Церковь святых равноапостольных константина и елены в чернополье, белогорский район — православные молитвы

НОВОСТИ

03 июня 2018

День Святых Елены и Константина отметили в Чернополье

Греки со всего Крыма собрались на праздник «Панаир», посвященный памяти равноапостольных царя Константина Великого и матери его, царицы Елены

Ежегодно 3 июня православная церковь чтит память царя Константина и матери его царицы Елены. В греческом селе Чернополье, что в Крыму, воздвигнут великолепный храм в честь равноапостольных святых.

Эта уникальная церковь, восстановленная силами греческой общины Крыма, до сих пор является украшением полуострова и центром духовной культуры греческого народа.

В этот светлый праздник, по традиции, здесь собираются наследники православной Эллады.

Гостей приветствует настоятель церкви Святых Равноапостольных Константина и Елены Иерей Дмитрий Пустовой, который благословил мероприятие.

Разделить радость праздника «Панаир» на гостеприимную Чернопольскую землю прибыли Председатель Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Ленур Азизович Абдураманов, Председатель Комитета по межнациональным отношениям Эдит Саидович Гафаров, первый заместитель министра культуры Республики Крым Татьяна Анатольевна Манежина, заместитель председателя комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Государственного Совета Республики Крым Анна Дмитриевна Рубель, депутат Государственного Совета Республики Крым, председатель общественной организации «Региональная немецкая национально-культурная автономия Республики Крым» Юрий Константинович Гемпель, заместитель председателя районного совета Николай Николаевич Антоненко, председатель сельского совета глава администрации Чернопольского сельского поселения Сергей Иванович Семагаев, депутат Государственного Совета Республики Крым, председатель общественной организации «Региональная национально-культурная автономия греков Республики Крым «Таврида» Иван Аристович Шонус.

На празднике также присутствовал председатель общественной организации «Региональной армянской национально-культурной автономии Республики Крым» Вагаршак Мисакович Мелконян, который, пользуясь случаем, вручил председателю РНКА греков Крыма «Таврида» И. А. Шонусу медаль за активное участие в празднование 200-летия со дня рождения великого мариниста И. К. Айвазовского.

Праздник сопровождался литургией, крестным ходом и угощениями, которые были организованы под чутким руководством хранительницы греческих традиций полуострова Ирины Константиновны Зековой.

Почетными гостями также стали профессор университета г. Салоники Екатерина Федоровна Журавлева и председатель национальной культурной автономии «Идель» Светлана Набиевна Алиева, которые с большим удовольствием выступили перед греками Крыма

После приветственных слов официальных лиц началась концертная программа.

Праздничное настроение создавали танцевальные и вокальные коллективы, среди которых: заслуженный вокальный коллектив «Мосаико», хореографический ансамбль «Карачоль», ансамбль греческого танца «Артемис», народный ансамбль песни и танца «Белогорье», лауреаты всероссийских и международных конкурсов и фестивалей танцевальный коллектив «Аллегро» детской школы искусств, греческий ансамбль «Прометей», танцевальная композиция в исполнении Алены Проскуряковой, любительский народный ансамбль греческого танца «Элефтерия», танцевальный коллектив «Радость», вокальная студия «Престиж», крымскотатарский ансамбль танца «Ешиль-Ада», хореографический коллектив «Лорд» и вокальная группа «Мелодия».

Талантливым чтением стихотворений гостей порадовали София Стофориади, Ангелина Константиди, Диана Жила, Эльпида Ильясова, Елизавета Живанова и Афина Таназлы.

После концертной программы всем было предложено принять участие в соревнованиях по греческой борьбе и побороться за главный приз — живого барана.

Греческие танцы и музыка звучали на протяжении всего дня: «Панаир», как всегда, прошел на славу!

Другие статьи на темы:

Источник: https://rusgreek.ru/news/2622

Научное электронное издание «Культурное наследие Сибири» —

О журнале

 |

Номера журнала

 |

Правила оформления статей

2018, № 1

Т.Н. Золотова

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПОНТИЙСКИХ ГРЕКОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. В статье на основе полевых исследований автора рассматривается сохранение культурного наследия фракийских греков, обосновавшихся в XIX веке в Крыму и называющих себя «понтийскими греками».

