Как и когда рассказать и объяснить детям о боге в православии – православные молитвы

Когда и как надо начинать говорить ребенку о Боге

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

“Благовещение. Библиотека православного христианина.” (www.wco.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

“Православие и мир. Электронная библиотека” (lib.pravmir.ru).

Как часто, глядя на непокорного подростка, впавшего в отчаяние юношу, заплутавшую среди искушений и соблазнов девушку, мы думаем: когда они нас не услышали, когда — не поверили? Что мы не смогли сказать им, почему они не захотели быть вместе с нами? Ведь мы их так любили, берегли, опекали…

Дай Бог вашему малютке в характере быть похожим на овечку, а не на козленочка. Овечки бывают тихи, смирны и послушливы, а козленочки прыгливы, крикливы и бодливы, и за это самое они никому неприятны.

А кроме сего, овечки на Суде Божием станут одесную Христа, а козленочки по левую, то есть будут отвержены от Христа, чего должно опасаться и вашему дитяти.

Из писем игумена Антония
Малоярославецкого

Цель воспитания раскрывается в молитвах Таинства Крещения.

Священник, среди других, читает следующую молитву (приводим в русском переводе): «Владыка Господи Боже наш, призови раба Твоего (имя ребенка) ко святому Твоему Просвещению…

Отстрани от него ветхость его греховной природы и обнови его для жизни вечной… Чтобы он впредь не оставался рабом своей плоти, но стал сыном (или дочерью) Твоего Царства».

В Таинстве Крещения человек внутренне преображается: он умирает для греховной жизни и рождается для духовной, благодатной.

Новокрещенному открывается возможность стать новым, одухотворенным человеком, любящим Бога, любящим добро.

Эти свойства уподобляют его самого воплотившемуся Сыну Божию, как поется во время обхода крестильной купели: «Елицы (те, которые) во Христа крестились, во Христа облеклись (приняли Его образ)» [1].

Ответственность за привитие и укрепление в ребенке христианских добродетелей лежит на родителях, родственниках и кумовьях.

Так как человек состоит из тела и души, то ребенок нуждается не только в телесном Питании, но и в духовном. Если родители ограничиваются только физическим питанием ребенка и пренебрегают духовным, он вырастает «чадом тела», бездуховным рабом своих плотских желаний.

Святой Иоанн Златоуст так говорит об ответственности христианских родителей: «Воспитать сердце детей в добродетели и благочестии — священный долг, который нельзя преступить, не сделавшись виновным в духовном детоубийстве. Это обязанность общая, как отцов, так и матерей…

Существуют отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям удовольствия, как богатым наследникам; а чтобы дети их были христианами — до этого родителям мало нужды. Преступное ослепление! От него все беспорядки, от которых стонет общество…

Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи нужны потому, что отсутствует нравственность».

Евангелие учит, что главное в жизни человека — правильное состояние его сердца. Под «сердцем» понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредоточиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь.

Если Сам Спаситель сказал, что от сердца исходят помышления злая (Мф. 15, 19), то очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.

Так как человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, то очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет.

Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны.

Причем очень важно привить любовь к Богу в самом раннем возрасте, раньше, чем ребенок утратит свою духовную восприимчивость.

[1] Стих из послания ап. Павла к галатам.<\p>

В вопросе о возрасте, когда следует приступать к воспитанию детей, мнения часто расходятся.

Некоторые родители считают, что после появления на свет ребенок долгое время нуждается только во внешнем уходе.

Они смотрят на него, словно на забавного котенка, не восприимчивого к духовным воздействиям, полагая, что до 2-3-х лет разум ребенка еще не готов к усвоению духовных предметов.

Источник: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2013

Как и когда рассказать и объяснить детям о Боге в православии

Человек может прийти к Богу в любом возрасте и самыми разными путями. Кто-то открывает Его для себя еще в раннем детстве и несет благодать с ранних лет; другой человек может прожить всю жизнь, совершить множество грехов, опуститься на самое дно и лишь там понять, что без Бога он ничто и никто.

Пути у каждого свои, но вполне естественно для верующих людей пытаться донести до своих детей как можно раньше суть православной веры. Каждый родитель надеется, что своим примером и своей верой сможет уберечь ребенка от множества ошибок в жизни. Так как же рассказать ребенку о Боге? В каком возрасте лучше это делать и как сохранить интерес к вере на всю жизнь?

Среди современных родителей часто можно услышать мнение, что совсем маленьких малышей не нужно приносить в храм и вообще приобщать к вере, поскольку они еще ничего не понимают. Это глубоко ошибочное мнение, из-за которого можно потерять самое благоприятное время, когда ребенок более всего податлив для закладывания основ религии.

Христианское воспитание детей

Православие учит тому, что еще в утробе матери ребенок чувствует духовное влияние. Если будущая мама молится, ходит в храм, регулярно участвует в Таинствах церкви, то и ребенок в ее животе еще до своего рождения воспринимает духовные дары. Таким детям будет проще взрослеть, проще познать Бога во взрослой жизни, ведь они еще до своего рождения «знакомились» с Ним.

Совсем маленьких деток нужно стараться как можно чаще приносить в храм, причащать, давать им по капельке святой воды. Чистая душа ребенка будет впитывать благодать Божью, возрастать в ней. Такой ребенок будет с самого детства расти в вере, и когда настанет срок сделать собственный выбор, человеку будет намного проще не сойти с христианского пути.

Уже в возрасте 3-4 лет ребенок готов сознательно воспринимать основы религии. Можно в доступной форме рассказывать ребенку о Творце, о небесных силах, о святых. Есть специальные детские пособия, мультфильмы, книги, которые значительно облегчают этот процесс для родителей. Существует также Библия для детей — книга, которую должны приобрести каждые родители.

Не стоит забывать, что дети в возрасте до 7 лет могут приступать к Таинству причастия в храме без специальной подготовки. Маленького ребенка можно утром покормить, перед причастием не нужна исповедь.

Поэтому очень важно в этом возрасте приводить малыша в храм как можно чаще, чтобы он сроднился с ним, привык постоянно там бывать.

Тогда и после 7 лет, когда причастие будет требовать уже некоторых усилий в подготовке, детям будет проще.

