Житие святителя тихона воронежского, задонского – православные молитвы

Житие святого Тихона Задонского

Житие святителя Тихона Воронежского, Задонского - православные молитвы

Икона святому Тихону Задонскому

Память 13 августа по старому стилю

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Задонский Богородицкий монастырь и просвещение русского народа Рассказ о поездке в Задонск в 2011 году. Житие святителя Тихона Задонского.
Святитель Тихон Задонский. Галерея икон Щигры.

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия – Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии).

С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки.

Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию.

Святитель Тихон Задонский. Фреска на Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии.

В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно.

Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.Памятник святителю Тихону Задонскому. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа. В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами.

Он написал для пастырей ряд сочинений: “О седми Святых Тайнах”, “Прибавление к должности священнической”, “О таинстве Покаяния”, “Инструкция о совершении браков”. Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В “Окружном послании” он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию.

(“Наставление о собственных всякого христианина должностях” было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке). В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай – празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г.

святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы.Святитель Тихон, Епископ Задонский, святитель Алексий, Митрополит Московский, преподобный Симеон Столпник. Фреска на Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна.

В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни.

С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества – “Правила монашеского жития” и “Наставления обратившимся от суетного- мира” – и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением.

Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы.

Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: “Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда”. Kелейник передал это Преосвященному.

“Если так, – сказал святитель, – не поеду отсюда”, – и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.

Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: “Сокровище духовное, от мира собираемое” (1770), а также – “Об истинном христианстве” (1776). Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом.

Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: “Богу так угодно, что служители смеются надо мною – я и достоин того за грехи мои”. Часто говорил он в подобных случаях: “Прощение лучше мщения”.

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами “не высокоумь” – и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого. Всю свою жизнь святитель “досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает” (песнь 6 канона).

Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: “Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста”.

И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным. Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего.

В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: “Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство”. Святитель проснулся в трепете и в слезах.

В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: “Будет по просьбе твоей”.

Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: “Скажи ми, Господи, кончину мою”. И тихий голос на утренней заре сказал: “В день недельный”.

В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: “Через три года можешь войти, но теперь потрудись”. После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей. К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане.

За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки.

Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. “Я, – рассказывал он своему другу Козме, – сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам”.

“Лестница, – объяснил Козма, – путь к Царству Небесному; помогавшие тебе – те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя”. Святитель сказал со слезами: “Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины”. Во время болезни он часто причащался Святых Таин. Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье – 13 августа 1861 года. Тропарь свт. Тихону Православия наставниче, благочестия учителю, покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твою добре упасл еси и писаньми твоими вся ны наставил еси, темже венцем нетления украшен от Пастыреначальника,

Читайте также:  О супружеской близости во время поста: можно или нельзя? - православные молитвы

моли Его спастися душам нашим.

Источник: http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/tihon_zadonskii

День памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца

26 августа 2018 года. День памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.

В благословенный день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца,  группа Тульского епархиального паломнического центра побывала в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре, где приняла участие в торжественном богослужении по случаю праздника обители.

День 26 августа выдался просто чудесным для поездки. С раннего утра паломников радовало все: солнце, голубое небо и красота русской природы, которой можно было любоваться из окна автобуса.

Долгий путь не показался утомительным, так как время в дороге было очень хорошо заполнено. После прочтения утренних молитв экскурсовод Любовь Молчанова интересно и познавательно рассказала о жизни, подвигах и чудесах святителя Тихона, а также делилась другой полезной информацией и подробно отвечала на все вопросы паломников. Были просмотрены православные фильмы.

Группа паломников прибыла в обитель незадолго до начала богослужения.

В этот праздничный день в Задонский монастырь приезжают тысячи православных верующих, чтобы почтить память великого угодника Божия, «Русского Златоуста» – святителя Тихона Задонского.

Паломники приняли участие в Божественной Литургии, которую совершили митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, глава Липецкой митрополии и  митрополит Липецкий и Задонский Никон в сослужении архиереев и духовенства Воронежской и Липецкой митрополий.

