Вертепное представление на рождество христово — православные молитвы

Вертеп и вертепное представление: значение слова, что такое рождественское представление

В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп
  2. История вертепа
  3. Вертепное представление
    1. Устройство
    2. Куклы
    3. Сценарий

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп, в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.

История вертепа

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.

Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества. Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы.

Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею.

Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков — семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века. Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов.

Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Вертепное представление

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов, а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже.

В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны.

Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть.

Герои рождественского представления неизменны, это:

  • Царь Ирод. Главный персонаж. Он находится на сцене практически весь спектакль. Один из самых ярких моментов, когда Смерть своей косой отсекает царю голову.
  • Смерть. Традиционно наводит страх на зрителей своим образом. Эту куклу стараются сделать так, чтобы её коса могла нанести точный и хорошо видимый зрителям удар по шее Ирода.
  • Воин. Он символизирует всех солдат, которые были отправлены царём убивать младенцев.
  • Рахиль. Мать, у которой в ночь избиения младенцев убили единственного ребёнка. Сцены с этой куклой отображают горе и отчаяние всех матерей, потерявших тогда своих детей.
  • Бес. В традиционном вертепе бес выглядит как подвижная кукла на тонких ножках, он скользкий и противный на вид с разболтанными членами.
  • Волхвы или Три царя. Чаще всего изображаются как триединый персонаж, то есть три куклы крепились к одной ручке и управлялись вместе. Совмещены и их дары Христу: золото, ладан и смирна.
  • Пастухи. Этих кукол обычно одевают как жителей той местности, где ставится вертеп, так как они наиболее близки зрителям. Чаще всего именно им давали слова искренней радости Рождества.
  • Куклы Святого семейства. Эти персонажи, как правило, статичные и не имеют слов, так как создатели спектакля считают дерзостью играть эти роли.
  • Ангелы. Классические куклы одеты в дьяконское облачение, то есть белый стихарь, который крестообразно перевязан орарём – специальной лентой.
  • Пономарь. Этот персонаж является единственным героем, которого придумали исключительно для создания эффекта театра. Перед началом представления он зажигает свечи в вертепе и гасит их после окончания спектакля. Кроме того, только пономарь может передвигаться между вертепными сакральными этажами. И также от прочих действующих лиц его отличает конструкция – чтобы дотягиваться до свечей этому герою либо делают особый механизм, либо очень длинные руки.
  • Звезда Вифлеема. Это одно из важнейших действующих лиц спектакля. Строгих правил как сделать Звезду не существует. Каждый театр придумывает свой способ создания такой важной героини, зачастую заставляя зрителей восхищаться её красотой и яркостью.

Сценарий

Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.

Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.

Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.

Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.

К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.

Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей.

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.

Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.

Рождественский вертеп

Источник: https://pravoslavie.guru/tserkovnye-obryady/vertep-i-rozhdestvenskoe-vertepnoe-predstavlenie.html

Рождественские представления

Изображение взято по ссылке https://yandex.ru/images/search?text=Рождественский%20

вертеп&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2F38.media.tumblr.com%2F9353fe0a51cd2eaa

bbbe6cd28e98ea9a%2Ftumblr_nh979cvQPg1sle3awo1_1280.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=213

Источник https://www.mos.ru/calendar/event/39317088/

В праздники на Руси было принято творить добро. На площадке фестиваля «Путешествие в Рождество» возле храма Христа Спасителя на Гоголевском бульваре вспомнят о традиции рождественской благотворительности. Здесь организуют торговлю товарами старинных монастырей, благотворительных обществ и храмов.

Главными украшениями станут нарядная елка и рождественский вертеп. В XVIII веке вертепный театр был частью народных святочных колядок. Вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг него расставляли лавки, зажигали свечи — и начиналась сказка. С тех пор началась история кукольного театра на Руси.

 

Под Рождество В Старинномъ цирке Пилигримъ

В Старинномъ цирке Пилигримъ  Рождествеское представление 

Зимний лагерь «РОЖДЕСТВО КАК ПОДАРОК»

На зимних каникулах православный Клуб «Пилигримия» приглашает ребят 7-15 лет принять участие в мировоззренческой программе «Рождество как подарок».

ИСТОЧНИК http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76298

Москва, 21 декабря. В московском метро запустили поезд «Путешествие в Рождество»

21 декабря на Кольцевую линию московского метро вышел новый тематический поезд «Путешествие в Рождество», сообщает пресс-служба метрополитена. Он посвящен предстоящим новогодним праздникам в столице, а также одноименному главному московскому зимнему фестивалю, который будет проходить с 22 декабря 2017 года по 14 января 2018 года.

