Как учить детей молитве и какие молитвы они должны выучить – православные молитвы

Как научить детей молиться?

Как учить детей молитве и какие молитвы они должны выучить - православные молитвы

Что нужно знать о детской молитве – иерей Андрей Чиженко.

Фото: svavva.ru

Прежде всего, нужно знать и понимать, что ребенок – это не взрослый. Мироощущение чад очень сильно отличается от взрослого восприятия. Взрослый уже многое попробовал в этой жизни, через многое прошел.

Образно выражаясь: много раз падал и много раз вставал. Для ребенка же жизнь представляется в ярких красках. Мир преогромен и чудесен, и не познан.

Ребенок каждый день и каждую секунду – Христофор Колумб, плывущий открывать свою Америку.

С другой стороны, дети очень сильно умственно, психически и физически отличаются от взрослых. Взрослый опытен, но уже с «забитым, озабоченным проблемами» разумом. У ребенка мозг намного острее, он, словно губка, впитывает информацию и скорее обрабатывает ее. Взрослый более вынослив и терпелив, ребенок более импульсивен, быстр, эмоционален, но скорее устает.

Так, например, учителям младших классов известно, что активная фаза восприимчивости к знаниям школьника 7-10 лет на уроке длится не более пятнадцати минут. Больше «вливать» знания в его светлую головку бессмысленно. Он не будет их воспринимать. Как правило, тогда учителя меняют род деятельности – с интеллектуальной на физическую (например, гимнастика).

После 5-10 минут мышечных упражнений ребенок снова готов учиться.

Также необходимо знать, что детские и подростковые возрастные группы различны. И то, что будет интересно ребенку пяти лет, не увлечет третьеклассника, а то, что будет интересно третьекласснику, не будет занимательным для одиннадцатиклассника. К каждой возрастной группе нужен свой особый подход с учетом умственных, эмоциональных, гормонально-физиологических особенностей развития.

Как всегда в воспитании ребенка, в том числе и молитвенном, Православие предлагает родителям и учителям метод «золотой середины». Нельзя чрезмерно баловать ребенка, потакать его слабостям и зарождающимся страстям, но и не стоит воспитывать дите в излишней строгости и жесткости.

Оно может сломаться и озлобиться или отстраниться от навязываемой ему науки. Так, например, случилось с Чеховым. Отец заставлял маленького Антошу петь в церковном хоре, вплоть до порки. В итоге у Антона Павловича сложились довольно непростые отношения с религией.

  Насилие, как физическое, так и психическое, до добра еще никогда не доводило. Нужно помнить, пожалуй, главную истину педагогики. Ребенок чаще всего воспринимает не то, что мы ему говорим, а то, как мы ведем себя в жизни. И копирует наше поведение.

То есть мы видим здесь прямое подтверждение принципа «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Ребенок меряет нашу веру нашими же делами. И проверяет, насколько они соответствуют словам.

В деле молитвы лучше всего начать с объяснения. Нужно не навязать ребенку жесткий императив в молитве: «Мол, ты должен и все», «Отсюда и досюда читай, пока не дочитаешь, не выйдешь из комнаты», нет. Бог не любит насилия.

Следует объяснить, руководствуясь опытом Церкви, святых отцов, своей личной жизни, зачем надо молиться. Кто такой Господь? Почему Он невидим? Почему слышит наши молитвы? Важно ответить на вопросы ребенка, приладиться к его восприятию мира, в том числе и молитвы. Я провожу занятия в воскресной школе.

Поверьте, у детей очень много вопросов касательно веры, часто очень неожиданных и весьма интересных.

Детей дошкольного возраста, например, может быть, достаточно научить правильно креститься. И объяснить, что такое крестное знамение. Научить целовать иконы. Иногда их просто достаточно принести или привести в храм, показать икону и сказать: «Бозя!» И с этого начнется их личный путь в православной вере. Приучить носить малыша нательный крестик.

Мой священнический опыт показывает, что нужно почаще приводить детей в храм, чтобы они не боялись необычности церкви или необычного вида (для современного мира) священника.

Молитвенное правило для детей также нужно преподавать в сокращенном виде, чтобы не изнурять ребенка, но, наоборот, пробудить в нем интерес к молитве и внимание к ее словам.

Хорошо молиться с ним вместе, чтобы потом можно было ответить на его вопросы.

Так, например, утреннее или вечернее молитвенное правило для ребенка может состоять из «шапочки», то есть начала: с «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и до «Отче наш» включительно. Потом можно прибавить молитву к святому Ангелу Хранителю и Пресвятой Богородице, небесному покровителю ребенка. И достаточно.

В этом деле важно меньше, да лучше. Пускай малыш прочитает меньше молитв, но с сердечным вниманием, чем больше, но с надрывом и раздражением. С возрастом можно увеличивать молитвенное правило. Но тоже это делать не резко и помногу, но постепенно и понемногу. Определенные молитвы заучивайте с ребенком наизусть, как стихи.

Например, «Отче наш» – главную молитву христианства. Следует также ребенку объяснять значение стихов этой великой молитвы. Можно выучить с ним какую-то короткую молитву Ангелу Хранителю, Пресвятой Богородице, небесному покровителю. Или, к примеру, «Царю Небесный», молитву до и после обучения. Но не перегружая ребенка чрезмерно.

Сегодня существуют специальные молитвословы для детей.

С сыном или дочерью старшеклассниками можно разобрать молитву «Символ веры» по членам, выучить ее. Ведь она представляет собой собрание основных догматов (законов) православной веры.

Можно, конечно же, дорогие братья и сестры в деле воспитания детей применять и строгость, и непреклонность, чтобы ребенок чувствовал ваш авторитет. Но делать и это следует с любовью без гнева и раздражения.

Вообще в злобе и гневе лучше не начинать никакого дела. Все равно ничего хорошего не выйдет.

Следует промолчать, отойти в сторону, помолиться, успокоиться, может быть, даже попросить прощения и лишь потом начинать дело.

Часто священнику приходится слышать примерно следующее: «Вот был мой ребенок маленьким – ходил в церковь, а вырос – перестал». Нужно понимать, что подростковый и юношеский возраст – очень непростое время. Это период становления личности, формирования характера, переоценки авторитета, полового созревания.

И часто человек со всем этим должен разобраться сам, чтобы самому выстроить свою будущую жизнь. И здесь родители, бабушки и дедушки ему могут помочь самым главным – молитвой о нем и добрым советом, но никак не нажимом и авторитарностью.

