Колокольный звон в православии — православные молитвы

Колокольный звон молитва

Колокольный звон в православии - православные молитвы

Все о религии и вере — «колокольный звон молитва» с подробным описанием и фотографиями.

Содержание

  • 1 Колокольный звон
  • 2 Православные иконы и молитвы
  • 3 Очищение (исцеление) колокольным звоном, какие бывают разновидности и виды
  • 4 МОЛИТВЫ ПОД ЗВОН КОЛОКОЛОВ.
  • 5 «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Я, (свое полное имя), молитвенный(ая), крещеный(ая), Божий(ья), порченый(ая) злобным глазом, черным наветом, проклинающим словом, прошу, Небесная Царица, за меня заступиться, освободить от колдовства, злобного ведовства, зависти людской, дьявольства наносного. Слово мое печально, душе моей отчаянно, прости меня, (свое имя), невежду, лишь на тебя моя надежда. Аминь».
  • 6 Православные молитвы
  • 7 Чудеса колокольного звона

Колокольный звон — важная часть храмового богослужения. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. Звон колокола выражает праздничную торжественность важнейших мест богослужения. В великие и воскресные праздники он выражает духовную радость верующих.

Церковный устав различает четыре вида звона:

  • благовест — мерные удары в самый большой колокол, который называется благовестником;
  • перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди;
  • собственно звон, когда звонят во все колокола или только в несколько;
  • трезвон, когда ударяют в три приема в несколько колоколов или во все колокола (во вся тяжкая).

Колокольный звон бывает праздничным и будничным. Праздничный звон призывает к всенощному бдению и литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве: Благовествуйте со дня на день спасение Его (Бога нашего) (Пс 95, 2).

Сначала звучат два удара в самый большой колокол — благовестник. После того как звук от второго удара затихнет, звонарь начинает совершать мерные удары. Во время благовеста он должен двенадцать раз прочитать 50-й псалом или один раз 118-й псалом (Непорочны).

Потом начинается трезвон.

К всенощной трезвон бывает в два приема, а к литургии — в три, то есть три раза с некоторыми промежутками во времени.

Вновь колокольный звон во время литургии раздается в начале евхаристического канона — самой торжественной части службы. В алтаре в это время приносится Бескровная жертва. Совершается Таинство Тела и Крови Христовых.

После возгласа: «Благодарим Господа!» — хор поет: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Начинаются удары в благовестник. Звонарь должен сделать двенадцать ударов в праздничный колокол — по числу апостолов на Тайной Вечери Господней [1] .

Необходимо закончить звон к концу прочтения евхаристического канона — к возгласу: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

В церковной практике звон совершается и по окончании всенощной и праздничной литургии, хотя Типикон это не устанавливает. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника.

Ежедневно во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон: от конца литургии до вечерни.

Во время всех крестных ходов полагается трезвон.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Очищение (исцеление) колокольным звоном, какие бывают разновидности и виды

Источник: https://xn—-7sbbfh0aufcu5bf.xn--p1ai/kolokolnyj-zvon-molitva/

Колокольный звон очищающий и исцеляющий, слушать

Колокольный звон называют “молитвой без слов”, о нем недаром сложено столько стихов и песен. Русская Православная Церковь у многих ассоциируется именно с колокольным звоном. Мало кто знает, что существует несколько разновидностей колокольного звона:

  • благовест;
  • обычный колокольный звон.

Благовест тоже бывает двух видов видов:

  1. обыкновенный или частый;
  2. постный или редкий.

Обычный колокольный звон делится на:

  • трезвон (этот колокольный звон считается праздничным, ликующим);
  • двузвон;
  • перезвон (этот тип колокольного звона используют перед особо важными богослужениями, подчеркивая их значимость);
  • перебор (погребальный звон, который выражает всю скорбь человеческой кончины, символизирует нашу земную жизнь).

Всем известно, что в православном богослужении не используются музыкальные инструменты, почему же тогда колокольный звон так прочно ассоциируется именно с православными храмами? Колокола, как ни странно, появились на Руси из Западной Европы. Колокольный звон известен человеку с бронзового века, небольшие колокольчики встречались в Индии, в Египте, в Китае.

В Церковь колокольный звон пришел не сразу. Впервые колокола появились в храме, потому что людей надо было каким-то образом созывать на богослужение. Именно благодаря этому появился колокольный звон, который получил название благовест. Благовест звонят за 15 минут до службы. В монастырях за 30 минут. Во имя Святой Троицы бьют три удара в большой колокол.

Каждый колокол имеет свой тон. Особым мастерством звонаря считается способность выразить суть грядущего богослужения в этих трех ударах. Скорбное, радостное или будничное, каждый раз звонарь может по-разному звонить в один и тот же колокол, хотя колокола не настраиваются, как рояль.

Тем не менее, они остаются полноценными музыкальными инструментами, именно благодаря им рождается колокольный звон.

Кроме того, существует искусство отливать колокола, которое тоже требует особых навыков и таланта.

Если в Ветхом Завете для этого использовались трубы, то в христианские храмы созвали именно колокольным звоном. Во времена гонений на христиан было невозможно использовать такие громкие инструменты, как трубы.

