Великая среда страстной седмицы — 4 апреля 2018 года — православные молитвы

Страстная седмица Великого поста 2018 — какого числа, пост по дням, служения

Великая Среда Страстной Седмицы - 4 апреля 2018 года - православные молитвы

Самая последняя неделя Великого поста — Страстная седмица. По традиции православные стараются всю неделю соблюдать строгий пост, напоминая о том, что в этот период Христос претерпел сильные мучения. Потому то и называют этот период Страстной седмицей. В 2018 году она начнется 2 апреля и закончится 7 числа. Соответственно Пасха будет 8 апреля.

Какого числа страстная седмица 2018

Страстная седмица начинается в последний понедельник перед Пасхой и, соответственно, заканчивается этим праздником. В 2018 году Страстная седмица начнется 2 апреля, закончится 7 апреля, а уже 8 наступит Пасха.

Службы страстной седмицы

На Страстной неделе Церковь и православные христиане в первую очередь вспоминают все события, которые произошли с нашим Спасителем и Учителем после Его входа в Иерусалим.

Это заговор против Христа, который устраивает синедрион с помощью предателя Иуды; Тайная Вечеря, где Господь впервые даёт ученикам Тело и Кровь под видом хлеба и вина, заповедует творить это впредь — то есть причащаться Тела и Крови — постоянно, дабы иметь жизнь в себе.

Далее следует прибытие в Гефсиманский сад и моление о чаше, когда Его пот был кровавым, а вопль к Богу — настолько человеческим, что Господь просил: «Да минует Меня чаша сия, но не как Я хочу, но как Ты».

Вскоре после этой молитвы за Господом приходят фарисеи и иудеи с оружием, а Иуда — с предательским целованием. Их послал синедрион, чтобы тайно взять Иисуса под стражу.

С этого момента начинается самое страшное, что смогло сделать человечество за всё время своего существования на земле…

Страстная седмица по дням

Великий понедельник — в этот день из Евангелия читается рассказ о бесплодной смоковнице и притча о злых виноградарях.

Бесплодная смоковница, проклятая Господом, изображает еврейский народ, который только выглядел благочестивым, а внутри был черствым и недуховным.

Под злыми виноградарями подразумеваются иудейские начальники, только ради личной выгоды пользующиеся достоянием Божиим и истребляющие посланных Им пророков.

Великий вторник — у него также, как и Утреня вчерашнего дня начинается пением тропаря Се Жених грядет. В основе его лежит притча о десяти девах. В Великий вторник (как и Великие понедельник и среду) часы совершаются по образцу великопостных — с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина.

Великая среда — 4 апреля 2018 года, в Великую Среду Страстной седмицы, Православная Церковь вспоминает сразу два эпизода последней недели земного служения Господа Иисуса Христа – помазание Его миром и предательство Иудой Искариотом.

Великий четверг — в этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками — апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное Таинство нашей веры — Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы. В Чистый четверг православные моются.

Но делать это надо не вечером, как считают многие, а рано утром — до восхода Солнца. При этом умывать лицо принято из серебряной посуды. Подойдет даже ложка. Просто зачерпните ей воду и полейте на лицо. Предки так очищались от грехов. После этого тщательно убирались в домах: вытирали пыль, мыли полы, окна. Заглядывали, так сказать, во все уголки жилища.

Считалось, что вместе с комнатной пылью уходит негатив.

Великая пятница — служба в Великую Пятницу (Великий Пяток) посвящена воспоминанию крестной смерти Спасителя, снятию с Креста Его тела и погребению Его.

На утрени (которая традиционно служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются «12 Евангелий Святых Страстей Христовых», избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу.

Великая суббота — в Великую субботу Православная Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для большинства верующих этот день проходит в большой суете – нужно освятить приготовленные куличи и пасхальные яйца.

Пост в страстную седмицу

Страстной понедельник — в этот день можно кушать сырые овощи и фрукты, а также хлеб, мед и орехи. Рекомендуется есть один раз в сутки – вечером.
Страстной вторник — как же как и в предыдущий день, разрешены сырые фрукты и овощи, мед, орехи и хлеб.

Желательно кушать только вечером.
Страстная среда — можно также есть хлеб, овощи и фрукты, холодную сырую пищу без масла.
Чистый четверг — в этот день разрешается есть горячую растительную пищу с растительным маслом два раза в день.

Страстная пятница — в страстную пятницу вообще воздержаться от приема пищи.
Великая Суббота — в субботу можно один раз в день поесть горячей растительной пищи, но без масла. На этом Великий пост в 2018 году заканчивается.

Пасхальное воскресенье — а уже в воскресенье, 8 апреля, на Пасху, снимаются все ограничения на прием пищи.

Источник: http://prostotak.net/novosti/strastnaya-sedmitsa-velikogo-posta-kakogo-chisla-post-po-dnyam-sluzheniya.html

Великая среда страстной седмицы великого поста

Святитель Иоанн Златоуст

Джотто ди Бондоне. Предательство Иуды

В ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке.

Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа.

Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». После среды постановлено совершать эту молитву до Великого пятка только инокам в келиях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в среду седмицы Сырной начинается, и в среду Страстную оканчивается.

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т.2

Евангелие от Матфея

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Мф. 26, 6-16

Толкование на святого евангелиста Матфея

В то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление.

Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отерла бы своими власами ног Его, – но как к такому лицу, которое выше человека.

Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела…

Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы, и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, был носим во чреве, питался млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение…

Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники еще сохранияются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, хотя они и поставили статуи и издали законы; но то, что жена блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии десяти мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом событии не истребилась; и персы, и индийцы, и скифы, и фракияне, сарматы, и племя мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее – тайно, в доме. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами, принимает и упрекает тех, которые обвиняют ее…

Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе не выразимую силу); тогда как жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем.

