Церковь усекновения главы иоанна предтечи в толчкове, ярославль — православные молитвы

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль - православные молитвы

  Каждый человек хотя бы раз держал в руках 1000 рублевую купюру, посвященную Ярославлю. Так вот на одной из сторон изображена Церковь Иоанна Предтече в Толчкове. Такой церкви нет нигде больше. Она уникальна.

  Ансамбль состоит из основного здания храма, колокольни и Святых ворот. Это самая красивая, самая живописная, самая художественная  ярославская церковь, которая  находится под охраной ЮНЕСКО. 

 Само место получило название Толчков, по просто причине, что здесь толкли кору для выделки и окраски кожи. Уже в XVI веке княжество стало  центром крупного производства кожи.

  Самое раннее свидетельство о церкви в Толчкове содержится в грамоте ростовского митрополита на возведение и освящение храма с Казанским приделом от 1644 года Это была деревянная церковь, а слободе нужен теплый храм, и в 1658 году прихожане получили грамоту на строительство теплой церкви Вознесения.

  Но тут случилось несчастье. Деревянная церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела в 1659 году в день Святой Пасхи 3 апреля.

  И тогда решили прихожане сгоревшей церкви по инициативе Захария и Гурия Даниловых построить на новом месте церковь и посвятить ее Николаю Чудотворцу.  Уже 22 мая небольшая деревянная церковь была построена. Но жители слободы  хотели иметь в своем приходе что-то более грандиозное. Они решили построить храм, какого еще не было в Ярославле.

Средства собирали не только у жителей слободы, но и далеко за ее пределами: дьякон Родион ездил даже в Казань, откуда привез щедрые приношения. Книга по учету пожертвований воскрешает полную картину: кто приносит слиток серебра, кто кружева на 32 рубля, а кто огородную землю с постройками.

Отдавали и торговые лавки, и дома, кто-то отдал заводик, а казанские жертвователи – царские врата, которые долгие годы украшали придел Казанских святителей.

Строительство длилось 16 лет, с 1671 по 1687 года. Результат всех усилий был просто великолепен. Храм удался на славу.

  Храм представляет собой кубическую четырехстолпную пятиглавую церковь со световыми барабанами, окруженную широкими одноэтажными галереями с трех сторон. С восточной стороны храм имеет два симметричных придела.

Все стены изукрашены изразцами и узорами фигурного кирпича так, что гладкого места на них практически невозможно найти. Кажется, что церковь обернули в роскошный персидский ковер. Стены галереи не отстают от основного объема по своему убранству – их украшают такие же изразцы и  узоры из профилированного кирпича.

Построена церковь из красного кирпича, которые изготавливали на двух заводах, построенных специально для возведения церкви.Внутри церковь не менее великолепна, чем снаружи. В свое время это был самый роскошный по отделки храм. Ее расписывали в 1694-1695 годах самые лучшие мастера Ярославля. Слобожане не поскупились на украшение своего главного храма.

Это целая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов. В интерьере храма восхищает искусство резчиков по дереву.Особую ценность представляли царские врата придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Они были пожертвованы казанскими благотворителями уже в готовом виде.

Едва ли не большую ценность представляли иконы храма, многие из которых были намного древнее самого храма, так как были пожертвованы благочестивыми ярославцами. Наиболее известной была храмовая икона Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Богато осыпанная драгоценностями: жемчугом, гранатами и другими драгоценными камнями, древнего греческого письма, она почиталась как чудотворная. Замечательна икона Вознесения Господня, очень интересна икона «Символ веры» и много других редких икон.

На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена столпообразная шестиярусная колокольня в стиле “барокко”.  Ее четыре верхних яруса прорезаны арками звона. Высота колокольни 45 метров. И церковь, и колокольня — самые высокие в Ярославле.Уникальна церковь своими 15 куполами.

Издавна повелось, что определенное количество куполов что-то значит, но 15 нигде не встречаются. Разгадка кроется в двух приделала. Они выполнены на одной высоте с основным зданием, поэтому кажется, что на церкви куполов 15, хотя а самом деле на самой церкви их 5 и на каждом придела по 5.

  До революции к храму, этой жемчужине русского зодчества, относились с большим вниманием: в 1830 году были возобновлены некоторые фрески, а в 1855 году вызолочен иконостас. Кирпичный пол храма был заменен на чугунный. В 1894 году храм посетил министр финансов С.Ю. Витте и отметил, что храм требует капитального ремонта.

Реставрационные работы начались в 1903 году. К 1906 году церковь Иоанна Предтечи в Ярославле была восстановлена во всем древнем великолепии.

  Сейчас церковь находиться в плачевном состояние. Рядом с ней расположен лакокрасочный завод, который пренебрежительно относиться к культурному достоянию.

Вокруг церкви страшный забор, проход в святых воротах заложен камнями, поскольку сразу же за воротами начинается территория завода. Однажды, ЮНЕСКО пришлось устраивать скандал, по причине хранения в храме мешком с химикатами. Невозможно даже сделать красивый снимок.

Везде становиться видно черные клубы дыма, поднимающиеся над землей. В невероятном количестве он поступает из труб и растворяется в атмосфере. Кроме того, на памятник искусства совершили покушение неизвестные вандалы.

Все изразцы, до которых только можно дотянуться, разбиты вдребезги. Казалось, кто-то хотел забрать с собой красивую плитку, но у него не получилось, и в гневе он уничтожил все, которые достал.

Даже колокольня не осталась в стороне. Как оказалось, здесь проживали бездомные, а залезали сюда через пролом в стене.К нашему счастью, сейчас церковь взята под опеку Ярославского музея-заповедника. Сегодня в ней активно ведутся реставрационные работы, но уже сейчас в летнее время можно посетить храм.

