Кафедральный соборный храм христа спасителя в москве — православные молитвы

Так кто же торгует в храме Христа Спасителя?

Откровенный разговор с ключарём храма протоиереем Михаилом Рязанцевым о том, кто на самом деле занимается коммерцией в главном храме страны

Красу и гордость Москвы — Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя — активно упоминают в прессе. Защитники прав потребителей подали иск по поводу незаконной, с их точки зрения, торговли в храме. Суд этот иск отклонил.

Теперь репортёры выясняют, что за фирмы работают на территории комплекса, подсчитывают их барыши. При этом Церковь путают с Фондом храма, бизнесменов — со священниками. Внести ясность мы попросили ключаря храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева.


В чьих руках реальная власть

— Отец Михаил, что в комплексе храма Христа Спасителя принадлежит Русской Православной Церкви?

— Ничего.

— А иконы, святые мощи?

— Святыни, утварь, разумеется, церковные. А из недвижимости, помещений, имущества — ничего.

— А стол, за которым вы сидите, чья собственность?

— Вся обстановка была закуплена инвесторами на стадии строительства храма. Когда комплекс сдавали, обставили кабинет ключаря и покои Святейшего Патриарха. Нам это передано в пользование Фондом храма.

— Кто же собственник храма Христа Спасителя?

— Город Москва. А фактически всем распоряжается Фонд храма, весь комплекс находится у него в доверительном управлении.

— Фонд подотчётен Патриарху?

— Нет.

— А кому подотчётен?

— В Церкви — никому. Его проверяют аудиторы, прежде всего их интересует, как фонд расходует бюджетные средства.

Ведь известно, что из столичного бюджета Фонду храма Христа Спасителя ежегодно выделяются немалые деньги на содержание храмового комплекса.

Что касается коммерческой деятельности фонда, то тут у меня никакой информации нет. Ещё раз хочу подчеркнуть: к Церкви фонд не имеет отношения.

— Но при этом президент Фонда храма — это вы, отец Михаил…

— Да, номинально. Но если вы заглянете в устав фонда, то увидите: у президента нет реальных прав.

Когда столичная власть создавала этот фонд, то распоряжение всеми финансами оставила в руках своих людей, а Церкви отвела чисто представительскую функцию. В результате президент — представитель Патриархии, но ни к деньгам, ни к проектам он отношения не имеет.

Вся реальная власть — в руках исполнительного директора фонда, который назначается столичной властью по согласованию с Патриархом.

— Вы пытались изменить эту ситуацию?

— Пытался. В уставе сказано, что президент собирает правление фонда. Я попробовал, но мне сказали: «Не надо».

Тогда я поставил вопрос о внесении изменений в устав, чтобы расширить права президента — например, предоставить ему возможность запрашивать некоторую информацию.

Но мне дали понять, что и это бесполезно: устав менять не будут, так как изначально он писался под исполнительного директора.

— То есть делиться властью никто не намерен?

— О дележе вообще речи нет. Мы хотим хотя бы находиться в информационном поле, понимать, что здесь происходит… Увы, пока не получается.

Кто сидит над алтарём

— Какие помещения использует Церковь в комплексе храма, помимо тех, которые предназначены для богослужений?

— Мой кабинет, бухгалтерия, покои Патриарха, трапезная и комнаты на третьем этаже — там пошивочная мастерская, класс звонарей и воскресная школа.

— Как это оформлено юридически? У вас есть договор с фондом?

— Есть только внутренний договор, по которому мы оплачиваем фонду коммунальные расходы. А в целом присутствие Церкви здесь до сих пор не оформлено.

— Правда ли, что помещение над алтарём храма фонд сдал в аренду какой-то конторе?

— Да, над алтарём у нас — офис адвокатской фирмы.

— А киоски в ограде храма, где продают дорогие сувениры, часы, ювелирные изделия, имеют отношение к Церкви?

— Никакого. Всё это — торговля частных фирм, которые договорились с фондом.

Церковь реализует в самом храме свечи, иконы, религиозную литературу, принимает записки, заказы на требы, но всё это — не торговля. Любой прихожанин, когда берёт здесь свечу и отдаёт 10 или 20 рублей, понимает, что эти деньги — не цена свечи.

Свеча стоит гораздо меньше. Деньги отдаются как пожертвование на храм.

— А от предприятий пожертвования вы получаете?

— Фонд монополизировал право привлекать благотворителей. Фактически все пожертвования юридических лиц, предприятий поступают в распоряжение фонда.

— Вы рассказывали, как обратились на хлебозавод с просьбой дать муку на просфоры, а вам ответили, что её уже бесплатно дают храму. Оказалось, эту муку получает фонд, и она идёт на булочки, которые продаются в расположенном поблизости киоске…

— Да, не раз бывало, когда Церковь к кому-то обращается, а в ответ — удивление: так мы вам уже помогаем!

— Пару лет назад храм Христа Спасителя едва не стал площадкой для кришнаитов. Они арендовали у фонда зал и пытались провести здесь рекламную акцию.

Такое может повториться?

— После того случая я попросил, чтобы фонд заранее сообщал мне о мероприятиях в храме. И одно время такую информацию давали.

А потом перестали: прислали письмо, в котором говорилось, что всё будут согласовывать с отцом Всеволодом Чаплиным. Я не стал спорить.

Какие расходы несёт Церковь

— Недавно храм Преображения в цокольной части комплекса был украшен росписью. Кто это финансировал?

