Беседы с детьми о монашестве и монахах – православные молитвы

Беседы с детьми о монашестве и монахах

Беседы с детьми о монашестве и монахах - православные молитвы

Многие родители задают духовенству вопросы: как объяснить детям, что такое монастырь и кто такие монахи? Некоторые из них обеспокоены и тем, что дети изъявляют желание, присоединится к монастырю и стать монахом.

Почему важно рассказывать детям о монашестве? Хотя-бы потому, что это неотъемлемая часть Церкви и умолчать о ней преступно. Ведь дети быстро впитывают информацию и могут узнать ее из других источников, поняв превратно, тем самым навредив себе.

Для начала следует объяснить ребенку, кто такие монахи и почему они живут отдельно от мира, да еще и наряжаются таким странным образом.

Преподобный Антоний Великий — основатель монашества

Можно рассказать, что первые монахи появились очень давно, еще в первых веках. Были обычные верующие во Христа люди, а были те, кто всячески врал и говорил неправду на христиан. Начали появляться различные движения, которые извращали христианское учение — секты и ереси.

И группа христиан решили уйти подальше от них, чтобы сохранить свое учение в изначальном виде и передать его другим. Они ушли в пустыню и там основали первый монастырь. Так появились первые монахи.

Почему они живут в монастыре

На Руси первым монастырем стала Киево-Печерская лавра. Люди, которые считали, что всякие удовольствия мира их отвлекают от Бога уходили в Печерский монастырь и проводили там свою жизнь, служа Богу.

Печерским назван монастырь потому, что кельи и прочие помещения, где жили люди были сделаны в естественных пещерах в скалах. Изначально, монашеский образ жизни означал аскетизм, т.е.

всяческое ущемление своего тела и желаний.

Поэтому иноки часто жили в пещерах, пустынях, спали на земле или досках, не ели по несколько дней в неделю, не употребляли сладкого и вина и удаляли от себя комфорт во всяких его проявлениях.

Из-за их отрешения и пребывания в молитвах днями и ночами Бог открывал им тайны и совершал через них великие чудеса. Вот лишь некоторые из них:

  • монах по имени Прохор, пек хлеб из лебеды во время страшного голода и кормил им киевлян. При этом, хлеба вдруг становились сладкими, а если кто брал их без разрешения, то были они хуже желчи;
  • этот же инок однажды молился Богу, а в то время в Киеве внезапно не стало соли и люди очень страдали. Инок после молитвы стал с верой раздавать золу из печи, и она на вкус была как самая соленая соль;
  • были случаи воскрешения из мертвых. Инок Марк, служение которого было копать могилы, иногда молился за мертвого и тот вставал, будто от крепкого сна.Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская Лавра богата на чудеса, а все потому, что иноки отделяют себя для жизни в Боге и отказываются от всего, что может их отвлекать от Него.

В России самый известный монастырь — это Троице-Сергиева Лавра. Эта обитель прославилась чудесами, которые тут творил Сергий Радонежский и его ученики. По молитвам местных иноков Господь помиловал Русь и не уничтожили ее войска татаро-монгольское.

Важно! Там, где пребывают монахи, обязательно случаются чудеса, потому что это особенно верующие люди и Господь к ним милостив и щедр на дары.

Условия и правила жизни в монастыре

Обители славятся своими простыми и сложными одновременно условиями для жизни. Тут не всякий выдержит. Чего стоит только распорядок дня:

  1. Подъем в 6 утра.
  2. Личная молитва.
  3. Совместная молитва.
  4. Завтрак.
  5. Работа в обители.
  6. Молитва в обед и трапеза.
  7. Работа.
  8. Служение в поместном храме и молитва.
  9. Трапеза.
  10. Личное время и отбой.

И это не просто работа, каждый служит своими силами в местном хозяйстве. Целый день иноки работают и молятся. Так что не каждый верующий выдержит такого напряженного дня, в котором нет места развлечениям или лени.

Рассказывая детям о монашестве, родители тем самым приобщают их к церковной культуре и, возможно, готовят будущих святых.

Детей следует с детства приучать к тому, что Господь — это самое важное в нашей жизни и Он может потребовать эту жизнь себе на службу. Если ребенок с детства тянется к Церкви и Господу, если у него есть это желание — служить Богу, то нельзя запрещать или переубеждать его. Может он перерастет это, а может, станет известным монахом и будет творить Божьи дела.

Видео о монашестве и монахах

Источник

Источник: http://4-women.ru/religiya/molitvyi/o-seme/besedy-s-detmi-o-monashestve-i-mona.html

Беседа с детьми о монашеской жизни

Здравствуйте дорогие дети и родители!

Мы вновь рады приветствовать Вас на православном сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы побеседуем с Вами о монахах и монашестве.

Монахи, это те люди, которые посвятили себя Богу! Они отреклись от земной жизни, от радостей мира, даже от своих мыслей, и всецело предались к духовному деланию. Они много молятся, много постятся, читают духовные книги и устремляют свои мысли в Райские обители – к Богу!

Для того, чтобы лучше понять монашество, лучше всего поговорить с самим монахом.

Ниже мы прилагаем замечательную беседу детей с монахом и старцем Силуаном Афонским, из которой мы с Вами много чего интересного для себя поймем.

Из книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский»

«Милые дети бегают по лугам, рвут цветы, поют и радуются, потому что их веселит благодать Божия. Но вот увидели они монаха и говорят ему:

— Смотри: Господь украсил небо звездами и землю реками и садами; орлы высоко под облаками летают и наслаждаются красотою природы; птицы весело поют в рощах и полях, а ты, монах, сидишь в келий и не видишь всей Красоты Божией. Сидишь и плачешь. О чем ты плачешь в своей маленькой келий, когда солнце светит, весь мир в красоте, и всюду радость на земле?

Так спрашивали дети монаха, но он отвечал им:

— Дети, вы не понимаете моего плача. Душа моя плачет о вас, что вы не знаете Бога, Который создал всю эту красоту. Душа моя знает Его, и всем вам я хочу этого знания, и поэтому скорблю и слезно молю Бога о вас, чтобы и вы познали Господа Духом Святым.

