Собор софии премудрости божией в великом новгороде – православные молитвы

Собор Святой Софии в Великом Новгороде

После крещения Руси в 988 г. Владимиром Крестителем, христианство стало быстро распространяться по всей русской земле. Наглядным символом новой религии стали повсюду возводимые христианские церкви. Так, уже в конце X в. новгородские мастера срубили из дубовых бревен огромный храм св.

Софии «о тринадцати верхах» («несчастливое» число имеет в христианстве глубокий смысл, символизируя Христа и его 12 апостолов). Простояв почти 50 лет, храм сгорел во время очередного новгородского пожара, и на его месте было решено воздвигнуть гигантский каменный собор.

В новгородских летописях описывается подробная хронология строительства этой церкви, заложенной в 1045 г. сыном князя Ярослава Мудрого – новгородским князем Владимиром, и новгородским архиепископом Лукой.

Собственных традиций каменного строительства церквей в Новгороде того времени не было (все строилось из дерева), поэтому храм воздвигался под руководством опытных византийских зодчих.

К сожалению, письменные источники не донесли до нас имена этих людей, но можно предположить, что это была та же артель, которая незадолго до закладки новгородского собора построила киевский храм Святой Софии.

Сходство между ними бросается в глаза (так, например, оба храма являются крестово-купольными и пятинефными), укрепляя предположение, что возглавлял строительство квалифицированный византийский зодчий, но идея соборов принадлежала русским князьям, а воплощать ее в жизнь греческому мастеру помогали грамотные русские мастеровые. В 1050 г., через пять лет после начала строительства, храм был «свершен», а 14 сентября 1052 г., на праздник Воздвижения Креста Господня, освящен.

Постепенно, в неустанной борьбе с язычеством, укреплялось христианство на новгородской земле. Его главным оплотом в Великом Новгороде стал храм Святой Софии – центр духовной жизни новгородцев, символ воинской славы и независимости вечевой республики.

Несколько веков неся свою неустанную службу, собор дожил до грозных событий Русской Революции 1917 г., которые не обошли его стороной. В 1922 г., под предлогом помощи голодающим, органы ОГПУ стали изымать церковные ценности из всех новгородских церквей.

К счастью для собора, в Комиссию по изъятию ценностей вошло несколько активных членов новгородского Общества любителей древности.

Эти грамотные и неравнодушные люди сумели спасти от изъятия и оставить в Софийском храме наиболее ценные произведения древнего искусства и предметы, необходимые для богослужения. Поэтому в соборе еще несколько лет велись церковные службы, пока в 1929 г.

его окончательно не закрыли, устроив здесь (как и в Казанском соборе Петербурга) антирелигиозный музей. Но при этом удалось сохранить внутреннее убранство Софийского храма, в нем остались целыми все иконостасы, а на хорах собора демонстрировались шедевры новгородских ювелиров XI — XIX веков, до того хранившиеся в ризнице храма.

Уже в самом начале Великой Отечественной войны создалась угроза окружения Новгорода. Поэтому в спешных, экстремальных условиях из него была вывезена лишь небольшая часть церковно-музейных ценностей, и в августе 1941 г. город был оккупирован немцами.

Советские войска, отойдя за Малый Волховец, продолжали артобстрел Новгорода. 5 июля 1942 г. огонь велся по немецкой комендатуре, располагавшейся в Новгородском кремле (по данным советской разведки, в этот день здесь намечалось совещание немецкого фронтового командования).

Собор располагался в непосредственной близости от Кремля, и несколько снарядов попали в него, сильно повредив изображение Спаса Вседержителя в центральном куполе храма и разрушив кровлю южной галереи.

Но гораздо больший урон нанесла храму немецкая трофейная команда, настолько усердно занимавшаяся сбором и отправкой в Германию церковных ценностей, что к концу оккупации Софийский собор оказался практически полностью разграбленным.

По окончании Отечественной войны Новгород, решением Государственной комиссии, попал в список городов, подлежавших немедленному восстановлению. Поэтому уже в 1945 г. специальная бригада Академии архитектуры СССР (под руководством архитектора Н.И.

Брунова) приступила к обследованию храма и его восстановлению. В итоге Софийский собор был полностью отреставрирован и передан Новгородскому музею-заповеднику, став музейно-просветительским центром. Следующая страница его истории открылась в начале 1990-х гг.

, когда Софийский храм, со всеми имевшимися в нем художественными и историческими ценностями, передали Русской Православной церкви. 16 августа 1991 г.

собор, освящённый Патриархом Алексием II, вновь возложил на себя нелегкую, но в то же время такую знакомую для него и радостную христианскую службу.

Софийский собор по своему архитектурному решению можно отнести к крестово-купольным храмам византийского типа. Такие церкви в плане представляют собой крест, в центре которого находится главный купол. Они широко представлены на территории исторической Византии, а также в некоторых странах, входивших в ареал византийской культуры. На Руси в XI в.

под руководством византийских зодчих было построено всего 4 подобных храма, из них 3 на территории современной Украины, где в то время располагался центр Киевской Руси. Ближайшим прототипом нашей Софии послужила София Киевская, построенная незадолго до новгородского собора.

Архитектурное сходство этих церквей, что называется «бьет в глаза», но есть между ними и существенные отличия. Как мы уже отмечали, главными заказчиками храмов были князья Ярослав Мудрый и его сын Владимир.

