Кафедральный собор в честь рождества пресвятой богородицы в батуми — православные молитвы

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Грузии. Сванетия

14 Сентября. Авиаперелет Москва-Батуми.

Встреча в аэропорту в г. Батуми. Сити тур в г. Батуми — Алфавит, старый бульвар, Пиаца, церковь св. Николая, Кафедральный собор Рождества Богородицы (время тура два часа). Отъезд в г. Кобулети, размещение в гостинице около 16:00 часов. Ужин в гостинице. У паломников будет возможность икупаться в море.

5 сентября. Сванетия Завтрак в гостинице.

Отъезд рано туром в Сванетию.

Мы отправимся в Этнографический музей Местии (главная община Верхней Сванетии), один из лучших музеев мира, где собрано средоточие самой древней грузинской христианской иконографической культуры, в основном это писаные иконы и иконы, сделанные методом чеканки. Помимо прочего взору паломников будет представлено все разнообразие сванской бытовой (светской и церковной) культуры и многое другое даже и не касающееся напрямую культуры сванов. Пообедав в кафе-ресторане (по желанию), мы направимся к канатной дороге Хацвали с открытыми кабинками, которая поднимет нас на высоту 2300 метров, где нашему взору, на противоположной стороне, предстанет двурогая гора Ушба (4700 м.), всю красоту которой можно оценить именно с этой местности и с этого ракурса.

После тура размещение в гостинице в г. Местия. Ужин в гостинице.

16 сентября. Сванетия Завтрак в гостинице.

Утром отправляемся в общину Ушгули (44 км.). Дорога до Ушгули пролегает через наикрасивейшие альпийские и хвойные местности Сванетии. По дороге у нас будет несколько остановок, в особенности в общине Кала, где мы посетим один средневековый храм. Дорога займет ок. двух с половиной часов.

Сама дорога достаточно не простая по качеству и освоению, однако в высшей степени интересная. Ушгули — это самая высокогорная и постоянно обитаемая община в Европе. Она находится на высоте 2200 м. на востоке Сванетии. Расположена община у истоков реки Ингури, у подножия горы Шхара (5193 м.).

В первую очередь надо посетить монастырь Ламария — церковь Пресвятой Богородицы на высоте 2300 м. Башни царицы Тамары, Башни рода Нижарадзе, и все то, что будет нам доступно на месте. Этнографический музей Ушгули — это музей в башне XVI века, где собраны предметы быта сванов той эпохи из частного собрания.

Ушгули, из-за хорошо сохранившейся средневековой архитектуры, является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самые старинные здания Ушгули датируются IX–X веками, однако по археологическим данным поселение тут существовало задолго до этого времени и даже есть дома датированные IV веком. Из-за географического положения Ушгули был оторван от остальной Сванетии, что и содействовало максимальной сохранности местных средневековых достопримечательностей. Отправка из Ушгули. На обед с собой надо взять сухой паек. Возвращение в гостиницу в г. Местия. Ужин в гостинице. В центре города есть источник живой минеральной воды, куда при желании паломники могут пойти.

17 сентября. Кутаиси.
Завтрак в гостинице. Отъезд в Кутаиси. Посещение храма Баграта (объект всемирного наследия ЮНЕСКО, возведен в правление Баграта III, освящен в честь Успения Богородицы в 1003 г.). Монастырь Моцамета во имя мучеников святых Давида и Константина.

Гелатский монастырь — наиболее значительный средневековый монастырь в западной Грузии. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией, астрономией, математикой и др.

дисциплинами.
После тура размещение в гостинице в г. Цхалтубо. Ужин в гостинице.

18 сентября. Мцхета
Завтрак в гостинице. Выезд в 9:00 в направлении Мцхета. Мцхета — является одним из древнейших городов Грузии. По преданию город основал легендарный Мцхетос. Основные архитектурные памятники города состоят под охраной ЮНЕСКО.

Кафедральный собор Светицховели (Живого столпа) во имя 12 апостолов. Это первый храм, который был выстроен после того как царь Мириан признал христианство (IV в.). Храм, который считается одним из символов Грузинской Церкви и венцом грузинской церковной архитектуры.

В Светицховели находится величайшая святыня Грузинской Православной Церкви — Хитон Господень и милоть пророка Илии, оба под спудом.
Недалеко от Светицховели расположен кафедральный собор Самтавро (женский монастырь), который был построен на месте подвижничества св.

Нины, около ежевичного куста, где святая возносила свои горячие молитвы к Богу. В этих местах находится «ежевичник» (Маквловани), где св. Нино проповедовала христианство, свет которого озарил Грузию, в связи с чем в 326 году христианство было объявлено государственной религией во времена святых царей Мириана и Наны.

Монастырь Самтавро хранит множество святынь: ежевичник святой Нины, часть Животворящего Столпа Светицховели, чудотворные иконы Божией Матери «Иверская» и святой Нины, мощи святого преподобного исповедника Гавриила.

Святой старец Гавриил (Ургебадзе), один из наиболее почитаемых грузинских подвижников нового времени, 29 ноября 2015 года Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II совершил Литургию в храме Преображения монастыря Самтавро. После Литургии мощи святого Гавриила были торжественно перенесены и помещены в новую усыпальницу.

Далее посетим известный мужской монастырь св. Шио Мгвимского, который расположен недалеко от города Мцхеты. Там, в VI в., в специально вырытой глубокой яме подвизался один из ассирийских отцов — св. Шио. Посещения одного из древнейших монастырей средневековья — Джвари (Св. Креста) (VI—VII вв.).

Монастырь стоит на месте, где, когда-то св. Нина Равноапостольная устанавливала честной крест, это один из трех крестов св. Нины, два из которых были установлены в крепости Уджарма (Кахетия) и на горе Тхоти (Картли). Храм Джвари был один из первых крестово-купольных по плану сооружений Грузии. Сегодня это храм номер 1 от Грузии в списке ЮНЕСКО. Храм был построен на так называемой Голгофской горе.
Ужин в ресторане. Отправляемся в гостиницу г. Тбилиси.

19 сентября. Кахети и Бодбе
Кахетия — край и историческая область на востоке Грузии, в верховьях рек Иори и Алазани. До VIII века область входила в Картлийское царство, затем самостоятельное княжество. С XII века в Грузинском царстве. Со второй половины XV века — Кахетинское царство, с 1762 года в Картлийско-Кахетинском царстве.