Услыште все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услыште и берегитесь этой страсти.

Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну от того, что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непристанного попечения.

Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел, где главы преклонить, ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни двух одежд, – и при всем том не вразумился. Как же ты надеешья избежать этой болезни, когда не употребляешь сильного врачевания и не прилагаешь сильного старания? Ужасен, по истине ужасен этот зверь.

Впрочем, если захочешь, легко победишь его. Это не есть похоть врожденная, как то доказывают освободившиеся от нее. Естественные влечения всем общи; а эта похоть происходит от одного нерадения; от него рождается, от него возрастает, и когда уловит пристрастных к ней, заставляет их жить противоестественно.

В самом деле, когда они не признают единоплеменников, друзей, братьев, сродников, словом – всех, а с ними вместе не знают и самих себя, то не значит ли это жить противоестественно? Отсюда ясно, что противоестественна и злоба, и болезнь сребролюбия, подвергшись которой, Иуда сделался предателем.

Читайте также:  Православные воскресные школы для детей - православные молитвы

Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подает советы, – все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдешь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстию? Отого, что был безпечен. От безпечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные…

Все это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред.

Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Источник: http://smolenskij-chram.church.ua/stati/velikaya-sreda-strastnoj-sedmicy-velikogo-posta/

Великая среда 4 апреля 2018 года: история, традиции и обычаи

Стерлеград » Общество » Великая среда 4 апреля 2018 года: история, традиции и обычаи

4 апреля 2018  |     |  dailyhoro.ruСтрастная седмица — последняя и самая строгая неделя Великого поста. С каждым днем этого периода связаны определенные традиции, о которых следует знать всем верующим. Великая среда — один из самых важных дней предпасхальной недели. Постарайтесь не нарушать обычаи религиозного события, чтобы избежать проблем и неприятностей.Во время Страстной недели начинается активная подготовка к Светлой Пасхе. В этот период верующие вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа, посещают храмы и проводят время за молитвой. Третий день седмицы получил название Великая среда. В это время православные завершают уборку и приступают к украшению дома. Чтобы провести этот день правильно, не нарушая церковных законов, необходимо узнать об истории, традициях и обычаях данного события.

История праздника

На третий день Страстной недели православные верующие вспоминают сразу о двух важных событиях. В Великую среду Иуда принял решение предать Иисуса Христа. Он отправился к первосвященникам, где потребовал за предательство 30 сребреников.

Этот день призывает нас всегда делать правильный выбор между любовью к Господу и материальными ценностями. Ведь за неправильное решение и злые мысли предатель поплатился своей жизнью.Второе событие Великой среды связано с грешницей Марией Магдалиной.

В тот день Иисус Христос находился в Вифании, где верующие приходили к нему с молитвами об исцелении близких людей. Вдруг к нему подошла женщина, которая была здорова, и попросила Спасителя о духовном исцелении. За исполнение просьбы грешницы вылила миро на голову Сына Божьего.

Такой поступок возмутил учеников, ведь подобный обряд всегда проводился только над усопшими. Только учитель поблагодарил женщину за такой подарок.

Традиции и обычаи Великой среды

Великая среда — один из важнейших дней Страстной недели. К этому времени уборка и сельскохозяйственные работы должны быть завершены, так как уже в Чистый четверг следует приступить к приготовлению пасхальных блюд. Этот процесс должен обязательно проходить в чистоте и порядке.Народные приметы гласят, что в Великую среду снег наделяется целебными свойствами.

В талую воду добавляли прошлогоднюю четверговую соль и окропляли этим раствором домашний скот для защиты от болезней.Считается, что если в Великую среду облить себя с ног до головы талой водой, то весь год болезни будут обходить вас стороной.С Чистого четверга и до Пасхи включительно убираться и выносить мусор запрещено. Поэтому уборку завершали в Великую среду.

Нарушив данную традицию, вы рискуете привлечь в свой дом несчастья.Согласно церковным законам, Великая среда — день сухоядения. Разрешено есть только овощи и фрукты без термической обработки.В Великую среду принято подавать милостыню и преподносить подарки нуждающимся, чтобы не поддаться греху сребролюбия.В этот день в храмах совершается таинство исповеди.

Священнослужители утверждают, что Великая среда — это подходящий день для того, чтобы исповедоваться и покаяться в совершенных грехах.На Руси в Великую среду под крышу было принято класть хлеб, соль и мыло. Считалось, что хлеб и соль наделяются положительной энергетикой и благодаря этому становятся сильным оберегом для дома и его обитателей.

Мылом умывалась вся семья, чтобы защитить себя от порчи и болезней.Подготовка к долгожданной Пасхе в самом разгаре, и в Великую среду принято приступать к украшению дома. Для этой цели предпочтительно использовать веточки вербы или живые цветы. Помимо этого используются крашеные яйца, а также игрушки и статуэтки кроликов.

Желаем вам счастья и успехов!
 

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Источник: https://sterlegrad.ru/society/101988-velikaya-sreda-4-aprelya-2018-goda-istoriya-tradicii-i-obychai.html

Великая среда — один из самых важных дней предпасхальной неделе

Страстная седмица — последняя и самая строгая неделя Великого поста. С каждым днем этого периода связаны определенные традиции, о которых следует знать всем верующим.

Великая среда — один из самых важных дней предпасхальной недели. Постарайтесь не нарушать обычаи религиозного события, чтобы избежать проблем и неприятностей.

Великая среда 4 апреля 2018 года: история, традиции и обычаи

Во время Страстной неделиначинается активная подготовка к Светлой Пасхе. В этот период верующие вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа, посещают храмы и проводят время за молитвой.

