Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт — православные молитвы

Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт

Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт - православные молитвы

Согласно традициям на Сочельник, Рождество и Крещение центральным блюдом стола является кутья.

Колево в православии — символ рождественских праздников. У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.

Когда и откуда появилась в России кутья

В православии коливо появилось не сразу. Его родиной является Греция, которая в каждом предмете находила смысл.

Первоначально это блюдо готовили как поминальное в странах, где существует культ поклонения усопшим.

Христианство возникло, когда мир жил по языческим законам. Множество обрядов того времени прижилось и поныне, только смысл их изменился.

В России коливо стало символом жизни и богатства, ее делают на свадьбы, крещение детей.

Вареная пшеница, приправленная маком и медом, в Греции получило название кутьи.

Как связано сочиво с рождением Бога богов, Царя царей, Спасителя человечества?

Как Иисус даровал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов мира сего, так и зерно является символом плодородия, которое умирая весной, дает жизнь множеству колосков.

Человек, употребляющий в пищу коливо, приобщается к вечному круговороту жизни, возрождаясь через веру в Иисуса

  • Благо вечной жизни, сладостное пребывание в раю связано с медом.
  • Мак — символизирует достаток и плодородие, спокойствие и множество щедрот.

Каждая хозяйка старается в праздничные дни приготовить самую богатую и сытную кутью, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.

Разновидности колива

Каждый рождественский праздник, будь то Сочельник, Рождество или Крещение, православные встречают за столом, «царицей» которого является коливо.

В зависимости от праздника, времени рождественского поста и правил Церкви есть несколько видов кутьи:

  • богатая, подается на Новый год и Сочельник;
  • щедрая отличается от богатой только способом заливки мака, в этом случае мае заливается горячим молоком;
  • голодная, как правило, готовится на вечер перед Крещением из зерен, небольшого количества изюма и подсластителя.

Коливо своей основой всегда имеет зерно.

В ночь перед Рождеством едят богатую кутью, в которую добавляют много компонентов, но при этом строго запрещено использовать скоромные блюда, такие как молоко, сливки или масло.

Рождественское главное блюдо стол поистине щедрое по количеству ингредиентов и способу приготовления сочива, это еще одно название кутьи. Сочиво от колива отличается только наличием жидкости, означает более сочное блюдо.

Важно! Несмотря на то, что пост уже закончился, ужин перед Крещением строго ограничен в выборе продуктов, коливо готовится постное, только зерно и сладости.Рождественская кутья

Народные традиции, связанные с сочивом

Главное рождественское блюдо, наполненное символами, связано с множеством народных традиций.

  • Во время праздника хозяин дома набирал полную ложку сочива и подбрасывал его к потолку. Все члены семьи внимательно считали прилипшие вверху зернышки. Чем больше зерен осталось на потолке, тем богаче будет урожай. Каждое прилипшее к потолку зерно — символ снопа, который дарует Бог в наступающем году.
  • Оберегом дома считались колоски, подложенные под миску с коливом. Их хранили целый год, до наступления следующих праздников.
  • Некоторые хозяева настолько верили в целительную силу сочива, что кормили ним и домашних животных, чтобы те меньше болели и давали хороший приплод.
  • На ночь на столе оставляли немного кутьи в память об умерших родственниках.
  • Дети обязательно относили вечером коливо бабушкам и дедушкам, живущим отдельно, и крестным родителям.

Основой колева является зерно, в каждой местности используют свою составляющую:

  • рис;
  • пшеница;
  • перловка;
  • ячмень и другие.

Каждая крупа имеет свои секреты приготовления.

  • Рис получится рассыпчатым, если его залить водой в соотношении 1:2. 3 — 4 минуты проварить на сильном огне, который потом уменьшить до среднего. Варить кашу еще 6 минут. Последние 5 — 10 минуты доваривать на медленном. После этого огонь выключить, оставить рис «париться». Коливо из риса в основном готовится на Крещение, в него добавляется только изюм и немного меда.
  • Пшеницу, перловку и ячмень желательно замочить на ночь, чтобы уменьшить время варки, залить до готовности. Если в каше после полной готовности еще осталась вода, ее можно слить.

У каждой опытной хозяйки свой рецепт, как готовить рождественскую кутью.

Коливо получится сочным и насыщенным сладостью, если горячую кашу, сразу после приготовления, залить почти кипящим узваром так, чтобы он покрыл зернышки. Добавить немного сахара, укутать и оставить упариваться.

Если нет узвара, тогда можно развести в кипятке любое варенье, но в этом случае не кладется сахар.

Мед в горячую смесь добавлять запрещено, целебный эликсир при нагревании становится канцерогеном.

Пока каша набирается сладости и сочности, готовится заправка из таких ингредиентов:

  • промытого изюма,
  • перемолотого мака;
  • измельченных орехов;
  • мелких кусочков оставшихся от приготовления узвара сухофруктов.

Мак на Рождество разрешается залить горячим молоком, а в других случаях используется кипяток, чтобы убрать горечь.

После остывания каши до 30 — 40 градусов добавить все ингредиенты, мед и все тщательно перемешать и снова укутать до полного остывания. Тогда каждая составляющая колива наполнится вкусом «соседа».

