Горицкий успенский женский монастырь в переславле-залесском — православные молитвы

Горицкий монастырь в Переславле Залесском

Горицкий Успенский женский монастырь в Переславле-Залесском - православные молитвы

Горицкий монастырь в Переславле Залесском, пожалуй, самый посещаемый музей города — именно здесь расположена главная экспозиция Переславского музея-заповедника. Несмотря на церковное название, монастыря в этих стенах нет уже 280 лет.

Основанный в начале XIV века при Иване Калите, Горицкий Успенский монастырь в Переславле-Залесском был упразднен в 1744 году. Удивительно, но из пяти сохранившихся монастырей города только Горицкий монастырь до сих пор не передан церкви — вот уже почти 100 лет в нем размещается музей.

Об этом необычном месте (как архитектурном, так и историческом) и будет наша сегодняшняя статья.

История Горицкого монастыря

Как мы уже писали выше, Горицкий монастырь был основан при Иване Калите в XIV веке. Судя по всему, это был один из крупнейших монастырей региона, который владел многочисленными селами и деревнями в округе.

В некоторых источниках можно встретить информацию, что монастырь является Переславским кремлем, но это неверно, так как кремль в Переславле находился совсем в другом месте. Довольно забавно, но это уже третий город Золотого кольца, где главный монастырь называют кремлем.

Такая же история со Спасо-Преображенским монастырем в Ярославле и с Ипатьевским в Костроме.

Название монастыря напрямую связано с его местоположением — находящийся на возвышенности, он получил имя «Успения на Горице», что позже трансформировалось в Горицкий Успенский монастырь.

Кстати, монастырь с таким названием не единственный в центральной России. В Вологодской области в селе Горицы есть женский Горицкий Воскресенский монастырь, основанный в середине XVI века.

Но в отличие от вологодского монастырь в Переславле был мужским.

В 1722 году во время пожара был полностью уничтожен архив Горицкого монастыря, поэтому исторических данных об обители не так много. Например, ученые спорят даже о дате его основания: согласно большинству версий, монастырь был основан в начале XIV века, но некоторые исследователи утверждают, что уже в XII столетии на этом месте жили монахи.

Историки говорят, что в 1382 году в Горицком монастыре укрывалась жена Дмитрия Донского, спасаясь от татар.

Княгиня Евдокия вместе с детьми ранним утром вышла из монастыря и отплыла на плоту на середину Плещеева озера, где ее скрыл туман — именно так ей удалось спастись.

Позднее устоял монастырь и в Смутное время, но, несмотря на то, что обитель смогла устоять против всех невзгод, до наших дней не сохранилось ни одного здания.

Весь комплекс Горицкого монастыря строился в XVII-XVIII веках. Что произошло между XVI и XVII столетиями, и почему обитель была полностью перестроена, доподлинно не известно, на этот счет ученые строят лишь догадки. Известно только, что в 1744 году монастырь был упразднен, а его помещения передали под архиерейские Переславской епархии, которую в 1788 тоже упразднили.

В начале XIX века Горицкий монастырь представлял собой типичную «заброшенность»: полуразрушенные крепостные стены, горы мусора, заросшая территория.

Лишь в конце XVIII столетия в одном из зданий монастыря разместилось духовное училище.

В начале 1900х годов монастырь постепенно стали приводить в порядок, и после революции в его стенах разместился Переславский музей-заповедник, который действует и в наши дни.

Святые ворота и Церковь Николая Чудотворца

Одной из самых древних построек монастыря считаются Святые ворота. Точная дата постройки их неизвестна, но ученые склонны предполагать, что появились они уже в XVII столетии.

Церковь Николая Чудотворца над Святыми воротами была построена позже, в конце XVII века.

После упразднения Переславской епархии в церкви не проводились богослужения, а сейчас там находится одна из экспозиций музея.

Напротив проездных ворот, через которые осуществляется вход на территорию Горицкого монастыря, можно увидеть небольшую деревянную часовню. Она была привезена в Переславль в 1983 году из деревни Старово, расположенной неподалеку. Сейчас здесь касса музея-заповедника, здесь приобретаются билеты во все экспозиции, а также билет на колокольню.

Именно с колокольни мы и начнем свое знакомство с архитектурными памятниками Горицкого монастыря.

Церковь Богоявления Господня с колокольней

Богоявленская церковь расположилась на нижнем этаже четырехъярусной колокольни, построенной в 1768-1777 годах.

После упразднения Переславской епархии колокол отсюда демонтировали и отправили в Санкт-Петербург в Петропавловскую крепость.

В наши дни здесь разместился методический отдел музея, а на самом верху организована смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на Переславль-Залесский и Плещеево озеро.

Подъем наверх осуществляется сначала по каменной, а затем по деревянным лестницам. Все перекрытия между ярусами выглядят совершенно новыми, создается впечатление, что совсем недавно в колокольне Богоявленской церкви делали ремонт.

На одном из уровней окна закрыты фанерными листами, на которых многие туристы зачем-то оставляют свои автографы. Много записей 2005-2006 годов, видимо, ремонт в колокольне был лет десять назад.

С высоты открывается действительно великолепный вид на город. Вход сюда платный, и мы не заметили толпы желающих, как это обычно бывает на смотровых площадках, но надо сказать, что люди многое теряют — виды очень красивые.

Справедливости ради стоит отметить, что подниматься на колокольню стоит для того, чтобы посмотреть, как выглядит Горицкий монастырь с высоты, потому что остальными видами можно насладиться и от крепостных стен, при этом платить за это не нужно. Кстати, попасть в колокольню, можно только в теплое время года, зимой для осмотра она закрыта.

Успенский Горицкий собор

От церкви Богоявления мы отправились к собору Успения Пресвятой Богородицы — главному зданию Горицкого монастыря. Известно, что Успенская церковь построена в 1750х годах на месте древнего храма, который был возведен в 1520м году.

До 1838 года именно этот храм был главной церковью Переславля Залесского. Собор, как и колокольня, открыт только в теплое время года, и это сделано для того, чтобы сохранить росписи на стенах.

Напротив собора можно увидеть большое количество надгробий.

На плитах в основном даты смерти, относящиеся к первой половине XIX века, но есть и более «молодые». Например, здесь погребен художник Дмитрий Николаевич Кардовский, который был родом из этих мест.

