Храм гроба господня в иерусалиме — православные молитвы

Путеводитель по Иерусалиму: Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня в Иерусалиме - православные молитвы

Церковное предание повествует, что во времена римского правления на этом месте находился храм богини Венеры. Прибывшая в Иерусалим святая Елена, мать императора Константина, повелела разрушить языческое капище и обнаружила под ним древние захоронения, среди которых был найден и “Святой Гроб” – погребальная пещера, принадлежащая Иосифу Аримафейскому, тайному ученику Иисуса.

Погребальные пещеры того периода вырубались в мягких породах и служили семейными усыпальницами богатым жителям Иерусалима. Внутри пещеры находилось ложе, на которое укладывали тело умершего, обвитое пеленами, обильно пропитанными бальзамами и благовониями.

Вход в пещеру закрывался круглым или прямоугольным камнем. Тело умершего должно было пролежать на таком ложе в течение года, пока душа его, по иудейскому поверию, находилась в Шеоле (в христианстве – “чистилище”).

Через год приходили родственники, истлевший скелет разбирали на части и укладывали в специальные каменные урны-оссуарии, которые устанавливали в нишах, вырубленных внутри пещеры. На территории Храма Гроба Господня сохранились остатки подобной пещеры.

Ее традиция связывет с могилой Никодима, еще одного тайного ученика Иисуса (см. п.7).

Тело Распятого пролежало в пещерном гробу с пятницы до исхода субботы, который начинался с наступлением темноты. По еврейской традиции начало первого дня недели отсчитывается именно с этого времени, а не с 0 часов, как это принято сегодня в мире. Поэтому и отсчет дней недели в Израиле ведется не с понедельника, как во всем мире, а с вокресенья, которое считается рабочим днем.

Ранние христиане прекрасно разбирались в иудейском исчислении времени, поэтому Великая Суббота, когда на Пасху в Храме Гроба Господня сходит Благодатный Огонь, считается одним из главных христианских праздников на Святой Земле.

Но пора уже нам поспешить к этой старинной часовне, внутри которой находится плита, символизирующая Святой Гроб.

Дело в том, что к ней обычно выстраивается очередь, в которой иногда можно простоять и целый час! Особенно, если в это время в Храме Гроба Господня проходит служба одной или даже более конфессий.

В Кувуклии и на Голгофе служат православные греки, армяне католики-францисканцы, иногда – копты. Остальные две конфессии: эфиопы и сирийцы – лишены этой привилегии. Остояв очередь, вы попадаете внутрь часовни, в помещение, именуемое “приделом Ангела».

Названо оно так в соответствии с евангельским стихом от Матфея (28:2), где говорится, что «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем…”. Камень этот, вернее то, что от него осталось, вы увидите под стеклом в свете горящей над ним свечи.

За приделом Ангела – пещера Святого Гроба с мраморной плитой, к которой прикладываются верующие. Она символизирует погребальное ложе, на котором лежало тело Иисуса. На эту плиту кладут различные ритуальные предметы (нательные кресты, иконы, флаконы с маслом и др.). Посмотрите. как это делают люди перед вами, и следуйте их примеру.

Служители Храма Гроба Господня просят не задерживаться с освящением ваших предметов, и не раскладывать их по отдельности. Совершив ритуал поклонения Святому Гробу, на выходе из Кувуклии справа от вас, вы увидите место обжигания свечей от Благодатного огня.

Подожгите одновременно все 33 свечи в пучке, дайте им немного погореть и затушите под колпачком.

В марте 2017 года были завершены работы по ремонту и реставрации Кувуклии, которая долгое время находилась в аварийном состоянии. Те из вас, кто бывал ранее в Храме Гроба Господня, будут приятно удивлены, увидев обновленную Кувуклию.

Теперь можно отправиться на экскурсию по Храму Гроба Господня и посетить еще несколько его святых мест.

Источник: http://jerusalem-guide.ru/hram-groba-gospodnya.php

Схождение Благодатного огня / Православие.Ru

    

Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи. Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии.

Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.

Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой.

В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены.

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены.

В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня.

Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха.

Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.

Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы.

Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу.

Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать.

Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.

    

Чудо схождения Благодатного огня именно на православную Пасху после молитвы Иерусалимского православного патриарха — доказательство истинности нашей веры.

В 1579 году армянская община добилась у турецких властей, чтобы в часовню был допущен их предстоятель, а не православный патриарх.

(Нужно сказать, что армяне, хотя и являются христианами, исказили веру православную еще в IV веке и придерживаются монофизитской ереси, то есть признают во Христе только одну — Божественную — природу.

) Православные смиренно молились у закрытых дверей храма, армяне ждали схождения Благодатного огня в Кувуклии. И Господь сотворил чудо: Благодатный огонь сошел, но не на гроб Господень. Молния ударила в колонну, рядом с которой молились православные, и из нее вышел огонь. Опаленная мраморная колонна и сейчас свидетельствует об этом чуде.

Рассказ очевидца

Известный путешественник Авраам Сергеевич Норов присутствовал при схождении святого огня. Норов совершил путешествие в Иерусалим в 1835 году, был в часовне. Из придела Ангела видел принимавшего огонь митрополита Мисаила: «Таким образом, мы достигли часовни Гроба Господня среди чýдного зрелища народа, волнуемого или нависшего со всех аркад и карнизов.

    

В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом только один из греческих епископов, архиерей Армянский (недавно получивший на это право), русский консул из Яффы и мы, трое путешественников. За нами затворились двери.

Никогда не угасающие лампады над гробом Господним были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания.

Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей.

Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред святым гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/105245.html

Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО)

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме – это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова – Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал “Православие и мир” предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям – вместе с фотографом Юлией Маковейчук.

Храм Гроба Господня

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой – у эфиопов.

Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт.

Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа.

Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем – 8 лампад (4 – греческие, 2 – армянские, 1 – латинская, 1 – коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы.

В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Читайте также – Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) – типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Читайте также – Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото)

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня)

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г.

(первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве).

Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» – «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс.

лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей.

Читайте также:  Житие девяти мучеников кизических - православные молитвы

Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного).

Над иконостасом – галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж.

входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев.

галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп.

Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела.

Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда – по числу основных исповеданий.

В северной и южной стене – овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное – для армян, северное – для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом.

Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г.

каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни.

В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения – от каждого из христианских исповеданий.

Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г.

Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.

С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт.

часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Фото Юлии Маковейчук.

Текст составлен с использованием материала сайта “Православная энциклопедия”.

Вы прочитали статью Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Кувуклия (ФОТО)

Источник: https://www.pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-groba-gospodnya/

Иерусалим. Христианский квартал: по станциям Крестного хода к Храму Гроба Господня

Христианский квартал (Christian Quarter). Продолжаем нашу прогулку по Старому городу Иерусалима, и переносимся в еще один из его кварталов – Христианский.

Чтобы сюда попасть, нужно войти через крепостные ворота – Дамасские (Damascus Gate), Новые (New Gate) или Яффские (Jaffa Gate), или пройти через один из соседних кварталов (Мусульманский и Армянский).

Все сооружения здесь в основном носят религиозный характер – это школы, церкви, монастыри и гостиницы для паломников. В их списке числится несколько десятков святынь, центром которых является Храм Гроба Господня, о котором я расскажу чуть позже.

Карта Христианского квартала (нажми для увеличения)

Основные достопримечательности на карте:

  • Храм Гроба Господня
  • Музей Стен Иерусалима
  • Муристан (Muristan) — комплекс улиц
  • Лютеранская Церковь Спасителя (Church of the Redeemer)
  • Баптистская церковь Св.Иоанна Крестителя (Church of St.John)

Крестный ход (Via Crucis). Если вы помните, предыдущую статью мы закончили улицей Виа Долороза (Via Dolorosa) в Мусульманском квартале, с которой верующие начинают свой путь по станциям Крестного хода. Почти каждый день в Старом городе собираются такие группы.

При желании, это можно сделать самостоятельно, пользуясь картой. Станций (стояний) всего 14, причем в Библии упоминаются не все. 7 из них находится на Виа Долороза, а остальные – в Христианском квартале и Храме Гроба Господня.

Некоторые станции отмечены римскими цифрами, поэтому мимо вы не пройдете.

Сама я Крестный ход целенаправленно не проходила, но встречала точки его стояний по пути. Оставляю вам краткие данные о них. Информация взята с Википедии, но трижды перепроверена с помощью буклета, который мне выдали на информационной стойке в Иерусалиме.

Начнем движение от Львиных ворот, откуда Иисуса повели на казнь. Идем вперед по улице Lion’s Gate Street, которая далее переходит в Виа Долороза.

Мусульманский квартал:

I станция — Иисус приговорен к казни Понтием Пилатом
Раньше здесь находился преториум – место, где судили обвиняемых.  Сейчас на его месте построена мусульманская школа Эль Омария. Рядом — Церковь Осуждения (Church of the Blate).

II станция – Иисус подвергается бичеванию и принимает крест
Церковь Бичевания (Chapel of the Flagellation), расположенная рядом.

Далее Виа Долороза заворачивает налево, появляются рыночные лотки и кафешки.

III станция – Иисус падает в первый раз
Армянская католическая часовня, над входом расположен рельеф с изображением падающего Христа.

IV станция – Иисус встречает свою Мать
Рядом — армянская католическая церковь Богоматери Великомученицы (церковь Скорбящей Богоматери). Над входом – рельеф с изображением Иисуса и Богоматери.

V станция – Симон Кириниянин помогает Иисусу Христу нести крест
Францисканская часовня, не доходя до пересечения Виа Долороза и ул.El Wad. Место отмечено римской цифрой V на стене (см. фото выше).

VI станция – Святая Вероника вытирает лицо Иисуса
Часовня Святой Вероники (Chapel of St.Veronica)

VII станция – Иисус падает во второй раз
Пересечение Виа Долороза и рыночной улицы Suk Khan El-Zeit, где находится маленькая католическая часовня. Место отмечено римской цифрой VII на стене (см. фото выше).

Христианский квартал:

VIII станция – Иисус утешает плачущих женщин
Идем вперед по рыночной улице, где она сужается. Место отмечено римской цифрой VIII и камнем в стене с изображением креста и надписи NIKA.

IX станция – Иисус падает в третий раз
Рядом с коптским патриархатом и церковью Святой Елены (St.Helen Coptic Church). Место отмечено римской цифрой IX на стене, под которой стоит деревянный крест.

Остальные станции находятся внутри Храма Гроба Господня:

X станция – Иисуса лишают одежды
Часовня Разоблачения (один из приделов храма с маленьким голубым куполом, справа от входа).

XI станция – Иисуса прибивают к кресту
Заходим в храм, поворачиваем направо и поднимаемся наверх. Видим алтарь с изображением Иисуса на кресте.

XII станция – Последний вздох Иисуса на кресте
Место отмечено серебряным кругом на полу под алтарем.

XIII станция – Иисуса Христа снимают с креста
Алтарь с изображением Скорбящей Девы. Тело Иисуса было положено на Камень Миропомазания, который находится прямо при входе в храм.

XIV станция – Положение во гроб
Гроб Господень находится в другой части храма – в кувуклии. Слева от главного входа.

Храм Гроба Господня. Пройдя по пути Крестного хода, мы с вами оказались в храме, о котором я бы хотела рассказать подробнее. Он был основан в 325 г. Еленой Равноапостольной (Елена Константинопольская, Святая Елена), которая была известна как распространитель христианства. В ее честь в Христианском квартале была названа улица.

