Собор святой великомученицы екатерины в пушкине – православные молитвы

Музей храмов Царскосельского благочиния | Новости Пушкин СПб

Собор святой великомученицы Екатерины в Пушкине - православные молитвы

Екатерининский собор, или собор святой великомученицы Екатерины, расположен в самом центре Соборной площади города Пушкина. Многим может показаться, что он стоит на своём месте с момента постройки в 1840 году, но это не так.

  Спустя столетие главный соборный храм Царского Села был полностью уничтожен (1939 г.). Воссоздан собор в первоначальном виде в начале нынешнего века.

В настоящее время это действующий православный храм Царскосельского благочиния Санкт-Петербургской епархии.

В цокольном помещении храма в июне 2014 года был открыт музей храмов Царскосельского благочиния, действующий и сегодня. Среди экспонатов музея обнаруженные во время археологических раскопок церковные предметы, макеты царскосельских церквей, галерея портретов священников и градоначальников, много сделавших для Царского Села.


История Екатерининского собора

Николай I решил построить вместительный храм для  рядовых прихожан, ведь существующие тогда церкви и часовни в Царскосельской резиденции были приписаны к дворцовому, либо к другим ведомствам.

Проект разрабатывался 4 года архитектором К.А. Тоном, под его же контролем велось и строительство, которое началось 1835 г.  На постройку собора было истрачено около 160 тысяч рублей серебром.

Работы шли быстро.

Уже через 5 лет, 24 ноября (6 декабря) 1840 года, произошло освящение построенного собора в присутствии самого Николая I и цесаревича Александра Николаевича (в будущем – император Александр II).

В 1841 году собор посетили императрица Александра Фёдоровна и Великие княжны Ольга и Александра Николаевны, принимал которых назначенный в том же году священником храма отец Фёдор Тигодский. В 1842 году под руководством садового мастера Ф.Ф.

Лямина было устроено 12 дорожек, сходившихся к собору и высажено 200 сизостволых тополей, привезенных из Голландии. Первоначально в храме был один престол — святой Екатерины.

Только в 1851-1852 годах были устроены правый придел во имя святого Александра Невского и левый — во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

В 1850 году к Екатерининскому собору приписали кладбищенскую Казанскую церковь, а в 1864 году – часовню св. благоверного князя Александра Невского, выстроенную в располагавшемся рядом Гостином дворе.

Собор вмещал одновременно до двух тысяч человек и славился позолоченным иконостасом, трёхметровым в диаметре паникадилом и семью отлитыми в Ярославле разных размеров колоколами.

В 1862 году богослужения были ненадолго прерваны. Причиной стал большой пожар, произошедший в Гостином дворе. Огнём было повреждено не только здание двора, но и здание собора. Треснул главный храмовый колокол, пострадали фасады и позолота глав. В 1869 году главы собора покрыли жёлтой краской, чтобы скрыть вновь проступавшую после пожара ржавчину.

В 1874 году причт собора обратился с прошением к управляющему Царского села о переливке треснувшего колокола и устройстве для него в арке западного фасада специальной ниши.

Осенью того же года колокол был снят и в 1875 году перелит, причём вес его увеличился до 4,6 тонн. Поднят на свое место великопостный колокол был лишь в 1889 году.

До этого он находился в специально выстроенной в 1876 году временной деревянной колокольни (вблизи главного входа в собор).

К 50-летию Екатерининского собора была выпущена книга «Екатерининский Царскосельский собор 1840–1890» и проведены единственные в его истории масштабные ремонтные работы, включившие в себя отделку фасадов, интерьеров и золочение куполов. Больше здание храма, вплоть до разрушения в 1939 году, не ремонтировалось.

К концу XIX столетия прихожанами Екатерининского собора были 2491 человек.

В 1909 году при соборе была образована церковно-приходская школа на 180 учеников.

В 1910 году священнослужители храма обратились в городским властям с прошением о строительстве при соборе новой колокольни, проект которой был разработан архитектором С.А. Данини в 1907 году.

Это сооружение послужило бы ознаменованию памяти 200-летнего юбилея основания Царского Села. Но прошение удовлетворено не было, колокольня так и не была построена.

Священномученик протоиерей Иоанн Александрович Кочуров (Иоанн Царскосельский)

Ека­те­ри­нин­ский со­бор был круп­ней­шим при­ход­ским хра­мом го­ро­да сре­ди пре­об­ла­дав­ших в нем церк­вей двор­цо­во­го и во­ен­но­го ве­домств.

Отец Иоанн Кочуров при­е­хал в Цар­ское Се­ло с ма­туш­кой и пя­тью детьми (стар­ший сын Вла­ди­мир на­хо­дил­ся в это вре­мя на во­ен­ной служ­бе), на­де­ясь здесь воз­вра­тить­ся к ак­тив­ной пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти.

Его про­по­ве­ди со­би­ра­ли в Ека­те­ри­нин­ском со­бо­ре мно­же­ство мо­ля­щих­ся со всех кон­цов Цар­ско­го Се­ла.
Через 3 ме­ся­ца по­сле на­зна­че­ния от­ца Иоан­на в Ека­те­ри­нин­ский со­бор про­изо­шла Фев­раль­ская ре­во­лю­ция.

Трагический период в судьбе собора начался в октябре 1917 года.

30 октября во время артиллерийского обстрела Царского Села (в котором находились казачьи отряды генерала атамана Краснова) в Екатерининском храме, заполненном до отказа, отцом Иоанном был совершён особый молебен.

После него, несмотря на продолжающийся обстрел, прошёл крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани, на котором батюшка в проповеди призывал взволнованный народ к спокойствию в виду грядущих событий.

Ве­че­ром то­го же дня ка­за­чьи ча­сти по­ки­ну­ли Цар­ское Се­ло, же­лая предот­вра­тить воз­мож­ность кро­во­про­ли­тия сре­ди на­се­ле­ния. И утром 31 ок­тяб­ря, не встре­тив ка­ко­го-ли­бо со­про­тив­ле­ния, в Цар­ское Се­ло всту­пи­ли боль­ше­вист­ские от­ря­ды. Священники были арестованы.

В тот же день отец Иоанн за бесстрашную проповедь подвергся избиению, а затем его, полуживого, красногвардейцы долго волокли по шпалам, к царскосельскому аэродрому. Там на глазах сына Александра, шедшего за ними, его закололи штыками. Смерть батюшки не была мгновенной… Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу «прикончить как собаку».

 На теле убитого осталось 17 ран. Юнкер Александр позвал людей. Тело убитого пастыря вечером доставили в часовню Дворцового госпиталя (больница им. Семашко), оттуда перенесено в Екатерининский Собор, где 4 ноября 1917 года было совершено отпевание. Погребли батюшку по просьбе прихожан в усыпальнице под Собором.

Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его сын, 17-летний юноша.

Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от коммунистов после революции.

После мученической кончины протоиерея Царскосельского Екатерининского собора о. Иоанна, семья Кочуровых продолжала жить в церковном доме собора, где занимала полвину второго этажа, окнами на храм.

Екатерининский собор до 1939 года оставался действующим. Последним настоятелем его был протоиерей Феодор Забелин.

В 1920—1930-х годах власти часто устраивали «атеистические шествия» вокруг собора, с красными флагами и песнями, особенно в дни церковных праздников, на Пасху, когда вокруг собора шел пасхальный крестный ход.

Шествия организовывал комсомол, революционными песнями комсомольцы старались перекричать церковное пение и звон колоколов.

На Пасху к Екатерининскому собору со всех улиц города стекались празднично одетые жители. В руках у них в белоснежных платочках — пасха, крашеные яйца, кулич. Собор был переполнен.

А недалеко от забора стоял грузовик с киноаппаратурой. Механики вешали на забор полотняный киноэкран, с которого неслись песни: «Долой, долой монахов, долой, долой попов.

Залезем мы на небо, разгоним всех богов…» и так далее в том же духе.

В начале лета 1939 года, рано утром жители близлежащих домов были разбужены взрывом — это ушел в небытие уникальный собор. Он не рассыпался, а развалился на огромные глыбы…

Из воспоминаний старожилов Царского Села: «…В 5 часов утра милиция стала на свои места дежурить, я с тетей Соней стояла в калитке ворот рядом с военкоматом. В 5 часов 30 минут включили взрывное устройство, а мы стояли и боялись шевельнуться.

Собор спокойно поднялся вверх примерно на 120 или 160 сантиметров. И был такой тихий звук, как будто он сказал «ох-х-х» протяжно и стал тихо опускаться, а когда дошел до земли, то как будто сделал выдох.

И сразу вокруг из-под низу пошел дым ярко-розового цвета…»

«Помню, как после взрыва весь день и ночь ходили вокруг собора по улицам старушки в скорбном молчании. Теперь понимаю, что это были верующие и те жители города, которые скорбели об утрате, понимали, что теряет Родина.

А мы, дети, молча наблюдали за всем этим и понимали, что-происходит что-то непонятное и недопустимое, хотя в семьях, и да и везде, об этом не говорили, время было такое. Все это осталось в нашей памяти и сердцах до конца наших дней.

Мы до сих пор называем сквер Соборным Садиком».

Собор был ограблен перед смертью. Топорами изрублены его иконы, молотками разбит его хрусталь, и золото смыто растворами. А мертвые в его чреве? Они умерли снова, и никем не оплаканы, остались лежать в общей могиле на площади, теперь безымянной…

Рассказывает Людмила Григорьевна Кочурова (Кузьмина), внучка отца Иоанна: «В 1939 году, незадолго до взрыва собора, к бабушке поздно вечером пришел какой-то человек. Я сама это помню — мне было уже двенадцать. Человек о чем-то шептался с бабушкой.

Это был инженер, который готовил собор к взрыву — снимал план, обмерял толщину стен. Потом он отказался взрывать, взрывал другой человек — тот, что погиб вскоре после уничтожения собора и похоронен на Казанском кладбище.

Инженер предложил бабушке перезахоронить деда — так делали те родственники похороненных в соборе, что были побогаче. У нас не было денег, и было решено замуровать гроб в стену нижнего подвала, расположенного под усыпальницей.

Инженер сказал, что нижний подвал не пострадает от взрыва — для того, чтобы взорвать его, нужен глубинный заряд такой мощности, что на воздух взлетит Гостиный двор.

Мы пошли в собор, спустились в склеп и увидели несколько саркофагов со снятыми крышками. Мы попрощались с дедом. Бабушка сказала: «Этот собор для него — последняя усыпальница, и пусть он здесь и останется».

Позже инженер водил нас и показал то место, где именно замурован гроб с телом деда. Я запомнила это место. А через несколько дней, рано утром, часов в пять, собор взлетел на воздух.

Муж моей тетки сфотографировал момент взрыва — когда купола отделились от стен. К сожалению, фотография эта утеряна…»

А потом пришла война. Последним эшелоном Людмила была эвакуирована во Мгу. Бабушка осталась в Царском, где умерла в зиму 1941/42 гг. от голода и была похоронена вместе со своим братом, также умершим от голода, прямо на обочине Московского шоссе, напротив дачи Чернышевых.

Дочь врага народа, внучка «чуждого элемента», Людмила Кочурова в 1943 году окончила школу радистов и пошла на фронт. Демобилизовалась в самом конце войны после тяжелой контузии, но медаль «За победу над Германией» не дали: «разрешили воевать, и хватит с тебя!». Награда была вручена ей лишь после реабилитации «сына попа» Григория Ивановича Кочурова.

В 1960 году, на гребне новых антицерковных гонений в СССР, вошедших в историю под названием «хрущевских», на месте взорванного собора на центральной площади Царского Села власти решили установить памятник Ленину.

Большое волнение охватило жителей города Пушкина, когда они пришли на открытие памятника В. И. Ленину в центральном сквере. Сердечное спасибо нашей родной Коммунистической партии и Советскому правительству за дорогой подарок к 1 Мая — монументальный памятник великому Ленину!» — писала в 1960 году газета «Вперед» (б.

«Большевистское слово»). Так вместо соборного храма города-резиденции Русских Царей, хранящего под спудом мощи первомученика Русского духовенства,— первой жертвы антихристианских гонений в России в XX веке, встал памятник их главному инициатору и организатору, простоявший на площади до апреля 2004 года.

В апреле 2004 года неизвестными активистами со своего пьедестала был сброшен памятник В. И. Ленину, а в июне 2006 года начались масштабные археологические работы по раскопке фундамента храма.

После раскопки фундамент храма был законсервирован, а исследовательские работы по изучению внешнего вида и обустройства интерьеров взорванного храма продолжились в архивах.

Кропотливый труд по изучению и классификации собранных данных был завершён, в октябре 2006 года был создан благотворительный фонд по восстановлению Екатерининского собора, а уже в декабре 2006 года состоялась торжественная закладка храма и установка перед будущим алтарём памятного камня с гравировкой в память о трагических событиях 1917 года.

По объявленной благотворительным фондом акции «Именной кирпич – в стену храма», где каждый желающий мог приобрести за посильную для себя сумму кирпич и подписать его своим именем, или именем родных, была собрана достаточно большая сумма – около 4 млн. рублей. Всем жертвователям были выданы именные сертификаты и их имена включены в список для особого поминовения благодетелей. Стоит отметить, что каждый 25-й кирпич, встроенный в стены собора, является именным.