Третий день седмицы получил название Великая среда. В это время православные завершают уборку и приступают к украшению дома.

Чтобы провести этот день правильно, не нарушая церковных законов, необходимо узнать об истории, традициях и обычаях данного события.

История праздника

На третий день Страстной недели православные верующие вспоминают сразу о двух важных событиях. В Великую среду Иуда принял решение предать Иисуса Христа.

Он отправился к первосвященникам, где потребовал за предательство 30 сребреников. Этот день призывает нас всегда делать правильный выбор между любовью к Господу и материальными ценностями.

Ведь за неправильное решение и злые мысли предатель поплатился своей жизнью.

Второе событие Великой среды связано с грешницей Марией Магдалиной. В тот день Иисус Христос находился в Вифании, где верующие приходили к нему с молитвами об исцелении близких людей.

Вдруг к нему подошла женщина, которая была здорова, и попросила Спасителя о духовном исцелении. За исполнение просьбы грешницы вылила миро на голову Сына Божьего.

Такой поступок возмутил учеников, ведь подобный обряд всегда проводился только над усопшими. Только учитель поблагодарил женщину за такой подарок.

Традиции и обычаи Великой среды

Великая среда — один из важнейших дней Страстной недели. К этому времени уборка и сельскохозяйственные работы должны быть завершены, так как уже в Чистый четверг следует приступить к приготовлению пасхальных блюд. Этот процесс должен обязательно проходить в чистоте и порядке.

Народные приметы гласят, что в Великую среду снег наделяется целебными свойствами. В талую воду добавляли прошлогоднюю четверговую сольи окропляли этим раствором домашний скот для защиты от болезней.

Считается, что если в Великую среду облить себя с ног до головы талой водой, то весь год болезни будут обходить вас стороной.

С Чистого четверга и до Пасхи включительно убираться и выносить мусор запрещено. Поэтому уборку завершали в Великую среду. Нарушив данную традицию, вы рискуете привлечь в свой дом несчастья.

Согласно церковным законам, Великая среда — день сухоядения. Разрешено есть только овощи и фрукты без термической обработки.

В Великую среду принято подавать милостыню и преподносить подарки нуждающимся, чтобы не поддаться греху сребролюбия.

В этот день в храмах совершается таинство исповеди. Священнослужители утверждают, что Великая среда — это подходящий день для того, чтобы исповедоваться и покаяться в совершенных грехах.

На Руси в Великую среду под крышу было принято класть хлеб, соль и мыло. Считалось, что хлеб и соль наделяются положительной энергетикой и благодаря этому становятся сильным оберегом для дома и его обитателей. Мылом умывалась вся семья, чтобы защитить себя от порчи и болезней.

Подготовка к долгожданной Пасхе в самом разгаре, и в Великую среду принято приступать к украшению дома. Для этой цели предпочтительно использовать веточки вербы или живые цветы. Помимо этого используются крашеные яйца, а также игрушки и статуэтки кроликов.

Чистый четверг — одно из самых значимых событий Страстной недели. В этот день вспоминается знаменитая Тайная Вечеря, во время которой Иисус Христос предсказал, что один из учеников вскоре предаст своего учителя. На нашем сайте вы можете узнать о важнейших традициях и приметах, связанных с Великим четвергом.

Источник: http://rosregistr.ru/raznoe/111539.html

Среда страстной седмицы Великого поста 2018 припадает на 4 апреля

Страстная седмица — в переводе с церковнославянского языка — «неделя страданий», во время которой христиане усиленно молятся, усугубляют подвиги поста, вспоминают последние дни земной жизни Спасителя, его страдания, мучительную смерть и погребение.

Великая Среда

• Оберег на подход вампира. Читают на воду в последнюю среду перед Пасхой, накануне Чистого Четверга. Потом этой водой обливают себя с головы до ног.

Что делать в Великую Среду Страстной Седмицы

Вечером среды Иуда решился на сделку с иудейскими старейшинами. Она принесла ему 30 серебренников. По тем временам это была солидная сумма, достаточная для покупки жилья в окрестностях Иерусалима. Вспоминается также грешница, омывшая своими слезами ноги Христа в доме Симона Прокаженного.

Великая Среда, как Четверг — время для генеральной уборки. Некоторые приметы на Страстную Неделю перед Пасхой советуют закончить с наведением порядка до полудня четверга. Поэтому начать убирать лучше в среду, чтобы все успеть — в грязные дома на Пасху приходят скандалы и болезни. Особенное внимание — ненужным вещам. Избавиться от них в среду или четверг Страстной Недели — хорошая примета.

Продукты покупали во вторник, а в среду — отбирали яйца для писанок и крашенок. Курятник сейчас имеется не у каждого, поэтому принято считать оба дня подходящими днем для поездки в супермаркет. Приметы утверждают, что купленные в среду яйца дольше сохраняют свежесть. Разрешены работы в огороде.

Можно приготовить средство от сглаза. Нужно положить соль под крышу дома, а в четверг перепрятать ее так, чтобы никто не знал. Соль следует добавлять в питье — по щепотке на стакан.

Со среды выносят на улицу мыло, которым собираются пользоваться в Чистый Четверг. Одни приметы советуют оставить его под лунными лучами, другие — под крышей или на пороге.

В городской квартире вполне подойдет балкон.

Как отмечают православные этот день?

В Великую среду христиане вспоминают о том, что Иуда против Христа натворил и грешницу со слезам своими поддельными.

Хозяйки уборку в доме закончить к этому дню уже должны.

Дом украсить надо ветками вербы, которые в Вербное воскресенье домой принесены должны быть.

Также, на карнизы окон весят цветы красивые и зеленые веточки растений. Можно самостоятельно их даже сделать из подручных материалов.

