Женский святодуховский монастырь в путивле — православные молитвы

Описание Молчанского Печерского Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь в г. Путивль | Православные паломничества

Женский Святодуховский монастырь в Путивле - православные молитвы

Адрес: Сумская обл. Путивльский р-н, г.Путивль, ул.Сеймская 1/1. Индекс 41500.

Телефон: (05442)9-17-99; (095)141-39-59; (097)273-07-23.

В конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной.

Относительно невысоки стены имели три яруса бойниц.

Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: «В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля…»

Зная о надежности путивльской крепости, здесь, как известно, в 1592 году обосновались монахи загородной Молченской пустыни (ныне Софрониевский монастырь). Они возвели посреди крепостного двора каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а вскоре прибрали к рукам всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае нападения неприятеля монахи были обязаны защищать монастырь-крепость.

История Молченского монастыря тесно связана с таким известным периодом в отечественной истории как «смутное время».

В 1598 году после кончины царя Федора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей; на престол взошел Борис Годунов. В народе ходили упорные слухи, будто бы законного наследника — царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного) — в 1591 году убили в Угличе по приказу Годунова.

Воспользовавшись острой политической ситуацией, монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев бежал в Польшу, где стал выдавать себя за царевича Дмитрия, якобы чудесно спасшегося от расправы.

Польские феодалы решили использовать «Лжедмитрия» в своих целях. Они снарядили большое войско для похода на Москву, надеясь присоединить к своим владениям русские и украинские земли.

В частности, Путивльские земли самозванец обещал отдать своему покровителю и тестю — сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку.

В битве под Добрыничами (1604 г.) войско Бориса Годунова нанесло поражение Лжедмитрию, и тот вынужден был отойти к Путивлю и укрепиться там. Путивль и многие города Северской земли перешли на сторону самозванца. Причину такого успеха «расстриги» историк Н.М.

Кармазин объясняет тем, что здесь еще «жил старый дух литовский. Там было скопище злодеев, беглецов, слуг опалых, они естественно, ожидали мятежа, как счастья».

Эта мысль подтверждается и высказыванием голландского купца Исаака Массы, который называл Путивль «главой и зачинщиком всех мятежных городов».

Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее — собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, «потаенная восьмигранная палата», располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.

Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал «прелестные письма», в которых извещал народ о своем «чудесном спасении» и призывал на борьбу с Борисом Годуновым.

Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву. В это время неожиданно скончался царь Борис Годунов, и Лжедмитрию легко удалось занять московский престол. Однако, поцарствовав всего лишь около года, самозванец был убит.

В «смутное время», между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.

В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок. Если раньше, по словам того же Лжедмитрия I: «здесь кипел мед и молоко, вели торг самые знатные купцы — гречане золотом, серебром, узорочными каменьями и дорогими локотными товарами», то теперь город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок.

Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус «монастыря 3-го класса».

Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих. Размеренная, богоугодная жизнь монастыря была прервана «новой смутой», которая обрушилась на всех в 1917 году.

Так называемый «октябрьский переворот» перевернул все, разрушил пержние устои.

В начале 20-х годов ХХ века, в результате варварской антирелигиозной кампании, монастырь был разорен и разграблен. А после умышленного поджога был упразднен и повергнут в забвение на долгие годы.

В конце 40-х о нем, правда, вспомнили и, разрушив великолепный храм Иоанна Предтечи, переоборудовали его в ремесленное училище. В 50-е годы в монастыре разместился завод радиодеталей военно-промышленного комплекса.

И в бывших храмах зароботали мощные пресса, разрушая древние стены… Все вокруг загадили ртутью…

Менялись люди и названия, но намоленные стены продолжали жить своей жизнью. Об этом говорили кресты на соборном храме, которые так и не осмелились снять…

Надежда на спасение появилась в 1987 году, когда Молченский монастырь (вернее его остатки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника. И, наконец, в 1992 году после семи десятилетий уничтожения, монастырь был возвращен в лоно церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.

С 1997 гола по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским. С этого момента и начала возрождаться святая обитель. С Божьей помощью, с помощью неравнодушных людей, прихожан обители и силами самих монашествующих ведется реставрация древнего монастыря, этого уникального памятника архитектуры 17 ст.

Источник:   http://www.putivl.info/cerkvmolch.html

Паломнические поездки к Молчанскому Печерскому Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь в г. Путивль

Источник: http://palomniki.su/countries/ua/g17/putivl/molchansky-monastery.htm

Иисусова молитва. Послушание. Женские монастыри. Восточная медицина

Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы публикуем очередную часть беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой.

– Отец Лука, расскажите нам ещё об Иисусовой молитве.

– Эта тема очень важна и актуальна. Монахи нашей обители часто затрагивают ее в беседах с паломниками.

О каждой нашей жизненной проблеме мы должны рассказывать Господу. Беседовать о том, что нас беспокоит, со Христом. И делать это надо через молитву.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, подскажи как мне поступить? Просвети меня. Даруй Свою Благодать». «Господи Иисусе Христе, просвети моего коллегу (мою жену, моего сына, мою маму, моего начальника и т.д.

)» «Господи Иисусе Христе, помоги этому больному». И так далее…

Это очень действенный путь к творению «умной молитвы» в миру. Наш ум всегда и в любой ситуации должен быть обращен ко Господу. Будем во всех жизненных обстоятельствах просить у Христа благословения, Благодати и Божественного просвещения.

Мне вспомнились замечательные слова Святителя Григория Паламы, обращенные к христианам, подвизающимся в миру. Он подчеркивает, что если они будут благоговейно внимать словам Божественной Литургии и других церковных служб они близки к тому, чтобы достигнуть бесстрастия.