Важно! Нет такого возраста, когда дети еще не доросли до Бога. С самого рождения и до конца жизни человек нуждается в духовной пище, которую дает нам вера в Господа.

Сложнее всего родительскому влиянию подвергаются подростки, и религиозное воспитание не будет исключением. В переходном возрасте личность уже достаточно сформирована, появляются свои цели, взгляды, мнения. Этот возраст часто характеризуется бунтом, отторжением авторитетов, эгоцентризмом.

Конечно же, если в такой период родители впервые начинают говорить сыну или дочери о Боге, маловероятно, что они получат отклик. Особенно если вера пропагандируется слишком настойчиво или даже агрессивно. Эффект будет только обратный.

Как и любое воспитание, духовное влияние оказать тем проще, чем ребенок младше. Маленькие дети податливы, восприимчивы ко всему новому, доверчивы. Это благодатная почва для того, чтоб посеять в них зерно веры. И если в детстве время не было упущено зря, то рано или поздно станут видны плоды.

Библия для детей

Главные факторы христианского воспитания

Для того чтобы привить малышу христианское мировоззрение, нужно четко понимать основные моменты религиозного воспитания, а именно можно выделить следующие:

  • искренность;
  • последовательность;
  • реальность;
  • личный пример;
  • молитва.

Дети любого возраста отлично чувствуют ложь, поэтому совершенно бессмысленно говорить о Боге, если самому в него не верить.

Наверняка мы и сами можем вспомнить примеры взрослых людей, которые пытались внешне выглядеть благопристойно и духовно, хотя в них явно читалось полное внутреннее отсутствие веры.

Какие чувства вызывают такие люди? Неприязнь, нежелание слушать, отторжение. Так же и дети — они обязательно увидят неискренность взрослого и не будут воспринимать сказанное.

Последовательность религиозного воспитания предполагает постоянство определенных норм и правил жизни семьи. Если в верующей семье принято соблюдать посты, то они должны соблюдаться постоянно согласно календарю, а не по желанию, когда кому захочется. Если принято по воскресеньям и праздничным дням ходить в храм на службу — то без веской причины не стоит пропускать богослужений.

Малыш должен расти в такой среде, где христианские правила являются нормой, неотъемлемой частью жизни.

Важный момент, о котором забывают многие — реальность Бога. Как бы это ни показалось странным, но многие люди, которые считают себя верующими христианами, часто забывают, что Господь абсолютно реален. Происходит некое разделение жизни повседневной и жизни духовной. Бог остается, в лучшем случае, на воскресный день или вечернюю молитву, а текущие бытовые дела выполняются без Его участия.

Очень важно дать понять ребенку, что Бог с нами всегда, в каждый момент нашей жизни. Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались — Господь с нами, он нас не оставляет.

Это важнейшее правило духовной жизни очень помогает и взрослым, и детям, выстраивать жизнь согласно духовным законам.

Малыш, который знает, что на него смотрит Боженька, будет больше стремиться к послушанию, остерегаться плохих поступков.

Ну и, конечно же, как говорят святые отцы — вера без дел мертва. Можно сколько угодно много говорить с детьми о Боге, но если при этом не делать ничего, слова будут пусты. Дети воспринимают мир чувственно, через эмоции и переживания, поэтому очень важно им давать положительные эмоции, связанные с верой.

Дети в храме

На практике это может проявляться в том, что поход в храм заканчивается веселой прогулкой или небольшим подарком. Вечерняя молитва плавно переходит в объятия и чтение перед сном. Если после молитвы или богослужения мама и папа радостные, полны любви, излучают тепло — дети будут ассоциировать эти положительные переживания с верой.

Если же, напротив, поход в храм превращается в пытку для ребенка, которого постоянно одергивают и требуют стоять на месте, не шуметь, да еще и наказывают за неподобающее поведение — захочет ли малыш после этого ходить в церковь? Какой пример в таком случае подают родители? Они всем своим видом показывают недовольство ребенком, вместо любви к нему выражают только лишь раздражение и негодование. Это и есть отрицательный личный пример, который только оттолкнет малыша дальше от Бога.

Важно! Именно личный пример родителей, которые имею живую, действенную веру в Бога, является самым сильным инструментом христианского воспитания.

Как говорят многие старцы, воспитание детей надо всегда начинать с родителей. Как можно требовать от ребенка веры в Господа, если родители сами ее не имеют? До какого-то возраста возможно добиться условного послушания в угоду маме и папе.

Но, не имея твердого духовного основания, такое воспитание не даст должного плода. По мере взросления ребенок почувствует пустоту родительских слов, и наверняка отвернется от Бога и уйдет из храма.

Именно поэтому в наших церквах так мало подростков — они часто ищут свой путь в других местах, потому что с раннего детства не впитали веру.

Но, как бы там ни было, унывать никогда не стоит. И даже если родители поздно опомнились, или же сами открыли для себя веру в зрелом возрасте, когда их дети уже подросли — Господь всегда дает шанс исправить свою жизнь.

И у человека есть очень мощный инструмент для этого — молитва. Православие свидетельствует, что родительская молитва поистине способна творить чудеса.

И даже если многое было упущено в раннем воспитании, нужно усиленно молиться о своем чаде ко Господу, и Он обязательно даст силы и способы наверстать упущенное.

Практические советы по христианскому воспитанию детей

Современное поколение верующих родителей — это, как правило, те люди, которые сознательно пришли к вере в зрелом возрасте. Длительный безбожный период привел к тому, что мало кто из нынешнего поколения имел возможность вырасти в христианских церковных семьях. К сожалению, традиция прервалась, и приходится практически с нуля возрождать христианство в отдельно взятой семье.

Для того, чтобы правильно начать с детьми разговор о Боге, нужно это делать только тогда, когда малыш готов вас слушать. Если он хочет в этот момент играть или смотреть мультфильм, то лучше дождаться более подходящего момента.

Важно! Самая главная задача христианского воспитания — привести ребенка к Богу. Но окончательное решение все равно всегда остается за ребенком, он сам должен выстроить свои личные отношения с Творцом.

Именно поэтому нужно крайне аккуратно подходить к принуждению в духовной жизни. С одной стороны, малыш еще не обладает достаточной силой воли, чтобы жить духовной жизнью, и его нужно подталкивать.

