Что такое проскомидия о здравии в православии – православные молитвы

Что такое проскомидия в православии? – База ответов на любые вопросы

Что такое проскомидия о здравии в православии - православные молитвы

Проскомидия — предваряющая часть в служении Божественной Литургии.

В момент Проскомидии приготовляют вино и хлеб, чтобы совершить в будущем Таинство Причащения.

Что такое проскомидия?
Что такое проскомидия о здравии?
Что такое проскомидия за упокой?
Чем отличается проскомидия от панихиды?
Чем отличается проскомидия от обедни?

Для проскомидии используют пять хлебов — просфор, из которых копием — обоюдоострым ножом с треугольным лезвием — вынимают части.

Первая просфора — Агничная — служит приготовлению Агнца.

Вторая — Богородичная — для приготовления частицы в память Матери Божией.

Третья — девятичинная — для приготовления девяти частиц — священных символов девяти ангельских чинов, а также для поминовения Иоанна Предтечи; провозвестников Божьей воли — пророков; учеников Иисуса Христа — апостолов; святителей — святых из епископского чина; мучеников; преподобных — совершивших монашеский подвиг; бессребренников; равноапостольных — прославившихся распространением христианского учения — и составителей Литургии.

Четвёртая просфора служит для приготовления двух частиц в память о здравствующих патриархах, других священнослужителей и государства, людей его населяющих, власти и государственного воинства. Из неё же вынимают частицы для поминовения живущих людей (о здравии).

Пятая просфора служит для вынимания частиц в память об усопших (о душ упокоении).

Все вынутые частицы помещают на тарель для Агнца, или дискос, и символизируют единую христианскую церковь, где все вместе и все живы.

Проскомидия о здравии — это упоминание во время Литургии — Таинства — имени христианина вместе с выниманием частицы просфоры. Частицы для поминовения живущих (об их здравии) вынимают из четвёртой просфоры.

Такое упоминание обладает чрезвычайной силой, особенно если оно заказано как сорокоуст — поминание в течение сорока ежедневных Литургий.

Проскомидия о здравии помогает человеку преодолеть душевные искушения, беспокойство, разрешить тяжёлые вопросы, справиться с болезнью и главное — очиститься от грехов, так как по завершении обряда все частички просфор, вынутые за живущих и упокоенных, опускают в сосуд с Христовой Кровью с молитвою об омовении грехов их.

Проскомидия за упокой — это поминовение во время Литургии имени упокоенного христианина вместе с выниманием частицы из пятой просфоры. Частицу погружают в потир — сосуд с Кровью Христовой, принося Господу бескровную очистительную жертву.

Этим действом душа освящается и получает благодать, с неё смывают грехи. Особенной силой обладает сорокоуст — поминание на протяжении сорока проскомидий.

Панихида — специальная служба поминовения усопших. Она совершается по определённым дням — на первом дне по смерти, третьем, девятом, сороковом, в день именин, рождения, день смерти (годовщины).

Проскомидия — поминовение во время Литургии, священного Таинства. Это поминовение совершается во всякое время и помогает душе смыть грехи, накопленные в мирской (земной) жизни, обрести успокоение. Лучший вариант поминовений — это поминовения во все моменты богослужений, которые к этому предусмотрены.

Проскомидия от обедни (Литургии) отличается временем поминовения и обрядностью. Во время проскомидии поминают, вынимая частицы просфоры, а во время обедни поминают на ектении и пения «Достойно есть», по запискам. Делают это вслух — гласно — или тайно.

В традиции идеальным считается поминовение во все моменты богослужения, которые к этому предназначены.

Особой же силой какое-то из поминовений друг от друга не отличается: как говорит журнал «Фома», рассказы о действенности какого-то именно поминовения — наследие язычества, магизма, предрассудков.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-proskomidiya-v-pravoslavii/

ОБЕДНЯ, МОЛЕБЕН И ПАНИХИДА

Церковная молитва может быть разной. Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную Жертву Богу.

Для того чтобы заказать обедню о здравии или упокоении, следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с именами тех, о ком необходимо помолиться.

На проскомидии из просфор вынимаются частицы, которые в конце литургии будут опущены в Святую Чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак искупления Христом человеческих грехов.

Поминовение на Бо-жественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Также о здравии ближних можно заказать частное богослужение — молебен, а для поминовения усопших — панихиду. В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших близких.

Что значит «заказать молебен»?

Надо написать записку с именами тех, о ком вы хотите помолиться, и указать, кому должен быть отслужен этот молебен: Господу Иисусу Христу, Божией Матери либо тому или иному святому (например, святителю Луке или великомученице Варваре). Записку надо передать в свечную лавку.

Молебен может быть благодарственный, или о путешествующих, или о болящих. Молебен может быть также с освящением святой воды — с водосвятием. Бывает молебен о начале трудного дела — например, перед началом учебного года и т.д. Все это вы можете обговорить с тем сотрудником храма, которому будете отдавать записку.