Информация: Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова, Church of the Holy Sepulchre) Расположение: 1 Helena Street, Христианский квартал, Старый город, Иерусалим. Рядом с Центральным рынком Часы работы:  ежедневно апрель-сентябрь 5:00-20:00, октябрь-март 05:00-19:00 Стоимость: бесплатно Ежедневно в Храме совершаются 3 литургии: православные 23:00-03:00, армяне 03:00-06:00, католики 06:00-9:00.

Запрещается посещение храма в шортах и майках. В период религиозных праздников и во время наплыва туристических групп в храме бывает очень много народу.

Так выглядит вход в Храм.

Заходим внутрь. На полу мы видим камень миропомазания, где помазали тело Иисуса после его смерти. Верующие собираются здесь, чтобы прикоснуться к камню и оставить у него свои записки.

На стене прямо за этим камнем изображены сцены подготовки Христа к погребению.

Поворачиваем налево, и оказываемся в просторном зале, над которым возвышается купол Храма.

Посередине зала стоит мраморная часовня – кувуклия, внутри которой находится Гроб Господень, в котором был похоронен Иисус. Очередь верующих на фотографии – это желающие прикоснуться к Гробу. Зайти внутрь кувуклии может любой, но фотографировать внутри часовни нельзя. Гроб Господень – это маленькое помещение, высеченное в скале.

Если смотреть на кувуклию лицом, то слева вы увидите горящую свечу, от которой верующие зажигают свои свечи. Ее пламя было зажжено от Благодатного огня, и поддерживается в течение всего года.

Именно здесь ежегодно в Великую Субботу накануне Пасхи происходит церемония Схождения Благодатного Огня, присутствовать на которой может каждый. Народу всегда собирается очень много.

Патриарх греко-православной церкви молится о ниспослании огня, а патриарх армянской церкви ждет в небольшой пристройке в кувуклии – Приделе Ангела. Затем от лампады с Благодатным Огнем он зажигает связку из 33 свечей, которые символизируют количество лет жизни Христа на земле.

После этого, оба патриарха выходят к верующим, передавая это пламя. Связки из свечей можно купить в Храме или на одном из рынков Старого города.

Если выйти из этого зала и вернуться назад ко входу в Храм, то справа от камня миропомазания вы увидите мраморные ступени, ведущие наверх. Поднимемся ко второй святыне Храма – Голгофе – горе, где когда-то был распят и издал свой последний вздох Иисус.

То, что осталось от этой горы, сейчас находится под стеклом.

Над ним сооружен небольшой алтарь, под которым есть маленькое отверстие, где можно присесть и дотронуться до скалы. По преданию, именно на этом месте стоял крест Иисуса. Оно отмечено серебряным кругом на полу.

На этом я заканчиваю свой рассказ о Старом городе Иерусалима, переносясь за его пределы — на Масличную (Елеонскую) гору.

Источник: http://letsgo-blog.ru/israel/jerusalem-christian-quarter/

Храм Гроба Господня (храм Воскресения Христова) в Израиле

Храм Гроба Господня (Израиль) — центр паломничества христиан. Это святое место, находящееся в Иерусалиме, где, согласно Священному Писанию, распяли Христа, где Он умер и воскрес.

Поэтому храм имеет ещё одно название — Воскрешения Христова. Ежегодно накануне великого православного праздника Пасхи на Гроб Господень нисходит Благодатный огонь.

История и святыни храма

Ещё самые первые христиане, видевшие воочию мученическую смерть Иисуса Христа за род людской, поклонялись месту Его распятия и воскрешения. Находилось оно тогда за чертой ветхозаветного города Иерусалима.

Даже спустя столетие, когда город был разрушен римским императором Титом, была сохранена в людях память о Нём.

А в 135 году на земле разрушенного Иерусалима был построен римский город Элия, на месте же распятия Христа — языческая церковь Афродиты.

Храмовый комплекс во времена святой Елены

Первый храм в честь Вознесения был заложен в начале IV века царицей Еленой, женой римского императора Констанция Хлора.

Именно сын Елены и Констанция, великий император Рима, Константин, отказавшись от язычества в пользу христианской веры, просил мать найти место воскрешения Христа, чтобы объявить его миру.

Святая равноапостольная Елена выехала из Константинополя в Иерусалим, когда ей было уже за 60 лет (по некоторым источникам, 80). Именно тогда, в 326 году, началось строительство храмового комплекса Воскрешения Христова.

Кроме Гроба Господня, в комплекс вошли ещё два значимых для христиан объекта:

  1. Голгофа (предполагаемое место казни Христа).
  2. Место креста, на котором был распят Иисус (обретение Животворящего Креста).

Стараниями св. Елены был выстроен целый комплекс монументальных зданий:

  • Круглый храм-мавзолей (названный «Анастасис», в переводе с греческого — «Воскресение»).
  • В центре мавзолея располагался Гроб Господень, над которым шестигранным шатром возвышался деревянный навес.
  • Чуть далее располагалась Великая церковь-базилика, обращённая алтарём к Анастасису.
  • Внутри базилики оборудовали Нижнюю церковь-крипту, расположенную на том самом месте, где нашли Крест Господень.
  • Между Анастасисом и церковью-базиликой были построены колонны, богато украшенные мрамором, мозаичными узорами и золотым литьём.

В 335 году новый иерусалимский храм посетил император Константин Великий. В память об окончании строительства и освящении храма Вознесения православная церковь ежегодно 26 сентября (13 сентября по старому стилю) отмечает праздник Обновления Храма.

Персидское завоевание святых земель

Комплекс храмов в неизменном виде просуществовал почти 300 лет до захвата Иерусалима в 614 году царём Персии Хосровом I. I.

Сооружения были повреждены, но под руководством патриарха иерусалимского быстро восстанавливались.

