Великий вторник страстной седмицы — 3 апреля 2018 года — православные молитвы

Молитвы на Страстной неделе великого поста в 2018 году имеют особое значение

Великий Вторник Страстной Седмицы - 3 апреля 2018 года - православные молитвы

Великий пост – время покаяния и преображения человеческой души. После шести недель молитв, отказа от земных радостей и продуктов животного происхождения, наступает Великая Страстная неделя.

Для верующих приходит особое время – сострадания и очищения своего сердца. Неделя посвящена последним земным дням Сына Божьего, его нечеловеческим страданиям и смерти.

В 2018 году Страстная седмица начинается 2 апреля в понедельник и заканчивается 7 апреля в субботу.

Молитва в Великий пост

Молитве в Великий пост следует уделить больше времени, чем обычно. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну — краткую и емкую молитву Святого Ефрема Сирина.

Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста.

В конце 12 раз читать

В кратких строках молитвы Святого Ефрема запечатлен весть путь духовного совершенствования человека, в которых люди просят помощи у Бога в борьбе со своими пороками — унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просят увенчать их венцом всех добродетелей — смирением, терпением и любовью.

Утренние молитвы

В утреннее время можно читать короткие и легкие молитвы, позволяющее задать положительное настроение на весь день.

Молитва мытаря:

Согласно Евангелью от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прошения милости Божией.

Молитва предначинательная:

Трисвятое:

Молитва к Пресвятой Троице:

Молитва Господня:

Эту молитву можно читать в любое время, в том числе и перед едой и вечером.

Вечерние молитвы

Перед сном можем прочитать молитвы предначинательную и к Пресвятой Троице, которые читаются по утрам.

Молитва к Богу Отцу:

Молитва ко Святому Ангелу хранителю:

Также можете прочитать молитвы, обращенные к Спасителю, Богоматери и Пресвятому Духу.

А прямо перед сном следует произнеси:

Как правильно молиться — как встретить и провести день

Утром встают с постели и обязательно начинают жить поблагодарив своего Господа за мирную ночь и просят о плодотворности для своих дальнейших начинаний. Не нужно ничего выпрашивать и тем более, говорить на равных с Богом.

Перед работой имеются свободные минуты — их посвящают чтению нескольких глав из Библии. Читают без спешки завершить, вдумчиво и сознательно. Перед молитвой и после, крестятся 3 раза.

Можно стоять перед образом на коленях или же просто склонив голову на скрещенные ладони.

Как правильно молиться — основные правила

На Бога следует настроиться и молитвенная книга станет лучшим помощником в этом. Не запрещается обращаться к молитве несколько раз на день, уделяя в свободное время по нескольку минут. В случае недостатка времени, когда для полноценной молитвы не найдется минутки, о Господе вспоминают не прибегая к чтению священной книги либо к перекрещиванию.

Тяжко на душе? Тогда говорят: «Господи, помоги мне, ибо мне плохо» или «Господи, спасибо за то, что ты дал мне этот день и благослови на то, чтобы я дожил его до конца».

Вечером вспоминают все хорошее, произошедшее за день, каются за бесславные поступки, совершенные грехи. Благодарят за мир и покой в своем доме.

Многие ленятся вспоминать о Господе, потому что считают, что они слишком заняты для этого. Человек не обучившийся молиться систематически, не сможет прожить насыщенную жизнь.

Грешник тоже нуждается в покаянии, именно за это воссылают молитвы верующие, так как все люди нуждаются в спасении. От прощения вытекает вся суть веры в Бога. И речь звучит примерно так:

При болезни позволяется молиться лежа или сидя на кровати.

Источник: https://pronedra.ru/molitvyi-na-strastnoy-nedele-velikogo-posta-v-2018-godu-imeyut-osoboe-znachenie-224607.html

Страстная неделя 2018: что нужно делать в Великий вторник

В апреле 2018 года православные христиане готовятся к встрече самого светлого праздника – Воскресения Христова, Пасхи Господней. Nation-news.ru продолжает следить за Страстной неделей — самой важной седмицей в истории христианства.

На очереди у нас – Страстной вторник: в этот день 3 апреля вспоминается проповедь Христа в Иерусалимском храме и поучения, данных Спасителем в форме притч и ответствований на вопросы.

Притчи и истории Страстного вторника – в материале Nation-news.ru.

История дня: Проповедь в стенах Храма

Во вторник утром Иисус Христос пришёл из Вифании в Иерусалим и учил народ в Иерусалимском храме. Первосвященники и старейшины искушали Христа вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто – из-за народа, который почитал Иисуса за пророка, восхищался Его учением и внимательно слушал.

Из Евангельских наставлений, произнесенных Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться.

Притча о десяти девах

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продавцу и купите себе.
Когда же пошли они прикупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам.

Он же сказал в ответ: истинно говорю вам, не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».

Брачный пир был выбран для примера как понятное современникам Иисуса мероприятие: по древнему восточному обычаю жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты.

Так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества.

После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.

Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами. Согласно толкованиям Феофилакта Болгарского, под образом дев Господь предлагает притчу о милостыне — сон дев означает физическую смерть человека, а приход жениха символизирует второе пришествие Иисуса.

Светильники Феофилакт называет человеческими душами, которым нужен елей — милостыня.

В отношении неразумных дев он говорит, что «они ушли к продающим, чтобы купить елея, означают то, что они в душе своей обратились к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело — милостыня и как они по своему безумию грешили против этой добродетели». Когда же они вернулись и увидели запертую дверь, то это, по его толкованию, означает, что после смерти уже нет времени для покаяния.

О дани кесарю

Эпизод с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия – у Матфея, Марка и Луки. Спасителя попытались скомпрометировать фарисеи: испытывая мудрость Христа, религиозные лидеры Иудеи спросили, нужно ли платить налоги римскому императору (Цезарю, в старославянской форме — кесарю).

На тот момент этот вопрос был болезненным для покоренной римлянами провинции: ответ «да» дискредитировал бы Христа перед патриотичными евреями и оказался бы богохульством, поскольку на монетах было написано о том, что император является богом.

Однако не все однозначно: ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в восстании.

Однако Христос попросил принести Ему монету — римский динарий, который ходил тогда в провинции, и естественно, имел изображение императора, и мудро рассудил:

«Чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему».

Это толковалось так — христиане обязаны повиноваться всем земным властям, поскольку они были поставлены Богом и неповиновение им приравнивается к неповиновению Богу. Кроме того, необходимо различать: власть земная приходит и уходит – а власть Божья неизменна над миром.

Страстной вторник: обычаи и традиции

Во вторник последней недели Великого поста в деревнях обычно собирают из закромов семена льняные и конопляные вместе, толкут их в ступке и потом с водою приготовляют из них соченое молоко. Все это делается утром, до рассвета. Таким молоком на рассвете поят всех домашних животных, в предосторожность от будущих болезней.

Здесь главное условие: мужчины не должны знать сего дела, а иначе оно будет без пользы. По замечаниям старушек известно, если животное не пьёт сочёного молока, то в нём нельзя ожидать никакого прока; оно бывает тогда уже или больным, или очарованным.