Пусть подросток сам разберется в своих проблемах, но и чувствует, что вы – родитель – его добрый друг, к которому всегда можно обратиться за помощью и советом в трудную минуту.

Ваше дело молиться, терпеть, ждать и показывать детям пример богоугодной жизни. И поверьте: когда-нибудь они вернутся в храм – вернутся повзрослевшими, осознанно и навсегда. 

Из личного опыта. Я, к примеру, всегда хранил в сердце воспоминание: меня трехлетнего прабабушка приносит в огромный и светлый храм, подносит к сияющей Чаше, к батюшке в золотых ризах… Это воспоминание я пронес через всю свою юношескую жизнь, и впоследствии оно помогло сделать мне верный выбор.

Ваши сын или дочь пошли самостоятельным путем в жизни. Но вы знаете: фундамент в их душе заложен верный. Они будут падать, набивать такие же, как и вы в молодости, шишки, но уже свои. Они будут вставать, чтобы идти дальше.

Но им на их внутреннем сердечном небосклоне будет светить и вести по жизни звезда Православия.

Только старайтесь с малых лет привить им с Божьей помощью любовь к молитве. Она – это путешествие. И ее корабль обязательно привезет нас к Богу.

Иерей Андрей Чиженко

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kak-nauchit-detey-molitsya

О детской молитве – православное образование

Своими мыслями о том, как учить молиться самых маленьких, делится священник Игорь Степанченко, настоятель Борисо-Глебского храма города Часов-Яр на Донбассе − отец четырёх детей, педагог по образованию, пять лет проработавший в общеобразовательной школе.

Обучение молитве начинается в утробе матери

Отец Игорь, с какого возраста нужно начинать учить детей молитве? И с чего, собственно, начинать?

− Зачатие ребёнка − это уже рождение новой жизни в утробе материнской. Новая жизнь начинается только по благословению и воле Божией.

А значит, если православная мама молится дома, ходит в храм Божий, старается по мере возможности своего положения поститься во славу Божию − тогда этот маленький ребёночек уже начинает учиться молитве, посту.

Когда мама готовится ко причастию, исповедуется, в какой-то мере малыш тоже участвует во всём этом. Он присутствует с ней на богослужении: слышит песнопения, удары колокола, евангельское слово. В какой-то степени он тренируется и в молитве.

После рождения он становится субъектом, самостоятельной частью Церкви, и когда мама молится рядом с ним, молится во время его кормления, ребёнок тоже всё воспринимает и учится молитве с молоком матери в прямом смысле этого слова.

И потому, когда мама настраивается на молитву, ребёнок тоже участвует в ней, общаясь с Господом. Ведь в молитве мы собеседуем с Богом.

Он не где-то в сторонке − Он в нас, так как Сам говорит: «Ваше тело есть храм Божий, в котором содержится благодать Духа Святаго».

После рождения и крещения ребёнка православные родители, крёстные приносят его ко причастию Тела и Крови Христовых, и всё это − комплекс учёбы, духовного возрастания в молитве и в посте.

Ведь пост распространяется и на младенцев, когда по мере возрастания они на всё большее время остаются без еды перед причастием. Сначала это час − чтобы грудничок не срыгивал, а после время увеличивается.

С возрастанием ребёнка усугубляется аскетичность его поста, и к семи годам маленький человек уже готов причащаться натощак − ему это не сложно.

От азов к более сложному

Когда ребёнок подрос, какой молитве его учить − каноническим текстам или, как говорится, «от себя», то есть своими словами?

− Если всё происходит так, как мы говорили, и ребёнок становится соучастником духовной жизни мамы, то каноническую молитву он слышит постоянно. Пусть краткую − Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся!» или правило Серафима Саровского. Даже если ребёнок будет слышать молитвы в кратком объёме, он запомнит их.

Если учить молитве от сердца, «от себя», то в любом случае мы придём к такому времени, когда ребёнка придётся научить и канонической молитве. На мой взгляд, учить нужно канонической молитве, а потом уже, когда он освоит азы, можно учить тому, как произнести немногословную молитву от сердца. Лучше идти от фундамента — канонической молитвы.

На крепком фундаменте

Некоторые родители могут возразить: ведь дети могут не понимать слов канонической молитвы, и тогда будут молиться автоматически.

− В этом случае можно прибегнуть к комплексному изучению. Пусть в жизни малыша присутствуют краткие молитвы. «Господи, помилуй моих близких и родных!» − помолится малыш и перечислит маму, папу, брата, сестру.

Но наряду с молитвой от сердца должна присутствовать и молитва каноническая, которая будет цементировать наши духовные начинания, чтобы они были более крепкими, более глубокими − это каноничность даёт сама по себе.

Молитве нужно учиться всюду

Если родители не молились с момента зачатия чада − например, позже воцерковились, − как и где ребёнку лучше учиться молитве? В храме? Или дома? Или, может быть, лучше это отдать профессионалам — учителям воскресной школы?

− И дома, и в церкви, и в воскресной школе! Это тот комплекс, который будет давать полноту познания православной веры и молитвы. Нельзя обойтись только какой-то одной молитвой — домашней или церковной.

Все эти моменты дополняют один другой и не являются взаимоисключающими.

Молясь дома с родителями (утром, вечером, перед едой и после, перед началом и после окончания дела), прибегая к соборной молитве в церкви, молясь в школе воскресной, ребёнок учится всю свою жизнь наполнять молитвой. Всё это даст свои навыки, свои плоды.

Как молиться в школе?

Отец Игорь, что Вы как опытный родитель посоветуете родителям православных школьников − как ориентировать детей в светской школе? Допустим, ребёнок привык молиться перед едой и после, но в общественной столовой он смущается делать это.

− Нужно учитывать общество, в котором учится ребёнок: как класс относится к таким вещам, учителя. Если есть возможность, если классный руководитель воцерковлён, а в классе есть контингент детей, которые ходят в храм, − почему нет?

А если единомышленников нет,  молитва должна быть совершена однозначно, но сделать это нужно про себя.

Важное правило маленького человека

С какой интенсивностью нужно увеличивать детское молитвенное правило?

− Вообще, детское правило  самое простое. На мой взгляд, его не надо увеличивать, главное − чтобы оно было систематичным и регулярным.

А что должно его составлять? Какие молитвы?