Церемония запуска тематического поезда состоялась в электродепо «Красная Пресня» Московского метрополитена. Проект реализован совместно с Департаментом торговли и услуг города Москвы, а также МИА «Россия сегодня».

  Каждый из пяти вагонов снаружи украшен изображениями заснеженных берёз, наряженных новогодними игрушками, вокруг которых летают снегири.

Дизайн экстерьера именного состава также содержит в себе надписи «2018», «Путешествие в Рождество», «22 декабря 2017 — 14 января 2018» и хештэг #МОСКОВСКИЕСЕЗОНЫ, который связан с оргкомитетом цикла уличных городских мероприятий в Москве. 

 «Яркое оформление поезда «Путешествие в Рождество» наверняка подарит праздничное настроение всем без исключения пассажирам. А благодаря архивным фотографиям – их для украшения вагонов использовано более 100 — пассажиры смогут познакомиться с московскими традициями зимних праздников и лучше узнать историю любимого города.

К примеру, они узнают где в Москве организовывали первые новогодние фейерверки, где москвичи XIX века покупали святочные маски – а где катались на коньках, как эволюционировали коньки (с середины XVIII века и до нынешних времен), какие впечатления оставляли у иностранцев традиционные русские забавы, вроде катания с ледяных гор.

Конечно же, и старинные, и современные зимние развлечения доступны москвичам и туристам и сегодня: на площадках фестиваля «Путешествия в Рождество» гостей ждут ледяные горки, катки, нарядные елки, многочисленные театрализованные представления и концерты, а также угощения и новогодние подарки для всей семьи», — рассказала заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. «В последние месяцы к нам поступало очень много обращений от пассажиров, которые ждали появления новогоднего поезда. Первый из них мы запускаем сегодня и ожидаем, что за месяц он перевезет более полумиллиона пассажиров, — рассказал начальник метрополитена Виктор Козловский. — О появлении в московском метро еще двух новогодних поездов вы узнаете в ближайшие дни».Первый тематический состав, посвященный новогодним праздникам, был запущен в Московском метрополитене в декабре прошлого года. Теперь запуск таких поездов стал традицией столичного метро. Новый именной состав также стал юбилейным — до него в 2017 году было запущено 9 других тематических поездов, посвященных таким событиям, как чемпионат мира по футболу, который пройдет в 2018 году, историческому фестивалю «Времена и эпохи. Собрание», выставке «Россия, устремленная в будущее» и другим мероприятиям. 

Читайте также:  Святые места и источники москвы и подмосковья - православные молитвы

Всего в рамках фестиваля «Путешествия в Рождество» в Москве откроется 83 фестивальные площадки. С 22 декабря по 14 января гостей ждут зрелищные ледовые балеты, выступления уличных театров, концерты, увлекательные мастер-классы для детей и взрослых, традиционные зимние забавы, световые инсталляции.

Источник http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=17790

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВЕРТЕПНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СВЯТО-ИЛЬИНСКОМ ХРАМЕ В ВЫБОРГЕ

Жители Выборга уже привыкли, что каждое Рождество Христово Ильинская гора, на которой возвышается возрожденный Свято-Ильинский храм, украшается великолепной рождественской елкой, по своему убранству сравнимой с лучшими новогодними елками Санкт-Петербурга.

Празднично горят фонари вдоль каменной лестницы, ведущей к храму.

Ярко освещенный фасад храма, новогодняя атрибутика и светящееся пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» на месте некогда «украшавшего» эту горку лозунга «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», — все это создает удивительно светлое и праздничное настроение.

В дни Рождественских Святок, с 9 по 13 января, в Свято-Ильинском храме, уже по сложившейся традиции, проводятся праздничные Рождественские представления, которые начинаются у блистающей огнями новогодней елки на Ильинской горе и продолжаются в храме, где детям и их родителям показывается вертепное представление.

Традиция вертепных представлений восходит к средневековью, когда простыми и, казалось бы, наивными методами содержание Священного Писания доносилось до народа.

Вертеп представляет собой произвольных размеров ящик, за открытыми створками которого находится маленький кукольный театр.

Кукольное действо, происходящее в вертепе, сопровождается пением и речитативами артистов, а также негромким фоновым звучанием народных инструментов в отдельные моменты представления.

