Почему служители тушат свечи в храме? — православные молитвы

Что читают на Шестопсалмии? И почему гасят свечи во время чтения?

Архимандрит Спиридон (Ходанич)  об особом чтении, которому с великим благоговением нужно внимать.

– Шестопсалмие – одна из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: Пс. 3, Пс. 37, Пс. 62, Пс. 87, Пс. 102 и Пс. 142.

Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду. Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Практика тушения свечей и чтения в темноте связана с воспоминанием о ночи рождения Христа Спасителя в Вифлееме.

Существует также еще одно значение этой практики: в авторитетном дореволюционном справочнике «Новая скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных» (Санкт-Петербург, 1908 г.

) архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин объясняет обычай тушить свечи во время Шестопсалмия так:

«Во время сего чтения, по уставу, свечи погашаются. Это бывает для того, дабы мы, не видя ничего глазами, слушали Шестопсалмие со вниманием и со страхом, и дабы всякий, стоя в темноте, мог от умиления вздохнуть и прослезиться.

Ибо ночью, если нет вблизи никакой зажженной свечи, то трудно видеть одному другого.

А потому в уставе и служебнике приложено: также глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших».

Подобное объяснение дает нам в «Богослужебных заметках» и протопресвитер Валерий Лукьянов: «Об исключительном значении Шестопсалмия свидетельствует церковный устав, предписывающий читать Шестопсалмие «со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому Богу беседующе невидимо, и молящеся о гресех наших» (Служебник, Типикон, гл. 9-я).

«Соответствующим образом устанавливается и церковная обстановка, перенося нас мысленно к торжественно тихой Вифлеемской ночи Рождества Христова. Свечи гасятся, светят только мерцающие, как звезды, лампады (почему в Типиконе сказано, что затем на «Бог Господь» подобает возжигать свечи, гл. 24-я).

Водворяется полнейшая тишина, изображающая ночь ветхозаветного, подзаконного пребывания людей, долженствующих быть просвещенными светом благодати Христовой.

Присутствующие с великим благоговением внимают чтению: «подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть, и умиления» (Типикон, гл. 9-я).

Источник: https://pravlife.org/ru/content/chto-chitayut-na-shestopsalmii-i-pochemu-gasyat-svechi-vo-vremya-chteniya

Ответы на вопросы о церковной свече

К празднику Сретения Господня составил буклет в форме «вопрос-ответ» о церковной свече. После этого вдруг стали задавать вопросы по этой теме, посему, отвечая на них, помещаю текст из буклета:»Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним.

Все знают, что непременно следует это сделать, но о причинах, по которым совершается этот обряд, знает не каждый. Одним из первых Божественных повелений Моисею от Господа было устроить светильник с семью лампадами. И после этого нередко службы проводились при свете свечей.

Но значение этого гораздо более глубокое, чем просто освещение места, где проводились богослужения.Много смыслов содержит в себе действие зажжения свечи. Свет от неё – это Божественный свет, который принес в мир Господь наш Иисус Христос. Жизнь людей во грехе и неведении – это сумрак, который развевает собой Спаситель.

Так и свеча своим сиянием прогоняет мрак вокруг. Чистый же воск, из которого изготавливают свечи, является символом чистых, неложных намерений слушаться Бога и служить Ему.Говоря о том, как правильно ставить свечи, стоит начать с того, что делать это нужно не механически, а с осознанием и с ощущением любви в сердце перед тем, кому ставится свеча.

Когда вы приобретаете в храме свечку, она становится Вашим добровольным подношением, Вашим пожертвованием и символом веры и любви. Свечи ставят за здравие и за упокой. «За упокой» обычно ставятся в церкви на специальный поминальный стол – канун, чтобы почтить добрую память человека, отошедшего в мир иной.

Свечки «за здравие» ставятся по различным поводам: в благодарность за что-либо, в помощь при трудном решении, перед серьезной поездкой и так далее. Нередко возникает вопрос: каким иконам и каким святым ставить свечи? Конечно же, главным является Ваш духовный настрой, с которым Вы ставите свечу.

С добрыми мыслями и любовью в сердце Вы можете поставить свечку за человека перед иконой Спасителя или Богородицы. Если же вы не просто хотите поставить свечу за человека, а высказать особенные пожелания, то есть традиция делать это перед иконами определенных святых.

Так, например, за болящего можно поставить свечу и помолиться перед иконой Божьей Матери «Целительница». Если у человека есть алкогольная или наркотическая зависимость, то свечу можно поставить иконе «Неупиваемая Чаша», святого мученика Вонифатия, святого Иоанна Кронштадсткого.

Зная, какими чудодей-ственными свойствами наделены те или иные святые образа, вы будете знать, каким иконам ставить свечи, чтобы защитить, уберечь и помочь своим близким в трудную минуту и в непростом жизненном решении. Часто ставят свечи своим святым покровителям. Если у вас в доме есть именные иконы, можно поставить свечку и помолиться своему Ангелу-хранителю.На праздник Сретения (Встречи) Господня в Православной Церкви освящают свечи, как символ горящего пламени веры, зажженной от встречи с Богом.Ответы на часто задаваемые вопросы:

Когда надо ставить свечи в храме?

– Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать молитвенное настроение в храме, передавая свечи во время богослужения или проталкиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. В остальное от богослужения время можно ставить свечи, если никому не мешаете.

Как правильно поставить свечу?

– Свечу зажигают от другой, горящей, свечи, затем подогревают на пламени другой свечи низ и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если есть возможность зажечь от других свеч. Не следует зажигать свечу от лампады (если есть возможность зажечь от другой свечи), чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Кому и сколько свечей надо ставить?

– Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу, Вы сами решаете, сколько Вы можете пожертвовать. Из Евангельского сюжета мы знаем, что Господь оценил ничтожно малое, но последнее сбережение бедной вдовы, как самое значительное пожертвование, нежели большие приношения богатых людей, которые приносили Богу в дар свои излишки (см. Евангелие от Марка, 12 глава, стихи 41-44).В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою – подставке для иконы) или почитаемой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Можно ли положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить?

– Так и надо делать. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою. Ваша свеча будет зажжена служителями храма, как только освободится для неё место, а Господь оценит Вашу жертву и терпение.

Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?

