Храм казанской иконы божией матери в коломенском, москва — православные молитвы

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

На территории исторического архитектурного музея-заповедника в Коломенском расположена церковь Казанской иконы Божьей Матери, возведённая в XVII веке. Этот красивый старинный храм является историческим памятником и охраняется государством. Здесь находится одна из тех икон, что особо почитаются православными людьми, живущими по всему миру, — это образ Державной Богоматери.

Храм в Коломенском — начало

История создания храма в Коломенском берёт своё начало в XVII веке во времена царствования Михаила Романова.

Согласно дошедшим до наших дней сведениям, в 30-е годы XVII века в Коломенском была построена деревянная церковь. Её престол освятили в честь одной из главных святынь Руси — иконы Казанской Богоматери.

Один придел — в честь раннехристианского святого Аверкия Иерапольского, а второй — во славу Дмитрия Солунского, великомученика.

В 1645 году на царский престол взошёл Алексей Михайлович. Во время его правления начинается ремонт и реставрация коломенского храма.

В 1648 году у царя рождается первенец, которого окрестили в честь святого Дмитрия Солунского.

В связи с этим событием к Казанской церкви пристраивают одноимённый придел из камня, а спустя три года возводят колокольню, которая имеет шатровое навершие.

Соединение церкви с царским дворцом

Ближе к концу XVII века в Коломенском возводится дворец для царя, который являлся архитектурным шедевром русского зодчества и восхищал своей красотой. Церковь иконы Казанской Божьей Матери соединили с царским дворцом крытым переходом. После этого она стала, по сути, домовой. Вся царская семья молилась именно в ней. Храм и его приделы закончили строить спустя четыре года.

Многочисленные иноземные послы, которые приезжали к царю Алексею Михайловичу в его резиденцию, были поражены красотой возведённых строений. Больше всего они восхищались не самим храмом, а переходом ко дворцу. Он составлял 50 метров в длину, а в ширину — 3 метра. Пол перехода был устлан войлоком для сохранения тепла и удобного хождения по нему.

Образец русского зодчества

Казанский храм был построен по канонам русского зодчества XVII века. Он представляет собой двухэтажное здание прямоугольной формы. Церковь находится на высоком подклете, с южной и северной стороны к ней подходят два крыльца с лестницами. Они ведут на верхний этаж. Лестницы на втором этаже соединены между собой крытым гульбищем (галереей), которое имеет выход на колокольню.

Фасады церкви украшают окна небольшого размера. Углы храма украшены двойными пилястрами (фальшь-колоннами), которые служат своеобразной основой для широкого карниза. Верхнюю часть строения также украшают небольшие окна и декоративный трёхрядный карниз.

Верхний ярус и троны для молитв

Фасад верхнего яруса и пять башен, на которых установлены купола, украшены кокошниками. С южной и северной стороны к церкви примыкают два придела. У каждого из них также имеется башня с куполом. Колокольня построена в традиционном стиле. Она состоит из двух разных по площади четвериков. На них надстроена восьмигранная башня с купольным навершием.

Согласно летописям, Коломенский приход раньше был украшен прекрасными иконами в золотых и серебряных окладах, а также вырезанными из ценных пород дерева киотами. В храме имелась дорогая церковная утварь, покрова, пелены и ковры.

Для царя и его жены Марии Ильиничны (а затем и другой жены, Натальи Кирилловны) были созданы и богато украшены специальные места-троны для молитв.

Приближённые к царственным особам допускались для этого к храмовым иконостасам, а свите дозволялось молиться в трапезной.

Исторические особенности

Казанский храм в Коломне дошёл до нашего времени в почти не изменённом виде. Сохранились и сама церковь с пятью куполами, шатровой колокольней и её приделы.

Под крестом центрального купола есть надпись, рассказывающая о возведении церкви на том самом месте, где ранее был построен храм из дерева в честь столетней годовщины завоевания Казани.

Согласно исторической хронологии, эта версия имеет основание, ведь татарская столица была отвоёвана в 1552 году.

Деревянная церковь, которая находилась прежде на этом месте, скорее всего, была построенным в 30-е годы XVII столетия Казанским храмом. Он упоминается в нескольких исторических документах. Некоторые источники говорят о том, что в своё время в этих местах находился лагерь Лжедмитрия I. I. , и именно он построил этот храм. Однако не все историки согласны с такой версией.

Вещий сон Евдокии Адриановой

Икона «Державная» является главной святыней не только Казанского храма, но и одним из самых высокочтимых чудотворных образов Пресвятой Богородицы в православии. Почитание иконы связано с новым периодом истории России. Как говорится в предании, одна из жительниц Бронницкого уезда Перервинской слободы, Евдокия Адрианова, неоднократно видела один и тот же сон.

Ей снился белоснежный храм, при этом она слышала требование отыскать чёрную икону и сотворить её красною.

