Что такое схима и ее значение в православии – православные молитвы

Молитвы: толкование, описание, правила чтения

Что такое схима и ее значение в православии - православные молитвы

Молиться можно по-разному, например, своими словами. Такая молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами.

Но есть также молитвословия, которые еще в древности были составлены святыми, их нужно читать, чтобы учиться молитве. Эти молитвословия содержатся в “Православном молитвослове”. Там вы найдете молитвы утренние, вечерние, покаянные, благодарственные, найдете различные каноны, акафисты и многое другое.

Купив “Православный молитвослов”, не пугайтесь, что в нем так много молитв. Вы не обязаны все их читать.

Содержит в себе извлечения из книг, используемых в общественном богослужении.

Типичный православный молитвослов содержит в себе утренние и вечерние («на сон грядущим») молитвы, а также правило ко Святому Причащению (которое включает три канона и Последование ко Святому Причащению), то есть самые употребительные молитвы для домашнего (келейного) чтения.

Популярные молитвы

Обычно в молитвословы включаются также Благодарственные молитвы по Святом Причащении. В православный молитвослов могут входить и другие молитвы, состав которых может значительно различаться.

Если утренние молитвы прочитать быстро, это займет примерно двадцать минут. Но если их читать вдумчиво, внимательно, отзываясь сердцем на каждое слово, то чтение может занять и целый час. Поэтому если у вас нет времени, не пытайтесь прочитать все утренние молитвы, лучше прочитайте одну-две, но так, чтобы каждое их слово дошло до вашего сердца.

Виды молитв

В молитвослове много прошений, обращенных к Богу, которые повторяются несколько раз. Например, вы можете встретить рекомендацию прочитать “Господи, помилуй” двенадцать или сорок раз. Некоторые воспринимают это как какую-то формальность и вычитывают эту молитву на большой скорости. Между прочим, по-гречески “Господи, помилуй” звучит как “Кирие, элейсон”.

В русском языке есть глагол “куролесить”, который произошел именно от того, что псаломщики на клиросе очень быстро по много раз повторяли: “Кирие, элейсон”, то есть не молились, а “куролесили”. Так вот, в молитве не нужно куролесить. Сколько бы раз вы ни читали эту молитву, она должна быть произнесена со вниманием, благоговением и любовью, с полной отдачей.

Святые

Святые – это люди, принадлежащие истинной Церкви Христовой – Православной Церкви, служащие Богу и ближним, при жизни своей духовными подвигами, соблюдением евангельских заповедей победившие страсти и соделавшиеся храмами Святого Духа: “Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом”.

Благодать Христова преизобильно действовала в святых уже при жизни в исцелениях, заступлении обидимых и страждущих, в их богомудрых советах.

Поскольку “Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы”, поэтому усопшие святые мученики, подвижники веры и благовестия, находятся сейчас в обителях Сына Божия в сознании, и через Духа Святого охватывают наш мир духовным взором и могут слышать молитвенные обращения к ним.

Молитвы Святым

Православная Церковь помнит заповедь апостола Иакова: “…молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного”, поэтому и обращается ко всем праведным за молитвенной поддержкой.

Например, святитель Иоанн Златоуст – в безропотном перенесении гонений, преподобная Мария Египетская – в воздержании и брани с блудом. Либо же прославился помощью в сходных случаях, например, по молитве святителя Никиты Новгородского утих пожар, святитель Алексий Московский возвратил зрение ханской жене.

Однако неверно думать, будто каждый из святых специально приставлен для рассмотрения и исполнения какого-либо вида просьб, подобно тому, как язычники мнят о разных духах-покровителях. Господь по любви к Святой Церкви, к каждому ее члену, и прославленному на небесах, и подвизающемуся на земле, готов приклонить милость к молитвам любого святого о любом из живущих людей, по любому прощению.

Полезно читать жития святых, и находить в них примеры, указывающие на особую близость угодника к предмету нашей заботы. Тогда молящийся не просто прочитывает положенный текст, но зрит за его строками образ самого святого, его молитва становится более искренней и горячей. Именно с этой целью с молитвами мы приводим краткие сведения из житий.

Желательно помолиться святым в те дни, когда Церковь празднует их память. Памятуя о праздниках, вы всегда будете иметь нужную молитву на всякий день и всякую потребу. В настоящем разделе краткие ссылки на церковный календарь предваряют текст каждой молитвы святому.

Источник: https://felomena.com/Molitva/

Юрий Пущаев. Схима: вид, образ или «схема» ангела / Православие.Ru

    

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника.

Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени.

Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений.

Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку.

Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

SximaПостригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества.

Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей.

Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы.

По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема».

В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом.

Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Источник: http://www.pravoslavie.ru/76131.html

Схима – что это такое: как ее принимают и кто такие схимонахи в православии

Как считается, монахи молятся за весь человеческий род, за каждого человека в отдельности и мир полностью. Эти люди полностью отдают себя служению человечеству и отрекаются от мира. Для того, чтобы выбрать такой путь в православии принимается схима, по сути, это высшая ступень отречения от мира. Что значит принять схиму.