Совет! Не готовьте сочиво впрок, это блюдо может забродить при нахождении длительное время в тепле.

Посмотрите видео о рождественской кутье

Янв 20, 2018 21:26Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kolivo-kutya-v-pravoslavii.html

Как правильно приготовить кутью на поминки из риса

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Вконтакте Господи, Спаси и Сохрани. Нас почти 4000 человек и растем. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Кутья – это традиционное блюдо походит еще от наших предков, они готовили ее на поминки и Рождество.

Кутья являет собой кашу, которая сварена зачастую из пшеницы, но сегодня мы узнаем как правильно приготовить кутью на поминки из риса.

У этого блюда есть множество разных вариантов, начиная с различных добавок, и заканчивая заправкой, ей может выступить мед, глюкозный сироп или простой сахар.

История поминальной кутьи

Слово кутья произошло от греческого слова кокос – зерно, оно прямым образом связано еще с одним блюдом, которое имеет название коливо. Эти два блюда сильно похожи между собой, отличаются только тем, что коливо не такое сладкое. Эти названия двух блюд часто путают и смешивают между собой.

Традиции приготовления кутьи начинаются еще до того как появилось христианство. Много ученых говорят о том, что кутья это языческое блюдо, которое напрямую имеют связь с обрядами жертвоприношения и погребением.

Издавна считалось, что усопший сохраняет потребности живого человека и ему необходима пища, поэтому славяне готовили кашу из пшеницы и приносили её на могилу к умершему. Также с древних времен свое начало берет и коливо. Впервые о нем узнали из манускриптов V-VI века до н.э.

Что символизирует кутья на поминках

Некоторые интересуются, особенно те, кто далек от веры «Почему на поминках едят кутью?».

Как и любое другое традиционное блюдо, она несет в себе некий символизм, благодаря ингредиентам, которые входят в состав. Зерно — в любом виде означает возрождение из мира мертвых.

Если его положить в землю, оно вырастает, и на свет появляется новая жизнь. Само же зерно пропадает. Так же происходит и с телом умершего человека.

Так же читайте:  Молитва на 40 дней после смерти

В свою очередь мед и сухофрукты наши предшественники считали символами богатства и здоровья. Они напоминают о сладостном пребывании в Царстве Божьем.

Таким образом, два самых простых составляющих кутьи обозначали тогда вечную жизнь, воскрешение и достаток. Другие компоненты также имеют некий символизм:

  • Мед являет собой умиротворение, которое умерший получит на небесах.
  • Сушеные яблоки и курага — райские плоды.

Итак, зачем кутья на поминках? Ответ очень прост, каша, которую пришедшие делят между собой, объединяет и поддерживает в горе. Это не просто обед, а воспоминание о хороших и добрых делах умершего.

Так же известно, что кутью едят не только сами, но и раздают за помин души:

  • родственникам усопшего,
  • соседям,
  • нищим и нуждающимся,
  • в церковь и на кладбище.

Рецепт кутьи на поминки

По старым обычаям, у каждой семьи должен быть свой секретный рецепт приготовления, который будет передаваться от одного поколения к другому. Каждый готовит это блюдо по-своему. Но если у вас по каким-то причинам не оказалось рецепта кутьи, то мы расскажем, рецепт приготовления кутьи на поминки.

Количество ингредиентов рассчитано на одно блюдо (тарелку), из которого гости будут зачерпывать немного каши. Вариантов приготовления кутьи много, мы же узнаем, как варить кутью из риса на поминки:

  • берем стакан риса, промываем под проточной водой и отвариваем 1:2, до рассыпчатого состояния;
  • добавляем щепотку соли и сахар по вкусу;
  • изюм необходимо предварительно залить кипятком на 10-15 минут. Затем, слейте воду и добавьте изюм в кашу.
  • по желанию добавьте мак и орехи;
  • выложите на тарелку и посыпьте изюмом с орехами.

Вдруг ваша кутья вышла густой консистенции, вы можете залить её узваром или теплой водой.

Так же читайте:  Пост перед исповедью и причастием

Перед тем как подавать на поминальный стол, кутью необходимо освятить, сделать это можно в церкви, во время утренней службы. Если же нет возможности попасть в церковь, то сделать это можно самостоятельно окропив блюдо свяченой водой и прочитав над ней молитву.

Поминальное блюдо кутья – это то, с чего необходимо начинать поминальное чествование. Стоит не забывать, что есть кашу можно только ложкой или руками, вилкой не стоит прикасаться к блюду.

Далее вы можете подать и остальные блюда. Перед угощением всем религиозным людям нужно помолиться за усопшего, за его пребывание в мире ином, в мире Вечном.

Если так получилось, что Вас просят помочь в приготовлении кутьи на поминки, не отказывайтесь, ведь есть большая вероятность того что у хозяйки ушли родные люди, и ей как никому необходима поддержка.

Также по традиции кутью варят не только в поминальные дни, но и в праздники — Сочельник и Рождество.

