Великий понедельник страстной седмицы — 2 апреля 2018 года — православные молитвы

2 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА — НАЧАЛО СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ

Великий Понедельник Страстной Седмицы - 2 апреля 2018 года - православные молитвы

Страстная седмица или Старстная неделя (шестая неделя Великого поста) будет длиться с 1 апреля по 7 апреля 2018 года.

Начнется она в воскресенье, 1 апреля, в который будет праздноваться Вход Господень в Иерусалим — Вербное Воскресение. Это будет последнее предпасхальное воскресенье.

В этот день разрешается есть рыбу, горячую пищу, с растительным маслом и вином (но лучше без вина).

Страстная неделя — это самая строгая неделя Великого поста у православных христиан. Все дни страстной недели посвящаются воспоминанию страданий и смерти Иисуса Христа. В раннехристианских общинах на это время предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников.

Великий пост – это самый продолжительный и значимый пост в христианстве. А соблюдение поста предполагает отказ от скоромной пищи, от веселья, гуляний и т.п. Это время создано для искренних молитв, размышлений, а также во время поста христиане должны творить добрые дела.

Церковным Уставом в дни поста запрещается скоромная пища. В дни строгого поста нельзя есть не только рыбу, но также всякую горячую и приготовленную на растительном масле пищу.

Великий пост длится более 40 дней, он был установлен в христианстве для того, чтобы люди никогда не забывали об испытаниях, которым подвергся Иисус Христос. Он постился в пустыне 40 дней. Главной целью этого поста можно назвать подготовку верующих к празднику Пасхи, который является самым важным христианским праздником.

Утренняя молитва во время Великого поста:

Православные верующие знают, что каждое утро необходимо начинать с молитвы, особенно во время поста. С её помощью вы сможете создать положительный настрой и защитите себя от любых неприятностей.

«Господи Боже, будь же милостив ко мне грешному. Очисти душу мою от грехов, избавь меня от злых помыслов. Защити меня от врагов и от их злодеяний. Верю я в щедрость и доброту Твою, что даруешь Ты нам. Слава Тебе, Боже. Аминь!»

Вечерняя молитва во время Великого поста:

В период Великого поста рекомендуется не только начинать, но и завершать день молитвенным обращением. Данную молитву желательно произносить каждый вечер перед сном:

«Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом. Даже во сне я, раб(а) Божий(ия), не теряю веру в Тебя. Верю, что избавишь Ты меня от грехов да очистишь душу мою. Каждый день надеясь я на защиту Твою. Услышь же молитву мою, ответь на просьбы мои. Аминь».

Перед тем, как ложиться спать, не забудьте обратиться с молитвой к своему Ангелу Хранителю:

«Ангел Хранитель, защитник души моей и тела моего. Если же я согрешил в этот день, избавь меня от грехов. Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба(у) Божьего(ю) (имя), перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла. Аминь».

Молитва о прощении грехов:

Во время Великого поста каждый верующий должен покаяться за совершенные грехи — это важная часть духовного очищения. Не забывайте произносить молитву каждый день.

«Обращаюсь я, раб(а) Божий(ия) (имя), к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Аминь!»

Главная молитва в Великий пост:

Короткая молитва Ефрема Сирина — главная молитва на период Великого поста. Ее произносят по будням, в конце каждого великопостного богослужения. С ее помощью вы сможете покаяться, избавить свою душу от грехов, а также защитить себя и своих близких от недугов и совершения зла.

«Господь Бог, Владыка дней моих. Дух бездействия, грусти, самолюбия не допускай ко мне. Дух здравомыслия и покорности, любви и терпения подари же мне, рабу(е) Твоему(ей) (имя). Господи Боже, накажи меня за грехи мои, но не наказывай за них ближнего моего. Аминь!»

Пост продолжается семь недель, каждую из этих недель принято называть седьмицей. Дата начала Великого поста является подвижной. Она, как и все другие церковные праздники, зависит от даты празднования Пасхи, которая изменяется год от года. Сама эта дата высчитывается по лунному календарю и некоторым дополнительным догматическим факторам.

Страстная седмица напоминает христианам о последних днях земной жизни, страданиях, смерти на кресте и погребении Иисуса Христа. Получается, что общая продолжительность Великого Поста составляет 48 дней.

Особо строгий пост необходимо соблюдать в первую и последнюю седмицы Великого Поста. Страстная неделя Великого Поста начинается сразу же после Вербного воскресенья.

Во время Страстной недели церковь не празднует дни памяти святых, а также не совершает поминовения усопших, обряды венчания и крещения.

В дни Страстной седмицы нельзя употреблять в пищу мясные, молочные, яичные и рыбные продукты. Наибольшее значение придается последним дням этой недели.