В самом начале IV века император Константин Великий пытался вернуть для благовеста трубы, но эта традиция так и не прижилась. Зато колокольный звон постепенно вошел в церковное употребление. В начале VII века это стало распространенной традицией.

Родина колоколов – Западная Европа, на Востоке колокольный звон сначала не получил особого признания.

Со времен Крещения Руси, после 988 года колокольный звон стал появляться на нашей территории. Первые документальные свидетельства о колоколах на Руси относятся к 1066 году. Колокола в те времена стоили очень дорого, их часто захватывали завоеватели в качестве военных трофеев. Постепенно на Руси появилось собственное колоколитейное искусство.

Читайте также – На одной из алтайских часовен появится электронный звонарь

Очищение и исцеление колокольным звоном

Колокольный звон, изначально призванный приглашать людей к богослужению, стал музыкальным украшением церковной жизни. Теперь колокольный звон и его разновидности возвещают о церковных праздниках, и это – еще одна важная функция колокольного звона, ведь в обычные дни колокола звонят по-другому.

В современном мире у колокольного звона три основных функции:

  1. Сигнальная;
  2. Оповещение о важной части богослужения;
  3. Выражение торжества Церкви.

Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогает верующим достигнуть особого молитвенного состояния, отвлечься от житейских проблем и мысленно устремиться к Богу, сосредоточиться на общении с Ним. Наряду с этим существует множество теории, утверждающих, что колокольный звон может оказаться полезным для:

  • Излечения от недугов;
  • Изгнания злых духов;
  • Помогает при астме и других заболеваниях дыхательных путей, потому что убивает болезнетворные микроорганизмы в округе.

Православные верующие знают много случаев исцеления по молитве и других православных чудес, но к применению колокольного звона в качестве “лекарственного средства” следует все же относиться с осторожностью. У колокольного звона в Церкви совершенно другая функция и все рецепты, которые советуют изгонять болезни и грехи с помощью колокольного звона – не более, чем суеверия.

Задача колокольного звона – призвать верующих к молитве, укрепить их молитвенный настрой и проводить их колокольным звоном, чтобы они не потеряли особое состояние, которое появляется после богослужения в храм.

Многие храмы в Пасхальную седмицу позволяют всем желающим подняться на колокольню и звонить в церковные колокола, чтобы полноценно разделить вместе радость Пасхи. Благодаря этой традиции многие начали свое служение Богу в качестве звонарей.

Главное чудо колокольного звона состоит не в исцелении физических недугов, а в способствовании тому, чтобы человек вознес свое сердце к Небу, забыл, благодаря этим прекрасным звукам проблемы обычной жизни и искренне молился о грядущей вечной жизни. В определенном смысле колокольный звон помогает очистить душу человека.

Для исцеления от болезней лучше всего обратиться к врачу, ведь именно руками врачей здесь, на земле, Господь порой исцеляет человека от самых тяжелых недугов. Конечно, молитвы в храме, где все так не похоже на обычную будничную обстановку, разговор с Господом под звуки колокольного звона, – это естественно для верующего человека.

Ведь, если бы Господь не помогал людям исцелиться, не было бы многочисленных свидетельств этому в Библии, не существовало бы молитв о здравии и чудес исцеления даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях.

Научиться колокольному звону сейчас можно в специальных школах звонарей. На приходах обычно всегда требуются хорошие звонари, поэтому желающие могут пройти обучение в такой школе.

Миф о том, что звонари часто глохнут не имеет под собой никаких оснований.

В современном мире существует много способов защитить слух даже для тех, кто сам звонит в колокола и слышит колокольный звон особенно громко.

Читайте также – Романовский колокол

Слушать колокольный звон

Вальс колоколов

Русь деревянная

Читайте также о колокольном звоне:

  • Когда звонит звонарь… (+ Аудио + Видео)
  • Слышал звон?

Видео о колокольном звоне

Источник: https://www.pravmir.ru/kolokolnyj-zvon/

Молитва с колокольным звоном

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва с колокольным звоном на сайте: молитва-богу.рф — для наших многоуважаемых читателей.

Содержание

  • 1 Молитвы под звон колоколов
  • 2 Православные иконы и молитвы
  • 3 Очищение (исцеление) колокольным звоном, какие бывают разновидности и виды
  • 4 МОЛИТВЫ ПОД ЗВОН КОЛОКОЛОВ.
  • 5 «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Я, (свое полное имя), молитвенный(ая), крещеный(ая), Божий(ья), порченый(ая) злобным глазом, черным наветом, проклинающим словом, прошу, Небесная Царица, за меня заступиться, освободить от колдовства, злобного ведовства, зависти людской, дьявольства наносного. Слово мое печально, душе моей отчаянно, прости меня, (свое имя), невежду, лишь на тебя моя надежда. Аминь».
  • 6 Учёные о молитвах, святой воде и колоколах

Издавна известно, что колокольный звон разрушает любую негативную программу и в ряде случаев убивает (или, по крайней мере, значительно ослабляет) действие болезнетворных бактерий. Это оккультное воздействие в несколько раз увеличивается, если в это время молиться перед иконой, особенно перед образом Богоматери, самой милосердной и сострадательной среди остальных.

Молитвы в этом случае должны быть короткими, емкими, чтобы успеть произнести их троекратно во время колокольного звона.