На водосвятный молебен можно принести иконы, крестики, чтобы освятить их.

Как следует писать имена в записках?

Надо указывать полное христианское имя в родительном падеже, например: «Марии, Иоанна, Николая». Записки составляются по возможности разборчиво и аккуратно, чтобы священнику было легко их прочитать.
Если человек болен, то можно написать, например, «болящего Михаила» или «болящей Марины»; если это младенец — «младенца Иоанна», «младенца Анастасии».

Так же, как имена взрослых, младенческие имена пишутся полностью. В записках «Об упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленным». Никогда нельзя писать в одной записке живых и умерших вместе — это должны быть две разные записки. Не надо также делать к именам приписки «блаженный», «заблудший» и т.п.

— таким образом, мы предвосхищаем Божий суд о человеке, что далеко не безгрешно.

Почему можно указывать в записках имена только крещеных православных христиан?

За близких людей, которые, к сожалению, не являются православными христианами, Вы должны от всего сердца молиться дома, подавать милостыню.

Можно поставить за них свечу перед иконой, но на проскомидии и на частных церковных службах их имен поминать нельзя: они не являются членами Церкви, не приняли еще для себя решения войти в сообщество православно исповедующих Христа. Именно это является препятствием для их церковного поминовения.

Обязательно ли присутствовать на службе, за которой поминают ваших близких?

Конечно, когда нет времени, можно оставить записку и уйти. Но если Вы располагаете такой возможностью, то присутствовать за литургией или за молебном и панихидой (смотря, что Вы заказали) необходимо. К церковной молитве прибавляется ваша собственная, и это, безусловно, на пользу и вам, и вашим близким.

Образец записки на Литургию о здравииОбразец записки на Литургию о упокоенииОбразец записки на молебенОбразец записки на молебен

Источник: http://svluka.prihod.ru/2118-2/

Какие требы (молебни) в храмах и монастырях

Требы Во время Литургии

  • Литургия о здравии с прошеним 
  • Заказная Литургия о здравии 
  • Литургия: до Божьего милосердия (УГКЦ)

Требы До или после Литургии 

  • Неусыпаемая псалтырь (в монастырях) 
  • Освящение дома, авто и др. 
  • Исповедь, Причастие, Миропомазание, Соборование на дому (для больных) 

Литургия о здравии: 

проскомидия (простая записка). Поминовение на Божественной литургии за здравие. За поминаемого в записке вынимается частица из просфоры и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа). Таким образом верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и отпущение грехов живого

Заказная Литургия о здравии: 

проскомидия, возглашение на ектении (заказная записка) Поминовение на Божественной литургии за здравие. 

2 значения: 

1) Та же Литургия за здравии, но кроме проскомидии, имя в записке прочитываются священнослужителями на ектении возле алтаря на отпущение грехов живого. 

Или же в некоторых храмах: 

2) Заказная Литургия, вцелом не отличается от Литургии которая служится в церкви. Но на такой литургии все молитвенные прошения и Проскомидия совершаются только за 1 человека. Будь то о здравии или о упокоении. Т.е.

на протяжении всей службы, поминается всего 1 имя. Заказную Литургию служат не во всех храмах, а только в храмах которые имеют на то благословение правящего архиерея. Прибегают к такой требе когда необходима сугубая (т.е.

очень сильная) помощь в тех или иных ситуациях (болезни и пр.) 

Литургия о здравии с прошеним.

 
За поданных на прошение совершается проскомидия, а затем во время литургии, после ектинии о здравии и перед заупокойной ектинией священник вслух зачитывает прошения (соответствующие молитвы и и имена поданных на прошение) и таким образом за поданных поименно соборно молится вся церковь. Единственное, не в каждом храме можно подавать на здравие с проешениями. Надо уточнять в самом храме! 

Заказывают следующие прошения:

  • Об призывании помощи Божией на всякое доброе дело 
  • На всякое прошение 
  • В благодарение Богу 
  • О всяком благополучии 
  • В благословение на начало всякого благого дела 
  • Об умножении любви и искоренении вражды и злобы 
  • Об умирении родителей и детей, сущих во вражде 
  • Об утешении скорбящих 
  • Об обретениии спутника жизни 
  • Об обретении спутницы жизни 
  • О даровании детей безчадным супругам 
  • Жене перед родами 
  • О путешествующих 
  • О плавающих 
  • О по воздуху путешествующих 
  • Об учащихся 
  • о врагах, ненавидящих и обидящих нас 
  • Об исцелении болящих (о недужных) 
  • Об избавлении страждущих от недугов пьянства, курения и употребления смертоносного зелия (наркотиков) 
  • Об обращении заблудших в секты 
  • Об обращении отступивших от Православной Веры 
  • Об оглашенных 
  • О находящихся под следствием 
  • Об избавлении в темницах сущих 
  • Об одержимых блудной страстью 
  • Об избавлении находящихся в бесовских нападениях от злодеяний колдовских

Девятница(УГКЦ):

Поминовение на Божественной литургии за здравие. Тоже самое, что и Литургия о здравии, но на 9 дней подряд.