Анализируется наиболее действенный способ актуализации культурного наследия и исторической памяти, которым является панаир – храмовый праздник в честь святых равноапостольных Константина и Елены в селе Чернополье Белогорского района Симферопольской области.

Структура храмового праздника состоит из трех условных частей: религиозной, официальной и собственно праздничной. Праздник является мощным фактором идентификации и объединения православных греков всего Крыма.

Ключевые слова: культурное наследие, историческая память, православные обряды, понтийские греки, Чернополье, Панаир, церковь святых Константина и Елены, традиции, праздник, идентичность.

Культурное наследие как особо ценная часть материальной и духовной культуры определенного этноса передается им из поколения в поколение, и посредством трансляции этого наследия одновременно включается механизм сохранения исторической памяти народа. Для того, чтобы культурное наследие сохранялось в течение длительного времени, его необходимо актуализировать в современной действительности.

Примером такой актуализации культурного наследия и сохранения исторической памяти является жизнедеятельность греческой общины села Чернополье Белогорского района Симферопольской области. Здесь в июне 2016 г. нами были проведены этнографические исследования.

В селе, основанном в 1869 г. фракийскими греками, до сих пор хорошо помнят полную драматизма историю греческой диаспоры на крымском полуострове. Русско-турецкая война 1828–1829 гг.

, разрушившая родное село Корфо-Колимбо в Восточной Фракии, дала толчок для переселения фракийских греков в Крым в 1830 г.

Первоначально они селились в крымско-татарских селениях, продолжая традиции земледелия и виноградарства, принесенные с далекой родины, и не оставляя попытки обрести свой участок земли.

По сохранившемуся преданию, место для поселения греков «указал» в видении после соборной молитвы почитаемый ими святой Константин у источника с целебной водой, получившем название «Ай-Асма», или «Агиасма» (греч. «святая вода»).

Криница была освящена в честь святых покровителей равноапостольных царя Константина и царицы Елены, чья чудотворная икона была привезена из метрополии. Почитание императора Константина Великого и матери его царицы Елены, с помощью которых в 326 г.

христианами был обретен Животворящий Крест, было широко распространено во многих областях Греции. Традиции этого почитания греки сохранили и во вновь обретенных землях.

Село, основанное на купленной вскладчину плодородной земле, получило название Карачоль (тюрк. «кара» – черная, «чоль» – земля). В 1913 г. была построена каменная церковь, освященная 21 мая (3 июня по новому стилю) во имя верховных равноапостольных Константина и Елены. Этот день торжественно отмечался в селе вплоть до закрытия храма в 1930 г.

Новые трудности пришлось пережить крымским грекам в годы войны, когда в 1944 г. по распоряжению советского правительства 619 жителей села было депортировано в Пермский край. Возвращение произошло в 1969 г., о чем свидетельствует памятник депортированным, установленный в 2013 г. в центре села.

После войны село Карачоль было переименовано в соответствии с переводом на русский язык в Чернополье.

В настоящее время в селе проживает около 2000 человек, по этнической принадлежности относящихся к грекам (около 40 подворий), русским, украинцам, крымским татарам. В 1990-е гг. греческой диаспоре удалось добиться права преподавания родного языка в местной школе. В 1999 г.

на средства Национального банка Греции было восстановлено здание церкви, являющейся средоточием духовной жизни православной общины Чернополья.

В храме хранится целовальный крест с частицей Креста Господня, обретенного царицей Еленой, и около 60 икон, две из которых – с мощами святых Дионисия и Нектария – привезены из Греции.

До последнего времени многие иконы имели «рубашки» – тканевые облачения, которые менялись в зависимости от праздника (каждому празднику соответствовал свой цвет ткани). Сейчас одевание «рубашек» перестали практиковать.

В церкви хранятся три иконы святых Константина и Елены, написанные на религиозный сюжет «Обретение Честного Креста Господня».

