Храм во имя всех крымских святых и феодора стратилата в алуште — православные молитвы

Храм во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата

Адрес: Крым, г. Алушта, ул. Хромых, д.14. Как добраться: от троллейбусной станции троллейбусами № 51, 53 и 59; далее – пешком по ул. 15 апреля, до поворота налево на ул. Хромых.

Вход свободный

Храм во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата – истинное украшение Алушты. Его облик, где сочетаются светлые и темно-серые тона, не совсем привычен для православных церквей.

По форме и отдельным архитектурным элементам строение больше напоминает английские провинциальные церкви, что, впрочем, изначально было задумано.

История создания Храма во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата

Решение о строительстве было принято в 1833 году. Из предоставленных на конкурс проектов были выбраны чертежи работы Г.И. Торричелли. Архитектор выполнил их по поручению графа М.С. Воронцова, который на тот момент являлся в Новороссии генерал-губернатором. Подрядчиком для строительных работ выступил Карл Томазини – купец I гильдии из Керчи.

К возведению религиозной постройки был привлечен и его брат по имени Иван.
Примечательно, что возведение церкви на выбранном участке было начато без освящения земли, что для строительства православных храмов редкое явление. Это объяснялось тем, что сначала не могли определить, в честь какого праздника или во имя какого святого будет освящен храм.

По обсуждению, в котором участвовали не только представители духовенства и инициатор строительства граф Воронцов, но и местные жители, было решено посвятить храм великомученику Феодору Стратилату. В древности близ Алушты уже была церковь, названная его именем, но она не сохранилась.  Здание было возведено к 1842 году и освящено в ноябре, 30 числа.

В архитектурном облике и внутреннем убранстве явно прослеживалось тяготение к готическому стилю, элементы которого активно использовались в архитектуре 20 – 40-х гг. XIX столетия. У боковых приделов было щипцовое завершение, двери и окна, украшенные разноцветными витражами, имели стрельчатую форму, колокольня венчалась пирамидальным шатровым завершением.

Храмовая звонница стала градостроительной доминантой Алушты.  На строительство деньги выделялись из государственной казны. Церковная утварь обошлась в более чем три тысячи рублей. Интерьер храма украшали два десятка праздничных святых образов, написанных на квадратных досках размером в поларшина, и деревянный иконостас, исполнение которого было оплачено П.

Бочаровым – мещанином  Черниговской губернии.

Горожане с трепетом относились к церкви Феодора Стратилата, всячески радели о приумножении ее великолепия, жертвуя на это, кто сколько может. Свою лепту сюда внес и Н.Д.

Стахеев – знаменитый промышленник и благотворитель. С 1886 года под крылом церкви открыли церковно-приходскую школу для детей из необеспеченных семей.

Благословение на это богоугодное дело было получено от Иоанна Кронштадтского.

Церковь была обнесена железной оградой с каменными столбами, в пределах которой в 1909 году построили часовню. В начале 1920-х гг. заботами священника Петра Сербинова, который собрал нужные средства, постройку дополнили ризницей и пономарней, а также возвели новый престол. Освящение обновленного храма состоялось 6 сентября 1920 года.  Но вскоре наступили трудные времена. Тяготы религиозных гонений коснулись и духовных пастырей, и сам храм. Так, расстреляли Никандра Сакуна (диакон) и Тимофея Изотова (иерей). Священнослужителя Петра Сербинова отправляли за решетку четырежды, и хотя по прошениям прихожан его освобождали, умер он все-таки в ссылке. 

Храм неоднократно закрывали – в 36 и 38 годах XX века. В период Великой Отечественной (с 1944 г.) он вновь распахнул двери для прихожан, и службы проходили здесь до начала 60-х гг. Закрыв его в 1964 году, в святых стенах разместили клуб «Строитель», а на месте уничтоженной часовни возвели стеклянный павильон, где проводились танцы. 

Восстановление Храма всех Крымских святых

Воскресение святыни стало возможным в конце 1980-х гг. стараниями супругов Коробченко – Анны и Сергея, людей, радеющих за судьбу православного храма. Работы проводили на средства, выделенные городскими властями и собранные верующими. Проект архитектора Л. Абдрахимова воплощали в жизнь 13 лет.

Но уже в начале декабря 1989 года в помещении, которому еще предстояло только пережить реставрацию, впервые состоялась литургия. С этого момента здесь проводили службы с причастием, крестили и венчали, отмечали все православные праздники. И в этом большая заслуга здешнего настоятеля отца Михаила (Халюто).

Возрожденный храм посвятили Всем крымским святым и Феодору Стратилату. Он являет собой оригинальный образец религиозного зодчества. На главном входе –  двери с искусно выполненной резьбой. Отсюда по протяженному переходу с оконными проемами стрельчатой формы верующие попадают в основной зал, являющий собой в плане квадрат.

Церковь венчает темный купол, по четырем сторонам от которого установлены на изящных башенках маленькие луковки с блистающими золотом крестами. Подобные башенки находятся и на крыше заново выстроенной трехъярусной колокольни, покрытой шатром с небольшим куполом. Световой барабан в церковном здании имеет редкий вид.

В отличие от часто используемых круглых или многогранных форм, у него она квадратная. По всем его стенам расположены три полукруглых оконных проема, пропускающих в помещение потоки света.  Особым украшением со стороны фасада является фреска из мозаики, воспроизводящая образ святого Феодора Стратилата.

Имеется фреска также в заново отстроенном притворе, она нанесена на потолок и посвящена празднику Покрова Богородицы. В церкви есть икона, именуемая «Собор всех святых и подвижников благочестивых в земле Таврической просиявших», которую выносят из церкви в престольный праздник (28 декабря). 

В этом храме с 1992 года возобновили давний православный обычай – в ночь Крещения (с 18 на 19 января) омываться в море. По традиции верующие шьют себе специальные рубахи и в Крещенскую ночь отправляются крестным ходом к Черному морю, где в полночь окунаются в морские волны.

Источник: http://lions-guides.ru/Crimea/interesting-places-of-Alushta/temple-in-the-name-of-all

Храм всех крымских святых и Феодора Стратилата

Храм во имя всех крымских святых и Феодора Стратилата — православный храм в центре Алушты с ярусной колокольней в Крыму.

