Православный экзорцизм в современной церкви — православные молитвы

Экзорцизм в христианстве: Pro et contra

Косых Елена Семеновна

ЭКЗОРЦИЗМ В ХРИСТИАНСТВЕ: PRO ET CONTRA

В статье показана практика становления в христианстве экзорцизма — обряда изгнания бесов. Рассмотрены раннехристианские источники, описывающие данный обряд. Установлены различия в практике применения экзорцизма в католицизме и православии.

Приведены аргументы «за» и «против» проведения обряда. Отмечены внешние признаки одержимости. Указаны лица, получившие право на его проведение в приходах Русской православной церкви. Результаты исследования показали рост популярности обряда изгнания бесов в современной России.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/10-2/16.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 2. C. 72-74. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-2/

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 1.14:2.29 Философские науки

В статье показана практика становления в христианстве экзорцизма — обряда изгнания бесов. Рассмотрены раннехристианские источники, описывающие данный обряд. Установлены различия в практике применения экзорцизма в католицизме и православии.

Приведены аргументы «за» и «против» проведения обряда. Отмечены внешние признаки одержимости. Указаны лица, получившие право на его проведение в приходах Русской православной церкви.

Результаты исследования показали рост популярности обряда изгнания бесов в современной России.

Ключевые слова и фразы: экзорцизм; одержимость; изгнание бесов; демон; обряд; молебен; отчитка; исцеление; очищение души.

Косых Елена Семеновна, к.и.н., доцент

Башкирский государственный университет (филиал) в г. Стерлитамаке kossES@yandex. ru

ЭКЗОРЦИЗМ В ХРИСТИАНСТВЕ: PRO ET CONTRA

«Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить…».

1-е Соборное послание св. Ап. Петра 5:8

Российское религиозное возрождение неразрывно связано с усилением интереса к православию. По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, высказанному в интервью американскому режиссеру Оливеру Стоуну, причина этого — в идеологическом вакууме, который возник после крушения коммунистического режима (The Putin Interviews) [16].

Люди нуждаются в новых ценностных ориентирах, нравственном стержне, поддержке в трудных жизненных ситуациях, исцелении от духовной и физической немощи.

Одним из вариантов помощи и защиты, который может предложить церковь, является экзорцизм — изгнание бесов. В постсоветский период популярность обряда значительно возросла.

В экзорцизме верующий ищет чуда, надеясь на решение своих житейских проблем.

В Католической и Православной церкви существует различное отношение к обряду изгнания бесов и к тому, кто может его проводить. В Католической церкви это весьма обычное явление.

Современных борцов с бесами готовят в Ватикане в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum. В Православной церкви отношение к изгнанию бесов иное, и соответствующий обряд — «отчитка» — не имеет массового распространения.

С точки зрения православного богословия, знания определенного набора молитв недостаточно. Только духовно чистый, просветленный христианин, ведущий смиренный образ жизни, в состоянии противостоять соблазну, которому его подвергает нечистый, и помочь страждущему.

Кто же ближе к истинному пониманию того, кто может творить чудеса силой Божией? У каждой стороны есть свои аргументы pro et contra.

Экзорцизм — явление не новое. Христианская демонология восходит своими корнями к раннему христианству. Падшие ангелы считались причиной болезней, несчастных случаев, а также потрясений, ослабляющих душу [12].

Нечистые духи воздействуют на мысли человека, привнося в них греховные помыслы, стремясь погубить людей. В Священном Писании немало строк посвящено демонам. Они подобны человеку: могут говорить, слышать, осязать, обонять. Могут двигаться, переносить предметы, людей, влиять на силы природы.

Как писал св. Игнатий Брянчанинов, «демоны ничего не могут сделать Творцу, который, являясь всемогущим Богом, находится в недосягаемости для всякого воздействия со стороны твари.

Поэтому всю свою злобу они обратили на человека, являющегося образом Божиим, и, зная, что Господь любит Свое создание, стремятся как можно больше навредить предмету Его любви» [11, с. 7-8].

«Экзорцизм» в переводе с греческого «exorkizein» — изгонять злого духа с помощью заклинаний [7, с. 498]. Первым экзорцистом христиане считают Иисуса Христа, излечившего много бесноватых: слепых, немых. Упоминания об этом есть в Евангелии от Луки (8:27), Евангелии от Матфея (12:22) и Евангелии от Марка (5:6-13).

Библейская история рассказывает, что, путешествуя по Галилее, Христос встретил одержимого человека. «Как твое имя?», — спросил Спаситель. «Имя мне — легион», — отвечали бесы. Иисус изгнал их из человека и вселил их в стадо свиней. Животные, будучи не в силах терпеть такое соседство, бросились в пропасть (Мк. 5:8-9).

Христиане считают, что дар изгонять нечисть получили от Христа непосредственно апостолы. «Призвав двенадцать учеников Своих… дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их» (Мф. 10:1).

Через них этот дар получили и обычные люди: «Именем Моим будут изгонять бесов.» (Мк. 16:15-18). Иустин Философ (II в.

) в разговоре с иудеем Трифоном признавал за всяким христианином право изгнания духов [8].

Ранние христиане, духовно чистые и готовые на мученическую смерть ради веры, широко практиковали обряд изгнания духов. Однако с середины IV века это явление перестает быть массовым.

Сначала Лаодикий-ский собор запретил совершать заклинание тем людям, которые не рукоположены от епископа (26-е правило), а с начала V века такой молебен мог проводить лично епископ и в особые дни.

В дальнейшем только отдельные люди могли проводить обряд изгнания бесов.

