Благовещенский мужской монастырь на горе мангуп — православные молитвы

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале. Часть 7

Благовещенский мужской монастырь на горе Мангуп - православные молитвы

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь – религиозное монашеское учреждение. Входит в состав Симферопольской и Крымской епархии канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Больше известен, как Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале.

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале

Располагается православная святыня на горе Мангуп, в пределах 25 км от бывшей столицы Крымского ханства, города Бахчисарая неподалеку от сел Терновка (Севастопольское направление) и Залесное (Бахчисарайское направление).

Добраться можно как из города федерального значения Севастополь, так и из Бахчисарая. Возможно, будет удобно посетить обитель через экскурсионное бюро, предлагающее посетить Мангуп-Кале. Как правило, экскурсоводы заводят экукурсантов в эту обитель.

Но лучше воспользоваться услугами паломнических центров либо частных паломниковедов, которые целенаправленно вас туда отведут, мимо ходом посещая цитадель и само городище древней столицы православного княжества. Но до обители добраться непросто, поскольку нет шоссейного сообщения с ней.

Чтоб посетить древнее монашеское общежитие, необходимо преодолеть подъем на гору.

В монастырь можно добраться двумя путями: со стороны трассы, ведущей в Бахчисарай от села Терновка и с самого плато, тропа на который веден мимо Мангупского озера (недалеко от села Хаджи-сала).

В первом случае вам предстоит подняться с долины вверх на 200 метров, во-втором, спуститься лишь на 20 метров с плато (но на это плато всеже придется подняться).

Проще, наверное, подниматься из долины, поскольку во втором случае вам придется преодолеть хоть и кратковременный, но резкий и непростой спуск по камням. Правда, обрамляют эту каменную лестницу в наиболее опасных местах деревянные перила.

Вы попадаете на естественное углубление в скале. Этот грот служит своеобразным входом к главной святыне монастыря – церкви Балговещения Пресвятой Богородицы. На этом дворике имеются в наличии платки и юбки, которые, при необходимости, чтобы иметь соответствующий вид в одители, можно взять на прокат бесплатно.

Свято-Благовещенский монастырь имеет в своем распоряжении два пещерных храмовых комплекса, которые раскинулись в два яруса. Всего насчитывается окло двадцати пещер. Назначение этих помещений различны: кельи для монашестующих (западная часть обители ими снабжена), хозяйственные помещения, места собраний, храмы и так далее.

Все пещеры – искусственные. Они вырыты человеком ещё в VI веке от Рождества Христова, хотя окончательное оформление православной обители состоялось лишь ХIV столетии. До этого местные пещеры населяли монахи-отшельники. Есть сведения, что поблизости проживали также исихасты – это особые монашествующие, которые берут на себя обет непрестанной молитвы Иисусовой.

Храмы и святыни. Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале

Главная церковь находится в восточной части. Она по размера освсем небольшая, намного меньше обычных современных храмов. В ней сейчас уже совершаются богослужения.

Вблизи в нишах расположены иконы и свечи, которые иногда зажигают ночью. В самой церкви обнаруживаются две гробницы, вытесанные в полу.

Возможно, там похоронили известных на тот момент монахов либо кого-то из местных князей. Храм оборудован небольшой колокольней.

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале обладает некоторыми святынями. Одна из них — Богоявленский источник, который до недавнего времени продолжал давать воду. Другая важная святыня, находящаяся здесь, икона Божьей Матери, именуемая «Скоропослушницей».

  Ещё одна религиозная реликвия — старинные фрески XIV – XV веков, которыми украшена апсида в алтаре и арка. Они были изучены в ХХ столетии в 50-х годах археологами и искусствоведами и даже частично отреставрированы.

На алтарной стене изображен Христос на троне.

Предположительно, древние монашеские келии

Монашеская жизнь на долгие годы прекратилась в этой древней обители с экспансией турецких войск на Крымский полуостров в 1475 году. Три столетия обитель была в полном либо частичном запустении.

С присоединением Крыма к Российском империи в 1783 году, монашество в здешних местах возобновилось ,но вновь пресеклось в ХХ столетии с приходом большевиков к власти.

