Церковь покрова божией матери в нижней ореанде, ялта — православные молитвы

Русь под Покровом Богородицы / Православие.Ru

Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде, Ялта - православные молитвы    

Кому довелось зафиксировать в памяти и на фотопленке дивный суздальский вид на древний Покровский монастырь, открывающийся с высокого берега речки Каменки, притоки знаменитой реки Нерль, — тот стремится сюда снова и снова. В том числе, вспоминая эту волнующую панораму в фильме А.

Тарковского «Андрей Рублев».

И если сойти с этого места, то следует пойти в сам Покровский монастырь, прекрасный в любое время года, увидеть множество рябиновых кустов-дерев, поклониться в Анно-Зачатьевской трапезной церкви (1551) честным мощам преподобной Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой, жене Василия III).

Покровский монастырь — один из сущностных центров и жемчужин древнего Суздаля, ради красоты и содержательности помещаемый в кадры исторических кинолент, основан в 1364 г. при князе Дмитрии Константиновиче, а нынешний вид ансамбля сложился в XVI в.

, когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI—XVII вв. был одним из крупнейших на Руси.

Под Покровским собором находится усыпальница, где погребены ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Древней Руси: Александра (дочь Ивана III), Анна Васильчикова (жена Ивана IV Грозного), Евдокия Нагая (первая жена удельного князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного), Евпраксия Пожарская, Евдокия Лопухина (первая жена Петра I)… Славившиеся своим рукоделием инокини этой обители оставили свой след и в истории русского церковного искусства. Сохранились покровцы, иначе называемые «сударь».

Покровский монастырь в Суздале.

Фото автора    

Мне привелось побывать тут трижды: юношей в августе 1977-го как туристу, в 2003-м на Пасху как паломнику, в декабре 2013-го как члену жюри литературного форума «Золотой витязь».

Та же Пасха 2003-го привела меня к самому памятному Покровскому храму Руси, изначальному — Покрова на Нерли (XII в.), к нему мы плыли с окраины Боголюбова на надувной лодке с мотором, сквозь ледяной дождь.

Храм Покрова на Нерли    

Дважды посчастливилось побывать в московском Покровском монастыре у блаженной Матронушки Московской, а в покровские дни 2014-го — в Мармыжах на Курщине, на родине скульптора Вячеслава Клыкова, который воздвиг в своей деревне Покровский храм, вдохновленный творениями владимиро-суздальских зодчих, имея в уме и сердце ту самую церковку, что на Нерли.

Покровский храм в Мармыжах. Фото автора    

* * *

К чему я вспоминаю эти покровские храмы, а также те, о которых будет рассказано дальше? К тому, что везде по Руси издревле укоренено почитание праздника Покрова Богородицы.

Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, отмечаемый православными 14 октября по новому стилю, ощущается особенно, тепло.

Быть может, причиной тому является и общая эмоциональная атмосфера — последние теплые деньки бабьего лета, даруемые нам природой, к тому же окрашенные в удивительной красоты осенние цвета, «багрец и золото», столь возлюбленные нашими поэтами и художниками.

Элегические чувства в преддверии зимы, приглашающие нас к глубоким размышлениям о смысле жизни, соотносятся со стоящим на середине октября праздником Покрова, в виду которого на Руси устраивались свадьбы, дабы защитительный омофор (покрывало) хранил создаваемые семьи.

Его отмечают по всей Руси, памятуя также о грозных событиях X века, когда, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «в годину бедствия, нашедшего на греческое государство, гибель его была предопределена всем ходом событий «и не имам заступающаго»».

Православная Русь — удел Божией Матери, и всех, всех притекающих под омофор, покрывает им Богородица.

По словам иеромонаха Мелетия (Серебрякова), «Русь, приняв Святое Крещение, столь ревностно стала подвизаться в делании заповедей Божиих, что вскоре стала именоваться Святой и Домом Пречистой Богородицы.

Эти наименования не есть лишь восторженные эпитеты, но плод живого опыта богообщения наших предков и действительных проявлений благодати Божией во всех уголках нашего Отечества на протяжении всей его истории.

Сколько прославлено чудотворных икон Божией Матери на Руси! Сколько явлено чудных свидетельств действия спасающей благодати Божией! Как чудным предстательством Божией Матери была спасена Почаевская Лавра от нашествия неприятеля, сколько свидетельств заступничества Пречистой было явлено в Киево-Печерской обители! Сколько раз Москва была спасаема от иноплеменников Ее предстательством! Сколько иных свидетельств живой связи Небесной и земной Церквей!..»

Своим особым днем почитает праздник Покрова русское казачество во всех пределах Российского Царствия, даже (или особенно!) при нынешней временной раздробленности.

«Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом. Нам с тобой не будет ничего страшно: работай-знай — и живи, не бойся, заступа у нас великая», — говорит персонаж романа И. Шмелева «Лето Господне».

* * *

Храм Покрова Богородицы в Ореанде. Фото автораОдин из Покровских храмов Пресвятой Богородицы в Крыму находится в Нижней Ореанде, близ ялтинской Ливадии. Был он построен на скальном резком склоне почти над морем по заказу великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 г. в грузинско-византийском стиле по проекту академика архитектуры А. А.

Авдеева. Храм богато украшен мозаичными образами и орнаментами работы итальянского мастера по мозаике Антонио Сальвиати. В украшении храма принимали участие такие знаменитые живописцы и орнаменталисты, как князь Г. Г. Гагарин, бывший вице-президент Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, академики Д. И. Гримм, М. В. Васильев.

В конце XIX – начале XX в. храм считался одним из красивейших на Южном берегу Крыма. В этом благодатном месте служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, здесь говела и причащалась вмц Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Начиная с Александра III, сюда приходила молиться вся царская фамилия, все великие князья и княгини, когда они отдыхали на Южнобережье.

Здесь бывал и писатель Чехов. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви…

Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве» — это строки одного из лучших рассказов Чехова «Дама с собачкой».

* * *

Чтут Покров и в Киеве – купели Русского Крещения, матери городов русских, и чем острей вражья атака, тем крепче вера православная.

На киевском Подоле, древнейшем историческом районе Киева, в правобережной низине между устьем реки Почайны и склонами Старокиевской и Замковой гор, а также гор Щекавица и Хоревица, где, как утверждают, проходили первые крещения во Святую веру Христову воинов дружины князя Аскольда, еще задолго до Крещения Руси, между Боричевым Током и находящейся ниже Покровской улицей, расположена одна из красивейших в Киеве Покровская церковь (1766), построенная в стиле южнорусского барокко, совмещенного с елизаветинским.

Покровский собор на киевском Подоле. Фото автора    

Несомненно, архитектор учитывал существование на горе Андреевской церкви, с которой Покровская аукается своими барочными формами.

Во время нацистской оккупации, с осени 1941 г., когда богослужение в Покровском храме возобновилось, настоятель храма, известный протоиерей Алексей Глаголев (1901–1972), сын знаменитого о.

Александра, прототипа персонажа романа М. Булгакова «Белая гвардия», сделал храм местом спасения евреев, взрослых и детей, за что был удостоен посмертно, в 1992 г.

, звания Праведника мира, как и его сын Николай, отмеченный этим званием в 2001 г.

А киевский Покровский Княгинин монастырь стоит на горе Вознесенской, почти в самом центре мегаполиса. А на этой тихой горе, если кто не знает, стоит самый высокий храм Украины — Свято-Никольский собор, главное сооружение Покровского женского монастыря, основанного в конце XIX в. Собор был построен за 15 лет, в1896–1911 гг.

, по проекту киевского архитектора Владимира Николаева, в неороссийском стиле по эскизному рисунку великого князя Петра Николаевича, сына основательницы монастыря. У безбожников и на эту красоту поднялась рука, но сегодня после восстановительных работ красавец-собор предстает в своем первозданном златоглаво-златокрестном виде.

Свое второе имя (Княгинин) монастырь получил потому, что был основан великой княгиней Александрой Петровной, которая в 1888 г. приобрела намеренно для устроения монастыря участок на киевской Лукьяновке общей площадью 6 десятин.

В Свято-Покровском женском общежительном монастыре сегодня служат панихиды по великой княгине, принявшей постриг как Анастасия и почившей в Киеве. В 1856 г., в свои неполные 18 лет, принцесса Александра-Фредерика-Вильгельмина Ольденбургская вышла замуж за великого князя Николая Николаевича – сына Николая I и брата Александра II.

Ее отец, сын Великой княгини Екатерины Павловны, находился на русской службе и был российским подданным.

Никольский храм Свято-Покровского женского монастыря в Киеве    

Великая княгиня Александра Петровна (конечно, уже как Анастасия) вела подвижнический образ жизни на ниве милосердия, в последние годы жизни возвела здесь немало больничных зданий.

* * *

И для Харькова (почти с самого основания города), и для всей Слобожанщины одной из сущностных, зримых и духовных черт, опор стал Покровский собор (1689) — старейшее из сохранившихся зданий, возвышающееся над рекой Лопань, на главном холме города, в Нагорном районе.

Ежегодно близ монастыря проводится Покровская ярмарка, где горожане и притекающие паломники всегда с радостью покупали и душеспасительную литературу, и иконки, и чудодейственные меды, и печатные прянички из Киева, а то и глиняные рукодельные колокольцы из Смоленска, от коих глаз невозможно отвесть.

