Церковь николая казацкого в путивле — православные молитвы

Защита Православной веры – историческая сущность казачества

Церковь Николая Казацкого в Путивле - православные молитвыКазаческая республика Запорожской Сечи была духовным уделом Богородицы. Центральным местом в Запорожской Сечи был храм в честь Покрова Пресвятой̆ Богородицы. Церковь Покровы была не только местом молитвы, но и местом казацких рад.

Тут проходило избрание казачьего руководства, здесь же встречали высокопоставленных гостей̆, зачитывались важные указы и объявления.

Церковь была и тем местом, где казаки, которые стали побратимами, в присутствии священника расписывались, что дают клятву перед Богом «один одного любити, не дивлячись на небезпеки з боку наших, або приятелів, або неприятелів, але поглядаючи на миродателя Бога».

Казаками было пролито много крови, но таковы были исторические реалии того времени. С одной стороны, они боролись с крымскими татарами, которые постоянно осуществляли набеги на наши земли. Их жестокость по отношению к врагам ислама, каковыми они считали христиан, была общеизвестной.

Пытки, сажание на кол (а это страшная и мучительная смерть), – были обычными для того времени формами умерщвления пленных казаков. С другой стороны, казаки участвовали в движении гайдамаков, которые боролись с евреями и поляками жесткими и беспощадными методами. Но и на это были свои объективные причины.

С избранием Сигизмунда III польским королем, когда польская шляхта стала видеть в Православии религию второго сорта, и принятием Брестской̆ унии в 1569 г., по решению которой̆ была ликвидирована в Речи Посполитой Православная церковная иерархия, казачество стало отождествлять себя с защитниками православной̆ веры.

Издевательство евреев, на откуп которым поляки отдали православные храмы, засвидетельствовано многими историческими документами. С этого времени запорожские казаки начинают рассматривать борьбу против унии и католической̆ экспансии как свою непосредственную программу, о чем говорит их декларация 1610 г. «О защите православия».

Таким образом, исповедание Православия стало для запорожцев идейным обоснованием борьбы с католической Польшей, татарами и турками, как основными врагами православного населения Украины.

Запорожские вербовщики кричали на площадях и ярмарках Украины: «Кто хочет за веру христианскую быть посаженым на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за Святой̆ Крест, кто не боится смерти – приставай̆ к нам. Не надо бояться смерти: от нее не убережешься. Такова казацкая жизнь».

Православная вера становится характерной̆ чертой̆ запорожцев в их собственном самосознании: «От древних времен мы, войско запорожское, никакого иного намерения не имели, токмо…стояния против неприятелей̆ за сохранение церквей̆ святых и за целость всего православного христианского народа» (Договор и Конституция Филиппа Орлика).

Главным критерием принятия в Запорожское Войско являлось православное исповедание новоприбывших. В начале прибывшего в Сечь приводили к кошевому атаману который̆ спрашивал его: «А чи віруєш в Бога?» Новоприбывшиӗ отвечал: «Вірую». «І в Богородицу віруєш?» «І в Богородицу вірую». «А ну, перекрестись!» Человек крестился.

Кроме этого, желающий̆ поступить в казачество был обязан не просто формально исповедовать Православие, но признавать, а значит и знать, догматы Православной̆ Веры, соблюдать посты, знать символ веры и молитву Господню, а также должен был присягнуть верно и неизменно до конца своей̆ жизни служить православному народу и принести о том присягу в Церкви перед престолом Божиим.

Конечно, на Сечь приходили не только природные малороссы, но люди разных национальностей̆ и вероисповеданий. Но все они обязаны были принимать Православную веру. Без исполнения этого условия переселенцы не имели права находиться на Запорожье. Обязательность этого указывает ряд документов.

У казаков был распространен даже такой̆ вид «миссионерства», как кража и пленение детей̆ иноверцев с целью на Запорожье крестить их. Приняв в свои ряды перекрещенцев из других религий и конфессий, запорожцы не создавали им никаких препятствий, и они могли достигать высоких руководящих постов.

Так, поляк Григорий Покотило стал куренным атаманом, сын польского помещика Алексей Григорович (Билицкий) занял такой̆ же пост, бывший̆ крымский̆ мусульманин Иван Чугуевец стал войсковым писарем. Но это, конечно, не означало религиозной̆ терпимости запорожцев, а скорее, наоборот.