У западной стены Успенского собора в нише можно увидеть массивный колокол, но никаких поясняющих табличек у него нет.

Церковь Всех Святых

Рядом с Успенским собором находится еще один архитектурный памятник Горицкого монастыря — церковь Всех Святых с трапезной палатой.

Храм, построенный во второй половине XVII века, простоял пустым сто лет с 1780 по 1880 год. В 1883 году церковь отремонтировали, и она стала выполнять функции домового храма при духовном училище.

Вплотную к церкви пристроено здание духовного училища, построенное в конце XIX века. Перед входом можно увидеть трофейные пушки и ядра XV-XVI века. В наши дни здесь разместилась картинная галерея.

Между Успенским собором и церковью Всех Святых находится небольшая звонница, построенная, как и духовное училище, в XIX веке.

На втором уровне звонницы находится смотровая площадка, откуда открывается отличный вид на Плещеево озеро и Переславль-Залесский, при этом вход сюда совершенно бесплатный.

Помимо деревянной часовни из деревни из деревни Старово, которую мы видели на входе, в Горицком монастыре есть еще два привезенных памятника.

Один из них — бюст Юрию Долгорукову, основателю Переславля-Залесского, а второй — часовня святого Георгия из деревни Фонинское Переславского района.

Горицкий монастырь в Переславле-Залесском оставил о себе очень неоднозначное впечатление: с одной стороны понимаешь, что это музей и летний театр — сувенирные ряды и прочие развлечения воспринимаются нормально, с другой стороны, никак не удается отделаться от впечатления, что это монастырь, и все эти внешние атрибуты начинают раздражать. В общем, немного странно и непривычно.

Переславль славится своими музеями и переславский музей-заповедник самый классический из всех музеев города.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

В этом месте нет представлений, как в музее утюга и чайника, не найдете вы и необычных экспонатов, как в музее паровозов, на наш взгляд здесь немножко скучновато, но ради видов, которые открываются со смотровых площадок монастыря, стоит побывать здесь хотя бы раз.

Горицкий монастырь на карте

Горицкий монастырь в Переславле Залесском 2015-01-10T10:10:37+00:00 2015-12-28T21:34:59+00:00 Natalya 'Poznamka'

Источник: https://poznamka.ru/russia/goritskiy-monastyr-v-pereslavle

Переславский Свято-Никольский женский монастырь

Свято-Никольский женский монастырь

Монастырь предположительно основан в 1348 г. Дмитрием Прилуцким, учеником преподобного Сергия Радонежского, как мужской.

ДМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ

Димитрий с житием (икона работы Дионисия)

Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в начале XIV века в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском. Родители с раннего детства укреплявшие в нем благочестивую христианскую настроенность.

Когда мальчик достиг школьного возраста они начали его учение; по обычаю времени, оно заключалось в усвоении церковной грамоты, а затем в чтении книг богослужебных и Священного Писания, по преимуществу Псалтири.

Семя слова Божия, западая в чистую душу ребенка, начало приносить свой плод: отрок выделился среди своих сверстников умом и смирением, он удалялся от шумных детских игр, избегал услуг и почета, какими окружала его домашняя челядь. Чем дальше шло время, тем более и более прилежал он чтению Священных книг и богомыслию, возгревая в сердце любовь к Богу.

Его мало занимали торговые дела отца — не о богатствах скоропреходящих он думал и не об утехах здешней жизни: душа его стремилась у небесному и вечному сокровищу, уготованному Христом Спасителем для тех верующих, которые из любви к Нему оставили не только мирские блага, но даже и самых близких по крови: иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит (Мф. 19, 29). Все более и более созревала его мысль о вступлении на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства.

Юный Димитрий покидает дом отца и принимает пострижение в Успенском Горицком монастыре.

Его пострижение было действительным отвержением своей воли, мирских соблазнов и забот для беспрепятственного сосредоточения душевных сил на достижение одной цели — спасения во Христе. Следуя по стопам Его, юный постриженник повинуется во смирении братии и поучается день и ночь в молитве.

Терпение, смиренномудрие и незлобие его были столь велики, что возбуждали невольное удивление братии.За такую добродетельную жизнь преподобный был удостоен священства. Облеченный высоким званием совершителя Таин Божиих, он усилил подвиги, «как верный раб мног прикуп творя без лености Господу, от Которого получил он столь великий дар».

Неизвестно, сколько времени преподобный подвизался на месте своего пострижения — в Горицком монастыре. Потом он задумал создать свой монастырь со строгим общежительным уставом и исполнил свою мысль.

Он переселился из Горицкой обители на болото; так называлось на западной окраине Переяславля сырое болотистое место в одной версте от Плещеева озера; на месте нового поселения преподобный Димитрий поставил храм во имя святителя Николая, а при нем устроил Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

Расположенная в низменной и сырой местности, не имевшая ни сел, ни угодий, убогая обитель преподобного привлекала, однако, многих славой имени своего основателя; желая подвизаться под руководством преподобного Димитрия, к нему приходили как миряне, ищущие пострижения, так и иноки из других монастырей. Преподобный, как отец чадолюбивый, всех принимал с любовью.

В сане игумена он с кротостью правил новособранным стадом словесных овец, поучая их, главным образом, примером собственной добродетельной жизни. Братия смотрели на него «как на Ангела Божия» и повиновались ему с сыновним расположением.Особенные случаи проявления благодати Божией над преподобным еще более усиливали уважение к нему братии и мирян.

Преподобный Димитрий был одарен редкой красотой, и так как он вел «жестокое житие», измождая себя подвигами поста, молитвы и труда, то лицо его сияло особенной одухотворенностью, удивлявшей людей.

Поэтому во избежание соблазна и искушения, преподобный обыкновенно закрывал лицо монашеским куколем даже во время бесед с мужчинами — посетителями монастыря; с женщинами же он говорил очень редко, когда являлась настоятельная нужда в слове назидания.

Читайте также:  Чудотворная икона пресвятой богородицы "милостивая" - православные молитвы

Так как обитель преподобного находилась в городе, то в воскресные и праздничные дни сюда приходило к богослужению много горожан. Среди этих обычных посетителей монастырского храма была одна знатная женщина. Она часто слышала о красоте и целомудрии преподобного Димитрия и ей очень хотелось взглянуть на его лицо. Долгое время старания ее были безуспешны.

