Великий пост или святая четыредесятница – с 19 февраля по 7 апреля в 2018 году – православные молитвы

Великий пост с 19 февраля по 7 апреля 2018 года: календарь

Великий пост или Святая Четыредесятница - с 19 февраля по 7 апреля в 2018 году - православные молитвы

Для православных христиан Великий пост имеет огромное значение, ведь это время духовного очищения, размышлений о Вышнем, о том, что непостижимо. Люди в этот период стараются быть лучше.

Считается, что отказываясь от каких-либо излишеств, можно стать более праведным и святым.

Но так ли это? И как вообще правильно поститься? Что можно и что нельзя в этот период? Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2018 году? Вопросов как видите очень много, что ж, давайте постараемся дать ответы на них.

Дата Великого поста в 2018 году

Дата Великого поста всегда рассчитывается в зависимости от Пасхи, а именно он всегда предшествует Светлому Воскресенью и соблюдается за 48 дней. Состоит он из 7 седмиц, из которых 6 недель, собственно, поста или Четыредесятница и 8 дней, называемая Страстной седмицей.

Когда начинается Великий пост в 2018 году: 19 февраля 2018 года.

Когда заканчивается Великий пост в 2018 году: 7 апреля 2018 года.

Календарь Великого поста 2018

  • Прощеное воскресенье в 2018 году – 18 февраля. Последнее воскресенье перед постом. В храмах прихожане и священники испрашивают друг у друга прощения.
  • Чистый понедельник в 2018 году это 19 февраля. С него начинается первая седмица (семь дней) поста.
  • Торжество Православия – в 2018 году это 25 февраля. Воскресенье перед второй седмицей поста. Посвящено православному почитанию святых икон.
  • Неделя Святого Георгия Паламы – 12 марта 2018 года.
  • Крестопоклонная неделя (воскресенье) 11 марта 2018 года – в этот день на середину храма для особого поклонения выносится Крест.
  • Мариино стояние 21 марта 2018 года – особая служба, когда читается житие преподобной Марии Египетской.
  • «Похвала Пресвятой Богородице», или «Суббота Акафиста» – 1 апреля 2018 года. Торжественная служба в пятницу вечером на пятой седмице поста. Пение этого акафиста дозволяется Уставом только один раз в году!
  • Лазарева суббота в 2018 году – 31 марта. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря.
  • Вербное воскресенье в 2018 году – 1 апреля (Вход Господень в Иерусалим). На трапезе разрешается рыба.
  • Страстная седмица в 2018 году со 2 апреля по 7 апреля 2018 года, или Неделя Страданий Господа. Каждый день этой седмицы вспоминаются события, предшествовавшие крестной смерти и вокресению Спасителя.
  • Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля 2018 года) – один из 12 главных церковных праздников. В этот день разрешается вкушение рыбы.
  • Великий Четверг 2018 – 5 апреля. Четверг Страстной седмицы. Утром – воспоминание Тайной Вечери; установление Таинства Евхаристии. Вечером – чтение 12-ти фрагментов Евангелий, посвященных Страстям Христовым («Служба 12-ти Евангелий»).
  • Великая Пятница (Страстная пятница) в 2018 году 6 апреля. В середине дня – вечерня с выносом Плащаницы (положение тела Господа Иисуса Христа во гроб).
  • Великая Суббота – 7 апреля 2018 года. Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (согласно Священному Писанию и церковному Преданию). В этот день в храмах начинается освящение куличей.
  • Светлое Христово воскресение, Пасха в 2018 году 8 апреля.