Казаки видели свою миссию защиты и распространения Православного христианства путем войны с иноверцами и покорения их православным. Все эти идеи оформились и окрепли во время освободительной̆ войны Богдана Хмельницкого, когда казаки проходили огнем и мечем по всей̆ Украине, борясь с врагами православной веры.

Эти же настроения проявились и на закате Запорожского казачества, когда они участвовали в гайдамацком движении на Правобережной̆ Украине. Казаки, нещадно убивая во время гайдамацкого наступления католиков, униатов и евреев, стремились при этом не причинять вреда православному населению.

Некоторые даже брали от православных жителей̆ «свидетельства», что гайдамаки им никаких притеснений не чинили «і пограбування християн ніякого не робили».Часто Запорожцы, вменяя себе в обязанность защиту православных от мусульман, организовывали набеги на татарские и турецкие земли с целью отбить «ясыр» (пленников, угнанных для продажи в рабство).

Освобожденные православные обычно сопровождались в Самарский̆ монастырь, где лечились, после чего отправлялись по своим домам. Но если пленные попадались не православные, то за них требовали выкуп или предлагали им креститься и оставляли у себя. Враждебность и воинственность к врагам веры стала основной̆ чертой̆ характера казака.

Не только на войне казак чувствовал себя православным воином, но и в мирное время на Сечи православная жизнь товарищества сохраняла свою строгость и ревностность. Сечевая церковь казаков отличалась богатым убранством, которое, по свидетельству очевидца, «во всей̆ тогдашней̆ России едва ли можно было встретить».

Богослужение у запорожских казаков совершалось каждый̆ день по монашескому уставу. Во время богослужения запорожцы держали себя благопристойно. Войдя в церковь, они размещались соответственно чинам по разным местам.

При чтении Евангелия все казаки выпрямлялись во весь рост, брались за эфесы сабель и вынимали лезвия до половины из ножен, в знак готовности защищать оружием Слово Божие от врагов Христовой̆ веры. Казацкая старшина и старые запорожцы ходили в церковь ежедневно по три раза.

О повсеместной̆ строгости богослужения в землях казаков так красноречиво свидетельствовал зарубежный̆ православный̆ автор архидиакон Павел Алепский, описавший̆ путешествие своего отца, Антиохийского патриарха Макария, в Украину в середине XVII века: «Представь себе, читатель: они (казаки) стоят от начала службы до конца неподвижно, как камни, беспрестанно кладут земные поклоны и все вместе, как бы из одних уст, поют молитвы… Усердие их к вере приводило нас в изумление. О, Боже, Боже! Как долго тянутся у них молитвы, пение и литургия!», «С их (казаков) стороны мы видели чрезвычайную набожность, богобоязненность и смирение». Более того, как свидетельствует тот же автор, на дверях каждой̆ из казацких церквей̆ бывает железная цепь, вроде той цепи, которую налагают на шею пленникам. Всякому, кто опаздывает на службу, вешают эту цепь на целый̆ день, и он остается распятым на дверном створе, не имея возможности шевельнуться. Это его епитимия.

Вся книга этого православного иностранца переполнена патетическим восторгом от силы веры казаков, в то время как на своей̆ Родине он видел духовное оскудение. Естественно, что при таком усердии в вере не должно вызывать сомнения и знание казаками основ православного вероисповедания, которое они черпали в богослужении.

Надо отметить, что казачество, как православное воинство, в отправлении христианских обрядов часто использовало казачье оружие. Некоторые исследователи даже говорят о «культе оружия» у запорожцев. На Запорожье существовал обычай при крещении младенца подсыпать в крещальную купель порох, «щоб загартувати козака змалку».

На праздники Крещения во время Великого освящения воды и часто во время молебнов казаки давали залп из пушек и ружей̆. Выше уже говорилось, что казаки с оружием заходили в Церковь и во время чтения Евангелия обнажали сабли до половины. Также большую роль играло оружие при обряде погребения казака.

В церковь казака несли в гробу в полном военном убранстве и в сопровождении боевого коня, также в полном боевом снаряжении, а на гроб клали казачью саблю и пику. Естественно что весь быт казачества был пропитан православной̆ обрядностью. Молились казаки перед сном и после, до и после еды, перед походами. В походах имели на этот случай походную церковь.

После походов и баталий служили благодарственные молебны, молились и во время эпидемий. Обязательно носили нательные кресты и образы Святителя Николая Чудотворца и Архангела Михаила. В своих хатах и куренях вешали на видном месте иконы, которые обильно украшались и перед которыми в праздники зажигались лампады.