Весной 1917 года в селе Коломенском, в подвальном помещении Вознесенского храма, была найдена икона с изображением Божьей Матери. Она почернела от времени и сырости.

На иконе была изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на коленях. В руках Богоматери находились царские регалии — держава и скипетр.

Икона «Державная»

Тогда же царь Николай I. I. подписал отречение от престола не только за себя, но и за цесаревича Алексея, передав его родному брату Михаилу Александровичу, великому князю.

А икону начали почитать люди, живущие в Коломенском и соседних городах.

По мнению многих православных христиан, Богородица хранит царскую державу и скипетр, символизирующие царскую власть и великую Россию.

Сам образ историки относят к цареградскому, то есть византийскому канону иконописи. Считается, что написан он был в конце XVIII столетия. При московском Алексеевском монастыре имеются художественные мастерские, в которых отреставрировали «Державную» Богоматерь. Оказалось, что облачение Богородицы изображено красным цветом, как и было сказано Евдокии Адриановой во сне.

В советскую эпоху икона длительное время хранилась в запасниках Исторического музея в Москве. В 1990 году её торжественно возвратили в лоно церкви. Сегодня оригинал находится в Коломне в Казанском храме.

Другие святыни храма

Помимо иконы «Державной», в храме находятся:

  • Несколько ценных икон, датируемых XVII веком, — в церковном иконостасе, состоящем из пяти ярусов.
  • Чтимый список (копия) «Державной» иконы, известной и почитаемой на всей территории России — в том же иконостасе.
  • Статуя «Христос в темнице», сделанная из дерева и раскрашенная масляными красками. Это уникальное произведение искусства расположилось в северном приделе церкви. К сожалению, имя автора святыни неизвестно.

В наше время Казанский храм относится к действующим и открыт для всех желающих на протяжении года. Так же, как и несколько столетий назад, в нём проводят богослужения. В 1910 году стены в церкви были расписаны сценами из жития святых и их ликами.

Часы работы

Часы работы храма:

  • Понедельник — с 8 до 12 часов.
  • Вторник, среда, четверг — с 8 до 16.
  • Пятница, суббота — с 8 до 19.
  • Воскресенье — с 7 до 19 (в летнее время — с 8−30).

Время богослужений:

  • В будние дни в 8 часов проводится литургия, в 17 часов читается всенощная молитва.
  • По воскресеньям добавляется поздняя литургия, начинающаяся в 9.40.

Храм расположен по адресу: Москва, Коломенский район, проспект Андропова, 31.

Казанская церковь в Москве

Появление церкви на Красной площади в Москве связано с тем, что на Руси начали почитать икону Казанской Божьей Матери за пределами епархии Казани. Так, список с иконы сопровождал второе земское ополчение, которое формировалось в Ярославле и направлялось в Москву для борьбы с польскими захватчиками.

В 1796 году в «Путеводителе по исторической Москве» появилось упоминание о том, что самый первый храм иконы Казанской Богоматери, на тот момент ещё из дерева, был возведён в 1652 году. В путеводителе сказано, что церковь была построена на средства князя Дмитрия Пожарского, который возглавлял ополчение против польско-литовских оккупантов.

Один из самых важных храмов столицы

Существует распространённое мнение, что церковь Казанской Богоматери была возведена в честь изгнания польских интервентов из Москвы.

В более ранних источниках, сохранившихся до нашего времени, про этот храм, который якобы сгорел в 1634 году, ничего о причинах строительства церкви не говорится.

Царь Михаил Фёдорович выделил средства для строительства каменного храма, чтобы в нём разместить «лубянский» список с Казанской иконы.

В 1636 году храм был освящён патриархом Иоасафом I. Спустя 11 лет к церкви пристраивают новый придел во славу чудотворцев казанских Гурия и Варсонофия.

В храмовом зодчестве XVII века традиционно четвериковые основания колоколен строили с северо-западной стороны церкви. Шатровую колокольню Казанского собора построили согласно этим канонам.

Несмотря на свои небольшие размеры, церковь стала одним из самых важных храмов Москвы. Настоятель собора занял одно из главенствующих мест в среде московского духовенства.

Дальнейшая история собора

История возведения Казанского собора весьма непростая. В конце 60-х годов XVIII столетия он реконструировался за счёт княжны Долгоруковой. Во время переделки из-за невозможности восстановления придел святых Гурия и Варсонофия был снесён.

После перестройки верхних торговых рядов вид на Казанский собор с Красной площади был практически перекрыт. Нижний этаж колокольни обустроили лавками. В начале 1802 года, по настоянию митрополита Платона, старую шатровую колокольню разобрали. К 1805 году на новом месте построили двухъярусную колокольню, которую в 1865-м переделали в трёхъярусную.

Варварство французских солдат

В 1865 году фасады были оформлены в стиле храмовой классики, и собор стал похожим на все трапезные церкви, расположенные на территории России. Митрополит Леонтий, посетивший этот собор, сказал, что храм ничем не отличается от простой сельской церкви.