Особенности питания в Великий пост

Каждый из нас перед постом не раз задумывался о том, как правильно питаться в этот период. У некоторых даже есть своя система, как готовиться к воздержанию от пищи, а другие и вовсе считают, что ограничение в еде – это не главное, важно духовное состояние. Каждый придерживается своих правил. Однако знание особенностей и тонкостей питания во время Великого поста будет полезно всем:

  1. Чтобы голодание не пошло во вред и организм смог без стресса перенести этот период, старайтесь употреблять достаточное количество обычной воды, в среднем каждому организму нужно примерно от 1.5 до 2 литров в день.
  2. Так как белок животного происхождения исключается полностью, постарайтесь включить в рацион растительный белок: орехи, бобовые, овес, цветная капуста или брокколи и так далее.
  3. Первая неделя поста самая строгая, а это значит, что в первые дни, согласно канонам, необходимо отказываться от пищи полностью. Поэтому постарайтесь подготовить свой организм к этому испытанию – за неделю или две не нагружайте свой организм жирной и тяжелой пищей.
  4. Знайте, что если у вас есть противопоказания – вы перенесли тяжелую операцию, беременность или кормление грудью, хронические заболевания и так далее – в таком случае вам необходимо отказаться от затеи придерживаться Великого поста.
  5. Из строгого поста также необходимо выходить правильно, а именно постепенно и некоторое время, примерно 1-2 недели не нагружайте организм тяжелой едой.

Что можно в Великий пост

Если по поводу пищи более ли менее все понятно и ясно, а вот повседневная жизнь часто обрастает догадками и предрассудками, по типу того, что в Пасху или еще какой-либо праздник нельзя шить или работать. Что ж, сейчас мы постараемся затронуть и другие аспекты жизни во время Великого поста, помимо еды.

Итак, начнем с супружеской близости и зачатия ребенка. Это довольно щепетильная тема и сложность её заключается еще и в том, что это касается двоих. Многие священнослужители сходятся во мнении, что подобное воздержание должно быть по обоюдному согласию.

Если же ваш партнер или вы чувствуете, что не сможете отказаться от супружеской близости, или это будет только отвлекать вас от духовного, тогда лучше оставить все как есть.

Если говорить о зачатии ребенка, подобных запретов нет, лишь говориться, что только желательно отказаться от близости, но это, опять же, индивидуально для каждой пары.

Бывает возникают и другие вопросы – можно ли читать художественную литературу, или смотреть телевизор, или слушать музыку, или заниматься спортом и так далее. В этом случае все зависит от того, как вы относитесь ко всему этому.

Если это вас отвлекает от познания Вышнего, от духовного, то тут нужно правильно организовать свое время, чтобы это не мешало душе.

Ведь познание всего нового и окружающего мира – это неотъемлемая часть нашей жизни и не нужно полностью отказываться от книг, фильмов, музыки и так далее.

Еще один необычный вопрос о том, можно ли курить во время Великого поста.

Однако стоит обратить ваше внимание, что любая зависимость вне зависимости, когда она проявляется (в Великий пост или в любое другое время), является грехом.

Полностью отказаться от этого будет сложно и вы только будете отвлекаться от духовного, однако постараться ограничить курение или даже постепенно бросить эту привычку – вполне по силам.

Что нельзя в Великий пост

Помимо пищи, важно еще отказаться и от других аспектов нашей жизни, например, это отличное время, когда нужно помириться со своими родными и друзьями. Ведь именно такие вещи часто отвлекают нас от духовного.

Также важно в Великий пост не поссориться и с окружающими вас людьми.

Если вас ограничение в пище или других вещах, заставляет раздражаться и ссориться с близкими, то лучше понизить планку и позволить что-то, нежели сеять раздор вокруг себя.

Оскорблять, унижать, врать, делать пакости, завидовать и так далее, нельзя делать и в другие дни, однако во время Великого поста важно вдвойне отказаться от этого.

Также и гадание для христиан – это огромный грех в любое время. Это значит, что во время поста еще важнее забыть об этой привычке и лучше навсегда.

Седмицы Великого поста

Седмицы перед постом

Неделя о мытаре и фарисее с 28 января по 3 февраля 2018 года. Первая подготовительная седмица к Великому посту. Не зря именно историю о мытаре и фарисее читают перед постом, ведь она напоминает нам, что важнее не физический облик, а духовная сущность.

Неделя о страшном суде с 4 февраля до 11 февраля 2018 года. Эта неделя посвящена не просто Страшному суду, который предстоит, а греху Адамы и Евы, о том, что любые плохие дела имеют свои последствия.