— Городской бюджет.

— Очевидно, что бизнес-деятельность в комплексе храма осуществляет отнюдь не Церковь.

Но может возникнуть вопрос: если всё, что связано с порядком, охраной и росписью, берёт на себя бюджет, то какие расходы в храме несёт Церковь? Только зарплата людей, которые здесь служат?

— Не только зарплата.

Именно фонду мы платим за коммунальные услуги. Кроме того, когда нужен косметический ремонт в тех помещениях, которые нам предоставлены, Церковь делает его за свой счёт.

— Допустим, в трапезной, которой вы пользуетесь, сломался смеситель. Вы меняете его сами, расходуя церковные деньги?

— Конечно.

— А если понадобился ремонт в храме, кто платит — бюджет или Церковь?

— Слава Богу, в ремонте храма пока нет необходимости.

— В одном интервью вы сказали, что фонд забрал у воскресной школы табуретки и дети кушают стоя… Их вернули?

— Не вернули, но мы купили свои табуретки — так лучше. Это мелочи, но они портят настроение. Почему-то чаще всего подобное случается перед церковными праздниками.

— Вы видите сотрудников фонда в вашем храме на службах?

— Да, сотрудники, технический персонал — прекрасные люди. Многие из них ходят на службы.

Но мне признавались по секрету, что руководство фонда категорически запрещает им общаться со мной. И если у них возникают духовные вопросы, они стараются подойти так, чтобы их никто не видел.

Это странно, не могу найти объяснения.

Кому был нужен «перформанс» на амвоне?

— И в заключение — о «Пусси Райот». После этого скандала в храме усилили охрану?

— Не усилили, а привели в прежнюю норму. У нас в верхнем храме с самого начала было пять охранников: два — на входе и три — в храме. Потом расслабились и сократили их число. Сейчас снова пять.

— Соратники скандальной группы заказали в вашем храме месячное поминовение за здравие этих девушек и с гордостью сообщили в прессе: дескать, теперь Церковь будет за них молиться…

— Конечно, будем. Если девушки крещёные (а я надеюсь, что это так), то за них нужно молиться. Это наш долг. В Евангелии сказано: молитесь за обижающих вас.

— Может, с самого начала имело смысл не столько полемизировать о наказании, сколько молиться о вразумлении?

— Да, об этом мы все подзабыли. Думаю, эти девицы — пешки в чужой игре. Все разговоры сейчас только про них. Но почему-то не говорят о тех, кто их надоумил и кто всё организовал.

— А была организация?

— Несомненно. Всё было тщательно продумано. В храме заранее собралась пресса, фотографы, репортёры. И сразу же в Интернете появилась смонтированная видеозапись. Не могли же они сами это сделать! И сейчас, похоже, кто-то подсказывает им, как себя вести.

Михаил УСТЮГОВ

Словарь «Правмира» — Храм, церковь

Источник: https://www.pravmir.ru/tak-kto-zhe-torguet-v-xrame-xrista-spasitelya/

Храм Христа Спасителя — главный храм России — Православный журнал «Фома»

А знаете ли вы, почему именно храм Христа Спасителя называют главным храмом России? Оказывается, вовсе не потому, что он — самый большой православный храм в нашей стране, хотя он вмещает десять тысяч человек, а это целая армейская дивизия! И даже не потому, что он — самый высокий православный храм в мире: 104 метра! (Низкие облака проплывают на высоте 120 метров — рукой подать!) А потому, что храм Христа Спасителя — главный, кафедральный собор столицы, где совершает богослужение предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх.

У этого храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Как же так получилось? Но… обо всем по порядку.

Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть храм Христа Спасителя на Воробьевых горах

Как поблагодарить Бога?

Когда мы хотим поблагодарить человека, то чаще всего делаем ему подарок. А как поблагодарить Бога? Какой подарок можно подарить Ему — невидимому и всемогущему? Ему не отправишь посылку, не передашь цветы с курьером. Но можно построить храм. И, конечно, это будет самый лучший подарок Богу.

Именно так и поступали всегда наши благочестивые предки. Они строили храмы и тем самым благодарили Спасителя и Пресвятую Богородицу. За что? За благодатную помощь в жизни, за чудес-ное спасение от гибели, за дарование побед в грозных сражениях с врагами. Наши предки давали Богу обет (обещание) построить в благодарность храм и называли такие храмы обетными (обещанными).

К числу обетных храмов относится и храм Христа Спасителя. А пообещал его построить император Александр I в день Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю) 1812 года. Кстати, полное официальное название храма — кафедральный соборный храм во имя Рождества Христова.

Но что же такого знаменательного происходило тогда, в тот декабрьский день? Это был последний день Отечественной войны 1812 года. В тот день последние солдаты армии Наполеона Бонапарта покинули пределы России. Страшная это была война. И вовсе нелегко далась победа.

Более двухсот тысяч русских людей сложили за нее свои головы. В золе и пепле стояла сожженная Москва, но она уже начинала отстраиваться заново. Александр I так написал в своем манифесте о постройке храма: «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

И объявил конкурс архитектурных проектов.

Проект первый

Выиграл конкурс молодой, никому не известный зодчий, обрусевший швед по фамилии Витберг.

Он как будто угадал тайное желание императора: храм должен выглядеть не просто монументально, а грандиозно! Витберг придумал гигантские колоннады, массивные мраморные лестницы, усыпальницу для русских воинов.

