Кафедральный собор святых петра и павла в симферополе – православные молитвы

Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь

Кафедральный собор Святых Петра и Павла в Симферополе - православные молитвы

Ансамбль “Петропавловская песня” – “Крымский мост”

Духовно-просветительский центр.
Расписание занятий

Новые материалы сайта:

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи: иконы, фрески, живопись

Святитель Лука. Слово в день Успения Божией Матери

15 лет назад отошел ко Господу Митрополит Антоний (Блум)

Преображение Господне: фрески и картины

Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?

Страх Господен. Как совместить его с любовью?

Искус современного искусства

Бояться ли сглаза?

Добрый старец Добри Добрев

Цикл бесед cо старшеклассниками о семье и браке (Протоиерей Александр Якушечкин)

Православный календарь:

Кафедральный Петро-Павловский собор был построен в начале XIX века по просьбе и на средства жителей Симферополя. Православное население растущего города крайне нуждалось в просторном храме: первый православный храм города — маленькая Константино-Еленинская церковь уже не могла вместить всех прихожан.

Первое деревянное здание Петро-Павловского храма освятили в ноябре 1806 года. Через 20 с лишним лет здание заметно обветшало, церковь закрыли, а колокола, церковную утварь, ризницу передали в нововыстроенный кафедральный Александро-Невский собор. В 1860-е годы симферопольцы начали возрождение Петро-Павловского храма.

И в августе 1870 года на месте разобранной старой деревянной церкви был освящен построенный по проекту петербургского архитектора К. Лазарева просторный, наполненный светом каменный собор в виде креста, вытянутого с запада на восток, с 12 окнам, устроенными в барабане.

Двумя годами раньше — с 1868 года при храме были открыты церковно-приходское попечительство и два училища — мужское и женское.

Надо заметить, что Петро-Павловский собор во всем своем величии и красоте, которые мы видим сегодня, после его восстановления, был построен при Правящем Архиерее Таврической епархии Архиепископе Гурии (Карпове), ныне прославленном в лике святых. Святитель Гурий, который управлял Таврической кафедрой с 1867-го по 1882 год, неоднократно совершал в этом соборе богослужения.

В 1937 году Петро-Павловский собор был закрыт и разорен, в нем устроили склад.

Восстановление храма началось в 1980-е годы. Сегодня в нем два придела: в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и святого преподобного Серафима Саровского.

С 2003 года Петро-Павловскому собору придан статус кафедрального.

В 2004 году здесь произошло чудо — на стекле, за которым стояла икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Икона выставлена для поклонения верующих.

23 августа 2008 года в Петро-Павловском кафедральном соборе Симферополя состоялись торжества по поводу прославления в лике святых Архиепископа Таврического Гурия (Карпова).

Торжественное прославление в лике святых Архиепископа Гурия возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Мощи святителя пребывали в соборе до 7 июня 2016 года, когда они были перенесены в возрожденный кафедральный Александро-Невский собор, в котором находилась архиерейская кафедра Архиепископа Таврического Гурия (Карпова), и установлены в нижнем храме, освященном в честь святителя Гурия Таврического.

Источник: http://cspp.prihod.ru/

Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла в Симферополе

Статус: Кафедральный собор (с 2003 г.)
Святыни и реликвии: Мощи Святителя Гурия (Карпова)
Адрес: г. Симферополь, ул. Октябрьская, 16
Телефон: +380-652-297971
Настоятель: протоиерей Александр Якушечкин

Кафедральный Петропавловский собор был построен в начале XIX века по просьбе и на средства жителей Симферополя.

Православное население растущего города крайне нуждалось в просторном храме: первый православный храм города — маленькая Константино-Еленинская церковь уже не могла вместить всех прихожан.

Первое деревянное здание Петропавловского храма освятили в ноябре 1806 года. Через 20 с лишним лет здание заметно обветшало, церковь закрыли, а колокола, церковную утварь, ризницу передали в нововыстроенный кафедральный Александро-Невский собор. В 1860-е годы симферопольцы начали возрождение Петропавловского храма.

И в августе 1870 года на месте разобранной старой деревянной церкви был освящен построенный по проекту петербургского архитектора К. Лазарева просторный, наполненный светом каменный собор в виде креста, вытянутого с запада на восток, с 12 окнам, устроенными в барабане.

Двумя годами раньше — с 1868 года при храме были открыты церковно-приходское попечительство и два училища — мужское и женское.

Надо заметить, что Петропавловский собор во всем своем величии и красоте, которые мы видим сегодня, после его восстановления, был построен при Правящем Архиерее Таврической епархии Архиепископе Гурии (Карпове), ныне прославленном в лике святых. Святитель Гурий, который управлял Таврической кафедрой с 1867-го по 1882 год, неоднократно совершал в этом соборе богослужения.

В 1937 году Петропавловский собор был закрыт и разорен, в нем устроили склад.

Восстановление храма началось в 1980-е годы. Сегодня в нем два придела: в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и святого преподобного Серафима Саровского.

