Можно ли опоздать на службу в церкви? — православные молитвы

Можно ли опоздать на службу в церкви?

Можно ли опоздать на службу в церкви? - православные молитвы

В жизни складываются разные ситуации, которые, порой, мешают человеку своевременно попасть на службу в храме. О том, допустимо ли приходить посреди службы в церковь и как себя вести, пойдет речь дальше.

Можно ли опоздать на божественную службу

Конечно, опаздывать нежелательно. Но в жизни всякое случается, и прийти вовремя у человека не получается по независящим от него причинам. Если получилось так, что попасть в храм к началу божественной службы не вышло, то, войдя в помещение, не стоит сразу же протискиваться через толпу молящихся, чтобы поставить свечу.

Через Богослужение православные христиане входят в таинство общения с Богом

Священнослужители призывают уважать тех, кто находится на службе и по возможности не отвлекать людей лишней суматохой. Ведь снующие туда-сюда прихожане рассеивают внимание и сводят на нет всю торжественность божественного песнопения.

Существует такое понятие, как часы молитвы. Они несут в себе духовный и евангельский смысл. Часы посвящены Страстям Христовым. Их задача пробуждать в человеческом сознании духовное зрение и помнить, что Иисус Христос терпел страдания, чтобы очистить людские грехи. В наше время об этом знают немногие и относятся к молитвенным часам, увы, как к чему-то второстепенному, неважному.

Внимание! Собравшись в храм, нужно заранее подумать о подаче записок с именами близких, за которых хочется заказать службу, и о свечках. Уладив эти моменты, можно всем сердцем погрузиться в песнопение часов и мысленно возблагодарить Бога за его помощь и любовь ко всем нам.

Правила поведения во время службы

Четкой рекомендации по поводу того, как себя вести в церкви на службе, если опоздал, нет. Люди разные, священники разные и ситуации тоже отличаются. Количество прихожан в разные дни также может варьироваться.

Поведение в храме должно соответствовать его святости и величию

  • Стоя в храме, нужно не забывать, ради чего сюда приходишь. В первую очередь для общения с Богом. Поэтому правильней всего будет встать тихо и постараться углубиться всей душой в молитву. Не нужно смотреть по сторонам, оценивать, кто в чём пришёл, как крестится и что делает. Важен только разговор с Богом.
  • Как говорят священники, храм — это место Господа. Он сам кладёт на сердце желание сделать то или иное действие. Если никаких уважительных причин нет, то на службе стоит пробыть до конца. Уходить заблаговременно нельзя.
  • О том, когда можно поставить свечку, можно спросить у дежурного в храме или на свечном ящике.
  • Необходимо оставить все негативные эмоции за порогом церкви, не раздражаться. К сожалению, для многих храм заканчивается там, где начинается раздражение. Пребывание на службе не принесет пользы, если человек мыслями погружен в свои обыденные проблемы и не сосредоточен на молитве.

Важно! Внешне напущенное смирение не имеет значения для Всевышнего.

Важно только внутреннее состояние и об этом следует всегда помнить.

О поведении в храме

Авг 19, 2018 20:05Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/mozhno-li-opozdat-na-sluzhbu-v-tserkvi.html

Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? / Православие.Ru

    

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве.

Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение.

И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся.

Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу.

Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад.

Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию.

Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его.

Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву.

Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы.

Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни.

Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут.

В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых).

Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня.

Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е.

специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш».

Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа.

Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари.

На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д.

Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы.

Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами.

Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом.

А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию.

Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы.

Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой.

И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Читайте также:  Отношение и мнение православной церкви о самоубиенных - православные молитвы

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов.

Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать.

А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/98568.html

Если мирянин опоздал на богослужение, как быть?

Если мирянин опоздал на богослужение, что лучше: передать свечи через людей к иконам, самому ходить по храму от подсвечника к подсвечнику или стоять тихо и никому не мешать?  

О разных уровнях общения, особых душевных состояниях и высшем даре от Бога — протоиерей Сергий Белянов, клирик Иоанно-Усекновенского храма г. Харькова.

Опаздывать на богослужение, конечно, плохо, но обстоятельства бывают разные. Когда опоздавший заходит в храм, ощущение, что он в чем-то виноват, должно удерживать его от того, чтобы нахрапом ставить свою свечу.

Но есть люди, которые во время богослужения просто заходят поставить свечку. Это их задача посещения храма – каждый несет свою меру. Это их молитва, их приношение Богу. Оно маленькое, но это их «две лепты».

Люди разные. Одни знают богослужение и понимают, в какой момент можно спокойно подойти и поставить на подсвечник свою свечечку. А другие не знают, и им сложно сориентироваться. И на одних богослужениях бывает много людей, а на других — мало.