– С зажженными свечами принято стоять на заупокойных службах, и на некоторых других богослужениях. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол (для этого используют бумажный листок), и чтобы случайно не воспламенилась одежда. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен.

Кому поставить свечу об отпущение грехов? Что читать об отпущении грехов?

— Грехи отпускаются только во время Таинства Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

Можно ли поставить свечу о некрещённом или иноверце?

– Молиться о некрещеных и иноверцах своей личной молитвой и ставить за них свечи можно и нужно. Можно просить помолиться о них и священника. Только во время главного богослужения – литургии – поминаются исключительно православные христиане.

Перед иконой какого святого обычно молятся и ставят свечи за болящих, перед операцией?

– Можно поставить свечи и помолиться, например, перед иконой Спасителя или Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребреникам Косме и Дамиану, святому Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому). А еще правильно подготовиться самому и призвать больного к Исповеди и Причастию, заказать за недужного молебен.

Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?

– Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме или на базаре / магазине?

– Смысл приобретения и возжжения свечи, как было сказано ранее, именно в приношении жертвы Богу, поэтому свечи принято приобретать в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.

Почему снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим…

– Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают не полностью догоревшими. Также служители храма тушат огарки свечи, т.к. если дать свече догореть до конца, она расплавится и забьёт ячейку. Не надо смущаться этим, а также тем, что не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы – жертва уже принята Богом, а Ваша недогоревшая свеча будет зажжена позже, огарок же переплавят и сделают свечи, которые ставят на Престол (центральный стол в алтаре, на котором совершается Бескровная Жертва) и перед иконостасом.

Когда применяют ладан и можно ли пользоваться им дома?

– Ладан употребляют в Церкви при каждении во время большинства богослужений. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы, для этого приобретают домашнее кадило.

Как правильно тушить свечу?

– Тушить можно или задувая, или пальцами, или, например, специальным инструментом для гашения свечей.

Использованы материалы с сайта:
http://happy-school.ru/

Источник: https://volodiar.livejournal.com/165549.html

Почему на вечернем богослужении выключают свет?

Лампы и свечи в храме — это не только осветительные приборы, но и символ молитвы. Почему во время всенощного бдения свет выключают часто, а во время литургии никогда? Зачем во время Херувимской в Греческой церкви раскачивают хорос — главный светильник храма?

Каждый, кто бывает на богослужении, замечал, что в разные моменты службы храм освещен по-разному: то горят все светильники, то половина, то гасятся все лампы и даже свечи.

«Всенощное бдение — это служба покаянная, приготавливающая нас к литургии, когда, исповедав свои грехи, мы можем принять прощение и милость Господа, причаститься Святых Христовых Тайн. А когда человек кается, он не должен быть ярко освещен». По Уставу свет на всенощной гасится на шестопсалмие, когда читаются покаянные псалмы Давида.

На Афоне всенощную вообще принято служить в полной темноте — так удобнее всего молиться. Только одна-две свечи горят, и то в притворе. Светильники там зажигаются только у иконы над Царскими вратами и у центральной иконы.

И только на великие праздники на всенощной зажигается паникадило — главный светильник храма — со всеми свечами, причем только в определенное время: на полиелее (когда верующих помазывают освященным маслом), на хвалитных псалмах (псалмы, поющиеся в последней части утрени: «Всякое дыхание да хвалит Господа») и на пении величания.

По словам прот. Сергия Правдолюбова, «слово “полиелей” имеет несколько значений. Иногда его переводят как “многомаслие” — “много зажженных масляных лампад”. Но мне ближе вариант «многомилостивый», и именно этот смысл отражает многократно звучащий во время полиелея припев: “Яко в век милость Его. Аллилуия”».

До третьей песни канона, читаемого после полиелея, светят все светильники и паникадило, но к третьей песне гасятся свечи и лампады.

Прот. Сергий Правдолюбов: «Это не оттого, что праздник кончился, а оттого, что по Уставу в этот момент полагается праздничное чтение из святых отцов или истории праздника.

Происходит перемена состояния человека: он «переключается» на слушание, а потом все снова возвращаются к молитве, продолжается чтение канона, но свечи зажигаются, только когда начинается Богородичная песнь – “Величит душа моя Господа”.

Возжигание свечей и лампад именно в этот момент — знак нашего почитания Пресвятой Богородицы».

На литургии же свет не гасится никогда: «Литургия — самое торжественное, самое великое служение, — поясняет прот. Сергий Правдолюбов. — По Уставу преп. Саввы Освященного Литургия по времени довольно короткая, не более часа двадцати. Но здесь надо учитывать, что литургией заканчивалось богослужение, продолжавшееся всю ночь.

Если мы служим всенощную с восьми вечера — у нас так было в храме — и в десять часов утра заканчиваем, то литургия воспринимается как краткий торжественный аккорд в завершении всей молитвы. И окончание молитвы — это полные звуки, полное торжество, полный свет; литургия заслуживает такого света, потому что Христос есть Свет, «Солнце правды Христос Бог наш».

Литургия никогда не бывает печальной, даже во время Великого поста она радостная и торжественная».

Радость и ликование праздничной литургии на Афоне выражается раскачиванием главного светильника – хороса. Это бывает на большие праздники во время пения Херувимской песни. «Хорос, — рассказывает архитектор Андрей Анисимов, — это древняя форма главного светильника в храме.

Хорос представляет собой большое кольцо, на котором стоят лампады или свечи. (В России в последние века хорос заменило паникадило, на котором свечи или лампочки расположены ярусами.

) Сам по себе хорос выглядит проще паникадила, но, когда начинает работать вся система, состоящая из нескольких хоросов, — это красота, фейерверк, праздник, ликование».

Читайте также:  Православие и язычество: отношение и мнение, главные отличия от православной церкви - православные молитвы

По мнению Андрея Анисимова, «свет и организация пространства храма с помощью света — это задача церковного зодчего». Храм состоит из трех частей: притвора, центральной части и алтаря. В притворе совершаются начальные поклоны, начинается покаяние, откладываются житейские попечения, заботы.

«Поэтому притвор принято делать слабоосвещенный, без больших окон и с минимальным количеством ламп и подсвечников для свечей, — говорит архитектор. — В древних храмах (например, в Успенском соборе Московского Кремля) в центральной части окна расположены не ниже второго яруса стены и в барабане купола.