Покровский монастырь в 2016 г. отметит 290-летие. В те октябрьские дни будет отмечаться и 220-летие Харьковской епархии, выросшей в недрах епархии Белгородской, которую некогда возглавлял святитель Иоасаф Белгородский.

Люди, переселявшиеся на Слобожанщину от преследования униатов, за свое спасение благодарили Богородицу и Ее Покров. И с тех пор красивый многоярусный Покровский собор стремится ввысь в ограде монастыря. Гордость и краса Харькова, один из его древних символов, со светло-небесным голубцом, «словно сомкнутые три свечи…», по чьему-то образному замечанию.

Читайте также:  Святая канавка пресвятой богородицы и святыни в дивеево - православные молитвы

Озерянский и Покровский храмы Покровского монастыря Харькова. Фото автора    

Близ него, в Греко-славянском коллегиуме, давшем на заре XIX в. начало двум учебным заведениям — Харьковскому университету и Духовной семинарии, некогда подвизался в научных и педагогических трудах философ Григорий Сковорода, ныне запечатленный в бронзе по соседству.

Богородичный Покров над Харьковом не истончился, здесь и сегодня, что бы ни говорили, как бы ни лаяли, осуществляется духовное стояние против сил разделения и разобщения — против церковного и ментального раскола, против чуждого западного влияния, против духовного и интеллектуального порабощения.

* * *

Верующий в покров и заступление Божией Матери хорошо знает способы, как нужно искать у Нее небесной помощи и как ее получить. И не только с любовью посещает храмы, где имеются чудотворные иконы Богородицы и где совершаются в установленные Церковью дни особые моления, но и дома перед образом Царицы Небесной творит ежедневное правило, читает акафисты.

Среди житейской суеты православный находит и время, и возможность вознести к Ней молитву, устремить к Ней свое сердце: «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим Богомати пришествием, и к Твоему взирающее пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша».

Источник: http://www.pravoslavie.ru/86752.html

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде

Церковь Покрова Божией Матери — церковь в Ливадии. Построена по заказу Великого Князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. Построена в грузинско-византийском стиле по проекту академика А.А. Авдеева. Храм украшен мозаиками итальянца Антонио Сальвиати. В строительстве принимали участие художник Кн. Г.Г. Гагарина, академики М. Гримм и В. Васильев.

В конце XIX — начале XX века храм считался одним из наилучших на ЮБК. В нем служил Иоанн Кронштадтский, причащалась княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, в церкви молились все члены императорской фамилии.

История

Великий князь сам выбрал место и название будущего храма.

Во время торжественной закладки церкви в фундамент была заложена дощечка С надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа: усѣрдием и ревностью владѣльца Орiанды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружаѣтся храмъ сей въ память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы. Апрель, 31 дня 1884 года въ лѣто III РХ. Аминь».

2 мая 1885 по распоряжению Константина Николаевича была сделана первая фотография строительства, затем каждый месяц делались новые снимки. До 8 июня стены были выгнаны до высоты карнизов и установлены шесть внешних крестов. До 14 июля возведены арки и своды центральной части. Колокола освятили 21 сентября 1885.

Антон Чехов упоминает церковь в Даме с собачкой:

В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства.

В 1924 году храм был закрыт и предан организации по охране памятников. В 1927 году здание пострадало от землетрясения. Церковь планировалось снести, пытались сбросить крест, но он сломался у основания.

Храм переоборудовали под механические мастерские, строительный и овощной склады. В 1992 году храм вернули верующим. В нем проводятся богослужения и идет частичная реставрация. В 2001 году рядом с церковью построили колокольню.

В Донецке отлили колокол весом 603 кг..

Архитектура

Храм построен в грузино-византийском стиле. Для строительство использовался камень, из которого возводили дворец в Ореанде. Строение небольшое, крестообразной формы, с одним куполом.

В барабане узкие арочные оконных прорези, в которых расположены по четыре круглых окна. Купол венчает четырехконечный византийский бронзовый золоченый ажурный крест. Его украшает очень редкое в иконографии изображение Христа без бороды.

Северная, западная и южная стороны храма обрамлены арочной галереей.

Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика Вел. князя, возле которого росли большие дубы. Вел. князь пожелал их сохранить, поэтому алтарь немного повернули на юго-восток. В качестве колокольни использовался растущий рядом дуб. Колоколов было пять: от 3 до 160 кг.

Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане большие кресты, украшающие внешние стены, изготовили в Ливорно из белого каррарского мрамора.

Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас был сделан мастером Кубышко из ореха, дуба, кипариса и можжевельника. Храм украшен мозаикой, большей частью до наших дней не дошедшей.

