Что такое и какое бывает молитвенное правило — православные молитвы

Что такое молитва и чем она помогает? — База ответов на любые вопросы

Что такое и какое бывает молитвенное правило - православные молитвы

Современные люди, даже самые верующие, не всегда разбираются в молитвенных вопросах. Одним кажется, что достичь желаемого помогают только канонические молитвы, то есть прочитанные в Молитвослове.

Другие думают, что избавить от горестей и болезней могут любые слова, горячо произнесенные Богу. Третьи и вовсе не молятся, считая, что Господь сам всё видит и слышит.

Что же такое молитва? Способна ли она помочь человеку?

Что такое молитва?

Самое простое и точное определение этого понятия можно найти в Библии. Согласно Священному Писанию, молитва – это беседа с Богом. С ее помощью человек обращается к Всевышнему с просьбами, мольбами, различными пожеланиями, исповедует свои грехи или выражает благодарность. Помимо Господа, молитвы могут возноситься к Христу, Деве Марии, праведникам, святым и другим Божьим посредникам.

Термин «молитва» происходит от праславянского слова molditi, преобразованного в русский глагол «молить». Самые ранние молитвы восходят к древним религиозным культам, когда люди поклонялись языческим богам.

Римляне и греки придавали им большое значение и составляли особые молитвенные формулы, которые произносились жрецами во время общественных богослужений.

С развитием христианства молитвы стали читать в католических и православных храмах, основываясь на примерах из Библии.

Какие бывают молитвы?

Все молитвы различаются по своему содержанию и могут быть благодарственными, хвалебными или просительными. В зависимости от места прочтения выделяют частные и общественные обращения к Богу. В первом случае они произносятся одним человеком внутри или за пределами церкви, во втором – собранием людей либо священником на литургиях, вечернях и других богослужениях.

Также молитвы могут быть наружными, то есть совершаемыми вслух, и внутренними, когда человек мысленно обращается к Господу.

Любой человек, который искренне верит в Бога, хорошо знает, что необходимость прочтения молитвы была высказана Иисусом Христом в его наставлениях ученикам. «Бодрствуйте и молитесь, – сказал он, – дабы не впасть в искушение».

И собственным примером, и своими поучениями Сын Божий всегда указывал на значимость молитвы, полагая, что именно она поможет людям спастись, когда придут тяжелые времена.

Сейчас считается, что молитвой человек выказывает свое доверие Богу, в награду же тот отвечает на его просьбы.

Господь ожидает, что вместе с молитвой усилится любовь человека к Нему. И со временем она приведет к более осмысленным и глубоким взаимоотношениям между молящимся и Богом.

Чем помогает молитва?

Когда человек просит что-либо в молитве, Бог часто отвечает на просьбы, но для этого они должны быть чистыми и искренними.

Сам Иисус говорил: «Все, что ни попросите в молитве с верою, получите», то есть помощь непременно будет оказана, если человек действительно верит в Господа. Бог считается наилучшим собеседником.

Обращаясь к Нему в откровенной беседе, верующий может получить ответы на самые животрепещущие вопросы.

Молитва способна не просто оказать содействие в просьбах, но и указать праведный путь, по которому человеку следует идти дальше. Благодаря молитве можно окунуться в атмосферу разума и доброты, очистить душу от сомнений и угрызений совести, а также отыскать выход из любой ситуации. Очень важно обращаться к Богу не только в безысходности, но и в радости, не забывая при этом о покаянии.

Как совершаются молитвы?

За годы существования христианства среди верующих сложились определенные правила (нормы) совершения молитвы.

Считается, что мужчины должны обращаться к Господу с непокрытой головой, тогда как женщинам, наоборот, следует покрывать волосы платком.

Молитва обычно читается стоя либо в коленопреклоненном состоянии, а по ее окончании произносится слово «Аминь», что означает «истинно, верно».