Везде по дому следует букеты цветов живых расставить. Это могут быть тюльпаны, нарциссы или любые другие цветы, которые только найдете.

Среда страстной седмицы, что можно сделать в этот день

В среду (как и в понедельник, и во вторник) совершается Литургия преждеосвященных даров — последняя в течение Великого поста, и в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Также земные поклоны (кроме поклонов перед Плащаницей) более не совершают до самого праздника Троицы.

В Великую среду на вечерней службе совершается таинство исповеди. Священнослужители отмечают, что для прихожан вечер среды — это особая возможность исповедоваться более подробно, чем в обычные дни, и призывают ею воспользоваться.

Великая среда — это последний день для работ по хозяйству. Обычно уборку начинают именно в среду, продолжая ее в четверг.

В этот день в старину под крышу дома клали хлеб, соль и мыло. Считалось, что насыщаясь особой энергетикой, хлеб и соль служат оберегом для дома и семьи весь будущий год, а этим мылом мылась вся семья в Чистый четверг.

В этот день, как и в два первых дня Страстной недели, необходимо соблюдать строгий пост. Пища только растительная и сырая без масла. Нельзя также в этот день устраивать свадьбы, праздновать дни рождения и другие мирские праздники.

Приметы и обряды в Среду Страстной седмицы

В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность — от коровы до курицы — и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства. В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней. Считалось, что в эту полночь даже «ворон купает детей своих».

Читайте также:  Православные молитвы на верных друзей - православные молитвы

Существовал даже обычай в полночь Страстного Четверга девушкам заходить по пояс в реку (если лед уже сошел) и, встав в тесный кружок, призывать весну. Если лед еще не тронулся, девушки умывались из проруби и катались «на восточную и западную стороны» по земле.

Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается».

А чтобы молодые люди обращали внимание, девушки, умываясь, приговаривали: «Как светел и красен Чистый Четверг, так и раба (имя) для всех буду прекрасной. Аминь».

В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке.

Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке.

После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

Источник: https://pronedra.ru/sreda-strastnoy-sedmitsyi-velikogo-posta-2018-pripadaet-na-4-aprelya-224642.html

Великая среда. Страстная седмица: день за днем

Время Страстной седмицы – время особенное в жизни христианина. Это время когда вопрос: как ты изменился, если за тебя Свою Жизнь отдал Христос, — встает перед нами во всей своей силе и драматизме.

Богослужения этой седмицы отличаются особой трогательностью; мы словно проходим со Спасителем Его последний земной путь. Службы непростые, что-то в них может показаться непонятным, но когда мне на эту сложность и непонятность указывают, я отвечаю: Вспомните слова Христа, сказанные в Гефсиманском саду ученикам: Пободрствуйте со Мною…

Даже, если мы понимаем лишь 10% (а едва ли понимаем меньше), из богослужения Страстных дней, то и этого достаточно, чтобы душа испытала потрясение, шок от осознания происшедшего. А где не понимаем, просто побудем со Христом, пободрствуем вместе с Ним…

Я расскажу о службах страстных дней, о каждом из этих шести дней, начиная с понедельника и заканчивая субботой. Расскажу о том богослужении, которое совершается в каждый из дней и о тех темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения.

Богослужение Великой Среды:

Утром: Часы, Изобразительные и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Вечером: Великое Повечерие

Богословие Великой Среды:

Великая Среда – день предания на Страдания и Смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
…Ночь со Вторника на Среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17).

Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить Его, — некая жена -«грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как Он Сам объяснил ее поступок. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены-«грешницы», родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена-«грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

Эти два евангельских события и становятся центром и содержанием богослужения этого дня. «И утренний Трипеснец, и стихиры посвящены этим двум образам.

Простерла блудница власы к Тебе, Владыко, простер и Иуда свои руки беззаконным, — одна, чтобы принять прощение, другой — сребреники… Наибольшего молитвенного напряжения и покаянного чувства церковная песнь достигает в стихире инокини Кассии: Господи, яже во многия грехи впавшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющее! (В. Зандер)

Джотто. Поцелуй Иуды

На 9 Часе трогательный тропарь перед пророчеством Иезекииля: Днесь лукавое собрася сонмище, и на Тя тщетная поучишася.

Днесь от согласия удавление Иуда обручает, Каиафа же неволею исповедует: яко един за всех восприемлеши смерть волею, Избавителю наш Христе Боже, слава Тебе. (Русский перевод: В сей день собрался коварный синедрион и против Тебя замыслил тщетное.

В сей день за сговор с ними с петлей Иуда обручается, Каиафа же невольно исповедует, что Ты один за всех страдание принимаешь добровольно. Искупитель наш, Христе Боже, слава Тебе!)

А вслед за тропарем чтение самого пророка.

Опять поражаешься этим удивительным параллелям между пророком, жившим за много столетий до Рождества Христова и Самим Христом: Сказал Господь ко мне: «Сын человеческий! Пошлю Я тебя к сынам Израилевым, огорчающим Меня, которые огорчили Меня; Они сами и отцы их отвергли Меня до сегодняшнего дня, и сынами с упрямым лицом и с жестоким сердцем [сделались].

Я пошлю тебя к ним, и ты скажешь: «Так говорит Господь!» И вот, услышат ли они, или убоятся ли, – ибо они дом огорчающий – однако, познают, что ты – пророк посреди них. И ты, сын человеческий, не убойся их и не ужаснись пред лицом их; ибо они будут язвить и наступать на тебя – и посреди скорпионов ты обитаешь…

На Вечерне мы вновь возвращаемся к теме омытия ног Иисусовых миром и к теме предательства Иудой его Учителя. Приведу несколько стихир в русском переводе:

Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: «Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!»