Граф Михаил Семенович Воронцов (1782–1856), заботящийся о благоустройстве Южного берега Крыма, решил построить в Алуште большой храм.

Подготовить проект он поручил одесскому архитектору Георгию Ивановичу Торичелли (1796–1843).

За строительство церкви взялся керченский купец I гильдии Карл Томазини, «имевший ранее большие подряды по постройкам зданий и церквей в губерниях Новороссийского края», и его брат Иван.

Редкий случай в возведении православных храмов: строительство алуштинской церкви началось без освящения места, так как не пришли к единому мнению, во имя какого святого или православного праздника она будет названа. Вопрос этот серьезно обсуждался всеми устроителями: графом Воронцовым, священнослужителями и будущими прихожанами.

Наконец, решили назвать церковь, как и древний разрушенный храм в окрестностях Алушты, во имя великомученика Феодора Стратилата. Руководил строительством зодчий Я. Колодин, ему помогали архитекторы Этлиман и Дево. Храм был освящен 30 ноября 1842 года протоиереем ялтинской церкви Александром Сорокиным с благочинным священником Андреем Накропиным во имя Феодора Стратилата.

Первым священником стал о. Михаил Родионов.

Храм выстроили на средства государства, на церковную утварь было выделено 3316 рублей 55 копеек. Его украсили 20 праздничных икон «на досках квадратно в поларшина». Иконостас из липового дерева изготовили на средства мещанина из Черниговской губернии Пантелеймона Бочарова.

Храм, построенный в готическом стиле, напоминал сельские церкви в Англии. Торичелли использовал архитектурные элементы, характерные для готических костелов: щипцевое завершение боковых приделов, колокольня с пирамидальным шатровым завершением, стрельчатая форма оконных и дверных проемов, цветные витражи.

Путеводитель XIX века утверждал, что «главное украшение Алушты составляет красивая православная церковь с колокольней в готическом стиле».

Алуштинцы очень любили свой храм, построенный «к душевному утешению христиан», и старались сделать его великолепным и благоустроенным, одним из жертвователей был известный промышленник и меценат Н. Д. Стахеев.

В 1886 году при храме по благословению Иоанна Кронштадского открылась церковно-приходская школа, в которой получали начальное образование дети из бедных семей.

В 1909 году в церковной ограде возвели каменную часовню. При освящении места строительства в землю заложили медную памятную табличку. Разрушенная в годы атеистического безумия, часовня восстановлена в 1989 году.

В 20-х годах XX века храм Феодора Стратилата претерпел некоторые изменения: к алтарной части пристроили ризницу и пономарню, а также новый престол. Деньги на ремонт и расширение храма собрал священник Петр Сербинов. Храм святого Феодора Стратилата был вновь освящен 6 сентября 1920 года архиепископом Димитрием (Абашидзе).

Трагической оказалась судьба многих священнослужителей этого храма: расстрелян иерей Тимофей Изотов, дьякон Никандр Сакун, а отец Петр Сербинов четыре раза оказывался за тюремной решеткой, но по просьбам прихожан выходил на свободу, пока его не сослали в глушь, где он вскоре и умер от голода и лишений.

Церковь Феодора Стратилата закрывали в 1936 и в 1938 году. Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, Богослужения возобновились, молились и после установления мира. Двери храма надолго закрылись в 1964 году.

В здании устроили клуб «Строитель», при этом его несколько раз переделывали, и храм, к сожалению, утратил свой первоначальный облик. Колокольню вовсе разрушили, на ее месте пристроили стеклянный павильон для танцев.

Восстановлен храм благодаря неравнодушным людям — алуштинцам. Еще в 80-х годах семья Коробченко, Анна Ивановна и Сергей Тимофеевич, начали обивать пороги высоких кабинетов не только в Крыму, но и в Москве.

Они просили восстановить храм во имя святого Феодора Стратилата, уберечь его от полного разрушения. Средства на реконструкцию выделил город, помогали и прихожане. Проект выполнил киевский архитектор Л. Абдрахимов.

Возрождение началось в 1989 году и длилось тринадцать лет.

4 декабря 1989 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы настоятель алуштинской церкви о. Михаил (Халюто) отслужил первую Божественную литургию.

С того дня в строящемся храме звучали слова молитвы, совершались таинства крещения, причащения, венчания и елеосвящения, отмечались все церковные праздники.

В том, что возобновилась духовная жизнь Алушты, возродился равный ее храм, огромная заслуга о. Михаила.

После проведенной реконструкции храм предстал во всей своей красе. Двери центрального входа украшены богатой резьбой, длинный переход с высокими стрельчатыми окнами по обеим стенам ведет прихожан в центральный зал. Основная часть храма представляет собой в плане квадрат.

Углы кровли, так же, как и у колокольни, украшают кресты на тонких башенках. Необычен световой барабан, он не многогранный или круглый, как обычно, а низкий и квадратный. С каждой стороны в барабане устроены по три полукруглых окна, через которые свет проникает внутрь зала.

Храм венчает крест, установленный на большой купол луковичной формы. Внешние стены реставраторы окрасили в светлые и серые цвета. Художники С. Маркин и А. Губский украсили фасад мозаичной иконой святого Феодора Стратилата.

Выстроен новый притвор, потолок которого украшен фреской «Покров Пресвятой Богородицы».

Прямо над центральным входом поднялась трехъярусная колокольня, стройная и легкая, она очень хорошо смотрится на фоне живописной горы Демерджи.

В 1995 году специалисты специального научно-производственной фирмы «Крымавиамонтаж» и крымского государственного предприятия «Заводское» за короткое время, несмотря на холодную погоду, ветер и мокрый снег, вертолетом подняли на 23-метровую колокольню купол, луковицу и позолоченный крест.

Новый храм освятили во имя Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата. В день храмового праздника из храма выносят икону «Собор святых и подвижников благочестивых в земле Таврической просиявших», созданную трудами и талантом протоиерея Алексия Медведева и иконописца Виктора Блинова.

В 1992 году в Алуштинском храме возродили древнюю православную традицию: в Крещенскую ночь купаться в море. Для такого купания прихожане храма Всех Крымских Святых шьют специальные рубашки. В Крещение верующие с зажженными свечами идут к морю, поют молитвы и ровно в 12 часов омываются в волнах Черного моря.