Даже когда в 637 году Иерусалим занял сподвижник пророка Мухаммада, халиф Умар, христианская патриархия сдала город, лишь получив заверения мусульман в том, что Святыни не будут повреждены.

И только в 1009 году условия мирного договора между христианами и мусульманами были нарушены. На улицах Иерусалима разразились массовые казни христианского населения, разрушались храмы по всему городу и окрестностям.

В результате этого была безвозвратно утрачена Великая церковь-базилика святой Елены.

Читайте также:  Православный праздник сретение господня - 15 февраля 2018 года - православные молитвы

Однако через непродолжительное время византийский император Константин VIII получил право на восстановление храма (условием была беспрецедентная уступка — строительство мечети в Константинополе).

Работы по восстановлению продолжались медленно, да и по великолепию и масштабу новым постройкам было далеко до античных храмов царицы Елены. Были возведены лишь отдельно стоящие сооружения, напоминающие часовни.

Роль главной церкви была предназначена ротонде Гроба Господня, сохранившейся лучше остальных. Летописные источники утверждают, что именно слухи о разрушении места поклонения христиан в Иерусалиме послужили поводом к восстаниям Крестоносцев и началу Крестовых походов.

Такова была значимость Святынь земли обетованной для христианского мира.

Итоги Крестовых походов

Лишь к середине XII века (1130—1147 гг.

) крестоносцы отстроили в Иерусалиме величественный храм Воскрешения Христова (его идентичную копию можно увидеть в Новоиерусалимском монастыре, что находится в Московской области).

Строительство нового храма было завершено возведением звонницы с колоколами, а мусульманский правитель города Саладин разрешил паломникам-христианам свободно посещать новый храм Вознесения (Гроба Господня).

При строительстве храма крестоносцы не стали изменять круглый вид храма-мавзолея, имеющего такую планировку ещё со времён святой Елены и Константина Великого. Эти части здания можно лицезреть до сих пор.

Они представляют собой колонны — опоры ротонды, стоящие на массивных каменных тумбах (их называют «столпы Елены»). Самой важной заботой для строителей-крестоносцев было возведение Великой церкви Кафоликон, примыкающей к ротонде, на которой располагалась святая пещера Кувуклия.

Что это такое? Эта Святыня — последнее пристанище и гробница Иисуса Христа (фото её можно увидеть в любом источнике) перед Его воскрешением в вечность.

Весь мощный храмовый ансамбль имел план креста с прилегающими приделами. А заключительным аккордом для крестоносного братства стала высокая пятиярусная колокольня, построенная в 1160—1180 гг. Но землетрясение, произошедшее в Иерусалиме четыре столетия спустя (в 1545 году), привело к её разрушению, такой она и осталась до современного времени.

После землетрясения содержанием храма занимались монахи, принадлежащие к Францисканскому Католическому Ордену. Они же отвечали за внутреннее убранство Кувуклии с Гробом Господним.

Разрушения и восстановление святыни в ХХ веке

Из хронологических источников дошли до нас многие напасти, которым были подвержены за два тысячелетия эти святые места. К самым последним из них можно отнести пожарище 1808 года, в результате которого был утрачен деревянный шатёр над Анастасисом и повредилась Кувуклия. За два года усилиями архитекторов и строителей из разных стран ротонда была восстановлена.

А в 1860 годах над ротондой был построен металлический купол в виде полусферы. Такой формой он напоминал первоначальное строение времён св. Елены и Константина Великого. Именно в таком виде сооружение существует и сейчас.

Ощутимый урон комплексу нанесло землетрясение 1927 года. В середине ХХ века итальянский архитектор Антонио Барлуцци запланировал существенную реставрацию храма, но в осуществление задуманного вмешалась Вторая мировая война.

И лишь в 1959 году наконец-то началась грандиозная реставрация храмового комплекса в Иерусалиме. В 1995—1997 годах реставрация затронула купола.

В 2013 на колокольню установили колокол (последний из недостающих), изготовленный в России.

Масштабная реконструкция храма Вознесения Христова проводилась и в 2016 году. В результате выполненных работ, которые завершились совсем недавно (март 2017), среди прочих мероприятий были убраны с Кувуклии металлические балки, поддерживающие сооружение с 1947 года и на протяжении 70 лет защищавшие святыню от разрушений.

Современный храм Вознесения в Иерусалиме

Храм Вознесения в Иерусалиме по праву считается для христиан всего мира одним из самых священных. Он служит истинным пристанищем для любого человека, верующего в Христа.

Все владения святилища разделены между шестью христианскими церквями: католической, греко-православной, коптской, армянской, сирийской и эфиопской.

Каждая из этих конфессий занимает отдельные территории храма и имеет специально выделенные часы для молитв.

Архитектура комплекса

В храмовый комплекс входят все отреставрированные атрибуты, оставшиеся со времён царицы Елены и до последнего колокола, увенчавшего святилище в 2017 году. На храмовой территории действуют несколько монастырей, находится ряд строений различного назначения (галереи и т. д. ).

А также здесь можно увидеть следующие святыни:

  • Голгофа с местом распятия и Кафоликон (соборный храм) — принадлежат Иерусалимской православной церкви.
  • Ротонда, под которой расположена Кувуклия, — находятся в пользовании разных конфессий, поэтому литургии на Гробе Господнем они служат друг за другом: православные (в час ночи), затем армяне (в 4 утра), далее католики (с 6 до 9 утра).
  • Церковь Францисканцев и Алтарь Гвоздей — состоят под покровительством католического ордена св. Франциска.
  • Могила святого Иосифа Аримафейского, капелла архангела Михаила, часовня позади Кувуклия — владения коптов (египетских христиан).
  • Храм равноапостольной св. Елены с приделом «Три Марии» — принадлежит апостольской армянской церкви.
  • Камень Миропомазания, на который было уложено тело Иисуса после снятия с Креста. Эти события были совершены в саду Иосифа Аримафейского. Теперь же лежит камень Миропомазания в храме Гроба Господня (вправо от входа). Это общая собственность Римской (католической), Греческой (православной), Коптской и Армянской церквей.
  • Храм Обретения Животворящего Креста (бывшая подземная каменоломня) — в храме Воскресения его можно найти по месту, отмеченному плитой из красного мрамора, вделанной в пол (на ней начертан православный крест). В храм Обретения Креста можно спуститься из Армянской церкви св. Елены. Там под потолком есть окно — это место, с которого царица Елена следила за раскопками, в результате их был обнаружен Животворящий Крест и 4 гвоздя, а также табличка с надписью, означающей, что на этом кресте был распят «Иисус Назаритянин, царь Иудейский».

