Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма — православные молитвы

Внутреннее устройство православного храма| Строительство и отделка, Группа компаний «Крафтпласт»

08/04 13

Устройство православного храма предполагает его деление на тричасти: алтарь, средний храм и притвор.

АЛТАРЬ

Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Алтарь выше прочих частей храма. Само слово «алтарь» означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху.

Престол облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю — из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

ПРЕСТОЛ

Престол – освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии четырехугольный стол, расположенный посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней белой из полотна (катасарка или срачица), и верхней из более дорогой материи чаще всего из парчи (индития или индитион). На престоле находится антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица и лампада. На престоле может находиться сосуд со святым Миром.

На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, дароносица и лампада. В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.

Киворий — сень (навес) над престолом (алтарная сень), ракой, устраиваемая на четырех столбах. Реже кивории подвешивались к потолку. В алтарной сени устраивались завесы, закрывающие престол со всех сторон в промежутках между службами. При отсутствии кивория престол покрывается особой пеленой-покровом.

В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого .

Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом”.

Горнее место — обычно возвышенная часть православного храма в центре восточной стены алтаря напротив престола, где устанавливается архиерейская кафедра (седалище) — трон Горнего места или Горний престол для архиерея. По сторонам, с двух сторон от горнего места обычно размещаются сидения, или синтрон для священников.

Горнее место и синтрон, обращенные к престолу, для пребывания в определенные моменты богослужения духовенства, устраивались в византийских храмах еще в VI в. Ступенчатая каменная конструкция в виде амфитеатра поднималась вверх от престола к стене алтарной апсиды. Верхняя ступень такого амфитеатра предназначалась для восседания епископа и духовенства.

Сидящий на высокой кафедре епископ был хорошо виден и слышен во время богослужения из центра храма всем присутствующим, когда читал проповедь, что имело не только практическое, но и символическое значение небесного престола. Высота такой кафедры и дала название Горнему месту.

С появлением иконостаса и сокращением размеров храма отпадает необходимость в высоком синтроне. Начиная с X-XI вв. преобладают одноступенчатые синтроны с архиерейской кафедрой в центре. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

Иконостас —  перегородка с иконами в православном храме, идущая от северной стены храма до южной, состоящая из одного или нескольких рядов особым образом размещённых икон. Иконостас отделяет алтарную часть православного храма от остального помещения.

В центре иконостаса расположены двери — Царские врата, слева и справа от Царских врат расположены северные и южные дьяконские врата. Справа от Царских врат всегда находится икона Христа, а слева – икона Божией Матери.

В военные и морские походы берутся походные иконостасы, которые легки и просты в обращении, они быстро разворачиваются, и с их помощью можно быстро устроить армейскую или флотскую церковь.

Походные и переносные иконостасы также применяются при передвижении духовного лица с пасторскими визитами или для служения священника в армейских походах. Вышитые иконостасы также удобно использовать и в качестве домашних, надомных в городских квартирах или загородных домах.

ЖЕРТВЕННИК

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол — жертвенник. Высота жертвенника всегда равна высоте престола.

На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых.

На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица — символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица — ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами, а самый большой — воздухом. В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада, Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд,  а также церковных сосудов и богослужебных книг.

Ризница (ризохранилище) — место в юго-восточном углу алтаря или отдельное помещение для хранения богослужебного облачения (прежде всего риз) и церковной утвари (священных сосудов).Известны ризницы двух видов:

Малая ризница или диаконник располагается в одном из алтарей обычно справа от Горнего места. Представляет собой один или несколько закрытых ризничных шкафов для хранения текущих облачений, церковной утвари и богослужебных книг. Большая ризница — отдельная комната за пределами алтаря или пристройка при большом соборе или отдельное здание  в монастыре

ЦАРСКИЕ ВРАТА

В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница, дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).

После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви. Со временем перегородка превратилась в иконостас, а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами, потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах.

Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей.

Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса — катапетасма, которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.

На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, слева — икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь, а слева от иконы Божией Матери — северная дверь.