Столица — Телави. Сигнахи — маленький городок в восточной Грузии, на склоне горы, в историческом регионе Кахети. Славится одноименной крепостью, входящей в список самых известных и крупных крепостей Грузии. Стены Сигнахской крепости чудесным образом уцелели и сегодня окружают старую часть города и выходят далеко за городские границы.

По периметру стен сохранились 28 сторожевых башен, с которых открывается замечательный вид на Алазанскую долину. После чего направимся далее в сторону Алазанской долины. Первый монастырь, который мы посетим, это женский монастырь Бодбе, на месте которого св.

Нина провела свои последние подвижнические годы, там же ее могила — в главном храме монастыря имени св. Георгия. Тут же будет возможность посетить источник св. Нины, где паломники смогут окунуться. Далее посещение монастыря Хирса, который был основан одним из 13-ти ассирийских святых отцов -св. Стефаном, могила которого находится в самом храме.

Хирса был важным миссионерским центром в средневековой Грузии, где подготавливались будущие миссионеры, распространявшие христианство на северном Кавказе. После Хирсы наш путь лежит в монастырь Квелацминда. Это единственный в Грузии средневековый двухкупольный храм с очень оригинальной архитектурой.

Храм известен тем, что по преданию в нем в последний раз вознесла свои святые молитвы великомученица Кетеван, царица кахетинская, перед тем как отправится в добровольное заключение в Персию, где и была замучена в 1624 г.

Ужин в ресторане. Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.

20 сентября. Давид- Гареджийский
Завтрак в гостинице. Давид-Гареджийский монастырь — это большой комплекс монастырей, пещерных монастырей VI века.

Древнейший монастырь комплекса, Лавра Давида, основан в начале VI Сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в естественной пещере Гареджа. В том же VI в.

его ученики и последователи Додо и Лукиан основали ещё два монастыря — монастырь Додо (ДодосРка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). В IX в.

 Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Возобновителя — Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.
Ужин в ресторане. Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.

21 сентября. Тбилиси
Праздничная Литургия — Рождества Пресвятой Богородицы — Бетания — Грузинская Вифания, Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь (XII в.). Первые записи о монастыре Бетания были найдены в XI веке.

В те времена обитель была построена как усыпальница феодального рода Орбелиани, который владел большими земельными наделами на территории Квемо Картли. В те времена представители этой фамилии в государстве занимали самые почётные должности. А строительство храма относится ко времени царствования благоверной царицы Тамары.

При этом до самого монастыря на этом месте стояло другое строение — меньшее по размеру, которое относилось к X веку. По преданию в Бетанию царица Тамара приезжала каждое лето для уединения и молитв. И сегодня на северной стене храма можно найти изображения знаменитых царей Грузии.

Бетания, это еще и место подвигов бетанских старцев (в советское время): архимандрита Иоанна (Майсурадзе) и архимандрита Георгия (в схиме — также Иоанн; Мхеидзе).
Преподобный отец Иоанн 17 лет прожил на Святой Горе Афон. В 1920–21 гг. вместе с другими грузинскими афонскими старцами он был вынужден покинуть Афон и вернуться в Грузию.

Преподобный отец Иоанн обосновался в Бетанийском монастыре. С 1924 года в Бетанийском монастыре служил и отец Георгий (Мхеидзе). С 50-х годов преподобные отцы стали духовными наставниками старца Гавриила (Ургебадзе).

В Бетании во дворе монастыря, были обретены нетленные мощи преподобных отцов — Георгия-Иоанна (Мхеидзе) и Иоанна (Майсурадзе), их святые мощи поместили в раку и оставили в Бетанийском монастыре. Кафедральный собор Самтависи — один из самых известных памятников средневековой грузинской архитектуры.

Здесь похоронен святой Исидор Самтависский, один из 13-ти ассирийских святых отцов. Цилканский монастырь — этот монастырь известен тем, что тут похоронен Исе Цилканский, также один из 13-ти святых ассирийских отцов.
Ужин в ресторане. Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.

22 сентября. Тбилиси
Завтрак в гостинице. Город Тбилиси — столица и самый большой город Грузии. Строительство города начал в 5 в. Святой царь Вахтанг Горгасали, а закончил его сын царь Дачи в начале 6 в., куда и была перенесена столица страны из Мцхета. Посещение храма Метехи.

Метехи — он же Метехский собор Рождества Богоматери — грузинский православный храм XIII века в центре Тбилиси на Метехской скале. Это самый заметный и самый популярный храм города. В храме похоронена первая грузинская великомученица княгиня Ранская Шушаник (V в.). Отсюда открывается уникальный пейзаж старого Тбилиси.

Спускаемся вниз к мосту Мира и парку Рике и на канатной дороге поднимаемся на крепость Нарекала — крепостной комплекс различных эпох в старом Тбилиси. Точное время основания крепости в Тбилиси неизвестно, но в IV веке она уже существовала. При св. царе Давиде Возобновителе арабская крепость была укреплена и расширена.

Далее, облегая вдоль восточной стены, спускаемся вниз в царские бани (серные воды) — важная достопримечательность центра Тбилиси (возможно их посещение по желанию, в свободное время). Это квартал в центре Тбилиси, известный своим комплексом бань, стоящих на естественных сернистых источниках.

Построенные в разное время в XVII–XIX веках, нынешние бани формируют собой отдельный квартал города, являющийся популярным местом как среди жителей города, так и у многочисленных туристов.
Далее посещаем Сиони — исторический кафедрал Тбилиси. Назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В храме хранятся величайшие святыни — крест св. равноап. Нины и глава апостола Фомы. Церковь Анчисхати (VI в.), где хранилась икона Анчисхати, привезенная в Тбилиси в XVI в. из исторической юго-западной Грузии (ныне тер. Турции). Кафедральный собор Святой Троицы. Святая гора Мтацминда. Церковь Мама-Давити (на месте, где в VI в.

 стояла келья и молельня прп. Давида Гареджийского — одного из тринадцати Сирийских отцов, пришедших в Грузию для распространения христианства, святой источник).
Национальный ужин. Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.

23 сентября
Завтрак в отеле. Трансферт в аэропорт города Тбилиси.

