Собор святой софии в киеве – православные молитвы

Икона Божией Матери София – Премудрость Божия (Киевская)

Собор святой Софии в Киеве - православные молитвы

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви на­хо­дит­ся мно­го икон с изо­бра­же­ни­ем Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, — на­при­мер, в Ки­е­ве, Нов­го­ро­де, Во­лог­де, То­боль­ске, в Москве, в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ре и дру­гих ме­стах.

Все они, изо­бра­жая Бо­жию Ма­терь и во­пло­тив­шу­ю­ся от Нее Ипо­стас­ную Пре­муд­рость — Сы­на Бо­жия, вы­ра­жа­ют од­ну глав­ную мысль.

Под Пре­муд­ро­стью, или Со­фи­ей, ра­зу­ме­ют Сы­на Бо­жия на ос­но­ва­нии IX гла­вы кни­ги Прит­чей Со­ло­мо­но­вых, где го­во­рит­ся: «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь».

В этих сло­вах со­дер­жит­ся ука­за­ние на Хри­ста, Сы­на Бо­жия, Ко­то­рый в По­сла­ни­ях апо­столь­ских на­зы­ва­ет­ся Бо­жи­ей си­лой и «Бо­жи­ей Пре­муд­ро­стью»; а в сло­ве «дом» со­дер­жит­ся ука­за­ние на Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию, по­слу­жив­шую во­пло­ще­нию Сы­на Бо­жия. На ос­но­ва­нии этих слов стро­ит­ся изо­бра­же­ние икон Св. Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Древ­ней­шая из та­ких икон есть об­раз Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, на­хо­дя­щий­ся в Ки­е­ве, в Со­фий­ском со­бо­ре. Эта ико­на, за­им­ство­ван­ная из церк­ви Юс­ти­ни­а­на в Ви­зан­тии, изо­бра­жа­ет со­еди­не­ние Церк­ви Небес­ной и зем­ной через во­пло­ще­ние Сы­на Бо­жия — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

На ней изо­бра­жен дом или храм и в нем сто­я­щая Бо­го­ма­терь в хи­тоне, с по­кры­ва­лом на го­ло­ве, под се­нью, под­дер­жи­ва­е­мой се­мью стол­па­ми. Ру­ки и дла­ни Ее рас­про­стер­ты, а сто­пы утвер­жде­ны на сер­по­вид­ной луне. На пер­сях Бо­го­ма­те­ри по­ко­ит­ся Пред­веч­ный Мла­де­нец, пра­вой ру­кой бла­го­слов­ля­ю­щий, а в ле­вой име­ю­щий дер­жа­ву.

На кар­ни­зе се­ни на­чер­та­ны сло­ва кни­ги Прит­чей: «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь». Над се­нью по­сре­дине изо­бра­жен окру­жен­ный лу­ча­ми Дух Свя­той, а немно­го вы­ше, так­же окру­жен­ный си­я­ни­ем, Бог Отец, име­ю­щий в ле­вой ру­ке дер­жа­ву, а пра­вой бла­го­слов­ля­ю­щий; из уст Его ис­хо­дят сло­ва: «Аз утвер­дих сто­пы Ея».

По обе­им сто­ро­нам изо­бра­же­ния Бо­га От­ца и Ду­ха Свя­то­го пред­став­ле­ны семь ар­хан­ге­лов с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми и с зна­ка­ми сво­е­го слу­же­ния в ру­ках: с пра­вой сто­ро­ны Ми­ха­ил с пла­мен­ным ме­чом, Ури­ил с мол­нией, опу­щен­ной вниз, и Ра­фа­ил с ала­вастром ми­ра; с ле­вой сто­ро­ны Гав­ри­ил с цвет­ком ли­лии, Се­ла­фи­ил с чет­ка­ми, Иегу­ди­ил с цар­ской ко­ро­ной и Вара­хи­ил с пуч­ком цве­тов на бе­лом пла­те.

Под об­ла­ком с сер­по­вид­ной лу­ной, слу­жа­щей под­но­жи­ем Бо­го­ма­те­ри, изо­бра­жен ам­вон с се­мью сту­пе­ня­ми, изо­бра­жа­ю­щий цер­ковь Бо­жию на зем­ле с вет­хо­за­вет­ны­ми тай­но­зри­те­ля­ми во­пло­ще­ния Пре­муд­ро­сти пра­от­ца­ми и про­ро­ка­ми.

С пра­вой сто­ро­ны, на чет­вер­той сту­пе­ни свер­ху, изо­бра­жен Мо­и­сей со скри­жа­ля­ми, на ко­то­рых на­чер­та­ны сло­ва: «Ра­дуй­ся, скри­жа­ле Бо­жия, на ней же пер­стом От­чим на­пи­са­ся сло­во Бо­жие».

За Мо­и­се­ем на сле­ду­ю­щей сту­пе­ни в нис­хо­дя­щем по­ряд­ке изо­бра­же­ны: Аарон в мит­ре как пер­во­свя­щен­ник и с про­зяб­шим жез­лом и Да­вид в ко­роне, цар­ствен­ной ман­тии и с ков­че­гом За­ве­та.

С ле­вой сто­ро­ны про­тив Мо­и­сея на од­ной с ним сту­пе­ни сто­ит про­рок Ис­а­ия с ви­ся­щей от ле­во­го пле­ча хар­ти­ей, на ко­то­рой вид­на над­пись: «Се Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на». Да­лее сто­ят Иере­мия со свит­ком, Ие­зе­ки­иль с вра­та­ми за­тво­рен­ны­ми и Да­ни­ил с кам­нем в ру­ках.

Кро­ме то­го, на каж­дой из се­ми сту­пе­ней это­го ам­во­на на­чер­та­но по од­но­му сло­ву: ве­ра, на­деж­да, лю­бовь, чи­сто­та, сми­ре­ние, бла­гость и сла­ва. Семь сту­пе­ней ам­во­на утвер­жда­ют­ся на се­ми стол­пах, на ко­то­рых на­хо­дят­ся взя­тые из Апо­ка­лип­си­са изо­бра­же­ния и их объ­яс­не­ния.

На пер­вом стол­пе изо­бра­же­ны 7 очес с над­пи­сью: дар со­ве­та; на вто­ром — се­ми­свеч­ник с над­пи­сью: дар ра­зу­ма; на тре­тьем — кни­га с 7 при­ве­шен­ны­ми пе­ча­тя­ми и над­пи­сью: дар пре­муд­ро­сти.