Наконец, подстрекаемая пустым любопытством, женщина решилась на следующее: раз перед обедней она подкралась к келлии преподобного и в окно взглянула на игумена. Подвижник в это время готовился к Божественной литургии; заметив нескромность женщины, он огорчился и с укоризной посмотрел на нее.

Под гневным взором преподобного женщину охватил столь сильный ужас, что она в расслаблении упала на землю, не имея сил подняться. Некоторые из братии еле живую подвели ее к крыльцу настоятельской келлии и усиленно просили игумена о прощении провинившейся.

Видя искреннее раскаяние плачущей женщины, преподобный кротко упрекнул ее: «Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира?»К этому подвижник присоединил наставление о том, что в храм Божий должно приходить не для показа тленных украшений, а для просвещения души целомудренной, сосредоточенной молитвой и милостыней.

Благословив затем женщину, преподобный Димитрий даровал ей прощение; женщина тотчас исцелилась от внезапного недуга и пошла домой, благодаря Бога и преподобного. В 1354 г. Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Преподобный Димитрий любил приходить в монастырь Живоначальной Троицы к преподобному Сергию для взаимной молитвы и назидательной беседы.

Слава о подвижнической жизни преподобного Димитрия дошла до великого князя Димитрия Иоанновича Донского, который и вызвал к себе в Москву старца. Преподобный Димитрий произвел сильное впечатление на великого князя, который проникся к нему глубоким уважением: почитая переяславского подвижника так же, как и преподобного Сергия, он просил его быть восприемником при крещении одного из своих детей. Затем великий князь с честью отпустил смиренного игумена бедной обители, богато одарив его.

Но мирская слава для истинного инока — тяжелое бремя и опасное препятствие на смиренном пути подвижничества; она то же для монаха, что «сеть для птицы и тенета для серны». Преподобный Димитрий хорошо сознавал это. Избегая людской славы, он решил оставить родной город и свою обитель.

См. Дмитрий Прилуцкий.

В 1382 г., когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на Переславские земли, Никольский монастырь был разорён, как и весь город. Восстановили монастырь в XV в.

До времён Смутного времени монастырь переживал расцвет, получал богатые пожертвования, но поляки и литовцы снова разорили обитель.

ДИОНИСИЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ

В 1613 г. в монастырь пришёл старец Дионисий, впоследствии схимник и затворник, начавший новое возрождение монастыря и монастырской общины.Дионисий происходил из армян, до принятия монашества относился к купеческому сословию.

Существует легенда, согласно которой, еще будучи мирянином, Дионисий видел сон, в котором ему явился святитель Николай и потребовал восстановить обитель. Что тот и сделал.

При Дионисии были восстановлены деревянные храмы монастыря; при нем же в пользу обители московскими государями были отписаны земельные угодия, дарованы многие льготы. Все это способствовало скорому восстановлению монастыря.

При Дионисии в обитель попала одна из главных его ценностей – «Корсунский крест». Считается, что святыня была принесена из Суздаля раскольниками, получавшими при старце Дионисии приют в монастыре. «Корсунский» значит — из Херсонеса Таврического, что в Крыму, который также называли Корсунью.

Согласно легенде, именно там в 988 г. князь Владимир встретился с греческими священниками, после чего принял православие; из Херсонеса же Владимир перенес в Киев десять таких крестов с частицами мощей святых угодников.

В настоящее время крест находится в Благовещенской церкви монастыря.

Патриарх у Корсунского Креста — древней святыни монастыря в Благовещенской церкви

Память Дионисия Переяславского осуществляется — 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых и в Соборе Ярославских святых.

Никольский монастырь. Фото нач. ХХ века

В XVIII в. монастырь заново полностью обстраивался зданиями из камня. Очень долго строился главный храм Николая Угодника (1680-1721 гг.); это был высокий пятиглавый собор, имеющий три далеко выступающие апсиды и широкие оконные проёмы.

Никольский собор

Переславским архитектором В.Н. Ижиковым был составлен проект нового крестово-купольного храма — в стиле московского зодчества ХV-ХVI вв., напоминающий архитектуру соборов Московского Кремля. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий одобрил и подписал проект 14 декабря 1998 г. В 2003 г. закончено возведение нового Никольского собора и колокольни.

Никольский собор

Главки Никольского собораИконостас Никольского собораИконостас Никольского собора

Колокольня Никольского монастыря

Колокольня Никольского монастыря

В 1693 г. построили соборную шатровую колокольню.

Надвратная церковь Петра и Павла

Надвратная церковь Петра и Павла

Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, со временем, по-видимому, утратила часть своего декора (на окнах, к примеру, нет привычных для барокко фигурных наличников), но в остальном сохранилась в первозданном виде.

Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. В куполе с четырех сторон прорезаны довольно большие оконца-люкарны, сходные по обрамлению и размеру с окнами четверика, на который опирается купол.

Церковь была построена на пожертвования московских купцов братьев Холщевниковых.

Благовещенская церковь

Благовещенская церковь

Внутреннее убранство Благовещенской церквиИконостас Благовещенской церкви
Роспись Благовещенской церкви Благовещенская церковь (1748 г.) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко.

Она была построена на средства московских граждан Щелягиных вместо сгоревшей Казанской церкви. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой.

По углам четверика поставлены барабаны чуть меньшего размера, с такими же главками.

Звонница Никольского собора

Монастырское озероКелейный корпусМонастырская ограда
Монастырский огород Монастырь неоднократно подвергался разрушениям.В 1923 г. власти закрыли монастырь; главный же собор и колокольню взорвали.

Долгое время в обители находилась животноводческая база. С 1994 года обитель возрождается.

В храмах обители покоятся мощи двух Переславских святых — благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника.

Мощи благоверного князя Андрея Смоленского в Благовещенской церкви

Преподобный Корнилий Молчальник

22 июля/4 августа — память преподобного Корнилия Переяславского (+ 1693).

Прп. Корнилий Молчальник. Фрагмент иконы сестер Переславль-Залесского Никольского монастыря, 2000 г.

В миру Конон, родился около 1635 г. в семье рязанского купца. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и пять лет прожил послушником у старца Павла в Лукьяновской пустыни, под Переяславом.Приняв на себя обет молчания, юный подвижник перешел в Переяславскую обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках.

Здесь он проходил самые тяжелые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. Конон усердно ходил в храм и беспрекословно выполнял все, что ему приказывали. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю.