Во время Отечественной войны 1812 года французские войска заняли Москву. Как свидетельствует известный драматург того времени А. А. Шаховской , в алтарь Казанской церкви французские солдаты занесли мёртвую лошадь.

Труп положили на то самое место, где находился престол, который был выброшен. Икону Казанской Богоматери удалось спрятать протоиерею Мошкову.

В июле 1918 года главная святыня Казанского собора — список иконы Божьей Матери, который считался чудотворным, был похищен.

Казанский собор в ХХ веке

В 30-е годы ХХ века известный архитектор и реставратор П. Д. Барановский руководил масштабной реконструкцией и реставрацией собора. Считается, что после проведённых работ церковь приобрела свой первоначальный вид.

Но многие историки скептически относятся к этой версии, так как документальных материалов осталось очень мало. Те сведения, которые дошли до наших дней, весьма противоречивы.

Например, шатровая колокольня, снесённая в 1802 году, на сохранившихся изображениях выглядит неодинаково.

Под руководством Барановского были восстановлены старинные кокошники и предположительное декоративное украшение стен. Однако в 1936 году Казанский собор был снесён.

Восстановить его в дальнейшем стало возможным лишь благодаря удачному стечению обстоятельств.

Барановский, узнавший о предстоящем сносе храма, распорядился произвести абсолютно все внешние и внутренние обмеры церкви и её придела.

Воссоздание храма

Казанский собор воссоздали в 90 годы ХХ века. Инициатором восстановления стало московское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором архитектурного проекта стал ученик П. Д. Барановского — О. И. Журин . После завершения строительства художники из Брянска и Палеха расписали собор в канонической православной манере.

В день празднования явления Казанской иконы Божьей Матери вновь отстроенный храм был освящён патриархом Алексием I. I. Сегодня он является действующим, и в нём проводятся богослужения.

Посетить церковь можно ежедневно с 9−00 до 19−00.

Восстановленный храм иконы Казанской Божьей Матери почитается не только верующими людьми, но и пользуется популярностью у туристов из-за своей удивительной красоты.

Читайте также:  Акафист святителю луке, исповеднику, архиепископу крымскому - православные молитвы

Кроме двух описанных храмов, на территории Москвы имеется несколько церквей, посвящённых Казанской Богоматери, среди них находящиеся:

  • в Измайлове;
  • в Узком;
  • в Орлове;
  • в Лосиноостровской.

Источник: https://molitva.guru/hramy/kazanskoj-ikony-bozhiej-materi-v-kolomenskom.html

Достопримечательности и святыни Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Прогуливаясь по Коломенскому парку, обязательно посетите Храм Казанской иконы Божией Матери. Эта уникальная церковь, возведенная еще первыми царями из Романовых, помнит много исторических событий.

До наших дней она дошла в первозданном виде, все это время продолжая службу на благо своей общины. Кроме того, храм оберегает святыню, имеющую огромное значение как для Российского государства, так и для Православной Церкви. Довелось побывать и мне в этом удивительном месте.

О том, что это за святыня, а также об истории и современности Храма Казанской иконы Божией матери и будет этот рассказ.

Где находится

  • Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском расположен по адресу: город Москва, проспект Андропова 39, строение 9.
  • Телефон +74996152390.
  1. Если вы добираетесь общественным транспортом, вам нужно сесть на один из маршрутов городского автобуса –219, 608, 820, 263, 299, 291, 701 –и проехать до остановки «Музей Коломенское».

    Войти на территорию музея, проследовать около трехсот метров и повернуть направо в ворота.

  2. Ближайшая к храму станция метрополитена – «Коломенская». От нее вам нужно будет доехать на автобусах №№ 219, 608, 820.

  3. Если вы путешествуете на личном автомобиле, с МКАДа сверните на Варшавское шоссе, затем сверните направо на Коломенский проезд и, в конечном итоге, вы окажетесь у цели.

Открыт храм ежедневно.

  • Со вторника по четверг с 8 до 16 часов.
  • С пятницы по воскресенье с 8 до 19 часов.
  • В понедельник с 8 до 12 часов.

Расписание богослужений в Казанской церкви в Коломенском

Службы в храме проводятся на регулярной основе.

  • С понедельника по четверг: в 8 часов – утренняя литургия.
  • В пятницу и субботу: в 8 часов – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В воскресенье: в 8:30 – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В двунадесятые праздники: в 7 часов – ранняя литургия, в 9:40 – поздняя литургия, в 17 часов – вечерняя служба.

Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

  1. Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
  2. В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной.

    В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.

  3. В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
  4. Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.

  5. Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.

  6. Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
  7. Венчают здание пять глав.
  8. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.

  9. Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.

Фото храма

Своим интерьером Казанская церковь в Коломенском напоминает терем.