Одна из икон, выполненная в смешанной технике (темперной и масляной живописи по дереву) с «фалежным» окладом (сделанным из фольги, покрытой лаком), была характерной для южных регионов России и Малороссии во второй половине XIX в. Вторая почитаемая икона таковой не является в виду подписи имен и отсутствия нимбов, скорее это картина на религиозный сюжет, выполненная маслом на дереве в «васнецовской» манере. Третья икона – хромолитография на бумаге, оформленная в деревянный киот и оклад. Самая древняя икона святых покровителей Чернополья, привезенная переселенцами из Фракии, хранится в домовой церкви старейших жителей села и приносится в храм на престольный праздник 3 июня.

Читайте также:  Сильная молитва о помощи николаю чудотворцу - православные молитвы

В селе успешно действует греческий культурно-этнографический центр «Карачоль», созданный в 1992 г. и сохраняющий традиции материальной и духовной культуры фракийских греков в воссозданном традиционном греческом доме. Здесь бережно хранятся предметы утвари, традиционного внутреннего убранства жилища, мужская и женская одежда, предметы культа.

Возглавляет греческую диаспору Чернополья Ирина Константиновна Зекова, которая вместе со своими земляками перенесла все трудности военного и послевоенного времени. Вместе с представителями старшего поколения она сохраняет традиции языка, песенного фольклора, одежды, пищи и обрядовой культуры.

Престольным праздником села Чернополье всегда являлся День святых равноапостольных Елены и Константина, который греки называют «панаир» (от греч. – «праздник»). С начала 1990-х гг. он отмечался как праздник чернопольской православной общины, но постепенно превратился в современный съезжий праздник, в котором переплелись религиозные обряды и советские традиции Дня села.

Ежегодно на этот праздник съезжается около тысячи гостей – представителей греческих общин из Ялты, Феодосии, Симферополя, Старого Крыма, из Краснодарского края, Греции и Кипра. Греки приезжают на праздник за неделю до его начала, живут у своих родственников в разных населенных пунктах Крыма.

Подготовка к празднованию включает в себя духовную (молитвы) и материальную (одежда, пища) составляющие. Женщины надевают лучшие платья и самые красивые платки. Мужчины являются ответственными за праздничный стол, сохраняющий обрядовый смысл.

Наиболее древним элементом праздника является обряд с жертвенным животным, который проводится на рассвете возле храма. По словам понтийского грека Шоты Ивановича Балобанова (1947 года рождения, село Красноселье Симферопольского района), барана выбирают у овцевода, имеющего большие отары овец.

Барашек должен быть в возрасте 7–8 месяцев и обязательно белый. На рассвете 3 июня 2017 г. все многочисленное семейство Шоты Ивановича (два брата, приехавшие с Кипра, и два брата, приехавшие с Крита, две дочери, два сына и девять внуков) собралось возле чернопольского храма.

Шота Иванович как глава семьи три раза обвел жертвенное животное вокруг храма (это необходимо делать «противосолонь» – «против солнца»). Затем он должен был «по традиции» зарезать барашка на пороге церкви.

Но сейчас этот обычай сохраняется в редуцированном виде: на пороге храма хозяин только надрезает ухо барашку и капельками крови рисует кресты на лбу себе, детям и внукам.

После окончания заутрени в храме начинается торжественное богослужение с литургией, посвященное святым равноапостольным Константину и Елене. В этом году в службе, длившейся около трех часов, приняли участие шесть иерархов церкви из разных приходов Симферопольской и Крымской Епархии и около сотни прихожан и паломников.

Закончилось торжественное богослужение крестным ходом вокруг храма во главе с архимандритом Марком, наместником Кизилташского Свято-Стефано-Сурожского мужского монастыря из города Судака. Шествие, как и жертвенный обход, совершалось «противосолонь», начиная от западного входа и заканчивая северным.

Впереди священнослужитель нес распятие, а прихожане – икону Богоматери в серебряном окладе, лампаду и хоругви. Далее священники несли храмовую икону святых равноапостольных Константина и Елены.

На каждой стороне света (у каждого входа в храм) перед этой иконой совершался молебен: над покрытыми епитрахилью женщинами архимандрит читал молитву, настоятель храма, иерей Дмитрий, совершал троекратное знамение золотым крестом со словами «Христос воскресе!» и получал в ответ «Воистину воскресе!», затем отец Марк под пение певчих окроплял святой водой всех присутствующих. В конце обхода радостные и мокрые прихожане кричали: «Батюшка, давай из ведра – пусть дождь прекратится!»