Литургия: До Божьего Милосердия (УГКЦ) 

Поминовение на Божественной литургии за здравие. 1 раз в неделю (например, в четверг), 9 недель подряд читаются во время Литургии специальные молитвы к Божьему милосердию на разные прошения мирян.


Сорокоуст о здравии (или 30 дней у УГКЦ). 

Тоже самое, что и литургия за здравие, но 40 дней подряд. (Простая записка). Это поминовение о здравии. В течение сорока дней, если служится литургия, на проскомидии вынимается из просфоры частичка за того человека, имя которого указанно в записке. и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа) для отпущение грехов. 

Сорокоусты можно заказывать: 

  • На Литургию (проскомидию) 
  • На молебны 
  • На чтение неусыпаемого псалтыря

Литургия о упокоении 

Поминовение на Божественной литургии за упокой или записки простые за упокой. За поминаемого в записке вынимается частица из просфоры и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа). Таким образом верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и отпущение грехов усопшего.

Сорокоуст о упокоении (40 дней) 

Это заказное поминовение об упокоении. В течение сорока дней, если служится литургия, на проскомидии вынимается из просфоры частичка за того человека, имя которого указанно в записке. и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа) для отпущение грехов.

Молебен о здравии 

Это особое краткое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. На молебны верующие подают записочки о здравии тех людей, которым нужна помощь, либо благодарят Господа, Богородицу и святых. Во время молебна священник молится о тех людях, которые указаны в записочках.


Молебен общий святым:

Молитвы перед:

  • иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»,
  • к святому мученику Вонифатию,
  • праведному Иоанну Кронштадтскому

помогают:

молитвы к:

  • святителю Николаю Чудотворецу 

помагают: 

  • путешествующим 
  • выдать дочерей замуж 
  • скоро отзывается на различные просьбы о помощи

Молитвы к: 

  • святым воинам Феодор Стратилат, Иоанна Воина, благоверного князя Александра Невского и других 
  • Иоанн Предтеча 

помагают: 

Молитвы к: 

  • великомученику и целителю Пантелеимону 
  • святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану 

помагают: 

Молитвы к Богоматери перед иконами: 

  • «Всех скорбящих Радость», 
  •  «Споручница грешных», 
  •  «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», 
  •  «Нечаянная Радость», 
  •  И др. 

помагают: 

Молебен с водосвятием 

Молебны бывают простые и водосвятные. На водосвятном молебне освящается вода – происходит чин малого освящения воды. Святую воду после молебна прихожане уносят с собой и ее можно и нужно употреблять, окроплять жилище (место работы) и всякую вещь. Благодать Святаго Духа, которая посылается на воду при ее освящении, имеет целебные свойства и отгоняет нечистую силу. 

Молебен с прошениями:

Заказывают следующие прошения: 

  • об призывании помощи Божией на всякое доброе дело 
  • на всякое прошение 
  • В благодарение Богу 
  • О всяком благополучии 
  • В благословение на начало всякого благого дела 
  • Об умножении любви и искоренении вражды и злобы 
  • Об умирении родителей и детей, сущих во вражде 
  • Об утешении скорбящих 
  • Об обретениии спутника жизни 
  • Об обретении спутницы жизни 
  • О даровании детей безчадным супругам 
  • Жене перед родами 
  • О путешествующих 
  • О плавающих 
  • О по воздуху путешествующих 
  • Об учащихся 
  • о врагах, ненавидящих и обидящих нас 
  • Об исцелении болящих (о недужных) 
  • Об избавлении страждущих от недугов пьянства, курения и употребления смертоносного зелия (наркотиков) 
  • Об обращении заблудших в секты 
  • Об обращении отступивших от Православной Веры 
  • Об оглашенных 
  • О находящихся под следствием 
  • Об избавлении в темницах сущих 
  • Об одержимых блудной страстью 
  • Об избавлении находящихся в бесовских нападениях от злодеяний колдовских

Молебен с акафистом 

Это молебен во время которого читается хвалебное песнопение (Акафист) тому святому, к кому обращены молитвы, или совершается чин освящения воды. Акафист – это хвалебный гимн Богу и Святому, в котором описывается житие и добродетели угодника, а так же следует молитвенная просьба к нему о защите, помощи и т.д. Как и любая молитва, акафист это диалог между человеком, Святым и Богом. 

Читайте также:  Молитва иконе божией матери "помощница в родах" - православные молитвы

Неусыпаемая псалтырь (только в монастырях) 

Во многих местах есть обычай просить в монастырях почитать Псалтирь за усопших и о здравии, что соединяется с подачей милостыни. В обители сестры непрестанно читают Псалтирь (неусыпаемая псалтирь) с поминовением имён (о здравии и о упокоении). 