Такое деление приделов Храма между разными христианскими конфессиями служило часто причиной конфликтов. Чтобы избежать всяческих недоразумений, с 1192 года ключи от Храма находятся в арабской семье — династия Джауди. Право же отпирать и запирать двери имеет другая мусульманская семья — династия Нусайба. И на протяжении многих веков эти права передаются от отца сыну в обеих семьях.

Убранство и реликвии современного Храма

Головной фасад храма Воскрешения Христова представляет собой произведение искусства Романского стиля XII века. Впереди расположен вход — это две большие двери, из которых функционирует лишь одна, а вторая заложена кирпичной кладкой ещё со времён мусульманского правления. В те времена на дверях были живописные барельефы. Сегодня они сняты, их можно увидеть в музее города.

Справа от единственно действующей двери находится могила рыцаря — Филиппа д’Обинье. Он известен тем, что в 1229 году сопровождал Фридриха I. I. , императора Римской империи, возглавлявшего 6-й Крестовый поход к Святыне.

Из ярких достопримечательностей храма Воскрешения можно назвать колонну Благодатного Огня. Это опора левого (действующего) входа, на которой виден след раскола, произошедшего от молнии.

Случилось событие в 1634 году во время Великой Субботы. В тот день возникла ссора между христианами Православной и Армянской церкви о том, кто должен первым провести Пасхальное моление.

Во время препирательств с Неба ударила сильнейшая молния, расколов колонну Святым Огнём.

Стоит также обратить внимание на неприметную деревянную лесенку, которая находится на карнизе Греческой части храма и идёт к окну Армянского придела. Эта лестница — настоящий артефакт, её можно увидеть на картинах XIX века.

Она является свидетельством соблюдения древних традиций о неукоснительном соглашении между конфессиями условий, при которых все элементы древнего Храма должны быть неизменны, а любое вмешательство требует единогласного решения.

Эта лестница носит название «Недвижимая».

Фото реликвий Храма Гроба Господнего

Священный Огонь выносится из храма Воскрешения Христова раз в год в Великую субботу накануне Пасхального Воскресенья. Торжественная церемония олицетворяет радость воскрешения Иисуса Христа, как воспарение Истинного света из Гроба. Благодатный Огонь нисходит с Небес после молитвы представителя духовенства Иерусалимской церкви.

Чудотворное действо происходит так:

  • появление (нисхождение) огня ожидают в закрытой часовне;
  • он появляется по-разному: то в виде шара, то в виде отдельных искр;
  • от сошедшего огня зажигают лучину и выносят её к многотысячной толпе паломников;
  • паломники зажигают от лучины свои свечи, собранные в связку по 33 штуки;
  • только что обретённый Огонь не обжигает, поэтому им умывают лица присутствующие;
  • теперь частицы этой Святыни верующие увезут во все уголки земли, чтобы на следующий год вновь вернуться за чудом.

Считается, что если однажды Благодатный Огонь не появится людям — этот год станет последним в человеческой истории.

Чтобы получить более подробную информацию, можно набрать в любой поисковой системе «Храм Гроба Господня Иерусалим, официальный сайт».

Источник: https://molitva.guru/hramy/hram-groba-gospodnya-hram-voskreseniya-hristova-v-izraile.html

Храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня) — службы в церкви «Помни Всегда»

«НА ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ ОН РАСПЯТ, БЫЛ САД, И В САДУ ГРОБ НОВЫЙ, В КОТОРОМ ЕЩЕ НИКТО НЕ БЫЛ ПОЛОЖЕН. ТАМ ПОЛОЖИЛИ ИИСУСА РАДИ ПЯТНИЦЫ ИУДЕЙСКОЙ, ПОТОМУ ЧТО ГРОБ БЫЛ БЛИЗКО»

(ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, 19-Я ГЛАВА)

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме, более известный как храм Гроба Господня — единственное место во Вселенной, незабываемая история которого является историей неба и земли в их духовном соотношении – так писал знаменитый русский паломник, в 19-м веке побывавший в Иерусалиме.

Это воистину, самый уникальный храм в мире, окутанный особою благодатью Божьей, куда стекаются многочисленные паломники со всех концов света. Он много раз был разрушен варварами, но – как легендарная птица Феникс, всегда возрождался из пепла.

Сегодняшний Храм Воскресения Христова в Иерусалиме состоит из трех великолепных архитектурных сооружений — храма на горе Голгофе, храма Воскресения и часовни Гроба Господня.

Гора Голгофа, на вершине которой закончился земной путь Иисуса Христа, заключена в великолепный футляр святого храма, где имеется множество келий, комнат, тайных подземных переходов… Округлая форма Храма Гроба Господня напоминает нам космос, всю вселенную, половинку пасхального яйца, наконец.

В центре этого грандиозного сооружения находится часовня с Гробом Христовым, именуемая кувуклией, куда было положено тело Христа после его смерти. Кувуклия – это место вечного покоя «Великого Царя царствующих и благостного Господа господствующих». Эта часовня является центром всего храма и святыней всего христианского мира.