Читайте также:  Молитвы, чтобы бросить курить - православные молитвы

Такое почитание икон делало, по свидетельству очевидцев, внешнее убранство куреней̆ похожим на часовни. Строго казаки блюли посты, даже при угрозе собственной̆ жизни.

Вышеупомянутый̆ архидиакон Павел Алепский писал, что во время Богдана Хмельницкого поляки нападали на жителей̆ земель казаков «в ночь на Великую Пятницу, Субботу, и на Пасху, зная, что жители в эти дни заняты молитвами в своих церквях, и что казаки никогда не берутся за оружие в Великий̆ Пост».

Архистратиг Михаил был невидимым руководителем казаков на войне, возвещал им своей̆ трубой̆ победы и давал знак к отступлению.

Святитель Николай, издавна пользующийся у православных людей̆ особым почитанием как покровитель всех «плавающих, странствующих и путешествующих», невидимо сопутствовал казакам в их морских путешествиях, ободрял и утешал их во время бурь на Черном море. Со второй̆ половины XVIII в.

большим уважением стал пользоваться праздник святого апостола Андрея Первозванного, как первого насадителя в стране приднепровской̆ истинной̆ православной̆ веры. Под влиянием религиозного чувства многие из запорожских казаков, чуждаясь веселой̆ и вольной̆ жизни в Сечи, уходили в леса, береговые пещеры, речные плавни, и там, живя между небом и землёй̆, «спасались о Христе».

На этом поприще являлись истинные подвижники, высокие молитвенники и ревностные исполнители заповедей̆ евангельских и преданий апостольских, как, например, есаул Дорош, казак Семен Коваль и др. Многие созидали в своих зимовниках часовни, устраивали скиты, приглашали к себе греческих и славянских монахов. Такое явление получило среди казаков название «дикого поповства».

Такие выдающиеся казаки-подвижники, как, например, Дорош, придавали в глазах казаков авторитет людям, посвятившим себя служению Богу, понуждали многих казаков, хоть и не следовать их примеру, но ограждать себя от греховной̆ жизни.

Побуждаемые религиозным чувством, запорожские казаки в мирное время два раза в год отправлялись пешком «на прощу», на поклонение святым местам в монастыри: Самарский, Мотронинский, Киево-Печерский, Межигорский, Лебединский и Мошенский. Святость монашеской̆ жизни и сознание всей̆ суеты собственной̆ жизни в Сечи заставляли многих казаков навсегда оставаться в этих монастырях и даже уходить в именитые монастыри дальних стран: греческий̆ Афон и молдавскую Драгомирну. Был также обычай у престарелых запорожцев оканчивать свою жизнь в монастыре.

Таким образом, все что мы называем «духовными традициями» казачества, и что неотъемлемо составляет его историческую сущность, коренится именно в Православной̆ вере казаков. Только под влиянием традиций православного воинства сложился менталитет украинского казака. Свою историческую миссию казаки видели исключительно в защите Православия и в войне против врагов веры. И в этом только и может заключаться исторический̆ смысл существования казачества в Украине вплоть до сегодняшнего дня.

Источник: http://spzh.news/ru/find/lost/article/pokrov-bozhiey-materi-nad-zaporozhskim-kazachestvom

Путивль. Город плачущей Ярославны

Путивль встречает гостей непонятно широким бульваром и банальными одноэтажками.

Неужели это и есть тот знаменитый Путивль-град, в котором так горько плакала Ярославна? Неизвестно вернулся к ней князь Игорь с половецкого плена, но в современный Путивль он наверняка не вернулся бы, князю просто не было бы где остановиться, ведь здесь просто нет гостиницы (2008 г.). В городе с огромным количеством уникальных памятников истории и культуры (Украины и России).

Ярославна — головний символ Путивля

Памятником № 1 в Путивле является Молчанский монастырь. Его основали выходцы из Софрониевськой пустыни (известного монастыря расположенного недалеко от Путивля) в 1591 году. Сначала это была мощная крепость (от нее сейчас сохранились лишь остатки стен и несколько перестроенных башен). В начале 17 века здесь размещалась резиденция Лжедмитрия ІІ.

Этот известный в истории персонаж, который некоторое время был царем Московского государства, до восшествия на трон некоторое время жил в одной из башен Моочанского монастыря.Сейчас эта башня перестроена в монастырскую колокольню.Сначала культовые монастырские сооружения были деревянными. Строительство первых каменных церквей относится к началу 17 века.