В июле 2007 года начались работы по возведению собора, полностью завершённые к июню 2010 года – дню празднования 300-летия основания Царского Села. 27 июня 2010 года состоялось торжественное освящение воссозданного в первоначальном виде храма, совершённое Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом с сонмом духовенства в присутствии первых лиц города и многочисленных горожан.

К началу 2014 года наложен последний штрих на облик храма – позолочены все его купола и сейчас Екатерининский собор, как и прежде, является главным композиционным элементом Соборной площади. В соборе совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения.

а.

Источник: http://mygid.info/muzey-hramov-tsarskoselskogo-blagochiniya/

Екатерининский собор

История строительства Екатерининского собора

Расписние богослужений на официальном сайте собора: soborekaterina.ru/sequence

Указ – построить Царскосельский городской собор святой великомученицы Екатерины – дал Николай I. Средства на постройку собора выделял сам Кабинет его величества, а строительством занимался архитектор К.А. Тон. Получить проект собора ему помог статс-секретарь, действительный тайный советник, член Государственного Совета А.Н. Оленин.

Читайте также:  Псалом давида 9 - православные молитвы

На освящении Собора в 1840 году присутствовал сам император Николай I и его сын цесаревич Александр Николаевич. Собор был назван по имени христианской великомученицы Екатерины Александрийской. 8 октября 1841 года собор посетили императрица Александра Федоровна с княжной Ольгой Александрой Николаевной. Важных персон принимал священник Феодор Тигодский.

В 1842 году полным ходом шли работы по благоустройству площади возле собора. Руководил процессом – садовый мастер Федор Лямин, с его подачи здесь появились 12 дорожек, которые сходились к собору. Также были посажены 200 тополей, которые заблаговременно были привезены из Голландии. Работы по благоустройству заняли целый год.

В 1862 году в Гостином Дворе Пушкина произошел пожар, который затронул и рядом расположенный собор. Больше всего пострадала позолота колокола собора.

В 1875 году колокол перелили заново. Временно для него была сооружена отдельная деревянная колокольня. В 1889 году большой колокол возвращают на место. В 1890 году собор отремонтировали. В 1917 году количество прихожан в соборе – резко сократилось. Бывали дни, когда в храме был всего один богомолец.

31 октября 1917 года – был убит протоиерей Екатерининского собора, Иоанн Кочуров. Он, в числе нескольких священников, организовал крестный ход по улицам, призывая поддерживать законную власть – временное правительство. Раздраженные красногвардейцы арестовали их, а отца Иоанна расстреляли на глазах его сына – гимназиста.

Отец Иоанн был погребён в усыпальнице собора.

Архитектурные особенности собора

Собор был построен в стиле суздальских соборов (псевдовизантийский), и являлся архитектурной доминантой императорской резиденции. Собор достигает 50 метров в высоту и вмещает до 2 тысяч человек. Внешний вид собора поражает величием и изяществом. Белые стены венчают пять темных куполов с вызолоченными крестами.

Вверху расположены арки с начертаниями ангелов, а на восточной стороне храма изображение святой великомученицы Екатерины. Сначала собор принадлежал Епархии, в 1841 году в него были переведен состав лиц, которые служили при Знаменской церкви. Это были: протоиерей, ключарь, диакон, два дьячка, два священника и два пономаря.

Вес колокола был: 160 пудов – 2,6 тонны.

Разрушение Екатерининского собора

1 июня 1939 года собор был взорван

В 1938 году президиум Пушкинского райсовета возбудил перед президиумом Ленсовета ходатайство о закрытии собора и сносе «как не представляющего собой культурной ценности», а уже в следующем году – была снята кровля, вся церковная утварь – вывезена, а иконы – уничтожены».

Искусствовед Анатолий Михайлович Кучумов, входивший в комиссию по ликвидации собора, вспоминал: «…Иконы кололи топорами и сваливали в кучу. Старухи плакали и выпрашивали их себе. Две иконы, таким образом, были спасены – икона Святого Великомученика Пантелеймона и Казанской Богоматери – они находятся сейчас в Гатчинском дворце…

Расколотые иконы сжигали в подвале, в кочегарке собора. Фундамент собора так и остался после взрыва – крепка была постройка».

В 1939 году собор Cвятой Екатерины взорвали. А на его месте установили памятник основателю Советского государства В. И. Ленину. К 300-летию Царского Села храм был восстановлен.

Юбилейные торжества возглавил патриарх Кирилл, на которых сказал: «История этого храма – отражение того, что произошло с нашим народом, Церковью и страной. И это никогда не должно быть забыто.

Дай Бог, чтобы этого не повторилось, чтобы Россия больше не пошла по пути дьявольскому, который ведет к разрушению».

В 1995 году, на месте разрушенного Екатерининского собора, был воздвигнут семиметровый восьмиконечный деревянный крест. 3 ноября 2003 года, на Соборной площади, был установлен и освящен новый деревянный крест. Его изготовил на Соловецких островах вручную монах Георгий. За установку креста протоиерея Геннадия Зверева оштрафовали на 388 тысяч рублей и обязали крест демонтировать.

Восстановление собора

3 июня 2006 года с археологических раскопок фундамента началось восстановление собора. Во время восстановления собора была проведена интересная благотворительная акция под названием «Именной кирпич – в стену храма». Это был не только хороший способ собрать необходимые средства, но и вернуться к забытым традициям.

Рядом с восстанавливаемым собором были установлены поддоны с кирпичами. Любой, заплатив посильную сумму, мог подписать своим именем или именем родных кирпич, который закладывался в стену собора. А имя его владельца вносилось в список для церковного поминовения благодетелей, и выдавался памятный сертификат благотворителя.

7 декабря 2009 года, в Екатерининском соборе была отслужена первая литургия.

Общая сумма средств, собранных по акции, составило около 4 миллионов рублей. Каждый 25-й кирпич стал именным. Семь новых колоколов (копия утраченных) были установлены на звонницу 11 февраля 2011 года.

С момента постройки, в соборе служили 6 настоятелей.

Сейчас, 7-ым настоятелем Екатерининского собора, является иерей Никита Геннадьевич Зверев (сын благочинного по Царскосельскому округу, отца Геннадия Зверева).

Интересные факты

  • В октябре 1912 года, в соборе отцом Иаковом Червяковским был крещён младенец Лев Гумилев.
  • Восстановленный собор является точной копией того, который стоял здесь век назад.
  • В соборе три престола: главный — святой великомученицы Екатерины, правый — святых царственных страстотерпцев и левый — священномученника Иоанна Царскосельского.
  • Беседа со священником о крещении и венчании ежедневно в 16:30.
  • Исповедь совершается ежедневно за полчаса до начала Литургии.