Монашество в различных религиях

Традиция посвящать свою жизнь монашескому подвигу существует практически в каждой более-менее развитой религиозной традиции. Об этом свидетельствует Википедия и другие доступные источники. Безусловно, институт монашества является актуальным для общества в целом, а также для высоких духовных целей.

Люди приходят в монастыри зачастую с совершенно разными целями. Кто-то бежит от мира, другие просто не смогли ничего достичь и решили выбрать духовный путь. Есть и такие, которые намеренно решили полностью отдать себя служению Господу, к примеру, Серафим Саровский, который вполне мог бы стать богатым купцом, но решил уйти в монашество.

Нужно ясно осознавать особенности этого религиозного института. Признаком развитого общества и человека в отдельности является глубокое почтение к служителям религии, которые поддерживают, передают и несут в себе определенную традицию.

Монашеский постриг

Монахами могут становиться разные люди, порой, с совершенно разными целями. Чтобы сохранять этот религиозный институт в благости и чистоте, в православии используется специальная система ступеней, которая фактически каждому позволяет обрести желаемое духовное состояние.

Каждый из монахов, выбравших для себя путь служения Богу, может остановиться на определенной ступени и обрести, так сказать, покой. Благодаря этой системе никто не остается без дела, не печалится. При этом традиция получает людей соответствующей квалификации для каждого дела.

Итак, ступени православного монашества:

  • трудник – такой человек работает в монастыре и проживает там, посещает службы, может приобщаться к укладу, но не принимает обетов и не постригается, сейчас распространено принятие трудников во многих монастырях, нередко православные приезжают туда ежегодно на 2-3 недели как на своеобразный отдых, чтобы немного отвлечься от мирского и приобщиться к духовному;
  • послушник – такой чин сразу получают пришедшие семинаристы и пономари, а также трудники, которые прошли через различные послушания, они благословляются духовенством и могут носить подрясники и скуфейки (это повседневная монашеская одежда);
  • рясофор – начальная стадия монашества, послушник получает благословение носить рясу, четки и другие предметы монашеского обихода, но ему не дают нового имени, и он не принимает на себя каких-то суровых обетов, по сути, этот этап является преддверием самого монашества, он может длиться существенный период, рясофорный послушник решает какой выбрать дальнейший путь, помимо всего остального, может спокойно завершать монашескую «карьеру» и вернуться в мир;
  • малая схима – тут, собственно, и начинается монашество как таковое, послушник принимает постриг в собственной обители и дает различные обеты, получает новое имя, причем этот этап состоит из двух: сначала идет иноческий (послушник становится иноком) постриг (тут обеты не так суровы), а следующим является мантийный постриг, который превращает послушника в настоящего монаха, который отрешается от мира и имеет собственной целью непрестанное духовное совершенствование, отсюда не существует обратной дороги, точнее, если такой монах разоблачиться, то последуют негативные последствия со стороны церковного института;
  • великая схима – окончательный этап, когда снова меняется имя, выполняется новый ритуал пострига, обеты дополнительно утверждаются и могут стать более суровыми.
Читайте также:  Православная молитва благодарности николаю чудотворцу - православные молитвы

Таким образом, система внешних формальностей также представляет собой и систему духовного развития от простого человека, который иногда трудится в монастыре, до полного отрешения от мира и принятия обета непрестанной молитвы.

Особенности великой схимы

Пострижение в великую схиму сейчас довольно часто разрешают престарелым монахам, которым целесообразно отправиться на покой. К примеру, когда игумену или архиерею более не представляется возможным управлять монастырем или епархией, соответственно, они переходят в схиму великого ангельского образа (второе название великой схимы) и постепенно отдаляются от мира.

Зачастую люди, которые живут на русской земле, ищут различных «гуру» или религиозного послушания в других традициях, хотя совсем рядом располагается бездонно глубокая православная традиция, которая включает в себя и непрерывную передачу учения, и отношения между духовными наставниками и учениками. Все то, что часто привлекает люди в восточных религиозных учениях.

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/postrig-v-shimu-chto-eto-takoe-v-pravoslavii.html

Как происходит пострижение в великую схиму

Принятие великого ангельского образа (греч. – «το μεγα αγγελικον σχημα», великая схима) – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1:23).

Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов. С вечера в алтарь вносятся одеяния желающего принять святой образ и полагаются у подножия престола, дабы они освятились от близости трапезы Господней.

 На утрене в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ. Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа Литургии, снимает с главы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно.

После входа с Евангелием поется тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: «Хотех слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и вземлет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!«.

 «Кто обуреваем и притек?яй к пристанищу сему не спасется? или кто, бол?знуя и прип?дая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и Врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!«.»Овча есмь словеснаго Твоего стада, и к Тебе прибег?ю, Пастырю Доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя«.

Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются и в чине малой схимы: «Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу?» и т. д. и при этом вопрошает: «Отрицаешися ли мира и яже в мире, по заповеди Господней?»

После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Затем следует облачение.

Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: «Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа«.

При облачении в мантию говорит: «Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа«. Вместо клобука великосхимник надевает к?к?ль (греч. «то кук?лион» – шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает главу и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

При надевании его настоятель произносит: «Облачится в кук?ль беззлобия, в шлем спасительнаго упования». Затем возлагается аналав (от греч. – «аналамванин» – воспринимать) – такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами.

При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на р?мех и следует Владыке Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира – братским приветствием.

Если пострижение совершается не за Литургией, то после облачения нового схимника следует краткая ектения диакона о его благостоянии духовном и пение крещального стиха: «Ели?цы во Христа крести?стеся, во Христа облек?стеся, аллилуиа«, после чего читается Апостол, где святой апостол Павел (Еф. 6:10-17) учит, какова наша духовная брань и как мы должны сражаться. Затем следует евангельское чтение (Мф. 10, 37, 38; 11, 28-30), где Спаситель проповедует самоотвержение и отвержение от плотских привязанностей.

Братия, приветствуя нового сподвижника целованием мира, поют: «Познаим, братие, Таинства силу: от греха бо по Отческому дому востекшаго блуднаго сына, Преблагий Отец, предусрет, лобызает и паки Своея славы д?рует познание, и таи?нственное горними совершает веселие, закалая тельц? упит?ннаго, да мы достойно жительствуем Заклавшему Человеколюбивому Отцу и славному Заколению – Спасу душ наших«.

В последовании великого ангельского образа находится еще молитва «во еже сняти кукуль». Как новопросвещенные, после Крещения, в продолжении семи дней должны пребывать при всех богослужениях в белой одежде, так и монахи после пострижения семь дней должны присутствовать в храме в своих одеждах.

На восьмой день они всенародно в церкви с молитвою слагают с себя кукуль как принадлежность, отличительную от прочих монашеских степеней, чтобы обратиться к телесному подвигу послушания и ежедневному рукоделию.

Потом схимник может по собственному усмотрению надевать кукуль и слагать его с себя по необходимости.

В Большом Требнике сказано, что монах после пострижения (малого и великого) должен пребывать в церкви дней пять, упражняясь в чтении, и на это время освобождается от прочих послушаний.

Монах-священник, принявший великую схиму, может литургисать. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом) (Номоканон, гл. 90).

Источник

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kak-proisxodit-postrizhenie-v-velikuyu-sximu/

Что такое схима у монахов? – База ответов на любые вопросы

Схимой называют обет православного монаха соблюдать чрезвычайную строгость в своём образе, поведении.

Символом данного обета становится монашеское облачение, которое, в зависимости от степени посвящения, имеет три вида — рясофор («носящий рясу»), малую схиму (малый ангельский образ, мантия) и великую схиму (великий ангельский образ).

Когда человек посвящается в рясофоры, он не приносит перед лицом Господа обета и становится рясофорным монахом. Его облачением становятся рясы (верхнее одеяние, не предназначенное к богослужению), камилавки (головные уборы), подрясник (нижнее одеяние, предназначенное и к богослужению, и к прочему ношению).

Рясофорный монах проживает трёхлетний искус, испытывая себя — может ли он отказаться от всякого соблазна, от родных, от себя во имя служения Богу?

Пострижение в малую схиму

Постригаемый в малую схиму должен дать обеты девства (отказ от женитьбы и детей), послушания, нестяжания (отказ от материального богатства), непрестанной молитвы. Такому монаху позволено надевать паллий, или мантию — длинную, до пола, безрукавую накидку, покрывающую рясу.

Другими символами малосхимника становятся параман — четырёхугольный плат; клобук — особая шапка, символизирующая терновый венец; чётки и сандалии.

Став малосхимником, монах выбирает путь строгого, всестороннего аскетизма. Он обязательно, в отличие от рясофора, изменяет своё имя. Обет послушания монах исполняет, подчиняясь воле старца — своего духовного руководителя.

Пострижение в великую схиму

Пострижение в великую схиму — вступление в высшую степень монашества, где — предельно полное отчуждение от мирского, отвержение от себя даже ради единения с Господом. Таких монахов называют схимниками, схимонахами.

При пострижении схимонахи дают те же обеты, что и малосхимники, но в более категорической и доведённой до предела форме. Они ещё раз меняют имя, тем самым не просто обретая нового небесного водителя и заступника, но и окончательно порывая со своим происхождением, человеческими связями.

Нередко схимник поселяется отдельно от другой братии и не совершает обычных послушаний: его дело отныне — духовничество и служение литургии.

По внешнему виду схимники определяются аналавом — крестовидной перевязью, возлагаемой на грудь, плечи и спину и имеющей форму Андреевского креста; куколем — островерхим капюшоном с длинными полосами материи, свисающими на грудь и спину, с нашитыми крестами, серафимами и текстом Трисвятой песни; хитоном и поясом. Всё одеяние будущего схимника вечером перед пострижением вносят в алтарь и кладут у подножия его, чтобы одежда освятилась у трапезы Господней.