Сырная седмица (Масленица) с 12 по 18 февраля. Это последняя подготовительная неделя к Великому посту. В народе же это просто Масленица. Кончается эта седмица Прощеным воскресеньем.

Седмицы во время поста

1 седмица – Федорова неделя или Торжество Православия (с 18 по 24 февраля 2018 года). Первая и самая строгая неделя Великого поста.
2 седмица – Неделя Григория Паламы (с 25 февраля по 3 марта 2018 года). В эту неделю в храмах вспоминают епископа Григория Паламу.

3 седмица – Крестопоклонная неделя (с 4 марта по 10 марта 2018 года). В эту неделю православные вспоминают о том, какой ценой нам досталось спасение, потому и такое название.
4 седмица – преподобного Иоанна Лествичника (с 11 марта по 17 марта 2018 года).

В этот день вспоминают православного праведника Иоанна Лествичника – он старался жить праведно, при этом не акцентируя на своих достижениях особого внимания и не превозносился над другими.
5 седмица – Преподобной Марии Египетской (с 18 марта по 24 марта 2018 года).

В эту седмицу православные вспоминают Марию, которая смогла отказаться от прелюбодеяния и разгульной жизни и ради спасения души ушла в пустыню.
6 седмица – Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий или Вербное Воскресение (с 25 марта по 31 марта 2018 года).

В этот период отмечают важное событие, когда Христос приехал в Иерусалим. Обычно в эту неделю разрешаются некие послабления в еде.
7 седмица – страстная седмица Великого поста (с 1 апреля по 7 апреля 2018 года).

Это одна из самых строгих недель Великого поста, ведь православные вспоминают о страданиях Христа, которые ему выпали. Заканчивается она одним из наиболее почитаемых праздников в православвии – Пасхой, в 2018 году она припадает на 8 апреля.

Как правильно подготовиться к Великому посту

Резкий отказ от привычного рациона может привести к серьезным последствиям, а потому очень важно правильно подготовиться к этому периоду. Например, за несколько недель старайтесь правильно организовать приемы пищи. Вместо жареного и жирного мяса лучше приготовить более легкую птицу и лучше запечь или сделать её на пару.

Поможет справиться со стрессом и умеренные физические упражнения. Это укрепит ваш организм и сделает вас сильнее.

Обязательно старайтесь соблюдать режим сна и отдыха, а также правильно организуйте свое рабочее место.

Источник: http://prostotak.net/velikij-post-v.html

Недели Великого поста начинаются с 19 февраля 2018 года

0:14 / 18.02.2018 / Людмила Темникова Культура

Православные россияне готовятся к Великому посту. Масленичные гулянья Церковь считает подготовкой к предстоящим ограничениям.

Для верующих россиян наступает период, когда Церковь требует особого соблюдения установленных ею канонов — Великий пост. В эти дни верующие вспоминают о Христе, проведшем в пустыне 40 дней без еды и воды после своего Крещения.

Наступление Великого поста предваряет Масленица. Церковь рассматривает народные гулянья как подготовку к предстоящем ограничениям: в масленичную неделю люди постепенно отказываются от мяса, а сама неделя именуется Сырной Седмицей.

После Сырной Седмицы начинается пост. В 2018 году Великий пост начинается 19 февраля и продлится до 7 апреля, при этом он подразделяется на 2 периода: Святая Четыредесятница и Страстная Седмица.

Церковнослужители говорят, что в первый период люди идут к Богу — через ограничения в еде, усиленные молитвы и покаяния в грехах.

После это Бог сам идет к людям — и вместе с ним верующие встречают главный христианский праздник — Пасху.

В 2018 году Святая Четыредесятница начинается в понедельник ,19 февраля. Этот день именуется «чистым понедельником»: Церковь призывает христиан очиститься от приверженности к старым обычаям и очистить дом от «духа Масленицы», в первые четыре дня — с 19 февраля по 22 февраля — священнослужители читают Великий (Покаянный) канон, а прихожан призывают придерживаться великопостной диеты.

