Что значит прощение и как научиться прощать в православии – православные молитвы

Прощение. Пять советов, как простить

Что значит прощение и как научиться прощать в православии - православные молитвы

22 февраля православные отмечают Прощеное воскресенье. Масленица заканчивается одним из самых важных дней в году — Прощеным воскресеньем – днем, специально отведенным Церковью для того, чтобы мы могли примириться с ближними и дальними. Источник – Эзотерика. Живое Знание

1. Почему нас обижают?

По мнению Святых отцов, Господь посылает нам обидчиков, чтобы испытать нашу меру любви к людям и Богу.

2. Что такое обида?

Обида ставит преграду не только между людьми — обидевшим и обиженным, оскорбителем и оскорбленным. Обида на конкретного человека, или даже на весь мир, ставит преграду между нами и Богом. Обиженность — сумеречное состояние души, ее занятость своей реальной, но чаще мнимой, ущемленностью, когда все мысли и чувства сконцентрированы на одном: “Меня обидели! Как они посмели!”

Обида — неизменная спутница гордыни. Обида — индикатор того, что мы почитаем центром мироздания себя, свое “Я”. Показатель того, что Бога мы переместили на периферию нашего внутреннего мира. Свидетель того, как слаба в нас способность любить.

Обида — это затмение, скрывающее от нас правду: то, что Господь нас любит, что Он желает нам добра и всегда “изыскивает пути нашего спасения”. Уязвленность от оскорбления или несправедливости возникает в результате того, что главными действующими лицами своей жизни мы видим самих себя и своих обидчиков.

Поэтому, как следствие, из обиды вырастает месть, желание поквитаться с негодяем — ответное злобствование, наветы, ложь, клевета, а то и убийство.

3. Как “сворачивать голову бесу обидчивости”?

Обида, как чувство сиюминутное — состояние, естественное природе человека, хотя и не похвальное. Важно, заметив в себе рождение обиды, остановить ее — не дать ей найти “долгого пристанища” в сердце.

Останавливать надо на стадии появления ответного слова, гневной вспышки — потому что они порождают новый всплеск неприязни, множат огорчения. Выяснение отношений сгоряча, по мнению Святых отцов, ничего не дает.

4. Как простить?

Не забыть обиду, не затолкать ее в дальний угол подсознания, и уж тем более не таить ее в глубинах сердца, поджидая часа возмездия, нет! Все это губительно для души, в которой обиде позволили прочно обосноваться. Поэтому важнейший вопрос духовного здоровья: как простить? Ведь только прощение, как акт любви, способно уничтожить зло. А опыт прощения приближает нас к Богу.

Итак, задушил в себе выплеск гнева, иди дальше. Не дай обиде укорениться, прописаться в твоем сердце уже на длительный срок. Не лелей ее. Не давай ей терзать себя мыслью о том, как с тобой несправедливы.

Вспомни, советуют Святые отцы, как часто ты сам обижал. Как часто был немилосерден, жесток или просто невнимателен. Занятым своими проблемами, эгоистично холоден к чужой боли.

Вспомнив, подумай: “Прости меня, Господи! Я ведь и сам ничем не лучше обидчика!”

Но если все-таки ты понимаешь, что обидчик объективно творит зло, пожалей его — потому как “нет ничего опасней, чем оказаться на стороне сил зла”, пожалей, а не вставай с ним в одну плоскость, действуя его же методами.

Помолись за несчастного, вспомни Христово: “Господи, прости им! Ибо не ведают, что творят!” Старайся впредь не вспоминать причиненного тебе зла. Найди что-то хорошее в обидевшем тебя. Постоянно держи это в голове. Попробуй восстановить разрушенные добрые отношения.

Искреннее, проникнутое любовью, смирение со стороны оскорбленного не раз усмиряло самых лютых оскорбителей.

5. Зачем надо прощать?

Все мы грешны, все нуждаемся в Божьей Милости — с одной стороны. И все мы связаны между собой — с другой. Грех одного неизбежно приводит к цепной реакции зла. Остановить лавину, давно бы уже разрушившую наш мир, можно только любовью.

И, как частным проявлением этой любви, прощением.

Объясняя нам эти духовные аксиомы, Господь так определяет условие, согласно которому мы можем быть прощены: “…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6:14-15). Больше того, Бог дает нам меру — то есть формулирует, насколько мы будем прощены и помилованы: ровно настолько, насколько мы сами научились прощать. Помните, в молитве “Отче наш” мы сами просим Господа: ” и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”.

Рейтинг: 2.73 (Проcмотров: 3016)

Читайте раздел Христианство на портале эзотерики naturalworld.guru.

Источник: https://NaturalWorld.guru/article_proshchenie-pyat-sovetov-kak-prostit.htm

Как научиться прощать?

Прощение – путь к совершенству.

В нынешнее время большинство из нас занято борьбой с огромной волной негатива, связанной с событиями в стране.

Мы задаемся вопросами: как можно было допустить до такого, кто и куда смотрел, что теперь гибнут люди? Как нам жить со всем этим? Как жить матери, у которой убили сына, как жить беженцам, которые лишились всего, что имели? Кто виноват и как этот ужас остановить? Святые отцы говорят, что остановить войну можно только миром, а обиду и ненависть — прощением. О том, как научиться прощать, мы узнали у наместника Киево-Печерской лавры, митрополита Павла.

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ. “Прощение — это самая главная цель нашей христианской жизни, — говорит владыка Павел. — Господь сказал: “И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим”. Если вы хотите быть прощенными, вы должны простить ближнего своего.

Священное Писание говорит неоднократно, что мы не должны иметь злобы ни на кого. Если бы Адам и Ева после своего грехопадения попросили у Бога прощения, думаю, Господь бы простил. И не было бы тех обид, соблазнов, болезней, страданий, которые сегодня есть в нашем человечестве.

Вместо прощения они стали обвинять другого: Ева — змия, Адам — Еву, “которую ты, Господь, дал мне”. Так и до сегодняшнего дня, мы друг на друга перекладываем свои грехи, свои беззакония, думая, что в случившемся виноват кто угодно, только не я.

Если бы Отец Небесный имел злость на нас, Он не послал бы сюда своего возлюбленного Сына, который даровал нам прощение от Отца и восхождение в обитель Царствия небесного.

Прощение — это не слабость, как многим кажется, а величайшая в мире добродетель. Прощение своего обидчика означает, что ты носишь в себе образ Божий, который простил твои грехи. Месть — это дьявольское падение, когда ты сам вместо Бога решаешь, как поступить с обидчиком.

Но решение, что делать с человеком, — прерогатива Бога. Мстящие — богоборцы. Потому лучше всего простить человеку. Ведь все мы не без греха, и все хотим быть прощенными. Молитва “Отче наш” свидетельствует: “И остави НАМ долги наши”. Не сказано: “ИМ долги”.

Отпустил, смог простить ты на маковое зерно — столько же и тебе будет прощено. Не простил ты, то как бы ни просил — не будет тебе прощено. Наше прощение зависит от того, насколько мы простили ближнему. Придет время, мы и сами можем невольно обидеть другого.