Но правили они в разных, далеко отстоявших друг от друга, княжествах, поэтому поневоле в архитектуре храмов отразились черты местной природы, местного характера. Киевская София больше по размерам (все-таки центр тогдашней Руси находился в Киеве), пышнее по внешним формам (она имеет 13 куполов против 5 основных у новгородского собора) и архитектурному декору.

В то же время строгость форм и компактность объемов Новгородской Софии как нельзя лучше передавали сущность новгородского характера – сдержанность, граничащую с суровостью, простую, но величавую мощь.

Сложенный из почти не обработанных плит волховского известняка, с возвышающимися над ним простыми шатровыми куполами (только позже они были переделаны на купола шлемовидного типа, центральный из которых позолотили), новгородский храм поражал взор своей суровой лаконичностью и монументальностью.

Но стоило прихожанину зайти внутрь, как он попадал словно в другой мир. Красочные фрески на стенах собора, богатейшая церковная утварь, сверкание драгоценных окладов икон и золоченых паникадил, величавая Литургия – все это создавало для него образ «неба на земле».

И такой контраст как нельзя лучше отражал одну из основополагающих идей христианства – главным для человека является то, что внутри него, его бессмертная душа, то есть идею превосходства внутреннего над внешним.

Высота Софийского собора составляет около 40 м.

, его каменные стены, скрепленные известковым раствором с примесью толченого кирпича (так называемой «цемянки») имеют  толщину более 1,2 м. Кроме применения цемянки, в конструкции храма можно выделить и множество других характерных византийских архитектурно-строительных приемов.

Так, его арочные перемычки и своды выложены плинфой (тонким обожженным кирпичом), в стены апсиды храма вмурованы голосники – керамические сосуды особой формы, причем некоторые из них имеют выход наружу. Применение системы таких голосников приводит к отсутствию в соборе эха и значительно улучшает его акустику.

В конструктивных особенностях Святой Софии отчетливо прослеживаются и местные строительные приемы, к которым прибегали греческие и русские мастера, выполняя заказ новгородского князя. К ним можно отнести необычную высоту хоров, превышающих нормы византийской архитектуры, а также весьма своеобразный ритм разновеликих закомар, также не имеющий аналогов ни в Византии, ни в западной архитектуре. И такое «нарушение канонов» стало очень характерным признаком северной христианской архитектуры в дальнейшем, так как новгородский храм стал образцом каменного зодчества Руси на столетия вперед. Этот образ сдержанной и величавой северной красоты воспроизводится в  храмах Ладоги, Изборска, Владимира, отражается в могучих соборах Псково-Печерского монастыря и в сельских скромных северных церквах.

Древнейшие росписи собораСреди изучавших Софийский храм исследователей и искусствоведов долгое время бытовало мнение, что первые десятилетия своего существования, до 1108 г., собор не был украшен фресками и другой настенной иконописью. Однако обнаруженные в конце XIX в.

в южной галерее собора фрагменты настенной живописи позже были датированы серединой – второй половиной XI в., то есть они и были первыми настенными изображениями в храме.

Среди расчищенных фрагментов такой живописи наиболее полно сохранилась роспись на пилоне, изображающая византийского императора Константина Великого и его мать императрицу Елену, стоящих по сторонам большого креста.

Эти святые почитаются как основатели Вселенской христианской церкви, и именно в день празднования памяти Константина и Елены зодчие заложили Софийский собор.

Выполненное по тонкому слою сухой известковой затирки (техника «a secco» — «по сухому») данное изображение не имеет аналогов в древнерусской живописи ни по технике, ни по стилю, и явно принадлежит византийским мастерам.

Касаясь символического значения этого изображения можно отметить, что оно, очевидно, должно было напоминать молящемуся в соборе о Кресте как орудии спасения, знаке победы жизни над смертью.

А за образами византийских владык Константина Великого и его матери Елены простой новгородец мог видеть и русских основоположников христианства – Владимира Крестителя и его мать, княгиню Ольгу. Усиление мобильной связи

В 1108-1109 гг.

, в период расцвета Новгородского княжества, интерьер Святой Софии был богато украшен фресками, часть из которых сохранилась в соборе до наших дней. Искусствоведческий анализ дает основание утверждать, что это тоже работа византийских изографов, но выполненная уже в другой технике «a fresco» — «по сырому». Изображения, выполненные в такой технике (фрески) отличаются большей выразительностью и сохранностью, чем изображения «a secco». Интересно, что во фресках начала XII в., наряду с типично византийскими, уже явственно проглядывают и русские мотивы. Это позволяет утверждать, что в артели изографов, расписывавших храм, были и местные иконописцы. Главным изображением данной росписи была фреска Христа Вседержителя в скуфье центрального купола, тщательно расчищенная от позднейших записей. Но, к великому сожалению, она была практически полностью уничтожена прямым попаданием артиллерийского снаряда в 1942 г. От купольной росписи после войны лишь частично уцелели фигуры архангелов и – в простенках окон барабана – фигуры пророков.

Простоявший почти 1000 лет Софийский собор хранит множество христианских святынь, дорогих сердцу православного человека. Здесь мы коснемся только трех находящихся в храме чудотворных икон.

Перед главным (Успенским) иконостасом собора находится знаменитый чудотворный образ Божией Матери «Знамение».