Перед началом торжественного богослужения, которое в этот праздничный день совершалось на монастырской площади, под звон колоколов из Владимирского храма была вынесена рака со святыми мощами Тихона Задонского и размещена на возвышении под красивой аркой из живых цветов, наполняющих воздух вокруг волшебным благоуханием.

Тульские паломники, соблюдающие строгий Успенский пост, исповедовались и причастились Святых Христовых Таин.

По завершении Божественной Литургии был совершен торжественный молебен Задонскому чудотворцу.

После окончания богослужения раку с мощами святителя перенесли обратно в храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, куда устремились многочисленные верующие, чтобы приложиться к святыне и вознести благодарение святителю за его любовь, а также помолиться о помощи и заступлении в жизненных испытаниях, твердо веруя в силу предстательства Тихона Задонского пред престолом Божиим.

–   Невозможно описать все чувства, охватившие мою душу во время Литургии: это и восторг, и внутренний плач о своих грехах, и умиление, и очищение. Никогда это не изгладится из моей памяти и из сердца.

Благодарю Господа, что, несмотря на огромное количество паломников, я смогла приложиться к мощам святого Тихона. Ощущения после соприкосновения со святыней самые теплые, светлые и радостные.

Я почувствовала себя настолько счастливым человеком, что просто забыла обо всех своих проблемах и трудностях, которых, к сожалению, немало, – рассказала Ирина Мигунова.

Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье бедного причетника местного храма села Короцка (Валдайского уезда).  Вскоре после рождения Тимофей лишился своего отца. Детство и отрочество его прошли в ужасной нищете. Ради простого куска хлеба он был вынужден работать у жителей родного села.

В 13 лет его отдали в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а потом — на казенное содержание в семинарию, которую он с отличием закончил и был оставлен преподавателем.  В 34 года он принял монашеский постриг с именем Тихон, а через 3 года был рукоположен в сан епископа.  В 1763 году он возглавил Воронежскую кафедру.

Так как церковная и монастырская жизнь была здесь в полном расстройстве, а духовенство — полуграмотным, то новому епископу пришлось заниматься всем сразу: наводить порядок в храмах, заниматься образованием духовенства, убеждать священников учиться. Он специально написал несколько сочинений в назидание пастырям и неукоснительно требовал, чтобы каждый из них имел Евангелие и ежедневно его читал.

С юных лет стремившемуся к уединенной иноческой жизни Тихону теперь приходилось ежедневно решать бесчисленные административные и хозяйственные вопросы, что, в конце концов, сильно подорвало его здоровье:  у него участились сердечные приступы, любая простуда давала тяжелые осложнения.

В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился неподалеку от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска, где пребывал до своей блаженной кончины.

 

В той обители у него появилась возможность воплотить свой идеал христианской жизни: простая келья, где он спал на соломе, прикрываясь тулупом, скудная пища, тяжелый труд — несмотря на слабость, он и сено косил, и дрова колол.

Всю пенсию и приношения от многочисленных почитателей он отдавал нищим. Святитель Тихон не пропускал ни одной церковной службы, за работой пел псалмы (Псалтирь он знал наизусть), а во время отдыха, читал жития святых и богословские книги.

На сон у него оставалось всего 4-5 часов.

Находясь дома в уединении, он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!» По своей природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив.

До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, тому, кто наносил ему какое-либо оскорбление.

Раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке.

Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, за то, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и впоследствии стал добрым христианином.

Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес.

В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а захватчик (Наполеон) погибнет.

Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал обездоленным. Его часто навещали дети из монастырской слободы. Он учил их молитве, а после беседы угощал и оделял деньгами.

Еще при его земной жизни многочисленные верующие почитали Задонского чудотворца за святого.

Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 года. Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а в 1861 году его причислили к лику святых.

Так был прославлен на земле тот, кто своим личным подвигом исполнения заповедей Божиих и очищения своей души стяжал обильную благодать Святого Духа и был возвеличен Богом.