Смотрите еще видео рецепт поминальной кутьи:

Как правильно приготовить кутью на поминки из риса

Источник: https://tolkovanie.info/kak-pravilno-prigotovit-kutyu-na-pominki-iz-risa/

Кутия, коливо

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Кутия́, коли́во (ко́ливо) – поминальная пища; вареная пшеница или рис, приправленные медом, обычно смешанные с изюмом, черносливом или яблоками. Поминальную пищу обычно называют — кутьёй, а великопостую — коливом.

Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.

Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.

Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.

В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.).  В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии.

Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста.

Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

***

Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших,– вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его.
святитель Афанасий (Сахаров), исповедник

***

Рецепт поминальной кутии:

1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Рецепты колива:

Коливо из пшеницы. 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают.

Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой.

В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Читайте также:  Православие и буддизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви - православные молитвы

Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.

См. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, СМЕРТЬ

Источник: https://azbyka.ru/kutiya-kolivo

Коливо в традиции Православной Церкви

От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, – великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, – такая прелесть.

Я хватаю щепотками, – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной…

мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам…

а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а… великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»…

а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и  т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное!

И.С. Шмелёв. Лето Господне

Традиции Православной Церкви донесли до нашего времени обычай в некоторые постные дни готовить особые кушанья, имеющие связь с тем или иным праздником.

Такое блюдо как кутья (кутья – общее славянское название сладкой праздничной зерновой каши) готовится в дни особого поминовения усопших. По традиции с кутьи (она могла быть из разваренных зерен пшеницы, ржи, ячменя или риса с мёдом или изюмом), начинался поминальный обед.

Поминальный обед традиционно устраивается после смерти христианина на третий день (в честь трехдневного Воскресения Христа – победы жизни над смертью), на девятый день, на сороковой день (в честь сорокадневного Вознесения Христа на небо), а также в годовщину смерти.

Поминальный стол на Руси традиционно был простым и сытным, за ним не принято было подавать изысканные блюда, а некоторые поминальные кушанья иногда предварительно освящались в храме. С давних времен таким кушаньем является мед (мёд ел Воскресший Христос, когда явился своим ученикам).

Из фруктов и мёда на Руси приготовляли сладкий фруктовый взвар – прообраз современного компота, который также стал обязательной поминальным блюдом. Для поминок выпекали пшеничный дрожжевой хлеб, на который ставили зажженные свечи. В конце обеда его раздавали всем присутствующим.

Этот хлеб напоминал о том, что ученики Христа после Воскресения всегда оставляли один хлеб во время трапезы, надеясь, что Христос придет к ним.

Самым простым способом приготовления кутьи для поминального обеда является такой (потребуется 2 стакана риса, 1-2 стакана изюма, 1 стакан меда):

Сварить рассыпчатый рис. Изюм промыть, залить кипятком на 10-15 минут, воду слить, изюм отжать салфеткой. Рис, изюм и мед смешать. В кутью можно добавить 1 стакан измельченного миндаля.

Среди разновидностей кутьи особое место занимают сочиво и коливо. Как утверждают некоторые знатоки обрядовой кухни, традиция готовить сочиво и коливо уходит в давние христианские времена.

В 362 г. император Юлиана Отступник хотел во время начала Великого поста осквернить христиан кровью языческих жертв и приказал, чтобы всю пищу, которая будет продаваться на рынке, тайно окропили кровью идоложертвенных животных.

Тогда Константинопольскому епископу во сне явился святой Феодор Тирон и раскрыл ему коварный замысел, повелев сказать всем христианам, чтобы они не покупали ничего на рынке, а питались той пищей, которую святой Феодор назвал коливом.

По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно. Мученик Феодор пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу.

Епископ Евдоксий рассказал об этом христианам, и поэтому никто не покупал оскверненную пищу, как того хотел император Юлиан.

В память об этом чудесном событии  в пятницу 1-й Недели поста в храмах Русской Православной Церкви совершается Чин освящения колива. Обычная молитва над коливом в данном случае предваряется особенным молебном великомученику.

Профессор Киевской Духовной Академии Михаил Скабалланович объясняет в «Толковом Типиконе», что «вкушение колива – такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это – трапеза в день памяти святого.

Что такое коливо, объясняется в самом заглавии настоящего чина: это кутия или вареная пшеница с медом, украшенная сладкими плодами и приносимая в церковь в честь и память «Господских (т. е. двунадесятых, великих) праздников или святых Божиих», святых великих, как видно из помещения этого чина именно здесь.

Как показывает содержание молитвы над коливом, оно, с одной стороны, имеет такое же знаменование, как приносимое в память усопших, то есть предуказывает на воскресение, уподобляемое в Священном Писании прозябанию зерна из земли; с другой стороны, коливо имеет целью, как и благословляемые на вечерне хлеб и вино, освящение праздничной трапезы, являющейся образом наслаждения вечными благами».

Пшеница или плоды, приносимые в память усопших, означают, что умерший воистину опять восстанет из гроба, ибо и пшеница, посеваемая в земле, и плод, полагаемый в землю, сперва истлевают, а потом приносят обильные, зрелые и совершенные плоды.