А так, совершенно иным образом, выглядит храм под другим ракурсом.Торжественное богослужение в честь столетия главной святыни храма – иконы Божией Матери «Державная».

Вот так выглядел храм в старину.

А вот и чудотворная Икона Божьей Матери «Державная».
Храм Казанской Иконы Божией Матери в Коломенском внутри выглядит сейчас очень красиво.

Видео — Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Первое, на что обращает внимание путешественник, знакомящийся с новым местом, это интерьер. В этом плане Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит увлекательно. Сразу отмечаешь для себя старинную, даже, можно сказать, летописную архитектуру. Внутри храма очень приятно находиться. Все тихо, размеренно и без излишеств.

Рекомендую обязательно посетить этот храм, а после поделиться уже своими ощущениями с нами.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/xram-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi-v-kolomenskom.html

Храм «Казанской» иконы Божией Матери в Коломенском г. Москва

Икона Божией Матери «Державная» доступна для поклонения в храме Казанской иконы Божией Матери – в Коломенском парке, в г. Москве.
В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державная», т. к.

Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.
Святая икона явилась в двух сновидениях крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, дер. Починок, Евдокии Андриановой. 13 февраля Андрианова слышала таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся».

Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика.

2 марта Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. О.

Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о.

Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем.

Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — откуда и произошло название “Державная”.На коленях находился благославляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить благодарственный молебен с акафистом, т. к. в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. Богомольцам, стекавшимся в Коломенское, пред иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов. Икону начали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон.

Зная исключительную силу веры и молитвы царя-мученика Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), — мы можем не сомневаться в том, что он умолил Царицу Небесную взять на Себя верховную царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника.

После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих.

Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший “Державную” и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского.

После революции она хранилась в запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи ее Историческим музеем.

Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала и икона нуждается в реставрации.

В 1995 г. возрождение взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в Своем Стихотворении С. Бехтеев:

Перед Твоей Державною ИконойСтою я, трепетом молитвенным объят,И Лик Твой царственный, увенчанный короной,Влечет к Себе мой умиленный взгляд.

В годину смут и трусости безславной,Измены, лжи, неверия и зла,Ты нам явила Образ Твой Державный,Ты к нам пришла и кротко прорекла:»Сама взяла Я скипетр и державу,Сама Я их вручу опять Царю,Дам царству русскому величие и славу,Всех окормлю, утешу, примирю».

Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…Омой в слезах свой оскверненный стыд,Твоя Заступница, Небесная Царица,Тебя и грешную жалеет и хранит

1934 г. .

Величание Иконе Божией Матери «Державная»

Величаем Тя, /Пресвятая Дево, /Богоизбранная Отроковице, /и чтим Державный образ святыни Твоея, /имже подаеши велию милость /

всем, с верою к нему притекающим.

Тропарь Иконе Божией Матери Державная

Града Сионска взыскующе, /под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, /и никтоже возможет на ны, /яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, /

и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

Источник: https://elitsy.ru/holy/temple/10925/

Державная икона Божией Матери — где воздать почитание святыне?

15 марта Русская Православная Церковь празднует обретение Державной иконы Божией Матери.

Державная икона Божией Матери – это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Мы расскажем все о создании иконы о том, где хранится ее оригинал и, где можно приложиться к чтимым спискам Державной иконы Божией Матери.

Державная икона Божией Матери. Оригинал

Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории.

Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.

) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой — царские регалии, скипетр и держава.

В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками).

Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.

Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря — облачение Богородицы написано красным.

В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви — сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.

Казанская церковь в Коломенском

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, дом 2), кроме многих других святынь, находится список иконы Божией Матери Державной. Здесь же пребывает образ святого страстотерпца царя Николая, обильно мироточивший в конце 90-х годов.

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково

Читайте также – Державная икона Богоматери. О царственном Отроке

В главном храме Успенского благочиния города Москвы, церкви Успения Божией Матери в Троице-Лыкове пребывают несколько чтимых образов Пресвятой Богородицы, а среди них и икона Божией Матери «Державная».

Сам Успенский храм, поврежденный в 30-х годах, восстановлен со второго раза — еще в 1935 году церковь была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х.

На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо — ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 (15) марта с отречения от престола Императора — падения традиционной российской государственности.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове

Храм-часовня Державной иконы Божией Матери

С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны — храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17.00 и по воскресеньям — в 14.00.

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.

Вы прочитали статью Державная икона Божией Матери.

Обратите внимание на другие материалы:

Видео об иконе Божией Матери Державная:

Об иконе Божией Матери Державная для детей:

Источник: https://www.pravmir.ru/derzhavnaya-ikona-bozhiej-materi-gde-vozdat-pochitanie-svyatyne/

Торжество в Коломенском 26-27 июля: Державная

26-27 июля состоится большое торжество и величественное богослужение  в храмах музея-заповедника Коломенское г.