— Что значит познать Господа Духом Святым?

— Умом, дети, познать Господа нельзя. Но вы читайте Божественное Писание, в нем живет благодать, которая будет услаждать вас, и так вы познаете Господа и будете с радостью работать Ему день и ночь. Когда же познаете Господа, тогда уйдет желание смотреть на этот мир, но душа будет стремиться видеть славу Господню на небесах.

— А нам нравятся цветы, и мы любим гулять и веселиться.

— Вы любите гулять по полям и рвать цветы; вы любите петь и слушать пение птиц, но есть на небе прекраснее всего этого — рай, где живет Господь со ангелами и святыми. Там тоже есть веселие и поются песни, но иные, лучшие, и когда душа услышит те песни, то не может забыть их никогда и уже не влекут ее песни земные.

— Но мы любим петь.

— Пойте, дети, Господу Духом Святым; пойте во смирении и любви.

— А почему ты плачешь, мы не понимаем?

— Я плачу о вас, детки. Глядя на вас, жалею вас и прошу Господа, чтобы хранил Он вас, чтобы познали вы Творца и Господа своего.

Я смотрю на вас, и вот, вы похожи на отрока Христа, и хочу, чтобы вы не потеряли благодать Божию и не стали бы, когда вырастете, похожи на врага за плохие мысли. Я хочу, чтобы вы всегда были похожи на Сына Пречистой Матери Божией. Этого желает душа моя вам.

Об этом я и молюсь. Мне жалко всех детей на земле, и потому я плачу за всех невинных детей и сирот.

Я плачу, дети, за мир и сетую о всем народе Божием: «Господи, пошли милость Твою на детей земли, которых Ты любишь, и дай им познать Тебя Духом Святым, и научи их славить Тебя. Слезно прошу Тебя, услышь молитву мою, и всем дай познать славу Твою Духом Святым». Дети, любите Бога, как любят Его Ангелы на небесах.

— Мы никогда не видали Бога, как можем мы Его любить?

— Детки мои возлюбленные, вы думайте о Боге всегда, что Он вас любит, и дал вам жизнь для того, чтобы вы вечно с Ним жили и наслаждались Его любовью.

— Как можем мы знать, что Бог нас любит?

— По плодам, детки, познается любовь: когда мы в любви Божией, то боимся греха, и на душе покойно и весело, и хочется помнить Бога все время, и хочется молиться, и в душе хорошие мысли.

— Как узнать, какие мысли в нас живут, и какие из них хорошие или плохие?

— Чтобы распознать мысли добрые от злых, нужно держать ум свой чистым в Боге.

— Не понимаем, как можем мы держать ум в Боге, когда мы не видели Бога и не знаем Его; и что значит – чистый ум?

— Детки, вы помышляйте, что Бог вас видит, хотя вы Его не видите. Так вы будете ходить всегда пред лицом Господа. Хотя это малая любовь, но если сохраните слово мое, то оно приведет вас к большой любви, и тогда Духом Святым вы познаете все то, что я вам говорю и чего сейчас вы еще не разумеете».

Некоторым из Вас, дорогие дети, действительно, будет сложно понять слова старца-монаха Силуана Афонского. Но если мы будем следовать его советам, читать духовные книги, чаще молиться, обязательно ходить с родителями в храм, тогда нам будет намного радостнее жить! И мы будем чувствовать Господа еще сильнее и понимать тех людей, которые посвятили себя монашеству.

Читайте также другие интересные беседы:

•  Детская беседа о Боге – Святой Троице

•  О том, почему Ева не устояла…

•  Детская беседа: – Хороший характер!

•  Детям о сказках и о жизни

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2014/08/10/beseda-s-detmi-o-monasheskoy-zhizni/

Беседа с монахиней Марией (Сидиропуло). «Мы знакомим детей с жизнью православного монашества» / Православие.Ru

Вот уже несколько лет православный монастырь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, расположенный рядом с баварской деревушкой Бухендорф, организует на своей территории детский православный лагерь. О жизни лагеря и обители рассказывает ее настоятельница монахиня Мария (Сидиропуло).

***

– Матушка, православные детские лагеря сейчас организуются многими епархиями и приходами, в разных странах. В чем особенности лагеря, организуемого Елисаветинской обителью?

– Марфо-Мариинский лагерь, расположенный в скиту преподобномученицы великой княгини Елисаветы, существует уже шесть лет. Со всей Германии и из других стран летом к нам приезжают около полусотни девочек в возрасте от 8 до 13 лет.

Цель лагеря – дать православным детям, живущим вне России, в иноязычной и инославной среде, уникальную возможность не только собираться вместе, знакомиться, но и узнавать традиции Русской Православной Церкви, пожить в монашеской среде, научиться благочестивым навыкам, которые они, как будущие матери, будут нести в свои семьи.

За границей очень важно, чтобы православные дети общались между собой. Многие дети, живущие в Германии, вообще не знают, кто такие монахи, как и чем они живут, что такое монастырь. Вот мы и знакомим их с жизнью монашества. Особое внимание в лагере уделяется общению в церковной среде на русском языке, знакомству детей с русской культурой.

Нас поразил результат уже самого первого лагеря, когда было всего 18 девочек, многие из которых приехали из невоцерковленных семей. Однако дети без особых наставлений, подражая друг другу, учились правильному поведению во время богослужений.

Если вначале лагеря кто-то оставался в стороне от таинств исповеди и причастия, то к концу лагеря уже все без исключения исповедовались и причащались святых Христовых таин. Было радостно слышать пожелания детей снова встретиться в обители. На второй год число участниц увеличилось вдвое: более 40 девочек приехали как из приходов РПЦЗ, так и из приходов Московского Патриархата.

– Почему вы приглашаете только девочек?

– Ответ очень прост: так уж заложено природой, что в любой семье матери свойственно более тесное общение с детьми, от нее исходит дух, которым будут дышать ее дети и ее семья. Поэтому прививать отроковицам любовь ко всему церковному, чистому и богоугодному имеет значение не только для их будущих семей, но и общества в целом.

– Матушка, вы помните, как все начиналось?