Но если уж обидел, не жди мести, а послужи тому человеку добрыми делами. “Отомсти” в добром смысле слова. Докажи, что ты был не прав, а он был прав”.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПРОСТИЛ. Часто бывает, казалось бы, вроде простил человеку, а проходит год, другой — и обида вновь всплывает. Выходит, что ты так и не простил? “Возможно, это просто напоминание о том, как не нужно делать, — говорит митрополит Павел.

 — Когда всплывает воспоминание о том, как ты неправильно поступил, значит, что наша совесть из-под толстого слоя свинского вопиет: “Я был неправ!”. Например, вы выросли, родили ребенка, воспитываете его. И у вас вдруг начинают всплывать самые разные воспоминания — как вы поступали со своими родителями, как они поступали с вами.

Что, вы не простили тогда друг друга? Простили. Но эти воспоминания заставляют вас вновь и вновь просить прощения у родителей за свое поведение. Просто в молитве, если родители уже на том свете, проговорить: “Прости меня, мамочка! Ты дала мне жизнь, ты дала мне все, а я так нехорошо тогда поступил!” Это не значит, что вы держите на нее или на себя зло.

Нет! Вы рыдаете о том, что могли по-детски поступить и обещаете, что впредь так поступать не будете. Поэтому не всякое воспоминание о вашей греховности говорит о непрощенности греха.

ПРИНЦИП ПРОЩЕНИЯ

“Непрощение — большая беда, внутренний враг, который губит душу, — говорит владыка Павел. — Потом получается, как в анекдоте: “Сара, у тебя Абрам денег занял? — Да. — Так он их не отдаст. — Ну и спи спокойно, теперь пусть он с ними мучается”. Вот вам принцип прощения. Простить легко — нужно просто приучить себя к этому.

Может, сегодня за свое гордое “я” мы и получаем возмездие. Как Господь сказал: “Вы отошли от меня и захотели Саула-царя — пускай он вас и защищает. Вы забыли истинного Бога и его заповеди, потеряли страх, святость — вот и получите”. Прощение может изменить мир.

Бог отдал Сына, чтобы Он понес за нас наши грехи, научил врачевать душу таинствами церковными, а наипаче прощением — Божественной силой и благодатью.

Прощение обязательно наступит, когда болит душа, и ты кричишь: “Господи, зачем ты оставил меня?” Вот тогда Господь вступает в силу, безысходность растворяется, и наступает умиротворение. Будем же, как тот благоразумный разбойник: “Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем”.

Каждый пускай помнит свои грехи, помнит, что ему вручено сегодня время для спасения друг друга, для сохранения нашей страны. Горе тому, через кого входит в мир соблазн, кто ломает мир и не хочет простить ни себя, ни свой народ. Простить — главное, что мы все должны сделать. Именно сейчас, пока не поздно, пока мы еще живы”. 

ЖИЗНЬ БЕЗ ГНЕВА: УЧИМСЯ ПРОЩАТЬ ПРЕЗИДЕНТА И УБИЙЦУ СЫНА

Самый лучший индикатор испытания нашей совести — это заповеди Божьи, говорят святые отцы. Выпишите их себе на листик, положите на рабочий стол и смотрите каждый день: все ли я сделал так, как молился, как себя вел, если гневался — попросите избавить вас от гнева. Вместе с владыкой Павлом мы решили разобраться, как простить супруга, начальника, себя и даже власть.

ПРОСТИТЬ СУПРУГА. В семье не должно быть вопроса: кто первый должен прощать. Муж и жена — единая плоть, а семья — малая церковь на земле. Если кто-то что-то сказал обидное — нужно мириться еще до захода солнца. Лучше высказаться, но подытожить это тем, что друг без друга муж и жена не смогут, и нужно уступать. Всегда кто-то будет неправ.

Но муж должен ценить жену — она является источником его жизни. В народе говорят: “Я зАмужем”, а надо говорить: “ЗамУжем” — то есть я за мужем, как за каменной стеной. Я когда венчаю, наставляю: “Ты не жди, чтобы жена тебе что-то сделала или приготовила — помогай ей, ведь она нянчит твою часть тела. Дорожи ею, помоги ей, ведь вы — единое целое.

У вас все — на двоих: и горе, и радость, и прощение с примирением”.

ПРОСТИТЬ ШЕФА. Начальники нам посылаются и добрые, и злые. Чаще всего Господь дает вам начальника для исправления.

Надо терпеть и молиться, чтоб Господь вразумил шефа или отвел его от вас, и дал вам мудрости и прощения. Может, и подчиненному настанет время сказать боссу: “Ты не прав”.

Этого не надо бояться, но и злоупотреблять тоже не нужно. Если шеф умный — поймет и возлюбит тебя, не поймет — возненавидит и прогонит.

ПРОСТИТЬ СЕБЯ. Временами бывает так стыдно перед собой, что невольно вспоминаются стихи: “Мечты ушли, осталась гадость”. Простить другого — это счастье, это христианский долг. Но вот простить себя гораздо сложнее. Когда душа поражена грехом, поможет только исповедь.

Священник — самый лучший и тонкий психолог, который обновит твою душу покаянием и соединит тебя с Богом. На своем личном опыте могу сказать: только когда я смирился со смертью, милость Божья в немощи моей привела к тому, что врачи нашли, наконец, причину болезни. А до этого никто ничего не понимал.

Только когда я согласился: Господи, если уже умирать — то на то воля Твоя, лишь одно прошу — не лиши Своей милости. Тогда на следующий день в моем организме нашли бактерию, которая меня убивала. В первый мой приступ я видел Собор Преподобных, которые стояли слева у моей головы. А когда мне стало легче — их не стало.

Потом, сколько ни просил: Господи, дай мне еще такую милость увидеть — нет. Они были до того времени, когда мне было очень тяжело.

ПРОСТИТЬ ВЛАСТЬ. Президента, если на него гневаешься, нужно простить, как и всех других. Каждый народ заслуживает своего правителя. Все начиналось с камня, а заканчивается “Градом”. Всякая революция — это хаос и безответственность. Но даже в этом случае проклинать власть не нужно.

Надо учиться прощать и молиться за тех, кто сделал зло. Чтобы Господь дал преграждение их злу. Чтобы Господь умудрил политиков, потому что гибнет наш народ. Народ, который основал Москву, вышел из Киева. Потому и говорят: Киев — мать городов русских. Да, прошло много поколений, ассимиляция, но они такие же, как и мы.

А взявший меч от меча погибнет.

ПРОСТИТЬ УБИЙЦУ. Недавно ко мне приезжали мамы ребят, которых я крестил на Волыни. Они рассказывали, сколько детей привезли в гробах. Был случай. Во Владимир-Волынский привезли гроб, похоронили, а мама с кладбища не уходит. И тут — звонок от сына: “Мама, я жив!”.

Когда она пришла в себя, то сказала: “Значит, тот, кто в этой могиле, тоже мой сын!”. Как маме простить того, кто убил ее сына, кто послал его на смерть? Надо стараться простить. Пути Господни неисповедимы. Возможно, душа этого солдата достигла такого совершенства, что Господь ее забрал.

Ведь Христос Спаситель мира не согрешил, а его убили! Нужно набраться терпения и воздавать молитвы за то, чтобы Господь упокоил душу убитого сына. Материнская молитва сильнее всех молитв в мире! Если мы хотим быть прощены — мы и сами должны прощать.