Настоящее великое схимничество настолько трудно, настолько должно быть вызвано чрезвычайными внутренними устремлениями и глубочайшей верой, что в современной церкви схимников мало. Часто в схимники постригают тех, кто находится при смерти, очень стар, немощен. Если же ещё молодой, полный сил монах принимает схимонашество, он совершает настоящий подвиг.

Происхождение схимы и схимонашества

Схимонашество появилось в IV веке, а чин пострижения дал Пахомий Великий. Упорядочение системы монашества произошло на Четвёртом Вселенском Соборе, где пустынники, проживавшие в монастырях, стали называться схимонахами, затворниками.

Первоначально схимники почти ни с кем не общались, творя молитву вместо речей. Однако в XIX – XX веках произошли перемены.

Многие из схимников в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости, и по этой причине правящий архиерей благословил их на утешение приходящего народа.

Люди потянулись к схимникам в Оптину Пустынь, Лавру Преподобного Сергия, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-sxima-u-monaxov/

Чин пострижения в великую схиму

Принятие великого ангельского образа (греч. – “туо ме́га ангелико́н схи΄ма”, великая схима) – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1, 23). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов.

С вечера в алтарь вносятся одеяния желающего принять святой образ и полагаются у подножия престола, дабы они освятились от близости трапе́зы Господней. На утрене в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ.

Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа Литургии, снимает с главы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно.

После входа с Евангелием поется тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: “Хотех слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и вземлет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!”.

“Кто обуреваем и притека́яй к пристанищу сему не спасется? или кто, боле́знуя и припа́дая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и Врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!”.

“Овча есмь словеснаго Твоего стада, и к Тебе прибега́ю, Пастырю Доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя”.

Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются и в чине малой схимы: “Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу?” и т. д. и при этом вопрошает: “Отрицаешися ли мира и яже в мире, по заповеди Господней?”

Читайте также:  Православие и буддизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви - православные молитвы

После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Затем следует облачение.

Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: “Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа”.

При облачении в мантию говорит: “Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа”. Вместо клобука великосхимник надевает ку́ку́ль (греч. “то куку́лион” – шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает главу и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

При надевании его настоятель произносит: “Облачится в куко́ль беззлобия, в шлем спасительнаго упования”. Затем возлагается аналав (от греч. – “аналамванин” – воспринимать) – такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами.

При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на ра́мех и следует Владыке Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира – братским приветствием.

Если пострижение совершается не за Литургией, то после облачения нового схимника следует краткая ектения диакона о его благостоянии духовном и пение крещального стиха: “Ели΄цы во Христа крести΄стеся, во Христа облеко́стеся, аллилуиа”, после чего читается Апостол, где святой апостол Павел (Еф. 6, 10-17) учит, какова наша духовная брань и как мы должны сражаться. Затем следует евангельское чтение (Мф. 10, 37, 38; 11, 28-30), где Спаситель проповедует самоотвержение и отвержение от плотски΄х привязанностей.

Братия, приветствуя нового сподвижника целованием мира, поют: “Познаим, братие, Таинства силу: от греха бо по Отческому дому востекшаго блуднаго сына, Преблагий Отец, предусрет, лобызает и паки Своея славы да́рует познание, и таи΄нственное горними совершает веселие, закалая тельца́ упита́ннаго, да мы достойно жительствуем Заклавшему Человеколюбивому Отцу и славному Заколению – Спасу душ наших”.

В последовании великого ангельского образа находится еще молитва “во еже сняти кукуль”. Как новопросвещенные, после Крещения, в продолжении семи дней должны пребывать при всех богослужениях в белой одежде, так и монахи после пострижения семь дней должны присутствовать в храме в своих одеждах.

На восьмой день они всенародно в церкви с молитвою слагают с себя кукуль как принадлежность, отличительную от прочих монашеских степеней, чтобы обратиться к телесному подвигу послушания и ежедневному рукоделию.

Потом схимник может по собственному усмотрению надевать кукуль и слагать его с себя по необходимости.

В Большом Требнике сказано, что монах после пострижения (малого и великого) должен пребывать в церкви дней пять, упражняясь в чтении, и на это время освобождается от прочих послушаний.

Монах-священник, принявший великую схиму, может литургисать. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом) (Номоканон, гл. 90).

Читайте также

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Источник: http://vsemolitva.ru/279.html

Великая схима

Уходят, к сожалению, старцы.

07.04.2017 Трудами братии монастыря  10 122

Великий пост 2017 года в монастыре ознаменован еще одним событием – проведением пострига в великую схиму начальника подворья Валаамского монастыря игумена Ефрема с наречением имени схиигумен Гавриил. По традиции чин пострига совершил игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий.