Адрес: Алушта, ул. Хромых, 14.

Источник: http://jalita.com/guidebook/temple_of_yalta/alushta_feodor_stratilat.shtml

Описание Храма во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата в г. Алушта | Православные паломничества

История создания церквей в Алуште начинается с 1833 года, со времени утверждения проектов, представленных на конкурс. Судя по документам, сохранившимся в государственном архиве Крыма, высочайшее утверждение получили проекты, предоставленные генерал-губернатором Новороссии графом М.С. Воронцовым, разработанные известным Одесским архитектором Г.И.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы «премудрость божия софия» - православные молитвы

Торричелли (1796-1843). За строительство церквей в Ялте и Алуште взялся Керченский купец I гильдии Карл Томазини, «имевший ранее большие подряды по постройкам зданий и церквей в губерниях Новороссийского края». Причем, в Алуште строил церковь его брат — Иван Томазини.

Руководил строительством церквей в Алуште и Ялте (речь идет о церкви Иоанна Златоуста на Поликуре архитектор Южного берега Крыма, сменивший Эльсона в 1834 году, Я. Колодин. Вместе с ним в строительстве принимали участие архитекторы Эшлиман и Дево.

Церковь построена была, как утверждают специалисты-искусствоведы, по типу сельских церквей Англии, с использованием готической архитектуры, как в фасадах, так и в интерьере. Для архитектуры 20-40-х годов XIX века в России было характерно романтическое направление эклектики с использованием элементов готики.

Торричелли использует ряд приемов, характерных для готических костелов; щипцовое завершение боковых приделов (это можно увидеть и сейчас), колокольня с пирамидальным шатровым завершением (не сохранилась), стрельчатая форма оконных и дверных проемов (сохранилась), окна украшали цветные витражи.

Судя по старым фотографиям и гравюрам с видами Алушты, колокольня храма служила градостроительной доминантой всего города. Иконостас был выполнен мещанином Черниговской губернии Пантелеймоном Бочаровым. Кроме иконостаса храм украсили «двадцатью праздничными иконами по 20 руб. каждая, на досках квадратно в Уз аршина каждая».

В 1841 году по чертежам губернского архитектора С. Дево вокруг церкви была возведена прямоугольная металлическая ограда на каменных столбах. Таврическая епархия подчинена была архиепископу Херсонскому и Таврическому Гавриилу, который назначил освящение церкви нашей и священника.

Как видим, церковь во имя Феодора Стратилата была освящена 30 ноября 1842 года. И это не случайно: ведь в этот день Святая церковь празднует память Андрея Первозванного, с именем которого в Тавриде много связано. Первым священником был протоиерей Михаил Родионов. Очевидно, человеком он был умным, и честным, и благостным, ибо уже в 1851 году был благочинным Крымских церквей.Процветала вплоть до революции.

В алуштинском храме служил священномученик Тимофей Изотов (1875-1938). Он родился и вырос в Симферополе, учился в церковно-приходской школе и любил прислуживать в храме. В 1909 году его приняли в штат кафедрального Алексондро-Невского собора псаломщиком.

В 1912 году Тимофей Изотов был рукоположен архиепископом Димитрием (Абашидзе) в сан диакона. В 1916 году его перевели в Ялту в храм феодо-ра Тирона, а в 1921 году он стал свяшенником церкви Всех Святых в Симферополе и служил в ней 6 лет. В 1922 году во Всех храмах Крыма изымали ценные предметы.

Пришлось и отцу Тимофею, скорбя в душе, отдать комиссии все, что потребовали. В 1928 году архиепископ Дионисий (Прозоровский) рукоположил диакона Тимофея в сан иерея и направил в село Новопав-ловку.

Через 8 лет, в сентябре 1936 года архиепископ Порфирий (Гулевич) перевел его священником в алуштинский храм Феодора Стратилата, где он служил до своего ареста. Прихожане полюбили своего пастыря за твердую веру, мужество и кротость нрава. Время было тревожное: церкви закрывали, священников арестовывали, верующих преследовали.

Община алуштинского храма после церковных служб собирались дома у старосты Матроны Яковлевны Леву т. В тайне от посторонних обсуждали церковную жизнь, читали Священное Писание, отец Тимофей совершал молебны и панихиды, крестил детей.

Произнося перед членами общины проповеди, с горечью отмечал, что «с приходом советской власти вера в Бога среди населения с каждым днем все падает. Люди даже забывают Церковь и Бога, власть отделила церковь от государства и все время преследует духовенство, религия вообще везде и всюду преследуется. Настало самое тяжелое время.

Надо смиренно и терпеливо вести религиозную работу среди населения, нам надо сплотиться». Но не все смогли выдержать давление властей, две женщины вышли из церковной двадцатки. Это дало законный повод закрыть храм. 8 февраля 1938 года отец Тимофей Изотов был арестован, на допросах держался твердо, виновным себя не признал.

Через восемь дней настоятеля алуштинского храма Тимофея Спиридоно-вича Изотова и председателя церковной двадцатки Гавриила Алексеевича Пасевича приговорили к смерти. В который раз крымская земля обагрилась невинной кровью истинного христианина, до конца пронесшего крест свой и представшего перед престолом Господа вечным молитвенником за нас. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви иерей Тимофей Изотов причислен к лику местночти-мых святых.

После Октябрьского переворота начались гонения на верующих и церковнослужителей.

В 1930-е годы, когда сажали по ничтожному поводу и без повода, расстреляли дьякона нашей церкви — Никандра Сакуна, а настоятеля Петра Сербинова четыре раза сажали в тюрьму и выпускали по ходатайству жителей, пока окончательно не сослали в дикую глушь, где он вскоре и скончался от голода и лишений, В 1938 году был расстрелян алуштинский священник Тимофей Изотов.

Снова закрыли храм, открыли же в 1944 году, пока совсем не закрыли в 1962 году, разрушили колокольню, на месте ее пристроили стеклянный павильон для танцев.

