Житие святого отца василия великого, архиепископа кесарии каппадокийской — православные молитвы

святитель Василий Великий

святитель Василий Великий (329/30–379)

Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи.

Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа.

Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь.

Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении.

От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр.

Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь.

Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу.

Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.

Наконец, Василий отправился в «центр просвещения», Афины. Там он восполнял познания в литературе и философии, оттачивал мастерство красноречия и ораторского искусства. Утверждают, что кроме этого Василий освоил астрономию и медицину.

В Афинах Промысл Божий вновь свёл его с Григорием Богословом, который прибыл туда несколько раньше. Совместное пребывание взрастило и укрепило их дружество.

Здесь же Василий познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.

Первые шаги Василия Великого на христианском поприще

Около 358 года, почти через пять лет пребывания в Афинах, Василий возвратился в Кесарию. Некоторое время, по просьбе сограждан, он занимался преподаванием риторики. В этот период он принял Крещение, возможно, от чтимого им Кесарийского епископа Диания. Несмотря на то, что сам Василий крестился в столь зрелом возрасте, впоследствии он указывал на неуместность оттягивания этого события.

Вскоре, движимый любознательностью и стремлением ознакомиться с аскетической жизнью, Василий отправился в странствие по землям Сирии, Палестины, Египта. Здесь он самым ближайшим образом приобщился к идеалам подвижников.

Вернувшись, он раздал всё имущество нуждавшимся, оставив при себе только необходимую одежду, и вместе с немногими единомышленниками удалился в пустынное место Понта.

Пребывая в уединении он занимался физическим трудом, предавался молитвам, чтению Писаний и сочинений отцов, аскетическим подвигам. Обычной пищей Василия были хлеб и вода. Спал он на земле. Вскоре к нему присоединился верный товарищ Григорий Богослов.

В этот период друзья составили сборник на основе выдержек из трудов Оригена — Филокалию.

Суровые подвиги и высоконравственная жизнь христианских отшельников привлекали к ним множество подражателей и сторонников, которые, приходя, селились поблизости. Василий принимал деятельное участие в организации религиозно-нравственной жизни приумножавшихся общин.

Нужно сказать, что представления Василия Великого о монашестве разнились с убеждениями, господствовавшими тогда среди подвижников Египта.

Как известно, он отдавал предпочтение общежительному устройству монастырей, полагая, что такая форма монашества предоставляет больше возможностей для реализации братской христианской любви.

По просьбе отшельников Василий составил необходимый для них свод нравственных правил.

Волновавшие Церковь догматические споры тоже не оставались без его внимания. Утверждается, что в целях содействия Церкви Василий мог позволить себе оставить дорогое сердцу убежище. Так, в 360 году он отправился вместе с епископом Дианием, который, к тому времени, посвятил его в чтеца, в Константинополь, на церковный Собор.

Служение Василия Великого в сане пресвитера

В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский, преемник Диания, пригласил Василия в Кесарию и рукоположил его во священника. Поначалу Василий возражал, считая себя недостойным и печалясь необходимостью лишиться возможности полюбившегося ему монашеского уединения.

Состояние Церкви в то время было смятенным, если не сказать: удручающим. Алчность священников, симония, торжество еретических заблуждений, интриги, вражда — вот лишь немногие трудности, с какими столкнулся Василий по роду своего пастырского делания.

Будучи незаурядною личностью, отныне он стал помощником архиерею как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан.

Впоследствии это вызвало у епископа, значительно уступавшего Василию в красноречии и образованности, нездоровую ревность, и между ними произошёл раздор. Не желая усугублять и без того осложнившуюся ситуацию, Василий проявил благоразумие и вновь удалился в уединение.

Между тем, с усилением влияния арианства Василий счёл своим долгом вернуться. Раздор был сглажен и преодолен.

В 368 году, во время голода, вызванного засухой, Василий, силой пастырского увещевания, примера и авторитета, побудил зажиточных граждан к благотворительности, убедил отворить закрома и поделиться с нуждающимися. На помощь голодным ушло и имение умершей к этому времени матери Василия, доставшееся ему по праву наследства.

Святительская деятельность Василия Великого

В 370 году, после смерти Евсевия, вопреки несогласию и противодействию со стороны некоторых мирян и епископов, кафедру занял Василий Великий. Император Валент, заявивший себя строгим поборником арианства, приложил много усилий, чтобы сломить стойкость противников, в том числе святителя Василия, верного Православию. Православные люди сталкивались с гонениями, лишениями и изгнаниями.

В это время Каппадокия была разделена на две провинции, что привело к уменьшению территории, канонически управляемой православными пастырями: одну из её частей возглавил, в религиозном отношении, нечестивый Тианский епископ Анфим.

В свою очередь твёрдый в убеждениях Василий не переставал сражаться за чистоту веры на территории всей Каппадокии, продолжал ставить достойных епископов.