Драгоценное миро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.

Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело – небрежение, великое – покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мира смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!

После Литургии Преждеосвященных Даров священнослужители выходят на солею. Перед Царскими вратами совершаются последние поклоны с молитвой Ефрема Сирина. С этого момента земные поклоны в храме до самого дня Пятидесятницы (праздник Святой Троицы) опускаются. Исключение – поклоны перед Плащаницей, полотном, на котором изображен почивший Христос.

Вечером в Среду во многих храмах совершается общая исповедь. В ночь со среды на Четверг Спаситель совершил с учениками последний ужин, на котором установил таинство Евхаристии. Завтрашнее утро будет посвящено этому событию. Во всех православных храмах мира будет служится Литургия Святого Четверга.

Но об этом завтра…

Источник: https://pravlife.org/ru/content/velikaya-sreda-strastnaya-sedmica-den-za-dnem

Великая Среда Страстной седмицы

Ночь со втор­ни­ка на сре­ду Иисус Хри­стос в по­след­ний раз пе­ред сво­ей смер­тью про­вел в Вифа­нии. Здесь в до­му Си­мо­на про­ка­жен­но­го уго­то­ва­на бы­ла для Спа­си­те­ля ве­че­ря.

Же­на-греш­ни­ца, узнав, что Он воз­ле­жит в до­му фа­ри­се­е­вом, при­сту­пи­ла к Нему с ала­васт­ро­вым (але­баст­ро­вым) со­су­дом ми­ра цель­но­го дра­го­цен­но­го и воз­ли­ла Ему на гла­ву, в знак сво­ей люб­ви и бла­го­го­ве­ния к Нему (Лк. 7:36-50).

Уче­ни­ки Его жа­ле­ли о тра­те ми­ра: мо­жа­ше бо сие, го­во­ри­ли они, про­да­но бы­ти вя­щи­ле трех сот пе­нязъ и да­ти­ся ни­щим. Но Иисус Хри­стос за­пре­тил сму­щать же­ну и по­хва­лил ее: де­ло бо доб­ро со­де­ла о Мне, ска­зал Он.

Все­гда бо ни­щыя има­те с со­бою, и егда хо­ще­те, мо­же­те им доб­ро тво­ри­ти: Мене же не все­гда има­те. Воз­лив­ши сия ми­ро на те­ло Мое, на по­гре­бе­ние Мя со­тво­ри. Аминь гла­го­лю вам: иде­же аще про­по­ве­да­но бу­дет Еван­ге­лие сие, во всем ми­ре, ре­чет­ся и еже со­тво­ри сия, в па­мять ея.

Так, по сло­ву Хри­сто­ву, де­лом доб­рым долж­но счи­тать не од­но бла­го­тво­ре­ние ближ­ним нуж­да­ю­щим­ся, но и по­силь­ное вы­ра­же­ние люб­ви к Бо­гу и ближ­ним; не од­но бла­го­тво­ре­ние ближ­ним, ко­то­рых ви­дим, но и при­но­ше­ние Са­мо­му Бо­гу, Ко­то­ро­го не ви­дим, бла­го­дат­но при­сут­ству­ю­ще­му во хра­мах!

Меж­ду тем, как Иисус Хри­стос воз­ле­жал в до­му Си­мо­на, пер­во­свя­щен­ни­ки, книж­ни­ки и ста­рей­ши­ны иудей­ские, по­сто­ян­но на­блю­дая за Гос­по­дом, со­брав­шись у пер­во­свя­щен­ни­ка Ка­иа­фы, со­ве­то­ва­лись, как бы взять Иису­са Хри­ста хит­ро­стью и убить.

Но го­во­ри­ли: толь­ко не в празд­ник, чтобы не сде­ла­лось воз­му­ще­ния в на­ро­де.

То­гда в без­за­кон­ное сбо­ри­ще при­хо­дит Иуда Ис­ка­ри­от, один из две­на­дца­ти уче­ни­ков Иису­са Хри­ста и пред­ла­га­ет: что ми хо­ще­те да­ти, и аз вам пре­дам его? С ра­до­стью при­ня­ли непра­вед­ные су­дии ко­вар­ный умы­сел Иуды, за­ра­жен­но­го ко­ры­сто­лю­би­ем, и по­ста­ви­ша ему три­де­сятъ среб­ре­ник. От­то­ле небла­го­дар­ный уче­ник ис­ка­ше удоб­на вре­ме­ни да пре­даст Спа­си­те­ля ми­ра (Мф. 26:3-16. Мк. 14:1-11). Ис­пол­няя сло­ва Гос­по­да о жене, за два дня до смер­ти Его по­ма­зав­шей Его ми­ром: во всем ми­ре ре­чет­ся и еже со­тво­ри сия, в па­мять ея, Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Ве­ли­кую Сре­ду вос­по­ми­на­ет пре­иму­ще­ствен­но о жене греш­ни­це, воз­лив­шей ми­ро на гла­ву Спа­си­те­ля, про­по­ве­дуя ми­ру, еже со­тво­ри сия, в па­мять ея, и вме­сте об­ли­ча­ет пре­да­тель­ство Иуди­но. Си­нак­сарь на Ве­ли­кую Сре­ду на­чи­на­ет­ся сти­ха­ми:

Же­на по­ла­га­ю­щи те­ле­си Хри­сто­ву ми­ро Ни­ко­ди­мов пред­при­ят смир­на­лой.

«Се лу­ка­вый со­вет, – пла­чев­но вос­пе­ва­ет Цер­ковь в Ве­ли­кую Сре­ду, – во­ис­ти­ну со­брал­ся неисто­во: как осуж­ден­ни­ка осу­ди­те го­ре Си­дя­ще­го, и Су­дию всех Бо­га.