И лишь в 90х годах прошлого столетия начались проводиться первые попытки к возрождению поруганной святыни.

В этом важном духовном центре былого княжества Феодоро несут монашеское послушание всего несколько человек, а постоянным насельников является лишь один – настоятель. Условия жизни в скалах тяжелы и непривычны для современного человека. Тем не менее, возрождаются скальные храмы, налаживается иноческий быт. Обитель украшена немногочисленными, но ухоженными клумбами.

Завораживающий пейзаж предстанет перед вашим взором у этой святыни. Вид на огромные пространства высот Внутренней гряды Крымских гор не оставят вас равнодушными. Таков Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале. Кстати, эта обитель имеет некоторое отношение к духовным центрам Крымской земли, с которыми я вас приглашаю познакомиться.

Источник: http://ipilgrim.ru/blagoveshhenskij-monastyr-na-mangup-kale-chast-7/

Благовещенский Мангупский монастырь (Крым, гора Мангуп)

Мангупский монастырь, расположенный на вершине горы Мангуп в горной части Крымского полуострова, являет собой великолепный образец типичного малого пещерного монастыря Крыма эпохи раннего средневековья. Не смотря на то, что с момента его возникновения минуло более тысячи лет, жизнь в нем практически не отличается от той, что вели древние подвижники на этих благословенных горах.

Мангупский монастырь: адрес

Украина, Крым, Бахчисарайский район, гора Мангуп, южный склон (GPS: 44°35’37.9″N+33°48’23.2″E). Подворье монастыря расположено в селе Красный Мак (бывшее Биюк-Каралез) того же района.

Мангупский монастырь: телефоны

После событий 2014 года актуальных телефонов я, к сожалению, не знаю

Мангупский монастырь: фотогалерея

Крест над скальным обрывом, установленный над монастырем. Автор фото не известенБратская пещера. Фото мое © 2009Храм Благовещения. Фото мое © 2009Монастырские колокола. Фото мое © 2009Над обрывом. Фото мое © 2009Храм Благовещения. Фото мое © 2009Вид на долину. Фото мое © 2009Хозяйственная пещера.

Фото мое © 2009Скала, нависающая над монастырем. Фото мое © 2009Монастырские колокола. Фото мое © 2009Отец настоятель игумен Иакинф. Фото мое © 2009Кошка Багира — единственная женщина в монастыре. Фото мое © 2009Отец настоятель игумен Иакинф. Фото мое © 2009Отец настоятель игумен Иакинф.

Фото мое © 2009

Мангупский монастырь: сайт монастыря 

mangup-mon.church.ua

Престольный праздник монастыря:

7 апреля (25 марта ст.ст.)

Мангупский монастырь: настоятель

Игумен Иакинф (Телега)

Мангупский монастырь: описание:

Мангупский мужской монастырь начал восстанавливаться в середине 2000-х годов силами братии под руководством настоятеля обители.

Он расположен у скального подножья почти на вершине великой некогда православной святыни Крымской земли — славной горы-крепости Мангуп-Кале — столицы православного княжества Феодоро.

Само княжество прекратило свое существование в 1475 году, подвергшись опустошению турецким войском, захватившим Крым.

Монастырь находится на головокружительной высоте, а над ним нависает еще добрый десяток метров скальной породы.

Пещеры, в которых живут монахи, расположен храм, купель и ведется нехитрое монастырское хозяйство, некогда относились к древнему пещерному монастырю, основанному предположительно в 8-м веке по Рождестве Христове монахами-исихастами, спасавшимися от иконоборческих гонений на этой окраине Византийской империи.

Читайте также:  Сильная молитва о помощи николаю чудотворцу - православные молитвы

Впрочем, некоторые историки относят его даже к 6 веку. Когда же монастырь тот был разрушен, кто его населял до этого и даже как он назывался — сегодня об этом не знают и маститые археологи, обозначая его условно как «монастырский комплекс на южном склоне».

За исключением некоторых бытовых мелочей, жизнь и хозяйство в монастыре ведется так же, как это было и тысячу лет назад: в обители нет ни электричества, ни радио, ни компьютеров, телефона и даже источника воды.