С другой стороны — чрезмерное понуждение рано или поздно приведет к отторжению и нежеланию общаться на религиозные темы.

Поэтому задача родителей — найти золотую середину и мягко направить сына или дочь на путь к Господу.

Поскольку для детей очень важно общение со сверстниками, хорошо, когда есть верующие друзья или круг общения. Можно записать ребенка в православную гимназию, или воскресную школу при храме. В такой среде мальчик или девочка из верующей семьи не будет чувствовать себя изгоем, а будет находиться среди «своих».

Читайте также:  Как и когда правильно освятить крестик в церкви или дома - православные молитвы

Детская воскресная школа при храме

Родители всегда с готовностью должны отвечать на вопросы ребенка о Боге. Но ответы не должны быть слишком сложные, а должны соответствовать возрасту сына или дочери. С большим интересом дети слушают на ночь истории о жизни святых подвижников — такое чтение вполне способно заменить вечернюю сказку и дать ответы на многие духовные вопросы.

Говорить с детьми о Боге желательно в позитивном ключе, особенно в маленьком возрасте. Не стоит пугать малыша всеми небесными карами за непослушание, поскольку в таком случае Господь превращается в страшного карателя. Ребенок, возможно, и воздержится лишний раз от шалости, но любить Бога не начтет, а будет только лишь бояться его.

Со временем, когда дети немного подрастают, им полезно рассказать и о страхе Божьем, как начале премудрости.

Только этот страх — это не опасение обязательного наказания за непослушание, а страх того, что своими плохими поступками мы сами себя отдаляем от Господа и потом страдаем.

Такие вещи непросто понять совсем маленькому малышу, поэтому лучше отложить такой разговор на более сознательный возраст.

Поскольку семья является единым духовным организмом, невозможно воспитывать детей, не возрастая самостоятельно. Нет ничего страшного в том, что дочь или сын будут видеть родительское несовершенство в духовных вопросах. Если родители при этом будут искренне стремиться к Богу, то и дети рано или поздно обязательно пойдут за ними.

Видео-интервью с протоиреем Андреем Ткачёвым: как говорить детям о Боге

Источник

Источник: http://4-women.ru/religiya/molitvyi/o-seme/kak-i-kogda-rasskazat-i-obiasnit-de.html

Как ребенку рассказать о Боге?

Как рассказать ребенку о Боге? Ведь рано или поздно все дети задают подобный вопрос родителям. То, что они расскажут своему чаду может положить начало вере — единственной ценности, которая оберегает и хранит душу человека.

О том, как правильно рассказать о Боге, о вере, об ангелах мы попросили поведать всем нашим читателям многодетную маму, которой не раз приходилось отвечать на этот вопрос своим детям.

Знаете, тут важно не то, что рассказывать — практически каждый современный человек знает достаточно о своей вере. Важно — как рассказывать. Лично я отвечала детям: «Бог — это тот, кто создал все на земле.

Деревья, животные, еда, вода, люди и все, что вокруг – это его волшебство». Я сама в это верю, правда, не до фанатизма. Считаю, что это должно оставаться личной тайной каждого человека. Именно так это и стоит преподавать детям.

К «тайнам» они относятся с наибольшим интересом.

Как-то дочка попросила у меня солнышко. Я сказала, что такое чудо может сотворить только Бог. Вы не поверите, что сказала кроха шести лет: «А Бог внутри меня. Зачем его просить, он и так знает мое желание».

Конечно, не надо сравнивать подобные чудеса с тем, что вытворяла золотая рыбка. Стоит объяснить ребенку, что каждое «хочу» должно быть очень нужным для всех, а не его личным. Мои дети просят приятных снов на ночь или внимание родителей. В таких просьбах Вы точно захотите помочь творцу.

Иисус Христос

Конечно же, нужно объяснить и то, что есть ангелы, которые и помогают Богу. Он один и не может все заметить. Надо рассказать, что у каждого хорошего человека есть личный друг – ангел-хранитель. Он спасает, поддерживает, предупреждает. Причем это надо объяснять в доказательствах. «Мама, я чуть не упала!» — «Это ангел тебя поддержал» — примерно в этом духе.

Ангел Хранитель

Думаю, что стоит так же рассказать о душе человека. Это она болит, она радуется и поддерживает тело. Я говорила, что все чувства находятся в душе. В пример: душа в пятки ушла — испуг, душа радуется — счастье и т.п.
Именно душу охраняет Бог и ангелы, ведь тело можно «починить». И про смерть – это не страшно. А вот душа бессмертна, так что всегда мама будет рядом.

Стоит читать вслух и небольшие молитвы. Детей это успокаивает как колыбельные. Только надо это делать с переводом для них. Это действительно для них важно. Потом они будут опираться, в случаях, на Ваш перевод и донесенный смысл.

И естественно, библейские истории. Есть уже готовые книги, которые удобны для понимания ребенка. Там есть очень поучительные истории, которые происходят и в повседневной жизни. Все истории стоит обговаривать, проводить параллели с настоящими событиями. Вместе делать умозаключения.

Такие разговоры и чтения, в действительности, очень важны каждому ребенку. Хотя бы для того, что он нуждается в чувстве защищенности. А вся тема о Боге носит именно такой характер.

Святая Троица

Плюс Вы выстраиваете для ребенка правильные рамки и ограничения. О семи грехах и десяти заповедях стоит рассказать и, что лучше, привести наглядные примеры, и чем раньше, тем лучше.

Например, алчность (или скупость). Ну, кто захочет дружить с жадиной? Необходимо приучать ребенка к бескорыстию и щедрости. Ведь это не только приятно самому потом будет, но еще приносит пользу и находит отклик.

А такую заповедь, как «не укради» — стоит объяснять очень многим детям. Ведь они могут узнать, чем это чревато не понаслышке. А грешны этим многие детишки. Правда, не осознано, а скорее из-за природного любопытства.

А вот подростка подойдет «не прелюбодействуй». Каждый родитель хочет уберечь ребенка (особенно девочек) от ранних взаимосвязей. Это не только не приятно, но и пугающе страшно. Некоторые вспоминают свою молодость, и этого хватает сполна. Тем более в нынешнее время. Но об этом стоит говорить уже с младых ногтей. Объяснять надо, когда ребенок «поперек лавки лежит».

