Сретенский ставропигиальный мужской монастырь в москве — православные молитвы

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, г. Москва

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь в Москве - православные молитвы

Древнейшая православная памятка расположена в самом центре Москвы на улице Большая Лубянка и известна как Сретенский монастырь. Заглянув в историю святыни, можно увидеть историю всего Российского государства. Отражены здесь войны и перевороты, слезные молитвы и прошения, и, к пребольшому сожалению – неистовое богоборчество.

В летописных источниках радостное событие – основание монастыря, датируется 1397 г. Как свидетельствуют документальные подтверждения, в летнюю пору 1395 г. знаменитейшим воином-завоевателем были нарушены русские пределы. Был это хан Тимур-Тамерлан.

Сначала он Рязань разорил, потом ворвался в Елец, после его направился Москву покорять, сметая все на своем пути.

Известие о том, что ждет Россию нашествие нового Батыя, привела в ужас всю страну. Не знали люди, как землю свою защитить, спасался, кто как мог. Митрополитом Киприаном было велено, чтобы Владимирская икона Матери Божией была привезена с Владимира в Москву.

Настолько люди верили святыне и в святыню, что со слезами на глазах молились и просили Матерь Божию спасти их землю и их самих защитить.

Недалеко от того места, где сегодня красуется Сретенский монастырь, 8 сентября (26 августа) крестный ход, возглавленный Московским митрополитом, вышел навстречу чудотворному образу.

Как говорится в летописи, во время молитв московских жителей перед иконой, дремал в своем шатре Тамерлан. И вдруг сквозь туман явился ему образ Жены Величественной. И что вы думаете было далее? Ругается Она на Тамерлана, повелевая оставить в покое пределы московские. Проснулся завоеватель в диком ужасе.

Не зная, что делать ему и к кому обратиться, позвал Тамерлан своих советников, расспрашивая толкование своего ведения. И получил он ответ: Сияющая Жена – никто иной как Матерь Божия, которую христиане привыкли величать Великой Защитницей. Страх непобедимого хана преодолел желание захватить и разгромить Москву.

До нынешнего дня не утихают дискуссии между историками на счет того, что же стало причиной бегства Тамерлана. Но православные люди отдают предпочтение вере в чудотворное деяние иконы Божией Матери, Усердной Заступницы всего рода христианского. Через два года после избавления от врага злейшего основали Сретенский монастырь.

Каждый год 26 августа происходил крестный ход, во время которого из

Успенского собора переносили Владимирскую икону в Сретенский монастырь. Для Москвы это событие было главным праздником.
Не так знаменит был сам монастырь, как важна его роль в духовных и исторических событиях всей страны. В период Октябрьской революции 1917 г.

в Сретенскую святыню переместился центр борьбы с неверующей властью за Православие. В декабре 1925 г. иноческий постриг (посвящение в монахи) принял Сергей Извеков, который в будущем стал святейшим патриархом Пименом.

Как указано в летописях, одним из числа последних настоятелей считается архиепископ Илларион (Троицкий), который являлся сподвижником патриарха Тихона. Жизнь Троицкого закончилась в сталинских лагерях.

Все свои силы и время проповедник отдавал на то, чтобы отстоять существование Церкви, защитить ее. Все молитвы выдающегося богослова направлены были на то, чтобы христианам удалось права свои отстоять.
В 1922 г. помещение Сретенского монастыря захватили «обновленцы».

Люди были псевдоцерковниками, деятельность их (как и большевиков) способствовала страшному разорению Церкви. В 1923 г. монастырь вернули Православной Церкви, произошло это благодаря стараниям архиепископа Иллариона.

Смелость его не осталась незамеченная богоборцами, поэтому ждала его ссылка и заключение на много лет в Соловецком концлагере, и умер он мучаясь.

Осенью-зимой 1925 г. Сретенский монастырь закрыли. В период с 1928 г. до 1930 г. большая часть сооружений монастыря была разрушена. К пострадавшим относится церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, святые ворота с колокольней и братские корпуса.

Здания перешли во власть офицеров НКВД, которые разместили там свои общежития. На территории монастыря не единожды велись расстрелы. Говоря о земле здешней нельзя умолчать, что пропитана она кровью мучеников. В память обо всех участниках, павших жертвой богоборческой власти при входе в монастырь установили поклонный крест.

Произошло это в 1995 г. Освящен крест был Святейшим Патриархом Алексием.