Родина будет помнить своих героев, которые защищали нашу землю, при любых политиках и олигархах.

Анастасия Белоусова, газета “Сегодня”.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://religions.unian.net/orthodoxy/993319-kak-nauchitsya-proschat.html

Молитва на прощение своего прошлого

Все о религии и вере – “молитва на прощение своего прошлого” с подробным описанием и фотографиями.

Обиды являются для человека неким грузом на душе, который не дает жить счастливо и двигаться дальше. Именно поэтому важно уметь отпускать ситуацию, в чем и поможет молитва о прощении обидевших нас. Если человек научится прощать всем сердцем, то и негативные переживания уйдут и очистят душу.

Церковь, психологи, экстрасенсы и другие люди, работающие с энергиями, утверждают, что никогда нельзя мстить за обиды, поскольку, таким образом, человек уподобляется тем, кто причиняет зло. К тому же месть никогда не сделает человека счастливым. Важно признать свою вину, поскольку серьезная ошибка – самооправдание.

«Молитва прощения» – сильная молитва для освобождения от обид

Прочтение этой молитвы похоже на медитацию, что позволяет очистить свои мысли, душу и сердце от всех негативных мыслей, связанных с обидами. Рекомендуется расположиться в удобной позе на стуле или на полу, главное, чтобы тело не было напряжено.

Читайте также:  Церковь преподобных зосимы и савватия соловецких в гольяново, москва - православные молитвы

После этого нужно закрыть глаза и сконцентрироваться на дыхании. Когда почувствуется полное расслабление перед прочтением молитвы о прощении обид, необходимо подумать над тем, что значит «прощение». Важно понять, что изменится, если наконец-то освободится от этого груза.

Направьте свой внутренний взор на сердце и прочитайте сильную молитву на прощение человека:

«Я прощаю и люблю себя.

Я прощаю всех, кто обидел меня и отпускаю с миром.

Я полностью прощаю все.

Я прошу прощения у всех тех,

Кого я обидел вольно или невольно.

Простите меня, простите меня, простите меня…

Я принимаю себя таким, какой я есть.

Ведь я часть этого мира.

Я люблю весь мир, я люблю себя, я ощущаю себя светом.

Я прошу прощения у Бога за все содеянное до сегодняшнего дня.

Господи! Прими меня, простившего и прощенного с открытым сердцем

И чистыми помыслами,

Прими меня как частицу себя.

Руководи отныне и навсегда мыслями и делами моими. Аминь».

В это время необходимо учитывать, какие образы возникают в голове и какие чувства будоражат душу. Все это важно для прощения.

Если трудно выучить текст, то молитву можно произносить своими словами, говоря все от чистого сердца. Помните о том, что важно не только простить других, но и себя.

Произносить слова стоит как можно чаще, поскольку это позволит отстраниться от существующего негатива и возможных обид.

Стоит также сказать, что в православии есть икона, перед которой люди просят о прощении – чудотворная икона Божьей Матери Умягчение злых сердец.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Молитва о прощении грехов очень сильная

Источник: https://xn—-7sbbfh0aufcu5bf.xn--p1ai/molitva-na-proshhenie-svoego-proshlogo/

Православная молитва на прощение обид

Полное собрание и описание: православная молитва на прощение обид для духовной жизни верующего человека.

Мы с вами живем в мире, далеком от идеала, и поэтому сами не являемся идеальными. Наши слова, поступки порой огорчают ближних.

Все мы знаем, как легко обидеть человека грубым, насмешливым словом, неуместным замечанием, невниманием, и как тяжело после этого вымолить прощение. Даже если мы обидели человека ненароком, это не означает, что можно оставить все, как есть.

Непрощенная обида тяжким камнем будет лежать на сердце, портить отношения, и рано или поздно обернется очередной ссорой.

Прежде, чем самостоятельно читать молитву о прощении, надо самому себе честно сказать: “я виноват/виновата”. Самое плохое, что может сделать человек – это начать самооправдываться.

Глубину падения при самооправдании Бог показал нам на примере первых людей, Адама и Евы, когда они нарушили Его единственную заповедь и были призваны к ответу. Тогда Адам сказал “Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел”.

Адам совершил оплошность, еще более тяжелую, чем нарушение Божьей заповеди: переложил вину за свой грех на всех вокруг – на Еву и даже на Самого Бога, который дал ему жену – вместо того, чтобы помолиться Богу о прощении грехов, сказав “Прости меня, Господи.”

Прежде, чем молиться о прощении обид, необходимо простить самому

А что же делать, если у человека действительно надуманная обида на нас, если мы действительно не виноваты? В таком случае православная церковь все равно учит нас читать молитвы о прощении обидевших нас.

Все мы прекрасно знаем, что чем ближе, роднее, любимее человек, тем сложнее бывает с ним примириться.

Происходит это именно от чрезмерной близости – когда обидевший нас или тот, кого мы обидели, постоянно находится рядом, у нас нет возможности сделать паузу, успокоиться, чтобы объективно оценить ситуацию.

В таком случае можно и нужно молиться Богу, чтобы нас простили, чтобы Господь вразумил и нас, и вторую сторону конфликта. Прощению в православии отводится огромная роль.

В последнее воскресенье перед Великим постом даже установлен специальный обряд прощения для всех, у кого не хватило силы духа в течение года извиниться, примириться самостоятельно. Очень важно с самого раннего детства приучать детей извиняться за свои проступки, подавая им пример.

Если Вы поссорились с ребенком, встаньте с ним перед иконой Господа и вместе читайте молитву о прощении друг друга. Благодаря этому сердце ребенка не очерствеет и обида не задержится в нем надолго.

Перед какими иконами читать молитву о прощении?

В православии существует чудотворная икона Божьей Матери Умягчение злых сердец, ее еще называют Семистрельная. Традиционно перед этой иконой верующие молятся о прощении, просят Богородицу примирить враждующих. Купить икону Умягчение злых сердец можно в интернет-магазине или в иконной лавке. Приступайте к православной молитве, испросив у Бога прощения за свои грехи и упрямство.

Если Вы сами обижены, читайте молитву о прощении обидчика. Даже если на первый взгляд кажется, что конфликт слишком запущен и шансов нет, помните: вода камень точит, а для Бога нет ничего невозможного.

Слушать на видео сильную молитву о прощении

Читать текст православной молитвы о прощении грехов

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мздоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: пришедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Молитва о прощении грехов очень сильная

Источник: https://xn—-8sbfxoeboc6b7i.xn--p1ai/pravoslavnaya-molitva-na-proshhenie-obid/

Прощеное воскресенье: шесть советов, как простить своего врага

Простить своего врага – как такое возможно? Священник Константин Кобелев, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме, считает, что к прощению врагов лучше подходить поэтапно.

Этап первый: не заведи себе врага

Самый правильный способ поведения с врагами – вовсе врагов не иметь. Иными словами, первая стадия достижения любви к обидчикам – избегать ситуации, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Даже если подельники через грех совместно достигают обоюдновыгодных целей – рано или поздно они начнут враждовать.

