Православная церковь о празднике ивана купала: праздновать или нет — православные молитвы

Грех ли праздновать Ивана Купалу? — Православный журнал «Фома»

Православная церковь о празднике Ивана Купала: праздновать или нет - православные молитвыВопрос читателя:

7 июля — Иван Купала. Можно ли его праздновать?

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

7 июля христиане отмечают праздник Рождества Иоанна Предтечи. Это древнее торжество Церкви, установленное в память о последнем перед пришествием Христа пророке — Иоанне Крестителе. По-христиански этот день следует отпраздновать, утром сходив на литургию в храм, помолившись и причастившись Святых Христовых Тайн.

В народе есть память о празднике Ивана Купалы.

Точных сведений о нем нет, но очень похоже, что языческое празднование летнего солнцестояния (21 июня по старому стилю) с течением времени стало соотноситься с датой празднования рождения Иоанна Крестителя, 24 июня по старому стилю или, по новому, 7 июля. Имя «Иван» тут, скорее всего, присоединилось по ассоциации с праздником в честь Иоанна Предтечи, который к язычеству не имеет никакого отношения.

Из сообщений историков и летописей мы не имеем точных сведений ни о божестве, в честь которого совершался языческий праздник, ни о конкретных ритуалах. Известно лишь о зажигании костров, прыжках через них, плетении венков и спускании их на воду, а также совершении жертвоприношений, гаданиях и прочем ведовстве.

С точки зрения всех христианских конфессий участие в подобных мероприятиях однозначно является идолопоклонством, а следовательно, тяжелейшим грехом, который по сути своей означает разрыв отношений с Богом. С печалью можно отметить, что на сегодняшний день множество россиян, относящих себя к православным христианам, с энтузиазмом принимают участие в языческих ритуалах в канун Рождества Иоанна Крестителя.

Однако в наше время далеко не все являются христианами, что не умаляет интереса людей к духовности. Даже по сей день не угасает интерес пытливых умов к духовному наследию и традициям своих предков, что безусловно позитивно.

Однако об этом мы обладаем мизерным, ничтожным материалом.

Духовные традиции славянского язычества безвозвратно утрачены, так как славянская дохристианская религия не имела своих священных писаний, институт жречества канул в лету, а народная память не сохранила этого, так как славяне совокупно обратились в христианство.

Однако находились и находятся те, кто с радостью спекулирует на искателях духовности и интересующихся древнеславянскими верованиями.

Находились и находятся десятки и сотни «жрецов», «волхвов», «ведунов» и «учителей», которые заявляют о том, что они восстановили древнюю веру предков и готовы приобщить к ней всех желающих.

Ими искусно используются те обрывочные сведения о славянском язычестве, которые они дополняют на свой вкус смесью из новых учений — эзотерики, теософии, выхолощенных «секулярных» практик индуизма и буддизма и неуёмной фантазии.

Каждые несколько лет общественности представляются всё новые «священные писания» славян — то славяно-арийские веды, которые якобы списаны с древних металлических пластинах, которые, разумеется, пропали, но были скопированы автором книжного издания «вед», то «велесова книга», автор которой даже не был знаком с древнеславянским языком и нелепо пытался ему подражать.

И вся эта армия нео-жрецов преподносит свои новодельные религии как древнюю веру славян, от которой они колоссально дальше, чем «эльфы»-толкиенисты от реальной жизни. И именно такими нео-жрецами и схожими с ними группами организовываются массовые празднования Ивана Купалы.

Вам будет предложено «соприкоснуться с верой праотцов», вам там предложат очиститься, излечиться даже от хронических болезней, пройти древние обряды, погадать, омолодиться, получить впоследствии денежную прибыль, обрести семейное счастье или же найти суженого/суженую. Но вначале нужно будет просто зарегистрироваться, оплатить стоимость участия, ну и услуги жрецов.

Беда здесь еще в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и играми не видим тот, кто управляет языческим игрищем. Нужен ли нам такой праздник? Пусть каждый сам даст себе ответ на этот вопрос.

Но всем нам, православным, нужно помнить, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Jonas Tana

Источник: https://foma.ru/greh-li-prazdnovat-ivana-kupalu.html

Почему православным христианам нельзя праздновать Ивана Купалу?

В основных правилах христианской морали и благочестия – Десяти заповедях, данных еще святому пророку Моисею на горе Синай самим Богом, как говорится, из уст в уста, первые и главнейшие две гласят:

«И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:1–6).

65-е правило Трулльского Пято-Шестого Собора, созванного в Константинополе в 691–692 гг.

, документы которого имеют каноническую силу Вселенского Собора, осуждает и запрещает празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них.

У греков и римлян были подобные славянским купальским обрядам языческие празднества в дни летние (24 июня ст. ст. – 7 июля н. ст.) и зимние (25 декабря ст. ст. и 7 января н. ст.).

Вспомним также, дорогие братья и сестры, случай из жития нашего святого новейшего времени – святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Когда православные люди собрались праздновать Хеллоуин, являющийся отголоском языческого древнего кельтского праздника, в помещение, где происходили празднества, вошел святой Иоанн, молча обвел всех взглядом и вышел.

На следующий день в православном храме состоялось богослужение. Святитель ни одного человека, участвовавшего в Хеллоуине, не допустил к службе без покаяния.

Поэтому мы должны твердо знать, что купальские игрища, какими бы безобидными они ни казались, являются обрядом – древним ритуалом служения языческим славянским богам, а по-православному – бесам. И тот человек, который участвует в этом обряде (а если вы пришли просто посмотреть, то тоже причастны и добровольно отлучаете себя от Христа), попирает Таинство Крещения.