Великая схима, которая иначе называется великим ангельским образом – высшая ступень монашества, это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Ее принимают монашествующие, немалое время проведшие в духовном делании и преуспевшие в добродетелях, а главное – всем сердцем возлюбившие молитву, стяжавшие навык в ней, способные молиться не только за себя, но и за ближних.

Иноческие постриги на Валааме

Принятие великой схимы похоже на пострижение в малую схиму. Принимающий пострижение снимает обувь и головной убор, так же подходит к игумену монастыря, и тот задает ему те же вопросы.

Трижды подает ему ножницы, но вместо клобука схимник получает кукуль – остроконечный капюшон, расшитый образами креста, херувимов и текстами молитв.

Кроме этого, на рясу схимника надевается еще «аналав» – специальная накидка с крестами, покрывающая грудь, плечи и спину подвижника.

Все эти одежды призывают монаха к неустанной борьбе с внутренним духовным врагом с целью достижения спасения во Христе и молитвы за весь мир.

Обращаясь к новопостриженнему, Владыка Панкратий дал напутственное слово:

«Дорогой наш брат схиигумен Гавриил! Нечасто в нашей обители совершаются постриги в великую схиму. А здесь, на Московском подворье, я думаю, что со времен восстановления этого подворья впервые совершён постриг в великую схиму. И, конечно, это большое событие для всех нас. В первую очередь для тебя.

Потому что ты слышал те слова, которые в последовании произносятся.

Те обетования великие, которые ты давал, которые ожидает, что исполнишь ты и вся братия: не только которая здесь присутствует, но и вся братия валаамская и все те, которые здесь несут послушание, и те, которые блаженствуют в Вечности – все ожидают от тебя исполнения тех обетов, которые были даны тобою на этом постриге в великую схиму.

И в первую очередь, конечно же, ожидаем мы того, что в соответствии с нашей русской древней традицией в схиме посвящаем себя, главным образом, молитве. Уже стараемся, насколько возможно, избегать суетных попечений и всяких забот, и всяких дел, которые отвлекают от молитв.

“Чин пострига древний. По строгости даваемых обетов различают три степени монашеского восхождения: иночество, малая схима и великая схима. Иночество – первая ступень, малая схима – это обычный монашеский постриг. Великая схима – полное отвержение мира, схимник – молитвенник за весь мир.”

Наверное, тебе это будет сложно, поскольку то послушание, которое ты исполняешь, возглавляя скит в горах Кавказа, хотя и вдали от мира, но все равно требует определенных забот и попечений. Конечно, не сможешь ты оставить и своих многочисленных духовных чад.

Но все же надо. Теперь отныне главное стремление, главное попечение, главное усилие всего существа своего направить на молитву, стяжание молитвы Иисусовой, на молитву обо всем мире, потому что сейчас, наверное, как никогда нуждаемся в усиленной молитве.

Уходят, к сожалению, старцы. И, конечно же, с их уходом оскудевает молитва тех, кто остается здесь, всякого воинствующего.

И поэтому, когда происходит постриг в схиму, то все мы надеемся на то, что будет хоть в какой-то части восполнена молитва тех старцев, которые уже ушли ко Господу, которые молятся о нас, но уже на Небе.

Поэтому просим тебя и благословляем тебя в первую очередь заботиться о стяжании дара молитв, молиться о нас, о всем мире. И в этом назидать ту братию, которая подчинена твоему попечению.

Да благословит тебя Господь!».

Источник: https://valaam.ru/publishing/24740/

Что такое молитва в христианстве? :

О значении молитвы как важнейшей части духовной жизни писали в своих трудах многие выдающиеся отцы Церкви. Одни из них называли ее «общением человека с Богом», другие – путем установления живого контакта с высшими силами. Но все при этом сходились в одном: изменяющей судьбу молитва может быть только при условии глубокой веры в того, к кому она обращена.

Назначение молитв

Начиная разговор о том, что такое молитва, следует отметить пять ее основных назначений. Это прославление Всевышнего как Творца мира, благодарение за ниспосланные Им милости и прошение о помощи в житейских нуждах.

Кроме того, обращение к Господу и высшим небесным силам может содержать в себе покаяние в содеянных грехах и ходатайство о ближних.

В отдельную группу принято выделять так называемые тайносвершительные молитвы, читаемые священником во время совершения им святых таинств.

Прославление Господа Бога

Согласно традиции, начинать и завершать моление принято возношением хвалы Создателю.

Даже короткое словосочетание «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» может являться очень сильной молитвой, когда его наполняет жар исполненного верой сердца.

Существует также много иных хвалебных молитв, прославляющих Господа за Его Божественное совершенство, а также долготерпение, проявляемое по отношению к людским грехам. Их примерами могут служить, в частности, 99-й, а также 103-й псалмы.

Господь Бог, явившийся людям в образе Иисуса Христа и принявший ради их спасения крестные муки, стал воплощением безграничной любви и жертвенности.

Чада Божьи находятся в неоплатном долгу перед Ним за все явленные им благодеяния, воздать за них могут лишь исполнением Его заповедей.