Иуда льстец, среб­ро­лю­бия ра­чи­тель­ству­яй, пре­да­ти Тя, Гос­по­ди, Со­кро­ви­ще жи­во­та, те­чет к иуде­ям». «Греш­ни­ца при­нес­ла к но­гам Хри­сто­вым гла­ву свою, – как го­во­рит и св.

Зла­то­уст, – Иуда про­стер ру­ки к без­за­кон­ным; та ис­ка­ла остав­ле­ния гре­хов, а сей взять среб­ре­ни­ки.

Греш­ни­ца при­нес­ла ми­ро для по­ма­за­ния Гос­по­да: уче­ник со­гла­ша­ся с без­за­кон­ны­ми, она ра­до­ва­лась, тра­тя ми­ро мно­го­цен­ное: этот за­бо­тил­ся про­дать Неоце­ни­мо­го; она Вла­ды­ку по­зна­ва­ла, а этот от Вла­ды­ки уда­лял­ся; она осво­бож­да­лась от гре­ха, а сей де­лал­ся плен­ни­ком его».

О жене-греш­ни­це и о пре­да­тель­стве Иуди­ном Цер­ковь вос­по­ми­на­ет в Ве­ли­кую Сре­ду с древ­них вре­мен. В 4 ве­ке Ам­фи­ло­хий, епи­скоп Ико­ний­ский, Иоанн Зла­то­уст го­во­ри­ли бе­се­ды в Ве­ли­кую Сре­ду о жене-греш­ни­це, по­ма­зав­шей Иису­са Хри­ста ми­ром.

Рав­но Ис­и­дор Пе­лу­сиот упо­ми­на­ет о ней в сво­ем пи­са­нии и от­но­сит ее зна­ме­на­тель­ное вы­ра­же­ние ве­ры и люб­ви к Спа­си­те­лю к Ве­ли­кой Сре­де. В 8 ве­ке Кос­ма Ма­и­ум­ский, в 9 пре­по­доб­ная Кас­сия со­чи­ни­ли мно­гие сти­хи­ры для бо­го­слу­же­ния в Ве­ли­кую Сре­ду, ныне ис­пол­ня­е­мые в этот день.

Свя­ти­тель Зла­то­уст в 80 бе­се­де сво­ей на Еван­ге­лие от Мат­фея го­во­рит о жене-греш­ни­це: эта же­на, по-ви­ди­мо­му, есть од­на и та же у всех Еван­ге­ли­стов: но нет. Три еван­ге­ли­ста, мне ка­жет­ся, го­во­рят об од­ной и той же; но Иоанн – о дру­гой, неко­то­рой чуд­ной жене – сест­ре Ла­за­ря.

Еван­ге­лист не про­сто упо­мя­нул о про­ка­зе Си­мо­на, но с тем, дабы по­ка­зать при­чи­ну, по­че­му же­на с дерз­но­ве­ни­ем при­сту­пи­ла к Иису­су.

По­ели­ку про­ка­за ка­за­лась ей бо­лез­нию нечи­стою и гнус­ною, и меж­ду тем она ви­де­ла, что Иисус ис­це­лил че­ло­ве­ка и очи­стил про­ка­зу, – ина­че не вос­хо­тел бы остать­ся у про­ка­жен­но­го: то она возы­ме­ла на­деж­ду, что Иисус лег­ко очи­стит и ду­шев­ную ея нечи­сто­ту.

Ис­пол­ни­лось то, что Хри­стос пред­ска­зал о жене-греш­ни­це. Ку­да не пой­дешь во все­лен­ной, вез­де слы­шишь, что воз­ве­ща­ют об этой жене; хо­тя она не зна­ме­ни­та и не име­ла мно­гих сви­де­те­лей.

Кто же это воз­ве­стил и про­по­ве­дал? Си­ла То­го, Кто пред­ска­зал сие.

Про­шло столь­ко вре­ме­ни, а па­мять об этом про­ис­ше­ствии не ис­тре­би­лась; и пер­сы, и ин­дей­цы, и ски­фы, и фра­ки­ане, и сар­ма­ты, и по­ко­ле­ние мав­ров, и жи­те­ли Бри­тан­ских ост­ро­вов по­вест­ву­ют о том, что сде­ла­ла же­на-греш­ни­ца тай­но в до­ме.

Услышь­те все среб­ро­люб­цы, страж­ду­щие Иуди­ною бо­лез­нию, услышь­те и бе­ре­ги­тесь стра­сти среб­ро­лю­бия.

Ес­ли тот, кто на­хо­дил­ся с Хри­стом, тво­рил чу­де­са, поль­зо­вал­ся та­ким уче­ни­ем, низ­верг­ся в то­ли­кую без­дну от то­го, что не был сво­бо­ден от этой бо­лез­ни: то тем бо­лее вы, не слы­шав­шие да­же Пи­са­ния и все­гда при­креп­ля­ю­щи­е­ся к на­сто­я­ще­му, удоб­но мо­же­те быть улов­ле­ны этою стра­стию, ес­ли не бу­де­те при­ла­гать непре­стан­но­го по­пе­че­ния.

Читайте также:  Сильная молитва святой матроне московской об учебе и перед экзаменом - православные молитвы

Как же Иуда сде­лал­ся пре­да­те­лем, спро­сишь ты, ко­гда он при­зван Хри­стом? Бог, при­зы­вая к Се­бе лю­дей, не на­ла­га­ет необ­хо­ди­мо­сти и не де­ла­ет на­си­лия во­ле тех, кои не же­ла­ют из­брать доб­ро­де­те­ли, но уве­ще­ва­ет, по­да­ет со­ве­ты, все де­ла­ет, вся­че­ски ста­ра­ет­ся, дабы по­бу­дить их со­де­лать­ся доб­ры­ми: еже­ли же неко­то­рые не же­ла­ют быть доб­ры­ми, Он не при­нуж­да­ет! Гос­подь из­брал Иу­ду в лик апо­сто­лов, по­то­му что он пер­во­на­чаль­но был до­сто­ин это­го из­бра­ния.

