестественная сила.
  • По свидетельству жительницы Ливадии, ее сыну после аварии постоянно являлся человек по имени Лука, уговаривая вернуться к маме. Эта семья никогда не слышала о святом целителе и никогда ему не молилась. Врач, услышавший эту истории, показал мальчику икону Святого отца, которая всегда была при нем. Мальчик сразу узнал своего гостя. Благодаря чудесному вмешательству владыки, мальчику не только не ампутировали ноги, он после множества операций смог даже освоить велосипед.
Читайте также:  Православный праздник яблочный спас - 19 августа 2018 года - православные молитвы

Таких свидетельств много, они записаны в книгах, находящихся при церквях, в которых молятся Святой иконе Луки.

Служба святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому

11 июня православный мир отмечает память о Святом Луке. Люди ежедневно приходят к святому праху с просьбой

  • помочь обрести веру;
  • благословить на операцию;
  • даровать исцеление;
  • освободить от бесплодия.

К гробу Святого несут детей, идут немощные, приходят молодые и старые, все обретают душевный покой, веру, исцеление после молитвы, поклонения.

Совет! Молитва Святителю Луке, исповеднику веры, заботливому наставнику и талантливому хирургу и поныне помогает нуждающимся найти выход из трудных ситуаций.

Во многих медицинских учреждениях врачи начинают свой день с этой молитвы. Работники социальных служб и хосписов считают святителя Войно-Ясенецкого своим небесным покровителем.

Посмотрите видео с молитвой Луке Крымскому

Источник

Источник: http://4-women.ru/religiya/zhitiya-svyatyih/jitie-sviatitelia-lyki-arhiepiskopa.html

Святитель лука симферопольский молитва

Самое подробное описание: святитель лука симферопольский молитва — для наших читателей и подписчиков.

Молитва святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, исповеднику

Память святителя Луки Крымского празднуется Православной Церковью 29 мая/11 июня; в день Собора Курских святых (19 июля/1 августа); в день Собора Новомучеников и исповедников Российских (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее воскресенье после 25 января/7 февраля); в день Собора Ростово-Ярославских святых (23 мая/5 июня)

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов! Со умилением приклоньше колена сердец наших и припадающее к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца, молим тя всеусердно: услыши нас, грешных, и принеси молитву нашу к Милостивому Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши. Веруем бо, яко любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, на земли пребывая.

Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит во Святей Своей Православней Церкви дух правыя веры и благочестия, пастырем ея да даст ревность святую и попечение о спасении паствы, вверенной им: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведующия наставляти, противныя обличати.

Всем нам подай дар, коемуждо благопотребен, и вся, яже к жизни временней и к вечному спасению полезная: градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

Подаждь всем нам твое архипастырское и святое благословение, да тем осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.

Даруй нам поприще жизни временныя богоугодно преити, настави нас на путь, ведый в селения праведных, избави воздушных мытарств и моли о нас Всесильнаго Бога, да в вечней жизни с тобою непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Текст приводится по изданию: Акафист святителю Луке Крымскому с кратким житием. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С. 27-29

Проповеди святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого):

Copyright © 2006-2011 Библиотека “Халкидон”

Молитвы святым

Память: 15 декабря / 28 декабря (Собор Крымский святых), 5 / 18 марта (обретение мощей) 29 мая / 11 июня

Святитель Лука – талантливый хирург, апологет и крепкий духом исповедник веры, заботливый пастырь. Овдовев в 1919 году в Ташкенте, стал священником, через 3 года принял монашество, и в 1923 году тайно хиротонисан во епископа. Пройдя многочисленные аресты, пытки и ссылки после войны 15 лет до самой смерти возглавлял Крымскую епархию.

К святителю Луке как врачу прибегают за молитвенной помощью в болезнях, ему молятся об укреплении веры в гонениях и искушениях; о даровании сил и мудрости во вдовстве, разводах, жизненных трагедиях, о вразумлении неверующих; людей, попавших в секты и расколы. Святитель Лука – небесный покровитель медицинских и социальных работников, служащих хосписов.

