Катерлезский свято-георгиевский общинный женский монастырь в керчи – православные молитвы

Катерлезский Свято-Георгиевский общинный женский монастырь

Катерлезский Свято-Георгиевский общинный женский монастырь находится в Крыму недалеко от города Керчь. Расстояние от Москвы 1500 км, от Санкт-Петербурга 2300 км, от Симферополя 220 км.

В конце XVIII столетия в один из дней памяти святого великомученика Георгия местному пастуху греку на сем месте было явление чудесного всадника, озарённого светом. Старик описывал впоследствии неизмеримую благодать, возникавшую в сердце, мир и покой на душе, которые не проходили долгое время после этого события.

Всего всадник являлся трижды и огромный камень на котором он стоял с конём оказался отмечен следами человека и, рядом, коня. Благочестивые православные христиане часто посещали это место, возносили молитвы святому мученику и по ним получали исцеление душ и тел. Прошло несколько десятилетий и церковные власти, убедившись в истинности народного почитания, учредили тут часовню.

Во время Крымской войны Керчь и окрестности были оккупированы англичанами, по вере еретиками, которые устроили в сей часовне (ещё не полностью украшенной) конюшню. По замирению Крыма и изгнанию безбожников, в течении 20 лет был совершён тут монастырь, которому на пожертвования богомольцев и богатых ктиторов было дано разнообразное каменное строение, налажен его быт.

Так на древней земле Тавриды возник ещё один светильник истинной веры и богомыслия, горячей молитвы и сурового поста.

Изначально мужской, в 1900 году он был обращён в женский. Инокини много сил посвящали не только сердечному воздыханию ко Господу Иисусу Христу, но и делам милосердия – опекали вдов, сирот, принимали паломников.

В годы борьбы русского народа с большевистскими бандами подле обители размещался аэродром православного воинства, монахини как могли оказывали поддержку лётчикам, священники благословляли их на опасный ратный труд.

Но победили по Божьему попущению красные комиссары и в 1922 году монастырь был закрыт.

Его постройки местные жители растащили по камешку на свои строительные нужды, а камень с отпечатками ножек прославленного великомученика разрушили взрывчаткой, впрочем, не весь.

Возрождён как женский в 1997 году. В качестве келий, храма и хозпостроек переоборудованы конюшни так и не состоявшегося на святом месте ипподрома. Насельниц тут очень мало и обитель по сути ещё только в самом начале своего подлинного восстановления.

К остатку святого камня приходят паломники, с каждым годом их становится всё больше.

Интересен и тот факт, что место это считается сакральным и у местного мусульманского крымско-татарского населения – в день святого Георгия магометане на его горе имеют традицию возжигать поминальные свечи.

Природа: отличная, Крым

Памятники: удовлетворительно

Гостиницы и экскурсии: как таковые отсутствуют, но совсем рядом город Керчь

Цены: отличные

Погода: всесезонно

Доступность:отличная, как на собственном, так и на общественном транспорте. Республика Крым, Ленинский р-н, с. Войково (Катерлез)

Время пребывания: 0,5 дня

Святыни Катерлезского монастыря Крым: пока крупных святынь в монастыре нет, однако можно приехать, чтобы помолиться о спасении души с сестрами монастыря

Источник: http://palomnik-tour.com/rusmon/katerlezskiy.php

Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в г. Керчь – Святыни России

Действующий женский монастырь.Известен явлением святого Георгия на коне, от которого остался камень с отпечатком копыт коня.

Место паломничества христиан и мусульман, которые также чтут эту святыню.

В деревне Катерлез (ныне с. Войково), недалеко от Керчи, на возвышенности находился каменный монастырь св. вмч. Георгия. По преданию, начиная с 1788 г., 23 апреля на этой горе три года подряд благочестивый чабан удостаивался видения всадника на коне.

На третий раз, когда видение скрылось, на камне, где стоял всадник, остались отпечатки человеческих стоп и копыт коня. Немного выше от этого места была обнаружена новая икона св. вмч. Георгия Победоносца, которую несколько раз переносили в церковь Иоанна Предтечи. Икона дважды невидимо возвращалась на место своего явления.В 1852 г. архиеп.