Когда людей много, то однозначно для меня как для священника пусть человек смиряется и передает свою свечу через кого-то, чем будет создавать толкотню в храме.

Если людей мало и человек знает, в какие моменты богослужения можно подойти к подсвечникам, он идет спокойно и ставит. Если не знает – можно постоять и спросить у дежурного в храме или на свечном ящике.

А если душевное состояние требует – то в любом случае нужно идти и ставить.

Высший дар от Бога – это дар рассуждения. Смотришь по сторонам, чувствуешь происходящее, и Господь на душу кладет, что делать. Потому что храм – это место Бога, и Он и умудряет, как правило.

А однозначного ответа на этот вопрос не существует. Потому что сколько людей, столько и ситуаций. И богослужения всегда разные, даже если служится, вроде как одно и то же.  Священники разные, люди в храме стоят разные, поэтому четкой рекомендации невозможно дать.

И главное – не раздражаться всем: и тем, кто опоздали, и тем, кто рядом молится.

Ведь храм для мирянина часто начинается с человека, который стоит возле подсвечника. Если там стоит тот, кто не умеет не раздражаться, то храм тут же и заканчивается для многих. К сожалению, так нередко бывает.

Находясь в храме, нужно не забывать, для чего ты тут стоишь. Здесь общение с Богом и не нужно смотреть по сторонам: кто пришел, как стоит, как крестится и т.п. Не твое это дело! Как Христос сказал: «Что тебе до него, ты по Мне гряди».

Когда человек разговаривает с Богом, то тот, кто рядом, в этот момент для него никто. Ты тут вообще не причем – это разговор на другом уровне.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/esli-miryanin-opozdal-na-bogosluzhenie-kak-byt

Опоздал на службу? Громче подпевай хору!

Что такое настоящие вредные привычки прихожан, и как встроиться в церковную жизнь, не зная церковных правил, рассказывает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске.

Когда меня начинают расспрашивать прихожане о правилах, которые нужно соблюдать в церкви, я всегда говорю: «Какие правила? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего, как самого себя – вот главные правила».

Одна из самых вредных привычек – это привычка копаться в правилах. Конечно, есть какие-то общецерковные обычаи, которые надо соблюдать, но если человек их не знает, можно знакомого спросить, просто посматривать по сторонам.

Протоиерей Константин Островский

А учить людей правилам и обычаям сейчас малоплодно.

Потому что одно дело, когда весь народ живет внешне одинаковой церковной жизнью, как было, начиная со времен Адама и Евы стиль жизни у народа был приблизительно одинаковый, и органично прививался детям. Вводили ребенка в храм: «Поклонись так, вот так перекрестись, так ручку держи, а этого не делай», – естественное воспитание.

А другое дело, когда взрослому человеку начинают говорить, особенно, если с амвона проповедовать: «Сделай так, а здесь так». Тогда все внимание взрослого человека концентрируется на том, как ему правильно перекреститься, поклониться, и на то, как это делают окружающие, в том числе, батюшки. Получается сплошное фарисейство.

Я сам стараюсь об этих вещах говорить только в случае крайней необходимости, потому что если мы будем вместе и по отдельности жить духовной жизнью и бороться со своими страстями, стараться молиться Богу, смиряться, терпеть друг друга, и этим, насколько Бог даст, привлекать благодать Божью, то внешние вещи приложатся, и все наладится само собой.

Нелепо, когда люди навязывают друг другу свои мнения и чувства. Я обычно советую прихожанам, чтобы они ни своих мнений не навязывали, ни в чужие особенно не вникали. Одно дело общецерковные правила, опыт Церкви, а другое – мои личные переживания что-то мне показалось, почувствовалось.

Есть огромная разница – моя психика и опыт Церкви. Очень многие люди действительно путают свою психику с общецерковным опытом и начинают свои личные переживания навязывать окружающим как что-то общезначимое для всей Церкви. Примеры приводить не буду, чтобы не разносить суеверия.

Жить по правилам нужно учить с детства.    Я сам пришел в церковь, когда мне было уже 27 лет. Я крестился и почти сразу стал алтарником. Обычным прихожанином я и не был никогда.

Как я встроился в жизнь церкви? Смотрел, что люди делают, старался также делать, что-то мне мои собраться-алтарники подсказывали, что-то другие сотрудники.

Это все было по-братски, не помню, чтобы меня что-то обидело или смутило.

Главное, чтобы исполнение правил было не фарисейским, не показным. Потому что встроиться в церковный обиход, в церковный быт, во внешний церковный стиль жизни, конечно, нужно, чтобы и самому было спокойнее, и других не раздражать.

И очень важно понимать, что правила поведения не главное. Это внешнее. Если человек пришел на свидание с любимой девушкой, я не думаю, что принципиально важно, одет он в кеды или в кроссовки.