Святитель и исповедник Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Симферопольский. Икона

Тропарь святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, глас 1

Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымстей похвало и утверждение.

Молитва святителю Луке, архиепископу Симферопольскому

О, всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, припадая к тебе, якоже чада отца молим тя: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Господу, Ему же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши.

Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная.

Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам твое благословение, да избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.

Настави нас на путь спасения и моли о нас Бога, в вечней жизни да сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Акафист святителю исповеднику Луке, архиепископу Симферопольскому:

Житийная и научно-историческая литература о святителе исповеднике Луке, архиепископе Симферопольском:

  • Святитель и исповедник Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Симферопольский (житие) – Древо
  • Святитель-хирург: житие архиепископа Луки Войно-Ясенецкого – протодиакон Василий Марущак
  • Посещение святителем Лукой Войно-Ясенецким Томска – Мария Пучкова

Труды святителя Луки Войно-Ясенецкого:

  • Увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения (из официальных архиерейских указов) – святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • О ересях – Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого на Неделю Торжества Православия
  • О сектантах – святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • О единстве Церкви Христовой против сектантов – святитель Лука Войно-Ясенецкий

Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Источник: https://xn—-7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/svyatitel-luka-simferopolskij-molitva/

Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург

История нашей страны знает множество людей, послуживших ее становлению, возвеличивая ее как святую Русь.

Но где она, святая Русь? И можем ли мы назвать так современную Россию? Вопрос непростой, но ответ на него, как видится, лежит вне физических законов и исторических рамок. Святая Русь — это вневременное устроение.

Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских.

И среди них мы видим величественную фигуру cвятителя Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого; 1877–1961) — ученого с мировым именем, профессора хирургии и топографической анатомии, одного из основателей регионарной анестезии и гнойной хирургии.

В течение многих лет Валентин Феликсович работал земским врачом в самых разных частях России — от юга родины до самых крайних точек на севере страны. В самый разгар антирелигиозной пропаганды профессор, главный врач большой больницы города Ташкента, хирург принимает священный сан.

«При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом мое сердце громко кричало: «Не могу молчать!“.

И я чувствовал, что мой долг — защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому», — вспоминает он.

В 1923 году отец Валентин (Войно-Ясенецкий) принял монашеский постриг с именем Лука и был рукоположен во епископа.

В сане епископа за исповедание православной веры прошел тернистый путь лагерей, принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1946 году возведен в сан архиепископа, награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

За выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях крупных суставов» был награжден Сталинской премией I степени, а за участие в Великой Отечественной войне медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Практически до последних дней святитель Лука сочетал епископское служение с хирургической практикой. В 1995 году он был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви, в 1999 году — к лику святых Красноярской епархии. В 2000 году — к лику святых Русской Православной Церкви.

27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого и его жены Марии Дмитриевны родился третий сын Валентин. Всего же в семье Войно-Ясенецких было пятеро детей: Павел, Ольга, Валентин, Владимир и Виктория. Отец был благочестивым католиком и держался несколько отстраненно от остальной, воспитанной в православном духе, части семьи.

Искренние молитвы родителей Валентин наблюдал с раннего детства, что, несомненно, повлияло на формирование его мировоззрения.

Сам он вспоминал об этом так: «Мой отец был католиком, весьма набожным, он всегда ходил в костел и подолгу молился дома…», «Мать усердно молилась дома» и далее: «Если можно говорить о наследственной религиозности, то, вероятно, я ее наследовал главным образом от очень набожного отца. Отец был человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял…».

Мальчик рос в атмосфере христианской любви и послушания. С детства он отличался спокойным и твердым характером, рано проявил художественные наклонности, окончил одновременно гимназию и художественную школу и стал готовиться к экзаменам в Академию художеств.

По окончании гимназии восемнадцатилетнему Валентину был подарен Новый Завет.

Вот как вспоминает об этом святитель в мемуарах: «Правильное представление о Христовом учении я… вынес из усердного чтения всего Нового Завета, который, по доброму старому обычаю, я получил от директора гимназии при вручении мне аттестата зрелости как напутствие в жизнь.