Источник: http://palomnikrus.ru/marshruty/vselenskie-svyatyni/prazdnik-rozhdestva-presvyatoj-bogorodicy-v-gruzii-svanetiya/

Александра Никифорова. Митрополит Батумский Димитрий — о чуде в Аджарии, мусульманах и Патриархе Илии / Православие.Ru

35-летию Патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II

20 лет — это много или мало? В истории Аджарии — целая эпоха. В конце 1980-хгодов местное население здесь было мусульманским, в Батуми действовал единственный православный храм.

Сегодня 75% аджарцев исповедуют православие.

Эта метаморфоза перехода целого региона из ислама в православие, а вернее возвращения к истокам, к вере предков, произошла на глазах владыки Батумского и Лазского Димитрия и при его горячем участии.

Читайте также:  Храм апостолов петра и павла в лефортове, москва - православные молитвы

Митрополит Батумский и Лазский Димитрий (в миру Давид Шиолашвили) родился 16 февраля 1961 г. в Мцхете. Племянник Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Обучался во Мцхетской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, которую закончил в 1986 г. со степенью кандидата богословских наук (диссертация посвящена ранней истории Грузинской Церкви).mВ 1985 г.

рукоположен во диакона, в 1986 г. — во священника. Служил в Никольском храме в Батуми, с 1987 г. в кафедральном соборе святого Георгия в Кахетии. В 1987—1988 гг.направлен в Тбилиси, служил в Анчисхати и преподавал литургику в Тбилисской духовной академии. В 1989 г. возведен в сан протоиерея и переведен в Батуми, в кафедральный собор Рождества Богородицы.

Это назначение ознаменовало начало возвращения Аджарии к православию. В 1989 г. открыт Схалтский монастырь и крещены тысячи местных жителей, исповедовавших ислам. 13 мая 1991 г. 5 тысяч мусульман и атеистов приняли православие. В том же году открыто духовное училища в Хуло и духовная гимназия Андрея Первозванного, первая церковная средняя школа СССР.

Ее ректором назначен отец Давид. С 1993 г. он — ректор духовной семинарии Иоанна Богослова. В 1996 г. принял монашеский постриг, возведен в сан архимандрита, поставлен на епископскую Батумскую кафедру. В 2003 г. возведен в сан архиепископа Батумского и Схалтского, в 2007 г. — митрополита Батумского и Кобулетского (с 2009 г. Батумского и Лазского). С 2009 г.

управляющий грузинскими приходами в Северной Америке и Канаде.

Миновав Имеретию и Гурию, мы въезжаем в Батуми, который просто не узнать! Украшенная пальмами набережная, европейский «старый город», силуэты небоскребов, новостройки причудливой архитектуры. У меня мелькает мысль: удивительно, вместе с возрождением православия в Аджарии началось и возрождение светской жизни в крае.

Как это было в 2003 году, митрополит Димитрий тепло встречает нас и радушно показывает епархию.

Мы ступаем по уже знакомым местам и диву даемся: детский дом не только достроен, но в нем во всю кипит жизнь, рядом возводится лавра всех Грузинских святых, над Батуми словно ангел-хранитель города парит новоотстроенный храм Святой Троицы. «Аджарское чудо, — считает владыка, — это воля Божия и заслуга Святейшего Патриарха Илии II».

Аджария между атеизмом, исламом и православием

— Владыка, когда Вас в 1986 году направили на служение в Батуми, сколько здесь было православных верующих аджарцев?

— Тогдашняя епархия была большая. Сейчас из нее выделились три епархии: Верхней Аджарии, Гурии и Аджарии. Когда меня прислали на служение, еще был Советский Союз, и в Верхнюю Аджарию нас не пускали.

Именно там жило местное население (аджарцы — это грузины, которые говорят на местном диалекте, близком к мегрельскому, и на тот момент исповедовавшие ислам — А.Н.).

В храме святителя Николая, единственном во всей епархии, была только одна верующая семья аджарцев (ее обратил наш Патриарх во время своего служения в Батуми).

— А кто же были прихожане Свято-Никольской церкви?

— Русские, грузины из Гурии и Имеретии. Местные не ходили. Для них действовала мечеть. Знаете, без преувеличения могу сказать: в настоящее время около 75% местных — православные (согласно переписи населения 2002 года). А тогда около 75% местных — это были мусульмане.

— В это трудно поверить! Чем Вы объясняете такой «катехизаторский» успех?!

— Это воля Божия. Это чудо Божие, не объяснимое одной лишь проповедью. Еще местные мусульмане очень уважают Грузинского Патриарха Илию II.Как-то я получил письмо от одного ходжи из Верхней Аджарии. Он в простоте сердца спрашивал: а нельзя ли, чтобы Патриарх Илия руководил и вами, православными, и нами, мусульманами? Представляете, какая детская душа?!

— В Москве несколько лет тому назад за проповедь среди мусульман был убит отец Даниил Сысоев. А здесь были опасные моменты?

— Были, но так опасно, конечно, не было. Понимаете, наши мусульмане не создают нам проблем. Они к нам переходят. У одного батюшки из Хуло (это Верхняя Аджария) была бабушка, убежденная мусульманка.

И как-то этот батюшка подошел ко мне и сказал, что хочет бабушку проведать. Я ему предложил: «А ты скажи ей, что владыка благословил тебя стать христианкой». Он передал мои слова бабушке. Та задумалась и неожиданно согласилась.

Мы ее окрестили, и теперь она с любовью носит крест.

Помню одного ходжу, тоже из Верхней Аджарии. Он со мной делился: у меня трое детей. Один ходит в мечеть, другой — в православный храм, а третий никуда не ходит. Вот за этого я переживаю больше всего. Таково мировоззрение местного населения.

Исламизация края

— Выходит, что Ваши мусульмане — не типичные мусульмане?!

— Они нетипичные, конечно. У нас много священников из мусульманских семьей. Есть два священника из семьи муллы, получившего в Стамбуле высшее теологическое образование. И его внук — священник, ректор семинарии.

Вообще, христианизация Иверии пошла из нашей епархии. Наша епархия — апостола Андрея, я лишь его наместник (улыбается.). Тут, в Верхней Аджарии, сохранились руины храма Архангелов, построенного апостолом Андреем.