– Помню самую первую нашу лагерную смену, которая началась с молебна. Мы не только пытались построить лагерь по предварительно составленной программе, но и старались прислушаться к пожеланиям детей, учесть их интересы, познать их внутренний мир, настроенность.

Читайте также:  Православная молитва от трудностей и неприятностей на работе - православные молитвы

Иногда приходилось вместо закона Божия просто вести общие дискуссии на важные им темы, обсуждать всем вместе трудности, которые они встречают при общении со сверстниками в школе, а также и с родителями.

В общении со взрослыми детям не хватает понимания, уважения к их миру, возрасту. Ведь мы, взрослые, легко можем наставлять и учить, а вот самого простого – послушать, чтобы понять, не можем либо не хотим.

Поэтому, чтобы дать девочкам возможность самостоятельно развивать свои отношения с Богом и ближними, мы в лагере не принимаем в качестве помощниц мам самих участниц лагеря.

– Программа лагеря и режим дня меняются или остаются неизменными?

– Программа ежегодно обновляется. А вот распорядок дня остается примерно одинаковым. Дети встают в 6:20 утра – к началу Божественной литургии. Первая половина дня посвящается катехизации – часовому чтению Евангелия и Апостола и их объяснению, уроку благочестия, рисованию, литургическому пению. Обед и обеденный сон с 12:15 до 14:00.

Вторая половина дня обычно проходит в полезных развлечениях, занятиях в мастерских обители.

Мы с детьми либо совершаем паломничество в монастырь преподобного Иова Почаевского, либо устраиваем походы и купание в озере при хорошей погоде, ухаживаем на конном дворе за лошадьми, шьем, вышиваем, переплетаем книги, печем просфоры.

Иногда девочки помогают на кухне: одни участвуют в приготовлении пищи, другие убирают со стола.

Был у нас опыт преподавания иконописи, но мы своевременно поняли, что эти занятия могут сформировать у детей неправильное отношение к иконе, так как невозможно за одну неделю на часовых занятиях дать правильное отношение к иконописному делу, познакомить их со структурой иконы, да еще и успеть написать ее. Поэтому это занятие мы исключили из программы. После вечерней трапезы дети охотно смотрят видеофильмы о монастырях и православных святынях. После совместного чтения молитв на сон грядущий в 20:30 девочки готовятся ко сну.

– А проблемы с дисциплиной бывают, как в обычных лагерях?

– Конечно, бывают, ведь мы имеем общение с живыми существами. Но само пребывание их в монастырских стенах, ежедневные богослужения, непосредственно близкое общение с монашествующими не дает девочкам распускаться. И если и бывают такие случаи, то они быстро понимают свои ошибки и просят прощение, причем очень искренно.

– Как прошли две смены в этом году, что было необычного?

– В конце первого сезона мы с 14 участницами готовились к встрече молодежной группы из 50 человек, которых сопровождали иерей берлинского прихода Андрей Сикоев и игуменья Аланского женского Богоявленского монастыря матушка Нонна (Багаева) с сестрами.

Группа молодежи, в которой были и дети, пережившие теракт в Беслане, и дети из берлинских приходов РПЦЗ и МП, путешествовала по святым местам Германии и приехала в нашу обитель рано утром – к началу литургии. Литургию возглавил наш дорогой авва – архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк.

Многие причащались святых таин, после чего был устроен прием в монастырском саду под открытым небом. Наши дети выступили с концертной программой перед гостями, которые, в свою очередь, в великолепных народных костюмах мастерски исполнили осетинский танец «Молитва». Такие встречи незабываемы.

Это один из проектов, посвященных сотрудничеству молодежи двух ветвей Русской Православной Церкви.

– Наверняка вы рассказываете девочкам о великой княгине Елисавете Феодоровне?

– Конечно, и не только девочкам. Германия – страна, воспитавшая сразу двух русских святых, родившихся в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории.

Паломники, приезжая в нашу обитель, знакомятся с жизнью двух немецких принцесс, прославленных в лике святых Русской Православной Церковью, – великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее родной сестры императрицы Александры Феодоровны, а также императора Николая II и их детей. Немцы должны знать о святых, прославивших их родину, соединяющих немецкий и русский народы.

Нашу обитель часто посещают группы разнообразных немецких обществ. Что ж, пусть знакомятся с Православием, с нашим богослужением и повседневными монастырскими буднями. Мы используем такие случаи, чтобы познакомить немецкий народ с подвигом своих землячек. Устраиваем иногда фотовыставку, отражающую жизненный путь святой покровительницы нашей обители.

Эта выставка проходила и на других общественных мероприятиях, которые устраивались для поддержки материального существования нашей пока еще очень молодой обители.

– В 2009 и 2010 годах в Москве прошло несколько детских спектаклей по пьесе Риммы Кошурниковой «Белый ангел Москвы» – о великой княгине Елисавете Феодоровне. Поставила его член Союза композиторов России Елена Подосенова. Пьеса опубликована на сайте «Россия в красках». Вот бы перевести ее на немецкий язык и показать спектакль в Германии, где родилась принцесса Элла!

– Об этом можно поговорить подробнее, тем более что в 2014 году будет праздноваться 150-летие со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны. В любом случае мы будем рады познакомиться с этой пьесой.

– Сколько сестер трудятся в обители, и какова ее история?

– Днем открытия нашей обители официально считается 1 октября 2005 года, хотя молебен на начало ремонтных работ был отслужен еще в августе. В настоящее время у нас подвизаются десять сестер, в том числе и коренные немки. Надеемся, что их со временем будет больше. Здание обители мы приняли в долговременную аренду от католических монахинь.

С тех самых пор продолжаются работы по его благоустройству и оформлению в православном стиле. Средств, конечно, у нас на это нет, а о постройке деревянной церкви даже и думать не приходится! Но так хотелось бы показать местному населению всю красоту и величие Православия.

Наша обитель первая и пока единственная русская православная женская обитель в Германии, и я считаю, что само ее существование должно быть проповедью православной культуры в Германии. Главное внимание в обители уделяется молитве и богослужению. Насельницы монастыря, независимо от вида их послушаний, посещают все богослужения суточного круга.