Почти полностью уничтожены образ Покрова Богородицы и еще девять икон.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/krym/hram-pokrova-presvyatoy-bogoroditsy-v-nizhney-oreande

Маленькое чудо в Ореанде. Церковь Покрова Божьей Матери

опубликовано: март 2016

Идея постройки церкви Покрова Божьей Матери

История церкви Покрова Божьей Матери началась ещё задолго до постройки, с того момента, как Ореанду посетила императорская чета. Николай I и Александра Федоровна по достоинству ценили эти прекрасные места, к тому же все земли в округе принадлежали царскому дому. В 1837 году, в ходе прогулки со свитой, в числе которой был таврический губернатор граф М.С.

Воронцов, императрица повелела установить крест на горе, ныне называемой Крестовой.  Воодушевлённые царственные особы уже видели в недалёком будущем в Нижней Ореанде большой дворец с парком. Дворец начали возводить в 1843 году по проекту архитектора Штакеншнейдера, закончили в 1852 году.

Дворец украшал прекрасный парк значительных размеров, к созданию которого приложил руку знаменитый крымский садовод Карл Кебах. 

Ближайшей церковью в то время была Крестовоздвиженская в Ливадии. Это единственная постройка, оставшаяся от прежнего дворцово-паркового ансамбля. После смерти Николая I дворец в Нижней Ореанде достался его сыну Константину Николаевичу, которому не довелось передать его  потомкам – в 1882 году грандиозный пожар сжег прекрасное здание  дотла.

Восстановить  дворец в первозданном виде Константину Николаевичу было не по средствам, однако на возведение храма денег у него хватало (у советской власти получилось возродить пусть не дворец, но красивое здание отеля «Нижняя Ореанда», благо парк уцелел).

В 1884 году в основание будущей церкви Покрова Божьей Матери положили традиционный символический камень. Место постройки выбрал сам Великий князь, как и название в честь праздника Покрова Пресвятой Божьей Матери.

Для реализации задумки князя был приглашен знаменитый архитектор Алексей Александрович Авдеев, который прославил себя в Крыму Владимирским собором (Усыпальница адмиралов) и церковью Святого Николая на Братском военном кладбище в Севастополе.

История постройки церкви Покрова Божьей Матери

В основу храма лег строительный материал, полученный  при разборке сгоревшего дворца.

Ориентацию алтарной апсиды пришлось немного изменить с восточной на юго-восточную дабы не пришлось рубить многовековый деревья этой прекрасной местности, которой так восхищался Константин Николаевич.

На одном из таких деревьев повесили колокола числом пять штук, так как ни звонницу, ни колокольню строить не предполагалось. Здание церкви быстро росло, и уже к концу 1885 года оно было полностью готово. 

Храм получился небольшим, но красивым. Великий князь был очень доволен результатом. Для внутренней отделки в Крым был приглашен знаменитый мастер мозаичных работ итальянец Антонио Сальвиати. Мозаика покрыла пол, паруса и даже купол церкви Покрова Божьей Матери. Для храма итальянец сделал мозаичные иконы Спасителя и Покрова Божьей Матери.

Его искусство вызвало восторженные отклики по всему Крыму, и уже скоро Сальвиати завален работой по созданию мозаик для других святых мест Крыма. В частности, его приглашает сам император Александр III для создания новой иконы «Воздвижение Честного Креста» в ливадийской церкви.  Кроме Сальвиати над росписью церкви Покрова Божьей Матери трудились художники Д.И.

Гримм и М.В.Васильев.

От Константина Николаевича имение с церковью Покрова Божьей Матери перешло во владение его сыновей Дмитрия и Константина, которые продали его наследнику престола, будущему Николаю II в 1894 году.

Последний император часто бывал в Крыму, любил он и своё имение в Ореанде. После смерти его отца Александра III наследнику престола досталось и Ливадийское имение, где старый дворцовый комплекс Николай приказал разобрать и выстроить новый.

Между Ливадией и Гаспрой, как раз над Нижней Ореандой проложили существующую и ныне Царскую (Солнечную) тропу.

 Ротонда над одним из изгибов тропы указывает вниз на то место, где некогда стоял императорский дворец, а сегодня  из-за зеленых крон выглядывает приветливая церковь Покрова Божьей Матери. Этот храм упомянул Чехов в своём блестящем рассказе «Дама с собачкой».

После окончания Гражданской войны новая власть не сразу ополчилась на церковь Покрова Божьей Матери. Поначалу было признана большая ценность мозаичных работ Антонио Сальвиати и они показывались желающим, словно музейные.

В 1927 году по южному побережью Крыма пронеслась разрушительная подземная волна землетрясения 1927 года, повредившая основательно здание церкви.

Власти тут же воспользовались поводом для закрытия церкви Покрова Божьей Матери, которая находилась на то время на балансе Ливадийского комплекса. 