Бесчисленные примеры благодатной помощи, подаваемой всем, кто с искренней верой и усердием обращается к святому угоднику, свидетельствуют о том, насколько действенно молитвенное предстательство святителя Тихона Задонского пред престолом Всевышнего, и как велика его любовь ко всем страждущим, несчастным, скорбящим, помощи Божией и заступления требующим. Подлинно — это великий чудотворец, благодатный исцелитель и молитвенник пред Богом за род человеческий.

После окончания главного торжества паломники прошли по обширной, тщательно ухоженной территории обители. В торговых рядах все желающие смогли приобрести иконы святителя Тихона, духовную литературу, а также купить с собой в дорогу вкусного монастырского хлеба.

После этого участники поездки отправились на святой источник Тихона Задонского, расположенный неподалеку от монастыря. По преданию сам святитель Тихон своими руками выкопал его и очень любил посещать это место, называя его «святым и весьма приятным». Вода была очень холодной, и не всем хватило сил и смелости окунуться. Паломники испили целебной воды и набрали с собой.

– Мои впечатления от поездки Задонский монастырь самые светлые, самые прекрасные и радостные. Простыми словами описать невозможно.  Сюда нужно обязательно приехать, чтобы увидеть и прочувствовать всё самому.

Наше прекрасное паломническое путешествие сопровождалось теплом и благодатью Божией! Ранее не знакомые между собой люди стали духовно родными. Возможно, перемены во мне невелики, но главное, что они начали происходить.

Я возвращаюсь домой уже чуточку другой и понимаю, что если будет на то воля Божия, обязательно вернусь сюда снова, – сказала Надежда Авдеева.

На обратной дороге в Тулу паломники, наполненные полученной благодатью, восхищались увиденным и пережитым, словно побывали на островке Небесного рая на земле.

Пресс-служба Тульского епархиального

паломнического центра

Источник: http://tulaeparhia.ru/otdelyi/tulskij-eparxialnyij-palomnicheskij-czentr/13135.html

Житие святителя Тихона Задонского

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас.

Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик.

С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования.

Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) – родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец – Савелий Соколов – служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов.

Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу. Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу – она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище.

Читайте также:  Великий чистый четверг - 5 апреля 2018 года - православные молитвы

В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку.

Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию.

Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание. Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка.

Но Тимофею было достаточно и этого – ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет – ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом – преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.

Монашество

10 апреля 1758 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. И уже через год ему пришлось покинуть ставший родным уже Новгород – по просьбе Тверского епископа Афанасия его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. В это время он стал архиереем – 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Но второй отрезок жизни в Новгороде оказался недолгим. Новое послушание, порученное священноначалием, позвало его в Санкт-Петербург – председательствовать в Петербургской Синодальной конторе. Оттуда владыка Тихон переместился дальше, в Воронеж, где в это время умер епископ Воронежский и Елецкий Иоанн, и на Воронежскую кафедру назначили епископа Тихона. Получив серьезную власть и большие возможности, святитель Тихон наконец развернул деятельность, о которой, видимо, мечтал, и к которой шел всю жизнь. Раньше лишь по мере возможностей, данных ему преподаванием, он распространял среди мирян и духовенство истинные знания о Боге, побуждал их к чистой вере. Теперь же он мог писать и издавать богословские труды, проповедовать, наблюдать и помогать духовенству в служении. В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о по смертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах. Святитель Тихон заботился как о духовном и интеллектуальном возрастании духовенства, так и о его защите от неправомерных наказаний. Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.

Мечта юности

Вероятно, с ранних лет святитель Тихон хотел уединенной иноческой жизни – постоянной молитвы, простого быта, тишины… Но он обладал множеством талантов и дарований, которые должны были найти свое применение в другой среде – в городе, в духовных школах, в деле воспитания и образования духовенства и укрепления Церкви Христовой.

Поэтому Господь долгие годы не попускал ему исполнить свою мечту и уединиться для молитвы в тихой маленькой келье. Но вот наступил момент, когда непрестанные заботы, дела, к которым владыка относился неизменно с большим усердием, подкосили его здоровье и истощили его силы. С ним стали случаться сердечные и нервные приступы, самая легкая хворь давала серьезные осложнения.