Это связано с тем, что храм в вертикальном измерении делится на несколько уровней, они ярко видны в росписи: святые, ряд ангельских чинов, образ Христа-Вседержителя.

И свет в православном храме может исходить только от преображенного человека, ангелов и Бога, поэтому окна делаются не ниже уровня росписей святых, ангелов и Господа». К тому же, как поясняет Андрей Анисимов, древние храмы имели очень толстые стены.

Свет, проникающий через узкие окошки сверху, отражался от огромных откосов (в древнем зодчестве они назывались рассветами) и рассеивался по всему храму гораздо лучше, чем если бы шел из окон снизу.

Второй источник света в храме — это алтарь. Алтарь — образ рая, он обращен на восток, символизирующий приход Христа, откуда восходит солнце. «Однако, — уточняет Андрей Анисимов, — древние храмы ориентированы не строго на восток. Если посмотреть планы раскопок Кремля, Новгорода, любого древнего города, можно увидеть, что все храмы расположены по-разному.

Причина не в том, что компаса не было. В большинстве случаев обоснование расположения алтаря — это восход солнца на престольный праздник. Ведь место восхода меняется в зависимости от времени года. Поэтому строили так, чтобы на престольный праздник восход солнца на востоке приходился на сторону алтаря.

Получилось, что храмы, престольный праздник которых приходится на лето, смещены к северу, на зиму — к югу».

Свет, попадающий через окна алтаря, освещает и храм. Молящиеся видят солнечные лучи, прорезающие клубы ладана. «В древнем храме окно на восток никогда не загораживали витражами, не подсвечивали икону Воскресения Христова электрическим светом! — говорит прот. Сергий Правдолюбов.

— Солнечный свет должен проходить беспрепятственно сквозь восточное окно храма и освещать не только Престол, но Плащаницу, которая во время Страстной седмицы находится посреди храма.

После ночной службы погребения, утром, во время литургии, когда идет смена великопостных черных облачений на белые, — в это время солнечные лучи пронизывают алтарь сквозь облака ладана и падают на Плащаницу. Читается субботнее Евангелие и поется “Воскресни, Боже…”. Участие солнечного света ничто не может заменить.

Я служил около восемнадцати лет ночную службу в Великую субботу, и мы все были очень рады тому, что у нас окно не загорожено витражом и солнце участвует в нашем богослужении».

На всенощном бдении возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» был связан именно с восходом солнца. «Один путешественник в XIX веке ездил на Афон, — рассказывает прот. Сергий Правдолюбов, — и удивлялся тому, почему там кругом так много часов, которые отбивают время.

Оказывается, на Афоне часы меряют каждый день по-разному — от восхода солнца и до заката. И если всенощную прослужили слишком быстро и до восхода оставалось время, специально добавляли стихиры. По Уставу в это время поется песнопение, которое называется “фотагогикон” — “светилен” по-русски.

“Фотагог” означает “Тот, Кто приводит свет”. Посреди храма выходит певчий и начинает петь особым напевом эксапостиларий, это другое название фотагогикона. И в это время поднимается солнце, будь то над морем или над скалами.

А когда солнце полностью взойдет, священник воздевает руки и произносит: “Слава Тебе, показавшему нам свет!”».

Паникадило или хорос — главные светильники храма. В российской традиции на паникадиле принято изображать крест. На Афоне до сих пор при украшении паникадила применяются такие древние христианские символы, как рыба, корабль, парус, якорь, крест в лодке.

Все эти символы обозначают Христа, Церковь. «Паникадило (от греч. polykandēlos — состоящий из многих светильников) символизирует собой весь мир, весь космос, — объясняет прот. Сергий Правдолюбов.

— Зажженное паникадило — знак участия всего народа, всех православных христиан в торжестве».

Кроме большого паникадила бывают еще боковые паникадила, лампады у икон и подсвечники с лампадами, стоящие отдельно. Традиция подвески лампад везде разная: у греков лампады висят выше лика святого, у нас — ниже. Существуют различные подсвечники: латунные, деревянные с песком… Древние подсвечники были деревянные, изящно расписанные.

Сегодня кроме естественного освещения — солнца, свечей и лампад — храм освящает электричество. Андрей Анисимов: «Конечно, в электрическом свете нет такой тайны, как в солнечном или от свечей, но тем важнее организовать электрическое освещение деликатно, без театральщины.

Когда мы проектируем электричество, мы с батюшками выясняем, как они хотят светом управлять. Есть вариант реостатов, когда свет плавно угасает и плавно загорается. Есть вариант поярусного выключения света: вполсилы, в треть силы, в четверть силы.

Делаем хоросы с лампочками или лампадами со светодиодами — если лампадка цветная, это достаточно деликатно смотрится. Есть варианты совмещенных хоросов: на кольце стоят электрические “свечки”, а внизу висят подвески с разноцветными лампадами.

Но главное — помнить, что свет в храме не просто служебная функция, а символ радости и покаяния, торжества и победы над тьмой».

Ирина Редько

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/pochemu-na-vechernem-bogosluzhenii-vyklyuchayut-svet/

Между позором и надеждой: почему на Всенощной гасят свет / Православие.Ru

Посредине Всенощного бдения есть особый момент — начало утрени. В храме тушат все верхнее освещение и свечи. Горят только лампады перед иконами. Делается это ради сугубого внимания — читается Шестопсалмие.

Эта подборка из шести Псалмов (№ 3, 37, 62, 87, 102 и 142) появляется в монашеских уставах с VII века. Она предназначена для молитвенного сопровождения перехода от ночи к дню. Перехода как в буквальном, так и в переносном смысле. На смену ночи, мраку, безысходности, вражде, искушению, позору, смерти приходят день, свет, надежда, мир, праведность, слава, жизнь.

И приходят не сами по себе, а от Бога. Поэтому в Шестопсалмии звучат и мольбы, свойственные вечерним псалмам (зов к Богу о помощи), и хваления, характерные для псалмов утренних (прославление Бога за Его милости). Главная идея каждого из шести псалмов выражена в особом стихе, который повторяется в конце.

Эти повторы указывают и на то, что Шестопсалмие в древности пелось как антифоны.

Психология грешника Лейтмотивом первого псалма Шестопсалмия (Пс. 3) выбран стих, через совершенно обыденный образ выражающий упование царя Давида на покровительство Божие в самые трудные минуты жизни: Аз уснух и спах, востах, / яко Господь заступит мя.