Православный же христианин должен помнить в этот день об ином христианском празднике – Рождестве Пророка Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна – великого постника и аскета. И нам нужно в этот день Петрова поста приходить в храмы, а не на капища, и уподобляться Иоанну Крестителю в молитве и посте, а не разгулу, объедению и пьянству.

И тогда мы будем народом Божиим, а Бог будет нашим Богом. И, как сказано в вышеупомянутых стихах Ветхого Завета человеку, который соблюдает заповеди Божии, Господь сотворит милость до тысячи родов.

Святый Пророче Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

ссылка по теме:

  • Как связан праздник Купалы с Рождеством Иоанна Предтечи?

Просмотрено (55) раз

Источник: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2016/07/07/pochemu-pravoslavnym-xristianam-nelzya-prazdnovat-ivana-kupalu/

Согласно народным поверьям, в День Ивана Купалы нельзя спать, купаться и просить

Православная церковь ежегодно 7 июля отмечает Рождество святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В народе данный праздник называется Ивана Купала. Традиции его празднования передавались от одного поколения к другому сотнями лет.

В ночь с 6 на 7 июля, верящие в приметы люди, поддерживают проведение различных обрядов этого праздника. Еще в народе эту пору называют ночью чудес.

Кроме выполнения всех традиционных действий в ночь на Ивана Купала, также существует ряд мероприятий, которые нежелательно либо противопоказано выполнять накануне и в момент праздника.

Легенды и обычаи праздника Ивана Купалы

Существует множество легенд и верований об этом дне. По древнему поверью, в ночь перед праздником все животные и растения имеют удивительную способность разговаривать между собой. Считалось, что ночью природа достигает наивысшего расцвета, поэтому Ивана Купала – это лучшее время для сбора целебных трав и корней.

Со времен язычества в народе рассказывают, что ровно в полночь на несколько мгновений расцветает папоротник, осыпая все вокруг золотистой пылью. Не всем дано увидеть это чудо. Хотя ученые давно установили, что папоротник никогда не цветет, а размножается, выстрелив созревшими спорами из своих миниатюрных мешочков под «пальмовым» листьями.

Главная особенность купальской ночи – очищающий костер. Вокруг него танцуют, через него прыгают: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Ранее через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни.

Ивана Купала – это праздник летнего солнцестояния, когда день начинает уменьшаться, а ночь – увеличиваться. Девушки 7 июля плели венки, а затем пускали их в воду, чтобы узнать о своей судьбе. Если венок плыл ровно, это означало, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте – пока что нет, а вот если тонул – останется одна.

Еще, кроме венков, также делали чучела главных персонажей торжественных действ – Купала и Марены. Вокруг них девушки, взявшись за руки, пели песни.

История возникновения праздника Ивана Купалы

Летний народный праздник Ивана Купала берет свои истоки из язычества. Считается, что происхождением праздника Ивана Купала люди обязаны восточным и западным славянам. По старинной традиции, праздник Ивана Купалы отмечает практически вся Европа, включая Россию. Хотя в настоящее время во многих странах праздник Ивана Купалы является как церковным праздником, так и общенациональным.

В старину, еще до прихода христианства, люди, праздник Ивана Купалы связывали с летним солнцестоянием, который по старому стилю календаря приходился на 20-21 июня.

С принятием христианства, люди не отвергли праздник Ивана Купалы, а наоборот приурочили этот день, ко дню Иоанна Крестителя, который по старому стилю приходится на 24 июня.

Но по новому стилю календаря, день Иоанна Крестителя приходится на 7 июля.

Пройдя ряд изменений через много лет, праздник Ивана Купалы потерял свое истинное астрономическое время, которое приходится изначально на летнее солнцестояние.

Само происхождение праздника Ивана Купала неизвестно до сих пор, известно, что праздник имеет народное происхождение. Предположительно, Иван Купала произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния.

Позже, с приходом христианства, празднование Ивана Купалы, символизировали с днем Иоанна Крестителя.

Народные придания на Ивана Купалу

В Купальную ночь, ведьмы становились очень активные, и поэтому наносили много вреда людям, домашнему скоту, а также посевам на полях. Люди в ночь на Иванов день оберегали себя от посягательств ведьм крапивой, которую раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

Особенно были в эту ночь уязвимы лошади, за ними ведьмы охотились, для того, чтобы поехать на них на Лысую Гору, с которой животные уже не возвращались живыми. Люди всегда запирали в Купальскую ночь своих лошадей. В Купальную ночь также народ искал муравейники и собирал муравьиное масло. По преданию в эту ночь оно наделялось большими целительными свойствами.

Сорванные в ночь с 6 на 7 июля цветы Иван-да-Марья необходимо было вложить во все углы своей избы, считалось, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме. По преданию цветок Иван-да-Марья — это брат и сестра, которые полюбили друг друга, и были наказаны за это. Их превратили в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, именно это и спугнет воров.

В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также к траве и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

Нежелательные действия в праздник Ивана Купалы

Связаны эти запреты, прежде всего, с необходимостью защититься от злых сил. Ведь согласно поверью, в эту ночь устраивают шабаш ведьмы, русалки, водяные, лешие и черти.

Чтобы не попасть под влияние всей этой нечисти, ни в коем случае нельзя спать. Уберечься от злых сил предкам помогали осиновые ветви и полынь. Считалось, что они имеют магические свойства.

Поэтому их раскладывали в доме по углам, составляли из них букеты и вплетали такую зелень в венки.

Ну, а поскольку на Купалу полагалось бодрствовать, все отправлялись на праздник, который обычно устраивался ночью на берегу водоема. Более того, такое гулянье нельзя было пропустить. Ведь люди могли подумать, что не пришедший связался с нечистой силой, выбрал другую сторону и пляшет где-то на лесной поляне с ведьмами да русалками.