Трагической оказалась судьба и других священнослужителей: был расстрелян дьякон Никандр Сакун, а отец Петр Сербинов четыре раза оказывался за тюремной решеткой, но по просьбам прихожан выходил на свободу, пока его не сослали. Молились в храме во время Великой Отечественной войны и после установления мира. Двери храма закрылись в 1964 году. В здании устроили клуб «Строитель», при этом его несколько раз перестраивали, колокольню вовсе разрушили, и бывший храм утратил свой первоначальный облик.
Возрождённый Храм

Восстановлен он благодаря неравнодушным людям, алуштинцам, которые стараются сберечь исторические и архитектурные ценности своего города. Еще в 80-х годах семья Коробченко, Анна Ивановна и Сергей Тимофеевич, начали обивать пороги высоких кабинетов не только в Крыму, но и в Москве.

Они просили восстановить храм в честь святого Феодора Стратилата, уберечь его от полного разрушения. Средства на реконструкцию выделил город, помогали и прихожане. После проведенной реконструкции храм предстал во всей своей красе.

Двери центрального входа украшены богатой резьбой, длинный переход с высокими стрельчатыми окнами по обеим стенам ведет прихожан в центральный зал. Основная часть храма представляет собой в плане квадрат. Углы кровли, так же, как и у колокольни, украшают кресты на тонких башенках.

Необычен световой барабан, он не многогранный или круглый, как обычно, а низкий и квадратный, С каждой стороны в барабане устроены по три полукруглых окна, через которые свет проникает внутрь зала. Храм венчает крест, установленный на большой купол луковичной формы.

Реставраторы удачно покрасили внешние стены, сочетание светлого и серого цветов придает церкви необыкновенное очарование. Художники С, Маркин и А. Губский украсили фасад мозаичной иконой святого Феодора Стратилата.

Прямо над центральным входом поднялась трехъярусная колокольня, стройная и легкая, она очень хорошо смотрится на фоне живописной горы Демерджи. В 1995 году специалисты специального научно-производственной фирмы «Крым-авиамонтаж» и крымского государственного предприятия «Заводское» за короткое время, несмотря на холодную погоду, ветер и мокрый снег, вертолетом подняли на 23-метровую колокольню купол, луковицу и позолоченный крест.

Паломнические поездки к Храму во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата в г. Алушта

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g01/alushta/hram-vseh-sviatyh.htm

Храм Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата

Одним из самых нетривиальных православных соборов в Крыму признается храм Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата.

Его строительство было начато после того, как граждане Новороссии обратились с ходатайством к М.С.Воронцову – местному генерал-губернатору. Разработка проекта велась под личным руководством Г.И.

Торричелли, который привлек к работе своих хороших друзей — Эшлимана и Дево.

Благодаря подобному подходу удалось сконструировать уникальное сооружение, которое привлекает своей необычностью и по сегодняшний день.

Архитектура и интерьер храма

Несмотря на все исторические перипетии, этот православный собор осуществляет свою деятельность по расписанию. Благодаря своевременной реставрации удалось сохранить «изюминку» обители, которую вложил в здание Г.И.Торричелли.

Само сооружение представлено в уникальном стиле, в котором четко прослеживаются готические детали. В частности, все боковые приделы исполнены в щипцовом облике,двери и оконные проемы имеют стрельчатую, вытянутую форму. Не останутся незамеченными и стеклянные витражи, украшающие фасад.

Центральный вход в храм богато украшен элегантной и эстетически привлекательной резьбой. Отдельных слов заслуживает витражный фасад с изображенным на нем лике Святого Феодора Стратилата.

К главному залу собора ведет роскошный удлиненный переход, который выделяется стрельчатыми окнами. По входу в храм захватывает дух. Главное помещение имеет квадратную форму. Стены выполнены в белоснежном цвете, с характерной для церквей росписью под иконами.

Не менее интересной деталью храма выступает кровля, которая по всем углам украшена православными крестами, размещенными на тоненьких башенках. Выделяется и световой барабан.

В отличие от привычных круглых или многогранных барабанов в других соборах здесь установлен многосекционный квадратный. На каждой из сторон барабана предусмотрены дополнительные окна, которые выгодно освещают центральную часть зала.

Основной купол здания имеет луковичную форму. Его венчает православный крест.

Ярким дополнением к основному зданию православного собора является высокая колокольня. Сооружение имеет три яруса, которые выгодно смотрятся на фоне горного массива Демерджи. Высота колокольни составляет 23 метра.

Его кровлю венчает метровый купол, который устанавливался специалистами в плохих погодных условиях. Купол имеет такую же луковичную форму и дополняется православным крестом.

Колокольня, несмотря на свою масштабность, выглядит очень стройно и изящно, что добавляет всему архитектурному ансамблю особенного шарма и очарования.

Храм Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата – это уникальная постройка, которая не свойственная для крымских городов. Несмотря на некоторую «чужеродность», православная обитель является любимым местом у прихожан. Сюда приходят целыми семьями, чтобы почувствовать уединение. Не остается святыня и без внимания туристов, которые приезжают на полуостров со всех концов Земного шара.

Источник: https://samovar.travel/place/khram-vsekh-krymskikh-svyatykh-i-feodora-stratilata/

Религия в старой алуште

Религия в старой алуштеhistory_alushtaJuly 8th, 2010   В Алуште исповедовали такие религии, как: православия, ислам, иудаизм и др., но три вышеупомянутых занимали первенство, и оставили  память о себе в фотографии.

               ХРАМ ВСЕХ КРЫМСКИХ СВЯТЫХ И ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА

                   
                                     нач. XX в.(видимо фото 1927 года, так как видно разрушения после землетрясения
                                                (разрушение на гл. башне, повисшие провода, часовня (кривой крест))История создания церквей в Алуште начинается с 1833 года, со времени утверждения проектов, представленных на конкурс. Судя по документам, сохранившимся в государственном архиве Крыма, высочайшее утверждение получили проекты, предоставленные генерал-губернатором Новороссии графом М.С. Воронцовым, разработанные известным Одесским архитектором Г.И. Торричелли (1796-1843). За строительство церквей в Ялте и Алуште взялся Керченский купец I гильдии Карл Томазини, «имевший ранее большие подряды по постройкам зданий и церквей в губерниях Новороссийского края». Причем, в Алуште строил церковь его брат — Иван Томазини. Руководил строительством церквей в Алуште и Ялте (речь идет о церкви Иоанна Златоуста на Поликуре архитектор Южного берега Крыма, сменивший Эльсона в 1834 году, Я. Колодин. Вместе с ним в строительстве принимали участие архитекторы Эшлиман и Дево. Церковь построена была, как утверждают специалисты-искусствоведы, по типу сельских церквей Англии, с использованием готической архитектуры, как в фасадах, так и в интерьере.