Эта икона является русской национальной реликвией, так как по преданию она защитила Новгород от суздальцев в битве 1170 г.

Данная победа имела такое большое значение для жителей города, что ее празднование совершалось по особому церковному правилу (чину), а само предание легло в основу иконы «Битва Новгородцев с суздальцами».

Очень почитаемой святыней Софийского храма является Тихвинская икона Богородицы, датируемая концом XV в. Образ Богородицы, расположенный в иконостасе Рождественского придела, является древнейшим списком с прославленной чудотворной иконы Богоматери Тихвинской. Интересно, что риза данного образа изготовлена по заказу царевны Софьи.

В центральном иконостасе храма расположена чудотворная икона «София – Премудрость Божия», датируемая XV в. В этой иконе покровительница собора Святая София изображена в виде Ангела Великого Совета. Исполненный в красных тонах, символизировавших искупительную жертву Христа, данный образ, по преданию, сделан греческими иконописцами.

Интересные факты и события, связанные с храмом

В Софийском соборе, так же как и в храме Василия Блаженного, некогда имелись секретные тайники, в которых хранилась казна Новгородской республики и сокровища знатных горожан. Наиболее обширное хранилище было устроено в юго-восточном углу церкви, между полом ризницы и сводом диаконника.

Несколько тайников находилось в стенах лестничной башни, и один из них был разорен Иваном Грозным в декабре 1547 г., после взятия Новгорода. По летописному рассказу царь «неведомо как уведал казну древнюю, сокровенную». Когда, по приказу Грозного, в определенном месте выломали стену храма, из нее «просыпалось велие сокровище: древние слитки в гривну, и в полтину, и в рубль».

Наполнив этим кладом возы, царь отправил сокровища в Москву.

На стенах новгородской Софии сохранились не только фрагменты настенных росписей и фресок, но и древние надписи — граффити, процарапанные «писалом» (заостренным инструментом для письма на бересте).

Как и знаменитые новгородские берестяные грамоты, софийские граффити донесли до наших дней голоса новгородцев – от знатного посадника до простого прихожанина и чернеца.

Большинство из них содержат обращение к Богу и святым («Господи, помози рабу своему …»), а некоторые представляют собой обычные бытовые, или даже шутливые надписи («Якиме стоя, усне, и лоб о камень ростепе»).

После одного из артобстрелов летом 1942 г. главный крест Софийского храма был снят с собора по приказу немецкого коменданта города. В это время в Новгороде находился один из корпусов испанской «Голубой дивизии», и крест, как военный трофей, вывезли в Испанию, где он хранился в часовне музея Военно-инженерной академии в Мадриде. В 2002 г.

архиепископ Новгородский и Старорусский Лев попросил президента России В. В. Путина содействовать возвращению священной реликвии в Новгород. В результате переговоров между В.В. Путиным и королем Испании испанская сторона решила передать крест в Россию. В ноябре 2004 г.

министр обороны Испании передал крест Софийского храма Патриарху Алексию II, и сейчас он находится внутри собора.

Мы вКонтакте:
новые православные фильмы каждый деньПодписка на рассылку:
1 раз в месяц все самое важное

Читайте также:  Поп, священник и батюшка в православии - одно и то же или нет? - православные молитвы

Источник: http://pravoslavie24.com/sobor-svyatoj-sofii-v-velikom-novgorode/

Собор Святой Софии Новгородской в Великом Новгороде

Вот уже XII столетий на берегу озера Ильмень стоит Собор Святой Софии в Новгороде и восхищает взор горожан. На Руси уже много тысяч лет говорят: «Новгород там, где Святая София стоит». Храм был заложен Ярославом Мудрым и Владимиром, сыном князя. Это древнейший храм во всей России, духовный центр Новгородской Республики, имеющий мировое значение для православной веры.

История возведения Софиевского Собора

У храма Софии Новгородской был предшественник, как и у многих других известных храмов, дошедших до наших дней. Древние летописи сохранили писание о перестройке ещё в 989 году, сразу после Крещения Руси, деревянного храма Софии Новгородской.

Софийский Собор в Новгороде год создания считается 1045. В этом году князь Ярослав Мудрый направился в Новгород к сыну Владимиру, на постройку собора. Храм решили заложить на месте сгоревшей перед этим церкви в 989 году. Новгородцы относятся к собору с благоговением.

Они считают, что именно благодаря ему, на их территорию никогда не нападали татары. В 1238 году была попытка татар напасть на город, но не дойдя до него, они повернули назад и горожане увидели в этом Божий знак.

В 1931 году в городе начался страшный мор, который вскоре и закончился, новгородцы также считают, что София спасает и оберегает их.

Строительство Софийского собора в Новгороде проводилось византийскими и киевскими умельцами, которые на то время были лучшие в этом деле. Они смогли в камне передать черты северного народа — храм выгладит сдержанно, сурово и мощно.

Существует предание о создании фресок внутри святыни. Когда расписывали купола один из мастеров написал Иисуса Христа со сжатой рукой, фреску пытались перерисовать несколько раз, пока к умельцу во сне не пришёл Господь и не сказал, что он специально держит ладонь сжатой, в ней он держит Новгород.

Северная галерея подвергалась множественной перестройке. Храм сначала был покрыт просто слоем цемента, внутренние стены были обнажены и покрыты фресками. Такая архитектура была выбрана под воздействием Константинопольского стиля, мраморная облицовка граничила с мозаикой на сводах.