С ле­вой сто­ро­ны на пер­вом край­нем стол­пе изо­бра­же­ны 7 труб и над­пись: дар кре­по­сти; на вто­ром — пра­вая ру­ка с 7 звез­да­ми и над­пи­сью: дар ве­де­ния; на тре­тьем — 7 ку­риль­ниц ды­мя­щих­ся и над­пись: дар бла­го­че­стия; на чет­вер­том и по­след­нем стол­пе — 7 струй мол­нии с над­пи­сью: дар стра­ха Бо­жия. Та­ким об­ра­зом, на этой иконе, за ис­клю­че­ни­ем Бо­го­ма­те­ри и св. Тро­и­цы, все ли­ца и ве­щи при­спо­соб­ле­ны к сед­ме­рич­но­му чис­лу и име­ют сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Та­ко­во изо­бра­же­ние Ки­ев­ской ико­ны Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Не все изо­бра­же­ния Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей оди­на­ко­вы.

Нов­го­род­ская ико­на Со­фии в Со­фий­ском со­бо­ре есть род Де­и­су­са, или пра­виль­нее Де­и­си­са (гре­че­ское сло­во «де­и­сис» зна­чит мо­ле­ние; так на­зы­ва­ют­ся ико­ны, изо­бра­жа­ю­щие Спа­си­те­ля, а пе­ред ним Бо­го­ма­терь и Иоан­на Пред­те­чу в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии).

На этой иконе изо­бра­жен Гос­подь Все­дер­жи­тель в цар­ской одеж­де, с ог­нен­ны­ми кры­лья­ми на ог­нен­ном пре­сто­ле, утвер­жда­ю­щем­ся на се­ми стол­пах. Во­круг Все­дер­жи­те­ля го­лу­бое небо, ис­пещ­рен­ное звез­да­ми.

По сто­ро­нам изо­бра­же­ны Бо­жия Ма­терь и Иоанн Пред­те­ча как бли­жай­шие сви­де­те­ли во­пло­ще­ния Сло­ва Бо­жия. Ввер­ху изо­бра­жен Спа­си­тель в ог­нен­ном кру­ге, на ко­то­ром име­ет­ся над­пись: «Пре­муд­рость Бо­жия». Вы­ше это­го изо­бра­же­но опять го­лу­бое звезд­ное небо и здесь на зо­ло­том пре­сто­ле ле­жа­щее Еван­ге­лие, пе­ред ко­то­рым шесть ан­ге­лов (по три с каж­дой сто­ро­ны) пре­кло­ня­ют ко­ле­на.

Нов­го­род­ская ико­на Со­фии счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Со­хра­нив­ше­е­ся ис­то­ри­че­ское из­ве­стие го­во­рит, что от этой ико­ны в 1542 го­ду по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние од­на жен­щи­на, стра­дав­шая бо­лез­нью глаз.

Все изо­бра­же­ния Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей вы­ра­жа­ют мысль о Ма­те­ри Бо­жи­ей, по­слу­жив­шей ору­ди­ем для во­пло­ще­ния Ипо­стас­ной Пре­муд­ро­сти — Сы­на Бо­жия.

По этой при­чине и празд­не­ство иконе Со­фии со­вер­ша­ет­ся пра­во­слав­ной цер­ко­вью в Бо­го­ро­дич­ные дни и пре­иму­ще­ствен­но на Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы, как в Ки­е­ве, или же на Успе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, как в Нов­го­ро­де, Во­лог­де, То­боль­ске, Москве и дру­гих ме­стах, где име­ют­ся ико­ны Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-sofija-premudrost-bozhija-kievskaja

Патриарший визит на Украину. Молебен в киевском соборе Святой Софии. / Видеоматериалы / Патриархия.ru

26 июля 2010 г. 19:10

26 июля 2010 года в ходе посещения Украины Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в древнем Софийском соборе Киева был совершен молебен.

На площади перед храмом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приветствовали Блаженнейший митрополит Владимир, другие постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, приглашенные к участию в заседании Синода митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан, архиепископ Сурожский Елисей, епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл; постоянные члены Синода Украинской Православной Церкви митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, а также епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, епископ Васильковский Пантелеимон.

В числе встречавших Святейшего Владыку были председатель Государственного комитета по делам национальностей и религий Ю.П. Богуцкий, генеральный директор национального заповедника «София Киевская» Н.М. Куковальская, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви «Церковь и культура» игумения Серафима (Шевчик).

Святейшего Владыку приветствовали колокольным звоном.

При пении тропаря Пресвятой Троице Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, другие иерархи и священнослужители вошли в Софийский собор.

Святейший Патриарх и Блаженнейший митрополит совершили в историческом храме молебен.

За богослужением также молились председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук.

По завершении молебного пения Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился со словом приветствия к Святейшему Патриарху Кириллу:

В ответном слове Его Святейшество сказал:

В память о богослужении, совершенном в историческом кафедральном соборе, Святейший Владыка передал храму Святой Софии старинный образ — копию Новгородской иконы Божией Матери «Знамение», подчеркнув:

Святейшему Патриарху Кириллу, Блаженнейшему митрополиту Владимиру, архипастырям, пастырям, народу Божию было возглашено многолетие.

Затем хор и все присутствовавшие в храме воспели старинный украинский духовный гимн «Боже великий, єдиний, Русь-Україну храни». В прошлом году словами этого гимна Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл завершил свое обращение к верующим после молебна на Владимирской горке по прибытии на Украинскую землю.

Пресс-служба Святейшего Патриарха/Служба коммуникации ОВЦС

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1230865.html

Страсти по Софии — раскольникам отдают киевскую святыню

Минкульт Украины разрешил раскольникам проводить богослужения в одном из храмов заповедника Софии Киевской.

В УПЦ Московского патриархата называют данное решение Министерства культуры кощунством и провокацией, а международный национальный комитет по охране памятников считает передачу здания политизированной.

Захват

«Этот монастырь, в том числе и та самая Теплая София, обагрен кровью наших священников, пострадавших от тоталитарного режима.

Огромное количество храмов было сожжено, священники репрессированы и расстреляны, но то немногое, что еще осталось — не возвращается прямой наследнице и продолжательнице традиций той, репрессированной церкви, а отдается самозванцам, от церкви отлученным», — так прокомментировал «Русской планете» нововведение украинского Минкульта Василий Анисимов, руководитель пресс-службы УПЦ МП.

Раскольничий «Киевский патриархат» добивался права проводить богослужения на территории Софии Киевской уже несколько лет. «Мы против того, чтобы богослужения в Софии совершала только Украинская православная церковь Московского патриархата. Но согласились бы при условии передачи Софии в поочередное богослужение», — говорил Филарет (Денисенко) еще в 2010 году.

В словах предводителя раскольников видно явное лукавство.

На самом деле Украинская православная церковь не имела возможности проводить богослужения в храмах комплекса: отнятый у православной церкви в 20-е годы комплекс до сих пор считается государственным музеем.

«Туда никого не пускали — только один раз нами был проведен молебен, и все. А ведь когда-то это был кафедральный собор нашей Церкви. София Киевская строилась нами, содержалась нами, митрополиты имели там свою резиденцию», — сказал Анисимов.