В прошедшие три года в храме с большим успехом показывалось вертепное представление «Смерть царя Ирода» в постановке Выборгского Центра русского фольклора при духовном наставничестве настоятеля Свято-Ильинского храма протоиерея Игоря Аксенова.

Но, для того, чтобы не повторяться, в этом году регентом церковного хора Березиной Н.В.

вместе с молодежью, труждающейся в храме, было подготовлено совершенно новое Рождественское вертепное представление «Христос рождается — людям рай отверзается!».

Для этого представления в столярной мастерской храма был изготовлен новый вертеп, который затем был расписан храмовым иконописцем Андреем Кириленко.

К сожалению, церковный дом при Свято-Ильинском храме с большим помещением для стационарного детского православного театра еще только строится, и настоятель храма вынужден временно проводить праздничные представления для детей в период Рождественских святок и Светлой седмицы непосредственно в храме.

Но, надо заметить, со стороны церковного народа не было еще ни единого упрека, а только слова благодарности за православный праздник для детей. Двести пригласительных билетов на пять праздничных представлений были разобраны за полтора дня.

И многие петербуржцы заранее резервируют приглашения для своих детей, которых привозят на Рождественские представления в Свято-Ильинский храм из северной столицы.

В новом представлении на понятном для детей языке раскрывается цель и необходимость Боговоплощения для спасения человека. Повествование начинается с грехопадения первых людей, изгнания их из рая с обетованием, что «Семя Жены сотрет главу змия».

Затем представляется история Богоотцов Иоакима и Анны, Рождество Пресвятой Богородицы, Ее Введение и пребывание в храме Иерусалимском. После этого повествуется об Иосифе Обручнике, пребывании Девы Марии в его доме, Благовещении Ей Архангелом, путешествии в Вифлеем, и, наконец, Рождестве Христовом в Вифлеемской пещере.

Завершается представление возвращением прародителей Адама и Евы в рай.

Вертепное представление предваряется обстоятельным пояснительным словом о содержании спектакля настоятеля Свято-Ильинского храма протоиерея Игоря Аксенова.

По окончании спектакля, к общению с детьми приступают традиционные зимние сказочные персонажи Дед Мороз и Снегурочка, которые предлагают всем детям рассказать какое-нибудь стихотворение или спеть песенку на Рождественскую тематику. А затем вместе со всеми детьми разучивают тропарь праздника Рождества Христова.

Отрадно видеть, что христианская культура находит развитие в живом творчестве, интерес к которому весьма велик.

Источник: http://devotion.1gb.ru/index.php/en/8-icons/280-rozhdestvenskie-predstavleniya

Рождественский вертеп. История его появления в России

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Фигурки из вертепа

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество Церковь увеличила и время богослужений в эти дни, и торжественность их проведения.

Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в Западной церкви становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии.

Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь.

К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным – монахом и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в Константинополе и других городах торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа.

Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода.

В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны.

Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях.

Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, иногда по бокам кулисы.

А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой.

Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История русской литературы» так описывал вертепное представление в России:

«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев “сущих первенцев”.

Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон.

Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”.

Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в ад со словами:
О, проклятый Ироде,
за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну
и с кости.

Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни.

Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке.

Читайте также:  Что такое лития в православии и когда ее заказывают - православные молитвы

Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».

Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол.

Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика.

При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос.

Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни Святок, до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

От редакции

Некоторые педагоги сумели по-новому использовать вертепную традицию, чтобы по-старому добро и понятно раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтобы их питомцы сами приняли участие в поисках и поклонении новорожденному Спасителю и запомнили этот свой личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте свои вертепы. А пока что мы послушаем педагогов из клуба «Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И. Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.

– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка» под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. В первый раз это был маленький вертеп, слепленный из снега по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши маленькие детишки, с ними вместе вырастал и наш вертеп – теперь это уже настоящий шалаш из лапника и снега, куда можно войти в рост.

Идея эта родилась неожиданно. Мы приехали готовиться к встрече Рождества.

Конечно, со святочными рассказами и церковными разговорами, конечно, с подготовкой к причастию и с сочивом, самими нами приготовленным.

Разговор о празднике Рождества Христова естественным образом вывел на тему пещеры, в которой родился наш Господь. Обстановка, в которой мы находились, подсказала идею сооружения «вертепа» в лесу.

«Давайте тоже пойдем, как волхвы, искать вертеп!» – решили мы.

Мы, взрослые и руководители поездки, хотели, чтобы дети всей душой почувствовали величие праздника, его реальность и одновременно его чудесность.