«Божья Матерь, Пресвятая Дева Мария. Ты все видишь, все знаешь, все понимаешь. Прошу, умоляю Тебя, Владычица Небесная, устрани из моей жизни тернии, обижательство, душевную разруху, печали и горе, постоянно мне, (свое полное имя), сопутствующие. Каюсь в грехах, что совершил (а), отныне обязуюсь жить по-праведному, по-божьему, по-человечьему. Аминь, аминь, аминь».

Во время произнесения этой молитвы по своему усмотрению (вы как-то поймете, где именно) трижды осенить себя крестным знамением, но только не в конце.

Читать молитву следует, держа зажженную свечу в левой руке между безымянным и средним пальцами;ладонь повернута кверху.

«О Пресвятая Богородица, огради и защити меня, (свое имя), от болезней болезненных, недугов недужных, печали печальной, скорби скорбной. Молю и надеюсь на Твою милость и сострадание. Дозволь мне снова стать здоровым(ой) да веселым(ой). Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Читать, стоя на коленях перед образом с зажженной восковой свечой. После этого поставить ее в подсвечник, трижды осенить себя крестным знамением и три раза поклониться.

Зажечь две свечи. Одну держать в левой руке, другую в правой. Текст читается шепотом, время от времени осеняя себя крестным знамением зажженной свечой (если погаснет, то это плохой знак и порчу следует снимать иным способом).

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Я, (свое полное имя), молитвенный(ая), крещеный(ая), Божий(ья), порченый(ая) злобным глазом, черным наветом, проклинающим словом, прошу, Небесная Царица, за меня заступиться, освободить от колдовства, злобного ведовства, зависти людской, дьявольства наносного. Слово мое печально, душе моей отчаянно, прости меня, (свое имя), невежду, лишь на тебя моя надежда. Аминь».

Затем поставить в подсвечник свечу из левой руки, потом из правой. Молитву читать три раза и после каждого прочтения обязательно кланяться и креститься.

И последнее: посещать церковь следует в абсолютно трезвом виде.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Очищение (исцеление) колокольным звоном, какие бывают разновидности и виды

Источник: https://xn—-7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/molitva_s_kolokolnym_zvonom/

Православный колокольный звон

Колокольный звон — это голос церкви и хвала Господу Богу. Кстати, в советское время, первым делом у храма взрывали или разбирали колокольню, прежде сняв колокола.

Считается, что православный колокольный звон отгоняет бесов, придает человеку моральные и физические силы, то есть дает человеку Благодать.

Величественный звон колоколов, который невозможно не услышать, побуждал человека вырваться из круговерти земных забот, чтобы обратиться к вечному, к Небу.

Как ни крути, колокольный звон это напоминание погрязшим в суете людям о Боге

Ясновидящие (прости Господи) утверждают, что, когда колокол звонит, происходит излучение очень сильной энергии.

Некоторые ученые уверены, что в результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. По своей направленности они создают объемный КРЕСТ.

Читайте также:  Православная церковь об абортах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы - православные молитвы

Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы. Получается, что звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.

В колокольном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца (для каждого это проявляется по своему). Существует поверье, что колокольный звон является символом очищения, источником некой чистой энергии.

Когда звенят в церкви в колокола?

В древнее время у людей не было часов. Колокольный звон как раз и оповещал людей о начале службы или о каком-либо другом событии. В настоящее время колокольный звон в церкви обычно употребляется для:

1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;

2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;

3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники — помимо богослужения.

Стоит сказать, что звон колокола сопровождает всю жизнь православного человека — с колокольным звоном совершается таинство крещения, венчание, отпевание. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей.

Какой бывает колокольный звон?

Благовест — это когда сначала производится три редких, медленных протяжных удара по одному колоколу, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные

дни Великого Поста. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и часам перед литургией (перед ранней литургией).

Двузнон это звон во все колокола дважды (в два приема)

Трезвон это звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва. Трезнон обычно «зовёт» к Литургии и на всенощное бдение.

Перезвон это — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз.
Совершается на литургии и в особых торжественных случаях.

Перебор это медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как

символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. После окончания праздничной и воскресной литургии положен трезвон.

Кстати, по традиции, на Пасху и на светлой седмице, (неделе после Пасхи), любой православный христианин может подняться на колокольню и прославить воскресшего Спасителя звоном в колокола. В народе это время называют звонильной неделей или временем рождения звонарей.

Источник: http://vcerkvi.ru/kolokolnyjzvon.html

Православный колокольный звон

Русский человек испокон веков относился к колокольному звону благоговейно, помня о божественном происхождении его звука. Недаром глас колокола, возвещающий о чтении Евангелия, называется благовестом. Он, словно голосом с неба, обрамляет собою всю церковную службу.

Мерными ударами в самый большой колокол начинается и завершается Божественная литургия. Колокольный звон делает человека сопричастным храмовому действу даже тогда, когда тот находится вне стен церкви (собора, храма).

Колокол призывает к молитве и действию, заставляя хоть на мгновение забыть о повседневных заботах, проблемах, бедах и вспомнить о Боге.