По его словам, мотив у данного решения только один: подогреть конфликт между верующими на Украине. «Рядом стоит огромный собор, уже отданный раскольникам. Чуть дальше — Кафедральный Свято-Владимирский, также отданный Киевскому патриархату.

Они стоят полупустые, зачем им отдавать еще какую-то собственность? Только ради того, чтобы создать еще одну проблему, которая затянется на годы? Партия власти, точнее, „партия войны”, хочет спровоцировать войну еще и на религиозном фронте».

Подоплека

С просьбой разрешить молиться в помещениях заповедника раскольничий «патриарх» Филарет обращался с письмом еще во время президентства Виктора Януковича. Однако решение о передаче приняли только сейчас. Новое письмо было направлено на имя директора государственного заповедника «София Киевская».

Филаретовцы просили разрешить им молиться в здании Теплой, или Малой Софии — так называют трапезную напротив южного фасада главного собора. Здание построено в 1722–1730 годах и является одним из главных сооружений Софийского монастырского ансамбля.

На данный момент в трапезной организовано выставочное пространство.

На Украине против этого решения выступила не только православная церковь.

«Это политизированное решение, которое было принято втайне от общественности, с игнорированием позиций экспертов и профессиональной среды, без должного информирования Комитета всемирного наследия, ЮНЕСКО и ИКОМОС, грубо нарушает обязательства, взятые на себя Украиной при ратификации Конвенции об охране всемирного наследия, а также ряд других международных обязательств. Кроме того, украинское законодательства запрещает передавать кому-либо имущество национальных заповедников», — прокомментировали данное решение в Украинском нацкомитете Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест порталу LB.ua.

Градозащитники подчеркивают, что передача помещений Софии противоречит правилам ЮНЕСКО. Поскольку собор Святой Софии является государственным музеем и внесён в список Всемирного наследия, его запрещено передавать любой религиозной организации и проводить там богослужения — за исключением Дня независимости Украины.

София

Национальный заповедник «София Киевская» — исторический и архитектурный заповедник в Киеве, включающий в себя ряд памятников архитектуры — Софийский собор XI века, Кирилловскую и Андреевскую церковь, комплекс монастырских сооружений и Золотые ворота.  

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "калужская" - православные молитвы

С 30-х годов XX века вся территория заповедника вместе с церквями и строениями была отдана под музей.

После развала СССР и крушения коммунистического государства многие ранее отнятые у православных церкви начали возвращать верующим. Однако с «Софией Киевской» этого не произошло: комплекс так и остался музеем.

Кстати, еще в 1990 году заповедник получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО — это был первый объект на Украине с подобным статусом.

Источник: http://rusvesna.su/recent_opinions/1455961649

Софийский собор

Софийский собор — древний памятник Киевской земли

Удивительный памятник архитектуры украшает украинскую столицу вот уже почти 10 веков. Задуманный и построенный в византийском стиле, собор неоднократно перестраивался и в итоге существенно поменял свой первоначальный внешний вид. Как все происходило — читайте ниже.

История создания собора Святой Софии

История собора начинается в XI веке, когда князь Ярослав задумал построить в Киеве христианский храм.

Историки до сих пор спорят о том, когда было начато строительство, — среди распространенных версий звучат 1017 и 1037 годы.

В Древней Руси здание приобрело значение культурного и общественного центра, там находилась и первая библиотека. Само название храма произошло от греческого термина «софия», что в переводе значит «мудрость».

Ситуация поменялась в 1240 году с приходом на киевскую землю монгольских орд. Храм ограбили, но разрушать не стали. После собор Святой Софии был восстановлен, но когда начались гонения на православную церковь, здание постепенно пришло в упадок. От полной разрухи его спас киевский митрополит — Петр Могила, который основал при храме мужской монастырь. 

Реставрацию храма продолжил гетман Украины Иван Мазепа. При его содействии здание перестроили в новом стиле — казацком барокко. Рядом с собором воздвигли величественную колокольню, а к храму добавили вторые этажи. Больше глобальных изменений в архитектуре не было, и внешний облик строения практически не изменился до наших дней.

Архитектура храма: мозаики и некрополь

Сегодня в храме 2 этажа и 9 апсид — полукруглых ниш у алтаря с отдельной крышей, которые выступают из здания. Софийский собор украшают 19 куполов, 8 из которых старинной сферической формы, а еще 11 — грушевидной. Сооружение сочетает в себе элементы византийского стиля и мазепинского барокко и поэтому является оригинальной архитектурной памяткой.

Росписи на стенах Софийского собора

Внутри Софии Киевской — самое большое в мире сосредоточие подлинных образцов монументальной живописи XI века. Всего сохранилось около 260 кв. м мозаик и 3 тысячи кв. м фресок.

Мозаичная роспись Софийского собора включает 177 цветовых оттенков, среди которых преобладают теплые. Центральный купол и алтарь собора украшены мозаиками с изображением главных сцен из истории христианства.

Среди них особо выделяется величественный образ Богоматери — Оранты в своде алтаря. 

Фресковая роспись сохранилась в боковых алтарях, нефах — помещениях для верующих в храме, а также в 2-х лестничных башнях. Религиозные картины выполнены достаточно свободно: можно наблюдать выразительные лица, динамические жесты и раскованные позы. На некоторых фресках изображены бытовые сцены, в которых угадывается уклад жизни княжеского двора.

Гробница Ярослава Мудрого

Самое древнее захоронение некрополя Софии Киевской — саркофаг Ярослава Мудрого. Долгое время там находился прах знаменитого киевского князя. Гробницу открывали 4 раза, последний — в 2009 году. Во время этого исследования было обнаружено, что реликвию заменили. Внутри оказался женский скелет. Предполагают, что прах князя перед Второй мировой вывезли в США, а на родину он так и не вернулся.

Историко-культурный заповедник «София Киевская»

В 1934 году собор приобрел статус музея и вошел вместе с монастырскими зданиями XVIII века в состав заповедника «София Киевская». В 1990 — оказался первым украинским объектом архитектуры, который добавили в список Всемирного наследия. С тех пор богослужения в храме проходят лишь раз в году — 24 августа на День независимости.

Экскурсии по комплексу «София Киевская» 

Входной билет на территорию Софийского комплекса стоит 10 грн. Он не дает права заходить внутрь музеев и храма, но позволяет осмотреть старинные постройки снаружи.

Чтобы увидеть старинные фрески и мозаики Софии Киевской, необходимо заплатить 55 грн. Оптимальным решением будет присоединиться к экскурсии, которые проходят в соборе по расписанию, и послушать интересные рассказы гида.

Услуги индивидуального экскурсовода обойдутся в 500 грн.

Во время посещения заповедника не забудьте подняться на колокольню. Ее высота — 76 м, поэтому вид сверху открывается потрясающий. А еще внутри находится самый большой из древних колоколов в Украине — «Мазепа». Входной билет на колокольню стоит 20 грн.