Главный атрибут праздника — установленное на берегу деревце (как правило, верба), украшенное лентами и цветами. Называлось оно Купала, или Марена. Вокруг него с песнями водили хороводы, устраивали веселые игры. Участвовали в них только незамужние девушки.

Читайте также:  Рецепты постных оладьев - православные молитвы

А парни и люди семейные лишь наблюдали за действом со стороны. В конце праздника Марену отдавали молодым людям на «растерзание». Ее разрывали на кусочки и топили в речке. В этот момент ни в коем случае нельзя было заходить в воду, чтобы злые силы не навредили.

В старину не разрешалось купаться в водоемах до Иванова дня. Ну, а с восходом солнца и наступлением праздника Рождества Иоанна Крестителя, запрет снимался. Более того, считалось, что вода приобретает особую силу и излечивает от всех болезней, очищает душу.

Запреты, связанные с костром в ночь с 6 на 7 июля

Ни одна праздничная ночь не обходилась без купальского костра. Разжигать его молодежи не позволяли. Этим занимались пожилые мужчины.

На парней, правда, возлагалась обязанность собрать хворост, а также старые вещи, которые нужно бросить в огонь. В поисках ребята обходили все село.

Просить в эту ночь ничего нельзя, но люди заранее складывали возле домов всякий хлам: рассохшиеся бочки, старые корыта, порванные корзинки.

Как только пламя поднималось, начинался еще один важный обряд. Каждый должен был найти себе пару и перепрыгнуть через костер. И снова люди внимательно следили за теми, кто отказался участвовать в таком действе или даже не решается подойти к купальскому костру. Считалось, что этот человек связан со злыми силами. Женщин так попросту называли ведьмами.

Существовало еще несколько запретов. Так, чтобы в семье всегда был достаток, в Иванов день нельзя было что-либо продавать или одалживать. Все дела откладывали на потом. Увидев в этот день на дороге потерянную или брошенную кем-то вещь, человек ни в коем случае не поднимал находку, чтобы, опять же, не попасть под власть нечистой силы.

Источник: http://www.1rre.ru/134343-v-den-ivana-kupaly-nelzya-mnogoe-delat-soglasno-narodnym-poveryam.html

Иван Купала и Иоанн Креститель – языческий и православный праздник в один день — ПРИЗЫВ ТВ: стримы и новости Владимирской области

Сегодня все православные празднуют Рождество Иоанна Предтечи.
В храмах служат торжественные литургии. Несмотря на Петров пост, разрешаются блюда из рыбы. Татьяна Данилова также выяснила, что на Руси этот день слился с языческим праздником славян, знаменующим летний солнцеворот. В ночь на Ивана Купала — гадают, гуляют и ждут исполнения самых заветных желаний.

ТАТЬЯНА ДАНИЛОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ

Встреча Иванова дня у восточных славян всегда сопровождалась обрядовыми традициями, связанными с огнём, водой и травами. По берегам рек разжигались костры, через которые прыгала молодёжь. В лесу люди искали цветок папоротника, в надежде обрести магические свойства и найти клад. А вот примерно такие венки девушки бросали в водоёмы, гадая на счастливое замужество.

Сам праздник — Иван Купала — по одной из версий — имеет не просто народно-христианское происхождение. Некоторые эксперты утверждают, что Купала — это славянский вариант имени Иоанн Креститель. И, если покопаться в истории, то сразу становится понятно почему. Иоанн — в переводе с греческого — «купатель, погружатель». Впрочем, служители церкви уверены — эти понятия просто несовместимы.

ОТЕЦ АРКАДИЙ (МАКОВЕЦКИЙ), НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Празднуя Рождество Иоанна Крестителя, великого пророка, Предтеча Господня, мы никак не воздаём языческим верованиям, которые были до христианства. Это досадное наложение этих 2-х понятий, которые у некоторых прочно сидит в ушах.

Иоанн Предтеча — последний пророк Ветхого Завета, что интересно — двоюродный брат Христа — Предтеча Господень родился несколько ранее Иисуса.

Жизнь пророка прошла в пустыне, он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, в еде тоже был неприхотлив — ел дикий мёд и акриды. Так сказано в Евангелие от Луки.

Еще интересный факт: с проповедью о покаянии он обошел всё Иорданское государство. И люди, вдохновлённые Иоанном Предтече, ждали Спасителя с нетерпением.

ОТЕЦ АРКАДИЙ (МАКОВЕЦКИЙ), НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Ждали, ну когда же придёт Христос. А вот кто Он, откуда Он придёт? Никто точно не знал. Вот Иоанн Креститель, поскольку просвещён был Духом Святым в течении своих подвигов в пустыни. Он получил такое от Бога поручение — повеление — выйти с проповедью покаяния. Люди крестились, они заходили в воды реки Иордан, и Иоанн Креститель, данной ему благодати Божьей, прощал им грехи.

12 июля у православных — знаковая дата. Именно на Петров пост выпадает Рождество Иоанна Крестителя. Отец Аркадий говорит: молитве и исповеданию должны полностью посвятить себя в этот день верующие. Сегодня во всех храмах проходят торжественные литургии, читается акафист святому. Ведь и сегодня Иоанн Креститель славится Церковью не иначе как «ангел, апостол, пророк и светлый Слова глас».