Иверская Икона Божией Матери — покровительница всех детей.

И, ни в коем случае, не стоит пугать ребенка, «Божьей карой». Это не только вызовет сомнения у него, но и может озлобить. Причем, в первую очередь, на Вас. А зачем тогда вообще рассказывать о Боге и его любви?

Наоборот. Надо говорить, что Бог любит, любит всех и одинаково. Он прощает, когда просишь прощение и благословляет на правильные поступки. Ведь любая мама любит свое дитя, какие бы шалости он не творил, что бы он ни говорил, как бы себя не вел. Но и у мамы есть лимит терпения. А вот Бог — всепрощающий.

Источник: http://mammypage.ru/kak-rebenku-rasskazat-o-boge/

Правда о Боге и Вере – Детям!

Можно долго спорить о том, нужно ли растить детей «в вере» или лучше позволить им повзрослеть и выбрать вероисповедание самостоятельно. Как бы там ни было, «религиозное воспитание» сегодня весьма популярно и разобраться в этом вопросе стоит даже тем родителям, которые исповедуют агрессивный атеизм.

А зачем все это?

Жизнь в нашем светском государстве, как это ни парадоксально, проникнута религиозностью: где-то стихийной и едва ли не языческой — с приметами, заговорами и суевериями, а где-то — почти официальной, с массовыми помпезными шествиями и проповедями по центральным каналам ТВ.

Примерно к 6 годам ребенок, так или иначе, узнает, что есть некий бог, какие-то церкви и какие-то люди, которые в этого самого бога верят.

И хорошо, если источником информации обо всех вышеперечисленных явлениях становятся родители или ответственный педагог, а не агрессивный дедуля в автобусе со своим личным взглядом на то, кого именно из пассажиров стоило бы поставить к стенке.

Иными словами, даже в самой равнодушной к вопросам религии семье без ликбеза по божественным вопросам не обойтись.

На самом деле есть немало причин серьезно подойти к духовному просвещению детей. Очень часто традиции рода и его история тесно связаны с какой-либо религией, и для укрепления семейных связей ребенку полезно знать, чем жили и живут его близкие.

Тому, кто находится в религиозном окружении, обращение в церковь помогает социализироваться, ведь как бы смело сие ни звучало, храм — это еще и очень влиятельный клуб по интересам.

Наконец, для многих именно вера является основным мерилом нравственности и дает ответы на самые острые жизненные вопросы.

Страсти по воскресной школе

Начнем с неприятной новости: у религиозного воспитания есть ряд минусов. Впрочем, все они нивелируются разумным родительским подходом.

Если вы от дали ребенка в воскресную школу, а сами и пальцем не пошевелили, чтобы разобраться в вопросах веры, ждите сюрпризов.

К своему ужасу, малыш может обнаружить страшное — родители, эти святые люди, грешат и непременно будут наказаны! Представьте себе, как должен чувствовать себя маленький православный на традиционном новогоднем празднике, ведь 31 декабря для него — день поста и молитвы! А каково юной мусульманке, которая видит, что ее старшие родственницы разгуливают с непокрытой головой? Заявив, что вы не уважаете нищих и не желаете подавать им деньги за здорово живешь, вы расстроите и христианина, и мусульманина, и иудея — всех перечисленных религии учат милосердию и благотворительности. Так что придется подтягиваться вслед за ребенком, дорогие мамы и папы! При многих храмах создаются группы для взрослых, куда можно ходить, например, раз в две недели и задавать священнослужителю все волнующие вопросы, даже если с церковными службами у вас пока не складывается.

  • Детская болезнь формализма

Малышам плохо даются высокие абстракции: рассказы о вере они понимают буквально.

Ребенок наивно развернет икону к стене, если ему захочется стащить конфету, или спросит бабушку, почему всевышний никак не приберет ее к себе в рай, раз уж там так прекрасно. Сложнее дело обстоит с проблемой греха.

Некоторые решают так: ага, я согрешил, но вот сейчас быстренько прочитаю молитву — и побегу гулять. По этой причине, кстати, в православии и католичестве не видят смысла в исповедях до 7 лет.

  • Рыжий, красный — черт опасный

Еще одна причина, почему родителям стоит интересоваться жизнью выбранной для чада религиозной общины, — это суеверия и страхи.

Почти в каждом коллективе верующих найдется тетенька, которую хлебом не корми — дай только рассказать про страшных джиннов или бесов, колдунов и порчу, да так, что юный прихожанин потом спать спокойно не сможет или настолько уверует в собственную греховность, что со дня на день будет ждать конца света и адских мук. Если заметили подобное, обязательно обратитесь к лицу, обладающему высоким духовным авторитетом, — такой наставник поможет вернуть ребенку веру в божью любовь и защиту.

Одно дело — воспитывать ребенка верующим, и совсем другое — мучеником, которого побивают совочками дети иных вероисповеданий.

Если вы хотите, чтобы в семье кто-то страдал за веру и совершал духовные подвиги, пусть этот груз возьмет на себя взрослый — возлагать такую ношу на ребенка просто нечестно! Для начала убедитесь, что малыш не идет на конфликт первым, обижая чувства других детей.

Затем подумайте, можно ли как-то повлиять на его оппонентов и их родителей или воспитателей. В одном частном детском саду произошел поучительный случай. Кто-то из православных малышей похвастался своим нательным крестом.

Остальные крохи — в садик ходили также дети мусульман и иудеев — тут же потребовали от своих родителей соответственно полумесяц на цепочке и звезду Давида. И через пару дней в дошкольном учреждении развернулась полноценная религиозная война, конец которой положило вмешательство мудрой воспитательницы, побеседовавшей с малышней на тему терпимости.

Выясните, можно ли научить ребенка не бравировать своими убеждениями — не в ущерб душе, конечно. Недаром же нательный крестик положено носить под одеждой, а не на виду. Вера — дело интимное, не для демонстраций. Ну а если дипломатия — все-таки не выход, ищите малышу верных друзей в кружках и группах при храмах.

Религиозный минимум

Вот что следует объяснить ребенку, даже если его родитель — суровый материалист.