С 2003 года Петропавловскому собору придан статус кафедрального.

В 2004 году здесь произошло чудо — на стекле, за которым стояла икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Икона выставлена для поклонения верующих.

23 августа 2008 года в Петропавловском кафедральном соборе Симферополя состоялись торжества по поводу прославления в лике святых Архиепископа Таврического Гурия (Карпова). Торжественное прославление в лике святых Архиепископа Гурия возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Торжества открылись 22 августа всенощным бдением в кафедральном Петропавловском соборе, где собралось большое количество верующих и на середине храма была установлена украшенная живыми цветами рака с мощами прославляемого Святителя.

23 августа Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил в кафедральном соборе Божественную литургию в сослужении Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, архиепископов Тульчинского и Брацлавского Ионафана, Черкасского и Каневского Софрония, Криворожского и Никопольского Ефрема, Херсонского и Таврического Иоанна, Вышгородского Павла, Конотопского и Глуховского Луки, епископов Хотынского Мелетия, Новокаховского и Бериславского Иоасафа, Переяслав-Хмельницкого Александра.

После малого входа Блаженнейший Владыка отслужил последнюю краткую заупокойную литию перед мощами прославляемого подвижника благочестия.

Затем с церковного амвона Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и Архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем зачитали решение Священного Синода Украинской Православной Церкви о причислении Архиепископа Гурия (Карпова) к лику местночтимых святых с установлением дня памяти 17 (30 по новому стилю) марта и житие новопрославленного святого.

Хор первый раз спел тропарь святителю Гурию. Священнослужители вынесли из алтаря в центр собора иконописное изображение святого. Архиереи и все находящиеся в соборном храме спели величание святителю Гурию и тем прославили его в лике святых.

Предстоятель УПЦ, а затем сослужившие ему архиереи и священнослужители приложились к святым мощам и иконе святителя.

По совершении Божественной литургии у раки со святыми мощами и иконы был впервые отслужен молебен с акафистом новопрославленному святителю Гурию. Началось поклонение верующих святым мощам и иконе еще одного угодника Божия, просиявшего на благословенной земле Православной Тавриды.

В настоящее время святые мощи святителя Гурия пребывают в кафедральном Петропавловском соборе. А когда в крымской столице с помощью Божией будет воссоздан взорванный в 1930 году кафедральный Александро-Невский собор, в котором находилась архиерейская кафедра Архиепископа Таврического Гурия (Карпова), его святые мощи будут перенесены в этот возрожденный соборный храм.

Источник: http://crimea-eparhia.ru/index.php/%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9-%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD/93-eparchy/cathedrals/419-02

Собор Петра и Павла в г. Симферополь – Святцы.Орг

Храм был построен в начале XIX века по просьбе и на средства жителей нового города Симферополя. Христианское население Симферополя крайне нуждалось в просторном храме, так как маленькая Константино-Еленинская церковь не могла уже вместить всех прихожан.

Строительство нового храма началось в 1805 году. 8 ноября 1806 года новую церковь освятили. Она представляла собой деревянное прямоугольное здание, над западной стороной возвышалась колокольня, с восточной находилась пятигранная апсида.

Восемь столбов делили внутреннее пространство на три нефа, из которых центральный самый широкий. В храме не было росписей, главным его украшением являлся иконостас.

Колокола для Петропавловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после уничтожения монетного двора Ак-Мечети.

Более 20 лет звон колоколов созывал прихожан Петропавловского храма на молитвы. За эти годы он обветшал, и его закрыли. В городе построили новый кафедральный Александро-Невский собор, куда передали колокола, церковную утварь, ризницу.

Во второй половине XIX века в Крыму стараниями Преосвященного Иннокентия открывается новая епархия Православной Церкви. Окрепли позиции христианства на полуострове, началось активное строительство новых и реконструкция старых церквей. В 1865 году симферопольцы решили возродить Петропавловский храм.

Проект нового храма разработал петербургский архитектор К.Лазарев. Старую деревянную церковь разобрали, и на её месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма. Прихожане участвовали в его строительстве.

В августе 1866 года строительство церкви было завершено, но ещё 4 года продолжались отделочные работы.

Внешний вид храма изменился: он был построен в виде креста, вытянутого с запада на восток, собор значительно расширился, наполнился светом благодаря 12 окнам, устроенным в барабане.

Наконец все работы были завершены, и 16 августа 1870 года собор вновь распахнул врата для своих прихожан. При храме с 1868 года существовало церковно-приходское попечительство и два училища – мужское и женское.

В 1937 году богослужение в Петропавловском соборе прекратилось. Разобрали купол и колокольню, в храме устроили склад.

Восстановление собора началось только в 1980-е годы. Автором проекта стала архитектор О.И. Сергеева, а работы выполнялись ЗАО «Крымреставрация».