В этой связи, например, брат святителя Василия, Григорий, был поставлен епископом в Ниссу.

Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, при том, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.

Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до Второго Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не всё население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».

Труд святителя Василия как церковного писателя

На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений.

Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма.

Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.

В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.

В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».

Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви — Крещению и Евхаристии, — вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии (см. подробнее: Литургия).

Среди экзегетических творений Василия Великого выделяют Беседы на Шестоднев, на псалмы и Толкование на Книгу пророка Исаии.

Тропарь святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, / небоявленне Василие преподобне.

Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4

Кондак трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 2

Акафист святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель

Дни памяти: 1 января, 30 января (3 свт.)

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, «принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим», – так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) – образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва – диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии – Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины – центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: «Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому».

Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, – «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном – в учении.

.. Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – к наставникам наук внешних».

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

Читайте также:  Православные молитвы в честь пресвятой троицы - православные молитвы

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу.

Затем, «желая снискать руководителя к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им.

Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова.

Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук.

Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник – Филокалия (Добротолюбие).

В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

В царствование Констанция (337–361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера.

«Но видя, – как повествует Григорий Богослов, – что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему». Монахи встали на защиту святого Василия.

Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364–378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена – «предстояла великая борьба». Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия.

По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был «добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место.

Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды – утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил.

Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на «пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное».

По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций.

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства.

В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе.

В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков «оружием уст и стрелами письмен», святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью.

«Всё это, – ответил Василий, – для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое.

Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? – Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь». Правитель был изумлен таким ответом.

«Может быть, — продолжал святитель, — ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом.

Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат».

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви». Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия.

«В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом.

Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении».

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные.

Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи.

По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей.

Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии – гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память.

Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова.

Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством».

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life135.htm

Молитва Василию Великому от осквернения

Молитва Василию Великому — одна из ключевых в православии. Верующие просят святого защитить их от осквернения, придать им силы. Многие после таких обращений в церкви обретают второе дыхание в жизни.

Василий Великий

В молитве Василию Великому верующие обращаются к знаменитому святителю, жившему в IV веке. Он был архиепископом Кесарии Каппадокийской на территории современной Турции. А также богословом и церковным писателем.

Вместе с Григорием Богословом и Григорием Нисским он был одним из трех каппадокийских Отцов церкви. Это святые, завершившие как раз в то время диалектическую обработку церковного догмата Святой Троицы.

Именно Василию Великому исследователи приписывают изобретения иконостаса, а также составление знаменитой литургии.

Он автор молитв утреннего правила, обязательных для чтения всеми православными христианами. Это первая часть ежедневных молитв, которые должны произносить все православные.

Их можно обнаружить в любом молитвослове. Многие знают молитвы Василия Великого по его письмам и проповедям.

Житие святого

Доподлинно известно, что Василий Великий родился в Кесарии. Сегодня это древний турецкий город Кайсери. В то время он был крупным административным центром Каппадокии. Его родители происходили из знатного и очень богатого рода. Причем были ярыми приверженцами христианской веры.

Дедушка и бабушка святого пострадали в начале IV века от Великих гонений против христиан, которые были устроены в Римской империи. Епископами были многие его родственники — дядя и даже двое братьев — Петр Севастийский и Григорий Нисский. Его сестра — знаменитая преподобная Макрина, принявшая монашество, а по некоторым данным наделенная даром чудотворства.

Отец Василия был опытным законоведом и оратором. Он мечтал, чтобы его сын пошел по той же стези. В результате Василий получил качественное образование в Константинополе и самой Кесарии.

Некоторое время обучался в Афинской академии. Именно в этом учебном заведении он познакомился и подружился с Григорием Богословом.

В этот период с ними был близок и будущий римский император Юлиан Отступник, ставший гонителем христиан.

Возвращение в Кесарию

Обращаясь с молитвой к Василию Великому, многие вспоминают, каким непростым был его жизненный путь к вере. Вернувшись с обучения, он посвятил себя светским занятиям. Сильное влияние на него оказывала преподобная Макрина, ставшая потом игуменьей. Именно она заставила его вести более аскетичную и воздержанную жизнь.

В конце концов, с несколькими близкими товарищами отрекся от городской суеты, чтобы обосноваться на семейных землях в Понте. Это область на северо-востоке Малой Азии. Здесь они устроили какое-то подобие монашеской общины.

Знаковым в жизни святого стал 357 год, когда он отправился в путешествие по окружавшим его коптским монастырям. Через три года вместе с епископами участвовал в синоде, проходившем в Константинополе.

Читайте также:  Какую икону подарить на свадьбу молодоженам - православные молитвы

Поддержать учение Ария

Серьезным ударом по мироощущению героя нашей статьи стало решение собора, принятое в Римини.

Собор, созванный императором Константином I, постановил поддержать учение александрийского священника Ария. Так называемое арианство было широко распространено в среде христиан в IV — VI веках.