То есть то, к чему монах стремиться всю свою жизнь, миряне могут добиться таким простым способом: регулярно посещая богослужение и глубоко погружаясь и переживая слова церковной молитвы. Тем более если и в остальное время будут стремиться мыслями и делами быть со Христом.

Очень препятствует в этом телевизор и другие подобные ему развлечения, отвлекающие и рассеивающие ум. Если миряне смогут их ограничить – творение непрестанной молитвы станет для них еще более доступным и достижимым делом.

– Расскажите о послушании. Какие ошибки могут сопутствовать реализации этой добродетели?

– Если говорить о монашеском послушании – здесь все просто. Святые отцы высказались по этому вопросу ясно и недвусмысленно. Послушание инока своему старцу должно быть полным. А в общежительных монастырях старец – это игумен обители.

Если монах задумывается, размышляет, сомневается над тем, что сказал ему старец – такое послушание является ущербным. Если же ради Христа, ради любви ко Господу не будет сомневаться, а окажет послушание – Бог его не оставит.

Послушание монаха – это великое таинство: чем больше ты оказываешь послушание своему старцу – тем больше освобождаешься от своих страстей.

Однажды будучи новоначальным монахом я спросил своего старца: «как же я буду избавляться от своих страстей?». На что он ответил мне: «через послушание».

Сейчас, по прошествии многих лет, я убедился в справедливости этих слов. Оказывая послушание человек не замыкается на своей воле, не следует своему «я», препятствуя тем самым получению Божественной благодати.

Он открывает себя для Бога и для Его Воли. Смиряясь, очищается от страстей.

Жизнь инока имеет разные этапы. Поначалу оказывать послушание будет легче, но по прошествии лет монаху станет казаться, что он повзрослел и приобрел опыт, тут-то и необходима осторожность: сходить с пути послушания нельзя.

Кавсокаливья

У нас в обители был один монах который вплоть до своей кончины (в 92 года) оказывал удивительно простое и беспрекословное послушание игумену. Вот настоящий пример для подражания!

Может ли быть вред от послушания? Для монаха, который любит Христа – нет. Если даже он сделает что-нибудь неправильно – Господь исправит эту ошибку.

В книге «Афонские подвижники XIX столетия» есть рассказ о болгарском послушнике, который отправился в Кавсокаливский скит Афона. На корабле он дал обет, что поступит в послушание первому монаху, которого встретит на Святой Горе.

Монах который стал его духовником не был ни добродетельным ни благочестивым, он изнурял своего кроткого ученика тяжелыми работами, истязал его и не давал заснуть. Через послушание своему жестокому старцу благочестивый юноша достиг святости.

Когда обрели его мощи, они благоухали, а голова его мироточила.

– Как быть иноку в следующих ситуациях: если игумен побуждает его к продолжению образования (пусть даже и в духовном учебном заведении) после пострига, или если молодого иеромонаха направляют в женский монастырь в качестве духовника?

– И то и другое является серьезной проблемой. В таких случаях можно обратиться за советом к опытному старцу.

Здесь, на Святой Горе Афон, в соответствии с многовековой традицией принято следующее правило: любые знания полученные до пострига только приветствуются, но учеба монаха после принятия пострига не благословляется. Нет ничего более ценного и высшего чем путь иноческой жизни.

Второй упомянутый вами случай еще более серьезный. Из древних Патериков хорошо видно, сколь осторожны были отцы при выборе священников, направляемых в женские обители. Еще в монастырях преподобного Пахомия предпочтение отдавалось пожилым и опытным иеромонахам, да и те отбирались с большой осторожностью.

Служение молодых священнослужителей в женских обителях не только неправильно, но и недопустимо.

– Мне вспомнились слова афонского святого равноапостольного Космы Этолийского: «если случится тебе встретить на узкой дороге с одной стороны женщину, а с другой диавола, пройди с той стороны, где диавол, а не женщина.

Ведь лишь только сотворишь крестное знамение, так диавол убежит, а женщина не убежит от этого.

И как трудно овце пастись с волками и не пострадать от них, или хворосту лежать с углями и не сгореть, так и монаху оказаться с женщинами, а монахине – с мужчинами без вреда невозможно»[1].

Читайте также:  Молитва божией матери «умягчение злых сердец» - православные молитвы

– Так и есть. Надо быть осторожными. Предположим монах учится в Духовной академии в большом городе.

Даже если он не подвергнется самой страшной опасности, те сцены и образы, которые посредством глаз будут входить в его ум и сердце, принесут ему огромный духовный вред. Мы не должны потерять исихастский характер православного монашества[2].

Будем молиться, чтобы Господь просветил священноначалие нашей Святой Церкви и оно в полной мере следовало Священным Канонам, не ставя под угрозу спасение монахов и монахинь.

– Допустимо ли лечение средствами альтернативной медицины (гомеопатия, иглоукалывание и т.д.)?

– На этот вопрос существует вполне однозначный ответ. Непонятно, почему до сих пор у кого-то есть сомнения относительно допустимости подобного лечения. Оно совершенно неприемлемо.

Даже если взглянуть на проблему через призму медицины, мы не сможем, опираясь на известные данные о физиологии человека, объяснить благодаря чему происходит излечение в иглоукалывании, гомеопатии и других практиках альтернативной медицины.

Но у этой проблемы есть и другая сторона. Нельзя забывать о философии, которая скрывается за альтернативным лечением, в основе которой лежат восточные религии и учения.

Например, иглоукалывание это часть китайской философии: воздействие на активные точки организма призвано разблокировать и наладить правильное течение жизненной энергии.