Также следует помнить, что главное зло, делающее из людей врагов – это гордыня. Ведь при ссоре и обиде что в первую очередь в нас задевается, что ведет к озлоблению? Именно гордыня, мать всех пороков. Поэтому на первом этапе важнее всего – смиряться, воспитывать в себе терпение к людям, уклоняться от зла.

Этап второй: конфликт разгорелся

Но, допустим, не хватило сил удержаться на первой ступени, и конфликт все-таки произошел. Здесь надо отметить, что конфликты с людьми возникали даже у самого Господа Иисуса Христа.

Порой без прямого конфликта невозможно прожить на земле, сохранив свои взгляды и убеждения, свою душу. Иногда действительно возникают ситуации, когда нужно открыто постоять за правду, не побоявшись противостоять злу.

Но при этом нужно бороться не с человеком, а с его грехом: не переходить на личности.

Этап третий: конфликт прошел, вражда осталась

Но вот ссора уже в прошлом, но в отношениях с человеком появился разлом – обида. В нас горит жажда мести – желание взять реванш, отыграться, наказать. На этой стадии правильнее всего не изыскивать подобные возможности, не ратовать «за справедливость» – а всецело предать своего обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания – пусть его накажет Бог.

Важно помнить: простить – не значит безвольно позволять человеку и дальше совершать неприглядные поступки. Прощение не имеет ничего общего с подобным попустительством.

Более того, в случае, если человек упорствует в своем грехе, с ним следует разорвать общение.
От нас не требуется продолжать отношения с без конца обижающим нас человеком.

Не надо держать внутри себя зла и обиды против него – да, но тянуть лямку дружбы или иных близких отношений необязательно и даже вредно.

Например, если муж без конца изменяет жене, то ей, внутренне простив изменника, позволяется оставить такого мужа, чтобы сохранить самое себя от разрушения.

Нельзя попустительствовать греху еще и потому, что он все усугубляется и усугубляется, и привести это может к настоящей трагедии.

Например, если жена без конца будет прощать мужу рукоприкладство и оставаться с ним, а он не станет менять свое поведение, то кончиться это может тем, что муж окажется в тюрьме, а жена – в могиле…

Поэтому нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости – и отойди.

На приходе бывают ситуации, когда кто-то из прихожан не ладит друг с другом, хотя оба – замечательные люди, но вот есть какое-то недопонимание… Ну что поделать, не всегда получается во всеми быть в друзьях.

Это было бы идеально, но люди не всегда дотягивают до идеала. Священники в таком случае советуют: не клеятся взаимоотношения – попросите друг у друга прощения ну и держитесь друг от друга подальше. И неважно, кто прав, кто виноват.

Чем навязываться друг другу и искушаться – лучше заранее убежать от греха.

Но как ощутить это внутреннее прощение? Попробуйте мысленно предать обидчика в руки Божьи. Что такое наша обида, наша месть перед тем наказанием, которое может устроить Господь? Но речь ни в коем случае не идет о злорадном ожидании человеческих мук.

Ни в коем случае. Даже чувствуя, как все внутри кипит и болит, даже будучи не в состоянии лично простить, мы должны просить обидчику Божьего прощения.

Это самое лучшее, самое высшее на пути прощения – когда мы искренне хотим, чтобы Господь был милосерд к обидевшему нас.

Наказание Господне – это не столько кара за грех, сколько вразумление человека, недаром само слово «наказание» происходит от слова «наказ». Видя, что мы сами бессильны вразумить грешника, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него (не боли и не муки просто в отместку!), а уж Господь управит Сам, как лучше, полезнее и доходчивее для человека.

Этап четвертый: время идет, ничего не меняется

Но время все идет и идет, а мы все никак не можем простить обидчика. Наша вражда перешла в хроническую стадию. На этом этапе правильнее всего постараться искренне забыть врага своего. Перестать о нем думать.

Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой гладкой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите.

Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом в обратном направлении. Вот этот тормозной путь и остановка – и есть путь от гнева и ненависти к прощению и обретению любви.

Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия, спокойствия по отношению к обидчику.

Умение прощать не дается просто так – его следует в себе развивать. И не в последнюю очередь это умение взглянуть на человека шире, чем мы привыкли.

Ведь когда мы причисляем кого-то к врагам, то мы видим в нем только одну какую-то грань, которая нас раздражает и обижает.

Мы можем даже приравнять человека со всем его многообразием к какому-то одному его поступку. Но люди-то не одномерны, а многомерны!

Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает его сущность. И важнейшее из умений – навык видеть в каждом нечто доброе. Представьте, как прощает нас Бог, видя в нас за множеством грехов – доброе начало.

Этап пятый: Молитесь за врагов своих…

Следующая стадия избавления от греха вражды – это молитва. Безусловно, она должна присутствовать и на всех предыдущих этапах. И на первой стадии мы молимся Богу, прося уберечь нас от зла.

И во время конфликта, как учат нас святые, следует не запальчиво отвечать собеседнику – но после хотя бы самой краткой молитвы. Не зря же говорят, что доброе слово – серебро, а молчание – золото.

Если мы сможем хоть недолго промолчать, посвятив это время молитве, то конфликт имеет шанс угаснуть, не разгоревшись.

Тем не менее, на предыдущих стадиях молитва – это средство, на данном же этапе она становится целью. Именно молитва за человека – самое большое добро, самое главное проявление любви, которое мы можем сделать.

Ведь на самом деле всерьез, искренне простить, дотянуться в этом смысле до идеала, не получается. Надо признать в себе это и перестать мучить и насиловать свою душу, требуя от нее непосильного.

А молитва за человека, в которой мы хотя бы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира, нам по плечу.

И не надо выискивать всюду своих старых недругов, чтобы «испытать» себя – мол, простил я или нет. Во-первых, это может воспламенить старую обиду. А во вторых, это может привести еще к худшему греху: к гордости.

Мол, вот я такой хороший и замечательный, прощаю всех своих обидчиков. Чтобы уберечь нас от этого, Господь может и не дать нам этого сладкого чувства прощения.

Но следует сделать тот максимум, на который мы способны: не желать зла, искренне пожелать нашему недругу Божьего прощения. Достаточно сказать – вслух или мысленно – «Бог простит».

Этап шестой: уклонись от зла, сотвори благо

Может быть, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается даже больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, надо их поддерживать… но друзья и так нас любят.

И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? А делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с нашим обидчиком. Ведь такое наше поведение, возможно, послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться и нас просить.

В конце концов, вражда – обоюдоострое оружие, и на другой ее стороне – такой же человек, такая же обида, которую так же надо исцелять.

Подготовил Степан АБРИКОСОВ

Милосердие.Ru

Источник: https://pravlife.org/ru/content/proshchenoe-voskresene-shest-sovetov-kak-prostit-svoego-vraga

Как научиться прощать тяжелые обиды

Митрополит Антоний Сурожский писал, что для того, чтобы простить серьезные вещи — предательство, убийство, иногда требуется вся жизнь. А Церковь призывает прощать своих обидчиков перед каждым причастием. Как же научиться прощать?
По мнению священника Константина Кобелева, настоятеля храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме, учиться прощать можно поэтапно.