 кон.  XIX в. 

Для архитектуры 20-40-х годов XIX века в России было характерно романтическое направление эклектики с использованием элементов готики.

Торричелли использует ряд приемов, характерных для готических костелов; щипцовое завершение боковых приделов (это можно увидеть и сейчас), колокольня с пирамидальным шатровым завершением (не сохранилась), стрельчатая форма оконных и дверных проемов (сохранилась), окна украшали цветные витражи.

Читайте также:  Как и когда рассказать и объяснить детям о боге в православии - православные молитвы

Судя по старым фотографиям и гравюрам с видами Алушты, колокольня храма служила градостроительной доминантой всего города. Иконостас был выполнен мещанином Черниговской губернии Пантелеймоном Бочаровым. Кроме иконостаса храм украсили «двадцатью праздничными иконами по 20 руб. каждая, на досках квадратно в Уз аршина каждая».

В 1841 году по чертежам губернского архитектора С. Дево вокруг церкви была возведена прямоугольная металлическая ограда на каменных столбах. Таврическая епархия подчинена была архиепископу Херсонскому и Таврическому Гавриилу, который назначил освящение церкви нашей и священника. Как видим, церковь во имя Феодора Стратилата была освящена 30 ноября 1842 года.

И это не случайно: ведь в этот день Святая церковь празднует память Андрея Первозванного, с именем которого в Тавриде много связано. Первым священником был протоиерей Михаил Родионов. Очевидно, человеком он был умным, и честным, и благостным, ибо уже в 1851 году был благочинным Крымских церквей.Процветала вплоть до революции.

Упадок

После Октябрьского переворота начались гонения на верующих и церковнослужителей.

В 1930-е годы, когда сажали по ничтожному поводу и без повода, расстреляли дьякона нашей церкви — Никандра Сакуна, а настоятеля Петра Сербинова четыре раза сажали в тюрьму и выпускали по ходатайству жителей, пока окончательно не сослали в дикую глушь^ где он вскоре и скончался от голода и лишений, В 1938 году был расстрелян алуштинский священник Тимофей Изотов.

Снова закрыли храм, открыли же в 1944 году, пока совсем не закрыли в 1962 году, разрушили колокольню, на месте ее пристроили стеклянный павильон для танцев.

Трагической оказалась судьба и других священнослужителей: был расстрелян дьякон Никандр Сакун, а отец Петр Сербинов четыре раза оказывался за тюремной решеткой, но по просьбам прихожан выходил на свободу, пока его не сослали. Молились в храме во время Великой Отечественной войны и после установления мира. Двери храма закрылись в 1964 году. В здании устроили клуб «Строитель», при этом его несколько раз перестраивали, колокольню вовсе разрушили, и бывший храм утратил свой первоначальный облик.


Возрождение

                                                                                                     современный видВосстановлен он благодаря неравнодушным людям, алуштинцам, которые стараются сберечь исторические и архитектурные ценности своего города. Еще в 80-х годах семья Коробченко, Анна Ивановна и Сергей Тимофеевич, начали обивать пороги высоких кабинетов не только в Крыму, но и в Москве. Они просили восстановить храм в честь святого Феодора Стратилата, уберечь его от полного разрушения. Средства на реконструкцию выделил город, помогали и прихожане. После проведенной реконструкции храм предстал во всей своей красе. Двери центрального входа украшены богатой резьбой, длинный переход с высокими стрельчатыми окнами по обеим стенам ведет прихожан в центральный зал. Основная часть храма представляет собой в плане квадрат. Углы кровли, так же, как и у колокольни, украшают кресты на тонких башенках. Необычен световой барабан, он не многогранный или круглый, как обычно, а низкий и квадратный, С каждой стороны в барабане устроены по три полукруглых окна, через которые свет проникает внутрь зала. Храм венчает крест, установленный на большой купол луковичной формы.                                                                                                      современный вид

Реставраторы удачно покрасили внешние стены, сочетание светлого и серого цветов придает церкви необыкновенное очарование. Художники С, Маркин и А. Губский украсили фасад мозаичной иконой святого Феодора Стратилата.

Прямо над центральным входом поднялась трехъярусная колокольня, стройная и легкая, она очень хорошо смотрится на фоне живописной горы Демерджи.

В 1995 году специалисты специального научно-производственной фирмы «Крым-авиамонтаж» и крымского государственного предприятия «Заводское» за короткое время, несмотря на холодную погоду, ветер и мокрый снег, вертолетом подняли на 23-метровую колокольню купол, луковицу и позолоченный крест.

                            КОСЬМО-ДАМИАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 нач.  XX в.                     

Монастырь находится в 16 км от Алушты, между Бабуганом и Синабдагом в Центральной котловине Крымского государственного заповедника. Монастырь был основан около целебного источника Савлух-су («здоровая вода»), в месте, где, по преданию, были убиты святые бессребренники Косьма и Дамиан. Вера в целебные свойства вод источника св.

Косьмы и Дамиана зародилась задолго до возникновения монастыря. Существуют легенды, по которым врачи Косьма и Дамиан, жившие близ Рима во второй половине III в., за христианскую веру были сосланы в Таврию, бывшую тогда провинцией и окраиной Римской империи. Здесь они продолжали исцелять больных, не беря при этом платы.

Прославились чудесами, одно из которых — появление целебного источника по испрошению у бога. В 20-х гг. XIX в., на средства графини Софьи Потоцкой биюк-ламбатскими татарами у источника был построен сарай для пристанища паломников, а в 50-х гг. XIX в.

симферопольским купцом, получившим исцеление от болезни после купания в источнике, был поставлен над ним сруб с образами Косьмы и Дамиана. Возникновение православного монастыря в честь св. Косьмы и Дамиана связано с именем архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, в миру Ивана Алексеевича Борисова (1800-1857), прозванного современниками «русским Златоустом».