ISSN 1997-292X

№ 10 (84) 2017, часть 2

73

Правил для изгнания бесов у ранних христиан не существовало. Они руководствовались указанием Христа: «Род сей изгоняется молитвой и постом» (Мф. 17:21). Каждый экзорцист имел свои приемы и методы. Беседуя со страждущим, он стремился выяснить, как бес — и какой именно — оказался в человеке; окроплял его святой водой; читал молитвы.

Результатом работы должно было стать изгнание врага. Важны слова из Нового Завета: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел.

И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43-44).

В Средневековье инквизиция контролировала деятельность экзорцистов. Кроме традиционных для этого обряда методов использовались и типичные для инквизиции, связанные с причинением страданий: человека, мучимого демонами, морили голодом, терзали раскаленным железом, оглушали громкими звуками и т.д.

Чаще всего жертва погибала, и инквизиторы могли с удовлетворением заявить, что враг изгнан и повержен. В католической Европе во времена невежества и суеверия случались массовые проявления одержимости, поэтому экзорцизм был весьма распространен.

В наши дни в католических странах Европы насчитываются сотни священников, практикующих обряд.

В Русской православной церкви таких священнослужителей всегда было немного. Одним из них был святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908). Ему, обладавшему большой духовной силой, для изгнания демона достаточно было сказать: «Изыди!». Существует множество свидетельств об исцелении им бесноватых [5; 6].

В православной традиции к отчитке относятся осторожно. Противники отчитки сомневаются в достаточной подготовке современных экзорцистов, ссылаясь на слова преподобного Исаака Сирина: «Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (т.е.

опытность искушающих бесов) служит для них оружием, которым они возмогут поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие» [1, с. 137].

Кроме того, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, «освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются» [Цит. по: 9].

Аргументом противников отчитки также являются массовость и доступность молебна. Нередко паломнические службы везут на отчитки целыми автобусами неподготовленных людей. Для некоторых из них может стать неприятным откровением, что рядом с ними кто-то начинает ругаться, рычать, вопить нечеловеческим голосом.

Автор статьи была очевидцем, как женщина средних лет, спокойно стоящая впереди, вдруг внезапно изогнулась назад и «встала на мостик», не касаясь руками пола, а потом заговорила мужским голосом, вступив в острую дискуссию со священником.

В другое наше посещение молебна молодая женщина громко начала винить себя в смерти своих родных, закатила глаза, вытянула руки и двинулась вдоль мгновенно образовавшегося вокруг нее широкого круга (хотя до этого прихожане стояли очень близко друг к другу).

Двое крепких мужчин с трудом справились с хрупкой миниатюрной женщиной, едва удержав ее, готовую броситься в толпу. Ряды верующих сплотились, дети прижались к родителям, и общая молитва зазвучала в унисон.

По христианским представлениям, признаками одержимости во время молебна являются ругательства и проклятия в адрес Бога, церкви и святых; припадки, судороги, кашель; странное поведение и отсутствие чувства стыда; непереносимость святой воды; проявление возможности разговаривать на неизвестных языках; навязчивые мысли о самоубийстве или убийстве; также одержимые нередко говорят от имени вселившегося в них беса.

В настоящее время отчитка ведется по Требнику, который был составлен в XVII веке киевским митрополитом Петром Могилой. В него включены молитвы IV века, в том числе молитва запрещательная святого Василия Великого над страждущими от демонов [13].

В России всего несколько человек имеют право проводить отчитку. Самым известным экзорцистом является архимандрит Герман (Чесноков) из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад). Чин изгнания отцом Германом злых духов из человека записан на видео по личному благословению Святейшего Патриарха Алексия и выложен в Интернет [10]. В Свято-Рождественском мужском монастыре (с.

Трескино Ко-лышлейского района Пензенской области) отчитку проводит игумен Кронид (Петров) [4]; в храме св. мученика Иоанна Воина на Зыряновке (г. Новокузнецк) — протоиерей Василий Лихван [15]; в храме Архангела Михаила (Республика Татарстан, Дрожжановский район, с. Старое Чекурское) — о. Олег (Волков) [14]. Данные об этих священнослужителях содержатся на Православном сайте «Бог — Истина.

Демоны среди нас» [2].

В Свято-Никольском храме (Республика Башкортостан, г. Стерлитамак) молебны проводил архимандрит Симеон (Кувайцев), умевший работать с большими группами людей. Автор присутствовал на молебнах, на которые собиралось до 300 и более человек. Молебен начинался с беседы, которая могла продолжаться до полутора часов.

Отец Симеон стремился установить контакт с каждым пришедшим человеком и одновременно со всеми людьми, собрать толпу в единую общность. Только сплотив людей, завладев их вниманием, священник переходил к молебну. Произнося молитвы, он, прикасаясь к головам присутствующих, двигался от одного человека к другому.

Некоторым молящимся по только ему одному понятным причинам он уделял больше времени. Заканчивался молебен обильным окроплением святой водой, и на лицах верующих всегда появлялись улыбки. Отец Симеон пользовался большой любовью и уважением прихожан.

На его воскресные литургии в храме Михаила Архангела в небольшом поселке Рощинский Стерлитамакского района собирались верующие из соседних городов, Уфы, нередко приезжали из других регионов России. После смерти

0. Симеона 27 июня 2016 г. митрополит Башкортостанской митрополии Никон (Васюков) благословил на проведение отчитки игумена Свято-Никольского кафедрального собора г. Стерлитамака Нила (Тимофеева) [3].

Проведенное исследование свидетельствует о росте популярности обряда изгнания бесов как в России, так и за рубежом. Причин тому много. Среди них — вера в церковь как силу, способную помочь в борьбе со злом в эпоху бездуховности, крушения прежних идеалов и распространения различных альтернативных религиозных движений.