− Как правило, это должны быть краткие молитвы. Сейчас доступен большой объём детской духовной литературы, в частности, детские молитвословы, на которые можно ориентироваться.

Также есть детские Библии, Евангелия, послания апостолов, жития святых, адаптированные для разного возраста − всё это можно изучать с детками.

Главное, чтобы это было систематично и регулярно, что обеспечит духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека − маленького или взрослого − невозможно.

Читайте также:  Чудотворная икона пресвятой богородицы "милостивая" - православные молитвы

Нужно смотреть и на ребёнка − сколько он способен выстоять на молитве. Один может постоять, другому нужно сидеть, один выдержит пять минут − и его внимание рассеивается, другой в том же возрасте выдержит десять-пятнадцать минут молитвы. Важно учитывать особенности психики, характера ребёнка. Ни в коем случае не должно быть крайностей.

Нельзя переусердствовать, но и слишком лояльное отношение тоже неполезно. Нужно найти такую середину, при которой ребёнку будет не тяжело и интересно. Важно, чтобы ребёнок потрудился, ведь в духовном делании понуждать себя необходимо.

К этому мы должны стараться приучать своих детей, это нужно им разъяснять.

Очень важно рассказать, зачем и кому нужна молитва, что для нашего блага, спасения важно молиться Богу − Тому, Кто нас создал (в этом случае можно обратиться к детской Библии или Закону Божию).

Не принуждением, а наставлением

То есть если ребёнку не интересно, не хочется молиться − нужно не настаивать, но стараться привести его к пониманию необходимости молитвы?

— Да, нужно создать ему такие условия, когда он хоть пять минут будет участвовать в молитве. Беседы, рассказы, чтение детской духовной литературы, которая сейчас не только доступна, но и очень грамотно составлена и красочно оформлена — всё это средства.

Просто посмотреть картинки — это уже возможность привлечь внимание. А заинтересовав картинкой, можно уже рассказать что-то необходимое для ребёнка.

Например, сейчас появилось много книжек с детскими стихами, которые учат основам православия, и родители могут не «читать лекции», а прочитать рифмованные строчки, что детям нравится гораздо больше.

Так что в этом отношении, как и в любой области педагогики, должен быть элемент игры, творческий подход. Например, не хочет ребёнок читать «Отче наш».

Мы почитаем с ним православную книжку, посмотрим в ней картинки, поговорим об этой молитве − разве не лучше поступить так, чем через слёзы и конфликты поставить малыша на молитву? В этом вопросе важно не переусердствовать, не перегнуть палку, не сломать, ведь потом так сложно будет выровнять все эти перекосы!

Вообще, было бы замечательно, если бы родители относились творчески ко всем сферам детской жизни: выполнению уроков, навыкам труда. Беседа, разъяснение, игра всегда лучше принуждения.

В поисках золотой середины

Есть родители, которые очень любят длительное молитвенное правило и активно привлекают к этому детей. Как вы считаете, где грань разумного в этом вопросе?

− Как уже было сказано, задача родителей − найти золотую середину, которая будет оптимальной и наиболее радостной для ребёнка. Мы, взрослые, молимся в соответствии со своими духовными возможностями. А они дети, они только становятся на этот путь, наша задача − укрепить их, но не сломать.

Не нужно возлагать наши труды на детские плечи — это будет перебор, крайность, ничего общего с золотой серединой не имеющая. По мере возрастания можно пытаться привлекать их к своему молитвенному правилу. Но опять же: нужно смотреть на способности. Нельзя дать двоечнику задание отличника, как и наоборот.

К этим вопросам нужно подходить очень мудро, ни в коем случае не уравнивая детей между собой.

Возможно, будет удобно какие-то правила вычитывать только ребёнку, а за какие-то браться вместе.

Молитва и научение

Чему нужно учить ребёнка, кроме молитвы? Я имею в виду духовную почву, базу, которая должна быть у маленького христианина.

− Закон Божий для детей. Без знания Закона Божия невозможно духовно развивать ребёнка. Необходимо изучать историю православия, нашей Церкви. Важно читать Библию для детей, Евангелие для детей. Думаю, это чтение будет полезно и родителям.

Беседовала Екатерина Щербакова

prichod.ru

Источник: https://pravobraz.ru/o-detskoj-molitve/

Молитвы читаемые при крещении ребенка – какие нужно знать

Самый первый шаг для уверовавшего человека, очищение от грехов, присоединение к Церкви — таинство крещения. Оно требует подготовки — в древности это занимало несколько лет. Сегодня же необходимо лишь выучить две молитвы перед крещением.

Чтобы не совершать просто обряд, а действительно стать христианином, необходимо понимать все происходящее. Для этого надо посетить огласительную беседу, где произносятся (оглашаются) основные догматы, поясняется смысл действий, которые будет совершать священник и его помощники. Обязательно перед крещением выучить главные молитвы — Отче наш и Символ веры.

  • Молитва Господня была дана самим Иисусом Христом. Она собирает душу и разум человека, направляя их прямо к Богу, непосредственно к Нему, минуя всяких посредников. В этом цель христианской жизни — обратиться к небу, достичь Его, достигать всей жизнью, всеми устремлениями, отрекаясь от своего «я».
  • В противном случае, если человек на это не готов, не стоит даже креститься, лучше еще походить в храм, хорошо узнать приходскую жизнь, чтобы понять, подойдет ли она именно вам.
  • Также Отче наш входит в число ежедневных молитв. Личное общение с Богом — это все равно что дыхание, без него христианин просто мертв духовно. Как же можно не знать хотя бы основных молитв?

Символ веры вырабатывался несколько столетий, это плод усилий многих святых отцов.

Каноническая его формулировка была направлена на то, чтобы дать прихожанам в сжатой форме все учение, избежать его искажений, которых и в наши дни немало. Эту молитву также обязательно знать при крещении.

Ведь она выражает все главные догматы, которые православный должен не только зазубрить, но и уметь объяснить тому, кто будет спрашивать — друзьям, знакомым, родственникам.

В православной церкви в богослужебных целях используется церковно-славянский язык. Поэтому тексты тоже необходимо выучить на нем. Перед этим необходимо прочитать подстрочный перевод, чтобы смысл молитвы был понятен.

Есть остались неясности, следует обратиться к батюшке, который будет крестить. Не надо бояться показаться глупым — глупо посещать храм и не понимать, что там происходит.

А вопросы показывают, что человек пытается познать новое, имеет пытливый склад ума.