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-molitva-i-chem-ona-pomogaet/

Что такое молитва

Мы ежедневно молимся. Вычитываем утреннее и вечернее правило, проходя мимо церквей, осеняем себя крестным знамением и едва слышно произносим: «Господи, […]

Мы ежедневно молимся. Вычитываем утреннее и вечернее правило, проходя мимо церквей, осеняем себя крестным знамением и едва слышно произносим: «Господи, помилуй!» А вот если спросить нас, что такое молитва? Какое определение мы можем ей дать? Какими бывают молитвы? Вряди ли многие из нас ответят на эти вопросы. Поэтому сегодня мне хотелось бы поговорить именно об этом.

Святитель Феофан Затворник так определяет, что такое молитва:

«Молитва, болезненное к Богу припадание в сокрушении и смирении… Один Господь есть победитель всех наших немощей, а восприять Его силу можно только молитвою. Она есть источник всего и всякого преуспеяния… Действие сие очень просто. Стоять умно пред Богом, как стоят пред Государем, в благоговейном страхе, не отрывая от Него очей ума, – в этом всё»

Да, молитва – это наше смирение, наше благоговение перед Всевышним, наша полная покорность Его Святой воле и наша благодарность за всё то, что происходит в наших жизнях. Но не только.

Молитва – это беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас всё от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища – всё дается нам Богом. Утром мы молимся, чтобы поблагодарить

Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его отеческого благословения и помощи на начавшийся день. Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.

Перед едой и после неё мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и попросить Его благословить и освятить пищу.

Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны прежде всего просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.

По своему содержанию христианские молитвы очень разнообразны. Как правило, выделяют четыре типа молитв: хвалебную, просительную, покаянную и благодарственную.

Остановимся немного подробнее на каждой из них.

Хвалебной молитвой называется та, в которой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенства. Мы исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь. Сам Господь многократно воссылал хвалу и славословие Небесному Своему Отцу и всю земную жизнь Свою обращал к Его славе.

Подобным образом всех учили и апостолы. И поэтому прославление Творца и Владыки – долг всякого христианина.

Примеры такого восхваления даны нам в Библии. Возьмем, к примеру, Ветхий Завет. Псалмы.

103-й псалом является образцом восхваления Бога как Премудрого Творца и Всемогущего Промыслителя. «Благослови, душе моя, Господа!» – так начинает и заканчивает хвалу святой пророк Давид. И эти слова мы слышим каждое воскресенье на Литургии. Они святы.

В Новом Завете образцом хвалебной молитвы является Песнь семи Ангелов из книги Откровения. В этой песне они прославляют Господа, великого в Своих делах и Единого Святого.

И в богослужении нашей святой Православной Церкви есть много образцов хвалебных молитв. Только что мы уже сказали о псалме пророка Давида, который мы слышим во время Литургий. Могу также в качестве примера привести всем известное «Достойно есть…».

Своеобразным подвидом хвалебных молитв являются и акафисты. Как мы знаем, они представляют собой песнопения духовной радости и прославления святого, которому они посвящены.

Также бывают молитвы и просительные.

Восхваляя Бога, мы, как правило, возносим к Нему просительную молитву. Это такая молитва, в которой мы выражаем перед Богом наши нужды, потребности, причем как телесные, так и духовные.

Смысл этой молитвы понятен и прост. Человек слишком слаб, чтобы спастись самостоятельно. Ему это неподвластно. И только Господь может укрепить наши немощи и даровать нам необходимое и для духовной жизни, и для жизни телесной.

Опять обратимся к псалмам. В 49-м псалме Сам Бог Отец призывает нас к возношению просительной молитвы, а в Новом Завете, точнее, в Евангелии от Матфея, – Бог Сын, Господь наш Иисус Христос, говорит хорошо известную нам фразу: «Просите – и дано будет вам».