Во всяком случае, как он выглядит, не имеет значения для их будущей жизни. Впрочем, это как раз моё личное мнение.

Источник: https://www.pravmir.ru/opozdal-na-sluzhbu-gromche-podpevay-horu/

Можно ли православному христианину причащаться, если он опоздал на Литургию?

Во время чтения Святого Евангелия меня неотступно преследовала мысль: почему Господь так много уделяет внимания обличению фарисеев, саддукеев и книжников.

Мне кажется, это Его предупреждение всем нам. Чтобы не стали такими – черствыми формалистами, которые пристально следят за тем, чтобы давать десятину с грошовых трав: мяты, аниса и тмина (т. е.

совершать все мельчайшие детали и предписания закона), но оставившие при этом главное: суд, милость и веру (см. Мф. 23:23).

И далее Спаситель продолжает: «Сие надлежало делать, и того не оставлять» (там же).

Нельзя все внимание своей души сосредотачивать только лишь на бездумном часто механическом выполнении предписаний Устава, но всегда нужно помнить, что он-то и дан нам для спасения, он – средство для спасения.

А не самоцель. Кстати говоря, святитель Феофан Затворник то же говорил о Таинствах Церковных.

Они также благодатные средства для главной цели – богообщения и воспитания в себе любви, и с помощью ее достижения Царствия Небесного.

Это подтверждают и слова Господа и Бога нашего Иисуса Христа: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28). То есть все многочисленные обряды и предписания Ветхого Завета должны служить развитию человеческой души, но не пленению ее в свое рабство.

Вспомним также слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), где он цитирует святого пророка Осию: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Им вторят и последние строки пятидесятого псалма святого пророка и царя Давида: «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы».

То есть если у нас будет в сердце смирение и покаяние слезное, рожденное от зрения обилия собственных грехов, и любовь к Господу, и к брату своему, то тогда по благой воле Божьей жертва нашего сердца – молитва ли или что-то другое – будут угодны Богу.

Вспомним также слова святого первоверховного апостола Павла: «…буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). А дух, конечно, это любовь, «…потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).
И вот с такой позиции нужно подходить к правилам церковным, в том числе и в случае применения их к опоздавшим в храм.

В материальном отношении Устав церковный можно сравнить с лекарствами. Да, мы знаем, что эта таблетка от такой хвори, та – от другой. Теоретически все верно. Но применять-то их надо сугубо индивидуально. После консультации у врача, после сдачи анализов, выявления аллергических реакций и прочего. Только так. Потому что неправильным лекарством можно убить человека, а можно исцелить.

В деле применения церковного Устава также должно быть что-то подобное.

Да, в идеале человек, готовящийся ко причастию, должен прийти к началу Божественной литургии. До возгласа «Благословенно Царство…» Существуют различные мнения по поводу опоздавших. Нельзя причащаться, если пришел: после упомянутого возгласа; после пения третьего антифона или, как его называют в народе, «Блаженств»; после чтения Апостола и Евангелия; если опоздал к Херувимской песни.

Но вот вам случаи из жизни.

Священник едет на престольный праздник храма, названного в честь его небесного покровителя. Зима, гололед, слякоть. Машина съезжает с дороги, переворачивается, становится, что называется, «руба», потом Божьим чудом опускается тихо снова на колеса.

Еще какое-то время батюшка, матушка и еще один пассажир вытаскивают автомобиль из грязи. В итоге опаздывают к началу службы. У матушки предынфарктное состояние, батюшка трех слов сказать не может от шока.

Что им делать: не причащаться? Но если они готовились, проехали километров пятьдесят по страшной тяжелой дороге с риском для жизни. Разве можно у них отнять это Святейшее Утешение в Теле и Крови Христовых?

Старик, перенесший несколько инсультов, находится в тяжелейшем состоянии, сосед после полуночи ухаживает за ним несколько часов, а потом просыпает почти половину ранней церковной службы, но все же прибегает на нее.

Что делать в таком случае? Ведь Господь явственно говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Если он исполнил то, что говорил Спаситель, имеем ли мы право не допустить человека к Нему?

Молодая мама, два ребенка: один – грудной, второму нет еще и восьми. Готовилась к причастию и детей готовила. С утра еле чад собрала, выслушав плач, рыдания, крики. Идет в храм. Старшенький за руку держится, грудная на руках. А рука отваливается и болит, ведь дочка уже тяжеленькая. Пока собирала детей, опоздала на службу. Как ей быть в таком случае?

Потому, конечно же, каждый случай индивидуален. И применять то или иное правило Устава нужно очень-очень осторожно. В Церкви, как и в медицине, мне кажется, одним из главных правил есть «Не навреди!»