В конце концов, недостаток сил стал сказываться на делах: святитель уже не мог уделять внимание всему, что этого требовало. Но владыка был чрезвычайно строг и взыскателен – прежде всего, к себе. Он не мог позволить себе занимать кафедру, зная, что не вполне соответствует тем высоким требованиям, который сам же предъявлял к этой должности.

Поэтому он настойчиво просил разрешения удалиться на покой, которое и получил 17 декабря 1767 года. Ему назначили пенсию и разрешили поселиться там, где он захочет. Сначала владыа выбрал Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель (в 40 верстах от Воронежа), но весной 1679-го из-за неподходящих его здоровью климатических условий переехал в Задонский монастырь.

Там владыка и провел оставшиеся годы своей жизни, получив из-за этого наименование «Задонский». Освободившись от трудов архипастырских, святитель, тем не менее, не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и беря на себя самые тяжелые работы (колка дров, заготовка сена и так далее).

Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим, хотя и обладал от природы горячим нравом. Говорят, что после строгого замечания, сделанного своему келейнику, он кланялся перед ним до земли и просил прощения.

Свет веры

Надо сказать, что в полной мере свое стремление к одиночеству святителю не удалось исполнить и находясь на покое. Келья его стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Однако владыка ни в коем случае не тяготился этим. Он любил беседовать с простым народом, утешая людей в самых трудных ситуациях и даже помогая деньгами тем, кто в этом нуждался. Из монастырской слободы к нему часто приходили дети. Его уважали окрестные дворяне и помещики, считаясь с его мнением, когда он умирял их конфликты или ходатайствовал перед ними за крестьян. Все, что святитель получал в подарок и в качестве пенсии, шло на благотворительность. Освободившись от большого числа хлопот, высвободив время, на покое святитель продолжал писать свои сочинения. Так появились лучшие его труды – «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776). Рождественская литургия 1779 года стала последним в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. К его мощам и ныне стекаются паломники. Его духовное наследие до сих пор помогает разным поколениям людей обрести свой путь к Богу. Его сочинения хранят в себе вековую мудрость, но и сейчас способны дать ответ на самый острый, злободневнй вопрос.

Источник: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1784

Житие святителя Тихона Воронежского, Задонского | Жития святых на 4-women.ru

Этот преподобный является чрезвычайно почитаемым православным богословом и деятелем. Жил он в XVIII столетии, а после кончины был торжественно причислен к лику святых чудотворцев Церкви. За свои заслуги перед Господом он получил титул епископа, что позволило Тихону расширить благотворительную деятельность.

Житие святого Тихона Задонского демонстрирует правильную духовную жизнь, в которую входит неустанный аскетизм и милосердие к своему окружению. Преподобный монах стремился к простой жизни и пище, не стеснялся тяжелого труда и прославился искренней любовью к Творцу.

Тихон жил в XVIII столетии, которое отличалось широким распространением атеистических верований. Безбожники рассматривали веру в качестве обыкновенного этнографического признака большего количества людей. В России атеизм укоренился после внедрения реформ Петра Великого. Задача святителя состояла в поддержании авторитета христианства и борьбе против греха богохульства.

Отец будущего монаха числился дьячком (церковнослужитель без степени священства) в Новгородской губернии. Он умер, оставив свою жену с пятью детьми. Тихон появился на свет в 1724 г. и был назван Тимофеем.

Старший его брат пошел по стопам отца, а средний отправился на военную службу. Тимофей и двое других детишек жили в большой бедности.

В таких условиях он практически не имел шансов получить образование даже для должности церковного пономаря.

Икона Святителя Тихона Задонского

Однако особенную родительскую привязанность к Тимофею испытывал друг семьи, бездетный и богатый ямщик. Он проявлял большую заботу о подростке и желал усыновить его.

Матушка решилась отдать сына, оценив губительное финансовое положение семьи. Однако старший брат, вовремя вернувшийся со службы, отговорил её тем, что сам достанет денег и попытается обучить Тимофея грамоте.

Этот эпизод показывает, как Божья воля с раннего детства направляла судьбу будущего святителя.

