Икона пресвятой богородицы “цареградская” – православные молитвы

Цареградская икона Божией Матери

По благословению архиепископа Лонгина Клинского

Чудотворный образ Божией Матери “Цареградский” известен с 1071 года.
Дни празднования – 25 апреля (08 мая); 18 (30) сентября.

История иконы

“В 1453 году Константинополь был взят турками. Незадолго до этого эпохального и скорбного события здесь побывал преподобный Евфросин Псковский. Из “Второго Рима” на Псковскую землю он унес благословение Патриарха — чудотворную Цареградскую икону Божией Матери. Как и при каких обстоятельствах явилась Цареградская икона Божией Матери неизвестно. Вот что пишет Е. Н. Погожев (Поселянин) (1870—1930) в книге «Богоматерь. Описание Ее жизни и чудотворных икон»: “Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии…” Есть, кроме того, мнение, что явилась икона — в 1051 году. И даже не столько явилась, а была перенесена из Рима в Константинополь. Если верить этому преданию, то выстраивается стройная схема: Цареградская икона Божией Матери была хранительницей Рима, после (или незадолго до) отпадения его от Православия (в 1054 году) очутилась в Константинополе, а с принятием Византией Флорентийской унии (1439) перешла на Русь, а именно — в Спасо-Елеазаровский монастырь, где впоследствии была (искусственно, по человеческому мышлению, -А. П.) сформулирована идея “Москва — Третий Рим”. Точно не известно, принес ли преподобный Евфросин на Псковщину самое Цареградскую икону или список с нее. Дело в том, что обитель после перенесения образа не раз подвергалась вражеским нападениям, и во время одного из таких грабежей (напали в тот раз на монастырь шведы) была похищена вместе с другими ценностями из обители. Но существует предание, что корабли, на которых шведы пытались вывезти награбленное, затонули в Псковском озере близ впадения в него реки Толбы. Так икона исчезла безвозвратно. В настоящее время в монастыре находится относительно новый (но дореволюционный) список с чудотворной Цареградской иконы Божией Матери. В годы гонений его сберег старец Николай Гурьянов с острова Залита и передал его Спасо-Елеазаровскому монастырю, когда тот начал возрождаться. Есть сведения, что до разграбления монастыря 1918—20 годов в нем пребывал и древний список с иконы, датируемый предположительно концом XV века. В 1929 году, по утверждениям специалистов, он “засветился” в фондах Псковского музея, хотя дальнейшая судьба его неизвестна. Возможно, он и до сих пор находится где-то в музейных хранилищах.”

Выше помещена информация сайта “http://antikvariat.dp.ua/”. По моему мнению, это самая интересная и обширная информация в интернете о Цареградской иконе Божией Матери.

К информации мной добавлена точка зрения об искусственности построения идеи “Москва-Третий Рим”, поскольку “Первый Рим” продолжает быть, а вот “Второго”, то бишь Константинополя, действительно, давно нет. Существует также мнение, что Москва – не третий Рим, а великая блудница, сидящая на водах многих.

Но все эти логичные, но не доказательные и не подтвержденные Небесами мнения и домыслы, не имеют никакого отношения к Цареградской иконе Божией Матери.

Тропарь Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Цареградской, глас 1:

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии.

/ Твоя, Владычице, икона, / озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию / и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию.

/ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам! / Слава Приведшему ю от Царьграда! // Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Цареградской, глас 8:

Препрославленная Вышняго Матерь / созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда / и возбуждает зрением того на подвиг, / побеждати сопротивных силу / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: // радуйся, Невесто Неневестная.

Акафист Цареградской иконе Пресвятой Богородицы неизвестен.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконою “Цареградская”:

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей.

Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся.

Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом.

Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя.

Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

Величание чудотворной иконе Божией Матери Цареградской:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления // всем с верою притекающим.

Информацию для размышлений и обсуждения предоставил:
чтец Алексей Потупин,
25 апреля (08 мая) 2012 года,
Дюссельдорф-Бенрат.

К списку чудотворных икон
Назад, на главную страницу сайта “Паломник”

Источник: http://bogorodiza.blogspot.com/2012/05/blog-post_08.html

Икона Божией Матери Цареградская

День празднования: 30 сентября

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей.

Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся.

Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом.

Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя.

Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская

Читайте также:  Что можно готовить и есть в первую неделю великого поста - православные молитвы

глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию / и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская

глас 8

Препрославленная Вышняго Матерь / созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда / и возбуждает зрением того на подвиг, / побеждати сопротивных силу / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: / радуйся, Невесто Неневестная.