Все недели Великого Поста

  • 1-я седмица Великого поста – 19-25 февраля. Самая строгая неделя: в первый день рекомендуется вовсе отказаться от какой-либо пищи, в последующие дни разрешены только овощи, фрукты и хлеб;
  • 2 седмица Великого поста — 26 февраля — 4 марта: ограничения те же, но в конце недели — 3 и 4 марта допускается использование в пищу растительного масла;
  • 3 седмица Великого поста – 5 марта-11 марта: 8 марта позволяется горячая еда, растительное масло можно добавлять в пищу 10 и 11 марта;
  • 4 седмица Великого поста — 12 марта-18 марта: сухоядение, особый день 17 марта — Родительская суббота, день поминовения всех умерших родственников;
  • 5 седмица Великого поста — 19 марта-25 марта: послабления допускаются в субботу и воскресенье (блюда можно приправлять растительным маслом);
  • 6 седмица Великого поста — 26 марта-1 апреля, Вербное воскресенье, «Вход Господень в Иерусалим», в этот день в еду допускается рыба;
  • 7 седмица Великого поста — Страстная неделя, в пятницу 6 апреля православным рекомендуется полностью отказаться от еды в память о том, что пришлось перенести Спасителю.
Читайте также:  Молитвы и акафист на успение пресвятой богородицы - православные молитвы

Главный православный праздник –Светлое Воскресение Христово или Пасха будет отмечаться 8 апреля 2018 года.

Источник: https://pronedra.ru/nedeli-velikogo-posta-nachinayutsya-s-19-fevralya-2018-goda-211964.html

Начало Великого поста – 19 февраля 2018 года

В 2018 году время Великого поста — с 19 февраля по 7 апреля.

Пост Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. Традиционно, Святая Четыредесятница и все богослужения начинаются с вечерни масленичной (сыропустной) недели. Во время вечернего богослужения в Прощеное воскресенье бывает чин или обряд общего прощения в храме.

Первый день Великого поста в Русской православной церкви получил название «Чистый понедельник» (хотя это нецерковное название, но весьма распространенное в православии), в связи с тем, что этот первый день поста люди стремятся провести в чистоте (во всех смыслах этого слова). Поэтому в «Чистый понедельник», как и в последующие два дня, установлен очень строгий пост, верующим предписано усерднее молиться и бороться с греховными страстями.

Великий пост установлен, главным образом, в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и постился там (Мф. 4, 2), а также в память сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).

О том, что пост был установлен апостолами и длился сорок дней почти с начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных памятниках.

картина Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Однако, соблюдался пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40 дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от неодинакового исчисления дней поста и дней, когда он разрешался. В Восточных Церквях существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста установился в 4 веке.

Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы)» (кн. 5, гл. I).

Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.

Правила соблюдения Великого поста отражены и в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь предписывает хранить особо строгий пост.

В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение.

В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). И только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.

Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.

В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь разъясняет сущность истинного поста как средства духовного возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления греховных пожеланий. Поэтому в песнопениях Церковь называет Святую Четыредесятницу веселым временем поста.

Великий Пост – как к Богу мост,
И сложен он, и очень прост.
Ты, раз ступив на этот путь,
О самом главном не забудь.

О том, что нужно в эти дни
Нам думать только о Любви.
И со смиреньем принимать
Все то, что трудно нам понять.

С молитвой чистой в этот срок
Познай ты свой простой урок:
Он в том, с чем сможешь ты прийти
К концу Великого Пути.

Источник: https://sama-zhizn.ru/holiday/nachalo-velikogo-posta/

Великий Пост перед Пасхой 19 февраля по 7 апреля 2018 года. Святая Четыредесятница

Великий Пост перед Пасхой у православных верующих является самым главным и самым строгим. Он призван подготовить человека к самому радостному христианскому празднеству – Воскрешению Христову. Великий Пост перед Пасхой длится на протяжении сорока восьми дней. Его еще принято называть Святой Четыредесятницей.

Значение поста

Он является напоминанием и примером того, как Иисус Христос в течение сорока дней в молитве и строжайшем посте прожил в одиночестве в безжизненной пустыне, победив все происки искушающего его душу дьявола. Христос сказал тогда искусителю, что не еда самое главное в жизни человека, а Слово Божье.