В Католической церкви при полной поддержке Ватикана широко практикуется проведение обряда экзорцизма специально подготовленными священнослужителями. В России отчитка не получила широкого распространения, в первую очередь из-за осторожного отношения иерархов Русской православной церкви, отражающего опыт противодействия православия случаям массового религиозного фанатизма.

Только несколько человек по благословению правящих иереев имеют право на проведение такого молебна.

По нашему глубокому убеждению, отчитка — это помощь, которую церковь предлагает верующим. Сторонники отчитки считают, что душа человека — это сосуд, который может быть наполнен и страстями, и добродетелью. Молитва и пастырская поддержка помогают наполнить сосуд чистой водой.

Список источников

1. Аввы Исаака Сирина. Слова подвижнические / под ред. С. И. Соболевского; репр. воспроизведение изд-я 1911 г. М.: Правило веры, 1993. 530 с.

2. Бог — Истина. Демоны среди нас [Электронный ресурс]: православный сайт. URL: http://www.bogistina.info/ (дата обращения: 21.07.2017).

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzortsizm-v-hristianstve-pro-et-contra

Экзорцизм

«Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой».
Антоний Великий (из книги «Отечник» св. Игнатия Брянчанинова)

А.И. Осипов, профессор Московской Духовной Академии

Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16:16).

Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия.

(Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.

) Лаодикийский собор (364) постановил: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения… Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями…»

Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. «Постановления апостольские» (III в.

) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.    

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов.

Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий («ех opere operate») изгонять (отчитывать) злых духов «Иисусом.

Читайте также:  Что читать детям о православии и какие книги о вере выбрать - православные молитвы

Которого Павел проповедуют» (Деян. 19:13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара.

Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований».

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли «просто» молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см.

, например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу «проповедовать», вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.

В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».

«Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу.

Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит.

Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей».

У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими».

Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная. что тебе полезно».

Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть.

Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову».

Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может молитва праведного споспешествуема» (Иак. 5:16), и Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17:21)».

Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: « Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие».

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…»

«Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется… В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».

Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.

Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века», а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.

Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.

Величайшее искушение для человека – «сорвать тайны бытия» (Бога, человека, природы) и самому стать «как Бог», неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего рода психологическая революция человека против Бога.

По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира – антихриста, «человека греха», «беззаконника» (2Фес. 2; 3, 8) в высшем и исключительном значении этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.

Источник: https://azbyka.ru/ekzorcizm-osipov

Как помогает отчитка отца Германа в изгнании бесов

Экзорцизм — это обряд, который проводят для того, чтобы изгнать из человека злые силы. На первый взгляд, одержимость бесами, кажется, чем-то совершенно неправдоподобным.

Но такие случаи действительно существуют в реальности. Для решения подобных проблем, существует церковная отчитка отца Германа.

К ней обращаются не только люди, мучащиеся от одержимости, но и те, на кого навели порчу или сглаз, имеющие тяжелые заболевания.

История экзорцизма

Изгнание нечистой силы — часть церковной науки. В современное время, возможно стать профессиональным экзорцистом, окончив католический университет.

Изгнание бесов из человека — обряд очень древний, его истоки идут к моменту появления христианской культуры. Первым экзорцистом в истории был сам Иисус Христос. В Библии рассказывается, что сын Бога прогнал нечистую силу из человека и поселил ее в свиней. Тогда околдованные бесами свиньи кинулись в пропасть.

Изначально, умением избавлять от нечисти обладал лишь Иисус Христос. Затем такая способность была дарована его ученикам. Это произошло тогда, когда на них снизошел Святой Дух. Считается, что современные монахи, наделенные даром изгнания бесов, являются последователями Христа и его апостолов.

Людей, умеющих изгонять дьявола, всегда было очень мало. Отчитки от злых духов были очень распространена в Средние века, когда была популярна мученица Марина Антиохийская. Известно несколько случаев ритуалов экзорцизма с трагическим концом — гибелью одержимого или священника, они даже легки в основу фильмов.

В 14 веке на Руси появилась первая литература с советами по изгнанию бесов. Ее автором был митрополит Петр Могила. Спустя столетия, экзорцизм не менее актуален, чем в прошлом, случаи одержимости злыми духами все еще существуют.

Экзорцизм в современности

Изгнание бесов не является пережитком прошлого. О современных ритуалах избавления от нечистого духа, известно следующее:

  • Проводить отчитки, чаще всего имеют право, священники из древних монастырей. В России существует только одно место, где до сих пор проводят обряды экзорцизма — Троицко-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад (не так далеко от Москвы). Раньше бесов изгоняли в Оптинской пустыне, но сейчас монахам запретили это делать. На территории Украины таких мест, гораздо больше — это Киевско-Печерская лавра, Почаевская лавра и еще несколько монастырей;
  • Самый известный экзорцист в России — отец Герман, являющийся насельником в Троице-Сергиевой лавре. Отец Герман — единственный человек, имеющий благословение на проведение обрядов изгнания бесов. Он проводит массовые отчитки. Известно много случаев, когда в процессе его служб, происходили исцеления;
  • Некоторые критики, уверяют, что работа отца Германа — это настоящая симуляция и в роли одержимых присутствуют приглашенные актеры. Это мнение также сложилось из-за того, что чаще всего необходимо несколько обрядов экзорцизма для достижения результата. А на отчитках у иеромонаха Германа Чеснокова люди исцеляются сразу же, даже те, кто давно прикован к постели;
  • На Украине самым популярным экзорцистом был Василий Вороновский из церкви Святого Михаила в городе Львове. К несчастью, он уже отошел к Богу;
  • Изгнание дьявола проводится во многих монастырях Украины. Огромной известностью пользуется церковь в селе Колодиевка Тернопольской области. В сельской местности также есть местные экзорцисты, работающие даром. Они считают это своим святым долгом, но на расспросы о ритуалах ничего не отвечают, как и те, кто был ими исцелен;
  • К игумену храма Благовещенья Пресвятой Богородицы — отцу Варлааму, приезжает множество людей не только из России и Украины, но и из-за границы. Уже более 30 лет, он проводит личные и групповые сеансы. Отец Варлаам считает, что отчитка необходима только одержимым бесами, но никак не подверженным порче и проклятиям;
  • По словам отца Варлаама, были случаи, когда ребенок через неделю после рождения становился бесноватым. Таким образом, дети платят за грехи родителей;