Это первый в Европе храм! Именно через Аджарию шли на проповедь в Иверию апостолы Симон и Андрей. Затем они были здесь вместе с Симоном Кананитом и Матфием.

Первый мученически погиб близ Сухуми, а второй — около Батуми (его мощи лежат в Гонийской крепости, и после окончания раскопок мы хотим построить там храм).

Но с ХVI века Аджария стала объектом непрерывной турецкой агрессии. Захватчики постепенно обратили население в ислам, уничтожили все, кроме Схалтской, церкви. Трижды пытался переступить ее порог ходжа, но падал навзничь, сраженный сильным ударом камня. Храм у турок прослыл «местным шайтаном», его оставили в покое.

По свидетельствам путешественников, в XVII–XIX веках в Аджарии были тайные христиане. Но, к сожалению, и они, в конце концов, стали мусульманами.

В 1878 году в результате Русско-турецкой войны Аджария освободилась от турецкого засилья и была присоединена к Российской империи. На смену туркам пришли большевики, мусульман страшнее. Среди прочих они взорвали храм святого Александра Невского, возведенный в честь победы над турками, а на его месте соорудили гостиницу «Интурист».

Зачем та дорога, что не ведет к храму?

И вот, когда я приехал сюда в 1989 году, то потихоньку с благословения нашего Патриарха, мы начали. Святейший часто приезжал в Батуми сам. Мы с ним поднимались в горы, в древний Схалтский храм, который открыли в 1989 году.

Тогда же мы крестили около тысячи местных аджарцев-мусульман. В этом же году по милости Божией в Батуми был открыт кафедральный собор Рождества Богородицы. Это тот самый храм, в котором снимали фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

И потом пошли массовые крещения по всей Аджарии. 13 мая 1991 года мы крестили в Батуми 5 тысяч мусульман и атеистов. Святейший Патриарх, вспоминая грузинскую историю, говорил тогда: «Не Грузия должна обратить в христианство Аджарию, но Аджария нас».

— Как Вы вели проповедь среди аджарцев-мусульман?

— Рушился Советский Союз, и по всей Грузии были сильны патриотические настроения. Аджарцы понимали, что ислам их заставили принять силой. Нашей главной задачей было — обратить интеллигенцию.

Ведь интеллигенция здесь и везде — это пример для других слоев населения. Когда мы обратили интеллигенцию, она нам потом и помогла в проповеди.

Люди, видя, что культурная и научная элита стала на сторону христианства, тоже принимали православие, слава Богу!

Аджарцы понимали, что они грузины, а значит, христиане, и обращались. Традиции они хранили всегда. Когда пекли мчади (традиционные грузинские лепешки — А.Н.), то ставили на них крест. Ставили крест и при изготовлении сливочного масла.

В XIX веке еще некоторые тайно носили кресты, красили яйца на Пасху. В домах хранили иконы. Помню, я путешествовал по Верхней Аджарии и встретил семью, где мне показали спрятанный крест.

Все-таки местное население очень бережно относилось к христианству.

Аджарское чудо

— Что из себя представляет епархия сегодня?

— Сейчас мы заканчиваем строительство храма Иоанна Богослова прямо на самой турецкой границе. В епархии действуют 4 женских монастыря и 2 еще мы строим. Есть и мужские монастыри. Исторических не осталось, все новые, кроме Схалты. В ущелье Китриши оставался разваленный храм Хину, бывший кафедральный собор.

Турки во время Русско-турецкой войны этот храм взорвали. Мы открыли там монастырь, отстроили храм. В этом же ущелье, в позапрошлом году, открыли женский монастырь. И еще на границе построили очень красивый храм в честь Андрея Первозванного… Возле Батуми сейчас строим лавру Всех грузинских святых.

Открыли церковный детский дом, действует дом милосердия для пожилых людей, слава Богу за все!

— Да, владыка, замечательно!

— Это воля Божия! Это чудо Божие! И заслуга наших священников, нашего Патриарха, столь почитаемого местным населением. Ну и я принял какое-то участие во славу Божию.

Святейший Патриарх

— Вот уже скоро, в декабре, исполнится 35 лет Патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II, при котором Грузинская Церковь буквально расцвела дивным цветом. Вам выпало великое благословение в жизни быть рядом с Патриархом с самого детства. Расскажите, пожалуйста, об этом необыкновенном человеке, о Вашей семье!

— Я помню Патриарха с детства. Я родился в 1961 году, и Патриарх крестил меня в Самтавро. Мы жили в одном доме в Мцхете. Где-то 4 года тому назад по благословению Святейшего, наш дом мы передали Церкви, и там открылся мужской монастырь в честь святого Георгия Победоносца.

Наша родня — из Казбеги. Там родились мой отец и Патриарх, их братья и сестра. Потом, в начале 1930-х годов, семья переехала в Северную Осетию, в Орджоникидзе (совр. Владикавказ).

Там отец Патриарха Георгий был представителем тогдашнего Патриарха Каллистрата (Цинцадзе). До сих пор стоит храм, на котором есть ктиторская надпись с именем Георгия Шиолашвили (он купил дом и открыл в нем храм).

В этом храме отец Патриарха служил старостой и каждое воскресенье водил туда детей, все они причащались.

Маму Патриарха звали Наталия, она была добросердечная и благочестивая женщина. В ее жизни произошел такой случай: как-то она возвращалась на грузовике в Орджоникидзе. Когда они проезжали мимо храма Святого Георгия, она попросила водителя остановить машину, чтобы зажечь свечу.

Он остановил. Наталия зажгла свечу, и они поехали дальше, на Крестовый перевал. Дорога была сложная. Приключилась беда: машина соскользнула в ущелье. При этом все пассажиры остались живы. Все подходили к матери Патриарха и целовали ее. Они поняли, что спаслись благодаря ее молитве.

Через год после Патриарха родился его двоюродный брат Рафаил. Георгий, его отец, что-то строил тогда во дворе, и на листе бумаги он написал: «или Ираклий (так звали Патриарха), или Рафаил станет Патриархом Грузии». Этот лист он поместил в бутылку и заложил в фундамент. Потом сделал копию (которая находится сейчас в нашем церковном архиве в Тбилиси). Удивительно, правда?!

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "знамение" - православные молитвы

Святейший Патриарх очень почитает своих родителей, он написал их портреты, часто служит панихиду по ним, раздает в память о них сладости.