Иннокентий предложил на горе, носившей имя св. Георгия, устроить часовню, а потом и монастырь. Уже через год почетными гражданами Керчи Н. Джинбековым и Ф. Созоновым часовня была построена. В 1855 г. во время Крымской войны она была разорена союзниками.В 1856 г. купец В.Я. Гущин принялся за устройство мужской обители. 23 апреля 1857 г.

было завершено строительство церкви св. вмч. Георгия. В 1859 г. купец И.Е. Салатич построил одноэтажный корпус для братии. А в 1862 г. были завершены колокольня и небольшой двухэтажный дом настоятеля.С 1889 г. обитель быстро благоустраивается. К 1893 г. было сделано все необходимое для жизни братии. В 1895 г.

устроены каменные въездные ворота с аркой и каменная стена по обе стороны ворот. В 1898 г., 22 октября, завершается строительство теплой церкви в честь свв. Антония и Феодосия Печерских.В монастыре хранились частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, св. Анфима, св. Павла Патриарха, св. Кось-мы бессребренника, св. вмч. Пантелеймона, св. мч. Христофора, св. мч.

Хрисанфа и св. мц. Фотинии и чудотворная икона св. вмч. Георгия.20 марта 1900 г. Катерлезская мужская обитель была обращена в женскую. Часть его насельниц составили монахини крымского Топловского монастыря. В 1910 г. в нем числилось свыше 40 монахинь.В 1920 г.

монашествующие были выселены и проживали в керченском подворье монастыря, при котором находилась Введенская церковь (район Центрального рынка). В феврале 1921 г. советская власть передала монастырские постройки под детский дом. Решением НКВД монастырь был ликвидирован в июне 1922 г. Здания монастыря были полностью разобраны на стройматериалы в 1924 г.

Камень, на котором было явление св. вмч. Георгия, сохраняется и доныне, несмотря на попытки уничтожить (взорвать) его.17 января 1997 г. Церкви под мужской монастырь передали два здания незавершенного строительства колхозного ипподрома, расположенного у подножья горы св. Георгия. В одном из зданий находятся ныне монастырские кельи и храм.

7 января 2000 г. в монастыре совершилась первая Литургия. Сейчас возрождаемый монастырь является женским. Настоятельница обители – матушка Акилина.

Источник: https://www.ruist.ru/index.php/resp-krym/89-ob2/3971-katerlezskij-svyato-georgievskij-monastyr-v-g-kerch

Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в городе Войкове

Катерлезский Свято-Георгиевский общинный женский монастырь — православный монастырь в селе Войково на Керченском полуострове.

Основан в 1857 году Архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым) в селе Катерлез (ныне село именуется Войково) на месте явления местному пастуху Святого Великомученика Георгия.

В первые годы после Октябрьской революции монастырь был ликвидирован. В настоящее время обитель пытаются восстановить и заново отстроить.

Первой настоятельницей восстанавливающегося монастыря стала матушка Акилина.

История монастыря до Гражданской войны

По местной легенде, в конце восемнадцатого века на горе Святого Георгия в поселке Катерлез одному греческому пастуху несколько раз являлось видение всадника на белом коне.

Однажды он пригласил поглядеть на чудо знакомых старцев, которые также стали свидетелями явления на вершине горы красивого стройного юноши и белого скакуна. Согласно преданиям, образ всадника рассеялся, стоило им подойти ближе.

Читайте также:  Чудотворная икона пресвятой богородицы "милостивая" - православные молитвы

На вершине горы был найден камень с отпечатками человеческих стоп и копыт лошади, также, по преданию, была найдена икона Святого Великомученика Георгия. Дважды икону переносили в один из старейших храмов Крыма — Церковь Святого Иоанна Предтечи в Керчи, но она чудным образом снова оказывалась на вершине горы.

Проблему решил священник храма. Он пообещал, что на этом месте будет воздвигнут монастырь, а до тех пор ежегодно в День памяти Великомученика Георгия, 23 апреля, икону надлежало крестным ходом приносить на место явления.

Архиепископ Иннокентий (Борисов), возглавивший в 1848 году Херсонскую и Таврическую епархию, однажды посетил селение вместе с керченским градоначальником князем Херхеулидзе и предложил построить на этом месте часовню в честь Святого Георгия. Строителями были выбраны почетные граждане Керчи Николай Джанбеков и Феодор Сазонов.

