Храм богоявления господня бывшего богоявленского монастыря на площади революции города москва — православные молитвы

Иверское благочиние города Москвы

109012 Богоявленский пер., дом 2, стр. 4, г. Москва. Телефон/факс: (495) 698–37–71.

Сайт: www.bgkg.ru.

Электронная почта: admin@bgkg.ru.

Схема проезда
Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского монастыря, в Китай-городе находится недалеко от Московского Кремля, между улицами Ильинка и Никольская.

От станции метро «Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия):
Выход в город «к Красной площади, улицам Никольская, Ильинка, Камерному музыкальному театру, магазинам: ГУМ, «Детский мир», «Гостиный двор»». Храм находится напротив выхода из метро.

От станции метро «Китай-город» (Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии):
Выход в город «К Новой площади, улицам: Ильинка, Маросейка, Политехническому музею, Гостиному двору». Подняться по лестнице, повернуть налево и подняться по эскалатору.

В длинном переходе повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Идти по улице Ильинке до Богоявленского переулка (второй по правой стороне).

Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета.

От станции метро «Лубянка» (Сокольническая линия):
Выход в город «на площади: Лубянская, Новая, к Театральному проезду, к улицам: Пушечная, Рождественка, Никольская, б. и м.

Черкасским переулкам, Камерному музыкальному театру, Музею истории Москвы, Политехническому музею, авиакассам, аптеке № 1, универмагу «Детский мир»».

Выйти на Лубянскую площадь, повернуть налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идти по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево).

Богослужения Вторник:   17.00 — Вечернее Богослужение. Среда:    8.00 — Исповедь; 8.30 — Часы и Божественная Литургия; 17.00 — Молебное пение с акафистом пред иконой Божией Матери Казанской и Молебное пение об умножении любви — попеременно. Четверг:   17.

00 — Вечернее Богослужение. Пятница:   8.00 — Исповедь; 8.30 — Часы и Божественная Литургия; 17.00 — Вечернее Богослужение. Суббота:   8.00 — Исповедь; 8.30 — Часы и Божественная Литургия; 17.00 — Всенощное бдение. Воскресение:   8.00 — Исповедь; 9.

30 — Часы и Божественная Литургия (с мая по октябрь —   8.30).

Накануне церковных праздников в 17.00 — Всенощное бдение (с мая по октябрь — в 18.00), в самый день праздников в 8.00 — Исповедь, в 8.30 — Божественная Литургия.

Совершаются все церковные требы.

Престолы:
Верхний храм: Богоявления Господня (главный престол); святого апостола Андрея Первозванного; святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого.

Нижний храм:

Казанской иконы Божией Матери;

святителя Алексия, митрополита Московского.

Престольные праздники: Богоявления Господня — 19 января (главный престол); святого апостола Андрея Первозванного — 13 декабря; святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого — 7 февраля; Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября;

святителя Алексия, митрополита Московского — 2 июня.

История

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря был построен в 1693–1996 годах в стиле «Нарышкинское барокко», как главный храм Московского Богоявленского мужского монастыря, основанного в 1298–1299 годах преподобным князем Даниилом Московским. Попечителями монастыря, начиная с XIV века, были св. блг.

князь Иоанн Калита и московские бояре Воронцовы-Вельяминовы, Плещеевы, Долгоруковы и Галицыны. Здесь же находился родовой некрополь попечителей. В монастыре подвизались преподобный Стефан, брат преподобного Сергия и преподобный Дионисий Святогорец, преподобный Гавриил (Зырянов), преподобноисповедник Леонтий (Стасевич).

В 1313 году в монастыре принял монашеский постриг будущий святитель Алексий митрополит Московский.

Монастырь был закрыт в 1919 году, но Богослужения в храме  продолжались. В 1929 году храм был закрыт, здание использовалось под склад, общежитие, типографию, а позднее храм передан Государственному академическому русскому хору СССР им. А.Свешникова.

В 1990 году храм был передан православной общине Русской Православной Церкви, а 19 января 1991 года в нем были совершены первые Богослужения.

31 мая было совершено малое освящение придела в честь святителя Московского Алексия; 25 апреля 1992 года освящен приставной престол в честь священномученика Владимира Киевского; 14 января 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено Великое освящение главного престола верхнего храма в честь Богоявления Господня; 31 октября 2003 года освящен престол в честь апостола Андрея Первозванного на северной галерее верхнего храма; 6 марта 2011 года освящен главный престол нижнего храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1995–1999 годах проведены работы по воссозданию барабана и купола храма, разрушенных в советское время, и фасадов храма. Заново выстроены алтарные части Алексеевского и Алфеевского приделов нижнего храма, восстановлены иконостасы верхнего и нижнего храмов.