  Этот шедевр русского церковного зодчества является архитектурным памятником жителям Толчковской слободы, ибо он был воздвигнут при их участии на их кровные, заработанные нелегким трудом деньги, и на протяжении столетий являлся духовным центром слободы, где любовь к Богу и ближнему воплощалась в конкретные дела, память о которых жива и по сей день.

Вид на деревянные резные царские ворота в приделе церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:

Вид северо-западного фасада церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:Вид южного входа в церковь Иоанна Предтечи в Толчкове:Деталь царских врат в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:

Кочешкова Ксения

17 января 2015 | 1816 просмотров

Источник: http://old-yar.ru/story/93/

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль - православные молитвы

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове необыкновенно красивый православный храм Ярославля, она довольно долго существовала в деревянном исполнении, неоднократно горела и отстраивалась заново. Удивительно, но страшнейший пожар 1658 года, уничтоживший 29 ярославских храмов и 3 монастыря, пощадил церковь. А вот в 1659 году она сгорела — в день Святой Пасхи.

И толчковцы решили строить каменный храм. Постройка эта, как следует из вкладной книги, нашла живейший отклик среди обитателей слободы. Поступали пожертвования и из других городов. Жители Казани, например, прислали резные царские врата тончайшей работы. То есть храм возводилось в полном смысле слова всем миром.

Строительство длилось долго. Прежде чем приступить к постройке грандиозного Предтеченского храма, толчковцы решили возвести более скромный и размерами, и убранством — но зато отапливаемый — Вознесенский. К 1665 году он был готов. Ничто теперь не мешало приложить все силы к осуществлению давно задуманного, выпестованного проекта.

В дореволюционных источниках часто говорится, что строили храм Иоанна Предтечи русские мастера под руководством голландцев. В настоящее время версия об участии голландцев в построении одного из ярчайших памятников ярославского зодчества XVII века является маргинальной.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове строили шестнадцать лет

В 1671 году строительство Предтеченского храма, наконец, началось. Специально для этих целей были устроены два кирпичных завода, дававших кирпич высочайшего качества — в том числе лекальный, то есть особой формы.

В августе митрополит Ростовский Иона (Сысоевич) благословил строительство холодной церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами. Первый придел посвятили святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.

Второй — Казанским чудотворцам Гурию и Варсонофию.

Спустя шестнадцать лет работы были завершены. Над Которослью вырос пятнадцатиглавый храм, опоясанный папертью. А в 1694—1695 годах артель из шестнадцати человек под руководством Дмитрия Григорьева Плеханова расписала церковь фресками. Ныне этот фресковый ансамбль признан не имеющим аналогов в мировом искусстве по количеству сюжетов (их здесь более полутора тысяч).

Немного истории Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове

Иоанно-Предтеченский храм прожил вместе со своими прихожанами долгую жизнь, на его глазах сменялись поколенья. В пустующей ныне паперти находили отдых странники и нищие, а двор, по которому бродят теперь редкие туристы, оглашался на Пасху многоголосым «воистину воскресе»

Поддержание Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в должном виде требовало и постоянных забот, и периодических крупных ремонтов. В течение XIX века поновлялись фрески церкви, кирпичный пол заменили на чугунный, а иконостас вызолотили.

Тем не менее к концу столетия состояние храма было далеко от идеального, что и заметил посетивший его в 1894 году министр финансов С. Ю. Витте. Жемчужине ярославского зодчества срочно требовался капитальный ремонт. Главная проблема заключается в неравномерной осадке фундамента.

Именно она повлекла за собой образование трещин в стенах церкви.

На реставрационные работы из казны выделили 64 000 рублей, затем сумма была еще увеличена. В 1903— 1906 годах специалисты произвели полную замену старого фундамента, исправили стены, промыли фрески, позолотили купола и отреставрировали иконостас. Именно тогда чугунный пол заменили на существующий ныне плиточный.

Эта реставрация оказалась чрезвычайно уместной. Кто знает, как пережила бы Предтеченская церковь бедствия грядущих десятилетий, если бы не тот запас прочности, которым снабдили ее с невольной предусмотрительностью реставраторы.

Церковь Иоанна Предтечи в советское время

Натиск на храмы Толчковской слободы начался вскоре после революции. В первой половине 1920-х годов они лишились многих своих ценностей, а в 1929 году у верующих отняли зимнюю Вознесенскую церковь, переоборудовав ее под рабочую столовую. В начале 1950-х этот храм снесли.

Церковь Иоанна Предтечи в январе 1933 года поступила в ведение ярославского музея. Теперь, казалось, за ее судьбу — как архитектурного памятника — можно было не беспокоиться. Но так только казалось.

После того как в 1936 году власти «упразднили» приход, завод «Победа рабочих», выпускавший краски, поглотил храмовую территорию вместе с самим зданием храма. В нем находился зерносклад, а в галерее держали сыпучие красители и необходимые в производстве красок кислоты.

Надо ли говорить, что для фресок такое соседство было губительным!

Чуть не упавшая колокольня Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове

Пострадала и колокольня, входившая в храмовый ансамбль. В ее нижнем ярусе устроили кузницу и мастерскую, что вызвало осадку фундамента и, как следствие, бедственное уподобление здания Пизанской башне.

Колокольня накренилась на 1,5 метра и продолжала «падать». Еще немного, и кавычки можно было убрать. Но, к счастью, самый худший вариант развития событий предотвратило вмешательство Главнауки.

Опасный склад из храма убрали, а колокольню, освобожденную от кузницы, выпрямили.

К счастью, Иоанно-Предтеченский храм не был уничтожен в эпоху нового варварства. Но его архитектурное окружение претерпело катастрофические изменения. Разрушение традиционной среды сказалось и на восприятии этой уникальной церкви.