На месте погребения Спасителя людских душ, воскресшего на третий день после своей смерти на кресте, «смерть была поглощена победою» — так гласит Священное Писание.

Литургия в часовне Гроба Господня

Заказывая поминовение на Божественной Литургии, на главном алтаре Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, мы самым наилучшим образом проявляем заботу о здравии любимых нами людей, о душевном спасении ныне живущих, о блаженном упокоении безвременно ушедших…

На время свершения Литургии, храм закрыт от посещения паломников, а имена близких ваших будут зачитаны с полуночи до трёх часов утра, в то время, когда святой алтарь отдан во служение православной конфессии.

Немаловажен тот факт, что в Храме Гроба Господня, православные служители Божьи, никогда не приступают к Божественной Литургии, не исповедовавшись предварительно и не свершив общую разрешительную молитву.

https://www.youtube.com/watch?v=rAX7VyUgccg

Свечи «За здравие» и «За упокой» в православном приделе Голгофы

Верхушка горы Голгофы — великое святое место для моления, где возжигаются свечи за любимых нами людей по прошениям, принимаемым служителями проекта: «Помни Всегда».

Православный придел Голгофы в Храме Гроба Господня в Иерусалиме является величайшим святым местом всего православного мира.

Здесь находился крест Господа нашего, здесь скульптура благостной Матери – Пресвятой Богородицы с пронзённым сердцем, возвышается над алтарём с зажжёнными свечами.

Пронзителен и печален взгляд Девы Святой, смотрящей на нас из глубины божественной, велика благодать Её, молящейся за нас и наших близких перед Господом. Каждый огонёк свечи, лучиком малым сливаясь с остальными, превращается в неукротимое духовное пламя, достигающее Божественного взора, и Господь, видя усердие наше и чистоту помыслов, прощает нас, грешных и ведёт ко спасению…

Заказать свечу за здравиеЗаказать свечу за упокой

Молебен в часовне Адама

Здесь нет шума и суеты, здесь, в часовне Адама, расположенной у подножия Креста Господня свершаются молебны православные. Здесь поют канон Ангелу небесному и Святой заступнице нашей – Пресвятой Богородице. Здесь, возносится песня Господу, прославляющая благостные дела Его, молящая о прощении и спасении.

Здесь служители Храма Гроба Господня в Иерусалиме зачитывают имена, поданные вами в поминальных православных записках. Сотрясалась земля в этом святом месте во время мучений Христовых, как великую реликвию хранят служители храма свидетельство возмущения планеты нашей надругательством над Христом: трещину в скале Голгофа в святилище придела Адама.

Здесь земное сливается с небесным и это ощутимо физически — так велика сила божественная в этом великом святом месте.

Храм Гроба Господня образно именуют великим мемориалом Христа, священным центром всего христианского мира, объединяющим почти треть населения земли.

Это величайшее сооружение включает в себя шесть различных конфессий христианской церкви: православная, католическая, сирийская, армянская, эфиопская и коптская – каждой из которых выделяется определённое время и место для свершения церковных таинств.

Православная иерусалимская церковь исполняет общее руководство религиозными службами и оберегает главные христианские святыни. Она совершает таинство литургии на Гробе Господнем первой, начиная с часу ночи. Далее совершает литургию армяне, после – католическая церковь и иные.

Церкви различных вероисповеданий имеют свои особые права и свои приделы (дополнительные алтари с престолом), а традиция проведения церковных служб представителями разных конфессий строго регламентирована храмовыми правилами.

Но, далеко не каждый верующий, может позволить себе лично посетить Иерусалим и совершить дальнее паломничество. Поэтому, мы даём вам уникальную возможность вознести свои молитвы и благодарения Богу в самом Великом Храме на земле.

Вы можете, прямо сейчас подать молебную записку и ваша просьба о свершении церковного таинства будет услышана Святыми Отцами Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Они вознесут молитву и свершат необходимые церковные обряды для вас и ваших близких. Смиренные просьбы основателей проекта «Помни Всегда» услышаны служителями храма Иерусалимского и наши прошения за вас тоже, будут услышаны. О правилах заполнения молебного прошения вы можете узнать на страницах нашего сайта.

Читайте также:  Православный праздник обрезание господне - 14 января 2018 года - православные молитвы

В Храме Воскресения Христова в Иерусалиме находятся святые реликвии, имеющие отношение к мученической смерти Иисуса Христа и Его чудесному воскрешению, которым поклоняется весь, истинно верующий христианский мир.

Напротив входных дверей в храм, находится чудесный святой камень миропомазания, на котором апостолы Иосиф и Никодим помазали соком алоэ и смирной тело Иисуса Христа. Над этой великой реликвией возвышается балдахин с неугасаемыми лампадами, где паломники свершают свои первые молитвы при входе в святилище.

Справа от камня миропомазания находится вход на Голгофу, который расположен под одной крышей с Храмом Гроба Господня. Минуя мраморные ступени, мы поднимаемся на святую Голгофу, место страданий и казни многих людей, и видим открытый престол на колоннах и святое Распятие.

Под престолом расположено инкрустированное серебром отверстие в скале, где водружён святой Крест. Вокруг престола, через прозрачное стекло, видна каменная стена Голгофы. В этом верхнем соборе, разделённом массивными пилонами, левая часть, место распятия Иисуса Христа, принадлежит православным, а в правой части собора располагается католическая капелла.

Сойдя с Голгофы можно увидеть часовню Адама. По древнему преданию, праотец всех живущих, Адам, был захоронен под Голгофой и кровь Спасителя, стекая по Кресту, омыла его прах, пролившись через расселину в скале. Эту расселину, образовавшуюся во время землетрясения, сопровождавшего мученическую смерть Христа, можно увидеть рядом с Распятием.

За приделом Адама, через железную решётку, видно продолжение Голгофской расселины.