— Вот человек охвачен гневом, подавлен несправедливостью, но он помнит заповедь о прощении и искренне хочет ее исполнить. С чего начать?

— У заключенных очень мало времени на то, чтобы осознать, кто истинный враг, а кто ложный, простить своих обидчиков, отойти от мысли о мести и примириться с Богом. Время литургии в храме — один-два часа, и неизвестно, когда они в следующий раз попадут на службу и на исповедь.

Читайте также:  Рецепты постного овсяного печенья - православные молитвы

Фактически у нас даже нет богослужебного круга. Мы, конечно, празднуем некоторые праздники, но заключенные не могут жить в кругу церковных праздников, у них нет возможности ходить в храм по своему желанию.

Поэтому здесь все должно быть теперь и сразу: как говорится, и смерть, и воскресение, и Пасха, и все двунадесятые праздники. Каждая литургия в Бутырке, возможно, последняя в жизни. Даже есть такая традиция: в конце службы, перед прощанием и целованием креста, заключенные целуются со священником как на Пасху.

И тюремный священник за очень короткий срок должен потребовать от них «по максимуму»: осознать свой грех, покаяться в нем и отказаться от мести.

Поэтому «формула прощения» у нас проста — даже не переставая считать кого-то своим врагом, можно отдать его в руки Божии. И я так объясняю это заключенным: если мстить будешь ты, тогда Бог не будет ничего делать. Он скажет: «Ты разбираешься с ним сам — ну и разбирайся своими средствами». А много ли может человек? В крайнем случае, он может убить.

Но это максимум. А вот Бог, если Он будет наказывать, сделает это совсем иначе. Господь может, например, остановить преступника, чтобы тот больше не повторял своих злодеяний, или привести его житейскими обстоятельствами к тому, чтобы он понял свою вину, и это может быть гораздо большим, чем просто кого-то «ликвидировать».

Я говорю заключенным, чтобы они отошли в сторону, предоставили Богу наказывать обидчиков. Кстати, не нужно бояться слова «наказание» — оно происходит от слова «наказ», «сказ». Когда Бог наказывает — это значит, что он человеку как бы хочет дать какую-то информацию, учит, вразумляет.

Мы понимаем «наказать» как «покарать», но на самом деле слово «наказать» не содержит в себе такого трагического значения. Наказания мы вполне можем просить у Бога для кого угодно и даже для себя самого. А уж Господь, когда будет разбираться, сделает так, что всем будет хорошо. В конце концов, и обидчику тоже.

Отдавать в руки Божии — это, мне кажется, вполне духовное действие — просить вразумления для данного человека от Бога, когда мы видим, что мы сами его не можем вразумить.

— Но даже помолившись и отдав обидчика Богу, трудно заставить себя забыть о нем и об обиде.
— Раз уже отдал в руки Божии — чего ты будешь дальше думать о нем? Чем быстрее ты сможешь о нем забыть и отвлечься, тем быстрее, возможно, придет и истинное прощение.

Потому что если какой-то человек для вас стал раздражителем, как заноза: вонзилась в руку и болит, пока ее не вытащишь — не отойдешь в сторону от обидчика, — то попробуй полюби эту занозу — а ведь она доставляет тебе постоянную боль. Так что первый этап — отдав наказание в руки Божии, отключиться от ситуации и перестать думать об обидчике.

И это будет то же самое, что вынуть занозу. Ведь когда вытаскиваешь занозу, уже не думаешь, где она лежит и как поживает. Второй этап — когда ситуация уже не вызывает гнева, не раздражает, когда ты с ней смирился, то можно поинтересоваться, где же этот мой враг, что там с ним, может, ему помочь как-то. Ведь высшая степень отношения к врагам — делать им добро.

Потому что, делая добро обидчику, мы собираем на его голову горящие угли Божьего гнева. Но это опять же хорошо, потому что гнев Божий — это совсем не то что наш гнев. Господь милостив, Господь плохого, вредного для спасения никому не сделает. Я бы так объяснил прощение: если мы перестали обижаться на данного человека и делаем ему что-то хорошее.

Но тому человеку это может быть очень больно, потому что он может вспомнить: ой, мне он помог, а я его обидел. И вот здесь может действительно утихнет зло и прийти раскаяние. А если мы будем делать только злое или просто злиться, он будет ощущать зло и оправдываться.

А если он нам делает зло, а мы ему делаем добро, мы у человека уже отнимаем возможность себя оправдать. И каждый раз, не отвечая злом на зло, мы все-таки повышаем вероятность того, что человек может раскаяться.

— А если кто-то просит прощения, а у человека все кипит внутри. Как поступить честно?
— Наша Церковь давно выработала правильные формы — в таких случаях мы говорим: «Бог простит». Не важно, прощаю ли я.

Хотя некоторые добавляют «и я прощаю» — но этого можно и не говорить, потому что кто мы такие, чтобы прощать? Мы же не можем действительно человека простить.

То есть самое высшее, что возможно человеку на пути к прощению, когда он действительно искренне желает, чтобы его врага, или обидчика, или недоброжелателя Бог простил.

— А как убедиться в том, что ты простил искренне? Как не остаться в самообмане?
— Честно говоря, я считаю, что мы вообще не можем простить искренне и до конца… Я считаю, что мы плохо умеем прощать. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, все мы находимся в прелести.

Наверно, бывают и исключения: если ты подружился со своим обидчиком, стал ему соработником, не поминаешь старое — в этом случае можно сказать, что обида искренне прощена. Но чаще всего это невозможно. И даже не надо этим делом заниматься и мучиться, страдать этим. Самое лучшее — просто отойти.

Насильно мил не будешь, и свою душу тоже нельзя насиловать — заставить кого-то полюбить. Среди православных людей тоже не всегда складывается психологическая совместимость по каким-то вполне объективным причинам, хотя оба хорошие люди. Необязательно дружить с человеком, с которым дружить не получается.

Вообще, как говорили святые отцы, к себе нужно относиться, как к ослику. Ослик хорошее животное, где-то выносливее лошади, но порой упрямится и его не переубедишь — только хуже будет. Так и к себе нужно относиться — уговаривать себя в чем-то то поры до времени, но чрезмерное насилие над собой может сыграть и плохую роль. Сказано: возлюби ближнего, как самого себя.

Себя тоже нужно любить. Любить себя — это значит заботиться о своем собственном спасении и понимать свои границы. Не все нам доступно. Поэтому не следует бояться быть ограниченным в каких-то рамках. Здесь, конечно, хорошо советоваться с духовником и делать как он скажет — может быть, вы задумали хорошее дело, но оно вам не по зубам.

Я это рассказываю, потому что кто-нибудь может начать умышленно выискивать своих старых врагов, чтобы с ними подружиться, чтобы проверить, полностью ли я их простил или не полностью? Эдак можно в гордость впасть. Считайте лучше, что не полностью простили.

— Как прощение сочетается с праведным гневом?

— Чувство гнева для нас естественно. Гнев дан человеку для того, чтобы с помощью этого чувства бороться с бесовскими искушениями.

Гнев — это полное отрицание чего-либо, он дан человеку как щит, направлять его надо против врагов нашего спасения, и в первую очередь против врагов невидимых.