Москвы: храме Вознесения Господня и храме Казанской иконы Божией матери, на всей Вознесенской площади Коломенского.

Будет воспоминаться событие, когда в Коломенском второй раз явилась столетняя покровительница России — Державная икона Богородицы.

Второе обре́тение

27 июля – день второго обре́тения иконы Божией Матери «Державная». Первый раз икона была явлена 2/15 марта (ст.ст./нов. ст.) 1917 года. В годы гонений она была изъята в фонды Государственного Исторического Музея и была возвращена Церкви именно 27 июля 1990 года – перенесена в храм Казанской иконы Божией матери в Коломенском.

Перенесение

Державная икона Божией Матери. Находится в Казанском храме в Коломенском

В перенесении святой иконы Покровительницы России принимали участие настоятель храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково игумен Алексий (Иванов), тогда диакон Михаил Иванов, и священник Виталий Тогубицкий, ныне настоятель храма Свт. Николая в Бирюлёво.

Их можно видеть на исторической фотографии, экспонировавшейся на выставке «Державная заступница России», проходившей в музее «Коломенское».

 На фотографии видно как они участвуют в торжественном Крестном ходе, с которым переносили эту Коломенскую, Московскую и мировую святыню в Казанский храм.

По современным меркам, этот Крестный ход не кажется таким торжественным, но это было время, когда Церковь в России ещё только выходила из “страны и сени смертной” и людям её “воссиял свет” (Мф. 4:16; Ис. 9:2). Свет этот сиял и ныне сияет и от иконы Державной Владычицы нашей.

Порядок богослужения

В ознаменование этого события 26 июля (в среду) в 17.

00, в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском начнется Всенощное бдение, которое возглавит Высокопреосвященнейший митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси,  в сослужении Преосвященнейшего Феофилакта, епископа Дмитровского и Преосвященнейшего епископа Гурия, настоятеля Казанского храма в Коломенском.

Крестный ход

Во время литии духовенство с народом пойдут крестным ходом из Казанского храма к храму Вознесения Господня, что на берегу Москвы-реки, по дороге останавливаясь для возглашения прошений, какие полагаются на литии.

На последнем прошении, Крестный ход остановится у храма Георгия Победоносца в Коломенском, где находилась Святая Державная икона некоторое время после того, как была обретена в 1917 году. Затем Крестный ход пройдёт к храму Вознесения.

Около храма Вознесения Господня будет заранее установлен помост, на котором продолжится Всенощное бдение. Полиелей и окончание вечернего богослужения здесь же.

Божественная литургия

Икона Вознесения Господня, которая будет в виде баннера на горнем месте храма Вознесения. Сама икона хранится в запасниках МГОМЗ Коломенское

Утром 27 июля (в четверг) на помосте у храма Вознесения Господня в 9.

30 утра торжественно начнется Божественная Литургия, которую также возглавит митрополит Истринский Арсений в сослужении владыки Гурия.

По окончании Божественной Литургии будет совершен крестный ход обратно к Казанскому храму с иконой Божией Матери «Державная». Святая икона будет возвращена на свое место, которое она занимает с 1990-го года. Воспоминания об этом годе и событии и есть причина торжества.

Информация о торжестве

Священникам Даниловского благочиния поручено объявить с амвона об этом грядущем торжественном  во всех храмах в субботу 22 июля после Всенощной и в воскресенье 23 июля после Литургии.

В Москве будут развешены плакаты, будут раздаваться флаеры (молодёжи известно, что это такое) призывающие народ Божий и всех желающих принять участие в торжестве.

Отдельно приглашаются все свободные клирики и прихожане приходов Даниловского благочиния.

Праздник Второго обре́тения «Державной»

Праздника Второго обре́тения иконы Божией Матери «Державная» (27 июля 1990 г.

) ещё нет в церковном календаре, но, возможно, в скором времени, там появится это второе празднование благодатной Державной иконе Богородицы.

А первое празднование в районе нашего святого и древнего Коломенского давно известно – это 15 марта (н.ст.).

100-летие обре́тения «Державной» иконы Божией Матери

В этом году праздновалось и продолжает праздноваться 100-летие обре́тения иконы Божией Матери «Державная» (1917-2017). 15 марта 2017 г.

в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском юбилейное торжественное богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Ему сослужили митрополит Истринский Арсений и епископ Гурий, а также благочинный Даниловского благочиннического округа протоиерей Олег Воробьёв,  храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково игумен Алексий (Иванов) и другое духовенство Благочиния и иных мест. Торжественное богослужение 26-27 июля 2017 г. – продолжение этих юбилейных торжеств, которые достойно совершать весь этот год.

PS:

пока сайт Патриаршего Подворья в Коломенском не завершён, новости Подворья будут публиковаться здесь. Потом планируется перенести их на отдельный сайт Подворья.