На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей.

Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой, т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников, в третьем иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах, т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей. Солея— возвышенная часть пола перед иконостасом
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном, т.е. восхождением.

На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви.

Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунникаили кануна. Перед канунником служатся заупокойные Богослужения — панихиды.

Источник: http://stroyka.kraftplast.com/articles/vnutrennee-ustroystvo-pravoslavnogo-hrama.html

Внешнее и внутреннее устройство храма | Читать онлайн, без регистрации

Внешнее и внутреннее устройство храма

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что он посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном.

Иногда храмовое здание устраивается в виде круга: этим напоминается нам вечность Церкви Христовой; оно может быть устроено и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест – во славу Главы Церкви Иисуса Христа.

Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы – три Лица Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов; иногда строят и большее количество глав.

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например Троицкий храм, Преображенский, Николаевский и т. д.

Если в храме устраивается несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого.

Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм (по образцу ветхозаветного храма, имевшего двор, святилище и святое – святых) по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор.

Читайте также:  Что такое епитимья? - православные молитвы

Притвором называется западная часть храма, где находится главный вход. Она соответствует двору ветхозаветного храма, где молился весь народ. Раньше притвор предназначался для лиц, не имевших права входить в храм.

Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения; и тяжело согрешившие и отступившие от Церкви, посланные стоять в притворе для исправления. В настоящее время в притворе продаются свечи и просфоры.

Иногда в притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимию (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет свое духовно-практическое значение.

Распространенное название этой части – трапеза, поскольку в древности в ней устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс – место для наказанных.

Сейчас у притвора имеется богослужебное назначение. В нем совершаются литии на великих вечернях и панихиды по усопшим.

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет весьма определенный смысл, так как является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

В притворе есть изображения пророков, предвозвестивших воплощение Христа, ветхозаветных событий, являвшихся прообразами Его пришествия. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда, с тем чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах.

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Полный текст книги купить и скачать за 7.00 руб.

Источник: http://velib.com/read_book/bez_avtora/khram__dom_bozhijj/vneshnee_i_vnutrennee_ustrojjstvo_khrama/

Храм Успения Божией Матери — Внутреннее убранство храма

Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в Дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…

Из молитвы идущего в храм

Внутреннее устройство Успенского храма, как и всех других, символично и с древних времен остается неизменным. Храм подразделяется на 3 части: притвор, среднюю часть, алтарь.

Алтарь, находящийся в восточной части храма, возвышается над остальной церковью. В средней части возвышения выступает амвон, с которого священник и диакон произносят ектений и читают святое Евангелие. На возвышении находятся и клиросы.

Иверская икона Божией Матери написана на Афоне в Греции и чудесным образом попала в Успенский храм, эта икона особо почитается прихожанами и размещается в средней части храма.

Входя в храм, человек испытывает особое состояние. Это одновременно успокоение и праздник, надежда на спасение и радость. Сверкающие позолотой иконостас, подсвечники, иконы, хоругви создают и поддерживают благолепие храма. Золото являет собой символ Божественного света. Сакральные предметы не случайно делаются из золота.

Блистательна одежда священников, позолочены святой Потир, дискос, звездица, лжица, ковш, в котором подается вино с вдой для вливания в святую Чашу. Золото нежно сочетается с белым и палевым лаком на колоннах иконостасов, в оформлении киотов.

Декор внутреннего убранства Успенского храма мягкий, успокаивающий, воспитывающий тонкий вкус, создающий просветленное, благое пространство, в которое попадают верующие.

Прямо против входа находится большой иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма. В Успенском храме сохранился первоначальный иконостас середины XIX века. Оригинален набор икон, свидетельствующий о назначении храма как кладбищенского и отражающий пожелания его устроителей.

В центре иконостаса, как и во всех храмах, находятся Царские Врата. Через них в Святых Тайнах Тела и Крови проходит Христос — Царь Славы, Которого олицетворяет во время богослужения священник. На Царских Вратах в одинаковых круглых медальонах — иконы четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова.