Велика сила этой непрестанной молитвы. Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемая псалтирь называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Такой молитвой молятся только в монастырях. 

Подавать можно, как за живых, так и за усопших. Чтение Псалтири отгоняет от человека бесов и привлекает Божию благодать. 

Молитва за живых и умерших при чтении неусыпаемой Псалтири, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада.


Панахида 

Это заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. 

Парастас (молебень об усобших) 

Это заупокойное Богослужение, где мы молимся за своих усопших родных, близких, друзьях и знакомых. Совершается по расписанию. 


Лития – (греч.: молитва), в православном богослужении: 1) часть всенощногобдения, 2) молитва за усопших. Совершается по расписанию.

Источник: http://alive-withgod.blogspot.com/2013/03/Vidy-trebov-v-hramah-i-monastyrjah.html

Молебен о здравии и иные требы: как и кому заказать в церкви или монастыре

Раньше наши предки знали все церковные правила и вели богобоязненную жизнь в вере. Сегодня мало кто знает, что такое молебен, и как его заказать. Когда заболела моя мама, мне посоветовали заказать молебен о здравии.

Я пошла в церковь и в церковной лавке подала специальную записку, оплатив службу священнослужителей. Мама очень быстро пошла на поправку, после чего я заказала благодарственный молебен в той же церкви.

В статье я вам расскажу, какие молебны бывают, и каким святым и архангелам их можно заказать.

Церковные молебны

Прежде всего нужно знать, что молебны заказывают живым людям, а усопшим — панихиды и сорокоусты. Важно различать молебны от сорокоуста, обедни и проскомидии: их проводят во время литургий.

Молебен — это особенное богослужение (треба), просьба о ниспослании божьей благодати. Молебен заказывают Богородице, Спасителю, святым угодникам и архангелам. Молебны делятся на просительные и благодарственные.

Также молебны бывают акафистные, водосвятные, простые и благодарственные.

Виды молебнов:

  • о здравии;
  • о путешествующих;
  • об учащихся;
  • на освящение квартиры и машины;
  • на освящение иконы и православной символики;
  • благодарственные;
  • о получении благ;
  • водосвятный.

Раньше служили молебны во время нашествия иноплеменников, при засухе и неурожае, при эпидемиях и падеже скота, при стихийных бедствиях и различных общественных бедах. В наши дни практикуются частные молебны с просьбой о нуждах отдельных людей, но иногда проводят и общественные молебны.

К общественным молебнам относится:

  • Великое освящение воды на Крещение;
  • в первое воскресенье Великого Поста;
  • яблочный, медовый, ореховый спас;
  • начало учения отроков;
  • Новолетие (гражданский новый год);
  • Рождественский благодарственный.

Простые молебны проводят в день почитания святых, на них произносят те прошения, которые подали прихожане. Простые молебны заказывают о больном либо в день почитания святого покровителя. Акафистные молебны проводят перед чудотворными иконами или в дни чествования святых. О времени проведения акафистных молебнов можно узнать в храме либо в монастыре.

На какое время можно заказать молебен? Это зависит от прошения: от одного дня до года. Например, молебен о путешествующих можно заказать на все время путешествия.

Чем отличается церковный молебен от домашней молитвы? Иисус Христос сказал, что там, где соберутся двое или трое во имя его, там и он пребывает. Поэтому совместные (соборные) молитвы гораздо действеннее одиночных. Домашнюю молитву Господь и святые тоже слышат, но она имеет гораздо меньшую силу.

Где можно провести молебен? Его проводят в церкви либо на месте, которое необходимо освятить — закладка фундамента дома, освящение офиса или иного места.

Водосвятные молебны

Это отдельный чин, во время которого освящается вода. Водосвятный молебен бывает малым и великим (на праздник Крещения). Малое водосвятие проводится в любой день и при любых обстоятельствах.

Во время водосвятного молебна происходит крещение воды, которая стоит на столе. После освящения воды молитвами, христианин может забрать ее домой. Иногда освящают достаточно много воды, поэтому ее могут взять домой и другие верующие.

На водосвятных молебнах могут освятить крестики и иконы. Освященную воду пьют дома натощак, окропляют квартиру либо участок.

Как и кому заказать молебен

Что такое молебен и как правильно его заказать? Для этого подают церковную записку, в которой указывают особенность молебна: благодарственный либо просительный. Также указывают, кому следует заказать молебен — Богоматери, святым, Господу или архангелам. Внизу перечисляют имена просящих в родительном падеже (Веры, Любови, Владимира).

Также можно указать в записке статус христианина: болящего Сергея, младенца Даниила. Однако недопустимо указывать такие характеристики человека, как заблудший, блаженный и т. д.

Почему нельзя заказывать молебны о некрещеных людях? Потому что они не являются членами церкви. За них можно усердно молиться дома, а также ставить свечи перед иконами. Но на церковном поминовении их имена не принимаются.