Как проходит отчитка

Священнослужители не имеют права придумывать ничего нового в обрядах экзорцизма. Отчитка происходит так же, как и обряд, который проводил Иисус:

  • В религиозных материалах, ритуал описан достаточно подробно. Он остался неизменным, как и тексты, которые произносятся уже множество столетий. Иисус Христос ввел единый правильный обряд, который используют его последователи в православии и католицизме;
  • Обряд экзорцизма в православии именуется отчиткой. В ходе ритуала человека или группу людей осеняют крестным знамением, используя распятие. Производят окуривание ладаном, кропление освященной водой, а также читают особые молитвы. Прочтение древней молитвы занимает около 20 минут, она более длинная, чем другие молитвы;
  • Нельзя зайти в храм и сразу же попасть на сеанс изгнания дьявола. Священнослужитель, который согласится взяться за опасный ритуал, должен попросить благословение у епископа. Если разрешение не получено, он может только помолиться за здравие страдающего человека. Иногда этого достаточно;
  • Более того, священник должен убедиться, что больной действительно одержим бесами, а не подвержен психическому отклонению. Некоторые монахи чувствуют присутствие злых сил, а другие проводят специальные тесты с помощью распятия и святой воды. Эти атрибуты всегда вызывают страх у нечистой силы;
  • Обязательной является и личная беседа, позволяющая определить одержимость. Если духовник убедился в присутствии злых духов и разрешение на обряд получено, из близких родственников выбирают свидетелей для ритуала;
  • Перед проведением обряда, свидетелям нужно пройти исповедь и получить благословение. Очевидцем не может быть человек со слабыми нервами. Свидетели не только присутствуют при отчитке, но и непрерывно произносят необходимые молитвы;
  • Для того чтобы изгнать нечистую силу, может потребоватся несколько сеансов. После ритуала, больному и его родственникам нужно поститься и читать молитвы, заказать молебны и сорокоусты. Священник сам скажет, что нужно делать, какой список псалмов стоит почитать и пр. Если исцеленный человек не поменяет свою жизнь в согласии с христианской верой, бесы могут посетить его снова;

Мнение священников

Нет единого мнения об обрядах экзорцизма. Среди священнослужителей существуют две точки зрения:

  1. Одни считают это оправданным благим делом, приносящим исключительно пользу. Ведь почти на каждом сеансе можно встретить больных людей, поведение которых выдает все признаки одержимости;
  2. Другие священнослужители рассуждают, что экзорцизм сильно преувеличен. Они считают, что вычет не более чем мода на страх перед сглазом и порчей и настоящие одержимые встречаются крайне редко. В остальных случаях так называемые бесноватые — не более чем, актеры;

Критики говорят, что массовые отчитки — это прямое нарушение чина. Священник должен проводить ритуал только с благословения, для одного человека в присутствии близких родственников. Значит, нельзя просто зайти в церковь и смотреть процесс изгнания бесов.

К тому же далеко не могут стать свидетелями. Необходимо крепкое психологическое здоровье, отсутствие тяжелых грехов, и, конечно же, близкая связь с бесноватым. Потому отчитки отца Германа поддаются множественной критике.

Массовые отчитки, по мнению критиков, приносят больше вреда, чем пользы. В ритуалах экзорцизма нуждаются только те, кто является крайне одержимым.

А многие же люди хотят просто избавиться от порчи при помощи церковного обряда. Бывало и такое, что страдающие от пьянства, верили, что это нападки дьявола и думали, что их должны отчитать.

Конечно, за подобные попытки никто не будет побивать людей камнями. Но это в корне неверно.

Кроме того, присутствуя на массовом обряде можно «подцепить» чужую негативную энергию. Если в помещении находится настоящий бесноватый, неизвестно, в кого может вселиться злая сила потом. Потому отбор свидетелей очень строг, окружающие люди не должны становиться оружием дьявола.

Помощь отца Германа

Что бы ни говорили критики, ни об одном священнослужителе нет такого количества отзывов, как об отце Германе. Прозорливый старец архимандрит Герман Чесноков, биография которого широко известна многим верующим, уже много лет проводит отчитку бесноватых. Он является единственным, кто получил на это благословение.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "державная" - православные молитвы

Помощь доступна для всех людей желающих попасть к отцу Герману из Сергиева посада на отчитку. Расписание, телефон и адрес можно найти на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры. Записаться заранее нельзя, да и нет такой необходимости. Достаточно просто уточнить часы приема. Все, кто желает обратиться, могут приехать в православный храм.

Люди, лично посетившие вычитку у Германа Чеснокова, оставляют свои отзывы онлайн, чтобы помочь другим принять правильное решение:

отчитка отца Германа в изгнании бесов

Не нужно бояться. Бог обязательно поможет. Я была на службе, сейчас очень радуюсь, что все же решилась туда прийти. Было то, что немного шокировало, крики и пр. Перекрестилась, помолилась Иисусу и службу отстояла спокойно. Батюшка сказал, что нужно прийти еще один раз. А мне уже намного лучше. По графику он отчитывает, в четверг, пятницу и субботу.

Лидия

Приезжала на отчитывание к святому отцу. в Подмосковье. В Сергиевом посаде он принимает. Выражаю ему свою благодарность. Если слушать то, что он говорит на проповеди и сделать это, очень помогает.

