Что такое лития в православии и когда ее заказывают — православные молитвы

Лития вечерня чинопоследование молитва

Священник в епитрахили, скуфье или камилавке и диакон с кадильницею, поклонившись святому престолу, выходят из алтаря северной дверью в притвор и становятся лицом к алтарю.

Диакон в это время совершает каждение храма и молящихся, хор поет стихиры на литии (Минея, Триодь).

При соборном служении все сослужащие, в епитрахилях, выходят северной и южной дверями.

Стихиры на литии поются в следующем порядке: стихиры храму, стихиры святому, «Слава, и ныне», Богородичен. Богородичны стиховные содержатся в конце каждой Минеи вместе с догматиками.

Только праздничные стихиры (литийные, без стихир храма) поются на все двунадесятые праздники; их попразднства и отдания, случившиеся в воскресенье; воскресенье, совпавшее с предпразднством Рождества Христова, называемое Неделей святых отец; Недели (воскресенья) Фомино, жен-мироносиц и святых отцов Первого Вселенского Собора (325) — 7-я Неделя по Пасхе.

Ектении о разных нуждах молящихся.

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя Богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: силою Честнаго и Животворящаго Креста: предстательствы честны΄х Небесных Сил безплотных: честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостол: иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго: иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских: святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги; иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго; первосвятителей Московских и всея Руси: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона; митрополитов Московских Филарета и Иннокентия; святителей имя рек (епархиальных): святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны (и святаго имя рек, егоже есть храм и егоже есть день), и всех святых: молим Тя, многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

Хор: Господи, помилуй (40 раз).

Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Алексии, Патриархе Московском и всея Руси, о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (имя рек) и о всем во Христе братстве нашем, и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, милости Божия и помощи требующей: о покровении града сего и живущих в нем (или веси сея и живущих в ней; или святыя обители сея и живущих в ней); о мире и состоянии всего мира; о благостоянии святых Божиих Церквей: о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих отец и братий наших: о оставльшихся и во отшествии сущих: о исцелении в немощех лежащих: о успении, ослабе, блаженней памяти и оставлении грехов всех преждеотшедших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду, православных; о избавлении плененных, и о братиях наших во службах сущих, и о всех служащих и служивших во святем храме сем (аще во обители: во святей обители сей) рцем.

Хор: Господи, помилуй (50 раз).

Диакон: Еще молимся о еже сохранитися граду сему (или веси сей), и святому храму сему (аще во обители: святей обители сей), и всякому граду и стране от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани: о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Еще молимся, и о еже услышати Господу Богу глас моления нас, грешных, и помиловати нас.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Священник: Услыши ны, Боже, Спасителю наш, Упование всех концев земли и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы наша Господеви приклоним.

Все молящиеся приклоняют головы.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честны΄х Небесных Сил безплотных, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и Богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских; святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги; иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго; первосвятителей Московских и всея Руси: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона; митрополитов Московских Филарета и Иннокентия; святителей имя рек (епархиальных): святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны (и святаго имя рек, егоже есть храм и егоже есть день), и всех святых Твоих: благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата: умири нашу жизнь, Господи; помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко благ и Человеколюбец.

Хор: Аминь.

Этим лития и оканчивается.

Читайте также

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Источник: http://vsemolitva.ru/78.html

Лития по усопшим для мирян: Лития на кладбище

Заупокойная лития — очень важная часть православной службы. Если сделать перевод с греческого, то получится усердное моление. Церковные каноны предписывают совершать ее исключительно за пределами храма. Литии могут различаться как по чину, так и по содержанию.

Если вникнуть в суть православного богослужения, то можно понять, что поводом для совершения литии для мирян, как правило, является либо приход праздничного субботнего дня, либо нашествие какого-либо несчастья, имеющего массовый характер.

Об истории литии, совершаемой мирянином

Изначальное назначение литии — молитва, возносимая в общественных местах при возникновении какой-то угрозы, приближении бедствия, понесенном поражении. Однако, помимо этого, существовали также подобные богослужения, имеющие радостно-торжественный характер. Для их проведения выбирались площадки за пределами города.

Особые условия для развития такого вида богослужения были созданы в Иерусалимской церкви. Там чин литии были неотъемлемой частью всех воскресных вечерей, проводимых в отличающихся святостью местах.

В сегодняшних реалиях осталась только незначительная часть процветавших в былые времена на территории Иерусалима усердных молитвословий. В их состав входили молитвы, особые обряды и песни. Сегодня данный обряд в основном заключается только в торжественном выходе священнослужителей в притвор.