Православный звон всегда основывался на строгости и простоте, но никто не запрещает в рамках существующих канонов проявлять творчество (звонарь сам себе и композитор, и исполнитель, и импровизатор).

Его задача – так оттенить звон, чтобы сегодня “показать”, к примеру, Успение, а завтра – Рождество Богородицы (с помощью разной силы ударов, темпа и ритма передать покой и скорбь, ликование и тревогу).

Но первое, о чем должен помнить звонарь, стоя на колокольне, – что он является связующим звеном между храмом и Небом и что церковный звон является равноценным храмовым священнодействием (ведь им начинается и заканчивается Богослужение).

Традиционно сложились особые виды звона: благовест, перебор проводной (погребальный), звоны будничные, свадебные (разгонные), встречные и, наконец, праздничные, среди которых различают великие, средние, красные и особую форму – трезвон.

Трезвон – наиболее сложный по исполнению, но самый яркий в музыкальном отношении. Он состоит из 3-х частей, соединенных в единое целое (да и само название его происходит от слияния словосочетания “три звона”). Красный звон во все колокола (“во вся тяжкая”) поражает своей мощью и красотой на Великие праздники.

У звонарей есть такое понятие – благозвучие. Колокола на звонницы всегда подбирались таким образом, чтобы все вместе они образовывали стройный “звон-хор”.

Если какой-либо колокол диссонировал с остальными, выпадая из общего строя, он получал меткое прозвище “баран”, “беспутный” и, как правило, исключался из звона. Для звонниц обычно подбирают 3 группы колоколов: большие – благовестники, средние – подзвоны и малые – зазвонные колокольчики.

Что касается звучания и тональности колоколов, то это зависит от их веса, формы и качества литья: 100 одинаковых колоколов, отлитых на одном и том же производстве, будут звучать по-разному (влияет и температура заливки, и то, как металл остывал).

Праздничный колокольный звон

Русский православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы (карельон-колокольный оргáн), то в русских звонах это практически отсутствует.

В основе православного звона лежит ритм и характер.

Звонарь, благодаря своему внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владению техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. В православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и значение.

Православный колокольный звон подразделяется на три основных вида:

1) Благовест; 2) Перезвон, перебор;

3) Собственно звон.

Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале Богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный.

Перезвон – это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького (или наоборот) с различным количеством ударов в каждый колокол. Существуют два основных перезвона: погребальный и водосвятный.

Собственно звон – это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем (последние являются результатом творческой работы и самовыражения звонаря).

Судьба у колоколов, как и у людей, разная. Встречаются среди них и долгожители (к примеру, и поныне действующий Никоновский колокол 1420 года рождения из Свято-Троицкой Сергиевой лавры).

Перед установкой на звонницу над колоколом всегда совершают чин освящения: кропят снаружи и изнутри святой водой и читают молитвы. Благословленный и созданный истинными мастерами своего дела колокол обязательно будет жить долго и осенять людей “звучащим” крестом – движущейся одновременно горизонталью и вертикалью объемного звучания.

На Руси колокол стал символом государственности и одновременно широкой русской души (наверное, какие-то “струны” русской души находят адекватное отражение в колокольном звоне). Интересно, что русские колокола принципиально отличаются, к примеру, от голландских (в частности, малинских).

Малин – это голландский город, в котором лили прославившиеся своей благозвучностью колокола (отсюда и пошли малиновые звоны). У голландских колоколов более точный, тонированный (как у струны) звук.

Русский же колокол, в свою очередь, берет весь аккорд целиком (именно поэтому в одном ударе русского колокола получается очень широкий диапазон звуков).

Церковный звон – не для концертов! Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон — символ в звуке. Недаром колокольные звоны называют “голосом Церковным”, и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию.

И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики). Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом.

Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица. Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда.

Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будет всегда благолепным!

Колокольный звон Киево-Печерской Лавры

  • Христос с тобой!
  • Святая Гора Афон… Твердыня Православия…

Источник: https://www.molitva.gr/2009/10/pravoslavnyj-kolokolnyj-zvon/

Учёные о молитвах, святой воде и колоколах

Хотите быть здоровыми и жить долго? Тогда записывайте рецепт:

Святая вода натощак, молитвы 2-а раза в день, а по воскресеньям звон колокольного звона. Смеётесь? А вот посмотрите, что о всём этом говорят современные ученые.

Молитвы глазами учёных

«Молитвенное бодрствование»

Начну с молитв. Что в вашем понимании молитва? Всё правильно – общение с Богом. А для ученых – это ещё и изменённое состояние мозга.

Сотрудники института им. В.М. Бехтерева, сняв электроэнцефалограммы у православных священников во время молитв, пришли к выводу того, что в это время их кора головного мозга …. полностью отключается.

То есть появляется состояние ясного сознания, во время полного отключения мозга.

До этого открытия считалось, что человеческий мозг может работать в одном из трёх режимов – бодрствование, быстрый сон или медленный сон, а вот теперь открыли ещё одно состояние работы мозга, которое так и назвали «четвёртое состояние» – это «молитвенное бодрствование».

Во время молитвы частота работы головного мозга снижается до 2-3 Гц. У взрослого человека такая частота наблюдается только во время «медленного сна», а в бодрствовании только у младенцев до 2-х месяцев.