Заканчивается Великий Пост перед Пасхой Страстной Седмицей, приуроченной к последним дням земной жизни Иисуса Христа, принятию им добровольной мученической смерти во имя великой любви к человечеству и во искупление праздности и греховности бытия человеческого.

Кульминацией Великого Поста является Светлое Воскресение, ознаменовавшее собой победу жизни над смертью.

Сам пост после пасхальных событий был учрежден апостолами, учениками Христа. Великий Пост перед Пасхой – отнюдь не диета или старинная программа очищения организма.

На протяжении всего данного времени верующим воспрещаются участие в увеселительных мероприятиях, драки и ссоры, сексуальные контакты.

Человек должен пройти не только церковное очищение, посвятив себя молитвам, участию в церковных литургиях, исповедях, раздумьях о своей греховности. Верующий должен укрепить и телесный дух, соблюдая особую диету.

Только проведя Великий Пост перед Пасхой в постоянных молитвах и телесных ограничениях, укрепляя в своей душе верность и преданность христианскому учению, человек очищается от повседневной скверны греховности, чтобы достойно встретить Великий Светлый праздник – Воскресение Христово.

По окончании праздничной литургии в Великое Воскресенье верующие всей семьей приступают к разговению – праздничному столу. Вкушают освященные в церкви куличи, пасхи и крашеные яйца.

Это становится своеобразной наградой за все ограничения и лишения, которые испытывают люди во время Великого Поста, приобщаясь к подвигу Христа ради прощения Господом грехов человеческих.

 

Рацион питания в Великий Пост

В соответствии с церковным уставом, на всем протяжении поста православные верующие должны строго соблюдать ограничения в рационе питания. Воспрещается употреблять: • мясо животных и птиц; • яйца; • рыбу и морепродукты; • сдобу; • молоко и молочную продукцию;

• животные, а в некоторые дни и растительные жиры.

Алкоголь также находится под запретом. Рыбу и морепродукты можно есть на Благовещение Пресвятой Богородицы и на Вербное воскресенье. На Лазареву субботу можно полакомиться рыбной икрой. В эти же дни разрешается употребление церковного вина в умеренных дозах для поддержания организма.

Наиболее истово верующие люди во время Поста не вкушают пищу до трех часов дня в пятницу и в среду.
В старину ограничения Поста в еде были намного жестче, нежели нынешние. Так, до трех часов дня запрещалось пить воду. Испив воды, можно было съесть хлеб и овощи.

Животный белок, содержащийся в мясе, рыбе и молоке, следует компенсировать растительным. Белком особо богаты орехи, соя, бобовые, гречиха.

Постный стол можно разнообразить различными солениями, маринованными овощами, вареньями и джемами, фруктами, грибами, сухофруктами и цукатами, семечками тыквы или подсолнечника, картофелем, разнообразными кашами.

Разрешено употреблять хлеб и хлебобулочные изделия, за исключением сдобы, в тесто которой добавляют сливочное масло и яйца. Специально для верующих хлебозаводы выпускают постную продукцию в виде печенья и пряников.

По традиции ничего нельзя вкушать в первый и второй день поста, а также на Страстную Пятницу (распятие Христа). Самыми строгими днями Поста являются дни с понедельника по четверг в начале и вся Страстная седмица (последние дни земной жизни Христа).

На столе в первую пятницу Великого Поста у православных верующих должна быть вареная пшеница, приправленная медом. В понедельник, среду и в пятницу разрешается употреблять только хлеб, овощи и фрукты в первозданном виде. Во вторник и четверг можно добавлять в пищу растительное масло.

В выходные дни можно есть  отварные овощи.

В Великий Пост перед Пасхой от ограничений в еде освобождаются беременные женщины, путники и воины, малолетние и пожилые люди, а также те, кто страдает тяжелыми заболеваниями.

Источник: http://lulul.ru/velikij-post-pered-pasxoj-svyataya-chetyredesyatnica/

Великий пост

Вели́кий по́ст (Четыредеся́тница) — центральный пост во всех исторических церквях и многих протестантских конфессиях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; также соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии.