Особо надо остановиться на литии по усопшим для мирян. Означенный вид установлен специально для вознесения молитвы по ушедшим в мир иной. Как правило, она совершается в момент выноса гроба из дома, но может быть проведена в любое иное время и в каком угодно месте, если этого хотят родственники.

Заупокойная лития

По готовности тело усопшего транспортируется в храм. Когда гроб выносится из дома надлежит читать заупокойное последование, соответствующее чину обыкновенной литии. В это же время провозглашается «Премудрость», после чего поют «Чистейшую». В былые времена нашими предками перед выносом тела совершался семипоклонный начал, однако сегодня эта традиция уже почти никем не выполняется.

Лития на кладбище

Кладбища, в соответствии с канонами церкви, — святейшее место. Они сохраняют в своих недрах тела усопших до наступления грядущего воскресенья. Посещение кладбища в обязательном порядке должно сопровождаться зажжением свечи и совершением литийного молитвословия.

Как это делается мирянином на кладбище:

  1. Читается акафист об упокоении усопших.
  2. Некоторое время проводится в молчании. При этом вспоминаются все хорошие поступки и черты характера умершего.
  3. Читается чин литии, предназначенной для кладбища.

Текст чина литии для кладбища:

      «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

      Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

      Царю Небесному, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

      Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

      Господи, помилуй. (Трижды.)

      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

      Господи, помилуй. (12 раз.)

      Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

      Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

      Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)»

Эта лития заупокойная совершаемая мирянином дома и на кладбище должна проводиться три раза:

  • Когда из дома выносится тело.
  • При захоронении.
  • После возвращения с кладбища домой.

Еще несколько рекомендаций:

  • Это время на кладбище не предназначено для приема пищи или употребления алкогольсодержащих напитков.
  • Оставляя на могиле накрытую кусочком хлеба рюмку водки, вы отдаете дань языческим обычаям. Ведь этот пережиток пришел именно оттуда. По мнению православной церкви, таким поступком оскорбляется память усопшего.
  • Вместо того чтобы оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищим или животным.

Лития по усопшим является сильным оружием православного христианства

Сегодня, как и в былые времена,молитвенному обращению к Господу отведена роль наиболее действенного оружия против злых сил, которым владеет верующий православный христианин. По утверждению святых старцев, от верующего человека, читающего молитву, лукавый бежит сломя голову и даже не предпринимает попыток приблизиться.

Благодатное влияние, как на душу почившего человека, так и на поминающего его является усиленная молитва. Церковные богослужения памяти об умерших людях уделяют особое внимание.

Священнослужители говорят, что если молитва является обращением к Богу, то лития — это просьба к Всевышнему за умерших и общение с ними.

Посредством такой молитвы человек приближается не только к Господу, но и к ближним своим.

Источник: https://ProPohoroni.ru/traurnaya-rech/litiya-po-usopshim.html

Лития

Окончание панихиды

и заупокойного канона

Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне:

Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари, глас 4-й

Читайте также:  Светлое христово воскресение - 8 апреля 2018 года - православные молитвы

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих), Спасе, упокой, сохраняя его во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих), яко Един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих) упокой.

И ныне: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его (ея, душам их).

Господи, помилуй (40 раз).

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою, имярек, и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благ, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя, в Троице славимаго, верова: и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (той) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты един Бог милости и щедрот и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Или:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) имярек и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея, их) согрешения и невольная, возставляя его (ю, их) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ. Ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца, яко Ты еси Воскресение и Живот, и Покой рабу Твоему (рабе Твоей, рабом Твоим) имярек, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды). Господи, благослови.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и упокой душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих) имярек, в безконечныя веки, яко благ и человеколюбец, аминь,

Рабу Божию (рабе Божией, рабом Божиим) имярек, усопшему (усопшей, усопшим) вечная память, вечная память, вечная память.

И читаем трижды тропарь с поклонами:

Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего (усопшей рабы Твоея, души усопших раб Твоих) имярек (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши (человецы согрешиша), Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (ю, их) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу, причастники) учини (поклон) и душам нашим полезная сотвори (поклон).

Лития может читаться отдельно. Тогда начинаем ее словами: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Источник: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1739

Что такое лития?

     Лития буквально значит — усердное общественное моление. Это древний христианский обычай.

Еще в первые века Христианства, во время великих общественных бедствий, например — голода, повальной болезни, землетрясений и проч.