Татьяна Данилова, Егор Беспалов. Владимир-Сегодня

Источник: http://prizyv.tv/2014/07/ivan-kupala-i-ioann-krestitel-yazycheskij-i-pravoslavnyj-prazdnik-v-odin-den/

Православный ли праздник Ивана Купала? — ОдигитриЯ

Каждый год «культурная» общественность все шире отмечает ночь на 7 июля – та называемого Ивана Купалу. В церковном календаре на этот день выпадает празднование рождества величайшего из пророков – святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Тождественны ли оба эти праздника? И какое отношение имеет Иван Купала к Крестителю Господню?

Если с празднованием рождества Иоанна Крестителя все ясно, о нем подробно говорится в Евангелии от Луки, то с историей празднования Ивана Купалы нужно разобраться. Купала был одним из главных праздников древних язычников-славян, хотя происхождение у него, скорее всего, не славянское. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота.

Купала – праздник Ярилы – божества солнца. Языческих культов солнца не счесть. Обожествлять солнце – это не просто традиция всех язычников – это их незыблемое правило. Солнышко начинает идти на убыль – «умирает», и надо его «подкормить». Во всех солярных культах в этот день обязательно приносились жертвы.

Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось» и не «умерло» (древние ацтеки убивали для этого людей ежедневно). Дым жертвенного костра, согласно языческим поверьям – кратчайший способ доставки энергии жертв на «небо».

Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры – это остаточное явление древних культов, смысл которого уже не помнят и сами язычники. С этим же связан обычай прыгать через костер – это то, что осталось от жеребьевки. Выбрать человеческую жертву иногда не решался даже жрец.

Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него. Считалось, что таким образом «боги» избирали себе жертву (интересно, знают ли те, кто сейчас прыгает через костер о том, что они изображают потенциального мертвеца?).

Вот что пишет о языческом Купале русский историк Кайсаров: «Купало был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры: а юноши и девицы плясали около огня при радостном пении: наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь».

Кайсаров – скромный историк, более нечестивые «обычаи», воплощаемые в реальность в этот день и ночь он опускает, а их хватало, начиная от поиска суженного-ряженного, гаданий, купания нагишом, огненного очищения, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом.

Поскольку с солнцем ассоциировалось оплодотворяющее начало и оно считалось источником жизни и плодородия, то и его культ подразумевал именно это активное «оплодотворение» — совокупление со случайным партнером и было кульминацией «чудесной и таинственной» ночи Купалы. Вот она, полная правда о «безобидном», «народном» празднике. Купала – день «узаконенного» блуда.

Собственно, это не ново. У многих язычников в ходу были подобные оргии по праздникам. Все же это считалось «жертвой богам». Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос предельно ясен – демонам. Бог Истинный – есть Бог чистоты и святости. Его заповеди призывают к супружеской верности, защищают святость семьи.

Разнузданный разврат под личиной «восторженного богослужения» — жертва сатане. Не вымышленному Яриле, а реальному духу лжи и погибели.

Светские организаторы празднования Купалы, конечно, не предполагают для своих вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот праздник в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению его во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет привыкшие к Купале люди не узнают о его полном «сценарии» и не начнут воссоздавать его?

Даже беглое знакомство с Купалой показывает, что ни сам предмет поклонения – «бог» Ярило, ни нравственное содержание праздника ничего хорошего не несут человеку.

Естественно, сложно предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но обычного человека, пришедшего на Купалу просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище.

В лучшем случае он позволит расслабиться. В худшем – загрязним ум и сердце.

Так что же общего между Иоанном Крестителем и Иваном Купалой? Ровным счетом ничего! Однако в средствах массовой информации лишь упоминают, что православные 7 июля «отмечают» праздник Иоанна на Крестителя, а далее – сплошной Иван Купала с разбором гадательных практик, устройством и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, формы и технологии изготовления «оберегов» и тексты заговоров. Цель одна: сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередное мистическое празднество. Тут невольно вспоминаются слова летописца псковского Памфилова монастыря, который, описывая эти «празднества» «во градех и в селах» еще в ХVI веке, находил возможным сказать, что «в годину ту сатана красуется, якоже сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют».

Создается впечатление, что кто-то целенаправленно старается вырастить из молодежи кого угодно, но не нормальных людей — хороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных и ответственных членов общества.

Еще один любопытный знак времени – попытка объязычить христианские праздники. На Святках у нас – гадают, на Троицу – плетут венки, на Петра и Павла – танцуют и гуляют.

То есть праздники, по происхождению и суть христианские, лишаются своей духовной нагрузки, смысла и содержания и становятся поводом или к обычным народным гуляниям со всеми вытекающими отсюда последствиями, или, что еще хуже – к делам оккультным (гаданию и т.п.).

Брать христианскую вывеску и под ней делать то, что органически чуждо христианству, и таким образом спекулировать на чужом авторитете – просто не этично. Кроме того, возрождая праздник с языческими корнями, необходимо поставить людей в известность, сказать о нем всю правду, чтобы они могли совершить свободный выбор. Недомолвки здесь сродни обману. 

Беда здесь еще и в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и играми не видим тот, кто управляет языческим игрищем. Нужен ли нам такой праздник? Пусть каждый сам даст себе ответ на этот вопрос.

Но всем нам, православным, нужно помнить, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Прот. Андрей Толубец

Источник: http://www.odigitria.by/2013/07/06/pravoslavnyj-li-prazdnik-ivana-kupala-protoierej-andrej-tolubec/

Архим. Алипий (Светличный). Не было в Древней Руси никакого «Купалы» / Православие.Ru

Благодаря стараниям СМИ создалось впечатление, что все русские стремятся отмечать не праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня, а некий праздник «Ивана Купала». При этом с авторитетностью заявляют, что это праславянский праздник. Однако древние славяне никогда о «Купале» не слыхивали. Упоминание о нем появилось только в XVII веке!