В средней части Царских Врат — икона «Благовещение» (архангел Гавриил и Пресвятая Богородица).

Над Царскими Вратами в круглом большом медальоне — икона новозаветной Троицы: на облаках Бог-Отец, одесную — Бог-Сын, а над Ними — Святой Дух в виде голубя. Обычно на этом месте в храмах помещается «Тайная Вечеря». В Успенском храме эта икона находится напротив иконостаса на западной стене над входом из притвора в среднюю часть храма.

Справа от Царских Врат помещена большая старинная икона Спасителя с нимбом в золотом сиянии. В облаках Сам Бог-Отец с воздетыми руками и Святой Дух — голубь. Слева — храмовая икона Успения Божией Матери. Вокруг одра, на котором покоится Богородица, — склоненные Апостолы и родственники, а сверху, на облаках, — Иисус Христос в окружении ангелов.

Эти две иконы — главные в иконостасе. Перед ними установлены старинные (1845 года) подсвечники. Слева и справа в иконостасе находятся диаконские двери. На северной диаконской двери — изображение Иоанна Крестителя с крестом в руках, на южной — пророка Иеремии. Этот первый ярус иконостаса, называемый местным, не типичен для других храмов.

Обычно в нем помещают изображения ангелов, архидиаконов.

Второй ряд икон, как и во всех храмах — праздничный. В нем представлена вся история Православия — главнейшие двунадесятые и великие праздники: Сошествие Святого Духа на апостолов, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Вознесение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне, Крещение Господне, Рождество христово, Благовещение Пресвятой Богородицы.

В третьем ряду — иконы чтимых святых, двунадесятых праздников и отражающие библейские сюжеты. В центре в овальных медальонах — Воскрешение Лазаря и Воскресение Христово. Слева — Алексий, человек Божий и святой Евфимий.

Справа — апостол Петр и Павел и изображение притчи о богаче и бедном Лазаре. Над третьим рядом икон, в центре иконостаса, в восьмиграннике — Всевидящее Око Господне, слева от Него — скрижали Моисея, справа — Святая Чаша.

Это символы Ветхого и Нового Заветов.

Четвертый ряд — деисусный. В нем в центре — Христос Спаситель на престоле с Матерью Божией и святым Иоанном Крестителем, стоящими по правую и левую руки от Него.

Эта икона называется «Моление», или «Деисус», и помещается в центре, потому что молитва Божией Матери и святого Иоанна Крестителя — самый совершенный образец молитвы.

В малых круглых медальонах изображены Убиение неизвестного святого (слева) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (справа).

Венчает большой иконостас — Распятие — с фигурами Божией Матери и святого апостола Иоанна Богослова.

В приделе Вознесения установлен трехъярусный иконостас, выполненный в том же стиле, что и главный.

На Царских Вратах в центре помещен фигурный медальон с иконой «Благовещение Пресвятой Богородицы». Ее обрамляют иконы апостолов и евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова. Над Царскими Вратами — икона «Тайная Вечеря». Над нею — икона Господа Вседержителя на престоле с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей.

Справа от Царских Врат — храмовая икона «Вознесение Господне». Слева — Божия Матерь во весь рост с Богомладенцем на руках. Младенец держит крест в одной руке, другой благословляет.

Справа и слева на диаконских дверях изображены архангелы Михаил (с огненным мечом в руках) и Гавриил, расположенные так, как это было принято в более ранний период иконостаса: архангел Гавриил не рядом с Божией Матерью, а рядом со Спасителем.

Следующие за диаконскими дверями иконы и изображают Киево-Печерских святых — преподобных Марка Гробокопателя и Афанасия Затворника.

В праздничном ряду иконостаса иконы: «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня», Покров Пресвятой Богородицы», «Успение Пресвятой Богородицы», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим».

Пророческий ряд совмещен с деисусным. В центре — «Господь Вседержитель», слева — пророк Исайя и неизвестный пророк, справа — Моисей и пророк Иезекииль.

Оба иконостаса старинные, созданные в период первого обустройства храма. Это подтверждает выбор икон, который во многом определялся назначением храма как кладбищенского и почитанием небесных покровителей жертвователей на храм или их усопших родителей.