Тоже самое и гомеопатия: она основывается на психосоматическом учении, описанном в философии индуизма.

Не думаю, что православные люди могут основываться на подобных началах.

Сноски

[1] http://www.agionoros.ru/docs/59.html

[2] Подробнее об этом в первой и второй части беседы с отцом Лукой: http://www.agionoros.ru/docs/251.html http://www.agionoros.ru/docs/253.html

Источник: https://www.pravmir.ru/iisusova-molitva-poslushanie-zhenskie-monastyri-vostochnaya-medicina/

фильм «Свято-Духов мужской монастырь г.Тимашевска» смотреть — Православные фильмы онлайн

0Спам46 алена   (23.05.2017 04:14)вот неправда !!! в тимашевском монастыре отец ГЕОРГИЙ вылечил мою подругу ..да она долго лечилась от рака..от нее врачи отказались..и без точного диагноза докторов батюшка лечение не назначал..и даже сейчас когда его уже нет…по его реццептам часто посещая монастырь лечиться знакомая женщина уже в годах..и ей намного лучше..ведь главное вера…по вере наше дано нам будет..и просто так батюшка не выгонит…смирение имейте !

45 Марина Стеценко   (24.09.2016 19:54)Добрый вечер

44 Марина Стеценко   (24.09.2016 19:53)Добрый вечер

0Спам43 Тамара   (01.01.2016 18:21)Возила в 2011 году дочку к отцу Георгию. Хотя в нашей церкви меня отговаривали. Не помог, выгнал. Сильно жалею, дочку жалко. Мы так надеялись на него…Молитесь Богу, не ищите старцев

0Спам47 toguschowanataliya   (24.07.2017 22:25)Помоги Господи

0Спам42 Марина   (29.09.2015 22:07)добрый вечер! у меня заикается сын ! уже куда только не ездили не чего не помогает! можете ли вы нам помочь ?

0Спам41 Виталий   (23.05.2015 12:13)Сергей, звоните в монастырь- там помогут. Спаси Вас Господи.

0Спам40 Виталий   (23.05.2015 12:08)Телефон для справок: 8(861 30)4-01-24, привратник. Свято-Духов мужской монастырь г. ТимашевскаСсылка на оф.сайт: http://eisk-eparh.ru/blagochiniya/svyato-dukhov-muzhskoj-monastyr-g-timashevska.html

0Спам39 Татяна   (19.05.2015 17:38)А у кого нибудь есть номер телефона Монастыря?

0Спам38 Сергей   (06.05.2015 18:42)Здравствуйте,на мне много негатива да еще и сущность скорее всего подселилась,так говорят целители….сказали нужно идти на кладбище обряд проводить,а я не хочу у мертвых что -то просить.Подскажите пожалуйста мне смогут помочь в монастыре?

0Спам37 Анотнина   (28.04.2015 10:17)Поезжайте, поживите там, исповедуйтесь, причаститесь СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН и вам станет легче не только на душе, но и в этой временной жизни.

Источник: http://pravfilms.ru/load/filmy/monastyri_i_khramy/film_quot_svjato_dukhov_muzhskoj_monastyr_g_timashevska_quot_smotret/4-1-0-6

Богослужения и требы

Богослужения совершаются ежедневно 

В БУДНИЕ ДНИ:6.00

7.00

17.00

В ВОСКРЕСЕНЬЕ:7.00

7.30

8.30

В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ:7.00

8.00

Утренние молитвы. Полунощница. Каноны
3-й и 6-й часы. Божественная Литургия
9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час. Повечерие. Вечерние молитвы
Утренние молитвы. Полунощница
Молебен с водоосвящением и чтением акафиста свт. Николаю Чудотворцу или прп. Иоанну Рыльскому (попеременно)
3-й и 6-й часы. Божественная Литургия
Утренние молитвы. Полунощница. Каноны или акафист
3-й и 6-й часы. Божественная литургия
МОЛЕБНЫ:Суббота

Воскресение

После Божественной Литургии (приблизительно в 9.00) совершается молебен о недужных
7.30 Молебен с водоосвящением и чтением акафиста свт. Николаю Чудотворцу или прп. Иоанну Рыльскому (попеременно)
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА ПОМИНОВЕНИЯ:Проскомидия

Сорокоуст

Поминовение в алтаре (1 имя):

 

 

Молебен с водоосвящением

Молебен о недужных 

Панихида

Поминовение на Псалтири (1 имя):

 

 

(записка) 40 р.
(1 имя) 150 р.
6 месяцев 380 р.
1 год 750 р
долговечное 10000 р.
(записка) 40 р.
(1 имя) 40 р.
(записка) 30 р.
40 дней 80 р.
6 месяцев 200 р.
1 год 380 р.

Заказать требы можно по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону 8(47152)2-31-31.

Перечислить средства можно:

·       через Яндекс Деньги на сайте монастыря;

·       банковской картой на карту Сбербанка с номером:  4276 3300 1342 8339  (Валерий Иванович Т.);

·       почтовым переводом на адрес монастыря на имя игумена Романа (Архипов Ростислав Геннадиевич);

·       на счет монастыря с указанием в примечании вида поминовения, сроков и имен поминаемых (банковские реквизиты монастыря).