Главное отличие состояло в том, что оно утверждало первоначальность Бога-Сына и его неединосущность с Богом-Отцом.

К тому же арианство поддерживал и кесаийский епископ по имени Дианий. Поэтому на какое-то время Василий с товарищами оказались вне официальной повестки дня христианской церкви.

Только незадолго до смерти Диания Василий с ним помирился. В результате стал пресвитером и даже советником нового епископа Евсевия, вошедшего на престол после смерти Диания. Но и тут не все было гладко.

Строгий аскетизм пришелся не по душе Евсевию. Поэтому Василий отошел от дел, удалившись в пустыню.

Обращаясь с молитвой к святителю Василию Великому, многие вспоминают об этом эпизоде его биографии, понимая, как тяжело ему приходилось в тот период.

В пустыне герой нашей статьи начал налаживать монашескую жизнь, чего всегда в тайне действительно желал.

Притеснения православных

Следующим испытанием, которое пришлось перенести Василию, стали увеличивающиеся притеснения православных христиан. Они усилились после прихода к власти императора Валента.

Из-за этого епископ Евсевий начал активно искать поддержки у героя нашей статьи. Молитва св. Василию Великому стала в то время особенно актуальной.

В 365 году святой принял для себя решение вернуться в Кесарию. Он взял руководство епархией в свои руки. За несколько последующих лет Василий пишет несколько программных произведений, направленных против арианства. Главным для него становится тезис «три ипостаси в единой сущности». Его придерживались и последователи Никейского символа веры, и те, кто разочаровался в арианстве.

Вступлению Василия в должность епископа противились некоторые руководители соседних епархий, но после смерти Евсевия у них фактически не осталось альтернативы. Став во главе митрополии в Каппадокии, Василий Великий начал рьяно искоренять арианство из Малой Азии. Во многом его заслуга состоит в том, что век этого направления христианства оказался недолгим.

Антиарианство

Антиарианство Василия привело к его столкновениям с императором Валентом. Например, во время путешествия того по Каппадокии епископ категорически отказал ему в признании правоты за арианским учением.

Услышав это, Валент принял решение разделить Каппадокию на две провинции, чтобы существенно ослабить власть на местах. В конечном счете, это привело к уменьшению канонической территории, которая находилась в ведении Василия, подорвало его сильные позиции в руководстве церкви.

Но даже став слабее, чем был несколько лет назад, герой нашей статьи сумел продвинуть на ключевые посты несколько своих епископов. Важные должности получили его близкие соратники — Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Самая ожесточенная борьба развернулась за место епископа в Антиохии. Василий не желал видеть епископом ортодокса Павлина. Кандидатуру последнего поддерживали руководитель Александрийской митрополии и даже папа Дамасий.

Основные опасения Василия были связаны с тем, что, увлекшись единством Бога, можно быстро прийти к ереси.

Болезнь и смерть

Баланс сил в государстве коренным образом изменился после смерти Валенты. Он был убит в сражении при Адрианополе. Это битва между готами и римлянами, которыми руководил Валента. Она произошла в 378 году. Позиции Василия в церковном руководстве усилились. Но воспользоваться этим он не сумел. К тому времени его здоровье было сильно подорвано аскетическим образом жизни.

Он скончался 1 января 379 года. Вскоре был причислен к лику святых.

Молитва от осквернения Василия Великого

Эта молитва считается одной из главных в христианстве. С ней к святому часто обращаются православные по всему миру.

В молитве святому Василию Великому они просят его о милости, желают очиститься от грехов и от любой скверны. Молят Владыку, Иисуса Христа и Пресвятой дух о том, чтобы душа очистилась от мглы, привидений и дьявольских насаждений. Молитва от осквернения святого Василия Великого помогает обрести душевные силы, побороть внутренних демонов.

Верующие обещают, что, очистившись, с чистой совестью будут жить дальше, соблюдая все заповеди, постоянно посещая храм.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1497943419078052180/molitva-vasiliyu-velikomu-ot-oskverneniya/

Акафист иже во святых отцу нашему Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийския, Великому

Кондак 1

Взбранный Царя Небеснаго служителю и великий Церкве Христовы святителю, правыя веры исповеданием во всем мире просиявый, велие имеяй дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед ограждай, со умилением тебе вопиющих: Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Икос 1

Ангелов Творец, от века предызбравый тя, преблаженне отче Василие, быти великаго светильника Церкве Своея, ангелоподобна житием яви тя: вельми бо богомыслием и пощеньми в пустыни подвизався, на высоту добродетели восшел еси.

Темже, велию на небесех славу стяжавый, приими от нас смиренных, восхваляти тя дерзающих, сия хвалебныя глаголы: Радуйся, Василие, царствия тезоименитый; Радуйся, иерарше Христов великий. Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; Радуйся, рода святаго пречестная отрасле.