Она призвана символизировать собой такие события, как Тайная Вечеря, суд и страдания Иисуса Христа, а также его распятие на кресте и погребение.

Все дни Страстной седмицы носят название «Великих», также к ним применяется и эпитет «Страстной».

Церковный Устав предписывает в первые три дня Страстной седмицы прочитывать всю Псалтирь. Исключение составляет только 17-я кафизма, которая читается на утрени Великой Субботы.

Богослужения в период Страстной недели отличаются глубокими переживаниями и последовательно «воспроизводят» последние дни жизни и страдания Иисуса Христа. Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства Брака и Крещения.

Традиции и обряды Страстной недели Великого Поста:

Великие дни страданий Спасителя, Страстная неделя, отмечены особыми поверьями и обычаями.

Великий Понедельник: Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы.

Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв.

По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина.

В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были предызображены Иисусом Христом. Верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» (Мф. 24,14-22).

Великий Вторник: Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1).

Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк.

11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).

На утрени этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.

Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

Великая Среда: Этот день — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17).

Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке.

В церковной службе Великой среды прославляется жена «грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды (Мф. 26, 6-16).

Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров. В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего».
Вечером в среду традиционно бывает общая исповедь.

Великий Четверток. Воспоминания Тайной Вечери: В день опресноков Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников — Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, — самим телом и кровью Своею.

По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег.

Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам.

По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую — великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн.

В этот день каждый год варится миро, патриарх освящает его и раздает в приходы. Миром помазуются после таинства Крещения. Существует поговорка: «Все одним миром мазаны». Смысл здесь такой: с апостольских времен из года в год в новое миро добавляется капелька старого. Таким образом, происходит из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие и так далее. Осуществляется связь времен.

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа: Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27,

1) — богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату — Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата — совершением третьего часа; время крестных страданий Христа — шестым часом; время смерти — девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.

Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером.

Главная особенность этой службы — чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. При каждом чтении предстоящие зажигают свечи.

Это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Читайте также:  Икона богородице «нерушимая стена» - православные молитвы

Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. Во время пения молитвы св.

Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу (плат с изображением Христа, лежащего во гробе), все еще находящуюся на престоле.

Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, обходит престол и выносит ее из алтаря на середину храма для поклонения. В некоторых церквах после Вечерни поется Повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы».

Великая суббота: Св. Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово. Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь…», тропаря «Благообразный Иосиф…» и тропарей. Поется погребальное пение.

Народ стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется дивный и прекрасный канон Великой субботы «Волной морскою», написанный инокиней Кассией. Последняя песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробу».

После канона, во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя «Трисвятую песнь», под колокольный звон народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу — совершается шествие с плащаницей вокруг храма — чин погребения Спасителя.

Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть. Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля, победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных.

Многократное пение «Аллилуиа» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после ектении и благословения. Утреня заканчивается. Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции. В Великую Субботу утром совершается литургия Василия Великого.

Во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их безсмертие.

Днем в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.

Вечерня Великой субботы служится вместе с литургией св. Василия Великого. Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью.

В ночь на Пасху в храме читаются Деяния апостолов — вся книга должна быть прочитана до 10-го часа вечера. Затем зажигаются все паникадила и ударяют в колокол. Близится святое Воскресение Христово

Пасха (воскресение): Воскресение на этой неделе – это светлый праздник Пасхи- самый значимый праздник в христианстве, который символизирует собой воскрешение Иисуса Христа.

Главными символами Пасхи, то есть, обновления и возрождения, являются: огонь, пасхальные куличи, крашенные яйца и зайцы. В этот день на Руси, по традиции, очень многие принимали крещение.

В церквях проходит ночное богослужение. Христиане приветствуют друг друга и обмениваются крашеными яйцами.

В России на пасхальную неделю всегда устраивались веселые гуляния, игрища, пляски, люди ходили в гости. На Пасху также посещались кладбища, на могилах оставляли крашеные яйца, куличи и сладости. Существует этот обычай и сейчас.

Источник: http://regeneratione.ru/pravoslavie/voprosy-i-otvety/2-aprelja-2018-goda-nachalo-strastnoj-nedeli/

Страстная неделя по дням: что нельзя, а что нужно делать с 2 по 8 апреля

Страстная седмица в 2018 году продолжается с 2 по 8 апреля

Последняя неделя сорокадневного поста, который заканчивается Пасхой, посвящена воспоминаниям о последних днях жизни на земле Иисуса Христа. Называют её Страстной седмицей, пишет vedmochka.net.

Слово «страсть» в церковнославянском языке означает «страдание». В это время верующий народ вспоминает, какие муки испытал Спаситель перед смертью, как произошло его распятие и счастливое воскресение. Все дни этой недели принято называть Великими. Каждый посвящён определённому евангельскому событию и расписан в церковных канонах и у православных верующих.