Редакция сайта Пушкин.ру

Источник: https://pushkin.ru/encycl/churches/ekaterininskiy-sobor.html

Екатерининский собор в Пушкине: традиции православия

Культурным достоянием современной России являются православные зодческие сооружения, часть из которых в новейшей истории государства переживает второе рождение. К их числу относится и Царскосельский Екатерининский собор: под его сводами, среди прочего, в 1912 году был крещен в младенческом возрасте Николай Гумилев.

В угоду божию..

История собора начинается в благоприятный для России период процветания — 40-е годы XIX века. В 1845 году по указу Николая I был заложен первый камень городского собора святой великомученицы Екатерины Александрийской, благородные деяния которой по распространению христианской веры относятся к IV веку н. э. 

Высокообразованная для своего времени Екатерина, а именно такое имя она получила при крещении сирийским монахом, как свидетельствуют дошедшие до нас источники, хорошо знала труды мудрецов древности и великих врачей, многие языки и наречия.

А ее ораторское искусство было настолько совершенным, что превзошло риторику придворных философов императора Максимилиана, пытавшихся убедить святую оставить православную веру.

Обращенные девушкой в христианство предпочитали смерть отречению от слова Божия. 

Мощная энергетика, заложенная уже в самом названии культового объекта, а также активная деятельность архитектора К. А. Тона позволили превратить проект в достопримечательность Царского Села.

Долгожданное освящение собора состоялось 24 ноября (6 декабря) 1840 года в присутствии императора и наследника Александра Николаевича.

Годом позже новый храм, в котором воплотились традиции русского православного зодчества и величие России, посетила Александра Федоровна с княжной Ольгой. 

Заслуживающим внимания является тот факт, что уже в 1840 году в то же епархиальное ведомство вошел причт Знаменской церкви.

Благоустройство шаг за шагом

Обустройство собора продолжалось вплоть до 1917 года. А началось оно с благоустройства прилегающей ландшафтной зоны.

В 1842 году стараниями садового мастера Федора Лямина возникла радиальная планировка, включающая 12 дорожек из специально доставленных для такого особого случая из Голландии 200 тополей.

Они были расположены таким образом, что открывали максимальный доступ к храму со всех точек прилегающей территории. 

Первым серьезным испытанием для сооружения стал пожар 1862 года в Гостином дворе, деревянные постройки которого значительно пострадали от огня, а вместе с ними – и позолота глав памятника архитектуры.

К 1865 году появившаяся ржавчина потребовала реставрационных работ, которые продолжались вплоть до 1869 года.

В результате только четыре нижних ряда по-прежнему блистали позолотой, остальная часть была закрашена желтой краской. 

В 1876 году здесь же, на Соборной площади, по просьбе причта недалеко от главного входа была установлена деревянная колокольня. Автором постройки является русский архитектор А. Ф. Видов. Сюда поместили перелитый годом ранее колокол, занявший прежнее место только в 1889 году. 

В 60-х годах соборный комплекс пополнился размещенной в Гостином дворе часовней Александра Невского. При храме на Колпинской улице находилась и церковноприходская школа, где к началу прошлого столетия насчитывалось около 180 учеников. 

Зодческие мотивы

Знаменитое своими исконно русскими архитектурными традициями сооружение заняло одно из центральных мест в императорской резиденции. Суздальский стиль — одновременно воплощение мощи и изящества. Величавая 5-купольная конструкция, вознесенная на 50-метровой высоте, была видна из многих точек города. 

Расположенные вверху арки венчали изображения ангелов, а белоснежные стены дарили ощущение чистоты. Силуэт святой великомученицы Екатерины на восточной стороне здания освещали первые лучи солнца. 

Разрушение и восстановление

Первые распоряжения о ликвидации православного памятника относятся к 1934 году. И его таки взорвали, хотя и лишь спустя 5 лет.

Многочисленные проекты по облагораживанию территории завершились установлением памятника Ленину в расположившемся здесь сквере.

И только в 1995 году на месте собора был размещен 7-метровый деревянный крест, а позже, в 2003 году, на Соловецких островах монахом Георгием был установлен новый крест. 

Реконструкция собора 2010 — 2013 годов завершилась созданием точной копии памятника зодчества. Сегодня здание имеет три престола: главный — святой великомученицы Екатерины, правый — святых царственных страстотерпцев и левый — священномученика Иоанна Царскосельского.

Источник: http://Peterburg.center/maps/ekaterininskiy-sobor-v-pushkine-tradicii-pravoslaviya.html

МатериалыСобор Святой великомученицы Екатерины в г. Пушкин

После освящения собора 24 ноября (или 7 декабря, по современному календарю) 1840 года — в день святой великомученицы Екатерины в присутствии Государя Императора Николая I и цесаревича Александра Николаевича площадь стала называться Соборной.

В 1851—1852 годах были устроены боковые приделы: правый — во имя святого благоверного Князя Александра Невского и левый — во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Построенный Екатерининский собор в те годы был не только центральным храмом Царского Села, но и важной высотной доминантой города.

Среди внутреннего убранства собора особой красотой и благолепием выделялся резной золоченый пятиярусный иконостас, иконы которого были написаны знаменитыми художниками. Из них кисти профессора Федора Бруни принадлежали иконы Тайной Вечери (эта уникальная икона находится в запасниках Екатерининского дворца) и святых великомучениц Екатерины и Царицы Александры.

Кисти художника Егорова принадлежал запрестольный образ Воскресения Христова и иконы Архангелов Гавриила и Михаила на боковых вратах. Изображения евангелистов в куполе собора, икона Трех Святителей и часть местных образов были выполнены академиком Федором Брюлловым.

Из других, не менее ценных икон, необходимо отметить Владимирскую икону Божией Матери в сребропозлащенной ризе и украшенную драгоценными камнями — в память священного Коронования Государя Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны, и образ Святителей Московских, присланный в 1867 году святым Филаретом, митрополитом Московским.

В алтаре главного придела находились два замечательных живописных образа — “Распятие” работы Ван-Дейка, и “Слава Богородицы” Паоло Веронезе.

В подвале собора помещались ризница, свечная кладовая и склеп для временного помещения усопших. Здесь же было погребено тело управляющего Царскосельским дворцовым правлением, героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора от артиллерии Я. В. Захаржевского (1780—1865). Надгробная плита — место погребения генерала — находилась в западном углу собора.

Всего Екатерининский собор мог вместить до двух тысяч прихожан. К собору была приписана небольшая каменная часовня, находившаяся в Гостином дворе. Большой колокол собора имел вес 286 пудов. Пятиглавый крестово-купольный храм окружал большой сквер с площадкой, на которой в установленные дни проводились церковные и городские празднества.