Очень многие места этой Святой Книги, сохранявшейся у меня десятки лет, произвели на меня глубочайшее впечатление. Они были отмечены красным карандашом. Но ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: Жатвы много, а делателей мало.

Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37). У меня буквально дрогнуло сердце, я молча воскликнул: «О Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!“. Позже, через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему».

Готовясь стать художником, Войно-Ясенецкий увлеченно занимался рисованием, но, в отличие от своих товарищей по зарисовкам, он выбирал не пейзажи окрестностей Киева и не жанровые сцены.

Валентина влекла духовная сторона жизни: «В это время впервые проявилась моя религиозность. Я каждый день, а иногда и дважды в день ездил в Киево-Печерскую Лавру, часто бывал в киевских храмах и, возвращаясь оттуда, делал зарисовки того, что видел в Лавре и храмах.

Я сделал много зарисовок, набросков и эскизов молящихся людей, лаврских богомольцев, приходивших туда за тысячу верст, и тогда уже сложилось то направление художественной деятельности, в котором я работал бы, если бы не оставил живописи.

Я пошел бы по дороге Васнецова и Нестерова, ибо уже ярко определилось основное религиозное направление в моих занятиях живописью».

Однако во время вступительных экзаменов в Петербургскую Академию художеств юношей овладело тяжелое раздумье о том, правильный ли жизненный путь он избирает: «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — вспоминал святитель.

Подобный выбор пути — помощь и просвещение народа — соответствовал распространенным в то время в среде русской интеллигенции народническим идеям. Часто народничество связывалось с толстовством. Но от толстовства Валентина оттолкнул сам Толстой брошюрой «В чем моя вера?».

Святитель вспоминал об этом так: «Однако мое толстовство продолжалось недолго, только лишь до того времени, когда я прочел его запрещенное, изданное за границей сочинение «В чем моя вера?“, резко оттолкнувшее меня издевательством над православной верой. Я сразу понял, что Толстой — еретик, весьма далекий от подлинного христианства.

Читайте также:  Икона воздвижение креста господня - православные молитвы

И хоть увлечение толстовством безвозвратно ушло, но осталось искреннее желание послужить своему народу, чтобы облегчить его страдания».

По мнению Валентина, полезной для страдающих людей была медицина, так как именно в медицинской помощи особенно нуждалась российская глубинка. Но осуществить свое решение и начать учебу на медицинском факультете Валентину Войно-Ясенецкому удается не сразу: еще год он проучился в художественной школе в Мюнхене, затем (в 1897–1898 годах) на юридическом факультете Киевского университета.

В 1898 году он поступает на медицинский факультет. Учился Валентин на одни пятерки и резко выделялся среди студентов превосходно выполненными препарациями трупов: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии… мои товарищи единогласно решили, что я буду профессором анатомии, и оказались правы, хотя я и протестовал против их предсказаний».

На четвертом и пятом курсах он увлекся глазными болезнями. Из массы студентов его выделяли высокие моральные требования к себе и другим, чуткость к чужому страданию и боли, открытый протест против насилия и несправедливости. Можно сказать, что первая проповедь будущего святителя была произнесена в университете на 3-м курсе.

В один из дней перед лекциями Войно-Ясенецкий узнал, что в пылу спора его сокурсник ударил другого студента по лицу, и это, кроме того, было окрашено национальными красками: «…перед одной лекцией я узнал, что один из товарищей по курсу — поляк — ударил по щеке другого товарища — еврея. По окончании лекции я встал и попросил внимания. Все примолкли.

Я произнес страстную речь, обличавшую безобразный поступок студента-поляка. Я говорил о высших нормах

Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=141880

Обретение мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского

18 марта — обретение мощей святителя Луки архиепископа Симферопольского

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», выбрал медицину.

По окончании университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства.

Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» — были восприняты как Божий призыв.

После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа.

С этого времен начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача.

С 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архииереем Крымской епархии.

Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 г., в самый День Всех святых, в земле Российской просиявших.

Но пастырь не оставил свою паству. Его молитвами совершались и совершаются по ныне многочисленные чудесные исцеления.

В 1996 г. 18 марта состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.