Именно тогда был построен главный храм обители — собор Рождества Богородицы.

Головна пам'ятка Путивля — Мовчанський монастир (1591 р.)

С начала 17 века Путивль находился в составе Московского государства (граница между Московией и Польшей проходила по реке Сейм). Молчанский монастырь в те времена был важным для юга Московии форпостом, ведь стоял на татарском пути. Здесь был большой склад пороха и арсенал.

Лишь в 19 веке обитель превратилась в исключительно культовый объект.Монастырь является большим культовым комплексом. Некоторые из его зданий находятся в плохом (даже плачевном) состоянии, но большинство сохранились очень неплохо.Сейчас идет реставрация обители.

Молчанский монастырь расположен на высоком холме над долиной реки Сейм. Отсюда открываются прекрасные виды. На другом холме над долиной расположено городище летописного Путивль-града. Рядом с ним стоят живописные руины древней хозяйственной постройки с водонапорной башней (кон. 19 — нач .. 20 в.).

В рамках городища, в парке, возвышается памятник Ярославне. Той самой о которой писали:

В Путивлі-граді, вранці-рано,Співає плаче Ярославна.Як та зозуленька кує,

Словами жалю додає…

Тарас Шевченко «Плач Ярославны» (отрывок)Установили памятник в 80-е годы прошлого века. Это один из главных символов города. За относительно короткую историю он уже успел обрасти легендами. Одна из них гласит: «Если молодым коснуться Ярославны — брак будет долгим и крепким».

Водонапірна башта (ХІХ ст.)

Торгові ряди (ХІХ ст.)

Письменные источники впервые упоминают Путивль под 1146 годом. Хотя на одном из домов в центре города мы заметили табличку, которая указывает на то, что Путивлю 989 лет (согласно ей город должны были основать  в первой половине 11 века). Какой информацией пользовались авторы таблички — нам не известно.

Хотя мы знаем, что некоторые историки предполагает что Путивль основал князь Владимир в 988 году (тогда снова выходит математическая ошибка, вот посчитайте).В 1239 году летописный Путивль-град разрушили монголо-татары. После того город восстанавливался очень длительное время. С 16 века (с перерывами) Путивль находился в составе Московского государства.

В 19 веке город стал значительным центром торговли.С тех времен здесь сохранился значительный памятник торговой архитектуры — Торговые ряды.В Путивле есть еще один монастырь — Святодуховский. Это оригинальный культовый комплекс, состоящий из Спасо-Преображенского собора, возведенного в 1617 году, и надвратной церкви-колокольни (1697-1707 гг.) В свое время это был девичий монастырь.

В конце 17 века в одной из его келий держали заключенную после стрелецкого бунта московскую царевну Софью.

Святодухівський монастир (1617 р.)

Здания Святодуховского монастыря, как и здания Молчанской обители построенны в традиционных для России архитектурных формах. Но есть в Путивле здание, которое можно считать шедевром украинской архитектуры, в частности украинского барокко. Это церковь Николы Казацкого, построенная в 1737 году на средства жителей города.

Интересно что возвели казацкую церковь в украинских архитектурных формах в тот период, когда Путивль был фактически русским городом.Хотя значительную часть населения в городе составляли украинские казаки.Церковь Николая Казацкого является одним из главных памятников украинского барокко в пределах Восточной Украины. Местные жители очень почитают этот храм.

Говорят что его открывали для богослужений даже в советские времена.

Церква Миколи Козацького (1737 р.)

Еще одной интересной Путивльском достопримечательностью следует считать дом ремесленного училища, построенный в 1886 году на средства богатого городского жителя Маклакова.Сейчас в этом красивом модерновом здании разместился один из корпусов сельскохозяйственного техникума.

Вообще Путивль нравится туристам: и масса памятников архитектуры, исторические памятники, интересная живописная природа (особенно долина реки Сейм).

Но почему же столь бедной является туристическая инфраструктура города? Текст Романа Маленкова, фото Олега Годыны

Читайте также:  Как учить детей молитве и какие молитвы они должны выучить - православные молитвы

СМОТРИТЕ ВИДЕО О ПУТИВЛЕ

Ремісниче училище Маклакова (1886 р.)