По преданию, духовником его был настоятель соседней Никольской обители игумен Варлаам.Через пять лет он принял иночество с именем Корнилий. С этого времени никто не видел преподобного спавшим на постели.

Некоторые из братии насмехались над святым Корнилием, как юродивым, но преподобный молча переносил обиды и усиливал иноческие подвиги.Испросив у игумена разрешение жить в затворе, преподобный Корнилий затворился в выстроенной для него особой келлии и безвыходно подвизался в посте и молитве.

Однажды братия нашла его едва живым: келлия преподобного была заперта изнутри. Три месяца преподобный Корнилий пролежал больным; он мог принимать только воду и сок. Выздоровев, преподобный, будучи убежден игуменом, остался жить с братией.Святой Корнилий был пономарем в храме, служил в трапезе, трудился в саду.

Благодаря трудам преподобного в монастырском саду росли превосходные яблоки, которые он с любовью раздавал приходящим. От строгого поста тело преподобного Корнилия иссохло, но святой не переставал трудиться: своими руками он выкопал для братии колодец.

Тридцать лет прожил преподобный Корнилий в полном безмолвии, считаясь у братии глухим и немым. Имел дар прозорливости и исцелений.

Мирно скончался 22 июля 1693 г. Перед кончиною преподобный Корнилий исповедался у духовника обители отца Варлаама, причастился Святых Таин и принял великую схиму. Преподобный был погребен в часовне.

Мощи и почитание

В 1701 г. во время пристройки каменной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери к прежней, Борисоглебской, гроб преподобного Корнилия нашли неповрежденным. В 1705 г.

при освящении Смоленской церкви святителем Димитрием Ростовским, мощи святого Корнилия были освидетельствованы и поставлены в новом храме за левым клиросом, под спудом. Тогда же святитель Димитрий составил преподобному тропарь и кондак. Над гробом находилась вызолоченная рака.

В 1930-е гг. церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды.

Мощи преподобного Корнилия Переяславского

С 1994 г. мощи святого находились в Никитском мужском монастыре. В 2000 г.

, 4 августа — в день памяти преподобного, — было совершено перенесение его святых мощей торжественным крестным ходом из Никитского монастыря в Никольскую обитель.

Попечением ктитора обители Виктора Ивановича Тырышкина, в память о его родителях Иоанне и Клавдии, была изготовлена золоченая раки для мощей.

Тропарь преподобному Корнилию Переяславскому

Тропарь, глас 8: Новоявленнаго угодника Божия почтим, Корнилия преподобнаго, крест на рамо вземшаго, иго Христово усердно понесшаго, иже на невидимыя враги мужественно подвизався и козни их поправ, яко добр воин, Владыце Христу предста и молится о душах наших.

Кондак, глас 2:

Вышняя получити желая, в Вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне, да наследиши Горняя, презрел еси дольняя, не токмо очи отвратив, не видети суеты, но и устнама твоима молчание наложив, не глаголати суетная, обаче немолчным сердцем воспел еси Богу. Не умолчи убо и ныне, о нас моляся, Корнилие преподобне.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Корнилие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

***

С 1997 г. сестры Никольского монастыря осуществляют попечение о храме святителя Иоанна Златоуста и возносят свои смиренные молитвы у Креста Господня.

С каждым годом всё больше и больше паломников приезжают к святыне, и многие из них свидетельствуют о происшедших с ними чудесах.
См. Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста с. Годеново. Переславль-Залесский.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Источник: http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/pereslavl_zalesskij/pereslavskij_svjato_nikolskij_zhenskij_monastyr/83-1-0-1852

Горицкий монастырь в Переславле-Залесском – обитель, парящая над городом

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Музейный переулок, д. 4
Дата основания: начало XIV века
Дата упразднения: 1744 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Всех Святых, церковь Богоявления Господня, звонница
Координаты: 56°43'16.3″N 38°49'26.3″E

Иногда Горицкий монастырь ошибочно называют кремлем. Действительно, небольшие стены и башни этой обители придают ей вид крепости. Благодаря своему расположению на возвышенности, она самая заметная в Переславле-Залесском – его архитектурная доминанта. Сейчас монастырь недействующий, и в нем находятся коллекции историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Горицкий монастырь с высоты птичьего полёта

История создания Горицкого монастыря

Как давно основали эту христианскую обитель неизвестно, потому что пожар, случившийся в первой половине XVIII в., уничтожил все ее архивы. Ясно, что в начале XIV в., во времена Ивана Калиты, монастырь в Переславле уже был. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появился он двумя веками ранее и был построен на месте языческого капища – Шутовой рощи.

Все другие монастыри Переславля расположены на равнине, а этот возведен на возвышении у южного берега Плещеева озера, за что и получил свое название – Горицкий или Успения на Горице.

В его стенах принял постриг сподвижник Сергий Радонежского Дмитрий Прилуцкий. Случилось это в 1371 году.

Здесь начинал свой монашеский путь особо почитаемый в Переславле преподобный Даниил, который в 1508 году основал собственную обитель – Троицкий Данилов монастырь.

Читайте также:  Псалом давида 40 - православные молитвы

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Как и многие монастыри, Горицкий служил своего рода крепостью и участвовал в военных сражениях. Так, в 1382 г. во время нашествия хана Тохтамыша в его стенах пряталась супруга Дмитрий Донского Евдокия Дмитриевна. В критический момент, когда татары жгли Переславль, княгине со слугами удалось отплыть на середину Плещеева озера, где густой туман спас их от врагов.

По преданию, так же удалось спастись еще части местных жителей. После того, как Переславль освободили, благодарная Евдокия поспособствовала восстановлению монастыря. И в память об этом историческом событии в городе существует традиция водного крестного хода. В шестое воскресенье после праздника Пасхи верующие от стен Горицкого монастыря и устья Трубежа плывут по озеру на лодках.

Пережила мужская обитель и непростое для России Смутное время. Но, к сожалению, ничего от построек, старше XVI века, на ее территории до наших дней не сохранилось. В это время монастырь был очень влиятелен, он владел множеством сел и имел в подчинении около 5 тыс. крестьян. Его часто посещали цари и члены их семей, оставляя в монастырской ризнице богатые подарки.