«Естественно, Господь наш знает всё. И все наши нужды известны Ему раньше любого нашего прошения. Но без желания и просьбы на то самого человека Господь не сделает этого»

Естественно, Господь наш знает всё. И все наши нужды известны Ему раньше любого нашего прошения. Но без желания и просьбы на то самого человека Господь не сделает этого. Ведь для Бога важно наше желание. И Господь не нарушает свободы человека даже в этом.

Вот поэтому очень нужна и важна просительная молитва. Молитва – желание получить от Бога помощь в деле спасения, получить нечто очень необходимое для этой земной жизни.

И самая известная просительная молитва, также как и хвалебная, звучит на каждой воскресной Литургии: «Спаси, Господи, люди Твоя…».

Но испрашивая у Господа тех или иных благ, человек не может не сокрушаться о своих грехах, которые и составляют главнейшее препятствие к получению Божией милости и благодати. Отсюда получает свое начало покаянная молитва.

Это такая молитва, в которой человек абсолютно глубоко проникает в осознание тяжести своих грехов и просит Господа отпустить ему их, не наказывать и не карать за них, а помочь ему преодолеть соблазны и исправить свое сердце.

И покаянная, и просительная молитвы основой своей имеют просьбу к Творцу. Но в просительной молитве речь идет о наших насущных потребностях, в то время как в покаянной молитве содержится просьба о прощении наших грехов.

Помните слова Иоанна Крестителя, с которых и началась Евагельская проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»

В Священном Писании мы находим много образцов покаянной молитвы. Из них можно привести в качестве примера молитву иудейского царя Манассии во время пребывания его в вавилонском плену.

Также некоторые псалмы пророка Давида, например, 24, 31, 37 и некоторые другие, а в особенности, хорошо известный нам 50-й Псалом, который читается на всенощном бдении, являются примерами покаянной молитвы. В них царь Давид осознает глубину своего падения и обращается к Богу с горячей просьбой о прощении ему грехов.

В Евангелии есть очень яркий пример покаянной молитвы. Это всем известная молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» И в этих словах есть всё: покаяние, осознание греховности, вера в Бога и надежда на спасение. Именно этого ждет от нас Бог в каждой нашей молитве, в каждом нашем обращении к Нему.

А на каждой Литургии мы слышим: «Господи, помилуй!» Потому что ни одна Литургия не обходится без нашего покаяния, без нашего раскаяния в содеянном и надежды на спасение и милость Божию.

Но кроме раскаяния и просьб, мы должны непрестанно благодарить Господа за всё то, что нами уже было получено ранее. А значит, наступает черед благодарственной молитвы.

Эта молитва – еще одно подтверждение нашей веры. В ней, благодаря Творца, мы признаем Бога Источником всякого истинного нашего блага и выражаем ему нашу признательность.

Ведь именно Божественная Любовь, такая бесконечная и всеобъемлющая, изливает на нас, детей Божиих, столько милостей и благодати!

Но благодарить нам следует не только за полученные блага, но и за неполученные тоже. Помните, что по этому поводу сказал Иоанн Златоуст:

«Неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как получение»

В силу этого благодарственная молитва как бы приближается к хвалебной. И благодарить нужно не только за себя, но и за других. Этим мы показываем и любовь к ближнему, и уничтожение в нас такого тяжелого греха, как зависть.

В Ветхом Завете примером благодарственной молитвы может служить 17-й псалом царя Давида. В нем царь благодарит Бога за избавление от всех врагов.

В Новом Завете пример благодарственной молитвы мы можем найти в Евангелии от Луки. Помните слова Иисуса, когда с проповеди возвратились Его 70 учеников: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам! Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение!»

Богослужения Святой Православной Церкви содержат много образцов благодарственных молитв. К примеру, это молитвословия благодарственного молебна или молитвы по Причащении Святых Таин. Само слово «Евхаристия» означает «благодарение».

Но основой любой из четырех видов молитв является наше смирение.