Тимофей оставался в родительском доме до 14 лет, живя очень скудно и питаясь черным хлебом. Нередко он уходил на пахоту к богатому помещику, чтобы получить некоторое количество еды.

В этот период императрица Анна издала указ, в котором отмечалось, что все церковнослужительские дети, не обучающиеся грамоте, должны пойти на военную службу. Матушка Тимофея, в надежде спасти сына от такой судьбы, отправилась вместе с ним на рассмотрение в духовное училище. В благоустройстве на новом месте помог старший брат, взявший на себя обязанности присмотра за будущим монахом.

Интересно! Святитель получил от Господа дар видения будущего и совершения чудес, к тому же он мог читать мысли своего собеседника. Летописи приписывают Тихону Задонскому предсказания в период правления Александра Первого. Он видел победу русских войск и поражение наполеоновского замысла.

Читайте также:  Православные молитвы, читаемые раз в год на день рождения - православные молитвы

Годы обучения

В 1728 г. Тимофея зачисли в духовное заведение, которое через два года стало называться семинарией.

Юноша отличался способностью к знаниям и вскоре заслужил переход на бесплатное обучение. Однако Тимофей продолжал испытывать нужду и продавал половину своего пайка, чтобы купить свечей. Некоторые ученики из богатых семей глумились над его бедностью, но юноша не держал зла и продолжал смиренное самообразование.

  • Тимофей стоял выше всех сверстников и успешно сдавал экзамены на протяжении 14 лет. Здесь он поднаторел в грамматике, риторике и богословской философии. Длительность обучения была обусловлена малым количеством учителей в духовной семинарии. Будущий святитель закончил обучение в 1754 г.
  • Он получил должность учителя греческого языка, а также риторики и философии. Тимофей запомнился всем как скромный, доброжелательный преподаватель и человек благочестивого характера.
  • В этот период будущий святитель все более тяготел к Господу, изучал Священные Писания и стремился к богомыслию. Окружение подмечало: в этом человеке созревает великая духовная личность, которой будет суждено возродить авторитет религии в атеистический век.
  • Тихон Задонский принял окончательное решение об иноческой жизни после знамения на небесах.

На заметку! Святитель являлся одним из немногих монахов, поддерживающих в себе стремление быть честным и блюсти моральные принципы. Его слова никогда не расходились с последующими свершениями, а его мысли не противоречили добропорядочности.

Период монашества

В апреле 1758 г. Тимофей принял постриг и получил имя Тихон. После этого события духовенство отправило его в Санкт-Петербург, где святитель обрел чин иеромонаха. В здешней семинарии Тихон преподавал философию и получил пост префекта.

Святитель Тихон Задонский чудотворец

  • Через год работы в Санкт-Петербурге он был назначен архимандритом Желтикова собора в Тверской губернии. На новом месте отец преподавал богословский предмет и служил настоятелем одного из монастырей.
  • Святитель довольно быстро продвигался по духовной карьере. Многие братья оценили его благочестивый, смиренный нрав и пророчили ему высший чин епископства.
  • Два года Тихон Задонский преподавал в тверской духовной семинарии. В этот период выходит его книга, описывающая принципы истинного христианства, где начертано всеобщее назидание для отечественной православной традиции.
  • Сам Тихон никогда не помышлял о высочайшем ранге монашества, но у Господа были иные планы, и Он распорядился возвести святителя на место духовного учителя всего государства.
  • Вскоре произошла церемония выбора нового епископа. Сперва имя Тихона не было включено в список кандидатов, потому что он был достаточно молод для получения высшего сана. Однако архимандрит из Смоленска уговорил собрание принять кандидатуру тверского ректора. Жребий бросили трижды, и каждый раз выпадало имя святителя Тихона. Собрание согласилось, что судьба и Бог стоит на стороне молодого священника.
  • В возрасте 37 лет Тихон стал епископом. Он проповедовал христианское учение и побуждал братию и прихожан очнуться от глубокого сна, навязанного нынешним веком.

Интересно! В Воронеже продолжали справлять праздник, прославляющий языческое божество по имени Ярило (бога солнца у славян).