Татьяна

Спасибо Герману Чеснокову и священнослужителям, которые ему помогают: отцу Олегу и другому священнику, имени которого не запомнила, к сожалению. Без них бы не справилась, такое состояние было тогда.

Екатерина

Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/kak-pomogaet-otchitka-ottsa-germana-v-izgnanii-besov.html

Экзорцизм — миф или реальность?

«Умолкни! Убежи!» — восклицает отец Герман, осеняя крестом толпу людей. 

Петропавловский храм возле Троице-Сергиевой лавры набит битком. Здесь несколько раз в неделю в полдень известный архимандрит Герман (Чесноков), которого многие называют старцем, совершает чин «исцеления одержимых нечистыми духами». В Церкви этот обряд еще называют «отчиткой».

Перед началом чина отец Герман объясняет, почему в того или иного человека может вселиться «нечистый дух». Причина проста — грех. «И болеем мы из-за того, что грешим», — внушает он. 

Отец Герман проповедует долго, больше часа. Люди стоят, а в центре полукругом сидят на скамейках и стульях и стараются внимательно слушать батюшку, который активно жестикулирует,повторяя: «Мы должны идти в храм, а не к гадалкам или экстрасенсам! Если у кого-то есть книжки с заговорами, гаданиями — сожгите сегодня немедленно! Очень полезно причащаться!». 

Некоторые выходят из душного храма на улицу. Остальные переминаются с ноги на ногу, кто-то зевает, кто-то рассматривает иконы, кто-то проверяет сообщения на телефоне. Все ждут начала отчитки.

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде

В отличие от большинства православных обрядов, во время чина изгнания злых духов священник все время стоит лицом к прихожанам. Отец Герман произносит молитвы не нараспев, как это обычно бывает на службах, а очень эмоционально, с обилием жестов, как пасторы из американских фильмов.

Верующие, стоящие в первом ряду, подходят еще ближе к алтарю. Худенькая старушка в черном платке начинает судорожно крестить свой живот. Рядом с ней женщина с двумя фотографиями юноши — во время проповеди она не сводила глаз с алтарного образа Спасителя, а теперь непрерывно плачет.

Прочитав молитвы и Евангелие, отец Герман с двумя священниками спускается с амвона и начинает мазать лоб каждого освященным маслом. Он спрашивает у женщины с ребенком, как давно тот болеет.

«Полтора года, батюшка. После поста началось», — плачется женщина. «А ты обвенчана с мужем? Тебе нужно обвенчаться! От этого он болеет», — чеканит архимандрит.

Затем он берет в руки простой металлический чайник со святой водой и начинает обильно кропить, читая специальную молитву. Взор его направлен на молящихся, но, кажется, что он смотрит не на них.

Ряса вся мокрая от святой воды, на полу большие лужи. От холодных брызг молящиеся вздрагивают, но тут же улыбаются.

«Матери, если вы будете причащать своих детей каждый воскресный день, то тогда никакие болезни их не возьмут!», — многократно повторяет экзорцист.

«В маму вселился бес»

«Батюшка, что делать?» — с таким вопросом часто обращаются люди, чьи родственники, по их убеждению, являются бесноватыми. Ответ священники дают разный, исходя из личного взгляда на отчитки.

Мама запрещала ему ходить в храм, сильно раздражалась, увидев икону или крест. Мужчина втайне от нее обратился к священнику, который посоветовал окропить квартиру и вещи матери святой водой. Но, по его словам, «никаких изменений не происходило».

Затем на одном из православных форумов он узнал про отчитки. Олег признается, что «каким-то чудесным образом» все же уговорил маму поехать в храм, где совершают обряд экзорцизма.

«Настоятель нашего прихода благословил меня ехать в лавру к отцу Герману на отчитку, сказав, что я бесноватая», — признается Галина (имя изменено) из Ленинградской области.

Она долго этому не верила. Но в один из вечеров начались судороги — ей сначала показалось, что это приступ эпилепсии.

«Но на следующий день я узнала, что к нам в храм везут чудотворную икону Божией Матери. Выходит, что я, не зная о прибытии такой святыни, уже чувствовала это. Это не похоже на самовнушение», — отметила она.

«Я потом долго плакала и просила прощения за ругательства, но священник, успокаивая меня, говорил, что это бес пытался запугать всех», — поясняет женщина. В итоге она поехала к отцу Герману на отчитку, после которой, по ее словам, все прошло.

Впрочем, есть и иные отзывы о пользе обряда. Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессор Православного Свято-Тихоновского государственного университета Александр Дворкин привел случай из своей исследовательской практики.

Один православный верующий, имевший определенные психические проблемы, попал в секту лжехриста-Виссариона (главы организации «Церковь последнего завета»). Когда у нового адепта Виссариона начали появляться сомнения в секте, он решил отправиться на отчитку.

Но, пройдя обряд, ничего не почувствовал — и заключил, что правильно верит в Виссариона: ведь если бы тот был лжехристом, экзоцист изгнал бы беса зловерия.

С тех пор этот верующий уже много лет в секте, ходит и поучает православных, что Виссарион прав, и отчитка это «неопровержимо доказала».

«Помогает, если верить»

Архимандрит Герман вот уже более 30 лет практикует массовые изгнания бесов. К нему, по словам благочинного Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Кривоногова), приезжает множество людей. «Помогают ли отчитки? Да, я был очевидцем. А бывает так, что кому-то не помогают.

Это зависит от человека, от его веры, от состояния его души», — рассказал благочинный. Он не согласен с тем, что совершаемые в Лавре отчитки можно назвать массовыми (за что чин чаще всего критикуют).