«Я [смог] уснуть и поспать, [а затем] встать, / ибо [я уверен в том, что] Господь защитит меня». Уверенность псалмопевца выражена еще в одной строке, в которой отразилась историческая реальность (псалом был сочинен во время бегства Давида из-за восстания его сына Авессалома): Не убоюся от тем людей, / окрест нападающих на мя.

«Не испугаюсь тысяч людей, / со всех сторон нападающих на меня». Но для укрепления своей веры Давид не забывает попросить Бога о помощи: Воскресни, Господи!.. т. е. «Встань, Господи, [на мою защиту]!..

» Эти слова воспринимаются христианами как относящиеся к воскресению (оно же — «восстание из гроба», оно же — «пробуждение») Спасителя, благодаря которому мы, говоря словами поэта-царя, «не боимся… нападающих на нас», ибо Сам воскресший Господь всегда защищает нас.Главная мысль второго псалма (Пс.

37) — его конечная покаянная молитва: Не остави мене, Господи, / Боже мой, не отступи от мене. / Вонми в помощь мою, / Господи спасения моего.

Последняя фраза означает: «Поспеши на помощь мне, / Господи, Спасение мое!» Этому молитвенному воплю предшествует подробное описание тех мучений, какие испытывает грешник, потерявший мир с Богом: Несть исцеления плоти моей от лица гнева Твоего, / несть мира в костех моих от лица грех моих.

«Нет здоровья в теле моем из-за гнева Твоего, / нет мира в костях моих из-за грехов моих». И в этом же ряду: Пострадах и слякохся до конца, / весь день сетуя хождах. «Я стал жалок и совсем поник, / целый день я ходил угрюмый». Яко лядвия моя наполнишася поруганий. «Ибо внутренности мои полны язв…» и т. д. Обрисовал царь Давид и психологическую сторону этого состояния: друзья оставляют грешника в одиночестве, зато враги (понимай — и духи злобы), видя это, сразу активизируются: И нуждахуся ищущии душу мою, / и ищущии злая мне глаголаху суетная, / и льстивным весь день поучахуся.

«Ищущие же жизни моей усиливались [одолевая меня], / и желающие мне зла произносили проклятия / и целый день упражнялись в кознях».

Третий псалом (Пс. 62) написан в пустыне Иудейской. И царь-псалмопевец в пронзительнейшем на все века образе пустыни передает стремление человека к Богу: Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: / возжада Тебе душа моя, / коль множицею Тебе плоть моя / в земли пустей, и непроходней, и безводней.

«Боже, Бог мой, с раннего утра я ищу Тебя: / возжаждала Тебя душа моя, / а еще более плоть моя / в земле пустой, непроходимой и безводной».

Эта жажда Бога очевидно не осталась без ответа свыше, о чем свидетельствуют слова, ставшие припевом: На утренних поучахся в Тя, / яко был еси Помощник мой, / и в крове крилу Твоею возрадуюся.

«В ранние часы дня я думал о Тебе: / Ты был Помощником моим, / и под покровом Твоих крыльев я буду радоваться».

Гимн милосердию Четвертый псалом (Пс.

87), сочиненный сыновьями Кореевыми, — это молитва об избавлении от гнева Божия, воспринимаемого человеком как состояние, близкое к смерти: Привменен бых с низходящими в ров, / бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: / яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, / и тии от руки Твоея отриновени быша. «Я был причислен к сходящим в могилу, / я стал, как человек, которому не поможешь, [как] лежащий среди мертвецов, / [и] как умершие от ран, лежащие во гробе, о которых Ты уже не помнишь / и которые отринуты от Твоей [защищающей] руки». Но именно чувство богооставленности и вселяет надежду на избавление: Еда мертвыми твориши чудеса? / Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? / Еда повесть кто во гробе милость Твою, / и истину Твою в погибели? «Разве Ты будешь совершать чудо над мертвыми? / Разве смогут врачи возвратить человека к жизни и прославить Тебя? / Разве в могиле может быть поведана милость Твоя / и истина Твоя — в месте тления?»   На эти риторические вопросы сполна отвечает следующий псалом (Пс. 102), гимн милосердию Божию. Милости Божии верующим выражается в поистине космических масштабах: Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.

Иными словами — «насколько высоко небо над землей, настолько высока милость Господня по отношению к боящимся Его».

Последний псалом Шестопсалмия (Пс. 142) делится на две равные части. В первой изображается душевное смятение человека, подвергшегося преследованию врага (в том числе — и духовного): Яко погна враг душу мою, / смирил есть в землю живот мой, / посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.

«Ибо враг стал преследовать душу мою, / втоптал в землю жизнь мою, / поместил меня в темноту, как давно умерших». Вторая часть представляет собой усиленную молитву об избавлении: …Изчезе дух мой; / не отврати лица Твоего от мене, / и уподоблюся низходящим в ров.

«…я совершенно пал духом; / не отвращайся от меня, / чтобы мне не уподобиться сходящим в могилу». Для припевов выбраны две молитвенные просьбы. Первая — более беспомощная и смиренная: Услыши мя, Господи, в правде Твое, / и не вниди в суд с рабом Твоим. «Услышь меня, Господи, ради справедливости Твоей / и не судись с рабом Твоим».

Вторая — более уверенная и восторженная: Дух Твой благий наставит мя на землю праву. «Дух Твой благой да направит меня в землю праведности».

В контексте Новозаветного откровения последняя фраза пророчески предвозвещает сошествие на Апостолов и — через них — на всех христиан Святаго Духа, направляющего их жизнь к праведности.

Эти же слова выбраны как прокимен праздника Пятидесятницы, в котором Благий Дух являет Себя как одно из трех лиц Единого Троического Бога, как невидимый, но всегда присутствующий Управитель бытия Церкви Христовой.

Рисунки Веры Маханьковой

Источник: http://www.pravoslavie.ru/36758.html

Зачем зажигают свечи в храме — Семипалатинское благочиние

О свечах в вопросах и ответах

Как правильно ставить свечу?

– Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. ЗАПРЕЩЕНО пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках храма уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Кому и сколько свечей надо ставить?

– Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу. В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Можно ли положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить?