Всю Великую неделю христиане проводят в строжайшем воздержании и усердной молитве, в совершении добрых дел и проявлении милосердия. В народе сложилось огромное множество примет и поверий, связанных с Великой седмицей.

В Страстную неделю во всех храмах священники проводят особые церковные службы. С понедельника по среду они готовят верующих к тому, чтобы достойно созерцать и искренне соучаствовать Крестным мукам Спасителя. В утренних молитвах и литургиях они воспроизводят картины последних дней жизни Иисуса Христа, напоминают Его наставления и призывают верующих к терпению и умиротворению.

Великий понедельник

Великий понедельник знаменует собой приход Иисуса в Иерусалим. Поэтому верующие творят молитвы на встречу Спасителя. После утренней молитвы люди начинают подготовку своего дома и двора к предстоящему празднику.

Мужчины проводят мелкий ремонт жилых и подсобных помещений, мебели. Женщины мажут и белят печи, моют потолки, стены, окна, снимают занавески, выносят на улицу и выколачивают постели и ковровые изделия. В домах начинают большую стирку, перебирают одежду.

Зимнюю — убирают на хранение, а летнюю — достают и готовят к носке.

Чистое небо и яркое солнце в Великий понедельник предвещало урожайное лето и щедрую осень. Молодые люди, которые поженятся в предстоящем году, будут жить счастливо, в согласии и достатке. Чтобы сохранить молодость, здоровье и быть с деньгами, люди умывались из серебряного или золотого блюда.

Великий вторник

В Великий вторник церковь и верующие вспоминают, как Господь обличал фарисеев и книжников. В этот день принято воспроизводить его беседы и притчи, которые он произносил в Иерусалиме.

Во вторник женщины и девушки заканчивают стирать, гладят бельё, вешают занавески, шьют и готовят одежду для праздника. Особенно тщательно выбирают скатерти и полотенца. Они должны быть светлых оттенков, а лучше белыми. Приветствуется орнаментальная вышивка красной, зелёной, золотистой нитью.

Скатертью будет покрываться праздничный стол, а с лучшим полотенцем пойдут на Пасхальную службу в храм.

Великая среда

Великая среда – день, когда вспоминается факт согласия Иуды, совершить предательство против Господа за 30 серебренников. В молитвах Храмов порицается сребролюбие, корысть, мнимая забота о ближних.

Священники воспроизводят притчу о великой грешнице, которая омыла своими слезами и помазала миром ноги Господа, чем приготовила его к погребению. В этот день православные христиане заканчивают уборку в доме и занимаются его украшением к празднику. На окна вешают белые тюлевые занавески.

По карнизам и дверным проёмам крепят венки из цветов и зелени. Повсюду ставят букеты с тюльпанами, нарциссами или другими растениями. Если в Вербное воскресенье удалось принести распустившиеся веточки ивы (вербы), то они становятся первым декором дома.

В Великую среду покупают яйца для праздника. Считается, что они долго не испортятся, хорошо окрасятся и будут особенно вкусными.

Великий четверг – чистый четверг

На четвёртый день Страстной седмицы церковь вспоминает 4 Евангельских события: Тайную вечерю, Причащение, умовение Спасителем ног своим ученикам, Молитву Господа в Гефсиманском саду и Предательство Иуды. Это особый предпасхалный день, когда миряне могут покаяться в грехах и получить прощение, изменить жизнь к лучшему. Большую роль в этом играет вода.

Ритуалы с водой в Великий четверг

Великий, или Страстной четверг в народе именуют чистым. Практически все обычаи этого дня связаны с водой. В него люди совершают обряды омовения. Верующие стараются до восхода солнца помыться в бане или просто дома. Считается, что вода в ночь со среды на Великий четверг имеет такую же чудодейственную силу, что и на Крещение.

Если не получается полностью помыться, то нужно ополоснуть лицо, руки и ноги, смочить голову. Водой в чистый четверг можно смыть все накопившиеся за год грехи.

Рано утром люди ходили к природным источникам воды и приносили в дом воду. Она избавляла от хворей и обеспечивала здоровьем на весь предстоящий год.

Некоторые верующие бросали в проточную воду прохудившуюся одежду, отправляя с ней беды, горести и болезни.

Приготовление пасхальных блюд

В Великий четверг занимались исключительно стряпнёй. Окрашивали яйца луковой шелухой, натуральными растительными красителями и другими средствами. Сейчас это можно сделать с помощью наклеек и специальных орнаментальных обёрток.

Делали творожные (сырные) пасхи с изюмом, цукатами и другими сладкими ингредиентами. Творили тесто и пекли куличи.

Если пасхальная выпечка хорошо поднимается, получается пышной, красивой и вкусной, год у хозяйки и всего её семейства будет удачным и счастливым.