Памятники монархам и видным полководцам, а также трофейное оружие, добытое в боях с французами, должны было украсить его помещения. Для стройки выбрали Воробьевы горы — самую высокую точку Москвы, которую называли «короной столицы».

Знаменательно, что находится она посередине между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой они бежали из столицы. Сорок восемь колоколов возвещали бы о начале и конце службы. Благодаря природной акустике (свойствам распространения звука), звон этих колоколов могла бы слышать вся Москва!

Увидев проект, растроганный император Александр Первый воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»

Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Но… ох, уж это «но»…

Как уже говорилось, Витберг был архитектором молодым и… неопытным. Он учел далеко не все. Оползни почвы и грунтовые воды Воробьевых гор стали чрезвычайно мешать строительству.

Но это еще не самое страшное: молодой человек оказался неопытным и в организационных и, что хуже всего, в денежных вопросах.

После смерти его покровителя, Александра Первого, Витберга незаслуженно обвинили в казнокрадстве (краже государственных денег) и сослали в Вятку. А строительство на долгие годы прекратилось. И обет Богу остался невыполненным.

Проект второй

Николай I

Новый император Николай Первый про этот обет не забыл. Но надо было начинать все сначала. Правда, конкурсов государь устраивать не стал. Он просто поручил сделать новый проект своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру Константину Андреевичу Тону.

Читайте также:  Собор святого равноапостольного князя владимира в севастополе, "усыпальница адмиралов" - православные молитвы

Тон отличался чрезвычайной наблюдательностью. Выходец из немцев, он по-настоящему любил все русское.

В древних русских храмах он разглядел столько красоты и гармонии, что задумал сделать проект в древнерусском стиле. На листе бумаги он набросал здание и величественное, и простое одновременно.

А увенчал это здание золотой купол, похожий на шлемы древних русских богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.

Место для своего храма он тоже выбрал другое — поближе к центру столицы, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки.

В день 25-летия Бородинского сражения, 10 сентября 1839 года, состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил будущий святой, тогда еще просто митрополит Московский, Филарет (Дроздов).

Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.

Строился храм почти полвека, а точнее — 44 года. А всего на исполнение обета Александра Первого потребовалось 70 лет.

Свято–Алексеевский монастырь, на месте которого позднее и был построен храм Христа Спасителя

Всем миром

Так получилось, что над созданием храма трудились многие художники и скульпторы, чьи имена навсегда остались в истории русской культуры. Кто же это? Вот только некоторые из них.

Эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу».

Росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Он столь серьезно отнесся к этой работе, что перед ее началом ездил молиться в Троице-Сергиеву лавру к мощам знаменитого русского святого Сергия Радонежского. Ведь именно этот святой благословлял иконописца Андрея Рублева на создание великого образа — Святой Троицы.

Александр III

А создатель знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге скульптор Петр Клодт вместе с другими работал над скульптурами храма-памятника.

Собор получился очень красивым. Скульптуры, живопись, иконы, барельефы, резьба, литье — какие только таланты не приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу. На мраморных досках в нижней галерее храма начертали имена героев войны.

Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал удивительную по глубине патриотическую увертюру под названием «1812 год».

Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господа 26 мая (8 июня) 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Сменился третий император, но были еще живы немногочисленные ветераны Отечественной войны. С Георгиевскими орденами на груди они стояли на освящении храма.

Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.

О времена, о нравы!

Храм был построен на века. Но простоял во всем своем великолепии всего 48 лет. Почему? После 1917 года к власти пришли большевики и начали планомерно уничтожать все, что было связано с религией и верой в Бога: они запрещали людям носить нательные крестики, преследовали священников и закрывали храмы. Главный храм России — храм Христа Спасителя — решили снести.

5 декабря 1931 года храм взорвали. На его месте собирались построить Дворец Советов.

Гигантское здание высотою в 420 метров (то есть в четыре раза выше храма) должна была венчать огромная статуя вождя революции — Ленина. Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире.

В голове Ленина размером с пятиэтажный дом должна была расположиться библиотека, а указательный палец статуи был бы длиной 4 метра.

Но всем этим планам не удалось осуществиться. Пока уничтожали память об Отечественной войне 1812 года, пока закладывали фундамент нового гигантского здания, началась Великая Отечественная война (1941–1945 годы). Снова под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы.

Верующие люди во всех несчастьях всегда видели одну причину — отступление от Бога. Но атеисты никогда об этом не задумывались. Мраморными плитами храма выкладывали стены станций метро, памятные доски с именами героев Отечества пошли на ступени в гардероб Третьяковской галереи.

После окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва». И людская память о храме-памятнике постепенно стиралась. Так бы мы и оставались Иванами, не помнящими родства, но нашлись люди, которые не хотели забывать свою историю.

На возрождение храма Христа Спасителя деньги собирали всем миром, «кружки» стояли в церквях по всей России

Второе рождение

Знаете, кто первый публично предложил восстановить храм Христа Спасителя? Это был первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Однажды он побывал в Троице-Сергиевой Лавре (одной из немногих не уничтоженных в советское время). В небольшом музее при Лавре Юрий Алексеевич увидел макет утраченного храма. Его поразила красота и величие сооружения.

Вскоре он выступал на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. И вдруг неожиданно для всех предложил восстановить храм Христа Спасителя. Сидевшие в президиуме коммунисты буквально онемели от этих слов. В атеистической стране это была небывалая смелость. Но не сажать же в тюрьму человека-легенду! Выступление Гагарина постарались замять.