Для детей молитвы при крещении, сами обряды абсолютно такие же. Только выучить и читать их должны крестные родители. Именно они обязаны посетить беседы в храме, а также затем водить малыша в храм, объяснять ему истины новозаветного учения. Это очень большая ответственность, которую необходимо осознавать.

Всю подготовку за младенца проходят восприемники, вместо него вслух читают молитвы при крещении. Матери ребенка никаких особенных молитв знать не нужно. Главное — пройти обряд очищения.

Это древний обычай, связанный с тем, что после родов у женщины наступает ритуальная нечистота. До этого по традиции нельзя входить под своды храма, можно находиться лишь в притворе (небольшой коридор сразу у входа).

Священник прочитает несколько молитв, и тогда молодая мама сможет присутствовать на крещении.

Подготовка закончена, наступает торжественный день. При крещении читается очень много молитв, таинство может проводить только священник. Но в исключительных случаях это допускается делать и мирянину.

Например, если человек находится в реанимации и туда никого не допускают. Тогда сами медики могут окропить больного святой водой и произнести краткие молитвы, которые при крещении произносят миряне.

Непосредственно перед обрядом ничего особенного делать не нужно, только взять с собой все необходимое и вовремя прийти в храм. Понадобятся свеча, крестик, сменная одежда, полотенце.

Если крестят погружением, то и белье, хотя в большинстве храмов сегодня взрослых лишь обливают (голову и плечи). А вот младенца батюшка может полностью трижды опустить в купель, прикрыв рукой ему нос и рот, чтобы не попала вода.

Бояться не надо, обычно ребенок ничего не успевает понять, а воду наливают подогретую.

Когда настанет время читать молитвы, необходимые перед крещением, священник или его помощник подадут знак. После таинства еще следует чин воцерковления, затем можно идти домой.

На другой день (или через несколько дней, смотря по расписанию и в зависимости от того, когда совершался обряд) обязательно прийти на Литургию, причаститься.

Если крестят в больнице, обычно батюшка причащает такого человека сразу, ведь есть угроза смерти.

  • Молитва крестной матери при крещении
  • Молитва от испуга у ребенка — читайте здесь
  • Молитва при завязывании красной нити на запястье — https://bogolub.info/molitva-pri-zavyazyvanii-krasnoj-niti-na-zapyaste/

В интернете много выдуманной информации, поэтому узнавать все следует в храме, а не на сомнительных сайтах. Подготовка к таинству несложная, но после него начнется целая жизнь, полная искушений, падений, устремлений к Богу. Именно к ней на самом деле следует готовиться. Помоги вам Господь!

1.Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2.И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4.Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5.И воскресшаго в третий день по Писанием. 6.И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8.И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9.Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10.Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11.

Чаю воскресения мертвых, 12.и жизни будущаго века. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

Да приидет Царствие Твое,

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;

И не введи нас во искушение,

Но избави нас от лукаваго.

Источник: http://world-of-facts.com/molitvy/molitvy-chitaemye-pri-kreshhenii-rebenka-kakie-nuzhno-znat

Основные молитвы, которые должен знать каждый православный

Мама моя всегда считала себя человеком неверующим… Еще бы, советское воспитание! Но все заканчивается рано или поздно. Однажды она начала молиться. Произошло это во время потрясающей и страшной грозы. Да, испугалась… Молилась неистово! Удивительно то, что читала она в этот момент знакомые мне молитвы.

Самое высшее образование

Святые отцы называют Православие самым высшим образованием. Постижение его начинают с изучения азов, с тех молитв, которые должен знать каждый православный. Знать так же, как химик знает таблицу Менделеева, музыкант — ноты и т. д.

Просто знать недостаточно, молитву необходимо постигнуть, но это дается не сразу. Шаг за шагом, запоминая молитвы наизусть, постигая их смысл, мы обретаем молитвослов в своем сердце. Печатное издание — это замечательно, но не всегда его имеешь под рукой.

Два крыла у верующего человека — вера и молитва. Молитва — дыхание жизни. Верующий человек, утративший молитву, теряет и веру свою. Святые отцы говорили о подвиге молитвы. Почему?

Поднимая труд молитвенный, необходимо приготовить душу свою к искушениям. Положить начало благое не просто, порой — это дело многих лет жизни, но именно это необходимо.

Отче наш…

Молитва, которую должен знать каждый православный беспрекословно, ибо она установлена Самим Богом. Эту молитву мы читаем в Четвероевангелии:

Христос говорил о том, что и одной этой молитвы достаточно, поскольку не в многословии заключается главный смысл обращения к Богу, а в сердце человеческом.

«Отче наш» имеет определенный канон, включающий в себя все основоположения обращения человека к Создателю:

  • Прославление Бога,
  • Смирение,
  • Покаяние, без которого ни одна молитва невозможна,
  • Прошение о насущном.

В этой молитве человек не говорит о своей насущной нужде, он просит Господа открыть ему волю Божию, дабы следовать ей. Эту молитву следует читать только после того, как мы простили всем, кто огорчил нас, иначе слов «и остави нам долги наша…» произнести будет совершенно невозможно.

Иисусова молитва

Эту молитву невозможно не знать: короткая, покаянная, знакомая даже детям. Она очень созвучна молитве мытаря, но есть небольшое отличие в тексте и очень большое отличие в способе ее применения.

Иисусову молитву читают монахи, произнося ее постоянно. Именно этой молитвой обретают они молитву непрестанную, именно для творения такой молитвы монахам необходимы четки.

Ею в древности исцеляли неисцелимые недуги.

Иисусова молитва — это моление Его именем, им же установленное. Такая молитва считается Божественным даром, который «вдруг» не обрящешь.

Символ веры

Символ веры — это утверждение веры православного человека, его согласие со всеми событиями, которые произошли более 2000 лет назад. Эту молитву особенно следует читать в минуты отчаяния, в минуты сомнения, поскольку своим утверждением сомнения эти она уничтожает. Если есть сомнение хоть в одной строке молитвы, то с верой что-то не в порядке.

Богородице Дево радуйся

Эта молитва похожа на чистый кристалл. Слова были произнесены праведной Елисаветой, когда она встретила Деву Марию, пришедшую к ней. В этот момент Елисавета была непраздной и младенец взыграл во чреве ея. Тогда и осознала она, что встретила не просто родственницу свою, а Матерь Божию. Так родилась эта молитва.