Дома часто не увидишь, а то и не поймешь, что творится с природой: то вдруг выпадет мягкий снег после слякоти и дождей, а то в обложенном тучами сумрачном небе появится звезда, то ветер сорвется, то тишина водворится… Природа вместе с нами идет навстречу Рождественскому чуду.

…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет непростой, детей будут ждать трудности и приключения.

То повстречаются им «волхвы» или «пастухи», которые зададут вопросы, а за ответы на них помогут найти верный путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой, которую нужно быстро решить и в ней найти путеводную нить к вертепу, то совсем неожиданно встретится клубок, который катится по темному лесу, а когда-то свеча то загорится, то погаснет в лесной чаще, указывая верный путь, а колокольчик нежным звоном позовет к вертепу…

Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но сценарий может быть разным. И конечно, самый красивый, таинственный и чудесный момент – это встреча у вертепа, заранее втайне сделанного взрослыми. Он украшен бусами, свечами и в центре его рождественская икона Божией Матери с Младенцем.

Здесь перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни – мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о Рождестве Иисуса Христа.

Текст Евангелия исключает актерство, требует внутреннего отношения к происходящему.

За этим скромным и непритязательным действием разворачивается история Рождества Христова… После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся бумажных фонариков возвращаются из леса домой к самому главному – рождественской литургии для встречи с Христом.

Наверное, ребенку интересно прочесть дома евангельские рассказы о Рождестве, но вместе с друзьями встретиться с историей светлого праздника в необычной обстановке, в лесу, когда каждый старается внести свою лепту в подготовку праздника, принести свой дар новорожденному Спасителю – незабываемое событие в жизни. А дальше их ждет продолжение праздника – тропари, колядки, православные детские песни понесут маленькие христославы всем окружающим. Они будут ходить с Рождественской звездой и славословить родившегося Богомладенца.

Когда-то хорошим подарком на Рождество был пряник, который появился на Руси еще в IX веке. Мы заменили этот обычай печь особые пряники строительством пряничного терема из тех сладостей, которые наколядовали христославы.

Процесс приготовления домиков сложный, торжественный и по-настоящему веселый! Производим мы это строительство все вместе, а можно и разделившись на команды, учитывая выдумки, которые любому в голову придут: дело это сложное – непросто построить дом из печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой попытки невозможно соединить стены.

И какое счастье съесть сладкий терем за праздничным чаем с друзьями, когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ждут лыжи, санки и снежная крепость.

Источник: Православие  и мир

Источник: http://pokrov-fond.info/content/rozhdestvenskii-vertep-istoriya-ego-poyavleniya-v-rossii

Молитвы на счастье и благополучие в Рождество 7 января

В светлый праздник Рождества Христова православные христиане традиционно посещают церковь и возносят молитвы во славу Господа. В этот день также молятся Высшим силам об обретении благополучной и счастливой жизни.

Каждый человек чувствует невидимую связь с Высшими силами.

Они незримо следуют за нами, предупреждая о грозящих опасностях и предостерегая от неверных решений. В великие церковные праздники у каждого есть возможность поблагодарить молитвой за наставления на истинный путь, а также попросить о защите себя и своих близких.

Православные молитвы очищают разум и способствуют духовному росту.

Молитва на счастье

«Господи, спаситель наш. Услышь раба своего (имя). Молю Тебя, Отец небесный, даруй мне веру искреннюю и освети путь мой тернистый. Научи следовать за Тобой и исполнять волю Твою.

Дай обрести покой душевный и не терзаться муками совести. За себя прошу и за весь род людской: благость Твоя да снизойдет на нас. Счастье земное и покой душевный будут в нашей жизни.

Твоими молитвами да наполнятся души наши. Аминь»

Молитва о благополучии и счастье Богородице

«Святая Спасительница рода людского. Услышь молитвы рабов Божьих. Воздаем Тебе слова искренние и радуемся вместе с Тобой в этот праздник. Ты даровала нам Спасителя нашего. Узри же наши чаяния и не оставь нас в час трудный.

Даруй нам покровительство свое, да не оставь нас в сомнениях и робости. Проведи нас путем истинным и праведным. Молим Тебя, заступница, дай сил справиться с напастями и не убояться трудностей.