А теперь Википедия:

«Общепринятую точку зрения о дохристианских истоках праздника критикует современный историк В. Я. Петрухин.

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно.

Название “Иван Купала” имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как “купатель, погружатель” (греч. βαπτιστής).

Выбор именно глагола “купать” для перевода эпитета “креститель” был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. “kǫpati” обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.

Божество «Купала» впервые упоминается в поздней Густынской летописи (XVII век) и является плодом недоразумения: летописец, зная о “бесовских игрищах” на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога.

Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое “божество”. “Бесовские” имена начали тиражироваться в русской позднесредневековой книжности как имена “богов” под влиянием польской историографии.

На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.

Церковь о народной обрядности

Празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них осуждает ещё 65-е правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон (XII век) в своём комментарии к этому правилу детально описывает празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе:

“Вечером 23-го июня месяца собирались на морских берегах и в некоторых домах мужчины и женщины и какую-нибудь первородную девицу убирали как невесту. Затем после пиршества и неистового плясания, после пения и криков, наливали в медный сосуд с узким горлом морскую воду и влагали туда некоторые вещи, принадлежащие каждому из них.

Как скоро эта девица получала от сатаны силу давать ответы на вопросы, они с криком спрашивали о чём-нибудь добром или предвещающем несчастье, а девица, вынув из вложенных в сосуд вещей какую-нибудь наудачу попавшуюся, показывала. Принимая вещь, неразумный владелец ее тотчас же приобретал уверенность, что в будущем ему предстоит благополучие или неблагополучие.

На следующий день с тимпанами и хорами выходили на морские берега, почерпали много морской воды и окропляли свои жилища. И эти неразумные люди делали не только это, но и во всю ночь жгли груды сена, скакали чрез них и демонскою силою ворожили, то есть гадали о счастье и несчастии и о другом.

Читайте также:  Церковь святителя митрофана воронежского в воронежской области - православные молитвы

Свой путь туда и обратно, здание, в котором происходило волхование, с прилежащими к нему наружными местами убирали коврами и украшали шелковыми тканями и венками из древесных листьев”.

Патриарх Михаил III Анхиальский, по словам Вальсамона, приказывал покончить с этими обрядами.

В средневековой Руси обряды и игрища этого дня тоже считались бесовскими и запрещались церковными властями. Так, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505 г.) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи:

“зело не престала зде ещё лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское… тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание.

В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) также осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к эллинскому язычеству:

“Еще же мнози от неразумения простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различныя игры и плескание против праздника рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый праздник в весь день и нощь.

Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством” (Стоглав. Гл. 92.

Ответ о игрищах еллинскаго бесования).

Но, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций, поселяне очень стойко их держались. Ещё в XVIII веке Никодим (Кононов) писал:

“Народ издавна привык и не скоро оставляет эти обычаи, а ревностным священникам приходилось терпеть и обиды. Ольшанский, напр., священник Потап чуть не был избит сотником за эту ревность.

Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою, чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными, гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы — все это было в большом ходу среди насельников белгородской епархии”.

Современные представители Русской Православной Церкви по-прежнему выступают против некоторых обычаев праздника. При этом, отвечая на вопрос о “переплетении” христианского и языческого праздников, иеромонах Иов (Гумеров) выразил мнение:

“Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество”«.

Итак, язычество мимикрировало и использовало торжество Церкви. Однако сегодня, как ни стараются журналисты, «купала» не имеет популярности у народа и остается фольклорным изыском массовиков-затейников.

Церковь же прославляет истинного Виновника торжества — Бога — и ликует о Предтече Христовом и его славном Рождестве.

С Праздником, други!

Источник: http://www.pravoslavie.ru/95109.html

Молитва в день ивана купалы

Новая статья: молитва в день ивана купалы на сайте святая-молитва.рф — во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Русскую культуру питали два источника — языческий и христианский. С 6 по 7 июля ежегодно отмечаются праздники, которые наглядно показывают, как эти источники породили целое переплетение двух миров.

Аграфена Купальница и Иван Купала — два праздника, которые пришли к нам из язычества. По сей день живо множество старинных славянских традиций, которые сочетаются в этих днях.

Например, ранее мы писали о гаданиях на Ивана Купала, которые являются неотъемлемой частью данного праздника, начиная с древнейших времен.

Эти гадания действительно помогают людям заглянуть в будущее и узнать свою судьбу.

История Аграфены Купальницы и Ивана Купала

Иванов день — это народный аналог Рождества Иоанна Предтечи. Раньше языческий праздник прославлял природное явление, солнцестояние, а позднее он и христианское празднество стали отмечать вместе. Раннее название Ивана Купала не известно.

Исследователи предполагали, что так звали славянское божество, но впоследствии эту теорию опровергли. Считается, что название «Купала» напрямую говорит нам: люди таким образом отдали дань уважения Иоанну Предтече, который крестил самого Иисуса Христа в Иордане.

Именно поэтому на Ивана Купала принято купаться.

Аграфена Купальница — это Канун Иванова дня. 6 июля христиане вспоминают святую мученицу Агриппину Римскую, названная народом Аграфеной Купальницей. Раньше на Руси было принято начинать купания в реках и озерах лишь с праздника Аграфены.

Заговоры и обряды

Заговор на счастье и удачу: «Я знаю, где счастье мое живет. Оно там, где папоротник растет. Я каждый день глаза закрываю. Я счастье к себе призываю. Пусть будет так, как Богу угодно. Аминь». Читается этот заговор при купании в речке или другом водоеме. Необходимо по пояс зайти в воду и прочитать эти строки, чтобы их никто, кроме вас, не слышал.