Также, думается мне, одного сильно не хочет видеть Господь в человеке, приступающем к Святым Тайнам – теплохладности.

«…Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну Тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16).

Мне кажется, нельзя причащаться с мыслями типа: «Я почти безгрешен, больших грехов не сделал, никого не убил и пр.» или «Ну, пойду причащусь…» с ленцой, по привычке. Это убийственно для души. Кстати говоря, в этом тоже есть что-то фарисейское, формальное.

Но если я, священник, вижу сердце человека, раскрывающегося навстречу Господу, как цветок навстречу солнцу, и его душа, словно путник, страдающий от жажды в пустыне, который наконец-то увидел живительную спасительную влагу в Чаше Христовой – в этом Божественном оазисе, то кто я такой, чтобы не пустить эту душу к Нему?

Читайте также:  Что такое епитимья? - православные молитвы

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (210) раз

Источник: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2016/10/20/mozhno-li-pravoslavnomu-xristianinu-prichashhatsya-esli-on-opozdal-na-liturgiyu/

Нижегородская Митрополия

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни и не навлечь на себя гнев Божий.

Человеку, недавно переступившему порог церкви, порой нелегко освоиться в этом новом для него мире, у него возникает множество вопросов.

На некоторые из них сегодня отвечает настоятель прихода в честь святых апостолов Петра и Павла иерей Олег Карсаков.

Часто дети бегают по храму и отвлекают верующих от молитвы…

— Тут может быть два варианта поведения взрослых. Одно дело, когда твои дети бегают по храму и отвлекают молящихся от службы.

В этом случае, конечно, родителям следует сделать замечание своему чаду, потому что в храме Божием мы должны вести себя благоговейно. Это не детская площадка, где ребенок может поиграть с машинками или повеселиться со сверстниками.

Понятно, что дети неусидчивы. Но все же родители обязаны прививать им благоговение к дому Божиему, чтобы они вели себя здесь подобающе.

Ребенку тяжело простоять двухчасовую службу. Если чувствуете, что он совсем изнемог, ноет, стонет, желательно выйти на улицу и немного отвлечь его от службы, прогуляться с ним, потом опять зайти в церковь. Детей нельзя силком заставлять отстаивать службу. Это может только навредить. Для нас и тем более для детишек посещение храма всегда должно быть праздником.

Другое дело, когда отвлекают чужие ребятишки. Просто старайтесь не впускать в свое сердце раздражение или, что еще хуже, гневаться на детей или их родителей. Надо особенно сосредоточиться на молитве.

Если же дети совсем расшалились, обратитесь к церковнице или прихожанину, который следит за порядком во время службы: попросите, чтобы они утихомирили ребят или попросили родителей приструнить их.

Что делать, если пришел в середине службы? Можно, например, переходить от иконы к иконе, чтобы поставить свечи любимым святым?

— Если опоздал на службу, желательно занять какое-то свободное место в храме и молиться, не отвлекая верующих. К сожалению, бывает, что люди приходят, когда служба уже идет, начинают писать записки, приобретают свечи, потом ходят с ними по всему храму, отвлекают прихожан от молитвы.

Расставлением свечек опоздавшему лучше заняться после службы. А если пришли с продуктами на принос — тоже пожертвовать их после богослужения. Потому что шуршание пакетами, хождение по храму отвлекают верующих, подталкивают к раздражению. Всегда нужно проявлять уважение к другим молящимся.

Как правильно реагировать на замечания прихожан — обычно бабушек, прислуживающих в церкви?

— Да, есть такая проблема. В последнее время во многих храмах стараются искоренять такие случаи, когда кто-то из прихожан делает замечание в некорректной форме в адрес пришедшего человека. Подобных ситуаций становится меньше.

Однако часто замечания совершенно справедливы: приходят девушки и юноши в неподобающей, скажем, пляжной, одежде, с вульгарной косметикой, оскорбляя своим внешним видом святость места и вызывая тем самым естественный протест в душе молящихся. Или кто-то ходит во время Шестопсалмия, Евхаристического канона, Херувимской песни.

Если замечание вам сделано в корректной форме, нужно найти в себе смирение и выполнить то, что просят. А если замечание обидело, постарайтесь промолчать, ни в коем случае не отвечайте грубостью на грубость.

Можно сказать, только без злобы, об этом священнику. Потому что кто-то сможет смириться, а кто-то не сможет и больше в храм не придет.

Любой священник тщательно наблюдает за корректным отношением своих прихожан к новым в церкви людям и принимает действенные меры.

Когда все молящиеся встают на колени, непременно ли присоединяться к ним, если даже не понимаешь, зачем нужно именно в этот момент так поступить?