Служба начинается в 4 часа утра, богослужение длится до 7:00, а когда служится божественная литургия, то до 8:00. Литургия совершается иеромонахом Авраамием (Дирксом) три раза в неделю, включая воскресные дни. Раз в неделю, обыкновенно с четверга на пятницу, к нам приезжает наш владыка Марк, который является непосредственным духовным руководителем сестер.

Служба проходит на церковнославянском языке, а раз в неделю – на немецком языке, переводит ее архиепископ Марк. При всей своей занятости он регулярно посещает монашествующих, чтобы исповедовать, дать духовное руководство в насущных вопросах и помолиться с нами.

Сестры стараются следовать его наставлениям и при исполнении любого послушания соединяют физический труд с молитвой. Оба эти вида труда неразлучны между собой, как евангельские сестры Марфа и Мария, в честь которых и названа обитель, которую Елисавета Феодоровна основала в Москве.

– Труд молитвенный – это понятно. А что представляет собой ваш труд физический?

– Сестры возделывают наш сад, обрабатывают землю, обеспечивая себя на некоторое время продуктами. Переплет книг издревле считался одним из монашеских ремесел, как и плетение корзин.

Желая сохранить старую традицию, в переплетной производится ремонт и переплет книг на профессиональном уровне. Преимущественной заботой сестер является попечение о сохранении старых богослужебных изданий.

Но мы помогаем и людям, которым нужно заменить обложки их книг, подшить и скрепить рассыпавшиеся страницы, починить разорванные странички или украсить книгу красивыми закладками.

Трудно себе представить женский монастырь без пошивочной мастерской, где производятся изделия, благоукрашающие святые храмы и богослужения. В деле швейного послушания достойным примером является Сама Пресвятая Дева.

Как мы знаем из земной жизни Пресвятой Богородицы, в часы, свободные от молитв и богомыслия, Она неустанно занималась рукоделием, приготовляя одеяния для Себя и для Сына. Особенно же искусна была Пречистая Богоматерь в изготовлении одеяния, предназначенного для священного богослужения.

В швейной мастерской нашей обители несут послушания три сестры, которые имеют профессиональных помощниц – благочестивых прихожанок из некоторых приходов нашей епархии.

Как и все паломники, приезжающие в обитель помолиться и потрудиться во славу Божию, приезжают и эти добровольные «мироносицы» в обитель и таким образом вносят «свое миро» в помощь обители, подвизаясь в швейной мастерской. Наиболее частые заказы сестры получают по пошиву церковного убранства и крестильных рубашек.

Ведь каждому верующему хочется иметь свою рубашку и сохранить ее как святыню, в которой он сподобился из творения Божия причислиться к сынам Божиим и принять Духа Святого в великом таинстве крещения. Особенную радость доставляет, когда эти крестильные рубашки шьются для местных людей, желающих принять крещение.

Сестры, несущие послушание в просфорной, служат самому Телу Господню, так как изготовляют хлебцы, которые потом пресуществляются в Тело Господа нашего Иисуса Христа. Хлеб выпекаем квасный, пшеничный, так как Сам Господь Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным. Ежегодно в Лазареву субботу мы устраиваем «пасхальную ярмарку», на которой продаем куличи, крашеные яйца, сувениры.

– Бавария – часть Германии, где большая часть верующих – католики. Как они к вам относятся?

– Слава Богу, хорошо! При встрече с сестрами некоторые из соседей снимают свою баварскую шляпу и склоняют голову в знак почтения. Когда мы посещаем врачей или иные инстанции, к нам обращаются «Schwester такая-то» (то есть «сестра такая-то»), а не по фамилии.

Надо признать, нам посчастливилось, что наши поиски места для созидания монастыря привели нас именно в эту баварскую деревушку. Народ тут очень благочестивый, хотя и католического вероисповедания.

Но и мы, переехав сюда, в предпразднество западного Рождества Христова пошли по деревне с мелкими сувенирами, приветствуя новых соседей и одновременно давая им возможность с нами познакомиться. Это было хорошим началом и помогло дальнейшему врастанию нашей православной обители в новую среду.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/48052.html

С болью и любовью. беседа с митрополитом афанасием лимассольским

Интервью Александры Никифоровой с митрополитом Афанасием Лимассольским специально для портала «Православие и мир».

В назначенный час вместе с отцом Саввой Михаилидисом мы пришли в Лимассольскую митрополию. Спросили владыку Афанасия: «А его здесь нет, идите в храм, там он исповедует!»

В кафедральном соборе — полумрак. На стасидиях митрополита дожидаются духовные чада. Кто-то приехал из Паралимни, Левкосии, есть и местные прихожане. Многие знают владыку еще с тех пор, когда он был игуменом монастыря Махерас. «Владыка любит исповедовать и часто исповедует нас!», — говорят они. Дождавшись своей очереди, заходим в исповедальную комнату-часовенку и мы.

16 лет вместе со старцем Паисием провел на Афоне митрополит Афанасий. Беседуя с ним, мы ощущаем на себе скорее монашеское смирение и любовь, чем архипастырское величие. Его простые и глубокие ответы на волнующие нас вопросы не очень современны, но очень согласны с духом Евангелия.

— Сегодня многим церковным людям в России кажется, что на смену горению 90-х пришло чувство усталости и выгорания, «автоматической» веры. Что делать?

— Я думаю, что духовная жизнь совершается в душе каждого человека. И Господь имеет Промысл о каждом человеке. И Промысл Божий не обижает никого. Тому, кто имеет стремление к духовной жизни, желает жить духовной жизнью, Бог предоставляет все возможности. Мы не знаем сердце каждого человека.

Внешне нам может казаться, что появились безразличие, охлаждение, переутомление, но в сердцах людей все происходит иначе. Будем доверять Богу и тому, что Церковь служит право, как и заповедали святые апостолы и святые отцы.

Будем делать дело, которое на нас возложил Господь, а все остальное оставим Промыслу Божию.