Восточные (Проездные) ворота

История Горицкого монастыря в XVIII – начале XX века

В 1744 году в жизни монастыря наступили большие перемены. На 44 года город стал центром отдельной Переславской епархии, которой подчинялись 600 храмов и 20 монашеских обителей в Дмитрове, Александрове, Можайске и Волоколамске.

И Горицкий монастырь, как самый богатый на тот момент, перестал служить пристанещем для монахов, а сделался архирейской резиденцией – местом постоянного проживания главы епархии.

В 1788 году епархию упразднили, поделив ее территорию между соседними – Владимирской, Ярославской и Московской. Позже, в XIX веке в бывшем монастыре построили духовное училище.

К началу XX века монастырь находился в упадке и запустении – пруд зарос, территория была полна мусора, а строения значительно обветшали.

После 1917 года его здания были национализированы, и в 1919 году в них разместили первые музейные коллекции.

Стены Горицкого монастыря

Монастырские храмы и строения

Обнесенный невысокой стеной, монастырский комплекс очень красив и возвышаясь над крышами Переславля, словно парит над городом. Самые старые его постройки сохранились с XVI-XVII века.

Это белокаменная крепостная стена с бойницами и караульными переходами, служившая для защиты обители от неприятеля, три башни и двое ворот, Палаты привратника, церкви Николая и Всех Святых, а также трапезная палата.

Святые ворота с возведенной над ними одноглавой Никольской церковью являются выдающимся памятником древнерусского зодчества. И специалисты многократно описывали их в различных изданиях, как образец слияния двух существовавших в те времена стилей — узорочья и очень популярного московского барокко.

Проездные ворота также считают настоящим архитектурным шедевром. Они сделаны в восточной монастырской стене и служили для хозяйственных целей. По сравнению с простыми и гладкими стенами, их нарядное убранство нельзя обойти вниманием. Ворота обрамляют большие арки, над которыми установлены фигурки вставших на дыбы коней. Надстройку над этими воротами сделали позже — ближе к концу XIX века.

Звонница

Главный монастырский храм – пятиглавый Успенский собор возводили в 50-60-е годы XVIII века по проекту архитектора И.Я. Яковлева. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде этой церкви. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх.

Скупое наружное оформление контрастирует с богатым барочным внутренним убранством — пышной белой лепниной на голубом фоне, роскошными паникадилами и живописными настенными панно.

Над этой красотой трудились лучшие мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Многоярусный покрытый позолотой иконостас сделан руками мастера из Москвы Якова Жукова.

А иконы для него изготовлены живописцами из Нового Иерусалима.

Самой высокой на монастырской территории является Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней. Со смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни виден весь Переславль-Залесский. Она, как и главный собор, с XVIII века не была достроена. После того как епархию упразднили, колокола с этого храма сняли и перевезли в тогдашнюю столицу, на колокольню в Петропавловской крепости.

Панорама Горицкого монастыря

С XIX века осталось здание, которое занимало Духовное училище, баня и звонница. В качестве строительного материала при возведении Духовного училища использовались кирпичи обветшавшей церкви Гефсимания.

Колонну этого разобранного древнего храма поместили в музейную экспозицию. А как домовый храм Духовное училище использовало пятиглавую отремонтированную церковь Всех Святых, возведенную в XVI веке.

На монастырской территории стоят также деревянные часовни (XIX в.), которые перевезли сюда в 80-х годах прошлого века из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденскими». Их возводили всей деревней, или, как тогда говорили, «миром».

В времена архиерейский резиденции, на ее территории выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. А в 20-е годы прошлого века вокруг этого пруда разбили фруктовый сад.

Слева направо: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Богоявления Господня

Осенью 2014 года в судьбе монастыря произошли новые перемены. Его исторические помещения получила в пользование Ярославская епархия Русской православной церкви. И сейчас ведутся работы по освобождению помещений от музейных коллекций и восстановлению его как монашеской обители, которые планируется завершить за 4 года.

Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Этот музейный комплекс считается одним из самым крупных музеев России. Во многом его богатые коллекции сформировались, благодаря усилиям основателя музея, известного историка и исследователя переславских земель Михаила Ивановича Смирнова (1864-1949).

Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сейчас коллекция насчитывает более 80 тыс. экспонатов, большинство из которых уникальные. Их можно увидеть ежедневно, кроме последнего вторника месяца.

На территории монастыря и в музейных залах разрешена бесплатная фото- и видеосъемка. Естественно-исторический раздел экспозиции рассказывает о богатой природе национального парка «Плещеево озеро».

Здесь выставлены чучела животных и птиц, обитающих в окрестностях Переславля и озера.

Переславский музей гордится своими коллекциями русских икон, живописи и деревянной резной скульптуры, мемориальными разделами, посвященными Ф.И. Шаляпину и Д.Н. Кардовскому, редкими экспонатами, относящимися к эпохе Петра I, а также уникальными произведениями, выполненными серебряниками, златокузнецами и искусными золотошвеями.

Слева направо: церковь Всех Святых, собор Успения Пресвятой Богородицы

Как добраться до Горицкого монастыря

Монастырь расположен по адресу: Музейный переулок, 4. При въезде в Переславль-Залесский со стороны Москвы, его стены и купола церквей сразу же видны с левой стороны. По городу до монастыря можно подъехать на рейсовом автобусе № 1 (остановка «Музей»).

Список монастырей Переславля-Залесского

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/646-goritskij-monastyr

Успенский Горицкий монастырь в Переславль Залесском: официальный сайт с подробной информацией

Одна из жемчужин Золотого кольца России – Успенский Горицкий монастырь. Переславль-Залесский сберегает наследие древней православной обители, возвышающейся на городском холме. Успенский монастырский комплекс, похожий на крепость, – свидетель бурных потрясений российской истории, является историко-художественным музеем-заповедником.

Взгляд в историю

Свое название Переславль-Залесский Горицкий Успенский монастырь получил по нахождению на возвышении возле Плещеева озера. Историки предполагают, что время основания монастыря – первая половина XIV столетия, когда Русью правил Иван Калита.

Точная дата неизвестна из-за сожженных пожаром монастырских архивных документов летом 1722 года. Специалисты утверждают, что время основания Горицкой монашеской обители в Переславле-Залесском – 1362 год. Существует еще одна интересная версия, что монашеская община находилась здесь с XII века, созданная на месте древнего капища язычников – Шутовой рощи.