Учёные даже беззлобно пошутили о том, что слова Христа «Будьте как дети и спасётесь» могут относиться и к состоянию мозга.

Учёные, изучавшие «молитвенное бодрствование» единодушно соглашаются с тем, что четвёртое состояние мозга для физического и духовного здоровья так же нужно, как и три остальных. В таком состоянии человек исцеляется от болезней и восстанавливается душевно.

«Отче наш» против болезней

А что вы скажете на то, что молитва убивает вредные микробы и вирусы? А вот к такому выводу пришли: Ангелина Малаховская (член союза «Православные учёные») и американские учёные. Убиваются патогенные микробы не только в теле больного, но и в воде, которая осеняется крестным знамением и над которой читается молитва «Отче наш».

Учёная брала простую воду из разных природных источников, в которых содержались вредные микробы и вирусы, к примеру золотистый стафилококк, над ней читалась молитва и количество патогенных микробов сокращалось в 100 раз. Поэтому, дорогие читатели, крестное знамение пищи – это не просто причуда священников, это важно для вашего здоровья.

Но это ещё не всё — вовремя того, как вы читаете молитву или крестите пищу, ещё и стирается негативная информационная составляющая. Я видел священников, которые прежде чем взять со стола деньги, сначала их крестят, чтобы через них не перешла вредная информация (деньги проходят через множество разных рук, среди которых есть и люди с недобрыми помыслами).

Профессор Митчелл Крушофф, врач-кардиолог Герцогского университета пришёл к выводу того, что темпы выздоровления больных благодаря молитвам увеличиваются на 93%.

Кроме того, ученые утверждают, что молитвы способны: быстро снижать высокое давление, снижать уровень холестерина в крови, нормализовать обменные процессы и сердечный ритм, восстановить душевное равновесие, гасить гнев, уныние и депрессию.

Учёные о святой воде

Сотрудники Московского института информационно-волновых технологий утверждают то, что электромагнитное излучение (ЭМИ) освящённой (святой) воды из разных источников идентичны, но в то же время очень отличается от ЭМИ простой воды и даже «серебряной воды».

Так почему святая вода лечит по мнению учёных?

Оказалось – кривая ЭМИ святой воды полностью совпадает с ЭМИ здорового органа. Причём если в простою воду подлить святой, то и ЭМИ простой воды меняется на ЭМИ святой воды. Святая вода, как и в примере с «подженением» простой воды, попадая в тело организма передаёт ему, через жидкость организма, сильный импульс здоровья.

Причём учёные утверждают то, что простая вода становится святой, даже если добавить в 60 литров простой воды 1 ложку святой.

Интересный факт

  • У водопроводной воды, над которой совершено крёстное знамение простым верующим прихожанином,  оптическая плотность увеличивается почти в 1, 5 раза;
  • При освящении священником в 2,5 раза;
  • Крещёным, но не верующим человеком вода увеличивает свою оптическую плотность всего на 10%.
Читайте также:  Псалом давида 67: «да воскреснет бог…» - православные молитвы

Колокольный звон по словам учёных

О том, что колокольный звон убивает (благодаря ультра и инфразвуковым волнам)  болезнетворные микроорганизмы шведские учёные, доказали ещё в 70-х годах прошлого века, хотя на Руси об этом было известно очень давно. Не зря во время моровых эпидемий и нашествии врага на Руси беспрестанно бил колокольный набат. Церковный колокольный звон иногда называют иконой в звуке.

Из доказанного

Колокольный звон убивает на несколько километров:

  • Вирусы гриппа;
  • Вирус желтухи;
  • Оспы;

За несколько секунд убивает:

  • Бактерии чумы;
  • Тифозную полочку;
  • Холеру;
  • Туберкулёз.

Есть гипотеза о том, что неуёмные тифозные эпидемии в послереволюционных 20-х годах были напрямую связаны с запретом церковного колокольного звона.

Интересные факты о колокольном звоне

  • Активность микробов «наслушавшихся» колокольного звона или хорового пения падает в среднем на 40 %;
  • Звонари не болеют простудными заболеваниями;
  • В XVII веке тело мёртвого Новгородского митрополита Афония стояло без признаков тлена в течении 11 недель под колоколами монастыря;
  • Математики доказали то, что излучение колокола в свободном пространстве, в своей направленности имеет форму объёмного креста;
  • Есть множество случаев исцеления «бесноватых» колокольным звоном;
  • Низкие тона колоколов более благоприятны для человека чем высокие;
  • Колокольный звон, записанный на носитель и воспроизведённый на акустике «не работает» как «живой» колокол;
  • По утверждению Шипунова в дореволюционной России потенциал звукового излучения от колоколов был такой, что смог бы отклонить траекторию ракеты средней дальности. Россия была под невидимым, защитным звуковым куполом.
  • Колокольный звон используют для лечения психических заболеваний.

ИТОГИ

По словам американских ученых (ученые из медицинского колледжа Альберта Эйнштейна и Yeshiva University) регулярное посещение церковной службы, хотя бы 1 раз в неделю, укрепляет здоровье на 20 %. Если вы атеист или скептик – может пора задуматься и «принять» Бога? Ведь это всё факты от учёных, а им то ты, наверное, веришь? Если вы верующий, то пусть этот пост придаст вам веры и здоровья.