Поэтому говоря о том, что такое молитвы в православии, важно подчеркнуть, что они являются исполнением воли Сына Божьего, повелевшего возносить их Отцу Небесному. При этом Иисус оставил Своим ученикам текст молитвы «Отче наш». Он приводится в данной статье.

Просьбы о ниспослании Божьей помощи

Поскольку человек по природе своей слаб и не может обойтись без помощи небесных сил, то постоянно вынужден прибегать к просительным молитвам. Их существует великое множество.

Одной из них является приведенная в статье молитва Николаю Чудотворцу, в которой содержится прошение о его ходатайстве за нас перед Престолом Всевышнего.

В ней через посредничество угодника Божьего испрашивается как прощение содеянных грехов, так и избавление от воздушных мытарств по завершении земного пути.

Весьма распространенным примером из этой области может служить и хорошо известное всем выражение: «Господи, помилуй!» Также очень сильной молитвой является приведенное в статье обращение ко Святому Духу, начинающееся со слов: «Царю Небесный утешителю…». Оно звучит почти во всех ежедневных богослужениях.

Молитвы бесплотному духу – хранителю и защитнику

К этой же категории относятся молитвы ангелу-хранителю, которого Господь посылает для защиты каждого верующего, прошедшего обряд святого крещения. Одна из них приводится в статье.

Этот бестелесный дух всегда незримо присутствует рядом с нами, ограждая от бед и несчастий, насылаемых врагом рода человеческого.

Принято считать, что молитва ангелу исполняется особенно быстро именно потому, что он всегда следует за человеком, не покидая его до последней минуты жизни, если только тот не отгонит его своими тяжкими и нераскаянными грехами.

Ходатайства о ближних

Для того чтобы в полной мере понять, что такое молитва в христианстве, важно помнить слова Иисуса Христа, со страниц Евангелия повелевшего всем Своим чадам возносить прошения не только за самих себя, но и за других людей, в том числе и за врагов. В связи с этим истинно верующий человек не может обойтись без ходатайственных молитв. В них он испрашивает ниспослание Божьей благодати всем живущим на земле, а в особенности родным и близким.

К этой же категории относятся и молитвы об усопших, поскольку они нуждаются в нашем ходатайстве перед Богом, о прощении их грехов и даровании вечной жизни. Однако в отличие от молитвы Николаю Чудотворцу, где речь идет об избавлении от посмертных мытарств самого молящегося, в них идет речь об упокоении душ других людей, завершивших свой земной путь и отягощенных грехами.

Молитвенное покаяние

Поскольку человеческая природа повреждена первородным грехом, то на протяжении всей своей жизни он непрестанно нарушает Божьи заповеди, а следовательно не может обойтись без глубокого и искреннего покаяния.

Что такое молитва в христианстве, если не путь в Царство Божье, врата в которое, как известно, отворены лишь тем, кто омыл слезами раскаяния свои вольные и невольные согрешения? Поэтому святые отцы церкви немало потрудились, чтобы помочь нам лаконично и в то же время емко и убедительно выразить перед Господом сожаление в содеянном.

Читайте также:  Что читать детям о православии и какие книги о вере выбрать - православные молитвы

Иногда это молитвы, обращенные непосредственно к Господу, а иногда к его святым угодникам, у которых испрашивается посредничество в деле спасения души. Вознося, например, молитву Николаю Чудотворцу, верующий человек просит его посредничества перед Богом в даровании прощения грехов, содеянных в течение всей жизни.

Благодарение, приносимое Творцу

За все явленные Христом благодеяния люди могут воздать лишь благодарственными молитвами. Они во многом схожи с теми, что принято называть хвалебными, но отличаются от них тем, что произносятся, как правило, по случаю какого-либо конкретного благодеяния, свершенного Господом, например избавления от недуга, дарования обильного чадородия и т. д.

В приведенной выше молитве Николаю Чудотворцу излагается прошение о его ходатайстве перед Богом, но в завершение дается обещание в случае исполнения желаемого восславить Господа. То есть речь идет о благодарственной молитве – единственно возможном воздаянии, которое смертный человек способен принести вышним силам.

При благоприятном стечении тех или иных жизненных обстоятельств, люди, причем даже неверующие, часто произносят: «Слава Богу!», не вкладывая в эти слова никакого религиозного смысла, настолько привычными и расхожими они стали.

А между тем, что такое молитва, как не обращение к Господу по самым различным поводам, в том числе и с целью выразить Ему свою благодарность.

Поэтому данное словосочетание, несмотря на его краткость, можно с полным основанием отнести к благодарственным молитвам.

Молитвы, произносимые при совершении таинств

Существуют также и особые – тайносвершительные молитвы, изменяющие судьбы людей и позволяющие им обрести благословение Господне. Читаются они исключительно во время совершения святых таинств – религиозных обрядов, в результате которых верующим ниспосылается Божья благодать и Его спасительная сила.