Обычно, как отметил благочинный, на них приходит 50-60 человек, а не тысячи, как можно подумать.

Считается, что чин изгнания бесов должен совершаться только в исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки.

Зачастую подобное было не под силу даже апостолам — ближайшим ученикам Христа: в Новом Завете описан случай, когда они не смогли изгнать демона из бесноватого юноши. Со временем в христианстве сложилось понимание того, что  победа над злыми духами возможна лишь при решительном исправлении человеком своей жизни, при соблюдении строгой аскезы, а не благодаря формально исполненному правилу.

Архимандрит Герман (Чесноков)

При этом изгнание бесов в православной традиции считается особым даром Бога, который получают лишь некоторые люди в силу своей особой, святой жизни и который они могут реализовывать только по благословению духовника.

Экзорцизм на Руси

«Согласно учению о том, что после грехопадения человечество находится в тесном общении с нечистыми духами, старающимися безраздельно владеть каждой душой, почти все христианские культовые действия, включая домашнюю молитву, содержат в себе элементы экзорцизма. Заклинания против демонов содержатся в чине крещения, великого освящения воды и других», — рассказывает религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ Илья Вевюрко.

Так профессор Московской духовной академии Алексей Осипов полагает, что, в отличие от католической церкви, экзорцизм исторически несвойственен восточному христианству. «На Руси никогда не отчитывали.

Лишь в конце XX века, из-за проникновения в Россию католического влияния, отдельные люди начали практику отчитывания, причем зачастую без всякого благословения. Потом уже, когда народная молва ринулась, начали это делать открыто.

Но никаких специальных благословений так они и не получили», — подчеркивает Осипов.

А вот профессор МДА протоиерей Максим Козлов считает, что практика экзорцизма урегулирована с точки зрения канонов, поэтому не является маргинальной.

«Практика предполагает, что подобный чин совершается с благословения правящего архиерея. Но только в случае его регулярности», — уточняет профессор.

Эта практика пришла на Русь из Византии сразу после крещения, «вместе с богослужебными книгами, которые переводились с греческого».

Современные экзорцисты используют текст чина отчитки из известного требника митрополита Киевского Петра (Могилы) XVII века.

В церковь или в клинику?

Еще пару сотен лет назад на одержимость бесами подчас списывали различные психические заболевания. В наши дни Церковь принимает достижения науки и одновременно говорит о возможности воздействия злых духов на поведение человека.

«В настоящее время в Церкви нет четкой методологии разделения бесноватых и психически больных людей. Иногда это бывает практически невозможно, так как бесоодержимость сочетается с психическим заболеванием. Иногда же беснование протекает изолировано.

До революции Священный Синод специально обращался в клинику психиатрии Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия — ред.) с просьбой дать методические рекомендации для священников, имеющих подобную духовную практику.

Основной задачей являлось именно установление грани между духовной и психической патологией», — отмечает доктор богословия и медицинских наук, заслуженный врач РФ, психиатр, протоиерей Григорий Григорьев.

По его словам, если священник «с верою прочитает церковную молитву», то одержимый бесами человек — в духовной практике такие люди встречаются «чрезвычайно редко» — испытает резкое облегчение своего психического состояния. После отчитки вызванные духовными причинами психические расстройства, как правило, проходят.

Но  психически больным людям, по словам врача, отчитки не только не принесут пользы, но даже ухудшат состояние. «Например, при некоторых формах шизофрении может развиться бред воздействия на религиозной почве. Здесь требуется серьезное медикаментозное лечение в условиях стационара», — пояснил психиатр. Поэтому он советует сначала обращаться к врачу. А уж если тот не поможет — то в храм.

Настоятель Оптинского подворья в Москве архимандрит Мелхиседек (Артюхин) пояснил, почему, например, в известной своими старцами Оптиной пустыни никогда не было отчиток.

«В тяжелых духовных случаях оптинские старцы советовали исповедь (подробную, с детства), соборование и причастие. Такова традиция. Новации ищут те, у кого нет желания укорениться в традиции, но есть желание всего и сразу без борьбы с самим собой.

Бесплодная практика. Исцеление — процесс, а не фокус», — считает архимандрит Мелхиседек.

«Отчтывать отчитывающих»

Священник-психиатр Григорий Григорьев подчеркивает, что до революции священнослужителям рекомендовалось проводить отчитки индивидуально, «чтобы отсечь больных истерией, которые в церкви назывались кликушами».

Они, по его словам, нередко привлекают внимание на церковных службах резкими выкриками и другими демонстративными действиями, воспринимающимися верующими людьми как бесоодержимость, хотя таковыми не являются.

Бесноватого же, по словам священника, отличает страх перед церковными таинствами, святыми мощами, святой водой и чудотворными иконами.

Профессор Александр Дворкин крайне отрицательно относится к нынешней практике отчиток. По его словам, он солидарен с мнением патриарха Алексия II, который много лет назад на одном епархиальном собрании сказал, что следует «отчитывать отчитывающих».

Профессор Дворкин предлагает обратиться к житиям святых, из которых видно: если какой-то духовник или святой изгонял бесов, то это всегда было исключительно индивидуально — не на публику, не массово. «Также это никогда не было длительным процессом и не превращалось в длительные диалоги с бесами, сборники которых еще совсем недавно продавались в наших церковных лавках», — заметил он.

Икона «Святая Марина Антиохийская, побивающая беса». 1857 год. Лазарос. Афины.Хранится в Византийском музее (Греция)

Где и почем изгоняют бесов

По словам профессора МДА Осипова, сегодня за отчитку порой берутся вовсе не те люди, которые получили этот особый дар благодаря святой жизни. «Берутся за отчитывание люди подчас по самонадеянности, по тщеславию, по корыстолюбию, о чем мы находим свидетельств более чем достаточно», — констатирует Осипов.