Радуйся, от юности Царю Небесному всеусердно служивый; Радуйся, всею земною, наипаче же небесною премудростию ум свой обогативый. Радуйся, купно со другом твоим Григорием Богословом в любомудрии преуспевавый; Радуйся, учителя твоего Евула премудрыми словесы ко Христу обративый.

Радуйся, чистоты и целомудрия предивный хранителю; Радуйся, ко спасению верный путеводителю. Радуйся, душепагубных ересей разорителю; Радуйся, богомудрый вселенныя учителю. Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 2

Видя Церковь Христову арианским зловерием обуреваему, и Божию призванию повинуяся, изшел еси, преподобне отче, из пустыни, юже возлюбил еси, во град Кесарию, идеже благодать священства восприял еси и во архиепископа поставлен был еси, слово спасения велегласно всем концем земли благовествуя, верныя же по вся дни поучая Богу, Создатели всех, достойно воспевати: Аллилуиа.

Икос 2

Разум верных боговедением просвещая, святителю Христов Василие, естество сущих изъяснил еси, и Бога невидимаго в творениих руку Его познавати научил еси.

Темже и мы, твоими богомудрыми ученьми просвещаемии, взываем сице: Радуйся, познанием Бога, в шесть дний вся сотворша, верныя озаривый; Радуйся, дивныя дела Его достойно восхваляти научивый. Радуйся, палато мудрости преукрашенная; Радуйся, сокровищница богословия преизобильная.

Радуйся, яко тайны премудрости Божия во всем мире видети научал еси; Радуйся, яко и в малых вещех величие Божие зрети наставлял еси. Радуйся, света первозданнаго красоту живописавый; Радуйся, твердую силу перваго глагола Божия во вселенной показавый.

Радуйся, былием травным скорую гибель славы земныя изобразивый; Радуйся, во благолепии светил небесных Солнце правды Христа зрети указавый. Радуйся, трудолюбием малой твари от лености людей отвращавый; Радуйся, человеку, царю тварей, над страстьми царствовати повелевавый. Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 3

Силою Всевышняго укрепляем, отче святый Василие, противоборствовал еси богоотступнику Иулиану, и злое его на христианы умышление разрушити умолил еси Господа и Пречистую Его Матерь, да вси единому Богу благодарно поют: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй ревность велию по Бозе Вседержителе и меч слова Его в руце восприим, плевелы языческаго Иулианова нечестия скоро посекл еси, верныя же во благочестии утвердил еси; научи и нас, преподобне отче, единому точию Богу чистым житием служити, зовущих ти сице: Радуйся, гордаго Иулиана в богоотступстве мужественно обличивый; Радуйся, христоненавистныя его начинания разрушивый. Радуйся, молитвою слезною, яко копием, того поразивый; Радуйся, скорую его погибель предвозвестивый. Радуйся, люди Божия, якоже Моисей древле Израиля, от идолослужения свободивый; Радуйся, плевелы нечестия истребивый. Радуйся, пищею словес Божиих верныя изобильно насытивый; Радуйся, струями благодати сердца напоивый. Радуйся, скрижали велений Христовых твердо содержати увещевавый; Радуйся, учение уст твоих житием утвердивый. Радуйся, рабе благий и верный; Радуйся, делателю вертограда Христова усердный. Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 4

Бурю ярости царя Уалента, арианским зловерием одержима, ты, святче Божий, силою Духа в тебе живуща, утишил еси, и мир Церкви святей даровал еси, святыми трудами твоими и теплыми к Богу молитвами, Емуже радуяся воспел еси: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав злочестивый Уалент, яко ты, иерарше Божий, во истине стоиши, и вси вернии гласу твоему повинуются, восхоте от правыя веры тя отвратити: сего ради посла к тебе епарха своего Модеста, послежде же и сам прииде в Кесарию.

Но ты, Богоносе отче, ни гнева царева, ни прошений грознаго его воеводы не устрашился еси; мы же, прославляюще сицевое твое твердое исповедание, вопием ти: Радуйся, поборниче правыя веры непоколебимый; Радуйся, пастырю, душу за верныя положити готовый. Радуйся, твердое исповедание Петрово показавый; Радуйся, Илиину ревность о славе Святыя Троицы явивый.

Радуйся, гнев царя нечестиваго боголепием священнослужения утишивый; Радуйся, богомудрыми словесы уста зловернаго воеводы заградивый. Радуйся, яко прещения изгнанием и муками не убоялся еси; Радуйся, яко и смерть за Христа восприяти желал еси. Радуйся, гонение за веру претерпевый; Радуйся, скорбьми многими в радость Господа вшедый.