В газетах, на радио и на телевидении его слова вырезали из речи.

Прошло еще двадцать лет. Менялись времена, безбожные годы подходили к концу. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма.

В 1990 году Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить храм Христа Спасителя на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

И опять деньги собирали всем миром! Но самое активное участие в осуществлении вос-создания собора приняло правительство Москвы. На этот раз храм построили всего за 6 лет. В нем есть и богослужебные помещения, и современный зал собраний, и музей истории города Москвы.

19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. А сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке, хранит имена, даты, цифры, судьбы людей. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Храм был спроектирован в виде равностороннего креста. Он поделен на три большие части — центральную часть с алтарем, верхние галереи с двумя приделами и нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812—1814 годов.

Южный фасад храма (со стороны Москвы-реки) рассказывает о периоде войны с июня по декабрь 1812 года. Осеняет его Смоленская икона Божией Матери в верхнем центральном медальоне. Этот образ три месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой его носили по рядам войск.

Смоленская Икона Божией Матери

 На верхних галереях находятся приделы во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (юг, со стороны Москвы-реки) и святого Александра Невского (север).

С восточной стороны храма в 2005 году был открыт памятник императору Александру Второму-освободителю.

Памятник Александру II

 С западной, главной стороны храма Христа Спасителя находится деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная». В ней находится почитаемый список «Державной» иконы.

Часовня была воздвигнута еще в 1995 году (еще раньше здесь находился закладной камень). Здесь совершались молитвы о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, за его строителей и благотворителей.

Деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная»

 В отличие от старого храма, теперь в храмовый комплекс входит Преображенская церковь, которую соорудили в нижней части храма в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре, так как его главный собор был Спасо-Преображенским.

В нижней части храма также находятся залы Священного Синода и Церковных Соборов, Трапезные Палаты.

Еще в нижней части храма находится музей храма Христа Спасителя. 

Плита с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов

В нижней галерее храма расположился мемориал Отечественной войны. Там поместили 177 мраморных плит с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов.

В этой части храма, рассказывающей о сражениях и героях той кампании, даже готовились к экзамену по истории студенты Московского университета.

Северный фасад храма Христа Спасителя посвящен заграничному периоду Отечественной войны.

В верхних боковых медальонах представлены святые, чьи праздники совершались в дни важнейших битв заграничной кампании. В верхнем центральном медальоне изображена Иверская икона Божией Матери.

На горельефах изображены образы великих апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви.

На восточном храмовом фасаде по углам изображены Рождество и Воскресение Спасителя. Скульптурные изображения этой стороны храма представляют молитвенников за Москву и Россию.

Это митрополиты Московские  — святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский, и другие святые.

В верхнем центральном медальоне находится Владимирская икона Божией Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 26 августа (8 сентября) — в день праздника этой иконы.

Наибольшее место в храме занимает центральная часть с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник. Митрополит Филарет лично обращался в Святейший Синод, чтобы разрешили сделать такой нетрадиционный иконостас, внутри которого находится престол.

Центральная часть храма Христа Спасителя с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник

Этот алтарь — символ пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. У него есть также и другой символический смысл. Образно алтарь-часовня символизирует храм Покрова Божией Матери, что на Рву (храм Василия Блаженного), а огромное храмовое пространство вокруг него — Красную площадь.

Рисунки Екатерины Гавриловой

Источник: https://foma.ru/hram-hrista-spasitelya-glavniy-hram-rossii.html

Храм Христа Спасителя в Москве — главный кафедральный собор Русской православной церкви

Духовным символом России, воплощающим память о героизме и мужестве русского народа, стал Храм Христа Спасителя в Москве. Его создали, чтобы поблагодарить Всевышнего за поддержку в грозные часы лихолетья.

История строительства

Храм Христа Спасителя был построен Москве в память о самоотверженности, которую жители России продемонстрировали в ходе Отечественной войны 1812-13 гг. Первым высказал идею армейский генерал Михаил Кикин. Императору Александру I пришлась по душе мысль о создании необычного мемориала. План строительства храма был также поддержан широкими массами общественности из разных сословий.

В декабре 1812 г вышел императорский манифест. В нем был представлен проект возведения собора, который должен был напоминать россиянам об одержанной победе, увековечить память погибших героев, служить изъявлением благодарности Спасителю за его покровительство.

Первоначально разработкой плана строительства занимался известный архитектор Александр Витберг. В октябре 1817 г. в торжественной обстановке на Воробьевых горах было заложено основание церкви.

Предполагалось условно разделить внутреннее пространство храма на 3 части:

  • Воплощение
  • Преображение
  • Воскресение

Подземная крипта должна была превратиться в некрополь для останков павших героев. Однако расчеты оказались неверными и под заложенным фундаментом почва начала оседать. Николай I, сменивший на престоле своего венценосного брата, отстранил Витберга от руководства строительством. В должность главного архитектора был произведен Константин Тон.

Он занялся разработкой нового проекта для осуществления, которого выбрал участок в непосредственной близости от Кремля. Ранее эта территория принадлежала Алексеевскому женскому монастырю. Обитель было решено снести. Монахинь возмутило подобное действие властей. Одна из насельниц изрекла пророчество о том, что храм просуществует не более полувека.

Закладка церкви на новом месте состоялась в сентябре 1839 г. Сооружение и отделка здания заняли больше 20 лет. Сам храм был завершен в 1860 г., но роспись потолка и стен, а также обустройство прилегающей территории и набережной продолжались в последующие годы.