Мед сахар, употребляемые в кути, означают то, что после воскресения ожидает православных и праведных, не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Царстве небесном.

Коливо или кутия, приготовленные из зерен, выражают веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни, подобно тому, как зерно, брошенное в землю, хотя подвергается тлению, но дает обильный урожай.

Сочиво – это блюдо родственное коливу. Когда практика празднования коливом дней памяти святых стала повсеместной, эта традиция перешла и на двунадесятые праздники.

Однако для более торжественных праздников в Греческой Церкви в кушанье стали добавлять миндальное молоко, а в других культурах – заливать «соком» («сытой» – медовой водой или «взваром» – компотом из сухофруктов). Так появилось сочиво.

Согласно церковному уставу, в дни Рождественского и Богоявленского сочельников православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво (церковнослав. сочиво – замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя).

В Покровском храме сочиво и коливо по традиции готовятся несколько раз в год. По словам старшего повара трапезной храма Елены Борисовны Беловой, эти кушанья могут готовиться по самым разным рецептам. Елена Борисовна поделилась рецептом, по которому готовилось коливо в пятницу Первой недели Великого поста 2011 года.

Коливо

Ингридиенты:

1 ст. пшеничной крупы или цельного зерна пшеницы.

По 200 г. грецких орехов, фундука, кешью, миндальных орехов.

2 ст. л. кунжута.

200 г. белого хлеба.

3/4 ст. светлого изюма.

150 г. сахарной пудры.

Корица по вкусу.

Приготовление:

Орехи слегка подсушить в духовке (чтобы не потеряли цвет), натереть на мелкой тёрке. Хлеб нарезать на сухари, подсушить в духовке (без изменения цвета) смолоть на мясорубке.

Пшеничную крупу просеять, набрать 1 стакан и залить 1 стаканом кипятка, варить на медленном огне до готовности, постепенно добавить еще ? ст. воды. Полученную смесь укутать на 1 час. Затем промыть холодной водой, отжать и разложить в один слой на полотенце.

Если варим цельное зерно пшеницы, то нужно варить его до готовности в 3-х стаканах воды. Затем также промыть и просушить.

На следующее утро смешиваем пшеничную крупу или пшеницу с молотыми сухарями, тщательно перемешиваем, постепенно добавляем орехи всех видов. Затем добавляем сахарную пудру, корицу по вкусу, изюм, жареный кунжут.

Выкладываем полученную смесь в блюдо, сверху посыпаем сахарной пудрой, украшаем цукатами, зернами граната. Можно выложить крест.

Коливо должно быть рассыпчатым, светлым, в меру сладким с приятным ореховым вкусом. Ангела за трапезой!

Материал подготовила Татьяна Петрович

Источник: http://www.pokrovsar.ru/item/788

Чудо колива, или “бессмысленные” традиции

18 марта, в пятницу первой седмицы поста, после литургии Преждеосвященных Даров будет освящаться коливо – сваренные с медом зерна пшеницы. Коливо освящается в память святого мученика Феодора Тирона, явившегося в начале Великого поста 362 года во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию и предупредившего об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.

Об этом чуде святого мученика Феодора Тирона мы вспоминаем каждый год, хотя прошло более 1600 лет с того дня, когда христиане Константинополя были спасены от замышляемого против их веры злодеяния.

И освящение колива остается значимой составляющей этого праздника.

Но насколько важен для нас этот обряд? Зачем так много традиций далеких веков перенесено в современную жизнь Церкви? Не обросла ли сверх меры всевозможными обрядами наша православная вера?

О практических аспектах древних традиций, притягательной силе церковных обрядов, поиске причин и выборе человека – протоиерей Владимир Пучков, клирик Крестовоздвиженского храма города Винницы, главный редактор газеты «Православная Виннитчина».

***

Протоиерей Владимир Пучков

Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.

Таким же образом и многие традиции у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.

Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего.

Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили.

Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.

Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала.

Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном.

Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.

Очень интересное чудо

С освящением колива наблюдается то же самое. На какой-то момент Церковь переживала это событие как действительно очень значимое. Великий пост, время особого воздержания. И тут император Юлиан повелевает тайно окропить кровью жертвенных животных продукты на рынке, чтобы христиане осквернились, сами того не желая и не подозревая об этом.

Далее происходит чудо – причем чудо очень интересное, особенно если вдуматься, посредством кого действовал Господь. Мученик Феодор Тирон явился, как известно, архиерею. Но архиерей этот был арианином – православного архиерея в городе не было.

Причем Евдоксий был еще и человеком, мягко говоря, не очень благочестивой жизни. Профессор Болотов пишет о нём: «человек малопривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения, как не всякий другой».

Вот такому человеку является мученик только потому, что его, в силу положения, услышат многие.

Конечно, для Церкви это событие было значимо. Им было явлено промышление Божие – причем речь ведь шла не о пресечении какого-то серьезного и явного злодейства, а об изобличении подспудного, тайного и подленького замысла. И Господь даже его изобличил и показал, как Он заботится о христианах, не погнушавшись для этого откровенно недостойным человеком – и отсутствие достойных не стало помехой.

Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/

Кутья (коливо) – поминальная каша

Кутья (коливо) – поминальная каша

Кутья из риса

Кутья (или коливо) – это православное поминальное блюдо, символизирующее веру живых в царствие небесное, вечную жизнь и воскрешение.

Готовится кутья на каждые поминки, на Рождество и другие большие православные праздники.

Из чего приготовить кутью

  • Рис (пшеница или перловка) – 0,5 стакана на 2 стакана воды;
  • Изюм – горсть;
  • По желанию: мак, курага, чернослив, цукаты – горсть;
  • Мед или сахар – 1 ст.л.
Читайте также:  Житие мученицы параскевы, нареченной пятницею - православные молитвы

Мед и кисловато-сладкие сухофрукты создают нужное настроение поминальной каши.

Как приготовить кутью

  1. Замочить рис в воде на 1-2 часа. Потом воду слить;
  2. Изюм (и другие сухофрукты, если используете) замочить на 20-30 минут, промыть и проварить минут 5. Воду слить.

    Большие сухофрукты нарезать маленькими кусочками;

  3. Сварить рис в кастрюле с широким толстым дном, а лучше –  в толстостенной сковороде (будет большая поверхность испарения, удобно): довести до кипения, уменьшить огонь до маленького и оставить потихоньку вариться. Не перемешивать. Крышкой не накрывать. Пусть каша дышит через образовавшиеся поры и выпускает лишнюю влагу.

    Когда вода почти выпарилась и рис уже стал мягким, добавить сухофрукты и ложку меда (если засахарился – подогрейте заранее, если берете сахар – растворите его в небольшом количестве воды). Подержать еще минутку-две и выключить огонь;

  4. Готовую кутью переложить в мисочку, глубокую тарелку или пиалу, при желании украсить сухофруктами. Накрыть крышкой и остудить.

    Освятить в церкви на отпевании или просто на службе, если поминки на девятый, сороковой день, пол года, год и т.д., за столом прочитать молитву и начать поминальную трапезу с горсточки сладкой каши.

Перед началом поминок кашу освящают

Если не освятили кутью

Если вы забыли освятить кутью в церкви (это делается на утренней службе),  сбрызните ее дома святой водой. А если святой воды нет, просто помолитесь и начинайте трапезу. Бог вас услышит.

Что делать с остатками кутьи

Если кутья осталась, можно помянуть ей усопшего при следующем обеде, завтраке или ужине, пока она не закончится.

На сколько человек мисочка кутьи

Такое количество кутьи, приготовленной по нашему рецепту, рассчитано на 1 глубокую тарелку или миску среднего размера, когда на поминках человек 25-30 или чуть больше.

Часто ее зачерпывают прямо рукой, но лучше взять вилочкой или ложечкой, чтобы не передавать друг другу лишние микробы.

Поминальный стол и зачем поминают усопших

О том, как и почему поминают усопших, о поминальной трапезе, принципе выбора блюд, примерном меню можно прочитать здесь – Поминальная трапеза.

И еще Рецепт греческого колива + другой рецепт колива из риса.

***

Если вы искали рецепт кутьи для поминок, очень сочувствую вам. Вечная память и царствие небесное тому, для кого вы искали, как приготовить эту кутью.

Прочитайте молитву, раздайте кашу присутствующим и приступайте к поминальной трапезе.

Источник: http://amamam.ru/kut-ya-kolivo-pominal-naya-kasha/

История и символизм кутьи

Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т.д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История кутьи

Само слово «кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.

Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно.

С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «родины»), и на крестинах.

Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

Символизм кутьи

Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности.

Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.

В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

Поверья связанные с кутьей

А мак  и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода.

Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.

Канунная (праздничная) кутья

Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.

Кутья рождественская

Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.

Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.

А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.

Новогодняя кутья

Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

Кутья крещенская

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.

Православная кутья

При этом также  традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста.

Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаИ это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.

Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода.

А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/history-and-symbolism-kuti/

Афонские рецепты приготовления колива (кутьи) в обителях Святой Горы

По древней благочестивой традиции на Руси в канун Рождества Христова и Крещения Господня принято было готовить и принимать в пищу кутью (коливо, сочиво) – вареную пшеницу, подслащенную медом или сахаром. В связи с этим праздники-кануны в народе нередко называли «Кутья», иногда – «кутейником», а также «Рождественским сочельником».

В частности, в канун Рождества Христова таким днем является 6 января – Навечерие Рождества Господня, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста.

Традиция употребления в этот день в пищу кутьи (колива) имеет давние корни, тянущиеся в древнюю Византию. Особенно она распространена на Святой Горе Афон.

Обычно коливо на Афоне готовят следующим образом: слегка толченую предварительно пшеницу замачивают в воде примерно на полчаса. Затем воду сливают и заливают кипящей водой, варя до тех пор, пока пшеница не раскроется от варки как цветок, а вода (отвар) превратится в кашицу. Добавляют немного соли.

Отвар отделяют и добавляют в него сахар и корицу. Получается вкусный напиток, который пьют отдельно. Затем промывают вареную пшеницу водой и раскладывают на просушку.