Слева от камня миропомазания находится вход в большую ротонду центрального помещения Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, по центру которой расположена мраморная часовня, разделённая на две части, каждая из которых представляет собою святыню: придел Ангела и Гроб Господень.

Два небольших окошка в приделе Ангела предназначены для передачи всем верующим Благодатного Огня, который чудесным образом нисходит к молящимся перед Пасхой. Это чудо из чудес является знаком величайшей милости Божьей к людям. Ложе Гроба Господня, иначе говоря: «лавица святая», отделанная белым мрамором, служит алтарём для совершения литургии.

В этом святом месте, где произошло самое потрясающее событие на земле – воскрешение Иисуса Христа, ежедневно совершается три литургии: армянская, православная и католическая. Изначально, зайдя в часовню, мы попадаем в маленькую комнатку, где видим забранную под стекло каменную плиту. Это остаток от каменной двери, которая закрывала Гроб Господень.

Как гласит Священное писание, эту дверь отвалил Ангел, чтобы люди могли убедиться, что гроб пуст: «Что вы ищете живого среди мёртвых? Его здесь нет, Он – Воскрес!». Именно на этом остатке каменной двери, служащей святым престолом и совершается обычно литургия. А том месте, где возвышался крест, на котором был распят наш Спаситель, сегодня находится престол для приношения бескровной жертвы. Множество иных, священных реликвий сохраняет Храм Воскресения Христова в Иерусалиме, овеяно божественным светом это святое место и является истинным оплотом христианской веры, объединяющей миллионы людей с разных уголков земли. Помните об этом – всегда и молитесь.

Источник: https://sluzhba.pomnivsegda.ru/hram_voskresenija_hristova

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Храм Гроба Господня — центр всего христианского мира, место, где сошлись в одной точке небесное и земное. Здесь закончилась земная жизнь Иисуса Христа и произошло Его Воскресение.Сложнейшее строение, включающее около 40 отдельных зданий, место где в отсутствие карты практически невозможно не заблудиться — все это Храм Гроба Господня.

В него включены такие святые места, как Голгофа — гора, где прошли последние часы жизни Христа, где он был распят и пещера, где находится Гроб Спасителя. Существуют достоверные сведения о том, что под Храмом есть тайные подземные ходы, доступ к которым имеют избранные. Владеют им – его отдельными частями – несколько христианских конфессий.

За много веков своего существования он три раза уничтожался и строился заново. Как очень точно отмечал некогда один из паломников, все фанатики мира считали своим долгом разрушить Храм.Последний раз его восстанавливали в 1927 году после сильного землетрясения. Здание, которое мы видим сегодня, было восстановлено после пожара — в 1808 году.

Это было время, когда Европу занимало лишь одно — наполеоновская война, поэтому призыв о помощи в восстановлении Святыни тогда не был услышан. Этим умело воспользовались греческие монахи: они быстро получили разрешение от турецких властей на восстановление церкви и стали по факту единственными хозяевами этой ситуации.

Но, по попущению Божьему на восстановительные работы были привлечены совсем непрофессиональные люди, что стало причиной уничтожения многих ценных памятников.Сегодня уже, к сожалению, не увидеть надгробие Готфрида Бульонского, многих правителей Иерусалима, колонны центрального зала и мн. др.

Через несколько лет после окончания этих «восстановительных» работ в Храме обвалился главный купол. Он был восстановлен на прежнем месте только при Николае I, при этом финансировались работы Россией и Францией.

Первое строение над Гробом Господня было построено при императоре Константине Великом, большую роль в этом сыграла его мать — царица Елена.

Изображение первой постройки сохранилось на одном из экспонатов из слоновой кости, находящемся в немецком музее. Историки полагают, что именно этот первый Храм стал прообразом херсонесского собора, где был крещен Великий князь киевский Владимир.

Позже упомянутый выше император поставил себе цель возвести над Гробом Храм, совершеннее всех, существовавших когда-то на Земле, и чтобы все строения при нем были красивее лучших архитектурных строений того времени.

Однако и этого, непревзойденного по своей красоте не стало: он был разрушен в 614 г. царем Персии.

Попытка восстановить Храм была предпринята через некоторое время патриархом Иерусалимским Модестом.

Однако и он был разрушен вскоре.

Несколько позже — в 12 в. над Гробом Господним был возведен новый Храм. Это было во времена правления императора Константина (Мономаха). Но, как свидетельствуют исторические данные, он во всем уступал предыдущей постройке – и по красоте, и по качеству. В итоге, крестоносцы, позже захватившие Иерусалим, решили его перестроить, что и начали делать в 1130 году.

Он тоже просуществовал недолго — до того времени как крестоносцы ушли со Святой земли. В 16 веке по распоряжению Карла V Храм, построенный крестоносцами, разобрали и построили там же новый, простоявший до пожара 1808 г.Комплекс строений Храма Гроба Господня сейчас состоит из собора Воскресения, Храма на Голгофе и часовни Гроба Господня.

Камень Помазания — святое место, которое находится рядом со входом в Храм. Это плита, где верные и тайные ученики Иисуса помазали миррой тело Его и окутали Плащаницей. Над Камнем расположен балдахин, стоящий на 4-х колоннах, по периметру его висят лампады с негасимым огнем.

Недалеко от Камня — одна из стен Воскресенского собора, а чуть поодаль — вход на Голгофу, находящуюся рядом с Храмом Гроба Господня, буквально рядом с центральным входом. Недалеко от этого места можно увидеть ротонду здания, она покрыта голубым куполом и составляет 32 м в диаметре.

Вокруг нее стоит 18 огромных колонн, а в центре ее — стоит часовня из мрамора – Кувуклия, возвышающаяся над пещерой Гроба Господня. Именно здесь погребен Спаситель, после Воскресения, поэтому Кувуклия — это центр всего храмового комплекса строений.