Читайте также:  Житие святителя луки архиепископа симферопольского и крымского - православные молитвы

Источник: http://posmotrim.by/article/cerkov-ioanna-predtechi-tolchkov.html

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. Ярославль

Самая знаменитая слобода Ярославля возникла на рубеже XV-XVI веков на правом берегу Которосли. Она была самой большой из закоторосльных слобод, протяженность ее по берегу Которосли составляла около полутора километров. В современном Красноперекопском районе это территория от ул. Зеленцовской до Толбухинского моста.

Закоторосльные слободы по большей части входили в состав ловецких, но рыбный промысел никогда не был основным занятием их жителей.

Жители Толчковской слободы еще со времен Ивана Грозного прославились на всю Русь выделкой дорогих кож. В XVI-XVII веках они поставляли свои кожи на экспорт. Для кожевенного промысла нужна была дубильная краска, получаемая толчением древесной коры, отсюда и название – Толчковская слобода.

Ремесло давало жителям неплохой доход, это позволило прихожанам Толчковской слободы возвести в 1671-1687 гг. на свои деньги великолепный каменный храм Иоанна Предтечи.

Существует предание, что на том месте, где стоит сейчас церковь Иоанна Предтечи в Ярославле, когда-то находился Воскресенский женский монастырь, разоренный поляками в 1609 году.

Самое раннее свидетельство о церкви в Толчкове содержится в грамоте ростовского митрополита на возведение и освящение храма Иоанна Предтечи с Казанским приделом от 20 июля 1644 года. Это была деревянная церковь, а слободе нужен теплый храм, и в 1658 году прихожане получили грамоту на строительство теплой церкви Вознесения.

Но тут случилось несчастье. Деревянная церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела 3 апреля 1659 года в день Святой Пасхи.

И тогда решили прихожане сгоревшей церкви по инициативе Захария и Гурия Даниловых детей Кочуровых и Власия Власова построить на новом месте церковь и посвятить ее Николаю Чудотворцу. Уже 22 мая небольшая деревянная церковь была построена.

После этого возвели и деревянную церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. А в 1665 году была построена теплая Вознесенская церковь. Но жители слободы хотели иметь в своем приходе что-то более грандиозное. Они решили построить храм, какого еще не было в Ярославле.

Храм Иоанна Предтечи в Толчковской слободе, архивное фото

 Ансамбль состоит из основной церкви Иоанна Предтечи, колокольни и Святых ворот. Церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи — главный храм Толчковской слободы. Она была возведена уже после таких великолепных жемчужин ярославского зодчества, как храмы Ильи Пророка, Рождества Христова, Иоанна Златоуста.

Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту церковь выглядит настолько необычно, что появились даже легенды, что ее строили то ли голландские, то ли бухарские зодчие. Но на самом деле у церкви Иоанна Предтечи в Ярославле нет ни одной детали, несвойственной русскому зодчеству, и не использованной ранее.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи

Храм Иоанна Предтечи в Толчкове построен по типу к церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Строители его стремились превзойти то, что с таким совершенством было воплощено в Коровницком храме. По планировке и композиционному построению Предтеченский храм ничем не отличается от церкви Иоанна Златоуста.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи

Строили храм на собранные «всем миром» деньги. В строительстве принимали участие все жители Толчковской слободы. А «воздвигла Божий храм сума торговая» и труды и усердие горожан.

Усердие было так велико, что жертвовали не только деньгами и драгоценностями, отдавали и торговые лавки, и дома. Кто не мог пожертвовать деньги, предлагал свои руки для выполнения работ на строительстве храма.

Средства собирались не в одном Ярославле, а и далеко за его пределами, например, в Казани, с которой Толчково вело торговлю кожами и сафьяном.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена  является самой большой приходской церковью в Ярославле. Имела три престола: главный — св. Иоанна Предтечи, придельные Трех святителей и Казанских Чудотворцев.

В плане также представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм, с запада, юга и севера опоясанный крытыми одноэтажными галереями. На галереи ведут три изящных щипцовых крыльца, полукруглые входные порталы которых украшены арками с «гирьками».

Снаружи стены галерей, приделов и основного объема богато декорированы сложными ковровыми узорами и профилированного кирпича и изразцов.

Изюминка храма в том, что к нему примыкают два равновеликих по высоте основному кубу абсолютно симметричных придела, которые завершаются пучками малых пятиглавий. Таким образом, это единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый храм.

На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена столпообразная шестиярусная колокольня в стиле «московского барокко». Церковь Иоанна Предтечи Колокольня ее четыре верхних яруса прорезаны арками звона. Высота колокольни 45 метров. И церковь, и колокольня — самые высокие в Ярославле.

В ее очертаниях, в выборе декоративных элементов заметно влияние западноевропейских образцов. Известный архитектор А.М. Горностаев писал о колокольне церкви Иоанна Предтечи в Толчкове: «Ее изысканный нежный силуэт как нельзя более подходит к величественным соборным массам храма». 1950-е гг.

проводились работы по ликвидации крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти метра.

Исключительную живописность силуэта храма прекрасно дополняют и изящные Святые ворота, сходные с аналогичными вратами в Коровниках. а вот стена не сохранилась.

Святые ворота построены одновременно с храмом. Они удачно расположены по центральной оси церкви Иоанна Предтечи и составляют с ней общую композицию

На четверике с широким арочном проходом, предназначенном для торжественных церковных шествий, установлен восьмерик, прорезанный высокими проемами. На нем возвышается еще один восьмерик, меньших размеров. Все сооружение венчает главка с крестом.

Строительство длилось 16 лет. Результат всех усилий был просто великолепен. Храм удался на славу. В советское время храм был закрыт, однако не разорен, а поставлен на государственную охрану, как памятник архитектуры. Сейчас в храме, который входит в состав Ярославского музея-заповедника продолжаются начатые ещё в середине XX века исследовательские и реставрационные работы.