Среди более современных обрядов следует выделить «денежного Ивана». Это очень простой обряд, для которого вам потребуются монеты различного достоинства. Их необходимо положить под подушку перед сном.

Сначала нужно прочитать специальный заговор: «Монетка звонкая яко капля водная. Очи мои пусть увидят, а уши услышат, как я богатею, как я не старею». Раньше люди писали на листочке то, чего хотят, а затем клали под подушку. Вы можете последовать также и этой традиции.

А чтобы уверовать в силу заговоров, читайте все о празднике Ивана Купала.

На Аграфену Купальницу 6 июля

Самый известный обряд — это обливание водой. Обливать принято всех, кроме детей и стариков. Во многих деревнях люди до сих пор следуют этой традиции. После игр с водой молодежь отправляется к водоемам, чтобы искупаться.

Древнейший обряд — умывание росой. Считалось, что вечерняя роса 6 июля способна омолодить кожу и подарить человеку здоровье. При этом принято читать заговор: «Вода-вода, сделай меня красивее, чтобы жизнь мне казалась милее».

Христиане же молятся в день Агриппины Римской. Молитвы направлены на исцеление и укрепление здоровья, как своего, так и своих близких. Вот одна из лучших молитв:

Агница Твоя, Иисусе, Агрипина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наши.

Не забывайте, что оба праздника являются данью уважения христианской вере, поэтому посетите церковь в эти дни, если у вас будет такая возможность.

Мы желаем вам удачи, любви и здоровья. Пусть эти два дня из года в год приносят вам лишь счастье. Гадания на Ивана Купала помогут вам заглянуть в будущее, а молитвы Агриппине Римской уберегут от бед. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://xn—-7sbbfc9auhszmg5nc.xn--p1ai/molitva-v-den-ivana-kupaly/

Иоанн Предтеча или Иван Купала: какой праздник отмечают 7 июля?

Содержание:

Если бы пришлось провести социологический опрос «Какой праздник отмечают 7 июля?», то наверняка не то что большинство, а почти все ответили бы: «Ивана Купала».

Это языческое торжество в наше время все более активно вытесняет христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи.

Почему так происходит? Чем «цепляет» такое «возвращение к традициям»? Какие последствия оно может иметь? И правда ли, что христианство всегда пыталось изжить языческий праздник, установив в этот день «свой»?

Почему Церковь против празднования Ивана Купала?

В современном обществе наблюдается тренд «возвращения к традициям». Всевозможные народные праздники, пляски, гуляния, песни и хороводы.

Одним из обязательных атрибутов лета для все большего количества людей считается день Ивана Купала. Для молодежи это еще один способ увлекательно провести время с танцами и хороводами, прыжками через костер и пусканием венков по воде.

Если во многих селах подобные традиции передаются из поколения в поколение, то в городах они активно возобновляются — ведь это возможность организовать «культурное» мероприятие и пополнить городской бюджет.

Казалось бы, всех все устраивает. Но критически настроенной к таковым «культурным» мероприятиям остается Церковь. Почему? На это есть как минимум две причины:

  1. Опасность возобновления языческих практик.
  2. Неуважение к величайшему святому — Иоанну Предтече, называемому еще Крестителем.

Так что же отмечали древние славяне 7 июля?

С этой датой связан день летнего солнцестояния. Поэтому самую короткую ночь в году посвящали богу солнца Яриле и божеству плодородия Купале.

У древних славян существовало много традиций празднования. Принято было прыгать через костер — огонь якобы сжигает плохую энергетику и тем самым очищает человека.

Девушки гадали, плели венки и пускали их по воде.

Также участники празднования купались в воде, чтобы быть здоровыми целый год, и искали цветок папоротника — оберег от нечистой силы, талисман, передающий его владельцу необычайные возможности.

Это всеобщее веселье, хороводы, купание нагими в воде под сводом ночного мрака нередко заканчивалось развратом. При этом в языческом понимании в таких действиях не было ничего «неприличного», ведь у них солнце ассоциировалось с источником жизни и плодородия.

Еще интересно, что традиция прыгать через костер в ночь на Ивана Купала пришла от некоторых культов, в которых практиковались человеческие жертвоприношения. Люди прыгали через огонь до тех пор, пока кто-то не падал — так языческие божества «избирали» себе жертву.

Конечно, современные участники купальских торжеств обычно ничего не знают о древних языческих толкованиях. Да и последние потеряли свой сакральный смысл.

Сегодня вряд ли найдется наивный, готовый ночь напролет искать цветок папоротника — эдакий талисман, способный сделать человека всевидящим, понимающим законы природы, язык зверей и одновременно изгоняющий демонов, оберегающий владельца от злых духов. Но значит ли, что купальские забавы вполне безобидны? Или нет никакого вреда, если ты участвуешь в подобных действиях, но не веришь в их силу?

Ивана Купала: опасно ли участие в народных гуляниях?

Никакого видимого вреда для человека, не верующего в сакральность купальских обычаев, такие забавы обычно не приносят. Но христианин понимает: любое заискивание с темными силами не проходит совсем бесследно.

А гадания и магические действия — это не что иное как контакт с бесами, пусть и не в ярко выраженной форме. Получается, что человек по собственному желанию отказывается от Божьей воли и свободы выбора, перекладывая ответственность на какие-то венки и прочие гадания.

А цветок папоротника — это такой себе легкий способ достичь того, что под силу праведникам. Ведь это мифическое растение якобы способно превратить человека в прозорливого, способного видеть будущее и отгонять злых духов.

Подобными свойствами обладали святые: они знали наперед, что может случиться, их боялись бесы и слушались дикие звери. Известно много случаев, когда праведникам служили дикие животные, например, Серафим Саровский с рук кормил медведя, а лучшим другом святого Герасима был лев.