Можно предположить, что святой пророк Иеремия — небесный покровитель первого Архиерея, который принял большое участие в подготовке документов для строительства церкви и сам выбрал для нее место, и, вполне вероятно, что именно он составлял список икон для иконостасов.

Епископ Иеремия приехал в Ставрополь из Успенской Киево-Печерской Лавры. Икона Иоанна Крестителя, нетрадиционно помещенная на диаконских дверях главного иконостаса, вероятнее всего, является изображением небесного покровителя Ивана Ганиловского — главного строителя храма, потомственного почетного гражданина города Ставрополя.

Икона священномученика Игнатия Богоносца в 3-м ярусе посвящена небесному покровителю купца 1-й гильдии Игнатия Волобуева. Икона преподобного Евфимия Суздальского, несомненно, изображает небесного покровителя главного жертвователя на иконостас Евфимия Дмитриева.

По-видимому, появление икон святых Алексия, человека Божиего, Афанасия, затворника Печерского, также связано с именами жертвователей.

Быть может, также не случайны две сцены с изображением Лазаря — Воскрешение Лазаря и бедного Лазаря. Имя Лазаря, скорее всего, не главное в выборе иконы. Важнее тематика евангельских сюжетов, подтверждающих упование прихожан на загробную жизнь и грядущее Воскресение.

Об этом же и икона «Воскрешение Христово» в 3-м ярусе иконостаса. В руках святого апостола Петра — ключи от рая. «И дам ти ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).

Присутствие иконы преподобного Марка Гробокопателя подтверждает, что иконостас создавался для кладбищенской церкви.

В иконостасе придела Иверской иконы Божией Матери обоснования выбора икон другие. Здесь на диаконских дверях Михаил Архангел и Ангел Нового Завета. Во втором ярусе справа от Царских Врат, — Божия Матерь, слева — Спас.

Во втором ярусе посредине — «Тайная Вечеря», слева — «Сретение Господне», «Рождество Христово», справа — «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

В центре 3-го яруса — редкая икона «Небесное Прославление Божией Матери», слева — святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители Словенские, справа — святые равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга.

Главное богатство храма — иконы. Почитание икон — это догмат христианской веры. Икона есть образ священный, смысл ее раскрывается в канонах, стихирах праздников.

Источник: http://gorodkresta.ru/index.php/articles/ourplace/85-uspenskii_hram?start=11

Наружное и внутреннее устройство христианского православного храма

«Пойте Богу нашему… пойте разумно» Псалом 46, ст. 8.

На всяком месте можно молиться Богу, потому что Бог находится везде. Но есть особенные места, где удобнее совершать молитвы и где Господь находится особенным, благодатным образом.

Такие места называются храмами Божиими и иногда называются церквами. Храм есть освященное здание, в котором верующие собираются славословить Бога и молиться Ему.

Храмы называются церквами, потому что в них собираются православные христиане для молитвы и для освящения себя таинствами.

Храмы, в которые собирается духовенство из других ближайших церквей для торжественного богослужения, называются соборными.

По своему наружному устройству Божии храмы отличаются от прочих обыкновенных зданий. Главный ход во храм всегда бывает с запада, т.е.

с той стороны, где солнце заходит; а самая важная часть храма, алтарь, всегда обращена на восток, к той стороне, где солнце бывает утром.

Так устрояются Божии храмы с тою целью, чтобы напомнить православным христианам, что с востока вера христианская распространилась по всей вселенной; на востоке от нас, в земле Иудейской, жил для нашего спасения Господь Иисус Христос.

Храмы завершаются одною или несколькими главами, увенчанными крестами, для напоминания о Господе Иисусе Христе, совершившем наше спасение на кресте. Одна глава на церкви Божией проповедует о том, что Бог есть един. Три главы означают, что мы кланяемся Богу единому в трех лицах.

Пять глав изображают Спасителя и четырех евангелистов. Семь глав строятся на храмах для означения, во-1, семи спасительных таинств, которыми христиане освящаются для получения вечной жизни, во-2, семи вселенских соборов, на которых утверждены правила христианского вероучения и благочиния.