Святыни

• Выносной Крест с частью Честного и Животворящего Древа Креста Господня;

• Крест-мощевик с соборной иконой и частицами мощей: святых апостола и евангелиста Луки, апостола Варнавы, святителя Василия Рязанского, святителя Митрофана Воронежского, преподобных Агапита врача безмездного и Дамиана целебника Киево-Печерских, преподобной Евфросинии Суздальской;

• Касперовская икона Божией Матери с частицами святых мощей: Сщмч. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, свт. Иннокентия Иркутского, вмц. Варвары, прп. Иоанна Лествичника, прмцц. Кн. Елисаветы и инокини Варвары, свв. блгг. Кн. Георгия Владимирского и кн. Петра и кн. Февронии Муромских; и с частицами Гроба Господня, дуба Мамврийского и камнем с горы Голгофы.

• Иконы с частицами святых мощей: o Апостола Андрея Первозванного; o Апостола Варнавы; o Вмц. Екатерины; o Вмч. Димитрия Солунского; o Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных; o Прав. воина Феодора Ушакова; o Прав. Марфы; o Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары; o Прп. Алексия Зосимовского; o Прп.

Аристоклия старца Московского; o Прп. Варлаама Суздальского; o Прп. Гавриила исп., Мелекесского; o Прп. Германа Зосимовского; o Прп. Германа Зосимовского; o Прп. Иоанна Лествичника; o Прп. Иова Почаевского; o Прп. Лаврентия Черниговского; o Прп. Максима Грека; o Прп. Пимена Великого; o Прп. Романа Киржачского; o Прп. Софии Суздальской; o Прп.

Стефана Махрищского; o Прп. Феодора Санаксарского; o Св. Александра (Орлова) исп., пресвитера Маккавеевского; o Св. блг. кн. Олега Брянского; o Св. блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского; o Св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского; o Св. блгв. кн. Александра Невского; o Св. блгв. кн. Даниила Московского; o Св. блгв.

царевича Димитрия, Угличского и Московского; o Св. блж. Андрея Симбирского; o Св. блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского; o Св. вмц. Варвары; o Св. Сергия (Правдолюбова) исп., пресвитера Касимовского; o Свв. блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских; o Свв. блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн.

Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев; o Свв. блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских; o Свт. Иннокентия, еп. Иркутского; o Свт. Иннокентия, епископа Пензенского; o Свт. Иннокентия, митр. Московского; o Свт. Иоанна, епископа Суздальского; o Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского; o Свт.

Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского; o Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских; o Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси; o Свт. Феодора, еп. Суздальского; o Свт. Феодосия Черниговского; o Свт. Феофана, Затворника Вышенского; o Свт. Филарета, митр. Московского; o Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого; o Сщмч.

Дионисия Ареопагита, еп. Афинского;

o Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского.

• Иконы с частицами покровов со святых мощей: o Прп. Илии Муромца, Печерского;

o Свт. Спиридона Тримифунтского;

• Мощевик с частицами святых мощей: прп. Иакова Низибийского, свт. Игнатия, еп. Ростовского, преподобных отцев от Хозроя избиенных, мучеников Никомедийских, мучеников Иорданских,

• Икона равноап. Нины, просветительницы Грузии с частицей Креста равноап. Нины.

При храме действуют:
Воскресная школа для детей и взрослых, студии хорового пения и рисования (Запись в Воскресную школу проводится по воскресным дням в сентябре);
Приходская библиотека;
Лекторий на темы, посвященные духовной жизни, основам христианской нравственности и принципам построения отношений в православной семье — по средам в 19.00, проводит протоиерей Геннадий Нефедов;
Вечерние певческо-регентские курсы (одногодичное образование по специальности певчий церковного богослужебного хора) и любительский хор (обучение навыкам церковного хорового пения всех желающих, запись в сентябре каждого года по результатам собеседования);
Иконописная студия (3-х годичное обучение желающих основам иконописи; набор по результатам собеседования, проверки профессиональных навыков и просмотра работ — 1 раз в 3 года).

Источник: http://iverblag.ru/?page_id=182

Храм Богоявления Господня в Китай- городе Москва

Храм Богоявления Господня величественно возвышается над застройками Китай-города, притягивая внимание своей нарядной архитектурой с колонками, балясинами и карнизами. Центральная апсида и восьмерик украшены крупными иконами. Святыня была построена как часть бывшего Богоявленского монастыря.

Старейшая мужская обитель Москвы была основана, согласно монастырским актам, в 1296 году. Тогда были воздвигнуты кельи и первый храм из бревен в честь Богоявления Господня с приделом в честь Благовещения Девы Марии.

Первым зданием монастыря из белого камня стал Богоявленский собор, построенный в 14-15 веках. В 1451 году на Московский посад пришла орда царевича Мазовши, которая сожгла большую часть построек, сильно пострадал и собор.

Уже восстановленный при Василии Втором, разросшийся при Иване Третьем, монастырь вновь пострадал от великого московского пожара в 1547 году. После похода крымского хана Давлет-Гирея на Москву, обитель была вновь отстроена уже Иваном Грозным.

Особенно большие потери монастырь понес в Смутное время, поэтому, сразу с восхождением царя Михаила Федоровича на престол, приступают к восстановлению и обустройству обители. В 1624 году строится и новое каменное здание храма Богоявления.