Величание чудотворной Цареградской иконе Божией Матери

Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Как защищает икона

Просите Божию Матерь перед Её Цареградской иконой, чтобы Она своей святою молитвой к Сыну защитила Вас от всех бед, какие могут посетить Вас. По типу этот образ восходит к Одигитрии – Путеводительнице.

На этой иконе Богоматерь указывает на Сына Своего, а Он, в свою очередь, – на свиток, где начертаны Его заповеди. Следование этим заповедям – лучшая защита и спасение всем.

А просить о защите от искушений, о прибавлении духовных сил и заступничестве Богородицы в следовании по «узким путям» (Мф. 7:13-14) Вы можете перед Её иконами и, конечно, перед Цареградской иконой Божией Матери.

Молятся об избавлении от иноземного вторжения и о помощи во всевозможных житейских нуждах.

Перед иконой Цареградской Божией Матери молятся с просьбой о душевном и телесном исцелении, а также с просьбой о придании душевных сил для преодоления неприятностей.

В чем помогает икона

Молитва перед Цареградской иконой Божией Матери поможет в душевном и телесном исцелении, придаст душевные силы для преодоления неприятностей, решения сложных и наболевших проблем. Написанная евангелистом Лукой Одигитрия – первообраз Цареградского образа – укажет путь – через Христа и Христову веру.

История иконы

Ца­ре­град­ской на­зы­ва­ют две зна­чи­тель­но от­ли­ча­ю­щих­ся друг от дру­га ико­ны.

По пре­да­нию, Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, па­мять ко­то­рой празд­ну­ет­ся 8 мая (25 ап­ре­ля по ста­ро­му сти­лю), – од­на из икон, на­пи­сан­ных свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой.

Как и при ка­ких об­сто­я­тель­ствах яви­лась эта Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри неиз­вест­но, но из­вест­на да­та её яв­ле­ния – 25 ап­ре­ля 1071 го­да.

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что ико­ну (ли­бо её спи­сок) в се­ре­дине XV ве­ка при­нёс из Ца­рь­гра­да пре­по­доб­ный Ев­фро­син Псков­ский, по­лу­чив­ший об­раз от Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха.

Чти­мый древ­ний об­раз на­хо­дил­ся в Спа­со-Еле­аза­ров­ском мо­на­сты­ре под Пско­вом, но, к со­жа­ле­нию, по­гиб в пу­чине пол­но­вод­ной ре­ки Тол­ба вме­сте с ко­раб­ля­ми шведов, ко­то­рые раз­гра­би­ли Спа­со-Еле­аза­ров­ский мо­на­стырь и по­пы­та­лись вы­вез­ти его цен­но­сти.

О дру­гой Ца­ре­град­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, празд­но­ва­ние ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся 30 сен­тяб­ря, со­хра­ни­лось пре­да­ние, что в дав­ние вре­ме­на два гре­че­ских мо­на­ха из Ца­рь­гра­да бы­ли про­ез­дом в Ста­рой Рус­се и слу­жи­ли здесь в со­бор­ной церк­ви Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию.

На па­мять о сво­ём пре­бы­ва­нии они оста­ви­ли в со­бо­ре ми­ни­а­тюр­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, вы­би­тую на гри­фель­ной дос­ке. Эта ми­ни­а­тюр­ная ико­на вско­ре про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми.Празднование Цареградской иконе Божией Матери 25 апреля совершается в честь местночтимой иконы, находившейся в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке.

Изображение этого образа отлично от Цареградской иконы Пресвятой Богородицы, празднество которой 17 сентября, хотя она и является списком с нее. (Чудотворная Цареградская икона явилась в 1071 году, 25 апреля.

)Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский – в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

События из истории иконы

Икон Божией Матери, называемых «Цареградская», существует две. Одна из них – древний первообраз, выбитый на грифельной доске. Она мала размером, всего пять с небольшим сантиметров в ширину.

Празднование в честь нее совершается осенью. Другая икона более известна.

Явление её случилось 25апреля/8 мая 1071 года при следующих обстоятельствах, которые, впрочем, не являются однозначным историческим свидетельством.

Предполагается, что Цареградская икона Божией Матери была перенесена из Рима, хранительницей которого она являлась.

В 1054 году Рим отпал от Православной – византийской – христианской веры, и Цареградская икона была перенесена в Константинополь, именуемый на Руси Царьградом.