Источник: Мой Ярославль, фото родная старина

Местоположение: Россия, г. Ярославль, Которосльная набережная, 69

Источник: http://navigator.starove.ru/item/hram-useknoveniya-glavy-ioanna-predtechi-v-tolchkovskoj-slobode-yaroslavl/

Ярославль: церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

?ein_arzt (ein_arzt) wrote,
2015-11-01 01:04:00ein_arzt
ein_arzt
2015-11-01 01:04:00

    У непосвященных может возникнуть вопрос: «Что за Толчково такое, если речь идет о Ярославле?» Толчковская слобода сложилась на правом берегу реки Которосль на рубеже XV-XVI веков. Её населяли кожевники, которым для обработки кож требовались дубильные вещества. Последние получали толчением древесной коры. Отсюда и пошло название слободы. Промысел был достаточно прибыльным, чтобы слобожане смогли собрать средства для строительства великолепного храма.

      2. Путник, спустившийся с моста через Которосль, видит церковь такой.

     Полное название храма — церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове. Строительство заняло 16 лет — с 1671 по 1687 г. Кирпича требовалось столь много, что поблизости пришлось построить 2 кирпичных завода. Результат оправдал все ожидания. Ансамбль состоит из основной церкви, колокольни (более поздней постройки) и Святых ворот.

     3. Вид с востока .Апсидная часть храма.    4. Великолепная кирпичная кладка и декор из поливных изразцов. Искусствоведы отмечают, что » в кирпиче настолько тонко воспроизведены всевозможные мотивы деревянной резьбы, что создается впечатление будто материалом был не камень, а дерево».     5.    6. На апсидах местами сохранилась первоначальная раскраска под так называемый бриллиантовый руст, что придавало храму еще больше декоративности.    7. Основной объем церкви венчает уникальная композиция из 15 глав. Барабаны куполов также богато декорированы.    8.    9.   10.    11. Одна из характерных особенностей ярославского культового зодчества — пристройка к храму с двух или трех сторон широких галерей. Вид на южный придел, южную галерею и крыльцо.    12. И здесь декор великолепен.    13. Южное крыльцо.   14.    15. Изразцы крупным планом.    16.    17.   18.    19. Главы южного придела (справа) и основной церкви.   20. Вид с юго-запада. Слева — западное крыльцо, справа — южное.   21. Западные крыльцо и галерея.    22. Еще несколько изразцов.   23.    24. Западное крыльцо с характерной для русского зодчества гирькой.

    25. Прежде, чем войти в храм взглянем на другие постройки. Шестиярусная колокольня сооружена на рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом.

    26. Высота этого сооружения в стиле «московского барокко» достигает 45 м.    27. Вновь обратимся к мнению искусствоведов: «Колокольня изящна по своему силуэту, но формы её несколько чужды ярославской архитектуре, особенно второй и третий ярусы, предельно насыщенные декоративными элементами западноевропейского происхождения (пилястры-консоли, русты и прочее.)». Стоит отметить, что в 1950-е годы были проведены серьезные работы по устранению крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти 1 метра.    28. Святые ворота были построены в одно время с церковью и устновлены по центральной оси храма.    29. Северные галерея и крыльцо.    30. Настало время осмотреть интерьер храма. Вид на северную (слева) и западную галереи. Роспись галерей выполнена в начале 1700-х гг.   31. Южная галерея в направлении на восток.    32. Южная галерея в направлении на запад. Как видно, росписи покрывают все стены. своды, оконные и дверные откосы.   33. Фрагмент росписи южной стены храма.

    34. Грандиозные стенописи храма выполнены в 1694-1695 гг. шестнадцатью ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым и Федором игнатьевым — выдающимися русскими художниками конца 17-го века. Созданные в необычайно короткий срок (около 5 мес.

) росписи замечательны не только количеством изображенного, но и высокой техникой работы. Рисунок тонок и изящен. Бесконечные композиции со множеством фигур сменяют одна другую. Колорит стенописей выдержан в холодной зеленоватой гамме.

По количеству стенописных сюжетов (а их здесь более полутора тысяч!) церкви Ионна Предтечи нет равных ни в Ярославле, ни в каком другом городе страны.

Росписи северной и западной (слева) стен.    35. Росписи свода и южной стены (справа).   36.    37. Мастерство резчиков по дереву демонстрирует великолепный 6-ярусный иконостас.    38. Фрагмент иконостаса.    39.    40.    Если воочию церковью восторгались  немногие, то её изображение видели практически все.

Она изображена на купюре достоинством 1000 рублей. Вот только обратили ли внимание?    Храм входит в состав Ярославского музея-заповедника. Закрыт в понедельник, вторник и дождливые дни.    Использованы материалы книги: Ярославль: Путеводитель/ П.И.Козлов, А.И.Суслов, С.С.Чураков. — Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд., 1980.

     Съёмка 18 сентября 2015 г.

Источник: https://ein-arzt.livejournal.com/173134.html

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль - православные молитвы

еще фотографии →

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове невозможно спутать ни с одним храмом Ярославля. Это самая большая церковь в городе, но, кроме размеров, она выделяется необычной архитектурой, фасадами, словно покрытыми кружевом и богатством росписей внутри храма.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове можно назвать цветком в камне. Это самый красивый храм в Ярославле, который надо обязательно посетить. Архитектурный ансамбль расположен в западной части города, на правом берегу Которосли, в бывшей Толчковой слободе.

Режим работы церкви Иоанна Предтечи в 2018 г. (филиал Ярославского музея-заповедника)

  • С мая по сентябрь
    • С 10:00 до 17:00
    • Выходные дни — понедельник и вторник
  • С октября по апрель закрыто для посещения
Читайте также:  Храм рождества христова в вифлееме - православные молитвы

Из истории

Место расположения храма – бывшая Толчковская слобода, где в XVII веке производили кожу (чтобы кожа стала мягкой, ее обрабатывали танином, который получали толчением коры ивы). Отсюда и произошло название «Толчковая слобода».