Часто в Великий Вторник проводилось окончание работ с одеждой — стирка, глажка и штопка, чтобы ничего не отвлекало от приготовления к светлому празднику Пасхи. Особое внимание уделяется наряду для Святого Воскресения – в этот день платье, в котором встречается Пасха, должно быть полностью закончено.

Главная примета на Страстной Вторник — если день выдался сырым, то грибы летом уродятся. Также предки отмечали этот день как наиболее полезный для лечения: тем, кто страдает болями в суставах и пояснице, необходимо во вторник Страстной недели встать на порог своего дома и три раза произнести молитву:

«Господи Боже, помоги! Святая Богородица, благослови! Выговариваю я Из всех суставов мою боль, Прогоняю я святой молитвою свою хворь. Пойди хворь из моих рук и моих ног. Переступи боль моя мой порог. Будьте вы, мои слова, Крепки и лепки, До тела моего цепки. Ключ, замок, язык.

Аминь. Аминь. Аминь».

Православный стол и пост во вторник Страстной седмицы

Во вторник и четверг Страстной недели разрешается есть горячую пищу без растительного масла. По этому поводу примите совет от постящихся сотрудников редакции Nation-news.ru: вновь, как и в Страстной понедельник, можно использовать замороженные смеси овощей и фруктов.

Однако теперь возможности несколько шире: к некоторой части овощей можно смело добавить рис или гречу в качестве гарнира.

Особый пункт – картошка: самая простой, отварной или запеченный в фольге картофель с травами является идеальным решением для тех, кто хочет напитаться энергией на весь день.

Источник: http://sakhalife.ru/strastnaya-nedelya-2018-chto-nuzhno-delat-v-velikiy-vtornik/

03.04.2018 Великий вторник Страстной седмицы Великого поста. Служение епископа Анатолия в Константино-Еленинском соборе

   Во святой и Великий Вторник епископ Костанайский и Рудненский Анатолий в сослужении духовенства собора совершил Литургию Преждеосвященных даров. В этот день вспоминается притча о десяти девах. Эту притчу Господь, идущий на страдания в Иерусалим, рассказывал Своим ученикам на горе Елеон — см. Мф. гл. 21, 22- 25

Бодрствуйте!

      Приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), – говорил Спаситель Апостолам.

Теперь он уже не прекровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2).

Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их.

     Но вместе с тем Господь не скрывает и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его – их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

И снова, видя их скорбными, Господь утешает их: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, и Сам Я буду с вами до скончания века. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (ср.: Ин. 16, 33; 14, 16; ср.: Мф. 28, 20; Ин. 14, 27).

      Господь просит своих учеников, чтобы они пребывали в Нем и исполняли Его заповеди, ибо без Него они не могут творить ничего: Пребудьте во Мне, и Я в вас.

Как ветвь не может приносить плода сама собою если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Если пребудете во мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

Я иду приготовить место вам. И … прииду опять (Ин. 15, 4, 7; 14, 2, 3).

     Господь утешает их, открывая, что за скорбями последует радость, что им уготована награда в Будущем Царстве.

И поскольку учеников Его интересовал вопрос, каким будет Пришествие Господа на землю, то Спаситель возвещает им ту Божественную истину, что в скончание мира Он придет со славою великою судить живых и мертвых и всех веровавших в Него искренно и с покаянием до конца жизни своей пребывших сподобит Царствия Своего, а неверовавших или отвергшихся, без покаяния до конца жизни пребывших, осудит на муку вечную.

     Когда это будет? (Мф. 24, 3) – спрашивали ученики. Но Господь отвечал им, что о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36).

Таким образом, Священное Писание сохраняет в глубокой тайне и не открывает нам определенно времени Второго пришествия для того, чтобы мы всегда соблюдали себя в чистоте и непорочности и готовы были встретить Господа во всякое время.

Поэтому-то Господь и предостерегает учеников: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

Читайте также:  Храм в честь святой екатерины в феодосии - православные молитвы

Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте (Мф. 24, 42; ср.: Лк. 17, 26 и 27, 30; Мф. 25, 13).

     В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих.

Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни.

Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении.

     Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел.

Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха.

Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.

     Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни – озарение светом Христовым, ее спасение и уготовление к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться от Господа вечных благ. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Источник: http://kst-eparhiya.kz/03-04-2018-velikij-vtornik-strastnoj-sedmitsy-velikogo-posta-sluzhenie-episkopa-anatoliya-v-konstantino-eleninskom-sobore

Шесть дней Страстной седмицы

Православные жители городского округа Домодедово со 2 апреля 2018 года вступают в дни Страстной недели — особой духовной подготовки к празднику Светлого Христова Воскресения, который является главным торжеством церковного года.

ДОМОДЕДОВО, 3 апреля 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – С понедельника 2 апреля 2018 года для всех православных христиан началась Страстная Седмица – неделя, завершающаяся праздником Святой Пасхи, Светлым Христовым Воскресением.

Во всех храмах городского округа Домодедово пройдут богослужения, посвященные этим дням, которые в церковной традиции называются «Великими». Каждый из этих дней посвящен последним земным дням жизни Иисуса Христа, Его добровольному страданию и восшествию на Крест. На церковно-славянском языке слово «страсть» — означает «страдание». Отсюда и название предпасхальных дней — Страстная седмица.

Первый день Страстной седмицы – Великий Понедельник 2 апреля, так же как и Великий Вторник 3 апреля этой недели, – это воспоминание о последних проповедях Господа перед народом, после Его прихода в Иерусалим.

В Великую Среду 4 апреля Церковь будет вспоминать предательство Спасителя одним из Его учеников – Иудой Искариотом. В эти дни утром совершается литургия Преждеосвященных Даров.

В Великий Четверг 5 апреля будет вспоминаться Тайная Вечеря – пасхальная трапеза Господа с учениками, на котором Он установил Таинство Евхаристии — Святое Причастие. На литургии, которая совершается утром, все православные христиане стараются причаститься.

А вечером служится особое богослужение, в которое входят 12 отрывков из Евангелия, повествующих о Страстях Христовых. В прежние времена именно к Великому Четвергу заканчивалась всякая уборка в домах христиан. Просто для того, чтобы ничто не отвлекало верующих от молитвенной сосредоточенности дней грядущих.

А потому, второе название этого дня – Чистый Четверг.

Великая Пятница 6 апреля – является самым скорбным днем церковного года. На богослужении Церковь вспоминает о страданиях Христа и Его крестной смерти. Вечером этого дня в храмах совершается служба Погребения Христа и на середину храмов для поклонения православных христиан выносятся Плащаницы, с изображениями покоящегося во гробе Спасителя.

В Великую Субботу 7 апреля православные будут вспоминать о пребывании тела Иисуса Христа во гробе и о том, что душою Он сошел в ад, чтобы вывести оттуда в Царствие Небесное ветхозаветных праведников. На Страстную Субботу в этом году выпал праздник Благовещения – церковное вспоминание о явлении архангела Гавриила Деве Марии с вестью о грядущем Рождестве Богомладенца Христа.