Новую угрозу церкви Покрова Божьей Матери стал представлять строящийся пансионат «Нижняя Ореанда». Учитывая высокую статусность нового объекта, небольшой храм, скромно стоящий в сторонке уже без креста, было решено снести.

Читайте также:  Православные молитвы о помощи в родах ребенка - православные молитвы

Вмешательство неравнодушных людей спасло церковь Покрова Божьей Матери. Энтузиасты сохранения исторического прошлого Крыма смогли доказать, что старый храм Ореанды – архитектурный памятник. Здание спасли от уничтожения, но не от унижения.

В некогда красивом храме размещались   продовольственный и строительный склады, мастерские.

Современность церкви Покрова Божьей Матери

После развала Советского Союза прихожанам досталось тяжелое наследство в виде ветхого и разваливающегося здания церкви Покрова Божьей Матери. В стенах трещины, в кровле – дыры, оползни внесли свою лепту в разрушение храма.

Из многочисленных мозаичных шедевров сохранился только образ Спасителя Христа над папертью, изображение ангелов и апостолов на куполе и парусах и ещё несколько изображений.

Мозаики пола, образ Покрова Божьей Матери, множество икон – всё исчезло в советское время.  

И вот в 1992 году, как раз к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, местные жители привели в достойное состояние церковь Покрова Божьей Матери, для того, чтобы её натерпевшиеся стены впервые за много десятилетий услышали Божественную литургию.

В 2001 году возле храма построили звонницу с двухскатной крышей и крестом, для которой был отлит донецкими мастерами шестисоткилограммовый колокол. В 2002 году колокол и звонница были освящены протоиереем Николаем Доненко, первым настоятелем церкви Покрова Божьей Матери со времени её закрытия.

Здание церкви Покрова Божьей Матери в плане крестообразное.

Алтарный конец увенчан куполом с черепичной конусной крышей, южный и северный концы креста – полукруглые апсиды с изображениями крестов на стенах, длинный западный конец со всех сторон окружен крытой галереей с квадратными в поперечном разрезе колоннами. Между колоннами – арки.

Галерея и кровля храма покрыты желтой черепицей, сама церковь Покрова Божьей Матери – белая.  Купол покоится на барабане с узкими окнами. Рамы этих окон выполнены из каррарского мрамора. Не территории храма установлен бюст Иоанну Кронштадтскому, который служил здесь в своё время.

Церковь Покрова Божьей Матери в Ореанде. Как добраться

Если вы добираетесь своим автотранспортом со стороны Ялты, вам сначала нужно оседлать Старое Севастопольское шоссе, от которого в районе Верхней Ореанды есть поворот налево вниз к морю. Это и есть поворот на Нижнюю Ореанду.

Если же вы идёте пешком по Солнечной тропе, то вам нужно дойти до ротонды над посёлком, потом немного вернуться назад в поисках тропинки вниз. Эта тропа идёт через лес и также выводит в Нижнюю Ореанду.

Там уже будет несложно отыскать церковь Покрова Божьей Матери, к которой ведёт асфальтированная дорога. 

Вернувшись к ротонде и пройдя полкилометра по Солнечной тропе в сторону Гаспры, взберитесь на Крестовую гору, благо это несложно. Ныне там стоит крест, но не тот, что установила почти двести лет назад императрица, а другой, деревянный. Оттуда открываются захватывающие виды на Нижнюю Ореанду.

Примерно в полутора километрах от горы в направлении той же Гаспры находится церковь Святого Архистратига Михаила в Ореанде, о которой рассказано в соответствующей статье на сайте.

Ну и, конечно же, нельзя пропустить Крестовоздвиженскую церковь на территории Ливадийского дворцово-паркового комплекса, возведённую по проекту архитектора Ипполита Монигетти в 1864 году. Несомненно, это одна из красивейших церквей южного побережья Крыма.

Не стоит путать церковь в Ореанде с  храмом Покрова Святой Богородицы в Судаке, и его тезкой в Севастополе, о которых подробно рассказано в соответствующей статье на сайте. Ещё один маленький храм, названный в честь этого праздника находится в селе Рыбачье (между Алуштой и Судаком). Он находится в здании бывшего кинотеатра на улице Лучистой.

Церковь Покрова Божьей Матери в Ореанде находится далеко от шумных городов, запруженных дорог и экскурсионных достопримечательностей.

Несмотря на это, она известна за пределами Крыма как блестящее воплощение задумки просвещенного Великого князя Константина Николаевича, и поэтому пользуется заслуженным вниманием туристов, которые не ленятся отклониться от удобной ровной Солнечной тропы и взглянуть на небольшую красивую церковь у моря. 

olegman37

Источник: http://krymkrymkrym.ru/malenkoye-chudo-v-oreande-tserkov-pokrova-bozhyey-materi

Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (часть 1)

?deadOKey (deadokey) wrote,
2014-09-15 11:05:00deadOKey
deadokey
2014-09-15 11:05:00

Великий князь сам выбрал место для будущего храма.