Дождливая погода помешала в этом году совершить традиционный крестный ход на святую криницу, но люди, несмотря ни на что, пробирались по узкой грязной тропинке к святому источнику и черпали ведром воду, заполняя различные емкости.

В этот день около источника должны побывать все православные жители деревни, поэтому тех, кто не может ходить, привозят на машинах и приносят на руках. На площадке, где расположен источник, помимо деревянного колодца, находится бетонный крест и небольшой иконостас под стеклом с иконами Христа, Богородицы и Николы Чудотворца.

Каждый приходящий должен совершить крестное знамение перед крестом, подойти к иконам и, зачерпнув воды, сделать несколько глотков.

Основное праздничное действо проходит на большой поляне, вдоль Симферопольско-Феодосийского тракта, возле поклонного креста.

В этом году здесь была оборудована сцена для концертных выступлений:изображение чернопольской церкви дополнялось флагами Греции и России и надписью «С престольным праздником святых Константина и Елены! Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние Твое… На многие и благая леты» (последняя фраза написана и на греческом языке).

В огромной натянутой палатке стояли длинные столы для приехавших в гости православных греческих общин. Часть столов была расположена на открытом пространстве.

Столы накрывали тем, что привезли с собой (в основном, это помидоры, огурцы, перец, зелень, хлеб, сок, вода и вино), а основные обрядовые блюда – шурпу и плов из жертвенного барашка – каждая община или отдельная семья готовили рядом на кострах. Колоть и разделывать туши баранов не так давно стали не на пороге церкви, как было принято еще несколько лет назад, а на этой поляне, сохраняя обычай собирать все части тела убиенного животного для захоранивания в укромном месте.

Торжественно-официальная часть праздника открылась приветствиями заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе В.А. Бобровского, заместителя председателя Совета министров Республики Крым Н.Л.

Янакий, представителей местной администрации, греческих национально-культурных автономий Крыма, гостей из Анапы и Выборга.

В выступлениях отмечалась большая роль деятельности царя Константина и матери его Елены для сохранения и развития христианской цивилизации, вспоминались исторические факты из жизни греческой общины на полуострове, подчеркивалось единство живущих рядом греков, русских, украинцев, крымских татар и представителей других национальностей Крыма, которых собрал вместе престольный праздник маленького села. После официальной части начался концерт, в котором выступил сборный хореографический коллектив, состоявший из юношей-танцоров, приехавших из греческого города Салоники, и девушек из ансамбля «Артемис» национальной автономии греков Крыма «Таврида». Зажигательные народные танцы не оставили никого равнодушными: зрители хлопали, подпевали и плясали прямо на траве. Тепло воспринимался и русский фольклорный коллектив из Белогорского Дворца культуры. Особенно трепетно встретили зрители детский коллектив из местной школы: дети 10–12 лет в народных костюмах исполнили песни на греческом языке. После окончания концерта все желающие разных возрастов вышли на сцену, где вместе с участниками ансамбля «Артемис» больше часа танцевали «Сиртаки». За столами произносились здравицы за греческую общность, за Россию и ее президента, который объединил, по мнению понтийских греков, «Западную и Восточную империи». Пожилые греки не только угощались национальными блюдами, но и пели свои традиционные песни на родном языке. Иерархов церкви приглашать к столу никто не торопился, и они долго стояли в стороне от общего веселья, демонстрируя собой отношение греков не только в Греции, но и в России к служителям культа как к работникам, исполняющим требы, в отличие от отношения к священникам у русских, для которых настоятель храма является духовным пастырем и отцом.

Наши исследования культурного наследия понтийских греков села Чернополье позволяют сделать несколько выводов. В начале XXI в.

продолжают частично сохраняться греческие традиции в языке, песенном фольклоре, одежде (это проявляется в ношении женских головных уборов), в религиозных обрядах (часть которых восходит к язычеству) и в отношении к священнослужителям.

Народная хореография сохраняется в сценическом варианте, а «самым народным» среди греков считается танец «сиртаки», созданный в 1964 г. для фильма «Грек Зорба» на основе хасапико (старинного танца воинов) на музыку Микиса Теодоракиса.