После окончания литургии, в Великую субботу во всех храмах России освящают пасхальную трапезу – пасхи, крашеные яйца и куличи.

Этот обычай возник уже в советское время, когда всячески воспрещалось посещение ночной пасхальной службы и люди пытались хоть как-то прикоснуться к торжеству этого дня. Во всех остальных православных странах пасхальная трапеза благословляется уже после ночной Пасхальной литургии.

Так и у нас: тот, кто не успел освятить пасхальную трапезу в субботу, может это сделать после пасхальной ночной службы или в любой день на неделе после Пасхи.

О драматических событиях в Иерусалиме весной 30 года н э рассказывают все четыре евангелиста. Картина отчасти дополняется письмами апостолов – посланиями, написанными в ближайшие годы после Воскресения Христова.

С Великого понедельника – по Великую среду

После воскрешения праведного Лазаря и торжественного въезда Христа в Иерусалим, обстановка в столице Иудеи была накалена до придела. Предпраздничный город гудел от слухов, ситуация в нем грозила бунтом.

Власть утвердилась в намерении любыми путями устранить галилейского Проповедника, Которого видела главным Возмутителем общественного спокойствия. Но Иисус, казалось, не обращал на сгущавшиеся тучи никакого внимания. В течении первых трех дней Он проповедует в Иерусалимском храме, собирая толпы народа.

Его слова, как всегда о любви к Богу, о вере и надежде. Он легко отвечает на каверзные вопросы провокаторов.

Один из таких вопросов словно приоткрывает суть того, как в дальнейшем против Иисуса будет построено обвинение: «Позволено ли платить налоги кесарю?».

Ответишь «не позволено» — схватят как бунтовщика против Рима, если ответом станет «позволено» — то встанешь на сторону оккупантов. Ответ Христа поразителен. Он просит принести золотую монету, которой в Рим платили налоги. На ней отчеканено изображение кесаря.

«Отдавайте кесарю – кесарево, — сказал Иисус, — а Божье отдайте Богу». Обескураженным провокаторам осталось только скрыться в толпе.

Но после бесчисленных нападок, наконец, Он словно не выдерживает и «дает бой» узко национальной гордыне и лицемерию религиозных вождей. Как гром грохочет над Иерусалимом Его знаменитое семикратное «Горе вам, книжники, фарисеи и лицемеры».

Эти слова бьют по ханжеству и лжи иудейской религиозной верхушки словно бич. В течении последующих двух тысяч лет гром этих слов будет греметь над всяким религиозным фарисейством, узколобым фанатизмом и лицемерием.

Любящему Богу не нужны бесчисленные кровавые жертвы, не нужна ложь и корысть, прикрытые благостной риторикой. Ему нужно лишь открытое сердце, милосердие к ближним и искренняя ответная любовь человека.

Кажется, что обрушившись на религиозных вождей Израиля, Иисус отрезает все возможные пути к какой-либо договоренности с властью. Единственный выход – призвать народ к восстанию, но именно этот клич Он не бросает в толпу. Его Царство – не от мира сего…

Власти лишь ждут, когда вокруг Христа будет мало народа, что бы расправиться с Ним. Многие из тех, кто следовал за Ним из Галилеи с испугом бегут прочь. Даже ученики в растерянности, они не знают, как реагировать на слова Учителя…

Именно в этот момент один из двенадцати ближайших апостолов Христа – Иуда Искариот приходит к первосвященникам и предлагает свою помощь в аресте Учителя. Главной движущей силой этого поступка стала корысть. «Если Наставника, — размышляет Иуда, — неминуемо арестуют, значит надо на этом заработать».

К разочарованию Иуды, власти предлагают ему за помощь смешные деньги – цену сезонного рабочего, как бы мы сейчас сказали «гастарбайтера». Но он берет их. Эти 30 сребреников станут для последующих веков синонимом предательства и человеческой низости.

Так заканчивается день, который потомки назовут Страстной Средой.

Великий четверг

 В ночь со среды на четверг Иерусалим спит. Лишь в маленькой горнице на окраине иудейской столицы зажжены светильники. Вокруг стола в молчании сидят Двенадцать. «Один из вас, — вдруг говорит Христос, — предаст Меня». Ученики с ужасом переглядываются, звучат испуганные вопросы: «Не я ли?» Вдруг Иуда стремительно встает со своего места и скрывается в темноте распахнутой двери.

Не спят и члены Верховного иудейского суда — Синедриона. Религиозные вожди тщательно готовят операцию по аресту галилейского Пророка.

Во дворе специально подготовленное воинское подразделение ждет приказа…Иисус разламывает хлеб и дает его апостолам: «Примите, вкусите! Это – Тело Мое…». И подает Чашу: «Пейте от Нее все. Это Кровь Моя – Нового Завета…».

И сколько не прошло бы после Тайной Вечери веков и тысячелетий, Церковь на литургии Великого Четверга, на каждой литургии не просто вспоминает о происшедшем некогда событии.

Нет, христиане оказываются в той самой Сионской горнице и участвуют в той самой трапезе, получая из рук Спасителя эту Тайну, эту причастность Самому Христу.

«Да не смущается сердце ваше… – тихо говорит Христос. — Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». В ближайшие несколько часов станет ясно – как Он возлюбил каждого человека…

С пением пасхального псалма, апостолы один за другим покидают дом. Иисус идет в масличный Гефсиманский сад. Там в тишине Он молится.

Молится так, что по словам одного из евангелистов, кровавый пот проступает у Него на челе. А ученики, сморенные усталостью, спят.

Лишь трое из них, превозмогая усталость, сквозь забытье слышат Его голос: «Авва, Отче!… Пронеси чашу сию мимо Меня, но не чего Я хочу, а чего Ты…»

Между тем отряд стражников уже близко. Впереди в свете факелов — Иуда: «Кого я поцелую. Того и берите». Воины идут между деревьями и окружают спящих апостолов и молящегося Иисуса. Предатель бросается ко Христу и целует Его: «Здравствуй, Равви!» «Друг, — спокойно отвечает Христос, — поцелуем ли предаешь Сына Человеческого?»

Очнувшийся Петр бросается вперед с мечом. Но связанный Учитель не хочет кровопролития. «Теперь ваше время и власть тьмы», — бросает Он страже.

И ученики, объятые ужасом, разбегаются куда глаза глядят… В каждом храме, на вечерней службе «Двенадцати евангелий» будет звучать этот страшный рассказ очевидцев о предательстве Иуды, взятии Христа под стражу; о страшной ночи, в которую произойдет троекратное отречение Петра.

Рассказ об издевательствах челяди над Узником и допросе первосвященника Кайафы. И после каждого из двенадцати евангельских отрывков хор вместе с молящимися в храме будет горько восклицать: «Слава Страстям Твоим, Господи!»

Великая пятница

А потом настает утро пятницы. Прокуратор Иудеи, назло религиозным фанатикам готов отпустить Узника. Что ему за дело до внутренних иудейских распрей? Он допрашивает Задержанного и слышит: «Я пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине». Пилат лишь усмехается: «Что есть истина?» Он не верит в то, что перед ним — Истина, Путь и Вечная Жизнь.