Пожар, который случился в 1686 году, вновь уничтожил обитель. И вновь она была полностью восстановлена. На этот раз, архитектурный ансамбль монастыря был построен в стиле русского барокко.

Читайте также:  Православие и иудаизм : отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви - православные молитвы

После того, как были добавлены новые кельи, с благословения владыки Адриана в 1692 году началось сооружение новой церкви.

Среди тех, кто финансировал восстановление монастырского комплекса и храма, значатся члены семей князей Голицына и Долгорукова, и сама царица Наталья Кирилловна.

Нижняя церковь Богоявленского собора во имя иконы Казанской Богоматери освящалась зимой 1693 года, верхняя церковь — три года спустя в честь Богоявления Господня. Предел освятили в 1697 году в честь владыки Московского Алексия. Через 40 лет монастырские постройки были вновь повреждены в городском пожаре.

Восстанавливали обитель уже при игумене Герасиме, благодаря которому в 40-х годах 18 века, над воротами была построена церковь Бориса и Глеба со звонницей. Монастырскому комплексу все также покровительствовали князья Долгоруковы и Голицыны.

Через пять лет храм получил северный предел во имя Георгия Победоносца, а через семь лет — южный во имя Сподвижника Иакова. Кроме того, была добавлена звонница. В 1782 году церковные интерьеры были отреставрированы и украшена настенными росписями, новые части декорировали лепниной.

Особый расцвет для монастыря начался, когда с Афонского монастыря привезли мощи мученика Трифона, Пантелеимона и других святых, а также икона Божьей Матери. Ларь с мощами был установлен в соборном храме.

Судьба храма в эпоху советской власти

В период 1905-1906 годах власти монастыря разобрали надвратную церковь Иоанна Предтечи семнадцатого века, чтобы соорудить на том месте доходный дом. С приходом советской власти монастырский комплекс был закрыт, усыпальница дворян — разграблена, Разобрана башня монастырской ограды семнадцатого века, колокольня, Алексеевский предел и остальные постройки.

В свое время многие организации и объединения использовали помещения храма под собственные нужды. Так, например, здесь находилось государственное общество «Союзхлеб», исторический музей и Московская книжная палата. В верхнем храме даже устраивали общежитие для учащихся академии горного дела, а в нижнем храме располагались лабораторные помещения Научно-исследовательского института.

Ни одна из них не заботилась о сохранности святыни, они меняли и перестраивали внутреннее пространство по своему желанию — в 30-е годы сняли главу, установили межэтажные перекрытия.

Во время Великой отечественной немецкий бомбардировщик упал рядом с храмом, сам он не пострадал, но была разрушена одна из монастырских построек.

На ее месте было возведено здание Министерства безопасности, которое заняло кельи и корпус настоятелей. В это время в нижнем храме устроили котельную.

В 80-х годах Богоявленский храм передали академическому русскому хору, которым руководил А. В. Свешников. Дирекция хора обратилась к мастерам архитектурно-реставрационной мастерской, которой руководил в то время Н. И. Даниленко, для подготовки проекта восстановления храма. Именно по проекту Даниленко восстановление собора проводится по сей день.

Помимо архитектурных исследований, в храме работали археологи, открывшие уникальные слои, начиная с 13 века. В них прекрасно сохранились остатки столпов и стен собора 14 века, а также более поздних пристроек, захоронения 13-18 веков.

Храм в наши дни

До наших дней сохранился сам храм, а также пару корпусов. Храм весной 1991 года передали Московской патриархии, а уже зимой в нем вновь начали проводить богослужения.

После многолетних реставрационных работ, ему был возращен прежний облик.

Алексеевский предел, который в 19 веке был изменен до неузнаваемости, а затем и вовсе разрушен, воссоздали в том виде, в котором он был изначально, по мнению специалистов.

Рядом с храмом Богоявления был установлен скульптурный комплекс из бронзы монахам братьям Лихудам, основавшим в конце семнадцатого века в монастыре школу. Изготовление памятника финансировало греческое правительство.

Как добраться до храма Богоявления Господня

Собор расположен в центре Москвы, недалеко от Кремля. Добраться сюда удобней на метро:

  • От станции «Площадь революции».

У станции два выхода, чтобы попасть к собору, необходим выход к Красной площади, улицам Ильинка, Никольская, магазину Детский мир, Гостиный Двор. Дальше подняться на эскалаторе.

  • От станции «Китай-город».

Над выходом с лестницей расположена вывеска «Выход в город»: к улице Маросейка и Ильинка, Новой площади, Гостиному Двору, Политехническому музею. Поднявшись по лестнице, затем на эскалаторе, выходите в длинный переход, повернув налево, идете до конца. Выход из метро расположен в начале улицы Ильинка, по которой надо пройти до Богоявленского переулка, где и расположен храм.