— Сейчас в нашей стране происходит сближение Церкви и государства. При этом естественно копируются некоторые светские элементы, у народа растет недоверие, мол, Церковь должна быть «не от мира сего», почему она живет по мирским законам? Какие плюсы и минусы этого сближения Вы видите на опыте Кипра?

— Церковь всегда живет в условиях «мира сего». Претерпевая гонение, она молится о гонящих ее. При воцарении мира, она вновь молится о правителях и обо всем мире. Не стоит стремиться к гонениям! Церковь молится о мире всего мира и о мире в Церкви. Для Церкви иметь добрые отношения с теми, кто правит миром, не есть зло.

Читайте также:  Православные молитвы перед началом всякого благого дела - православные молитвы

Напротив, Церковь может помочь им творить добрые дела. Ведь все — чада Божии. И те, кто правят, и те, кем правят. Церковь должна привести в Царствие Божие и президента страны и, если так можно выразиться, самого последнего ее гражданина. Как заботливая мать, с любовью, Церковь обнимает всех своих детей.

Не будем беспокоиться за Церковь: Бог ведет Свою Церковь.

— Наша Церковь переживает время определенных изменений… Многих пугают реформы. Кроме того, есть группа людей, которые не принимают новые паспорта, обвиняют Церковь в ее «прокатолической» или «экуменической» позиции, уходят за «чистоту веры» в подполье, ждут скорого конца света… Есть ли такие ситуации, когда христианину полезно уйти из официальной Церкви?

— Очень большая опасность для нас удалиться от Церкви, считая, что мы совершаем правильный поступок. Ничто да не отлучит нас от Церкви Божией. Ведь Церковь — это нечто реальное, а не умозрительное.

Русская Церковь — это та Церковь, которую возглавляет Святейший Патриарх Кирилл, который имеет общение со всеми православными Церквями в мире. Если мы верим, что Христос управляет Церковью, тогда зачем же нам уходить из Церкви в другие собрания, которые вредят нашей душе.

Не стоит столь поспешно судить деяния Церкви! Давайте доверять ее пастырям!

История Церкви показала, что отколовшиеся от Церкви, пропали, хотя на тот момент им казалось, что они правы. И святитель Иоанн Златоуст призывает: «Не удаляйтесь от Церкви. И даже если сейчас Церковь сбивается с пути, она обретет его, потому что Господь управляет кораблем церковным».

Кто отколется от Церкви, тот пропадет. Не мы спасаем Церковь, а Церковь спасет нас. Слово Божие неложно. И оно говорит нам, что врата ада не одолеют Церковь. Я повторюсь, Церковь не абстрактна, она — конкретна. Ее возглавляет Патриарх Кирилл, ему помогают состоящие в общении с ним епископы, иереи, диаконы.

Другой Церкви нет.

— Сегодня в мире обостряются межнациональные конфликты. Эти проблемы есть и на Кипре, и в России. Недавно в Москве прошли выступления против гастарбайтеров мусульманского происхождения, наводнивших Москву.

С одной стороны, такие выступления можно объяснить тем, что люди хотят защитить город от превращения его в мусульманский. С другой стороны, христианин обязан любить всех.

Как должно христианину относиться к подобным проблемам?

— Господь ясно и недвусмысленно говорит нам, что надо любить всех людей. Но и те, кто управляет страной, обязаны оберегать свою страну и сделать все, чтобы обеспечить мир и безопасность в ней. Не нам решать проблемы, связанные с экономическими иммигрантами. За них ответственно государство и правительство. Мы же должны любить всех людей, которые находятся рядом с нами.

Мы не можем прибегать к таким действиям, которые не согласуются с Евангелием, оправдывая себя тем, что мы «защищаем наш город и нашу страну». Нужно быть очень осторожными с мусульманами, потому что если мы покажем им свое озлобление, то после они отождествят наше недоброе поведение с Евангелием, с нашей верой и отвергнут христианство из-за нашего недостойного поведения.

Мы можем привлечь мусульман, показав свою любовь и свое подлинное христианское отношение к ним. В особенности вы, русские, имеете укорененную в веках традицию миссионерства. И вместо того, чтобы сражаться оружием, приведите их к вере с помощью миссии, обратите их в христианство. Они хотят помощи, а не войны.

— Участвует ли Кипрская Церковь в решении проблемы наркомании на острове? Что делается в Вашей митрополии? Есть ли новые подходы в помощи наркоманам и положительный опыт, который мог быть применим и в России?

— Учение и жизнь Церкви предотвращают и исцеляют наркоманию. Церковь на Кипре, как и повсюду, способствует помощи наркозависимым. У нас есть реабилитационный медицинский центр «Святой Покров».

Он действует по современным научным методикам и уже помог избавиться от наркозависимости очень многим ребятам. К сожалению, наркотики — это огромная проблема.

Ее корни — духовные: отсутствие смысла жизни приводит человека к употреблению нарокотиков, через которые он пытается обрести этот смысл.

Когда я был игуменом монастыря Махерас, то впервые столкнулся с молодыми наркоманами. И увидел, как на них благотворно влияло то, что они жили вместе с нами, монахами, по уставу общежительного монастыря. Это помогало им постепенно обрести смысл бытия, очиститься от наркотиков и вернуться к нормальной жизни.

Имея этот опыт, мы создали центр «Святой Покров», который работает одновременно и как медицинское учреждение, и как «православный монастырь». Он располагается за чертой города. Ребята там живут постоянно, ежедневно проходят необходимую терапию.

Когда им становится лучше, они возвращаются к обычной жизни в обществе.

— В храмах Лимассольской митрополии мы видим много молодежи. Как Вам удалось привлечь ее, какой главный закон проповеди среди молодежи, на Ваш взгляд?

— Прежде всего, я должен сказать, что это не мое достижение, но Божие. Не человеческих рук это дело. Господа, Который любит нас и хочет, чтобы Его чада были подле Него! И как жаль того владыку или священника, который полагает, что он сам, своими силами, приводит людей в Церковь.

Конечно, у нас есть добрые пастыри, слаженные приходы, которые стараются явить любовь Божию всему миру.

Мы делаем то, что можем: идем в школы, беседуем с детьми, устраиваем православные встречи, организуем детские лагеря, приходские молодежные центры… Но это все — человеческое, а главное вершит Господь.