Он видит избитого Философа. Его вера – это власть золота. Его путь – в лязге мечей римских легионов. Его жизнь – в милости императора, которая Пилату дороже всех истин на свете. А потому, когда обвинители говорят, что этот Назарянин выдает Себя за Царя Иудейского, он умывает руки.

Ибо в его представлении нет и не может быть никакого Царя – кроме «божественного» кесаря.

Христа подвергают бичеванию. А затем предают мучительной казни, предназначенной для рабов – распятию на Кресте. Ученики прячутся – кто где. Для них приговор, вынесенный Учителю – катастрофа и конец всем надеждам. Над головой Распятого издевательская надпись: «Иисус Назарянин – Царь Иудейский». В одиночестве, с высоты Креста встречает Он надвигающийся мрак.

Согласно повествованию евангелистов, содрогаются небо и земля. Солнце скрыло свой лик, и темнота покрыла Голгофский холм. Сам Божественный Агнец приносит Себя в жертву. А вокруг Него лишь глумящаяся толпа, которая всего несколько дней назад кричала Ему «Осанна!». Через три часа мучительной агонии Христос умирает.

Умирает вместе со всеми пережившими муки и смерть, разделяя с каждым из людей последний ужас конца…

Лишь римскому сотнику Лонгину, в самый последний момент приоткрывается нечто. Он видит то, что невозможно передать никакими словами… И этот видавший виды солдат восклицает: «Истинно, что Сей Человек – Сын Бога». В Великую Пятницу Литургию не служат. Так Церковь встречает скорбь смерти Спасителя мира.

Римский закон не мстил мертвым. Поэтому Пилат охотно дал разрешение двум богатым иудеям – Иосифу из города Аримофеи и фарисею Никодиму – похоронить Казненного до наступления времени субботнего покоя.

Спешно совершив положенные молитвы, они завернули тело Иисуса в плащаницу, пропитанную восточными ароматами, и, положив в пещерной гробнице, завалили ее камнем.

Духовные власти, словно продолжая бояться Иисуса, в тот же вечер приставили к гробнице стражу и опечатали ее. Иерусалим погружался в ночь…

В память об этих событиях, во всех православных храмах в вечер Великой Пятницы совершается служба Погребения Спасителя. В конце службы под скорбное пение священники выносят из церкви Плащаницу с изображением лежащего во гробе Христа и медленно обносят ее вокруг храма. Этот момент запечатлен в известном стихотворении Бориса Пастернака «На Страстной».

Великая суббота

Великая Пятница закончилась катастрофой. Вместе с убитым Учителем ученики похоронили все свои надежды и чаяния. Они до конца не хотели расставаться с прежними мечтами.

Тем более страшным было их отчаяние: «Мы думали, что Он Тот, Кто избавит Израиля…». Но вместо царской короны на Него был надет терновый венец, а вместо царского престола — Ему был уготован позорный Крест.

Как поторопились они делить места у Его трона!..

Все четыре евангелиста умалчивают о том, что было передумано и пережито апостолами в страшный день после Распятия. Но само их молчание красноречивей всяких слов.

Церковь не заостряет внимание верующих на отчаянии апостолов. Зато в поэтических произведениях, которые поются и читаются в Великую субботу, говорит о другой тайне – тайне сошествия Богочеловека во ад. После драмы Грехопадения бесчисленные поколения людей оказались оторваны от Бога.

Для каждого, жившего до Христа, было просто невозможно предстать перед Ликом Бога-Отца, Который Весь – Свет, Любовь и Правда. При такой встрече все пустое и наносное в человеческой душе просто бы выгорело, не оставив от души, от человеческой личности ничего, кроме пепла.

Читайте также:  Житие и история святой равноапостольной марии магдалины - православные молитвы

Поэтому, если хотите, ад – это не просто «место» оторванности от Бога, но и возможность сохранения личности в целостности. И вот теперь, в эту «долину смертной тени» сходит Богочеловек Христос. Как Человек – Он идет путем всех людей. Как Бог – Он Небесным Светом озаряет все вокруг Себя. Он делает находящихся во аде – причастными Себе.

И выводит их к Свету Своего Отца. Ад не в силах удержать Христа. Нет больше пропасти между Творцом и творением.

В ночь с субботы на тот день недели, который потом назовут воскресением, у опечатанного гроба дремлет стража. В своих домах спят первосвященники, осудившие на смерть Невиновного. Спит Пилат, допустивший ради личной выгоды беззаконие. Внезапно от подземного гула сотрясается Голгофский холм. С грохотом отваливается надгробный камень.

Блеск, ярче вспышки молнии, бросает воинов на землю. Гроб пуст. Очнувшиеся стражи в ужасе бегут. Сошедший в средоточие мрака смерти Христос возвращается назад к Жизни. До дна осушивший горькую чашу сынов человеческих, Он возносится над Иерусалимом и Пилатом, над Кайафой и блюстителями Закона, над страданием и самой смертью.

Он — Воскрес…

Александр Сергеевич ИЛЬИНСКИЙ

Источник: http://in-domodedovo.ru/novosti/shest-dney-strastnoy-sedmicy

Великий вторник страстной седмицы великого поста

Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Мф.25, 13

Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1).

Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк.

11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).

Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни богослужения Православной Церкви», т.2

Песнопения из службы во вторник Страстной седмицы Великого Поста

Душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе, горяща светильника, иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся; утробы щедрот Твоих не затвори мне, Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе!

«Усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе-Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе!»

Стихира

Евангелие от Матфея

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продавцу и купите себе.

Когда же пошли они прикупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам. Он же сказал в ответ: истинно говорю вам, не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Мф. 25, 1-13

Бодрствуйте!

Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), – говорил Спаситель Апостолам.

Теперь он уже не прекровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2).

Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их.

Но вместе с тем Господь не скрывает и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его – их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

И снова, видя их скорбными, Господь утешает их: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, и Сам Я буду с вами до скончания века. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (ср.: Ин. 16, 33; 14, 16; ср.: Мф. 28, 20; Ин. 14, 27).

Господь просит своих учеников, чтобы они пребывали в Нем и исполняли Его заповеди, ибо без Него они не могут творить ничего: Пребудьте во Мне, и Я в вас.

Как ветвь не может приносить плода сама собою если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Если пребудете во мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

Я иду приготовить место вам. И … прииду опять (Ин. 15, 4, 7; 14, 2, 3).

Господь утешает их, открывая, что за скорбями последует радость, что им уготована награда в Будущем Царстве.

И поскольку учеников Его интересовал вопрос, каким будет Пришествие Господа на землю, то Спаситель возвещает им ту Божественную истину, что в скончание мира Он придет со славою великою судить живых и мертвых и всех веровавших в Него искренно и с покаянием до конца жизни своей пребывших сподобит Царствия Своего, а неверовавших или отвергшихся, без покаяния до конца жизни пребывших, осудит на муку вечную.