Есть пещера-купель, в которую из скальных трещин накапывает до литра воды в сутки, а воду для ведения хозяйства братии монастыря приходится носить пешком с плато горы из родника, который расположен в полу километре от края обрыва, под которым находится монастырь.

К монастырю не ведет даже хоть какая-нибудь проезжая для автомобиля дорога,- лишь крутая тропка вьется меж зарослей густой  крымской растительности да разбросанных по склону огромных каменных глыб, отколовшихся в разное время от скального плато. Все строительные материалы и съестные припасы братии и паломникам приходится нести на себе не менее пол километра от ближайшего места, куда можно добраться на внедорожнике.

Утро в монастыре начинается с рассветом, а день, за исключением ночных праздничных служб, заканчивается чуть позже заката Солнца. Жизнь монастыря течет неторопливо, размеренно и благочестиво. Лучшего места для уединенной молитвы и размышлений о Боге, не отягощенных попечениями о земной и бренной суетной жизни, трудно даже придумать.

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или нажми сюда, чтобы сообщить мне о ней.

Источник: http://avva.org.ua/my-orthodoxy/favorite-temples/mangupskij-monastyr/

Благовещенский монастырь на горе Мангуп

Одной их христианский святынь расположенных в Крыму  является Благовещенский монастырь на горе Мангуп. Посетить его  стоит не  только православным, но и  простым  туристам.

В 25 километрах на юго-запад от крымского Бахчисарая находится гора Мангуп. На ней с древних времен сохранилось укрепленное поселение, именуемое Мангуп-Кале. Оно находится на южном склоне горы. Именно здесь (на высоте более 400 м над уровнем моря) расположен знаменитый Благовещенский монастырь. Мангуп и обитель являются мощным духовным центром православных верующих.

Святая обитель в средневековом Мангуп-Кале

Мангуп-Кале считается самым большим по площади средневековым городом-крепостью в Крыму. Территориально он расположен двадцатью метрами ниже, чем уровень Мангупского плато. Обитель удерживается на небольших укреплениях.

Поднявшись на плато и вдохнув необыкновенный чистый воздух, туристы имеют возможность прикоснуться к тайнам далеких смутных времён. Глазам путешественников предстает прекраснейшая панорама: великолепие живописных окрестностей хранит много тайн.

Неизведанного и неизученного в этих местах много.

Исторические источники подтверждают возникновение на этом месте монастыря еще в VI веке. Долгое время он находился на территории православного княжества Феодоро. В эпоху средневековья жителями этого княжества была возведена неприступная цитадель.

Переломным для истории этой обители был ХV век. Как известно, в тот период Крымом завладели турки. Они разрушили и опустошили старинный монастырь.

─────────── ◈◈◈ ───────────

Восстановленный Благовещенский монастырь на Мангупе

Для христиан гора Мангуп является священной. С ней связано много верований. Восстановлением занялись только в начале нашего века. Получив благословения Лазяря – митрополита Крымского и Симферопольского, в 2002 году братия под руководством настоятеля начала воссоздавать монастырь на горе Мангуп.

Здесь не пользуются благами цивилизации. Как и много веков назад, его обитатели предаются только молитвам и размышлениям о Боге.

Помещения монастыря на Мангуп-кале устроены в гротах пещерного города, существовавших здесь в VI веке. По отношению к долине они находятся на высоте 210 м. Подняться сюда не так просто, но и траектория подъема и, конечно, территория самой обители являют великолепие неповторимого крымского пейзажа.

Приближаясь к обители, туристы могут увидеть клумбы с прекрасными цветами. Благодаря заботе послушников, они выглядят очень ухоженными. На этой внушительной высоте открывается живописный пейзаж.

На территории монастыря есть звонница. Сильное впечатление производит большой каменный грот. Историки предполагают, что его использовали для собраний.

─────────── ◈◈◈ ───────────

Монастырь, удаленный от людских глаз

У обители есть свои реликвии и святыни. Это Богоявленский источник и икона Божьей Матери «Скоропослушница». Родник чистейшей осадочной влаги, конденсированной в известняках, находится в гроте. Такого чуда не встретить ни в одном из других «пещерных» городов.