Современный архитектурный облик собора соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с формами древнерусского зодчества. Высокие окна украшены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши. Венчает здание световой барабан с куполом «луковичной» формы.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "умиление" (серафимо-дивеевская) - православные молитвы

При входе в собор устроена паперть – крыльцо. Каменная лестница ведёт к входу, над которым вытянулась к небу стройная колокольня. Главный вход обрамлён тонкими полуколоннами, радуют глаз яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, святых Петра и Павла, в честь которых назван храм.

Внутреннее убранство храма великолепно. В храме два придела: в честь святого Иоанна Кронштадтского и святого Серафима Саровского. С 2003 года Петропавловскому собору придан статус кафедрального.

Источник: https://svyatsy.ru/svyatye-mesta/rossiya/krym/simferopol/sobor_petra_i_pavla_v_g__simferopol/

Свято-Петропавловский кафедральный собор в Симферополе

12 июля по новому стилю православные отмечают день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

В этот день в церквах проходят службы, во время которых святые Петр и Павел прославляются как «други Христовы», «реки премудрости», «небеснии проповедники», «всего мира предстатели», «ученики Христовы, и основание Церкви, истинные столпы и стены, и трубы божественныя Христовых учений и страданий».

Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел

Икона второй половины XV века

Напомним, что простой рыбак Петр, изначально носивший имя Симон, призванный Господом на путь апостольства, стал столь ревностным учеником Спасителя, что после призвания к служению Господу получил имя Петр, что означает «камень».

Апостол Павел сначала носил имя Савл, что на древнееврейском означает «выпрошенный», «вымоленный», и принадлежал к секте фарисеев, жестоко преследовал христиан.

Новозаветные Деяния Апостолов повествуют, что однажды, направляясь в город Дамаск, чтобы расправиться с учениками Христа, он был удостоен видения — ослепившего его (на три дня) яркого света с неба и явления Христа, вопросившего: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? С того момента Савл уверовал во Христа.

Святые апостолы Павел и Петр по приказу римского императора Нерона были заключены в Мамертинскую темницу и одновременно приняли мученическую смерть в 67 г. новой эры.

Немало храмов по всей Руси возведено в честь этих двух столпов христианства, принявших две тысячи лет назад мученическую кончину во Имя Христово.

Из самых известных — Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, из самых новых — 15-летний по «возрасту» величественный белокаменный храм Петра и Павла в Прохоровке под Белгородом, возведенный на месте, где 12 июля 1943 г. состоялось знаменитое танковое сражение, ставшее высшей точкой Курской битвы.

Однако сегодня мы расскажем о Петропавловском кафедральном соборе Симферополя, который во всем своем величии и красоте был построен при Правящем Архиерее Таврической епархии Архиепископе Гурии (Карпове), ныне прославленном в лике святых. Святитель Гурий, управляя Таврической кафедрой в 1867—1882 гг., неоднократно совершал в этом соборе богослужения.

К храму во имя святых апостолов Петра и Павла следует добираться по небольшой старинной улочке, когда-то носившей соответственное имя Петропавловская, но теперь, по понятным историческим причинам, — Октябрьская. В советское время он находился в запустении, утратил колокольню, кресты, ограду.

Петропавловский собор, Симферополь

Построен он был в начале ХIХ века по просьбе и на средства жителей Симферополя (официальной датой основания города считается 1784 г.), тогда как татары называли это место Ак-Мечеть (белая мечеть).

Писатель, сенатор и член Российской академии Павел Иванович Сумароков (не путать с поэтом Александром Петровичем Сумароковым), посетив Симферополь в 1803 г., писал в «Досугах Крымского судьи», что нашел «одну русскую церковь (Константино-Еленинскую — прим. авт.

) в беднейшем татарском домике, устроенную для квартировавшего здесь Владимирского бомбардирского полка, и одну греческую.

А народонаселение города состояло из 66 дворян, других русских разного звания жителей, как то: купцов, ремесленников, рабочих и других, всего 360 душ; греков 42, армян 31, немцев 10, молдаван 19, евреев 32, цесарскоподданных 25 и турецкоподданных 50; всего до 1 тысячи душ, не считая квартирующих войск».

Строительство же нового храма, для чего православные прихожане собирали средства, началось в 1805 г., и 8 ноября 1806 г. новая церковь была освящена. Она была деревянной — так сказать, по средствам, без росписей, главным украшением являлся иконостас. Колокола для Петропавловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после закрытия монетного двора Ак-Мечети.

Лет через двадцать с лишним обветшавший храм закрыли. В городе был возведен новый кафедральный собор, Александро-Невский, куда передали из Петропавловской церкви колокола, церковную утварь, ризницу.

Во второй половине XIX века в Крыму стараниями святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (в миру Иван Алексеевич Борисов), была открыта новая епархия Православной Церкви. Деятельность свт.

Иннокентия широко известна в православном мире не только значительной патриотической и духовной деятельностью в годы Крымской войны.

Благодаря Святителю расширились границы епархии, возрождались монастыри, крепли позиции христианства на полуострове, началось активное строительство новых и реконструкция старых церквей.