Но «гневаясь, не прегрешайте» — говорят святые отцы о том, что иногда мы применяем гнев против людей. Мы должны гневаться только на грех, ненавидеть грех, но жалеть грешника, даже если он преступник.

Отец Глеб Каледа говорил, что есть грех, который является преступлением, и есть грех, который не является преступлением, также есть и преступление, которое не является грехом. Понятие греха и преступления полностью не совпадают. Взять хотя бы наших новомучеников: с точки зрения советской власти они были преступниками — а для нас они святые. И наоборот.

Женщина совершает аборт: с точки зрения общества все нормально, а с точки зрения Бога это — страшное дело, убийство. Отец Глеб, например, вообще не рассматривал человека как преступника, потому что для тюремного священника все эти люди не преступники, для него они кающиеся грешники, которые находятся на разных стадиях покаяния.

И задача священника в том, чтобы помочь человеку найти в себе силы подниматься от ступеньки к ступеньке.

— Когда общество требует введения смертной казни, значит ли это, что оно отказывает в прощении своим преступникам?
— Лишать человека жизни — это значит лишать его примирения с людьми и с Богом.

Как говорил отец Глеб Каледа, «мы расстреливаем не того человека, которого приговаривали»; и в их числе было много людей озлобленных, которые уходили, считая общество виноватым перед ними. Не говоря уже про такие известные случаи, как, например, с маньяком Чикатило. Пока его ловили — расстреляли несколько невиновных человек.

Их приговаривали к смертной казни, а Чикатило объявлялся снова. Так было шесть раз. Общаясь с пожизненно заключенными, я вижу, что в основном это люди не умершие духовно. Жизнь, которая им оставлена, — оставлена им не зря. Дико даже подумать, чтобы кого-то из них расстрелять.

Пожизненно заключенные и так живут не очень долго — пять-восемь лет. Тяжесть грехов гнетет человека, и его жизнь довольно скоро кончается.

А если такой, действительно виноватый, человек долго живет после вынесения приговора, это о чем-то говорит, это тоже свидетельство того, что его жизнь приобрела новый верный смысл, — как же такого «нового» человека расстреливать? Может быть, он раскаялся и прощен Богом? В тюрьме жизнь человека, пришедшего к вере, вообще сильно меняется. Я часто вижу, что заключенные, которые проявляют усердие к вере, очень часто выходят досрочно на свободу. Господь принимает их труды и прощает их грех. Только, к сожалению, общество простить их уже не в состоянии. Выйдя на свободу, бывшим заключенным бывает трудно найти себе работу, как-то устроиться в жизни — это способствует их озлоблению. А зло порождает зло.

— Почему прощать так трудно?
— Прощать трудно по нашей гордости. А борьбе с гордостью нет предела, это вопрос всей жизни. Но в первую очередь простить надо самого себя. Нам сказано Богом — люби ближних, как самого себя, а это значит, что себя тоже надо простить. Не судить не только других, но и себя не судить, не пытаться приклеить ярлык: вот я хороший или я плохой.

Просто иметь перспективу, понимать, что самое главное — смириться. Не с грехом, а принять себя, осознать, как мы несовершенны. Представьте подсвечник: посмотришь на него сбоку — одна свечка выше, другая ниже, а посмотри на него сверху — все, чего ты там достиг в жизни, долго ли ты горел, много ли ты там насветил или мало, — разницы для Бога в этом нет.

Горел ты и горел, стремился к Богу — значит, Господь тебя простит и возьмет к Себе. Иногда поднимают такой вопрос: кто будет спасен? Есть такое мнение, что все, кто хотят, все попадут в рай. Но, конечно, надо не просто сказать «я хочу», это нужно показать своей жизнью.

И всегда, в самых тяжких своих случаях мы должны помнить о Христе, который, безвинный, с Креста молился: «…Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23: 34).

о. Константин Кобелев

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ: Почему так трудно прощать или как справиться с обидой ?

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kak-nauchitsya-proshhat-tyazhelye-obidy/

Книга: «Семейные конфликты: Профилактика и лечение. Взгляд православного священника» :: Глава 6. Прощение

распечатать книгу целикомраспечатать страницу

«Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас; но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

(Еф. 4: 31)

Умение прощать и просить прощение – есть свойство человека сильного и великодушного. В русском языке (а русские люди всегда отличались силой духа и милосердием даже к врагам) при расставании говорится: «Прощай». То есть мы просим прощения за всё, чем, может быть, вольно или невольно обидели человека при встрече.

Прощать – это свойство Божие, ведь Господь совершил величайший акт прощения, Он не только простил согрешивших людей, но и был распят за наши грехи на кресте. И мы, носящие в себе образ Божий, созданные по этому образу, должны учиться у Него прощению.

Поэтому и апостол Павел говорит нам: «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил нас» (Еф. 4: 31).

Обида не даёт нам общаться не только с людьми, но и создаёт преграду между нами и Богом: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-16).

Семейная жизнь, вообще, невозможна без прощения. Ведь супруги, дети, родители – самые близкие друг другу люди, они очень тесно общаются, взаимодействуют и это общение, к сожалению, не состоит только из одних только приятных моментов. И умение прощать обиды, быть снисходительными к немощам других весьма ценый навык для семейного человека.

«Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», — сказал наш великий святой преподобный Серафим Саровский. Многим эти слова кажутся совершенно недостижимым идеалом.

Но ведь если, например, в семье сложилась тяжелая, напряжённая ситуация, родные враждуют между собой и хотя бы один человек начнёт вести себя иначе, то есть хоть в малой степени стяжает дух мира и прощения, не будет отвечать злом за зло, перестанет обижаться, будет всех любить, то обстановка в этой семье изменится в лучшую сторону. И люди вокруг такого человека будут также меняться, видя его мирное расположение.

В предыдущей главе речь шла о прощении при расставании супругов. И к этой теме мы ещё вернёмся немного позже. Но прощение, снисхождение необходимо в семейной жизни не только в таких глобальных вопросах, но и буквально каждодневно. Даже на уровне каких-то бытовых мелочей.

К примеру, какая-нибудь женщина имеет большую склонность к порядку во всём, этакий «комплекс отличницы» и хочет всё держать под контролем. Но её домашние не хотят её слушать и подчиняться ей. Это вызывает у неё чувство постоянной обиды и недовольства.

Но если эта дама поймёт, что порядок далеко не самое главное в жизни, что можно позволить себе и окружающим быть неидеальными, что мир не провалится в тартарары, если она позволит себе немного отойти от придуманного ей распорядка, то и её жизнь и жизнь её домашних, несомненно, изменится в лучшую сторону.

Пусть в доме будет не так чисто, зато в семье будет больше мира. Занудство может погубить хорошие отношения. Одна женщина рассказала мне, как очень обижалась на мужа за то, что он, несмотря на её уговоры, никак не мог научиться выдавливать зубную пасту из тюбика с конца, а не с середины.

Видя, что очень расстраивается из-за этого и теряет мир с супругом, она придумала такой простой выход. Купила два тюбика: один для себя, а другой для мужа. Теперь каждый выдавливает пасту как хочет. А главное, она получила урок; что нельзя отравлять жизнь себе и близким из-за такой ерунды.