, люди выходили из церкви с хоругвями и образами и всенародно, проходя по улицам, по полям, молили Бога об избавлении от постигшего бедствия. Так водится и теперь у нас, на Руси православной.

Лития в сокращенном виде бывает и на праздничной всенощной. Это именно та часть вечерни, когда священнослужители с певцами выходят в притвор церковный.

В древние времена в притворе стояли оглашенные (готовящиеся ко святому крещению) и кающиеся (те, которые несли епитимию за грехи свои); в чувстве глубокого смирения верующие выходят из храма в притвор и здесь, на месте кающихся, приносят свои молитвы Господу.

После праздничных стихир (песнопений) диаконом, а если диакона нет, то самим священником, возглашаются усиленные моления ко Господу, чтобы Господь Бог спас и благословил весь мир, даровал ему Свою милость и щедроты, чтобы возвысил силу христианскую, и послал нам богатые Свои милости — не за какие-нибудь наши заслуги, потому что мы — грешные люди — никаких милостей Божиих не заслужили, — а по молитвам Пресвятой Богородицы, силою честного и животворящего Креста, ходатайством честных небесных Сил бесплотных и всех святых, начиная от святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, выше которого не было между рожденными, по слову Самого Спасителя, и оканчивая тем угодником Божиим, которого имени посвящен храм. На сии прошения, возглашаемые диаконом или священником, певцы отвечают особо умилительным, многократным «Господи помилуй». Слушая внимательно эту ектению и имена святых Божиих, всегда близких душе христианской — первых Апостолов, трех Святителей и вселенских великих учителей, и святого отца нашего Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца (так любимого всею православною Россиею), наконец, святых Кирилла и Мефодия, наших славянских просветителей и учителей, первых переводчиков Священного Писания на родной нам язык, наших родных русских святых, которых нетленные мощи почивают на всех концах России, — мы чувствуем в сердцах наших, что все мы, весь мир христианский составляет одно родное семейство Божие, соединенное любовию, и все вместе единодушно ко Господу молятся — и те, которые живут, и те, которые уже давно отошли к Господу, но которых память, как святых, живет и будет жить на земле до конца веков. — Помянув святых Божиих, молимся многомилостивому Господу, чтобы услышал и нашу грешную молитву, и нас недостойных помиловал… Затем молимся о благочестивейшем Государе нашем, чтобы дал ему Господь победу на всякого врага и супостата (противника), молимся о всем царском Доме, как ближайших сотрудниках Государя в великом деле управления царством, молимся о нашей высшей духовной власти — Святейшем, Правительствующем Синоде, о своем Архипастыре, наших духовных отцах, о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной и потому наиболее нуждающейся в милости и помощи Божией; молимся о нашем святом храме, нашем городе или селении и о всех живущих в нем, чтобы Господь Бог умирил и устроил весь мир, чтобы везде было спокойствие и порядок, чтобы святые Божии христианские Церкви (общества) крепко стояли в православной вере; молимся о спасении и помощи для тех, которые с усердием и страхом Божиим трудятся в распространении христианской веры и Божия слова; молимся о тех, которые посланы в другие места, в чужие страны, и которых теперь с нами, в доме Божием, нет, молимся об исцелении в немощах лежащих, о упокоении и блаженной памяти и оставлении грехов всех умерших отцов и братий наших, православных христиан, которые почивают сном смерти близ нашего святого храма, и повсюду, по всему свету, — молимся о избавлении плененных, находящихся в неволе (например, в плену у турок), о братьях наших, которые на службах находятся, которые служат и служили тут, в нашем родном святом храме; обо всех скажем все: «Господи помилуй!» — повторяется сначала сорок раз, потом тридцать, затем пятьдесят и наконец — дважды по трижды.

Не правда ли, братие, какая это прекрасная молитва! Она обнимает всех ближних наших — богатых и убогих, огорченных и скорбящих, больных и бедных, служащих и работающих, и наконец, впадших в неволю, для которых нет другого спасения, как только от единого Бога… Как, при этих трогательных словах, сердце каждого христианина не согреется любовию ко всем своим ближним!..

«Услыши нас, Боже Спасителю наш, — молится дальше священник, — упование всех концов земли и сущих в мори далече, и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны». — На Тебя, Боже, надеемся все мы люди, и те, которые живут во всех краях целого света, и те, что плавают по далеким морям!..