Война России с Англией помешала утвердиться на святой горе православной святыне. Керчь оккупировали иностранные войска и возведенную часовню использовали в военных целях, превратив в конюшню.

Только после заключения мирного договора вновь встал вопрос о возрождении разоренной часовни и, по ходатайству Преосвященного Иннокентия, устроения монастыря.

Проектные работы взял на себя керченский архитектор Василий Гущин.

В феврале 1857 года руководителем строительства был назначен казначей Балаклавского Георгиевского монастыря, иеромонах Михаил. К апрелю достроили церковь, а чуть позже — монашескую келью. Тогда же в монастыре стали проводить первые богослужения.

В 1859 году керченский купец Иван Салатич возвел на территории монастыря одноэтажное каменное здание, ставшее впоследствии основным жилищем для послушников Григория Григорьева и Антония Петренко. Появились трапезная, кухня, подсобные помещения, конюшня. В течение нескольких лет число монахов обители возросло до двадцати четырех.

В 1862 году построили колокольню, а также двухэтажный дом настоятелей.

Архимандрит Михаил прослужил в монастыре одиннадцать лет. В 1869 году его перевели в Бахчисарайский Успенский скит, а позже — в Балаклавский Георгиевский монастырь. Его сменил духовник Таврического Архиерейского дома иеромонах Петр (Амвросий Глебов), с которым связывают новое возрождение обители, завершение крупной очереди строительства и приобретение икон для церкви.

Скончался отец Петр в сане архимандрита 29 ноября 1888 года. Новым настоятелем стал иеромонах Филофей, законоучитель Киевского Лаврского пещерного двухклассного духовного училища. Новый игумен попытался устроить жизнь в монастыре на манер Киевских обителей.

При Филофее были устроены каменные ворота, рядом с главным храмом появилась церковь в честь Печерских угодников Феодосия и Антония, куда были привезены частички мощей многих Великих святых. Преемником Филофея стал отец Сергий.

В 1900 году Епископ Таврический Николай постановил монастырь сделать женским, а на его основе учредить Епархиальный «Вдовый дом». Отца Сергия сменила монахиня Московского страстного монастыря Леонида. По одной из версий, в эти годы жизнь в монастыре претерпевала проблемы с дисциплиной.

В годы Первой мировой войны за монастырскими стенами пребывало отделение № 4 Керченского временного городского лазарета для раненых и больных солдат и офицеров Русской армии, а также школа для девочек-беженок.

Монастырь в период Гражданской войны и становления Советского Союза

В период Гражданской войны на земле монастыря обосновались летчики Русской армии генерала Врангеля. В Катерлезе базировались Первый и Третий белогвардейские авиаотряды.

20 февраля 1921 года Керченский уездный комитет постановил ликвидировать Катерлезский монастырь, а имущество передать детскому приюту, который получил монастырскую прописку.

Монахиням разрешили остаться, но при непременном отказе от монашества: им разрешили работать, ухаживать за садом, виноградником.

Всех женщин, кто не был готов расстаться со своим обетом, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.

В 1923 году обитель была закрыта, как действующая на территории детского заведения. Однако с закрытием Георгиевской церкви был упразднен и сам детский дом. Жители поселка неоднократно обращались в КрымЦИК с просьбой передать им храм, но безрезультатно.

К 1928 году от монастыря остались одни развалины. Камни, из которых монастырь был сложен, пошли на частное строительство, а также на постройку школы и других муниципальных учреждений.

КрымЦИК на запрос Исполнительного комитета РСФСР объяснили этот разгром тем, что местное население могло разграбить закрытую церковь, а потому ее пришлось разобрать.

При этом уточнялось, что сделано это было по частной инициативе председателя Керченского райисполкома Лбова.

Камень со следами человеческих стоп несколько раз пытались уничтожить взрывчаткой. До сегодняшнего дня сохранился лишь фрагмент камня с одним из отпечатков.

Восстановление монастыря

В 1991 году на горе Святого Георгия был установлен семиметровый православный крест.

В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря на земле монастыря стали проводиться первые после его ликвидации богослужения. Под новую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных здания колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.

Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны.

По состоянию на июнь 2013 года в монастыре служат всего три монахини, однако местные жители оказывают большую помощь киновии, берут на себя большую часть хлопот по хозяйству и кухне.