ПРАЗДНИКИ ОБИТЕЛИ:День памяти свт. НИКОЛАЯ, архиепископа  Мир Ликийских, Чудотворца 

День памяти прп. ИОАННА Рыльского

День преставления архм. ИППОЛИТА

День памяти свщм. ИППОЛИТА Римского(День тезоименитства архм. Ипполита)

19 декабря, 22 мая
14 июля, 31 августа, 01 ноября
17 декабря
12 февраля

Источник: http://rylsk-obitel.ru/index.php/monastyr/bogosluzheniya

Главная страница — Свято-Духов мужской монастырь, село Задушное Новосильского района

Свято — Духов мужской монастырь. Страницы летописи

Первоначально монастырь располагался близ нынешней деревни Кресты Новосильского района Орловской области и насчитывал около 600 человек братии, умевших не только исполнять церковные требы, но и при необходимости с оружием в руках постоять за православную веру и Отечество…К примеру, в 1380 году группа монахов Свято-Духова мужского монастыря в составе засадного полка, в который входила новосильская дружина, участвовала в Куликовской битве.

В 1495 году монастырь был переведен с большой елецкой на литовскую дорогу и расположился близ Новосиля. Со временем здесь были возведены три великолепных храма, жилые и хозяйственные постройки, обнесенные каменной монастырской оградой.

Форпост православия располагал крепким подсобным хозяйством. Но, как и прежде, в лихую годину всегда выставлял своих ратников на защиту Отечества.

В частности, прослеживается прямая взаимосвязь Свято-Духова монастыря с результатами знаменитого Судбищенского сражения(1555 год).

По челобитной игумена Свято-Духова монастыря Симона о необходимости укрепления новосильской крепости и в целом засечной оборонительной линии от крымских татар и нагайцев (это также подлинный исторический факт!) в 1644 году монастырь посещал первый государь из династии Романовых – Михаил Федорович.

Он несколько дней гостил у игумена, затем тщательно осмотрел городскую крепость, побеседовал с военачальниками. Сделав необходимые выводы, государь тут же распорядился значительно усилить гарнизон крепости. Новосильским пушкарям, стрельцам и казакам была выдана грамота за владение землей.

Затем данное государево решение было распространено на все засеченные рубежи Руси Великой.

Неоднократно бывал в Свято-Духовом мужском монастыре и Алексей Михайлович Романов, тишайший и мудрейший правитель государства российского, сумевший, как известно, существенно упорядочить отечественное законодательство (Свод законов). Несомненно, что духовные наставления Алексей Михайловича в монастыре также оказали благотворное влияние на его деятельность.

Без преувеличения можно сказать, что Свято-Духов мужской монастырь испокон века был местом, особо почитаемым у православных христиан. За духовным советом сюда ехали не только императоры и влиятельные государственные мужи.

Сюда тянулись вереницы паломников со всей земли русской.

Здесь находилась одна из величайших российских святынь – чудотворная икона Святителя Николая, привезенная в Новосиль в 1153 году второй женой Юрия Долгорукого Ольгой, являвшейся также родной сестрой византийского императора Мануила.

Икона эта была настолько почитаема на Руси, что в благоприятное летнее время ее регулярно возили по городам и весям России (вплоть до 1917 года). После прихода к власти одержимых сатанинской идеей, большевиков след чудотворной иконы теряется. Какова ее дальнейшая судьба, неизвестно.

Закрыт Свято-Духов монастырь был в 1918 году. Разрушили же его коммунисты в 1934 году: были взорваны два храма – Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя.

Чудом уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам.

Жилые и хозяйственные постройки обители, а также монастырская ограда были полностью разрушены.

В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно поврежден. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной.

После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами. И эта вакханалия продолжалась десятилетия…

Возрождение свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита о.Илия.

К настоящему времени восстановлены притвор и трапезная часть храма Святой Живоначальной Троицы, ведутся работы по реставрации центральной части и алтаря этого храма.

Построена северная часть монастырской ограды с въездными вратами и двумя сторожевыми башнями, на 70 процентов выполнена кирпичная кладка восточной и западной частей ограды, начато возведение южной.

Построены сторожка, богадельня, трапезная с кухней для монахов и послушников, завершается строительство двухэтажного братского корпуса и теплого гаража. Пробурена артезианская скважина и выполнена разводка водопровода и канализации в богадельне. К основным монастырским объектам проложен подземный газопровод.

Восстановление Свято-Духовой обители ведется в соответствии с перспективным планом застройки на основе сохранившихся историко-архитектурных сведений и фотографий монастыря начала ХХ века. Все делается для того, чтобы воссоздать древнейшую православную святыню в ее былой красе и величии.

Постоянную попечительскую заботу и поддержку в сложном и многотрудном деле по возрождению обители мы ощущаем со стороны нашего духовника о. Илия. Дай, Господи, ему здоровья на многие лета. Он терпеливо и настойчиво проводит работу по формированию дружного и сплоченного коллектива братии монастыря.

Вновь прибывающих в обитель послушников мы принимаем по благословению батюшки Илия. Он всегда с величайшей радостью приезжает к нам на постриг. Братии в Свято-Духовом монастыре, слава Богу, с каждым годом все прибавляется. К настоящему времени уже насчитывается девять монахов (в т.ч. три иеромонаха и два иеродиакона) и семь послушников.

Добросовестно, во славу Божию, выполняют работы по реставрации и строительству монастырских объектов пятнадцать трудников.

Игумен Александр (Маслов)

Источник: http://sviatoduxov.ru/

«Духовные святыни Путивля» — Туроператор «Розовая чайка»

Сумы — Путивль — Сумы

Читайте также:  Молитвы блаженной ксении петербургской о замужестве, любви, семейном благополучии и детях - православные молитвы

Однодневный автобусный паломнический тур

Выезд из Сум в 6.30

В программе:

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор с главными воротами и надвратной церковью-колокольней и кельями – это все что осталось от существовавшего здесь в XVII–XVIII веках Святодуховского монастыря. Сейчас собор и церковь – действующие, здесь проводятся богослужения и торжественные церемонии. Спасо-Преображенский собор был построен в 1617–1693 годах.