О, это истинная правда! Тот, кто не привык перед Богом колен и главы преклонять, пусть тот отправится по морю, да пусть там подует ветер, загремит и зашумит буря, закипит море волнами, пусть увидит тот, кто Бога не знает, как самый большой корабль или пароход качается по волнам морским словно скорлупка ореховая, и каждая волна грозит потопить его со всем, что есть на корабле, тогда и сей маловер смирится перед Богом, и он падет на колена, подымет очи и руки к небу, — он, который никогда не молился, теперь будет молиться со слезами, будет молиться, потому что увидит смерть лицом к лицу, убедится, что тут не поможет ему его мудрость, его сила, а помочь может лишь един Всемогущий Милостивый Бог…

Вот еще последняя великая молитва, перед которою возглашает священник к предстоящим: «Мир всем, преклоните главы ваши перед Господом!» — «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами Всепречистой Владычицы нашей Богородицы…

и всех святых, — благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрой нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякого врага и супостата, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси души наши, яко благ и человеколюбец».

Какая чудная и эта молитва! Боже, покрой нас кровом Твоих крыл, как птица покрывает своих птенцов, удали от нас всякого врага и противника, сделай мирною, спокойною нашу жизнь, Господи, помилуй и нас, и весь мир Твой, и спаси наши души. После этой молитвы певцы поют: аминь, и все идут из притвора во храм, к столу, где уготовано пять хлебов, пшеница, вино и елей для благословения.

Читайте также:  Что читать детям о православии и какие книги о вере выбрать - православные молитвы

— Это опять прекрасный и поучительный обряд, сохранившийся от первых веков христианских. Он совершается только в нашей Православной Церкви, а в латинской церкви его нет.

Так было в первое время нашей святой веры, когда Христиане сходились в церковь на всенощное богослужение, молились, пели, плакали по умершим братьям мученикам, а потом сами, утомленные, садились за стол, за которым все были равны — и богатые, и бедные, и князья, и нищие. Тогда священник освящал хлебы, елей и вино, и все вкушали от них.

Так и теперь священник, воспоминая чудесное насыщение Спасителем пяти тысяч народа пятью хлебами, призывает Божие благословение на пять хлебов, пшеницу, вино и елей и молит Бога, чтобы Он умножил сии дары в Церкви Своей святой и во всем мире, и чтобы освятил вкушающих от них верных Своих. И мы с благоговением вкушаем частицы сих благословенных хлебов, а елеем священник крестообразно помазывает нам чело, во имя Отца, и Сына и Святого Духа, когда мы потом, во время канона, целуем святое Евангелие или икону праздника.

Есть еще и другие литии в составе наших служб церковных, например, лития в конце литургии, в память усопших, совершаемая по заамвонной молитве; лития в память их же, по отпусте вечерни и утрени; лития в храмовый праздник с крестным ходом кругом храма, или вокруг всего монастыря, с чтением Евангелия, ектениями и осенением крестом народа на всех четырех сторонах храма или монастыря; лития для освящения воды в колодце, в реке, для освящения посевов в поле. Все они полны духовного умиления и располагают сердце к усердной молитве.

Источник: http://duhovnik.com/node/3653

Значение ЛИТИИ

диаконская молитва на литииСлово «лития» (от греч. lite – моление, просьба) обозначает в православном церковном богослужении:

  1. часть всенощного бдения
  2. особый род моления об усопших православных христианах. Она совершаться в храме или в другом месте.

Из истории нам известно, что по случаю общественных бедствий, постигавших Византию, совершалось усердное моление, которое получает название лития.

Святитель Симеон Солунский говорит: «Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен» (см. Новая скрижаль, ч. II, гл.1).

Лития в храме Троицы в ГоленищевеПо мнению Михаила Скабаллановича (составителя Толкового Типико́на – Богослужебного устава), Церкви известно 4 вида литии:

а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;

б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;

в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;

г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.

Все эти виды литии объединяет то, что они совершаются с исходом либо в притворе, либо вне храма. Это необязательная и неосновная (как например полиелей) часть Богослужения.

Надгробные плиты в притворе монастыряЛитии на всенощном бдении в нашем храме совершаются по великим праздникам. По старинным Богослужебным уставам исхождение на литию совершалось по правилам входа с кадилом с добавлением особых молитв. Позже в Служебнике Петра Могилы мы находим, что после прошений священник поминает, если хочет, живых и усопших.

Главной целью является выражение молитвы не только словами, но и движением — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем – «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну» — говорит святитель Симеон. Потому и несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.

Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». Отсюда и ещё одна цель – общая молитва не могущих стоять за богослужением в храме людей и духовенства.