В ночь с 17 на 18 марта 1996 года, на Крестопоклонной седмице, во Всехсвятском храме Симферополя собрались члены епархиальной Комиссии по канонизации святых, наместники  крымских монастырей, духовенство.

Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь совершил молебен и попросил приснопамятного Владыку о помощи в обретении мощей святителя Луки. Приблизительно около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники  непрерывно служили панихиды и пели стихиры Кресту.

Было очень холодно, пронизывающий в  ветер раскачивал старые кладбищенские деревья.

Но когда Владыка Лазарь спустился в могилу и  своими руками поднял мощи святителя, ветер мгновенно стих и воцарилась благоговейная  тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели  панихидное «Святый Боже». Священники внесли мощи в храм Всех Святых. А у стен храма бесноватая страшным голосом кричала: «Не мучь меня, отпусти меня, святитель!..»

Святитель Лука архиепископ Крымский

В течение трёх первых дней Крестопоклонной седмицы Владыка Лазарь совершал Литургии Преждеосвященных Даров, и в среду, 20 марта, состоялось торжественное перенесение честных останков святителя в кафедральный Свято-Троицкий собор. Собралось все духовенство Крымской епархии и священнослужители из других областей Украины.

Процессию сопровождали  офицеры и матросы Черноморского флота, студенты Крымского медицинского института, жители  города, многочисленные гости. За гробом вместе со священниками шли и те, кому выпало  счастье быть свидетелями его святительского подвига. На торжества прибыли также  родственники архиепископа Луки.

Крестный ход шел центральной улицей города.

Первая остановка была сделана на Рыночной  площади, где с особой торжественностью отслужили панихиду и Высокопреосвященнейший  Владыка Лазарь обратился со словом к присутствующим, в котором, в частности, сказал: «Впервые на крымской земле происходит событие исключительной важности. Яркая личность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) видится нам сегодня спасительным маяком, к которому каждый из нас должен направлять свой взор, по которому должны ориентироваться общественные силы, ищущие возрождения народа».

Над ракой плыло золотое облако молитвенных песнопений обволакивая процессию, равной которой не припомнят и старожилы крымской земли. Цветы, зажженные свечи напитывались благоуханием, исходящим от мощей святого.

Пришедших проводить святые мощи собралось, по приблизительным подсчётам, 35 — 40 тысяч. Это было трогательное зрелище. В городе царила атмосфера духовного праздника, подчиняя неверующих, привлекая маловерных.

Святитель возвращался в свой собор, где служил и проповедовал 15 лет.

Не случайно перенесение мощей состоялось в день памяти семи священномучеников херсонесских. Прославленные святые принимали в сонм святых крымской земли святителя-исповедника Луку Крымского. Мощи святителя Луки установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих.

Жизнь Владыки была всецело посвящена служению Богу и ближнему. Церковная история знает совсем немного примеров такого сугубого подвига — святой великомученик и целитель Пантелеймон, святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан… Но святитель Лука жил и подвизался на земле, в наше время.

И потому именно сейчас, когда очевидно духовное оскудение общества, когда в глазах многих обесценено самое сокровенное вера, надежда, любовь, мы особенно пристально всматриваемся в житие святителя.

Как он жил? Как боролся с неверием, костностью, ханжеством? Как побеждал грех? Как протестовал против насилия и жестокости? Каким образом благодать Божия вела его по тернистой дороге целожизненного подвига и, наконец, ввела тесными вратами в Царство Отца светов?

Будем же, по слову апостола Павла, всегда помнить наставников наших и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их (Евр. 13,7).

Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий)

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому)

Возвестителю пути спасительного, /исповедниче и архипастырю Крымския земли, /истинный хранителю отеческих преданий, /столпе непоколебимый, Православия наставниче, /врачу богомудрый, святителю Луко, /Христа Спаса непрестанно моли /веру непоколебиму православным даровати /и спасение, и велию милость.

Молитва святителю Луке (Войно-Ясенецкому)

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбивому Богу. Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши.

Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.

Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадам в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукавого и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.

Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся c тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник: http://www.brooklyn-church.org/obretenie-moshhej-svyatitelya-luki-arxiepiskopa-simferopolskogo.html

Житие св. Луки Войно-Ясенецкого архиепископа Крымского

 Найти «Очерки» оказалось возможным, но я бросился на поиски сведений о человеке, который так странно сочетал в себе несовместимое для нас: профессию врача (материалиста!) и священнический сан (не иначе как мракобеса в «свете» атеистической премудрости).

Знакомые, к кому я обращался с вопросом, задумчиво повторяли «Войно-Ясенецкий?.. Епископ?.. нет, не слышали…

» Работавшая в библиотечной системе не рядовым служащим родственница ничем помочь не смогла, и я, помнится, даже немного обиделся на нее, не доверяя и не понимая — «как это так — нет?..». Только в 1989-м я встретил первое для себя в светской периодике «Воспоминание о профессоре В. Ф.

Войно-Ясенецком» академика АМН СССР И. Кассирского. В своих воспоминаниях о враче-архиепископе он недоумевает, как это так «религиозность никогда не заглушала в нем великий голос совести врача, ученого и гуманиста»?

 Чудачеством называет он неизменный обычай В. Ф. Войно — Ясенецкого перед операцией сотворить короткую молитву, перекрестить больного и обязательно начертить йодом на теле пациента крест. Верующие, да еще с образованием, для мира были «буiи» — ненормальные, безумные, темные…

Следуя логике неверия, задаешься вопросом: насколько же «ненормален» был этот человек, совмещавший в себе целителя душ и телес, не просто образованный верующий, но талантливый ученый-хирург с мировым именем и архипастырь? Святым Пантелеимоном нашего времени называли архиепископа Луку православные священники в зарубежье, и это сравнение было пророческим: 11 июня (н.ст.) 1996 года он был прославлен как святой, в Земле Русской просиявший. Как же смог он совместить «несовместимое»? На вопрос этот ответил он сам словами из Псалма 50: «Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Древний род Войно-Ясенецких известен с XVI века, но к тому времени, когда в 1877 году родился будущий святитель Лука, семья их жила небогато. Однако, отец его, владевший аптекарским магазином, смог дать своим чадам хорошее образование. Переезд Войно-Ясенецких из Керчи в Киев, а точнее, близость святынь Киево-Печерской Лавры, повлияла на становление веры юноши Валентина. Способствовала этому и глубокая религиозность родителей, любовь к благотворению матери, но более всего — особая благочестивость отца-католика, Феликса Станиславовича.

 После получения аттестата зрелости, Валентин с небывалыми до того усердием и серьезностью прочитал подаренный ему директором гимназии Новый Завет, который произвел на молодого человека впечатление, на всю жизнь определившее его отношение к Православию.

Он выбрал трудный жизненный путь исповедника православной веры. Не сразу определился он с учебой.

С детства имея талант художника, Валентин, закончивший вместе с гимназией художественное училище, пытается поступить в Академию художеств, но любовь к гуманитарным наукам приводит его на юридический факультет.

Желание быть полезным простому народу и мудрый совет директора народных училищ определило, наконец, его судьбу: Валентин Войно-Ясенецкий в 1898 году становится студентом медицинского факультета Киевского университета им. св. князя Владимира. Таланты даром не пропадают.

 Дарованные Богом и родителями, он не только сберег, но и приумножил: «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии».

Перед молодым врачом открываются неплохие перспективы, но желание помогать и любовь к бедным людям, приводят его в медицинский отряд Красного Креста.

Здесь, во время русско-японской войны, выпускник университета сразу же становится начальником хирургического отделения, а это — возможность самому распределять обязанности, и Войно — Ясенецкий берет на себя самое трудное, сразу же он начинает оперировать, и операции, как замечали сослуживцы, проходили безупречно.

 Не только на войне, но и в больницах многих небольших городков, где впоследствии работал талантливый хирург, он не старался стать, как теперь говорят, узким специалистом.