У каждого путника есть возможность полюбоваться красотой удаленного от людских глаз монастыря. Все желающие могут помолиться в нем. В настоящее время по воскресным и праздничным дням в обители совершаются богослужения. Они проводятся в пещерном храме, а также храме на подворье, которое располагается в селе Красный Мак.

Обычно туристические группы поднимаются к Благовещенскому монастырю на Мангупе по тропам Кожевенного или Ванного оврагов. Однако есть возможность восхождения и с южной стороны. Не пропустите возможность подняться по крутой живописной дороге к православной обители на горе Мангуп и вы!

Источник: https://xn--b1aqect7dd.xn--p1ai/tour/blagoveschenskiy-monastyr-na-gore-mangup/

Благовещенский мужской монастырь — Смородина

(c) Жиркова Мария

Возле южного обрыва мангупского плато высится деревянный крест. От него в расщелину резко вниз уходит тропка, которую так и хочется назвать «козьей», настолько она крута и неудобна.

Впрочем, не так давно там появились перила и даже деревянные ступеньки в особенно трудных местах.

Это позаботились о паломниках монахи Благовещенского мужского монастыря, с 2002 года по благословению митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря обживающие средневековый пещерный комплекс в южной стене горы-останца Баба-Даг, или Мангупа.

Чтобы попасть в эти пещеры, придется или подняться из долины на высоту приблизительно 210 м, или на 20 м спуститься с плато.

Оба пути затруднительны, но это не останавливает поток верующих, стремящихся попросить о помощи местную святыню — икону Божьей Матери «Скоропослушница» и испить воды из вновь обретенного Богоявленского источника, которая, по словам местных насельников, обладает целительной силой.

По воскресеньям и церковным праздниками здесь проводят службы, а 2 октября особо отмечают день памяти преподобного Кассиана Угличского, ведь он принадлежал к правящей династии Феодоро, и в поминаниях его называют Кассианом Мангупским.

Дата основания монастыря неизвестна. Православные историки полагают, что первый пещерный храм и кельи появились здесь в VI в., по мнению других ученых это могло произойти во времена иконоборчества (VIII в.

), когда тем, кто не решился отказаться от почитания древних икон, пришлось уходить в пещеры, скрываясь от преследований византийских патриархов. Археологическими раскопками пока не удалось подтвердить эту дату, ее принимают на основе письменных свидетельств.

Читайте также:  Церковь и православные священники об усыновлении и опеке детей - православные молитвы

В то же время расположение монастыря вне стен города может говорить о том, что появился он позднее, в более мирное время, называют даже первую половину XV в. (по Ю. Могаричеву). Впрочем, кто населял монастырь, сколько он просуществовал и когда разрушен – ответов на эти вопросы у историков сегодня нет.

Поэтому в археологии принято называть его «монастырский комплекс на южном склоне», чтобы отличать от четырех других, также расположенных на Мангупе.

Южный монастырь стал широко известен в начале XIX в., когда в одном из больших естественных гротов обнаружили храм с фресками изумительной красоты, датируемые XIV – XV вв. Первые рисунки с их изображениями сделал художник М. Вебель в сороковых годах XIX в. для планируемого издания графа Уварова. В 1888 г.

издается «Отчет об учебной экскурсии Симферопольской гимназии», в иллюстрациях к которому есть и несколько видов церкви с фресками, а в тексте отмечено, что они хорошо сохранились. Когда же в пятидесятых годах прошлого столетия О. Домбровский начал свои исследования и реставрацию, в росписях обнаружились значительные утраты, а к началу XXI в.

практически они практически скрылись под слоем «наскальной живописи» и копоти костров современных вандалов.

Размеры храма, устроенного в восточной части большого грота, невелики – 6 м в длину и 3.8 – в ширину. Наибольшая высота – 2.8 м. Его стены украшает резной карниз, в полу высечено основание для престола.

В северной стене – костница и окно в соседний грот. В полу центральной и северной частей храма устроены могилы. Есть предположение, что здесь покоились представители княжеской династии Феодоро.

В западной части грота вырублены помещения, скорее всего, служившие кельями.