Таким образом, для стоящих в притворе лития символизирует то же, что вход с кадилом для стоящих в самой церкви, то есть, что Господь наш Иисус Христос «Свете Тихий» сошел к нам долу, что и недостойные молиться вместе с остальными верующими могут ожидать для себя милости от Господа и оставления грехов их; так как раньше с духовенством в притвор исходили все верные, то с другой стороны, такое исхождение в место для оглашенных и кающихся грешников, означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и грешников и молиться вместе с ними. Стоит вспомнить, что в древности в притворах храма хоронили благочестивых людей, потому духовенство и исходило в притвор во время праздничного Богослужения на литию, дабы и усопшие верные христиане были соучастниками торжества.

Особый вид литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе тела, на кладбище, также по желанию родных, но такое моление не соединяется с литией, совершаемой на праздничной службе.

Подготовил Михаил Шестопалов

Источник: http://kadilo.info/smysl-bogosluzheniya/132-znachenie-litii.html

Сущность и значение Литии

Важной частью православной службы является лития. Лития от греч. литэ, усердное моление, по церковному словоупотреблению означает моление вне храма. По содержанию молитвословий и чину виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма.

Святитель Симеон Солунский говорит:

Исхождение литии бывает полное (это в первом виде), а в остальных неполное.

Но там и здесь совершается оно главным образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.

Наконец, в литии Церковь исходит из своей обладающей благодатью среды во внешний мир — в собственном смысле — или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

По первоначальному назначению лития была молитвою во время общественных бедствий в местах, поражаемых или угрожаемых ими; такою была лития и в уставе Великой Константинопольской церкви, и в Западной Церкви только таким молениям усвояется имя литии. Но рядом с этими литиями существовали уже в III в. очень близкие к ним моления радостно-торжественного характера, состоящие, как и те, в загородных процессиях, которым впрочем не усвоялось имя литий и литаний.

Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской Церкви, где они совершались, должно быть, сначала праздниками в ознаменованные празднуемыми событиями, а затем, уже в IV в., стали принадлежностью каждой воскресной вечерни; эта лития (тоже не называвшаяся так) состояла в простом повторении второй, молитвенной, части вечерни, в разных св. местах.

Нынешние литии перед литургией — остаток праздничных иерусалимских литий, а на вечерне и утрени — прямое наследие воскресно-вечерней литии, принявшей, под влиянием Великой церкви и древней повсеместной практики, элементы из покаянно-молитвенной литии.

Лития на великой вечерне слагается из трех элементов: обрядов, песней и молитв.

Обряд литии состоит в торжественном выходе священнослужителей и народа в притвор.

Выход этот — настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типикона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение». Этот выход совершается по чину, близкому к вечернему входу. Священник с диаконом, как и там, выходят северными дверьми, при закрытых (по Служебнику) св. дверях.

Диакон идет рядом со священником, держа кадило. Пред ними несут два светильника. Певчие следуют за священнослужителями. Все это совершается при пении положенных на литии стихир. По приходе в притвор диакон «кадит св. иконы, настоятеля и лики и становится на своем месте», т. е. впереди священника немного направо.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время:

Подготовил Александр А. Соколовский

Источник: http://www.blagobor.by/article/liturgia/litia

Что такое панихида и когда её заказывают в церкви

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Вконтакте Господи, Спаси и Сохрани. Нас почти 4000 человек и растем. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Для православных людей в течение жизни важны православные традиции. При рождении — крещение, затем причастие. Когда создают семью — венчание, для очищения от грехов — исповеди, когда умирают — панихиды. Итак, что такое панихида и когда её заказывают — Вы сможете узнать из нашей статьи.

Панихида и ее виды

Панихида особый вид всенощного богослужения по усопшему человеку, и называется церковью заупокойное чинопоследование. Оно длится всю ночь и переходит в заутреннюю службу. Необходимо отметить, что такого обряда в протестантской и католической концессии нет.

Первое богослужение над телом усопшего совершается до предания земле, затем на третий, девятый и сороковой день, первый год и последующие года после кончины, дни рождения. Кроме частных богослужений по умершим существуют всеобщие Вселенские, например, родительская суббота.

Гражданская панихида это торжественный ритуал, который не имеет отношения к духовной жизни.

Такая церемония проводится для высокопоставленных особ, видных политиков и военачальников, руководителей государства, популярных актеров, певцов.

Она включает собрания, манифестации, политические акции, если усопший был представителем диссидентской организации, почетный караул, торжественное возложение венков для особых личностей.