Источник: https://life.bodo.ua/interesnye-mesta/turisticheskie-mesta/3359-sofijskijj-sobor-kiew

Украинская церковь вернулась в Софиевский собор в Киеве спустя 330 лет

Вчера, 21 февраля, в церкви Теплая София в Национальном заповеднике «София Киевская» УПЦ КП отслужила литургию.Впервые за 330-летнюю историю после начала аннексии Москвой украинской митрополии в Софию возвратилась украинская церковь.

Это было решением президента и правительства Украины, которые не имели на этот счет никакого взаимного соперничества, однако преследовали одну цель – помочь пройти становление униженной расколом Украинской Церкви. На литургии присутствовали Ростислав Павленко, замглавы Администрации президента, и представители аппарата Минкультуры.

Также известно, что после состоявшейся накануне панихиды по погибшим Героям Небесной сотни патриарх Филарет поблагодарил украинского президента за содействие в том, что Теплую Софию передали Киевскому патриархату. Передача вызывала критику со стороны музейных сотрудников, а также священноначалия Московского патриархата.

О вопросах и претензиях к Киевскому патриархату и властям государства пишет информационное агентство «Укринформ».

Софийский собор, который еще называют София – это самая главная святыня, собор одиннадцатого века с фресками и мозаиками. Также Софией называют и Софийский заповедник, все здания, окружающие собор и являющиеся частью единого архитектурного ансамбля.

Собор Святой Софии был основным храмом Украины, а заповедник (там пару объектов) был не только местом церковной жизни, но и основным центром монастырского хозяйства. Объекты заповедника – кельи, бурса, дом митрополита, братский корпус – все это принадлежало церкви.

Все создатели, покровители самого собора, митрополиты, гетманы и князья вкладывали в Софию и строили ее как основной храм с собственной инфраструктурой духовной жизни, строили как некий церковный городок. Софийский собор – это величайший памятник древнерусского искусства и достаточно своеобразный центр исследований, однако он не перестал быть храмом.

Проникнуть в Софию на протяжении двадцати лет желали все православные конфессии. Разъединенные церкви – это очень серьезная современная драма. Государство предусмотрительно не пускало никого. И в таких действиях существует своя логика: пускай сначала объединяться, а потом уже будет видно. Президент Виктор Ющенко определил курс на создание Единой Поместной Церкви.

Ему даже удалось добиться узнаваемости данной идеи, однако конкретные шаги по объединению с подачи Москвы были заблокированы.Ситуация поменялась после начала агрессии Российской Федерации против Украины. Священноначалие УПЦ МП на уровне риторики выступило единым фронтом с агрессором.

В сложившейся ситуации общественность, активистов, политиков, паству волновало не то, чья будет София, а почему украинские национальные святыни, Лавры принадлежат церкви, солидаризирующейся с оккупантом? Одной из ключевых и первоочередных тем наступившего года стало служение Киевского патриархата в Софийском заповеднике.

Как отмечает информагентство, в отношении 1-й литургии в Софии возмущение высказали лишь музейщики. Ведь все понимают, что в Софии все равно будет служить церковь, и было бы логично, чтобы служил там именно Киевский патриархат.

Автор материала отмечает, что рано или поздно с Софией все равно надо было бы конкретно определяться, и туда в любом случае зашла бы церковь, поскольку это справедливо, так как это принадлежало церкви. И определиться именно сейчас, какая церковь зайдет, – это очень вовремя. Что же касается Московского патриархата, выступившего с довольно резкими заявлениями, то они могли бы тоже зайти в Софию, однако лишь рука об руку с братьями из Киевского патриархата. Но, увы, церковные руководители УПЦ Московского патриархата учат ненавидеть украинских «раскольников».

К примеру, Трапезному храму Киево-Печерской Лавры литургия не вредит. Храм моложе Трапезной Софии примерно на 150 лет. Однако если говорить по поводу способности церкви заботиться о храме, то,следует отметить, что церковь умеет заботиться, и ярким тому примером является Киево-Печерская Лавра.

Трапезная – это роскошное здание с интересной архитектурой, изумительным декором, орнаментами и лепниной, лестничной башней. Она просто восхитительна. Однако для Киевского патриархата данное разрешение тоже является своего рода вызовом. Священноначалие должно продемонстрировать, что умеет и сможет заботиться о святыне.

И в случае необходимости, возможно, придется отказаться от свечей ради сбережения стен. Служение в Софии Киевского патриархата – это и заслуга, и одновременно удача. Но вместе с тем это и огромная ответственность.

Любая ошибка и любой промах в пользовании храмом могут фиксироваться нерелигиозными людьми и становиться темой различных публикаций.

Вчера на первой литургии в Трапезной присутствовало большое количество людей. Столько людей здесь не собирала ни одна музейная выставка. Святой храм стал дышать молитвой.

Напомним, 21 февраля, в церкви Теплая София в Национальном заповеднике «София Киевская» УПЦ КП отслужила литургию. Через более чем 330 лет после начала аннексии Москвой украинской митрополии в Софию возвратилась украинская церковь. Это было решением президента и правительства Украины.

Источник: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-sng/ukraine/entry1008283758.html

Храм Святой Софии в Киеве: история строительства, описание

Molitva.Guru > Храмы > Храм Святой Софии в Киеве: история строительства, описание

В самом центре города Киев расположен известный и знаменитый Собор Святой Софии. Как и всё старинное — этот древний храм хранит в себе множество загадок. Приходя сюда, человек получает прямой духовный контакт и именно этот храм является сердцем города.

В те времена, это был самый большой собор не только в Киевской Руси, но и во всей Европе. В исторических источниках София киевская датируется по-разному.

В «Повести временных лет» указывается 1037 год и связывают строительство с именем известного князя Ярослава Мудрого, сына Владимира Крестителя. В Новгородской летописи пишется 1018 год.

А некоторые современные учёные считают, что храм был возведён в 1011 году и заложен был ещё при Владимире, а Ярославль завершил дело своего отца. Кто построил храм Святой Софии в Киеве так и неизвестно.

История строительства

Главный храм Киевской Руси был назван так же, как и в столице Византии — Софийским. Это неслучайно. Ведь из Византии и пришла к нам православная вера.

Святыня строилась константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. Похожих храмов не было нигде. Все церкви того времени были меньше размером и имели одну главу, а Софию украшали сразу 13 куполов.

В Византийском зодчестве основной купол храма всегда напоминает о Христе — главе церкви. А 12 меньших куполов обозначают апостолов. Из них 4 характеризуют евангелистов, через которых христианство было проповедовано во все концы земли. Сегодня у него 19 куполов.

Архитектура

Собор построен смешанной кладкой, заимствованной у византийских мастеров, когда чередовались ряды камня, гранита, кварцита с кирпичом плинфой. На границе XVII—XVIII вв. еков, когда на Украине господствовал стиль барокко, храм изменился внешне до неузнаваемости. Но Софийский собор в Киеве внутри остался практически неизменным с древних времён.