За 2-3 часа до Божественной Литургии в пшеницу добавляют тертые сухари, чтобы впиталась вся излишняя влага и пшеница осталась совершенно сухой. Теперь уже зерно готово. На праздники его смешивают с тертым фундуком или грецкими орехами.

Поверх зерна насыпают слой сахара и делают крест сахаром, подкрашенным корицей.

При этом на Афоне, традиционно, на приготовленном коливе принято также цветным сахаром изображать икону святого, память которого чтится. Эти иконы из цветного сахара – настоящие произведения искусства, которые, к сожалению, не сохраняются, так как коливо раздают и едят.

Иконы из сахара пишутся следующим образом: спичкой или деревянным кончиком акварельной кисти по трафарету выдавливают образ. Затем заполняют разноцветным сахаром детали (одежду, лицо, волосы). Для украшения используют конфетки – чаще всего чечевицу, погруженную с серебряную патоку.

Для удобства предлагаем читателям один из святогорских рецептов приготовления колива:

Пшеница в зернах 1 стаканОрехи лесные ~70 г.Орехи грецкие ~ 70 г.Миндаль ~ 70 г.Изюм ~ 200 г.Кокосовая стружкаСахарная пудраТертая корица 1 ст. ложка (по вкусу)Сахарный песок (по вкусу)

Пшеничные сухари 200 г.

Накануне с вечера нужно подготовить все сухие составляющие. Орехи, изюм и сухари перетереть в крошку. Пшеницу на ночь замочить в воде. А само коливо лучше готовить прямо в день праздника, а не заранее, потому что пшеница быстро высыхает и становится жесткой. Лучше будет на праздник встать утром пораньше и приступить к приготовлению.

Пшеницу варить на слабом огне в чуть сладкой воде около полутора—двух часов, пока пшеница не станет мягкой. Нужно быть внимательным, чтобы пшеница не разварилась в кашу и была рассыпчатой, но в то же время мягкой. Высыпать пшеницу на дуршлаг, чтобы слить воду.

После этого переложить пшеницу в марлю и подвесить, чтобы она окончательно просохла и охладилась. Смешать с дроблеными орехами, изюмом, кокосовой стружкой, можно добавить сахара по вкусу. Тертые сухари добавляют обильно, чтобы они впитали влагу, и чтобы коливо было рассыпчатым, а не мокрым.

Выложить коливо на большое блюдо, выровнять поверхность плоским предметом, например тарелкой, чтобы получилось нечто больше похожее шайбу, чем горку. Посыпать сверху слоем сухарей и закончить слоем сахарной пудры. Украшать можно орехами, сухофруктами, сахарной пудрой и корицей.

Корицу и пудру лучше сыпать через сито. Чтобы получились ровные границы используйте трафарет.

Подготовлено порталом «Русский Афон» с использованием материалов из книги И. Хатзифоти «Повседневная жизнь на Святом Афоне» (Афины, 1999), сайтов Nsad, Pemptousia и др.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:

Афонские старцы о ложных духовных ступенях

 Редакция портала «Православная Жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича), посетившего в рамках паломнической поездки Святую Гору Афон, рассказать, что ему известно о спасительной духовной лестн

Преображение Господне на Святой Горе

У иноков Святой Горы издревле и доныне соблюдается обычай на праздник Преображения Господня восходить на самую вершину для совершения всенощного бдения и литургии.

Источник: http://afonit.info/monitoring-smi/afonskie-retsepty-prigotovleniya-koliva-kuti-v-obitelyakh-svyatoj-gory

Кутья поминальная: как приготовить :

С давних времён близкие люди усопшего в определённые дни собирались вместе для того, чтобы просить через совместные молитвы у Всевышнего успокоения души умершего. После посещения кладбища родственники устраивали поминальный обед.

Эти ритуалы сохранились и по сегодняшний день: поминки устраивают на третий день кончины человека, а также на девятый и сороковой дни. К огромному сожалению, сегодня поминальные обеды стараются сделать богатыми и пышными, забывая о древних традициях и обрядах.

Чтобы действительно помочь душе, что отходит к Богу, необходимо правильно организовывать соответствующую трапезу.

Одним из главных блюд на столе в эти дни является кутья поминальная, или коливо. Его пробуют первым, а олицетворяет оно бессмертие усопших, веру в воскрешение и вечную жизнь.

Что такое кутья?

Коливо, или кутья, представляет собой блюдо из сваренных пшеничных зёрен или отварного риса с добавлением мёда и изюма, которые необходимо предварительно освятить во время панихиды в церкви. При этом зёрна символизируют воскресение.

Чтобы получить всходы, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и человеческое тело будет предано земле, чтобы оно истлело, а затем воскресло и стало нетленным для дальнейшей жизни. Изюм и мёд представляют здесь духовные блага вечной жизни.

Поэтому коливо является олицетворением уверенности живых людей в бессмертии тех, кто умер. Готовят это блюдо не только на поминки, но и на Рождество и иные православные праздники. Главное здесь — чтобы зерно, которое входит в состав кушанья, было цельным.

При этом оно может быть любым: рисовым, овсяным, пшеничным, перловым и так далее.