— Наверное, благочестие родителей повлияло на выбор пути Патриарха?

— Думаю, это заслуга его отца. Патриарх окончил духовную семинарию и академию в Загорске.

Ему предлагали остаться там преподавателем, но он вернулся в Грузию и принял монашество в храме святого Александра Невского в Тбилиси от митрополита Зиновия (Мажуги).

Недавно Патриарх вспоминал, как после пострига его привели к тогдашнему патриарху Мелхиседеку III (Пхаладзе). Тот долго смотрел на него и произнес: «Если бы у меня было хоть несколько таких молодых, я бы возродил всю православную Грузию».

Патриарха рукоположили во диакона, затем во священника и направили служить в Никольский храм в Батуми. А в 1963 году его рукоположили во епископа Батумского и Шемокмедского и направили в Гурию. А оттуда перевели в Абхазию в 1967 году. Сложная была ситуация! По всей Грузии действовало лишь несколько женских монастырей.

В Мцхете, в женском монастыре, устроили Швейную фабрику, отшивали подушки и одеяла. Мама там работала (она сирота, родилась в Мцхете, ее воспитали и выдали замуж монахини, к которым она всегда хотела вернуться и вернулась, приняла в Самтавро постриг с именем Анна). Верующих было мало. Мы часто ходили в храм, на службах стояло 3–4 человека, псаломщицами служили тайные монахини.

Духовную семинарию открыли в Тбилиси только в 1963 году (и это, когда по всей России закрывали!). Епископ Илия был первым ректором.

А уже став Патриархом, он возобновил первый мужской монастырь в Бетании, пригласил монахов из России.

Постепенно он стал думать об духовной академии, чтобы грузинские священники имели возможность на месте получать высшее образование. И около 1987 года была открыта Тбилисская духовная академия (я был назначен ее ректором).

Таланты

— Мы знаем о многих талантах Патриарха: он пишет иконы, рисует, сочиняет музыку, ваяет. Эти таланты проявлялись у него с детства?

— Да. Он и медициной еще в детстве занимался. Даже после окончания школы поступил в Медицинское училище на Северном Кавказе, но потом передумал и отправился в Загорск в семинарию. Там он рисовал, занимался музыкой. Сейчас многие песнопения Патриарха настолько вошли в традицию, что люди думают, они народные, например, «Святый Боже», «Аллилуия», ектении. Святейший до сих пор пишет музыку.

Однажды Патриарх созвал нас, архиереев, и благословил заниматься иконописанием. Он думает, что раз у него к этому есть талант, то и у нас тоже есть (владыка улыбается…). И мы с благословения Патриарха начали. У некоторых архиереев, что удивительно, получилось! Я сам несколько икон написал. Потом Святейший снова нас собирает и говорит: надо заниматься музыкой, купите себе инструменты!

Тут я подошел и отпросился: «Ваше Святейшество! У меня нет таланта, пожалуйста, освободите от этого послушания». Других не освободил. Некоторые архиереи так и музицируют.

Есть у нас среди архиереев мультипликаторы (владыка Исаия, у него недавно проходил Всемирный фестиваль мультипликации в Никозии близ Цхинвали), есть режиссеры (владыка Николай) … Святейший Патриарх всегда поддерживает развитие творческих талантов.

— А возрождение церковных искусств (пение, архитектура, иконопись, эмаль…) — тоже инициатива Святейшего Патриарха?

— Да. Когда он стал Патриархом, никакая сфера церковной жизни не действовала. Абсолютно все ожило благодаря ему. Начали создаваться группы по иконописанию, церковные хоры, стали возрождать церковные ремесла.

Древние песнопения разыскивали по рукописным архивам Грузии и России. Сейчас в основном в храмах исполняют именно древнегрузинские песнопения. Восстановлена традиции старо-грузинской архитектуры.

Все это заслуга нашего Патриарха.

— Какие качества, какое отношение к жизни Святейший Патриарх старается воспитать в Вас, в своих духовных чадах?

— Он никогда не заставляет. Все добровольно. Но иногда бывает строг. Как святые отцы говорят: когда наказываешь детей, всегда в другой руке держи сладкое, «кнут и пряник». Нельзя наказывать без сладкого. Так и наш Патриарх. С ним всегда очень сладко: от него изливаются любовь, нежность и уважение ко всем.

Фотографии — из архива Батумской и Лазской епархии, из открытых Интернет-источников. Автор сердечно благодарит протоиерея Захария Перадзе, Тамуну Хчаидзе, Маю Гагуа, Ирму Косашвили за помощь в подготовке этого материала.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/57947.html

Батумский кафедральный собор Пресвятой Богородицы

Первое, что отчетливо видно при панорамном осмотре Батуми — величественный Батумский кафедральный собор Пресвятой Богородицы. У этого прекрасного храма весьма трагичная история, ведь в советский период здание эксплуатировали, зачастую не задумываясь о его изначальном духовном и историческом статусе.

На стыке времен и религий

Собор, возведенный в 1898-1903 года, причисляют к православной церкви, однако стоит отметить, что строился он как римско-католический костел.

В тот период, когда Аджария стала частью Российской империи, Батуми наводнили иностранные граждане, различной национальности и вероисповедания.

По причине отсутствия в 19 веке в городе католических храмов, представители этой религии были вынуждены обратиться к властям с просьбой о разрешение на постройку собора.

Великолепная достопримечательность Батуми была возведена на пожертвование самих прихожан, большую часть денег передал богатый нефтепромышленник Стефан Зубалашвили. Именно благодаря его постоянной финансовой помощи строительство было окончено в 1902 году, а год спустя собор осветили.

После Октябрьской революции, Грузия стала частью Советского Союза, здание было конфисковано новым правительством и отдано под хозяйственные и административные нужды.

Долгие годы грузинская общественность и католики боролись за возвращение собора церкви.

Эту борьбу не раз поддерживали в своем творчестве такие деятели искусства и кино, как: кинорежиссёр Тенгиз Абуладзе и писатель Константин Гамсахурдия, после чего проблема приняла всенародный масштаб.

Да поможет вера твоя

Грузинской интеллигенции все-таки удалось добиться начала реставрационных и восстановительных работ, а также возвращения храма православной церкви. В 1989 году собор Рождества Пресвятой Богородицы был освящен католикосом-патриархом всея Грузии Ильей II. В этот день служителями собора было проведено праздничное массовое крещение, во время которого окрестили сразу 5 тысяч человек.