В 1439 году митрополит Исидор от имени Руси подписал Флорентинскую унию – компромиссное соглашение об объединении католической и православной церквей.

При нем православной церковью признавались католическая догматика и главенство Папы Римского, однако при условии сохранения православных обрядов. Уния просуществовала недолго: русское духовенство и Великий князь Василий II Тёмный соглашения, которое профанировало и Православие, и христианскую веру как таковую, не приняли, а митрополит Исидор был вскорости низложен.

Так или иначе, Цареградская икона Божией Матери (или список с нее), по преданию, которое, однако, другими исследователями христианской истории ставится под сомнение, была принесена на Русь в 1439 году преподобным Евфросином Псковским, получившим её для перенесения из рук патриарха Константинопольского в Спасо-Елеазаровский монастырь на Псковщине, который какое-то время именовался Сретенским именно в память о встрече с древней святыней.

Это были годы, когда на псковские земли не раз совершали грабительские набеги шведские захватчики. Подвергалась им и Спасо-Елеазаровская обитель.

Список, что был по преданию принесен преподобным Евфросином на Псковскую землю, судя по всему, исчез безвозвратно: богато украшенный серебряным с каменьями оклад святыни не мог не привлечь внимания мародеров-иноверцев.

Но, согласно преданию, скандинавские судна, на которых вывозилось награбленное, затонули в Псковском озере близ места впадения в него реки Толбы. Возможно, на то была воля самой Царицы Небесной, Которая не пожелала, чтобы христианские святыни оказались в нечестивых руках.

Теперь в Спасо-Елеазаровском монастыре, хранится более поздний список, равно как и тот, что находится в Москве.

В годы гонений на Православие после революции 1917 года монастырь был разогнан и разграблен, но известно, что там хранился список иконы, относимый к XV веку, возможно, речь шла именно об упоминаемом здесь списке Цареградской иконы Божией Матери.

Во всяком случае, известную ныне Цареградскую икону, находящуюся в Спасо-Елеазаровском монастыре, сохранил старец Николай Гурьянов, проживавший на острове Залита. Он и передал образ обители, когда началось её радостное возрождение.

О другой иконе, которая также носит название «Цареградская», но празднуется осенью, известно ещё меньше, и историческое свидетельство о ней покрыто ещё большей завесой тайны времени.

Предполагается, что давным-давно в Старую Руссу, что расположена в 93 км от Новгорода, заходили по пути странствий из Царьграда – Константинополя два монаха-грека.

Они отстояли здесь службу в соборе, название которого не упомянуто, но, судя по всему, имеется в виду Спасский собор, первый, который был сооружен в 1198 году в древнем Спасо-Преображенском монастыре. Богослужение столь пришлось по душе монахам, что они оставили в дар собору маленькую икону Богоматери, выбитую на твердой грифельной доске, видимо, специально изготовленную в таком «походном» размере для дальнего пути, чтобы Одигитрия – Путеводительница сопровождала их в долгих странствиях.

Значение иконы

Цареградская икона Божией Матери – один из самых уникальных образов Её, пришедших на Русскую землю из самого сердца православной христианской веры Константинополя – Царьграда, где началось становление христианства и Православия, которое в наибольшей мере унаследовало черты времен апостольской веры.

Читайте также:  Молитвы на удачу и успех в работе - православные молитвы

Каждый раз, когда мы возвращаемся к истории православной иконописи, истокам богородичных образов, которые оставил нам по воле Божией и благословению самой Пресвятой Богородицы апостол Лука, любой из нас, кто чувствует связь времен, которая тянется через два тысячелетия к дням сегодняшним, не может не испытать восхищенного трепета перед древностью святынь. Они стали устойчивым, совершенно современным нам духовным мостом, перекинутым через многовековую пропасть, которая оказалась преодолимой…

Мы, как и наши предки две эпохи назад, в течение последующих веков испытываем те же вдохновительные и трепетные чувства. Они объединяют нас с прошлым особой, духовной, «внеисторической» историей, и они незыблемы.

И, глядя на чудесный лик Цареградского образа Божией Матери, дошедшего до нас через века, молясь перед ним, стоит, наверное, поблагодарить Бога за Его Промысел, благодаря которому нам дана такая возможность.