Судя по сообщениям в сети, достаточно популярны у верующих поездки в деревню Чихачево Ивановской области к схиархимандриту Иоанникию (Ефименко). Известен также иеромонах Владимир (Гусев) в городе Ливны Орловской области. На Украине отправляются на отчитки в Почаевскую лавру или в Ильинский монастырь в Одессе.

В интернете можно найти перечни еще десятков мест по всей России, где совершаются отчитки. Поэтому на многочисленных сайтах паломнических служб есть даже специальные туры к известным экзорцистам. Паломничества проводятся в основном по выходным, на них советуют записываться заранее, из-за большого числа желающих.

Как правило, на сайтах паломнических центров упоминается о пожертвовании за поездку, но «сумму пожертвования» увидеть нельзя — она озвучивается при общении по телефону. В нее может входить, например, только дорога туда-обратно.

Есть также пакеты «все включено», предусматривающие, помимо дороги, жилье, питание и требы.

Например, поездка из Москвы в Ливны обойдется примерно в 6 тысяч рублей, включая два молебна «О недужных» (так называют в паломническом центре отчитки) и соборование.

Справедливости ради стоит отметить, что на отчитках можно присутствовать и без взноса пожертвований.

«Самовольное изгнание»

Еще одной проблемой является признание легитимности того или иного экзорциста. В интернете часто можно встретить статьи про то, как в каком-нибудь селе батюшка изгоняет бесов различными способами.

«Любой человек может одеть рясу, клобук, взять крест и объявить себя епископом, благодатным старцем, — и у него найдутся последователи и все такое прочее. Ясно, что статистику (отчиток — ред.) никто не ведет», — заявил ведущий интернет-проекта «Батюшка онлайн» иеромонах Макарий (Маркиш).

«В частности, можно сказать: поскольку наша страна свободная, каждый может себя объявить (экзорцистом — ред.)», — убежден Маркиш.

Негативно относящиеся к массовой отчитке эксперты выступают за искоренение подобной практики. Однако сделать это, по их мнению, крайне сложно. Народная молва поддерживает экзорцизм. И если, по словам профессора Осипова, попробовать «запретить», к примеру, совершать отчитки отцу Герману, поднимется большой шум.

«Подчас те, от кого это зависит, не придают особого значения происходящему, не понимают, сколько людей из-за этого просто погибают, становятся ненормальными», — убежден Осипов.

Читайте также:  Православные молитвы святой равноапостольной марии магдалине - православные молитвы

Однако благочинный лавры архимандрит Павел убежден, что от человека мало что зависит — никто не может ограничить «силу Божьей благодати».  «Господь сам управляет и врачует. Это не как выпить аспирин, чтобы стало легче», — подчеркивает он. Главное, что требуется от человека — искренне верить.

Источник

Источник: https://www.kramola.info/vesti/religija/ekzorcizm-mif-ili-realnost

Экзорцизм в Православии

На фоне оккультной моды на боязнь «сглаза» и «порчи» среди части православных распространилось нездоровое отношение к так называемой «отчитке», или чину изгнания злых духов, который воспринимается как некая «православная таблетка» от порчи.

На массовые «сеансы» отчитки (невиданные прежде в православной практике) не только рвутся попасть страдающие разными болячками; выкрики страдающих ду­шевными болезнями или одержимых людей со всей тщатель­ностью записываются на магнитофон, «откровениям» демонов посвящаются целые видеофильмы. Насколько безопасны для души эти игры с лукавыми, можно сказать, «диалоги» с беса­ми?

Что такое «отчитка», или что необходимо знать об «отчитке» (экзерцизме) чтобы на неё не идти

А. И. Осипов, профессор Московской духовной академии: Такого метода лечения, как «отчитка», не существует. «Отчитка» или, правильнее, чин изгнания злых духов, со­вершается над человеком, который одержим бесом, а не просто чем-то болен. В какой-то степени мы все подверже­ны воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная.

Совершение этого чина необходимо лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, дей­ствуют через его тело, говорят его устами. Этот чин должен совершаться опытным священником над одним челове­ком, который явно одержим злым духом. Массовые «отчит­ки» появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина.

Уча­ствовать в них опасно и для духовного, и для психического здоровья.

* * *

Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яр­кий пример его в христианской практике — крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по при­нуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т. п.), а не по вере, как об этом го­ворит Господь (Мк. 16,16).

Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия, так называе­мое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священно­действия.

(Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, посколь­ку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитыва­ние превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364 г.

) постановил: «Не произведенным от епис­копов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (пр. 26).

Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духов­ном состоянии отчитывающих.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: «А кто желает повелевать нечистыми духами или чудесно пода­вать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не сле­дует Учителю смирения…

Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщес­лавия, которые хотели слыть заклинателями…» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445)

Экзорцизм имел место в древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был пре­кращен. «Постановления апостольские» (III в.

) уже запре­щают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорас­положения и благодати Божией через Христа, наитием Свя­того Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упомина­ются (Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия. Богослов­ские труды. Сб. 21. С. 31). Специальный же чин отчитывания в требнике мит­рополита Петра Могилы (XVII в.) католического проис­хождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.

Православная Церковь всегда следовала словам Спаси­теля, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов.

Только достигший бесстрастия способен без вреда для боль­ных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы (Григорий Синаит (XIV в.), пишет св. Игнатий Брянчанинов, «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки…

Тем более в наше время делателю молитвы необходимо соблю­дать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас! » (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб. 1905. Т 1. С. 274)), а о настоя­щем времени и говорить не приходится.

Поэтому священ­ник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помо­щью особых молитв и священнодействий («ex opere oper­ate») изгонять (отчитывать) злых духов «Иисусом, Которого Павел проповедует» (Деян. 19.