Контактные данные

Собор расположен по адресу: Москва, Богоявленский переулок, дом 2/6 строение 4. Телефон: (495) 698-38-25, (495) 698-37-71. Кроме того, для связи с прихожанами у храма есть электронный адрес, который можно узнать на официальном ресурсе святыни.

Расписание богослужения

Расписание всех богослужений можно уточнить по телефону или на официальном сайте храма. Перечень всех служб публикуется на сайте на 2 ближайших месяца.

Источник: https://pravednik.info/xram-bogoyavleniya-gospodnya-v-kitaj-gorode-moskva.html

Москва. Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря

Статью добавил(а): Юрий Булкин,  4 января 2006

Богоявленский мужской монастырь основан в 1296 г. сыном благоверного великого князя Александра Невского первым московским князем св. Даниилом. Это один из древнейших из существовавших московских монастырей. Одним из его первых игуменов был Стефан, старший родной брат преподобного Сергия Радонежского. 

Храм Богоявления был построен в 1342 г. ,заменив первоначальный деревянный при великом князе Иване Калите. В 1624 г. храм начали перестраивать. Он состоит из двух ярусов. Церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом с главным престолом в честь Казанской Божией Матери.

Верхняя церковь в честь Богоявления господне и Спаса Нерукотворного Образа выстроена в 1693 году. В 1782 году храм Богоявления поновлена снаружи верху до низу с папертью и лестницей, расписана и украшена лепниной. В 1747 году с северной стороны сооружен придел в честь Св.

вмч Георгия Победоносца.

В советское время в соборе находилось общежитие. В начале 1980-х годов начинаются реставрационные работы. Богослужение возобновились в начале 1990-х годов.

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина,  9 октября 2017

Богоявленский монастырь находится в Богоявленском переулке, выходит на Никольскую улицу, основан в 1296 г. св. князем Даниилом. Это второй по древности из существующих в Москве монастырей.

Церковь Богоявления сначала была деревянной, каменная построена в 1342 г. тысяцким Протасием. Вместо нее в 1693-96 гг. воздвигнут нынешний величественный двухэтажный храм.

Он построен в том стиле «барокко», который имеет западное происхождение, но, применяясь к каменным храмам в Москве с 1676 г., значительно здесь видоизменился сообразно русским вкусам и церковным требованиям.

Богоявленский храм отличается обилием наружных архитектурных украшений: карнизов, колонок, щитов, «сухариков», «сережек» и т. п.; украшения эти сделаны из белого камня и кирпича.

В нижнем этаже храма устроена церковь Казанской Божией Матери с северным приделом Алексия митрополита. В 1747 г. пристроен северо-западный придел вмч. Георгия. В 1754 г.

устроен южный придел, названный сначала «Иакова Алфеева», потом упраздненный, служивший ризницею, а около 1900 г. освященный во имя Феодосия Черниговского. В верхнем этаже сохранился старый семиярусный иконостас главного Богоявленского алтаря.

Лепные работы по стенам сделаны при общем обновлении храма в 1782 г.

В трапезной устроены приделы Тихвинской Божией Матери и вмч. Пантелеимона. Галерея сначала была совсем открытой террасой, «гульбищем», как говорили в XVII в.; сделана железная крыша и вставлены рамы со стеклами уже в XVIII в.

В северо-восточной части галереи в 1905 г. устроен придел Рождества Иоанна Предтечи, заменивший собою разобранный тогда же храм этого имени, который был построен около 1672 г.

и находился на самой линии Никольской улицы впереди нынешней колокольни.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02385

Богоявленский храм, ГУМ и Манежная площадь.Москва. — DRIVE2

Всем привет!
Вышли из метро, Площадь Революции).Ещё немного и мы на Красной площади.А пока по пути, не спеша, идём и любуемся домами, улицами.Я делаю снимки и сейчас они дополнены информацией с соц.сетей для точности.Хотя порой, так хочется копнуть по глубже историю и сравнить с настоящим…

По пути в Богоявленском переулоке попадается храм с одноимённым названием.Чем то оно меня зацепило.Давайте посмотрим.

Богоявленский храм.

Никольская улица всегда была одной из самых популярных среди жителей Москвы.Еще в 12 веке неподалеку проходили дороги в московский Кремль из Ростова, Суздаля и Владимира.

Неудивительно, что место облюбовали торговцы, а вдоль улицы появилось несколько монастырей и храмовых сооружений, одно из которых — Собор Богоявления Господня при Богоявленском монастыре на Никольской, называемый в обиходе местом «за Торгом».Начальная история святыни загадочна.

Известно то, что монастырь сначала был возведен из дерева, а когда постройка сгорела, в 1340 году появилось сооружение (первое за пределами Кремля), сделанное из камня.

В Смутное время Собор Богоявления с монастырем на Никольской сильно пострадал: он оказался в самом центре военных действий. Поэтому Романовым пришлось восстанавливать сооружение с нуля.

Значение новый монастырь имел огромное.Его игумены и архимандриты всегда принимали активное участие в жизни государства и правителей. Здесь же была открыта и высшая школа, первая в России.При Романовых монастырь не только возродился, но и был дополнен новыми постройками, выполненными в стиле московского барокко.