Во время торжественной закладки церкви в основание ее фундамента поместили дощечку с текстом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа: усердием и ревностью владельца Орианды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружается храм сей в память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы.

Апрель, 31 дня 1884 года в лето III РХ. Аминь». Название для будущего храма Великий князь тоже выбрал сам.

Поначалу он пожелал освятить храм в честь Пресвятой Троицы, но так как он редко бывал в Крыму в начале лета, когда празднуется день Святой Пятидесятницы, то решил посвятить его своему любимому осеннему празднику — Покрову Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен в воспоминание видения святым Андреем Богоматери во Влахернском храме в Константинополе.

Великий князь Константин Николаевич был всесторонне образованным человеком, ценителем изящных искусств, литературы, музыки. Хорошо разбирался князь и в архитектуре.

Храм он задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. К возведению храма он пригласил лучших специалистов.

Проект разработал известный архитектор А.А. Авдеев (1819-1885).

5. В момент строительства купол венчал четырехконечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест. Первоначально храм предполагали возвести на той самой скале, на которой архитектор К.Ф. Шинкель намеревался построить дворец для императрицы Александры Федоровны в 1840 году, а впоследствии там был дом управляющего имением «Ореанда». Скала была несказанно живописна и высока, и храм господствовал бы над всей Ореандой: его было бы видно со всех сторон. Но от этой мысли пришлось отказаться. Во-первых, рядом находились винподвал и винокурня Константина Николаевича, и было как-то неприлично по соседству с такими заведениями сооружать храм; во-вторых, расположенный так высоко, храм оказался бы труднодоступным. Поэтому Великий князь решил построить храм неподалеку от своего Адмиральского домика.Это было одно из красивейших мест в имении с чудесным видом на море, Ялту, Ай-Тодор. Здесь росли могучие низкорослые вековые дубы, на самом большом из них с юго-восточной стороны было решено сделать оригинальную колокольню. Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма в Ореанде немного повернут на юго-восток.Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец. 2 мая 1885 года по распоряжению Константина Николаевича была сделана первая фотография хода строительства, затем каждый месяц делались новые снимки. К 8 июня стены были подняты до высоты карнизов и вставлены шесть наружных крестов. К 14 июля завершены арки и своды центральной части. Великий князь Константин Николаевич был доволен ходом работ. 9. Гора Аю-Даг. Ее часто называют Медведь-горой. По своей форме она действительно напоминает огромного медведя, пьющего воду из Чёрного моря. Согласно одной из старинных легенд, громадный медведь, пытаясь задержать беглецов, спасавшихся на лодке, решил выпить море. Пил долго, пока не окаменел… 10. Новый колокол был отлит в Донецке в 2001 году. 11. Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец в Ореанде. Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. В световом барабане — узкие арочные оконные проемы, в которых расположили по четыре круглых окна. Купол венчал четырехконечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест. Северную, западную и южную стороны храма обрамляет арочная галерея. У храма не было колокольни, для этого использовали растущий рядом дуб. На этой своеобразной звоннице была устроена площадка из двух досок, к ней вела деревянная лестница с перилами, все деревянные части лестницы были окрашены. Колоколов было пять, самый большой весил 160 килограммов, а самый маленький — 3 килограмма. Колокола освятили 21 сентября 1885 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского. Великий князь пригласил талантливого монаха-звонаря, искусством которого был чрезвычайно доволен: «…У него простодушное лицо, которое все сияет радостью, когда он исполняет свою звонарскую должность… И звонил он действительно аристократически. Созвучие этих колоколов чрезвычайно гармонично и производит прекрасное отрадное впечатление. Наш звонарь-монах есть олицетворенное добродушие». Чудесный звон колоколов с удовольствием слушали императоры Александр III и Николай II.Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане и большие кресты, украсившие наружные стены, были изготовлены в Ливорно из белого каррарского мрамора. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас сделал из ореха, дуба, кипариса и можжевельника мастер Кубышко, но со временем его предполагали заменить мраморным. Часть храма была расписана известными художниками: Д.И. Гриммом, академиком М.В. Васильевым, вице-президентом Императорской Академии художеств князем Г.Г. Гагариным. 