На утре­ни в Ве­ли­кую Сре­ду Пра­во­слав­ная Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет про­ро­че­ские сло­ва Гос­по­да о мно­го­плод­ной смер­ти Его; о про­слав­ле­нии Его гла­сом Бо­га От­ца: при­и­де глас с небе­се: и про­сла­вих и па­ки про­слав­лю, и что он есть свет ми­ра (Ин. 12:17-50).

В день пре­да­ния Гос­по­да на стра­да­ния и смерть за гре­хи на­ши, ко­гда Он про­стил гре­хи жене-греш­ни­це, Цер­ковь по со­вер­ше­нии Ча­сов окан­чи­ва­ет, по древ­не­му обык­но­ве­нию, чте­ние мо­лит­вы: «Вла­ды­ко мно­го­мило­сти­ве, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте Бо­же», ко­то­рой она в про­дол­же­ние Ве­ли­ко­го по­ста еже­днев­но, на бо­го­слу­же­нии по­ве­че­рия, при пре­кло­не­нии глав и ко­лен пред­сто­я­щи­ми, хо­да­тай­ству­ет пред Бо­гом о да­ро­ва­нии нам остав­ле­ния пре­гре­ше­ний на­ших. В по­след­ний так­же раз в Ве­ли­кую Сре­ду со­вер­ша­ет­ся Ли­тур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров, на ко­то­рой Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет о жене, по­ма­зав­шей Гос­по­да ми­ром, и о ре­ши­мо­сти Иуды пре­дать Гос­по­да (Мф. 26:6-16). В Ве­ли­кую Сре­ду пре­кра­ща­ют­ся и ве­ли­кие по­кло­ны, тво­ри­мые при мо­лит­ве св. Еф­ре­ма Си­ри­на: «Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та мо­е­го» и проч. По­сле сре­ды по­ста­нов­ле­но со­вер­шать эту мо­лит­ву до Ве­ли­ко­го Пят­ка толь­ко ино­кам в ке­ли­ях. Та­ким об­ра­зом мо­лит­ва свя­то­го Еф­ре­ма Си­ри­на в сре­ду неде­ли сыр­ной на­чи­на­ет­ся, и в Сре­ду Страст­ную окан­чи­ва­ет­ся. Обык­но­ве­ние окан­чи­вать чин ве­ли­ко­пост­но­го бо­го­слу­же­ния в Ве­ли­кую Сре­ду есть древ­нее. О нем упо­ми­на­ет в 4 ве­ке Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский.

Про­то­и­е­рей Г.С. Де­боль­ский. Дни бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. 1901 г.

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/velikaya-sreda-strastnoy-sedmitsy-

4 апреля – Великая среда: что можно и что нельзя делать в этот день

4 апреля 2018 года наступает Великая среда – середина Страстной недели.

Великая среда отмечается в среду перед Пасхой каждого года. Страстная среда (Великая среда) — среда Страстной недели, на которой вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа в доме Симона и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников.

Другие названия

Страстная среда, Среда Страстной Седмицы, Среда перед Пасхой, Великая среда Страстной недели. Страстная среда дата в 2018 году – 4 апреля.
Даты Великой среды в ближайшие годы – 24 апреля 2019 года. – 15 апреля 2020 года. – 28 апреля 2021 года.

Более подробно о Страстной неделе, что можно и что нельзя делать, читайте ЗДЕСЬ.