  1. Вера — это убеждение в существовании чего-то такого, что невозможно проверить и доказать. Древние люди верили, что гром гремит, потому что великаны дерутся. Сейчас люди знают, откуда берется гром, но есть много вещей, которые сложно объяснить. Например, почему хорошие люди болеют или откуда взялось все на свете? Многие считают, что за такие сложные для понимания вопросы отвечает бог.
  2. Бог — это такое невидимое существо, которое, как многие считают создало людей и наблюдает за их жизнью. Тех, кто вел себя хорошо, — награждает, а тех, кто вел себя плохо, — наказывает. Обычно люди думают, что бог хорошо к ним относится и старается помочь.
  3. Разные люди называют и описывают бога по-разному, их убеждения называются религиями. Обычно тот кто исповедует какую-то религию, обращается к богу в специальных стихах — молитвах, ходит для встреч с другими верующими в особый дом — храм, синагогу, общину и т.д. Сторонники той или иной религии часто спорят друг с другом — как футбольные болельщики, например. Самому участвовать в таких спорах не надо, и не стоит говорить, что одна вера — хорошая, а другая — плохая. Ведь если тебе нравится что-то (книга, фильм, игрушка), а кому-то это совсем не интересно, будет очень невежливо и грубо, если он станет это ругать.
  4. Человек может сам выбирать, во что ему верить — или не верить вообще. Если хочется обратиться в какую-либо веру, сначала лучше почитать о ней книжку или спросить старших, потому что везде есть свои интересные истории, а еще — правила, которые не следует нарушать.
Читайте также:  Что такое блуд и прелюбодеяние, и в чем их разница - православные молитвы

Дороги к храмам

Православие

При православных храмах больше всего воскресных школ, садиков с религиозным уклоном, групп, секций, летних лагерей и т.д. Узнать, что церковь может предложить вашему ребенку, проще простого — подойдите к ближайшему храму и изучите доску объявлений. Конечно, не мешает опросить и знакомых верующих: возможно, вам посоветуют храм чуть подальше, зато с отличным преподавателем иконописи.

Пожалуй, самая удобная форма приобщения детей к основам православия — посещение воскресной школы. Обычно это утренние и дневные занятия по субботам или воскресеньям для ребятишек от 3-4 лет. Учеба бесплатная, но вам могут предложить посильно помочь приходу — допустим, трудом.

Уроки включают изучение Священного писания, православных традиций и истории, иногда добавляются хоровое пение, азы церковнославянского языка или театральный кружок, в котором малыши готовят спектакли к праздникам. Вполне возможны экскурсии и поездки по святым местам, скажем, в Троице-Сергиеву лавру или даже в Иерусалим.

Девочкам могут предложить дополнительно домоводство и рукоделие, а мальчикам — какие-нибудь военно-патриотические занятия.

Для поступления требуется, чтобы ребенок был крещен.

Обычно родителям нужно заполнить анкету и написать заявление на имя настоятеля, приложить копии свидетельства о рождении малыша, паспорта мамы или папы, несколько фотографий и медицинскую справку.

Перед приемом для взрослых проводят собрания, где рассказывают об уставе и правилах школы. Скорее всего, вам придется приобрести ряд учебников, а также молитвослов.

Иудаизм

С точки зрения религиозного воспитания иудаизм в России — самая светская из конфессий.

При еврейских общинах проводят занятия по методике Монтессори (которая вообще-то была католичкой), преподают информатику и английский язык, устраивают беседы с психологом и организуют простые группы подготовки к школе.

В воскресной группе для малышей, скорее всего, будут танцы, пение народных еврейских песен и театральный кружок, а из того, что уже ближе к религии, — иврит, традиции иудаизма, история и культура Израиля.

Малышей научат основным молитвам и понемногу начнут изучать с ними Тору.

Для поступления «активно верить» совсем не обязательно — достаточно быть иудеем по происхождению, а верующим ребенка постараются сделать, причем весело и с большим энтузиазмом.

Конечно, будут отмечаться традиционные праздники и некошерным в еврейской школе крошку не накормят. Занятия бывают платные, бесплатные и условно-бесплатные — например, вам могут предложить сделать скромное пожертвование в пользу общины.

Ислам

Несмотря на солидное количество мусульман среди граждан России, найти исламский детский сад или группу выходного дня непросто.

Можно попробовать устроиться в садик с этнокультурным элементом — например, в Москве на «Щелковской» есть татарский детский сад.

Иногда мамы-мусульманки собираются вместе и создают домашние детские сады — то есть воспитание ребенка в традиции ислама, как правило, остается задачей родителей.

Маленьким мусульманам нужно изучать арабский язык, понемногу осваивать священную книгу Коран и изучать историю своих предков. Что касается ритуалов, то малышей старательно учат благодарить Всевышнего за пищу, делать все правой рукой (левая принадлежит шайтану), не шуметь и не сорить на кухне — это тоже привлекает ненужное внимание джиннов.

Крохам пока нет нужды поститься и каяться в грехах (до поры до времени это вменяется в обязанность только родителям), но, тем не менее, им уже необходимо готовиться к осознанию долга мусульманина.

Католичество

Чтобы пройти конфирмацию (первое причастие), маленький католик обязательно должен как следует подготовиться. Конечно, родители могут научить ребенка отвечать на заковыристые вопросы веры, но монахини в воскресных школах обычно делают это гораздо профессиональнее.

Кроме того, пока до полноценного участия в мессах еще далеко, для малышей проводятся детские мессы — они чуть короче, музыка в них более веселая, проповеди ориентированы на малышовую аудиторию, а в конце детей могут спросить, о чем бы они хотели помолиться, или предложить им написать свои обращения к Богу на листочках. Часто при храмах открывают детскую комнату, где непоседы и забияки могут порисовать или выслушать интересный урок по Библии, если на мессе им пока что не сидится.

Привить ребенку интерес к католицизму можно и относительно светскими мероприятиями — в католических храмах устаивают, например, прекрасные концерты духовной музыки.

Стоп. Секта!

В начале 2010 года в России было зарегистрировано 23 494 религиозные организации. Ничто не мешает руководителю любой из них претендовать на роль духовного учителя, издавать и распространять свои соображения по поводу воспитания малолетних. Есть несколько признаков, позволяющих идентифицировать опасную секту.