А тем иконописцам, кому принадлежат списки с иконописных трудов апостола Луки, – благодарение во веки веков за воплощение ими в красках возможности обратиться с молитвой и благодарностью к Господу, святым Его и к главной нашей Заступнице, Которая никогда не оставит притекающего к Ней с искренней и сердечной молитвой.

Царьградом, городом царя у славян назывался Константинополь – столица древней Византийской империи, правоприемницы культурного наследия древних греков и римлян. Именно из Константинополя на Русь пришло христианство: одними из первых крещёных славян были равноапостольная княгиня Ольга и её великий внук, князь Владимир Святославич.

Оба они приняли веру Христову на территории Византийской империи: Ольга в самом Царьграде, а Владимир – в Корсуни, территорию которого сейчас занимает Севастополь. Более того, царьградские святые равноапостольные братья Мефодий и Кирилл принесли на Русь церковнославянский язык и всячески способствовали его развитию и распространению.

Существует две чтимые иконы Цареградской Божией Матери. Одна из них, написанная евангелистом Лукой, появилась на Руси 25 апреля 1017 года.

К сожалению, не сохранилось никаких свидетельств о том, кто, как, и при каких обстоятельствах принёс чудесный образ Богородицы на славянскую землю.

Зато достоверно известно, что списки с этой Цареградской иконы Богоматери находятся в Московском Храме Успения Богородицы в Путинках, в деревенской церкви ярославского села Нажерово, и в Спасо – Елеазаровском монастыре во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Заслуживающим внимания является тот факт, что первоначально Спасо – Елеазаровский носил название Сретенского, в честь встречи иконы Цареградской Божией Матери, списка с оригинального константинопольского образа.

Второй образ Цареградской Богородицы предание связывает с двумя константинопольскими монахами, которые, находясь проездом через Новгородскую губернию, пришли послушать Божественную литургию в местном Старорусском соборе. Так понравилась им служба, что в благодарность два Божьих человека оставили собору небольшую,чуть меньше 6 сантиметров в ширину икону Божьей Матери. Икона прославилась как чудотворная, и привлекла к себе большое количество верующих, желающих поклониться святому образу Богоматери.

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/2105049.html

Цареградская икона божией матери – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Цареградская (Константинопольская) икона Божией Матери, название трех различных икон, сильно отличающихся друг от друга

Икона, явленная в 829 году

Празднование 11 мая

Об этой чудотворной иконе известно, что она явилась в 829 году в Константинополе, отчего и называется Константинопольской. Богородица изображена на ней с лилией в руке.

Цареградская икона Божией Матери

Икона, явленная в 1071 году

Празднование 25 апреля

Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется.

Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова.

Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский – в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

Тропарь, глас 1

Возсия́ на́м, я́ко со́лнце светоза́рное от восто́ка в велеле́пии/ Твоя́, Влады́чице, ико́на,/ озаря́ющи чуде́с сия́нием пресла́вно/ все́х, приходя́щих к не́й с ве́рою и любо́вию/ и моля́щихся усе́рдно к Твоему́, е́же о Сы́не Твое́м и Бо́зе, вели́чию./ Сла́ва Бо́гу, Евфроси́ном сию́ да́вшему на́м!/ Сла́ва Приве́дшему ю́ от Царьгра́да!// Сла́ва Даю́щему то́ю все́м исцеле́ния.

Кондак, глас 8

Препросла́вленная Вы́шняго Ма́терь/ созыва́ет к песнопе́нию на́с Своего́ о́браза прише́ствием от Царьгра́да/ и возбужда́ет зре́нием того́ на по́двиг,/ побежда́ти сопроти́вных си́лу/ и к Не́й, я́ко на́шея ра́дости вино́вней, пе́ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Цареградская икона Божией Матери, Палех

Икона на грифельной доске

Празднование 17 сентября

Икона выбита на грифельной доске и имеет весьма небольшие размеры – всего 2 дюйма. Относится к иконографическому типу Одигитрии.

О явлении её предание рассказывает, что в давние времена два греческих монаха проездом из Царьграда были в Старой Руссе и слушали здесь в соборной церкви Божественную литургию. На память о своём пребывании здесь они оставили в соборе икону Божией Матери. Эта икона прославилась затем многими чудотворениями и хранилась Старорусском соборе.