Он применял свои таланты во всех областях медицины, оперируя, практически, на всех органах с одинаковым блеском: операции на суставах, костях, позвоночнике и головном мозге, почках, желчевыводящих путях, глазные и гинекологические…

Читайте также:  Что такое схима и ее значение в православии - православные молитвы

Сейчас такое и представить невозможно! Бедность земских больниц заставила столкнуться с проблемой наркоза, а последняя явилась толчком для научной деятельности — разработки нового метода обезболивания — регионарной анестезии, которую увенчала степень доктора медицины.

Но особую любовь питал Валентин Феликсович к гнойной хирургии — в те трудные времена гнойные осложнения травм и воспалительных заболеваний были правилом. Как часто страдал ими простой трудовой народ, ради которого оставил в начале своего пути возможную научную карьеру будущий профессор.

Как часто видишь брезгливо отворачивающихся от гнойной смердящей раны студентов, и даже некоторых врачей, так трудно представить эту особую любовь к «грязной работе» утонченного интеллигента. Может я преувеличиваю, не так уж и часто?..

Но никто кроме него не написал «Очерков гнойной хирургии», ставших не только классикой современной медицины, но и выдающимся художественным произведением. Никто другой не готов так публично исповедать свои грехи и ошибки, обвиняя себя в непрофессионализме, и перед аудиторией в 60000 человек (таков был тираж книги) сознаться: да, я — причина той или иной смерти. И это — в назидание другим… «Пожалуй, нет другой такой книги, которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдающему человеку» — вот оценка труда ученого- хирурга одним из коллег Центрального института травматологии и ортопедии.  

Работа над книгой продолжалась многие годы трудных для Войно-Ясенецкого испытаний: во время войн, эпидемий, допросов и ссылок. Немало искушений претерпел уже Владыка Лука, недопустимо, как ему иногда казалось, сочетавший работу в морге и в гнойно-хирургическом отделении с архипастырским служением.

Но Господь открыл ему, и Владыка пишет в мемуарах: «… мои «Очерки гнойной хирургии» были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличивали силу и значение моего исповедания в разгар антирелигиозной пропаганды», «Священный Синод… приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению, и возвел меня в сан архиепископа».

Даже богоборческая власть не смогла не оценить великого таланта: вызволенному из третьей ссылки Владыке предложили работу в крупном эвакогоспитале, а после войны в 1946-м он получил за свои «Очерки» Сталинскую премию 1-й степени.

Прочитав написанное выше, можно подумать: речь идет о каком-то идеализированном недосягаемом образе, даже упоминания о нелегких годах жизни тонут в восторгах и восхвалениях.

А он во многом был как все: жил заботами о семье, в поте трудился, грустил и радовался, уставал, терпел обиды и стойко, как многие из наших соотечественников, переносил начавшиеся глумления и откровенные издевательства над самым дорогим — верой, Царем и отечеством.

Свершилось страшное — вздыбленная, израненная революцией Россия стонала; в Ташкенте, где к тому времени Валентин Феликсович получил должность хирурга и главного врача большой городской больницы, стреляли. Чудом, избежав смертного приговора «тройки», любые трудности он переносил спокойно и стойко. Работа в запредельном режиме не для выгод, во имя любви к ближнему, и неугасающая молитва, а значит, и помощь Божья, не позволяла озлобиться, сломаться.

 Смерть жены ненадолго выбила из колеи. Оставшись с четырьмя детьми, он просит помощи у Бога, и Тот посылает доброго помощника, ставшего второй матерью для детей, бездетную вдову, операционную сестру Софию Сергеевну. Много домыслов и подозрений витало вокруг семейства, но в мыслях и отношении своем к Софии Сергеевне В. Ф. Войно-Ясенецкий был чист.

Он трудится дни и ночи, пишет, молится. Он становится организатором Туркестанского университета, где на медицинском факультете занимает должность профессора, заведующего кафедрой топографической анатомии.

Мало того, участвует в заседаниях церковного братства, не пропускает воскресных и праздничных служб, выступает на диспутах, защищая чистоту Православия от живоцерковной ереси, которой безбожная власть пыталась заменить веру отцов. По окончании одного из диспутов, Владыка Иннокентий, присутствовавший на собрании, сказал Валентину Феликсовичу: «Доктор, Вам надо быть священником».