В 1856 г. с благословения архиепископа Иннокентия под руководством игумена Макария началось обустройство киновии. Но смерть лишила Иннокентия возможности увидеть созданную им киновию у подножия Чатырдага. Архиепископ умер 26 мая 1857 г., а Косьмо-Дамиановская киновия официально освящена была 10 сентября 1857 г.

                                                                                                                 нач. XX в.
Первым настоятелем в Косьмо-Дамиановскую киновию был назначен иеромонах Макарий, в миру Михаил Пруцкий, правивший обителью в течение 19 лет и оставивший о себе добрую память не только в обители, но и во всем Крыму. На долю о.

Макария и «монахов-первопроходцев» — основателей монастыря выпали тяжелые испытания. Однако настойчивый труд отшельников преодолел все препятствия. В 1869 г. была построена деревянная церковь во имя св. Бессребренников Косьмы и Дамиана. Монастырь имел 34 десятины и 1754 кв. саженей земли. Постепенно, несмотря на финансовые трудности, монастырь стал расти. В 1878 г.

монастырь дважды посетил цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III), а в 1880 г. он посетил монастырь вместе со своей супругой Марией Федоровной.В 1899 г. мужская киновия по указу Св. Синода была преобразована в женский общежительный монастырь. Первой настоятельницей была игуменья Варсонофия, в миру Ксения Акулова. В 1903-1905 гг.

была устроена каменная подпорная стена для укрепления террасы, но которой стояла церковь св. Косьмы и Дамиана. В 1913 г. к 300-летию Дома Романовых над источником была возведена часовня. 5 октября 1923 г. Косьмо-Дамиановский монастырь был ликвидирован.

Монастырь со всеми угодьями перешел во владение Крымгосзаповедника, а монашки бывшего монастыря, заключив договор с заповедником, создали сельскохозяйственную артель. В здании Преображенской церкви решено было устроить клуб, а в Косьмо-Дамиановском храме — естественно-исторический музей. Монастырь восстановлен в служении 29 июля 1992 г.

Храмовый праздник проводится ежегодно 1 июля. 26 апреля 1994 г. был подписан документ о передаче Симферопольскому и Крымскому епархиальному управлению в безвозмездное пользование расположенное на территории Крымского государственного заповедника здание часовни бывшего Косьмо-Дамиановского монастыря с источником, земельный участок бывшего Косьмо-Дамиановского монастыря.

                                        АЛУШТИНСКАЯ СИНАГОГА

Самое забавное, что, хотя прошло менее ста лет, точной даты постройки здания, в котором  размещался кинотеатр «Южный», а на данный момент снесено, ни работникам музея, ни краеведам установить не удалось. Ориентировочно, это 1912-1913 годы. Не известен также и архитектор, по проекту которого здание возвели.

Но зато местные историки хорошо изучили факт первоначального предназначения этого сооружения. Оказывается, здесь с момента постройки располагалась синагога. По словам очевидцев, зафиксированным в различных архивных источниках, алуштинская синагога была лучшей в Крыму.

Величественное белое здание с воздушными башенками на крыше, со своеобразными шестиугольными окошками, резными дверями и витражами сразу стало привлекать внимание не только горожан, но и отдыхающих. Синагогу посещали в дореволюционные времена несколько десятков местных евреев и приезжие гости.

После гражданской войны советская власть статус здания сохранила и оставила храм верующим иудеям. Беда пришла неожиданно: в 1927 году вместе с жестоким крымским землетрясением. Красивая синагога была разрушена, проводить службы в ней стало нельзя.

Силами немногочисленной еврейской общины восстановить былое великолепие храма не представлялось возможным, и община отказалась от здания в пользу горожан. Город через некоторое время оборудовал в здании кинотеатр, по тем временам очень даже современный. Здесь показывали и художественные, и документальные, и мультипликационные фильмы той поры.

В войну кинотеатр продолжал существовать. Но только крутили там уже немецкие ленты.

                                                                                                           вид здания в начале 2000-х гг.
В постсоветское время кинотеатр пытался подняться, на некоторое время ему это удавалось. В начале 21 века, были идеи так же передать здание тем, для кого оно строилось, а именно Алуштинской еврейской общине, но увы не суждено было, сейчас здание снесено, а на его месте хотят построить развлекательный комплекс.
                                                                                         Вот что осталось после сноса.

                               ВЕРХНЯЯ МЕЧЕТЬ (Мечеть Юкъары Джами)

                                                                                                       нач.  XX в.
Юкъары Джами находится на высшей точке холма, в историческом центре города. По свидетельству старожилов, рядом с мечетью когда-то находился фонтан. Стены молельного зала в некоторых местах были покрыты росписью. Подшив потолка, пол и внутренний балкон-мимбер были деревянными. Окна второго этажа украшали витражи.
                                 Вид на город (можно увидеть мечеть, а также с лева Башня Орта-Куле (она ещё целая)По некоторым данным, приход был ликвидирован во второй половине 30-х годов. В 1941 г. мечеть была вновь освящена и функционировала до апреля 1944 г. После войны здание бывшей мечети находилось в ведении различных служб, а в 1962 г. было передано Алуштинской детско-юношеской спортивной школе. Весной 1986 г. здание мечети было взято на государственный учет как памятник архитектуры местного значения.

Читайте также:  Бахчисарайский свято-успенский пещерный мужской монастырь - православные молитвы

С 1996 г. мечеть Юкъары Джами снова  функционирует.

                                                                                                                        При  создании были использованы материалы: Рудницкой В.Г., Одинцовой Е. 

Источник: https://history-alushta.livejournal.com/1242.html

Летопись

Монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата— один из древнейших пещерных монастырей Крыма

Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года,пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения.

Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм.

В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» — «пещера»).

Пережив непростую историю завоеваний и гонений, безбожия и запустения, монастырь милостью Божией возрожден. Возобновлены богослужения, восстановлен и благолепно украшен храм. Тысячи верующих , паломников и туристов поднимаются в горы, чтобы прикоснуться к святыне, помолиться Богу, окунуться в святых водах источника.