Литература

  • Изображение Икон и Полн. М. Арх. Сергия.
  • Косолапов.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/10510.html

* Цареградская икона Божией Матери *

*

Цареградская икона Божией Матери 1914 г. ПалехИ.Фигурин, А.Персин, Д.Солонин

*

Цареградская 

икона Божией Матери 

(1071 г.).
Цареградской иконы Божией Матери
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Цареградской»
Иконы Божией Матери Цареградской

*

ЦАРЕГРАДСКАЯ икона Божией МатериРильский монастырь. Болгария

*

Цареградская икона Божией Матери Празднование Цареградской иконе Божией Матери 25 апреля совершается в честь местночтимой иконы, находившейся в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке. Изображение этого образа отлично от Цареградской иконы Пресвятой Богородицы, празднество которой 17 сентября, хотя она и является списком с нее. (Чудотворная Цареградская икона явилась в 1071 году, 25 апреля.) Празднование Ап. 25; С. 17Русская Православная Церковь http://www.mospat.ru/calendar/

Пятница, 25 апреля (ст.ст.) 8 мая 2009 (нов. ст.)

* ======================

ЦАРЕГРАДСКАЯ икона Божией МатериРильский монастырь. Болгария

 *Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Цареградской»      Чудотворная икона Цареградская явилась в 1071 году. Других сказаний о ней не имеется. Список с нее находится в Елиазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова.      В Старорусском соборе Новгородской епархии находится также свято чтимая икона Цареградской Богоматери. Икона мерою в 2 дюйма, выбита на грифельной доске. Предание говорит, что в древние времена два монаха из Царьграда, проездом через Старую Руссу, слушали литургию в соборе и оставили на память сию икону. К ней притекают во множестве с молитвою веры. * ==========================

Цареградская икона Богоматери 1914 г. Палехские письма. Иван Фигурин, Александр Першин, Дмитрий Салапин. Дерево, левкас, яичная темпера, лепка. 16,5 х 10,5 см.Частное собрание.

*Цареградская икона Божией Матери Чудотворная икона Цареградская явилась в 1071 году. Других сказаний о ней не имеется. Список с нес находится в Елеазаровском монастыре под Псковом. Празднование Цареградской иконе Божией Матери 25 апреля совершается в честь местночтимой иконы, находившейся в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке. Изображение этого образа отлично от Цареградской иконы Пресвятой Богородицы, празднество которой 17 сентября, хотя она и является списком с нее.


http://iconsv.ru/

* =============

Цареградская икона Божией Матери

 *Молитва Пресвятой Богородице      Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. * ===================

ЦАРЕГРАДСКАЯ икона Божией Матери1896.

*Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой Цареградская

Тропарь, глас 1:

     Возсия нам солнце светозарное от востока в велелепии, Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Евфросином сию давшему нам! Слава Приведшему ю от Царьграда! Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8:

     Препрославленная Вышняго Матерь созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная.

Читайте также:  Сильные молитвы супругов о даровании детей и зачатии - православные молитвы

Величание

     Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим. * ============================

Цареградская икона Божией Матери

*Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии.

/ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию.

/ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

глас 8

Препрославленная Вышняго Матерь/ созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная. *

==================

ЦАРЬГРАДСКАЯ иконы Божьей МатериЧастное собрание.
икона Божией Матери Цареградская 1998 г. Палех Г.БелоусоваЧастное собрание.

Цареградская Икона Божией МатериБессарабия, XVII век, 31,5 x 26,8

————————- —————–

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/05/blog-post_714.html

Цареградская икона Божией Матери

Цареградская икона почитается в православном мире за свои чудотворные способности. К ней обращаются в самых разных ситуациях, просят защиты и покровительства, а также исцеления от недугов.

Образы Богоматери многочисленны и являются чудотворными. Икона Цареградская не является исключением. Эта реликвия почитается с древнейших времен. Намоленный образ Богоматери способен исцелить от недугов и помочь в трудной ситуации, защитить каждого, кто обратится за поддержкой к Высшим Силам.

История Цареградской иконы

Всего икон, носящих название «Цареградская», две. Один лик является древним первообразом, который был выбит на грифельной доске. Эта икона невелика: она насчитывает всего пять с небольшим сантиметров в ширину. Празднование в честь этого образа совершается в осенний период, 24 сентября по новому стилю.

Вторая икона получила наибольшее распространение. Ее явление относят к 1071 году. По предположениям, этот образ был доставлен из Рима в Константинополь. Этот город назывался Царьградом на Руси, и икона получила одноименное название. На Руси икона появилась приблизительно в 1439 году и была доставлена преподобным Евфросином Псковским в монастырь на псковской земле.