Основной его достопримечательностью является прекрасный иконостас, являющийся уникальным в своем роде, а также барочный светильник, изготовленный в 1692 году. Надвратная церковь-колокольня с главными воротами была построена в 1697–1707 годах. Она расположена к юго-западу от собора. Сама церковь занимает второй этаж. Здание кирпичное, оштукатуренное.

Весь ансамбль дошел до наших времен в хорошем состоянии, обители являются действующими.

Церковь Николы Казацкого

Церковь построена 1735–1737 годах на деньги местных украинских казаков. Архитектурный стиль храма – украинский барокко с добавлением элементов классицизма, о чем свидетельствует необычной формы силуэт здания и наличие двух башен. Издалека строение храма чем-то напоминает огромный корабль.

Церковь имеет еще два названия: Каменный Николай и церковь Николаевская Великорецкая.  Церковь Николы Казацкого в Путивле – яркий пример монументализма, сдержанности и вместе с тем величия архитектурного стиля.

Убедиться в этом вы можете, посетив храм, являющийся произведением профессионального зодчества и народных традиций своего времени.

Молчанский женский монастырь

Молчанский Рождество-Богородицкий монастырь — женский монастырь Конотопской епархии Украинской православной церкви, построенный в XVII—XIX веках. Главной святыней монастыря является Молчанская икона Божьей Матери.

Софрониевский мужской монастырь

Полное название Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви, расположенный на горе Чудная в селе Новая Слобода Сумской области. Был основан в 1630 году. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из семи чудес Сумщины.

Переезд в Сумы.

Цена тура — 270 грн.+вх.билеты

В стоимость включено:

— экскурсионное обслуживание;

— транспортное обслуживание;

— страховка.

В стоимость не включено:

— входные билеты;

— личные  расходы.

Источник: http://rozchayka.com/duhovni-svyatini-putivlya/

Молчанский монастырь — Путивль — фото, отзывы, координаты

Монастырь возник в конце XVI в. на территории Путивльской  крепости. Его основали монахи разоренной крымскими татарами и поляками Молчанской-Софрониевой пустыни, находящейся неподалеку от Путивля.  

Название Молчанский этот монастырь получил от Молчанский иконы Пресвятой Богородицы, появившейся, по преданию, на болоте Молчим 18 сентября 1405 года.

На протяжении XVI-XVII веков это был монастырь-крепость. Каменные монастырские стены защищали от врагов не только монахов, но и жителей Путивля. От тех времен сохранились угловая круглая Татарская башня, Надвратная башня, перестроенная под колокольню и небольшой фрагмент защитной стены.

Еще одна страница истории Молчанского монастыря связана с Лжедмитрием I. Именно здесь в 1605 г. остановился Григорий Отрепьев (беглый монах Чудова монастыря) под именем царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. Из Молчанского монастыря он рассылал по Руси письма, в которых рассказывал о своем «чудесном спасении».

На рубеже XVII — XVIII веков Молчанский монастырь потерял свое военно-стратегическое значение.

С приходом советской власти Молчанский монастырь был обречен на запустение. В 1949 г. здесь размещалось ремесленное училище. Большой вред нанесла монастырю развернутая в послевоенные годы производственно-хозяйственная деятельность. В 60-е годы ХХ в. монастырские сооружения использовались как складские помещения и как производственные цеха ПО «Сейм».

В 1987 г. монастырь стал одним из ключевых объектов Государственного историко-культурного заповедника в г. Путивле.

И только в 1992 г. Молчанский монастырь был возвращен церкви. Медленно, но все же началось восстановление обители. По решению Синода УПЦ (МП) был изменен статус монастыря — с этого времени он зарегистрирован как женский.

Отзывы (5)

Алик

Бесспорно, это один из самых красивых монастырей на Левобережной Украине. Все увиденное здесь можно охарактеризовать одним словом – гармония.

И цветы. Их много, они везде. Весь монастырь буквально утопает в цветах. Есть тут и своя «тихая поляна с лебедями». Раньше я не представлял себе, что это такое, а в Молчанском монастыре наконец-то ее увидел.

Дата посещения: сентябрь 2011 г

23.03.2013

Аня и Вика

Нам все очень понравилось. Здесь очень много замечательных людей. Особенно нам понравилась благочинная матушка Иоанна. Очень много цветов в которые вложено много труда.

Дата посещения: август 2015 г.

Источник: http://www.videnovum.com/ukraine/putivl-149/molchansky-monastery-239

Путивль. Свято-Духов монастырь

История монастыря сложна и запутана, начало ее теряется в глубине веков. Первоначально это был девичий Святодухов монастырь, впервые упоминаемый в документах под 1595 г. В 1617 г. здесь начали возводить каменный собор. Строительство шло долго, продолжавшееся до конца столетия.

Наконец, потеряв всякое терпение, игуменья Анисья в 1697 г. пожаловалась на строителей самому Петру Первому, который не только дал необходимые распоряжения, но и назвал поименно виновников: «Стольнику и воеводе Степану Тимофеевичу Клокачеву в Путивль.

В прошлых годах Духов девич монастырь и церковь Божия начаты постройкой по нашему государственному указу и на нашу государеву казну.