Читайте также:  Гефсиманский черниговский скит в сергиевом посаде - православные молитвы

* * *

Рассмотрим основные принципы прощения.

Один христианин, правда, к сожалению, не православный, сказал: «Христианину легче простить, чем отвернуться от человека. Прощение избавит вас от ненужного гнева, ненависти и пустой ругани».

И это воистину так. Обида, особенно застарелая, убивает в нас любовь к ближнему. Непрощение причиняет огромный вред и урон, в первую очередь нам самим. Человек обиженный, злопамятный очень страдает от злобы, гнева и уныния.

Обида мешает ему жить полноценной жизнью, радоваться тем дарам, которые нам посылает Бог.

Если обида сильно укоренилась в сердце, то она как незажившая рана постоянно даёт знать о себе, ноет, болит и причиняет обижающемуся постоянное беспокойство и скорбь.

И напротив, умеющий прощать, великодушный – по-настоящему счастливый человек. Ведь когда мы имеем мир в душе и находимся в мире с людьми, тогда и окружающая нас действительность преображается в лучшую сторону.

Но всё-таки, что делать, если не удалось сохранить этот мир, и обида поселилась в нашей душе?

Первое и самое главное правило в таком случае, начинать молиться за обидчика, за того человека, который вольно или невольно причинил нам скорбь. Этот совет даёт нам Сам Господь: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5: 44). И непреложную истину этих евангельских слов я неоднократно испытал на собственном опыте.

Самый верный способ простить человека – это начать молиться за него каждый день. Молитвы о примирении враждующих и «о ненавидящих и обидящих нас» есть в любом полном православном молитвослове. Можно также после этих молитв молиться своими словами о том, чтобы Господь помог нам справиться с обидой и примириться с ближними.

Второе что следует помнить, если вы встали на путь примирения: нужно всячески избегать злословия и осуждения наших обидчиков. Не только вслух, но даже мысленно не ругать, не порицать и не осуждать их.

К сожалению, очень велик соблазн начать рассказывать всем и каждому как несправедливо с нами поступили, как нас обидели, и на первых порах это приносит мнимое облегчение, но потом на душе становится гораздо хуже.

Злословие, осуждение открывает дорогу гневу, мы долго не можем забыть и простить обиды, сами «накручиваем» себя и постоянно бередим старую рану, не даём ей зажить.

Особенно часто такую ситуацию можно наблюдать после развода супругов. Обычно женщина, после развода оставшись с детьми, испытывает страшную обиду на мужа (и её конечно можно понять).

Она начинает обсуждать его недостойное поведение с подругами, родными, и что хуже всего, настраивает детей против отца, рассказывая какую ужасную жестокость и несправедливость совершил их папа и, вообще, какой он плохой человек.

Этим она причиняет сильный вред не только себе, усугубляя свою боль и страдания, но и наносит большую душевную травму своим детям. Ведь они совершенно не виноваты в том, что их родители не смогли сохранить семью и развелись.

Так почему же нужно втягивать их в семейные «разборки» и лишать детей возможности любить отца? Ведь право иметь родителей есть у каждого человека и каждый должен почитать и любить их.

Ещё один важный момент, необходимый при прощении, выражается знаменитой святоотеческой формулой: «ненавидеть грех, но любить самого грешника». То есть не отождествлять человека с теми нехорошими поступками, которые он иногда совершает.

Ведь каждый из нас сотворен Богом с чистой душой и стремлением к добру, все, что есть в нас греховного не является принадлежностью нашей природы, это всё пришлое, наносное и поэтому важно увидеть в ближнем его душу, а не его поступки и заблуждения.

Грех не может являться частью природы самого человека, он приходит в душу от дьявола, другое дело, что мы сами впускаем грех в нашу душу, но это происходит от нашей слабости. И человек согрешающий – это человек больной, немощный, а значит достойный жалости, а не осуждения и порицания. А человек больной достоин жалости и милосердия.

Кстати, когда мы молимся за обижающих нас, то как раз проявляем жалость, сострадание к ним, видим в них не какое-то воплощение зла, а людей страдающих от своих грехов. Молиться за обидчиков – есть проявление великодушия, а проклинать их – проявлять слабость души.

Даже самых близких и любимых людей нельзя идеализировать. В моей жизни было несколько случаев, когда люди, которые были мне весьма близки, причиняли мне большую боль.

Было нелегко простить их, но справившись со своими чувствами, я понимал, что в своей обиде виноват в основном я сам, потому что позволил себе видеть в них какой-то придуманный идеал, а не реальных, живых людей со своими слабостями и недостатками.

Коль скоро мы заговорили о грехе и немощи человеческой, нелишним будет вспомнить, что и сами мы люди немощные и грешные. Если произошла ссора, разрыв, очень важно увидеть и признать свою часть вины за случившееся, как бы это ни было трудно.

Ведь даже если мы внешне ничем не задели ближнего, то всё равно, не всё сделали, чтобы избежать инцидента. Обида в нашей душе появляется как раз из-за нашей гордыни, мы слишком любим себя и не хотим увидеть свою вину и взять ответственность за случившееся на себя.

Если мы будем объективно оценивать наше участие и долю вины в конфликте, нам будет гораздо легче простить человека, разобраться в ситуации и примириться с ним.

Здесь нелишним будет вспомнить начало этой книги, где мы говорили, что у каждого человека «своя колокольня», своё вúдение конфликтной ситуации. Находясь в состоянии обиды, мы видим только нашу позицию и то не очень объективно. То есть нам кажется, что кто-то нас обидел, оскорбил, унизил и часто воспринимаем всё это как личное оскорбление.

На самом деле, в большинстве случаев обида наносится не специально. Человек, как говорится, не ведал, что творил. Обидев нас, сделал это либо невольно, либо по недостатку воспитания и такта. У него, наверняка, была своя позиция, оправдание своим поступкам.

И чтобы преодолеть обиду и простить ближнего, нам нужно не обвинять его, а наоборот оправдать.

Кстати, не раз испытывал на себе, что когда, обидевшись на какое-то колкое замечание или критику в свой адрес, я потом справлялся с обидой и старался вникнуть в слова своего оппонента, отрешившись от обиды и самолюбия, то убеждался, что в них есть очень много нужного и полезного для меня. Хотя по форме критика иногда звучала резко и обидно.

Обижаясь на человека, особенно близкого нам, мы как бы закрываем свои глаза пеленой, совершенно перестаём видеть его положительные, хорошие стороны. Мы видим только обиду, оскорбление и эти очень сильные, но греховные эмоции застилают в нашей памяти всё то, что было между нами хорошего, а хорошие, светлые моменты, связанные с нашим ближним, обязательно были.

Известная писательница Татьяна Устинова делится своим опытом примирения с мужем. Привожу её рассказ.

«Однажды мы всерьёз поругались. Не знаю, что на него нашло.

Он наговорил гадких слов и, уже договаривая, понял, что делает что-то непоправимое, и голос у него стал испуганный, и мне показалось, что договаривал он через силу, изо всех сил желая остановиться, но всё же договорил – по своей мужской привычке доводить дело до конца.

Мы не помирились сразу, а это катастрофа.

Я не умею жить, отравленная ссорой, не могу дышать её воздухом, и на самом деле не знаю, как это получается у женщин, умеющих виртуозно и продолжительно ссориться!..