Каждое действие по выпечке куличей сопровождали молитвой, не допускали шума, сквернословия и разных непотребных дел. В деревнях в этот день забивали скотину, чтобы приготовить скоромные блюда на праздничное пиршество. Еды для Пасхи готовили много, но употребляли её в холодном виде, чтобы хозяйка не отлучалась от стола.

Символика «четверговой соли»

В Великий четверг знающие люди заготавливают, по мнению верующих, целебную «четверговую соль». Она должна оберегать домочадцев, скот и весь дом в течение года. Для этого каждый член семьи берёт по горсти соли и кладёт её в посудину, которую ставят в печь или на огонь. Там её пережигают.

Затем, завернув в чистую ткань, несут в церковь и освящают. В некоторых областях эту соль выносили ночью на улицу, чтобы показать звёздам. Считается, что таким образом она очистится от скверны, которую навлёк на неё предатель Иуда во время Тайной вечери.

Применяют «четверговую соль» по мере надобности, в основном для лечения разных хворей.

Поминовение предков

Великий четверг — особый день, когда раскрываются небесные врата и умершие предки спускаются на землю и пребывают на ней до Троицы (пятидесятницы). У многих христианских народов сохранился обычай посещать в этот день кладбища. На могилы ставили кувшины с водой или вином. По дороге домой раздавали нищим воду и пресные лепёшки.

В чистый четверг можно избавлять дом от нечисти. Для этого приносили свежую ветку можжевельника, поджигали её в железной посудине и окуривали ею все помещения. Затем ставили ее на пол и трижды перешагивали через горящие (тлеющие) ветки.

Обряды на деньги

В Великий четверг купюры и монеты, которые есть в доме пересчитывают трижды, трясут ими, шелестя и побрякивая как можно громче; на скотину.

Хозяева в печную трубу по кличкам звали всех своих домашних животных, чтобы летом они не разбредались, не терялись и ходили домой. Хозяйки развешивали на заборе глиняную посуду, отпугивая хищников, таскающих цыплят.

Соседки ходили друг к другу и в окошко спрашивали, дома ли скотина, называя каждый вид животных.

Страстной четверг – магический день

Чтобы задобрить домового и заручиться его благоволением, в углы клали еду для него — угощали. Некоторые особенно смелые отправлялись в лес и спрашивали у лешего свою судьбу.

На восходе солнца хозяйка садилась с прялкой на крыльцо и вытягивала нить, крутя веретено в обратную сторону. Эту нитку повязывали на запястье от болезни рук, мужчины вплетали её в рыболовную сеть для большого улова.

В народе верили, что всё совершённое в Великий четверг с добрыми помыслами обернётся удачей, прибылью, счастьем и радостью.

Страстная пятница или Великая пятница

Страстная пятница – самый трудный день для верующих. Это день скорби, душевного сочувствия по поводу смерти Спасителя.

В этот день священнослужители дают возможность верующим оказться под Крестом Христовым и представить его муки и страдания. На утренней молитве они читают 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

По окончании вечерней службы происходит обряд выноса Плащаницы Христовой и читается канон о распятии Господа. После отпуска вечерни совершается прикладывание к Плащанице.

Страстная пятница – это день строгого воздержания и запретов. В ночь на неё полагается не спать, а молиться. Днём никто не работал, но проводил время в храме или дома у иконы.

Это один из самых строгих дней Великого поста: весь день нельзя ничего есть. Запрещалось громко говорить, петь, веселиться. Полагалось плакать. Чем больше было слёз в Страстную пятницу, тем лучше становилось плакальщику.

В этот день разрешалось пороть детей, чтобы они рыдали и слезами смывали свои шалости других дней.

В Великую пятницу старались вообще отказаться от любого общения и проводили её в спокойной тишине. Не позволительно было устраивать ссоры и скандалы, ругаться и выяснять отношения. Многие люди замечали, что в пятый день Страстной недели даже птицы замолкали, а звери были смиренны и спокойны.

Читайте также:  Среднеуральский женский монастырь в честь иконы божией матери «спорительница хлебов» - православные молитвы

Приметы и обычаи в Великую пятницу

Хозяйки обметали тряпкой углы. Этой ветошью они спасались от боли в пояснице и ногах. Из печи выгребали золу. Ею лечили от пьянства, запоев, сглаза, смертной тоски. С утра глядели в окно.

Если первым, кого видели, был мужчина или молодая девушка, в следующие три месяца обеспечена благополучная жизнь. Старая женщина предвещала неудачи и разорение.

Собака сулила тоску, кошка – к прибавлению в семействе или к богатству, птицы – к гостям и новому знакомству Внезапно возникшая болезнь быстро проходила. Случившаяся неприятность или проблема скоро и успешно разрешится.