В 1880 г в собор перенесли архиепископскую кафедру, и он получил право именоваться Кафедральным. В праздник Вознесения Господня. 26 мая 1883 г храм торжественно освятили. Это событие совпало с коронацией нового российского самодержца Александра III. Несколько позже в июне и июле освятили приделы, посвященные св. Николаю Чудотворцу и св.Александру Невскому.

Храм Христа Спасителя начал полноценную работу. В нем регулярно совершались богослужения и праздничные литургии. В церковном хоре пели прославленные басы архидиякон Константин Розов и певец Федор Шаляпин.

Священнослужители храма проводили широкую благотворительную деятельность. Собранные   прихожанами средства направлялись в помощь нуждающимся.

В честь 100-летнего юбилея победы над армией Наполеона рядом с храмом был воздвигнут монумент, изображающий императора Александра III.

Архитектура и убранство храма

Внутреннее пространство собора представляет по форме крест с равными сторонами. Храм поражает своей грандиозностью и величием:

  • Высота (общая)- 103 м
  • Высота купола с крестом -35 м
  • Ширина — 85 м
  • Толщина стен-до 3,2 м
Читайте также:  Что такое рай в православии и как туда попасть - православные молитвы

Он способен одновременно вместить 10 тыс.чел и является крупнейшим православным собором, относящимся к Русской Церкви. Внутрь храма ведут 12 дверей, сделанных из бронзы. Для их декора были специально отлиты изображения святых. В качестве моделей использовались эскизы Ф.П.Толстого.

Внешняя сторона стен была украшена горельефами из мрамора, расположенными в два ряда. Над их созданием трудились признанные мастера-скульпторы:

  • Клодт
  • Логиновский
  • Рамазанов

Роспись покрывает площадь стен в 22 тыс.кв. м, в т.ч. 9 тыс.кв. м с золочением сусальным золотом.

Современное здание

Современное сооружение выполнено согласно традициям византийско-русского стиля. Состоит из 2 частей:

  1. Верхняя — храм Христа Спасителя с тремя престолами (Рождества Христова, Александра Невского, Николая Чудотворца).
  2. Нижняя — Преображенская церковь с тремя алтарями (Преображение Господне, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия).

Освещение состоялось в 2000 и 1996 годах, соответственно.

Соборная конструкция воссоздавалась по старинным чертежам, рисункам, фотографиям. Она максимально приближена к оригиналу. Нововведением стала т.называемая стилобатная часть, заменившая холм в основании.

Она вмещает Преображенскую церковь, залы Церковных соборов и Высшего церковного совета, музей, трапезную, различные служебные помещения. Для сообщения с верхней надземной частью оборудованы лифты. Подъезд транспорта осуществляется через пандус.

Для размещения транспортных средств обустроена подземная парковка (305 мест).

Трапезные собора включают 5 больших залов (Патриарший, Белый, Сергиевский, Красный, аванзал), рассчитанных на прием 1,5 тыс. чел одновременно. Помимо прямого назначения, в них организуют бесплатные обеды для паломников, проводят выставки и другие общественные мероприятия. Оформление залов выполнено в старославянском стиле с использованием резьбы и лепки.

Музейная экспозиция, рассказывающая о прошлом и настоящем Кафедрального собора, содержит св.500 экспонатов, в их числе уникальные реликвии и артефакты. Помимо прочего, вниманию публики представлены документы, описывающие уничтожение аутентичного храма, фотографии, демонстрирующие его поэтапное воссоздание.

В храме главный иконостас представляет собой 8-угольную часовню, сложенную из белоснежного мрамора. Для инкрустации и декора использовались цветные разновидности камня. Верхнюю часть венчает шатрообразный позолоченный купол. Он состоит из 4 ярусов, в которых размещаются иконы.

В качестве отделочного материала были задействованы финский гранит красного цвета и челябинский мрамор. По периметру галереи закреплены доски с именами военнослужащих, отличившихся в боях за отчизну и полным перечнем воинских сражений, в которых принимала участие российская армия. Для внутреннего декора использовался итальянский мрамор, шокшкинский кварцит розового цвета (порфир), лабрадор.

Росписи на стенах изображают образы почитаемых в православии русских святых, а также божественные благодеяния, ниспосланные на землю российскую по молитвам верующих. В первозданном виде рисунки создавались известными художниками – В. Суриковым, И.Крамским, В.Верещагиным, А. Корзухиным, Ф. Бруни, Т.Неффом. В наше время над восстановлением фресок работал коллектив, возглавляемый З. Церетели.

Уничтоженное здание

Изначально собор строился по центрическому типу с главным куполом и 4 угловыми колокольнями. Архитектурной «изюминкой» строения было обустройство внешнего и внутреннего пространства в форме равноконечных крестов. Это давало возможность оставлять центр собора незанятым.

Параметры оригинального здания составляли:

  • Площадь – 1,5 тыс. кв. саженей;
  • Высота — 48,5 саженей.

Общая вместимость -7,2 тыс. прихожан.

Согласно разработкам К.Тона, вход в здание проходил через галереи. Однако впоследствии от этой идеи отказались и заменили открытые лоджии застекленными массивными дверями.

Поверхность стен покрывалась штукатуркой, поверх которой выполнялась роспись и размещались различные элементы убранства. Мрамор для отделки привозился из Коломенского уезда.

Горельефы изображали сюжеты на исторически и библейские темы.