Маскировка

Честной религии скрывать нечего, а секта, скорее всего, для начала прикинется каким-нибудь «культурным центром» или даже «православной общиной», и только потом вы с удивлением обнаружите, что имеете дело с весьма своеобразным религиозным движением.

Агрессивная любовь

Новообращенного в секте непременно окружают невероятным вниманием, постоянно сопровождают, пишут ему и звонят, то и дело пытаются обнять и приласкать. Человеку начинает казаться, что больше его никто так не любит, даже родители, и, уйдя из общины, он станет настоящим негодяем. На это и расчет!

Обман

Правду о себе секта сообщает дозированно. Новобранцам рассказывают о благотворительности, а то, что у основателя 5 жен или он давно уже сидит в тюрьме, послушники рискуют узнать, когда становится слишком поздно.

Иерархия

В сектах любят выстраивать длинные и сложные цепочки согласно степени посвящения в «тайны». Так перед верующими ставят бессмысленную цель — подняться с уровня, скажем, «серебряного сына» до уровня «золотого с хвостиком». В честной религиозной организации прихожане равны и не обязаны соревноваться друг с другом за любовь гуру и доступ к священным книгам — вся информация открыта.

Непогрешимость

Даже папа римский иногда признает ошибки церкви, но все, что говорит и делает основатель секты, — истина в последней инстанции. Гуру запросто могут являться духи и ангелы — в общем, от скромности он никогда не умрет.

Элитарность

Сектантам стараются внушить, что они — избранные. Не будет преувеличением предположить, что большинство верующих потихоньку считают, что «их кунг-фу сильнее». Но если вас намеренно настраивают на конфликт с окружающим миром и предлагают считать непосвященных отбросами — хватайте ребенка в охапку и бегите прочь.

Контроль

Секте совсем не нужно, чтобы вы сидели дома у компьютера и чатились с сомневающимися друзьями. Поэтому верующих стараются оторвать от семьи и знакомых, убеждают отказаться от любых источников информации — от телевизора до библиотеки, а еще лучше — переехать в глухомань и жить с толпой других сектантов, не имея ни секунды покоя для размышлений и сомнений.

Православное воспитание детей в вере

О воспитании детей в православных семьях дети и вера

Источник: http://LiveInOrthodoxy.com/pravda-o-boge-i-vere-detyam/

Детям о Боге и вере – Православный журнал “Фома”

Как понятно рассказать детям о Боге? Как преподать основы веры и объяснить главные истины? Как сделать этот важный разговор не назидательным и скучным, но увлекательным и вдохновляющим? Выполнить эти сложные задачи поможет книга «От Рождества и до Успения», предназначенная для чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.

Все представленные материалы прошли проверку временем и практикой, ведь в течение нескольких лет их использовали для преподавания азов Православной веры маленьким детям в воскресной школе при Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре. В этой школе обучение ведется не только для детей от семи лет, но и для тех, кто гораздо младше.

«Малыши не могут выслушивать объяснения, которые длятся дольше, чем пятнадцать минут. Зато они любят раскраски, поделки, аппликации», — делится руководитель школы и проекта Людмила Александровна Жарова. Желая увлечь маленьких учеников, в воскресной школе начали собирать материалы по программе обучения.

Когда же все было готово, настоятель монастыря архимандрит Петр (Афанасьев) отметил, что такими ценными знаниями нельзя не поделиться с миром. Результат работы — перед нами.

Книгу можно читать в домашнем кругу, а можно использовать в преподавании детям основ веры. Авторы не предлагают нам новых трактовок Закона Божия, а обращаются к известной и любимыми многими книге протоиерея Александра Соколова «Библия для детей». Но «От Рождества до Успения» — это не только изложение библейских историй.

Это еще и информация о православных праздниках, таких как, например, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Животворящего Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово.

В книге мы также найдем жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца, также адаптированные для детского чтения.

В книге мы также найдем различные загадки и ребусы. Каждая библейская история представлена не только в прозе, но и в стихах и песнях, которые можно использовать как в качестве отдыха, так и для закрепления прочитанного материала. Особое внимание на себя обращают страницы-раскраски, помещенные прямо внутри книги.

Например, глава о сотворении Богом мира сопровождается аж семью картинками, которые нужно раскрасить. Каждая из них является изображением того, что происходило в каждый из дней. Ребенку предлагают не только прочитать или послушать о сотворении мира, но погрузиться в эту историю, пережить ее шаг за шагом, день за днем.

Для развития творческих способностей и воображения также полезно создание аппликаций, поделок из бумаги или пластилина, которые авторы предлагают выполнить юным читателям.

Такой необычный подход помогает, с одной стороны, скомбинировать учебу и отдых, с другой стороны, добиться более глубокого понимания библейских сюжетов и образов у детей.

В ближайшее время должна выйти книга для детей от семи лет, учитывающая особенности восприятия информации школьниками.

(4 votes, average: 4,75

Источник: https://foma.ru/detyam-o-boge-i-vere.html

Как рассказать о Боге малышу 2-3 лет? – Христианские блоги

Казалось, совсем недавно крохотного малыша привезли из роддома. Но вот он немного подрос, и вы заметили, что его уже можно многому научить, он стремится к познанию всего нового. Он уже готов услышать ваш рассказ о Боге, но вы затрудняетесь, как же такому маленькому преподнести Библейские истины на понятном ему языке. Как сделать это знание доступным для малыша полутора – двух лет?

            Ученые говорят, что 80% личности закладывается до 5 лет. И вы понимаете, что сейчас самое время заложить фундамент. Малыш открыт, он ждет…, но вы колеблетесь, поймет ли он, сможет ли?