Читать также:

Заговоры и магия: большая опасность?

Но если святые получали такой дар за многолетние духовные подвиги, то в ночь на Ивана Купала вам обещают чудеса без труда. Что это напоминает? Любые маги и гадалки также обещают решение всех проблем без приложения усилий, но зато потом за их помощь приходится расплачиваться. Ведь контакт с силами тьмы не проходит бесследно.

Об этом стоит в первую очередь задуматься тому, кто верит в магию, гадания, астрологию и подобные вещи. Но не помешает хорошенько подумать и тем, кто не верит в магию, а просто хочет расслабиться, хорошо провести время в ночь с 6 на 7 июля.

Читайте также:  Храм во имя всех крымских святых и феодора стратилата в алуште - православные молитвы

В то время, когда народ массово пляшет и развлекается, прыгает через костер, устраивает пиршества и далеко не самые скромные гуляния, православные соблюдают Петров пост и отмечают рождество Иоанна Предтечи. Многие до сих пор считают, что такой праздник христиане установили для того, чтобы изжить из сознания славян языческого Купалу. Но так ли это?

Что мы знаем о жизни и праведности Иоанна Предтечи?

О рождестве Иоанна повествует Священное Писание. Как известно, его родители — первосвященник Захария и Елисавета — были бесплодными, что считалось отсутствием Божьего благословения.

Но на склоне лет Бог послал им долгожданного ребенка. О его рождении известил архангел Гавриил.

Посланник Божий сказал, что Захария и Елисавета назовут сына Иоанном, и что их ребенок имеет особое благословение:

Вот поэтому Иоанна и называют Предтечей: он приходит к Израилю с проповедью покаяния перед Христом, предуготавливает народ к проповеди Сына Божия.

Но кроме рассказа о зачатии и рождестве пророка Иоанна, в Библии есть и пророчество, сказанное Исаией за 700 лет до воплощения:

На шестой месяц после событий с Захарией Ангел Господень явился Деве Марии с благой вестью. Он также подчеркнул, что родственница ее Елисавета, хоть и в старости, шестой месяц как ждет сына.

Евангелие от Луки прямо указывает на то, что разрыв между Рождеством Иоанна Предтечи и Иисуса Христа составляет 6 месяцев, поэтому вполне логично, что оно празднуется 7 июля и 7 января соответственно.

Уже с IІІ века Церковь отмечала дату рождения величайшего пророка, удостоившегося крестить Сына Божия, а в IV веке внесла дату в церковный календарь. После принятия христианства славяне «получили в наследство» и христианских святых с днями их памяти.

Но язычество не исчезло полностью, а перешло в своеобразную форму с примесью христианских традиций. День летнего солнцестояния, посвященный Яриле и загадочному мифическому персонажу Купале, наложился на день памяти Иоанна Предтечи.

Некоторые исследователи даже считают, что никакого божества под названием «Купало» у славян не было. Это лишь их собственная вариация второго названия пророка Иоанна — Креститель. Крестить — погружать в воду, то есть купать. Есть и противоположные мнения — о боге плодородия Купале.

Но как бы там ни было, 7 июля разные люди отмечают разные праздники: языческо-развлекательный и христианский. Если о возрождаемых развлечениях и традициях древних славян мы уже вспоминали, то стоит уделить большее внимание личности Иоанна Предтечи и его служению Богу.

«Из рожденных женами не восставал (пророк) больший…»

В православии принято связывать дни памяти определенных святых с датой их кончины. Но в церковном календаре есть три праздника, которые начинаются со слова «рождество». Они связаны с рождением Иисуса Христа, Богородицы и святого Иоанна.

Это еще одно указание на необычайную праведность сына Захарии и Елисаветы. О нем Сам Спаситель сказал: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:11).

В раннем детстве он лишился родителей. Его отец был убит прямо в храме между жертвенником и алтарем. Воины Ирода по всей стране убивали младенцев — сам правитель боялся, что родился Царь Иудейский, который якобы может лишить его власти. Но священник Захария предупредил жену, чтобы бежала с младенцем, и не выдал тайну их местонахождения. За это молчание воины Ирода и убили Захарию.

По преданию, на 40-й день после смерти мужа скончалась и Елисавета. Их младенца воспитали ессеи — так называли религиозную группу иудеев, которых еще считают прообразом монахов.

Ессеи жили вдали от города, вели весьма аскетичный образ жизни — скудно питались, бедно одевались, отстаивали правду и справедливость, проповедовали важность покаяния, а также воспитывали чужих детей.

Читать также:

Крещение Господне: праздник воды и света

Поэтому под влиянием ессеев Иоанн Предтеча всецело посвятил себя служению Богу. Согласно Евангелию, он носил грубую одежду из верблюжьего волоса, а в еду употреблял только дикий мед и акрид (вид саранчи). В 30 лет обратился к Израилю с проповедью.

Он призывал всех покаяться и в знак этого совершить религиозное омовение — креститься во оставление грехов. К нему на берег Иордана пришел Сам Спаситель. Во время Крещения Господня Иоанну открылась тайна Пресвятой Троицы, чего до этого не удостаивался никто из ветхо- и новозаветных праведников.

Окончилась же жизнь Иоанна Предтечи мученической кончиной. Сначала Ирод, которого пророк обличил в преступной связи с Иродиадой — женой брата, заключил пророка в тюрьму. Потом Саломея, дочь Иродиады, поразила Ирода в день его рождения искусным танцем. Иудейский правитель даже пообещал исполнить за это любое желание. По научению матери девушка попросила главу Иоанна на блюде.

Этот факт из жития стал причиной распространенных обращений к святому с просьбой избавить от головной боли и помочь в головных болезнях.