«В храме Южного монастыря фрагменты фресковых росписей сохранились в апсиде, на предалтарной арке, плафоне над аркой и на южной стене», – указывает С.Харитонов в своей книге «Пещерные города» Крыма. В апсиде изображался Христос в круге, над ним – крест. С обеих сторон от ниши с изображением Христа стояли святители в рост.

На стенах виднелось поясное изображение Богоматери с поднятыми к небу руками, святой Марии с пряжей, архистратига Михаила в воинском облачении и архангела Гавриила. Над окошком с южной стороны просматривалось изображение жен-мироносиц.

Художественная ценность фресок мангупского монастыря несомненна – это единственные дошедшие до нас образцы живописи феодоритов, показывающие высочайший уровень мастерства древних мастеров.

В 1971 г. экспедиция М. Чорефа открыла здесь христианские захоронения, а в 1973 г. под руководством А. Романчука прорыли траншею на крутом скате возле монастыря, находки из которой датируются XII – XIV вв., однако их связь с монастырем не прослеживается.

«Главный ущерб этому замечательному памятнику монументальной средневековой живописи принесло отнюдь не средневековое варварство, а невежество и бессмысленная антикультурная агрессивность современных горе-туристов» — констатирует в своей книге «Мангуп: город в крымском поднебесье» А. Герцен, исследователь, всю свою жизнь посвятивший изучению тайн древней горы. Заселение послушников в наши дни в какой-то мере приостановило процесс разрушения фресок, но породило другие проблемы: хозяйственная деятельность монахов, «благоустройство» келий приводят к порче уже самих стен памятника, и искажению его исторического облика. Пещерный город Мангуп планируется включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, для чего монастырю необходимо будет вернуть прежний вид. При этом службы там проводиться могут, однако жить монахам придется уже в долине.

Для справки

После принятия решения о возобновлении служб в Южном монастыре монахи совместно с археологами принялись за расчистку помещений. При этом на одной из стен обнаружились три вырубленные на разной высоте чаши. В верхней после очистки от мусора забил источник. Предположительно, одна из чаш служила купелью для крещения младенцев.

Источник: https://smorodina.com/objects/blagoveschenskiy-muzhskoy-monastyr

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Свято-Благовещенский мужской монастырь. Республика Крым.

Пещерный Свято-Благовещенский мужской монастырь является не просто местом объединения православных верующих, но и удивительной туристической достопримечательностью Крыма.

Именно здесь есть возможность отдохнуть душой, полноценно насладиться живописными окружающими красотами, а любителям истории – прикоснуться к останкам средневековой культуры.

Вот такой многофункциональный объект имеется на территории Юго-Западной части Крымского полуострова.

Свято-Благовещенский пещерный монастырь расположен чуть ниже небезызвестного Мангупского плато, но выше лежащей у его подножья долины – на высоте 210 метров. Временем возникновения пещерного монастыря считают XIV-XV столетия, а называется он Южным монастырем – за счет своего южного расположения.

В качестве келий использовались высеченные в скальной породе гроты, большинство из которых дошли до наших дней в первозданном виде. Свято-Благовещенский пещерный монастырь был разрушен одновременно с падением великого княжества Феодоро и находился в забвении вплоть до начала XXI века.

В 2002 году с благословения и легкой руки Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря мужской монастырь начал возрождаться.

Сегодня на его территории проживает один монах и два послушника, кропотливым трудом которых пещерный монастырь содержится в чистоте, облагорожен каменными клумбами с красиво цветущими растениями, ежедневно проводятся в пещерных базиликах и храмах службы.

Благодаря радушию братьев любой уставший путник будет встречен, накормлен и получит приют. Стоит сказать, что служащие при монастыре монахи поистине верующие люди, которые видят в каждом путнике образ Божий – вне зависимости от того, кем он является в реальной жизни. Одним словом, Святые!

Свято-Благовещенский монастырь не смог устоять перед современными достижениями науки и техники: большая часть пещерных окон застеклена пластиковыми пакетами, а подоконники украшены комнатными цветами. Однако это нисколько не нарушило начальный образ пещерного объекта, скорее, наоборот – добавило ему определенную изюминку!