Продолжается восстановление монастыря. В Епархии планируют построить на месте явления Святого Георгия церковь, новую монашескую келью, а также помещения для паломников, гостевой дом.

Интересные факты

Катерлезский монастырь был первым монастырем, упраздненным революционной советской властью в Крыму.

Святая гора также почитается и местным крымско-татарским населением. Собиратель легенд Крыма Никандр Маркс писал, что в День Святого Георгия татары Козской долины под Судаком приходили на гору Ке-терлез-Оба и зажигали на вершине поминальные свечи.

Ancient Sencha 🙂 — Yaroslavoff.ru @ Flickr

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Katerlezskiy-Svyato-Georgievskiy-monastyr-20545

Достопримечательности Керчи: Катерлезский монастырь Святого Георгия – КерчьИНФО — новости Керчи

Свято-Георгиевский Катерлезский монастырь появился в окрестностях Керчи в начале 19 века. Сначала монастырь рядом с селом Войково (прежде — Катерлез) являлся мужским, но впоследствии был преобразован Церковью в женский скит по причине распутства монахов.

Слово «катерлез» переводится с татарского на русский язык как «всадник на коне». В обители до сих пор на сохранении находится камень, на который, согласно легенде, три раза спускался с небес Георгий Победоносец – один из наиболее почитаемых святых христианского мира.

Как гласит старинное предание, в начале позапрошлого столетия, 23 апреля, (точно год неизвестен) один из пастухов увидел на горе Св. Георгия, восседающего на белоснежном коне. Юноша никому не рассказал об этом, думая, что ему не поверят. Но спустя год, день в день, пастух вновь стал свидетелем Святого Явления.

Тогда он поведал о случившемся деревенским старцам. На следующий год они вместе отправились на гору и им снова явился Георгий, стоящий рядом с конем. Когда пораженные люди подошли ближе, видение растворилось, а на камне остались следы ног святого всадника и конских копыт.

У подножия камня лежала икона с изображением Победоносца.

Читайте также:  Житие великомученика и целителя пантелеимона - православные молитвы

Читайте: Храмы Керчи

С того дня это место стало одной из главных святынь и достопримечательностью Керчи и Керченского полуострова. Гору назвали в честь Святого Георгия. На ее вершине местные православные христиане возвели маленькую часовню. Ежегодно, 23 апреля к часовне совершался многолюдный крестный ход из храма Иоанна Крестителя, где хранилась чудом обретенная икона Св. Георгия.

Когда она была впервые доставлена в церковь, она исчезла в ту же ночь. Утром ее обнаружили богомольцы на Святой горе. Это было воспринято как знак того, что на горе должен быть построен храм. Работы по его возведению были полностью завершены в 1857 г. 23 апреля того же года церковь торжественно освятили в честь Георгия Победоносца.

Спустя пять лет к зданию этой достопримечательности Крыма пристроили высокую колокольню.

Схематичный рисунок монастырского комплекса

Вскоре архиепископ Иннокентий подал в Священный Синод личное прошение об открытии на горе монастыря. Зимой 1859 г. Синод вынес положительное решение о строительстве Катерлезской киновии (православной монашеской коммуны) рядом с одноименным селом. Скит должен был существовать на собственные средства. Никаких выплат от государства ему не полагалось.

Тогдашний градоначальник Керчи и местный богатый помещик К. Хамарито передали в пользование христианской общины двадцать десятин земли. Основная часть земельного участка не подходила для использования в сельскохозяйственных целях.

Киновия жила за счет пожертвований мирян, оплаты за проведение церковных обрядов и на проценты с банковского счета, которые обитель получала согласно завещанию скончавшегося архиепископа Иннокентия.

Читайте: ТОП-10 достопримечательностей Керчи

Поначалу в ските проживало немного монахов, но затем число монастырских насельников возросло. Постепенно здесь появилось три монашеских корпуса, здания хозяйственного назначения и большая трапезная.

Позднее монастырский комплекс дополнили кузница, несколько мастерских, баня, просфорная и здание, в котором останавливались гости обители. К концу 19 в. церковь Святого Георгия, построенная в 1857 г., перестала вмещать всех монахов и прихожан. Поэтому рядом с ней было решено возвести новый храм. В 1898 г.

его освятили в память святых Печерских угодников – мужей Феодосия и Антония. На Катерлезский монастырь жертвовали значительные суммы состоятельные жители Керчи.