Поэтому, войдя в церковь, отбросьте все свои сомнения. Растворитесь в этом благом, святом, намоленном месте. И пусть Ваша молитва будет услышана Богом, и будет Вам дано по глаголу Вашему!

Храни Вас Бог!

Источник: https://pravoslavie.fm/pray/chto-takoe-molitva/

Молитвенное правило

Моли́твенное пра́вило – ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане. Их тексты можно найти в молитвослове.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Читайте также:  Житие святой преподобной елены дивеевской (мантуровой) - православные молитвы

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс. 21:2; 30:6).

Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;

2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком.

  Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; 
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см.

«Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь.

Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома.

Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно.

Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях.

Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности.

Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле.

В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Можно ли сокращать молитвенное правило?

Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.

С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.

Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.

Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.

С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.

В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.

Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).

Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.

Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.

***

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

***

Протоиерей Алексий Уминский:

«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души.

Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.

Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

***

Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила: 

«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце.

Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны.

Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

См. ВНИМАНИЕ В МОЛИТВЕ, БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ

Источник: https://azbyka.ru/molitvennoe-pravilo

Утрення и вечерняя молитва на каждый день

Полное собрание и описание: утрення и вечерняя молитва на каждый день для духовной жизни верующего человека.

У каждого человека иногда бывают в душе переживание и страдание за близких людей или за себя. В сложные жизненные моменты молитва к Господу просто необходима, ведь все, кто обращается за помощью, всегда ее получают. Но не все молитвы понятны, некоторые кажутся длинными, а некоторые сложными в чтении.

Если вам сложно читать Церковные молитвы, можно молиться своими словами, то есть, как подсказывает сердце и душа. Также можно выбрать для себя самые простые православные молитвы. Утренняя и вечерняя молитва православная короткая, позволит вам очиститься духовно и чувствовать себя всегда легко и хорошо.

Что такое молитва и как правильно ее читать

Каждый верующий человек должен не только вникать в слова молитвы, но и размышлять над ними, а также правильно ее творить. Обычное обращение к Господу за помощью и с благодарностью и является молитвой.

Бог слышит каждого, он видит все, что мы делаем, и любит нас. Молиться нужно только тогда, когда в сердце нет зла и обиды.

Если же вас кто-то сильно расстроил и обидел, сначала помолитесь о его здравии и пожелайте ему добра.

Правильное чтение молитвы зависит в первую очередь от того верующий ли человек ее творит. Время чтения зависит от близости к Господу. Священнослужители уверяют, что та душа, которая при жизни земной не была близка к Богу, будет обречена на адские муки.

Верующие люди же получат вечное блаженство. Мы должны обращаться к Господу и в радости и в печали, не только в моменты, когда сильно нуждаемся в чем-то.

Если человек будет искренне и со всей душой просить у Бога помощи, то Всевышний его обязательно услышит и поможет.

Какие бывают молитвы

Бог дает каждому человеку то, что ему необходимо: здоровье, благополучие, способности, скорби. За это мы должны его благодарить, а чтение молитв единственный вариант выражения благодарности.

Если у человека случится какое-то несчастье и беда, то нужно попросить помощи, для скорейшего решения проблема. Для этого следует читать просительные молитвы.

Покаянные молитвы читают в моменты, когда человек хочет, покоятся перед Господом за содеянные грехи.

Когда читать утренею и вечернюю молитву

Точное время для чтения молитв четко прописано в молитвослове. Утреннюю молитву следует читать сразу после пробуждения, перед началом дня.

Вечерние молитвы читаются в конце рабочего дня, и только после того как человек сделает всю работу.

В том случае если вы не собираетесь спать ночью по причине ухода на работу, то просить благословение на будущий сон не нужно. Единственное можно почитать другие молитвы или Евангелие.

Проснувшись утром, прежде любого другого дела с благоговением перекреститесь, представив мысленно Всевышнего прямо перед собой, произносите: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.