13. Мозаичное изображение Спасителя и Апостолов в купольной части храма. Торжественное освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году. Эта церковь стала любимым детищем Великого князя Константина Николаевича, в ее создание он вложил частицу своей души и по праву гордился своим творением. «Я должен сознаться, — писал он, — что церковь вполне меня восхищает и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля. Стиль выдержан превосходно, и она делает впечатление, можно сказать, архаическое — изящной и благородной простотой… Главная красота церкви, по-моему, заключается в действительном согласии и благородстве всех линий. Я совершенно ею восхищен, и все, которые до сих пор ее видели, разделяют мое мнение…». Огромная заслуга Великого князя состоит в том, что он вновь возродил в России забытое искусство мозаики. Мозаика — это изображение или узор, выполненные из цветных камней, кусочков стеклянных сплавов (смальты), керамических плиток. Искусство мозаики достигло больших высот в Византии и оттуда пришло на Русь. Ею украшали лучшие киевские храмы, среди которых храм Софии. Затем наступило время, когда о мозаике забыли, только в XVIII веке великий русский ученый М. Ломоносов возродил это искусство. В своих лабораториях он провел множество опытов и научился получать смальту разных цветов и оттенков. Ломоносовым и его учениками выполнены замечательные мозаичные портреты и большое панно «Полтавская битва».Великого князя Константина Николаевича восхищало это искусство, ведь мозаика, в отличие от живописи, сохраняла краски яркими и насыщенными даже по прошествии сотен лет. Часть храма в Ореанде он решил украсить мозаичными образами. С этой целью обратились к известному итальянскому мастеру Антонио Сальвиати (1816-1890). Спустя месяц после освящения храма в Ореанде из Венеции прибыли мозаичные иконы Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, выполненные по рисункам князя Гагарина, знатока византийского зодчества и церковной иконописи. Образ Спасителя разместили над папертью, а образ Покрова Пресвятой Богородицы украсил горнее место храма. 15. Мозаичные иконы Рождество Христово и Воскресение Христово. 16. Значительная часть мозаики утрачена. К сожалению, большинство мозаик Покровской церкви в Ореанде не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и еще девять икон. Чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену. 17. Особенно пострадали иконы: сейчас невозможно идентифицировать лики русских святых, изображенных на стенах трапезной части. 19. Мозаичная икона Воскресение Христово. После революции храм пережил немало трудных дней и едва не погиб. На основании протокола № 16 от 8 мая 1924 года постановлением Президиума Крымского ЦИК домовая церковь в Ореанде была ликвидирована. Храм передан в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), который постановил, что церковь нельзя использовать под склад, клуб, жилье «как имеющую богатую мозаичную работу, являющуюся редкостью в СССР», и она «несомненно, должна перейти в ведение ОХРИС для демонстрирования ее перед массами, особенно перед учащимися». На замечательные мозаичные фрески приходили посмотреть экскурсанты, вход стоил всего 10 копеек. В 1925 году церковь была передана Управлению Ливадийским дворцом. Однако борцы с религией искали возможность окончательно закрыть храм. После печально знаменитого июньского землетрясения 1927 года трещина в алтарной части храма углубилась, частично потрескалась мозаика. Это дало повод Ялтинскому исполкому послать в КрымЦИК телеграмму: «Здание после землетрясения пришло в негодность. Находится в полуразрушенном состоянии. Подлежит срочному сносу». Но Господь не попустил совершиться этому кощунству. Атеисты пытались сбросить с купола церкви крест, однаком сорвать его не смогли — он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия. До окончания Великой Отечественной войны храм стоял закрытым. В 50-х годах выросла в бывшем имении советская здравница «Нижняя Ореанда», один за другим возводятся новые корпуса. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов ее решили снести. Храм, с такой любовью когда-то построенный и украшенный, был на волосок от гибели. Вступились краеведы, люди, не равнодушные к своей земле и ее истории. Они добились того, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был признан памятником архитектуры, о чем было написано в охранном письме. Более тридцати лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза.Здание сильно пострадало от оползней и требовало реставрации. Она началась после возвращения храма Православной Церкви. Это произошло в 1992 году к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане привели храм в порядок, и к празднику Святой Троицы, впервые за 70 лет, в нем отслужили Божественную литургию. Настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Доненко. 20. Мозаичная икона Рождество Христово. 21. Фрагмент мозаичного изображения под куполом. 22. На этом дереве раньше висел колокол. А в 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке по традиционной технологии был отлит прекрасный колокол весом 603 килограмма. Над его изготовлением пришлось потрудиться специалистам. Чтобы голос колокола звучал красиво, вспомнили о старых, дедовских методах, для этого использовали печь, огонь в которой поддерживали дровами. На верхней части колокола написано: «Сей колокол принесен в дар рабами Божиими Александром и Анатолием в лето 2001 от Рождества Христова в храм Покрова Божией Матери в Ореанде». Колокол украшают четыре клейма, на которых изображены Господь Вседержитель, Покров Пресвятой Богородицы, святой Николай Чудотворец и великомученик целитель Пантелеймон.В день памяти великомученицы Екатерины, 7 декабря колокол был укреплен на звоннице. А 4 января 2002 года протоиерей отец Николай Доненко освятил колокол и звонницу. Несколько дней спустя на ее крыше установили красивый ажурный крест, выполненный киевским художником Олегом Радзевичем. Большую помощь в этом деле оказал ялтинский благотворительный фонд «Надежда».
Читайте также:  Балаклавский мужской монастырь святого георгия победоносца - православные молитвы