Счастье наше вверяем Тебе, души наши тянутся к свету Твоему. Аминь»

Молитва на счастье в любви

«Пресвятая Богородица, Царица Небесная. Только Ты сможешь понять и услышать меня. Взываю к Тебе и молю о защите меня, раба грешного (имя). Сердце мое для любви открыто, да не идет она ко мне.

Пусто в душе моей и горестно. Даруй мне любовь искреннюю и праведную. Покажи избранного моего, свыше данного. Пусть наши судьбы в одну переплетутся и при поддержке твоей жизнь наша будет праведной.

Аминь»

Молитва о счастье детей

«Господи Боже, спаситель наш, взываю к Тебе. Милости прошу у тебя за детей своих (имена). Сохрани и помилуй их, укрой своей дланью. Убереги от помыслов дурных и направь на путь истинный. Чада Твои малые, несмышленые.

Открой им истину и позволь жить без греха в душе. Освети их путь и защити от глаза дурного, слова нечистого. Буду молить Тебя, возносить слова светлые и чистые. Помоги мне воспитать чад своих в вере истинной и счастье.

Аминь»

В Рождество Христово мир наполняется благостью и счастьем. В это время принято прощать все дурные поступки и слова. Проведите 7 января с максимальной пользой и заручитесь поддержкой Высших сил для благополучной жизни без горя и печали.

http://www.esotericblog.ru/2017/01/7_37.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://asttrolog.ru/blog/43230303640

Рождественские молитвы

Автор статьи: Священник Федор Людоговский

Священник, лайф-коуч, филолог.

Мы должны знать, как и о чем мы молимся на рождественской службе. Священник Федор Людоговский дает обзор наиболее важных церковных молитв разных жанров. Переводы на русский язык, если не оговорено иное, принадлежат иеромонаху Амвросию (Тимроту).

Ветхий Завет о Рождестве Христовом

Тексты из ветхозаветных книг звучат во время богослужения ежедневно. Чаще всего используется Псалтирь – книга, содержащая псалмы – молитвенные поэтические произведения, которые были написаны израильским царем Давидом и, возможно, другими авторами.

В канун Рождества Христова особое значение приобретают книги пророков, живших до пришествия Спасителю на землю. На вечерне, которая совершается накануне праздника, читаются паремии (фрагменты ветхозаветных книг), содержащие пророчества о Христе, о Его рождении от Девы. Здесь и книги, написанные, согласно церковному преданию, Моисеем, и книги других пророков – Михея, Исаии, Варуха и Даниила.

Первая из паремий – это самое начало самой первой книги Библии – Бытия. Здесь перед нами разворачивается повествование о сотворении Богом мира: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Далее в этом фрагменте еще довольно много говорится о воде. Тема воды возникает по той причине, что накануне самых больших праздников – Пасхи, Богоявления, Рождества Христова – в древней Церкви во время чтения паремий совершалось массовое крещение.

Именно поэтому данная паремия из книги Бытия читается и в рождественский сочельник, и в крещенский, и в Великую субботу.

На великом повечерии торжественно звучат пророческие слова Исаии о Боге-Младенце:

Младенец родился нам, Сын, и дан нам.

И называется имя Его: Великого Совета Ангел.

Чудный Советник.

Бог Крепкий, Властитель, Начальник мира.

Отец будущего века.

Рождественские стихиры

Это довольно древний жанр церковных песнопений. Одна стихира – это один абзац, одна строфа. На рождественской службе мы слышим стихиры разных авторов. Один из них – это святитель Герман, патриарх Константинопольский. Приведем ту его стихиру, с которой начинается рождественская вечерня:

Придите, возрадуемся о Господе,

изъясняя нынешнее Таинство:

разделявшая нас с Богом стена разрушена,

пламенный меч обращается вспять

и Херувимы отступают от древа жизни

и я приобщаюсь к блаженствам рая,

из которого был изгнан за ослушание.

Ибо неизменный Образ Отца

и Начертание вечности Его

облик раба принимает,

от не испытавшей брака Матери произойдя,

не потерпев при этом изменения.

Ибо Он остался, чем был – Богом истинным,

и принял на Себя то, чем не был,

человеком сделавшись по человеколюбию.

Воскликнем Ему:

«Боже, рожденный от Девы, помилуй нас!»

Другой автор, имя которого хотелось бы назвать, – это не патриарх и даже не мужчина. Знаменитая стихира «Августу единоначальствующу на земли…», которая поется на великой вечерне во время входа, принадлежит перу Кассии – поэта, гимнографа, композитора, монахини и основательницы монастыря в Константинополе. Приведем полностью текст этой стихиры в русском переводе:

Когда Август стал единовластным на земле,

Читайте также:  Женский святодуховский монастырь в путивле - православные молитвы

прекратилось многовластие среди людей;

и с Твоим вочеловечением от Девы чистой

идольское многобожие упразднилось.