Примеры молебнов к святым и Богоматери:

  • Владимирской Богоматери — в трудных жизненных обстоятельствах, при тяжести на душе;
  • Богоматери «Целительница» — от телесных недугов;
  • Богоматери «Нечаянная радость» — при заболевании органов слуха;
  • Богоматери «Неупиваемая чаша» — при проблемах с наркоманией и алкоголизмом;
  • Богоматери «Споручница грешных» — при недугах неврологического характера;
  • Богоматери «Всецарица» молятся об исцелении онкозаболеваний;
  • Богоматери «Одигитрия» молятся при печали и депрессии;
  • Богоматери «Неувядаемый цвет» заказывают молебны о семейном благополучии и супружестве;
  • иконе благоверных князей Бориса и Глеба молятся при проблемах опорно-двигательного аппарата;
  • блаженной Матроне Московской молятся при семейных неурядицах;
  • священномученникам Киприану и Иустинии заказывают молебен от колдовства и порчи.

Это далеко неполный список возможных молебнов Богоматери и святым. Чтобы точнее узнать о проводимых молебнах, нужно обратиться с этой просьбой в монастырь или храм. Также можно заказать молебен онлайн, подав заявку в монастырь или церковь. В настоящее время можно заказать молебны в монастыре на Афоне через их сайт в интернете.

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/moleben-o-zdravii.html

О церковных записках в православной церкви

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения.

Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.Помянник – это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением.

Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка, в сущности, – разовый помянник и требует к себе такого же уважения

Молитвенное поминовение

Православным известно, что молитва в храме имеет преимущество перед домашней молитвой. Спаситель сказал: 'Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них' (Мф. 18, 19-20).

В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Церковная молитва имеет особенную благодатную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

Наиболее распространенный способ испрашивания благодати Божией для своих родных и близких – молитвенное поминовение. В старину в благочестивых православных семьях существовал помянник – особая книга, в которую записывали имена живых и упокоившихся родственников. Книжка эта переходила из поколения в поколение и хранилась в святом углу дома – у божницы.

По ней поминали имена во время домашней молитвы, ее же подавали для поминовения во время богослужения в храме.

В наше время книжки-помянники, к сожалению, почти вышли из употребления, их заменили церковные записки. Церковная записка, в сущности, – разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Как совершается поминовение по запискам?

Делать это священник начинает во время проскомидии. Проскомидия – это начальная часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства причастия.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, – так же, как скрытно, не ведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляется пять особых просфор: 'агничная' (служит собственно для причащения), 'Богородичная', 'девятичинная' (в честь святых), 'о живых' (о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах) и 'об усопших' (Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках).

Из каждой из этих просфор вынимаются частицы и кладутся на дискос – круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель.Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания – записки, книжки-помянники, которые поданы нами на проскомидию в свечной ящик (место при входе в храм, предназначенное для продажи свечей и для оформления треб).

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: 'Помяни, Господи (указывается написанное нами имя)'. Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.Это первое, не видимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор. Это – великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, они не преподаются верующим в Таинстве причастия. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, от имени которого возносится.

В конце литургии, после того, как все причастники приобщатся Святых Таин, эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: 'Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию'.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Христовой, получили оставление грехов и жизнь вечную. Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.

Заказная записка

В некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении, принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектении.

Сугубая (то есть усиленная) ектения начинается по окончании чтения Евангелия.

В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: 'Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже…

' Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей 'во Христе братии нашей', о властях и воинстве…

Во время ектении диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед престолом, громко называя имена из записок. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке – после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне об упокоении с панихидой – и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектении идет еще с апостольских времен. Тогда использовали диптихи – две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные, как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой – усопших.

'На ектении же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более, чем одно или два имени.

Но проскомидия – самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектении', – писал преподобный Макарий Оптинский.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Заказать

Сорокоуст

Сорокоуст – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. 'Сорокоусты, – пишет св.

Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся навстречу Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом'.

Впрочем, сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Читайте также:  Икона преподобного серафима саровского - православные молитвы

Другие поминовения

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой  милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка.

И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги.

Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

 

Записку в храме можно подать и с тем, чтобы заказать молебен.

Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д. Другие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих.

Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.

Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется о здравии он или об упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, – или же обычный, без водосвятия.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение (т.е. до тех пор, пока действует храм).

О ком следует молиться

Подавая записку 'о здравии', мы просим помолиться не только за здоровье наших близких, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой.

И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими. Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира.

В соответствии с наставлением апостола 'Поминайте наставников ваших' (Евр. 13, 7) в записке следует указывать имя вашего духовного отца (если он у вас есть).

Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: 'Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного' (1 Тим. 5, 8). Не забывайте ваших благодетелей, чтобы не оставаться перед ними в долгу: 'Отдавайте всякому должное…

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон' (Рим. 13, 7-8).

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших родственников, но и за весь свой род. Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними.

Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что милосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.