Читайте также:  Сильная молитва святой матроне московской о замужестве - православные молитвы

За свою почти тысячелетнюю историю святыня пережила немало нашествий, грабежей и пожаров. Собор был опустошён и даже частично повреждён с западной стороны, но он никогда не перестраивался.

Внутреннее убранство

Первое, что видно вошедшему в храм — это великолепная икона из мозаики Божьей Матери в своде алтаря. Её размеры 6 метров. Руки Царицы Небесной воздеты к небу. Она возносит своему сыну неустанные молитвы за людей.

Изображение самого Христа находится в центральном куполе. Пантократр находится на головокружительной высоте. Оттуда он благословляет приходящих и властвует над всем пространством.

Вокруг Спасителя на золотом фоне четыре архангела. Они широко распахнули свои крылья, между которыми образуется крест. Он вписывается в круг купола и пересекается с ним. Круг означает мир, и этот мир осеняется крестом.

Эта мысль — пересечение креста и круга, выражена не только внутри здания, но и снаружи. Если посмотреть на храм сверху, то видно, что главный купол стоит в центре креста. В древности не было железобетонных панелей как сейчас. Поэтому все каменные перекрытия делались в виде сводов, которые расходятся от центрального купола в виде креста и такой храм называют крестово-купольным.

Фрески и мозаики

Описание Софийского собора в Киеве можно продолжать бесконечно. На стенах церкви можно увидеть более 500 изображений тысячелетней давности.

Часто учёным сложно атрибутировать изображение, потому что вертикальные подписи на греческом языке мало где сохранились. Помогают в этом, настенные надписи — граффити.

Несмотря на то что церковный устав запрещал портить стены, прихожане часто выцарапывали на них обращения к святым.

Наиболее известные фрески:

  • Сошествие Христа в ад.
  • Апостол Павел.
  • Воин.
  • Святая Варвара.
  • Пророк.
  • Святой Николай.
  • Явление архангела Валааму.
  • Крещение.

В центральной части храма в XI веке был написан княжеский семейный портрет. К сожалению, от этого портрета сохранилось только шесть фигур. Только две детские фигуры на северной стороне и четыре фигуры на южной. Атрибутировать их сложно. Поскольку все эти фрески были обновлены в XVIII—XIX вв. еках масляной живописью.

Центральная апсида и купол украшены мозаикой, стены расписаны фресками. Архитектура, мозаика и роспись образуют неповторимое единство. Все изображения выполнены в суровом стиле, рождённом в отдалённых монастырях Византии.

Фрески и мозаики храма Святой Софии в Киеве

Много необычного хранит в себе Софийский собор. Интересные факты сохранились до сей поры.

В восточной части внешней галереи раньше была великокняжеская усыпальница. Здесь были похоронены Ярославль Мудрый, его сын Всеволод Ярославович, внуки Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Но сохранился один саркофаг Ярослава Мудрого. Вес гробницы более 6 тонн. Сделан саркофаг из мрамора и украшен изображениями древнехристианских символов.

В 1936 году там найдены перемешенные кости, из которых был выложен женский и мужской скелет. Женские останки не были идентифицированы.

А вот что касается мужского скелета, то экспертиза в Ленинграде подтвердила — это действительно останки Ярослава Мудрого. Характеристики этого скелета полностью совпали с описаниями князя по летописям. Он был высоким по меркам того времени.

Его рост составлял 173—175 см. Был хромым. Получил повреждения в бедро и ногу при битве с печенегами и умер на 76-м году жизни.

В сентябре 2009 года, когда учёные решили провести современную экспертизу и генетический анализ останков, в саркофаге нашли совершенно другие кости. Скелет был подменён. Учёные считают, что это случилось во время Второй мировой войны.

Женский скелет, как считают учёные, принадлежит жене Ярослава княгине Ирине, но официального подтверждения этому нет.

В подвалах храма также много захоронений духовных сановников разных времён. Считалось, что души умерших князей и праведников оберегают от зла, просят за всех Бога, поэтому в подвальной части собора есть целый склеп, где находится множество саркофагов.

Там покоятся:

  • Кирилл II (Киевский митрополит).
  • Арсений Могилянский.
  • Отец Владимир (Романюк).
  • Митрополит Гедеон.
  • Проповедник Иоанн Леванда.
  • Епископ Михаил (Ермаков).

Колокольня

Неотъемлемой частью ансамбля является колокольня, построенная в XVII веке на деньги украинского гетмана Ивана Мазепа. Остался всего один оригинальный колокол, носящий название своего фундатора.

Его вес составляет 2 тонны. Остальные не сохранились. В тридцатые годы они все были уничтожены для потребностей металлургии. Высота колокольни 76 метров.

С неё открывается прекрасная панорама верхнего Киева.

Сейчас храм находится в статусе музея, а не действующей церкви, но от этого он не утратил свою духовную силу. Уникальное сооружение, которое стоит уже тысячу лет, удивляет даже учёных.

Источник: https://molitva.guru/hramy/hram-svyatoj-sofii-v-kieve-istoriya-stroitelstva-opisanie.html

Десять веков Софии Киевской

Собор Святой Софии в Киеве, несмотря на свой музейный статус исторического памятника, издревле был не только свидетелем определенной эпохи, но и современником каждого из поколений. Ведь его вид и отношение к нему достоверно свидетельствовали о состоянии страны и направлении общественного мнения.

Современный житель или гость Киева, прежде чем добраться до собора Святой Софии, идет по большой площади, окруженной модерной застройкой, минует памятник Богдану Хмельницкому, созданный в конце XIX в., затем мимо высоких стен, возведенных в начале XVIII в.

, проходит под барочной колокольней, чтобы увидеть архитектурное совершенство — многокупольный собор, знакомый по открыткам и фотографиям.

Несмотря на то, что расположен он фактически в центре города, — это уютный и довольно тихий уголок, поэтому иногда трудно поверить, что так было не всегда.

Впервые попадая в собор, мы удивленно оглядываемся, ведь приземистое и широкое снаружи здание вдруг величественно возносится ввысь, пространство увеличивается, прямо на посетителя смотрит Богоматерь Оранта в золотистом сиянии.

Можно почувствовать себя хрупким существом, можно — величественным творением, но уже не так трудно представить бурлящее вече, собиравшееся под арками и стенами собора, чтобы принять важнейшие для страны решения.

Собор, вопреки многочисленным изменениям в своем виде и статусе, был и до сих пор остается центром и сердцем русских и украинских земель в течение десяти веков.

Неоспоримый факт, что собор Святой Софии в Киеве был построен и освящен в первой половине XI в. Но до сих пор в науке существуют и обсуждаются три даты его основания: 1011‑й, 1017‑й и 1037 гг. Последние две основаны на данных различных летописей, соответственно Новгородской и «Повести временных лет».