История Ночь со вторника на среду Иисус Христос в последний раз перед своей смертью провел в Вифании. Здесь в дому Симона прокаженного уготована была для Спасителя вечеря. Жена-грешница, узнав, что Он возлежит в дому фарисеевом, приступила к Нему с алавастровым (алебастровым) сосудом мира цельного драгоценного и возлила Ему на главу, в знак своей любви и благоговения к Нему (Лк. 7, 36-50). Ученики Его жалели о трате мира: можаше бо сие, говорили они, продано быти вящиле трех сот пенязъ и датися нищим. Но Иисус Христос запретил смущать жену и похвалил ее: дело бо добро содела о Мне, сказал Он. Всегда бо нищыя имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити: Мене же не всегда имате. Возливши сия миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори. Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие, во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея. Так, по слову Христову, делом добрым должно считать не одно благотворение ближним нуждающимся, но и посильное выражение любви к Богу и ближним; не одно благотворение ближним, которых видим, но и приношение Самому Богу, Которого не видим, благодатно присутствующему во храмах! Между тем, как Иисус Христос возлежал в дому Симона, первосвященники, книжники и старейшины иудейские, постоянно наблюдая за Господом, собравшись у первосвященника Каиафы, советовались, как бы взять Иисуса Христа хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Тогда в беззаконное сборище приходит Иуда Искариот, один из двенадцати учеников Иисуса Христа и предлагает: что ми хощете дати, и аз вам предам его? С радостью приняли неправедные судии коварный умысел Иуды, зараженного корыстолюбием, и поставиша ему тридесятъ сребреник. Оттоле неблагодарный ученик искаше удобна времени да предаст Спасителя мира (Мф. 26, 3-16. Мк. 14, 1-11). Исполняя слова Господа о жене, за два дня до смерти Его помазавшей Его миром: во всем мире речется и еже сотвори сия, в память ея, Православная Церковь в Великую Среду воспоминает преимущественно о жене грешнице, возлившей миро на главу Спасителя, проповедуя миру, еже сотвори сия, в память ея, и вместе обличает предательство Иудино. О жене-грешнице и о предательстве Иудином Церковь воспоминает в Великую Среду с древних времен. В 4 веке Амфилохий, епископ иконийский, Иоанн Златоуст говорили беседы в Великую Среду о жене-грешнице, помазавшей Иисуса Христа миром. Равно Исидор Пелусиот упоминает о ней в своем писании и относит ее знаменательное выражение веры и любви к Спасителю к Великой Среде. В 8 веке Косьма маиумский, в 9 преподобная Кассия сочинили многие стихиры для богослужения в Великую Среду, ныне исполняемые в этот день. Святитель Златоуст в 80 беседе своей на Евангелие от Матфея говорит о жене-грешнице: эта жена, по-видимому, есть одна и та же у всех Евангелистов: но нет. Три евангелиста, мне кажется, говорят об одной и той же; но Иоанн — о другой, некоторой чудной жене — сестре Лазаря. Евангелист не просто упомянул о проказе Симона, но с тем, дабы показать причину, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Поелику проказа казалась ей болезнию нечистою и гнусною, и между тем она видела, что Иисус исцелил человека и очистил проказу, — иначе не восхотел бы остаться у прокаженного: то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и душевную ея нечистоту. Исполнилось то, что Христос предсказал о жене-грешнице. Куда не пойдешь во вселенной, везде слышишь, что возвещают об этой жене; хотя она не знаменита и не имела многих свидетелей. Кто же это возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал сие. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и персы, и индейцы, и скифы, и фракиане, и сарматы, и поколение мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена-грешница тайно в доме. Услышьте все сребролюбцы, страждущие Иудиною болезнию, услышьте и берегитесь страсти сребролюбия. Если тот, кто находился с Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в толикую бездну от того, что не был свободен от этой болезни: то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прикрепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непрестанного попечения. Как же Иуда сделался предателем, спросишь ты, когда он призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, кои не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми: ежели же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает!. Господь избрал Иуду в лик апостолов, потому что он первоначально был достоин этого избрания. На утрени в Великую Среду Православная Церковь благовествует пророческие слова Господа о многоплодной смерти Его; о прославлении Его гласом Бога Отца: прииде глас с небесе: и прославих и паки прославлю, и что он есть свет мира (Ин. 12, 17-50). В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене-грешнице, Церковь по совершении Часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которой она в продолжение Великого поста ежедневно, на богослужении повечерия, при преклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую Среду совершается Литургия преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о решимости Иуды предать Господа (Мф. 26, 6-16). В Великую Среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» и проч. После среды постановлено совершать эту молитву до Великого Пятка только инокам в келиях. Таким образом молитва святого Ефрема Сирина в среду недели сырной начинается, и в Среду Страстную оканчивается. Обыкновение оканчивать чин великопостного богослужения в Великую среду есть древнее. О нем упоминает в 4 веке Амвросий медиоланский.

Традиции и обряды

Главные традиции в этот день — богослужения в храмах; уборка в доме, вынос мусора, подготовка продуктов к пасхальным блюдам. — В Великую среду в церковной службе прославляется женщина-грешница и проклинается предательство Иуды. Утром служатся Часы и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров, вечером – Великое Повечерие.

Во многих храмах вечером совершается общая исповедь. — В народе в этот день люди убирают в доме: моют полы, выбивают ковры, выносят мусор. Украшают дом к светлому празднику Пасхи цветами. Готовят яйца к покраске и продукты для куличей. – В Великую среду принято подавать милостыню и преподносить подарки нуждающимся, чтобы не поддаться греху сребролюбия.

– В этот день в храмах совершается таинство исповеди. Священнослужители утверждают, что Великая среда – это подходящий день для того, чтобы исповедоваться и покаяться в совершенных грехах. – На Руси в Великую среду под крышу было принято класть хлеб, соль и мыло.

Считалось, что хлеб и соль наделяются положительной энергетикой и благодаря этому становятся сильным оберегом для дома и его обитателей. Мылом умывалась вся семья, чтобы защитить себя от порчи и болезней. – Подготовка к долгожданной Пасхе в самом разгаре, и в Великую среду принято приступать к украшению дома.

Для этой цели предпочтительно использовать веточки вербы или живые цветы. Помимо этого используются крашеные яйца, а также игрушки и статуэтки кроликов.

Что можно кушать в Великую среду

В Великую среду верующие соблюдают строгий пост. По церковному уставу, в этот день полагается сухоядение. Разрешается кушать хлеб, воду, соль, сырые овощи и фрукты, орехи, мед, сухофрукты.

Что нельзя делать в Великую среду

– По церковным правилам, в этот праздник запрещается конфликтовать, ругаться матом, думать о плохом. – Нельзя посещать увеселительные мероприятия, петь, танцевать. – По народным поверьям, запрещается рубить дрова, шить, вязать и вышивать.

Приметы и поверья на Великую среду

– Если в Великую среду облить домашний скот талым снегом с добавлением прошлогодней «четверговой соли», то это убережет животных от болезни и порчи. – Народные приметы гласят, что в Великую среду снег наделяется целебными свойствами. В талую воду добавляли прошлогоднюю четверговую соль и окропляли этим раствором домашний скот для защиты от болезней.

– Считается, что если в Великую среду облить себя с ног до головы талой водой, то весь год болезни будут обходить вас стороной.

Просмотров 1, сегодня просмотрели 1Поделитесь новостью с друзьями

Источник: http://iaropolch.ru/4-aprelya-velikaya-sreda-chto-mozhno-i-chto-nelzya-delat-v-etot-den/

Ссылка на основную публикацию