Несколько слов о том, как варить кутью

Блюдо это всегда должно быть сладким, поэтому в его состав часто входят мёд, изюм, мак, орехи, цукаты, сухофрукты и прочее. Правильно его варить на узваре из сухофруктов. Для приготовления применяется казанок, керамический сотейник или любая другая посуда с толстыми стенками.

Подаётся кутья только остывшей, при этом она должна быть украшена цукатами, мармеладом, леденцами или орехами. Кушанье не готовят в большом количестве, поскольку если оно будет долго стоять, мёд начнёт бродить. А кроме того, выбрасывать его нельзя — кутью едят, пока она не закончится.

Коливо должно быть освящено в церкви (можно провести эту процедуру дома самостоятельно, побрызгав блюдо священной водой). Перед его употреблением читают молитву.

Кутья поминальная из риса: рецепт классический

Ингредиенты: половина стакана риса, два стакана воды, три ложки мёда, шестьдесят граммов орехов грецких, по сто граммов цукатов, орехов, чернослива, изюма.

Приготовление

Рисовую крупу промывают несколько раз и отваривают в воде. Цукаты, изюм и чернослив замачивают на один час в кипятке. Грецкий орех поджаривают одну минуту на сковороде. Мак промывают, выкладывают на сито, чтобы вода стекла, потом его кладут в ступку и измельчают до появления белого молочка.

Сухофрукты и цукаты нарезают кубиками небольшого размера, чтоб удобнее было есть.

Готовую рисовую кашу ополаскивают холодной водой и выкладывают на сито, чтобы крупинки не слипались, потом остывшую её смешивают с мёдом, маком и половиной орехов, сухофруктов и цукатов, оставшейся частью украшают готовое блюдо, выложенное горкой.

Рисовое коливо

Поскольку кутья из риса готовится на поминки чаще всего, то рецептов её приготовления можно найти огромное количество. Мы рассмотрим ещё один.

Ингредиенты: четыре ложки мака, по пятьдесят граммов светлого и темного изюма, три ложки мёда, один стакан длиннозерного риса, пятьдесят граммов вяленой клюквы, один стакан грецкого ореха, одна ложка масла оливкового.

Приготовление

Перед тем как приготовить поминальную кутью, рис промывают семь раз, наливают воды из расчёта один к двум, добавляют щепотку соли, масло оливковое и варят под закрытой крышкой до готовности на медленном огне. Готовую кашу остужают. Тем временем кипятят воду. Изюм перебирают, промывают и заливают кипятком.

Клюкву перебирают, моют и выкладывают на салфетку. Орехи высыпают на горячую сковородку (можно прокалить в микроволновой печи). Мак растирают с одной ложкой сахара в ступке. Подготовленный рис заправляют мёдом, орехами и клюквой, маком.

Готовое блюдо выкладывают на посуду горкой и украшают по своему усмотрению, используя орехи, клюкву и так далее.

Рисовая кутья с цукатами

Это блюдо будет вкуснее, если в него добавить больше мака и орехов.

Ингредиенты: пятьдесят граммов орехов грецких, пятьдесят граммов кешью, пятьдесят граммов миндаля, один стакан риса, пятьдесят граммов мака, сахар по вкусу, сто граммов цукатов.

Приготовление

Перед тем как варить поминальную кутью, необходимо подготовить все ингредиенты. Для этого рис тщательно промывают и заливают холодной водой (на один стакан крупы берут два стакана жидкости), добавляют соль по вкусу и варят до готовности.

Можно добавить немного растительного масла, чтобы крупинки не слипались. Дальше рис охлаждают таким образом, чтобы он не подсох, а держал форму, оставаясь мягким и нежным. Потом берут мак, заливают его кипятком и оставляют настаиваться на один час.

По прошествии времени воду полностью сливают, мак перемешивают с мёдом и цукатами, добавляют подготовленный рис.

Миндаль на десять минут заливают кипятком, после чего удаляют кожицу. Кешью и грецкие орехи подсушивают в микроволновой печи или на сковороде, после чего выкладывают на кутью.

Кутья в мультиварке

Мультиварка готовит нешлифованные крупы так, что они никаким образом не отличаются от тех, которые приготовлены в казанке. Кроме того, этот прибор значительно экономит время и силы кулинара. Кутья поминальная, рецепт которой мы сейчас рассмотрим, получится рассыпчатой и очень вкусной.

Ингредиенты: два мультистакана перловки, пять мультистаканов воды, одна щепотка соли, сто граммов миндаля, полстакана мака, полстакана изюма без косточки, две ложки сахара.

Приготовление

С вечера перловую крупу замачивают. На следующий день её промывают, кладут в чашу мультиварки и добавляют воду, соль. Крышку закрывают и включают режим «Рис» или «Гречка», варят до готовности, после чего перекладывают в другую посуду и оставляют остывать.

Тем временем воду кипятят, заливают ею мак и оставляют на один час. По прошествии времени воду сливают, добавляют сахар и хорошо растирают мак в ступке.