В национальной кухне греков Крыма переплелись традиции, принесенные из метрополии (предпочтение овощей и продуктов виноградарства) и возникшие, вероятнее всего, под влиянием местной тюркской кухни (шурпа и плов). Серьезным фактором, способствующим сохранению наследия греков, является деятельность культурно-этнографического центра «Карачоль» и преподавание греческого языка в чернопольской школе.

Актуализация культурного наследия происходит в период религиозных праздников, которые одновременно способствуют усилению греческой идентичности.

Читайте также:  Великий пост или святая четыредесятница - с 19 февраля по 7 апреля в 2018 году - православные молитвы

Структура храмового праздника святых равноапостольных Константина и Елены состоит из трех условных частей: религиозной (сочетающей православные и языческие обряды), официальной (выступление руководителей администраций разного уровня и представителей общественных организаций) и собственно праздничной (включающей подготовку к празднованию и сами народные гуляния с концертом, застольем, плясками и песнями). Функциональная значимость разных частей храмового праздника различна, поскольку в официальной части наиболее интенсивно сохраняется историческая память, а в религиозной и собственно праздничной частях – этнические культурные традиции.

Возрожденный более двадцати лет назад храмовый праздник святых Константина и Елены явился следствием и, одновременно, мощным фактором идентификации и объединения православных греков не только одного села, но и всего Крыма. Вместе с тем, чернопольский храм является местом, объединяющим православных жителей полуострова вне зависимости от их этнической принадлежности.

Список иллюстраций (фотографии Т.Н. Золотовой)

Фото 1. Церковь святых равноапостольных Константина и Елены.
Фото 2. Внутреннее убранство церкви.
Фото 3. Во время крестного хода.
Фото 4. Гости-участники панаира.
Фото 5. Ансамбль «Артемис».

Фотохронику праздника смотрите в фотогалерее   >>>

 К содержанию номера   >>>

Источник: http://sibnasledie.omsu.ru/page.php?id=132

Паломнические туры

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ТАВРИДЫ

Феодосия — с. Грушевка — с. Чернополье – Симферополь — Феодосия

Автопешеходная,
Протяжённость – 240 км.

Продолжительность – 12 ч.Экскурсия 1000 руб.

* Входные оплаты на объекты посещения оплачиваются дополнительно и уточняются на момент бронирования.

с. Грушевка (церковь Знамения); с. Чернополье (церковь во имя Святых равноапостольных Константина и Елены); Симферополь (Свято-Троицкий монастырь, музей св. Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), Петропавловский кафедральный собор, церковь во имя Святых Константина и Елены.

Село Грушевка. Церковь иконы Божией Матери «Знамение». Ведет свою историю от первых веков христианства — «алтарь в алтаре» — часовня во имя Равноапостольной Марии Магдалины.

В храме почивают частицы мощей Равноапостольной Марии Магдалины, Святого Агапита- врача Киево-Печерского. Привлекает внимание нетрадиционная икона, изображающая юношу в военной форме- это Женя Родионов, который прославился мученическим подвигом в Чечне.

Церковный колодец святого апостола Иоанна Богослова с родниковой студеной водой.

Церковь и источник Святых равноапостольных Императоров Константина и Елены в селе Чернополье, основанном фракийскими греками, выходцами из горного села Корфо-Колиба. Свои родные жилища православные греки, давшие приют русским военным подразделениям, вынуждены были оставить после Русско-турецкой войны 1828-29г.г.

Уходя со своей земли, взяли дорогие сердцу, в том числе и храмовые иконы, перед которыми молились в первой, еще земляной церкви. Позже, окрепнув, греческая община построила просторную светлую церковь во имя своих небесных покровителей, с которой паломники познакомятся.

Греческая община бережет свои национальные традиции, обряды, кухню, язык.

Далее знакомимся с православными святынями Симферополя. Свято-Троицкий собор, ныне реорганизованный в женский одноименный монастырь. Посещение музея Св. Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Доктор медицины, автор десятков научных статей, в т. ч.

учебника по гнойной хирургии, по которому и сегодня обучаются студенты медицинских университетов, практикующий врач-хирург, святитель). Возможность приложиться к раке со св. мощами Архиепископа Луки.