Великий пост  2016 – с 14 марта по 1 мая (Пасха); Великий пост  2017 – с 27 февраля по 16 апреля (Пасха); Великий пост 2018 – с 19 февраля по 8 апреля (Пасха); Великий пост  2019 – с 11 марта по 28 апреля (Пасха); Великий пост  2020 – со 2 марта по 19 апреля (Пасха)

Подготовка

Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту Недель (воскресений) и седмиц имеет своё название

Hеделя о Закхее (Лк. 19:1-10)

В первую неделю подготовки к посту, Церковь призывает христиан по примеру Закхея проявить свободное волеизъявление чтобы приблизиться к Богу. Низкорослый Закхей гpешен и ограничен,но его желание превосходит и побеждает все это. Он усилием привлекает внимание Иисуса Хpиста, приводит Его в свой дом.

Неделя о мы́таре и фарисе́е (Лк. 18:10-14)

За три седмицы до Великого поста Церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее. С этого дня начинается пение Постной Триоди. На утрени, после чтения 50-го псалма, читаются особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие Недели до пятой Недели Святой Четыредесятницы включительно.

Церковь призывает верных к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) был оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) — осуждён.

В ознаменование того, что слепое следование букве закона (устава) несёт духовный вред, в последующие среду и пятницу пост отменяется. Следующая седмица поэтому называется «сплошной», так как во все её дни, включая среду и пятницу, по уставу разрешается вкушать скоромную пищу.

Типикон (Гл. 49) так говорит об отмене поста в данный период: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час.

Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси.».

Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32)

На утрени к обычным полиелейным псалмам добавляется ещё псалом 136-й «На реках вавилонских…» с «аллилуиею красною» (этот псалом, кроме Недели о блудном сыне,поется также в Неделю о Страшном Суде и Неделю Сыропустную).

В течение следующей за нею Мясопустной седмицы ещё разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы.

Неделя о Страшном Суде

Предпоследнее воскресенье, предшествующее Великому посту, грехопадению и изгнанию Адама и Евы (Мф. 25:31-46), посвящено грядущему Страшному суду – это последний день, когда разрешено вкушения мяса («заговение» на мясо).

Следующая за ней седмица именуется Мясопуст, в народной традиции известная как Масленица: всю седмицу, включая среду и пятницу разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты; однако, в среду и пятницу, согласно Типикону, положена лишь одна трапеза вечером и богослужение в эти два дня имеют сходство с великопостным: не разрешается совершать Божественную литургию, читается покаянная молитва Ефрема Сирина с поклонами и др.

Читайте также:  Акафист святому симеону верхотурскому - православные молитвы

Последнее воскресенье пред Великим постом — Прощёное воскресенье, называемая ещё как «Неделя Сырная»: после вечерни в этот день совершается чин взаимного прощения, после чего начинается поприще Святой Четыредесятницы.

Великий пост длится шесть седмиц + Страстная седмица, начинаясь не ранее 2 (15) февраля и оканчиваясь не позднее 24 апреля (7) мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. При этом период с 8 (21) марта по 12 марта (25 марта) оказывается всегда приходящимся на Великий пост.

Каждая из шести седмиц Четыредесятницы (заканчивается в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы) в месяцеслове именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д. — и завершается Неделей (воскресным днём). Со Страстной седмицы счёт дней в седмицах начинается с Недели (воскресенья).

Богослужение

Богослужение во всё продолжение Четыредесятницы отличается от обычного главным образом тем, что:

по понедельникам, вторникам и четвергам литургии не бывает (если нет праздника), а читаются и поются часы и изобразительны;

по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров;

по субботам и в Вербное воскресенье — обычная литургия Иоанна Златоуста;

по воскресеньям (кроме Вербного) — литургия Василия Великого;

каждое из шести воскресений посвящено особому воспоминанию.

1-я седмица Великого поста имеет народное название «Фёдорова неделя».

На храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается, по частям, Великий канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве — молебный канон великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы) и совершается благословение ко́лива (кутьи). Понедельник в народе называется «Чистым понедельником».

Первая Неделя поста — Торжество православия: в современной практике РПЦ возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — здравствующим верным. До 1919 года совершалось также анафематствование ересей, а ещё раньше в России — государственных преступников. В настоящее время анафематствование ересей совершается в соборных храмах.

Вторая Неделя Великого поста — Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу.

Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная: после великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения верным.

Следующая за Неделей 4-я седмица Великого поста именуется Крестопоклонной; её среда — Преполовение Святой Четыредесятницы (в просторечии именовалось Средокрестьем); от сего дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения «О готовящихся ко святому просвещению» (крещению).

Четвёртая Неделя — переходящая память прп. Иоанна Лествичника. В четверг 5-й седмицы на утрене читается весь великий покаянный канон Андрея Критского, а также житие прп. Марии Египетской — «Андреево стояние» или «стояние Марии Египетской».

Получило распространение ещё одно название этой седмицы — «Похвальная» от Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице: на утрене субботы торжественно читается Акафист Пресвятой Богородице.

Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 году при императоре Ираклии.

Пятая Неделя — память прп. Марии Египетской, образца истинного покаяния. Шестая седмица — седмица ваий, в пяток которой завершается Святая Четыредесятница; суббота — Воскрешение праведного Лазаря (Лазарева суббота).

Шестая Неделя — Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, двунадесятый праздник.

Страстная седмица:

Вели́кий понедельник, Страстно́й понедельник — понедельник Страстной недели.

В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Вели́кий вто́рник — вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

Вели́кая среда́, Страстна́я среда — среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.

Великий четверг — Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах).

Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского.

Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах — агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой — Христом, Его Телом и Кровью;

Страстная пятница — по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву.

Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира.

Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых.

Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб — пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;

Великая суббота — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;

Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170—1180-х гг.)

Пасха — Светлое Христово Воскресение:

Воскресение Христово (первый день после субботы) — после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;

Питание в Великий пост

В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила:

в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;

не разрешаются «скоромные» продукты;

в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла один раз в день (в вечернее время);

во вторники и четверги — горячая пища без масла один раз в день (в вечернее время);

по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы) два раза в день (в дневное и вечернее время);

в Великую пятницу ничего есть не положено;

в Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи, Уставом же допускается вечером этого дня единократный прием сырой пищи с вином;

рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал с Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.

В дни памяти самых почитаемых святых, если они выпали на Великий пост, также разрешается:

  • в понедельник, вторник и четверг — вкушать горячую пищу с растительным маслом;
  • в среду и пятницу — горячая пища без масла, но с вином.

Великий пост приходится на весну, поэтому основные продукты этого поста — соления и варения из овощей и фруктов, а также морковь, лук, капуста, свёкла, консервированный зелёный горошек и другие бобовые, яблоки, апельсины, сухофрукты и орехи. Существует множество различных блюд, которые можно приготовить используя эти и другие продукты.

Источник: http://spravoslavia.ru/velikij-post.html

Святая Четыредесятница

Дни: 5 марта, 6 марта, 7 марта, 8 марта, 9 марта, 10 марта, 11 марта, 12 марта, 13 марта, 14 марта, 15 марта, 16 марта, 17 марта, 18 марта, 19 марта, 20 марта, 21 марта, 22 марта, 23 марта, 24 марта, 25 марта, 26 марта, 27 марта, 28 марта, 29 марта, 30 марта, 31 марта, 1 апреля, 2 апреля, 3 апреля, 4 апреля, 5 апреля, 6 апреля, 7 апреля, 8 апреля, 9 апреля, 10 апреля, 11 апреля, 12 апреля, 13 апреля

Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах.

Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения.

Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем.

В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: “Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы”. При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: “Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови”. Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь “Покаяния отверзи ми двери”, “На реках вавилонских” и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов “и тако возопиим” включительно (в последней стихире).

Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни.

С понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около 30).

Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам “Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы”, положенные в Требнике.

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок.