В 1991 г. храм Сретения Владимирской иконы Матери Божией, который сохранился, возвратили Православной Церкви Русской. На месте этом был создан приход. Жизнь монашеская в Сретенском монастыре по благословению Патриарха Алексия была возрождена. В этом же году было основано подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Велением Святейшего Алексия в 1995 г. подворье преобразовали в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, главной персоной которого был игумен Тихон (Шевкунов).Сегодня в монастыре проживает более 40 насельников. Основное, чем занимаются в святыне – молятся.

Каждый день проходит ранняя литургия, полунощница, поздняя литургия и вечернее богослужение. Множество прихожан нашли в служителях монастыря себе помощников по жизни. При монастыре организованы катехизические уроки, которые в настоящее время посещает 4 сотни человек.

И хотя, нельзя сказать, что восстановление монастыря закончено, территория его посреди шума большого города является убежищем, центром тишины и умиротворения.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/6-sretenskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

В самом центре Москвы в древнем монастыре XIV века располагается Сретенская духовная семинария – высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. С 1999 года в семинарии воспитываются и обучаются молодые люди, готовящиеся к несению пастырского служения.   Особенностью семинарии является непосредственное участие всех воспитанников в жизни Сретенской обители.

Для будущего пастыря важно постигать богатство и глубину подлинной церковной жизни, а также получать знания, опыт научной работы и практической деятельности. Именно поэтому уклад семинарской жизни построен так, чтобы у воспитанников была возможность и учиться, и участвовать в монастырских богослужениях: петь на клиросе, исполнять послушания чтецов или пономарей.

Также студенты посещают братские полунощницы, принимают участие в чтении Неусыпаемой Псалтири. Всё это призвано научить их тому, что станет основой их будущего пастырского служения: молитвенному предстоянию перед Господом за свою паству. Молитвенное служение неотделимо от других церковных послушаний: духовного просвещения и милосердного попечения о нуждающихся.

Для того чтобы воспитанники семинарии смогли почувствовать, как велика ответственность пастыря и как значимо и важно для людей его служение, они имеют возможность участвовать в интереснейших просветительских и культурных проектах, которые осуществляются трудами насельников Сретенского монастыря, в значимых общецерковных событиях.

Встречи с интересными духовными и светскими людьми, которые проводятся в семинарии, также способствуют всесторонней подготовке будущего священника. 

 Жизнь семинарии

Современное высшее духовное образование имеет два уровня подготовки: бакалавриат и магистратуру. Не является исключением и Сретенская семинария. На сегодняшний день в духовной школе обучается около 200 воспитанников.

Большинство из них – студенты бакалаврита, которые за 4 года призваны освоить учебную программу, состоящую из множества самых разных дисциплин богословской, церковно-исторической, общегуманитарной направленности, столь необходимых пастырю в его служении.

Те учащиеся семинарии, которые почувствовали в себе способности и стремление к научной деятельности, переходят на следующую ступень духовного образования, – в магистратуру. Подготовка по магистерским программам проходит в семинарии с 2012 года, основными ее направлениями в свое время стали исследования по пастырскому богословию и церковной истории.

В 2015 году учебные планы магистратуры были значительно изменены,  а подготовка магистров стала осуществляться по трем профилям: «Пастырское богословие», «Христианское учение о государстве и обществе» и «Церковнославянский язык: история и современность». Срок обучения по магистерской программе – 2 года.

За годы существования Сретенской духовной школы в ее стенах сформировался семинарский хор, который поет на богослужениях в обители, а также участвует в международных концертах и фестивалях. Руководит хором А.В. Амерханов, выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова.

Преподаватели

В Сретенской семинарии преподается более 40 дисциплин, среди которых Священное Писание Нового и Ветхого Завета, богословие (догматическое, сравнительное, основное, нравственное и пастырское), литургика, патрология, аскетика, история России, история Русской Церкви, общецерковная история и история Поместных Православных Церквей. Также в рамках учебного процесса преподаются гуманитарные науки: древнерусская, русская и зарубежная литературы, история философии, риторика, психология, стилистика русского языка. Особое внимание уделяется изучению языков. Обязательными являются церковнославянский, латинский, древнегреческий, а также один из современных языков по выбору студентов: английский, немецкий, греческий, арабский, китайский и другие. Ректор СДС – епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря.  Преподавательская корпорация Сретенской семинарии состоит из ученых различных профилей. Лекционные курсы ведут преподаватели Московской духовной академии (профессор протоиерей Владислав Цыпин, профессор А.К. Светозарский, профессор А.И. Сидоров), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Н.Н. Трухина, П.В. Кузенков), Литературного института им. А.М. Горького (профессор А.Н. Ужанков), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (профессор Л.И. Маршева). Преподавателями семинарии являются ученые и специалисты других московских вузов (кандидат богословия священник Михаил Желтов, доктор исторических наук, профессор О.Ю. Васильева), а также представители столичного духовенства и насельники Московского Сретенского монастыря.