В древнерусские времена заупокойное чинопоследование включало ектенью, три антифона и пять специальных молитв.

В настоящее время панихиды осуществляют по субботним дням:

  • перед Троицей;
  • «мясопустная»;
  • Димитровская;
  • вторая, третья и четвертая Великопостных недель;
  • Радонница;
  • перед Покровом.

В эти дни принято поминать скоропостижно умерших и тех, кого не отпевали. Порядок проведения богослужений расписан в Требнике, Псалтыре, Октоихе и «Последовании за усопших».

Обычное заупокойное чинопоследование состоит из утренней заупокойной и литии. Чем отличается лития от панихиды: лития это часть панихиды и ее читают, когда умершего выносят из помещения, где он находился. Если человек скончался в Великий пост, читают только литию.

Так же читайте:  Поминки 9 дней

На вопрос, сколько стоит заказать панихиду в церкви, ответить довольно сложно, потому что в каждом храме цены варьируются, и нет фиксированной ставки. Каждый приход имеет свои цены. Записка о поминовении может стоить десять рублей, сорокоуст начинается от ста рублей, заупокойное чинопоследование от пятисот рублей.

Зачем необходимо заупокойное чинопоследование

В православной вере считается, что такой обряд облегчает переход души из одного мира в другой. Когда молятся по усопшим, поминают, раздают пожертвования, то просят за спасение души перед Господом. Чем больше проявляют милосердия, тем больше будет прощено грехов.

В первые два дня дух умершего сопровождает ангел смерти. Душа посещает дорогие места, вспоминает события из жизни, одни восхищают, а другие огорчают. На третий день дух усопшего предстает перед Господом, поэтому панихида очень важная и обязательная.

С третьего по девятый день дух умершего испытывает райские наслаждения, созерцает жизнь в раю. Следующее заупокойное чинопоследование связано с девятым днем.

После райской обители дух умершего созерцает муки преисподней, где в геенне огненной мучаются грешники. Молитвы и поминки на сороковой день смягчают вердикт Господа.

Поэтому особое значение имеет заупокойное чинопоследование на сороковой день.

Читайте также:  Благовещенский мужской монастырь на горе мангуп - православные молитвы

Цифры 3, 9, 40 в православии имеют символическое значение:

  • Три дня — это прославление воскресение Христа и Святой Троицы.
  • Девяти дням соответствуют девять ангелов, которые просят о помиловании Господа.
  • Сорок дней неразрывно связаны с фактами библейского писания. Сорок дней плакали евреи по Моисею, который столько же времени он постился, а затем разговаривал с Господом на горе Синай. Сорок лет ходили евреи по пустынным местам. Сорок дней до вознесения на небеса Христос был со своими последователями.

Так же читайте:  Молитва на 40 дней после смерти

После смерти и предания земли проводится поминальный обед, который можно организовать дома или в кафе. Обычно ставят на стол спиртные напитки, но христианская религия исключает алкоголь. За столом поминают молитвами и добрыми словами. Угощение простое, рисовая или пшеничная каша, блины, кисель.

Как заказать панихиду на 9 дней

На богослужение девятого дня подают записки о поминовении души умерших. Многие ошибаются в подсчетах девятого дня. Например, если человек умер 1 числа, то девятый будет не десятого, а девятого числа. В православии обычный математический подсчет не применяется. В записке указывается:

  • имя усопшего полностью без сокращенных вариантов в родительном падеже, фамилия и имя, должность, национальность не пишется;
  • церковный вариант, например Полина это Апполинария;
  • детей до семилетнего возраста называют младенцами, а до пятнадцатилетнего – отроками;
  • отмечается «новопреставленный», «приснопамятный», если у покойного памятная дата.

Записки подаются за родных, близких людей, коллег, товарищей, учителей, всех тех, кто дорог в памяти.

Поминовение на девятый день состоит из церковного и индивидуального молебна:

  • в церкви заказывают сорокоуст и панихиду, в монастыре псалтырь;
  • чтение псалтыря дома семнадцатого кафизма и личное присутствие на богослужении, посещение кладбища не обязательное.

Что нести в церковь на панихиду 9 дней: печенье, конфеты, крупы, фрукты, овощи, яйца, вино, растительное масло и обязательное блюдо кутья. Это вареная пшеница с медом, которую благословляет священник, затем ее берут на поминальный обед.