Кожевники, решили в своей слободе построить особенный храм, поэтому средства на его сооружение собирали по всему Ярославлю и за его пределами.

Помогали, кто чем мог – у кого не было денег, приносил ткань и кружева, кто побогаче жертвовали огород или даже завод.

Так, например, из Казани были присланы Царские ворота, украсившие один из приделов храма – Казанских святителей. Кроме того, многие жители оказывали посильную помощь в строительстве храма.

Рядом был возведен теплый храм в честь Вознесения господня. Весь комплекс строений сооружен из красного кирпича, Архитектурный ансамбль создавался 17 лет с 1671 по 1687 год, а роспись внутри храма была выполнена в конце XVII века.

Весь дореволюционный период власти оказывали должное внимание состоянию храма. После ремонта, проходившего в 1903 — 1906 года он выглядел просто восхитительно.

Самые тяжелые времена начались с 1936 года, когда храм оказался на территории ОАО «Победа рабочих», производящего лаки и краски. В начале 50-х годов зимняя церковь была снесена, а ее место также было занято заводом.

Церковь Иоанна Предтечи – описание

До нашего времени сохранились церковь Иоанна Предтечи, Колокольня и ограда со Святыми воротами.

Церковь Иоанна Предтечи

Строение удивляет своими размерами и необычным обликом. Это единственный не только в Ярославской, но и во всей древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый храм.

Его пять самых больших куполов возвышаются над главным приделом, но особенностью храма является то, что к нему симметрично пристроены два таких же по высоте боковых придела, также имеющие по пять глав меньшего размера.

Издалека строение кажется расцветающим букетом.

С трех сторон строение окружено галереями, на которые можно подняться по высоким крыльцам. Больше всего изумляют фасады, на них практически нет гладкой поверхности, все они, словно, покрыты персидским ковром, созданным с помощью фигурного кирпича и изразцов (керамических плиток).

Грандиозная роспись внутри храма была выполнена в конце XVII столетия Дмитрием Григорьевым вместе с Федором Игнатьевым и 13-ю и ярославскими мастерами.

Стены и своды храма полностью заполнены росписью. Фрески, расположенные в девять ярусов и представляющие несколько сотен сюжетов, свидетельствуют об усилении светского начала в церковном искусстве.

Иконостас создавался поэтапно а течение 14 лет, с 1687 по 1791 год. В настоящее время он разобран, а его иконы хранятся в запасниках Ярославского музея-заповедника.

Многие иконы в церкви Иоанна Предтечи были старше, чем сам храм, особую ценность представляла считавшаяся чудотворной икона Усекновения главы Иоанна Предтечи, усыпанная драгоценными камнями.

Колокольня

Высота колокольни составляет 45 метров, она имеет шесть ярусов, это самая высокая звонница Ярославля. В XX веке колокольня стала сильно крениться, ее наклон составлял около одного метра, поэтому в 50-х годах были выполнены работы по устранению наклона.

Церковь Иоанна Предтечи изображена на одной из сторон 1000-рублевой купюры. Также на этой банкноте (на другой стороне) Вы увидите такие достопримечательности Ярославля, как памятник основателю города Ярославу Мудрому, Спасо-Преображенский монастырь, часовню в честь ополчения Минина и Пожарского и герб города.

В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи входит в состав Ярославского музея-заповедника. Вместе с тем, храм находится в запустении и нуждается в реставрации. Но даже, находясь в таком запущенном состоянии, строение изумляет своей красотой. По сути, это памятник самим жителями Толчковой слободы, которые вложили в него не только свои средства, но весь свой талант и душу.

Источник: https://TripGuide.ru/page_21054.htm

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль - православные молитвы

Церковь Великого Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтеча, построенная в 1671-1687 гг.

на живописном берегу реки Которосль в бывшей Толчковской слободе Ярославля, — один из знаменитейших памятников ярославской архитектуры.

Как объект исторического и культурного наследия федерального значения, она входит в состав Ярославского музея-заповедника и находится под охраной ЮНЕСКО.

Давным-давно в месте слияния двух рек – Векса и Устье, откуда берет свое начало река Которосль, было большое предместье города Ярославля — Толчковская слобода. Жили здесь в основном кожевенники, немало было зажиточных купцов. Построили они всем миром в 1665 году Вознесенскую церковь, но мала она стала для толчковского прихода.

Вот и было решено построить новый храм, да такой, чтобы не было в Ярославле подобного по красоте и роскоши.

В 1671 году ростовский митрополит Иона Сысоевич дал разрешение на строительство храма в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: один – во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; другой — во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.

Шестнадцать лет шло строительство храма. Сначала были построены три кирпичных завода, которые изготавливали особый, лекальный кирпич сложной формы. Рядом с заводскими цехами велось строительство церкви Иоанна Предтечи. Это был четырехстолпный пятиглавый храм с тремя крытыми галереями.

Высота его достигала 44 метров. Оба придела были выполнены одинаковой высоты с основным кубом. Вместо обычных куполов были выполнены изящные пятиглавия, венчающие и основной объем, и приделы. В этом и состояла изюминка нового храма.

Получился грандиозный по своим размерам и единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор.

Кирпичные стены церкви были усеяны изразцовыми вставками, что создавало впечатление затейливого ковра. В солнечную погоду храм сиял, как будто усыпанный алмазами. Росписи внутри храма тоже шикарные.

Всё внутреннее пространство занято фресками — на стенах, столпах, сводах, галереях несколько тысяч сюжетов на религиозные темы. В росписи представлено множество сюжетов из Ветхого и Нового завета, из истории русской православной церкви, из жития святых.