С 1872 по 1878 год к Екатерининскому собору была приписана церковь Рождества Пресвятой Богородицы Николаевской мужской гимназии (Набережная ул. 12/66).
Воссоздание Собора святой Екатерины

Соборная площадь в будущем будет возрождена и воссозданный на ней собор святой великомученицы Екатерины, стилизованный в духе Суздальских соборов, с пятью золочеными куполами звоном колоколов возвестит о себе и украсит город. На его мощенных площадках, окруженных большим сквером будут производиться в установленные дни церковные и городские праздники. Собор святой Екатерины станет доминантой исторического центра Царского Села.

Воссозданный Собор святой Екатерины будет полностью тождественен своему предшественнику, построенному в 1835—1840 годах архитектором К. А. Тоном в “русско-византийском стиле”. Чтобы добиться этого, будут применены самые современные научные методы.

Безусловно, воссоздание Собора святой Екатерины станет важнейшим по идейно-смысловому и градостроительному значению событием в развитии города Пушкина.

Воссозданный объем собора заполнит “провал” в городской среде, замкнет перспективы улиц Оранжерейной, Леонтьевской, Пушкинской и Московской, усилит значимость царскосельских парков и бульваров. Традиционную структуру дополнит расположенный в подвале собора святой Екатерины церковный музей.

Воссозданный собор станет неотъемлемой частью архитектурного облика, религиозной и культурной жизни Царского Села. После дворцово-паркового музея-заповедника “Царское Село” Собор святой Екатерины на Соборной площади станет одним из самых посещаемых и любимых мест царскоселов и гостей города.

И вполне возможно то, что празднование 300-летия Царского Села в 2010 году, как и сто лет назад, начнется торжественным Богослужением и крестным ходом в воссозданном Соборе святой Екатерины.

Освящение храма

27 июня 2010 года, в неделю 5-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Царское Село (г. Пушкин, Санкт-Петербург), где проходят торжества, посвященные 300-летию со дня основания знаменитого петербургского пригорода.

По прибытии в собор святой великомученицы Екатерины Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил чин великого освящения главного храма Царского Села, который был полностью разрушен в советское время, а ныне восстановлен в прежнем виде.

Читайте также:  Православные молитвы в честь праздника благовещение пресвятой богородицы - православные молитвы

После освящения возрожденного собора Святейший Патриарх Кирилл совершил в нем Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, викарные архиереи Санкт-Петербургской епархии епископ Петергофский Маркелл и наместник Александро-Невской лавры в честь Святой Троицы епископ Выборгский Назарий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, благочинный Царскосельского округа настоятель Софийского Вознесенского собора протоиерей Геннадий Зверев, настоятель новоосвященного собора иерей Никита Зверев, духовенство Санкт-Петербургской епархии.

На богослужении присутствовали губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, вице-губернатор Санкт-Петербурга, руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга А.И.

Вахмистров, глава администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга И.П.

Пахоруков, члены Совета Федерации РФ, Правительства Санкт-Петербурга, руководители муниципальных образований Санкт-Петербурга, представители областных властей.

Екатерининский собор не вместил всех желающих посетить Патриаршее богослужение. Многочисленные верующие наблюдали за службой по трансляции на больших экранах, установленных перед храмом.

По окончании Литургии с приветственным словом к Предстоятелю Русской Церкви обратился митрополит Санкт-Петербургский Владимир.

«Воссозданный в былом величии и красоте, воскресший из исторического небытия собор святой великомученицы Екатерины отныне станет в один ряд с другими прекрасными соборами Царского Села, — сказал, в частности, владыка Владимир.

— Именно этому храму и, прежде всего, его преданным служителям выпала печальная участь принять на себя первые беспощадные удары революции.

Кровь, пролитая священнослужителем Екатерининского собора отцом Иоанном Кочуровым, стала первой мученической кровью нового времени, после чего нашу землю обагрили реки крови тысяч наших верующих сограждан. Не устоял под этими страшными ударами и сам храм, сначала разграбленный, а затем в 1939 году взорванный».

«Мы сердечно благодарим Вас, Ваше Святейшество, за то, что Вы лично возглавили нынешние торжества, показав свою любовь к Царскому Селу и необычайную важность происходящего, — сказал митрополит Владимир. — Тем самым Вы наглядно подтверждаете Ваши слова о том, что все произошедшее с нами, с нашей Церковью, с нашим народом никогда не должно быть забыто».

В дар Его Святейшеству митрополит Владимир преподнес Патриарший посох.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Предстоятель вручил ряд наград благотворителям храма, клирикам Санкт-Петербургской епархии и представителям властей Санкт-Петербурга.

Во внимание к помощи Русской Православной Церкви губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко была награждена орденом преподобного Сергия Радонежского I степени. «Этот храм мы строили всем миром — почти 30 тысяч петербуржцев внесли свой вклад в его строительство», — сказала в ответном слове В.И.

Матвиенко, назвав возрождение Екатерининского собора «замечательным примером сотрудничества государства, Церкви и общества».

Поблагодарив Святейшего Патриарха за высокую награду, губернатор Санкт-Петербурга передала в Екатерининский собор икону «Всецарица» и преподнесла в дар Его Святейшеству икону святителя Кирилла Александрийского.

Во внимание к трудам по благоустройству храма св. Екатерины настоятель Софийского Вознесенского собора в Царском Селе, благочинный Царскосельского округа г. Санкт-Петербурга протоиерей Геннадий Зверев был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.

За возрождение собора в честь Святой Живоначальной Троицы в Колпино (Ленинградская область) Святейший Патриарх Кирилл наградил настоятеля собора протоиерея Александра Селиванова крестом с украшениями.

На молитвенную память о посещении храма и совершенном богослужении Предстоятель Русской Церкви передал в дар Екатерининскому собору икону Божией Матери «Достойно есть», а также благословил клириков храма раздать всем присутствующим иконки святой великомученицы Екатерины.

Источник: http://anbratstvo.ru/content/sobor-svyatoy-velikomuchenicy-ekateriny-v-g-pushkin

Екатерининский собор (Пушкин)

Екатерининский собор – один из соборных храмов города Пушкина, расположенный в самом его центре – на Соборной площади.

Выстроенный в первой половине XIX века собор спустя столетие был закрыт и полностью разрушен.

Воссоздан в первоначальном виде в начале нынешнего века и в настоящее время является действующим православным храмом Царскосельского благочиния Санкт-Петербургской епархии.

Главный соборный храм Царского Села

Ещё в 1831 году у императора Николая I родилась идея строительства в Царскосельской загородной резиденции вместительного соборного храма для рядовых прихожан, ведь существующие тогда церкви и часовни были приписаны либо к дворцовому, либо к другим ведомствам.

Поэтому Николай I поручил архитектору Константину Андреевичу Тону, которому очень благоволил, создать проект нового церковного здания. К 1835 году чертежи и эскизы собора были готовы и одобрены императором, и в том же году началось строительство храма.