Что первые строители монастыря Левоний Липеванов, Никифор Яцын да Иван Дашков строили монастырь лет с десять и больши, а после них строителями были путивльские дворяне, переменявшиеся ежегодно… И эти строители продолжали постройку лет семьдесят и больши…

Между тем ныне, когда достраивается тот монастырь и ограда, нет у каменного дела… ни строителей, ни досмотрщиков, ни единого человека». С горем пополам к 1707 г. все строительные работы в монастыре были наконец завершены. Возник ансамбль, состоящий из ныне сохранившихся зданий. В 1770 году монастырь упразднили, а его постройки передали под городской Спасский собор.

В центре монастыря, за каменной оградой с монументальными воротами, высится белоснежный Спасо-Преображенский собор, увенчанный пятью луковичными главками. Такой тип храма очень характерен для московской архитектуры 17 века.

Высотный четырехгранный объем контрастирует с приземистыми папертью, галереей, апсидами, приделом, окружающими его со всех сторон. Несмотря на монументальные размеры постройки, она очень изящна, в духе архитектуры петровского времени.

Стены главного высотного объема расчленены узкими полуколонками, окна размещены в два яруса, обрамлены наличниками тончайшей скульптурной работы. Интерьер собора поражает размахом и высотой внутреннего пространства, щедро освещенного многочисленными окнами.

Это контрастирует с низенькими затемненными галереями и приделами, окружающими центральный объем и соединяющимися с ним посредством широких арок. Стены внутри побелены, и на этом фоне фантастически красивым, сказочным ковром выглядит пятиярусный иконостас, поднимающийся до самых сводов перекрытия.

По композиции он принадлежит к типу русских иконостасов 17 века: горизонтальные карнизы и вертикальные резные позолоченные колонки на темно-красном фоне образуют прямоуголную сетку, в которой размещаются иконы.

Мастера внесли в композицию иконостаса некоторые местные черты: царские врата имеют характерный украинский проем со срезанными наискось верхними углами. Виноградная лоза, вьющаяся на колонках и обрамляющая иконы, типична для искусства украинского барокко. В 1907 году иконостас отреставрировали и заново позолотили под наблюдением Императорской Археологической комиссии. На сегодняшний день на Левобережной Украине вообще не сохранилось иконостасов 17 века, и путивльский является уникальным хотя бы потому, что он единственный.

В центре собора на длинной железной цепи висит серебряная люстра, изготовленная в Нюрнберге и подаренная собору Петром Первым. Она имеет явно барочный характер. Его подчеркивает и изысканный рисунок кронштейнов. Нижний шар украшен прорезным орнаментом, очень напоминающим декор украинских ювелирных изделий 17 века.

Это дало исследователям основание предположить, что в Нюрнберг предварительно направили «абрис», то есть чертеж люстры, выполненный кем-то из украинских мастеров. Южнее собора расположена надвратная Крестовоздвиженская церковь-колокольня. Это сооружение, ассиметрическое по композиции, построено в 1697-1707 гг.

в качестве надвратной церкви Святодухова монастыря. Подобно всем надвратным церквям, она двухъярусная: над западным притвором в качестве надстройки третьего яруса возвышается мощный восьмерик колокольни, увенчанный пологим шатром и небольшой главкой.

Двухэтажная пристройка с запада, зрительно уравновешивающая ассиметричность композиции, возведена в 1764 году.

Для этого памятника архитектуры характерны простота, величие и эпическая мощь форм. Лаконичная и даже грубоватая архитектура церкви-колокольни находится в разительном контрасте с изысканностью собора.

Но если собор статичен в своем совершенстве, то надвратная церковь обладает сильной динамикой: архитектурные массы нарастают от низенькой апсиды через центральный объем с высокой кровлей и декоративной главкой к восьмерику колокольни.

Последняя, кроме чисто культовых функций, первоначально, по-видимому, имела и оборонное значение, о чем свидетельствуют бойницы в основании восьмерика. С этим зданием связана интересная страница истории Путивля.

Согласно преданию, после второго стрелецкого бунта Петр Первый сослал царевну Софью в Путивль, заточив ее в девичий Святодухов монастырь. Ее поселили на первом этаже надвратной церкви в келье справа от ворот.

По приказу Петра она пребывала «под крепким караулом», но этого ему показалось мало, и в Голландии по монаршему заказу были изготовлены часы-куранты, которые громким однообразным боем отбивали каждую минуту.

По приказу Петра их установили под окнами кельи царевны Софьи с тем, чтобы она ни на минуту не забывала о «любезном братце». Однако вскоре Петр понял, что содержать Софью в Путивле небезопасно, так как она могла стать «знаменем» для путивльских стрелецких полков, всегда недовольных и склонных к бунтам. Поэтому царевну из Путивля убрали, а куранты после многих перипетий попали в 19 веке в Молчанский монастырь, где, по свидетельствам современников, ежеминутным боем очень нервировали и хозяев, и гостей, пока их, наконец, не сломали.

Из книги-фотопутеводителя: Вечерский В.В., Луговской А.В. Путивль. Изд-во «Мистецство», г. Киев, 1992 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=21039

Загадки Новодевичьего монастыря

?

Известный многим кружевной ансамбль Новодевичьего монастыря набил оскомину в сообществах фото-путешествеников ничуть не меньше Храма Василия Блаженного – красиво, фотогенично, но было, было уже много раз. Но ведь не может же быть, чтобы мы знали о нем все! Должны быть неразгаданные загадки у такой хорошо всем знакомой достопримечательности.

Узнаваемые изысканные зубцы и каменные кружева — атрибуты московского барокко. Основные перестройки, придавшие монастырю нынешний вид, были инициированы царевной Софьей — она словно предвидела свою судьбу!

Я все-таки размещу здесь фотографии поразившего меня своей красотой монастыря, а вы хотите – смотрите, хотите – нет. А может, кому и почитать интересно будет и попробовать загадки разгадать.