Монашеская обитель всегда служила своеобразной крепостью для защиты жителей Переславля-Залесского от нашествия врагов. Известно, что в 1382 году татарский хан Тохтамыш напал на город. Тогда стены монастыря послужили укрытием для жены князя Дмитрия Донского.

Когда город запылал в огне, отчалившая от монастырского причала лодка с супругой князя выплыла на середину Плещеева озера, укрывшись от врага за густой пеленой тумана. Согласно местным преданиям, таким способом получили спасение некоторые жители. После освобождения Переславля-Залесского от татар княгиней Евдокией были пожертвованы деньги на восстановление пострадавших монастырских строений.

Горицкая обитель стала в XV веке местом принятия монашеского обета преподобным Даниилом Переславльским, впоследствии ставшим ее игуменом и канонизированным после смерти в святые.

Успенский Горицкий монастырь в XVI-XVII веках переживал расцвет. В его владении находилось несколько окрестных сел с более чем 5 тысячами крестьян. Сюда приезжали монархи с семьями, оставляя ценные подарки.

Упразднение монастыря

Горицкий монастырь в целом просуществовал до 1744 года, когда в Переславле-Залесском основали Переславльскую епархию. Ей подчинялось 600 церквей и 20 монастырей городов Александрова, Волоколамска, Дмитрова и Можайска. Монашескую обитель упразднили, сделав ее резиденцией архиерея.

При благоустройстве представительства епархии снесли древние монастырские строения: службы, звонницу и трехглавую церковь начала XVI века. Вместо старого храма в Переславле-Залесском начали возведение монастырского комплекса, включающего:

  • большой Успенский собор, примыкающую к нему Гефсиманию, копирующую Гефсиманский сад в Иерусалиме со всеми его святынями;
  • трапезную, пристроенную к Храму Всех святых, который планировалось перестроить;
  • Богоявленскую церковь с колокольней.

Строительство основных церковных сооружений в Переславле-Залесском было завершено в 1777 году. К этому времени относится постройка части ограды с башнями.

 Завершить грандиозный архиерейский проект не удалось из-за решения Высочайшего Московского патриархата расформировать Переславльскую епархию в 1788 году.

 Со звонницы были сняты колокола и переправлены в Петербург, богатая ризница разобрана и вывезена в Москву. Все церковные сановники покинули недостроенную резиденцию, которая постепенно стала ветшать.

Территория Успенского монастыря пустовала до 1881 года, когда епархия распорядилась об основании на Горицком монастырском подворье духовного училища. Из кирпичей недостроенной Гефсимании был возведен учебный корпус, а учеников поселили в пустующих помещениях. Отремонтированный старинный пятиглавый храм Всех Святых служил будущим священнослужителям домовой церковью.

Хх век: время перемен

В начале ХХ столетия духовное училище в Переславле-Залесском закрылось. Территория бывшей Успенской монашеской обители пришла в полное запустение, представ перед негодующими современниками с заросшим прудом, мусорными свалками и обветшалыми строениями.

Власти города Переславля-Залесского, озаботившись состоянием Успенского монастырского комплекса, разместили в его пустующих зданиях – магистрат, суд и казначейство, а Успенский собор стал служить для горожан.

В 1917 году все строения монашеской обители перешли в собственность государства, а спустя два года на его территории началось создание историко-архитектурного музея.

Монастырские храмы и строения

Фото, где запечатлен Успенский Горицкий монастырь, стало главной визиткой Переславля-Залесского.

Сегодня за невысокой монастырской стеной предстает красивая панорама комплекса с постройками с XVI-XIХ веков.

  • Крепостная стена, выложенная из белого камня, с множеством бойниц, тремя смотровыми башнями, соединенными караульными переходами, защищавшая обитель от неприятеля.
  • Монастырские проездные ворота XVI столетия в восточной стороне стены признаются шедевром русского зодчества. Служившие хозяйственным нуждам, они вызывают восхищение пышным декором. Надвратная настройка, оформленная росписью библейского сюжета, украсила ворота в последнее десятилетие XIX столетия.
  • Святые ворота с надвратной Никольской церковью, датируемые XVII – XVIII столетиями, выделяются гармоничным слиянием архитектуры московского барокко со стилем узорочья.
  • Успенский собор XVIII века, являющийся главным храмом обители. Пятикупольный четверик, пирамидой устремляющийся к небу, дополненный двумя башнями-фонарями, возведен по образцу ярославских храмов XVII века. Скромное оформление фасадов Успенского собора компенсируется пышным внутренним убранством с искусной белоснежной лепниной, подчеркнутой голубизной стен. Восторгают живописные настенные росписи на библейские сюжеты, ажурный позолоченный иконостас с уникальными иконами, написанными знаменитыми русскими иконописцами, и золоченой скульптурой Богородицы.
  • Церковь Богоявления с четырехъярусной звонницей, датируемая XVIII веком, – самое высокое здание на территории бывшей Горицкой обители. Ее четвертый ярус оборудован смотровой площадкой, откуда предстает изумительный вид на весь Переславль-Залесский.
  • Церковь Всех Святых – старейшее монастырское строение, относящееся к ХVI столетию, с помещением трапезной XVII столетия. Ее серебристые луковки контрастируют с зелеными куполами рядом стоящего рядом Успенского собора.
  • Здание, принадлежавшее духовному училищу, оставшееся с XIX столетия, занимаемое художественной галерей.
Читайте также:  Храм в честь покрова пресвятой богородицы в медведкове, москва - православные молитвы

Осень 2014 года стала переломной для участи Горицкого Успенского монастыря, исторические здания которого были переданы Ярославской епархии РПЦ. Работы по восстановлению древней монашеской обители намечено провести до конца 2018 года.

Горицкий музей-заповедник

За монастырской стеной раскинулся один из самых больших музейных комплексов страны, насчитывающий более 80 тысяч уникальных экспонатов.

Богатейшая художественная часть музея представлена потрясающим собранием ценных старинных русских икон, картин и скульптур из дерева, изделий из серебра, произведений златокузнецов и золотошвеек, которыми славится Переславль-Залесский.

Историческая экспозиция переносит в петровскую эпоху с редкими экспонатами «потешной флотилии» и мемориальный зал, посвященный художнику Дмитрию Кардовскому, увековечившего в своих полотнах «потешные бои» на Плещеевом озере.