306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.).

Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – “Тебе, одеющагося светом, яко ризою”, “Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго” и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: “Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются”.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "тихвинской" - православные молитвы

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия.

В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году.

В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца (XIV в.).

Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае.

Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения.

На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.

Церковная служба в честь святого Григория Паламы и его Житие составлены Филофеем, патриархом Константинопольским (XIV в.), а канон – Геннадием Схоларием (XV в.).

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда.

Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).

В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении “Лествица рая” изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в “Лествице” указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

В четверг пятой седмицы на утрени читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V – VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам.

Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона.

Житие преподобной Марии составил святой Софроний, патриарх Иерусалимский (638 – 644), а святой Андрей Критский, присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор (680 – 681), принес Житие святой Марии вместе со своим каноном.

Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрени установлено на этом Соборе.

В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на “Господи, воззвах”, поются 24 покаянных стихиры Великого канона – творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание: “Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя”.

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в “красныя”, то есть не великопостный.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название “Похвалы Пресвятой Богородицы”. В этот день на утрени читается Акафист с греч.

– неседальное (разумеется пение) Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в.

на основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы.

В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую.

В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы – ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием.

В субботу шестой седмицы – ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой.

Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 – 11; Мк. 11, 1 – 11; Лк.

19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19.

Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник – в III веке принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому (+ 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно.

Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII – IX вв.

святые Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы.

Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на “Господи, воззвах” поется: “Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче”.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life611.htm

Главные службы Великого поста в 2018 году – Лампада

Великий пост в 2018 году начинается 19 февраля и продлится до 7 апреля включительно.

Главные службы Великого поста в 2018 году

18 февраля — последнее воскресенье перед постом – Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресение. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая (см.: Быт., гл.

3) и в последний раз говорит о том, что истинный пост совершается не напоказ, а для Бога; что нужно простить ближним те обиды, которые они причинили нам вольно или невольно, и самим испросить у всех прощения, чтобы с легкой душой, не обремененной тяжкой ношей обид, отправиться в духовное странствие Великого поста.

Вечером в воскресенье в православных храмах совершается чин прощения: после окончания вечернего богослужения духовенство и миряне испрашивают друг у друга прощения, и настоятель храма благословляет верующих на великопостный подвиг. Этот чин сохранился с глубокой древности.

Первоначально возник он в монашеских обителях, во множестве появившихся в египетских и палестинских пустынях в первые века христианства.

В последнее воскресенье перед Великим постом, уходя в пустыню, где каждый подвизался наедине с Богом и самим собою, монахи испрашивали друг у друга прощения — на случай, если Господь призовет их к себе до положенного срока возвращения в обитель.

Обычай этот настолько трогателен и благодатен для желающих достойно пройти «великое поприще» поста, что Святая Церковь включила его в свой Устав и сделала обязательным для всех православных христиан.

Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 19 по 22 февраля в 2018 году, в храмах совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского – вдохновенного произведения, излившегося из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

В Свято-Троицком храме Великий покаянный канон начнут читать в 18.00.

По средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров.

В Свято-Троицком храме на второй, третьей, четвертой и пятой седмице — 1, 7, 15, 21 марта в 9.00 будет совершаться таинство маслособорования.

В пятую Неделю, 25 марта таинство маслособорования будет совершено после вечернего богослужения в 16.

00,  в четверг шестой седмицы, 29 марта — в 17.00.

Пассия будет отслужена в первое, второе, третье, и четвертое воскресенье Великого поста, 25 февраля, 4, 11 и 18 марта. Начало службы в 16.00.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу Литургия Преждеосвященных Даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносят коливо – вареную пшеницу или рис с медом, – которое священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

В первое воскресенье Великого поста, Неделю Торжества Православия, 25 февраля, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества Православия, установленный при царице Феодоре в 842 г.

в память о духовной победе православных на Седьмом Вселенском соборе.

В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви.

Источник: http://lampada.in.ua/2018/02/glavnyie-sluzhbyi-velikogo-posta-v-2018-godu/

Ссылка на основную публикацию