Просмотрено 879 раз

Источник: http://dyakovo.moseparh.ru/100-let-obreteniya-derzhavnoj/torzhestvennoe-bogosluzhenie-v-kolomenskom-26-27-iyulya/

храм казанской иконы в коломенском | Казанская

Описание:

С XV в. с. Коломенское было царской вотчиной. Храм на высоком подклете с шатровой колокольней построен в 1649-1653 гг. при царе Алексее Михайловиче в честь 100-летия взятия Казани. Соединялся переходом с деревянным царским дворцом, который за ветхостью был разобран в XIX в. В 1941-1942 гг. храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались.

Главный — Казанской иконы Божией Матери, приделы — св. равноап. Аверкия Иерапольского и вмч. Димитрия Солунского.

Чудотворная икона Божией Матери «Державная» (обретенная 15 марта 1917 г. и возвращенная в храм 27 июля 1990 г.); чтимая Казанская икона Божией Матери (XVII в).

  • протоиерей Владимир Гонтар — настоятель
  • иерей Алексий Моисеев
  • иерей Феодор Романенко
  • иерей Тимофей Куропатов

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8.00, вечерня, утреня — в 17.00, по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7.00 и 10.00, накануне — всенощное бдение в 18.00, по воскресеньям в 17.00 — водосвятный молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери, в пятницу — молебен с акафистом иконе Божией Матери «Державная».

Храм открыт с 7.30 до окончания вечернего богослужения.

Действуют воскресная школа и библиотека. Имеется баптистерий для крещения взрослых.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 115487, просп. Андропова, 39, стр. 9 Телефон: (499) 615-23-90 Web-сайт: http://kolomenskoe.prihod.ru/

(Южный округ)

В 1651 г. при царе Алексее Михайловиче был освящен семикупольный храм с шатровой колокольней, на высоком подклете, вошедший позднее в состав деревянного царского дворца. В 1941-1942 г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.

Престолы

Святыни:

  • Чудотворная икона Божией Матери ''Державная''
  • Чтимая Казанская икона Божией Матери

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Расписание. ежедн. Литургия в 8 ч. вечерня, утреня в 17 ч. по воскр. и праздн. — две Литургии в 7 и 10 ч. накануне всенощное бдение в 18 (зимой в 17) ч.

Духовенство:

Настоятель — прот. Святослав Юримский, прот. Николай Михнюк, иерей Сергий Степанов, иерей Сергий Дементьев.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.

Источник: http://www.tsurganov.info/kazanskaja/hram-kazanskoj-ikony-v-kolomenskom.html

Коломенское | Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке

В субботу 17 июня группа прихожане нашего храма во главе с отцом Павлом Каревым посетили музей-заповедник Коломенское и выставку «Державная заступница России. К столетию отречения императора Николая II и обретения в Коломенском иконы “Богоматерь Державная”».

Погодные особенности нынешнего лета напоминают не о «глобальном потеплении», а скорее о «малом ледниковом периоде». Накануне, в пятницу, весь день шёл дождь, и предполагалось, что в субботу погодные традиции нынешнего лета нарушены не будут. Но, на удивление, с утра выглянуло солнце, и хотя во второй половине дня иногда и накрапывал дождик, но совсем чуть-чуть.

Коломенская вотчина в XIV веке принадлежала князю Владимиру Серпуховскому, одному из командиров русских войск на поле Куликовом. В 1527 году великий князь Василий III, получив сведения о возможном нападении войск крымского хана «стал в Коломенском».

Вероятно, тогда у него и возникла мысль о строительстве здесь летней резиденции. В 1532 году в документах впервые упоминается великолепный храм Вознесения Господня. Храм был воздвигнут в честь рождения наследника великого князя – будущего царя Ивана Грозного.

Церковь Вознесения построена на уникальном многометровом фундаменте и имеет высоту в 62 метра, что на момент освящения храма в сентябре 1532 года, делало её самым высоким сооружением на Руси. В XVI веке в Коломенском постепенно сформировалась великокняжеская резиденция.

Близ Вознесенского храма строится Георгиевская колокольня и в соседнем селе Дьяково – храм Усекновения честной главы Иоанна Предтечи.

В XVII веке в жизни уже царской вотчины начался новый этап. Утвердившаяся после Смутного времени династия Романовых строго следовала традиции своих предшественников. При царе Алексее Михайловиче к осени 1640 года в Коломенском строится деревянный дворец. В 1667 году здесь строится новый дворец, который многие исследователи считают вершиной русского деревянного зодчества.

Вместе с незадолго до этого построенным каменным храмом Казанской иконы Божией Матери дворец составлял единый комплекс. После кончины Алексея Михайловича значение Коломенского постепенно уменьшалось. Есть предание о рождении здесь царя Петра (на самом деле в Московском Кремле), сам же государь приезжал сюда крайне редко (последний раз в 1724 году).