Первая является результатом современных исследований граффити (надписей на стенах собора) и переосмысления некоторых данных древних письменных источников.

Бесспорно также, что история замысла и строительства Софийского собора неразрывно связана с утверждением христианства на Руси и тремя ее выдающимися правителями: со святой княгиней Ольгой и с князьями Владимиром и Ярославом Мудрым.

По свидетельствам летописей первый храм Святой Софии и монастырь вокруг него были построены в Киеве княгиней Ольгой. Возможно, еще до ее поездки в Царьград. Вероятно, иконы для церкви подарил княгине Константинопольский патриарх.

Церковь была деревянной, поэтому не позднее1017 г. во время пожара в Киеве она сгорела.

Также летописи повествуют, что новый большой каменный Софийский собор был заложен Ярославом Владимировичем за чертой тогдашнего города — в поле, где князь победил печенегов.

Однако в духовном, политическом и даже архитектурном смысле прообразом для строительства киевского собора Святой Софии был Софийский собор в Константинополе. Последний производил ошеломляющее впечатление на каждого посетителя и, очевидно, должен был стать незабываемым воспоминанием и для княгини Ольги.

Кроме того, если она была крещена в Константинополе, то вполне вероятно, что именно в соборе Святой Софии. Интересно также, что летописи, повествуя о выборе Владимиром веры, величие восточного христианства демонстрируют через образ константинопольского храма Святой Софии.

Наконец, в церкви Святой Софии, правда корсуньской, крестился и венчался и сам князь Владимир. Поэтому ни замысел киевского храма, ни воплощение его не были случайными. Подобно византийской святыне, киевский храм должен был стать и стал центром и сердцем великого города и всей страны.

Подобно константинопольскому, киевский храм Софии должен был воплотить всю много­гранность одного из ключевых для христианства символов Премудрости Божией.

Трудно сказать, входило ли в первоначальный замысел соперничество с Константинополем, однако при Ярославе расцвет и величие Софийского собора должны были подчеркивать мощь и независимость Киевской Руси.

Почти сразу после освящения собора при нем была устроена кафедра Киевских митрополитов.

Двор митрополичьей резиденции был огражден стеной, однако территория двора была, по тем временам, огромной, что, помимо богослужений и событий религиозной жизни государства, позволяло киевлянам также собираться у стен собора на вече или праздновать посаждение князей на престол. В соборе принимали иностранных послов, утверждали политические соглашения, здесь были устроены первые на Руси духовная школа, библиотека, мастерская для переписывания и перевода книг. Длительное время собор служил также местом захоронения нескольких поколений киевских князей, начиная с Ярослава Мудрого. Уже само здание Софии Киевской казалось гостеприимным благодаря открытым арочным галереям с западной, северной и южной сторон.

Значение собора для всех слоев населения Киевской Руси и Киева можно оценить хотя бы по надписям, которые люди вырезали на стенах, часто прямо на фресках. Из многих сотен граффити, открытых сегодня, лишь часть имеет сугубо религиозный смысл.

София служила памятным календарем («В [лето] 6562 месяца февраля 20‑го успение цари нашего, в [неделю мученика] Феодора» — запись о смерти Ярослава Мудрого) и юридическим свидетелем (большая 14‑строчная надпись свидетельствует о купле княгиней Всеволожей (как считает историк С. А.

 Высоцкий, — Марией Мстиславной, женой Всеволода Ольговича) земли Бояновой; десятая часть денег от сделки была отдана на нужды собора). На ее стенах увековечивали свои молитвы («Господи, помози рабе своей Олисаве, Святополчи матери, русьскыи кънягыни») или искреннее раскаяние («Блуд створил в свят день»).

Много записей связано со школой, в которой не только получали духовное образование, но и просто изучали грамоту (одна из надписей является азбукой из греческих и славянских букв). Часто встречаются изображения креста и благословляющей руки, но есть также рисунки птиц или всадника.

Интересно, что запрет на «резание стен» существовал, но это не останавливало людей, поэтому священники вычеркивали-выскребали только то, что имело откровенно мирской или греховный характер. Ведь в основном граффити писали с верой в сакральную силу слова, с надеждой на помощь…

В декабре1240 г. орда Батыя после длительной осады захватила, разграбила и разорила Киев, большая часть населения погибла. Софийский собор, как и Киев в целом, грабили не впервые (в частности, во время междоусобных войн в 1169‑м и 1203 гг.).

Однако Батыево нашествие стало ударом, после которого Киев — политический, торговый и религиозный центр — уже не скоро восстановился. (Опустошения были настолько сильны, что около десяти лет Киевская Русь существовала вообще без митрополита.

) Потеря Киевом политической стабильности, литовское завоевание, польская экспансия, еще два (1416‑й и 1482 гг.) опустошения крымскими татарами привели к постепенному запустению собора. Почти весь XVI в. храм находился без присмотра, а в 1596 г. он перешел к униатам.

Усилия отдельных людей, которые за свой счет восстанавливали собор, не смогли уберечь здание, и в начале XVII в. обрушилась западная стена храма.

К XVI–XVII вв. также относятся первые упоминания иностранцев о Софии Киевской. Они, путешествуя по служебным делам, описывали этот «новый» для Европы край. В их заметках — искренний восторг от увиденного и удивление от величия древних стен. Эрих Лясота, посол Рудольфа II к казакам в 1594 г.

, описывает «особенно славный, прекрасный и величественный собор Святой Софии, которому нет равного по величине», но отмечает, что «в настоящее время церковь хоть и сохранилась, но находится в большом запустении». Французский инженер-картограф Гийом Левассер де Боплан в знаменитом «Описании Украины»1651 г.

отмечает: «Храм Святой Софии имеет прекрасный фасад и красивый вид, с какой бы стороны на него не смотреть; стены его украшены несколькими рядами фигур [и] исторических сцен на мозаике. Эта работа выполняется из очень [маленьких] разноцветных камешков, блестящих, [как] стекло, столь тщательно подобранных, [что нельзя] отличить, живопись это или ткачество».

Значительно эмоциональнее о соборе пишет секретарь антиохийского патриарха Макария III Павел Алеппский в 1654–1657 гг.

: «Ум человеческий не в силах обнять ее по причине разнообразия цветов ее мрамора и их сочетаний, симметричного расположения частей ее строения, большого числа и высоты ее колонн, возвышенности ее куполов, ее обширности, многочисленности ее портиков и притворов». Впрочем два последних отзыва уже относятся к годам, когда София Киевская была частично восстановлена попечительством митрополита Петра (Могилы).

В 1633 г. Петр (Могила) на собрании польского сейма добивается возвращения Софии Киевской православной митрополии. Собор в это время был без крыши, ощутимо поврежден и полностью опустошен.

Следующие 14 лет (до смерти митрополита) продолжается первый капитальный ремонт храма под руководством итальянского архитектора Октавиано Манчини, однако средств не хватало, многое приходилось делать наспех, в частности — так и не была отстроена западная стена.