Когда это будет? (Мф. 24, 3) – спрашивали ученики. Но Господь отвечал им, что о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36).

Таким образом, Священное Писание сохраняет в глубокой тайне и не открывает нам определенно времени Второго пришествия для того, чтобы мы всегда соблюдали себя в чистоте и непорочности и готовы были встретить Господа во всякое время.

Поэтому-то Господь и предостерегает учеников: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте (Мф. 24, 42; ср.: Лк. 17, 26 и 27, 30; Мф. 25, 13).

В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих.

Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни.

Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении.

Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел.

Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха.

Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.

Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни – озарение светом Христовым, ее спасение и уготовление к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться от Господа вечных благ. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Источник: http://ikoni.cerkov.ru/velikij-vtornik-strastnoj-sedmicy-velikogo-posta/

Великий Вторник. Православный календарь на 3 апреля

03 Апреля 2018 07:02 / Религия

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

3 апреля (21 марта по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Великий Вторник, второй день Страстной седмицы.

Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется сухоядение – невареная постная пища без растительного масла.

Далее коротко расскажем о сегодняшнем дне, а также упомянем святых, чья память совершается 3 апреля.

Великий Вторник: второй день Страстной седмицы

Великий Вторник. Каждый день начавшейся Страстной седмицы, самой скорбной для христиан недели, имеет глубокое содержание и символизм.

Так, в Великий Вторник мы вспоминаем проповедь Христа в Иерусалиме. Во всех православных храмах за богослужениями в этот день поётся дивный тропарь «Се Жених грядет в полунощи», напоминающий притчу Спасителя о десяти девах.

Одну из тех, что Господь рассказал в Иерусалиме во второй день Страстной седмицы.

Из Евангелия от Матфея:

Как и в Великий Понедельник, в православных храмах в этот день совершается Литургия Преждеосвященных Даров, особое по своей скорбной торжественности богослужение, за которым читается Евангелие, описывающие события Великого вторника и излагающее притчи Спасителя. В том числе – и о десяти девах, которая имеет особое значение для каждого из нас. Так, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из своих Первосвятительских слов, произнесенных в Великий вторник, особо подчеркнул:

И конечно, сегодня, в ожидании Светлого Христова Воскресенья, нам всем стоит помнить эту притчу и применять ее глубокий смысл к самим себе. Действительно, никто из нас не знает ни дня, ни часа, когда мы сами предстанем пред Господом, ни времен и сроков Его Второго славного Пришествия. Но всегда, в каждый день и час мы должны быть готовы к этой главной для каждого христианина встрече.

***

Преподобный Иаков Катанский, епископ, исповедник. Святой VIII-IX столетий, стойкий борец с еретиками-иконоборцами за истинное православной иконопочитание. За это был сослан и умер в изгнании.

Преподобный Серафим Вырицкий. Один из самых почитаемых русских святых XX столетия.

Прозорливый старец из Вырицы, немало пострадавший в годы советских богоборческих гонений, но отошедший ко Господу мирно в 1949 году.

Об этом удивительном угоднике Божием, а также о его пророчествах на «Царьграде» будет опубликован отдельный подробный материал.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/velikij-vtornik-pravoslavnyj-kalendar-na-3-aprelja_122502

Страстная седмица в 2018 году по дням

Страстная седмица — это последняя неделя Великого поста, период очень значимый для христиан.

Что такое Страстная седмица?

Страстная седмица — в переводе с церковнославянского языка — «неделя страданий», во время которой христиане усиленно молятся, усугубляют подвиги поста, вспоминают последние дни земной жизни Спасителя, его страдания, мучительную смерть и погребение.

Последняя неделя по-особенному почитается Православной церковью. Первоначально большинство христиан праздновали не Великое воскресенье, а Страстную, или Крестную пятницу.

Много тяжких споров было у древних христиан по поводу того, в какой день отмечать Великую Пасху. Окончательное решение принял состоявшийся в 326 году новой эры Первый Вселенский собор.

С этого момента христиане отмечают сей светлый праздник в Светлое Христово Воскресение.

Еще во времена Иоанна Златоуста, жившего на рубеже 3-4 веков нашей эры, христиане испытывали огромное желание находиться рядом в последние земные дни Иисуса Христа. Святитель Иоанн описывал подвиги, которые совершали люди ради своего Господа в Страстную седмицу.

В эти дни, показывая благонравие и милосердие, христиане совершали добрые дела: освобождали на время Страстной недели прикованных узников от кандалов, были снисходительными к болезненным и юродивым, оказывая им всяческую помощь, прекращали судебные тяжбы, споры.

Стремились совершать добрые дела, уподобляясь своему Господу, который терпел мучения ради людей.

С верой сквозь века

Православная вера все больше крепла и развивалась. Христиане всех времен продолжали по-особому чтить Страстную седмицу. Так, по описанию современников, жители Руси в последнюю неделю перед Великой Пасхой вели большую подготовку к встрече основного праздника года.

В простонародье Страстную неделю называли по-разному: Великая, Святая, Червонная, Красная. В избах тщательно чистили мебель, хозяйственную утварь. Белили набело стены, печи. Во вторую половину недели занимались приготовлением пищи на праздник, красили яйца, изготовляли куличи.

Мужчины восстанавливали сломанные предметы быта, ставили качели для гуляний.

Умолкал — особенно это было заметно в селах — громкий людской говор. Были люди, отвечавшие за соблюдений данных правил.

Русичи верили, что именно в Страстную седмицу нечисть всех видов радовалась страданиям Иисуса и вела дикий разгул своих грязных дел.

Также, согласно традициям древних славян, считалось, что в канун Великой Пасхи на землю возвращались души умерших предков, чтобы отпраздновать это событие.

Страстная седмица по дням

Все дни Страстной седмицы особенные, по-своему знаменательные и святые. Православная церковь совершает службы в каждый из этих великих дней. Каждый день в храмах проводятся особые богослужения с проведением апостольских, пророческих, евангельских чтений и обрядов.

Богослужения первых трёх дней Страстной седмицы проходят торжественно и печально, в эти дни сокрушаются о греховности человеческой натуры. В среду вечером подобные богослужения, проводимые с великопостным плачем, оканчиваются. Начинается плач совершенно другого характера.

О страданиях и муках Иисуса Христа, который расплачивается собой за падшее человечество.

Каждый из дней Страстной недели называется Великим или Страстным. В эти дни мы видим, как церковные обряды сочетаются с народными приметами. Проводится Страстная седмица по дням следующим образом.

Великий понедельник

После Прощёного воскресения перед Великим постом начинается соблюдение строгих режимов питания. Принимать пищу следует два раза в день, ограничивая ее объём.

В Великий понедельник можно начинать убираться дома, готовясь к празднику Великой Пасхи. Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого продали родные братья.

Также приводится проклятие Иисусом Христом греховной смоковницы, не приносящей ни истинного покаяния, ни молитв, ни веры.

Великий вторник

В этот день надо вспомнить проповеди Иисуса, которые он проводил в Иерусалимском храме: про дань Кесарю, о всеобщем воскресении мертвых и о Страшном суде, о талантах и десяти девах. Также в этот день Христос обличал фарисеев и книжников. В мирских делах продолжают приготовление к празднику.