Также к Иоанну Крестителю как проповеднику покаяния обращаются с просьбой о видении грехов, обретении покаянного чувства, вразумлении неверующих и отошедших от Церкви.

Также ему молятся об укреплении во время длительных постов — даже в Евангелии есть свидетельства о том, что пророк и его ученики строго постились.

О том, почему Рождество Иоанна Крестителя не совместимо с праздником Купалы, смотрите в этом сюжете:

Источник: http://megapoisk.com/ioann-predtecha-ne-ivan-kupala

7 июля в православном календаре великий праздник — Рождение Иоанна Крестителя

7 июля в православном календаре — великий праздник. В этот день, приходящийся на Петров пост, отмечается Рождение Иоанна Крестителя — самого почитаемого святого после Девы Марии, великого духом пророка, свидетеля пришествия Иисуса. Дата установлена в соответствии с евангельским утверждением о шестимесячной разнице между рождением Иоанна Предтечи и Христа.

Особенность великого праздника состоит в том, что он имеет один день попразднества. У средних праздников святых такого не бывает. Рождество Иоанна Предтечи попадает на Петровский пост, который заканчивается празднованием памяти святых апостолов Петра и Павла — 29 июня по старому стилю. На праздник Рождества Иоанна Предтечи по Уставу разрешается к употреблению рыба.

Богослужение. Праздник этот совершается по обычному уставу, положенному для бденной службы святому, однако значение самого святого Иоанна и праздника его Рождества отмечается в богослужении тем, что на утрени прежде читается канон Иоанну Предтече, которые не предваряется каноном Пресвятой Богородице.

Как просить святого о помощи

Как и много веков назад в Рождество Иоанна Предтечи паломники отправятся в храмы, чтобы попросить праведника о своем здоровье. В первую очередь, это относится к тем, кто страдает головными болями. По медицинской статистике мигрень вошла в число наиболее распространенных недугов.

Верующие считают, что обращение к праведнику за помощью служит эффективнее многих лекарств. Чудотворная икона с обручем Иоанна Предтечи находится в Москве, в Иоанно-Предтеченском женском монастыре.

В ней заключена частица мощей святого, а сам монастырь заложил Иван Грозный, почитавший этого пророка как своего покровителя.

Для того чтобы получить облегчение от недуга, страждущему надо прийти в этот монастырь, надеть на голову обруч и прочитать молитву. Лучше приурочить свой визит к торжественной дате — Рождеству Иоанна Предтечи.

Молитвы на Рождество Иоанна Предтечи

Молитва первая

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем, информирует портал Ros-Registr. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Молитва вторая

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших.

Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов.

Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых.

Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех.

Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Иоанну Крестителю об избавлении от головной боли

Как твое честное усекновение почтим, Иоанн святый, какими слезами восплачем, какие песни воспоем, не постигает ум и изнемогает язык! Ирод беззаконный отсек всесвятую главу твою, Предтеча Господень Иоанн, на земле; Бог же Вседержитель на небесах венчал тебя бессмертием и даровал тебе Царство Свое. Велик ты пред Богом и многое можешь испросить у Него. Поэтому, припадая, молим тебя, Креститель Христов: услышь страждущих головною болью, облегчи и утиши недуг их и утоли скорбь их, освобождая от боли и исцеляя их, да прославят они о тебе Бога во веки веков. Аминь.

Приметы и суеверия 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

Невероятная история праздника подтверждает уникальность значения Иоанна среди пророков Православия, ведь всего в православном календаре есть только три Рождества, кроме Иоанна Предтечи, ещё Рождество Иисуса и Матери Божьей. Согласно повествованию Великого Писания, он крестил Иисуса в реке Иордан.

В канун празднования в церкви служится вечерняя, а после утренней службы существует традиция освящения трав и цветов, которые собирались накануне, так как считают их способными к исцелению от недугов.

По народным традициям этот день называют днем Ивана Купала, считая, что день Рождества Иоанна Предтечи (или Крестителя) как бы дополняет языческий праздник, знаменующего летнее солнцестояние. Люди связывают с ним приметы и суеверия.

Так, существуют поверья о силе союза стихий огня и воды в этот день.

Хоть народные гулянья и проводились возле воды, купание в воде считается опасным из-за активности в ночь на Ивана Купала русалок, водяного, кикимор и всякой нечисти.

Спать в самую короткую ночь года считалось дурным знаком. Девушки плели венки из цветущих трав и пускали их по воде со свечами, загадывали желания и старались по ним определить свою судьбу.

Особую силу приписывали стихии огня. Гулянья всегда проводились возле очищающего костра. Прыгать через огонь старались как можно выше, чтобы получить счастье в этом году. В огне палили одежду больных, дабы он очистил их от хвори. Веселье и народные хороводы продолжались всю ночь.

Травы наделялись в купальскую ночь особой силой. Их собирали, чтобы лечить больных, бросали в огонь печи во время грозы, предотвращая попадание молнии в дом. Очень красивым поверьем народ наделил папоротник в ночь на Ивана Купала. Считается, что именно в эту ночь можно увидеть его цвет. Тот, кто увидит горящий цветок папоротника, мог обрести счастье и богатство.

Православная Церковь не приветствует языческого празднования и отвергает связь между праздником Рождества Иоанна Предтечи и днем Купала.

Праздник всегда приходится на дни поста и христианам полагается проводить его в смирении и молитвах.

Более правдивым вариантом считают объяснение, что словосочетание Иван Купала произошло от самого имени святого, так как Иоанн Креститель в переводе с греческого читается как «купатель».

Источник: http://rosregistr.ru/raznoe/141468l.html

Ссылка на основную публикацию