— Вы долгие годы общались со старцем Паисием, жили возле него. Какой завет духовной жизни он оставил Вам?

— На протяжении многих лет я учился у старца Паисия, но так и остался второгодником. Мне было 18 лет, когда я познакомился со старцем. Я был связан с ним на протяжении 16 лет после того.

Старец Паисий — это откровение Бога в моей жизни. И каждый день, который я проживал возле него, я не переставал изумляться той силе Святого Духа, которая обитала в нем.

Мне жаль, что я ни в чем не уподобился старцу и не сохранил ничего из сказанного мне…

Отец Паисий имел многочисленные дарования от Бога. Он был великим подвижником, совершенно нестяжательным человеком, у него не было ничего, даже необходимого человеку пропитания. Своей молитвой он держал и мир.

Своей великой любовью он каждодневно поддерживал многих и многих людей, потому что Господь даровал ему особую благодать — утешать души людские. После своей кончины он еще больше утешает страждущих.

Его житие и изданные монахинями Суроти его слова составили богатство нашей Церкви. Старец Паисий — великий наш современный святой.

— В книгах описаны многие чудеса старца Паисия. А Вы видели какое-нибудь чудо своими глазами?

— Многие чудеса я видел своими глазами. Но старец учил нас придавать большее значение не чудесам, но смирению и любви. И меня поражало в старце не то, что он творил чудеса, а его величайшее смирение и сердечная любовь к Богу.

Но все же, если Вы просите меня рассказать о чуде, я расскажу. Оно произошло во время одной из первых наших встреч со старцем.

В самый первый вечер, когда я остался вместе с ним в пустыне (спустя несколько месяцев после нашего знакомства), накануне праздника Крестовоздвижения в 1977 году.

Вечером мы совершали бдение по четкам каждый в своей келье. Старец благословил меня молиться по четкам и показал, как это делать. Он сказал: «В полночь я позову тебя, и мы пойдем в церковь», чтобы вычитать последование ко Святому Причащению. И вот около часа ночи он позвал меня. Мы отправились в церквушку. Крошечный храм: всего 5 икон в иконостасе и одна стасидия.

Я зажег свечу, и вместе со старцем мы стали вычитывать последования ко Святому Причащению в сумраке ночи. Вокруг — пустыня. По уставу это последование читается так: один говорит тропари, а другой — стихи («Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас»).

Когда старец произнес: «Пресвятая Богородице, спаси нас», а я принялся читать тропарь «Марие, Мати Божия», в церковь «вошел» почти бесшумно некий звук, словно «глас ветра тонка». Храм озарился светом, и лампада перед иконой Богоматери стала сама собой раскачиваться вверх и вниз. Я понял, что стало светло, как днем, и мне больше не нужна свеча.

Лампады перед остальными иконами оставались недвижимыми. Лампада же Богоматери равномерно раскачивалась. Я взглянул на старца и он сделал мне знак, призывая умолкнуть. Я замолчал. Старец Паисий преклонил колени, и полчаса мы провели в молчании. Полчаса раскачивалась лампада, и Церковь оставалась озаренной светом. Потом все-таки я решил закончить чтение.

Уже я заканчивал последование, когда свет стал исчезать, лампада остановилась. Мы вновь погрузились во мрак ночи и тишину пустыни.

Я осмелился спросить старца о случившемся с нами. Он в свою очередь спросил меня, видел ли я что-то, кроме света.

Я ничего больше не видел, и переспросил: «А что же произошло?» Тогда старец, улыбаясь, ответил: «Ничего… а разве ты не знаешь, что Богородица по ночам обходит Святую Гору Афон и смотрит, чем занимаются монахи? Вот, Она увидела тут двоих полоумных, зашла к ним и привела в движение лампадку, чтобы их поприветствовать!»

После старец признался, что видел Божию Матерь, а я, конечно, ничего не видел. Вот таким было первое знамение, которое я увидел от старца Паисия, и, может быть, поэтому он принял меня и так долго терпел, чего я ничем не заслужил. Чтобы рассказать Вам и о других чудесах, понадобятся дни и ночи.

— Как глазами Христа научиться смотреть на мир, не осуждать людей?

— Старец Паисий всегда учил иметь добрые помыслы и никогда не думать плохо о людях. Сам он был очень внимателен в этом. Он не осуждал даже диавола и говорил о нем с большим сочувствием.

Он никогда не называл его диаволом (чтобы не обижать!), но бедненьким «тангалашкой» (это такой маленький зверек). И это при том, что он сражался с дикими бесами, и диавол мучил его в пустыне.

Мне известны многие случаи, когда диавол восставал против старца. Но старец не осуждал никого, даже диавола.

— А Иуду?

— Никого. Обо всех он говорил с болью и любовью.

В 1976 году, когда я впервые приехал к старцу Паисию, наш разговор зашел о коммунизме. И старец тогда сказал: «Коммунизм в России падет. И повсюду падет» Услышав это, я заулыбался. Это казалось мне невероятным: в те времена коммунизм был еще всесилен. «Старец! Но ведь для того, чтобы коммунизм пал, должны произойти великие войны. В них погибнут тысячи людей.

Кто пойдет на это?» Отец Паисий отвечал: «Нет. Коммунизм падет, но никто не будет убит в России. Господь даст толчок, и все пойдет!» Я спросил: «Старец, ну хорошо, а когда все это случится?» «Я предполагаю, что лет через 15» И действительно! И когда мы со старцем Иосифом Ватопедским поехали в Россию в 1989 году, то увидели, что коммунизм пал, и все меняется.

— Владыка, что бы Вы хотели пожелать русскому народу?

— Я бы хотел сказать, что мы чувствуем себя одним телом вместе с нашими братьями, православными христианами в России. Мы гордимся Русской Церковью и возлагаем на нее большие надежды. Мы уверены, что Христос, Который распялся за Свою Церковь, приведет Русскую Церковь к великой славе.

Автор сердечно благодарит протоиерея Савву Михаилидиса за помощь в организации этого интервью.