Радуйся, истину Христову пред цари и владыки небоязненно вещавый; Радуйся, вернаго служителя Царя Небеснаго твердым исповеданием себе показавый. Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, святителю Христов Василие, пресветлыми милосердия лучами нощь скорбей мрачную осиявающая, мглу бед отгоняющая, и всем, в море жития бурном плывущим, путь верный к Царству Небесному показующая, да вси спасающему Богу радующеся поют: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше вси тя, святителю Божий, яко отца чадолюбива, в напастех и скорбех от тебе помощи усердно искаху: ты же о всех милосердовал еси, образ веры истинныя в себе сим показуя.

Буди, преблагий отче, скорый помощник и нам, грехми и скорбьми обуреваемым, с любовию ти вопиющим: Радуйся, светильниче любве, от Христа возсиявый; Радуйся, Отцу Небесному в милосердии подражавый. Радуйся, неимущих богатое сокровище; Радуйся, в нуждах верное прибежище.

Радуйся, гладныя, якоже Иосиф древле, препитавый; Радуйся, многи обители бездомным и убогим в Кесарии основавый. Радуйся, прокаженных раны своима рукама, яко самарянин добрый, врачевавый; Радуйся, гонителя твоего Модеста недугующа исцеливый и от народныя казни того избавивый.

Радуйся, вдовицу убогую от обиды епарха защитивый; Радуйся, жене грешнице прощение грехов у Бога испросивый. Радуйся, сирот отче и страждущих утешение; Радуйся, во гресех погибающих вразумление и исправление. Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 6

Проповедник всему миру истины Христовы явился еси, святителю отче Василие, силою благодатною слова твоего, яко острием меча, греховная сердца проницаяй и к покаянию возбуждаяй, да вси чистым сердцем Троице Святей поют: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси на тверди церковной, яко великое светозарное светило, отче Василие, всю поднебесную разумением веры истинныя просвещающее, мрак же страстей греховных отгоняющее, от нихже и нас свободи, зовущих ти сице: Радуйся, Троицы Святыя верный служителю; Радуйся, тайн веры богоозаренный изъяснителю.

Радуйся, яко Отцу Сына Единосущна и Духа Сопрестольна велегласно проповедал еси; Радуйся, яко истину о Свете Превечном, от Света Превечна просиявшем, верным изъяснил еси. Радуйся, Господа Спасителя, яко Бога воплощенна и Творца всех век исповедавый; Радуйся, таинство двух естеств и единой ипостаси во Христе Бозе показавый.

Радуйся, силою царственного слова твоего богатым житницы открыти повелевый; Радуйся, от корысти неправедныя многи учением отвративый. Радуйся, душепагубное пиянство словом, яко громом, поражавый; Радуйся, жестокосердие и зависть из сердец истреблявый. Радуйся, воздержания ревнительный наставниче; Радуйся, покаяния неумолчный проповедниче.

Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 7

Хотя верныя от соборищ арианских оградити, ты, святче Божий Василие, вся в церкви благоукрасил еси, и чин умилительный Божественныя Литургии мудре сложил еси, многи же молитвы, яко миро благовонное, от уст твоих огнедохновенных излияшася, имиже во гресех прощения себе и усопшим братиям просим, Троицу же Пресвятую славим, поюще: Аллилуиа.

Читайте также:  Можно ли дарить иконы в подарок ребенку, мужчине и женщине - православные молитвы

Икос 7

Новаго Аарона вернии зряху в тебе, отче святый Василие, егда боголепно жертву безкровну священнодействовал еси, даровании Святаго Духа, яко многоценными каменьми светящеюся одеждою, украшен.

Ныне же в вышнем жертвеннице о Церкви предстательствуяй, поминай выну и нас, тебе умиленно зовущих: Радуйся, архиерею Божий, преизобильную, якоже и Аарон, благодать священства восприявый; Радуйся, велие дерзновение в молитве за люди стяжавый. Радуйся, тайн Божиих мудрый строителю; Радуйся, чина церковнаго благоукрасителю.

Радуйся, служению Литургии от самаго Христа, якоже и Иаков апостол, наученный; Радуйся, молитвенниче, Духом Божиим озаренный. Радуйся, небесным светом, якоже неции видеша, в служении осияваемый; Радуйся, ангелы, яко некиими пресветлыми мужами, окружаемый.

Радуйся, яко твоею первее молитвою к восприятию Тайн Христовых себе уготовляем; Радуйся, яко твоими словесы в вечер Пятидесятницы коленопоклонная прошения возсылаем. Радуйся, Кесарийскаго святительскаго престола славо и украшение; Радуйся, яко иереом всея Церкве подаеши от Бога благодатное в служении укрепление. Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 8