Но в соборе возобновляют богослужение, он становится частью мужского монастыря. Кроме того, София Киевская — снова средоточие общественной и политической жизни (в 1654 г. здесь утверждаются решения Переяславской рады). Собор пытались восстанавливать все следующее столетие, пока в 90‑х годах XVII в.

митрополит Варлаам (Ясинский) при деятельной материальной помощи гетмана Ивана Мазепы не начинает второй капитальный ремонт собора: открытые галереи были закрыты сплошными стенами, перестроены башни и фасад, изменены крыша и купола.

Читайте также:  Житие святого преподобного амвросия оптинского - православные молитвы

Именно тогда Софийский собор приобретает известную ныне барочную стилистику. На протяжении последующих десятилетий возводятся также новая «триумфальная» колокольня, митрополичий дом, стена и другие каменные постройки вокруг собора.

Петр (Могила) называл Софию «единственным украшением нашего народа православного, матерью и главой всех церквей». Поэтому при реставрации он пытался сохранить как можно больше от древнего вида собора. Его преемники в большей степени считались со вкусами и с потребностями своего времени. Довольно характерно это сказалось на восстановлении интерьеров собора.

Потемневшие, местами разрушенные фрески дорисовывали, перерисовывали или даже забеливали известью. Трудно сказать, делалось ли это ввиду их плохого состояния, или же вследствие непонятности византийской эстетики. Показательна в этом смысле история фрески, по мнению современных ученых изображающая княжичей (вероятно — сыновей Ярослава Мудрого).

Во время реставрации в 1843–1846 гг. изображение было воспринято как образ Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и соответственно «обновлено».

Вид этой фрески во времена Петра (Могилы) сохранился благодаря рисункам нидерландца Абрагама ван Вестерфельда, запечатлевшим также другие фигуры княжеской семьи — изображения, которые подобно ряду других были утрачены из‑за небрежных и примитивных реставрационных методов.

В 1768 г. мужской монастырь при Софии Киевской был упразднен, но сам собор переименовали в кафедральный, и он продолжал действовать. В середине XIX в. была проведена большая реконструкция (в частности, надстроена колокольня) и «найдены» древнерусские фрески.

Сенсационность этого открытия привлекла личное внимание императора Николая I, по указу которого и была проведена работа по очистке позднейших наслоений и восстановлению изображений времен Киевской Руси.

Несмотря на все архитектурные или живописные изменения в соборе (достройки продолжались чуть ли не до начала ХХ в.), сам он на протяжении большей части XIX в. стоял крепкой твердыней посреди немощеных улочек и одноэтажных домов и хат.

Постепенно вокруг росла плотность застройки, в более или менее знакомых сейчас чертах формировалась Софийская площадь.

Киев издавна был местом паломничества, а популярности Софии Киевской способствовали как древние изображения и слава самого собора, так и святыни и сокровища, которые после реконструкции начал собирать для храма еще Петр (Могила). «Паломникъ Кіевскій» (1842 г.

), первый в истории Киева популярный путеводитель для богомольцев, среди главнейших святынь в соборе называет мощи священномученика Макария (митрополита Киевского, убитого татарами), часть правой руки равноапостольного князя Владимира и левую руку великомученицы Варвары, а также Любечские иконы Спасителя и Богородицы, Купятицкую икону Богоматери и икону святителя Николая — первую чудотворную икону Киевской Руси. Эта древнейшая и самая известная святыня Софии Киевской со времен основания собора своим вторым названием обязана известному «Чуду о младенце в Киеве», датируемому исследователями не позднее 1091 г. Оно содержит рассказ о супругах, которые в паломничество к мощам святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Вышгород взяли своего маленького ребенка. Назад возвращались на лодке, и мать, задремав, уронила младенца в воду. В отчаянии родители обратились к святому Николаю с искренней молитвой, а на следующее утро в Софии Киевской было найдено «…дитя лежаще мокро перед образом св. Николая». Несмотря на многочисленные сомнения в том, могла ли сохраниться святыня после всех опустошений собора на протяжении веков, исследователи конца XIX в. относили ее к Х в. Однако в 1943 г. икона была вывезена из храма, и ее местонахождение неизвестно.

Софийский собор оставался действующим храмом несмотря на гражданскую войну и повреждения от обстрелов. Одновременно собор святой Софии начинают активно изучать ученые.

Сначала исследовательско-реставрационную работу осуществлял Комитет охраны старины и искусства, а позже Всеукраинская академия наук создала Софийскую комиссию для спасения собора от уничтожения богоборцами.

Тем не менее собор неоднократно грабят, что в 1930‑х гг. становится формальным поводом для властей прекратить в нем богослужение.

О том, что Софию Киевскую едва не взорвали при советской власти, известно ныне достаточно широко, однако до сих пор не обнаружены документы, которые бы освещали достоверный ход событий. В действительности же история о большевиках и соборе имеет две главы. Первая касается 1930‑х гг.

, когда соседний с Софией Михайловский собор уничтожили как «не имеющий культурно-исторической ценности». На том месте хотели создать советский правительственный центр, поэтому вполне возможно, что подобная участь ожидала и Софийский собор.

Но ученые обратились за помощью к Франции, и тогда известный писатель Ромен Роллан написал или сказал при личной встрече Сталину о нерасторжимой связи Софии Киевской с французской королевой Анной, дочерью Ярослава Мудрого, и попросил сохранить памятник. Собор «помиловали», однако уже через десять лет он вновь оказался под угрозой. По свидетельствам очевидцев, в 1941 г.

Красная Армия, отступая из Киева, собиралась взорвать ряд важных объектов. Так был уничтожен Успенский собор. А Софию спас тогдашний директор музея-заповедника, которому удалось убедить саперов не трогать святыню.

В 1934 г. правительство советской Украины постановило преобразовать Софийский собор и весь комплекс монастырских сооружений вокруг него в музей-заповедник. В соборе проводятся реставрационные и научно-исследовательские работы. В конце ХХ в. деятельность музея получает мировое признание.

Сначала международное жюри Гамбургского фонда присудило заповеднику Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников, а в 1990 г. Софийский собор вместе со всем ансамблем Софийского монастыря был внесен в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас — это Национальный заповедник «София Киевская».

Нынешний собор Святой Софии — межвременное и многостилевое явление. Кроме сохранения древнерусских фресок и мозаик, начали исследовать ранее забеленную (ради «унификации стиля») живопись эпохи барокко и XIX в.

Восстанавливают колокола, недавно полностью отреставрировали едва не переплавленные в 1930‑х гг. серебряные Царские врата барочного иконостаса. Но гораздо громче всех достижений звучат многочисленные предупреждения и предостережения.