Да, и напоследок, почти все долгожители были  (есть) верующими людьми. Пока ты нужен Богу, людям, семье и церкви – ты живёшь, а как же по-другому, ведь у тебя здесь есть еще не законченные дела.

Подписаться на новые материалы и подарки

Источник: http://plett.ru/uchenue-o-molitve/

Звонарь молится при помощи колоколов | Православный Саров

22 сентября 2017 года

Последние годы преподаю в Саровской православной гимназии. Учу детей играть на колоколах. Начало обучения – с 5-6 класса. Но гимназисты знакомятся с колокольным звоном уже с первого класса, а первоклашки – народ непосредственный и любопытный.

Поэтому первые часы общения – сплошные ответы на их вопросы. Детей сопровождают родители и педагоги, у которых близкое знакомство с колоколами тоже вызывает неподдельный интерес. Причем и вопросы взрослых зачастую звучат по-детски, ведь десятилетиями о колоколах спрашивать было не принято.

Отвечу на самые распространенные вопросы.

– Зачем звенеть в колокола?

– В переводе с «детского» языка на «взрослый»: каковы цели и задачи колокольного звона в богослужении?

Официальный ответ: колокольный звон – часть богослужения.

Он собирает прихожан в храм, сопровождает службу (слышен даже тем прихожанам, которые в данный момент не находятся в храме, что дает им возможность участия в общей молитве), рассказывает о жизни прихода (о крещениях, венчаниях, отпеваниях, визитах архиерея), участвует в крестных ходах и молебнах, проводимых не в храмах, утверждает торжество Православия и т. д. Каждое положение можно дальше развивать, давать ссылки на Типикон и цитаты русских классиков, которые рождались, жили и отходили в лучший мир под звон колоколов.

Но, главное, православный колокольный звон в определенные моменты богослужения есть молитва. Молитва без слов, молитва в звуке.

Неофициальный ответ: уберите из православного богослужения колокольный звон и убедитесь, насколько оно стало беднее.

– Колокола бывают золотыми или хотя бы серебряными?

– В переводе «на взрослый» язык: из чего отливают колокола?

Состав колокольной бронзы многие века практически неизменен: 80 % меди, 20 % олова. В разные времена количество примесей колебалось в районе десятых долей процента. Исключение – колокола, отливавшиеся по особым случаям, когда при плавке добавляли благородные металлы. Но и их содержание – несколько процентов. И звучания они, как теперь известно, не улучшают.

Язык колокол отливается или вытачивается (предпочтительнее, если выковывается) из мягкой стали.

– Колокола все тяжелые?

– В переводе на «взрослый» получается несколько вопросов. Сколько обычно весят колокола? Как звучат колокола разного веса? Сколько колоколов должно быть в наборе? А теперь по порядку.

Звуковых характеристик у колокола много. Кроме веса на звучание влияют: профиль колокола, технология литья, чистота сплава и даже способ подвеса на уровне звона.

Колокол должен «работать» в слышимом звуковом диапазоне, а он для человеческого уха — от 20 до 20 000 Гц.

Большой колокольный набор перекрывает этот диапазон: унтертоны благовестников уходят вниз, в инфразвук, к началу субконтр-октавы, а гармоники малых колоколов – вверх, в ультразвук, выше седьмой октавы.

Колокола легче 6 кг используются редко, а самый большой из русских великанов – знаменитый Царь-колокол — весит более 200 тонн. В дореволюционной России колокол весом в несколько тонн – обычное явление даже для не очень богатого сельского прихода. Сегодня даже в крупных городах колокола весом более тонны наперечет.

Устав колокольного звона предполагает наличие в наборе как минимум пяти колоколов. На практике встречаются ансамбли, где их более двадцати. Тут все зависит от понимания роли звона настоятелем храма, от возможностей прихода и его благодетелей.

– Что нарисовано на колоколах?

– То есть что изображено на колоколах и какие на них отлиты тексты?

Колокола отливаются с поясами орнаментов, а средние и большие — с иконами. Обычно это приходские храмовые иконы, а также иконы небесных покровителей тех благодетелей, на чьи средства отлит колокол.

Надписи, как правило, гласят о годе отливки, весе колокола, о храме/ монастыре, в который колокол отправляется, а также именах жертвователей. Так повелось издревле: цари, князья, бояре жертвовали колокола о здравии своем и потомков, а также об упокоении душ предков. Зачастую текст отливался тайнописью.

Практически все большие колокола в России были либо чьим-то даром, либо отливались на средства, собранные «всем миром», что также указывалось в тексте.

Кстати, сначала колокола не освящали, как это происходит сейчас, а крестили — как людей. Даже специальные крестильные рубашки шили, имена давали.

Сегодня тоже принято вешать колокола о здравии, об упокоении или в честь каких-то семейных событий. Логика понятна, ведь все заказывают требы.

А тут получается «вечная треба»: каждый удар колокола – молитва о ком-то, звоном уходящая к небесам. В последние годы все больше колоколов, которые можно назвать родовыми.

Колокол освящается специальным чином, дополняя и ряд приходских икон, и колокольный ансамбль прихода.