Миссионерская деятельность

Семинаристы принимают участие в разнообразных просветительских и миссионерских проектах Московского Сретенского монастыря. Ежегодно на протяжении последних лет студенты семинарии участвуют в качестве организаторов и экскурсоводов Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь».

Эта выставка – одно из самых массовых и ожидаемых культурных событий России. Основной темой выставки последних лет стала русская история. Первой  выставкой, посвященной исторической тематике, стала экспозиция «Моя история. Романовы» (2013).

Попытка постичь закономерности исторического процесса, обратиться от настоящего через прошлое к давно минувшему была предпринята на выставке, посвященной началу и формированию русской государственности – «Моя история. Рюриковичи» (2014).

Осмыслению недавнего исторического прошлого, новое внимательное и вдумчивое прочтение написанных в ушедшем веке станиц истории посвящена выставка «Моя история. 1914-1945 гг. От великих потрясений к Великой Победе».

Участие в выставках дает студентам семинарии уникальный опыт живого общения, а также ведения дискуссии при столь частом столкновении различных позиций и мнений, обусловленных разным восприятием исторического процесса. Особое внимание уделяется в семинарии подготовке студентов к просветительскому служению.

Так, семинаристы регулярно посещают находящуюся под патронатом Сретенского монастыря школу-интернат в городе Михайлове Рязанской области, директором и духовником которой является выпускник Сретенской семинарии священник Владимир Щетинин; проводят миссионерские занятия в «Первом Московском Образовательном Комплексе» г. Москвы.

Многие семинаристы трудятся в качестве вожатых в Сретенском детском православном лагере «Княжеская Русь».

Вот уже много лет студенты Сретенской семинарии во время каникул выезжают в Архангельскую и Вологодскую епархии для реставрации храмов Русского Севера, что дает им возможность непосредственно познакомиться и полюбить жизнь российской провинции. В процессе обучения студенты приобретают навыки работы в крупнейшем в нашей стране православном издательстве Сретенского монастыря, на сайте «Православие.Ru», имеют возможность участвовать в работе Патриаршего совета по культуре. За время обучения в семинарии все студенты хотя бы раз бывают в паломничестве на Святой Земле, а многие участники студенческого хора – и в Бари у мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

 Особые даты и праздники

Особый праздник для обители и семинарии – день памяти священномученика Илариона (Троицкого) – небесного покровителя Сретенского монастыря, который отмечается 28 декабря н. ст.

Этот день является окончанием первого семестра. За всенощным бдением накануне праздника студенты 1-го курса получают благословение на ношение подрясников.

Читайте также:  Молитва на возврат долга и избавление от кредитов - православные молитвы

Престольный праздник обители – Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября н. ст.).

Торжественно отмечается воспитанниками духовной школы  и другой день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 3 июня н. ст. – для выпускников семинарии это не просто окончание учебного года, а день торжественного вручения дипломов. 

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/sretenskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Сретенский монастырь — история, святыни и как добраться

В самом сердце Москвы, в центральной ее части возвышается чудо каменной архитектуры России – белокаменный Сретенский монастырь.

Сквозь узкую калитку в воротах посетители попадают в иной удивительный мир, в котором царит умиротворение и тишина.

Мирские заботы отступают в стенах православной святыни, где раскинулся уютный сад с чистым прудом. На территории располагаются здания храмов и скиты.

Контактная информация

Точный адрес расположения Сретенского монастыря: г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 19, строение 1. Данные точных координат: 55°45’56.0″N 37°37’49.0″E.

Номер контактного телефона: 8 (495) 623-34-44; 8 (495) 628-78-54

Адрес официальной страницы в интернете: www.pravoslavie.ru

Доехать до обители удобнее на метро, выйдя на остановке Сретенские ворота. В 15 минутах ходьбы будет территория Сретенской обители.

Отправляться следует со станций: Тургеневской, Сухаревской, Кузнецкий мост, Цветной бульвар, Чистые пруды, Лубянка.

Двери монастыря открыты все дни недели с 6:30 утра и до вечера.

История основания ставропигиального мужского монастыря

В летописных документах Сретенский монастырь упоминается с 1397 года. Его строительство знаменует победу Василия I над Тамерлановым войском. Православный комплекс из дерева возвели близи Китай-города.

Место под церковь выбрано не случайно. В далеком 1395 году здесь высшим архиереем Киприан встречена Владимирская икона Божией Матери, вывезенная из Владимира на реке Клязьма. Состоялся торжественный молебен по случаю обретения иконы.

Со времени открытия церкви, ей была отведена важнейшая роль в столичной духовной жизни.