Далее, приведя мысли и чувства к полному согласию, отринув земные заботы, обретя внутреннее спокойствие, читайте следующее: Боже, милостив буди мне грешному. (Евангелие от Луки, гл.

28, стих 15) Проговорив столь короткое, но весьма веское обращение к мытарю поклонитесь, как если бы господь находился перед вами.

Далее, следует молитва предначинательная: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Господу: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Молитвенное правило

Моли́твенное пра́вило – ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане. Их тексты можно найти в молитвослове.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Читайте также:  Благовещенский мужской монастырь на горе мангуп - православные молитвы

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2 ; 30:6).

Существует три основных молитвенных правила:

1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;

2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком.

Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;

вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см.

«Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь.

Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно.

Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях.

Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности.

Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле.

В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Можно ли сокращать молитвенное правило?

Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.

С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.

Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.

Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.

С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.

В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.

Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).

Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.

Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души.

Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов.

Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.

Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце.

Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны.

Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Утренние молитвы на каждый день

Каждый новый день несет в себе новые трудности, падения и взлеты. Без божьей защиты нас быстрее настигает разочарование, уныние и беды. Молиться по утрам очень важно, чтобы в самом начале дня заручиться поддержкой Всевышнего.

Эта молитва является не просто универсальной, а обязательной для любого верующего христианина. Ее читают не только перед едой или в тяжелые моменты жизни, но и с утра. Открыв глаза и очнувшись ото сна, посвятите одну минуту чтению этой молитвы, чтобы отдать дань уважения небесам, ведь они пробудили вас и подарили еще один день жизни. Текст молитвы знаком всем и каждому:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Молитвы на материальное благополучие

О молитвах, которые в силах сделать нашу жизнь лучше, сказано многое. Но важно также и самим идти на встречу Богу. Ведь только с внутренней готовностью и осознанием истинного пути приходит помощь Небес.

Если вы столкнулись с денежными проблемами, вы тоже можете обратиться за помощью к Небесам. Важно только сделать это правильно, не с алчностью в душе, а прося Бога о необходимом. Узнать о молитвах на избавление от бедности на сайте православного монастыря.

Молитва пресвятой Троице

Для начала читается сам текст молитвы:

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Затем можно трижды повторить: «Господи, помилуй», и завершить утреннюю молитву словами «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Святая Троица — это три воплощения Бога: Отец, Сын и Святой Дух. Каждая из этих составляющих является нашим помощников в земных делах. В совокупности, Троица — это и есть Бог, поэтому, читая данную молитву, вы просите нашего Создателя подарить свою милость и простить вам все ваши прегрешения — те, которые совершены преднамеренно, и те, с которыми совладать вам пока не удалось.

Молитва мытаря

«Боже, будь ко мне милостив, грешному», — так звучит самая простая из всех оберегающих молитв. Ее хорошо читать не только утром, но и перед любым начинанием, перед выходом из дома и перед трудным делом.

Не стоит недооценивать эти слова и думать, что молитва тем лучше, чем труднее и длиннее. Это абсолютно не так, потому что самое главное — это ваш духовный настрой и ваша вера, а не способности к запоминанию.

Молитва Святому Духу

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаженный, души наши.»

Это простая молитва — довольно редкая, сложная для восприятия, но весьма действенная и древняя. Ее можно читать перед приемом пищи и с утра.

Еще одна несложная молитва, известная почти каждому христианину:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Первую часть до «. помилуй нас» лучше читать три раза — как читается она в церкви по правилам. Это очень легкие молитвенный текст, и именно его большинство верующих читает с утра и перед сном.

Помните о том, что важен настрой. Не читайте молитвы будучи в плохом настроении или если ваши мысли заняты чем-то другим. Нужна полная концентрация, ведь вы общаетесь с Богом. Даже простые молитвенные слова о помощи будут услышаны, если они сказаны от чистого сердца. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://xn—-8sbfxoeboc6b7i.xn--p1ai/utrennya-i-vechernyaya-molitva-na-kazhdyj-den/

Молитвенное правило

Молитвенное правило – ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане. Их тексты можно найти в молитвослове.