Великая среда

День воспоминаний о предательстве Иуды Искариота, предавшего Учителя за тридцать сребреников, о грешнице, которая подготовила Христа к погребению, совершив обряд помазания. В домашних приготовлениях усиливают интенсивность подготовки к Великой Пасхе.

Великий четверг

Знаменательный день Страстной недели. Молитвы о Спасителе. В народе этот день принято называть Чистым четвергом. Каждый уголок дома должен быть полностью подготовлен к празднику.

Делать уборку после Чистого четверга – плохая примета. Есть поверье, что именно в этот день можно найти в доме давно потерянную вещь.

Чтобы улучшить свое благосостояние, рекомендуется в воду, которой собираетесь мыть двери и окна, добавить мелочи.

Великая пятница

День особой скорби всех христиан. День распятия Христа. Не позволяется совершать никаких домашних дел. Разрешено испечь хлеб, и обязательно надо сходить в церковь. Также следует воздержаться от еды до окончания церковной службы.

Великая суббота

Этим днем оканчивается Великий пост. Нужно сходить в церковь и освятить приготовленные куличи и другую пасхальную еду. Не разрешается употребление пищи до окончания ночной службы.

После окончания крестного хода наступает Великая Пасха.

Праздник Великой Пасхи в 2018 году

В 2018 году праздник Великой Пасхи отмечается 8 апреля. Как и в прошедшие года, христианство будет отмечать воскресение нашего Спасителя Иисуса Христа. Соответственно, Страстная седмица 2018 года будет со 2 по 7 апреля.

Оставив в это время все мирские дела, следует идти в церковь. Посещение богослужений во время Страстной недели позволяет нам, проникая сквозь века, присутствовать при последних земных днях нашего Спасителя, страдать за него, молиться.

Также необходимо причаститься в это время хотя бы два раза: в Великий четверг и на Святую Пасху.

Источник: http://velikij-post.ru/dni/strastnaya-sedmitsa-dnyam.html

Великий Вторник Страстной седмицы

Втор­ник Страст­ной сед­ми­цы – один из са­мых глав­ных и на­сы­щен­ных глу­бо­ким ду­хов­ным смыс­лом дней бо­го­слу­жеб­но­го го­да. В этот день Хри­стос пря­мо го­во­рит уче­ни­кам о гря­ду­щих стра­да­ни­ях, по­след­ний раз про­по­ве­ду­ет в Иеру­са­лим­ском хра­ме, и фа­ри­сеи пы­та­ют­ся ис­ку­сить Спа­си­те­ля…

Втор­ник Страст­ной сед­ми­цы – один из са­мых глав­ных и на­сы­щен­ных глу­бо­ким ду­хов­ным смыс­лом дней бо­го­слу­жеб­но­го го­да.

В этот день в церк­ви чи­та­ет­ся це­лых че­ты­ре гла­вы из Еван­ге­лия, со­дер­жа­ние ко­то­рых осмыс­ля­ет­ся, в первую оче­редь, в от­но­ше­нии жиз­ни каж­до­го че­ло­ве­ка, че­ло­ве­че­ства и Церк­ви в це­лом, в ка­но­нах и пес­но­пе­ни­ях, ше­дев­рах древ­ней хри­сти­ан­ской по­э­зии.

Толь­ко при­сут­ствуя на бо­го­слу­же­нии, мож­но по­нять весь со­кро­вен­ный смысл и глу­би­ну со­бы­тий это­го дня, слов и притч, ска­зан­ных в этот день Спа­си­те­лем уче­ни­кам и на­ро­ду.

По­след­няя про­по­ведь в Иеру­са­лим­ском хра­ме: «Ке­са­рю – ке­са­ре­во»

При­бли­жа­ясь к дням Сво­их стра­да­ний, Гос­подь был осо­бен­но бли­зок и от­кро­ве­нен со Сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Я уже не на­зы­ваю вас ра­ба­ми, ибо раб не зна­ет, что де­ла­ет гос­по­дин его; но Я на­звал вас дру­зья­ми, по­то­му что ска­зал вам все, что слы­шал от От­ца Мо­е­го (Ин.

 15:15), – го­во­рил в этот день Спа­си­тель апо­сто­лам.

Те­перь Он уже не при­кро­вен­но, но с осо­бен­ной яс­но­стью воз­ве­щал им о том, что Ему на­доб­но по­стра­дать, чтобы та­ким об­ра­зом при­го­то­вить их к Сво­им стра­да­ни­ям: Вы зна­е­те, что через два дня бу­дет Пас­ха, и Сын Че­ло­ве­че­ский пре­дан бу­дет на рас­пя­тие (Мф. 26:2).

Вме­сте с тем, в Ве­ли­кий втор­ник Хри­стос по­след­ний раз про­по­ве­до­вал пе­ред на­ро­дом в Иеру­са­лим­ском хра­ме, со­от­вет­ствен­но Его про­по­ведь име­ла осо­бен­ное зна­че­ние.

Раз­мыш­ляя о еван­гель­ском чте­нии это­го дня, свя­ти­тель Фе­о­фан За­твор­ник за­ме­ча­ет: «До­ста­точ­но бы­ло толь­ко вы­слу­шать все это со вни­ма­ни­ем, чтоб уве­рить­ся, что Он есть ис­тин­ный Спас ми­ру – Хри­стос, и по­ко­рить­ся Его за­по­ве­дям и уче­нию».

Мы мо­жем лишь крат­ко оста­но­вить­ся на неко­то­рых мо­мен­тах это­го еван­гель­ско­го по­вест­во­ва­ния.

Ночь на втор­ник Иисус Хри­стос так­же про­вел в Вифа­нии, и во втор­ник утром опять при­шел во храм Иеру­са­лим­ский и мно­го учил во хра­ме и вне хра­ма (Мф. 24:1).

Фа­ри­сеи, уже окон­ча­тель­но ре­шив­ши­е­ся на убий­ство Хри­ста, не пре­ми­ну­ли вос­поль­зо­вать­ся мо­мен­том и уло­вить Спа­си­те­ля в сло­вах, спро­во­ци­ро­вав Его на от­вет, ко­то­рый неиз­беж­но ли­бо при­вел бы к воз­му­ще­нию на­ро­да, ли­бо стал бы по­во­дом для по­ли­ти­че­ско­го до­но­са рим­ским вла­стям.