Одному мирскому царству подчинились страны,

и в единое владычество Божества племена уверовали.

Переписаны были народы по указу Кесаря,

записались и мы, верные, во имя Божества –

Тебя, вочеловечившегося Бога нашего.

Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Как видим, речь здесь идет о римском императоре Августе Октавиане, который в свое время положил конец междоусобной борьбе за власть и расширил границы империи. Христос родился в Иудее как раз во время правления Августа. И с Его рождением, по мысли Кассии, начался закат язычества и все народы стали поклоняться Единому Богу.

Рождественский тропарь

Тропарь – или, конкретнее, отпустительный тропарь – это одно из наиболее важных песнопений любого церковного праздника. Рождественский тропарь напоминает нам о событиях, описанных в Евангелии от Матфея: о пришествии Мессии и о мудрецах-звездочетах, пришедших с Востока поклониться новорожденному Младенцу. По-церковнославянски тропарь звучит следующим образом:

Рождество Твое, Христе Боже наш,

возсия мирови свет разума,

в нем бо звездам служащии

звездою учахуся

Тебе кланятися, Солнцу Правды,

и Тебе ведети с высоты востока.

Господи, слава Тебе.

А вот его русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш,

озарило мир светом знания,

ибо чрез него звездам служащие

звездою были научаемы

Тебе поклоняться, Солнцу правды,

и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.

Господи, слава Тебе!

Приведем также перевод, выполненный в Свято-Филаретовском институте:

Рождество Твоё, Христе Боже наш,

озарило мир светом познания,

ибо тогда звёздам служащие

звездою были научены

поклоняться Тебе, Солнцу Правды,

и познавать Тебя, Зарю свыше, –

Господи, слава Тебе!

Тропарь Рождества Христова многократно звучит во время праздничного богослужения: на вечерне, повечерии, утрене, литургии, а также в течение нескольких дней, следующих за первым днем праздника.

Рождественские каноны

В состав одной из рождественских служб – утрени – входят два канона. Канон – это гимнографическое произведение, образованное восемью-девятью песнями, в каждой из которых обычно имеется по две-три и более поэтических строфы. Первая строфа в каноне называется ирмосом, прочие именуются тропарями. (Не следует путать тропари канона с отпустительным тропарем, о котором говорилось выше.)

Один из канонов на праздник Рождества Христова написан гимнографом сирийского происхождения по имени Мансур ибн Серджун ат-Таглиби. Он жил в VIII веке и в молодости служил при дворе дамасского халифа. Христианскому миру он известен как Иоанн Дамаскин.

Другой канон (в порядке пения – первый) был написан другом и свободным братом Иоанна – святителем Космой, епископом Маюмским.

Канон Космы Маюмского открывается радостными, ликующими словами ирмоса:

Христос рождается – славьте!

Христос с небес – встречайте!

Христос на земле – воспряньте!

Пой Господу, вся земля

и с веселием воспойте, люди,

ибо Он прославился!

Впрочем, эти слова написал не сам Косма – он лишь перефразировал и немного расширил то, что несколькими столетиями ранее было сказано святителем Григорием Богословом в одной из его проповедей.

Приведем также фрагмент канона Иоанна Дамаскина. Первый тропарь второй песни этого канона отсылает нас к Евангелию от Луки, где описывается явление ангелов Вифлеемским пастухам, которые затем отправились посмотреть на младенца Христа:

Хор свирельщиков поражался,

необыкновенным образом удостоившись

узреть то, что превыше ума:

от Невесты пречистой всеблаженное рождение

и полк бесплотных, воспевавших

без семени воплощающегося Царя-Христа.

Кондак

После шестой песни второго канона в тексте рождественской утрени находится песнопение, озаглавленное словом кондак, а вслед за ним – икос. О двух этих строфах следует сказать подробнее.

Эти кондак и икос не являются частью канона. Это – всё, что осталось в нынешней службе от очень интересного произведения еще одного сирийского автора – Романа Сладкопевца.

Роман родился во второй половине V века, то есть он жил позже, чем Григорий Богослов, но заметно раньше Иоанна и Космы, Германа и Кассии. Он был автором многострофных гимнографических произведений, которые мы так и назывались – кондаки.