В западном крыле были возведены бронзовые врата в романском стиле, на которых было размещено множество скульптур и горельефов. Уже в 1900 году была проведена реставрация собора, которую проводил Курдюков Н. С. , эти скульптуры были разобраны.

В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей, а в 1929 году собор был закрыт, в нём открыли антирелигиозный музей.

Во время войны 1941 года святыня была сильно повреждена, разграблена и только в 1950 году начались реставрационные работы. Храм был вновь восстановлен, в нём открыли музей.

В 1991 году собор лично освятил патриарх Алексий ІІ. С 2005 по 2007 произведена полная реставрация куполов.

Софийский собор (Новгород)

Святилище Софии имеет пять куполов, шестой купол венчает башню под лестницей в северной галерее. Центральный купол позолоченный, пять других свинцовые, их форма точно повторяет форму богатырского шлема. Верхняя часть святыни комбинированная, кровля полукруглая.

Со стороны кажется, что собор монолитный, это и не удивительно, ведь толщина стен собора 1.3 метра, таких толстых стен нет ни в одном другом храме. На самом высоком куполе храма разместили голубя, отлитого из свинца. По легенде голубь не должен покидать крест, иначе в городе начнётся беда.

Софиевский храм является уникальным храмом по многим показателям:

  • самый старый из сохранившихся;
  • самый высокий из других храмов с подобной архитектурой;
  • имеет толстые стены;
  • в святилище нет звонницы, колокольня расположена рядом с собором.

Ещё одна достопримечательность территории Софиевского собора Магдебургские ворота, которые считаются главным входом. Ворота эти имеют свою историю, они попали в город как трофей в ХІІ из Швеции.

В пятнадцатом веке ворота были полностью реконструированы мастером Авраамом, чей лик можно на них увидеть.

Сейчас эти ворота по большей части закрыты, для посетителей открыт северный вход, а эти необычные врата открывают только по большим церковным праздникам.

Иконы и росписи Софиевского храма

Внутренне убранство храма, которое задумывалось изначально, сохранилось только частично. Тут можно увидеть изображение святого Константина и Святой Елены, фрески произведены ещё в ХІ столетии.

Эта фреска необычна тем, что была она написана не по сырой штукатурке, а по сухой. Эта редкая техника тогда практически не применялась. Она создаёт эффект парящей фрески.

Выдающие умы России считают, что именно такой техникой были расписаны все деревянные церкви древней Руси, но время безжалостно и не сохранило ни одну из них.

В ХІІ веке храм был полностью расписан грандиозными трехметровыми фресками, с изображениями святых и облагорожен чудотворной мозаикой в алтарной части храма.

В древние времена Собор имел преграду перед алтарём, в которую входили иконы, датируемые ХІ веком, иконы сохранились и до сих пор:

  • «Спас на престоле» была нарисована в XVI веке, поверх ещё более старой иконы, которую можно просмотреть через специально сделанные небольшие окошечки в иконе;
  • Апостолы Петр и Павел.

Сейчас в соборе три иконостаса, среди других икон наибольшее историческое значение имеют такие святыни:

  • Божьей Матери «Знамение».
  • Икона с изображением Евфимия Великого, Антония Великого и Саввы Освящённого.
  • В центральном иконостасе находится икона Софии «Премудрость Божья». Отличается гораздо большим символизмом, чем другие иконы, выполненные в таком стиле. Она представлена в так называемом «новгородском стиле», это конкретно видно на изображении огненного ангела, который восседает на престоле. Образ Софии-градоначальницы у новгородцев как бы слился с образом Богородицы, заступницы города.
  • Тихвинская икона Богородицы, расположена в Рождественском иконостасе. Это наиболее почитаемая икона. Она представляет собой копию с другой такой же святыни, считается что такая икона полностью переняла все чудотворные свойства оригинала.

Мощи в Новгородском храме

На территории Софийской святыни постоянно покоятся останки многих святых, которые много сделали для постройки этого храма, Новгорода и для христианской веры:

  • Анны (Ингигерды) — великая Киевская княгиня, жена Ярослава Мудрого.
  • Князя Владимира — сын князя Ярослава Мудрого и его второй жены Анны.
  • Святого Федора и князя Новгородского Мстислава.
  • Епископа Иоакима Корсунянина — первый эпископ в Новгороде.
  • Луки Жидяты — второй эпископ в Новгороде, занимающийся реставрирование храма.
  • Архиепископов Григория, Иоанна, Антония, Мартирия, Симеона и Афония.

Софийский Собор сегодня

Софийский собор Великий Новгород открыт ежедневно для любого желающего, время работы с 7.00 до 20.00. Литургия совершается в 10.00, вечерняя служба в 18.00.

По территории собора проводятся экскурсии как индивидуальные, так и групповые (билет от 100 рублей), экскурсия занимает 30 минут. Святилище Софии Новгородской находится на территории Новгородского Кремля.

Источник: https://molitva.guru/hramy/sobor-svyatoj-sofii-novgorodskoj-v-velikom-novgorode.html

Софийский Собор

нет комментариев, добавить первый

Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России.

Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 – 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики.

Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор будоражат сердца горожан.

Софийский собор — пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Режим работы

Софийский Собор. 2011 год.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков.

Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (цемянкой). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются.

Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Сам же собор на протяжении своей десятивековой истории не перестраивался. Он ремонтировался после пожаров и войн, которые не смогли сильно задеть его.

Стены Софии покрывались штукатуркой, а купола – свинцом, главный купол был позолочен в XV веке при архиепископе Иване Калике.

Первые храмы, очевидно, появились в Новгороде сразу после принятия Христианства на рубеже Х – XI веков. Одним из первых храмов города стала церковь Святой Софии, которую часто называют предшественницей каменного Софийского Собора.

О том, существовала ли эта деревянная церковь на самом деле, историки будут спорить до тех пор, пока исследователям не удастся найти ее остатки в ходе археологических раскопок. В древнейшей из сохранившихся до наших дней летописи — Новгородской Первой летописи сообщается лишь о том, что в 1049 году церковь сгорела.

«Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом».

Некоторые исследователи считают эту запись вымыслом летописца, так как никаких других сведений о деревянной Софии нет. Однако старая церковь описана слишком детально, и точно указано ее местоположение.

Источник: https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/sophia-cathedral/

Собор Святой Софии – службы в церкви «Помни Всегда»

«ВНИДУ В ДОМ ТВОЙ, ПОКЛОНЮСЯ КО ХРАМУ СВЯТОМУ ТВОЕМУ ВО СТРАСЕ ТВОЕМ»

МОЛИТВА ПРИ ВХОДЕ В ХРАМ

Величавые купола Собора Святой Софии в Новгороде, напоминающие по форме древнерусские шлемы, господствуют над городом как стража святая «в броне и венце», поставленная охранять народ православный.

На кресте центрального купола находится символ Святого Духа – голубь свинцовый, по древней легенде, посланный Богородицей в утешение городу после расправы жестокой Ивана Грозного с жителями Новгорода в 1570 году. Пока голубь не слетит с креста – Новгород будет храним Господом, так гласит легенда.

Новгородский софийский собор является уникальным памятником древнерусского зодчества и основан в 1045 – 1050 годах сыном Ярослава Мудрого – князем Владимиром, и уже в XII-м веке стал главным православным храмом города: «Где Святая София – Премудрость Божия, там и Великий Новгород».

Собор Святой Софии в Новгороде был освящён впервые в 1051 году, в великий церковный праздник Воздвижения Креста Господня.

В стенах собора хранилась, тщательно спрятанная, городская казна Новгородской республики, один из тайников которой был найден «неведомо как» царём Иваном Грозным и увезён им в Москву.

В годы советской власти, во времена атеистического господства эрзац – ценностей, собор был закрыт, а в его здании организовали антирелигиозный музей, где священные реликвии были выставлены на всеобщий осмотр и поругание, как пример «баснословных богатств неправедной церкви». Лишь в 1991 году Новгородский софийский собор был с благоговением возвращён в лоно Новгородской епархии и освящён вторично патриархом Московским и всея Руси – Алексием II и вновь воссияла Божья благодать над могучим Новгородом.

«Об охранении детей» поставить свечу перед иконой Божией Матери: «София – Премудрость Божия»

Образ Божией Матери, изображённый на иконе «София – Премудрость Божия», символизирует мудрость духовную, под которой подразумевается вездесущий, всезнающий и всепрощающий Господь.

Испокон веков, перед этой иконой возжигали свечи и молились за детей родители, прося Богородицу отвратить своих чад любимых от беззакония, дать им долготерпения и честности в помыслах и поступках, дабы осветили они мир любовью, как и заповедал нам Спаситель.

Икона символизирует великую мудрость и духовность Матери Божией, которой было доверено рождение и охранение Спасителя мира в детском и юношеском возрасте. Чудотворная икона «София – Премудрость Божия» появилась в Новгороде в XV веке и с тех пор славится своими чудесами.

Образ святой Софии – это выражение духовной силы и влияние на мир Премудрости Божией, поэтому и представлена она в «огненном» изображении.

«О сохранении мира в семье» поставить свечу перед иконой Божией Матери «Знамение»

Великое знамение Божией Матери произошло под Новгородом, когда не в силах выдержать осаду города, вынесли новгородцы на крепостную стену икону Богородицы, и молились истово, прося избавления от нападающих.

Стрела вражеская поразила образ святой и замироточила икона, повернувшись ликом к врагам новгородским. Объял вдруг нападающих необъяснимый ужас, и стали поражать они друг друга, у многих помрачилось зрение, а новгородцы, воодушевлённые Божией поддержкой, наголову разбили неприятеля.

С тех пор и возжигаем свечи мы с молитвой искренней пред иконой Божией Матери «Знамение», с просьбою смиренною о прекращении всяческих бедствий, о сохранении мира в семье своей, и в своём Отечестве.

Читайте также:  Акафист и молитва смоленской иконе божией матери - православные молитвы

Не единожды Богородица проявляла через икону «Знамение» чудотворения, спасала верующих от бед и по сей день благоволит молящимся за мир в своей семье и дарит процветание семейное.

«Во славу Господа» поставить свечу перед иконой Иисуса Христа «Спас на Престоле»

«Я увидел человеческое лицо Господа, и моя душа получила спасение» – так писал об иконе «Спас на престоле», святой Иоанн Дамаскин.

Пред этой иконой ставим мы свечи и молимся, восславляя Господа за все радости житейские и горести, которые даются нам во искупление, ибо неисповедимы пути Господни и малая беда порою, закрывает собой беду большую.