После Петра царствующие особы вообще стали здесь редкими гостями. В 1766-67 годах строится новый деревянный дворец для императрицы Екатерины II, а старый дворец Алексея Михайловича по причине ветхости разобрали. В XIX веке придворная жизнь Коломенского угасает. Царствующие особы окончательно перестают посещать его. Во второй половине столетия разбирают летние дворцы.

Храмы Коломенского становятся простыми приходскими.

В 1917 году 2 марта по старому стилю в селе Коломенское в день отречения царя-мученика Николая II была обретена чудотворная икона Богородицы «Державная», явление которой православный народ воспринял как знак покровительства Божией Матери над Россией, лишившейся традиционной монархической власти.

К началу 1920-х годов почти все храмы Коломенского были закрыты. В 1923 году по инициативе известного архитектора-реставратора П. Д. Барановского здесь был организован музей. Державную икону новые власти реквизировали. Длительное время она хранилась в запасниках Исторического музея.

В 1941 году незадолго до войны был закрыт последний храм Коломенского – Казанской иконы Божией Матери. В 1943 году в связи с войной и некоторым смягчением политики атеистической власти по отношению к Церкви богослужения в Казанской церкви возобновились.

В 1960 году сёла Коломенское и Дьяково вошли в состав Москвы.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов историческая застройка сёл Коломенского и Дьякова была уничтожена.

В частности перед Олимпиадой 1980 года было варварски снесено кладбище села Дьякова с надгробьями XVII-XIX веков. (Сегодня есть планы частичного восстановления утраченных строений).

При этом в музей-заповедник с 1920-х годов переносились памятники деревянного зодчества из разных мест России.

Державная икона Богородицы трудами служившего в нашем храме митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из музейных запасников была перенесена в домовой храм Издательского совета Русской Православной Церкви. А в 1990 году святыню возвратили в Коломенское, в церковь Казанской иконы Божией Матери, где она пребывает и доныне.

В 2010 году в районе села Дьякова был воссоздан деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Из-за того, что на месте бывшего дворца в Коломенском разбили парк, строение возвели в отдалении на пустыре.

Наши прихожане, пожелавшие принять участие в богослужении в храме Казанской иконы Богородицы, пришли к восьми часам утра. Остальные подтянулись к 10 часам, к самой экскурсии.

О прошлом и настоящем храма нашим прихожанам рассказал священник прихода – протоиерей Алексий Моисеев. Казанская церковь сейчас является единственным в Коломенском по-настоящему приходским храмом.

Помимо Державной иконы Божией Матери среди святынь храма также чтимый список Казанской иконы Богородицы. Настоятелем храма является епископ Гурий (Шалимов), бывший Петропавловский и Булаевский, ныне пребывающий на покое. Храм нуждается в ремонте.

Последняя капитальная реставрация здесь была осуществлена в конце 1960-х годов. Средства есть, но начало работ тонет в бесконечных бюрократических согласованиях и разрешениях.

Из других храмов на территории музея-заповедника регулярные богослужения проходят в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи села Дьякова. В остальных храмах службы проходят только иногда по большим праздникам.

После знакомства с Казанским храмом состоялась экскурсия по музею. Провела её сотрудник музея Светлана Григорьевна, эффектно одетая в костюм боярыни XVI века. Наши прихожане посетили выставку «Державная заступница России. К столетию отречения императора Николая II и обретения в Коломенском иконы “Богоматерь Державная”».

Выставка через несколько дней заканчивает свою работу.

В экспозиции представлены материалы о жизни в Российской империи, предметы, связанные с царствовавшей династией Романовых, образцы вооружения и обмундирования Русской армии времен Первой мировой войны, уникальные документы по отречению последнего Царя, Февральской революции, пребыванию Царской семьи под арестом вплоть до её трагической гибели.

Также там выставлены оригиналы показаний крестьянки Евдокии Адриановой, которой во сне было открыто о забытом образе Богородицы, и докладная записка святителя Тихона, митрополита Московского, будущего Патриарха. В обширной экспозиции икон представлены многочисленные списки Державной иконы, различные иконы из собраний московских музеев и музея Троице-Сергиевой лавры.

После выставки наши паломники прошли в подклет храма Вознесения Господня, где был явлен чудотворный образ, и посетили сам храм, включённый в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

К сожалению, не сохранилось изначальное убранство храма. Нынешний иконостас воссоздан по историческим рисункам. Храм не отапливаем. И даже в сильную жару там довольно холодно.

На этом собственно экскурсия и закончилась.

Слегка подкрепившись и погуляв по Коломенскому наши прихожане осмотрели воссозданный дворец царя Алексея Михайловича. Произвело впечатление мастерство работы архитекторов и мастеров-плотников. Строение не производит впечатление халтурного новодела.