Помимо уцелевших гротов, в Свято-Благовещенском мужском монастыре сохранилась наскальная церковная роспись, фрагменты фресок с момента его возникновения, колокольня, а также больших размеров пещера – по мнению ученых используемая для проведения различного рода собраний. И, конечно, смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на окружающий природный ландшафт. Наверное, именно в такие минуты больше всего сожалеешь об отсутствии крыльев за спиной!

Многие уже посетившие пещерный монастырь туристы спорят о наиболее подходящем времени для его посещения. Кто-то предпочитает зиму, кто-то весну, некоторые однозначно назовут лето, другие осень.

Ясно одно, Свято-Благовещенский мужской монастырь интересен в любое время года: и на фоне снежных горных вершин, и в зеленых сочных весенних красках, и в ярких лучах летнего солнца, и не менее красив в золотисто-красных осенних нарядах.

Единственное, о чем не следует забывать – так это то, что предстоит трудоемкий подъем в горы! А дальше рассчитывайте свои силы и делайте выбор, какой сезон следует предпочесть.

Читайте также:  Акафист иконе божией матери "жировицкая" - православные молитвы

Начинать свой маршрут следует от Бахчисарая – в направлении села Терновка, используя для этого личный автомобиль или рейсовый автобус. А далее уже пешком к плоскогорью Мангуп. Путь не очень длинный, безумно красивый, но тяжелый подъем. Стоит быть внимательными и осторожными! Достигнув заветной цели, все трудности будут тот час позабыты!

Пещерный Свято-Благовещенский мужской монастырь обладает чудесным свойством объединять и сплачивать людей. Находясь на его просторах, открывается второе дыхание, начинаешь лучше понимать свое внутреннее «я», ощущаешь себя другим человеком.

Всех чувств не передать, да и надо ли?! Посетите монастырь и прикоснитесь душой к средневековой православной святыне Крымского полуострова!

Источник: https://gotonature.ru/398-svyato-blagoveschenskiy-muzhskoy-monastyr.html

Мангуп. Благовещенский монастырь

В самом верховье Каралезской долины, около дороги Красный Мак — Терновка, высится гора Мангуп. Она похожа на огромную четырёхпалую кисть руки великана с вытянутыми пальцами-бурунами (каменными мысами).

Особенность этого массива в цепи Крымских гор второй гряды — высота и крутизна склонов — образует из него естественную крепость. Поэтому на плоской вершине горы в средневековье обосновалась столица христианского княжества Феодоро.

Толстые стены по оврагам и 70-метровые скальные обрывы делали её почти неприступной.

Кроме дворцов, жилищных и хозяйственных построек, здесь было много церквей и монастырей. После взятия столицы турками в 1475 году она навсегда была стёрта с карты Крыма.

Жизнь на цветущем плато быстро угасала. Руины величия покрывались пылью столетий. Иногда эту пыль «стряхивали» археологи да романтики дальних дорог, сделав Мангуп неофициальной туристической меккой.

И вот на развалинах небытия через годы забвения пробился росток новой жизни. В одном из монастырей, в монастырском комплексе Южном, ныне Благовещенский, поселились монахи, вновь обживая покинутую обитель. Туда мы и отправляемся.

Монастырский комплекс находится на южной стороне горы. Возник он на рубеже XIV-XV веков. Его расположение за пределами оборонительных стен наводит на мысль, что он создавался в мирное время.

К тому же он был труднодоступен, а ход к нему был потаённым. Современная известность к монастырю пришла благодаря фрескам, которыми были расписаны апсида, арка и фриз, окаймляющий алтарь. В конце пятидесятых годов XX века они были исследованы и частично реставрированы известным крымским археологом, искусствоведом Олегом Домбровским. Фрески практически уничтожены.

Дорога по лесистому оврагу Табана-дере, которой мы поднимаемся, приводит к южной оконечности мангупского плоскогорья. Далее нужно спуститься по расселине к основанию скального обрыва и по тропе двигаться на запад три-четыре сотни метров.

Тропа эта называется Мышеловкой, потому что над нею между двух скал завис отколовшийся от основного массива огромный камень в несколько тонн весом. Под него нужно «подныривать» и дальше передвигаться на четвереньках с надеждой на лучший исход.