Читайте также:  Икона святых жен-мироносиц у гроба господня - православные молитвы

Есть храмы и с 13 главами: в сем случае они изображают Спасителя и Его 12 апостолов. Христианские храмы имеют в основании (от земли) или образ креста (напр.

, храм Христа Спасителя в Москве) или образ круга; крест — для напоминания о Распятом на кресте, круг — для указания людям, что кто принадлежит к православной Церкви, тот может надеяться получить вечную жизнь по смерти.

Скиния Моисеева и храм Соломонов, согласно повелению Божию, разделялись внутри на три части. Сообразно с этим и наши храмы, по большей части, внутри делятся на три отделения. Первая от входа часть называется притвором. В древности здесь стояли оглашенные, т.е.

готовящиеся принять крещение, и кающиеся, которые за тяжкие грехи были отлучаемы от общения в таинствах и молитве вместе с прочими христианами.

Вторая часть храма занимает средину его и назначена для молитвы всех православных христиан, третье отделение храма — самое главное — это алтарь.

Алтарь означает небо, место особенного жилища Божия. Он же напоминает рай, в котором до греха жили первые люди. В алтарь могут входить, и то с великим благоговением, только лица, имеющие священный сан. Прочие без нужды не должны входить в алтарь, женский пол совсем не входит в алтарь для напоминания о том, что за первый грех первой жены Евы все люди потеряли райское блаженство.

Престол алтаря — это главная святыня храма. На нем совершается таинство причащения тела и крови Христовых; это место особого присутствия Божия и как бы седалище Божие, трон Царя славы. Касаться престола, целовать его могут только диаконы, священники и епископы.

Видимым знаком того, что на св. престоле невидимо присутствует Господь, служат находящиеся на нем Евангелие и крест.

Смотря на эти священные предметы, мы воспоминаем небесного Учителя Христа, приходившего спасти людей от вечной смерти жизнию Своею, смертию и воскресением Своим.

Еще на св. престоле находится антиминс. Слово это греческое, значит по-русски: вместопрестолие. Антиминс есть священный платок с изображением погребения Господа. Он всегда освящается архиереем и полагается на престоле в знак архиерейского благословения совершать таинство причащения на престоле, на котором он находится.

В антиминс влагаются, при освящении его архиереем, частицы мощей святых мучеников в память того, что древние храмы в первые века христианства устроялись над мощами св. мучеников. Антиминс раскладывается только во время обедни, когда совершается таинство освящения св. даров.

В конце литургии он складывается и завертывается в другой платок, называемый илитоном, напоминающим ту повязку, которая была на главе Спасителя, когда Он лежал во гробе.

На престоле видна дарохранительница, устрояемая обыкновенно в виде небольшого храма или в виде гробницы. Ее назначение — хранить св. Дары, т.е. Тело и кровь Христовы, для приобщения больных. Она напоминает гроб Господень.

С левой стороны от св. престола устрояется обыкновенно в алтаре св. жертвенник, имеющий меньшее значение, чем св. престол. Он назначается для приготовления хлеба и вина к таинству причащения и напоминает вифлеемскую пещеру, месторождение Спасителя и гроб Господень.

За св. престолом, между ним и восточною стеною алтаря, место называется горним, или возвышенным местом, и означает седалище Господа и сидение Его одесную Бога Отца. В средине его никто не может сидеть или стоять кроме архиерея, изображающего Самого Христа. Между св.

престолом и царскими вратами могут проходить, и то только для священнодействия лица освященные, как-то: диаконы, священники, архиереи. Церковнослужители, ни тем более кто-либо из мирян, не могут ходить там, в знак почтения к тому пути, по которому проходит в Своих св.

дарах Царь славы, Господь.

Алтарь отделяется от молитвенного храма иконостасом. В нем трое дверей, ведущих в алтарь. Средние называются — царскими вратами, потому что чрез них в св. дарах проходит Царь славы и Господь господствующих. Средние врата достойны почтения больше других, потому что чрез них проносятся св. дары и чрез них не позволяется входить простым людям, а только освященным.

