Что означают цвета и формы куполов на православных храмах — православные молитвы

Купол — что означает количество куполов и их цвета?

Что означают цвета и формы куполов на православных храмах - православные молитвы

Купол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.).

Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг).

 Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

  • Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный — посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный — преподобному
  • Жёлтый — святителю

Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам.

Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери.

Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола.

Надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода.

Количество куполов на храмах также символично:

  • 1 — символизирует Единого Бога
  • 3 — Святую Троицу
  • 5 — Спаситель и четыре евангелиста
  • 7 — семь таинств Церкви
  • 9 — по числу ангельских чинов
  • 13 — Спаситель и двенадцать апостолов
  • 33 — по числу лет земной жизни Спасителя.

Форма купола тоже имеет символический смысл.

  • Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
  • Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру».
  • Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма:

  • Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  • Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
  • В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kupol/

Цвета храмов: значение и история

Что обозначает цвет храма? Несет ли он в себе какой-то смысл? Почему все каменные храмы древней Руси были белыми, а потом с какого-то момента стали разноцветными? Рассказываем!

Цвет храма: значение

В отличие от цвета облачений у священника и в некоторой степени от цвета куполов у церкви, цвет, в который окрашен сам храм, не несет в себе никакого символического смысла или значения.

Синия церковь или она белая, или она красная, или она желтая — все это продиктовано исключительно вкусом того, кто строит и проектирует храм. Цвет храма даже может меняться со временем: сначала быть, например, желтым, а затем синим.

Единственное, что более или менее очевидно, это то, что на Руси до какого-то времени все церковные постройки были белыми. Но и это было вызвано исключительно практичностью, а затем традицией.

Никитский собор Никитского монастыря в Ярославской области.

Дело в том, что особенности архитектуры тех или иных стран или направлений (иными словами — архитектурные стили) изначально бывают продиктованы, как правило, исключительно климатом, а также теми строительными и отделочными материалами, которые когда-то были у людей «прямо здесь», «под рукой», — и ничем иным.

Например, православие на Руси ведет свои истоки с киевских земель, а архитектуре там — не только храмовой, но любой вообще, — были характерны «мазанки» — когда дом снаружи покрывался смесью вроде извести: например, чтобы скрывать кладку, которая не всегда получается красивой и аккуратной. Первые каменые храмы начали воздвигать такими же. Построили, убедились: удобно, практично, красиво — и после по тому же принципу стали отделывать снаружи храмы повсюду в России.

Церковь Спаса на городу в Ярославле.

Позже белый цвет (или белокаменность — если стены не покрывались снаружи ничем) перешел из разряда практичности в разряд традиции, которую старались блюсти.

Во-первых, потому что белый храм или монастырь — это красиво.

А во вторых, потому что в те времена традиции были практически равны правилам — слишком сильна была идея о том, что духовная сторона жизни — это не место для самовыражения. То же касалось и цвета храма.

Вот Спасо-Преображенский собор в Переслявле-Залесском. Построен позже белокаменных «мазанных» соборов. Но все равно белый:

Или куда позже — храм Симеона Столпника на Новом Арбате.

Сейчас в новостроящихся храмах белый цвет — это «отсылка» к древней Руси. Таким образом демонстрируется и уважение к традициям, и возможность еще раз зримо напомнить о них — в нашем суетном мире, где все постоянно меняется и сама жажда перемен становится чуть ли ни главной ценностью.

Зачатьевский монастырь на Остоженке в Москве

Цвета храмов — какие бывают

Белый цвет никогда и никуда не уходил в русском православии. Но приблизительно в Петровскую эпоху — или, вернее, начиная с нее самой, — городские и сельские церкви все чаще начали красить в разные цвета.

В этом не было никакого практического смысла и также не имелось никакого подтекста. Просто красиво. Ну, отчасти еще «латинское» влияние, которое проникало в православную архитектуру не только в виде разноцветности храмов, но и в виде их форм или отдельных элементов. Например, начали появляться колонны.

Храм великомученицы Варвары в Москве

Однако несмотря на то, что цвет храма это исключительно эстетический вопрос, все равно сложился набор оттенков, которые можно встретить чаще, и какие не встретишь никогда. Никогда не увидишь черный храм. Это понятно почему.