В 1865 г. симферопольцы решили возродить Петропавловский храм, для чего создали строительный комитет, в который вошли бывший церковный староста Афанасий Иванович Тисов, священники Руднев и Лисневский, дьякон Антип Штенко, почетные граждане Кузьмин и Старцов.

Символично: проект нового храма был разработан архитектором из Санкт-Петербурга К. Лазаревым.

Из требуемых для претворения проекта в жизнь 55-ти тысяч рублей 32 тысячи собрали прихожане, а 23 тысячи выделил Священный Синод.

Для завершения работ пожертвовал 15 тысяч рублей купец Тисов, пробывший церковным старостой Петропавловского собора более 20 лет, а после кончины похороненный в левом приделе храма.

Старую деревянную церковь разобрали, и на ее месте 29 июня 1866 г. было заложено новое здание. Подрядными работами руководил К. К. Воронцов, контролировал выполнение работ губернский инженер Грачев. В августе 1866 г.

строительство церкви было завершено, но еще 4 года продолжались отделочные работы. Храм, построенный в виде креста, имел 12 окон, устроенных в барабане. Особым изяществом отличалась внутренняя отделка храма.

Восхищал своей красотой иконостас, выполненный мастером Зайцевым, с иконами византийского стиля.

Петропавловский собор, Симферополь

Службы в Петропавловском храме возобновились 16 августа 1870 г., но уже с 1868 г. при храме работали церковно-приходское попечительство, а также мужское и женское училища.

Благодаря свидетельству епископа Гермогена мы знаем, что в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательна древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей св. угодников, изображенных на иконе, в сребро-позлащенном кресте, с надписью 1693 год». Об этой святыне передают трогательную историю.

Во время Крымской войны 1853—1856 гг. неизвестный офицер оставил икону в Петропавловской церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, а если же нет — завещал оставить в храме. Скорее всего, икона была семейной святыней. Благочестивый офицер с войны не вернулся.

А икону в храме бережно сохраняли, по четвергам перед ней читался акафист.

В 1890 г. церковный двор прихожане обнесли ажурной металлической оградой, в самом дворе посадив деревья и декоративные кустарники.

На небольшой площади, вымощенной булыжниками, проходили военные парады, народные гулянья.

Территория вокруг Петропавловского храма и площади постепенно застраивалась одно- и двухэтажными домами — поскольку здания вокруг церкви не должны быть высокими, чтобы собор был хорошо виден со всех сторон.

В 1902—1903 гг. молодые художники из Академии художеств на средства церковного старосты С. И. Абрикосова расписали купол собора. В самом центре был изображен Господь Саваоф в окружении Небесных Сил, стены между окнами украсил орнамент, а по поясу барабана были написаны 12 медальонов с изображениями святых апостолов. В последующие два года была закончена и роспись стен.

Петропавловский собор, Симферополь

Богослужения в Петропавловском соборе прекратились в безбожном 1937 г., страшном для нашего Отечества. Купол и колокольню большевики разобрали, в храме устроили склад, а по соседству — пункт приема стеклотары и пивную, для которых лучшего места, видимо, не нашлось.

Восстановлением Петропавловского собора, отходя от беспамятства, озлобления и забвения веры, власть занялась в конце 1980-х. Благодаря большой исследовательской работе, проведенной С. Л.

Беловой в архивах Синода, удалось отыскать проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма. Автором восстановительного проекта стала архитектор О. И.

Сергеева, а работы выполнялись ЗАО «Крымреставрация».

Современный архитектурный облик церкви соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с формами древнерусского зодчества. Высокие окна украшены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши.

Венчает здание световой барабан с куполом «луковичной» формы, при входе в храм устроена паперть, есть каменная лестница, над которой возвышается колокольня.

Главный вход обрамлен тонкими полуколоннами, с фасада смотрят на прихожан яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, а также святых апостолов Петра и Павла.

Фасад Петропавловского собора, Симферополь

В храме имеется два придела — в честь святого Иоанна Кронштадтского и святого Серафима Саровского.

С 2003 г. Петропавловскому собору был придан статус кафедрального.

Епархиальные источники сообщают, что в 2004 г. в храме произошло чудо — на стекле, за которым стояла икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Это стекло тоже теперь выставлено рядом с иконой для поклонения верующих.

Читайте также:  Акафист пресвятой богородице “взбранной воеводе” - православные молитвы

Петропавловский собор, Симферополь. Лик Николая Чудотворца на стекле и на иконе

Напомним, что аналогичное чудо с отпечатком Образа на стекле киота произошло в 1993 г. Киеве, в Свято-Введенском монастыре с Богородичной иконой «Призри на смирение».