– Так и надо делать. В крайнем случае, можете зажечь фитиль свечи, погасить её и положить на подсвечник. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

Читайте также:  Молитвы на удачу и успех в работе - православные молитвы

Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?

– С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей.

С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда и волосы на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен.

В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Кому поставить свечу об отпущении грехов и что при этом читать?

— Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

Можно ли поставить свечу о некрещеном новорожденном младенце, который заболел?

– Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится. Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить.

Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех.

А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.

Можно ли ставить свечу за самого себя?

– Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

Можно ли беременной женщине ставить свечи за упокой?

– Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.

Можно ли ставить свечку за трагически погибшего и вообще об упокоении некрещенных?

– Ставить свечи и молиться за некрещеных можно, но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.

Можно ставить свечи о зравии и упокоении в Пасху?

– Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.

Можно листавить свечи, купленные в другом храме?

– Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.

Что делать со свечой после освящения куличей и яиц на Пасху? Можно ли её унести домой?

– Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

Когда применяют ладан и можно ли пользоваться им дома?

– Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы.

В некоторых храмах собирают пожертвования на общую свечу. Что это такое?

— Традиция сбора средств на общую свечу есть далеко не во всех храмах. Как правило, собранные средства тратятся на приобретение свечей, которые ставятся на подсвечники и горят тогда, когда в храмах никого нет. Есть и другая традиция, когда на подсвечник, который выносится в определенные моменты службы, приобретается большая восковая свеча.

Я ежедневно читаю утром дома молитвы. Церковная свеча, которую я зажигаю при этом два дня как стала сильно трещать (треск как полено в костре,только чуть тише) Что это?

— Ничего страшного в этом нет, такое часто бывает, и связано это с технологией производства свечей. Никакой мистики в этом нет.

Я – левша, все с детства делаю левой рукой, некоторые вещи родители с детства переучили, например, писать правой рукой, так же когда хожу в церковь, когда перекреститься нужно я делаю правой рукой, иногда когда ставлю свечку, бывает, левой рукой. Слышала нельзя левой рукой, и много читала и везде пишется, что левое это как бы все плохо.

— Не обращайте внимание на эти глупые суеверия. Можно ставить свечки и правой и левой рукой, нет никакой разницы.

Я не крещеная. Мои родители умерли, они тоже были не крещеными. Могу ли я поставить в церкви свечи за их упокой?

— Да, Вы можете поставить свечи с молитвой о упокоении души Ваших родителей. Но подавать записки об их упокоении в алтарь, а также заказывать панихиды и отпеть Вы их не можете.

Скажите, пожалуйста, как правильно зажечь церковную свечу в храме? В одной церкви я зажгла свечу от другой свечи, и мне сказали, что так делать нельзя, т. к. это чужая жертва, и неизвестно, с какими мыслями ее зажег человек. В следующий раз я зажгла свечу от лампадки. Мне опять сделали замечание, сказали, что так делать нельзя. Как же правильно зажечь свечу?

— Свечу зажигают от другой свечи, стоящей на подсвечнике. Неважно, кто и с какими мыслями зажег свечу, от которой Вы зажжете свою. Это все суеверия, не обращайте на них внимания.

Можно зажечь при необходимости ( когда нет свечей зажженых на подсвечнике) свечу и от лампадки, но так стараются не делать, чтобы воск не попал в лампаду.

Это тоже имеет не символическое, а чисто практическое объяснение – лампаду потом нужно очистить от воска, как снаружи, так и внутри, так что лучше уж не пачкать.

У меня умерла мама чуть больше 2-х месяцев, она была православная, я – мусульманка. Маму похоронили как положено по православным обычаям.

Мои родственники все православные, и все, что делали в церкви и дальше, делали они, а я принимала в этом участие. Молилась сама и молюсь о ее душе.

Подскажите, как правильное в моем случае поминать мою маму, могу ли поставить свечи в церкви за нее сама? Может что еще? И почему-то мне мама снится больной…

— Примите мои искренние соболезнования в связи со смертью Вашей мамы. Вы поступаете правильно, молясь за маму. Да, Вы можете и сами поставить свечи с молитвой об упокоении ее души. Также творите в память о маме посильную милостыню, какие-либо добрые дела. Обычно то, что нам снятся усопшие, означают, что они нуждаются в наших молитвах о них.

Вчера умерла моя бабушка…Очень любимый мной человек. Хочется что-то сделать, пойти в церковь… Очень тяжело. Подскажите, пожалуйста, когда и как надо ставить свечку за упокой и что еще надо делать в таких случаях?

— Примите мои искренние соболезнования в связи со смертью Вашей бабушки. Если Ваша бабушка была крещена, закажите сорокоуст о упокоении ее души, договоритесь об отпевании (как это сделать, Вам подскажут за свечным ящиком – это место, где принимают записки и продают свечи). В девятый и сороковой день закажите панихиды.

Если же бабушка была некрещеная – поставьте свечку и помолитесь своими словами, прося Господа простить бабушке ее грехи и спасти ее душу. В любом случае хорошо подавать за бабушку посильную милостыню, совершать в ее память добрые дела.

Свечи об упокоении усопших ставят на канон – это, как правило, прямоугольной формы подсвечник с распятием (попросите показать, где находится канон, когда будете приобретать свечи).

Я уже 3-й год принимаю участие в таинстве соборования Великим постом. В предыдущие годы прихожане всегда уносили с собой свечу, чтобы потом при необходимости молиться с этой свечой о здравии.

Но моя знакомая говорит, что лучше эту свечу оставить в церкви, объясняя это тем, что на службе во времясоборования присутствует много нездоровых людей, а свеча впитывает весь негатив, и при повторном использовании от нее будет уже не польза, а вред. Если можно ответьте пожалуйста так ли это?

— Нет, это суеверие: свеча не впитывает никакого негатива, да и не приносит сама по себе ни вреда, ни пользы. Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме – это неважно: традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо. Дай Бог Вам здоровья!

— У моего друга сильно болеет мама, они мусульмане, могу ли я поставить за ее здравие свечку в церкви?

Да, Вы можете поставить свечу с молитвой о здравии мамы Вашего друга.

Добрый день. Я живу в Германии и в нашем городе нет православной церкви. Хотелось бы узнать, можно ли православным ставить свечи в католической церкви? И если да, как это делать без наличия икон (например, Архангелу Михаилу, Иоанну воину или Святому Пантелеимону и т.д.)? 