По количеству сюжетных картин храм не имеет себе равных в мире. 16 лучших мастеров под руководством Димитрия Григорьева Плеханова, потомственного иконописца, и молодого иконописца Феодора Игнатьева занимались его росписью. Главная достопримечательность росписи – «церковный календарь».

В пяти нижних ярусах трех стен последовательно по месяцам и дням изображены святые и праздники в их честь. Все фигуры святых выписаны тщательно и с особым старанием. Ни одна из фигур не повторяется.

Восхищают царские врата, пожертвованные казанскими благотворителями для придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Деревянная резьба с позолотой на цветной подложке выполнена ювелирно, напоминая изящество китайских мастеров.

Великолепен так же шестиярусный иконостас, сооруженный в храме ярославскими резчиками по дереву. Огромную ценность представляли иконы храма, многие из которых были намного древнее самого храма. Наиболее известной и почитаемой была храмовая икона Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Богато осыпанная драгоценностями: жемчугом, гранатами и другими драгоценными камнями, древнего греческого письма, она почиталась как чудотворная. Замечательна икона Вознесения Господня, очень интересна икона «Символ веры».

Почитались здесь и иконы Федоровской Богоматери и Страстей Господних, в которых были заключены частички мощей святых.

Одновременно с храмом были построены Святые ворота, удачно расположенные по центральной оси собора. Основание ворот — четверик с широким арочным проходом, предназначенным для торжественных церковных шествий. На четверике установлен восьмерик, прорезанный высокими проемами.

На нем возвышается еще один восьмерик, меньших размеров, увенчанный главкой с крестом. В стороне от храма построена столпообразная ярусная колокольня, каждый ярус которой вторит построению церкви Иоанна Предтечи.

Благодаря этому между двумя этими сооружениями существует неразрывное ансамблевое единство. 4 верхних яруса колокольни прорезаны арками звона. Широкий карниз третьего яруса, проемы арок и декоративные башенки, щедро украшены ковровым белокаменным узором.

Высота колокольни – 45 метров, что соразмерно высоте центральной главы церкви.

Кроме храма, колокольни и Святых ворот в храмовый ансамбль входит храмовая ограда, частично разобранная в советское время при строительстве соседнего лакокрасочного комбината. Вся эта сказочная красота очень впечатляет!

Источник: http://privet-strana.ru/zolotoe-kolco/yaroslavl/cerkov-ioanna-predtechi.html

Достопримечательность Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле

Адрес: 150001, город Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, дом 69

Район города: Ярославль, Красноперекопский район

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — это храм мирового уровня. В нём воедино соединилось всё, что только может соединиться в православном соборе: святость христианства, монументальность архитектурных форм и богатейшая история. Поэтому этот памятник церковного зодчества, без сомнения, можно назвать уникальным. Неслучайно именно его образ запечатлён на 1000-рублевой купюре.

Строительство храма датируется 1671-1687 годами. Но история его началась гораздо раньше. На месте, где сейчас располагается памятник архитектуры, стоял женский монастырь. Во времена Великой смуты он был разорён польскими шляхтичами. Взамен утраченной святыни местные жители построили новую Воскресенскую церковь.

Она была всем хороша, но через некоторое время показалась старожилам слишком скромной. Ещё бы! Ведь жители Толчковой слободы, где будет позже располагаться главная достопримечательность Ярославля, были людьми небедными. Они занимались выделкой телячьих кож и торговлей. Эти занятия приносили неплохой доход.

И вот толчковцы решили, что в их слободе будет возведён самый величественный храм в городе.

Сохранившиеся документы рассказывают о том, как проходил сбор пожертвований. На храм собирали всем миром: кто-то давал медную копейку, а кто-то жертвовал целую лавку или деньги за проданный дом. Для строительства церкви специально создали два кирпичных завода.

На них производили не только кирпичи, но и узорные изразцы. Дело в том, что наружные стены выкладывались по-особенному. Между кирпичами размещались изразцовые вставки. В результате внешняя поверхность собора приобретала затейливо-узорчатый вид. Примечательно, что каждый изразец был единственным в своём роде.

В кладке до сих пор не найдено двух одинаковых образцов!

Сначала было построено основное здание. Оно получилось грандиозным. Высота — 44 метра. Сверху его венчали пять огромных куполов, которые символизировали Иисуса Христа и четырёх евангелистов. К основному зданию создатели примкнули два придела. Но сделали это необычно.

Как правило, приделы располагались с боков и были значительно меньше основного здания. Оба придела церкви Ионна Предтечи по высоте соответствовали главному собору. А завершал их не привычный одиночный купол, а целое пятиглавие.

В результате архитектурный комплекс стал представлять собой полноценный пятнадцатиглавый собор. Раньше таких построек в Ярославле не было. Впрочем, не появилось таковых и потом. К храму приделали крыльцо. А спустя три года после завершения основного строительства рядом с церковью возвели колокольню.

Её высота составляла 45 метров. Более внушительных сооружений ярославцы не видели. По своему стилю она была ближе к московскому барокко, чем к ярославской школе церковного зодчества. Но данное обстоятельство не делало её хуже. Колокольня поражала великолепием внешнего убранства.

Узоры, вырезанные из белого камня, покрывали поверхность её ярусов. Жаль, что уберечь этот памятник архитектуры в первозданном виде не удалось. В 1950-х годов пришлось переделать её верхние ярусы, которые значительно накренились к земле.

В начале XX века произошло ещё одно знаковое событие, изменившее облик здания. После визита министра внутренних дел Сергея Юрьевича Витте здесь начались реставрационные работы. Был полностью переделан фундамент, а купола позолочены.

Золотом их поливал один из местных крестьян. После этого, по свидетельствам очевидцев, на собор и вовсе нельзя было взглянуть, не зажмурившись. Он производил впечатление сказочного небесного дворца.