На сегодняшний день кафедральный собор — это одна из прекраснейших церквей и достопримечательностей Грузии, возведенная в стиле поздней готики.

По обе стороны от главного входа стоят скульптурные изображения апостолов, о том, чьи это статуи: Иосифа и Святой Марии или апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, споры идут по сей день.

Главной особенностью экстерьера собора являются восхитительные витражные окна, которые по своей красоте смогут соперничать с французской готикой.

Осмотрев храмовую архитектуру города, не забудьте уделить время на посещение научно-истиорической достопримечательности — Батумского археологического музея, который признан лучшим музеем не только Батуми, но и во всей Грузии.

Батумский кафедральный собор Пресвятой Богородицы на карте Батуми

Источник: https://planetofhotels.com/gruziya/batumi/batumskiy-kafedralnyy-sobor-presvyatoy-bogorodicy

Митрополит Батумский Димитрий – о чуде в Аджарии, мусульманах и Патриархе Илии

К 35-летию Патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II

20 лет — это много или мало? В истории Аджарии — целая эпоха. В конце 1980-хгодов местное население здесь было мусульманским, в Батуми действовал единственный православный храм.

Сегодня 75% аджарцев исповедуют православие.

Эта метаморфоза перехода целого региона из ислама в православие, а вернее возвращения к истокам, к вере предков, произошла на глазах владыки Батумского и Лазского Димитрия и при его горячем участии.

Митрополит Батумский и Лазский Димитрий

Митрополит Батумский и Лазский Димитрий (в миру Давид Шиолашвили) родился 16 февраля 1961 г. в Мцхете. Племянник Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Обучался во Мцхетской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, которую закончил в 1986 г. со степенью кандидата богословских наук (диссертация посвящена ранней истории Грузинской Церкви). В 1985 г.

рукоположен во диакона, в 1986 г. — во священника. Служил в Никольском храме в Батуми, с 1987 г. в кафедральном соборе святого Георгия в Кахетии. В 1987—1988 гг.направлен в Тбилиси, служил в Анчисхати и преподавал литургику в Тбилисской духовной академии. В 1989 г. возведен в сан протоиерея и переведен в Батуми, в кафедральный собор Рождества Богородицы.

Это назначение ознаменовало начало возвращения Аджарии к православию. В 1989 г. открыт Схалтский монастырь и крещены тысячи местных жителей, исповедовавших ислам. 13 мая 1991 г. 5 тысяч мусульман и атеистов приняли православие. В том же году открыто духовное училища в Хуло и духовная гимназия Андрея Первозванного, первая церковная средняя школа СССР.

Ее ректором назначен отец Давид. С 1993 г. он — ректор духовной семинарии Иоанна Богослова. В 1996 г. принял монашеский постриг, возведен в сан архимандрита, поставлен на епископскую Батумскую кафедру. В 2003 г. возведен в сан архиепископа Батумского и Схалтского, в 2007 г. — митрополита Батумского и Кобулетского (с 2009 г. Батумского и Лазского). С 2009 г.

управляющий грузинскими приходами в Северной Америке и Канаде.

Миновав Имеретию и Гурию, мы въезжаем в Батуми, который просто не узнать! Украшенная пальмами набережная, европейский «старый город», силуэты небоскребов, новостройки причудливой архитектуры. У меня мелькает мысль: удивительно, вместе с возрождением православия в Аджарии началось и возрождение светской жизни в крае.

Как это было в 2003 году, митрополит Димитрий тепло встречает нас и радушно показывает епархию.

Мы ступаем по уже знакомым местам и диву даемся: детский дом не только достроен, но в нем во всю кипит жизнь, рядом возводится лавра всех Грузинских святых, над Батуми словно ангел-хранитель города парит новоотстроенный храм Святой Троицы. «Аджарское чудо, — считает владыка, — это воля Божия и заслуга Святейшего Патриарха Илии II».

Аджария между атеизмом, исламом и православием

— Владыка, когда Вас в 1986 году направили на служение в Батуми, сколько здесь было православных верующих аджарцев?

— Тогдашняя епархия была большая. Сейчас из нее выделились три епархии: Верхней Аджарии, Гурии и Аджарии. Когда меня прислали на служение, еще был Советский Союз, и в Верхнюю Аджарию нас не пускали.

Именно там жило местное население (аджарцы — это грузины, которые говорят на местном диалекте, близком к мегрельскому, и на тот момент исповедовавшие ислам — А.Н.).

В храме святителя Николая, единственном во всей епархии, была только одна верующая семья аджарцев (ее обратил наш Патриарх во время своего служения в Батуми).

— А кто же были прихожане Свято-Никольской церкви?

— Русские, грузины из Гурии и Имеретии. Местные не ходили. Для них действовала мечеть. Знаете, без преувеличения могу сказать: в настоящее время около 75% местных — православные (согласно переписи населения 2002 года). А тогда около 75% местных — это были мусульмане.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "корсунская" - православные молитвы

— В это трудно поверить! Чем Вы объясняете такой «катехизаторский» успех?!

— Это воля Божия. Это чудо Божие, не объяснимое одной лишь проповедью. Еще местные мусульмане очень уважают Грузинского Патриарха Илию II.Как-то я получил письмо от одного ходжи из Верхней Аджарии. Он в простоте сердца спрашивал: а нельзя ли, чтобы Патриарх Илия руководил и вами, православными, и нами, мусульманами? Представляете, какая детская душа?!

Аджария начала 1990-х гг.

— В Москве несколько лет тому назад за проповедь среди мусульман был убит отец Даниил Сысоев. А здесь были опасные моменты?

Аджария начала 1990-х гг.

— Были, но так опасно, конечно, не было. Понимаете, наши мусульмане не создают нам проблем. Они к нам переходят. У одного батюшки из Хуло (это Верхняя Аджария) была бабушка, убежденная мусульманка.

И как-то этот батюшка подошел ко мне и сказал, что хочет бабушку проведать. Я ему предложил: «А ты скажи ей, что владыка благословил тебя стать христианкой». Он передал мои слова бабушке. Та задумалась и неожиданно согласилась.