Их ли­це­ме­рие при этом до­стиг­ло по­чти ка­ри­ка­тур­ной фор­мы: ма­ло то­го, что они, рев­ни­те­ли За­ко­на и на­цио­на­ли­сты, не по­гну­ша­лись для осу­ществ­ле­ния за­мыс­лов со­ю­зом с пред­ста­ви­те­ля­ми оди­оз­ней­шей сек­ты иро­ди­ан, по су­ти де­ла, по­соб­ни­ка­ми рим­ских ок­ку­пан­тов, фа­ри­сеи на­ча­ли свою речь уди­ви­тель­но фаль­ши­вы­ми и льсти­вы­ми сло­ва­ми: Учи­тель! мы зна­ем, что Ты спра­вед­лив, и ис­тин­но пу­ти Бо­жию учишь, и не за­бо­тишь­ся об уго­жде­нии ко­му-ли­бо, ибо не смот­ришь ни на ка­кое ли­це (Мф. 22:16). Те же лю­ди недав­но го­во­ри­ли о Хри­сте: Он не от Бо­га (Ин. 9:16), Он об­ма­ны­ва­ет на­ро­ды (Ин. 7:12); и да­же: Ты са­ма­ря­нин, и бес в Те­бе (Ин. 8:48), но те­перь им ка­за­лось, что они при­ду­ма­ли во­прос, ко­то­рый при лю­бом от­ве­те по­гу­бит Иису­са, и льсти­вы­ми сло­ва­ми пы­та­лись сде­лать так, чтобы Он не ушел от от­ве­та.

Фа­ри­сеи спро­си­ли Хри­ста: как Те­бе ка­жет­ся? поз­во­ли­тель­но ли да­вать по­дать ке­са­рю, или нет? (Ин. 8:49).

Лу­кав­ство во­про­са за­клю­ча­лось в том, что, ес­ли бы Спа­си­тель от­ве­тил: да, – то фа­ри­сеи об­ви­ни­ли бы Его пе­ред на­ро­дом в под­держ­ке рим­ских ок­ку­пан­тов, а ес­ли: нет, – то до­нес­ли бы на Него вла­стям как на мя­теж­ни­ка.

Иисус от­ве­тил очень муд­ро и про­сто: Он по­про­сил при­не­сти рим­скую мо­не­ту, ди­на­рий, на ко­то­рой бы­ло от­че­ка­не­но изо­бра­же­ние им­пе­ра­то­ра, ке­са­ря, и ска­зал свою зна­ме­ни­тую фра­зу: итак от­да­вай­те ке­са­ре­во ке­са­рю, а Бо­жие Бо­гу (Мф. 22:21).

Кро­ме глу­бо­ко­го ду­хов­но­го смыс­ла (о том, что свет­ская власть не име­ет пра­ва вме­ши­вать­ся в де­ла ве­ры, а уче­ние Хри­сто­во вы­ше лю­бой по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии), эти сло­ва име­ли и неоспо­ри­мую жи­тей­скую прав­ду: раз Иудея до­пус­ка­ла хож­де­ние на сво­ей тер­ри­то­рии рим­ской мо­не­ты и соб­ствен­но яв­ля­лась ча­стью Рим­ской им­пе­рии, есте­ствен­но, она долж­на бы­ла под­чи­нять­ся рим­ским за­ко­нам и пла­тить по­да­ти. Да и сам ди­на­рий, со­глас­но ан­тич­но­му пра­во­во­му со­зна­нию, в неко­то­ром смыс­ле, дей­стви­тель­но при­над­ле­жал им­пе­ра­то­ру: изо­бра­же­ние ке­са­ря яв­ля­ет­ся зна­ком то­го, что мо­не­та от­че­ка­не­на от его име­ни, и он, со­от­вет­ствен­но, яв­ля­ет­ся вер­хов­ным соб­ствен­ни­ком всей де­неж­ной мас­сы им­пе­рии. Иудею, тем бо­лее, стран­но бы­ло бы стре­мить­ся со­хра­нить у се­бя мо­не­ты с язы­че­ским изо­бра­же­ни­ем обо­жеств­ля­е­мо­го им­пе­ра­то­ра. Че­ло­ве­че­ское лу­кав­ство в оче­ред­ной раз не смог­ло про­ти­во­сто­ять бо­же­ствен­ной муд­ро­сти.

Ин­три­ги фа­ри­се­ев да­ли по­вод Спа­си­те­лю об­ра­тить­ся к на­ро­ду с очень важ­ной ре­чью.

В сво­ей про­по­ве­ди Хри­стос ука­зал на те страш­ные изъ­я­ны в ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни из­ра­иль­ско­го на­ро­да, в первую оче­редь, в от­но­ше­нии его во­ждей, тех же фа­ри­се­ев, ко­то­рые и при­ве­дут к то­му, что иудеи от­верг­нут сво­е­го ис­тин­но­го Ца­ря и Спа­си­те­ля и пре­да­дут Его на рас­пя­тие.

На­до за­ме­тить, что на сло­вах фа­ри­сеи дей­стви­тель­но бы­ли рев­ни­те­ля­ми бла­го­че­стия: они тре­бо­ва­ли от на­ро­да стро­го­го ис­пол­не­ния за­по­ве­дей Бо­жи­их и са­ми пре­тен­до­ва­ли на то, чтобы быть при­ме­ром сле­до­ва­ния За­ко­ну.

Сам Спа­си­тель при­звал Сво­их слу­ша­те­лей: всё, что они ве­лят вам со­блю­дать, со­блю­дай­те и де­лай­те (Мф. 23:3). Од­на­ко, по­доб­ная рев­ность пи­та­лась от­нюдь не ис­крен­ней ве­рой и лю­бо­вью к Бо­гу, а ба­наль­ным вла­сто­лю­би­ем, ко­ры­сто­лю­би­ем, тще­сла­ви­ем и ли­це­ме­ри­ем, т.е.

же­ла­ни­ем вме­сто то­го, чтобы жить под­лин­ной жиз­нью в Бо­ге, на­деть на се­бя некую бла­го­че­сти­вую мас­ку, за ко­то­рой мож­но спря­тать свой лик, ис­ко­ре­жен­ный слиш­ком че­ло­ве­че­ски­ми стра­стя­ми. Мы ви­дим, как по­доб­ная внут­рен­няя уста­нов­ка при­ве­дет к пря­мо­му бо­го­убий­ству.

Со­блазн фа­ри­сей­ства угро­жа­ет каж­до­му ве­ру­ю­ще­му че­ло­ве­ку, по­это­му Хри­стос так ре­зок в Сво­их сло­вах к фа­ри­се­ям: Он срав­ни­ва­ет их с окра­шен­ны­ми гро­ба­ми, во­ждя­ми сле­пы­ми, по­рож­де­нья­ми ехид­ни­ны­ми (т.е. детьми га­дюк, ко­то­рые, по ан­тич­ным по­ве­рьям, про­гры­за­ли чре­во сво­им ро­ди­те­лям, тем са­мым, уби­вая их), и не жа­ле­ет на них и дру­гих, не ме­нее же­сто­ких слов.

Неожи­дан­но Спа­си­тель за­кан­чи­ва­ет Свою гроз­ную речь уди­ви­тель­но тро­га­тель­ны­ми и горь­ки­ми сло­ва­ми: Иеру­са­лим, Иеру­са­лим, из­би­ва­ю­щий про­ро­ков и кам­ня­ми по­би­ва­ю­щий по­слан­ных к те­бе! сколь­ко раз хо­тел Я со­брать де­тей тво­их, как пти­ца со­би­ра­ет птен­цов сво­их под кры­лья, и вы не за­хо­те­ли! Се, остав­ля­ет­ся вам дом ваш пуст (Мф. 23:37-38). Хри­стос по­ка­зал, что, несмот­ря на все без­за­ко­ния Из­ра­и­ля, Он все рав­но лю­бит Свой на­род и скор­бит о его ско­ром па­де­нии, как Он лю­бит каж­до­го че­ло­ве­ка и скор­бит о его гре­хах.