13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подоб­ных попытках: «Душепагубное актерство и печальнейшая ко­медия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований» (Там же. С. 72).

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли «просто» молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже — внешней (см.

, например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая Таинства покаяния, соборования, Ев­харистии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования (Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С.

190)), поскольку таковой уже соверша­ется над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые от­цы категорически запрещали слушать их и входить в ка­кой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во вре­мя отчитывания бесы получают полную свободу «пропо­ведовать», вводить присутствующих в заблуждение, зара­жать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страс­тей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.

В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молит­вою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изы­сканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».

«Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особен­ною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некото­рые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обраща­ют оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изго­нять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо ка­кую страсть кто победит, такого беса и изгонит.

Мало-по­малу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демо­нов этих страстей » (Лавсаик. М., 1992. С. 126-127).

У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О божественных дарованиях» находим следующее «Человек, преданный явным порокам, может иногда произ­водить удивительные действия и потому почитаться свя­тым и рабом Божиим…

и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение.

От сего происходит что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их, и они принуждены бежать от одержимых ими» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. С. 440).

Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усили­ем молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно» (Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жиз­ни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос 381).

Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит.

Так­же и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ни­ми власть.

Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову» ('Там же. С. 223. Вопрос 301).

Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может молитва праведного споспешествуема» (Иак. 5,16), и Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21) » (Там же. С. 416. Вопрос 673).

Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: «Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою му­дрость и на все твое благоразумие» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. С.137, Слово 30).

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправ­ляются».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и при­знать себя достойным всякого человеческого и бесовского на­ведения: тогда страхование пройдет само собой…».

«Поминайте на молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется… В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не слу­жит худым свидетельством о человеке: такому преданию са­тане подвергались многие великие угодники Божии… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вра­жеского помысла, могущего навеки погубить душу».

Приведенные высказывания святых красноречиво сви­детельствуют об их отношении к столь серьезному для на­шего народа вопросу целительства бесноватых.

Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века», а в секулярной среде — так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.

Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.

Величайшее искушение для человека — «сорвать тайны бытия» (Бога, человека, природы) и самому стать «как Бог», неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализа­ции такой идеи — своего рода психологическая революция человека против Бога.

По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление влас­тителя всего мира — антихриста, «человека греха», «беззаконника»(2 Фес. 2; 3, 8) в высшем и исключительном зна­чении этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога»' (2 Фес.

2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.

Берегите веру православную! (Епископ Павел, наместник Киево-Печерской Лавры)

— С некоторого времени стала популярной практика мас­совых «отчиток». Пожалуйста, несколько слов о Вашем от­ношении к этому явлению, называемому в церковной тради­ции экзорцизмом?

— Я отношусь к этому негативно. Не думаю, что сейчас найдутся люди столь высокой духовности, обладающие подобным даром. В Киево-Печерском патерике, напри­мер, есть всего несколько упоминаний об изгнании злых духов.

Наверное, враги рода человеческого ослабли с того времени, а у нас появилось множество величайших свя­тых, превосходящих по чрезвычайным дарованиям препо­добных Киево-Печерских. Мыслящие подобным образом серьезно заблуждаются.

Лукавые духи стали только еще лукавее, а у нас появилось множество так называемых младостарцев или лжестарцев, деятельность которых наносит огромный, иногда непоправимый духовный ущерб. Нескольких мнимых экзорцистов мне пришлось изгнать из Лавры.

Для привлечения прихожан в пустые храмы заня­лись подобным «промыслом» и раскольники из УПЦ КП и УАПЦ (Украина). Кроме того, появились шарлатаны, ко­торые надевают рясы, облачения и устраивают мерзкие «шоу».

Развелось множество «матушек» (матушками у нас принято называть лишь монахинь и жен священнослужи­телей), которым устраивают рекламу некоторые ТВ-кана­лы, они промышляют заурядным колдовством. Но на та­кие уловки попадаются лишь люди, живущие вне Церкви и Таинств.

А вот «младостарцы» — это очень изощренная ловушка для уже переступивших порог храма и даже счита­ющих себя вполне воцерковленными. Истинные подвиж­ники, обладавшие столь чрезвычайным даром, получали его после многих лет, а чаще десятилетий, проведенных в подвижнических трудах под опытным руководством непрелестных наставников. Эти подвижники веры являли собой образец величайшего смирения, избегая суетной мирской славы, прячась от людского взора. А вот пустоц­вет всегда стремится попасться на глаза.

— Владыка, Вы употребили термин «младостарчество», который часто появляется в материалах Соборов, выступле­ниях наших иерархов. Отмечается, что некоторые духовники вместо помощи в борьбе со злом вмешиваются в личную жизнь духовных чад, навязывая им те или иные жизненные решения: где работать, с кем жить и т. д. Что вы можете сказать об этом?

— Это недопустимо. Слово «старчество» сегодня просто эксплуатируется недобросовестными людьми.

Те формы специфически монастырского духовного окормления, свя­занного с полным отречением от своей воли, которого в миру нет и быть не может, и которые даже сто лет назад су­ществовали лишь в единичных монастырях, например, в Оптиной и Глинской пустынях, невозможно искусственно воспроизвести, даже при большом желании. Я не знаю, есть ли сейчас старцы, но опытные духовники есть.

Но это далеко не одно и тоже. Есть и у нас в обители хорошие ду­ховники. Это действительно опытные батюшки, а не те мо­лодые люди, которые вчера рукоположились, а сегодня уже имеют штат келейников и десятки, если не сотни духовных чад из числа неофитов, видящих в своих «пастырях» столпов Православия.

Источник: https://stavroskrest.ru/content/ekzorcizm-v-pravoslavii

Ссылка на основную публикацию