В Страстную пятницу отчитывали депрессивных и психически неуравновешенных людей. Над ними совершали специальный обряд. 3 крашеных, освещённых в церкви яйца, опускали в четверговую воду и давали ею умыться больному, читая при этом заговор от депрессии.

Великая суббота

В последний день перед Великим Воскресением Господа церковь проводит богослужение с утра до позднего вечера. В храмах вспоминают погребение Спасителя, его сошествие в ад, чтобы возвестить победу над смертью и избавить души и отвести их в рай.

Служба Великой субботы переходит в воскресную, пасхальную заутреннюю. Это день тишины и покоя. Людям запрещалось заниматься домашними делами. Вынужденная праздность заставляла ещё более ужаснуться тому, что произошло с Иисусом Христом.

Нельзя было пить алкоголь и заниматься любовью, громко петь и устраивать веселье.

Женщины в субботу пекли пироги, куличи и готовили праздничные блюда. Заранее собирали пасхальные корзинки для освещения в церкви. В них клали традиционный набор продуктов для разговления, празднования окончания Великого поста.

На расшитый рушник (белое полотенце) клали яйца-крашенки, кулич, сало или холодное мясо домашнего приготовления, головку чеснока, соль, хрен. В кулич ставили свечку и зажигали её в храме.

Считалось: если свеча будет гореть плавно и потухнет сама, когда сгорит, в семье будет мир, покой и достаток.

Спать в ночь на Воскресенье не ложились. Надо было отстоять Всенощную, пройти Крестным ходом и вернуться домой к праздничному столу.

Светлое Хритстово Воскресенье

Чудесное воскресение Иисуса Христа – праздник Светлой Пасхи – самый любимый у всех христиан. В этот день верующие радуются тому, что Спаситель обрёл Вечную жизнь на небе, стал верным созерцателем и проводником для мирских душ. Во всех храмах служат Всенощную и совершают Крестный ход.

По окончании церемонии священнослужители возвещают о воскрешении Господа словами «Христос воскресе из мёртвых». Люди отвечают: «Воистину воскресе» и искренне радуются этому событию.

После того, как батюшка освещает принесённые в церковь съестные припасы, верующие спешат домой, чтобы отпраздновать Пасху.

У некоторых христианских народов есть обычай, когда хозяин должен раньше всех соседей вернуться из церкви домой. Это сулило его семье мир и покой, богатство и благополучие.

Пасхальное угощение

Хозяйки застилаютют стол белоснежной скатертью и накрывают его щедро и обильно. В центре обязательно ставят кулич, освещённый в храме. Он является прообразом артоса, пасхального хлеба, который символизирует собой присутствие Спасителя в миру и человеческой жизни.

Сдобный кулич говорит о переходе от Ветхого к Новому Завету, от пресной лепёшки к дрожжевому, животворящему хлебу. Хозяин дома должен разрезать его острым, специально заточенным к празднику ножом и раздать каждому домочадцу. Часть кулича оставляют и используют как целебное лакомство в течение года.

Хороший освещённый пасхальный хлеб долго не портится.

Вторым угощением является сырная пасха. Её делают из творога, сметаны и масла с добавлением цукатов, изюма и других сладких начинок. Пасха представляет собой четырёхгранную пирамиду.

Делают её в специальной пасочнице, состоящей из 4-х деревянных дощечек с вырезанными на внутренней стороне буквами «ХВ», Крестом, копьём и тростью с губкой, символизирующими страдания Господа. Также присутствует изображение голубя и пальмовой ветви — символов Святого духа.

По форме сырная пасха напоминает Голгофу и Гроб Господень и символизирует величайшее чудо — Воскресение Христово. Пасха, сделанная из скоромных продуктов, становится первым блюдом, которое являет собой переход от строжайшего воздержания в Великий Пост к разговлению.

Готовить и дарить на Пасху крашеные и расписанные яйца – древний обычай православных христиан. Яйцо является символом жизни. Иисус Христос победил смерть и воскрес, чтобы продолжить жизнь вечную. Красная скорлупа подтверждает идею возрождения. Это цвет крови. Кроме традиционных пасхальных блюд на стол ставили всё, что успели приготовить хозяйки.

Пасха – величайшее событие в жизни христиан. Отмечается он широко и торжественно. Люди свято верят в символическое значение каждого дня Страстной седмицы и стараются соблюдать все её обычаи и традиции.

Источник: https://slavdelo.dn.ua/2018/04/02/strastnaya-nedelya-po-dnyam-chto-nelzya-delat-a-chto-nuzhno-delat-s-2-po-8-aprelya/

Великий понедельник 2018: молитвы и службы в храмах

Ветхозаветные истории Страстной седмицы тесно переплетаются с происходящим в последние дни земной жизни Спасителя.