            Ободритесь! Существует способ, который позволит вам рассказать о Боге и Божьих истинах вашему малышу

            Это занятия 5-тиминутки на каждый день. Занятия коротки, потому что малыш еще не может сосредоточиться на долгое время, но ежедневные короткие напоминания о Боге станут хорошим посевом в сердечке вашего ребенка

            Занятия проходят в игре (вам понадобятся те игрушки, которые есть у вашего ребенка в его детской комнате или уголке). Для ребенка дошкольного возраста игра – это жизнь. Именно в игре ребенок живет, выражает и применяет все, чем он владеет на данный момент. Хотите знать, что у ребенка внутри, понаблюдайте за его игрой. Дать ребенку понимание Библейских истин через игру – самый верный способ. Взрослые люди учатся применять Божьи законы в реальной жизни (дом, работа, семья), малыши учатся этому, прежде всего, в игре. Как малыш играет, так он и живет; как живет, так и играет. Здесь существует тесная взаимосвязь. Используйте ее, чтобы рассказать малышу о Боге на понятном ему языке

            Таким образом, ваше занятие с малышом будет игрой, но эта игра для вас должна быть также серьезна, как и для малыша. Не допускайте фальшивых ноток, легкого отношения к этой игре. Посмотрите, с какой важностью воспринимает ваш малыш то, что вам кажется пустой забавой. Для вас это просто плюшевый медвежонок, а для малыша – это друг, а в чем-то и авторитет. Вот медвежонок «сел есть» за кукольный столик с игрушечной посудкой, но перед едой он «не забыл» помолиться. Малыш с уважением отнесется к «поступку» медвежонка и станет подражать ему так же, как мы стремимся подражать нашим взрослым авторитетам. Для родителей очень важно знать, какими путями они могут воздействовать на своего ребенка, чтобы достигать результата в воспитании. Для детей дошкольников один из важнейших путей – это игра

            Эти занятия помогут вам не просто познакомить ребенка с духовными истинами, но и сделают теснее и теплее ваши взаимоотношения. Ведь для малыша минуты, когда мама и папа играют с ним, являются золотыми. Это бесценный вклад и в ваши будущие взаимоотношения с ребенком. А сколько вы узнаете о вашем малыше, играя рядом с ним! Каким доверием будете пользоваться, участвуя в его жизни-игре! Вы почувствуете, насколько крепче стали ваши отношения

В рамках статьи мы предлагаем несколько примеров таких занятий. Уловив принцип, вы достаточно легко сможете создавать такие ежедневные занятия сами. Если же возникнут затруднения, вы можете получить цикл таких занятий (Программа “Малышок”125 занятий) на сайте http://JCh-studio.ru

          Конечно, мы учитывали то, что мамы и папы бывают очень заняты и устают на работе, поэтому занятия даны не в форме конспекта, а слово в слово так, как идет диалог, чтобы упростить вашу подготовку и сэкономить время. От вас требуется:

Читайте также:  Что такое лития в православии и когда ее заказывают - православные молитвы

–        Помолиться, чтобы Бог дал провести занятие так, как нужно вашему малышу. Чтобы занятия дали хорошие плоды в сердечке ребенка и еще о том, что вы считаете нужным. Мы должны не забывать, что духовные истины открывает Бог и если Он не участвует в нашем труде, то наши старания будут тщетными.

–        Внимательно прочесть занятие. При этом учитывайте индивидуальные особенности своего собственного ребенка. Малыши в возрасте 2-3 лет очень индивидуальны, применяйте занятие к вашему малышу, будьте гибки. Если у вас есть примеры из жизни вашего малыша, подходящие к занятию, используйте их.

–        Подобрать игрушки. Если у вас нет тех игрушек, что указаны в занятии, не смущайтесь. Замените персонаж на другой. Например, если нет ежика, замените его на медвежонка или зайчика, или другую игрушку, которая у вас есть.

–        Провести занятие с малышом. Не исполняйте правила, чувствуйте вашего малыша, живите в игре с ним. Если видите, что он устал, не настаивайте на обязательном доведении занятия до конца. Если ему понравилась песня, спойте еще раз.

Если он хочет что-то сказать, поучаствовать – дайте ему эту возможность. Помните, что занятия должны быть интересными, увлекательными и желанными для малыша.

Только в этом случае он будет всем сердцем воспринимать те истины, которые вы хотите ему передать.

Мы предлагаем вам отнестись к занятиям творчески, преломить их для вашей семьи, для вашего ребенка так, как вам кажется эффективнее.

В этом проявится ваше родительское видение, знание своего собственного ребенка и атмосферы, в которой он воспитывается.

Мы желаем, чтобы Сам Господь вел вас и благословлял в духовном воспитании вашего ребенка, потому что это самое дорогое, что вы можете ему дать.

Вот несколько примеров:

 *   *   *

1.     Знакомство малыша с Библией. Он должен понять, что это особенная книга. Покажите ему свое отношение к ней. Прежде всего, покажите малышу Библию и скажите о том, что это самая лучшая книга, самая интересная, самая любимая. В ней написано о Боге, она рассказывает нам про Бога и о том, что Бог говорит нам.

Обратите его внимание на картинки, дайте ему подержать Библию, полистать, рассмотреть, но при этом подчеркните, что обращаться с этой книгой надо очень осторожно, аккуратно, нежно, чтобы не помять, не порвать. Скажите, что вы очень любите эту книгу. Если малышу захочется продемонстрировать также и свою любовь к Библии, позвольте ему это сделать.

Он может ее обнять, погладить

 2.     После того, как малыш вдоволь насладился рассматриванием Библии, поставьте ее на видное место на полку, но так, чтобы это место было высоко, и малыш сам не мог туда дотянуться (место это выберите заранее). Объясните ему, что теперь вы вместе будете читать Библию и брать с полки ее можно вместе с папой или мамой. Первое время важно, чтобы малыш занимался с Библией под вашим присмотром, чтобы у него устоялось бережное отношение к этой книге. Только прививать такое отношение нужно бережно, незаметно, чтобы своими одергиваниями  и надзором не отбить у него желание вообще касаться этой книги. Конечно, малыш еще достаточно неловок и не сможет быть идеально аккуратен, поэтому будьте готовы к тому, что Библия в конце концов примет потертый вид. Помните, что ребенок важнее. Старайтесь незаметно учить его аккуратности, но не требуйте этого чрезмерно

3.     Вполне возможно, что малышу  очень понравится Библия, и он будет просить вас дать ее ему вновь и вновь. Наберитесь терпения и удовлетворите его просьбу. Со временем эта настойчивость пройдет, а в маленьком сердечке останется особое отношение к Библии