В Свято-Троицком соборе хранится одна из крымских святынь: чудесным образом обновившаяся икона Божией Матери «Скорбящая».

Посещение Петропавловского собора, история его создания. В храме находится икона Святого Николая Чудотворца и отпечаток с нее, чудесным образом проявившийся на стекле. Также в храме находится крест с частицей Честного Животворящего Креста Господня, и мощевик с частицами мощей Святых Угодников Божиих.

Полковая церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены, первый православный храм Симферополя.

В этом храме во время путешествия по Крыму молилась Императрица Екатерина II.

Императрица выразила желание видеть в губернском городе «приличный храм соборный» и пообещала подарить церковную утварь и ризницу. До настоящего времени на потолке храма сохранились гербы полков.

ПРИМЕЧАНИЕ: Женщины посещают храмы в юбках и платьях, прикрывающих колени, плечи, с покрытой головой. Необходимо иметь емкости для воды из святых источников. Во всех монастырях и церквях есть возможность заказать поминовения о здравии и упокоении.

Источник: http://argo-feo.ru/saint

В крыму отметили праздник панаир — крымский сайт

В селе Чернополье Белогорского района отметили праздник Панаир, посвященный Святым равноапостольным Константину и Елене. Его традиционно отмечают крымские греки.

Традиционно Панаир начали с литургии. В Церковь Святых равноапостольных царей – Константина и Елены в селе Чернополье Белогорского района приехали сотни греков не только из Крыма, а и со всей Украины.

По словам представителей греческой общины, пережить все гонения, лишения и депортацию 1944 года, сохранить культуру, веру и традиции дала возможность икона равноапостольных царей Константина и Елены.
«Мы прошли все, мы прошли и сталинские репрессии, мы прошли депортацию, мы прошли скитания по Украине. С 1944 года по 1968 год, 24 года нас не было в родном селе.

И мы никуда не ехали, когда только появилась возможность вернуться в это село, мы вернулись именно в Карачоль»,- заявила Ирина Зекова, председатель крымской греческой общины с. Чернополье.

После службы в храме все участники направляются к освященному источнику для омовения водой.

Традиционно Панаир отмечали на природе, тем не менее в этом году из-за капризов погоды празднование перенесли. Тем Не Менее это не испортило настроения присутствующим.

На Панаир готовятся угощения из мяса жертвы, устраивается общая трапеза и начинается гулянье. На мероприятие прибыли посол Греции в Украине и генеральный консул Греции в Одессе. «Здесь не только греки Чернополья, сюда приехали и греки Украины и все празднуют столетний юбилей церкви Святых равноапостольных царей Константина и Елены», — отметил Георгиос Георгунтзос, посол Греции в Украине.

«Нас очень тесно связывает история наших народов, и центральное место в ней занимает – православие. Это ещё одна причина, по которой мы приехали сюда и мы очень рады встретиться здесь с нашими единоверцами и единомышленниками», — заявил Антониос ХАЗИРОГЛУ, генеральный консул Греции в Одессе.

Всего же, по словам председателя Белогорской райгосадминистрации Олега Русецкого, ежегодно на Панаир приезжают до тысячи человек. Причем не только греки.

«На таких вот мероприятиях мы как раз и учимся дружить, мы учимся понимать и принимать, другие конфессии, другие национальные культуры, самобытность народа, поэтому это очень здорово.

Для нас это праздник, мы его всегда ждем», — рассказал Олег Русецкий, председатель Белогорской РГА.

Вспомним, ежегодно 3 июня, в День Рождения Константина Великого крымские греки отмечают Панаир.

По материалам ГТРК Крым

Источник: https://crimea.kz/60138-V-Krymu-otmetili-prazdnik-Panair.html

Церковь Константина и Елены

опубликовано: февраль 2016

Церковь равноапостольных Константина и Елены называют ещё Екатерининская церковь. Это же её народное название. Также она по праву называется старейшей православной церковью Симферополя.

В 2015 году она отметила свой 230-летний юбилей, что для любого православного храма  Крыма – солидный возраст, ведь только 232 года назад православие пришло на полуостров. Храм дожил до нашего времени и ныне является одним из памятников  зарождения Симферополя как города и столицы Крыма.