Великий понедельник в 2018 году выпадает на 2 апреля – в этот день православная церковь вспоминает евангельское повествование о том, как Иисус проклял дерево смоковницы (инжира), укрытое зеленой листвой, но совершенно бесплодное, которое тут же засохло на глазах у Его спутников.

Это событие стало символом духовной смерти человека, который живет без веры, молитвы и добрых дел. На примере смоковницы Спаситель показал, что в его власти являть и правосудие свое.

В Великий понедельник вспоминают также целомудренного Иосифа, который был продан в рабство в Египет своими братьями за 20 серебряников. Как и Иосиф, который из зависти был продан родными братьями, так и Иисус был предан и осужден на смерть иудеями — своими единоплеменниками.

Но согласно Божественному промыслу, освобожденный из темницы Иосиф господствует над Египтом, так и Иисус Христос восстает из гроба и приемлет власть над миром.

Особенности богослужения

Эти темы являются главным содержанием церковной службы Великого понедельника и отражены в песнопениях в дни Страстной недели.

В Великий понедельник, как и в последующие два дня, принято вспоминать последние беседы Спасителя со своими учениками и теми, кто приходил Его послушать. В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров.

Начинается богослужение Страстного понедельника, как и двух последующих дней, Утреней, на которой поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Жених грядет, и по Его следам идем и мы!».

© AFP / Ahmad Gharabli

Христианские православные молящиеся зажигают свечи от Благодатного огня в церкви Гроба Господня в Старом городе Иерусалима

Во время службы Часов, которые проводятся трижды в день, читается Евангелие.

Темы паремий (притч) Страстной седмицы принципиально отличаются от тех тем, что читались в обычные дни Великого поста. Вместо пророка Исаии на 6-м Часе читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения.

В ходе службы читается молитва Святого Ефрема Сирина, которая наиболее часто произносится во время Великого поста.

«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Изменяются ветхозаветные чтения и на вечерней службе. Вместо книги Бытия, которое читалось в течение всего Великого поста, читают книгу Исход, в которой говорится о исходе из страны греха и рабстве.

А вместо Соломоновых притчей читают о многострадальном Иове — прообразе Христа.

Мироварение

Великий понедельник — начало чина мироварения, который делают из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав и варят три дня под непрестанное чтение молитв.

Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Завершение чина мироварения в Донском монастыре

Миро используется во время Таинства Миропомазания, которое совершается при крещении, и оно представляет собой печать Дара Духа Святого, а также при освящении новых престолов в храме. Освящение святым миро происходит один раз в 15-20 лет.

Право на мироварение имеет только автокефальная церковь. Грузинская православная церковь пользуется этим правом издревле.

Традиции, обряды, приметы

Церковь рекомендует отложить все дела, решение насущных проблем и погрузиться в мир воспоминаний двухтысячной давности. Для этого подойдет чтение Евангелия. Лучше всего делать это дома, без суеты, в семейном кругу. Неотъемлемая часть такого процесса – размышления о страданиях Сына человеческого.

В народе день посвящают приготовлениям к главному христианскому празднику – Пасхе. В старину белили печи и дома, чистили скотину. Отсюда и название «Чистый понедельник».

На сегодняшний день, в продолжение древних традиций, принято устраивать генеральную уборку в доме, в которую включен и мелкий ремонт.

По церковным правилам в Великий понедельник запрещены всякие раздоры, сквернословие и нечистые помыслы.

Из еды разрешены хлеб, овощи и фрукты. Но по негласному правилу многие православные проводят этот день в строгом посту, без еды и воды.

Знахарки в этот день занимались сбором золы. Она помогала им лечить алкоголизм, сглаз, а также многие магические воздействия.

В старину, в этот день девушки гадали, выглядывая в окно. Ели после длительного всматривания вдаль возникал образ мужчины, ждали благополучия на протяжении трех следующих месяцев.

Старушка, появившаяся в окне, сулит одни неудачи на три месяца, молодица — предвещала трехмесячную жизнь без проблем и болезней, а несколько людей или семья – считалось знаком примирения и прощения старых обид.

Если видели собаку, готовились к грусти и тоске, а кошку – к богатству и прибыли. Подлетевшая к окну птица сулила приятные новости и знакомства, а хромой или косой человек – смерть близких родственников.

Если утром небо чистое и солнечное, то все браки в году будут счастливыми.

А для того, чтобы сохранить молодость и достаток в доме, нужно умыться на заре с серебряной или золотой посуды.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20170409/235540196/Velikij-ponedelnik-2017-molitvy-i-sluzhby-v-hramah.html

Богослужебные указания за 2 апреля 2018 года: Страстная седмица. Великий Понедельник. / Патриархия.ru

Страстна́я седмица. Великий Понедельник.