Вскоре это свершилось, вызвав сенсацию в Ташкенте, бурю разнообразных чувств среди студенческой молодежи и профессуры, негодование и злобу властей. Он не страшится пострадать за веру, терпит нападки атеистов, непонимание со стороны безбожных коллег и учеников, оскорбления и угрозы представителей новой власти.

На подмостках театров страны играется чудовищная в своей лживой сути пьеса, где в одном из персонажей можно узнать Войно — Ясенецкого, как врага советской власти, как тормоз в развитии передовой пролетарской научной мысли. Два известных советских писателя дерутся и судятся между собой, оспаривая приоритет авторства.

Приоритет подлого доноса! Но, совмещая труд врача, ученого и пастыря, он читает лекции по анатомии в рясе с крестом, не начинает операцию, не помолившись перед иконой, которая всегда перед ним в операционной. И только высочайший талант хирурга, профессионализм, честность, требовательность к себе и подчиненным, долгое время защищает его от репрессий.

 «Работа должна выглядеть, как бриллиант, куда его ни повернешь, он блестит». Вот так блестел в работе выдающийся хирург-ученый, так блестела и вера православного пастыря.

Он не мог быть незамеченным, он должен быть продолженным, его путь должен был быть непростым и долгим, и закончиться только тогда, когда он выполнит до капли отмеренное ему на земле предназначение.

Еще во время работы в земской больнице Переславля, когда молодой доктор задумал написать книгу по гнойной хирургии, он с удивлением замечает появление в себе неотвязной мысли: «Когда книга будет написана, на ней будет стоять имя Епископ». Это и произошло, но только издатели слово «епископ» опустили.

Во время раскола, когда против Патриарха Тихона восстало поддержавшее Живую Церковь духовенство, отец Валентин Войно — Ясенецкий становится епископом Лукой. Вскоре — первый арест, обыски, подвалы ГПУ, ссылки. Около двенадцати годов тюрем и ссылок: Красноярск, Архангельск, Большая Мурта Красноярского края, Енисейск, Туруханск… Из жаркого Ташкента к вечной мерзлоте.

Никакие обстоятельства не могут сломить архиепископа Луку — он ни на минуту не оставляет своей врачебной практики, он и в ссылке Архиепископ. Унижения, сырые камеры, бессонные ночи, допросы конвейером, не умаляют его любви к ближнему: однажды подаренный им полуголому, дрожащему от холода шпаненку тулупчик, спасает во время арестов и ссылок.

Владыку от неизбежных издевательств уголовников на этапах: вежливо они приветствуют его, называя «батюшкой». Любой вор и бандит, как убедился Владыка, чувствует и ценит простое человеческое отношение. В начале Великой отечественной войны народу и властям потребовался уникальный хирургический талант Владыки.

Он возглавляет крупнейший госпиталь, консультирует, оперирует и одновременно, спасая солдат, участвует в работе Священного синода, несет наитруднейшее церковное служение — управляет Красноярской кафедрой, затем, с 1944 года — Тамбовской. Имя хирурга-архипастыря становится известным во всем мире.

Десятки наименований научных трудов и книг, 11 томов духовных произведений, проповедей оставил после себя Владыка Лука, избранный в 1954 году почетным членом Московской духовной академии.

 Классическими стали «Очерки гнойной хирургии» (первое издание в 1936г.

) и только недавно увидевший свет в России богословский труд «Дух, душа, тело», где анатом и хирург, проведший неисчислимое количество операции и вскрытий, пишет о сердце, как о вместилище нематериальной души, как органе Богопознания! Пятнадцать последних лет жизни архиепископа Луки (с 1946 по 1961) прошли в Симферополе, где, занимая архиерейскую кафедру, он не оставляет научную и практическую деятельность врача вплоть до того момента, пока перенесенная в 20-е годы болезнь не привела его к полной слепоте. Там в голодные послевоенные годы на кухне архиерея всегда готов, пусть немудреный, обед для нескольких человек: «На обед приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию. Я каждый день варила большой котел, и его выгребали до дна. Вечером дядя спрашивал: «Сколько сегодня было за столом? Ты всех накормила? Всем хватило?» (Из воспоминаний В.Прозоровской, племянницы Архиепископа Луки). Владыка консультирует приезжающих издалека больных, ставя диагноз, устраивая на лечение и операцию… Но слепота не стала помехой в служении Церкви и в оказании помощи людям. При совершении богослужений, находящиеся в храме не подозревали, что служит слепой епископ. А Бог в его немощи дал ему новую благодатную силу для лечения болезней.