Апрель 1885 г. Фундамент храма. Апрель 1885 г. Фотография Ф.П. Орлова.
Апрель 1885 г. Сооружение стен храма. Фотография Ф.П. Орлова.
Июнь 1885 г. Возведение арок и сводов храма. Фотография Ф.П. Орлова.
19 августа 1885 г. Воздвижение креста на купол храма. Фотография Ф.П. Орлова.
Сентябрь 1885 г. Внешняя отделка купола храма. Фотография Ф.П. Орлова.
1886 г. Покровский храм в Ореанде.
План церкви. Продольный разрез.
Конец XIX в. Интерьер алтарной части храма.
Ориг. рис. (собств. «Нивы») акад. Бенуа, грав. М. Рашевскiй
Конец XIX в. Старая звонница с колоколами.
Старый дом священника Покровского храм (не сохранился).
1990-е годы. Фото В. Евдокимова.


Продолжение рассказа про сгоревший дворец в Ореанде во второй части…

Ссылки

Спасибо, есть что добавить?

Источник: https://deadokey.livejournal.com/106204.html

Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде

Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде

Собираясь посетить Ялту, найдите минутку, и загляните в Нижнюю Ореанду, которая раскинулась чуть южнее Ливадии. Дорога к этому чудному месту имеет интересное название – Солнечная тропа, проложена она еще в далеком 1861 году и местные звали ее Царской.

Прогулка по столь чудным местам приведет к окрестностям бывшего княжеского имения.

Чудесный вид скалистых пейзажей завораживает! Окинув взглядом необычно красивое место, часами можно любоваться Мачтовой скалой, горой Белоголовая и ее соседкой горой Ай-Никола! Не останется без внимания скала под названием Крестовая, ведь именно около нее, практически у самого края стоит небольшое христианское строение – церквушка, с гордым и величественным названием «Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижнем Ореанде».

Вдохновители создания храма

Церковь Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде в старину

Красоту и величие этих мест впервые по-настоящему оценили Александр I со своей женой Елизаветой (начало XVIII века).

Влюбленный император мечтал построить в этих краях огромный дворец, выражая тем самым свои чувства больной жене, которой по состоянию здоровья был необходим южный воздух.

Неожиданная кончина императора, сделала мечту несбыточной и как только имение перешло во власть Николая I, тот, как и его предшественник решил незамедлительно подарить земли Ореанды Александре Федоровне, своей любимой жене…

Воочию увидеть красоту скалистых побережий царской семье удалось лишь в 1837 году, на семейных советах было принято решение воссоздать в этих краях значимое сооружение, которое позволит подчеркнуть и приукрасить природное величие здешней красоты!

Римский стиль сооружения соответствовал вкусам и моде тех лет, в знак начала большого строительства императрица поднялась на великую гору и с помощью графа Воронцова установила там деревянный крест. Несколько позже, крест заменят чугунным крестом, в котором прорежут отверстия для иллюминаций. Собственно, отсюда и возьмет название гора, теперь ее будут величать не Урьянда, а Крестовая!

Действительно, в 1843, благодаря архитектору К.И. Эшлиману, строительство началось и завершилось лишь спустя девять лет! Окрестности дворца благоустроили великолепным роскошным парком, но на строительство храма у Николая I просто не хватило времени.

Наследник Николая I, сын – Константин, искренне полюбит местную природу и каждую свободную минуту на протяжении тридцати лет будет стараться провести в Ореанде.

В 1882 году, случится беда – дворец подвергнется сильнейшему пожару и практически все сооружение уничтожит огонь! Великий князь не был столь богат, чтобы все восстановить и было принято решение, чтобы хоть как-то сохранить память о великом императорском поместье, из того что осталось, воздвигнуть церковь.

Константин Николаевич выбирал место для храма лично, родное место, его практическое уничтожение отражалось болью в его сердце… Заложив фундамент, в его основании была помещена памятная дощечка, на которой были написаны великие слова, и дата начала строения церкви – 31 апреля, 1884 года.

Князь дал имя своему детищу, было принято решение посвятить храм Покрову Пресвятой Богородицы. Этому были свои причины. Константин свято чтил православные традиции и лишь на этот праздник, ему удавалось отрываться от дел и приезжать в родное место.

Источник: http://comerartadvisory.com/hram-pokrova-presvyatoj-bogorodicy.html

Ссылка на основную публикацию