Мы верим, что наши усопшие родные, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Правила написания записок

Записки надо подавать до начала литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента – до Херувимской песни ('Иже херувимы'). Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

В начале записки следует изобразить восьмиконечный крест и написать 'О здравии' или 'Об упокоении'. Поминать можно лишь имена людей, крещенных в Православной Церкви.

Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Об этом обычно написано или можно справиться возле свечного ящика. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.

Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос 'кого?'). Если вы собираетесь указать имена архиереев и иереев, то делайте это в начале записки. Первыми пишут имена епископов, за ними – священников-иноков, священников и диаконов, потом монахов и монахинь.

При этом указывается их сан – например, 'о здравии' епископа Иоанна, игумена Иоанна, иерея Иоанна. Затем пишите свое имя, своих родных и близких. Обычно порядок написания имен такой: сначала пишут имена мужчин, далее – женщин, отроков, девиц и отроковиц и, наконец, младенцев мужского и женского пола.

То же относится и к запискам 'об упокоении'.

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Иоанна, а не Ивана) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).

В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец – например, младенца Иоанна.

В записках о здравии перед именем можно упомянуть: 'болящего', 'воина', 'путешествующего', 'заключенного'. Не пишут в записках – 'страждущего', 'озлобленного', 'нуждающегося', 'заблудшего'.

В записках 'об упокоении' усопший в течение 40 дней по кончине именуется 'новопреставленный'. Допускается в записках 'об упокоении' написание перед именем 'убиенный', 'воин', 'приснопамятный' (день смерти, день именин усопшего).

В поминовениях об упокоении нельзя писать имени покончивших с собой. В записках нельзя также писать имена усопших, причисленных к лику святых.

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Заказ треб на Святой Земле

Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/o-cerkovnix-zapiskax-v-pravoslavnoie-cerkvi.html

Поминание о Здравии и Упокоении на Проскомидии

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это — первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это — заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии — ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.

Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приноси- мая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Источник: http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/40yst.html

Проскомидия

Проскомидия — что это такое? Проскомидия о здравии или о упокоении.

«Проскомидия» — слово греческое и значит принесение. Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный.

Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный хлеб.

Просфора должна быть круглою и состоять из двух частей во образ двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его — начальных букв имени Христа Спасителя: IС-ХС и греческого слова NI-КА; это означает: Иисус Христос побеждает.

Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода.

Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Ин. 6, 22—58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

СОВЕРШЕНИЕ ПРОСКОМИДИИ

Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами так называемые «входные» молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды.

Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа.

Из этой просфоры священник копием вырезает средину в форме куба с произнесением слов прор. Исаии: «Яко (как) овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) Его» (Ис. 53, 7-8).

Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Иоан. 1, 29) и полагается на дискос.

Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение», и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19, 34); сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою.

Читайте также:  Что такое схима и ее значение в православии - православные молитвы

Из второй просфоры, называемой «богородичною», священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе.

Из третьей просфоры, называемой «девятичинной», вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, святых, чья память совершается в нынешний день, и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти части полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой — за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие «поминания» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровцами и поверх них еще одним, несколько больших размеров, называемым «воздухом», кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин.

Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символическое значение: дискос знаменует и вифлеемскую пещеру и Голгофу; звездица — вифлеемскую звезду и крест; покровы — пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя; потир — ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос; приготовление Агнца — суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием — прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божий, все верующие христиане — живые и умершие, а Главою ее Сам Господь наш Спаситель. Каждение знаменует осенение Св. Духа, благодать Которого сообщается в таинстве Св. Причащения.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.

Сумма пожертвования на поминовение

ПОМИНАНИЕ О ЗДРАВИИ или ОБ УПОКОЕНИИ (Поминовение на богослужениях) Простая записка(Проскомидия) — (12 имен) 150 руб. Панихида — (12 имен) 150 руб. Молебен — (12 имен) 150 руб. Сорокоуст (40 дней) — (за 1 имя) 350 руб. Полгода — (за 1 имя) 700 руб. На год — (за 1 имя) 1500 руб. Длительное поминание (5 лет) — (за 1 имя) — 5000 руб.

На Великий Пост — (до 12 имен) — 500 руб.

ПОМИНАНИЕ О ЗДРАВИИ или ОБ УПОКОЕНИИ НА ПСАЛТИРЬ (Псалтирь читается днем между богослужениями) Сорокоуст (40 дней) — (за 1 имя) 350 руб. Полгода — (за 1 имя) 700 руб. На год — (за 1 имя) 1500 руб.

Длительное поминание (5 лет) — (за 1 имя) — 5000 руб.

ТРЕБЫ Отпевание(заочное) 500 руб. Крещение 1000 руб. (+свидетельство, книги,свечи) Венчание 3000 руб. (+иконы, свечи)

Освящение автотранспорта 1000 руб.

ЭКСКУРСИЯ
Часовая экскурсия по монастырю — 150 руб./чел (до 10 чел. = 1500 руб.)