— Заставить человека встать на колени никто не может. Но вставая на колени, мы показываем смирение перед Богом, являем свою богобоязненность. Бывают во время богослужения особенные моменты, когда либо следует встать на колени, либо совершить земной поклон.

Например, коленопреклоненные молитвы на Троицу, на постовых службах при чтении молитвы святого Ефрема Сирина или когда поется «Да исправится молитва моя». Стесняться этого не нужно. И напрасно кого-то останавливает опасение испачкать одежду. А кто-то просто не считает нужным совершать земные поклоны — и это тоже неправильно.

Потому что вставая на колени, мы тем самым проявляем свое смирение пред Богом.

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение. Скажите, как это правильно делать?

— Верующий ладонь правой руки кладет на левую и, поклонившись, подходит к батюшке. Священник в свою очередь кладет свою руку в ладони человеку. Если мужчина испрашивает благословение, то он целует руку священнику, потом касается щекой его лица и еще раз целует руку. Для женщины достаточно поцеловать руку батюшке.

Как правило, благословение люди испрашивают на какое-то дело. Например, на покупку квартиры или благополучное путешествие, совершение добрых дел или на достойную работу.

Благословение — это еще и приветственная форма. Желательно при встрече с батюшкой брать у него благословение. Обращаю внимание, что поцелуй руки — это выражение почтения к благодати, которая на этом человеке. Неважно даже, если человек знает об этом священнике что-то, на его взгляд, не самое хорошее. Целование руки — это в первую очередь уважение к сану.

Иногда мы видим перед собой несколько священников. В этом случае надо благословиться у старшего из них. Как это можно определить? У него наперсный крест украшен камнями. А у самого младшего священника восьмиконечный серебряный крест. Если же среди них есть епископ, то благословляйтесь у него. А остальным совершите поклоны. Епископ может благословить возложением руки на голову верующего.

Есть ли обязательные правила, куда и сколько ставить свечей? Что значит покупка свечей больших и маленьких?

— Если мы молимся об упокоении, то свечку ставим на канун. За здравие свеча ставится на центральный подсвечник. Если мы молимся об исцелении близких от каких-то болезней, то, как правило, ставим свечи великомученику и целителю Пантелеимону. Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молятся об избавлении от пьянства…

Когда человек впервые приходит в храм и имеет желание поставить свечку, но не знает куда, можно спросить об этом у церковницы или работника церковной лавки.

Покупка больших или малых свечей роли не играет. Вовсе не значит, что если свеча большая, то мы получим больше благодати или помощи от Бога. Свеча — это всего лишь жертва в храм. У всех свои возможности. Кто-то может одну маленькую свечу купить, а кто-то может приобрести большие на все имеющиеся в храме подсвечники.

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Как правильно обратиться к свечнице, прихожанину, священнику, архиерею?

— Все мы братья и сестры, потому что имеем одних прародителей — Адама и Еву. Поэтому к мужчине можно обращаться «брат», к женщине — «сестра». К архиерею мы обращаемся «владыка», к священнику «батюшка» или «отче». Самое главное в обращении — это выразить свое уважение.

Беседовал Павел Молоштан

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Источник: http://nne.ru/zachem-pokupayut-bolshie-svechi-i-kak-pravilno-opozdat-na-sluzhbu/

Что делать в церкви (храме), когда туда пришел

Что делать в церкви? Бывая в храме Божием, надо помнить что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. Богу угодно, что «дух сокрушен», т.е. смиренное осознание своей греховности, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.

В храме принято молиться. А молиться это – и просить прощения и просить одновременно. То есть представьте, что входя в храм вы входите в дом очень сильного и могущественного. Но не забывайте, что он мудрее вас и очень справедлив (за хорошее дело обязательно наградит, за плохое дело обязательно накажет).

Что делать в церкви при входе (в храм)?
При входе в храм нужно, остановившись трижды перекреститься с поклонами и молитвами: «Боже, милостив Буди мне, грешному». (Поклон.) «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя». (Поклон.) «Создавый мя Господи, прости мя». (Поклон.) Т.е. когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.

 Что делать в церкви первым делом, когда вошел? …объемные сумки и другие мешающие предметы оставьте в стороне. …войдя в храм, при необходимости напишите и подайте записки и/или купите свечи.

прежде всего принято приложиться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви (главная икона сегодняшнего дня), а потом уже ко всем остальным.

подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз.

…..

к другим иконам следует прикладываться один раз. Можно со слова «святой «имя Святого» помоли бога о рабе Божьем «имя» (или «обо мне»)

Когда можно подавать записки в храме? Когда можно прикладываться к иконам в церкви? Когда можно ставить свечи в церкви? …..прикладываться к иконам, ставить свечи и подавать записки можно только вне проведения службы в храме – чтобы не мешать ни священнику ни людям во время службы. Т.е. если служба не идёт, то можно подать записки, приложиться к иконам, поставить свечи.