На царских вратах изображается благовещение архангела св. Деве Марии, потому что со дня благовещения нам открыт вход в рай, потерянный людьми за грехи их. Еще на царских вратах изображаются св.

евангелисты, потому что, только благодаря евангелистам, этим свидетелям жизни Спасителя, мы знаем о Господе Иисусе Христе, о спасительности Его пришествия для наследования нами райской жизни. Евангелист Матфей изображается с человеком ангелоподобным.

Этим выражается отличительное свойство его Евангелия, именно, что евангелист Матфей благовествует в своем Евангелии преимущественно о воплощении и человечестве Иисуса Христа по происхождению от рода Давида и Авраама.

Евангелист Марк изображается со львом в знак того, что он начал свое Евангелие с повествования о жизни Предтечи Иоанна в пустыне, где, как известно, живут львы. Евангелист Лука пишется с тельцом для напоминания также о начале его Евангелия, которое прежде всего повествует о священнике Захарии, родителе св.

Предтечи, а обязанность священников ветхозаветных главным образом состояла в принесении в жертву тельцов, овец и проч. Евангелист Иоанн изображается с орлом для означения того, что он силою Духа Божия, подобно орлу, парящему под небесами, возвысился своим духом, чтобы изобразить Божество Сына Божия, Которого жизнь на земле он описал наглядно и согласно с истиною.

Боковая дверь иконостаса с левой стороны царских врат называется северною, дверь с правой стороны тех же врат носит название южной двери.

Иногда на них изображаются с орудиями своих страданий святые архидиаконы: Стефан, Лаврентий, потому что чрез сии двери имеют вход в алтарь диаконы.

А иногда изображаются на северной и южной дверях ангелы и другие святые человеки, конечно, с тою целию, чтобы указать нам на молитвы св. угодников Божиих, при посредстве которых мы со временем удостоится входа в райские селения.

Над царскими вратами, по большей части, бывает икона Тайной вечери для напоминания той сионской горницы велией и устланной, где Господь установил таинство причащения, которое и доселе продолжается в св. алтарях наших храмов.

Иконостасом отделяется алтарь от второй части храма, где имеют место все молящиеся. Иконостас с св.

иконами должен напоминать христианам о райской жизни, к которой мы должны всеми силами души нашей стремиться, чтобы пребывать в Церкви небесной вместе с Господом, Богоматерью и всеми святыми.

Примером своей жизни угодники Божии, во множестве изображенные на иконостасе, указуют нам путь в царство Божие.

Св. иконы, которым мы кланяемся, имеют происхождение самое древнее в Церкви. Первое изображение Господа, по преданию, вышло из Его собственных пречистых рук. Князь эдесский Авгарь был болен.

Слыша чудеса Спасителя и не имея возможности лично видеть Его, Авгарю пожелалось иметь хотя образ Его; при этом князь был уверен, что от одного воззрения на лик Спасителя он получит исцеление. Живописец княжеский прибыл в Иудею и всемерно старался списать божественное лицо Спасителя, но по причине блистающей светлости лица Иисусова не мог этого сделать.

Тогда Господь позвал живописца, взял у него полотно, отер лицо Свое, и на полотне отобразился чудный, нерукотворенный лик Господа. Праздник ради сей иконы установлен 16 августа.

На всех иконах Спасителя в венцах Его пишутся три буквы: ω, О, H. Эти буквы греческие, означают, что он — сущий, вечный. Со времени принесения веры Христовой из Греции в Россию христианская древность не меняла сих букв на славянские, конечно, из уважения и памяти к той стране, от которой мы просвещены верою Христовою.

Есть предание, что иконы Божией Матери и апост. Петра и Павла были написаны евангелистом Лукою. Когда была принесена к Богоматери ее первая икона, то Царице неба и земли угодно было сказать следующие утешительные слова: с этим образом благодать и сила Сына Моего и Моя да будет.