Непо­сред­ствен­но по­сле об­ли­че­ния фа­ри­се­ев, вый­дя из хра­ма, Спа­си­тель пред­ска­зы­ва­ет сво­им уче­ни­кам судь­бу Иеру­са­ли­ма.

Ука­зы­вая на ве­ли­че­ствен­ные зда­ния Иеру­са­лим­ско­го хра­ма, Хри­стос ска­зал: ви­ди­те ли всё это? Ис­тин­но го­во­рю вам: не оста­нет­ся здесь кам­ня на камне; всё бу­дет раз­ру­ше­но (Мф. 24:2). Про­ро­че­ство в точ­но­сти ис­пол­ни­лось в 70 го­ду по Р.Х.

, ко­гда им­пе­ра­тор Тит взял штур­мом и раз­ру­шил до ос­но­ва­ния сто­ли­цу Иудей­ско­го цар­ства. Речь о скорб­ном бу­ду­щем Иеру­са­ли­ма по­сте­пен­но пе­ре­хо­дит к про­ро­че­ствам о судь­бах все­го ми­ра и гря­ду­щем Вто­ром при­ше­ствии Спа­си­те­ля.

Эс­ха­то­ло­ги­че­ские пред­ска­за­ния Хри­ста име­ют сво­ей це­лью не удо­вле­тво­ре­ние празд­но­го лю­бо­пыт­ства о по­след­них днях ми­ро­зда­ния, столь свой­ствен­но­го че­ло­ве­ку во все эпо­хи, а кон­крет­ную нрав­ствен­ную за­да­чу: убе­дить уче­ни­ков все­гда ду­хов­но бодр­ство­вать и в лю­бой мо­мент быть го­то­вым к встре­че с Бо­гом, по­то­му что не зна­е­те, в ко­то­рый час Гос­подь ваш при­дет (Мф. 24:42). Речь здесь идет не толь­ко о Вто­ром при­ше­ствии Спа­си­те­ля и по­сле­ду­ю­щем за ним Страш­ном су­де, но и неиз­беж­ной для каж­до­го че­ло­ве­ка кон­чине, дня и ча­са ко­то­рой то­же ни­ко­му не да­но знать, кро­ме Бо­га.

Прит­чи о невер­ном и бла­го­ра­зум­ном ра­бах и о де­ся­ти де­вах

Свою мысль Хри­стос объ­яс­ня­ет дву­мя прит­ча­ми: о ра­бах, невер­ном и бла­го­ра­зум­ном, и о де­ся­ти де­вах.

Гос­по­дин по­ки­да­ет свой дом и по­ру­ча­ет управ­ле­ние двум слу­гам. Один, ду­мая, что хо­зя­ин вер­нет­ся неско­ро, на­чи­на­ет бить то­ва­ри­щей сво­их и есть и пить с пья­ни­ца­ми (Мф. 24:49); дру­гой ис­прав­но де­ла­ет свое де­ло.

Гос­по­дин вер­нет­ся неожи­дан­но и бла­го­ра­зум­но­го ра­ба сде­ла­ет управ­ля­ю­щим име­ни­ем, а с невер­ным по­сту­пит су­ро­во: рас­се­чет его, и под­вергнет его од­ной уча­сти с ли­це­ме­ра­ми; там бу­дет плач и скре­жет зу­бов (Мф.

 24:51).

Во вто­рой прит­че си­ту­а­ция для пер­со­на­жей еще тра­гич­ней. Де­сять дев до­жи­да­ют­ся при­хо­да же­ни­ха: пять из них муд­рые, – они за­ра­нее всё при­го­то­ви­ли: взя­ли с со­бой све­тиль­ни­ки и за­пас­лись мас­лом для них; осталь­ные же, нера­зум­ные, по­на­де­я­лись на то, что ждать же­ни­ха не при­дет­ся, и мас­ла с со­бой не за­хва­ти­ли.

Же­них же за­мед­лил, нера­зум­ные де­вы усну­ли, све­тиль­ни­ки их по­гас­ли, а ко­гда же­них при­шел в по­лу­но­щи, они бро­си­лись ис­кать мас­ло, опоз­да­ли и за­ста­ли уже за­кры­тые две­ри. Так и лю­бой че­ло­век дол­жен все­гда бодр­ство­вать, чтобы не гас свет его ве­ры, чтобы он мог до­стой­но встре­тить гря­ду­ще­го Спа­си­те­ля.

При всей ви­ди­мой су­е­те, при том, что очень мно­гие лю­ди сей­час в физи­че­ском смыс­ле недо­сы­па­ют, ду­хов­ная спяч­ка ед­ва ли не са­мая от­ли­чи­тель­ная чер­та на­ше­го вре­ме­ни.

Приснопоминаемый духовник Троице-Сергиевой Лавры ар­хи­манд­рит Ки­рилл (Пав­лов) за­ме­ча­тель­но ска­зал об этом: «В на­ше вре­мя бо­лее, чем ко­гда-ли­бо, нуж­но пом­нить это предо­сте­ре­же­ние, ибо те­перь осо­бен­но мно­го дрем­лю­щих и спя­щих.

Ду­шев­ный сон – это не те­лес­ный сон, укреп­ля­ю­щий ор­га­низм, а на­про­тив, сон нездо­ро­вый, бо­лез­нен­ная спяч­ка, в ко­то­рой лю­ди го­ня­ют­ся за су­е­той и ду­ма­ют, что они жи­вут дей­стви­тель­ной жиз­нью, за­бы­вая о ду­ше, о Бо­ге и о Бу­ду­щей Веч­ной Жиз­ни».

Об этом же по­ет­ся в тро­па­ре пер­вых трех дней Страст­ной сед­ми­цы: «Вот, Же­них при­хо­дит в пол­ночь, и бла­жен тот слу­га, ко­то­ро­го Он най­дет бодр­ству­ю­щим; а ко­го най­дет уны­ло спя­щим – тот недо­сто­ин.

Смот­ри же, ду­ша моя, не отя­го­щай­ся сном, чтобы те­бя не пре­да­ли смер­ти и не за­кры­ли пред то­бой две­ри Цар­ствия, но вос­прянь, взы­вая: Свят, Свят, Свят, Ты Гос­по­ди.

По мо­лит­вам Бо­го­ро­ди­цы по­ми­луй нас!»

е, Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща, / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо, душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси, Боже, / Богородицею помилуй нас.

ас, душе, конца помысливши, / и посечения смоковницы убоявшися, / данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, / бодрствующи и зовущи: / да не пребудем вне чертога Христова.

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/velikiy-vtornik-strastnoy-sedmitsy

Ссылка на основную публикацию