…..

если вы пришли в храм во время богослужения, нельзя покупать и ставить свечи, протискиваясь сквозь молящихся ставить свечи перед иконами, беспокоить других вопросами или просьбами передать свечу во время богослужения.

Тем самым вы мешаете Богослужению и отвлекаете других. В тоже время вы провоцируете молящихся на осуждение вас. Учитывая, что осуждение это грех – вы провоцируете человека согрешить, а это ещё страшнее самого греха.

Надо ли стоять во время службы в церкви? Где стоять во время службы в храме церкви? ….. правильнее стараться внимать богослужению стоя, поскольку это является посильным каждому трудом, способствующим духовному совершенствованию.

служба в церкви – это действие по восхвалению Бога и его святых к этому процессу надо относиться крайне уважительно, как минимум не опаздывать и не уходить раньше времени. Храм (церковь) – это дом, где есть Бог. Заходя в храм, вы заходите в гости к Богу. …..

ведите себя с соответствующим уважением, более чем если бы вы пришли в дом к самому уважаемому и авторитетному человеку по древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной.

Конечно же, допустимо сидеть особо немощным и болящим. Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно.

Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии даже в немощи постарайтесь встать.

во время каждого открытия Царских врат следует поклониться в пояс.

службу надо отстоять от начала до конца. Большинство служб в церкви (храме) заканчивается отпустом – это когда священник выходит с крестом.

Батюшка может сказать проповедь, а потом все должны поцеловать крест и руку (иногда запястье) священника. Иногда после литургии после отпуста все ждут, когда дочитают Благодарственные молитвы о святом Причащении.

Как молиться во время службы, если я не знаю и не понимаю слова?
Если вы не понимаете слова песнопения и священника, то повторяйте про себя Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас грешных» или «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй « имя того, за кого вы молитесь»

Как поздороваться, если увидел знакомого в храме? Не следует здороваться со …..знакомыми за руку, а поприветствуйте его молчаливым поклоном. Недопустимо ведение разговоров во время службы.

Не вступайте в разговоры, в т.ч. обсуждением новостей.
…..в храме не любопытствуйте, не рассматривайте присутствующих.

Вы должны смотреть в сторону алтаря или на иконы и молиться – для чего вы, собственно, и пришли в храм.

Что делать в церкви, если раскричался ребенок?
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись.

Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, просто выйдите на время с ребенком из храма.

Если вас раздражает поведение чужого ребенка, соберитесь с силами, усильте молитву (в том числе и за этого младенца) и не обращайте на плачь внимания.

Что делать в церкви, когда читают Евангелие?
Во время Евангелия должны все стоять, нельзя разговаривать и ходить по храму. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона следует хранить благоговейное молчание и полностью сосредоточиться на молитве. Во многих храмах в такие моменты прихожане просто замирают, слышен малейший шорох в храме.

Кто идет первый в храме на Исповедь или Причастие?
На исповедь, Причастие, Елеепомазание, целованием Креста и т.д. первые идут люди с маленькими детьми, дети, потом болящие, потом мужчины, потом женщины. Но, если очередь «сбилась», не стоит никого фанатично одергивать и «строить», можно аккуратно шепотом напомнить человеку последовательность.

Куда смотреть во время каждения?
Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение, но не следует постепенно разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.

Что нельзя делать в храме (церкви)? — Проходить между амвоном (возвышенной площадкой перед иконостасом) и центральным аналоем (подставка под центральную икону). — без нужды поворачиваться спиной к алтарю.

Читайте также:  Молитва святому спиридону тримифунтскому о деньгах и финансовом благополучии - православные молитвы

— в Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: делать во время службы земные поклоны, стоять на коленях головой в пол и т.п.

(если этого не требует сама служба, например во время выноса Чаши при Литургии). Тем не менее, если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии (при возгласе «Святая святым» и при выносе Св. Даров), чтобы не расталкивать окружающих.

— нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.

— не осуждайте никого в храме, даже если ошибается сам священник – лучше помолись за них (Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, наставь этого человека, помогу ему делать все правильно)

Когда можно креститься в храме, а когда нельзя перекреститься?
Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, но когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься и поклониться. До окончания службы не следует уходить из храма, разве что по действительно важной причине.

Что надо делать в церкви перед выходом?
Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться.

Что делать, когда прохожу перед храмом?
Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

 Когда в храме надо креститься и кланяться? ……обычно молящиеся совершают крестное знамение и поклон, если звучат богослужебные песнопения, побуждающие к этому и содержащие слова: «спаси нас», «слава Тебе, Господи», «поклонимся», «помолимся» и т. д. …..