То, что мы сейчас именуем этим словом, – это лишь вступительная строфа Романова песнопения. А то, что нынче называется икосом, – это первая из ряда многих строф, содержавшихся в кондаке.

Однострофный кондак (т. е. кондак в современном смысле слова) – это, наряду с отпустительным тропарем, одно из главных песнопений любого праздника. Приведем церковнославянский текст кондака и его русский перевод.

Дева днесь Пресущественнаго раждает,

и земля вертеп Неприступному приносит.

Ангели с пастырьми славословят,

волсви же со звездою путешествуют:

нас бо ради родися

Oтроча Младо, Превечный Бог.

Перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает,

и земля пещеру Неприступному приносит;

Ангелы с пастухами славословят,

волхвы же за звездою путешествуют,

ибо ради нас родилось

Дитя младое, предвечный Бог!

А теперь для сравнения дадим вступительную строфу (то есть нынешний кондак) и первые две строфы основной части кондака на Рождество Христово в русском переводе иеромонаха Иакова (Цветкова), в редакции священника Михаила Желтова:

Сегодня Дева рождает Превысшего всякого существа, а земля приносит вертеп Неприступному; ангелы вместе с пастырями славословят, волхвы же со звездой путешествуют: ибо ради нас родился Юный Младенец, Предвечный Бог!

Вифеем открыл [нам] Эдем — придите, увидим; мы нашли наслаждение в скрытном [месте] — придите, получим райскую [радость] внутри пещеры: там явился Корень ненапоенный [влагой], произращающий прощение; там явился Кладезь неископанный, из которого прежде сильно желал пить Давид; там Дева, родившая Младенца, тотчас утолила жажду Адама и Давида. Посему придем к этому [месту], где родился Юный Младенец, Предвечный Бог!

Отец Матери по Своей воле соделался [Ее] Сыном, Спаситель детей ребенком возлежал в яслях.

Узнав Его, Родившая говорит: «Скажи мне, Дитя, как Ты вселился в Меня и как образовался во Мне? Вижу тебя, утроба [Моя], и ужасаюсь – ибо и молоком питаю, и остаюсь не познавшей брака.

И хотя вижу Тебя, [Дитя], в пеленках, [одновременно] созерцаю девство Свое запечатанным — ибо Ты сохранил его, соблаговолив родиться [от Меня, о], Юный Младенец, Предвечный Бог!»

Всего же в основной части Романова кондака содержится 24 строфы (икоса). При этом начальные буквы строф образуют акростих – фразу, которая в переводе с греческого значит «Гимн смиренного Романа».

Следует заметить вот еще что. Все строфы кондака заканчиваются одним и тем же выражением – «Юный Младенец, Предвечный Бог» (по-церковнославянски – «Отроча младо, Превечный Бог»). Это особенность всех древних многострофных кондаков. И не только кондаков, но также и акафистов – жанра, к рассмотрению которого мы сейчас переходим.

Рождественские акафисты

Кондаки Романа Сладкопевца написаны живо и ярко – но они, к сожалению, вышли из церковного уротребления. Каноны Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина богаты своим содержанием, они отсылают нас к образам и сюжетам Ветхого и Нового Завета; но надо признать, что всё это очень непросто для восприятия недостаточно подготовленного читателя и, тем более, слушателя.

Возможно, именно по этой причине с каждым столетием и десятилетием всё большее распространение получают акафисты.

Акафист – это тоже многострофное произведение, как и древний кондак и канон. Но акафист обычно проще по языку, он имеет более четкую и понятную структуру. Первый акафист – это был акафист Богородице – появился не позднее первой четверти VII века.

Имя его автора нам неизвестно. Позже стали появляться и другие акафисты – десятки, сотни, теперь уже тысячи. Изначально акафисты (кроме самого первого) не предназначались для пения в храме.

Тем не менее, акафист всё чаще становится частью церковного богослужения.

На праздник Рождества Христова имеется несколько акафистов.

Три из них, наиболее известные в настоящее время, были написаны русскими архиереями XX века: епископом Тихоном (Тихомировым), архиепископом Никоном (Петиным) и митрополитом Никодимом (Руснаком).

Приведем хотя бы по три строфы (из 25) каждого акафиста. Они, в общем и целом, написаны на церковнославянском языке, но этот язык достаточно понятен. Что касается русского перевода акафистов, то подобные опыты нам неизвестны.