Говоря о Свято-Петропавловском кафедральном соборе Симферополя, нельзя не вспомнить о том, что тут покоятся святые мощи крымского святителя Гурия Карпова, архиепископа Таврического, прославленного не только как местночтимый святой в землях Таврии, но и в Китае, где, будучи 18 лет епископом, он нес свет Православной веры. Прославление святителя Гурия в лике святых состоялось в этом же храме в августе 2008 г., торжественное прославление в лике святых архиепископа Гурия возглавил сам Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Прославление Гурия Карпова 23 августа 2008 г.

Сейчас рядом с тем местом у алтаря, где постоянно пребывают святые мощи архиепископа Гурия, находится празднично украшенная икона «Собор святых мучеников китайских».

Предполагается, что когда в крымской столице будет воссоздан взорванный в 1930 г.

кафедральный Александро-Невский собор, в котором находилась архиерейская кафедра архиепископа Таврического Гурия (Карпова), его святые мощи будут перенесены в этот возрожденный соборный храм.

А сейчас именно в кафедральный Свято-Петропавловский собор постоянно поступают свидетельства об исцелениях и чудотворениях, происходящих уже в наши дни по молитвам святителя Гурия.

Источник: https://odnarodyna.org/content/svyato-petropavlovskiy-kafedralnyy-sobor-v-simferopole

Свято-Петропавловский кафедральный собор в Симферополе

Свято-Петропавловский кафедральный собор в Симферополе ( Храм во имя Святых апостолов Петра и Павла) – кафедральный собор Симферопольской и Крымской епархии.

Собор имеет особое место в истории города и православия в Крыму. Как и многие храмы, пережил период разорения в советское время и период воссоздания.

Статус кафедрального получил в 2003 году, до момента восстановления Александро-Невского собора, точная дата чего неизвестна.

Первая «Екатерининская церковь» (храм святых Елены и Константина) в быстрорастущем городе Симферополе перестала вмещать в себя всех прихожан. По просьбе симферопольцев был поднят вопрос о строительстве нового, более вместительного храма.

Святейший Синод выдал разрешение на строительство в 1801 году, но саму церковь начали строить в 1805 году. Строительство деревянного храма длилось около 1 года. Осенью, 8 ноября 1806 года церковь освятили. Церковь из себя представляла деревянное здание в форме прямоугольника.

Над западной стороной возвышалась колокольня. Основную красоту деревянной церкви составлял иконостас. Росписей в храме не было. Медные колоколы были отлиты из остатков монетного двора Ак-Мечети. Церковь просуществовала около 20 лет. За эти годы храм обветшал, и его закрыли.

Вскоре в городе построили новый кафедральный Александро-Невский собор, в который были переданы колокола, церковную утварь, ризницу.

В 1865 году жители города решили возродить Петро-Павловский храм. Проект нового храма разработал петербургский архитектор Константин Лазарев.

Старую деревянную церковь разобрали, на ее месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма. Уже в августе 1866 года строительство церкви было завершено, но до 1870 года продолжались отделочные работы.

16 августа 1870 года в соборе провели первую службу. При храме с 1868 года работало два училища — мужское и женское.

В 1890 году церковный двор был обнесен ажурной металлической оградой. На площади перед храмом проходили массовые мероприятия. Территория вокруг Петропавловского храма и площади постепенно застраивалась невысокими домами. Это было особым условием: здания не должны быть выше храма.

В 1902—1903 годах художники на средства церковного старосты расписали купол собора. В самом центре был изображен Господь Саваоф в окружении Небесных Сил. Стены были расписаны цветочным орнаментом. По поясу барабана были написаны 12 медальонов с изображениями святых апостолов.

В 1924 году, после установления советской власти, улица Петропавловская, ведущая к храму, была переименована в Октябрьскую.

В 1937 году разобрали купол и колокольню, в храме устроили склад. Собор имел жалкий вид: без купола, ободранный, с бетонным пандусом для въезда грузовиков внутрь храма. На крыше росло дерево. Возле храма было открыто питейное заведение.

Спустя более 40 лет, в 1980-е годы началось восстановление Петропавловского собора. Автором проекта стала архитектор О. И. Сергеева. В архивах Синода С. Л. Белова смогла найти проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма.

В 2003 году Петропавловскому собору был придан статус кафедрального.

23 августа 2008 года в Петро-Павловском кафедральном соборе Симферополя состоялись церковные торжества по поводу прославления в лике святых Архиепископа Таврического Гурия (Карпова). Торжественное прославление в лике святых Архиепископа Гурия лично возглавил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).

В 2008 году городские власти Симферополя восстановили историческое название площади перед храмом — Петропавловская. Также было возвращено историческое название улицы Петропавловской.

Архитектурный стиль храма соединяет элементы разных стилей: классика сочетается с формами древнерусской архитектуры. Белокаменные наличники обрамляют высокие окна. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз. Венчает здание барабан с 12 окнами.

Купол имеет форму «луковицы» чёрного цвета. При входе в храм устроена паперть, каменная лестница, над которой возвышается колокольня.

Главный вход обрамлён тонкими полуколоннами, а на фасаде видны яркие мозаики с изображением Иисуса Христа и святых апостолов Петра и Павла.