Источник: http://iveron.ru/proskomidiya/

Проскомидия

Проскомидия начинается следующим образом: совершив три поклона перед жертвенником с молитвенными словами: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя, искупил ны еси от клятвы законныя», священнослужитель приступает к совершению проскомидии. Дьякон прежде всего напоминает о начале священнодействия словами: «благослови владыко». Священник произносит: «благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков», и тем начинает чтение 3 и 6 часов и проскомидии, которая значит приношение.

Говоря о просфорах, из которых сейчас вынимаются частицы за святых, живых и умерших, мы должны сказать, что появление их произошло по следущим обстоятельствам: в первые века Христианства, приносимы были хлебы от каждого христианина, пришедшего участвовать в таинстве Евхаристии.

Но так как для таинства Евхаристии необходим был один хлеб, то священник брал для священнодействия из всех приношений одну часть или просфору, чтобы вынуть из нее частицы для святого Агнца.

Кроме этого древние христиане приносили просфоры в воспоминание и тех святых древних времен, мощи которых находились в церквях, да их молитвами посетит Бог на их приносимую жертву; или просили молитв церкви о себе, равно как и о сродниках как живых, так и умерших, в той уверенности, что эти приношения, по словам Августина, «послужат для не совсем дурных очищешем от грехов, а для совершенно злых не принесут пользы, единственно, по причине их упорства во зле, служа только утешением для живых; для совершенно же добрых приношения служили благодарением».

Совершение проскомидии

Вынимая из всех приношений частицы, святая церковь поминала поименно и того, кто принес просфоры и того, за кого принесены.

О приношешях к алтарю упоминает Дионисий Ареопагит, Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, Иоанн Златоуст говорит: «по возношении на Божественный жертвенник поклоняемых даров, там молитвы всегдашние за тебя, хваления и собрания, за тебя каждую неделю просфора».

В другом месте они уверяют нас, что «не напрасны приношения об умерших бывают, не напрасны мольбы: все это Дух Святой заповедал. Не просто дьякон взывает: о иже во Христа усопших, вся с верою бывают».

Принимая приношения от усердствующих христиан, церковь исполняла их усердие на известном числе хлебов, а остальную часть употребляла на устройство вечери любви и на другие церковные нужды.

Поэтому для тех, которые приносили что либо в память святых, она определила вынимать частицу из второй просфоры в честь и память Пресвятой Богородицы, из третьей в честь и память святых, представляя их ходатаями, из четвертой вынимала частицы, вспоминая всех православных христиан.

Относительно остальных просфор практика церкви является не одинаковой. В Русской Церкви до 16 века преобладающее число просфор на проскомидии было неопределено. Тогда употреблялось 7, 6, 5 и 3 просфоры.

Чтобы оказать особенное внимание, как знак почтения и уважения к Царской особе и Патриарху, вынимали частицы из четвертой просфоры в воспоминание одного Государя, из пятой – Патриарха, из шестой – имена живых, записанных в диптихи, а из седьмой имена умерших православных христиан. В Новгороде, где не было князей, вынимали частицы из шести просфор.

Вообще в древних русских служебниках находятся указания о числе просфор неопределенно. Вследствие этой неопределенности была возможность увеличить частным лицам число просфор для проскомидии.

В этих служебниках обыкновенно после четырех просфор, число которых ясно обозначено, об остальных просфорах говорится такимъ образом: «таже прием паки просфору и поминает князей, игумена и всех живых. И паки прием просфору поминает усопших».

Такая неопределенность выражения в служебниках относительно числа просфор, могла соблазнить русского переписчика служебника 15 века и навести его на ту мысль, что здесь говорится о шести просфорах: на четвертой просфоре, в этом случае, должно было поминать только Епископство и весь священнический и дьяконский чин, на пятой Князей, Игумена и всех живых, а на шестой всех усопших. Таким образом неопределенность выражения некоторых служебников относительно числа просфор могла служить, и, может быть, действительно служила к увеличению числа их на проскомидии, вместо пяти, шести просфор и семи.

Вынимание частиц на Проскомидии

При совершении проскомидии на пяти просфорах вынимание частиц происходило такое же, как и в настоящее время. При совершении проскомидии на трех просфорах, на последней из них поминались святые, живые и умершие. Частицы из нее вынимались крестом.

На верхней стороне части просфоры поминались Святые, на нижней — епископство и весь священнический чин, с правой стороны Цари, бояре и Игумен, если Литургия совершалась в монастыре, потом все живые, на левой — умершие. Особенно в совершении проскомидии безцеремонно относился Новгород в 15 столетии.

Там, по случаю знамения от иконы святых мучеников Гурия, Самона и Авива архиепископом Новгородским Иоанном, вместо присяги для отыскания виновных в краже, предложен был особенный указ о проскумисании святым исповедникам.

В этом указе сказано: «если у кого что нибудь будет украдено или на кого либо будет подозрение: вы, священники, велите испечь крестообразную просфору и изобразить четыре креста.