во время ектений, когда звучат прошения, завершаемые возгласом: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», после каждого из этих прошений традиционно совершаются крестное знамение и поясной поклон. …..

в ответ на призыв священнослужителя: «Главы ваша Господеви преклоните» — следует без крестного знамения склонить голову и держать ее склоненной до тех пор, пока не прозвучит слово «Аминь», завершающее возглас. …..

когда священнослужитель произносит «Мир всем!» или другой возглас, имеющий характер благословения, и осеняет верующих рукой или свечами, следует делать поясной поклон без крестного знамения. …..также следует только поклониться священнослужителю после произнесения им отпуста, за исключением случаев, когда следует осенение верующих крестом.

……Не следует креститься на священника, который благословляет вас рукой, а также на архиерея, благословляющего дикирием или трикирием (подсвечником с двумя или тремя свечами).

Однако если духовное лицо осеняет народ крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Дарами, то верующий человек осеняет себя крестным знамением и делает поясной поклон.

……крестное знамение без поклонов трижды совершается во время чтения шестопсалмия (шести избранных псалмов во время богослужения утрени), когда чтец произносит слова «Аллилуиа, алли- луиа, аллилуиа, слава Тебе Боже». …..также положено креститься без поклонов во время произнесения слов «Силою Честнаго и Животворящего Креста», в начале чтения Символа веры, Апостола, Евангелия. Крестным знамением без поклона принято осенять себя также во время произнесения отпуста на словах: «Христос истинный Бог наш…». …..в дни великих праздников, в период от Светлого Христова Воскресения до дня Святой Троицы, а также от Рождества Христова до Крещения Господня земные поклоны в церкви отменяются.

…..

Подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз.

Что делать в церкви, если встретил священника или общаешься со священником?
При встрече со священником следует взять у него благословение (благословите, батюшка) (при этом христианин кладет правую ладонь на левую крестообразно) и затем уже начинать разговор.

При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение (благословите, батюшка, идти надо).

При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

/————————————————————-
Как сделать, чтобы Бог меня любил?
…..

Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? То есть, хотите чтобы вас любил Бог – любите жизнь и людей (не обвиняйте, не жалуйтесь и уж тем более не оскорбляйте), больше радуйтесь и помогайте.
…..Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе.

Источник: http://vcerkvi.ru/chto-i-kak

Грех ли опаздывать

Что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? Потому что все дни его – скорби, и труды его – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!

(Еккл. 2: 22–23)

Современный человек находится в состоянии почти постоянного стресса, напряжения.

На него давит груз семейных проблем, трудностей на работе; к этому нужно прибавить перенаселенность больших городов и, как следствие, дорожные пробки, опоздания, сумасшедший ритм жизни, хроническую усталость и неумение отключиться от дневных проблем даже во сне (это состояние называют синдромом менеджера)… В наш век постоянного цейтнота у многих вошло в привычку всегда и везде опаздывать.

– Бывает, Господь человеку попускает какую-то немощь: один болтлив, другой раздражителен, третий всегда опаздывает… Грех ли опаздывать? Это определяется не формально, а сердечным расположением человека. Если он помышляет: «А… ничего, подождут», то это, конечно, грех — пренебрежение ближним.

Если обижается, когда его наказывают за опоздание, — тоже грех. Если всячески старается никого не огорчить, но по внешним причинам или по особому попущению Божьему опаздывает, при этом укоряет себя и благодушно терпит неприятные последствия, — то не грех. Пусть каждый сам судит. Иногда даже наша немощь может послужить нам ко спасению.

Мы должны быть по возможности снисходительнее друг к другу, причем как к тем, кто опаздывает, так и к тем, кто нас ждет. Плохо, если люди из-за нас нервничают и переживают. То, что ты смутил братьев и сестер — предмет для покаяния.

Но если ты, наоборот, от природы склонен к порядку, организован — ты должен понимать, что это твое личное качество, и не надо осуждать людей беспорядочных — ведь люди все разные.

Если ты начальник и подчиненные у тебя опаздывают, нужно выбрать рациональную линию поведения. С чем-то смириться, за что-то наказать. Важно избежать морализма. Человека нужно наказывать не за грех (это дело Божие), а за проступок. Опоздал — расплатись. Если я как начальник считаю, что можно и нужно сделать снисхождение, — это мое дело.

Поддается ли несобранность исправлению? Если человек осознает важность организованности (духовную — любовь к ближним, душевную — поддержание добрых отношений, деловую — помогает в работе), то будет стараться.

Если же он себя постоянно оправдывается или пребывает в иллюзии относительно себя: ничего, что я опаздываю, в конце концов, я все успеваю сделать, — в таком случае вряд ли что-то изменится.

Вообще же дисциплина с духовной точки зрения — это смирение перед Богом и установленным порядком.