Читайте также:  Православные молитвы святой преподобной марии египетской - православные молитвы

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Существует три основных молитвенных правила:

1) полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;

2) краткое молитвенное правило; утром (молитвы утренние): «Молитва Святому Духу», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;

вечером — молитвы вечерние: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: 3 раза «Отче наш», 3 раза «Богородице Дево» и 1 раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см.

«Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь.

Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно.

Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях.

Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности.

Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле.

В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

  Источник

Молитва мирян

Из наследия Оптинских старцев

В правило благочестивого мирянина обычно включаются утренние и вечерние молитвы, глава из Евангелия и две главы из Апостолов. Хорошо прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири в день, положив закладку. Есть и сокращенное правило для больных, женщин с маленькими детьми и других людей, испытывающих сильную нехватку времени. Это сокращенное правило можно найти в любом Молитвослове.

Оптинские старцы писали, что правило молитвенное должно быть по силе. Пусть лучше правило будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу. Преподобный Амвросий (Гренков) наставлял:

«Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами… Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления».

Иногда враг специально внушает молящемуся увеличить количество молитв и поклонов. Проходит несколько дней, и человек изнемогает, а затем забрасывает не только дополнительные молитвы и поклоны, но и те, которые он делал обычно.

Старец Амвросий напоминал в связи с этим:

«Пишешь, что иногда к обычному правилу прилагаешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычного не выполняешь. Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости».

Оптинские старцы предупреждали об опасности превозношения слишком большим молитвенным правилом и вообще о превозношении над теми, кто не молится. Потому что такое превозношение губит все труды.

На просьбу благословить читать дополнительные акафисты преподобный Амвросий отвечал:

«Желаешь читать разные акафисты по усердию? Можешь читать, но с тем, чтобы при этом не мнить о себе нечто и других не осуждать. А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай».

Преподобный Никон (Беляев) предупреждал, что если возникает желание помолиться сверх обычного, то делать это можно, но не прибавляя это к своему ежедневному правилу как обязанность. С тем чтобы потом, если не сможешь читать дополнительное правило ежедневно, не впасть в уныние и смущение:

«Иногда при желании помолиться можно и еще что-либо почитать, например несколько глав Евангелия вместо одной или акафист какому-либо святому или иконе Божией Матери и так далее, но не прибавляя этого к данному правилу ежедневно как правило».

Благословение на молитвенное правило

Молитвенное правило лучше обсудить с духовным отцом или с тем священником, которому вы обычно исповедуетесь. Это поможет уберечься от самоволия, неразумия и превозношения. Рассуждение с советованием – вот царский путь, который рекомендуют святые отцы.

Старец Антоний (Путилов) учил:

«Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных».

Также преподобный Антоний писал:

«Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам».

Старец Иосиф (Литовкин) предупреждал, что выполнять правило по благословению труднее, чем то, которое взял самовольно. Можно выполнить огромное количество поклонов из тщеславия, а вот когда мы делаем что-то по благословению, со смирением, то это гораздо труднее. Зато и полезно для души:

«Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее. Что трудом приобретается, то и бывает полезно».

Невозможность выполнить правило

В миру случаются разные не зависящие от нас обстоятельства: командировки, затянувшиеся совещания, аврал на работе, а также болезни свои и близких. В общем, может случиться так, что даже самый благочестивый мирянин как-то будет не в силах исполнить ежедневное правило. Старец Никон советовал при этом ни в коем случае не смущаться, а просто смиренно укорить себя в немощи:

«Правило молитвенное старайся не упускать ни утром, ни вечером, но если когда по какой-либо причине опустишь, особенно по не зависящим от тебя обстоятельствам, то не смущайся, а смиренно укоряй себя в немощи, ибо самоукорение есть невидимое восхождение, а смущение, по словам батюшки Амвросия, нигде в числе добродетелей не поставлено».