-Поставить свечи в католическом храме Вы, конечно, можете. Если в храме нет икон, просто обратитесь с молитвой к тому святому, которому Вы бы хотели поставить свечу. А вот для участия в таинствах Вам нужно будет ездить в Берлин: там есть два православных храма: кафедральный храм в честь Воскресения Христова и храм свв. Константина и Елены.

Я покупаю в церкви большие свечи, зажигаю их на время молитв дома, а затем задуваю до следующего раза. Можно это делать или она должна догорать до конца? 

— Да, свечи можно задуть после окончания чтения молитв и зажечь их снова в следующий раз.

Источник: http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/azbuka/candle.html

Осторожно. Порча в церкви

Посещая церковь люди не знают,что могут стать жертвами порчи. Маги, колдуны, ведьмы специально посещают церковь, чтобы нанести порчу на человека, а особенно детям. Если вы собрались в церковь, не поленитесь прочтите «Утренние молитвы» с молитвослова.  Этими молитвами Вы призовете высшие силы в защиту, на весь день.

Не одно кратно я видела как бабулечки питаются накормить детей, угощая их просфорками, конфетами, печеньем .Мамы, бабушки, не позволяйте детям нечего брать в церкви, предупредите ребенка что это плохо. Но если ребенку что-то дали заберите и отдайте тому кто дал.

Извинитесь скажите что ребенку нельзя перебивать аппетит, или отдайте нищим. Не разрешайте гладить детей по голове, читать над ребенком молитвы. Дети — это чистые души и за ними идет охота. На ребенке должен быть крестик. Освящен в церкви и с распятием и ни когда не снимайте.

Это защита.  

 Большинство людей приходит в храм для общения с Богом, получения помощи и духовной поддержки. Но есть и такие, кто используют христианскую церковь вообще и ее храмы в частности для своих темных дел.

Церковь является средоточием мощных энергетических потоков, образованных как эгрегором, так и отдельными прихожанами со своими желаниями, бедами, горестями и просьбами. И поэтому она так удобна для отправления магических обрядов. Есть и другая причина — приходя в храм божий, верующий раскрывается, чувствует себя в безопасности.

И зря, потому что защита в храме носит скорее придуманный характер, а вот порча, которую могут навести в церкви, вполне реальна. Чаще всего порча в церкви происходит ненамеренно, когда желчные бабушки одергивают тех, чье поведение им не нравится, или бормочут неприятные слова подавшим мало милостыни.

Грязь, сброшенная на пришедшего помолиться с открытым сердцем, обычно прилипает достаточно сильно и производит длящееся разрушительное действие. Но существуют и проводимые полностью сознательно магические ритуалы, о которых и пойдет речь в статье.

Люди, которые приходят в церковь редко, и не знают, куда нужно ставить свечи, являются идеальной мишенью для колдунов. Обычно они подходят к этому человеку и советуют:

Чтобы избежать этого, необходимо при посещении церкви соблюдать определенные правила. К примеру, заходить в церковный двор нужно только через маленькую калитку, через которую может войти только человек, и ни в коем случае, не через ворота, через которые заносят отпевать покойников.

В саму церковь, также нужно входить через двери для прихожан, так как у отпевальных дверей, на человека может быть наведена смертельная порча.

Колдуны и ведьмы стараются не смотреть в глаза людям, взгляд их колюч и глаза постоянно «бегают». Люди, которые приходят в церковь редко, и не знают, куда нужно ставить свечи, являются идеальной мишенью для колдунов. Обычно они подходят к этому человеку и советуют: «Поставь свечу и выходи из церкви задом». Если человек последует этому совету, то обязательно наведет на себя порчу.

Очень тяжелую, даже смертельную порчу можно навести и при помощи церковных свечей. Если вы зажгли свечу, поставили ее, и, отойдя, увидели, что она вдруг закоптила и зашипела – посмотрите себе под ноги, возможно, вы стали на иголку подкинутую колдуном.

Поставив свою свечу «за здравие», следите,  чтобы вашу свечу, никто не переставлял и не касался. Стойте возле своей свечи и молитесь, пока она не догорит до конца. Старайтесь не трогать чужие свечи .

Не допускайте, чтобы вашу свечу тушили, не меняли местами с другой свечой и не втыкали горящую свечу в подсвечник – все эти манипуляции могут обозначать, что на вас пытаются навести порчу.

Если вы стоите и держите свою зажженную свечу в руках, а кто-то просит позволения зажечь свою свечу от вашей, то вежливо откажите,  и посоветуйте этому человеку зажечь свою свечу от свечей, стоящих на подсвечнике.

Никогда не ставьте свою свечу в гнездо, где уже стоят другие свечи. В церкви не положено зажигать свою свечу от зажигалки или спичек, от стоящих рядом горящих свечей (чтобы не перетянуть себе чужое горе и проблемы). Зажигайте только от горящей в центре лампады.

Если вы почувствовали за своей спиной подозрительную возню, или кто-то вас толкнул или задел в практически пустой церкви, извинитесь и перейдите на другое место.

Читайте также:  Православные молитвы в честь праздника благовещение пресвятой богородицы - православные молитвы

Перед тем как причаститься перекрестите себе рот.

Если человек стоит с горящей свечой в руке, но свечу держит не как положено, а горизонтально – скорей всего этот человек наводит порчу.

Лучше всего ставить в церкви самую маленькую свечу, поскольку она догорит быстро,  Тушить свечу надо пальцами, а не задувать ее.

Войдя в церковь, произнесите про себя: «Со здоровьем пришел, со здоровьем уйду! Аминь!», а  уходя, говорите: «Со здоровьем пришел, со здоровьем ухожу! Аминь»

Если в церкви вас ругают проклинают не обращайте внимание. А главное не бойтесь. Если у вас пошел страх, вы открылись. Темным силам это и нужно, с открытого человека проще качать энергетику.

  Мысленно вы должны подумать: «Кого убоюся, если со мной Господь Бог» Псалом Давида 26-й и читать 90-й.» Да воскреснет Бог и расточатся враги его.»  В таких случаях попросите  защиту у Господа, Пресвятой Богородицы,и помолитесь за этого  человека так .

» Господи сотвори благо этому человеку по милости твоей». Господь Бог это любовь.