В 1931 г. в рамках борьбы с религией, осуществляемой в советском государстве, храм Христа Спасителя был взорван. По плану на его территории намечали построить Дворец съездов. Однако начало войны в 1941 г. помешало осуществлению задуманного. В 50-х гг. котлован переоборудовали под плавательный бассейн.

Воссоздание

После того, как в Советском Союзе с большим размахом отметили 1000-летие Крещения Руси, общественность выступает с призывом возродить уничтоженные святыни, в первую очередь Храм Христа Спасителя. В программе фонда по возрождению столицы указывается требование построить собор заново на старом месте.

Проектированием здания занимается группа архитекторов под руководством М. Посохина и А.Денисова. Позже их сменяет З.Церетели, который вносит некоторые изменения в уже утвержденный план. Со стороны РПЦ наблюдение за строительством осуществлял протоиерей Л.Калинин.

По своей концепции, храм является обетным, т.е. созданным в память о знаменательном событии, как мемориал погибшим во время Отечественной войны 1812 года, воинам. Данью памяти героическому прошлому служат мраморные доски, на которых содержится подробная информация о сражениях на российской территории:

  • Название
  • Дата
  • Воинские соединения
  • Имена погибших и раненых
  • Численность пострадавших

Мемориальные таблички развешаны вдоль Нижнего коридора. Помимо этого, отдельно представлены тексты главных императорских манифестов.

Впервые торжественное богослужение, посвященное Рождеству Христову, было отслужено в новом здании собора в 2000 г. Его совершил патриарх Алексий II. В августе того же года собор архиереев освятил храм.

Здесь же была осуществлена канонизация расстрелянной царской семьи и названы имена новомученикови исповедников России.

Храм Христа Спасителя в наши дни

Величественный собор с момента своего возрождения стал одной из главных достопримечательностей российской столицы. Его посещение входит во многие экскурсионные программы для туристов.

Храм стал местом проведения важных мероприятий в истории Русской Православной Церкви:

  • Архиерейского Собора (2004 г.)
  • Подписания акта о взаимодействии РПЦ Московского Патриархата и РПЦ зарубежом (2007 г.)
  • Отпевания Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси (2009 г.)
  • Интронизации Патриарха Кирилла

2012 год был отмечен торжествами по поводу 200-летия победы в Отечественной войне. В Соборном Зале проходят не только религиозные, но и культурные мероприятия – концерты симфонической и духовной музыки, фестивали, конференции. Плановый расчет помещения -1 250 мест. Узнать новости из жизни собора, ознакомиться с графиком служб и временем для посещений можно на официальном сайте.

Святыни храма

Паломники из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья приезжают в храм, чтобы поклониться святыням, хранящимся в нем:

  • частицы риз Спасителя; и Богоматери
  • глава Иоанна Златоуста

Для доступа верующих представлены частицы мощей:

  • Андрея Первозванного
  • Марии Египетской
  • князей Александра Невского и Михаила Тверского
  • святителей Петра и Ионы

Веряне имеют возможность увидеть чудотворные иконы:

  • Владимирской Божией Матери
  • Смоленской-Устюженской Божией Матери
  • список с образа «Мадонна ди Сан Лука» (оригинал в г.Болонья)

Кроме того, на всеобщее обозрение выставлены:

  • икона новомучеников и исповедников, признанных в 2000 г.
  • икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
  • 6 картин кисти В. П. Верещагина, посвященные земной жизни Иисуса Христа

В главном алтаре размещен трон Патриарха Московского, святителя Тихона. Одной из главных святынь храма являются мощи митрополита Московского, святителя Филарета. Периодически в Собор привозят известные в православном мире реликвии, которые становятся доступными для поклонения в течение нескольких дней.

Духовенство

За всю историю существования первозданного московского храма Христа Спасителя в нем сменилось 5 настоятелей: А.Соколов, П.Казанский, М.Соболев, В.Марков, И.Арсеньев. В данный момент его руководителем является Патриарх Кирилл.

В церковный клир входят:

  • 3 проиерея, в т.ч. ключарь
  • 2 иерея
  • 3 протодиакона
  • 1 диакон

Где находится храм и как до него добраться

Собор Христа Спасителя расположен недалеко от центра столицы на берегу Москвы реки, рядом с пешеходным Патриаршим мостом. Официальный адрес на улице Волхонка, 15.
Доехать к нему можно несколькими способами:

  • на метро по линии Сокольническая (ст. Кропоткинская)
  • пешком от Кремля через Старый Арбат

В Москве мы рекомендуем следующие отели:

Храм Христа Спасителя в Москве на карте

Источник: https://GuruMustSee.ru/xram-xrista-spasitelya-v-moskve-glavnyj-kafedralnyj-sobor-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/

Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей совершили Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве

26 января 2014 года, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Перед началом Литургии Предстоятель Антиохийской Церкви посетил рабочую Патриаршую резиденцию в Чистом переулке, где встретился со Святейшим Патриархом Кириллом. Блаженнейший Патриарх Иоанн поклонился святыням домового храма Владимирской иконы Божией Матери. Затем Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей вместе прибыли в Храм Христа Спасителя.

В кафедральном соборе Предстоятели вместе взошли на кафедру и были облачены в священные одежды.

Литургией в Храме Христа Спасителя открылись торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

В числе представителей Русской Православной Церкви, сослуживших Его Блаженству и Его Святейшеству, были: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; сонм архиереев Русской Православной Церкви; а также протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС; многочисленные священнослужители, прибывшие для участия в XXII Международных Рождественских чтениях.