– На колоколах можно играть, как захочешь?

– Звонарь должен играть согласно Уставу колокольного звона; благо, его рамки довольно широкие. Многие епархии, где традиции колокольного звона восстановлены, в дополнение к общему Уставу издали собственные рекомендации, регулирующие звон во время служб.

Конечно, это накладывает на звонаря обязанность ориентироваться в богослужении. Например, во время Всенощного бдения должно совершать пять звонов: в начале, перед Шестопсалмием, на прокимен, на «Честнейшую Херувим» и в конце. Причем звонарь должен идти «немного впереди», чтобы вступать вовремя. Поэтому на серьезных звонарских курсах преподают как технику игры, так и Литургику.

В крупных монастырях и даже в некоторых приходах есть особые звонарские традиции, наработанные веками. Если же звонарь не уверен, как играть в какой-то ситуации, он просит разъяснений у настоятеля прихода или служащего священника. Так и написано в Уставе: звонить так-то и так-то или «аще изволит настоятель».

– А можно колокол домой?

– Можно. Все больше людей вешают колокола у себя дома. Многие даже собирают небольшие колокольные ансамбли. Но, во-первых, это имеет смысл, если вы профессиональный звонарь, нарабатывающий технику игры. Во-вторых, стоит подумать о соседях. В-третьих, если колокола освящены, то сначала стоит взять благословение у духовника.

Поставим вопрос несколько иначе: возможно ли размещение церковных колоколов не на колокольне? Возможно. Например, в передвижных наборах, которые выполняют несколько задач: обзванивают службы там, где нет стационарных наборов, участвуют в длительных крестных ходах, звонят на фестивалях и праздничных мероприятиях.

Но самая распространенная функция мобильных наборов – учебная. Для наработки техники звона требуется достаточно много времени и постоянный контроль новичка преподавателем/ профессиональным звонарем. Кроме того, нужна изолированность от окружающих, ведь утомительно слушать многочасовые тренировки неопытных учеников.

Установка из 7-9 небольших колоколов, расположенная в учебном классе – хорошее решение проблемы. Как показывает практика, ученик не стесняется случайных слушателей, не тратит время и силы на подъемы и спуски с колокольни и, что немаловажно при нашем климате, не находится на ветру и в холоде.

– Если сильно звонить, то оглохнешь?

– Грамотно вывешенные наборы, то есть имеющие правильную звуковую отдачу, не могут оглушить звонаря.

Если увидите звонаря в наушниках, то либо колокольный ансамбль находится в стадии подбора, либо допущены серьезные просчеты при его установке.

Раньше, кстати, говорили именно «ставить колокола», то есть отношение было такое же, как к проекту и строительству самого храма, где велика цена ошибки.

– Обязательно надо знать ноты, чтобы звонить?

– То есть надо ли иметь музыкальное образование, чтобы стать звонарем?

Любое образование – это неплохо. Но для звонаря необязательно музыкальное образование. Чтобы быть звонарем, надо уметь молиться при помощи колоколов и делиться своим молитвенным состоянием с окружающими.

– А правда, что колокола лечат?

– Спасают.

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Г. Комаревский, фото М. Курякиной

  • Required fields are marked with *.

Источник: http://pravsarov.su/content/publication/82/5736/6229.html

Колокольный звон — что он означает?

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон.

1. БЛАГОВЕСТ

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары.

Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола.

Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест в свою очередь делится на два вида:
1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и
2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

2. СОБСТВЕННО ЗВОН

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Звон во все колокола различается на:
1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Употребление звона и его значение

Звон на всенощном бдении

1. Перед началом Всенощного Бдения – благовест, который заканчивается трезвоном.

2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон.

Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения – утрени и выражает собою радость Рождества Христова — воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа.

Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Читайте также:  Православные молитвы о сохранении беременности и развитии плода - православные молитвы

В народе двузвон на всенощной называется «вторым звоном» (второй звон после начала всенощной).

3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: «Воскресение Христово Видевше»…) обыкновенно в руководствах этот звон именуется «звоном к Евангелию».

В народе трезвон на Всенощной («звон к Евангелию») называется «третьим звоном».

4. В начале пения песни Божией Матери: «Величит душа Моя Господа…» бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).

5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон.

6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.

Звон на литургии

Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, – трезвон.

Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.

При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа – трезвон.

Затем во время Литургии полагается благовест при начале «Евхаристического канона», – самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.

У прот. К. Никольского, в книге «Устав Богослужения«, сказано, что благовест к «Достойно» начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу…» Точно такое же указание имеется и в книге: «Новая Скрижаль«, Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.

На практик же благовест к «Достойно» бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.

На юге России благовест к «Достойно» совершается обычно пред началом «Евхаристического канона», во время пения Символа Веры. (12 ударов, 1 удар на каждый член Символа Веры).

Благовест к «Достойно» в обычай русских церквей был введен во время Московского Патриарха Иоакима (1690 г.) по подобию западных церквей, где звонят при словах: «Приимите, ядите…»

После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).

Также после каждой Литургии, совершенной архиереем, полагается трезвонить, для провода архиерея.

На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни.

На Праздник Пасхи – Воскресения Христова:

Благовест к Светлой Заутрени начинается перед полунощницей и продолжается до начала Крестного хода, а с начала Крестного хода и до конца его, и даже дольше, бывает радостный торжественный трезвон.