Милостыню можно подавайте при входе в церковь, но не следует этого делать при выходе.

Избегайте разговоров и всяких контактов с посторонними людьми. Ничего им не давайте, ничего у них не берите. Игнорируйте странные просьбы (например, посчитать церковные купола). 

Почему чёрные ведьмы столь активно занимаются своими грязными делами в церкви? Нет ли здесь какого-то парадокса или противоречия? Ведь церковные обряды, молитвы, иконы, ладан, кресты и подобная атрибутика, казалось бы, должна отпугивать чёрных ведьм!

На самом деле, никакого особого «отпугивания» не происходит. Пара простейших приёмов позволяет «насквозь чёрным» ведьмам без каких-либо проблем посещать Храм, и даже принимать участие в христианских обрядах.

Ведьмы используют для своих целей сильную энергетику, производимую большим скоплением людей, объединённых единой верой и одним ритуалом. Кроме того, многие старые церкви установлены на местах бывших ритуальных языческих поклонений.

В таких Храмах ведьм бывает особенно много, ведь эти места обладают особой обрядовой силой. На таких местах служители языческих культов практиковали свои обряды с незапамятных времён, задолго до возникновения христианства.

Так, что ведьмы приходят «работать» на свои «традиционные места», где раньше стояли каменные идолы, а теперь построены христианские церкви.

Церковь для ведьмы — это мощный источник энергии, а особые обряды позволяют манипулировать этой энергией с какой угодно целью: в церкви можно лечиться, можно делать несколько видов колдовской порчи, можно производить привороты и отвороты, и прочее.

Конечно, принято считать, что церковь — это место, где вы общаетесь со Всевышним.

Однако реальность такова, что шанс обнаружить Господа в современном храме весьма сомнителен, зато вы запросто там наткнётесь на чёрных ведьм, прихожан с ненормальной психикой и, что тоже не исключено.

 Чем сильнее порча-тем хуже человеку в церкви, если вообще он сможет туда зайти. Человеку может стать плохо, его может трясти, кружиться голова, он будет порываться выйти, может быть беспричинная злоба, плакать. Это не полный список.

  Если Вас в церкви ругают — это тоже своего рода метод перебрасывания негатива на другого человека. Божий человек никогда не будет кричать в храме на прихожан и постоянно делать им замечания, стараясь намеренно вывести Вас из себя.

В таком случаи не бойтесь и не обращайте внимания и не обижайтесь. Это ваша защита.

 Идя в церковь прочтите утренние молитвы.

                                          МОЛИТВА ИДУЩЕГО В ЦЕРКОВЬ

 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

                                       МОЛИТВА ПЕРЕД ВЫХОДОМ ИЗ ДОМА,

(составленная оптинским старцем схииеромонахом Анатолием Потаповым).

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкого и злохитрого антихриста, близгрядущего, и укрой меня от сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания имени Твоего святого, да не отступлю страха ради дьявольского, да не отрекусь от Тебя, Спасителя и Искупителя моего, от Святой Твоей Церкви. Но даждь мне, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах моих, и пощади мя, Господи, в час Страшного Суда Твоего. Аминь. 

 

      

Источник: http://celitel.kiev.ua/ostoroznoporchavcerkvi.html

Для чего в церкви зажигают свечи

Инструкция

В ранней христианской церкви не существовало свечей, тогда христиане приносили в церковь оливковое масло, которое добывали сами в маслобойне, и наполняли этим маслом светильники храма. Но постепенно этот обычай трансформировался под воздействием византийских традиций.

В книге Моисея во время каждого священнодействия зажигали свечи перед образом Бога, что означало следующее: Божий закон — это светильник человеку в его земной жизни.

Одно из первых повелений, которое дал Господь Моисею, было устроить золотой светильник с 7 лампадами для освещения помещения при совершении ритуалов.

Еще в языческие времена существовало большое количество ритуалов со свечами, при помощи которых отпугивали злых духов и поминали умерших.

Постепенно правила зажигания свечей в церквях видоизменялись. Первоначально свечу зажигали только перед святым Евангелием, а во время его чтения уже зажигали все свечи в храме.

В дальнейшем возникла традиция ставить свечи и перед другими священным предметами: гробами умерших, иконами и т.д.

Свеча, зажженная перед иконой, считается символом произносимой молитвы, стремления души человека к Богу, обращения к нему.

Чистый воск, применяемый при изготовлении свечей, призван означать, что помыслы человека чисты и открыты перед Богом, что он раскаялся в совершенных грехах, готов покаяться перед ликом Бога и согласен принять любое наказание.

Мягкость воска означает, что человек готов к послушанию. А сам процесс горения свечи воспринимается как стремление души человека к обожению, т.е. раскаянию.

Когда вы ставите свечи в церкви, не делайте это машинально, необходимо ощутить любовь в сердце к тому, кому вы хотите преподнести свечу. Приобретая свечу в церкви, вы совершаете добровольную жертву Богу и храму.

Первоначально христиане жертвовали воск на свечи, затем стали покупать свечи, средства от которых идут на украшение и ремонт церкви, содержание хора, на жалованье и т.д.

Ни в коем случае не покупайте и не приносите в храм свечи, приобретенные за его стенами, поскольку они могут быть не освящены, перед иконами их ставить нельзя.

Свечи нужно ставить только с молитвой.

Хорошо будет, если к словам молитвы вы добавите ваши собственные слова, выражающие просьбу или благодарность. Свеча — это символ вашей веры, любви к Богу, Божьей Матери и Ангелам, а также всем святым. Когда вы не можете выразить словами молитвы все ваши чувства к Господу, на помощь приходит пламя свечи.

Выберите, сколько свечей и перед какими иконами вы хотите зажечь. Принято ставить свечу перед Ангелом-Хранителем и святому, имя которого носит человек. Затем возле подсвечника зажгите свою свечу от других свечей и поставьте ее на свободное место.

В том случае, если свободных мест нет, можно просто положить ее рядом, в дальнейшем служители церкви обязательно поставят ее на освободившееся место.

После того, как вы поставили свечу, перекреститесь 2 раза, затем приложитесь к святыне, перекреститесь еще 1 раз и поклонитесь иконе.