Как заказать панихиду на 40 дней

Сорок дней считается особенной датой, и обязательно заказывают сорокоуст. После этого времени душа навсегда покидает землю и в записке указывают «покойный». Молитвы, панихиды и сорокоуст помогают определить душе место пребывания. Также заказывают литию на могиле умершего, посещают место погребения и раздают угощения. Днем читается псалтырь, а вечером поминание за столом с родными.

Так же читайте:  Что происходит с душой на 9 день

Что нести в церковь на панихиду 40 дней: печенье, конфеты, муку, сахар и разные крупы, фрукты, масло растительного происхождения и красное вино, исключаются мясные продукты.

Как заказать панихиду на годовщину смерти

В церковь следует прийти до богослужения и подать записку. Она составляется, как и на девять дней с разницей, что в ней уже указывают «покойный» или «приснопамятный». Обычно их принимают на проскомидиях, обеднях, ектеньях. После присутствия на службе идут на кладбище, кладут цветы, конфеты и печение.

Иногда на кладбище можно наблюдать целые пиршества. По православным правилам кушать в местах погребения нельзя. Затем дома в кругу семьи организуют поминальный обед. Перед едой читают «Отче наш» и псалом 90.

Текст панихиды по усопшим:

Смотрите еще видео о том, что такое панихида:

Что такое панихида и когда её заказывают в церкви

Источник: https://tolkovanie.info/chto-takoe-panihida-i-kogda-eyo-zakazyvayut-v-tserkvi/

Что такое лития? И почему на вечерне освящаются хлебцы и вино?

О смысле литии – иерей Андрей Чиженко.

Слово «лития» в переводе с греческого языка обозначает «просьба, молитва», часто его еще переводят как «усердное моление». Фактически в богослужебной практике повсеместно служатся два вида литии: на вечерне и заупокойная (представляет собой сокращенный чин панихиды).

Оба чина – литии на вечерне и заупокойной литии – совершенно разные и не имеют между собой ничего общего. Их объединяет только один символический акт – исхождение из храма в притвор.

По сложившейся священнической практике из-за удобства употребления чина заупокойной литии, она часто совершается на кладбище на могиле усопшего.

Сегодня поговорим о литии на вечерне. Вы часто ее видите во время воскресных всенощных бдений или бдений на великие двунадесятые или храмовые праздники.

Почти в конце вечерни возле аналоя с храмовой или праздничной иконой ставится специальный четвероножец (столик) с металлической литийницей, в которой горят три свечки (в честь Святой Троицы).

На ней лежат пять хлебов, а в стаканчиках находятся пшеница, вино и елей (оливковое или подсолнечное масло). Батюшка же в предшествии свещеносца (пономаря с зажженной свечой) выходит в притвор церкви, где служатся определенные молитвословия.

Они имеют несколько скорбный и покаянный характер. Почему? Выход священника из алтаря в конце вечерни символизирует собой выход Христа и Его Церкви из той высоты святости, в которой пребывает Бог и созданная Им Церковь, в грешный страждущий больной мир.

Это подтверждают те факты, что в Константинопольской Церкви литии часто совершались во время общественных и стихийных бедствий, когда призывалось заступничество Божье и люди во главе с архиереями, священниками и самим императором умоляли Всевышнего избавить их от беды.

С другой стороны, часто выход священника (священников) на литию в притвор объединял всех молящихся в храме, так как в древности в притворе молились оглашенные (ожидающие крещения люди) и верующие, на которых были епитимьи (от греческого «наказание» или «особое духовное послушание» – особая мера, налагающаяся на христианина, страждущего сильным тяжким грехом, для того, чтобы помочь ему с Божьей помощью исцелиться от греха). Чтобы не оставить молящихся в притворе без церковной службы и Божьего утешения, Церковь в лице священника выходила в мир и молилась за него. Как пишет Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон», цитируя святителя Симеона Солунского: «Мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну».

Потому, находясь в падшем и грешном мире, Церковь в лице священнослужителей исторгает из себя молитву-плач о заступничестве Божием и за патриархов, и за архиереев, и за священников, «и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, милости Божия и помощи требующей», как сказано в одной из литийных молитв.

Также священник молится и о Божьем покрове над городом или селом этим, в котором находится храм, о путешествующих, о болящих, скорбящих, покойных, плененных и о всех православных христианах. При этом в молитвенную помощь призывается и сила Честнаго и Животворящего Креста, и Пресвятая Богородица, и храмовый с дневными святыми, и вообще все святые.