Центр Путивля

Річка Сейм поряд із Путивлем

Яри у долині Сейму

Відкрити 3d-панорамудолини річки Сейм

Долина річки Сейм

Источник: http://ukrainaincognita.com/ru/sumska-oblast/putyvlskyi-raion/putyvl/putyvl-gorod-plachushchei-yaroslavny

Молитвы Святителя Николая — Официальный сайт Шарьинского Благочиния

Молитва первая, о помощи в бедности и нужде

О добрый наш пастырю и Богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных: потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашым и не умрем в лукавых деяниих наших: моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашым и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших: моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашым спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая, о помощи в бедности и нужде

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне, грешному и унылому в настоящем житии, умоли Господа Бога даровати мне оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози мне окаянному; умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения; да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва  третья

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.

И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Молитва четвертая

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва пятая

О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая. Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне. О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:

Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитва шестая

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию! Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю. О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Читайте также:  Молитва святому архангелу михаилу - очень сильная защита - православные молитвы

Тропари святителю Николаю, Архиепископу Мир Ликийскому

Тропарь на рождество святителя Николая Чудотворца, глас 4

Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. Тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь на перенесение мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских , глас 4

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак, глас 3

Взыдоша, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси, чудотворец изящный, предивный и милостивый.

Тропарь на перенесение Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца из Вятки в Москву, глас 3

Яко драгоценное богатство, прииде к нам от Великия реки Вятки в царствующий сей град наш Москву честная икона образа твоего, святителю Николае, и многая убо чудеса в пришествии своем сотвори, болящия исцели и вся человеки удиви.

Сего ради повелением самодержца царя списася с нея сия честная икона твоя на просвещение и моление всем людем царска града, юже днесь зрим и покланяемся ей, моляще тя, таинника Христова: моли, святе, о всех нас, даровати нам мир и велию милость.

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу перед его иконой, именуемой “Зарайская” , глас 4

Пресветлый храме Святаго Духа, Богомудре отче Николае, благодатию небес освяти души наша, заступи и покрый всечестным твоим омофором, его же приял еси от рук Пречистыя Девы, и просвети нас светом заповедей Христа, от Него бо приял еси глаголы жизни. Моли благость Отца Небеснаго, во еже спастися православно чтущим тя, даруя нам велию милость.

Величание

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Источник: http://www.nikolaos.ru/nikolay/prayer

Путивль. Церковь Николая Чудотворца

Статью добавил(а): Александр Богданов,  10 мая 2012

Николая Казацкого церковь, 1735-1737 гг.
В литературе известна также под названиями Николы Каменного, или Николаевская.

Выполнена в стиле украинского барокко, кирпичная, оштукатуренная, трехмастная, двухэтажная, одноглавая. План состоит из пятигранной алтарной части, прямоугольного нефа, квадратного притвора и прямоугольной колокольни, построенной в 1770 г.

Нижний этаж перекрыт полуциркульными сводами с распалубками, а верхний неф — восьмигранным верхом с тремя заломами, с шатровым покрытием с перехватом, завершенным миниатюрной главкой, алтарная часть — сомкнутым сводом с распалубками, а притвор — полуциркульным.

Переход от четверика основного объема к восьмерику осуществляется при помощи двухступенчатых тромпов, редко встречающихся в украинской архитектуре.

Колокольня четырехъярусная, завершена восьмигранным световым фонарем с покрытием, как у верха церкви. Притвор покрыт двускатной крышей, алтарная часть — криволинейной, с завершением типа бочки с декоративной главой, широкий антаблемент разделяет фасады на два этажа.

Углы здания закреплены лопатками, раскрепованными по антаблементам. Оконные проемы лучковой формы в нижнем этаже обрамлены наличниками, в верхнем и в колокольне под каждым оконным проемом — неглубокая ниша. Северный вход украшен барочным порталом.

Интерьер нижнего этажа очень скромен и малоосвещен, а верхнего — благодаря верху с тремя заломами имеет высотно раскрытое пространство и очень светлый. В памятнике сохранилась орнаментальная роспись.

Подобное пространственное решение культового сооружения, выполненного в камне, очень редкое явление в архитектурном наследии Украины.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», XVII, том 4, стр. 24, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год

Статью добавил(а): Чурочкин Александр, прот.,  18 июня 2012

Храм двухярусный, в первом ярусе — действующий престол в честь иконы святителя Николая, именуемой «Великорецкая», а в верхнем ярусе — Введенский придел, пока не восстановлен.