Средства для возведения здания выделили из ведавшего личным имуществом русской императорской фамилии Кабинета Его Величества и духовного ведомства, поэтому храм был возведён очень быстро и уже в ноябре 1840 года состоялось его торжественное освящение.

Чин освящения главного престола нового соборного храма во имя святой великомученицы Екатерины Александрийской совершил духовник императора протопресвитер Николай Музовский, а на торжествах присутствовали сам Николай I и цесаревич Александр Николаевич (в будущем – император Александр II). Всего на постройку собора было истрачено около 160 тысяч рублей серебром.

Цокольный этаж собора был оборудован семью «аммосовскими» (пневматическими) печами, эффективность которых ранее испытало на себе царское семейство. Такие печи к 1840 году уже были устроены в Зимнем дворце, за что император Николай I пожаловал их изобретателю – военному инженеру Н. А. Амосову – золотую медаль и более 2 гектаров земли в собственность.

 В 1841 году собор посетили императрица Александра Фёдоровна и Великие княжны Ольга и Александра Николаевны, принимал которых назначенный в том же году священником храма отец Фёдор Тигодский. О. Фёдор был настоятелем, а позднее ключарём Екатерининского собора до 1865 года, и именно при нём была благоустроена территория вокруг храма.

 

В течение 1842 года талантливый придворный садовый мастер Фёдор Лямин занимался озеленением местности, в результате чего к зданию храма протянулись ниточки 12 дорожек, обсаженных с двух сторон сизоствольными тополями.

Такими же тополями, выписанными из Голландии, Фёдор Лямин украсил площадь перед храмом, задуманную как Соборная ещё в 1808 году в период царствования Александра I. 

В 1849 году причт собора, состоявший из настоятеля, трёх священников, диакона, трёх дьячков и причетника, подал прошение в духовное ведомство об устройстве приделов, которое и было удовлетворено. Уже в ноябре 1851 года был освящён во имя св.

благоверного князя Александра Невского правый придел собора, а в мае 1852 года – во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены – его левый придел.

Оба придела были устроены на личные средства старосты соборного храма Петра Фёдоровича Сакулина (6 450 рублей серебром), а иконостасы выполнены по чертежам К. А. Тона. 

В 1850 году к Екатерининскому собору приписали кладбищенскую Казанскую церковь, а в 1864 году – часовню св. благоверного князя Александра Невского, выстроенную в располагавшемся рядом Гостином дворе. 

С Гостиным двором связано событие, произошедшее в 1862 году.

Тогда богослужения в новом соборе, вмещавшем одновременно до двух тысяч человек и славившемся позолоченным иконостасом, трёхметровым в диаметре паникадилом и семью отлитыми в Ярославле разных размеров колоколами, были ненадолго прерваны из-за большого пожара, случившегося в деревянном здании Гостиного двора.

Огнём было повреждено не только здание двора, но и здание собора. Треснул главный храмовый колокол, пострадали фасады и позолота глав, в результате чего на них вскоре явственно проступила ржавчина.

В 1869 году главы собора покрыли жёлтой краской, а в июне 1874 года причт собора обратился с прошением к управляющему Царского Села о переливке треснувшего колокола и устройстве для него в арке западного фасада специальной ниши. Осенью того же года колокол был снят и в 1875 году перелит, причём вес его увеличился до 4,6 тонн.

В 1876 году старшим архитектором Царскосельского дворцового ведомства Александром Фомичом Видовым для колокола в юго-западной части Соборной площади (вблизи главного входа в собор) была выстроена временная деревянная колокольня, в которой колокол и находился до 1889 года, после чего был поднят на своё место. 

К 50-летию Екатерининского собора была выпущена книга «Екатерининский Царскосельский собор 1840–1890» и проведены единственные в его истории масштабные ремонтные работы, включившие в себя отделку фасадов, интерьеров и золочение куполов.

Больше здание храма, вплоть до разрушения в 1939 году, не ремонтировалось. К концу XIX столетия прихожанами Екатерининского собора были 2491 человек, а в причте числились протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика.

В 1909 году при соборе была образована церковно-приходская школа на 180 учеников, располагавшаяся в здании, принадлежавшем камердинеру Его Императорского Величества В. П. Потапову и перешедшая по завещанию к причту храма.

В 1910 году священнослужители храма обращались в городским властям с прошением о строительстве при соборе новой колокольни, но их прошение удовлетворено не было. 

Судьба собора в XX столетии

Трагический период в судьбе собора начался в октябре 1917 года, когда Царское Село превратилось в место военных действий между казачьими войсками под командованием генерала русской императорской армии Петра Николаевича Краснова и большевистскими отрядами.

Служивший наряду с другими клириками в ноябре 1917 года молебен о прекращении междоусобицы второй священник собора протоиерей Иоанн Кочуров после взятия Царского Села большевиками был арестован и расстрелян, свидетелем чего был его сын-гимназист. Спустя четыре дня тело о.

Иоанна Кочурова новые власти разрешили забрать и похоронить в соборной усыпальнице. В течение последующих двух десятков лет по Царскому Селу, в 1918 году переименованному в Детское Село, прокатилась волна закрытия православных храмов.

Распоряжение об упразднении Екатерининского собора выдавалось неоднократно, начиная с 1934 года, но до 1938 года он был действующим. В него из закрытого в 1930 году храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» были переданы часть икон вместе с храмовым образом и церковная утварь.

 В июне 1938 года по ходатайству Пушкинского районного совета президиум Ленсовета вынес решение о закрытии и сносе Екатерининского собора, изъяв предварительно всю ценную церковную утварь и драгоценные оклады с икон, а сами иконы варварски уничтожив в соборных печах. В начале июня 1939 года здание собора обнесли высоким забором и взорвали.

Кощунство, совершённое большевиками по отношению к храмовым святыням, достигло своего апогея, когда решёткой амвона храма они оградили могилу горного инженера Эдуарда Нильсена, руководившего взрывными работами и погибшего спустя два месяца после сноса Царскосельского Екатерининского собора.

 

Поступали разные предложения об использовании расчищенной от остатков собора площади, среди которых были и установка памятника А. С. Пушкину, и обустройство паркового ансамбля, и много других. Но ни одно из предложений осуществлено не было, и в апреле 1960 года, в день рождения В. И. Ленина на месте разрушенного собора был открыт памятник вождю революции, простоявший на площади до апреля 2004 года.

Воссоздание и настоящая жизнь собора

С начала 1990-х годов после распада Советского Союза в России после долгих десятилетий безбожия начала возрождаться церковная жизнь.