Читайте также:  Благовещенский мужской монастырь на горе мангуп - православные молитвы

Это великолепное покрытие до наших дней не дошло.

Внутреннее убранство храма оставляет не менее яркие эмоции, чем любование его внешним видом. Собор сверху донизу расписан картинами из Библии и других Священных книг. По количеству стенописных сюжетов (а их здесь более полутора тысяч!) церкви Ионна Предтечи нет равных ни в Ярославле, ни в каком другом городе страны.

Росписью святыни занимались выдающиеся мастера своей эпохи — Дмитрий Плеханов и Фёдор Игнатьев.

В 1694-1695 годах они вместе со свое артелью изобразили на стенах церкви картины земной жизни Христа, ветхозаветную историю, святцы, а также жизнеописание Иоанна Предтечи.

Именно он крестил Иисуса и предсказал приход мессии. Именно в его честь и был возведён собор. Немало в Соборе сюжетов из Житийной литературы.

В советский период церковь, как и многие другие памятники православной культуры, пришла в запустение. Приход был закрыт, а в его здании устроили склад. Чудом удалось избежать его разрушения.

Сегодня храмовый ансамбль передан в ведомство Ярославского музея-заповедника. Он входит в число объектов зоны ЮНЕСКО и является памятником федерального значения.

Увидеть его — значит приобщиться к наследию мировой культуры.

Осенью 2014 года Ярославский музей-заповедник и Ярославская Епархия подписали договор, по которому в храме Иоанна Предтечи будут проходить службы — в летнее время и по праздникам.

Еще в двух ярославских храмах — памятниках культуры и жемчужинах архитектуры — службы также будут возобновлены. Это церковь Николы Надеина и церковь Рождества Христова.

При этом храмы по-прежнему останутся под контролем специалистов музея, они будут следить за предметами интерьера, соблюдением температурно-влажностного режима, так, как это происходило много лет.

Источник: https://www.yarcom.ru/sights/yaroslavl/place/19

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль - православные молитвы

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове – самый необычный православный храм Ярославля с изысканным внешним декором и богатым фресковым убранством интерьеров, выстроенный во второй половине XVII века на правом берегу реки Которосль жителями Толчковской слободы и на протяжении двух с лишним столетий являвшийся их приходским храмом. В настоящее время имеет статус памятника архитектуры федерального значения, находится под охраной государства и ЮНЕСКО.

Об истории строительства храма… 

Среди множества уникальных памятников архитектуры Ярославля своим необычным внешним видом и внушительными размерами выделяется церковь Иоанна Предтечи – самый красивый храм города, история существования которого началась задолго до того, как он был выстроен в камне.

Первая Предтеченская церковь в Толчковской слободе появилась в 1644 году. Грамоту на её строительство и освящение выдал жителям слободы митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам (Старорушин), отличавшийся любовью к благоустройству и благоукрашению храмов. Как и большинство храмов тех лет, Иоанно-Предтеченская церковь была деревянной.

К сожалению, о её внешнем виде и внутреннем убранстве сведений не сохранилось, лишь известно, что она была довольно мала и кроме главного престола, освящённого в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в церкви был освящён придел в честь Казанской иконы Божьей Матери. 

Эта церковь просуществовала недолго.

Уцелев во время большого городского пожара летом 1658 года, когда огнём были уничтожены три обители, около тридцати церквей и более тысячи частных домов, Предтеченский храм полностью сгорел весной следующего, 1659 года, в день Светлого Христова Воскресения сразу после литургии.

Причиной пожара, как отмечено в летописях, стала «воля Божия или небрежение служителей церковных».

Вскоре после пожара прихожане начали строительство нового деревянного храма, торжественное освящение которого в честь Вознесения Господня по завершению строительных и отделочных работ было совершено в 1665 году.

Посвящение новой церкви празднику Вознесения для прихожан имело глубокий смысл, ведь, по преданию, именно на месте их слободы когда-то существовал Вознесенский женский монастырь, разрушенный до основания поляками в годы Смуты.

 Но новая церковь была достаточно мала для прихожан, да и жителям Толчковской слободы хотелось иметь не просто более вместительный, но и более пышный храм, поэтому вскоре после освящения Вознесенской церкви они обратились с просьбой о постройке нового каменного храма к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе (Сысоевичу), который и благословил это богоугодное дело.Стоит отметить, что жителями слободы были достаточно обеспеченные люди – кожевники – для промысла которых была необходима дубильная краска, получавшаяся в результате толчения древесной коры (отсюда и название слободы – Толчковская), поэтому средства на строительство нового каменного храма они решили собрать самостоятельно, не прося денег ни у епархии, ни у казны. 

Сбором средств занимались священник Абросим и дьяк Родион, скрупулёзно занося в книгу по учёту пожертвований все денежные и имущественные вклады как прихожан слободы, так и жителей других регионов, поэтому, как тогда говорили, храм был построен «всем миром». Интересно и очень трогательно то, что помимо денежных вкладов на постройку храма прихожане жертвовали и торговые лавки, и отрезы дорогих тканей, и земельные участки, и даже целые дома, а жители Казани, с которыми ярославские купцы вели бойкую торговлю кожей, передали в дар храму деревянные резные Царские врата тончайшей работы и несколько старинных икон в окладах. Те прихожане, которые не смогли внести материальную лепту, трудились на самом строительстве, которое началось в августе 1671 года после выданной митрополитом Ионой (Сысоевичем) благословенной грамоты.

Специально для возведения церкви вблизи города были выстроены два кирпичных завода, на которых изготавливался обычный и лекальный (сделанный по определённым образцам – лекалам) кирпич.