Тонкий профиль башен монастыря и растущие неподалеку монструозные верзилища — какое нелепое соседство!

Загадка №1. НАЗВАНИЕ

Конечно, кто же не знает – Новый Девичий, потому что был и старый Девичий, ставший потом Зачатьевским! Это понятно, а вот почему «Девичий»? Потому ли, что девицы и жены сюда постригались? Тогда, это было бы сродни тому, как если бы в наше время новый монастырь назвали бы просто Женским – не благолепно как-то, хотя Павел Алепский утверждал обратное – он считал, что Девичьим монастырь назван как раз потому, что собраны здесь были женщины-инокини из самых знатных родов, в основном незамужние девицы.

Читайте также:  Православные молитвы от испуга и сглаза - православные молитвы

Святые врата Новодевичьего монастыря. С первого раза мне сюда проникнуть не удалось, пришлось приезжать еще раз.

Фамилия первой игуменьи, приглашенной в монастырь Василием Третьим – Девочкина, но вряд ли монастырь назвали в честь нее – тогда бы он был «Девочкин». Вероятнее всего, название все-таки пошло от географической местности – Девичье поле.

Существовала красивая легенда, что во времена татарской напасти сюда приводили девиц, отдаваемых татарам в виде дани. Все это, не более, чем миф. По другой версии, уже более вероятной, название закрепилось здесь еще со времен языческих, когда на месте Москвы существовало несколько небольших славянских поселений.

На этом поле, возможно, происходили игрища, во время которых молодцы выбирали себе в жены девиц. Некоторые исследователи предполагают еще более прозаичную версию – было здесь, и правда, поле, на котором девки пасли коров. Причем полем это было довольно долго, если судить по старым изображениям.

Гравюра 19 века по рисунку начала 18 века
Росписи на столпах Смоленского собора

Загадка №2. Предназначение.

О нем мы уже упоминали в первой загадки – строился он якобы для вдов и девиц знатных родов, статус и богатство его должны были соответствовать их положению. Хотя мне лично с трудом представляется, как князь Василий, лишенный сна и пищи, целыми днями томит себя размышлениями: «Куда же мне подевать знатных девиц? А не забабахать ли мне для них монастырь побогаче?». Думаю, намного проще было заглянуть в одну из уже имеющихся многочисленных обителей и сказать: «Подуберите тут, побелите-покрасьте, ковриков пару на пол киньте, мы тут к вам хотим знатных девиц определить». Понятно, что эта причина вряд ли была первичной.

Иконостас Смоленского собора

Еще одна версия, в которой я сама поначалу сомневалась, — монастырь Василий Третий строил для того, чтобы создать в будущем приличные условия для проживания своей опальной бездетной жене Соломонии Сабуровой, которую он намеревался постричь в монахини.

Пострижение Соломонии (миниатюра летописного лицевого свода). На этой иллюстрации официальной версии все выглядит вполне благопристойно.

Поначалу я засомневалась — ведь развод царя и насильственное пострижение его преданной супруги были событиями из ряда вон выходящими, взбудоражившими народ и духовенство, связь с этими событиями могли усматривать там, где ее и не было.

Тем более, что год развода и год основания монастыря совпадают – 1525. Сомнения возникли потому, что в конечном итоге Соломонию он все-таки постриг, но совсем в другом монастыре.

Само пострижение происходило в храме «Рождества Причистой на Рве», а жить ее определили в Каргополе, как утверждает все тот же Постниковский летописец. Причем поначалу келью ей князь повелел срубить деревянную в лесу.

Если это правда, то не особо-то он церемонился с женщиной, которая отдала ему 20 лет жизни.

Своды собора (Эх, как же мне росписи нравятся! Обязательно еще раз сюда приду!)

Только через пять лет Соломонию отпустили в Суздальский монастырь, где она со временем и умерла, пережив и мужа, и его новую красавицу-жену Елену Глинскую.

Однако уже в процессе написания рассказа, я обнаружила ссылки на документы, в которых говорилось, что в новом монастыре предполагалось ввести особый новый устав, предполагающий строгую изоляцию постриженной царицы.

Для надзора за ней из Суздальского монастыря были переведены 18 стариц с игуменьей Еленой Девочкиной во главе.

Соломонию перевели в другое место, судя по всему, потому, что она оказала яростное сопротивление – в наказание ее услали подальше от Москвы и условия для проживания предоставили достаточно жесткие. Несознательным элементом оказалась царица — ну, никак не хотела после жизни в кремлевских палатах идти в монастырь!

Полотенца, изображенные на стенах храмов, символизируют чистоту и разделение земного и небесного.

Еще одной целью было размещение в приличествующем месте списка Смоленской Иконы Богоматери Одигитрии, принесенной из Смоленска в 14 веке княгиней Софьей Витовтовной. Во времена царствования Ивана Третьего икону вернули обратно в Смоленск, сделав с нее список.

Иван Третий с семьей (посередине среднего ряда слева) во время шествия с иконой Одигитрии (вышитая пелена)

Во время крестного хода на Девичьем поле был отслужен торжественный молебен. По легенде, на месте этого события и была основана обитель, куда список и поместили.

Поначалу, скорее всего здесь возвели часовню или обыденную (построенную за один день) церковь.

Росписи на Северной стене Смоленского собора посвящены истории иконы Одигитрии.

«Заказ в Константинополе и принятие монахом Германом иконы Одигитрии»

Изгнание Иконы из Константинополя императором Львом Исавром

А может быть, и обитель небольшая тут появилась. Возможно, но свидетельства об этом весьма туманны.