В 1900 г. из-за многочисленных нарушений устава монашеской жизни скит был преобразован в женский монастырь. Его первой настоятельницей стала игуменья по имени Леонида. При ней положение дел в обители тоже оставляло желать лучшего. Как отмечал архимандрит Иаков, послушницы почти не работали и были «злыми на язык, грубыми и дерзкими».

Духовная консистория прислушалась к мнению Иакова и сменила руководство скита. Обязанности новой игуменьи возложили на монахиню Ксению. Из обители выдворили всех неблагонравных послушниц, и монастырская жизнь была налажена в строгом соответствии с уставом.

Через несколько лет авторитет Свято-Георгиевского монастыря был восстановлен и его вновь стали посещать многочисленные паломники и простые верующие.

После прихода на полуостров Крым советской власти киновия прекратила свое существование. Катерлезский монастырь закрыли самым первым из всех скитов Крыма. Сначала, в 1921 г. новая власть Керчи приняла постановление о закрытии святого места и создании на его месте трудовой колонии.

Послушницы, не желающие отказываться от монашеского обета, перебрались в Космо-Дамиановскую обитель. Больше половины монахинь не хотели уезжать. Они остались, но им пришлосьдокументально подтвердить свой отказ от монашества. Женщины занимались разведением скота и трудились на виноградниках в колонии.

Вскоре на территории бывшего монастыря начал работать детский дом.

Православные христиане села Катерлез обратились к властям с просьбой о передаче им монастырской церкви Св. Георгия. В ответ они получили отказ. В 1924 г. Районный исполнительный комитет Керчи принял решение о ликвидации монастырского комплекса и дома для сирот. За несколько месяцев почти все здания разобрали.

Пригодные материалы отвезли на стройку. Сооружения, с трудом поддающиеся демонтажу, взрывали. Взрывчатку заложили и под камень, на вершине которого, согласно легенде, произошло явление святого всадника Георгия Победоносца. Ценный артефакт разлетелся на осколки.

Сохранился лишь каменный фрагмент с отпечатком конского копыта.

Возрождение одной из главных святынь и достопримечательностей Керчи началось в первой половине 90-х гг. прошлого века. В двух полуразрушенных корпусах Свято-Георгиевского монастырского комплекса поселилось несколько монахинь. Ими руководила игуменья Анилина.

Женщины своими руками сделали в корпусах печи, как могли, отремонтировали здания и расчистили площадку под строительство уничтоженного большевиками храма. Когда монастырь ожил, возобновилась традиция масштабных крестных ходов на Святую гору от Керченской церкви Иоанна Крестителя. Вскоре в обители возвели новую часовню.

Храма здесь пока нет, но скит все равно посещает большое количество верующих. Многих сюда привлекает знаменитый Живоносный источник, вода которого обладает целебными свойствами.

Источник: https://kerchinfo.com/dostoprimechatelnosti-kerchi-katerlezskij-monastyr-svyatogo-georgiya.html

Катерлезский монастырь святого Георгия

Катерлезский монастырь святого Георгия — действующий женский монастырь во имя святого Георгия, возникший как мужской монастырь в XIX веке недалеко от Керчи на окраине села Войково в Крыму. Впоследствии преобразован в женский из-за распутной жизни монахов. Это первый монастырь в Крыму, прекративший свое существование в 1924 году.

На территории монастыря есть «Живоносный источник» с целебной, имеющий редкий состав водой, где всякий желающий может искупаться и набрать целебной воды.

В переводе с татарского языка «катерлез» означает «всадник на коне». На территории монастыря находится тот самый камень, на который, по свидетельству многих людей, трижды опускался Святой Георгий Победоносец. На нём отпечатаны следы копыт Небесного Всадника. Монахи утверждают, что он и ныне исцеляет своей благодатной силой.

Монастырь во имя святого Георгия возник в Крыму в XIX веке недалеко от города Керчи, у села Войково. Сохранилось предание, что местный пастух каждые утро и вечер поднимался на гору для молитвы. Однажды утром, 23 апреля, он увидел молодого воина верхом на белом коне. Изумленный чабан не мог двинуться с места, пока видение, на которое он с трудом мог смотреть, не скрылось.