Изюм замачивают в воде на полчаса, потом его промывают и высыпают на салфетку, чтобы лишняя влага в неё впиталась. Орехи поджаривают на сковороде. Кашу перемешивают с мёдом, изюмом и маком, небольшой частью орехов.

Остальным миндалём украшают коливо, которое насыпают горкой.

Коливо из перловой крупы

Кутья поминальная из такой крупы получается рассыпчатой. Для этого необходимо варить её в казанке.

Ингредиенты: один стакан перловой крупы, сто граммов мака, сто граммов орехов грецких, сто граммов изюма, сто граммов кураги, две ложки мёда.

Приготовление

Прежде чем начинать готовить это блюдо, необходимо заранее замочить крупу в воде и оставить на ночь настаиваться. При этом жидкости должно быть в два раза больше, чем перловки. Утром её промывают, заливают водой, добавляют соль и ставят вариться на среднем огне до готовности.

На это отводится один час, так как разбухшая крупа варится достаточно быстро. Если необходимо получить кашу рассыпчатую, то в начале её варки добавляют одну ложку масла растительного. Делается это для того, чтобы зёрна не слипались, а оставались цельными даже после остывания колива.

Дальше кутья поминальная, рецепт которой мы сейчас рассматриваем, готовится следующим образом: мак варят десять минут, потом воду сцеживают при помощи сита или марли. Скалкой растирают его до образования белого молока.

Изюм и курагу перебирают, обдают кипятком и промывают. Затем сушеный абрикос нарезают на мелкие кусочки. Сухофрукты предварительно вымачивают в кипятке один час. Итак, мак и орехи смешивают, добавляют в перловку вместе с курагой и изюмом, мёдом.

Готовое блюдо украшают сухофруктами и подают.

Поминальное коливо из пшеницы

Ингредиенты: один стакан пшеницы, сто граммов изюма, три ложки мёда, пятьдесят граммов мака, сто граммов грецких орехов.

Приготовление

Перед тем как варить поминальную кутью, пшеницу промывают, заливают холодной водой и оставляют на ночь — настаиваться.

На следующий день зерно хорошо промывают, заливают водой (на один стакан пшеницы её берут три стакана), ставят на небольшой огонь и кипятят.

Когда жидкость закипит, добавляют соль и варят кашу до готовности на самом медленном огне. Если пшеница шлифованная, то она варится гораздо быстрее.

Мы помним о том, что кутья на поминки должна быть сладкой. Все сухофрукты, предварительно замоченные в воде, вместе с прокаленным на сковороде орехом нарезаются и смешиваются.

Мак замачивают в кипятке, обсушивают и толкут в ступке до образования белого молочка, потом его добавляют к орехам вместе с мёдом и подготовленной крупой.

Всё хорошо перемешивают и выкладывают на большое блюдо горкой, украсив орехами и сухофруктами по желанию.

Перловая кутья с черносливом

Ингредиенты: двести граммов цельной перловой крупы, сто граммов мака, пятьдесят граммов орехов очищенных, пятьдесят граммов изюма, сто граммов чернослива, одна ложка масла растительного, сахар и мёд по вкусу.

Приготовление

Одним из традиционных обрядовых блюд является перловая кутья поминальная. Как готовить её — мы сейчас рассмотрим. Итак, сначала перловку моют и замачивают на ночь в холодной воде.

Утром её промывают до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной. Затем крупу кладут в казанок, добавляют масло, два стакана воды и варят, периодически снимая пенку.

Когда вся пена будет снята, кашу солят, убавляют огонь и варят до готовности (на это уходит один час), следя за тем, чтобы она не пригорела.

И сладенького не забыть..

Тем временем мак, миндаль и сухофрукты промывают, чернослив и изюм заливают кипящей водой на один час. Мак также заливают кипятком в соотношении 1:2. Миндаль замачивают на двадцать минут, после чего очищают от кожицы и подсушивают на сковороде.

Воду с мака сливают, а крупинки толкут в ступке. Сухофрукты выкладывают на бумажные салфетки, чтобы вся вода ушла, а потом нарезают небольшими кусочками.

Все подготовленные ингредиенты смешивают, добавляют мёд и сахар по вкусу и выкладывают на блюдо горкой, украшают орехами и подают к столу. Кутья поминальная готова!

Несколько слов напоследок

Каждому из нас рано или поздно приходится сталкиваться с погребением близких или родственников. Конечно, это непоправимая утрата, но у нас есть шанс помочь душе попасть на Небеса. Для этого в церкви устраивают панихиду, собирают поминальный обед, на котором за молитвой прощаются с усопшим. Кутья поминальная является самым главным блюдом в этот день.

Она символизирует нашу веру в воскрешение и вечную жизнь в Царствии Небесном. Её освящают в церкви (или отдельные её ингредиенты) и только после этого ставят на стол, чтобы отведать. При этом коливо является первым блюдом, которое необходимо попробовать за поминальным столом (трижды). Более того, его ни в коем случае нельзя выбрасывать.

В былые времена это блюдо раздавалось нищим «за помин души».

Источник: https://www.syl.ru/article/153381/new_kutya-pominalnaya-kak-prigotovit

Ссылка на основную публикацию