Потом, входя в церковь (для совершения Литургии), читайте молитву святым исповедникам, а другую, войдя в церковь, перед иконой святых, а третью на проскомидии, при вынимании из просфоры частицы, произнося: святые Божии исповедники: Гурие, Самоне и Авиве, Диаконе, какъ некогда милосердием Божиим вы возвратили, девицу в Эфес; так и ныне сотворите чудо для притекающих к вам с верой, потерпевшим ущерб помогите, виновных обличите, уста злодеев заградите.

Потом, вынимая первый крест из просфоры, нужно говорить: «се имя Божие пишется на хлебце молитвами святых Божиих исповедников, в честь и славу святого Гурия, вынимая второй крест – в честь и славу святому Самону, вынимая третий крест – в честь и славу святому Авиву дьякону, вынимая четвертый крест, нужно поминать имена тех, которым предложатся вынутые части на обличение виновных».

Таким образом чин вынимания частиц из просфор на проскомидии в известных случаях видоизменялся до некоторой степени. Но нужно сказать, что такое обыкновение существовало не долго.

Одним словом, вопрос о числе просфор, употребляемых при совершении святой Евхаристии и для вынимания из них частиц, возник в отечественной церкви с известного времени.

Хотя ревнители старины и утверждают, что в древней русской церкви проскомидия совершалась на семи просфорах; но, разсматривая памятники древности первых веков, мы не найдем ни одного достоверного памятника категорически решающего этот вопрос в пользу ревнителей старины; скорее все они свидетельствуют что Православная церковь никогда не возбуждала вопроса по этому предмету и не придавала числу просфор существенного значения. Новгородский Митрополит Нифонт отвечает вопрошающему его, что церковь считает существенной одну просфору, с которой, нужды ради, дозволялось совершать литургию, ту просфору, из которой вынимается Агнец.

Вот существенный ответ Нифонта. Обычай совершать проскомидию на пяти просфорах согласовался с числом приношений. В Софийском служебнике 12 века сказано: «агнец, Богородичная, святых, за здравие и за упокой».

В служебнике 12 века Антониева монастыря, после описания действий над главной просфорой, далее сказано – а) молитва «да приимет Господь жертву в честь святого; б) молитва – «да приимет о здравии и спасении; в) молитва – «да помянет Господь души усопших»; но о главной и Богородичной просфорах ничего не говорится, считая их столь известными, что не могло быть о них и речи. Служебники 13, 14 и 15 веков с полной ясностью показывают, что проскомидия в то время совершалась на 5 просфорах.

Облагоухав над кадилом звездицу, вспоминает Вифлеемскую звезду, чудесным образом явившуюся на Востоке во время Рождества Христова, и поставляет ее на дискосе поверх Даров, чтобы покровы не касались святого Агнца и частиц.

Потом, облагоухав первый покров, покрывает им святой хлеб с дискосом, произнося слова псалма: «Господь воцарися, в лгепотуу облечеся и тем воспеваетъ дивную высоту Господню, славу и силу нашего Спасителя, не скрывшуюся под покровом плоти Его, Его чудесное воплощение и, вследствие этого, славу святой церкви. Вторым покровом покрывает потир, наполненный вином с водой, произнося: «покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоя исполнь земля». Затем, взяв большой покров, называемый святым воздухом, покрывает им дискос и потир вместе, взывая к Богу, да «покроет нас кровом крил своих, отженет от нас всякого врага и супостата, дарует нам мир, милость и спасение» и, отступив немного от предложения, поклоняется приготовленным дарам, как поклонялись пастыри и волхвы Богомладенцу, и кадит как бы передъ вертепом, изображая каждением то благоухание ладана и смирны, которые были принесены вместе с золотом мудрецами.

За этим действием священнослужитель молится Богу, чтобы Он благословил честные дары, принял их в пренебесный свой жертвенник, помянул тех, которые принесли дары, и тех, за которых они приносятся, а их самих, священнодействующих, сохранил не осужденными при совершении Божественных таин.

После этой молитвы бывает отпуст с произнесением имени того святителя, чья литургия совершается, и каждением святой трапезы.

В это время священнослужащий, размышляя о земном рождении Того, Кто родился прежде всех веков от Отца, произносит пасхальные тропари: «во гробе плотски…», представляя себе, что Спаситель наш везде присутствует с полной славой Божества; потом читает 50 псалом, как молитву покаяния, которая необходима перед священнодействием, сопровождая чтение ее каждением алтаря и церкви.

Своим появлением с кадилом из алтаря, по примеру восточных народов, предлагавших всякому гостю при входе омовения и благовония, священнослужащий приветствует всех, собравшихся на святую трапезу любви, и наполняетъ всю церковь благоуханием. Кадя и кланяясь всем, он кадит, как слуга Божий, и приветствует их всех, как гостей любезных Небесному хозяину.

Источник: http://palchevskiy.by/proskomidia.html

Ссылка на основную публикацию