Мощные салюты вредят тысячелетним мозаикам, осыпаются фрески; постоянное строительство возле собора угрожает целостности и самому существованию Софии Киевской. Наряду с мыслями о культурной катастрофе эта угроза постоянно вызывает перед глазами образ Богоматери Оранта — «Нерушимая Стена».

Ведь в течение многих веков в Киеве верят, что, пока стоит собор Святой Софии, пока цела «Нерушимая Стена» — будет стоять и Киев.

* * *

В круговороте бизнес-планов, научной работы и споров вокруг датировок мы часто забываем, что собор по‑прежнему остается живым и современным. Он отражает нас самих и наши мысли, с которыми мы в него приходим.

Екатерина Усачева

Источник: http://arhistratig.in.ua/2011/10/03/desyat-vekov-sofii-kievskoj/

“Пляски на костях”: “Евровидение-2017” пройдет в Софии Киевской

Киев определился с местом проведения церемонии открытия “Евровидения”. Это будет София Киевская, православный храмовый комплекс с тысячелетней историей.

Сейчас это заповедник, не принадлежащий церкви, что не мешает Софии оставаться местом святым и намоленным. Такая вот вариация на тему гоголевского Вия, тем более что и панночка у украинцев имеется.

Даже две – кроме Джамалы, на открытии обещает быть и Кончита Вурст.

Желая провести “Евровидение-2017” не просто на достойном, а на высокодуховном уровне, украинские организаторы в своем выборе главной площадки конкурса ничего дурного не видят, передает “ТВ Центр”.

“София Киевская сейчас не действует как храм – это музей. Поэтому мы не оскорбим никаких религиозных чувств верующих”, – уверен зампредседателя киевской администрации Алексей Резников.

Такое объяснение – этому во всех смыслах “историческому” решению – мягко говоря, спорное. Ведь после десятков лет музейной тишины в перерывах между экскурсиями здесь снова звучат молитвы. Регулярные богослужения разрешили проводить полгода назад. Правда, не всем. Только Киевскому патриархату. Московскому – естественно – отказали.

Знаменитый Киевский собор Святой Софии построен в центре Киева в начале XI века. Как говорит летопись, по приказу князя Ярослава Мудрого, на месте победы над печенегами в 1037 году.

Позже храм перестроили в стиле украинского барокко, однако один из самых полных в мире ансамблей подлинных старинных мозаик и фресок остался нетронутым. София – центр притяжения для миллионов паломников. Древнейшая из сохранившихся святынь Киевской Руси. Место намоленное веками.

Проводить там песенный конкурс – “кощунство”, комментируют в Украинской православной церкви Московского патриархата.

“Там был похоронен князь Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, а также выдающиеся горожане, киевские митрополиты. Не стоит устраивать пляски на костях, это аморально, должно же быть уважение к своим предкам”, – заявил руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов.

На месте кладбища – газон и дорожки. Советская власть сравняла могильные холмы, храм превратила в музей. И это лучшее, что с ним тогда могло произойти. Часто церкви безбожная власть либо взрывала, либо переделывала под склады и клубы. Собственно, современные украинские “декоммунизаторы” поступают в точности так, как это делали коммунисты.

Нетрудно представить, на что будет похожа церемония открытия шоу в стенах Софии Киевской. Звезды Евровидения в “скромных” вечерних нарядах, обнажающих самые разнообразные части тела, под звон колоколов собора дефилируют по красной дорожке.

В “лаунж-зоне” с подсвеченными фресками, мозаиками и иконами официанты разносят для европейских гостей охлажденное шампанское и местную экзотику – бутерброды с салом.

А рядом сотни папарацци на эффектном фоне старинного позолоченного купола осаждают очередную транссексуальную диву.

“Кто они, с чем приедут? Понимаете, после того, как в “Евровидении” стали трансвеститы побеждать, то приглашать заранее эту публику: “А давайте вы сразу к нам в храм?” Это немножко странно. А что они будут петь?” – говорит протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев.

Впрочем, вопрос не столько в том, что они будут петь, сколько в том, как громко.

“У Софийского собора очень древняя система акустики. Разговор в середине храма тихим голосом слышен по всему храму одинаково. Ни один физик не сможет предсказать, как поведет себя эта древняя система акустики на фоне звуковой атаки современной акустики, не будет ли создана звуковая бомба, которая просто снесет этот монастырь”, – считает политолог Павел Кагарницкий.

София Киевская вообще-то уже разрушается. И не от старости, а в основном из-за  масштабного, бесконечного строительства в ее охранной зоне. О чем Киеву регулярно и с раздражением напоминает ЮНЕСКО, под защитой  которой пока еще находится этот бесценный памятник мировой архитектуры. Об угрозах “многодецибельного” шоу  для храма говорят и в самом музее-заповеднике.

“К нам приезжали представители оргкомитета конкурса, походили по территории заповедника, посмотрели. Я им четко сказала: никакой музыки, танцев, громких выступлений здесь быть не может! Закрытый VIP-прием для небольшого количества людей – это все, что может здесь быть. К тому же, событие должно длиться недолго – час или полтора”, – заявила директор Неля Куковальская.

О закрытых приемах – речь не случайна. Еще лет десять назад с легкой руки Александра Зинченко – государственного секретаря в администрации “оранжевого” президента Виктора Ющенко – в “национальном заповеднике” начали регулярно проводить фуршеты, банкеты, да и просто попойки.

То и дело из-за стен некогда наполненного тихой молитвой монастыря слышался женский визг, а пустые бутылки “органически” подчеркивали архитектурные формы “достояния ЮНЕСКО”. Потом, правда, разразился скандал, власть обвинили в вандализме. Но сегодня на Украине – другое время.

“Если бы, допустим, Эрдоган решил провести “Евровидение” в соборе Святой Софии в Константинополе, который тоже имеет статус музея и не является на данный момент ни православным храмом, ни мечетью, то ему бы не помогла ни его разведка, ни внешние доброжелатели, потому что его просто бы снес благодарный народ. Окончательно и бесповоротно. А в Киеве несколько человек возмущаются, а всем остальным: “Ну, пройдет Евровидение в Софии, ну, и пройдет”, – сказал политолог Ростислав Ищенко.

И такое безразличие общества к, по сути, возмутительному предложению, пожалуй, не случайно. Ведь Украина идет по “пути Евроинтеграции”. А в Европе церкви все чаще превращают в ночные клубы или пивные бары. Так что и  руководству Украины позволено размывать границы приличий.

Цель известна – “камня на камне не оставить”, разрушить все до основания. Чтобы уж действительно Украина “понад усэ”. “Превыше всего” – и нравственности, и человеческой жизни. Может быть, даже превыше Бога.  Когда, как по Достоевскому, “все дозволено”.

Но только власти и ее сторонникам.

Ольга Оксенич, Татьяна Каминская, Сергей Сенченков, “В центре Событий”, “ТВ Центр”.

Источник: http://www.tvc.ru/news/show/id/101807

Ссылка на основную публикацию