Испуганный грек никому не сказал о случившемся, боясь, что ему не поверят. Но через год видение повторилось. На третий год пастух поднялся на гору в сопровождении старцев. Они увидели красивого юношу, который в этот раз стоял на большом камне, рядом со своим конем. Когда люди, трепеща, подошли, и юноша и его конь исчезли. На камне остались отпечатки ног и конских копыт.

А неподалеку лежала икона святого Георгия.

Гора святого Георгия под Керчью стала особо почитаемой в народе. Жители Керчи Николай Джанбеков и Федор Сазонов построили здесь на свои средства небольшую часовню, которую посещали богомольцы, а раз в году, 23 апреля, из церкви Иоанна Предтечи к горе совершался крестный ход с иконой великомученика Георгия.

Эта икона, обнаруженная на горе после встречи со святым Георгием, была доставлена в церковь Иоанна Предтечи в Керчи. Однако на следующий день она исчезла из храма и снова явилась на Святой горе.

Читайте также:  Молитва святому спиридону тримифунтскому о жилье - православные молитвы

Тогда священник отслужил молебен и дал обет построить здесь храм, чтобы поместить в нем икону святого, а до того ежегодно приносить ее крестным ходом.

Святитель Иннокентий, побывав в Керчи, предложил возвести на этом месте каменную церковь. Она была сооружена на средства горожан благодаря активному участию купца В. Я. Гущина в 1857 году и освящена 23 апреля во имя святого великомученика Георгия. В новый храм торжественно перенесли икону святого Георгия и камень с отпечатками его ног. В 1862 году к церкви пристроили колокольню.

Архиепископ Иннокентий обратился в Святейший Синод с просьбой открыть в этом месте небольшой монастырь. При этом он руководствовался не только преданиями. Стремясь укрепить православие на всей территории полуострова, архиепископ старался основать монастыри в разных районах Крыма.

Керчь же, с одной стороны, была довольно удалена от центра, с другой стороны, имела большое значение для христиан, так как именно здесь начал проповедовать апостол Андрей Первозванный, отсюда началось распространение христианства по Крыму, здесь были построены первые храмы.

Поэтому основание монастыря должно было означать преемственность христианских традиций с древнейших времен.

Разрешение Святейшего Синода об открытии в Керчи заштатной общежительной киновии было получено 12 января 1859 года, уже после смерти архиепископа Иннокентия. Монастырь не получал денежной помощи от государства и должен был содержаться на собственные средства.

Киновия получила в пользование 21 десятину земли, пожертвованную керченским градоначальником и местным помещиком Константином Анатольевичем Хамарито. Но большая часть каменистой земли была непригодна для сельскохозяйственной обработки.

Поэтому доходы монастыря состояли из пожертвований, платы за обряды, кружечных сборов и процентов от банковского капитала, основная часть которого была пожертвована архиепископом Иннокентием при образовании Катерлезской киновии.

Братия монастыря была малочисленна: настоятель отец Михаил, бывший казначей Балаклавского Георгиевского монастыря, и два благочестивых старца — Григорий Григорьев и Антоний Петренко.

Но вечернюю и утреннюю службы в монастыре проводили исправно, а литургию монахам помогал служить карантинный солдат Флор. Отец Михаил управлял обителью одиннадцать лет. В 1869 году он был возведен в сан архимандрита и переведен настоятелем в Бахчисарайский Успенский скит.

Новый настоятель и духовник Таврического Архиерейского дома иеромонах Петр (Амвросий Глебов) — много сделал для Катерлезского монастыря: выписал из Москвы парчовое облачение для соборного служения, заказал икону Воскресения Христова. В монастыре появились новые постройки.

Так, керченский купец Иван Егорович Салатич построил небольшой одноэтажный дом для братии. Несколько лет спустя появился и небольшой двухэтажный дом настоятеля.

Скончался отец Петр в сане архимандрита 29 ноября 1888 года. Новым настоятелем стал иеромонах Филофей, законоучитель Киевского Лаврского пещерного двухклассного духовного училища.

Постепенно число монахов возросло, в 1894 году здесь проживало 24 насельника. Монастырская церковь стала мала, поэтому решено было строить новый зимний храм. Его освятили 22 октября 1898 года во имя святых Антония и Феодосия, угодников Печерских.