При царе Петре Собор Богоявления Господня продолжил свой расцвет, однако имела место и первая секуляризация. А во времена правления Екатерины II храм жил только благодаря тому, что здесь покоились представители знатных фамилий России.

В войну 1812 года святыня выстояла, хотя во время взрыва в Кремле монастырь также изрядно пострадал.

Читайте также:  Православный праздник святой троицы или пятидесятницы - 27 мая 2018 года - православные молитвы

В целом, судьба была благосклонна к Собору Богоявления на Никольской.

Лишь с 1919 года начались, по истине, сложные времена для храма: он был разграблен и закрыт (что-то из реликвий отдано музеям, что-то разрушено и осквернено).

В 1941 году стены Собора Богоявления пострадали вновь: немецкий бомбардировщик упал недалеко от сооружения и взрывной волной была разрушена верхняя часть постройки.Реставрация началась лишь в 80-х годах. Постепенно восстанавливалось даже то, что было разрушено еще французами.

Сегодня Собор Богоявления на Никольской открыт для богослужений, при нем действуют воскресная школа, братство, музыкальный лицей. К 2014 г. планируется завершить реставрационные работы.

Второй после Даниловского по своей древности монастырь, конечно, должен жить в веках.

Не обошлось без внимания здание с богатой историей как ГУМ.

Далеко не каждое предприятие имеет такую долгую и богатую историю, как Верхние торговые ряды — нынешний ГУМ. Лишь несколько торговых пассажей России вправе гордиться тем, что они созданы более века назад и успешно работают по сей день. ГУМ всегда был и остается крупнейшим универмагом страны.

Планировка здания включает три продольных трехэтажных пассажа с глубокими подвалами. Уникальность архитектуре придает стеклянная крыша работы инженера В. Шухова.

Полукруглая по форме, с виду легкая и ажурная, она представляет собой солидное сооружение диаметром 14 метров, на строительство которого ушло более пятидесяти тысяч пудов металла.

Протянувшись на четверть километра вдоль кремлевской стены, здание ГУМа замыкает Красную площадь с востока, архитектурой своих фасадов (декорированных граненым рустом) перекликаясь с Кремлем и Историческим музеем.

Среди торговых заведений России конца XIX века Верхние торговые ряды занимали особое место. Этому крупнейшему торговому пассажу принадлежала важная роль в экономической жизни страны.

Пассаж (от французского — проход, переход) — тип торгового или делового здания, в котором магазины или конторы размещены ярусами по сторонам широкого прохода с остекленным покрытием.

Расположение торговых рядов в самом сердце Москвы, в старинном центре российской торговли, предопределило их богатую историю.

Планы Москвы, актовые материалы (купчие крепости, судебные иски и пр.), археологические памятники — все свидетельствует о том, что уже в XVII веке в торговых рядах на Красной площади сосредоточивалась почти вся розничная и оптовая торговля Москвы.

То место, которое сейчас занимает ГУМ, Ветошный проезд и противоположный ряд домов по нему — издавна было бойким торговым центром города.

Только со стороны Красной площади, да и то издали, прежние Верхние торговые ряды, переполненные людьми и повозками, имели вид более или менее приличный.

Там, от Никольской до Ильинки, напротив памятника Минину и Пожарскому, который в те времена стоял в центре Красной площади, целый квартал занимало двухэтажное строение, немного напоминавшее по архитектуре нынешний Гостиный двор: две центральные башенки, восемь колонн, большие прямоугольные окна первого этажа, полукруглые окна второго.

Каменное здание закрывало вид на скопление мелких деревянных лавок, которые часто горели. Пожары случались несколько раз в год, особенно часто зимой — из-за печурок, с помощью которых обогревались приказчики. Но самый большой пожар в 1812 году, случившийся в дни французского нашествия, обошел торговые ряды стороной.

В 1815 году по проекту архитектора О. И. Бове возводится новое здание Верхних торговых рядов. Занимавшее целый квартал строение было поделено между частными владельцами, и их никак не удавалось уговорить хотя бы на капитальный ремонт. Здание рушилось на глазах, однажды на покупателей свалился пласт штукатурки, а в другой раз барыня, примеряя бархатное платье, провалилась сквозь гнилой пол, сломала ногу и была отвезена в больницу прямо в неоплаченной обнове — хозяин боялся напомнить ей об этом, радуясь, что она не обратилась с взысканием своей потери. Однако во второй половине XIX века, когда начался бурный рост промышленности и торговли в России, торговые ряды уже не отвечали требованиям времени, масштабам и современным формам торговли.

Манежная площадь получила название в 1938 году, когда она была создана в современных размерах, по расположенному здесь зданию Манежа.В 1967 – 1990 годах она называлась площадью 50-летия Октября в честь юбилея революции 1917 года.

Манежная площадь находится в древнейшей части Москвы, рядом с Кремлем. Эта местность была освоена уже в XII веке. С этого времени началась и застройка территории будущей площади.