Источник: https://www.pravmir.ru/s-bolyu-i-lyubovyu-beseda-s-mitropolitom-afanasiem-limassolskim/

Публикации / Монастырский вестник

Игумения Ангелина (Нестерова)

Читайте также:  Как правильно использовать свечу из иерусалима - православные молитвы

4 сентября 2018 года исполнилось 100 лет со дня мученической кончины священномученика Макария (Гневушева), первого епископа Вяземского. По благословению епископа Вяземского и Гагаринского Сергия к этой дате издана брошюра о Преосвященном Макарии, ныне пребывающем в сонме святых новомучеников и исповедников Российских. Материал для издания подготовлен игуменией Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря Ангелиной (Нестеровой). В нашей сегодняшней публикации – некоторые факты и документы, повествующие о последнем периоде жизни владыки Макария, до конца мужественно исповедовавшего свою веру и неустанно призывавшего паству к миру, любви и единению во имя Христа и Его Церкви.                                

Сергей Григорьев

Подворье Новоспасского монастыря в Милюково

Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь

Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

Игумения Викторина (Перминова)

В 2018 году исполнилось 25 лет возрожденному Богородице-Рождественскому женскому ставропигиальному монастырю в Москве.

В преддверии престольного праздника обители «Монастырский вестник» напоминает читателям беседу с игуменией Викториной (Перминовой), которая была опубликована на нашем сайте 19 июля.

Именно в этот день Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря.

Игумения Домника (Коробейникова)

23 января 2017 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось заседание пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

На заседании был рассмотрен ключевой документ, касающийся жизни монастырей Русской Церкви, – «Положение о монастырях и монашествующих».

Это первый в истории возрождающегося русского монашества общецерковный документ, который подробно и четко определяет все основные моменты устроения монастырской жизни: взаимоотношения монашествующих и архипастырей, роль игумена в монастыре, особенности духовного делания и служения монашествующих, внутреннего уклада монастырей и другие.

Игумения Домника (Коробейникова)

Сайт «Монастырский вестник» уже не раз знакомил читателей с беседами, которые проводит для сестер своей обители игумения Домника, настоятельница Ново-Тихвинского Александро-Невского женского монастыря в Екатеринбурге. Рады вновь предложить вашему вниманию размышления матушки Домники о красоте, любви и милосердии.

Схиигумен Серафим (Покровский)

Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов)

Князь Даниил Московский – славное имя в истории Москвы, Святой Руси и Русской Православной Церкви, сын благоверного князя Александра Невского, отец великого князя Ивана Калиты.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Памяти архимандрита Петра (Афанасьева)

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

На богослужении в монастырях мы слышим, как Церковь молится «о братии святыя обители сея».

Наши обители святы, потому что были основаны святыми людьми, а это означает, что к святости должны стремиться и братия, которые сегодня подвизаются в ангельском чине.

Данилов монастырь был основан святым благоверным князем Даниилом Московским, обретение его святых мощей мы отмечаем 12 сентября.

Игумен Тихон (Борисов)

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Игумен Тихон (Борисов)

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

01 января 2016

Январский выпуск посвящен одному из крупнейших монастырей Русской Православной Церкви. Серафимо-Дивеевская женская обитель – Четвертый удел Пресвятой Богородицы на земле – один из самых популярных центров паломничества.

Для Дивеева 2016 год богат на юбилеи: монастырь отмечает 190 лет со дня основания Мельничной общины, 25-летие возрождения обители и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Также в 2016 году празднуется 25-летие игуменства настоятельницы Сергии (Конковой). «В Дивееве всем управляет Царица Небесная», – отмечает Матушка Сергия.

В интервью «МВ» матушка Сергия рассказала о своем пути в монашество, о том, как, бывши в миру врачом телесным, стала врачом духовным для душ, вверенных ее попечению, дивеевских сестер…

01 декабря 2015

01 ноября 2015

01 сентября 2015

01 августа 2015

22 апреля 2015

Патриарх Кирилл

Проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастырях (2017–2018). – М.: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви; Данилов мужской монастырь. 2018. – 160 с.: ил.

ISBN 9785891016811 © Синодальный отдел по монастырям и монашеству, составление, 2018

© Религиозная организация «Данилов ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», оформление, верстка, 2018

16 октября 2017

Источник: http://monasterium.ru/publikatsii/2013-06-03-11-31-51/lyudi-zhdut-ot-monakhov-molitvy/

10. Монашество

Цель занятия: получить основные сведения о монашестве

Задачи:

  • узнать о монашеских обетах
  • познакомиться с историей монашества
  • узнать о типах монашеской жизни
  • узнать о степенях монашества
  • познакомиться с обрядом пострижения в монашество
  • познакомиться с названиями монашеских облачений

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2.
  2. Лоргус А, свящ., Дудко А., свящ. «Книга о Церкви». – М.: Паломник, 2005.
  3. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб. 2006.

Дополнительная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009.

Ключевые понятия:

Словарь урока:

  • Безбрачие
  • Нестяжание
  • Послушание
  • Инок
  • Лавра
  • Устав
  • Постриг
  • Послушник
  • Игумен
  • Архимандрит
  • Малая схима
  • Великая схима
  • Схимник
  • Параманд
  • Мантия
  • Клобук
  • Четки

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1) Телепроект «Закон Божий». Часть 67. «Монашество»:

2) Телепроект «Закон Божий». Часть 68. «Монастыри»:

3) Мульткалендарь. 30 января. Антоний Великий:

4) Телепроект «Закон Божий». Часть 254. «История зарождения монашества. Часть 1».

5) Телепроект «Закон Божий». Часть 255. «История зарождения монашества. Часть 2».

Ход урока. Вариант 1:

Просмотр видеоматериалов.

Запись в тетради ключевых слов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Вводное слово учителя по новой теме.

Запись в тетради ключевых слов.

Работа в группах. Весь класс делится на 3 команды, каждой из которых дается задание рассмотреть иллюстрации с подписями и коротким объяснением, касающимся одной из степеней монашества. Подготовившись, команда должна рассказать всему классу об изученных предметах. Другие команды могут задать вопросы.

Проверочные вопросы:

1) Кто такой монах?