К Пасхальной Литургии – благовест и трезвон.

А на самой Пасхальной Литургии, во время чтения Евангелия, полагается частый перезвон, по 7-ми ударов в каждый колокол (число 7 выражает полноту славы Божией). Этот торжественный перезвон означает проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот, по прочтении Евангелия, заканчивается радостным победным трезвоном.

Во всю Светлую Пасхальную Седмицу полагается трезвон ежедневно, от конца Литургии до вечерни.

Во все Воскресные дни, от Пасхи до Вознесения, после окончания Литургии полагается совершать трезвон.

В Храмовые Праздники:

В конце Литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон и по окончании молебна – трезвон.

Во время всех Крестных ходов полагается трезвон.

К Царским Часам бывает благовест обыкновенный в большой колокол, а к Великопостным Часам – благовест постный в меньший колокол.

Как на Царских Часах, так и на Великопостных Часах перед каждым часом звон: перед 3-м часом ударяют в колокол три раза, перед 6-м – шесть раз, перед 9-м – девять раз. Перед изобразительными и повечерием – 12 раз.

Но если Постом случится праздник, то на часах в колокол не ударяют отдельно на каждом час.

На утрени Великого Пятка, которая служится вечером в Вел. Четверг и когда читается 12 Евангелий Страстей Господних, помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени, совершается благовест к каждому Евангелию: к 1-му Евангелию – 1 удар в большой колокол, ко 2-му Евангелию – 2 удара, к 3-му Евангелию – 3 удара и т. д.

По окончании утрени, когда верующие несут «четверговский огонь» домой, полагается трезвон.

Употребление перезвона и его значение

На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения: «Тебе одеющегося …» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол (с большого до малого), а по положении Плащаницы среди храма – тотчас трезвон.

На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего Крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, т. е. медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол с большого до малого. Когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат – тотчас трезвон.

Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: «Божественное Твое разумев истощение… во спасение людей Твоих…».

По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел.

Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения.

Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.

На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой – трезвон.

Подобный же перезвон, но только частый, быстрый, и по 7 раз (или по 3 раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды. При погружении креста в воду – трезвон.

Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан Епископа. Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении Пасхального Евангелия.

Употребление перебора и его значение

Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е.

медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола.

Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

Ввиду того, что в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона, а это не соответствует церковной практике, то мы по этому поводу даем некоторое разъяснение.

Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется.

Как это и выражено в песнях при отпевании: «Вся суета человеческая, елика не пребывает по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася. (Или как в другом песнопении поется: «единем мгновением, и вся сия смерть приемлет»).

Тем же Христу бессмертному возопиим: преставленного от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище».

Вторая часть песни прямо указывает на радость в будущей жизни со Христом. Она то и выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном.

В журнале «Православная Русь», в отделе «Вопросы и ответы», Архиеп. Аверкий, по поводу обычаев при отпевании и панихидах дал твердо-обоснованные разъяснения, которые безусловно должны касаться также и звона: «По нашему православному обычаю, совершать панихиды и отпевания полагается в светлых облачениях.

Обычай совершать эти чинопоследования в черных облачениях проник к нам с Запада и совершенно несвойствен духу св.

Православия, но тем не менее он довольно широко у нас распространился – настолько, что нелегко его теперь искоренить… Для истинного христианина – смерть есть переход к лучшей жизни: радость, а не скорбь, как прекрасно выражено это в трогательнейшей третьей коленопреклоненной молитве, читаемой на вечерни в день Пятидесятницы: «Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела, и к Тебе Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость» (см. Триодь Цветная).

Трезвон, напоминающий о воскресении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшим и дает ей внутреннее утешение. Лишать христианина такого утешения нет никаких оснований, тем более, что этот трезвон прочно вошел в быт русского православного народа и является выражением его веры.

Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор, а при внесении его в храм – трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается снова перебор, оканчивающийся также трезвоном.

При отпевании и погребении Иереев, Иеромонахов, архимандритов и Архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д.

При внесении тела в храм совершается трезвон, также по прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон.

В иных же местах звонят обычным похоронным перебором.

В «Чиновней книге» указано, что при выносе патриарха Иоакима был благовест, переменяя во все колокола изредка (Врем. Имп. Моск. Общ. Ист. и древн. 1852 г. кн. 15, стр. 22).

Недавно нам довелось узнать, что существовал еще один вид перебора – это по одному удару в каждый колокол, но начиная с большого до малого и затем одновременный удар всех колоколов.

Это подтвердилось граммофонной пластинкой: «Ростовские звоны», записанной в Ростове, в 1963 году. На практике же нам не приходилось слышать такого звона, нет о нем указаний и в руководствах по звону.

Поэтому мы не можем указать, где и когда он применялся.

Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Кроме того, следует также упомянуть о «всполошном» или «набатном» звоне, имеющем общественно-бытовое значение.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.

Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

В заключение напомним, что наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон.

В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.

Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

Из книги — «Основы богослужения Православной Церкви».

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kolokolnyj-zvon-chto-on-oznachaet/

Ссылка на основную публикацию