Адрес монастыря в Переславле-Залесском: Музейный переулок, 4.

Официальный сайт Горицкого архиерейского подворья – https://www.goritskiy.ru.

Второй Горицкий монастырь

Не меньший интерес для верующих и туристов представляет Воскресенский Горицкий женский монастырь, находящийся в поселении Горицы Вологодской области. Он раскинулся в живописном месте берега реки Шексны.

Основательницей женской монашеской обители стала в 1544 году Ефросинья Старицкая – вдова князя Андрея Старицкого, приходившегося родным дядей Ивану Грозному. 

По превратности судьбы позднее княгиня трагически погибла, заключенная в монастыре царем, и захоронена на монастырском погосте. Останки Ефросиньи были канонизированы и объявлены святыми мощами.

Стены Вознесенской Горицкой обители на протяжении своей истории стали местом заточения известных русских женщин: Анны Колтовской – четвертой жены Ивана Грозного, Марии – матери царевича Дмитрия, Ксении Годуновой – дочери Бориса Годунова.

За стенами женской Горицкой обители располагаются три каменных храма:

  • старейший двухэтажный храм, построенный в 1544 году княгиней Ефросиньей, и достроенная стараниями инокини Марфы в начале ХVII столетия колокольня, сейчас не действует, нуждаясь в капитальной реконструкции;
  • действующий Троицкий собор, датируемый 1821 годом;
  • Покровская церковь – функционирующий поныне теплый храм, выстроенный в 1832 году в монастырской стене.

Территория Воскресенской обители ограждена каменной стеной, где обустроены жилые кельи, гостиница и больница. По четырем углам стены возвышаются башни.

Главный монастырский вход – Святые ворота – располагается в стене со стороны, выходящей к берегу реки Шексны.

Женский монастырь после советского периода истории возобновил служение Богу в октябре 1999 года, приняв в свои стены монахинь и послушниц.

Источник: https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/uspenskom-goritskom-monastyre-v-pereslavl-zalesskom.html

Успенский Горицкий монастырь в Переславле-Залесском, история, фото и официальный сайт

Поистине удивительным архитектурным ансамблем отличается Успенский Горицкий монастырь в Переславль-Залесском.

Этот древний русский город можно отнести к святым местам, поскольку на его территории построены еще четыре монастыря. Но именно Горицкий имеет самую яркую и сложную судьбу.

Монастырь давно утратил свое предназначение. Монахини не живут там почти три столетия, а все это время на территории располагался музей.

Являясь образцом русского религиозного зодчества, с его величественными размерами, монастырь оставляет грустное впечатление о давно ушедшей в прошлое жизни.

Это поистине святое место, поскольку в Переславле-Залесском находятся еще четыре монастыря.

Вопрос о передаче территории под контроль Русской Православной Церкви уже много лет рассматривается местными властями Ярославской области. У верующих есть большая надежда, что однажды монастырь сможет возобновить свою деятельность, как ему и было предначертано.

История Успенского Горицкого монастыря

Археологи пытались установить время, когда был заложен этот великий монастырь, но точных данных нет, а мнения экспертов расходятся. Причиной этому является древний пожар, охвативший архив монастыря в 1722 году, после которого многие летописи были навсегда утрачены.

Исторический анализ дает приблизительное представление о начале строительства во время княжения Ивана Калиты в самом начале XV века. Название монастырь получил от слова «горица», которым именовалась местная возвышенность.

Для строительства выбрали место на возвышенности, при этом примыкающее к живописному озеру.

Первая трагедия монастыря произошла в 1382 году, во время тяжелого периода войны с Золотой Ордой. Хан Тохтамыш организовал нападение на регион, разграбляя все поселения. Во время одного из таких набегов монастырь был полностью сожжен. Не сохранилось ни одного деревянного здания.

Евдокия, жена Дмитрия Донского, для которой монастырь имел большое значение, за свои средства принялась восстанавливать сгоревшие постройки. Через несколько лет после набега монастырь пережил постепенное возрождение.

Верующие миряне и монахи придумали уникальную традицию, которая нигде больше не повторялась. Крестный ход, который православные верующие посвящают важным событиям, в Горицком монастыре проводится не пешком, а на лодках. Тем самым верующие повторяют спасение многих людей во время набега. Именно озеро позволило сберечь жизни всех служителей монастыря.

Расцвет Горицкого монастыря и кафедральный статус

За следующие двести лет монастырь увеличивает свое влияние и в XVI веке на его территории появляются первые постройки из камня. Это свидетельствует о настоящем расцвете, поскольку многие монастыри того же периода так и оставались деревянными. На южной стороне была возведена каменная стена с башнями, что позволило использовать монастырь в качестве крепости.

В 1744 году происходит важное событие в истории Горицкого монастыря: ему присваивается статус кафедрального. В этот период происходит обновление строений, поскольку теперь на территории будет размещаться резиденция архиепископа.

Изменение статуса привело к полной перестройке всех существующих зданий, что завершилось строительством Успенского собора. Дополнительно были возведены:

  • Церковь Всех Святых.
  • Колокольня.
  • Звонница.
  • Надвратная церковь.
  • Проездные ворота.

Однако, Церковь не смогла обеспечить столь масштабные расходы. Перестройка затягивалась на десятилетия и остановилась. Вот таким архитектурным ансамблем сохранился Горицкий монастырь, фото показывает его современный панорамный вид:

Конец монашеской жизни и превращение в музей

Второй кризис приходится на 1788 год, когда епархия в Переславль-Залесском была распущена. Фактически это решение означало конец жизни для женского монастыря. Монахини покидают место, которое они занимали в течение столетий, многие постройки остаются незавершенными. Здания, оставшись без должного ухода, за несколько лет приходят в запустение.

Руководство Переславля-Залесского принимает решение спасти уникальный архитектурный ансамбль монастыря, передавая здания для административных нужд. На территорию последовательно перемещаются:

  • городское казначейство;
  • уездный суд;
  • магистрат.

С начала работы магистрата Горицкий монастырь окончательно становится административным центром.

В то же время городские власти решили понизить статус Успенского собора, службы в котором стали проводиться только во время церковных праздников.

Собору уделяется все меньшее внимание, и он утрачивает значение для Церкви. Новую жизнь запустевшему монастырю смогло дать только духовное училище, открытое здесь в 1881 году.