*   *   *

1.     Расскажите малышу о молитве. Вероятно, он уже много раз видел и слышал, как вы молитесь. В этом возрасте больших и серьезных рассказов о молитве малышу не нужно. Ему достаточно сказать, что когда вы молитесь, вы разговариваете с Богом. Обратите его внимание на практику молитвы (это можно делать ежедневно): вы о чем-то просили Бога, и Он вам ответил. Эта практика должна быть достаточно проста. Например, малыш упал, ударился, вместе коротко и просто помолитесь: «Бог, помоги, чтобы у Андрюши не болела ножка. Аминь». Потом обратите внимание малыша на то, что ножка болеть перестала, и скажите Богу спасибо. Пусть малыш видит и слышит, как вы молитесь, а вы со своей стороны старайтесь молиться о тех нуждах, которые понятны малышу, коротко и просто. Молитвы  длинные, непонятные для малыша, оставьте на тот случай, когда вы будете молиться без него

2. Предложите малышу самому поговорить с Богом. Но в первое время помогайте ему, подсказывайте, о чем он может помолиться  и как. Например, перед приемом пищи предложите малышу: «Давай скажем Богу спасибо за кашу» и пусть он коротко помолится: «Бог, спасибо за кашу. Аминь». Нежно подскажите ему, что для молитвы нужно ровно красиво встать или сесть, не вертеться, не баловаться. А чтобы в силу своих возрастных особенностей это было малышу по плечу, молитва должна быть короткой. Со временем вы почувствуете, когда малыш будет готов к более продолжительным и серьезным молитвам, а пока молитва должна быть для него приятным делом, а значит простой и короткой

*   *   *

1.     Посмотри, Света, на картинку (картинка из Детской Библии о сотворении мира). Кто здесь нарисован, кто это? (Света показывает пальчиком и называет зверей. Это – слон, это – птичка, это – крокодильчик и т.д.) Кто же сделал, создал этих зверят? Их создал Бог. Покажи мне, кого создал Бог? (Света снова показывает пальчиком и называет зверей) А Кто создал травку, деревья, цветочки? (Света быстро отвечает: Бог). Посмотри, как зверята дружно играют, никто не ссорится, не обижает друг друга. Бог сделал так, чтобы зверята были дружными и добрыми

2.     Появляется лягушонок: «Здравствуй, Света, ты знаешь, Кто меня создал? Да, Бог. Пойдем, посмотрим с тобой в окошко, расскажи мне, что еще создал Бог. Да, травку, деревья, вон собачка побежала, ее тоже создал Бог. Света, а кто тебя создал? Правильно, Бог»

3.     Песня «Кто создал мерцающие звезды?»  с движениями

4.  Бог создал зверей, людей, все вокруг и Он все это очень любит. Он любит тебя, меня, лягушонка. Можно еще спеть «Бог любит малых воробьев» или «Рыбки в пруду»

5.     Молитва: «Господи, спасибо, что ты создал зверей, травку и меня. Аминь»

 Самое важное: Если мы хотим что-то дать нашим детям, мы должны это иметь сами. Дети чутко чувствуют фальшь, лицемерие. Они возьмут от нас то, что мы имеем, а не то, что мы хотим дать.

Поэтому, если мы хотим, чтобы наш ребенок имел верные отношения с Богом, мы прежде всего сами должны эти отношения иметь. Иначе наши занятия с ним – лицемерие. Не забывайте о своем духовном росте, о своих отношениях с Богом.

Крепки ли они, верны ли они? Не забываете ли вы ежедневно общаться с Богом через чтение Библии, молитву, любите ли свою церковь? Пусть Бог благословит вас и вашего малыша!

Источник: https://vsehristiane.com/blogs/zapis/2379-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D1%83-2-3-%D0%BB%D0%B5%D1%82

7. Молитва. Понятие о молитве

дать детям понятие о молитве как разговоре с Богом

Задачи:

  • рассказать детям о том, что такое молитва
  • рассказать детям о силе молитвы
  • объяснить необходимость общения с Богом
  • познакомить детей с простыми молитвами

Использованная литература:

  1. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. – М., Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. Глава «Господи, научи нас молиться!».
  2. Куломзина С.С.

    Закон Божий для самых маленьких. – М., 2012. Урок 10-й. «Церковные молитвы».

  3. Основы православной культуры в 1 классе. Книга для учителя. / Сост. Харитонова О., под ред. Дорофеева В., прот. – М.: Покров, 2002.

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. СПб.: 2006. Глава «О молитве».
  2. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Глава «Что такое молитва?»

Ключевые понятия:

Молитва

Благодарность

Словарь урока:

  • Разговор с Богом
  • Слава
  • Просьба
  • Прощение
  • Благословение

Содержание занятия(открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Что значит молиться Богу?
  2. Нужно ли молиться Богу?
  3. Когда Бог исполнит нашу молитву?
  4. Хорошо ли поступают люди, которые не молятся Богу?
  5. Какой молитвой мы: славим Бога? просим Бога благословить нас на добрые дела? просим прощения у Бога?
  6. Какими словами мы просим прощения у родителей, близких, друг у друга?
  7. Какие вы молитвы запомнили?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Физкультминутка.

Дети раскрашивают раскраску.

Закрепление темы в беседе с детьми. Учитель предлагает детям разные жизненные обстоятельства, а они говорят, как можно молиться в том или ином случае. Например: когда встаем с утра с постели; когда собираемся к столу; перед учением или каким-нибудь важным делом.

Когда страшно; когда заболели; когда долго нет мамы. Когда мы обидели кого-то или нас кто-нибудь обидел. Когда согрешили. Когда идем гулять.

Когда ложимся спать – кому помолимся и как? Какими словами благодарим Бога? Особое внимание уделить молитве «Господи, помилуй», имеющей особую силу во всех обстоятельствах, случаях жизни. Повторить её хором.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Игра: «Спасибо Богу за…». Учитель собирает детей в круг на полу или вокруг стола. Объясняет, что игра состоит в высказывании по кругу. Каждый должен назвать что-нибудь, за что он благодарит Бога. Начав с ребенка, который стоит (или сидит) ближе всего, учитель говорит: «Спасибо Богу, за…

», а он пусть продолжит (маму, папу, котенка, ребенка, яблоко, любимого щенка и т.д.). Следующий ребенок продолжает игру, называя то, что он помнит. Так каждый должен высказать то, за что он благодарен Богу. Если кто-нибудь не вспомнит слова благодарности, попросите, чтобы вся группа напомнила ему.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/223280

Ссылка на основную публикацию