После большого пожара 1493 года территория возле стен Кремля была освобождена от построек в целях пожарной безопасности. Но уже в XVI веке здесь возникла слобода стрельцов, существовавшая до конца XVII столетия.

В XVI веке здесь был основан Моисеевский монастырь. В 1765 году он был упразднен, а несколько позже его здания разобрали.

Возникшая на месте бывшего монастыря небольшая площадь в конце XVIII века получила название Моисеевской.

В 1817 году было возведено здание Манежа, отделка которого продолжалась до 1825 года. Первоначально оно использовалось военными для проведения тренировок, а с середины XIX века там устраивались различные концерты и выставки.

Все пространство, окружавшее здание Манежа и Моисеевскую площадь, было застроено, в основном небольшими зданиями. Между застройкой проходили несколько переулков.
В 1883 году в честь победы в войне с Турцией на Моисеевской площади была сооружена часовня Александра Невского, снесенная в 1922 году.

С 1932 года начался снос застройки в связи со строительством метро. В течение нескольких лет все пространство перед зданием Манежа было полностью расчищено, и к 1938 году образовалась большая площадь, названная Манежной площадью.

На противоположной Манежу стороне в 1935 году построили здание гостиницы «Москва».

В 1967 году в честь юбилея Октябрьской революции площадь переименовали. В ее центре был поставлен камень на месте будущего памятника, который так и не был установлен.

В 1990-х годах началась реконструкция Манежной площади. Здесь был построен торговый комплекс «Охотный ряд», а сама площадь стала пешеходной.

В 1995 году на площади поставили памятник маршалу Г.К. Жукову.

В 2004 году пожаром было уничтожено здание Манежа, вскоре построенное заново. В том же году снесли здание гостиницы «Москва», и на его месте было возведено новое.

На этом я закончу.Но вскоре продолжу.Всем спасибо и до встречи.

Источник: https://www.drive2.ru/b/2592012/

Собор Богоявления Господня (Москва). Самопознание.ру

Собор Богоявления Господня (Елоховский собор) — второй по значимости православный храм Москвы, с 1938 по 1991 годы являлся Патриаршим кафедральным собором.

Расположен Елоховский собор в Басманном районе столицы.

По церковному преданию, здесь раньше было подмосковное село Елох (от слова «ольха»), в котором в 1469 году родился знаменитый юродивый Василий Блаженный.

До первого каменного храма, возведённого вначале 18-го века, здесь была деревянная церковь Владимирской иконы Божией матери. Согласно легенде, кирпич на строительство храма пожаловал лично Пётр Первый.

К 1792 году храмовые строения приросли трапезной с приделами (Благовещения и свт. Николая) и колокольней. В 1799 году в Елоховском соборе был крещён Александр Пушкин, его крёстным отцом был А.И. Бутурлин — дальний родственник матери будущего поэта.

В 1845 старый храм был полностью перестроен и на его месте воздвигли пятикупольное здание собора по проекту архитектора Тюрина. Причём треть издержек на строительство были компенсированы одним человеком — купцом 2-рой гильдии Василием Щаповым.

С этого времени Елоховский собор по праву зарекомендовал себя как замечательный по величине, красоте и изящности архитектуры.

После революции, как и другие столичные храмы, Богоявленский собор в Елохове переживал тяжёлые времена, но ни разу не был закрыт, несмотря на несколько соответствующих постановлений. Последнее распоряжение предполагало прекращение служб в соборе 22 июня 1941 года, но из-за внезапно начавшейся войны с Германией не было исполнено.

В 30-е годы прошлого века рядом с Елоховским собором располагалась канцелярия и резиденция митрополита Сергия, в то тяжёлое время фактически возглавлявшего Московскую патриархию. В 1945 году Богоявленский собор официально становится Патриаршим собором — этот статус он сохранял до 1991 года, когда патриаршая кафедра была возвращена в Успенский собор Кремля.

Таким образом, Елоховский собор более полвека оставался главным в русском православии.

Здесь проходили церемонии интронизации Московских патриархов, а также отпевание Патриарха Сергия, похороненного в северном Никольском пределе.

В 1930 году в Елохово из казанского собора на Красной площади был доставлен особо чтимый список иконы Казанской Богоматери. В 1947 году сюда из Кремля были перенесены мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

В период хрущёвских гонений на церковь собор подвергался особо яростным нападкам со стороны воинствующих атеистов. Однажды во время богослужения в церковь ворвался неизвестный человек и ударил Патриарха Алексей. Также зафиксирован случай нападения на крестный ход, во время которого верующие были закиданы камнями.

Согласно установившейся традиции ежегодно 31 декабря в Елоховском соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершал вечерню и утреню с акафистом святителю Алексию, Митрополиту Московскому, а затем — новогодний молебен. В 2008 году патриарх Алексий Второй был захоронен в Богоявленском соборе.