2) Какие обеты дают, принимая монашество?

3) Почему монаха еще называют иноком?

4) Какие существуют степени монашества?

5) Почему обряд принятия монашества называют постригом?

6) Чем отличается внешне монах, постриженный в малую схиму, от схимника?

7) В какую степень священства может быть рукоположен только монах?

8) Почему наличие монашества важно для мира?

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/170799

Монашеское молитвенное правило – Саввино-Сторожевский монастырь. Официальный сайт

Что такое молитва? Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. (Закон Божий)

Молитва является основой и центром христианской жизни. (Православный катехизис)

Молитва есть главное дело. Она и есть путь наш к Богу. (Свт. Феофан Затворник)

Молитва — великое оружие, неоскудевающее сокровище, основание тишины, корень, источник и матерь тысячам благ. (Прп. Ефрем Сирин)

Великое средство ко спасению — вера, а в особенности, непрестанная сердечная молитва. Вот что есть молитва — это непобедимая победа! (Прп. Серафим Саровский)

Молитва — вещь такая, что, проживши в монастыре несколько лет, не скоро научишься молиться, как следует. (Прп. Амвросий Оптинский)

Не словом только надо молиться, но и умом; и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все сие в совокупности и есть настоящая молитва; и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва. (Прп. Никодим Святогорец)


Исихазм – духовное делание монахов-подвижников.

По выражению одного современного православного богослова, если монашество является средоточием православной духовности, то исихазм — самое ядро этого средоточия. Слово «исихазм» (от греч. «исихия» — покой, безмолвие) имеет много значений.

Оно связано с представлением об обожении подвижника-христианина уже в земной жизни, с идеей видения Божественного Света в глубине собственного сердца.

Обожение достигается не просто личными усилиями человека или божественным даром, но согласным движением человеческой воли и воли Бога.

Исихастами обычно называют монахов-подвижников, которые применяют особые приемы «умного делания» — молитвы как внутренней духовной работы. Она совершается безмолвно и бессловесно, «умом» — глубинах человеческой души. Такая молитвенная практика, очень древняя, получила особую известность в XIII–XIV веках благодаря инокам Святой горы Афон.

Наиболее полное богословское обоснование исихазму дал святитель Григорий Палама (1296–1359), митрополит Фессалоникийский. Он учил, что, хотя сущность Бога непознаваема, Божество можно непосредственно созерцать и познавать благодаря присутствию в мире нетварных (т. е. несотворенных, существующих вечно) божественных энергий.

Существует множество видов этих энергий, но в любой из них таинственным образом полностью присутствует Бог Живой. В церковных Таинствах христианин в той или иной мере усваивает эти энергии. Их и видит «внутренними очами» подвижник как Фаворский свет — тот самый, который видели ученики Иисуса Христа при Его Преображении на горе Фавор. Исихазм пронизывает всю историю Православия.

Присущие ему идеи и устремления прослеживаются уже в творениях отцов Церкви первого тысячелетия.

Они оказали огромное влияние и на духовную жизнь Русской Православной Церкви: видением Фаворского света, верой в реальность богообщения и обожения человека проникнуты иконопись преподобного Андрея Рублева, деяния преподобного Сергия Радонежского, поучения преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, старцев Оптиной Пустыни.

Монахи молитвой помогают всему миру.

(Старец Паисий Афонский, из книги «Духовное пробуждение») «Дело монаха — стать сосудом Святаго Духа. Он должен сделать свое сердце таким чутким, как листочек сусального золота. Все делание монаха есть любовь, и в путь свой он тоже выходит от любви к Богу, которая заключает в себе и любовь к ближнему. Монах размышляет о несчастье человечества, его сердце уязвляется болью, и он непрестанно сердечно молится о мире. Так монах милует мир молитвой. Есть монахи, помогающие людям больше, чем мог бы помочь им весь мир. К примеру, человек мирской помогает бедняку килограммом риса и парой апельсинов, да и те часто дает лишь для того, чтобы его увидели другие, которых он сам при этом еще и осуждает за скупость. Но монах творит молитву и ею, в молчании, шлет целые тонны помощи своим ближним. Монах не намечает собственной программы действий, не составляет мирских проектов миссионерской работы, он идет вперед без всякого собственного плана, и добрый Бог включает его в Свой Божественный план, а если это понадобится, то Он ведомым Ему способом может послать его и на апостольский подвиг. Бог не требует от монахов, чтобы они выходили в мир и водили людей за ручку. Он хочет, чтобы монахи опытом своей личности давали людям свет и таким образом руководствовали их к Вечной жизни. То есть служение монаха не в том, чтобы помогать миру, находясь в миру. Монах уходит далеко от мира не потому, что он ненавидит мир, но потому, что он любит его. Живя вдали от мира, монах своею молитвой поможет ему в том, в чем нельзя помочь по-человечески, но одним лишь божественным вмешательством. Поэтому монах должен находиться в постоянной связи с Богом, принимать от Него сигналы и указывать людям путь к Нему. «Почему, — спросили меня, — монахи сидят здесь? Почему они не идут в мир на общественное служение?» — «А разве, — ответил я, — маяки не должны стоять на скалах? Что, прикажете им переехать в города и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей свое». Монах — это не лампочка, которая висит над городским тротуаром и светит пешеходам, чтобы те не спотыкались. Монах есть далекий маяк, утвержденный высоко на скалах и своим сиянием освещающий моря и океаны для того, чтобы корабли шли верным путем и достигали Бога — пункта своего назначения. Конечно, монах никогда не говорит: «Я спасу мир». Он молится о спасении мира параллельно с молитвой о своем собственном спасении. А когда добрый Бог, услышав его молитву, помогает миру, монах не говорит: «Я спас мир, — но: — Бог спас мир». Монах должен достичь такого состояния, чтобы молиться: «Боже мой, Ты на меня не гляди, меня не милуй. Позаботься о мире, помилуй его». Монах молится так не потому, что сам он не нуждается в милости Божией, но потому, что имеет многую любовь к миру».

Источник: http://www.savvastor.ru/pages/19.html

Ссылка на основную публикацию