Строится монастырское подворье и теперь небольшая монастырская гостиница готова принять паломников и трудников. В монастыре под духовным руководством настоятеля подвизается братия. В воскресные и праздничные дни храм наполняется верующими — сильна соборная молитва! Для прихожан ведутся занятия по изучению Священного Писания и Закона Божьего.

Обитель живет полноценной жизнью.

  • осень 2000 год. В заброшенной обители по благословению Владыки Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского, поселяется монах Даниил. Начало возрождения монастыря
  • с 2002 год. В монастыре возобновлены богослужения
  • лето 2006 год. Облагорожен источник и оборудована купель
  • весна 2007 год. Храм отгорожен , установлена перегородка, дверь. Храм в зимнее время отапливается
  • осень 2007 год. Установлена звонница
  • лето 2008 год. Впервые совершено таинство Крещение в купели
  • март 2011 год. Впервые за 500 лет совершен монашеский постриг
  • июнь 2011 год. Определение священного Синода: «Благословить открытие монастыря в честь святого великомученика Феодора Стратилата в с. Малосадовое Бахчисарайского района АР Крым»
  • июнь 2011 год. Издан подарочный альбом «ВОЗРОЖДЕНИЕ». Книга о возрождении монастыря Феодора Стратилата
  • август 2011 год. Открыта воскресная школа для прихожан
  • ноябрь 2011 год. Начало строительства монастырского подворья во имя свщм. Парфения Кизилташского
  • 2011-2012 год. Установлены благолепные иконостас и новый Престол
  • апрель 2012год. Открыта паломническая гостиница на монастырском подворье
  • июнь 2012 год. Монастырь посетил правящий архиерей, Владыка Лазарь
  • февраль 2013 год. Построен дом-общежитие на монастырском подворье
  • июнь 2013 год. По просьбе прихожан издана книга «Проповеди» — сборник избранных проповедей настоятеля
  • июль 2013 год. В монастыре начали выпекать просфоры, оборудована собственная просфорня
  • май 2015г год в Неделю о самаряныне — начались работы по добыванию воды на подворье
  • апрель 2017 год. Установлена новая чаша купели на источнике.
  • май 2018 год. облагораживается источник. Установлен мостик

Источник: http://feodor.church.ua/o-monastyre/

Религиозные святыни Алушты

Крым, храм Всех Святых в Алуште

Мало найдется на Земле таких мест, как Крым>, где так плотно на единицу площади расположено большое количество самых разных достопримечательностей – и природных, и рукотворных. А район Алушты выделяется в этом отношении в Крыму.

Со всех уголков мира едут сюда люди посмотреть на этот чудесный край и поклониться местным святыням. Многочисленные отели, пансионаты и частный сектор Алушты гостеприимно распахивают свои двери всем гостям полуострова. Благословенна здешняя земля. Славится Алушта храмами, монастырями и мечетями.

Бережно относятся к ним местные жители. Поэтому и хранят высшие силы землю эту и её людей.

Храм во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата

В довольно живописном старом городе Алушты на юру возвышается Храм во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата. В старину именно с этого места начинался город, но современные здания неузнаваемо изменили удивительный уголок. Храм насчитывает уже более ста пятидесяти лет – он освящен 30 ноября 1842 года в день Андрея Первозванного.

Храм был построен известным архитектором Торричелли по указу графа Воронцова. Нелегкая судьба ждала этот храм – пережил он и взлёты, и падения, пока в шестидесятых годах прошлого века его окончательно не закрыли, передав помещение под клуб. Но не смирились с таким кощунством жители города, и через двадцать лет храм и памятник архитектуры был восстановлен.

Архитектура этой церкви не свойственна для православных храмов. Он выстроен в готическом стиле и очень похож на патриархальную английскую сельскую церковь. Храм венчает удивительная по красоте трехъярусная колокольня, которая смотрится очень живописно и необычно на фоне горы Демерджи.

Центральные деревянные двери украшены уникальной резьбой, а фасад – иконой Феодора Стратилата, выложенной мозаикой. В храме хранится очень редкая икона, на которой изображен собор крымских святых. Среди святых ликов есть и монахиня-царевна Феодора Сурожская, с именем которой связана гора Кастель в окрестностях Алушты.

Этот уникальный по содержанию и неповторимый по красоте храм не оставит равнодушным не только верующего, но и атеиста.

Храм Святителя Николая

Очень много гостей Крыма привлекает одна из самых необычных достопримечательностей Алушты – храм Святителя Николая. Это необычный храм. Подобных храмов насчитывается в мире не больше десятка. Это – храм-маяк. Самый высокий храм в Крыму возвышается на пятидесятиметровой скале, и его можно увидеть из любой точки побережья.

Храм-маяк поражает своим великолепием. Это поистине произведение архитектурного искусства. Он оригинален, изящен и невероятно красив. Купол церкви, устремлённый ввысь, увенчан равносторонним крестом, возвышающимся над ажурным золочёным шаром, который символизирует Землю. В этом шаре поставлен маяк.

Под ажурным шаром размещается колокольня, которая венчает большое мозаичное панно с изображением Николая Чудотворца.

Крым, храм Святителя Николая в Алуште

https://www.youtube.com/watch?v=1l2UJsvs92U

Прекрасен этот храм и изнутри. Как и весь храм, выстроенный в византийском стиле, интерьеры оформлены в духе и традициях Византии. Здесь есть сюжеты на библейские темы – о Ноевом Ковчеге и Потопе. Полы церкви, витражи на окнах и светильники выполнены в технике флорентийской мозаики.

В цокольном этаже храма находится музей катастроф, где представлены старинные вещи, поднятые со дна моря и с затонувших кораблей. Сам интерьер музея оформлен в виде морского дна, что создаёт иллюзию нахождения под водой.

Работники музея расскажут вам много удивительного и интересного, например, про историю катастрофы, в которой погибло вдвое больше людей, чем на Титанике. Эта тайна долгое время скрывалась от людей.

Космо-Дамиановский монастырь

У подножия Чатыр-Дага в живописной котловине гор находится Космо-Дамиановский монастырь. Расположенный возле целебного источника Савлух-Су, что с татарского переводится, как здоровая вода.