Ввиду большой архитектурно-исторической ценности собора, начиная с 70-х годов прошлого века, в нём проводились активные реставрационные и благоустроительные работы: позолочена кровля куполов, расширен алтарь, построен лифт, сооружены новые наружные постройки.

Среди святынь Богоявленского собора нужно отметить:

  • Чудотворную икону Казанской Божией Матери;
  • Святые мощи Алексия, Митрополита Московского;
  • Икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость»;
  • Частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра, святителя Николая чудотворца.
Читайте также:  Сильная молитва святой матроне московской о замужестве - православные молитвы

Ежедневно в Богоявленском соборе проходят богослужения, имеется баптистерий для крещения взрослых. Кроме того, при храме действует воскресная школа, в которой особое внимание уделяется обучению церковному пению. Клирики и сёстры собора посещают больных, проходящих лечение в 6-й клинической Басманной больнице.

Источник: https://samopoznanie.ru/sacral_areas/sobor_bogoyavleniya_gospodnya/

Храм Богоявления Господня

  • Расписание богослужений
  • Воскресная школа 

Год основания: 2004

Престольный праздник: Богоявление Господне (19 января)

Настоятель: благочинный Химкинского округа протоиерей Артемий Гранкин

Священнослужители:
протоиерей Андрей Пирогов
протоиерей Александр Золотов
иерей Алексий Трубников
иерей Максим Бородкин
иерей Николай Хиров
иерей Димитрий Оселедец
протодиакон Алексий Якушев

Храм Богоявления Господня города Химки Московской области воздвигнут  по инициативе верующих жителей города и при поддержке Администрации города. Архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской Епархии, в присутствии главы города В. В. Стрельченко, совершил освящение закладного камня 15 мая 2004 года.

Архитектура храма Богоявления Господня византийского стиля. По вместимости церковь рассчитана на 1000 человек. Храм двухэтажный и четырехпрестольный. Нижний храм посвящен Рождеству пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/7 июля). Это крестильный храм, в котором планируется купель для полного погружения крещаемого в воду.

Верхний храм и центральный престол освящен в честь Богоявления Господня, (празднование 6/19 января), правый придел храма посвящен иконе Божией Матери  «Скоропослушница» (празднование 9 октября/22 ноября), а левый придел – святителю Николаю (празднование 9/22 мая и 6/19 декабря).

Храм пятикупольный в едином объеме с колокольней. План в форме креста с ориентацией на восток. Так как храм имеет два этажа, то Архитектурным Фондом, главным архитектором В.

Н Михайловым и решением Администрации города Химки, предусмотрены парадные лестницы (помимо центрального входа) к боковым входам и подъемники для инвалидных колясок. Колокольня имеет четыре внутренних яруса и звонницу с четырьмя арочными проемами.

На территории храма располагается церковно-административное здание, а так же церковная лавка.

Богоявленский храм был заложен 15 мая 2004 года архиепископом Можайским Григорием.

Здание церкви двухэтажное, четырехпрестольное, с пятью куполами в едином объеме с колокольней. Нижний храм посвящен Рождеству Иоанна Крестителя, верхний храм и центральный престол – Богоявлению Господню, правый придел освящен в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а левый – во имя святителя Николая.

Колокольня имеет пять внутренних ярусов и звонницу с четырьмя арочными проемами. Колокола для храма были отлиты на заводе «ЗИЛ» мастерами «Общества древнерусской музыкальной культуры». Подбором звучания колоколов, их количества, тональности и веса занимался главный звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя И.В. Коновалов.

Всего колоколов двенадцать, самый большой благовест весит две тонны. На колоколах отлиты образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Скоропослушница», а также лики святителя Алексия, митрополита Московского, святителя Николая, святого равноапостольного князя Владимира, святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны Московской.

В храме находится множество святынь. Среди них ковчег с освященной копией гвоздя от Распятия Христова и частичкой самого гвоздя, точная фотокопия Туринской Плащаницы Христа Спасителя, частицы мощей святителя Николая Чудотворца и блаженной Матроны Московской.

В левой части центральной арки расположена сень с иконой преподобномученика Ефрема Нового, Неа-Макрийского чудотворца (Греция). Там же в ковчеге хранятся скуфья и тапочек святого Ефрема, частица древа, на котором мучили преподобного и земля с места его мучений.

В храме также особо почитаются образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и иконы святого апостола Симона Кананита и мученика Василиска. Под ними в специальных ковчегах находятся камни с места мученической кончины этих святых.

С 2009 года в Богоявленском храме ежедневно совершаются богослужения, открыта воскресная школа, действует социальная служба и молодежное движение.

Рядом с Богоявленским храмом расположена часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она посвящена памяти погибших при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в локальных войнах и техногенных катастрофах. Ежегодно 26 апреля, в день Чернобыльской трагедии, в часовне совершается панихида по погибшим.

Также к храму Святых апостолов Петра и Павла приписан домовый храм Святителя Луки, архиепископа Симферопольского.