По свидетельствам епископа Гермогена (Добронравина) в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательная древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей святых угодников, изображенных на иконе, в сребро-позлащенном кресте, с надписью 1693 год». Согласно легенде, во время Крымской войны неизвестный офицер оставил икону в церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, если же нет — она остается в храме. Война окончилась, но за иконой никто не пришел.

Реликвии :

  • Икона с мощами Святителя Николая
  • Икона Божией Матери «Иверская»
  • Икона Пресвятой Богородицы Троеручица
  • Мощи Святителя Гурия (Карпова), архиепископа Таврического
  • Чтимая икона Святителя Николая Чудотворца и отпечаток на стекле ее киота
  • Крест с частицей Честного Животворящего Креста Господня

Адрес: Россия, Республика Крым, г.Симферополь, Пролетарская, 5

Источник: http://gorbolnitca.com/content/svyato-petropavlovskiy-kafedralnyy-sobor-v-simferopole

Свято-Троицкий собор женского монастыря в Симферополе

опубликовано: февраль 2016:

Свято-Троицкий собор – главный собор Свято-Троицкого женского монастыря и одна из важнейших и почитаемых  святынь православного Симферополя.

В его стенах покоятся мощи выдающегося архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Поэтому нередко можно услышать ещё одно название этой церкви – храм Святителя Луки.

И не иссякают людские потоки к богатому на реликвии Свято-Троицкому собору.

История Свято-Троицкого собора

Свято-Троицкий собор стоит на том самом месте, где когда-то находилась старая греческая церквушка Ак-Мечети (так раньше назывался Симферополь, пока ещё не был городом и центром Крыма), так что налицо духовная преемственность.

Улица, на которой стоял греческий храм, называлась Греческая и заселяли её в основном члены греческой общины, которых тогда на полуострове было немало. Здесь же находилась греческая гимназия.

Когда задумка о возведении нового Свято-Троицкого собора перешла в плоскость реализации, церковь разобрали и приступили к строительству. В 1968 году красивый в классическом стиле  Свято-Троицкий собор был освящен и открылся для прихожан. Архитектором нового храма выступил И.Ф. Колодин.

В новой церкви два придела: один в честь святого Николая Мирликийского, другой был посвящен святым равноапостольным царям Константину и Елене.

Как и другие святые места Крыма, Свято-Троицкий собор подвергся поруганию со стороны новой советской власти. Епископ Симферопольский и Крымский Порфирий  (глава кафедры с 1931 по 1937 год) и протоиерей Николай Мезенцев, выступившие против гонений на церковь были арестованы и казнены.

За их мученические смерти православная церковь канонизировала этих священников. В первый раз большевики пришли за ценностями, утварью и иконами в окладах из драгоценных металлов, большую часть которых пришлось отдать.

Отец Николай Мезенцев был арестован в первый раз за якобы сокрытие этих ценностей, хотя официальная позиция церкви в начале двадцатых годов выражалась в пожертвовании всего имущества, способного помочь голодающей России, за исключением того, которое используется в богослужениях.

Менее чем через год он был отпущен и вернулся в Симферополь, на этот раз в собор Петра и Павла.

Свято-Троицкий собор был закрыт в 1933 году и его начали перестраивать под детский интернат. Ещё довольно многочисленная греческая община, к тому же представленная в основном греческими же подданными, встала на защиту своей церкви и на какое-то время их прошения возымели действие, год спустя грекам вернули храм.

В это же время в Свято-Троицкий собор из соседнего Петропавловского перешел Николай Мезенцев. До кровавого 1937 года в церкви, ставшей после закрытия собора Петра и Павла и уничтожения Александро-Невского собора кафедральной, велись богослужения.

Но этот роковой год стал несчастливым и для храма, и для протоиерея Мезенцева, который был очередной раз арестован и позже расстрелян в застенках тюрьмы. 

После войны кафедру возглавил святитель Лука. О нём будет рассказано позже. С 1946 по 1961 год этот человек, чья слава тогда гремела, делал всё для сохранения Свято-Троицкого собора. 

В 2002 году Свято-Троицкий собор передан Свято-Троицкому женскому монастырю. Теперь Петропавловскому собору выпал черед стать главным. Но кафедральным он будет до открытия Александро-Невского собора, которое должно состояться в 2016 году, вслед за чем последний примет у себя кафедру епископа Симферопольского и Крымского. 

Читайте также:  Молитвы пресвятой богородице о здравии - православные молитвы

Архиепископ Лука. Покровитель Свято-Троицкого собора

Архиепископ Лука, наверное, один из самых чтимых крымских святых. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий проявил себя не только как крупный деятель православной церкви, но и как видный ученый, и как практикующий  медик-анестезиолог.

По насмешке судьбы Войно-Ясенецкий за свои труды был лауреатом Сталинской премии, но в то же время за его плечами – одиннадцать лет тюрем и лагерей.