Здесь хранились мощи восьми святых Православной Церкви: святого апостола Андрея Первозванного, святого Анфима, святого великомученика Пантелеймона, святого Павла Патриарха, святого Космы бессребреника, святых мучеников Христофора, Хрисанфа и Фотинии.

С 1859 по 1869 год на территории киновии построили три братских корпуса, трапезную с кухней и хозяйственные постройки. Деньги на строительство пожертвовали богатые жители Керчи. На средства почетной гражданки А. Аверкиевой в обители возвели каменную гостиницу. Спустя 18 лет в монастыре появились просфорная, баня, мастерские, кузница.

К сожалению, внутренняя жизнь Катерлезской обители складывалась не всегда по Божиим законам, нарушался монастырский устав. Таврическая духовная консистория не один раз разбирала жалобы монахов, стараясь навести в обители порядок. Но мир и спокойствие в монастыре так и не наступили, поэтому в 1900 году епархиальное начальство решило преобразовать мужской монастырь в женский.

Первой настоятельницей Катерлезского женского монастыря стала игуменья Леонида. Прежде она была монахиней Московского Страстного монастыря. Вначале, несмотря на небольшое число монахинь, жизнь в обители стала налаживаться. Но с появлением послушницы Евдокии все изменилось.

Настоятельница Леонида часто болела, поэтому Евдокия занялась ведением хозяйства в монастыре. Она по-разному относилась к монахиням: поддерживала одних и притесняла других, что приводило к ссорам.

Благочинный монастырей Таврической епархии архимандрит Иаков старался навести порядок в обители, но наталкивался на грубость некоторых сестер. Инокини не утруждали себя работой, основным источником доходов в монастыре становится сбор пожертвований.

Такое положение дел тревожило благочинного Иакова, он советовал монахиням взяться за работу, заняться рукоделием, садоводством, огородничеством, и, прежде чем высылать на сборы пожертвований целый полк послушниц, усовершенствовать духовную жизнь, ибо послушницы дерзки, грубы и злоязычны.

Чтобы улучшить обстановку в монастыре, духовная консистория решила сменить руководство, новой игуменьей назначили монахиню Ксению, а казначеей послушницу Клеопатру.

Новым благочинным монастыря стала настоятельница Топловской обители Параскева. Из обители пришлось удалить особенно активных нарушительниц спокойствия, и постепенно здесь воцарились мир и взаимное уважение.

Это подняло авторитет обители среди местного населения, увеличилось число богомольцев.

Тревожные годы революции и гражданской войны мало изменили жизнь монастыря. Но после установления советской власти у женской обители начались проблемы. Катерлезский монастырь стал первым в Крыму, прекратившим свое существование.

В 1921 году Керченский уездный совет принял решение о закрытии монастыря и создании на его территории трудовой колонии. Часть монахинь, желающих сохранить постриг, переехали в Космо-Дамиановскую киновию, остальные остались в своей обители, но вынуждены были подписать документ об отказе от монастырского послушания. Они работали в саду и на виноградниках, разводили животных.

На территории монастыря открыли детский дом. Верующие поселка Катерлез просили передать им церковь святого Георгия в безвозмездное пользование. Но КрымЦИК отказал, мотивируя тем, что действующая церковь не может находиться рядом с детским учреждением.

Однако в 1924 году Керченский райисполком решил ликвидировать и детский дом и церковь. Все здания разобрали на стройматериалы. Так погиб Катерлезский монастырь и церковь святого Георгия. Пострадал даже камень, на котором святой Георгий явился людям.

От нескольких взрывов он разлетелся на куски, но часть камня с отпечатком копыта осталась.

В 90-х годах обитель начала постепенно возрождаться. В двух малопригодных для жизни зданиях поселились несколько монахинь и послушниц под руководством игуменьи Анилины (Ляшко). Они построили печки, запаслись дровами и углем, достали стройматериалы.

Упорным трудом положили начало новой обители: не имея средств, стали расчищать место от камней для постройки будущего храма. В маленькой келии устроили временный храм, где проводятся Богослужения.

Возобновились крестные ходы от церкви Иоанна Предтечи на гору святого Георгия, построена часовня, есть желание прихожан вновь построить храм святого Георгия. Будем надеяться, что скоро вновь зазвонят колокола над Катерлезской обителью.

Источник: http://jalita.com/guidebook/temple_of_yalta/kerch_katerlez.shtml

Ссылка на основную публикацию