Евангелисту Луке приписывается несколько икон Божией Матери, из которых более известны: Смоленская, находящаяся в Смоленском кафедральном соборе, и Владимирская, находящаяся в московском Успенском соборе. На каждой иконе Божией Матери пишутся четыре буквы под титлами: μ ρ. Оў.

Это опять греческие слова в сокращении: Митир Феу, и означают они по-русски: Матерь Божия. Мы кланяемся иконам не как Богу, но как св. изображениям Христа, Пресв. Богородицы и св. угодников. Честь икон переходит на того, кого она изображает; кто поклоняется образу, тот поклоняется изображенному на нем.

В знак особенного благоговения пред Богом, Богоматерью и св. угодниками Божиими, изображенными на св. иконах, они украшаются металлическими ризами, пред ними ставят чисто-восковые свечи, возжигается елей и воскуряется фимиам. Горящая свеча и возженный елей пред иконою означают нашу любовь к Господу, Пресв. Богородице и св.

угодникам Божиим, изображенным на иконах. Каждение пред иконами, кроме благоговения, служит знаком возношения наших молитв к Богу и св. угодникам Его. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою! Так христианин молится Богу вместе со всею Церковью.

Возвышенное на несколько ступеней место между клиросами называется солея. Амвон на солее устрояется против царских врат для возношения ектений и чтения св. евангелия; здесь же произносятся поучения. Амвон напоминает камень гроба Господня и сидящего на камне ангела с проповедью о воскресении Христа. На амвоне никто не стоит кроме лиц, посвященных в священный сан.

Около клиросов водружаются хоругви, которые означают победу христианства над идолопоклонством. Они сделались принадлежностью каждого православного храма со времени царя римского, равноапостольного Константина, когда была объявлена христианская вера свободною от гонений.

Читайте также

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Источник: http://vsemolitva.ru/naruzhnoe-i-vnutrennee-ustrojstvo-xristianskogo-pravoslavnogo-xrama.html

Внутреннее устройство православного храма

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части:

  1. святое святых,
  2. святилище и
  3. двор,

– так и православный христианский храм делится на три части:

  1. алтарь,
  2. средняя часть храма и
  3. притвор.

Как святое святых тогда и теперь алтарь означает Царство Небесное.

В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека.

Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех.

Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».

Читайте также:  Среднеуральский женский монастырь в честь иконы божией матери «спорительница хлебов» - православные молитвы

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило‑Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами.

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда

  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы – три Лица Св. Троицы;
  • пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов,
  • семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав – девять чинов ангельских;
  • тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм обычно строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо).

Внутри храм разделяется на три части:

  1. притвор,
  2. собственно храм или средняя часть храма, где стоят молящееся, и
  3. алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат: средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением.

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня).

Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью невидимо присутствует Сам Бог, то мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно. Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор, или трапезную. Притвор есть преддверие к храму.

В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению).

Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.

Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.

Средняя часть храма называется нефом, то есть кораблем, или четвериком. Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение.

Самой примечательной в этой части храма являются солея, а также амвон, клиросы и иконостас. Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом.

Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.

Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря, вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.

В центре иконостаса – Царские врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос.

Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами, так как через них чаще всего проходят дьяконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

  1. В первом ярусе на Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) – иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божия Матерь и икона особо чтимого святого.
  2. Во втором ярусе – над Царскими вратами – Тайная вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.
  3. В третьем ярусе – над Тайной вечерей – икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, а по сторонам – иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса – иконы святителей и архангелов.
  4. В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников – святых пророков.
  5. В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.

В различных храмах число ярусов может разниться.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Алтарем храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше», то есть ко Христу.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа.

Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие.

Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.

В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого‑либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест – это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства Причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

В храме имеется еще канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан.

До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам.

Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами, по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.

В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название:

  1. благовест,
  2. трезвон и
  3. перезвон.

Перезвон — медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших.

Благовест — звон в один колокол.

Трезвон — звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного.

Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Материал создан: 01.06.2015

Схема православного храма

Источник: http://iamruss.ru/orthodox-church-internal-structure/

Ссылка на основную публикацию