Это торжество заработало неприятную репутацию бесчинствами и отвратительным поведением справляющих. Святитель Тихон лично явился на этот праздник и всенародно обличил всех тех, кто вел себя аморально.

Его слова подействовали совершенным образом, и это торжество прекратили справлять.

Жизнь в покое

Тяжелая работа в должности епископа расстроили здоровье преподобного Тихона Задонского. В 1767 г. он подал прошение на увольнение, свои последние годы провел в мирной монастырской жизни.

В его распорядок дня входили продолжительные молитвы, чтения Священных Текстов, благотворительные деяния и составление полезных религиозных трудов.

На сон Тихон отводил не более четырех-пяти часов в сутки.

Житие святителя Тихона, Задонского

Каждый день он приходил в храм, а дома часто приклонял колена перед изображениями святых и взывал о спасении всех существ. Когда святитель отправлялся в странствие по монастырским местам, он всегда брал с собою миниатюрный Псалтирь. Всю пенсию этот милосерднейший человек отдавал на нужды беднякам.

Свои долгом он считал посещение заключенных города Елец, где пытался утешить их и расположить к искреннему покаянию.

Его жизнь была проста, питался Тихон как обычный крестьянин. Садясь за стол, святитель вспоминал о нищих, голодных и тревожился о том, что не способен накормить каждого. Он обладал великой совестью и не стыдился глубоко кланяться тем, кого мог обидеть словом. Но всегда отвечал добром на оскорбление со стороны.

Святой Тихон был наделен даром видения будущего, он совершал чудеса и читал мысли своего собеседника.

Преподобный любил общение с простым народом, утешал несчастных и обездоленных, помогал финансами и вещами.

Обретение мощей

Перед смертью Тихон Задонский спрашивал у Господа о точном времени кончины, и ответ пришел утром. Всевышний обещал святителю вход в Небесную обитель через три года. После этого старец уединился в собственной келье, ему приготовили литургические одежды и гроб, перед которым он часто проливал слезы.

Однажды после божественного сновидения Тихон почувствовал себя дурно, левая щека и нога перестали слушаться. Преподобный принял болезнь с искренней радостью. О кончине стало понятно после сна, в котором народ помогал Тихону взобраться по лестнице в царство Божье.

В августе 1783 г. в возрасте 59 лет святитель отошел в мир иной. Останки, которые совершили многообразные чудеса, хранятся во Владимирском храме. Канонизация Тихона Задонского состоялась спустя 88 лет после его мирной кончины.

Заветы святителя

Благодаря обретенному знанию Священных писаний и врожденному благородству преподобный имел силу морально воздействовать на человека, ищущего спасения от страданий.

  1. Находите в несчастиях радость, потому что первое побеждается вторым. Такое правило подходит ко всем порокам.
  2. Всюду лицезрите Бога Всемогущего и Вездесущего. Это помогает человеку отдаляться от совершения преступлений против естества.
  3. Верующий должен понять, что всякий грех — чудовищная глупость, которая не приносит никакого счастья, так как все совершенное отражается на делающего.
  4. Чтобы получить пост начальствующий, человек обязан сделаться истинным христианином, имеющим рассудительный ум и крепкую волю.
  5. Имеющий высокую должность обязан быть проще, дабы не возгордиться и не забыть себя рассматривать объективно.
  6. Мудрый Тихон советует радоваться тем, кому даются тяжелые испытания, потому что Бог посылает столько, сколько человек способен вынести.
  7. Любовь истинная — приязнь бескорыстная ко всему окружению.

Тихону Задонскому, родившемуся в XVIII столетии, пришлось бороться с окружающим атеизмом. Несмотря на быстрое продвижение по церковному чину, святитель не поддался гордыни и продолжал вести простую жизнь, помогая беднякам и всякому просящему.

Оставив после себя множество заветов, Тихон Задонский до настоящего времени имеет колоссальную славу в православном мире.