Читайте также:  Ставропигиальный монастырь или приход в православии - православные молитвы

Читают ее при сомнениях, искушениях, соблазнах и в духовной радости. В первых случаях используют особое правило:

  • Пред началом чтения самой молитвы произносят слова: «предложение твое, враже, на главу твою, Богородице Дево, помоги мне»,
  • Читают «Богородице Дево радуйся» много-много раз, пока читается, дабы отогнать наваждение.

Молитва Ангелу Хранителю

Утреннее правило предваряет грядущий день. Утром мы готовимся каждый к своему служению и, конечно, молимся Ангелу Хранителю, чтобы сохранил он нас от всякого зла. Этой молитве непременно нужно учить детей, она будет охранять их всегда:

«Ангеле Божий, Хранителю мой святый, сохрани мя от всякого зла. Аминь»

Когда молишься Ангелу Хранителю, не забудь обратиться с молитвой и к своему Святому теми же словами.

Молитва пред любым начинанием

Удивительная, проникновенная молитва ко Господу должна быт преддверием каждого начинания. Иногда пред началом любого дела читают «Царю Небесный», но чаще сугубую молитву:

Мы просим не только о помощи в нашем труде или предприятии, мы просим о том, чтобы дело наше не было направлено против воли Божией. Это очень важно. Но важность сию сразу не осознаешь.

Покаянный псалом

Псалом 50 был написан Царем Давидом после того, как он сильно пал. Его падение было настоящим крушением. Оно же привело его к глубокому покаянию. Покаяние — это дар, который мы у Бога просим ежедневно. Мы словно бежим за ним, а догнать его не можем. Покаяние… Дай, Господи, положить нам на земле хотя бы начало ему. Трудно это, но без покаяния душа человека спастись не может.

Живый в помощи

90 псалом — сильнейший псалом, который выучить наизусть сложно, но необходимо. Он помогает нам в трудную минуту, когда нет видимого выхода. Читая псалом, мы защищаем себя и своих близких, у нас появляются силы переступить через страх. Читаем, что об этом говориться в молитве: «падет от страны твоея тысяща…»

Очень часто 90 псалом читают при исходе души, облегчая переход души из времени в вечность.

Трисвятое

Удивительная молитва, которую принесли человеку Ангелы. Читать ее можно всегда! Всегда она присутствует в молитвословах, сопровождает храмовые служения. Она гениально проста и чиста:

Молитва на сон

Просыпаясь, христианин молится о предстоящем дне. Засыпая, он молится о предстоящей ночи. Засыпать без молитвы? Страшно. Молитву на сон грядущий знать необходимо твердо.

Верую, господи

Вряд ли кого из людей минует уныние. Грех, за которым следуют сомнение, страх и.. маловерие. Для таких моментов тоже есть молитва. Пусть она будет достойным оружием в тяжелые моменты жизни:

«Верую, Господи! Помози моему неверию!»

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/osnovnyie.html

Детская молитва — как научить ребенка молиться?

Содержание:

Детская молитва — особый опыт в жизни христианина. Чтобы встреча ребенка с Богом состоялась, нужен пример родителей. Именно на маму и папу, которые молятся, постятся, причащаются, и равняются чада. О первом молитвенном опыте, искренности, наивности и первых «уроках» общения с Богом читайте далее.

Первые детские воспоминания

До сих пор помню, как вместе с мамой учила «Отче наш». Тогда почти целый день лил дождь, грохотал гром и блистала молния. А я повторяла слова первой молитвы. До этого слышала ее и в храме, но больше различала только отдельные фразы. Потом мы вместе учили еще «Богородице Дево». А еще мама говорила, что на ночь нужно целовать крестик, и крестила мне подушку.

Однажды вечером я не помолилась. А ночью приснился кошмар — какая-то Баба-Яга пыталась догнать меня. Как сейчас помню: в ужасе проснулась, сердце стучит, а детская молитва так и льется…

Помню, как мама вела меня с братом ко Причастию. Мы тогда еще не то что не осознавали суть Таинства, а даже не понимали, почему нельзя было с утра кушать шоколадные конфеты.

Также хорошо помню, как постилась в первый раз. В памяти не отложилось, сколько мне тогда было лет. Но родители объясняли, что сегодня — праздник усекновения главы Иоанна Крестителя. Помню, как по-детски переживала историю Иоанна Предтечи, а вечером мама с любовью налила мне тарелку грибного супа.

Никогда не забуду, как первый раз исповедовалась. Перед тем бабушке рассказывала, что насчитала у себя семь грехов. Начинались они словами: «Не слушалась маму, не слушалась папу, не слушалась дедушку, не слушалась бабушку», — уже четыре.

Также вспоминается, как тетя подарила детскую Библию. Если раньше мама рассказывала отдельные истории, то теперь я могла читать их сама. На свечном ящике в храме мне очень понравилась обложка книги «Моника, мать блаженного Августина».

Помню, как попросила маму ее купить. Да, книга совсем не детская, да и читала я еще плохо, но родители не отказали мне в подарке. Я даже по-своему ее «освоила». Хотя содержания не помню, надо будет в самом деле перечитать.

Это была первая духовная книга после Библии.

От первой детской молитвы до чтения правила

Еще очень хорошо помню, как молилась в третьем классе, чтобы хорошо написать все контрольные. История была весьма интересной. Во втором классе нашу школу покинула первая учительница. Начальство решило на ее место поставить… мою маму. Надо сказать, что она никогда не давала поблажек, но почему-то все дети думали, что мне завышают оценки.

В конце года мама на три недели поехала на плановые курсы повышения квалификации. На замену пришла новая учительница. Тогда я очень сильно молилась, чтобы получить хорошие оценки. Ведь если нет, то все подумают, что мама специально завышает мне оценки. А это ведь не так! Мама очень справедливая…

Целых две недели третьеклассница доставала с полки родительский молитвослов и читала уже не совсем детские молитвы, а утреннее и вечернее правила. Без сокращений, как часто сейчас.

Господь свидетель, очень мало понимала.

Но делала это настолько усердно и благоговейно, с такой верой, что Бог меня услышит! Сейчас я скучаю по этому духовному состоянию… Как и по тому, когда проснулась среди ночи из-за кошмара с Бабой-Ягой.

И Бог действительно меня услышал. Все контрольные — на пятерки, а по математике только в моей работе (точно Ангел-хранитель подсказывал) не нашлось ошибок.