Сам коренной крымчанин (он родился в Керчи), Лука только в шестьдесят девять лет вернулся на послевоенный полуостров, чтобы на закате своей жизни возглавить Симферопольскую и Крымскую епархию, лишенную почти всех своих храмов. Он служил и продолжал помогать людям на своей кафедре в Свято-Троицком соборе.

В 1961 году он, будучи уже слепым, умер и был похоронен возле церкви Всех Святых. За пять лет до канонизации его мощи перенесли в Свято-Троицкий собор, на то время кафедральный. Но даже прежнее место погребения почитается верующими.

Ныне на поклонения к мощам святого Луки в серебряной раке, подаренной греческими православными священниками,  выстраиваются очереди. Идут в Свято-Троицкий собор  не только симферопольцы, со своим недугом обращаются к святому приезжие со всего православного мира.

В народе говорят о множестве случаев чудесного исцеления людей, пришедших в Луке с искренней молитвой. Как некогда он помогал словом и делом при жизни, так и ныне защищает обратившихся к нему людей незримо.

Тут же работает музей святого, где можно ознакомиться с экспозицией, посвященной земной жизни святителя.

В Симферополе при клинической больнице имени Н.А. Семашко открыта в 2004 году часовня Святителя  Луки. Здесь хранятся чтимые иконы и мощи святых. В Новом Свете  в 2012 году открылась за шесть лет построенная церковь Святителя Луки, в Евпатории строится Храм во имя Святителя Луки.

В Севастополе на территории первой городской больницы в 2013 году открыт храм Святителя Луки, в Саках храм с таким же названием работает при военном санатории. В Керчи в 2000 году был открыт храм во имя Святителя Луки на улице Донской, в Алупке санаторий для паломников, перед которым поставлен памятник святому.

Памятники ему стоят  Керчи, на его родине, и в Симферополе, на улице Александра Невского. 

Памятник святителю Луке в Симферополена территории военного клинического госпиталя

В Тамбове и Тюмени, Санкт-Петербурге и Москве, Ташкенте и Одессе можно увидеть храмы, часовни, памятники, мемориальные таблички, напоминающие нам об этом великом человеке. 11 июня Симферопольская и Крымская епархии отмечают день памяти Святителя Луки.

Свято-Троицкий женский монастырь

Свято-Троицкий женский монастырь стал обителью совсем недавно – в 2003 году. Главной святыней монастыря, если не считать мощей святителя Луки, а также мощей преподобного Саввы Освященного, является обновившаяся чудесным образом икона Божьей Матери «Скорбящая».

Пожертвованная одной женщиной невзрачная тусклого оттенка икона, на которой смутно угадывалось изображение, в один прекрасный день стала яркой и словно новой. Проступило и название – Икона Божьей Матери «Скорбящая». Такого названия для икон  в канонических списках образов нет.

Поэтому случившееся почитается за чудо, а икона отправилась в путешествие по святым местам Крыма, чтобы даже в отдалённых уголках полуострова верующие могли прикоснуться к святыне. 

На территории Свято-Троицкого монастыря ныне находятся кроме Свято-Троицкого собора Крестильный храм Ильи пророка, часовня, музей Святителя Луки. Работают мастерские и пекарня для монашек, воскресная школа для детей, архиерейский хор.

Но, конечно же, главным зданием обители является Свято-Троицкий собор. Он построен по образцу крестово-купольного храма. Купол покоится на барабане, включающем в себя восемь светонесущих окон, под куполом притвор с расписанным фасадом, центральную часть которого занимает крупное изображение распятого Христа. 

Над северным приделом высится похожая вторым ярусом на храм колокольня, только в отличие от восьмистороннего второго этажа храма, таковой у колокольни квадратный. Как и у храма, стены колокольни светло-желтого цвета, промежутки между окнами  украшены белыми пилястрами, купола раньше были слегка голубого цвета, ныне покрыты темной черепицей, кресты позолоченные. 

Внутреннее убранство Свято-Троицкого собора пышное, росписи богатые. Под куполом изображение Господа, на парусах – четырех евангелистов. Богатый иконостас.

С южной стороны от храма находится Крестильный храм пророка Ильи, двухъярусное, круглое в плане здание с небольшим куполом, увенчанным крестом. Стены этого храма расписаны изображениями святых.

Неподалеку, на улице Пролетарской, расположен бывший дом Святителя Луки, который ныне приписан Свято-Троицкому женскому монастырю. Это двухэтажное серое здание с куполом и большим крестом на стене.

Свято-Троицкий собор. Как добраться

Монастырь и Свято-Троицкий собор находятся в центре Симферополя, поэтому их не составит труда найти. Эти городские святыни находятся на улице Одесской, неподалеку есть остановка общественного транспорта ЦУМ, где ныне располагается магазин «Сельпо». В считанных десятках метров находятся Петропавловский собор и храм святых Константина и Елены.