А вот желтые храмы — это очень распространенный цвет. Храм Николая Чудотворца в Москве возле метро Библиотека имени Ленина:

Храм Сорока Севастийских мучеников рядом с Новоспасским монастырем:

Читайте также:  Молитвы святой великомученице варваре илиопольской - православные молитвы

Колокольня Рождественского монастыря в Москве на Рождественке:

Еще чаще можно встретить церкви, окрашенные в красные цвета всех возможных оттенков. Цвет Пасхи! Наверное, красных храмов — по крайней мере в Москве — больше, чем всех остальных вместе взятых

Источник: http://uznavay.pro/tsveta-hramov-znachenie-i-istoriya/

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.  

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Закономерно, что и у главного храма современной России  —  московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета.

Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) — главного храма Красной площади.

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета  венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола  могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть  ещё  серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три — Святую Троицу.

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы)  возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня. 

Голубые стены – церковь построена в  честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия.

Например, православный храм в честь Святой Троицы  в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала.

Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

По материалам «АиФ»

____________________

Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Источник: https://big-rostov.ru/eto-interesno/pochemu-kupola-pravoslavnyx-cerkvej-byvayut-raznogo-cveta/

Архитектурная символика храмов

Страница 1 из 9

Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

Храм как целостный символ — это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.

Ярусы храма – символически отражают связь Земной Церкви с иерархией Церкви Небесной, с ярусами Небес, восходящих к престолу Божию. Уменьшение ярусов к верху является образом уменьшения числа восходящих в «вышние Небеса», то есть ступеней духовного восхождения, раскрытых в «Лествице» преп. Иоанна Лествичника.

Св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый Храм. Так же стены, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий.

И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св.

Апостолов – зримый образ Закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных – жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры.

Таким образом, стены храма – это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом.

Белый цвет стен храма означает возрождение к иной, преображенной жизни. Бурый цвет стен храма символизирует кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преображения мира.

Вход в храм всегда устраивается с запада — потому что вход в храм есть удаление от тьмы, появляющейся на западе, и приближение к свету, идущему с востока.

Храмы обращены алтарем к востоку: восток есть образ светлого царства Иисуса Христа, в Которого верует и к Которому в царство стремится Церковь, т.е.

общество верующих; с востока происходит и сама Церковь: там была первая Церковь безгрешных прародителей (Адама и Евы); там родился, страдал и устроил Свою новозаветную Церковь Спаситель Иисус Христос; с востока придет судить весь род человеческий и всех верующих Спаситель.

Красные стены церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Преображенская церковь в с. Красное

Архитектурная схема храма

Ярусная церковь свт Николая 1757 года из д. Высокий Остров.

Красные стены церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Преображенская церковь в с. Красное

Архитектурная схема храма

Ярусная церковь свт Николая 1757 года из д. Высокий Остров.

Источник: http://optina-msk.ru/kateh/o-khrame-s-lyubovyu/dom-bozhij/895-arkhitekturnaya-simvolika-khramov?showall=&start=3

Сколько должно быть куполов и какого они цвета в христианских храмах

В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. 

Читайте также:  Что такое схима и ее значение в православии - православные молитвы

Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

Форма храма

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.

Храмы в форме круга, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.

Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.

Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа.

Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.

Количество куполов

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены. 

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. 

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

Цвет купола

Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам/

Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.

Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.

На фото  в начале статьи — Новомосковский Свято-Троицкий собор. Запорожские казаки начали строить Троицкую церковь еще в 1773 году, за два года до разрушения Екатериной II их Сечи, а завершили через пять лет. Построена вся из дерева, на кирпичном фундаменте, без единого гвоздя.

Источник: http://ProfiDom.com.ua/stati/arkhitektura/17128-skolko-dolzhno-byt-kupolov-i-kakogo-oni-tsveta-v-khristianskikh-khramakh

Купола православных храмов

При удивительном многообразии видов православных храмов все они имеют одну общую деталь ‑ купол, увенчанный православным крестом. Тем не менее, если присмотреться, то можно заметить, что и эта неотъемлемая деталь православных храмов и церквей имеет разные формы и цвета.

Является ли это разнообразие лишь плодом фантазии архитекторов, либо имеет какое-то более важное, символическое значение? Для начала, немного углубимся в историю купола.

Это сложное архитектурное сооружение начали строить еще в пятом тысячелетии до нашей эры, однако в строительстве христианских храмов начали использовать примерно во II веке после Рождества Христова.

Формы куполов православных храмов имеют разные названия: шлемовидная, грушевидная, шатровая, сферическая, купол-луковица, купол-зонтик, овальный купол.

Неискушенному в архитектурных деталях человеку сложно бывает отличить их, поэтому каждая разновидность имеет свое подробное описание.