Хорошо помню, как родители поехали в Почаев, а мы с братом долго дожидались их приезда и рассказа о маленькой пещерке, в которой молился святой Иов.

Через несколько лет вместе с папой мы тоже побывали на этом святом месте. Я молилась, чтобы забраться в пещерку и выбраться из нее. А еще два дня по прибытии домой я все равно находилась там.

Возможно, я слишком много времени уделяю детским воспоминаниям. Но этим хотела донести только две мысли:

  • не знаю, каким был бы мой путь к вере, если бы не пример родителей;
  • в детстве молиться получается намного легче и искреннее, грехи не обременяют.

Как научить ребенка молиться?

В детском возрасте родителям важно именно заложить фундамент, показать собственный пример, создать условия для того, чтобы встреча ребенка с Богом состоялась. Если так будет, то даже в тяжелом подростковом возрасте причин для тяжелейшего разрыва с Церковью не найдется.

Как научить ребенка молиться? Тяжело давать какие-то однозначные советы. Есть много нюансов.

  1. Дети должны видеть пример родителей: как они обращаются друг с другом, как вместе молятся, ходят в храм, приступают к Святым Дарам.
  2. Старайтесь регулярно причащать ребенка. Пусть он с раннего возраста получает Благодать, способную восполнить все ваши прорехи в воспитании.
  3. Вечером рассказывайте ребенку не только красивые сказки, но и истории из Библии. Важно говорить с ребенком на том языке восприятия, который ему свойственен в этом возрасте. Большая ошибка родителей, когда они требуют от детей больше, чем те могут понять.
  4. Пытайтесь побудить ребенка выйти на личностные отношения с Богом, а не вызвать у него апатию к длинным богослужениям и непонятным текстам утреннего и вечернего правила.
  5. Рассказывайте ему о мире, о том, как все мудро устроено Богом, что Господь слышит каждого. Подводите его к первым детским молитвам. Пусть сначала это будет самое элементарное «Господи, помилуй».
  6. Скажите ребенку, что Бог его слышит, обязательно расскажите, как Иисус любит детей.
  7. Если в семье кто-то болеет, попросите ребенка помолиться со всеми. В одной семье, где мама тяжело болела, папа вместе с сыном и дочерью дошкольного возраста становились на колени каждое утро и каждый вечер. И в эти моменты женщине становилось легче, боль утихала.
  8. Подарите детям их первые молитвослов и Библию. Им хочется быть похожими на взрослых и молиться не только своими словами, а как мама и папа.
  9. Когда вы с ребенком учите наизусть определенные тексты молитв, обязательно объясняйте их значение. С детства прививайте им осознанность.
  10. Не проявляйте насилия в молитве. Дети должны с раннего возраста усвоить, что Бог есть любовь. Детская молитва должна исходить не из-под палки, а от чистого сердца.
  11. Когда дети уже подрастут и будут более-менее понимать суть молитв, можно подключать их к совместному чтению утреннего и вечернего правила.

Знаю семью, в которой утром и вечером все собираются вместе: папа, мама, два сына. У каждого есть свой молитвослов. Они по очереди читают, потом родители крестят дом на все четыре стороны.

***

Первый молитвенный опыт остается с человеком на всю жизнь. Крепко заложенный фундамент детской молитвы поможет человеку строить дом отношений с Богом.

Источник: http://megapoisk.com/detskaja-molitva-kak-nauchit-rebenka-molitsja

Как учить детей молитве

нашла на сайте Материнство:
Подобаетъ всегда молитися [Лк. 18, 1]

Завет Спасителя – всегда молиться. Молитва – это дыхание духовной жизни. И как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с оставлением молитвы.

По ритму дыхания судят о здоровье, и как боятся родители, когда дыхание ребенка затрудняется и ему грозит удушье (болезнь «круп»). Но несравненно более мы должны бояться отсутствия или прекращения у детей дыхания духовной жизни – молитвы.

Чтобы помешать этому, следует начинать и развивать молитву ребенка с самого раннего младенческого возраста и непрерывно поддерживать и углублять ее.

С первым пробуждением сознания, т. е. в возрасте около двух лет, надо прививать ребенку понятие о Боге как Источнике жизни, всех благ и добра и начать учить его молиться.

Пусть ребенок усвоит на всю жизнь, что первым движением его по пробуждении есть сложение перстов и крестное знамение; первые слова – хвала Творцу («слава Тебе, Господи, слава Тебе»); первая беседа – молитва – приношение Богу в положенной мере своих славословий и прошений; первое вкушение в течение дня – это причастие или принятие святой воды и освященного хлеба (просфора, антидор, артос).
При возрастании ребенка первым его чтением в течение дня должно быть Евангелие и первым посещением в праздник – Божий храм.

Еще в Ветхом Завете Бог требовал от человека всего первородного – посвящения Ему первенцев и приношения Ему всех начатков [Лев. 2, 12; Исх. 13, 2].

Святой Иероним так пишет к вдове Лидии: «Радость матери-христианки должна состоять в том, чтобы научить свое дитя произносить сладчайшее имя Иисуса в то время, когда и голос его слаб, и язык его еще нем. Помни, что начатки всего исключительно должны принадлежать Господу; поэтому первые мысли, первые слова дитяти должны быть освящены благочестием».

Молитва проявляется у нас в трех формах: в выполнении домашних молитвенных правил, в вознесении к Богу кратких молитв в течение всего дня и в посещении церковного богослужения. Ко всем этим трем формам молитвы необходимо с детства приучать и детей.

Обычно дети начинают учиться молиться с «Богородицы». И это правильно: Матерь Христа – Матерь всего христианского рода. И как первые слова в лексиконе ребенка – «мама» и «папа», так и первые беседы его с Богом должны составляться из «Богородицы» и из «Отче наш». Одновременно следует приучать его молиться за близких.

Вместе с началом молитвы должно учить ребенка крестному знамению.

Святой Иоанн Златоуст дает такое наставление матерям: «Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение прежде, чем они сами в состоянии будут делать это; напечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками». Когда дети подрастут, необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение было у них широким, неторопливым и делалось тщательно.

С ростом ребенка должно непрерывно расти и его молитвенное правило. Преподобный Серафим учит мирян совершать правило три раза в день – утром, в середине дня и вечером. Для людей, может быть, слишком обремененных трудом и имеющих мало времени, это правило заключает в себя: три раза «Отче наш», три раза «Богородице» и один раз «Верую».