Даже учитывая архитектурные достоинства Свято-Троицкого собора и остальных зданий Свято-Троицкого женского монастыря, главное для прихожан не это, а та сила, которая, подпитываемая верой многочисленных посетителей этого святого места, чувствуется всяким человеком, переступающим через порог Свято-Троицкого собора.

olegman37

Источник: http://krymkrymkrym.ru/svyato-troitskiy-sobor-zhenskogo-monastyrya-v-simferopole

Экскурсии по Крыму Паломнический тур Православные Святыни Крыма Храмы

Православные Святыни Крыма

Святитель Лука

Феодосия –Грушевка- Чернополье –  Симферополь – Феодосия Автопешеходная Протяжённость –  130 км.

Продолжительность – 10 ч.

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» (Грушевка), Церковный колодец святого апостола Иоанна Богослова Церковь и источник Святых равноапостольных Императоров Константина и Елены ( с.Чернополье), кафедральный собор Петра и Павла (г.Симферополь) и греческий Свято-Троицкий собор  и музей Архиепископа Луки (г.Симферополь),  2 храма + 2 собора

История Крыма неотделима от  истории православия. До нашего времени на полуострове сохранилось множество уникальных памятников христианской культуры, древних храмов, церквей, монастырей. Эта экскурсия знакомит с двухтысячелетней историей христианства на полуострове и с православными святынями Юго-Восточного Крыма.

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» с. Грушевка (Салы). Ведет свою историю от первых веков христианства — «алтарь в алтаре» – часовня во имя Равноапостольной Марии Магдалины. Церковный колодец святого апостола Иоанна Богослова с родниковой студенной водой.

 В эпоху гуннского нашествия ее разрушили и восстановили лишь в VI веке. Тогда же был выкопан подземный ход, следы которого можно и сегодня увидеть в церкви. Он вел на гору Агармыш, где  находятся руины древнего монастыря.

 В 1330 году в долине Салы (историческое название современной Грушевки) появились армяне, а в 1410 году храм был освящен в часть Равноапостольной Нины — просветительницы Иверии и Преподобного Григория —  просветителя Армении. В  1792 году  из армянского храма была построена каменная православная церковь и освящена в честь Знаменской иконы Божией Матери.

 В XVIII веке с освоением Крыма Российской Империей открывается новая страница в истории церкви. Во время визита на полуостров Екатерина II повелела расширить храм и передала ему икону в честь Знамения Божией матери. 

В 1994 году в селе Грушевка  началось возрождение древней церкви, была возвращена икона “Знамение”.

В алтаре сохранилась древняя фреска с изображением молящегося Спасителя. В 2004 году были найдены мощи священнослужителя и старинное кадило, был обнаружен фрагмент армянского хачкара, вырезанного в камне 600–700 лет назад. Древние резные изображения крестов можно увидеть и на стенах церкви.

Церковь и источник Святых равноапостольных Императоров Константина и Елены в селе Чернополье, основана фракийскими греками, выходцами из горного села Корфо-Колумбо. Свои родные жилища православные греки,  вынуждены были оставить после Русско-турецкой войны 1828-29г.г.

Уходя со своей земли, взяли дорогие сердцу предметы, в том числе и храмовые иконы, перед которыми молились в первой, еще земляной церкви. В 1913 году была построина просторная светлая церковь во имя своих небесных покровителей. Рядом с храмом «святая криница» – источник св.Константина.

На экскурсии возможно посещение Божественной Литургии и монастырской трапезной.

Далее путь лежит в столицу Крыма – город Симферополь.

Знакомство с исторической частью города – Греческой слободой, где и был построен греческий Свято-Троицкий собор, ныне реорганизованный в женский одноименный монастырь. Посещение музея Св.

Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого – Доктора медицины, автора десятков научных статей, в т. ч. учебника по гнойной хирургии, по которому и сегодня обучаются студенты медицинских университетов, практикующий врач-хирург, святитель). В 1995г. он Причислен к лику местночтимых святых.

Мощи перенесены в Свято-Троицкий собор, где они покоятся и сейчас, совершая чудеса исцеления.
В Свято-Троицком соборе хранится одна из крымских святынь: обновившаяся чудесным образом  икона Божией Матери «Скорбящая».

  Несколько лет назад при храме был открыт музей, посвященный жизни и деятельности Святителя Луки-Валентине Феликсовича Войно-Ясинецкого.

Кафедральный собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Симферополе.
Собор был построен в начале XIX века. Первое деревянное здание Петропавловского храма освятили в ноябре 1806 года. 23 августа 2008 года в Петропавловском кафедральном соборе Симферополя состоялись торжества по поводу прославления в лике святых Архиепископа Таврического Гурия (Карпова).

В настоящее время святые мощи святителя Гурия пребывают в кафедральном Петропавловском соборе. 

ПРИМЕЧАНИЕ:  паломницам необходимо иметь при себе головной убор, сорочку для купания, быть одетыми в юбку, взять с собой удобную обувь и ёмкости для воды. 

Источник: http://krim-kaskad.ru/article.php?id=45

Ссылка на основную публикацию