Безусловно, формы куполов православных храмов и церквей отличаются не просто так ‑ каждая из них имеет смысловую нагрузку.

Виды православных храмов и их отличия по куполам

Одна из самых распространенных форм куполов православных храмов ‑ луковица. Он имеет выпуклую форму и вытянутый верх, заостряющийся на конце. Купол-луковица повторяет изгибы свечи и символизирует горячую молитву к Богу.

Также на многих православных храмах и церквях можно видеть шлемовидный купол, который действительно очень похож на шлем былинного богатыря и призван напоминать христианам о постоянной духовной брани, которую они ведут в течение всей жизни.

Сферический православный купол пришел из Византии и означает вечность. Он не имеет плавного перехода от основания к узкой верхушке и похож на шар, увенчанный крестом. Купола-зонтики могут быть любой из уже перечисленных форм, но их отличие заключается в том, что они разделены на сегменты ребрами, исходящими из основания, и спускающимися к низу купола.

На других видах православных храмов можно встретить купола грушевидной формы, похожие на шлемовидные и луковки. Шатровые купола ‑ уникальная, присущая только России архитектурная форма.

Ее появление было продиктовано технической простотой возведения ‑ добиться плавных форм, используя деревянные и каменные материалы, было очень непросто.

Шатровые купола напоминают готические шпили католических соборов.

Символика православных храмов и церквей и цвета куполов

Современный православный паломник, открыв в интернете карту православных храмов, может заранее посмотреть, как выглядит церковь, в которую он собирается совершить паломничество.

Многие люди при этом задаются вопросом: почему православные купола соборов и церквей имеют не только разную форму, но и разный цвет.

Раньше было принято считать, что цвет православных куполов говорит о финансовом состоянии монастыря или храма ‑ мол, те, которые побогаче, могут позволить себе позолоту, а кто победнее ‑ красят купола краской в целях экономии. Это, конечно, не так.

Цвет купола на православном храме или церкви говорит о том, в честь кого освящен главный престол.

Видите золотые купола ‑ можете быть уверены, что перед Вами православный собор в честь Иисуса Христа, синие или голубые ‑ храм Пресвятой Богородицы, зеленые ‑ в честь Троицы или святых.

В черный, характерный для русского севера, цвет, купола чаще всего красили в монастырях, поскольку черный ‑ это цвет монашества. Серебряными или серыми куполами венчают православные храмы и церкви в честь святых угодников Божиих.

Читайте также:  Сильная молитва матери святому николаю чудотворцу о детях - православные молитвы

Источник: https://www.sudba.info/kupola-pravoslavnyx-xramov/

Символизм русского православного храма

?invirostov (invirostov) wrote,
2015-07-07 17:01:00invirostov
invirostov
2015-07-07 17:01:00
Церковь Покрова на Нерли, построена в 1165 году Храм для верующего — это модель мира, гармоничный микрокосм. Все архитектурные детали имеют своё символическое значение — как каждая в отдельности, так и во взаимосвязях между собой.

В этой заметке я кратко разберу самые основы символики русского православного храма. Думаю, желающие получить более подробную информацию не встретят затруднений: о храмовой символике написано много (что неудивительно: тема ведь очень интересна — и для верующих, и для неверующих).

Сразу предупреждаю: символьная трактовка в разных источниках касаемо отдельных архитектурных деталей может не совпадать. Но это не удивительно: как правило, каждая деталь имеет не одно, а сразу несколько символических значений. В любом случае, в целом храм всегда понимается как модель мироздания.

Итак, начнем с плана (имеется в виду план как графическое изображение горизонтальной проекции здания)

Традиционно русские храмы в плане имеют:

— Крест — символ креста Христова как основы вечного спасения,- Квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света,- Восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной Вифлеемской звезды,- Круг (тип храма ротонда) — символ вечности.
Свирская (Архангельская) церковь в Смоленске. Построена предположительно в 1190—1194 гг. В плане – крест.
Спасская церковь в селе Андреевка. Была построена в 1676-1678 гг. В плане – восьмерик на четверике.

Древнерусский храм делится на три части — как по вертикали, так и по горизонтали. И это деление тоже глубоко символично.