Конечно, с непредвиденными обстоятельствами приходится смиряться. Но зачастую их можно предупредить. Если вам известно время пути куда нужно успеть, нужно всегода прибавлять на всякий случай и стараться выходить заранее. Если вдруг будет четырехчасовая пробка — это форс-мажорные обстоятельства.

А если я выезжаю за час, то опоздание — моя вина, потому что пробки в крупных городах не редкость. То есть выходить впритык, надеясь, что авось проскочу, — это дурная привычка. В этом есть и элемент неправильного упования на Бога — конечно, все в Его руках, и когда Богу угодно, то и пятичасовую поездку можно совершить за полчаса, но очень неправильно на это рассчитывать всегда.

Однако если каяться и добродушно терпеть последствия, тогда и многие дурные привычки уходят…

Вера, доверие, уверенность – однокоренные слова. По-настоящему верующий человек имеет уверенность. Не самоуверенность, когда надеется только на свои силы, а уверенность в том, что Господь ни при каких обстоятельствах не оставит его.

Он доверяет Богу. Он поверяет свои трудности и проблемы Господу. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23).

По-русски это можно перевести так: «Возложи на Господа заботы твои, тревогу твою, доверься Ему, и Он поможет, поддержит тебя».

Верующий знает о том, что все обстоятельства жизни, и даже весьма трудные и скорбные, имеют смысл. Все, что с ним случается, для чего-то нужно.

Он не брошен на произвол слепой фортуны в этом огромном и враждебном мире, но рядом с ним Бог, ведущий его ко спасению. Вера, надежда делает христианина более стрессоустойчивым по сравнению с другими людьми.

Он имеет твердое основание своей жизни, ее смысл, стержень, и поэтому ему легче бороться с житейскими трудностями.

Имя Божие нужно призывать не только «в минуту жизни трудную, когда на сердце грусть», но и вообще перед каждым делом. Сейчас многим приходится очень много трудиться, чтобы прокормить семью, иногда на нескольких работах. Человек верующий, не забывающий призывать Бога в помощь, знает, насколько легче идет любое дело, когда оно совершается с молитвой.

Есть такая известная шутка. Человека спрашивают: «Как вы боритесь с усталостью, сбрасываете напряжение?», и он отвечает: «А я и не напрягаюсь». И это  не праздность и расслабленность, а умение грамотно распределять свои силы. Одно и то же дело можно делать с ужасным напряжением и, наоборот, в нормальном непринужденном ритме.

И тогда чем меньше в нашей жизни будет усталости, беспокойства и стрессов, тем меньше шансов для столкновений и ссор, тем продуктивнее будет идти преодоление разногласий и в семье и на работе.

Например, умная жена осознаёт, что ни в коем случае нельзя решать «неотложное дело», когда муж устал или голоден, лучше отложить какой-то важный разговор немножко на потом, а не давить сходу своим «праведным гневом», а то можно не чуть-чуть опоздать, а всерьез и надолго…

Вобщем, как существо более эмоциональное, чем мужчина, женщина после напряжения должна поделиться своими переживаниями, эмоциями, дать им выход. Ей нужно выговориться, рассказать мужчине о том, что ее волнует, обсудить события прошедшего дня. Общаясь, она отдыхает. И, конечно, в общении она ждет понимания и сочувствия к ее проблемам.

Американский психолог Джон Грей, который написал немало трудов про различия между мужчинами и женщинами, говорит о том, что мужчины и женщины имеют разную реакцию на стресс, потому что за снятие стресса в мужском и женском организме отвечают разные гормоны. Когда дневная нагрузка прекращается, организм мужчины особенно нуждается в отдыхе и восстановлении сил.

Ну а потрудившись в течение недели над добычей хлеба насущного, и мужчин и женщин Святая Церковь Христова зовёт  в Воскресный день на великое животворящее Таинство Евхаристии. Не опаздывайте утром на самое начало литургии, когда читаются Часы, в это время в алтаре совершается начальная часть Божественной Литургии — Проскомидия.

Частицы, вынутые из просфор на проскомидии, о здравии и спасении и об упокоении, влагаются затем священником при окончании Литургии в кровь Христову, при этом произносятся многознаменательные слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

Частицы эти изображают как бы самые души, за кои они вынуты; следовательно души эти как бы омываются в самой пречистой Крови Христовой; из всего всякий может понять, сколь велика и благотворна от того бывает польза для душ наших.

И ещё, обратите внимание на слова сей заключительной молитвы, которую священник читает после причащения прихожан: «Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего, Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником и всем людем Твоим, яко всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.» Аминь

Источник: http://www.brooklyn-church.org/grex-li-opazdyvat.html

Ссылка на основную публикацию