После этого «чистилища» препятствий на тропе к монастырю уже не будет.
И вот большое углубление в скале. Это «прихожая» монастыря. На натянутой верёвке висят халаты и косынки для женщин-посетительниц, если их внешний вид не соответствует уставу монастыря.

На лестнице-галерее, ведущей в среднюю часть скального массива, в местах обрушения внешней стены стоят жерди-перила, поставленные монахами.

По лестнице мы попали в огромный естественный грот. Он велик не столько глубиной и высотой, сколько шириной.

В дальнем западном углу грота — келья монаха. В ближнем к нам восточном углу, на самом краю обрыва, находилась небольшая пещерная церковь. Около неё на стене висели иконы, очевидно, не вместившиеся в тесное помещение церкви.

В глубине аккуратной поленницей были сложены дрова. Посредине этого каменного зала стоял длинный трапезный стол.

Было время обеда. За столом сидели настоятель пещерных храмов, приехавший из Красного Мака, монах, живущий здесь, в монастыре, один служитель церкви, а также несколько паломников, как мы потом узнали, приехавших, чтобы получить благодать и отслужить всенощную. Один монах прислуживал им за столом, другой читал выдержки из святых книг.

Настоятель объяснял паломникам прочитанное. Мы извинились и сели на край обрыва этого грота в ожидании конца обеда, предавшись созерцанию открывшегося перед нами вида Ай-Тодорской долины. Сидеть было приятно, солнце светило мягко и бархатно.

Мы смотрели как бы с облаков на кудрявые лесные дали, на сады, на дороги и тропки, по которым идут и едут по своим мирским делам люди-муравьи…┘

Обед закончился. Мы подошли к настоятелю и попросили показать фрески, из-за которых разгорелся когда-то нешуточный спор между краеведами и церковниками. Настоятель любезно согласился и прошёл внутрь помещения. Откинув полог, показал место, где когда-то были росписи.

На сером каменном фоне в нескольких местах мы увидели небольшие пятна и штрихи с остатками потускневшей, едва отличимой от фона старой краски, — всё, что осталось от фресок. Замазали их надписи туристов, въевшиеся глубокими царапинами в стены алтаря.

Вот вам и ответ всем противникам вселения в комплекс монахов, которые, мол, обосновавшись, нанесут ущерб старинным фрескам, испортят то, что осталось. Но если бы они и захотели это сделать, портить-то уже нечего!

Приходится только сожалеть, что возрождение крымского Афона началось поздно, когда безвозвратно утеряны многие ценности. А монахи могли бы уберечь, спасти, сохранить историческое и культурное наследие.

Всенощная проходила при свечах.

Они были расставлены в больших и малых подсвечниках под иконами и выполняли не только культовое назначение, но при отсутствии других источников света освещали церковь и ту часть грота, в которой проходила служба. Люди, беззвучно повторявшие слова молитвы, иногда осеняли себя крестным знамением, от этого движения колебался воздух и пламя свечей то притухало, то разгоралось сильнее.

В широкий проём открытого зева грота была видна значительная часть ночного неба с горящими на нём звёздами.

То ли из-за высоты, на которой находился монастырь, то ли из-за черноты неба они были крупными, яркими и настолько близкими к земле, что казалось, ещё немного и звёзды лягут на ночное плато этой древней горы.

Всенощная проходила несколько часов, в течение которых ночь набрала густые тёмные краски и слилась воедино с темнотой части грота, не освещённой свечами, и казалось, что это свечи мерцают на небе или, наоборот, вместо свечей под образами горят звёзды, откидывая дрожащие лучи на просветлённые лица людей.

И думалось: а на Земле ли ты находишься?
Валерий РЯБЦЕВ

Источник: http://www.tour.crimea.com/NEWS/mangup-blagoveshchenskii-monastyr

下载视频,免费观看

4:07

意见 166 882 85%

1:35

早晨天氣節目(09月15日上午8時) — 科學主任楊國仲

意见 184 653 78%

13:22

意见 343 566 98%

13:40

Источник: https://cnvid.net/video/%E2%98%A6-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D1%83%D0%BF-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C-9qexrBGOgks.html

Ссылка на основную публикацию