В статье также будет рассказано о тезке этого храма в селе Чернополье, где находится центр  культуры местной греческой общины.

Читайте также:  Сильная молитва святому николаю чудотворцу на продажу квартиры, дома, машины - православные молитвы

Церковь Константина и Елены –
первый православный храм Симферополя

1785 год. Только-только Крымский полуостров присоединен к Российской империи. Повсюду стоят гарнизоны, охраняя порядок на приобретённой территории, где население – сплошь и рядом мусульмане.

В городе Ак-Мечеть – свой гарнизон, но вот беда – нет у солдат церкви, а стоять на новых землях полкам ещё ой как долго.

Татары большей частью покидали насиженные места, уезжая главным образом в Турцию, и вот у одного из таких переселенцев комполка Борис Алексеевич Тищев купил оставляемый деревянный дом за пятьдесят рублей. Дом находился на окраине опустевшей Ак-Мечети, ныне же это центр современного Симферополя. 

Вскоре Ак-Мечеть была переименована, а город, которому уготовано стать административным центром всего Крымского полуострова, получил модное греческое имя – Симферополь. Греческие имена получила и новая полковая церковь – во имя равноапостольных царей Константина и Елены.

Кто не знает Константина Великого, римского императора, перенесшего столицу из Рима в Константинополь? Его мать, императрица Елена, обрела во время своего паломничества в Палестину Животворящий крест. Но такие громкие имена достались весьма жалкому приходу, да и вряд ли полковой командир мог позволить себе большее.

Наконец, тяготы службы гарнизона подошли к концу, солдаты ушли, церковь Константина и Елены опустела. Но ненадолго. Не так много православных уголков было в Ак-Мечети, чтобы предавать забвению даже самые маленькие святые места Крыма.

Богослужения в 1786 году возобновились, в храме появились иконы и прихожане из числа немногочисленных православных граждан.

Но вот настал важный для всего Симферополя день 26 мая 1787 года, когда блестящая государыня императрица Екатерина II в статусе победительницы приехала инспектировать новые южные владения империи. За неимением иной церкви Екатерине II пришлось молиться в церкви Константина и Елены (в наше время об этом событии свидетельствует памятная доска на стенах церкви Константина и Елены).

Закончив с проявлением благочестия, императрица подивилась убогости местного прихода. Тут же было обещано дать Симферополю приличный соборный храм, соответствующий его статусу растущей крымской столицы.

Также государыня обещала подарить церковную утварь для новой церкви, правда, она  досталась в итоге не церкви Константина и Елены, а Александро-Невскому собору, откуда и пропали в советскую эпоху.

Императрица уехала в Белогорск. На тот момент Симферополь был слишком мал, чтобы громко требовать соборную церковь, для этого городское население должно было достигнуть определенной численности. Поэтому приходилось горожанам довольствоваться деревянной  церковью Константина и Елены.

Однако город рос не по дням, и приземистой  церквушки уже не хватало. Полетели петиции к высшему церковному и административному начальству. Долгое время прошения долбили стену равнодушия. При Павле I они были вообще бесполезны. Он даже вернул городу название Ак-Мечеть.  Другое дело – Александр I, противоположность отца.

Взойдя на престол после насильственной смерти своего родителя, новый император сразу удовлетворил просьбу симферопольцев о храме. Так начал строиться Петропавловский собор – правда, тоже деревянный. И в 1806 году строительство было завершено.

К тому же готовилось возведение главного соборного храма города – Александро-Невского собора, на этот раз каменного.

Дальнейшая история церкви Константина и Елены

А что же стало с церковью Константина и Елены? Её приютила со всеми постройками усадьба влиятельного генерала-майора В.П. Попова. Храм стал домовой церковью большого имения богатой семьи.

Дедом генерал-майора был Василий Степанович Попов, влиятельнейший государственный чиновник из круга сиятельного князя Потёмкина. Его внук Василий Павлович был предводителем дворянства губернии.