Целых шестнадцать лет продолжалось возведение новой церкви, но такой длительный срок был оправдан – храм с главным престолом в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи и боковыми – во имя казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия и трёх святителей – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого – получился не только самым большим в Ярославле, но и самым красивым культовым строением города. Спустя несколько лет после постройки церкви, в 1694–1695 годах, артелью мастеров под началом талантливого ярославского изографа Дмитрия Григорьевича Плеханова были выполнены фресковые картины, сплошным ковром покрывшие все стены, своды и паперть Предтеченской церкви. Практически одновременно с возведением церкви вокруг неё была выстроена кирпичная ограда со Святыми воротами, представлявшими собой четверик с богато декорированным фигурным камнем широким арочным проходом и  увенчанный двумя постепенно сужающимися кверху восьмериками – более высоким нижним с арочными проёмами и более узким верхним, завершённым луковичной главкой и крестом на яблочке. Эти ворота хорошо сохранились до наших дней и входят в комплекс Предтеченской церкви. В 1690-х годах храмовый ансамбль пополнился высокой 45-метровой шестиярусной колокольней, выстроенной в стиле «барокко», два нижних яруса которой сделаны глухими, а верхние прорезаны высокими арочными ярусами звона и украшены изящными декоративными башенками с белокаменным узором. 

… и его дальнейшей судьбе

Вскоре после освящения Предтеченской церкви при ней на средства состоятельных прихожан был устроен приют для стариков и инвалидов, а уже к концу XIX века, в годы настоятельства священника Фёдора Успенского, при храме было учреждено приходское попечительство, в 1885 году – открыта церковно-приходская школа для детей, в 1891 году начали свою деятельность женский благотворительный кружок и первое в городе общество трезвости, для которого в 1892 году выстроено специальное здание с залом для чтения, библиотекой и чайной. О жизни и новостях прихода повествовал журнал «Приходская жизнь», начавший издаваться в 1898 году, кстати, единственный журнал такого рода в провинции.Причт храма содержался на богатые пожертвования прихожан и на их же средства периодически проводились необходимые ремонтно-реставрационные работы. Так, в первой половине XIX столетия вместо кирпичного пола в храме были настланы чугунные плиты, вызолочен иконостас и поновлены фрески, но уже к концу века зданию из-за осадки фундамента, что повлекло за собой появление трещин в стенах, потребовался капитальный ремонт. Благодаря тогдашнему министру финансов Российской империи Сергею Юльевичу Витте, в 1894 году посетившему Ярославль и увидевшему плачевное состояние здания, из казны на проведение масштабных ремонтных работ было выделено 64 тысячи рублей. Правда, с началом работ стало понятно, что этих средств не хватит, поэтому сумму ещё несколько раз увеличивали, что позволило полностью отреставрировать здание храма. Ремонтно-реставрационные работы, включившие в себя полную замену фундамента, заделку трещин в стенах, промывку фресок, реставрацию иконостаса, золочение куполов и замену чугунного пола на плиточный, начались в 1903 году и завершились в 1906 году. После революции храмы Ярославля постепенно начали закрываться. До Предтеченской церкви очередь дошла в 1933 году – храм закрыли, ценности вывезли, приход разогнали, а освободившееся здание, как уникальный памятник архитектуры, передали на баланс Ярославского областного музея. К сожалению, уже в 1936 году в зданиях храмового комплекса были размещены склады городского лакокрасочного завода «Победа рабочих», что очень пагубно сказалось на состоянии уникальных фресок, а в первом ярусе колокольни были устроены кузнечный цех и мастерская. Постоянная вибрация от молотов стала причиной осадки фундамента, в результате чего строение колокольни дало крен на полтора метра, но благодаря своевременному вмешательству музейных сотрудников удалось предотвратить полное разрушение зданий комплекса. Заводские склады и кузницу вывезли, а в конце 1950-х годов укрепили фундамент колокольни, что позволило убрать крен и сохранить здание.В 1959 году церковь Иоанна Предтечи стала филиалом Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, являясь таковым и в наши дни. В настоящее время храмовый комплекс постепенно ремонтируется, а сама церковь уже открыта для посетителей. 

Архитектура и внутреннее убранство храма

Великолепный 44-метровый красавец-храм представляет собой высокий четырёхстолпный двусветный четверик с пятиапсидным алтарём, с трёх сторон опоясанный крытыми галереями и двумя приделами, поднятыми на один уровень с основным объёмом.

Уникальность зданию храма придают пятнадцать луковичных глав, венчающих главный четверик и приделы (на самом храме пять глав большего размера, а на приделах – по пять глав меньшего размера) и выложенные лекальным кирпичом и украшенные изразцами фасады.Внутреннее убранство по красоте и пышности не уступает внешнему декору церкви.

Все стены, своды, алтарь, паперть и даже дверные проёмы украшены фресковыми композициями на библейские сюжеты.

Интересно, что такого масштабного (а фрески Предтеченской церкви насчитывают более 500 сюжетных картин) и качественного стенного письма с ярким повествовательным элементом нет больше ни в одном храме Ярославля и поэтому фресковая живопись Предтеченской церкви по праву считается не только своеобразной энциклопедией евангельских сюжетов, но и апогеем в развитии ярославской школы живописи периода конца XVII – начала XVIII веков. Святыни храма – старинная икона Иоанна Предтечи древнегреческого письма, икона «Страсти Христовы» и белый атласный антиминс, освящённый митрополитом Ростовским и Ярославским Димитрием в 1704 году.

Информация для посетителей

  • Предтеченский храм находится по адресу: город Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, дом 69.
  • График работы: в летний период (с 1 мая по 30 сентября) ежедневно с 10.00 до 17.00 часов. Выходные дни – понедельник и вторник. 
  • Важно знать, что в целях сохранения уникальных фресок в сырую погоду храм для посещений может быть закрыт. 

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/cerkov-ioanna-predtechi-v-tolchkove

Ссылка на основную публикацию