В феврале 1995 года на площади, рядом с местом, где располагался Екатерининский собор, по инициативе протоиерея Софийского собора Николая (Зверева) был установлен деревянный восьмиконечный семиметровый крест, а в 1998 году восстановление собора было включено в инвестиционный проект развития городской инфраструктуры Пушкина.

В 2000 году главным архитектором музея-заповедника «Царское Село» Александром Александровичем Кедринским был составлен эскиз Соборной площади, ключевым элементом должен был стать воссозданный Екатерининский собор. 

В ноябре 2003 года вместо первого деревянного креста на площади был установлен и освящён новый деревянный крест, выполненный вручную иноком Соловецкого мужского монастыря Георгием. Уже в апреле 2004 года неизвестными активистами со своего пьедестала был сброшен памятник В. И.

Ленину, а в июне 2006 года начались масштабные археологические работы по раскопке фундамента храма, проводимые специалистами Института истории материальной культуры Российской Академии Наук.

После раскопки фундамент храма был законсервирован, а исследовательские работы по изучению внешнего вида и обустройства интерьеров взорванного храма продолжились в архивах. 

Кропотливый труд по изучению и классификации собранных данных был завершён, в октябре 2006 года был создан благотворительный фонд по восстановлению Екатерининского собора, а уже в декабре 2006 года состоялась торжественная закладка храма и установка перед будущим алтарём памятного камня с гравировкой в память о трагических событиях 1917 года. По объявленной благотворительным фондом акции «Именной кирпич – в стену храма», где каждый желающий мог приобрести за посильную для себя сумму кирпич и подписать его своим именем, или именем родных, была собрана достаточно большая сумма – около 4 млн. рублей. Всем жертвователям были выданы именные сертификаты и их имена включены в список для особого поминовения благодетелей. Стоит отметить, что каждый 25-й кирпич, встроенный в стены собора, является именным. В начале апреля 2007 года расконсервировали фундамент собора и в июле того же года начались работы по возведению собора, полностью завершённые к июню 2010 года – дням празднования 300-летия основания Царского Села. 27 июня 2010 года состоялось торжественное освящение воссозданного в первоначальном виде храма, совершённое Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом с сонмом духовенства в присутствии первых лиц города и многочисленных горожан.К началу 2014 года наложен последний штрих на облик храма – позолочены все его купола и сейчас Екатерининский собор, как и прежде, является главным композиционным элементом Соборной площади. В соборе совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения и отправляются церковные требы, а настоятелем служит иерей Никита Геннадьевич Зверев (сын протоиерея Геннадия Зверева). В цокольном помещении храма в июне 2014 года был открыт музей храмов Царскосельского благочиния, действующий и сегодня. Среди экспонатов музея обнаруженные во время археологических раскопок церковные предметы, макеты царскосельских церквей, галерея портретов священников и градоначальников, много сделавших для Царского Села. 

Читайте также:  Молитва святой матроне московской о помощи в работе - православные молитвы

Архитектура и интерьеры собора

Собор К. А. Тона

Первый собор был выстроен в псевдовизантийском стиле и сходен по архитектуре с Петергофским собором Петра и Павла.

Первоначальный каменный храм длиной 38 метров и шириной 30 метров покоился на цоколе из путиловского камня, с трёх сторон был окружён крыльцами, оштукатуренные и выбеленные фасады были декорированы арками с барельефными изображениями святых и лепными изображениями ангелов.

Пять глав собора покоились на шеях фонарей, причём средний фонарь был открытым, а боковые заделаны для сохранения тепла. Каждую из глав украшал вызолоченный восьмиконечный металлический крест, закреплённый на массивном железном яблоке.

Для освещения собора в его цокольном этаже, фасадах, фонарях и хорах были устроены окна (по три на каждом фасаде здания, по два в алтарях, по четыре в фонарях, одно на хорах и несколько в цокольном этаже). Подвальный этаж был занят ризницей, свечной кладовой, помещением для «аммосовских» печей и склепом для временного содержания умерших. Помимо трёх порталов в храме были устроены отдельные двери, ведущие в алтарь и в подвал. В ризнице хранились напрестольные кресты, серебряные потиры, иконы и кресты с частичками мощей святых. 

Интерьеры первого собора отличались пышностью и роскошью.

В огромном позолоченном пятиярусном иконостасе были устроены иконы в драгоценных окладах, большое позолоченное паникадило на массивной железной цепи освещало все внутреннее пространство, образа Царских врат обрамляли позолоченные серебряные ризы, а пол был выложен серыми плитами.

В 1883 году был проведён комплекс внутренних реставрационных работ, в результате которых были обновлены образа, выкрашены английскими белилами с кобальтом стены, переделаны печи и отремонтированы оконные рамы.

Спустя несколько лет одновременно с золочением куполов стены собора вновь были выкрашены, но уже в более тёмный цвет, что сделало интерьер собора более торжественным.

До разрушения собора в нём находились иконы, пожертвованные храму как императорской семьёй, так и написанные известными художниками XIX столетия – Фёдором Бруни, Алексеем Егоровым, Карлом Брюлловым. 

После закрытия собора в 1938 году почти все иконы были уничтожены, лишь некоторые избегли участи сгореть в топках соборных печей. 

Теперешний собор

Воссозданный собор святой Екатерины Александрийской практически во всех деталях повторяет своего предшественника, а его отличия состоят в том, что интерьеры ещё не полностью оформлены и по-новому освящены приделы.

Посвящение главного престола святой великомученице Екатерине Александрийской осталось прежним, левый придел освящён во имя новомученика Российского Иоанна Царскосельского (о. Иоанна Кочурова), правый – во имя царственных страстотерпцев Николая и Александры.

Дверные порталы оформлены под розовый мрамор, на солее устроены раки с мощами святых – новомученика Иоанна Царскосельского и святой великомученицы Екатерины Александрийской. Иконы, украшающие большой пятиярусный иконостас, восстановленный в деталях по дореволюционным фотографиям, выполнены на золотом фоне в древнерусском стиле.

В настоящее время к собору приписаны три храма – действующие Знаменский храм и храм-часовня во имя благоверного князя Игоря Черниговского, а также восстанавливающийся храм в честь Воскресения Христова в Екатерининском дворце. 

Информация для посетителей

Богослужения в соборе совершаются ежедневно, престольный праздник – 24 ноября.

Добраться до собора можно на электричке от Витебского вокзала Санкт-Петербурга, выйдя на станции «Царское Село – город Пушкин» и оттуда любым автобусом до остановки «Московская улица».

Двери собора открыты для посетителей с 9.00 до 21.00 часов, в выходные и праздничные дни богослужения начинаются в 10.00 часов. Вход в собор бесплатный.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/ekaterininskii-sobor-pyshkin

Святая великомученица екатерина (†312)

Святая великомученица Екатерина (греч. – всегда чистая) была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Настоящее имя Св. Екатерины – Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии.