Отроки, вполне овладевшие грамотой, для утра и вечера могут взять установленные Церковью утреннее и вечернее правила, а для середины дня оставить правило преподобного Серафима. Последнее, по указанию Преподобного, должно читаться хотя бы среди дела, на ходу, если невозможно выбрать днем времени для уединения.

Совершение утреннего и вечернего правила потребует от детей при неторопливом чтении около 10-15 минут для каждого правила. Не будет ли это слишком трудно и долго? Выше уже указывалось, что количество молитв надо увеличивать постепенно, по мере роста ребенка.

Читайте также:  Что такое соборование, для чего оно нужно и как проводится? - православные молитвы

Искусство воспитания детей (как и перевоспитания взрослых) требует, чтобы усилия в определенном направлении совершались постепенно и вместе с тем непрерывно.

Вспомним, с какой постепенностью авва Дорофей приучал своего ученика Досифея к воздержанию в пище. Авва убавлял его порцию очень понемногу и лишь после того, как Досифей привыкал к предыдущему сокращению пищи.

Так и в данном случае – постепенный рост молитвенного правила незаметно приучит к нему детей, и оно не будет казаться им длинным.

Вместе с тем, следует предостеречь тех родителей, которые думают, что продолжительности молитвословия не требуется и нужно лишь качество. Святые отцы Макарий Великий, Игнатий Брянчанинов и др. указывают, что качество нашей молитвы низко и что его надо восполнять количеством, восходя через него к качеству.

Один из святых отцов говорит: «Делайте, делайте внешнее, ибо внешнее принадлежит нам, а внутреннее Богу. А за внешнее Господь даст нам и внутреннее» (т.е. видя наше терпение в совершении длительного правила, Господь даст нам и внимательность в молитве, и теплоту чувства).

При добавлении в правило новых молитв их нужно объяснить. Когда дети подрастут, им следует рассказать историю происхождения молитв, и познакомить с жизнеописанием их авторов.

Читая «Святый Боже», малыши будут слышать песнь ангельских хоров, виденных мальчиком в Константинополе при патриархе Прокле; начиная «Достойно», будут переноситься в убогую афонскую келью, где впервые раздалось начало этой молитвы в устах Архангела Гавриила; читая внимательно прошения в вечернем правиле, они вспомнят о Великом Златоусте и т. д.

В первые века христианства молитва в семье была общей и на нее собирались все члены семьи вместе с домашними слугами. Обычно при этом молитву читал хозяин дома, а все присутствующие тихо за ним повторяли. Нам следует подражать этому обычаю, и вечернее, а если возможно, то и утреннее правила сделать общими для всех членов семьи.

Чтение правила можно поручить подросшим детям, чтобы они принимали в молитве живое участие. Если взрослых детей несколько, то каждый из них читает в очередной для него день. Родители при этом должны научить детей правильному и внятному чтению и следить за тем, чтобы оно было неторопливо.

С отроческого возраста необходимо приучать и к поклонам, поясным и земным. Поклоны восполняют нашу рассеянность в молитве: усилиями тела дополняются слабость внимания и нечувствие сердца.

Обычай коленопреклонения во время молитвы установлен Самим Господом, Который в Гефсиманском саду «паде на земли, и моляшеся» [Мк. 14, 35].

Поэтому коленопреклонение во время молитвы существует со времен первых христиан.

Следует обращать внимание также и на внешнюю манеру держаться при молитве, приучая детей стоять прямо и со взором, устремленным на иконы. Платье молящихся должно быть также в порядке. Внешняя собранность помогает и внутренней.

Древние христиане тщательно подготовляли себя к молитве и считали необходимым мыть перед нею свои руки: они живо переживали чувство, что являются перед лицом Небесного Царя и нельзя предстать перед Ним со следами небрежности и нечистоты как с внутренней, так и с внешней стороны.

Очень хорошо общее правило заканчивать совместным пением таких молитв, как, например, «Заступница усердная», «Под Твою милость», тропарей семейных святых и т. п.

Чтобы оживить усердие детей к молитве, хорошо рассказывать им о тех случаях, когда усердная детская молитва исполнялась Богом, сопровождаясь иногда чудесами. Такой случай был, например, в детстве с преподобным Александром Свирским.

Ему, как и преподобному Сергию, не давалась грамота. Это сильно огорчало отрока. Однажды со слезами он молился в храме о раскрытии своего разумения и услышал голос: «Встань, ты получил чего просил».

С этого времени он легко стал понимать книжную мудрость.

Помимо утреннего и вечернего правила, детям следует заучить ряд молитв для чтения при различных случаях в течение дня.

Сюда относятся молитвы перед едой и после нее, перед учением и после него, перед всяким делом и после него, перед дорогой, благодарение за благодеяния Божии, тропарь своего святого.

Старец Амвросий Оптинский советует подросшим детям заучить псалмы «Живый в помощи Вышняго» [Пс. 90] и «Господь просвещение мое» [Пс. 26].

Чтобы приучить ребенка к церковной молитве, необходимо с раннего возраста брать его в церковь на богослужения. Он не будет тяготиться, если привыкнет с детства бывать на них от начала до конца. Для отроков необходимо посещение воскресных и праздничных всенощных и литургий. Христианская семья первых веков молитве посвящала ночи.

Если детям трудно стоять на службе, им надо объяснять, что Господь требует от нас терпения и что «uзкая врата и тэсный путь вводяй въ животъ» [Мф. 7, 14].

Не стоит устранять подросших детей и от ночных богослужений, когда они положены Церковью (например, на Страстной неделе, на Пасху, перед Рождеством).

Хорошо вспомнить при этом случай, который произошел со святым Григорием Нисским, когда тот еще был мальчиком. Все семейство Григория участвовало в торжественном ночном богослужении, устроенном в часовне при их доме в честь перенесения туда мощей «сорока мучеников».

Григорий ушел со службы и уснул в ближайшей беседке, но был разбужен страшным сновидением. Как будто он хочет войти в сад и принять участие в богослужении, однако воины-мученики не пускают его и хотят наказать жезлами.

Напуганный мальчик прибежал к урне с мощами и с плачем стал просить у Бога и у мучеников простить его леность.

Придя из церкви, детям надо объяснить то, что они не поняли из слышанного. Мать Задонского затворника Георгия имела обыкновение по возвращении домой из церкви спрашивать сына, какое Евангелие читали за литургией. Она ласкала мальчика, когда видела из его ответов, что он был в церкви внимателен, и слегка наказывала за невнимание.