Странное и преславное видение открыся о тебе, святителю Василие, преподобному Ефрему Сирианину: единожды бо показа ему тя Бог, яко столпа огненна, высоты небесныя досязающа, послежде же, пришед в Кесарию, преподобный узре тя огненным языком люди поучающа и умиленно возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь светом небесным серафимския любве пламенел еси, богоносе Василие; словеса бо твоя беша, яко молния, ереси попаляющая, души же верных пламенем веры и любве просвещающая; даждь убо и нам, отче, молитвою твоею, искру хотя малую твоея любве имети, зовущим сицевая: Радуйся, пламеновидный столпе, ереси попаляяй; Радуйся, огнь веры истинныя и любве нелицемерныя возгреваяй. Радуйся, лжи Ариевы ереси твердый обличителю; Радуйся, истины Христовы пламенный ревнителю. Радуйся, яко гордаго Евномия, Сына Божия хуливша, посрамил еси; Радуйся, яко Македониево хуление Духа Святаго препрел еси. Радуйся, суемудрия Несториева разорителю; Радуйся, чести Пресвятыя Богоматере усердный защитителю. Радуйся, пастырю, небесным блистанием любве осияваемый; Радуйся, учителю веры, словеса молниеносная вещавый. Радуйся, богонасажденная маслино, многих святых Церкви произведшая; Радуйся, лозо, богомудрых православия поборников израстившая. Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 9

Все еретическое соборище не возможе противостояти благодатней, яже в тебе, святый отче, обиташе, силе; юношу бо некоего, во власть сатаны впадша, силою молитвы твоея от сетей вражиих отъял еси, покаявшася же ко Христу возвратил еси, благодарно поя Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийством Богодухновенным твоим, святителю Василие, побеждаемии и видевше преславное на юноше бывшее чудо, мнози от еретик ко единей присоединишася Церкви, еяже верными и послушными чадами и нас быти сподоби, зовущих ти сице: Радуйся, вся концы земли небесным учением осиявый; Радуйся, благодатию Христовою темныя силы ада побеждавый. Радуйся, юношу от сетей сатаны свободивый; Радуйся, телом и кровию Христовою того насытивый. Радуйся, яко душе, кровию Христовою искупленней, погибнути не дал еси; Радуйся, яко, в погибельный грех впадша, юношу простити Христа умолил еси. Радуйся, яко преславным чудом люди удивил еси; Радуйся, яко обращением заблуждша ангелы возрадовал еси. Радуйся, просити у Господа ангелов ограждения нас научаяй; Радуйся, ангела хранителя молитвою твоею к нам приближаяй. Радуйся, от наветов вражиих свободителю; Радуйся, во искушениях скорый защитителю. Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 10

Спасти хотя Творец Свое словесное создание, показа тя твердаго верных защитителя, отче Василие, и Церкве Своея хранителя, да свет православия тобою всему миру явлен будет, и вси вернии благодарно Троице Святей воспевают: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси Церкве, и твердое верных ограждение явился еси, о великий в иерарсех Василие, егда во граде Никейстем врата церковная силою молитвы твоея отверзл еси и истину правыя веры сим явил еси, уста же хулящих Имя Христово заградил еси.

Нам же, Господа Спасителя православно исповедающим, отверзи, отче, милосердия Божия двери, заступлением твоим, да зовем ти сице: Радуйся, ангеле земный, Церкве Христовы хранителю; Радуйся, Богом предъизбранный верных защитителю.

Радуйся, врата церковная, якоже Илиа древле небо, молитвою открывый; Радуйся, храм святый, еретиками восхищенный, паки верным возвративый. Радуйся, верных от ересей оградивый; Радуйся, Церковь Христову неврежденну от лжеучений сохранивый. Радуйся, превеликое на небеси Имя Христово и на земли чудесы возвеличивый; Радуйся, православие во вселенней утвердивый.

Радуйся, яко тобою гордость нечестивых низложися; Радуйся, яко тобою смирение верных вознесеся. Радуйся, яко тобою вера святая прославляется; Радуйся, яко тобою Церковь Христова дивно красуется. Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 11

Пение подобаше возносимо быти тебе с небеси, а не от земли, о пречудный Василие, небес бо явление на земли был еси, к небеси богомудрыми ученьми твоими умы верных возводил еси, и ныне с небес на ны милостиво призираеши и преизобильную всем нам благодать подаеши от щедродателя Христа Бога, Емуже со ангелы в небесех выну поеши: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносный светильниче, весь многими дарами Божиими и добродетельми сияющ, был еси, святче Божий Василие, имиже и ны просвети, в добродетели настави и ко Царствию Небесному направи, зовущих тебе сице: Радуйся, Церкве Христовы незаходимое сияние и пресветлое украшение; Радуйся, яко подаеши христианом во вся веки в вере правей утверждение.

Радуйся, таланты, Богом врученныя тебе, усовершивый; Радуйся, от земныя мудрости вся ко спасению полезная собравый. Радуйся, сыну цареву во славу правоверия чудесное исцеление даровавый; Радуйся, целомудренное житие Анастасиа пресвитера и супружницы его прозревый.

Радуйся, кротко обидящим тя прощавый; Радуйся, смирением и терпением клеветы на тя побеждавый. Радуйся, устав совершеннаго жития иноком учредивый; Радуйся, многи иноки в обителех собравый.