К 18 годам девушка получила блестящее эллинское образование и отличалась не только редкой красотой, но и глубоким знанием риторики, философии, медицины, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала 72 языка. Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но тщетно.

Екатерина сказала, что выйдет замуж лишь за того, кто будет подобен ей по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости.

Икона Св. Екатерины

Мать святой Екатерины, тайная христианка, повела девушку за советом к своему духовному отцу, сирийскому монаху.

Святой старец, выслушав святую Екатерину, сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его – неизреченна».

Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.

Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не сможет смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого.

В глубокой печали девушка вновь пошла к старцу. С любовью научив ее тайнам веры Христовой, он совершил над ней таинство святого Крещения. После крещения она получила имя Екатерина. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем.

Теперь Господь ласково смотрел на нее и, дав ей прекраснейший перстень, сказал: «Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха».

Когда видение кончилось, и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо – дар Небесного Жениха.

Джованни ди Паоло, «Мистическое обручение св. Екатерины», Музей Метрополитен, Нью-Йорк, ок. 1460

Как раз в то время, как Екатерина сподобилась стать Невестою Христовой, в Александрию на большой языческий праздник приехал сам император Максимин Даза (305-313), язычник и преследователь христиан, признававший лишь жизнь во имя удовольствия, не помышлявший о чистоте душевной и тяжести греха.

Город готовился к празднику. Александрию наполняли шум толпы, разнузданные песни жрецов, крики жертвенных животных, всюду кровью курились жертвенные алтари, город наполнился смрадом и дымом. Приносились и человеческие жертвы – на смерть в огне обрекали исповедников Христа.

По приказу Максимина евнухи рыскали повсюду и если находили где красивую девушку или замужнюю женщину, то ни отцы, ни мужья не имели уже над ней власти. Он дошел до такой крайности, что без его позволения никто не смел жениться, и каждый должен был предоставлять ему права пользования первой ночью.

Он не мог миновать ни одного города, чтобы не обесчестить женщин и не похитить девиц (Евсевий: «Церковная история»; 8; 14).

Видя такой разгул и болея за души своих сограждан, Екатерина в сопровождении нескольких слуг явилась в языческий храм к царю и обратилась к нему с пламенной речью, призывая одуматься и не губить душу свою и своих подданных кровавыми ритуалами, посвященными тем, кто не был богами, а были лишь людьми и не всегда праведными.

Екатерина убеждала Максимина в том, что римские боги не более, чем люди, и все римские же философы и мудрецы видели в них людей, обуреваемых страстями и пороками, а потому нельзя в их честь проливать кровь невинных жертв, но что есть Бог, единый и великий, волею которого дела делаются и цари царствуют и Он не требует жертв и подношений, а требует лишь исполнения заповедей Его, мира и смирения грехов.

Максимин не нашелся, чем ответить девушке. Красота святой Екатерины пленила правителя. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, император созвал 50 ученейших мужей империи. Между самыми высокими умами эпохи и Екатериной состоялся теософский диспут, во время которого она разбила всю аргументацию языческих мудрецов в пух и прах.

На все их доводы о святости римских богов Екатерина находила опровержения из римских же книг, где мудрейшие и авторитетнейшие римские мыслители и прорицатели предрекали пришествие и веру Иисуса.

Мудрецам не было чем достойно ответить ученой и просветленной деве и они смиренно приняли Истину Христову, за что разочарованный Максимин повелел всех их предать огню.

Максимин попытался соблазнить святую Екатерину богатством и славой. Получив гневный отказ, император подверг святую жестоким мучениями, а затем бросил в темницу. Императрица Августа, жена Максимина, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, пожелала взглянуть на нее.

Вместе с военачальником Порфирием и отрядом из 200 солдат императрица ночью пришла ко святой в темницу. Побеседовав с ней при свете сияния, исходящего от лица девушки, они тоже уверовали во Христа. Екатерина пробыла в заточении 12 дней.

Все это время голубь приносил ей пищу, на 12-й день явился Сам Христос в окружении ангелов.

Видя тщетность попыток убедить святую отречься от веры, Максимин по совету придворного приказал построить необычное орудие пыток, состоящее из 4 колес с острыми гвоздями. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву богам.

Святая исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены.

Максимин вновь предложил святой мученице супружество и получил отказ.

Екатерину приговорили к усечению мечом и казнили на следующий день. Когда ей отсекли главу, то из раны вместо крови истекло молоко. После казни Екатерины тело её исчезло. Согласно преданию, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас её имя.

Левая рука святой Екатерины

Примерно три века спустя, в VI веке, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, по откровению свыше, поднялись на гору и обрели там честную главу и левую руку святой мученицы, которую они опознали по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом. Они спустили мощи вниз и с почестями поместили в золотую раку в новосозданном храме Синайского монастыря.

Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове

После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространения её почитания монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — .

В алтаре главного храма монастыря, базилике Преображения, в мраморной раке хранятся ныне два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница).

Святую главу невесты Христовой покрывает золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения св. Екатерины с Небесным Женихом — Христом.

Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.

Почитание святой Екатерины

Историю мученической смерти Св. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых. Великомученица Екатерина считается покровительницей учащегося юношества, богословов и философов, а также Парижского университета.

Святую Великомученицу почитают даже некоторые из язычников. Например, забайкальские монголо-буряты.

В России на месте явления царю во сне Екатерины, возвестившей о рождении дочери, в 1660 г. был основан Екатерининский монастырь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска. Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII-XIX вв. и несомненно связан с тем, что его носили две императрицы.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Ссылки по теме:
Монастырь Святой Екатерины

Молитва святой великомученице Екатерине
О святая Екатерино, дево и мученице, истинная Христова невесто! Молим тя чрез особливую благодать, еюже предвари тя Жених твой, Сладчайший Иисус: якоже посрамивши прелести мучителя, мудростию твоею пятьдесят витий победила еси и, напоивши их Небесным учением, к свету истинныя веры наставила еси, тако испроси и нам оную Божию мудрость, да и мы, расторгнувше вся козни адскаго мучителя и презрев мира и плоти соблазны, достойны явимся Божественныя славы и к разширению святыя нашея православныя веры сосуды достойны соделаемся, и с тобою в Небесной скинии Господа и Владыку нашего Иисуса Христа хвалим и прославляем во вся веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:
Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящым в нощи, неверия тьму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, богозванная невесто, блаженная Екатерино: желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху Христу, и от него царским венцем венчалася еси: Ему же, со ангелы предстоящи, за ны молися, творящыя пречестную память твою.

Кондак, глас 2:
Лик честный божественне, мучениколюбцы, воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1146196

Ссылка на основную публикацию