Именно ему досталась церковь Константина и Елены, потерявшая прежнее значение  в связи со строительством по соседству двух соборных храмов. А сын генерал-майора Юрий Васильевич Попов провел реконструкцию всей усадьбы, в том числе и церкви Константина и Елены, на которую водрузили купол.

Возле здания домовой церкви была установлена колокольня. Надо заметить, что родовым гнездом Поповых была Васильевка (ныне Запорожская область), куда вкладывались основные деньги семьи.

В Первую мировую войну церковь Константина и Елены снова стала полковой церковью. Поэтому на её потолке сохранились изображения гербов полков. В 1917 году церковь Константина и Елены отдали под крыло Петропавловского собора.

В 1921 году храм получил собственный приход, и именно прихожане храма смогли уговорить местные власти не закрывать его в 1924 году, хотя уже практически было принято решение не только о прекращении деятельности, но и о физическом уничтожении церкви Константина и Елены.

К тому времени стоящий рядом Петропавловский собор был разграблен и закрыт. Однако в 1929 году и до Екатерининской церкви дошла очередь.

Церковь Константина и Елены закрыли, сняли купол с крестом, дабы не напоминала она о своём прошлом, и разместили в обезличенном здании аэроклуб. Позже здесь был размещён архив. 

Церковь Константина и Елены. Современность

В начале девяностых годов церковь Константина и Елены была возвращена в лоно православной церкви. Почти сразу же началась реставрация. От первоначального здания мало что осталось. В 2001 году в стенах храма прошло первое после долгих лет молчания богослужение.

Сейчас церковь Константина и Елены представляет вытянутое, прямоугольное в плане здание с одним этажом и увенчанное маленьким куполом.

Архитектурным лицом храма является красивая двухъярусная колокольня, через красиво оформленный портал первого этажа которой можно войти в помещение храма.  

Церковь Константина и Елены расположена в центре города на улице Октябрьской. Для туриста, посетившего Симферополь, несомненным удобством является близкое соседство – буквально в сотне-другой метров – значимых святынь Симферополя — Петропавловского собора и Свято-Троицкого женского монастыря. Ещё немного восточнее расположена мечеть Кебир-Джами на улице Курчатова.

Церковь Константина и Елены не может похвастаться размерами и размахом зодческой мысли, как, например, реконструируемый неподалёку Александро-Невский собор. Главное её достоинство – люди, которые на протяжении почти двух с половиной веков своими молитвами и упованиями создали эту непередаваемую атмосферу самому старому православному храму Симферополя.

Церковь Константина и Елены в Чернополье (Карачоль)

Обязательно нужно отметить ещё одну церковь с тем же названием, что и у симферопольской – церковь Константина и Елены в Чернополье. Чернополье (бывший поселок Карачоль), находится недалеко от Белогорска на трассе Симферополь-Керчь.

Одной из достопримечательностей этого маленького посёлка является белоснежная церковь, архитектурный памятник начала двадцатого столетия.

Построена церковь Константина и Елены в 1913 году греческой общиной этого района, переселившейся сюда в 1830 году из Фракии (ныне на территории Болгарии), чьими покровителями были равноапостольные Константин и Елена.

В то время связь греков, борющихся за свою независимость с Османской империей, поддерживалась всячески империей Российской. Греки служили в русских войсках и переезжали в Крым, Причерноморье, Приазовье. 

Гражданскую войну церковь Константина и Елены пережила относительно спокойно. Но позже двумя ударами судьбы храм стал на грань исчезновения. Сначала разрушительное землетрясение 1927 года, потом закрытие церкви в 1933 году.

В советскую эпоху в здании храма был сельский клуб. В девяностых годах прошлого столетия греческая община получила церковь Константина и Елены обратно в своё пользование. Реставрация велась на средства, собранные общиной и пожертвования из самой Греции.

В итоге Чернополье получило красивый светлый храм с трехъярусной колокольней, увенчанной черным куполом, который видно за километры.

Если вы всё же посетили Чернополье, обязательно стоит заглянуть в греческий этнографический музей «Карачоль», где можно ознакомиться экспозицией, восстанавливающей быт греческой семьи девятнадцатого века.

olegman37

Источник: http://krymkrymkrym.ru/tserkov-konstantina-i-yeleny

Ссылка на основную публикацию