Источники:

  • Свеча — символ молитвы
  • Польза церковной свечи

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-894524-dlya-chego-v-cerkvi-zazhigayut-svechi

Почему Благодатный огонь сходит только по молитве православного священника | Хомад.ру — Лучший выбор для Вашего дома

Чудо схождения Благодатного огня, которое один раз в году в Великую Субботу происходит в храме Гроба Господня, в Кулуквии, на месте, где лежало тело Христа, каждый раз говорит лишь об одном – о величии и истинности православной церкви.

При этом событии по традиции присутствуют три группы участников – это католики и православные, причем, в Кулуквию для молитвы имеет право заходить только патриарх Иерусалимской православной церкви (сейчас это Феофил III, патриарх Иерусалима, Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона) или по его благословению – один из архиереев Иерусалимского патриархата; так было, например, в 1999 или 2000 годах, тогда в Кулуквию входил и принимал Благодатный Огонь Хранитель Гроба митрополит Даниил.

Сначала зажигались лампады

Первые свидетельства о чуде схождения Благодатного огня относятся в IX веку, а до этого у православных христиан Иерусалима существовал обряд возжжения «вечернего света». Но начиная с IX века о чуде появления огня говорят и латинские паломники, и православные священники, и даже арабские авторы, например, аль-Масуди.

Правда, все они свидетельствуют, что в те времена Господь сводил огонь на лампады, висевшие над входом в Кулуквию, а в самой пещере, где некогда лежало тело Христа, в этот миг никого не было: священники и прихожане молились в храме, а то и вовсе за его пределами. Известно, что лампады зажигались вплоть до XV века, о чем в 1420 году свидетельствовал русский иеродьякон Сергиевой Лавры Зосима.

Латинянам и армянам огонь не дается

Священники всех христианских церквей знают, что Огонь сходит только по молитвам православного патриарха: опыт, когда в Кулуквию допускались священники других христианских конфессий, ни к чему хорошему не привел.

Например, в 1101 году глава латинян Даймберт попытался изгнать из Святогробского храма христиан других конфессий, в том числе и православных, лишив их не только возможности молиться в храме, но и запретив им доступ к ближайшим зданиям и церквям.

В этот же год в Великую Субботу чуда схождения Благодатного Огня не произошло. Это весьма опечалило короля крестоносцев Болдуина I, и после его вмешательства православные вновь получили доступ в Гроб Господень и в Кулуквию.

Следующий подобный случай приключился в 1578 году, когда Иерусалимом владели турки. Во время смены градоначальника армянские священники, очевидно, подкупили турецкого чиновника и получили исключительное право на доступ в Кулуквию, причем, православным было запрещено даже входить в храм.

И снова Господь явил людям свою волю: огонь не сошел в Кулуквию, в которой в это время усиленно молился армянский патриарх, но сошел на одну из внешних колонн храма, у которой вместе с верующими молился иерусалимский патриарх – колонна в этом месте треснула, и трещину эту можно видеть и сейчас.

После такого явления латиняне и армяне были вынуждены договариваться в православными и признали, что Бог имеет волю давать Благодатный огонь только в руки служителя православной церкви.

Известно, что для появления огня существует и еще одно условие – в Святогробском храме с песнями и плясками обязательно должны появится местные православные арабы, возносящие молитву к Богородице и Христу на арабском языке.

Все строго регламентировано

Все действия, предшествующие чуду, регламентированы: с утра в Кулуквии гасят все лампады и доливают в них масло, затем её трижды проверяют, в том числе и израильские полицейские, которые не заинтересованы в чуде, двери Кулуквии запечатывают воском, на котором 40 дней служилась Литургия, затем идет возглавляемый патриархом крестный ход.

Ровно в 12 часов печати с Кулуквии снимают, и патриарх с пучками свечей (в каждом пучке по 33 свечи – по количеству земных лет Спасителя) входит в Кулуквию, где по его молитвам на обнаженном Гробе возгорается Благодатный огонь.

В это время все пространство храма озаряется голубыми и белыми молниями, и часто бывает так, что свечи зажигаются не только в Кулуквии, но и у некоторых прихожан, от всполохов зажигаются и лампады. Патриарх передает возгоревшиеся свечи православным, армянам и католикам, и огонь быстро распространяется по храму. Свидетели его схождения умываются им, так как в первые минуты он не обжигает.

Чудеса продолжаются

Однако это еще не все чудеса, которые происходят в храме Гроба Господнего в Великую Субботу. В книге РПЦ «Чудеса истинные и ложные» молящиеся сообщают о появлении возле Кулуквии светящихся шаров, наподобие шаровых молний, которые двигаясь, пробираются через толпы людей, не обжигая их, но зажигая по пути лампады и свечи.

Другие видят над Кулуквией облака, из которых исходят молнии, иногда молящиеся слышат трехкратные раскаты грома, например, наш современник, священник из Новгорода архимандрит Илларион рассказывает, как при ясном небе в Великую Субботу над Святогробским храмом звучали раскаты грома в течение трех часов. Монахи и священники уверяют, что загоревшиеся от Благодатного огня клобуки и другие предметы одежды никогда не повреждаются.

Свидетельство очевидца

Несмотря на мнение отдельных людей о том, что Благодатный огонь – это обман, тысячи верующих каждый год убеждаются в его истинности и божественной природе.

В 2002 году в Афинах вышла книга «Я видел Благодатный огонь», в которой отец Митрофан Папаиоанну, который служил хранителем Гроба больше полувека, рассказывал, как в юности, сомневаясь в чуде, осмелился спрятаться на крыше Кулуквии, чтобы увидеть миг схождения огня на свечи.

Перед этим он долго просил Бога о милости и об укреплении веры, и Бог попустил ему видеть чудо. По словам Митрофана, он видел, как патриарх, склонив колена, стал молиться над Гробом, как Кулуквия осветилась ослепительно-белым сиянием, над головой первоиерарха Иерусалимской православной церкви воссиял нимб, и когда патриарх поднял четыре пучка свече до уровня плеч, они зажглись сами.

После Митрофану пришлось исповедываться патриарху, который был немало удивлен рассказом, так как сам он не видел ни света, ни сияния.

Предыдущая записьНазадСледующая записьДалее

Источник: http://homad.ru/pochemu-blagodatnyj-ogon-sxodit-tolko-po-molitve-pravoslavnogo-svyashhennika/

Ссылка на основную публикацию