Спаситель, восседающий на престоле – грозный и справедливый судья, но в то же время, избавитель милосердный от несчастий.

Он держит в руках открытую Библию, Он знает в ней всё и обращается к нам: «Ищите в моём учении духовный смысл, там всё – начиная от сотворения мира, заканчивая предназначением человека, но ищите с Моею помощью…». Сознавая свою греховность, берущую истоки от сотворения мира, возжигаем мы свечи и молимся «во славу Господа» пред самой сильною иконой православия «Спас на престоле» – окном Божественным в непознанное.

Величавая лаконичность крестово-купольного Собора Святой Софии в Новгороде лишена назойливого узорочья, но одного взгляда на его могучие каменные силуэты достаточно, чтобы понять идеалы новгородского народа: духовная сила и величие Божественное без всяких прикрас и декорирования.

С трёх сторон собор окружают массивные двухэтажные галереи, а мощные колонны, подпирающие своды расписаны живописными иллюстрациями в красно-голубых тонах. За свою многовековую историю, архитектурный облик Новгородского софийского собора претерпел множество изменений.

Так в XII-м веке к нему была присоединена Мартирьевская паперть, которая стала вечной усыпальницей новгородских архиепископов, а в 990 году к собору пристроили два дополнительных придела: во имя Преподобного Иоанна Предтечи, и во имя праведников святых – Иоакима и Анны. Под главным куполом Собора Святой Софии в Новгороде был написан образ Спаса Вседержителя.

По древним преданиям, живописцы четыре раза писали образ Спаса с благословляющей десницей, но всякий раз наутро приходя в храм, обнаруживали руку Господню сжатой в кулак.

В четвёртый раз обнаружив такое чудо, услышали они глас Божий: «Люди! Не пишите Меня с благословляющей рукой, а пишите с рукою сжатой, ибо в этой руке Я держу Великий Новгород, а когда рука Моя распрострется, тогда Новгороду будет скончание».

Это изображение Спаса Вседержителя было уничтожено снарядом фашистским в 1941 году, разжалась длань Господня, и лёг в руинах Великий Новгород… Но, милостью Божией и людскими стараниями был восстановлен город и вновь воссиял для верующих огнём духовным Новгородский софийский собор. Здесь тишина граничит с вечностью, здесь молитва целительная врачует души, здесь служители проекта: «Помни Всегда» принимают ваши прошения на молитву искреннюю и молятся за вас и вместе с вами. Подать прошение на молитву в благословенном святом месте – Соборе Святой Софии в Новгороде можно на этой странице: подать православную записку.

Северные двери Новгородского софийского собора ежедневно открыты для верующих, но во время архиепископских церковных служб открываются главные врата – Западные, представляющие собою шедевр рельефного литья XII века с композициями, представляющими сцены из Ветхого и Нового завета.

В соборе хранится национальная реликвия – икона Пресвятой Богородицы «Знамение», по историческим преданиям, защитившая Новгород от нашествия Суздальцев в 1170 году. Знамение Пресвятой Богородицы явилось настоящим чудом для новгородцев, и этот великий русский праздник свершается теперь по особому церковному чину.

С Собором Святой Софии в Новгороде на протяжении десяти веков связана не только гражданская жизнь города, но и его духовно-религиозная суть. Душою Новгородского софийского собора является икона Божией Матери «София – Премудрость Божия», воплощающая женскую мудрость и бесконечную любовь Матери к детям своим.

В этом Доме Божьем имеется три иконостаса, где особо выделяются святые реликвии: икона Спасителя: «Спас на престоле», датируемая XIV-м веком и Тихвинская икона Богородицы, почитаемая православными как чудотворная и мироточивая. В храм этот праведный приходят поклониться и образу святому Николая Чудотворца – иконе «Никола Липный», славящейся своими чудесными знамениями.

В Соборе Святой Софии в Новгороде нашли свой последний приют святые сподвижники Божьи и праведные архиереи. Нельзя не отметить культурную суть этого духовного центра Новгорода, здесь был собран кладезь редчайших рукописей и старопечатных книг, каждая из которых представляет собою историческую ценность.

Новгородский софийский собор во все времена являлся символом независимости для горожан: «Постоять, умереть за Святую Софию» – означало для новгородцев отстоять свободу родного города и, в случае необходимости, погибнуть за него. Духовность русского народа и его великая жертвенность во имя Господа и Отчизны своей, воистину – не имеет границ…

Источник: https://sluzhba.pomnivsegda.ru/sobor_svjatoj_sofii

Великий Новгород Cофийский собор. Собор Святой Софии Премудрости Божией | Сайт Visitnovgorod – география, история, туризм

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм.

По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне.  Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем.

В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением.

Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора.

И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде.

Строили его киевские и византийские мастера, без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид.

Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух.

На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала «Триада». Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком.

Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид.

Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке.

По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых.

В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы. Это:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке.

Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году, считается чудотворной. Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе.

Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение», которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей  день празднуется как почитаемый церковный праздник.

Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами». 

На Магдебургских вратах собора в бронзе изображены библейские и евангельские сцены (48 сюжетов).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити.

Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии  бересту сменяет бумага – писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и  др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: “По святым местам Новгородской земли. Софийский собор”

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные при помощи «писала» – приспособления для письма не бересте. 