В 1919 году государство отказалось от религиозной практики, но профинансировало реставрацию каждого здания, организовав здесь краеведческий музей, которому была передана вся окружающая территория.

С того времени и до наших дней монастырь является памятником архитектуры.

Возвращение первоначального предназначения не случилось до сих пор, хотя Русская Православная Церковь поставила перед собой такую цель.

Главные постройки Горицкого монастыря

Центрально место в архитектурном ансамбле по праву занимает Успенский собор, фото которого приведено ниже:

Собор строился одним из последних и является признаком развития монастыря в полноценный религиозный центр, где могут проживать монахи, а также вестись воскресные богослужения. Здание Успенского собора имеет форму четверика. Внутренняя отделка храма в основном состоит из лепнины, а стены украшены шикарной росписью, которая также неоднократно реставрировалась.

Иконостас храма считается роскошным для своего времени, и представляет собой пять ярусов икон, украшенных статуями святых. Дополняет иконостас изящный растительный орнамент. При посещении храма действуют ограничения. Чтобы сохранить внутреннее богатство от пагубного воздействия холодной окружающей среды, Успенский собор открывают только в летнее время.

Недалеко от собора находится Церковь Всех Святых, которая по архитектуре такой же четверик, но уступает во внутреннем убранстве. У церкви есть пристройка, которая выполняла функции духовного училища.

Первоначальный вид не сохранился, поскольку эта церковь была полностью перестроена, образовав единый комплекс с духовным училищем.

В самом здании можно посетить картинную галерею, большинство работ выполнены местными иконописцами, которые жили и трудились здесь в течение веков.

Необычным дополнением, которое может удивить туриста будут расставленные перед входом осадные орудия и пушки. Это напоминает о временах, когда Переславль-Залесский выдерживал осаду польского войска. Жители смогли отстоять свой родной край, а орудия была захвачены у противника.

Здание местной колокольни выглядит покинутым, поскольку колокола были демонтированы очень давно и отправлены на установку в храм Петербурга.

Здание венчает площадка, взобравшись на которую можно лицезреть прекрасные виды и местную уникальную природу. С площадки можно увидеть как сам город Переславль-Залесский, так и озеро. Любому посетителю будет полезно подняться наверх, местная красота монастыря, утопающего в чудной природе запомнится навсегда.

Церковь Николая Чудотворца расположилась над Святыми Воротами. В этом месте соединились два архитектурных направления: московское барокко и узорочье.

Надвратная церковь выделяется среди прочих строений своими декорациями. Основание облицовано красивым фигурным кирпичом. По обе стороны раскинулись галереи. Внутри богослужения не проводились.

Сейчас на ее территории располагаются экспозиции художественного музея.

Помимо каменных церквей, внутри можно увидеть и деревянные строения. Две часовни были разобраны по бревнам в соседних деревнях, транспортированы в монастырь и собраны уже здесь местными жителями. Часовни выглядят как нечто диковинное, особенно потому, что в одной из них обустроили кассу музея.

Обустройство монастырского пространства

Территория с южной стороны укреплена стенами, строительство которых проводилось уже в XVIII веке. Археологические свидетельства показывают, что ранее стены были крупнее, чем сейчас, выполняя функции обороны.

Нынешние стены довольно невысокие, по сравнению с другими монастырями. Фактически защитить от вторжения не смогли бы, поэтому исполняют роль архитектурного дополнения, декорации, которая делает ансамбль целостным.

Тем более часть пространства и вовсе лишена каких-либо ограждений. Поэтому на территорию монастыря можно пройти не только через главные ворота.

Красота присуща и некоторым башням на северной части стены. Видно, что они тщательно украшались, и сейчас башни представляют собой самостоятельное произведение архитектурного искусства.

Ворота, обустроенные на восточной стене монастырского комплекса, хорошо выделяются и сразу привлекают внимание своей красотой. Эти проездные ворота эксперты называют шедевром древнего зодчества. Ворота украшены крупной фреской с образами святых.

На территории был обустроен довольно просторный пруд. Очевидно, что он был обустроен после масштабного пожара и предназначен для тушения. Сегодня пруд выглядит заросшим, поскольку с тех времен, когда он засаживался фруктовыми деревьями, прошло около столетия. Заметно, что возникшим зарослям не уделяется внимание, пространство оставлено во власти природы.

Яркие художественные коллекции

Каждое здание на территории монастыря играет свою особую роль в размещении экспонатов искусства. Художественное богатство включает в себя:

  • иконы и картины;
  • скульптуру;
  • старинные книги и летописи;
  • уникальные дары посетителей.

В картинной галерее можно увидеть работы знаменитых художников. Коллекции включают в себя шедевры Коровина, Шишкина и других русских мастеров.

Большое разнообразие икон дает представление о различных эпохах в развитии иконописи. Фрески на религиозные темы, которыми украшено каждое здание, достойны самого пристального внимания посетителей.

В ризнице собрано множество уникальных даров от знатных посетителей, включая и представителей царской семьи. Если обойти весь архитектурный комплекс, всюду можно увидеть образцы изящной скульптуры. Сохранились статуи из дерева и твердых материалов. Особым почтением пользуется бюст Юрия Долгорукого, который считается основателем Переславля-Залесского.

Библиотека впечатляет своими размерами. Она сохранила с давних времен уникальные образцы древних книг. Здесь даже можно обнаружить издания известных русских писателей. И познакомится с интересными рукописями, в том числе с местной летописью, которая переписывалась веками.

У монастыря есть свой сайт goritskiy.ru, где можно ознакомиться с календарем церковных праздников и мероприятий. На сайте можно сделать пожертвование на восстановление женского монастыря для возрождения монашеской жизни.

Безусловно, Успенский Горицкий монастырь в Переславле-Залесском вызывает неподдельный интерес и способен привлечь самого разного посетителя. Он интересен не только верующему человеку, пришедшему в святое место.

Любителей древнего искусства здесь ожидают много приятных сюрпризов. Также комплекс привлечет специалистов по архитектуре и любителей истории.

Посещение этого уникального места, знакомство с искусством, религиозной жизнью и русским зодчеством способно подарить незабываемые впечатления каждому туристу.

Источник: https://pravoslavie.guru/tserkvi/uspenskij-goritskij-monastyr-v-pereslavl-zalesskom.html

Ссылка на основную публикацию