Радуйся, правила и каноны и спасительная учения в наследие Церкви оставивый; Радуйся, богомудрыми списаньми твоими многоценное сокровище к назиданию христианом даровавый. Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 12

Благодать велию дарова тебе Христос Бог, святителю отче Василие, не точию заблуждшия к покаянию приводити, но и многи неверныя ко Христу обращати; егда бо уже смертно болезновал еси, ко блаженней кончине приближаяся, евреанина врача, с женою и чады, Святым Крещением просветил еси и Троице Святей купно с ними благодарственную воспел еси песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поют ти велия похвалы вси вернии, о великий иерарше Василие, вельми бо на земли до конца жития твоего во славу правоверия потрудився, в Небесная Святая Святых вшел еси, и яко верный Божий служитель, Троице Святей предстал еси, идеже и о нас выну молися, о преблагий отче, верою чадех твоих, с любовию зовущих ти сице: Радуйся, царское священие, прехвальне Василие; Радуйся, Троицы Святыя преукрашенное селение. Радуйся, чудесными деяньми Царя Небеснаго прославивый; Радуйся, ревности своея о славе веры и в болезни смертней не оставивый. Радуйся, ради обращения неверна чудесное продление себе жития у Бога испросивый; Радуйся, своима рукама, возстав с одра смертнаго, крещением того просветивый. Радуйся, трудами и мудростию силу зловерия победивый; Радуйся, благоверным царем победы на враги испросивый. Радуйся, апостолом в трудех единонравный; Радуйся, со святители Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, по повелению твоему, единочестно прославляемый. Радуйся, нетлением мощей просиявый и славою на небесех увенчанный; Радуйся, теплый и великий заступниче, от Бога нам дарованный. Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Кондак 13

О пресвятый и великий иерарше Христов Василие, православия светило и верных ограждение! Призри с небесе на сие, приносимое ти нами, хваление и молитвами твоими от страстей и бед нас огради, в правей вере соблюди и Царствия Небеснаго сподоби, да купно с тобою и всеми святыми Троице Святей во веки веков поем: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Источник: https://www.molitvoslov.com/content/akaf-vasiliu-velikomu

День памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Ва­си­лий Ве­ли­кий ро­дил­ся око­ло 330 г. в Ке­са­рии. В се­мье свт. Ва­си­лия к ли­ку свя­тых при­чис­ле­ны мать Эми­лия (па­мять 1 ян­ва­ря), сест­ра Мак­ри­на (па­мять 19 июля), брат Гри­го­рий (па­мять 10 ян­ва­ря).

Отец был адво­кат, под его ру­ко­вод­ством Ва­си­лий по­лу­чил пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние, за­тем он обу­чал­ся у луч­ших учи­те­лей Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, где по­зна­ко­мил­ся со свя­тым Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом (па­мять 25 ян­ва­ря), а поз­же пе­ре­шел в шко­лы Кон­стан­ти­но­по­ля.

Для за­вер­ше­ния обу­че­ния св. Ва­си­лий от­пра­вил­ся в Афи­ны – центр клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

В Афи­нах Ва­си­лий Ве­ли­кий при­об­рел все до­ступ­ные зна­ния.

О нем го­во­ри­ли, что «он так изу­чил все, как дру­гой не изу­ча­ет од­но­го пред­ме­та, каж­дую на­у­ку он изу­чил до та­ко­го со­вер­шен­ства, как буд­то не учил­ся ни­че­му дру­го­му.

Фило­соф, фило­лог, ора­тор, юрист, есте­ство­вед, имев­ший глу­бо­кие по­зна­ния в ме­ди­цине, – это был как ко­рабль, столь на­гру­жен­ный уче­но­стью, сколь сие вме­сти­тель­но для че­ло­ве­че­ской при­ро­ды».

В Афи­нах меж­ду Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом уста­но­ви­лась тес­ней­шая друж­ба, про­дол­жав­ша­я­ся всю жизнь. Око­ло 357 г. свя­той Ва­си­лий воз­вра­тил­ся в Ке­са­рию, где вско­ре всту­пил на путь ас­ке­ти­че­ской жиз­ни. Ва­си­лий, при­няв Кре­ще­ние от епи­ско­па Ке­са­рий­ско­го Ди­а­ния, был по­став­лен чте­цом.

Же­лая най­ти ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля, он по­се­тил Еги­пет, Си­рию, Па­ле­сти­ну. Под­ра­жая на­став­ни­кам, вер­нул­ся в Ке­са­рию и по­се­лил­ся на бе­ре­гу ре­ки Ирис. Во­круг него со­бра­лись ино­ки. Сю­да же Ва­си­лий при­влек сво­е­го дру­га Гри­го­рия Бо­го­сло­ва.