Среди сослужащих Предстоятелям были также митрополит Ловчанский Гавриил (Болгарская Православная Церковь) и члены делегации Антиохийской Церкви — митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон, архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас).

Также сослужили представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси: митрополит Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь), епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь), архимандрит Стефан (Диспиракис) (Иерусалимская Православная Церковь), архимандрит Феоктист (Димитров) (Болгарская Православная Церковь), архимандрит Александр (Пихач) (Православная Церковь в Америке).

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе А.Д.

Беглов, председатель комитета Совета Федерации России по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества А.А.

Клишас, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев, члены делегации Антиохийской Церкви.

За Литургией была совершена иерейская хиротония диакона Николая Нефедова, клирика храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москвы.

На запричастном стихе председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий огласил Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения преподобного Сергия Радонежского.

Прямую трансляцию богослужения осуществляло государственное телевидение Сирии.

По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Сергию Радонежскому. Перед началом молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствовавшим в храме с кратким словом:

Источник: https://mospat.ru/ru/2014/01/26/news97265/

Патриаршее Богослужение в Храме Христа Спасителя

18 июня 2017 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, где продолжает находится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, принесенный из Бари. Святейшему Патриарху сослужил епископ Антоний

По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Николая. На время совершения Литургии ковчег был установлен у западных врат храма. Во время богослужения продолжался доступ паломников к святыне.

За Литургией Святейший Владыка возглавил хиротонию архимандрита Аксия (Лобова) во епископа Нерчинского и Краснокаменского (Забайкальская митрополия).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; епископ Видновский Тихон, викарий Московской епархии; епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; епископ Серпуховской Роман, викарий Московской епархии; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии; епископ Зарайский Константин, викарий Московской епархии; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Богородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы; епископ Луховицкий Петр, викарий Московской епархии; епископ Люберецкий Серафим, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Также Его Святейшеству сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Дамаскин (Орловский), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве; духовенство г. Москвы.

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; главный федеральный инспектор по городу Москве В.А. Лавленцев; председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А.

Читайте также:  Как правильно поститься в среду и пятницу - православные молитвы

Клишас; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманян; заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин; руководитель Департамента национальной политики и межрелигиозных связей г.

Москвы В.И. Сучков.

Среди молившихся были члены делегации духовенства и мирян Забайкальской митрополии.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения.

Кафедральный соборный храм посетила делегация представителей монашества Коптской Церкви, совершающая паломничество по православным обителям России в соответствии с решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Коптского Тавадроса II. Данная поездка является ответным визитом — в ноябре 2016 года делегация монахов Русской Православной Церкви совершила паломническую поездку к общехристианским святыням Египта.

В состав коптской делегации входят: епископ Даниил, настоятель монастыря преподобного Павла Фивейского в Восточной пустыне близ Красного моря, помощник Патриарха Тавадроса II по делам монастырей и монашества Коптской Церкви — глава делегации; епископ Епифаний, настоятель монастыря преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне; епископ Сильван, настоятель монастыря преподобного Пахомия Великого в Луксоре; епископ Кирилл, настоятель монастыря великомученика Мины Котуанского в пустыне Мариот; епископ Юстус, настоятель монастыря преподобного Антония Великого в Восточной пустыне близ Красного моря; епископ Маадийский Даниил, викарий Патриарха Коптского Тавадроса II; иеромонах Ашия Эльбарамоси, насельник монастыря Римлян в Нитрийской пустыне; иеромонах Ефрем Анба Бишой, насельник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне; иеромонах Сидрак Эль Сириан, насельник монастыря Сирийцев в Нитрийской пустыне; иеромонах Херувим Эль Бахони, насельник монастыря преподобного Пахомия Великого.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Затем были совершены молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих, в годы гонения на Церковь Христову за Православную веру и правду в прошедшем столетии страшные страдания и истязания претерпевших и мученическую кончину приявших архипастырей, иереев и диаконов, монашествующих и мирян, от глада, хлада и иных истязаний, ран и болезней в заточении во узах скончавшихся, о них поминание творим ныне и их же имена Ты Сам Господи веси».

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в священнический сан диакона Димитрия Гончаренко, клирика московского храма «Малое Вознесение» на Большой Никитской.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексий Пеньков, клирик храма Живоначальной Троицы в Конькове г. Москвы.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал Преосвященного Аксия, епископа Нерчинского и Краснокаменского, на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву всем святым, в земле Русской просиявшим.

В завершение Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

После богослужения в тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во внимание к трудам во благо Святой Церкви и в связи с 55-летием со дня рождения вручил первому заместителю министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяну медаль ордена Славы и чести I степени.

В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви освятил установленную у стен Храма Христа Спасителя скульптурную композицию «Воссоединение», посвященную подписанию Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

По материалам Патриархия.ру

Источник: http://ortodossia.org/2017/06/20/patriarshee-bogosluzhenie-v-xrame-xrista-spasitelya-2/

Торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя в день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского

4 декабря 2017 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное богослужение.

В центре Храме Христа Спасителя была установлена рака с честными мощами святителя Тихона, Патриарха Московского, которые 29 ноября с.г., к началу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, были принесены в кафедральный собор из Донского ставропигиального мужского монастыря.

Богослужение возглавил Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II.