Еще одной немаловажной причиной был обет Василия Третьего, данный им в 1514 году после победы над Литовцами под Смоленском – он пообещал основать Девичий монастырь и построить в нем большой собор в честь Богородицы Смоленской и еще несколько храмов («поставити в Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения Честнаго креста, и иные»). Еще в 1523 году, если верить его духовному завещанию, Василий сетовал о том, что обет свой он помнит, но поставить храмы так и не успел. После победы над Казанью в 1524 году князь смог приступить к исполнению обета, в 1525 году обитель была основана, Василий одарил ее деревнями и землями.

Постройка Новодевичьего монастыря (миниатюра Лицевого летописного свода)

До недавних пор считалось, что главный собор монастыря – Иконы Смоленской Богоматери, построен в год его основания – в1525, эта дата фигурирует практически во всех источниках и, похоже, раз указанная неверно, она просто переносилась из документа в документ. В последние десятилетия после многочисленных исследований эта версия оспаривается.

Загадка №3.

Время постройки Смоленского собора.

Постниковский летописец об этом пишет так: «Тое же весны (1525) поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем цер¬ковь пречистый богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновение Ивана Предтечи».

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Однако нигде не указано, что речь идет о том самом соборе, который мы можем видеть сейчас. Возможных дат его постройки рассматривается несколько – 1525, 1530, 1551 и даже 1598 годы.

Учитывая то, что еще в 1523 году Василий Третий сокрушался о невыполненном обете, было бы несколько наивно предполагать, что за два года был построен собор таких размеров.

Собор и колокольня (ее высота — 72 метра)

Кроме того, стилистика храма существенно отличается от тех церквей, которые возводили в тот период.

Дата 1530 год появилась в качестве предположения, когда в подклете храма нашли надгробия умерших в 1530-х годах, однако, при дальнейших исследованиях оказалось, что надписи на плитах выбиты тоже гораздо позже, чем указанные на них даты – очевидно погребения перенесли сюда и сделали копии первичных надгробий.

Лопухинские палаты (Евдокия Лопухина пожила здесь только при внуке)

Изразцовая печь в Лопухинских палатах

Некоторые детали, а особенно размеры собора свидетельствуют об некоей архитектурной гигантомании заказчика, которая, как известно, была присуща Ивану Грозному.

Ряд исследователей считают, что собор возвели в 1551 году – ведь существует документ о том, что при строительстве каменного храма в Новодевичьем обрушилась кровля и погибло много строителей — вероятнее всего, речь идет о Смоленском соборе.

В пользу этого говорят и явные следы переделки кровли, произведенные прямо во время постройки.

Чудесная надвратная церковь Преображения

Однако некоторые ученые считают, что первый каменный собор, возможно, был действительно построен в 1550-х годах, однако лет через 10-20 он был разобран и перестроен.

За Иваном Грозным такие дела уже водились – он разбирал и перестраивал соборы, возведенные им же пару лет назад.

Ученые, настаивающие на этой версии, указывают на ряд архитектурных деталей собора – они были типичными для 1560-70х годов, но ранее не встречались.

Успенская церковь с трапезной

Загадка №4. Когда здесь поселилась царевна Софья?

Вопрос этот возник у меня после посещения Путивля несколько лет назад. В рассказах экскурсоводов, во всех путеводителях по Путивлю, на туристических сайтах, упоминающих о городе – упорно кочует утверждение, что царевна Софья после отстранения от власти изначально была помещена в Святодуховский монастырь в Путивле.

Церковь св. Амвросия

Среди документов эпохи Петра сохранился его приказ о выделении средств на достройку обители — до этого игуменья написала на его имя прошение в 1687 году о том, что строительство новых зданий было начато давно, да все его никак не закончат по недостатку средств. Текст петровского указа я полностью привожу ЗДЕСЬ.

Казначейские палаты

Больничные палаты (и моя подруга Марина — на этот раз мы ездили в Москву вдвоем)

Часовня Прохоровых (стиль модерн, 1911-1914 гг., арх. В.А.Покровский)

Тогда, при посещении Путивля, я особо не задумывалась, куда же после выдворения из Кремля была препровождена Софья – в Путивль, так в Путивль. Но теперь, побывав в Новодевичьем и почитав о нем литературу, я нигде не обнаружила упоминания о пребывании Софьи в Путивле – везде утверждается, что Софью сразу поместили в Новодевичий.Поискав среди доступных мне источников (то есть среди тех старинных книг и документов, которые выложены в Сети), я не ни даты водворения Софьи в Новодевичьем монастыре, ни «следов» ее пребывания в Путивле. Наконец, после долгих поисков на одном из сайтов о православных монастырях, где упоминается Путивльский Святодуховский, я обнаружила скромную ссылочку: «В курском архиве хранится опись древних икон, утвари и богословских книг колокольного храма Путивльской Преображенской церкви, сделанная в 1924 году: под № 136 «кресло царевны Софьи»». Не знаю, является ли это доказательством пребывания Софьи в Путивле (на мой взгляд, доказательство весьма эфемерное) , однако это все, что мне удалось найти. Может, у кого-нибудь есть более точные данные – поделитесь.Для себя я пока не нашла ответы на эти загадки, может быть, со временем они будут найдены. А может быть, и не важны они, ответы эти. Стоит себе несколько столетий нарядный кружевной ансамбли монастыря на берегу озера на радость всем. Дремлют старые стены и снятся им бледные лица добровольных и невольных послушниц, царственных женщин горестной судьбы, от которых зависели когда-то судьбы России.

Источник: https://ru-traveller.livejournal.com/2665529.html

Ссылка на основную публикацию