Перед разбором старого дворца в XVIII веке все объекты были промерены и оформлены чертежи, по которым дворец и был воссоздан в начале XXI столетия. Сегодня здесь проходят выставки и различные мероприятия.

Все уже устали, поэтому осматривать выставки во дворце решили как-нибудь в другой раз.

Сергей Савкин

Казанский храмВ подклете Казанского храма

Храм Вознесения

Источник: http://vslov.ru/nashi-palomnichestva/kolomenskoe.html

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском в Москве

днемночью
Сентябрь +17 °C +9 °C
Октябрь +9 °C +4 °C
Ноябрь +3 °C 0 °C
Декабрь -1 °C -4 °C
Январь -5 °C -9 °C
Февраль -3 °C -8 °C

Фото с wikipedia.org, автор A.Savin (userpage · contact) [CC BY-SA 3.0]

Храм Казанской иконы Божией Матери — бесстолпная пятиглавая церковь середины XVII века, расположенная на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское, в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Южный придел свт. равноап. Аверкия Иерапольского, северный — вмч. Димитрия Солунского. Главная святыня — икона Божией Матери «Державная».

История

В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери.

Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и при царском Коломенском дворце.

Строительство существующего в Коломенском кирпичного здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года.

В книге П. Г. Паламарчука «Сорок сороков» утверждается, что «под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани» на месте более раннего деревянного храма.

Вид села Коломенское, ок. 1800 г.

Согласно позднейшему преданию, первый Казанский храм на Государевом дворе был построен при царе Михаиле Фёдоровиче в 1630-х годах. Другая версия церковного предания гласит: «В 1610 г.

тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан.

Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче».

Приблизительно в 1910 году на стены храма, «лишенные первоначально какой бы то ни было живописи», наносится новая роспись. В 1941—1942 годах храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались.

Архитектура

Первоначально храм был домовым и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г.

в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения

Северное крыльцо одновременно служит основанием колокольни и переходом в неё.

Святыни храма

  • Чудотворная икона Божией Матери «Державная»
  • Чтимый список с Казанской иконы Божией матери (XVII в).

В северном приделе находится деревянная скульптура Иисуса Христа. В 1920-х гг. скульптура находилась в главном храме.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/moskva/hram-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi-v-kolomenskom

Untitled

115487, г. Москва, Просп. Андропова, 39, стр. 9,
Метро “Коломенская”, выход к кинотеатру “Орбита”.

Схема проезда:

Контакты:

115487, г. Москва, Просп. Андропова, 39, стр. 9,
+ 7 (499)615-23-90.

Адрес сайта: http://kolomenskoe.prihod.ru/svyatini

Сегодня мы с вами вновь посетим Коломенское – государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник.

Название его, согласно преданиям, происходит от города Коломны – считается, что сюда бежали жители этого города, спасаясь от войск Батыя. Здесь они и основали село.

Историко-архитектурным заповедником стало это место благодаря как раз природно-ландшафтным особенностям: место настолько красиво, вид на Москву-реку и ее пойму настолько захватывающ, что совершенно понятно, почему Коломенское стало сначала великокняжеской, а позже и царской вотчиной.

Василий III выстроил здесь в начале 16-го века знаменитую шатровую церковь Вознесения.
Сын его, Иван Васильевич – Иван Грозный – построил церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. И, по свидетельству историков, имел обыкновение праздновать в Коломенском свои именины.

Видело Коломенское и антагонистов царей – в 1606 году здесь располагалась ставка бунтовщика-атамана Ивана Болотникова, в 1610 году – ставка Лжедмитрия II.

Столетием спустя здесь нередко бывал юный Пётр I. И тут же, под Коломенским, на Кожуховском поле, устраивал он знаменитые «потешные бои» – получается, что здесь зарождалась новая русская армия.

Расцвет Коломенского пришелся на царствование Алексея Михайловича, отца Петра Первого. В 1667—1668 годах по приказу царя возвели здесь великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений. Вокруг разбили сады, окруженные высоким тыном.

И само собою разумеется, что дворец царский не мог обойтись без домовой церкви. И она была выстроена – это церковь Казанской Иконы Божьей Матери. И вполне естественно, что на уровне галереи второго яруса крытым переходом церковь соединялась с хоромами царицы.
И вновь не соглашусь со специалистами от архитектуры, которые считают Казанскую церковь совершенно обычным храмом.

На мой неискушенный взгляд – это очень красивая, небольшая, почти игрушечная белокаменная пятиглавая церковь, глядя на которую, глаз радуется.

А в заключение скажу, что храмовая икона – помимо Казанской – уникальная Икона Божией Матери «Державная», обретенная в марте 1917 года.

А поскольку храм действующий – он закрывался лишь на пару лет во время Великой Отечественной войны, то вы имеете прекрасную возможность его посетить и увидеть все своими глазами.

(4

Источник: https://radiovera.ru/27033.html

Ссылка на основную публикацию