Божественную литургию совершили Предстоятели и главы делегаций Поместных Православных Церквей, участвующие в торжествах по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви: Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; Святейший Патриарх Сербский Ириней; Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил; Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II; Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий; Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва; Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав; Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон; митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации Грузинской Православной Церкви; митрополит Ловчанский Гавриил, глава делегации Болгарской Православной Церкви.

В богослужении участвовали постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви и Предстоятели автономных и самоуправляемых частей Московского Патриархата: митрополит Токийский и всея Японии Даниил; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви; члены делегаций Поместных Православных Церквей; московское духовенство.

В храме молились многочисленные священнослужители, монашествующие и миряне.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении сводного хора певчих Московской городской епархии под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова. Сводный хор образован из лучших певчих благочиний Первопрестольного града.

На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция богослужения.

На малом входе, в соответствии с пуктом 2.2.

4 Положения о наградах Русской Православной Церкви, которое было принято на прошедшем Архиерейском Соборе, гласящим: «Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви», права ношения второй панагии были удостоены: митрополит Токийский и всея Японии Даниил; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Рижский и всея Латвии Александр; митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, был удостоен Святейшим Патриархом Кириллом права ношения второй панагии в июне с.г. в дни проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей «в ознаменование 10-летия подписания Акта о каноническом общении и во внимание к ревностным трудам по упрочению обретенного духовного единства».

В соответствии с новым Положением о наградах, согласно пункту 2.2.1 («Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области.

Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию»), Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан архиепископа: епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана; епископа Кызыльского и Тывинского Феофана; епископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема; епископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама; епископа Владикавказского и Аланского Леонида; епископа Горноалтайского и Чемальского Каллистрата; епископа Анадырского и Чукотского Матфея.

На сугубой ектении были вознесены прошения:

«Еще молимся Тебе, Богу, Спасителю нашему, о еже милостивым оком призрети на ны, память творящих о столетней годовщине Священнаго Собора Церкве нашея, им же святитель Тихон Первосвятителем Церкви Русския поставися, о еже во едино ю собрати и от пагубных разделений и нестроений избавити, Церковь же православную невредиму и непреобориму соблюсти от неверия, ересей и расколов, верных чад ея в единомыслии утвердити и миром оградити, рцем вси Милосерде Господи, услыши и помилуй»;

«Еще молимся Господу Спасителю нашему, о еже прияти исповедание и благодарение нас, недостойных рабов Своих, о Твоих благодеяниях, яже излиял еси на Церковь Русскую от лет древних, наипаче же в мимошедшем веце, спасая ю от бед и скорбей и от разделений исцеляя, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу приносим и умиленно вопием: яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, Всесильный Творче, услыши и помилуй»;

«Еще молимся о еже прияти Господу Богу нашему, яко кадилу благовонному, молитвы сонма мучеников и исповедников за веру и правду страшныя страдания претерпевших и мученическую кончину приявших и Христа ради в годы гонений подвизавшихся, да Церковь Русскую утвердит, нас же всех в единомыслии соблюдет, рцем вси Господи, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй»;

«Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже благосердием и милостию призрети на виноград сей, егоже насади и сохрани от всех наветов вражиих Десница Твоя, о еже и в предняя лета даровати Церкви Твоей единение и безмятежие, да не умалится она и да не поколеблется Русь святая, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Благосерде Господи, услыши и милостивно помилуй».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву:

«Боже великий и непостижимый, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Душе Соприсносущный, спасаяй погибающыя, животворяй мертвыя и дивным Твоим промыслом управляяй всяческая! Призри милостивно с высоты святыя Твоея, и приими от нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, им же в мимошедшем веце велие Твое от бед и всегубительства спасение явил еси, сердцем и устами возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия. Не по беззакониям нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам, но призрел еси на многия труды и усердныя молитвы верных рабов Твоих членов Священнаго Собора Церкви Русския, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, попечение имевших о благоустроении Церкви нашея и святителя Тихона на престол Первосвятительский Церкви Русския поставивших и Патриаршество в ней тем восстановивших.

Помози нам, Господи, благодарную память сего славнаго Твоего милосердия тверду и непрестанну имети в себе, яко да Тобою утверждаеми и ограждаеми, всегда, якоже днесь, поем и славим Имя Твое святое. Сподоби нас в вере, любви и единении пребывати, пагубныя резделения и расколы врачевати, да Дух Твой Благий почиет на нас.

Исправи жизнь нашу, просвети ум наш светом учения Евангельскаго, возгрей в серцах наших дух благочестия, направи нас к деланию заповедей Твоих, да прославится и в нас, якоже во отцех Священнаго Собора Церкве нашея в годы гонений пострадавших, всесвятое и преславное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Аминь».

Перед причастием архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, огласил Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл облачился в копию интронизационного куколя Патриарха Тихона, преподнесенную Его Святейшеству Священным Синодом Русской Православной Церкви в Храме Христа Спасителя 20 ноября 2017 года.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения со словом.

С приветствием от имени представителей всех Поместных Православных Церквей выступил Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II.

Затем в трапезных палатах Храма Христа Спасителя состоялся торжественный прием по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви.

Патриархия.ru

Источник: http://foto.patriarchia.ru/news/torzhestvennoe-bogosluzhenie-v-khrame-khrista-spasitelya-v-den-100-letiya-intronizatsii-svyatitelya-tikhona-patriarkha-moskovskogo/

Ссылка на основную публикацию