Часовня появилась в начале 17 века. Построена она была греческим архитектором, не поскупившимся на обилие изысканных и богатых архитектурных решений и безукоризненную отделку деталей. Часовня закрывает собой пещеру, где находилась гробница с телом Спасителя. Она поделена на две части: придел Ангела(большая по размеру часть) и пещеру Гроба Господня (вторая, меньшая часть).
Аналой, находящийся в самом центре придела Ангела, содержит в себе часть Святого Камня, который преграждал собой вход в пещеру. Что касается Камня, то по свидетельству евангелиста Матфея, на этом камне сидел Ангел, когда сошел с небес. Именно поэтому придел и получил такое название. В пещере Гроба Господня находится также и каменное ложе, именуемое «лавицей» — именно здесь лежало тело Христа после смерти. Святая «лавица» уже с первого века была своего рода алтарем для проведения литургии. Размеры ее составляют 2 м в длину и 1, 5 м в ширину. Она покрыта белым мрамором, при этом на одной из плит есть трещина. Существует несколько преданий, рассказывающих о том, как появилась эта трещина. Пещеру Гроба Господня освещают 43 лампады, огонь в которых поддерживается представителями разных христианских Церквей. На лавице каждый день разными церквями совершается 3 литургии.
Голгофа — еще одна святыня, входящая Храм Гроба Господня. Подняться на нее можно непосредственно из Храма. К месту Распятия Спасителя нужно подниматься по мраморной лестнице. Священнослужители могут подняться на гору другим путем, не через лестницу. Голгофский Храм небольшой, размер его в диаметре всего 24 метра. Освещается он одним окном, выходящим на небольшую, плохо освещенную солнцем площадку.Благодаря тому, что Голгофский Храм поделен на две части: православную и католическую, молящиеся часто могут слышать, как происходят службы другой конфессии. Все места, где в библейские времена происходили главные события, отмечены в храме особым образом, например, там, где некогда находился Крест Распятия сейчас стоит престол. Располагается он на нескольких столбах — здесь совершается бескровная жертва. Расположение же крестов разбойников помечено на полу черными окружностями.Недалеко от престола сквозь окошко, сквозь стекло которого можно увидеть подлинную расселину в камне, образованную в последние секунды жизни Христа. Данные исследований подтверждают, что этой трещине несколько тысяч лет, т. е она совпадает со временем с теми историческими временами.У спуска горы расположены гробницы первых правителей Иерусалимского королевства.К Храму Гроба Господня примыкает собор Воскресения, в котором есть четырёхъярусный иконостас, с иконами, в том числе подаренными русским императором Александром I, также здесь есть паникадила, пожертвованные Николаем I.

В самом центре соборного Храма Воскресения есть небольшая возвышенность, своего рода пьедестал. На нем расположена ваза. Это место в народе называют «пупом земли». Также здесь есть небольшая часть тернового венца Спасителя. Паломники, спустившись по длинной лестнице вниз могут попасть в подземный Храм. Именно здесь был найден крест.

В крипт «Обретения Креста» нужно спускаться по 13 неровным ступеням: здесь в 320-х гг. императрица Елена и увидела Крест Господень.

Важной святыней Храма также является Часовня Разделения Риз, принадлежащая армянской церкви. Здесь по библейскому преданию, воины, охранявшие распятого Иисуса Христа, делили Его одежду после смерти.

Также рядом находится часовня Пригвождения к Кресту и Распятия.

На территории комплекса Храма Гроба Господня даже сохранилась скала, к которой привязывали крест Иисуса Христа во время жестокого избиения – она находится здесь же – во францисканском монастыре.Храм Гроба Господня — самое посещаемое святое место у всех христиан. Вот уже две тысячи лет здесь каждый день идут богослужения разных христианских конфессий.

Несколько интересных фактов о Храме Гроба Господня:1. Эта важнейшая христианская святыня одновременно принадлежит ряду христианских конфессий. Все они хотят иметь на него особые, привилегированные права.

Подразумевается, что Храм, так чтимый всеми верующими христианами, должен быть идеальным во всех отношениях, однако это не во всем соответствует действительности. Ведь договориться представителям всех религий очень непросто.

Удивляет, что дверь, ведущая в Храм — это очень узкий проход, и не по нему в главные христианские праздники проходят тысячи паломников. Из-за того, что дверь очень узкая и маленькая передвигаться по проходу весьма затруднительно и даже опасно.

Все христианские конфессии, владеющие частями Храма Гроба Господня, знают, что нужен более широкий и большой вход, и даже были неоднократные попытки договориться – сделать еще один вход, но это не дало никакого результата. Вряд ли в ближайшее время что-то изменится.2. Храм поделен между 6-ю христианскими Церквями.

Каждой из них выделены свои части в нем, и в разные часы там проходят службы разных религий. Это деление произошло во времена Османской империи, в 1853 году. Указ этот, регламентирующий взаимоотношения всех конфессий и порядок использования святых мест был назван «Статус Кво».

Не будь его, вряд ли враждующие между собой религиозные направления христианства могли бы молиться рядом друг с другом. Но есть место и некоторым разногласиям. Так, 5 лет назад Храму грозило отключение воды. Причиной стала банальная неуплата: никто не хотел оплачивать задолженность, считая, что это должны делать другие.3.

Раздел территории Храма произошел, как уже отмечалось в 19 в., однако вопрос хранения использования ключей от него был решен еще в 12 в. Эти права принадлежат двум мусульманским семьям — Юдех и Нусейа. При этом хранятся они в первой, а используются — второй. Право это передается в семьях по наследству.

4. В подземной церкви Святой Елены, вдоль темной лестницы, ведущей к месту Обретения Креста, на стене, если приглядеться, можно увидеть вырезанные кресты. Они были оставлены еще крестоносцами, захватившими Иерусалим в 1099 г.

Источник: https://elitsy.ru/holy/273/

Ссылка на основную публикацию