Деление по вертикали:- Верхняя часть – «небо» – купола верхнего уровня и конхи (полукруглые перекрытия) апсид. Здесь находятся изображения Христа, Богоматери и ангелов. — Средняя часть – паруса (или тромпы) и верхние части стен. Тут изображены ангелы и апостолы.- Нижняя часть – более низкие своды и нижние части стен. Тут изображены фигуры святых мучеников и воинов. Также в нижней части пишутся евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов.
Фрески в соборе Спасо-Евфимиева монастыря (г.Суздаль)

Деление по горизонтали:

Западная часть храма (где располагается притвор, преддверие) символизирует грешный мир.Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже освященный, пронизанный светом божьим.Восточная часть храма символизирует Божье Царство.

Иконостас — алтарная преграда, символическое разделение мира видимого (сам храм) и мира невидимого (алтарь).

Иконостас — это, можно сказать, Библия для неграмотных. Он состоит из пяти рядов икон:- Верхний ряд — праотеческий чин. Представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева (праотцы: Адам, иногда Ева, Авель, Ной, Сим, Авраам и т.д.).- Второй ряд — пророческий чин.

Представляет ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа (вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры — Давид, Соломон, Даниил).- Третий ряд — праздничный. В этом ряду изображена земная жизнь Христа (“Рождество Богородицы”, “Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение” и т.п.).- Четвертый ряд — деисис (“молитва”, “моление”).

Символизирует исполнение новозаветной Церкви, представляет Христа в образе Спасителя на троне или “во Славе”.Этот ряд обязательно присутствует в иконостасе любого храма, в то время как другие ряды могут отсутствовать. — Нижний (местный) ряд — уникален для каждого храма. Иконы, размещенные в нем, могут выбираться в зависимости от характера данного храма.

Именно у этих икон прихожане зажигают свечи. Только две иконы неизменны в нижнем ряду: Христа и Богоматери по обеим сторонам от царских врат, а рядом с образом Христа — храмовая икона, изображающая тот праздник или того святого, которому посвящается храм (по этой иконе всегда можно определить название храма).
Иконостас в церкви преподобного Сергия (г.

Сергиев Посад)

Алтарь — самая важная по смыслу часть храма, символ присутствия бога. Возвышение алтаря символизирует одновременно и восхождение Христа, и его страдание на кресте.

Располагается в восточной части храма. Именно туда — к месту символического рая — обращают свои взоры молящиеся. В центре алтаря находится престол (жертвенный стол). Символизирует и жертву Христову, и гроб Господень.

Восточная стена алтаря с внешней стороны храма делается в форме полукружия («абсида»). Символизирует Горнее место, престол Божий.

Алтарь Владимирского храма Валаамского монастыря

Любой православный храм венчают купола.

Шлемовидная форма купола символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла. XVI века на смену «шлемовидной» форме куполов пришла «луковичная». Луковичный купол, похожий на пламя свечи, символизирует божественный огонь, который сходит с неба на землю.

Впрочем, роль купола двойственна.Внутри храма купол — это символ неба, где обитает Бог. Ведь храм, как уже отмечалось, это модель мироздания, и купол изнутри выражает верхний его предел.
Купол Храма Христа СпасителяНо снаружи над куполом есть настоящее небо.

Поэтому тут купол выполняет роль «проводника» между храмом и настоящим домом Господним. Таким образом, купол связывает наружный и внутренний мир храма.
Храм Василия Блаженного (храм Покрова Богородицы что на Рву). Построен в 1555—61 гг. архитекторами Бармой и Постником.

Количество куполов может быть разным:

— Один купол символизирует единство Бога.- Два купола соответствуют двум началам во Иисусе Христе – божественному и человеческому.- Три купола означают Святую Троицу (Отец, Сын и Святой Дух).- Пять глав символизируют Иисуса и четырех евангелистов.- Тринадцать глав означают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.- Двадцать пять глав могут обозначать похвалу Пресвятой Богородице.- Тридцать три главы символизируют число земных лет Иисуса Христа.

Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.

Пятикупольный Софийский собор в Новгороде
Тринадцатикупольный Софийский собор в КиевеНу а в завершении этого небольшого обзора — стихи Андрея Блоха (это современный поэт, нашла его стихи в интернете)

Церковный сумрак. Мирная прохлада,Немой алтарь.Дрожащий свет негаснущей лампадыТеперь, как встарь.Здесь шума нет, и сердце бьется глушеИ не болит.Здесь много горя выплакали душиУ древних плит.

Здесь люди Богу муку поручали,Здесь вечный следБезвестных слез, несказанной печалиЗабытых лет.Старинный храм, — защита от бессилья,Приют для битв,Где ангел Божий смертным дарит крыльяДля их молитв.

Источник: https://invirostov.livejournal.com/77431.html

Ссылка на основную публикацию