Из акафиста епископа Тихона:

Возбранный и прежде век от Отца Рожденный, Спас мира и Царь веков, яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам.

Сей ныне волею плоть приим от Девы и, яко разумное Солнце Правды, сущим во тьме и сени смертней седящим Боголепно возсия.

Приидите, возрадуемся, зряще Бога во плоти, в Вифлееме нас ради пеленами повиваема, и с волхвы и пастырьми Сему покланяющеся, велегласно возопиим: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.

Ангели древле у врат Эдема древу жизни отпадшаго Адама стрегуще, ныне же от веси Вифлеемския радость велию земнородным благовествуют, яже будет всем людем: яко родися Спас, Иже есть Христос Господь, в яслех безсловесных плотию младенствующе. Приидите, вернии, Матерь Спасову прославим, по Рождестве паки явльшуюся Деву, и со Ангелы и пастырьми песнь достойную в вертепе от Нея Рождшемуся воспоем:

Слава Тебе, Пребезначальное Слово, Бог сый, человек явивыйся;

слава Тебе, Боже Великий и Вечный, Своего Божества не отступльше, из боку Девичу воплотивыйся.

Слава Тебе, Сыне Божий — Сыне Девы, зрак раба приимшему;

слава Тебе, Слове Божий, Неизследиме, в юдоль нашего изгнания пришедшему.

Слава Тебе, Превечное Слово, истощанием странным от Девы миру возсиявый;

слава Тебе, Премудросте Божия и Сило, нас ради по нам обнищавый.

Слава Тебе, Невесты Пречистыя пребогатое Рождество, Егоже славы полны суть Небеса;

слава Тебе, возсиявшее Солнце Правды, Имже радости исполняется вся земля.

Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.

Видевше Творец и Зиждитель всяческих гиблема человека, егоже рукама созда, милосердствуя о нем, приклонив небеса, на землю сниде, высотою Царствуяй Небес, землею содеяся, – Егоже Отце прежде век раждает, да падшее обновит человеческое естество. Его зряще Самаго и Человека и Бога, ликовствующе со всеми небесными и земными, хвалящими предивное Божие снисхождение, вопием Ему: Аллилуия.

Из акафиста митрополита Никодима:

Избравый от всех родов пречистейшую Ангел Деву; и от Нея родивыйся плотию, Христе Боже наш, благодарственная приносим Ти раби Твои, Владыко. Ты же, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Иисусе, Сыне Божий воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Ангел множество собрася во Вифлееме, видети непостижное Рождество; и видевше своего Творца, во яслех яко младенца лежаща, удивишася! И страхом благоговеюще, Рождшагося и Рождшую боголепне почитаху, поюще таковая:

Слава Тебе, Сыне Божий, прежде век от Отца рожденный.

Слава Тебе, со Отцем и Духом вся сотворивый.

Слава Тебе, спасти погибшия пришедый.

Слава Тебе, даже до рабия зрака снизшедый.

Слава Тебе, взыскателю заблудших.

Слава Тебе, Спасителю погибших.

Слава Тебе, средостение вражды разрушившу.

Cлава Тебе, рай, преслушанием затворенный, паки отверзшу.

Слава Тебе, род человеческий неизреченно возлюбившу.

Cлава Тебе, на земли вертеп Небо явившу.

Слава Тебе, рождшую Тя Деву, Престол херувимский показавшу.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

Видяще безплотнии Ангели своего Владыку, от чистыя Девы плоть приемша, ужасошася! И друг ко другу реша: преславное сие Таинство непостижимо нам является быти: обаче дивяшеся неизреченному Того снизхождению, со страхом пояху: Аллилуия.

Из акафиста архиепископа Никона:

Рождейся от Девы, пение небесное приявый, приими из сокровищ духовных мною возносимое Тебе песнопение: Иисусе Богомладенче, спаси нас!

От ангелов благовестие приемше, во град Вифлеем духовно вшедше и Младенца в яслех узревше, радостно воспоим Ему:

Иисусе, ангелов ликование;

Иисусе, сердца моего взыграние.

Иисусе, всего мира ожидание;

Иисусе, небесное сияние.

Иисусе Богомладенче, спаси нас!

Живущим верою путь пастырие указуют, тем же с ними и мы ликовствуя, поем Рождшемуся: Аллилуия!

Акафист архиепископа Никона содержит русский фразовый акростих: «Рождество Христово духом пою».

Источник: https://blog.predanie.ru/article/rozhdestvenskie-molitvy/

Ссылка на основную публикацию