Мы ее окрестили, и теперь она с любовью носит крест.

Помню одного ходжу, тоже из Верхней Аджарии. Он со мной делился: у меня трое детей. Один ходит в мечеть, другой — в православный храм, а третий никуда не ходит. Вот за этого я переживаю больше всего. Таково мировоззрение местного населения.

Исламизация края

— Выходит, что Ваши мусульмане – не типичные мусульмане?!

— Они нетипичные, конечно. У нас много священников из мусульманских семьей. Есть два священника из семьи муллы, получившего в Стамбуле высшее теологическое образование. И его внук — священник, ректор семинарии.

Вообще, христианизация Иверии пошла из нашей епархии. Наша епархия — апостола Андрея, я лишь его наместник (улыбается.). Тут, в Верхней Аджарии, сохранились руины храма Архангелов, построенного апостолом Андреем.

Это первый в Европе храм! Именно через Аджарию шли на проповедь в Иверию апостолы Симон и Андрей. Затем они были здесь вместе с Симоном Кананитом и Матфием.

Первый мученически погиб близ Сухуми, а второй — около Батуми (его мощи лежат в Гонийской крепости, и после окончания раскопок мы хотим построить там храм).

Но с ХVI века Аджария стала объектом непрерывной турецкой агрессии. Захватчики постепенно обратили население в ислам, уничтожили все, кроме Схалтской, церкви. Трижды пытался переступить ее порог ходжа, но падал навзничь, сраженный сильным ударом камня. Храм у турок прослыл «местным шайтаном», его оставили в покое.

Батумская мечеть

По свидетельствам путешественников, в XVII–XIX веках в Аджарии были тайные христиане. Но, к сожалению, и они, в конце концов, стали мусульманами.

В 1878 году в результате Русско-турецкой войны Аджария освободилась от турецкого засилья и была присоединена к Российской империи. На смену туркам пришли большевики, мусульман страшнее. Среди прочих они взорвали храм святого Александра Невского, возведенный в честь победы над турками, а на его месте соорудили гостиницу «Интурист».

Зачем та дорога, что не ведет к храму?

И вот, когда я приехал сюда в 1989 году, то потихоньку с благословения нашего Патриарха, мы начали. Святейший часто приезжал в Батуми сам. Мы с ним поднимались в горы, в древний Схалтский храм, который открыли в 1989 году.

Тогда же мы крестили около тысячи местных аджарцев-мусульман. В этом же году по милости Божией в Батуми был открыт кафедральный собор Рождества Богородицы. Это тот самый храм, в котором снимали фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

И потом пошли массовые крещения по всей Аджарии. 13 мая 1991 года мы крестили в Батуми 5 тысяч мусульман и атеистов. Святейший Патриарх, вспоминая грузинскую историю, говорил тогда: «Не Грузия должна обратить в христианство Аджарию, но Аджария нас».

Схалтская церковь

— Как Вы вели проповедь среди аджарцев-мусульман?

— Рушился Советский Союз, и по всей Грузии были сильны патриотические настроения. Аджарцы понимали, что ислам их заставили принять силой. Нашей главной задачей было — обратить интеллигенцию.

Ведь интеллигенция здесь и везде — это пример для других слоев населения. Когда мы обратили интеллигенцию, она нам потом и помогла в проповеди.

Люди, видя, что культурная и научная элита стала на сторону христианства, тоже принимали православие, слава Богу!

Аджарцы понимали, что они грузины, а значит, христиане, и обращались. Традиции они хранили всегда. Когда пекли мчади (традиционные грузинские лепешки — А.Н.), то ставили на них крест. Ставили крест и при изготовлении сливочного масла.

В XIX веке еще некоторые тайно носили кресты, красили яйца на Пасху. В домах хранили иконы. Помню, я путешествовал по Верхней Аджарии и встретил семью, где мне показали спрятанный крест.

Все-таки местное население очень бережно относилось к христианству.

Аджарское чудо

— Что из себя представляет епархия сегодня?

— Сейчас мы заканчиваем строительство храма Иоанна Богослова прямо на самой турецкой границе. В епархии действуют 4 женских монастыря и 2 еще мы строим. Есть и мужские монастыри. Исторических не осталось, все новые, кроме Схалты. В ущелье Китриши оставался разваленный храм Хину, бывший кафедральный собор.

Турки во время Русско-турецкой войны этот храм взорвали. Мы открыли там монастырь, отстроили храм. В этом же ущелье, в позапрошлом году, открыли женский монастырь. И еще на границе построили очень красивый храм в честь Андрея Первозванного… Возле Батуми сейчас строим лавру Всех грузинских святых.

Открыли церковный детский дом, действует дом милосердия для пожилых людей, слава Богу за все!

Крестный ход по Верхней Аджарии

Восстановленный Схалтский храм

Массовые крещения в Аджарии

Вид из женского монастыря в Батуми на храм Святой Троицы

Патриарх Илия II и митрополит Димитрий в епархиальном детском доме в Батуми

Строительство лавры Всех грузинских святых в Батуми

Благословение паствы

Праздник Богоявления в Батуми

Священнослужители Батумской епархии

— Да, владыка, замечательно!

— Это воля Божия! Это чудо Божие! И заслуга наших священников, нашего Патриарха, столь почитаемого местным населением. Ну и я принял какое-то участие во славу Божию.

Святейший Патриарх

— Вот уже скоро, в декабре, исполнится 35 лет Патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II, при котором Грузинская Церковь буквально расцвела дивным цветом. Вам выпало великое благословение в жизни быть рядом с Патриархом с самого детства. Расскажите, пожалуйста, об этом необыкновенном человеке, о Вашей семье!

— Я помню Патриарха с детства. Я родился в 1961 году, и Патриарх крестил меня в Самтавро. Мы жили в одном доме в Мцхете. Где-то 4 года тому назад по благословению Святейшего, наш дом мы передали Церкви, и там открылся мужской монастырь в честь святого Георгия Победоносца.

Наша родня — из Казбеги. Там родились мой отец и Патриарх, их братья и сестра. Потом, в начале 1930-х годов, семья переехала в Северную Осетию, в Орджоникидзе (совр. Владикавказ).

Там отец Патриарха Георгий был представителем тогдашнего Патриарха Каллистрата (Цинцадзе). До сих пор стоит храм, на котором есть ктиторская надпись с именем Георгия Шиолашвили (он купил дом и открыл в нем храм).