Житие святителя Тихона Задонского, епископа

Источник

Источник: http://4-women.ru/religiya/zhitiya-svyatyih/jitie-sviatitelia-tihona-voronejsko.html

Икона Тихона Задонского, о чем просят и как помогает

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Вконтакте Господи, Спаси и Сохрани. Нас почти 4000 человек и растем. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Тихон Задонский — великий чудотворец и представитель русского богословия восемнадцатого столетия. Молятся иконе святителю Тихону Задонскому в минуты отчаяния и уныния.

Краткое описание жизни святого

Тимофей появился на свет в 1724 году, в семье псаломщика, где было шестеро детей. Когда умер отец, семья стала сильно бедствовать. Маленький Тимофей трудился за тарелку супа у соседей. Мать решила отдать Тимофея в духовное училище города Новгорода, и после этого скончалась.

Тимофей хорошо учился, и его перевели на казенное содержание, но это было всего лишь хлеб и вода. Юноша учился в семинарии 14 лет, а когда стал взрослым, то стал преподавать греческий язык и богословие и заведовать кафедрой риторики. В 32 года он постригся в монахи с именем Тихон.

За время жизни он был викарием Новгородской епархии, архимандритом Тверской Успенской обители и ректором семинарии, председателем Синодальной конторы в городе Петербурге, епископом Воронежской кафедры.

Отец Тихон проповедовал, открывал школы, учреждал духовные училища. Со временем у святителя стали случаться часто нервные срывы и сердечные приступы.

Он мало спал и много трудился, это подорвало его здоровье и заставило просить разрешения на пенсию и жизнь в Задонской обители.

Уединившись в монастыре, он продолжал жить скромно и  выполнять физическую работу. Люди любили обращаться к святителю, он утешал и помогал. Вся его пенсия четыреста рублей шла на благотворительность. Когда он посещал заключенных людей в тюрьмах, призывал к покаянию и молился за них. Боролся против язычества, празднования дня бога Ярилы и пьянства в день Масленицы.

Тихон Задонский писал и издавал труды. Самым популярным стал сборник коротких нравоучений, «Сокровище духовное, от мира собираемое».

Так же читайте:  Икона Митрофану Воронежскому, в чем помогает

По характеру он был эмоциональным, но кротким и незлобным. Даже когда его в ответ оскорбляли, он просил прощение.

Божественная литургия на рождество в 1779 году стала последней, он ослаб в здоровье и умер в 1783 году.

В чем помогает икона тихона задонского

Многие иконы святого были написаны при жизни. Причиной появления икон послужила праведность, святость и высокое церковное положение. Отец Тихон не любил позировать и считал такое внимание неоправданным. Художники приспосабливались писать иконы втайне от него.

Святитель обладал даром пророчества и мог читать мысли людей. Он предсказал многие факты жизни Александра первого и крах наполеоновской армии.

Через шестьдесят лет после смерти произошло обретение останков святого и написание истинного образа. Это было сделано, потому что многие иконы, которые были написаны при жизни святого, не имела авторства, и не могли доподлинно передать образ.

Иконы святого можно найти в церквях России. Но основным местом уважения памяти Святого служит Задонск, где он был похоронен. Особый интерес представляет скит Тихона Задонского в Сокольниках. Это деревянное строение в русском стиле.

Изображают святителя по пояс в одеянии архиерея. В левой руке жезл, а правая рука посылает благословение.

В чем помогает икона:

  • при паническом страхе, буйности;
  • от депрессии;
  • от пьянства;
  • при нарушениях нервной системы:
  • посылает спокойствие и равновесие.

Известны случаи исцеления слепых, холеры, паралича, падучей болезни.

В чем помогает Тихон Задонский

Святитель покровителей для людей больных беснованием.

О чем просят Тихона Задонского:

  • об излечении душевных болезней депрессии, пьянства, умопомешательства, беснования;
  • о помощи справиться с тяжелым физическим заболеванием.

День памяти святого 13 августа. В этот день просьбы к Святителю помогут избавиться от пагубных страстей.

Смотрите еще видео с наставлениями святого епископа:

Икона Тихона Задонского, о чем просят и как помогает

Источник: https://tolkovanie.info/ikona-tihona-zadonskogo-o-chem-prosyat-i-kak-pomogaet/

Ссылка на основную публикацию