Таких обрядов семь: крещение, причащение (евхаристия), миропомазание, покаяние (исповедь), елеосвящение, а также таинства брака и священства.

Все они совершаются священником, за исключением тех случаев, когда он отсутствует, а жизни человека, желающего немедленно принять крещение, угрожает реальная опасность.

Лишь при этом условии совершить крещение, а значит, и прочесть тайносвершительнную молитву может любой православный мирянин.

Формы и виды молитв

По форме, в которой они совершаются, молитвы делятся на соборные (церковные) и домашние. Кроме того, их, с известной долей условности, подразделяют на внутренние и внешние. Остановимся вкратце на том, что такое молитва соборная и в чем ее преимущество перед домашней.

В церковных кругах принято считать, что во время богослужений, проводимых в храме, прошения к Господу, возносимые всеми собравшимися, бывают чаще услышаны, поскольку произносятся как бы единым сердцем и едиными устами. Охотнее приклоняют к ним свой слух и угодники Божьи.

Например, молитва Николаю Чудотворцу, произнесенная дома и в храме, имеет совершенно различную силу.

Даже в тех случаях, когда человек, едва вступивший на путь православия, присутствует на церковном молебне, не произнося вместе со всеми священные тексты, он, тем не менее, исполняется всеобщим молитвенным нестроением и тем самым приближается к Господу. Всего этого сознательно лишает себя человек, отдающий предпочтение уединенной домашней молитве.

Что такое внутренняя молитва и каково ее отличие от внешней?

Обращение человека к Богу может иметь как речевую, так и бессловесную форму. В этом случае текст молитвословия не читается вслух, но воспроизводится мысленно. Такая молитва называется «сердечной» или «умной», поскольку произносится в уме и исходит от сердца. О ее значении писали в своих трудах многие отцы церкви.

В частности, святитель Феофан Затворник посвятил ряд своих высказываний вопросу о том, что такое молитва. Определение, данное им, является весьма емким и в то же время лаконичным. Он подчеркивал, что молитва – это прежде всего возношение к Богу ума и сердца человека, при котором его устам отводится лишь второстепенная и, по сути, вспомогательная роль.

Подобная формулировка отнюдь не умаляет того значения, которое церковь придает общественным молебнам, где все обращения верующих к Богу и святым угодникам произносятся вслух.

Например, молитва Николаю Чудотворцу, прочитанная в храме большим количеством верующих, является внешней, но в то же время, пережитая и прочувствованная каждым в отдельности, принимает внутреннюю – «сердечную» или «умную» форму.

Важно понимать, что лишь в этом случае она способна принести желаемый результат.

Что такое «молитва задержания» и когда она читается?

В последние годы, наряду с каноническими молитвами, включенными в сборники, издаваемые официальной Церковью, появилось немало «творений» неизвестных авторов, вызывающих нарекания своим содержанием и имеющих, как правило, весьма сомнительное происхождение. Распространение они получили через интернет и используются не только воцерковленными людьми, но и теми, кто еще не нашел свой путь ко храму Божьему.

Одним из наиболее популярных сочинений подобного рода является «молитва задержания», получившая свое название ввиду того, что ей приписывается свойство задерживать действия дьявола и тем самым укрощать человеческую злобу, прародителем которой он является. В качестве ее автора называют некоего афонского старца Пансофия, якобы издавшего в середине XIX века сборник своих трудов, в число которых вошел и упомянутый текст.

Критика «молитвы задержания»

Не имея возможности привести в статье ее текст, поскольку он весьма велик, отметим лишь, что и у церковных специалистов, и у светских экспертов он вызывает немало сомнений.

Прежде всего, результат лингвистического анализа указывает на то, что составлен он был не в минувшую эпоху, а в наши дни. На это со всей очевидностью указывают используемые в нем слова и выражения.

Не выдерживает критики и само содержание.

Прежде всего, при детальном изучении в нем обнаруживаются прошения, вступающие в явное противоречие с библейскими заповедями.

Кроме того, вызывает недоумение отсутствие в молитве таких ее традиционных составляющих, как обращенное к Господу славословие, прошение об избавлении от грехов и покаяние в нарушении Божьих заповедей.

Отмечается, что по своему написанию данный текст вполне соответствует традициям народных мистических заговоров, к которым официальная церковь относится крайне отрицательно.

Каким молитвам отдать предпочтение

Разумеется, все изложенное выше способно дать лишь общее представление о том, что такое «молитва задержания». Отзывы же о ее эффективности, публикуемые на информационных ресурсах соответствующей тематики, крайне противоречивы.

Кто-то говорит, что благодаря этой молитве оградил себя от недоброжелателей, пытавшихся очернить его доброе имя.

А кто-то утверждает, что безуспешно пытался подобным же образом «задержать дьявола», обратившего взоры «второй половинки» на привлекательную соседку/соседа.

Православная Церковь отнюдь не возбраняет чтение так называемых апокрифических (неканонических) молитв, однако с ними надлежит быть весьма осторожным, чтобы по неопытности не получить результат, обратный желаемому.