Описание иконы

Икона написана в стиле Одигитрия. Изображение Богоматери поясное, голова склонена к Богомладенцу, который располагается на ее левой руке. Правая рука Богоматери прислонена к груди Сына. Лик Богородицы преисполнен страдания, а взор Младенца Иисуса строг к грешникам, но по-прежнему милостив к праведникам.

Правой рукой Младенец держится за хитон, которым покрыта голова Девы Марии. На левой руке его расположен Святой Дух в виде голубя. Он готов взлететь к грешникам, дабы простить раскаявшихся в своих неблаговидных поступках.

Правая нога Младенца выписана так, будто он готов подняться навстречу раскаявшимся, а левая согнута, готовая отринуть неверных, продолжающих соблазняться грехами и слушающих Дьявола.

В каких храмах находится Цареградская икона

Списки с иконы можно найти во многих храмах и церквях по всей России:

  • Москва, церковь Успения пресвятой Богородицы;
  • село Нижерово, Ярославская область;
  • Спасо-Елеазаровский монастырь в 30 километрах от города Псков.

В чем помогает Цареградская икона Божией Матери

С молитвенными словами к святому лику обращаются с просьбами:

  • защитить от бед и напастей;
  • благословить на работу;
  • исцелить недуги;
  • помочь отказаться от искушений и дурных поступков;
  • преодолеть неприятности;
  • сохранить семью;
  • предотвратить кражи, пожары и иные бедствия;
  • укрепиться в вере.

Молитвы, исходящие от самого сердца, всегда помогут верующим, поэтому молиться перед Цареградской иконой можно своими словами.

Молитва перед святым ликом Богоматери

«Пресвятая Богородица, будь милостива к рабу Божьему (имя). Защити меня от напастей и негатива. Сохрани мое здоровье и помоги исцелиться от недугов, меня терзающих. Дай сил противостоять нападкам людским, отринь от меня клевету. Укрой меня от любой напасти и не позволь пойти по кривой дороге. Усмири гнев мой и помоги жить по заповедям Божьим. Аминь».

Дата почитания иконы

В православной церкви дважды в год происходит почитание иконы: 8 мая (25 апреля по старому стилю) и 24 сентября (17 сентября по старому стилю).

Почитание двух образов, весеннего и осеннего, происходит в разные дни, несмотря на то, что один является списком.

Различия в иконах не велики, однако каждый из образов по-своему привлекателен для православных верующих.

Молитвы не обязательно читать перед иконой. Если вам потребовалась поддержка, вы можете представить себе образ Богородицы и рассказать обо всем, что вас беспокоит.

Однако молитвы перед самой иконой и зажженная свеча позволяют быстрее достичь желаемого эффекта. Священнослужители призывают чаще посещать Храм Божий, чтобы проникнуться атмосферой блага.

Желаем вам здоровья и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Иконы в православном мире имеют огромное значение и историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Икона …

Для любой женщины рождение ребенка — самый главный подарок Бога. Молитва перед иконой Божией Матери …

Чудотворные иконы всегда почитались на Руси. Они имели особый статус в церкви и всегда отождествлялись …

Среди множества чудотворных икон можно выделить лик Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/tsaregradskaya-ikona-bozhiej-materi/

8 мая – день памяти Цареградской иконы Божией Матери

Просите Пресвятую Богородицу, Божию Матерь и нашу Матушку перед Её Цареградской иконой, чтобы Она своей святою молитвой к Сыну защитила нас всех от бед и напастей, какие могут посетить нас в это неспокойное время!  Этот образ восходит к Одигитрии – Путеводительнице.

На этой иконе Богоматерь указывает на Сына Своего, а Он, в свою очередь, – на свиток, где начертаны Его заповеди. Следование этим заповедям – лучшая защита и спасение нам!

Молитва перед Цареградской иконой Божией Матери поможет в душевном и телесном исцелении, придаст душевные силы для преодоления неприятностей, решения сложных и наболевших проблем.

Написанная евангелистом Лукой Одигитрия – первообраз Цареградского образа – укажет путь – через Христа и Христову веру.

Тропарь, глас 1-й:

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии. Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Евфосином сию давшему нам! Слава Приведшему ю от Царьграда! Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8-й:

Препрославленная Вышняго Матерь созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконою «Цареградская»:

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей.

Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся.

Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом.

Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя.

Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

Источник: https://3rm.info/publications/67343-8-maya-den-pamyati-caregradskoy-ikony-bozhiey-materi.html

Ссылка на основную публикацию