Каждый, оценивая происходящее, имеет в основе суждения свой опыт, вкладывающиеся в него воспитание, образование души и ума, привитое мнение близких людей и любимых авторитетов: в литературе, в культуре, в науке, в вере. В безверии, в том числе.

Понятие чуда, поэтому, для кого-то — совпадение, для кого-то — просто бабушкина сказка, для кого-то — нераскрытая закономерность, для кого-то — продукт больного воображения. Так или иначе, необычайность, неестественность, а вернее, надъестественность чуда — в нарушении законов физического мира.

Для верующего в Бога чудо ежедневно и повсеместно: почему Создатель мира и законов его не может нарушить привычный порядок для каких-то благих целей? Силу творить чудеса, или «дивные дела», дарует Господь людям, обращенным к Нему, чистым нравственно, имеющим любовь к ближнему не меньшую, чем к самому себе.

Мария Митрофановна Передрий получила помощь от архиепископа-хирурга и при жизни, и после смерти. Еще когда был жив Владыка Лука, у Марии Митрофановны начала гноиться и болеть губа. Куда она ни обращалась, ни один врач не смог ей помочь. Тогда она обратилась к Владыке, и он вылечил ее. В 1989 году заболел ее муж Григорий.

Она пошла к могиле святителя и слезно просила его о выздоровлении мужа. Пришла домой и удивилась, что муж поднялся с постели, начал ходить по комнате и впоследствии чувствовал себя хорошо. Лариса Яцкова свидетельствует о том, что с лета 1993 года до весны 1994 года у нее сильно болел левый глаз. Боль распространилась и на левую часть головы.

Особенно она усиливалась к вечеру. Мучимая тяжкими болезнями, она приехала на могилу святителя и получила исцеление. Это лишь некоторые из чудес святителя Луки, все их перечислить трудно. Преставился святитель Лука 11 июня 1961 года. 24-25 мая 1996 года в Симферопольской и Крымской епархии состоялось торжество прославления святителя Крымского Луки.

«Церковь причисляет к лику святых подвижников веры и благочестия, исповедников и мучеников. И она сегодня прославила нового святого угодника, который отныне будет нашим молитвенником и покровителем…» — сказал после окончания службы Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины.

Заканчивая краткое описание жизненного пути человека, как многие теперь из нас, верующего врача, мы видим: он был лучше нас, и, видя в нем недосягаемую для нас святость, мы все же можем запросто обратиться к нему, как посреднику, ходатаю перед Богом, с просьбой освятить нашу жизнь, наши дела: «Святителю отче Луко, моли Бога за нас».

Память святителя Луки Крымского празднуется Православной Церковью 29 мая/11 июня

Молитва святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, исповеднику

   О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов! Со умилением приклоньше колена сердец наших и припадающее к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца, молим тя всеусердно: услыши нас, грешных, и принеси молитву нашу к Милостивому Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши. Веруем бо, яко любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, на земли пребывая.

Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит во Святей Своей Православней Церкви дух правыя веры и благочестия, пастырем ея да даст ревность святую и попечение о спасении паствы, вверенной им: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведующия наставляти, противныя обличати.

Всем нам подай дар, коемуждо благопотребен, и вся, яже к жизни временней и к вечному спасению полезная: градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

Подаждь всем нам твое архипастырское и святое благословение, да тем осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.

Даруй нам поприще жизни временныя богоугодно преити, настави нас на путь, ведый в селения праведных, избави воздушных мытарств и моли о нас Всесильнаго Бога, да в вечней жизни с тобою непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков.
Аминь.

Источник: http://www.pravrielt.ru/article/zhitie-sv-luki-voyno-yaseneckogo-arhiepiskopa-krymskogo

Ссылка на основную публикацию