Прпп. отцов, во обители св. Саввы убиенных. Прп. Евфроси́на Синозе́рского, Новгородского.

Литургия Преждеосвященных Даров.

На вечерне – кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херуви́мех Носи́мый…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Го́спода…» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «От ве́твий и ва́ий…», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Стра́шно е́же впа́сти в ру́це Бо́га Жи́ва…».

«Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли…» (поклон)78. Затем – «Под Твое благоутробие…» (без поклона).

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами).

После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже…» и отпуст: «Гряды́й Госпо́дь на во́льную Страсть, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».

Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию).

По 1-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 4-й: «Смоко́вницы осужде́ние…».

Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».

По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – вместо обычных тропарей и кондаков – кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше…» (см.

на утрене Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время…» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов).

Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…» (а не «Грядый Господь на вольную Страсть…»), и прощение от священника по обычаю. Ектения: «Помо́лимся…».

Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуия», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет…»), и поем «велегла́сно» тропарь, глас тот же: «Се Жени́х гряде́т в полу́нощи…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь.

Читайте также:  Собор святого равноапостольного князя владимира в севастополе, "усыпальница адмиралов" - православные молитвы

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).

Примечание.

В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (Понедельник, Вторник и Среду) на утрене – по три кафизмы, на часах (3-м и 6-м) – по одной на каждом, на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает. На вечернях стихословится 18-я кафизма. В Великую Субботу на утрене поется 17-я кафизма (Непорочны) с похвала́ми (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395).

«И о сподо́битися нам…». Иерей отверзает царские врата и читает Евангелие в алтаре (у престола) – Мф., зач. 84 (конец – в зачале 88: «И дастся язы́ку, творя́щему плоды́ его…»). После окончания Евангелия царские врата затворяются.

Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев – во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию – ирмос трипеснца (оба лика вместе).

По 1-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше…», и икос, глас тот же: «На рыда́ние ны́не приложи́м рыда́ние…». Поется ирмос 8-й песни: «Устраши́ся отроко́в…».

На 9-й песни – каждение («Честнейшую» не поем).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят…». Ексапостиларий Триоди: «Черто́г Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

Примечание.

«Свети́лен самогла́сен, глаго́лется три́жды [ко́сно и со сладкопе́нием – ср.: Триодь Постная]: Черто́г Твой ви́жду… Пое́тся же пе́рвее посреде́ це́ркве канона́рхом еди́ножды. Та́же Сла́ва, на кли́рос; И ны́не, на други́й. И та́ко глаго́лем во всю седми́цу» (Типикон, гл. 49, «Во Святы́й и Вели́кий Понеде́льник на у́трени»).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех самогласны Триоди, глас 1-й и глас 5-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Го́споди, гряды́й к страда́нию…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.

Стихиры на стиховне Триоди, глас 5-й и глас 8-й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву…».

«Благо есть…» (дважды). Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…».

По возгласе – глаголется тропарь Часослова: «В храме стоя́ще славы Твоея…»; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей пред царскими вратами: «Сый благослове́н…».

Молитва: «Небесный Царю́…». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

1-й час по великопостному чину. Кафизмы нет. Тропарь часа: «Зау́тра услы́ши…» (со стихами). По «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня не поминаются).

Часы, изобразительны и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Примечание.

«При часе́ 3-м дне, ударя́ет параекклисиа́рх в би́ло, я́коже есть обы́чай, и собра́вшеся в це́рковь, пое́м 3-й час… И пое́м час 6-й… Вку́пе же пое́м и 9-й час без кафи́змы… И пое́м Блаже́нны: Во Ца́рствии Твое́м: по обы́чаю… Присовокупля́ем же и вече́рню» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени»).

Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с великопостными тропарями и поклонами. На 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю); на 9-м часе кафизмы нет. На часах и изобразительных по «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…».

Особенности часов

в первые три дня Страстно́й седмицы

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Перед чтением 3-го часа посреди церкви поставляется украшенный аналой, отверзаются царские врата, и иерей, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. (Иерей должен быть облачен в епитрахиль и фелонь.

) Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей произносит возглас на начало часов. Затем священник с диаконом кадит окрест Евангелия, потом алтарь, иконостас, настоятеля, лики, молящихся и весь храм. Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадится Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона).

На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м часе.

Примечание.

«И а́бие укра́шену анало́гию, положа́т на нем верху́ свято́е Четвероева́нгелие, и двема́ лампа́дома возжже́ннома. Всем же стоя́щим открове́нными глава́ми. Свяще́нник же кади́т храм весь, и бра́тию. А на 6-м часе́ кади́т то́кмо Ева́нгелие. На 9-м же часе́ Ева́нгелие кади́т, и храм весь, и бра́тию.