Хор же от лица людей многократно (после первой молитвы сорок раз, после второй –пятьдесят, после прочих по три раза) поет «Господи, помилуй», вымаливая у Бога прощение за грехи и благодать Святого Духа, чтобы жить благочестиво.

Не зря священнический возглас после этого продолжительного литийного моления звучит так: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны».

В этом возгласе сконцентрирован весь смысл литии: чтобы Господь нас услышал, ведь к Нему уповают со всех сторон ближних и дальних земли-мира, куда для моления вышла из алтаря Церковь, и уповают также особенно те, кто далеко в море, путешествуют и не могут находиться в храме на молитве, и все мы молимся о прощении наших грехов и о помиловании.

Во время литии преподается молящимся будто бы от лица Бога священническое благословение «Мир всем».

Это значит, что Господь принимает данное всенародное покаяние, видя, что люди преклонили голову, а значит и сердце свое перед Всевышним.

И после молитвы главопреклонения с призыванием снова и Честнаго Животворящего Креста, и Пресвятой Богородицы, и всех святых оправданный обласканный Богом народ во главе со священником входит в храм.

Батюшка останавливается перед литийным столиком. После определенных молитв, прочитанных чтецом, звучит умилительная новозаветная песнь святого праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…», которая вновь подтверждает произошедшее на литии примирение Бога и человека.

Люди же благодарно читают «Трисвятое по Отче наш» и тем свидетельствуют свою веру в истинного Бога. После чего хор поет три раза праздничный тропарь (лития чаще всего приурочивается к какому-то празднику), а священник совершает троекратное каждение вокруг литийницы с находящимися на ней продуктами, чтобы эта жертва была «приятной и благоуханной» Богу.

Данные продукты имеют символический смысл. Хлеб и вино – намек на Тело и Кровь Христовы, елей – древний символ милости Божьей (в греческом языке слова «елей» и «милость» похожи по звучанию), пшеница – символ воскресения (почти мертвое окаменевшее тело по сеянии его в землю выбрасывает зеленый мягкий колос) и вообще жизни.

Кроме того, пять хлебов являются символом чудесного насыщения Спасителем пятью хлебами и двумя рыбками пяти тысяч человек.

Отсюда и в молитве священнической над литийными продуктами есть такие слова: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси («село, деревня» с церковнославянского языка) сей, или во святей обители сей (если служба совершается в монастыре), и во всем мире твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко ты еси благословляй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает «Аминь» (с евр. «истинно, верно»).

В этой молитве от лица всех людей священник просит, чтобы Господь даровал нам также и земные блага, необходимые для удовлетворения наших потребностей и здоровья.

Здесь мы видим удивительную взаимосвязь между покаянием, молитвенным приближением к Богу и испрашиванием у Него материальных благ для человеческой жизнедеятельности не земле.

И священническое благословение литийных продуктов (в виде крестообразного осенения одним хлебом остальных хлебов и при чтении молитвы крестообразного поочередного указывания ладонью на продукты) знаменует то, что Господь смилостивился и умножил земные блага для верных своих.

Здесь не лишне вспомнить и стихи из Нового Завета: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31–33).

Потому, конечно же, мы всегда должны помнить эту духовно-материальную взаимосвязь: сначала молитва и покаяние, а потом уже земные труды, после которых нужно воздать благодарение Богу за их плоды. Если же только будут земные труды, то тогда они будут бесплодны и не принесут ни желаемого результата, ни радости.

Также, мне кажется, освящение на вечерне литийных продуктов является отголоском древних агап – вечерь любви, на которых совершалось Таинство Евхаристии и причащения верующих.

Освященные продукты затем используются на утрене. Маслом помазываются верующие во время полиелея, а хлебцы, обмакнутые в вино, раздаются также после помазывания.

Их можно вкушать не натощак, так как, по древней практике Церкви, они освящались специально для верующих, которые приходили издалека пешком и выстаивали всю ночь бдение для подкрепления их сил.

Только нужно помнить, что это освященный, а не обычный продукт, который нужно вкушать со страхом Божиим и благоговением.

Будем, же дорогие братья и сестры, молиться, каяться в грехах своих пред Богом и помнить, что все от Него. И что главной нашей жизненной задачей является приближение к Господу, так как земное наше существование – это училище для души, и в нем мы должны приложить усилия именно для духовной нашей жизни, а все остальное, потребное нам, приложится и дастся Творцом.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (755) раз

Источник: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2016/08/10/chto-takoe-litiya-i-pochemu-na-vecherne-osvyashhayutsya-xlebcy-i-vino/

Ссылка на основную публикацию