Он был обустроен в 2005 году в хирургическом корпусе химкинской Центральной клинической больницы вместо существовавшей с 2004 года молельной комнаты. Духовенство окормляет находящихся на лечении больных и медицинский персонал.

В настоящее время ведутся работы по строительству отдельно стоящего храма, в который смогут приходить не только находящиеся в больнице, но и все желающие.

Часы работы храма: с понедельника по субботу с 7:30 до окончания вечернего богослужения; в воскресенье: с 06:00 до окончания вечернего богослужения.

Контакты:Московская область, г. Химки, ул.Лавочкина, влад. 6.Телефон : +7(915) 425-05-90 (с 9:00 до 21:00)

Сайт: www.himki-blag.ru

E-mail:  Написать письмо

Источник: http://himki-blag.ru/o-blagochinii/khram

Собор Богоявленского монастыря — интересные места в москве | Узнай Москву

Огромный Богоявленский собор не утратил своего значения в современной Москве. Уже нет как такового монастыря, рядом возникли новые здания, но он по-прежнему возвышается среди окружения, претендуя на центральное значение в Китай-городе. Его мощный купол отлично виден из Замоскворечья и способен конкурировать даже с Покровским собором на Красной площади.

Богоявленский монастырь по праву считается одним из древнейших в Москве: он был основан первым московским князем Даниилом Александровичем в 1296 году – старше него только Данилов монастырь. Поначалу все здания обители были деревянными, но в 1342 году на пожертвования боярина Протасия возводится первый каменный собор Богоявления.

В дальнейшем все перестройки велись на основе этого здания: в 1571 году после нашествия крымского хана Девлет‑гирея, потом в 1624 году по окончании Смутного времени. Наконец, в 1693‑1695 годах на фундаментах старого собора было возведено существующее здание. Впоследствии оно несколько раз обновлялось, но структура более не менялась.

Выстроенный в стилистике нарышкинского барокко, Богоявленский собор ориентирован по вертикали: на четверик поставлен восьмерик, который в свою очередь увенчан вытянутым барабаном с восьмигранной главой.

Фасады щедро декорированы белокаменной резьбой, особенно пышно смотрятся крупные наличники окон с фигурными колонками и гребнями. Грани восьмерика также увенчаны гребнями, а углы четверика украшены стилизованными вазами.

Верхняя половина четверика прорезана с севера и с юга двойными окнами, окна подклета меньше по размеру и декорированы скромнее, но тоже элементами нарышкинского барокко. Трапезная и четверик соединены между собой широкой галереей, на которых позднее появились дополнительны приделы.

Над западным входом построена колокольня, увенчанная шпилем. В интерьере внимание привлекают крупные скульптурные композиции «Коронование Богоматери», «Рождество» и «Крещение».

В нижнем храме, освященном во имя Казанской иконы Божией Матери, ранее находился обширный некрополь: здесь располагались усыпальницы самых знатных родов России – Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых и многих других.

Собор сильно пострадал во время пожара 1812 года: от взрыва, произошедшего в Кремле, в здании лопнули железные связи, вылетели стекла и рамы, крест на колокольне согнуло пополам.

В течение следующих нескольких лет здание было приведено в порядок.

Богоявленский монастырь был еще и одним из центров просвещения в России XVII веке. В 1685 году в нем поселились ученые-монахи из Греции – братья Софроний и Иоанникий Лихуды.

Здесь же они основали свою школу, в которой преподавали греческий язык, грамматику, пиитику, риторику, логику и другие науки.

Через два года, в 1687 году, школа переехала в соседний Заиконоспасский монастырь и преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию – это было первое высшее учебное заведение в России.

Помимо собора в монастыре существовало еще две надвратных церкви: первая, во имя Рождества Иоанна Предтечи была разобрана в 1905 году (несмотря на протесты Московского археологического общества) для строительства доходного дома на Никольской улице; а вторая, Спаса Нерукотворного Образа, утрачена в начале 1920‑х годов после закрытия монастыря.

Богослужения в соборе прекратились после революции, его убранство сильно пострадало, а сам он последовательно использовался в качестве общежития, производственных помещений и репетиционного зала. Некоторые надгробные памятники из нижнего храма и подклета были перенесены в Донской монастырь, который тогда принадлежал Музею архитектуры.

Во время Великой Отечественной войны собор едва не был утрачен: в непосредственной близости от него, на углу Никольской и Богоявленского переулка, упал немецкий бомбардировщик.

Стоявшие на этом месте здания были полностью разрушены, а сам собор лишился главы с барабаном – их снес самолет во время падения.

После войны территория была расчищена и застроена массивным зданием в стиле сталинского ампира.

С 1991 года начался постепенный процесс возрождения Богоявленского собора. Монастырская жизнь не была восстановлена, поэтому собор действует в качестве приходской церкви. В 2007 году перед алтарем собора в Богоявленском переулке был установлен памятник братьям Лихудам.

Источник: https://um.mos.ru/houses/sobor_bogoyavlenskogo_monastyrya/

Ссылка на основную публикацию