Он положил трубку, а я стала ходить из комнаты в комнату.

В одной комнате у нас светлые полы, а в другой – тёмные. Я ходила и смотрела под ноги, сначала на светлое, а потом на тёмное. Мне было очень жалко себя, несправедливо обиженную. И свою жизнь, которая, считай, пропала.

И вдруг я стала думать, что было бы со мной, если бы его вообще не было. Не в том смысле, чтоб он… умер, а том смысле, что я с ним не встретилась. Ну, просто не встретилась, и всё. Мне сорок лет, и я точно знаю, что не встретиться нельзя.

Это в восемнадцать кажется, что можно промахнуться, упустить, пройти по соседним улицам, открыть не ту дверь.

Нельзя. Этот самый шанс предоставляется всем и всегда. Другое дело, что он единственный, и в этом суть дела. Мы все – взрослые, а не восемнадцатилетние – точно знаем, кто именно был «шанс». Правда? И точно знаем, почему мы его упустили, если упустили. И благодарим небеса, если не упустили.

Ну, вот я ходила и представляла, что его в моей жизни нет. Я не знаю, как он говорит, как думает, как хохочет. Я понятия не имею, как он дышит или молчит. Я не знаю, как пахнет его одеколон и как он водит машину.

И некому смотреть в глаза, и сопеть в ушко, и не на кого обижаться, и некому звонить – его же нет!.. Некому варить кофе, и жарить омлет, и скулить, чтоб быстрей приехал, и ругать, что приехал поздно, тоже некого.

Его нет, а проделывать всё это с кем-то другим невозможно, потому что – зачем? И ещё я понятия не имею, что он думает о жизни, вселенной и вообще, а мне же нужно знать, что думает обо всём этом именно он! Я не рассматриваю придирчиво его джинсы и рубашки, чтобы в очередной раз убедиться в том, что он самый красивый из всех известных мне мужиков.

Ну, пусть не самый, и не красивый, но всё же лучше остальных, по крайней мере, для меня, а я об этом даже не знаю, потому что … его нет и никогда не было.

Пожалуй, и меня нет. То есть не было бы. Наверное, была бы какая-то другая тётенька, обремененная какими-то другими заботами, и Бог знает, какие романы она бы писала, может, совсем никудышные, потому ей не о чем было бы писать – его-то она никогда не знала!.. Не было бы их, не было бы и нас, всё так просто!.. Просто и справедливо.

Чего мы хотим от них? Что мы хотим получить… на выходе, как говорил наш профессор химии? Чтоб они стали ангелами уже при жизни? Чтоб никогда не совершали ошибок? Чтобы никогда не говорили обидных и несправедливых слов, не засыпали, когда на экране целуются, не опаздывали с работы, не летали в командировки, не пили пиво, не уставали от нашего милого щебетания, не выходили из себя в примерочной, покуда мы, такие прекрасные, меряем очередную водолазку?!

Так не бывает.

Тут я перестала жалеть себя и свою пропадающую жизнь. Ничего не пропало, вдруг подумала я и наступила на светлый квадратик пола. Ничего же не пропало…

Ну наговорил он ерунды, ну и мучается теперь, наверное, ещё больше меня. Он всегда мучается, когда бывает несправедлив, — я-то знаю его, как никто!.. Знаю, знаю и не пойду я на тёмный квадрат, потому что ничего не случилось.

И, боясь передумать, я быстро написала ему записку – терпеть не могу слова «эсэмэска»! Он ответил через три секунды.

Должно быть, сидел, уставившись на телефон, и мучительно придумывал, что бы такое ему сделать, чтобы всё вернулось, но не придумал – куда ему придумывать, ведь он просто мужчина!

И он есть».

Да, действительно: «что мы имеем, не храним, а потерявши плачем».

Не раз наблюдал как супруги, поссорившись и расставшись, начинали понимать, как много они теряют и как не могут жить друг без друга.

Ещё один очень важный момент, на который следует обратить внимание, читая этот рассказ: супруга, преодолев обиду, сама первая проявила инициативу примирения.

Все мы люди гордые и нам бывает очень трудно сделать первый шаг, даже когда полностью осознаём свою вину. Мы опасаемся, что нашу попытку к примирению неправильно поймут, боимся оказаться отвергнутыми.

Бояться этого не нужно, как правило, наш оппонент тоже мучается такими же сомнениями и, оценив нашу добрую волю, охотно пойдёт на примирение.

Просить прощение первому непросто, но после примирения такой человек чувствует себя гораздо лучше, чем тот с кем он примиряется, ведь он не только помирился, но и победил свою обиду и гордыню.

Но даже если ваша попытка к примирению не нашла отклика в сердце другого, не оставляйте надежду. Нужно пробовать примириться ещё и ещё раз, но сделать это через некоторое время. А пока необходимо усилить молитву о мире.

* * *

В заключение этой главы я бы хотел вернуться к теме супружеских измен и расставаний, ведь эта тема также тесно связана с прощением. Всё ли можно простить? Например, можно ли вообще простить предательство, измену?

Будут ли супруги после измены стараться сохранить брак или расстанутся – решать только им самим. Только они могут сделать этот непростой выбор. Но в любом случае простить обиду, даже очень тяжёлую – это долг христианина.

Что бы ни случилось в нашей жизни нужно помнить: человек создан Богом для радости, любви и счастья. Поэтому в самых трудных ситуациях нужно уметь подниматься и идти дальше, смотря в будущее с верой и надеждой.

Жизнь продолжается, и она не должна превращаться в ад из-за непрощённых обид, тоски и горестных воспоминаний.

Пережить измену, разлуку помогут всё те же правила прощения, уже изложенные в этой главе.

То есть: обязательная молитва о прощении и примирении, отсутствие осуждения и злословия, осознание собственной немощи и виновности в случившемся и другие вышеизложенные принципы.

Один мой знакомый очень мучился от ревности и обиды, он подозревал жену в измене, хотя прямых доказательств у него не было. Я спросил у него: не изменял ли он сам своей супруге? (Я знал, что первая жена развелась с ним, потому что он был неверен ей).

Тогда этот мужчина ответил, что несколько лет назад он, действительно, изменил жене, поддавшись искушению на какой-то вечеринке. Что ж, как говорит Священное Писание: «Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6: 7).

И может быть те обиды, которые вам нанесли близкие, — это вразумление вам за ваши прегрешения против них, или за грехи юности.

Здесь важно избегать ещё одной опасности – отчаяния. Даже самый неприятный или греховный эпизод нашей жизни – это всегда очень большой опыт, и из него нужно уметь извлекать уроки. Делая правильные выводы из пережитого, мы стараемся не повторять прежних ошибок и делаемся сильнее и мудрее.

Поэтому даже измена и развод – не повод для тоски и отчаяния. Цель жизни христианской – спасение души. И совершается оно через наш духовный рост, совершенствование. И быть может разлука с супругом (или супругой) также нужна нам для того, чтобы стать лучше, совершеннее.

Научиться прощать, терпеть и любить.

Похожее

Источник: http://pavel-gumerov.ru/book/konflicty/part3/glava6

Ссылка на основную публикацию