Постоянная молитвенная память

Старцы напоминали нам, что, кроме правила, нужно иметь постоянную молитвенную память, постоянно помнить о Боге и в течение дня почаще повторять: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови»», «Господи, защити!» Этими краткими молитвами будет освящаться наша повседневная жизнь.

«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия», – учил старец Иларион (Пономарев).

Преподобный Никон напоминал:

«Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, – читайте с сердцем: “Господи, помилуй!”»;

«Когда будешь скорбен и уныл и найдет на тебя искушение тяжкое, ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего!” И скорбь облегчится».

На вопрос о краткой молитве, которую можно часто повторять, преподобный Никон отвечал:

«Молитесь просто: “Господи, даруй мне благодать Твою!” И Господь пронесет мимо вас грозу».

Просьба о молитве за других

Иногда люди обращаются с просьбой помолиться за них к другим. Бывает и так, что, заказав панихиду или молебен, сами не присутствуют на них и не молятся.

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду лишь на постороннюю молитвенную помощь, преподобный Амвросий наставлял:

«Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену-хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить – упросила».

А иногда повторял народную поговорку:

«Боже-то, поможи – да и сам мужик не лежи».

Молитвенный настрой

Оптинские старцы советовали при молитве оставлять многословие, пустословие, так как этим нарушается молитвенный настрой, отгоняется благодать. Преподобный Никон писал:

«Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!»

Речь, конечно, не идет о необходимых деловых беседах или общении с родными, воспитании детей – имеется в виду пустословие, в которое мы так часто впадаем.

Старец Амвросий советовал:

«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит»;

«Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

Молиться нужно даже о том, чтобы научиться правильно молиться. Преподобный Никон писал:

«Мы сами по себе, без Божественной помощи, и помолиться-то не в состоянии: не можем мы молиться как следует и не знаем, как и о чем молиться».

О молитвенных дарах

Молитвенный подвиг сопровождается дарами усердным молитвенникам. Оптинские старцы предупреждали о том, что нельзя самовольно добиваться этих даров, таких как слезы на молитве или чистота и бесстрастие. Это может быть опасно для неопытного молитвенника.

Старец Анатолий (Зерцалов) о слезах на молитве писал:

«Плакать могут не все, а кому Бог даст слезы. А новоначальным Бог редко дарует слезы. А то возгордятся и будут хуже неплачущих».

Он же наставлял желающих достичь чистоты и бесстрастия:

«Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся».

Как узнать, правильно ли мы молимся?

Молитва – духовное делание, которое приносит духовные плоды. Плоды духа: любовь, кротость, терпение, мирное душевное устроение. Конечно, чтобы плоды созрели, должно пройти время. Но стремиться к ним следует, духовной рост должен происходить. Человек должен бороться со своими страстями, немощами, дурными привычками.

«Поверяй самого себя каждодневно… Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, не сокрушился сердцем ни однажды, не смирился в мысли, милости не оказал или милостыню никому не подал, не простил виноватого, не стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питии или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Но одни правила молитвенные не могут нам принести пользы… советую стараться, сколько можно, обращать внимание ваше на дела любви к ближним; в отношении к матушке вашей, супруге и детям – пещись о воспитании их в православной вере и доброй нравственности к подчиненным вам людям и ко всем ближним».

Тот, кто правильно подвизается, идет средним, «царским» путем. Уменьшается раздражительность и, наоборот, растет благодушие, реже приходят помыслы гнева, осуждения, ропота. Мирное устроение, терпеливое отношение к немощам и недостаткам окружающих переживается все чаще и постепенно становится постоянным.

Ольга Рожнёва 

Источник: http://www.molitvy-bogu.ru/2016/05/molitvennoe-pravilo.html

Ссылка на основную публикацию