В этом храме отец Патриарха служил старостой и каждое воскресенье водил туда детей, все они причащались.

Маму Патриарха звали Наталия, она была добросердечная и благочестивая женщина. В ее жизни произошел такой случай: как-то она возвращалась на грузовике в Орджоникидзе. Когда они проезжали мимо храма Святого Георгия, она попросила водителя остановить машину, чтобы зажечь свечу.

Он остановил. Наталия зажгла свечу, и они поехали дальше, на Крестовый перевал. Дорога была сложная. Приключилась беда: машина соскользнула в ущелье. При этом все пассажиры остались живы. Все подходили к матери Патриарха и целовали ее. Они поняли, что спаслись благодаря ее молитве.

Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия ΙΙ

Через год после Патриарха родился его двоюродный брат Рафаил. Георгий, его отец, что-то строил тогда во дворе, и на листе бумаги он написал: «или Ираклий (так звали Патриарха), или Рафаил станет Патриархом Грузии». Этот лист он поместил в бутылку и заложил в фундамент. Потом сделал копию (которая находится сейчас в нашем церковном архиве в Тбилиси). Удивительно, правда?!

Святейший Патриарх очень почитает своих родителей, он написал их портреты, часто служит панихиду по ним, раздает в память о них сладости.

— Наверное, благочестие родителей повлияло на выбор пути Патриарха?

— Думаю, это заслуга его отца. Патриарх окончил духовную семинарию и академию в Загорске.

Ему предлагали остаться там преподавателем, но он вернулся в Грузию и принял монашество в храме святого Александра Невского в Тбилиси от митрополита Зиновия (Мажуги).

Недавно Патриарх вспоминал, как после пострига его привели к тогдашнему патриарху Мелхиседеку III (Пхаладзе). Тот долго смотрел на него и произнес: «Если бы у меня было хоть несколько таких молодых, я бы возродил всю православную Грузию».

Патриарха рукоположили во диакона, затем во священника и направили служить в Никольский храм в Батуми. А в 1963 году его рукоположили во епископа Батумского и Шемокмедского и направили в Гурию. А оттуда перевели в Абхазию в 1967 году. Сложная была ситуация! По всей Грузии действовало лишь несколько женских монастырей.

В Мцхете, в женском монастыре, устроили Швейную фабрику, отшивали подушки и одеяла. Мама там работала (она сирота, родилась в Мцхете, ее воспитали и выдали замуж монахини, к которым она всегда хотела вернуться и вернулась, приняла в Самтавро постриг с именем Анна). Верующих было мало. Мы часто ходили в храм, на службах стояло 3–4 человека, псаломщицами служили тайные монахини.

Духовную семинарию открыли в Тбилиси только в 1963 году (и это, когда по всей России закрывали!). Епископ Илия был первым ректором.

А уже став Патриархом, он возобновил первый мужской монастырь в Бетании, пригласил монахов из России.

Постепенно он стал думать об духовной академии, чтобы грузинские священники имели возможность на месте получать высшее образование. И около 1987 года была открыта Тбилисская духовная академия (я был назначен ее ректором).

Таланты

— Мы знаем о многих талантах Патриарха: он пишет иконы, рисует, сочиняет музыку, ваяет. Эти таланты проявлялись у него с детства?

— Да. Он и медициной еще в детстве занимался. Даже после окончания школы поступил в Медицинское училище на Северном Кавказе, но потом передумал и отправился в Загорск в семинарию. Там он рисовал, занимался музыкой. Сейчас многие песнопения Патриарха настолько вошли в традицию, что люди думают, они народные, например, «Святый Боже», «Аллилуия», ектении. Святейший до сих пор пишет музыку.

Патриарх Илия II и регент Патриаршего хора «Басяни» Симон Джангулашвили

Картина, выполненная в технике валяния, из резиденции митрополита Димитрия

Митрополит Димитрий пишет икону

Однажды Патриарх созвал нас, архиереев, и благословил заниматься иконописанием. Он думает, что раз у него к этому есть талант, то и у нас тоже есть (владыка улыбается…). И мы с благословения Патриарха начали. У некоторых архиереев, что удивительно, получилось! Я сам несколько икон написал. Потом Святейший снова нас собирает и говорит: надо заниматься музыкой, купите себе инструменты!

Тут я подошел и отпросился: «Ваше Святейшество! У меня нет таланта, пожалуйста, освободите от этого послушания». Других не освободил. Некоторые архиереи так и музицируют.

Есть у нас среди архиереев мультипликаторы (владыка Исаия, у него недавно проходил Всемирный фестиваль мультипликации в Никози близ Цхинвали), есть режиссеры (владыка Николай) … Святейший Патриарх всегда поддерживает развитие творческих талантов.

— А возрождение церковных искусств (пение, архитектура, иконопись, эмаль…) — тоже инициатива Святейшего Патриарха?

— Да. Когда он стал Патриархом, никакая сфера церковной жизни не действовала. Абсолютно все ожило благодаря ему. Начали создаваться группы по иконописанию, церковные хоры, стали возрождать церковные ремесла.

Древние песнопения разыскивали по рукописным архивам Грузии и России. Сейчас в основном в храмах исполняют именно древнегрузинские песнопения. Восстановлена традиции старо-грузинской архитектуры.

Все это заслуга нашего Патриарха.

Святейший Патриарх Илия II и митрополит Димитрий

— Какие качества, какое отношение к жизни Святейший Патриарх старается воспитать в Вас, в своих духовных чадах?

— Он никогда не заставляет. Все добровольно. Но иногда бывает строг. Как святые отцы говорят: когда наказываешь детей, всегда в другой руке держи сладкое, «кнут и пряник». Нельзя наказывать без сладкого. Так и наш Патриарх. С ним всегда очень сладко: от него изливаются любовь, нежность и уважение ко всем.

Фотографии — из архива Батумской и Лазской епархии, из открытых Интернет-источников. Автор сердечно благодарит протоиерея Захария Перадзе, Тамуну Хчаидзе, Маю Гагуа, Ирму Косашвили за помощь в подготовке этого материала.

Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit-batumskij-i-lazskij-dimitrij-adzhariya-vernulas-k-istokam/

Ссылка на основную публикацию