Монастырь привлекает к себе огромное количество паломников и просто туристов. По преданию это место связано с именами святых Косьмы и Дамиана, которые были сосланы сюда из Рима в III веке н.э. за проповедничество христианства.

Здесь они продолжали исцелять людей, поэтому источник имеет ещё одно название – источник Святых Косьмы и Дамиана.

В середине XIX века здесь была построена небольшая деревянная церковь во имя этих святых, а в 1869 году – большой храм и мужской монастырь. На месте малой церкви возвели часовню. В 1899 году монастырь был преобразован в женский.

Монастырь вёл ежедневную активную благотворительную деятельность: давал приют бездомным, помогал бедным, принимал на воспитание беспризорных девочек и малолетних преступниц.

С приходом Советской власти обитель была закрыта, и лишь в конце прошлого века был вновь зарегистрирован устав монастыря Святых Косьмы и Дамиана, который опять стал мужским.

Мечеть Юкъары Джами

Единственным сохранившимся в Алуште культовым мусульманским центром является мечеть Юкъары Джами, которая пережила долгий период упадка, но теперь снова служит крымским мусульманам по своему назначению.

Мечеть была возведена в XIX веке на высшей точке холма, и её название в переводе с татарского значит «верхняя». Прежде существовала и нижняя мечеть в долине реки Улу-Узень возле мусульманского кладбища, но она была разрушена.

В период своего расцвета мечеть Юкъары Джами была красивейшим архитектурным сооружением. Перед ней был создан фонтан, а рядом возвышалась башня Орта-Куле. Внутреннее убранство было выполнено в лучших традициях.

Стены были покрыты искусной росписью, а окна украшены красивейшими витражами. На сегодняшний день от этого великолепия практически ничего не осталось.

Теперь в мечети ведутся восстановительные работы по фотографиям и архивным материалам.

Всем, кто хочет увидеть святыни Алушты и поклониться им, посещение храмов и культовых сооружений оставит незабываемые воспоминания. Некоторые из них вновь «восстали из пепла» и выполняют своё духовное предназначение.

Источник: https://rest-ua.com/sights/alushta-svyatyni

Паломнический тур: Святыни Крыма

ТО, ЧЕГО ЖАЖДЕТ ВАША ДУША 

 «ЖИВОТВОРЯЩИЕ СВЯТЫНИ,

ЗЕМЛЯ БЫЛА Б БЕЗ НИХ МЕРТВА.

БЕЗ НИХ НАШ ТЕСНЫЙ МИР-ПУСТЫНЯ,

АЛТАРЬ-БЕЗ БОЖЕСТВА…»

А.С. ПУШКИН

Паломнический тур: Святыни Крыма 2016


Крым хранит множество святынь Православия.

Экскурсовод познакомит Вас с историей утверждения Христианства на полуострове.

Вы узнаете  об Апостоле Андрее Первозванном, первых христианах: Инне, Пинне, Римме; Стефане Сурожском; Четвертом Папе Римском -Клименте; Иоанне Готском; Преподобно-мучинице Параскеве; услышите о крещении на этой земле Святого князя Владимира; об Игумене Парфении, Архиепископе Гурии и многих других.

У Вас будет возможность помолится в Святых обителях и наполнится Божественной красотой Православного юга России.

В день приезда или отьезда, у Вас дорогие паломники, будет возможность помолиться у Святых мощей Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого В.Ф.) /Симферополь, Свято-Троицкий женский монастырь/. 

1 день

Размещение в гостинице. Прогулка по вечерней Ялте (набережная, канатная дорога на холм Дарсан)

2 день

ЯЛТА ПРАВОСЛАВНАЯ

Храм Святой Нины в Гаспре, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде, Храм Архистратига Михаила в Верхней Ореанде, Храм Святого Феодора Тирона в Ялте, дом-музей А.П. Чехова, Александро-Невский Собор

3 день

СВЯТЫНИ СЕВАСТОПОЛЯ, БАХЧИСАРАЯ

Инкерманский Свято-Климентский монастырь: крепость Каламита, монастырское озеро, прогулка через «Ворота Веков», храм Святого Пантелеимона, пещерные храмы Св. Андрея Первозванного, Св. Мартина Исповедника, Св. Климента.

Храм Святой Троицы. Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (мужской) Бахчисарай: Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, экскурсия послушника монастыря, освященный источник. Монастырь Феодора Стратилата.

4 день

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ АЛУШТЫ

Храм во имя Феодора Стратилата и всех Святых в земле Крымской, Таврической Просиявших (Алушта), Храм во имя Страстотерпцев семьи Николая II, Монастырь (мужской) Святых Бессеребренников Косьмы и Дамиана: чудотворный источник Савлах-Су, чудотворные иконы

5 день

У ИСТОКОВ ПРАВОСЛАВИЯ РОССИИ

Церковь Воскресения Христова в Форосе, смотровая площадка на Байдарском перевале. Заповедник Херсонес Таврический. Экскурсия по древнему городу. Владимирский Собор. Часовня на месте крещения Св. Князя Владимира.

Владимирский Собор Усыпальница 4Х Адмиралов. Знакомство с основными памятниками города Севастополя: мостик «вздохов», гостиница «Кирет», площадь Нахимова, Графская пристань, памятник Казарскому.

6 день

ДРЕВНИЕ СВЯТЫНИ БАЛАКЛАВЫ

Балаклава город 2х веков, Храм 12 Апостолов, крепость Чембало, обзорная экскурсия по набережной Балаклавы, свободное время.  Мыс Фиолент: монастырь Святого Георгия Победоносца, Храм Рождества Богородицы, Храм Святого Георгия, скала Святого Явления.

7 день

Отъезд. 

Стоимость тура

Группа 20 человек :  17 500 рублей с одного паломника

Группа 40 человек: 15 000 рублей с одного паломника

Группа до 7 человек: 25 000 рублей с одного паломника

По желанию и предварительном уведомлении мы предлагаем нашим гостям постное меню.

Образец постного меню смотрите ниже.

Заезды с октября месяца 1, 11, 21 числа каждого месяца.

Питание 2-х разовое в дни поездок и 3-х разовое в дни отдыха в гостинице

Источник: http://hotel-krym-nostalzhy.ru/sviatyni_kryma

Ссылка на основную публикацию