Поэтому обращаясь к Господу, Его Пречистой Матери или святым угодникам, рекомендуется ограничиваться чтением священных текстов, включенных в официально изданные сборники.

Допускаются также молитвы, произнесенные своими словами, поскольку в них, как правило, раскрывается вся глубина человеческой души.

Источник: https://www.syl.ru/article/367916/chto-takoe-molitva-v-hristianstve

О священной молитве. необходимость, важность и значение молитвы

Что же такое священная молитва? Не что иное, как самое важное дело, которое Бог дал людям. Все остальные дела и служения христианина стоят на второстепенных местах. Молитва — это когда мы с Богом, прилепляемся к Нему и душой, и умом неразделимо. Так, как говорит Псалмопевец: «Тебя возжаждала душа моя» (Пс.

62:2) и «прильнула к Тебе душа моя» (Пс. 62:9). Давид призывает всю Вселенную, всех разумных существ молиться и хвалить Господа: «хвалите Господа с небес, хвалите Его на высотах; хвалите Его, все Вестники Его, хвалите Его, все Воинства Его!» (Пс. 148:1-2), «хвалите Господа, народы все, славьте Его, все племена» (Пс.

116:1).

Молитва сочетает нас с Богом, без нее невозможно приблизиться к Нему. Она должна быть неумолчной и непрекращающейся, подобно молитве Ангелов, которые постоянно на небесах молятся Богу, возглашая хвалу Ему.

Пророк Исаия говорит о том, что Ангелы постоянно воздают хвалу Богу, воспевая Трисвятую песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:3). Эту песнь поют Серафимы и Херувимы, занимающие высшее положение в иерархии ангельских чинов.

Серафимов называют пламенными (огненными), поскольку они горят, но не сгорают в пламени вечной любви. Они выражают свою любовь к Богу постоянным хвалебным пением. В древнееврейской традиции вечное пение Серафимов известно как «трисагион» — Кадош, Кадош, Кадош (Святой, Святой, Святой Владыка Сил небесных, вся земля полна сиянием Твоей Славы).

Имя Херувимов означает их силу знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении. Они сообщают другим дарованную им самим мудрость, символом чего есть обилие у Херувимов глаз. Так и среди людей встречаются пламенеющие особой любовью к Богу, и сердце их горит.

О них сказано: «воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь» (Пс. 38:4), «не горело ли в нас сердце наше» (Лк. 24:32), «духом пламенейте; Господу служите; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12:11-12). А есть и такие, что подобно Херувимам, зрят Бога: «очи мои всегда к Господу» (Пс. 24:15), «всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» (Пс.

15:8), «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Среди верующих есть также люди, подражающие третьему чину в иерархии Ангелов — Престолам. Его название указывает на близость к престолу божьему. Престолы не имеют никакого попечения кроме божественного престола, чем указывают истинный путь устремления для всей твари. Именно на них, как на престоле, и восседает Господь.

Соответственно, христиане, чтущие Бога помышлениями, песнями, словами и делами, становятся Его престолом, на котором Он приходит в покой (упокоевается). Бог, как говорится в Библии, вселяется в таких христиан: «ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор.

6:16), «или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2 Кор. 13:5).

Вот это и есть то дело молитвы, о котором говорит святитель Симеон — носить Христа в своем сердце и уме, непрестанно о Нем помнить и размышлять о Его заповедях, пламенно Его любить как Серафимы, зреть Его всегда как Херувимы, угождая Христу, сделать возможным Его вселение в нас. Именно поэтому молитва для христиан есть и должна быть на первом месте.

Не только высшие ангельские чины — Серафимы и Херувимы — хвалят Бога, но и прочие Ангелы непрестанно молятся. Ангелы, посылаемые людям во спасение и возвещающие волю Бога, тоже восхваляют Его, тем самым уча людей исповедовать и хвалить Господа.

Примером этого является рождение Христа, которое сопровождается явлением пастухам Ангела и небесного воинства, славящих и восхваляющих Бога: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Поющих славу Богу слышали пророки Исаия, Иезекииль и Даниил.

О поющих Ангелах свидетельствует в Апокалипсисе также Иоанн Богослов.

Вот и христианам, как сказано в Писании, следует постоянно молиться: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Сам Иисус многократно говорит о молитве: «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:36), «итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13), «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41).

Молитве посвящены и следующие слова Спасителя: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк. 12:35-36).

Этим Он напоминает, чтобы верующие в Него всегда пребывали во внимании ума и внутренней молитве. О дарах же за такое бдение, молитву и ожидание Его прихода Иисус говорит далее: «Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» (Лк. 12:43-44).

Блаженнейший Симеон Архиепископ Солунский
Издательство «Медиа-Глагол»

Просмотрено (70) раз

Источник: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2016/11/30/o-svyashhennoj-molitve-neobxodimost-vazhnost-i-znachenie-molitvy/

Ссылка на основную публикацию