Читать далее

На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов.

Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны.

Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году.

Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века.

Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена. Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

Читать далее

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу.

Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора.

И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "знамение" - православные молитвы

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными. Это:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала.

Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке.

Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г. 

Источник: http://www.visitnovgorod.ru/sights/st_sophia_cathedral.html

Великий Новгород. Собор Софии Премудрости Божией

Статью добавил(а): Василий Шелёмин,  3 февраля 2003

Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича.

Действует.

Софийская звонница построена в 1439 г.

Статью добавил(а): Сколот,  11 марта 2003

К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей “колокольницы”.

Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов. В результате звонница стала более монументальной.

В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава – в 18-19 веках.

В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей.

Статью добавил(а): Наталия,  19 июня 2006
В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину – в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи – к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье – в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения – 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской. Софийский собор – пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые. Все своды, на которые опираются хоры, цилиндрические, повернутые осями по линии север-юг. В первом ярусе галерей в средней части западного и южного фасадов проемы были открытыми, а на остальных участках, так же как и на всем периметре второго яруса галерей, закрытыми. Вход на хоры идет из юго-западной части собора через лестничную башню на западную галерею второго яруса, а оттуда внутрь храма. Каменная лестница несколько раз обвивает круглый столб, размещенный в центре. Ступени лестницы имеют большую ширину, между ними часто встречаются площадки. Минуя проход на хоры, лестница продолжается до верха башни, откуда имеется выход на крышу собора. Восточные членения первого яруса галерей заняты приделами-часовнями, имеющими большие самостоятельные полукруглые апсиды. Придел в южной галерее – Рождества Богородицы, в северной – Иоанна Богослова. Западные стены этих приделов не совпадают с общей разбивкой столбов храма, а сдвинуты к западу аналогично стенам над ними во втором ярусе, выделяющим в восточных концах галерей замкнутые помещения. Замкнутые помещения образует также угловое юго-западное членение галерей в обоих ярусах. Западное членение северной галереи в первом ярусе представляет собой еще один придел – Усекновения главы Иоанна Предтечи – с очень плоской дугообразной апсидой, размещенной западнее входного пролета. Средняя часть южной галереи называется Мартирьевской папертью, а западной – Корсунской папертью. В восточном членении южного нефа был сделан придел Иоакима и Анны. Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над их перекрестьем и в диагональных членениях возвышается 5 глав. Кроме того, еще одна глава венчает башню. Крайние северный и южный нефы, так же как и западный поперечный, перекрыты чередующимися цилиндрическими сводами и сводами треугольного сечения; в северном и южном нефах они повернуты осями в направлении север-юг; в западном поперечном нефе так повернут только крайний с юга свод. Первый ярус галерей (кроме северной) перекрыт цилиндрическими сводами, опирающимися на аркбутаны. Во втором ярусе южной галереи своды полуцилиндрические, в западной – цилиндрические. Кровля собора имеет посводное двуступенчатое покрытие. Одни своды округлые – закомары, другие двускатные – щипцы. На золоченом кресте центрального золоченого купола покоится свинцовый голубь. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникла легенда. Легенда гласит о том, что “летел голубь над Новгородом и новгородцами. Увидел голубь зверства опричников, муки лютые, на которые царь Иван Грозный обрек новгородцев и… окаменел. А когда слетит голубь с креста, тут и Новгороду конец”. Маковицам глав придан вид древнерусских шлемов. Декоративные элементы фасадов собора очень скромны: они ограничиваются зубчатым поясом в архивольтах закомар и участками декоративной кладки. Все барабаны глав завершаются поясом, украшенным полосками зубцом, без горизонтального карниза. Центральная апсида оформлена тонкими полуколонками, не доходящими до земли. Обрамление входов в Софию, а также отделка больших окон над входами наличниками являются поздними привнесениями (XVI – XVII вв.) Первоначальный пол был ниже современного на 130 см, отсутствовали большие окна над входами, остальные окна были более узкими. До конца XIV века не было высоких иконостасов. С хор открывался вид на главный алтарь. Оттуда хорошо можно было наблюдать за богослужением. Внутреннее пространство Софии из-за массивных столбов, а также из-за узких межстолпных сводов, кажется несколько стесненным и не гармонирующим со строгой простотой внешних форм здания. Но достаточно немного присмотреться, чтобы изменить первое ошибочное впечатление. Оказывается, и внутри, так же, как и снаружи, нет ничего лишнего, не оправданного конструктивными надобностями. Единственным декоративным элементом во всем внутреннем архитектурном убранстве можно назвать лишь прокладные плиты столбов, установленные через промежутки в три ряда. Арки хор, кажущиеся снизу легкими, не являются декоративными, а несут тяжесть сводов второго этажа. В архитектуре Софийского собора выявлено ощущение монолитности здания, чувство упругости объемов, нарастания вверх массы главного четверика, барабана и куполов. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры. Размер основного объема собора (без галерей): длина 27 м, ширина 24.8 м; вместе с галереями: длина 34.5, ширина 39.3 м, азимут 120 градусов. Размер сторон подкупольного квадрата 6.19-6.28 м. Толщина стен собора 1.2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы – 38 м. Стены собора сложены из камней. Использованы известняк различных пород и булыжники. Местами имеются пояса – прокладки нескольких рядов кирпичей в технике со скрытым рядом. Софийский собор сложен из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков. Камни скреплены между собою известковым раствором с примесью толченого кирпича (цемянкой). Камни не обделаны, за исключением подтески сторон, выходящих на поверхность стен. Подтеска была необходима для получения отвесной линии стен. Разнообразная расцветка камня натолкнула исследователей на мысль, что первоначальная София не была покрыта снаружи цемяночным раствором, и камни в своей богатой красочной гамме оставались обнаженными. Эти известковые и валунные камни с гладкой затертой между ними цемянкой розовато-коричневого цвета придавали стенам собора, отличающегося простой и художественно лаконичной общей формой, исключительную живописную насыщенность. Переливающаяся прозрачная расцветка камней с подрезкой в виде фаски затирочного слоя цемянки вокруг каждого из них, как больших, так и самых малых, иногда доходящих до величины с грецкий орех, создает впечатление самоцветов, вставленных в оправу не менее колоритной цемянки. Но об этом можно говорить лишь по отношению прямолинейных в плане стен. В арках и сводах уложено больше кирпичей в той же технике скрытого ряда. Кирпич был использован при кладке всех арок и арочных перемычек над оконными и дверными проемами, а также в кладке сводов. Своды куполов выложены из одного кирпича. Во внутренних сводах употреблен камень. Внутренняя поверхность кладки забутована более мелкими камнями и кирпичами со значительным количеством раствора. Характер кладки в разных частях здания не вполне одинаков. Встречаются участки декоративной фигурной кирпичной кладки. В стенах проходит несколько ярусов дубовых связей. В некоторых участках в кладке широко использованы горшки местного производства. Фундаменты собора ленточные, из валунов на растворе. Первоначальный цемяночный пол собора лежал на уровне более чем на 2 м ниже современного. Выше обнаружены остатки еще двух полов из каменных плит, относящихся к XI-XII вв. В центральной апсиде найдены остатки мозаичного пола, сделанного, по-видимому, в XII в., – небольшие фрагменты мозаичного набора в цемяночном грунте и обломки серых известняковых плит с мозаикой. Несколько каменных плит с мозаичной инкрустацией уцелело в облицовке нижней части стен апсиды вокруг горнего места. В центральной апсиде выявлены остатки престола, столбиков деревянного кивория, основы запрестольного креста. Первоначально горнее место было двухступенчатым с фресковой росписью; позднее оно переделано в трехступенчатое с облицовкой мозаикой. Встречены также следы деревянной алтарной преграды. В Рождественском приделе первый пол был из поливных плиток, а более поздний – мозаичный. Конструктивной особенностью Софии, не встречающейся в других русских памятниках XI века, является наличие четверть-циркульных арок (аркбутанов) в южном притворе (Мартирьевской паперти). Они были и в северном притворе, но исчезли при восстановлении северной стены в последней четверти XIII века. Аркбутаны, входившие в Софии в состав наружной галереи, хорошо известны в романской архитектуре. На южной паперти можно видеть фреску “Константин и Елена”, ниже её сохранилась композиция “Деисус”; кроме того, древняя роспись находится в центральном куполе храма. Остальная живопись собора относится к 1890-м годам. Главный иконостас Софии состоит из икон, написанных в XIV-XVII веках и в основном сложился к 1528 году. Ныне в соборе находится чудотворная икона XII столетия “Знамение Богородицы”. Помимо главного, существует ещё иконостас в Рождественском приделе. Большая часть икон Рождественского иконостаса написана одновременно в первой половине XVI века. В придел ведут медные Корсунские врата, являющиеся самым древним памятником прикладного искусства в храме. Они изготовлены византийскими мастерами XI века. Еще одни вели- колепные врата украшают главный, западный вход в Софийский собор. Это Магдебургские врата. Они отлиты в середине XII столетия немецкими мастерами в Магдебурге. Это воинский трофей новгородцев, захваченный в боях за шведскую крепость Сигтуну еще в 1187 г. София несколько десятилетий была единственной каменной постройкой Новгорода. В 1930 г. Софийский собор стал музеем. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) он был варварски разграблен и разрушен: стены и своды пробиты снарядами, позолота куполов вместе с медными листами содрана. Многие произведения монументальной живописи погибли безвозвратно. В послевоенные годы храм был восстановлен. В нем разместили выставки “Рукописная и старопечатная книги”, “Софийский дом в экономике и культуре Новгорода”, “Софийские граффити”. 14 августа 1991 г. сессия областного совета утвердила решение облисполкома о передаче Новгородской епархии русской Православной церкви Софийского собора в постоянное и безвозмездное пользование. 15 августа был подписан акт о передаче, а на другой день состоялось торжественное освящение собора, которое совершил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Софийский собор вновь стал действующим, однако ценнейшие раритеты, такие как Успенский и Рождественский иконостасы с иконами XV-XVII вв., гробницы с мощами основателя собора – новгородского князя Владимира Ярославича, святых Никиты и Федора, икона XII в. – хранительница города – “Знамение Божьей Матери”, паникадило, подаренное собору Борисом Годуновым и другие, доступны для осмотра.

По книгам: Брюсова В.Г. София новгородская, памятник искусства и истории. М., 2001. Никитина Ю.И. Софийский собор. Л., 1980

Статью добавил(а):

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00314

Ссылка на основную публикацию