Они под­ви­за­лись в стро­гом воз­дер­жа­нии; при тя­же­лых физи­че­ских тру­дах изу­ча­ли тво­ре­ния древ­ней­ших тол­ко­ва­те­лей Свя­щен­но­го Пи­са­ния. В цар­ство­ва­ние Кон­стан­ция (337–362) рас­про­стра­ни­лось лже­уче­ние Ария. Цер­ковь при­зва­ла к слу­же­нию Ва­си­лия и Гри­го­рия. Ва­си­лий вер­нул­ся в Ке­са­рию, где в 362 г.

был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, в 364 г. – в сан пре­сви­те­ра. При им­пе­ра­то­ре Ва­лен­те (334–378), сто­рон­ни­ке ари­ан, в тя­же­лые вре­ме­на для пра­во­сла­вия к Ва­си­лию пе­ре­шло управ­ле­ние цер­ков­ны­ми де­ла­ми. В это вре­мя он со­ста­вил чин Ли­тур­гии, «Бе­се­ды на Ше­стод­нев», а так­же кни­ги про­тив ари­ан. В 370 г.

Ва­си­лий был воз­ве­ден епи­ско­пом на Ке­са­рий­скую ка­фед­ру. Он про­сла­вил­ся сво­ей свя­то­стью, глу­бо­ким зна­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ве­ли­кой уче­но­стью, тру­да­ми на бла­го цер­ков­но­го ми­ра и един­ства. Сре­ди по­сто­ян­ных опас­но­стей св. Ва­си­лий под­дер­жи­вал пра­во­слав­ных, утвер­ждая их ве­ру, при­зы­вая к му­же­ству и тер­пе­нию.

Все это вы­зы­ва­ло нена­висть к нему ари­ан. Все свои лич­ные сред­ства он упо­треб­лял в поль­зу бед­ных: со­зда­вал бо­га­дель­ни, стран­но­при­им­ные до­ма, ле­чеб­ни­цы, устро­ил два мо­на­сты­ря – муж­ской и жен­ский.

Ари­ане всю­ду пре­сле­до­ва­ли его. Св. Ва­си­лию угро­жа­ли ра­зо­ре­ни­ем, из­гна­ни­ем, пыт­ка­ми и смер­тью. Он же ска­зал: «Смерть для ме­ня бла­го­де­я­ние. Она ско­рее при­ве­дет ме­ня к Бо­гу, для Ко­то­ро­го жи­ву и тру­жусь».

Бо­лез­ни от юно­сти, тру­ды уче­ния, по­дви­ги воз­дер­жа­ния, за­бо­ты и скор­би пас­тыр­ско­го слу­же­ния ис­то­щи­ли си­лы свя­ти­те­ля, и 1 ян­ва­ря 379 г. он пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду, бу­дучи 49 лет. Цер­ковь тот­час ста­ла празд­но­вать его па­мять.

Совре­мен­ник Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, епи­скоп Ам­фи­ло­хий (па­мять 23 но­яб­ря) так оце­нил его за­слу­ги: «Он при­над­ле­жит не од­ной Ке­са­рий­ской Церк­ви, и не в свое толь­ко вре­мя, не од­ним со­пле­мен­ни­кам сво­им был по­ле­зен, но по всем стра­нам и гра­дам все­лен­ной и всем лю­дям при­но­сил и при­но­сит поль­зу, и для хри­сти­ан все­гда был и бу­дет учи­те­лем спа­си­тель­ней­шим».

В Кон­стан­ти­но­по­ле дол­го про­ис­хо­ди­ли спо­ры о том, ко­му из трех свя­ти­те­лей сле­ду­ет от­да­вать пред­по­чте­ние. Од­на часть лю­дей пре­воз­но­си­ла свя­ти­те­ля Ва­си­лия (па­мять 1 ян­ва­ря), дру­гая сто­я­ла за Гри­го­рия Бо­го­сло­ва (па­мять 25 ян­ва­ря), тре­тья по­чи­та­ла свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста (па­мять 13 но­яб­ря).

От это­го сре­ди хри­сти­ан про­изо­шли цер­ков­ные раз­до­ры: од­ни на­зы­ва­ли се­бя ва­си­ли­а­на­ми, дру­гие – гри­го­ри­а­на­ми, тре­тьи – иоан­ни­та­ми.

По во­ле Бо­жи­ей в 1084 го­ду мит­ро­по­ли­ту Ев­ха­ит­ско­му Иоан­ну яви­лись три свя­ти­те­ля и, объ­явив, что они рав­ны пред Бо­гом, по­ве­ле­ли пре­кра­тить спо­ры и уста­но­вить об­щий день празд­но­ва­ния их па­мя­ти.

Святитель Василий Великий. Фрагмент иконы
из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.Феофан Грек. 1405 г. 

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/den-pamyati-svyatitelya-vasiliya-velikogo-arkhiepiskopa-kesarii-kappadokiyskoy

Ссылка на основную публикацию