Никольская церковь «продержалась» дольше всех и была закрыта осенью 1937 года. До закрытия храма здесь совершали богослужения священники из закрытых путивльских церквей. Здесь, в 1926 году последний настоятель Путивльского Молченского монастыря архим.

Анастасий (Тверитинов) постриг в монашество священника Григория Кокотова с именем Серафим (впоследствии епископ Томский, расстрелян в 1937 году). У алтаря храма имеется две могилы — архим. Анастасия (Тверитинова) и схимонаха Кирилла. Последний настоятель — о.

Симеон Ильинский, умер в глуховском ДОПРе. В храме разместили краеведческий музей (1-й ярус) и районный театр (2-й ярус). Во время войны здание было повреждено. В 1945-1946 гг. прихожане безуспешно пытались возобновить в храме богослужения.

Здание было засыпано зерном зернофонда, потом здесь разместилась областная весовая мастерская.

В 1960-х гг. храм был отреставрирован, однако вместо крестов купола венчали простые шпили. К 1000-летнему юбилею Путивля (1988) здание вновь было отреставрировано, была подготовлена документация по устройству в нём музея «Слова о полку Игороеве». В 1992 году здание было передано Путивльскому Молченскому монастырю и до сих пор является подворьем обители. 

Статью добавил(а): Чурочкин Александр, прот.,  9 января 2015
Данный храм никогда не носил названия «церковь Николая Казацкого». Церковь Николы Казацкого в Путивле действительно существовала (уп. в 1621 г.), однако она была упразднена в 18 веке. Храм-объект изначально назывался «Церковь Николая Великорецкого», а с 1737 года — церковь «Николы Каменного» (в отличие от прочих Никольских церквей Путивля, бывших деревянными). Название «Казацкой» эта церковь получила в 1960х гг., с лёгкой руки «патриарха» украинского искусствоведения Георгия Никоновича Логвина. Именно в книгах Логвина церковь Николы Великорецкого впервые ошибочно отождествлена с давно несуществующей церковью Николы Казацкого. Благодаря большим тиражам книг Логвина данное название перекочевало во все новейшие справочники и путеводители.
Статью добавил(а): Алексей Кротов,  21 марта 2016

18 век обогатил Путивль несколькими первоклассными храмами. Среди них особое место принадлежит Церкви Николы Казацкого, построенной на средства жителей Путивля — казаков. Ее стройный двухбашенный силуэт виден издалека, со многих окрестных улиц. Но только подойдя ближе, начинаешь понимать величие замысла древнего зодчего.

Первоначально храм был построен 1735-1737 гг. трехчастным и одноверхим, а значительно позже, в 1770 г., к церкви с запада пристроили многоярусную колокольню, нарушив уравновешенность силуэта храма. Здание церкви — двухэтажное. В первом этаже, называемом подклетом, размещалась теплая церковь, где происходили церковные службы зимой.

Перекрывающие ее низкие своды с распалубками при обилии света создают атмосферу почти домашнего тепла и уюта. По контрасту с этим решена верхняя, так называемая холодная церковь, где проходили службы в летнее время.

Через арку открывается вид на высокий центральный верх, грани которого, сужаясь в перспективе, создают иллюзию фантастической, недосягаемой высоты.

Храм построен русским зодчим, о чем неопровержимо свидетельствует его конструктивное решение. Но поскольку заказчиком храма являлась украинская казацкая община Путивля, то в качестве образца мастеру был указан излюбленный тип украинского деревянного одноглавого храма.

Зодчий не только мастерски справился с общим заданием — создал здание великолепных пропорций и выразительного силуэта, подчеркнув порыв ввысь, но и очень тонко учел особенности зрительного восприятия архитектуры: окна первого яруса, расположенные на уровне глаз стоящего на земле человека, украшены изысканными, тонко профилированными наличниками с фигурными разорванными фронтончиками. Все остальные окна, расположенные выше уровня человеческого роста, не имеют никаких украшений.

Церковь Николы Казацкого — выдающийся памятник архитектуры украинского барокко, свидетельствующий о том, что профессиональное зодчество развивалось под определяющим влиянием народных традиций, вкусов и представлений. До недавнего времени в храме располагалась экспозиция музея «Слово о полку Игореве».

Из книги-фотопутеводителя: Вечерский В.В., Луговской А.В. Путивль. Изд-во «Мистецство», г. Киев, 1992 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=14224

Ссылка на основную публикацию