Кроме праздничных дней, детям надо посещать службы Страстной и Святой недель и богослужения в дни своего Ангела, своего рождения и семейных событий (похорон, крестин и т. п.). Сюда следует добавить посещение церкви перед началом учения, молебнов и т. п. Ребенок должен сродниться с богослужебным кругом и усвоить, что вся его жизнь благословляется, держится и освящается через молитвы Церкви.

Трогательные песнопения и обряды нашей Православной Церкви необычайно живо и на всю жизнь запечатлеваются в детском сердце.

Кто не помнит Пасхальной заутрени с ее непередаваемым торжеством – торжеством жизни над смертью; весенних вечеров Вербной субботы, когда улицы полны богомольцами, идущими из церкви с вербами и зажженными свечами; крестных ходов с праздничным перезвоном колоколов; тех моментов богослужения, когда впервые в году запевают: «Христос рождается – славите…» или «Чертог твой вижду Спасе Мой украшенный…» и т. д.

К. П. Победоносцев пишет об этом так: «Счастлив тот, кого с детства добрые и благочестивые родители приучали к храму Божию и ставили посреди народа молиться всенародной молитвой, праздновать всенародному празднику.

Они собрали ему сокровища на целую жизнь, они ввели его подлинно в разум духа народного и в любовь сердца народного, сделав для него церковь родным домом и местом полного, чистого и истинного соединения с народом».

Нужно позаботиться, чтобы дети понимали песнопения и церковное чтение, и переводить им труднопонимаемые славянские слова и обороты. Со взрослыми детьми следует проводить беседы о значении и порядке церковных богослужений и знакомить с историей их возникновения. Господь учит нас постоянной молитве.

«Непрестаннw молитеся…», – пишет и апостол Павел [1 Фес. 5, 17]. «Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем», – говорит преподобный Исаак Сириянин. Поэтому недостаточно только исполнения домашних правил и посещений богослужений.

И себя, и детей мы должны, по заповеди Спасителя, приучать к непрестанной молитве. Как это сделать?

Вот что советует епископ Феофан Затворник: «Надо в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам.

Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи», кончишь дело – говори: «Слава тебе, Господи» и не языком только, но и чувством… Так и во всяком случае.

Или просто почасту повторяй: «Господи, помилуй», «Владычице, Богородице, помилуй мя», «Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити меня» или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще делай эти воззвания, всегда стараясь, чтобы они из сердца исходили…»

Епископ Феофан учит нас все дела совершать с мыслью о Боге, с сердечным чувством зависимости от Него и в непрестанной мысленной беседе-молитве о Нем. К привычке постоянно молитвенно обращаться к Богу следует приучать и детей.

Так, например, приучена была к этому с детства преподобная Макрина (память 19 июля) – сестра Василия Великого.

В ее жизнеописании говорится, что на устах девочки молитвенное пение было во всякое время дня: вставала она с постели или принималась за какое-либо дело, садилась обедать или вставала из-за стола, полдень и вечер она не пропускала без пения и псалмов.

В привычку детей с раннего возраста должна войти молитва перед всякой едой и после нее, перед началом занятий и после них, перед выходом из дома, перед началом всякого дела и т. п.

Следует приучать их к тому, чтобы перед уходом в школу или вообще из дома и перед отходом ко сну они подходили к родителям с просьбой перекрестить их.

Крестное знамение родителей, совершаемое с верой и благоговением, имеет для ребенка великую сохранительную силу (так же, как, впрочем, и крестное знамение детей для родителей).

Не будем бояться того, что подобные установления будут обременительны для детского возраста. История Церкви дает примеры высокой духовной зрелости уже в раннем возрасте.

Такими были, например, преподобный Савва Освященный, основатель Лавры близ Иерусалима, восьми лет покинувший близких, чтобы поступить в монастырь (память 5 декабря), преподобный Феодор Сикеот, десяти лет начавший подвиги строгого поста и ночной молитвы и четырнадцати лет затворившийся в пещере (память 22 апреля). Московский митрополит Петр, двенадцати лет поступивший в монастырь. Отроковица Муза, отказавшаяся в детстве от игр и забав ради Богоугождения (память 16 мая), отроковица Мария – любимица преподобного Серафима, тринадцати лет поступившая в Дивеевскую общину и девятнадцати лет почившая в схиме, и многие другие, включая сюда многочисленный сонм юных мучеников и мучениц в возрасте от семи лет (Василиса, Вера, Надежда, Любовь, Кирик, Урван и др.).

Кто знает, какой путь назначен Богом нашему ребенку? Не будем же мешать ему придти ко Господу как можно ранее: в этом залог его быстрейшего духовного роста.

Создадим такие условия, чтобы его сердце с самоro раннего возраста было открыто для Господа, Который говорит нам: «Се, стою при дверехъ и толку: аще кто uслышитъ гласъ мой, и tверзетъ двeри, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ, и той со мною» [Откр. 3, 20].

* * *

Есть еще совершенная форма непрестанной молитвы, которой занимаются преимущественно иноки. Это Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».

В первой части «Откровенных рассказов странника» имеется рассказ о том действии, которое оказала Иисусова молитва на одного мальчика. Мальчика вначале принуждали к молитве, но затем он сам стал охотно ею заниматься.

Он так привык к ней, что сам искал уединения, чтобы ему не мешали молиться. Молитва в корне изменила характер ребенка: из шаловливого и резвого она сделала его молчаливым и кротким.

По свидетельству епископа Игнатия Брянчанинова, он уже в отрочестве занимался Иисусовой умной молитвой. Когда ему было 16 лет, она творилась у него уже самодейственно. «Бывало, с вечера, – рассказывал он впоследствии о себе, – ляжешь в постель и, приподняв от подушки голову, начнешь читать молитву, да так, не прекращая ее, встанешь утром…»

Естественно, что дети не могут приучаться к этой молитве без опытного руководителя. Но если это имеет место и если есть соответствующая склонность у отрока, то нет препятствий для насаждения в нем Духа Святого этим путем, обеспечивающим верное и быстрое достижение цели.

Из книги Н. Пестова “Православное воспитание детей”

Назад к списку

Источник: http://nicolaslud.prihod.ru/2015/01/23/kak-uchit-detej-molitve/

Ссылка на основную публикацию