И та́ко чтет Ева́нгелие» (Триодь Постная, «Во Святый и Великий Понедельник…»).

Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения всех часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.

Евангельские чтения начинаются на 3-м и 9-м часах после Богородична часа, а на 6-м – после паримии Триоди и 2-го прокимна Триоди. Всех евангельских чтений – 9. Евангелие от Матфея читается в два приема, т. е. на 3-м и 6-м часах в понедельник.

Евангелие от Марка также в два приема – в понедельник на 9-м часе и во вторник на 3-м. Евангелие от Луки читается в три приема, т. е. во вторник на 6-м и 9-м часах и в среду на 3-м.

Евангелие от Иоанна читается не полностью, а до 1-го Евангелия Страстей («Ны́не просла́вися Сын Челове́ческий…») – первое чтение в среду на 6-м часе и второе на 9-м.

Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподо́битися нам слы́шанию святаго Евангелия…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем».

Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас: «И о сподо́битися нам слышанию святаго Евангелия…» не произносится, но только: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е.

со слов: «И о сподо́битися нам…», и далее порядок тот же.

После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.

По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так:

Понедельник

На 3-м часе – Мф., зач. 1–66 (1, 1 – 16, 12).

На 6-м часе – Мф., зач. 67–116 (16, 13 – 28, 20).

На 9-м часе – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16).

Вторник

На 3-м часе – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20).

На 6-м часе – Лк., зач. 1–38 (1, 1 – 8, 39).

На 9-м часе – Лк., зач. 39–82 (8, 40 – 16, 18).

Среда

На 3-м часе – Лк., зач. 83–114 (16, 19 – 24, 53).

На 6-м часе – Ин., зач. 1–26 (1, 1 – 7, 36).

На 9-м часе – Ин., зач. 27–46 (7, 37 – 13, 32).

Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее79, то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке:

Понедельник

На 3-м часе – Ин., зач. 1–7 (1, 1 – 2, 25).

На 6-м часе – Ин., зач. 8–12 (3, 1 – 4, 46).

На 9-м часе – Ин., зач. 13–18 (4, 47 – 6, 13).

Вторник

На 3-м часе – Ин., зач. 19–25 (6, 14 – 7, 13).

На 6-м часе – Ин., зач. 26–30 (7, 14 – 8, 30).

На 9-м часе – Ин., зач. 31–34 (8, 31 – 9, 38).

Среда

На 3-м часе – Ин., зач. 35–38 (9, 39 – 10, 42).

На 6-м часе – Ин., зач. 39–41 (11, 1 – 12, 18).

На 9-м часе – Ин., зач. 42–46 (12, 19 – 13, 32).

Изобразительны совершаются по великопостному чину. После «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом.)

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину.

Кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 5-й и глас 8-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́т тя Госпо́дь от Сио́на, и у́зриши блага́я Иерусали́ма», стих: «Блаже́ни вси боя́щиися Го́спода, ходя́щии в путе́х Его́»; 2-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́хом вы во имя Госпо́дне», стих: «Мно́жицею бра́шася со мно́ю от ю́ности моея́».

По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через царские врата на амвон. Диакон (или иерей): «Премудрость, про́сти, услышим…» и т. д.

(если нет диакона, священник читает Евангелие у престола). Евангелие – Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня на отпусте не поминаются).

Примечание.

«На трапе́зе же яди́м сухояде́ние, и сим удовля́емся. И я́коже в 1-ю седми́цу свята́го сего́ поста́, си́це и в сия́ дни: в Вели́кий Понеде́льник, во Вто́рник и в Сре́ду пости́тися подоба́ет» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). «Ве́дати бо подоба́ет, я́ко и Шесты́й Вели́кий Собо́р повеле́ спаси́тельныя Стра́сти дни в посте́ и моли́тве и умиле́нии се́рдца сотворя́ти ве́рным.

В полу́нощи же Вели́кия Суббо́ты оставля́ти пост, боже́ственным евангели́стом, Матфе́ю и Луце́, о́вому у́бо по́зде в суббо́ту глаго́ланием, о́вому же у́тром глубо́ким ме́длемое на́м но́щи напису́ющим» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 3-е «зри»).

Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными.

По «Слава в вышних Богу…» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.)80

По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосе́рдием дви́жимь, Христе́…».

Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».

По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца́ помы́сливши…» (см. на утрене Великого Вторника).

После кондака – «Господи Сил, с нами бу́ди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве…» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помо́лимся…».

78 Песнопения «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» и «Под Твое благоутробие…» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поско́ру глаго́лются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»).

79 См. об этом 13 февраля, в понедельник 2-й седмицы Великого поста.

80 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.

← предыдущий день   следующий день →

Источник: http://www.patriarchia.ru/bu/2018-04-02/

Ссылка на основную публикацию