В 17 веке обитель перенесли из-за строительства каменных стен Китай-города.

Первой постройкой стала каменная часовня. Благодаря обильным взносам из казны, монастырь разрастался, обзаводился церквями и братскими корпусами.

Знаменательным стал 1737 год, когда огонь частично уничтожил монастырские здания. А с 1764 года наступили времена упадка обители, объявленной заштатной и более не финансируемой из царской казны.

В 19 веке началось возрождение монастыря. Во времена войны с Наполеоном в храме велись каждодневные службы. Монахи выхаживали раненых солдат, а скончавшихся хоронили на монастырском кладбище.

Колокола Сретенской обители слышались на дальние расстояния, а на территории находили приют многочисленные паломники.

В церковно-приходской школе проходили обучение дети православных верующих.

После революции 1917 года вновь наступает застой в истории монастыря. Настоятеля епископа Иллариона ссылают на Соловки, а монастырь ликвидируют. Помещения начинают использовать для хозяйственных нужд, что приводит к запустению и частичным разрушениям.

Реставрацию Сретенского храма начинают в 1958 году, а в 90-е годы происходит возвращение собора верующим. Лето 1996 года стало временем восстановления мужского монастыря.

В последний год 20 века открывается училище, впоследствии превратившееся в духовную семинарию.

Просветительские курсы Сретенского монастыря

В наши дни в Московском Сретенском монастыре для православных мирян проходят просветительские курсы. В 2018 году встречи посвящаются семье.

С речами выступают священнослужители, психологи и педагоги православной веры. Местом для сбора служит помещение нижнего храма нового собора. Мероприятие начинается в полдень. Чтобы зарегистрироваться на курсах, необходимо онлайн заполнить анкету.

Расписание служб

Общий краткий график богослужений:

В рабочие дни в 06:30 проходит полунощница, в 08:00 – богослужение литургии, в 6 вечера – начало вечерних служб.

В пятничные вечерние часы проходит чтение акафиста Божией Матери.

В воскресения и праздники литургии проводятся в 07:00 и 10:00.

Святыни

Действующим в наши дни является собор Сретения Владимирской иконы, его строительство завершено в 1677 г.

В Сретенском комплексе располагаются два недействующих храма: Святого Николая и Марии Египетской, отстроенный в 1835 году.

Чудотворными иконами считаются:

  • изображение Владимирской Божией Матери;
  • лик монаха пустынника Серафима Саровского и его мощи.

В стенах православной обители хранятся останки святого Иллариона (Троицкого), рентгенография известной Туринского покрывала с изображением тела Христа, небольшая часть мощей преподобной Марии Египетской и частицы мощей Василия Великого, Иоанна Златоуста и других православных святых.

Стоимость требы

Требами, совершаемыми в различных вероисповеданиях, называют религиозные обряды, выполняемые по требованиям и просьбам верующих. Требы не входят в обязательное суточное расписание богослужений.

Размер платы за богослужения по требованиям или запискам лучше узнавать непосредственно в храме.

Примерные суммы пожертвований за требы, выполняемые за здравие либо упокой:

  • обедня, включающая 10 имен в 1 записке – около 20 руб.;
  • сорокоусты на 1 имя около 150 руб.;
  • молебен и служба по умершему, содержащие 10 имен в 1 записке – 30 руб.;
  • псалтирь молитвенных песнопений 1 имя от 200 до 2000 руб., в зависимости от количества дней, на которые заказывается.

Мощи Иллариона

К особо почитаемым в Сретенском монастыре относятся мощи Священномученика Иллариона.

Родился Илларион в 1886 году в семье священнослужителя в селе, расположенном в Тульской губернии. Всю жизнь он усердно учился, занимался научными трудами, а монашество принял в 1913 году.

После революции Илларион не отринул веру, продолжал вести службы и работу над историческими трудами. В 1921 году он подвергся аресту, поводом к которому послужила организация многолюдного молебна в стенах Сретенской обители.

Проведя непродолжительное время в тюрьме, архиепископ был освобожден и вновь взят под стражу через два года. После нескольких лет на Соловках Иллариона направили в Казахстан. В пути его ограбили, и он, страдающий от тифа, оказался в Ленинграде.

В декабре 1929 года 43-хлетний архиепископ скончался в горячечном бреду. Умирая он твердил, что обрел долгожданную свободу. При отпевании в измученном старце невозможно было узнать былого Иллариона.

За год до начала 21 века архиепископа причислили к лику святых и его святые останки были перенесены в Сретенскую обитель. День памяти – 15 декабря.

Заключение

В Ставропигиальном мужском монастыре царит особая нравственная атмосфера, отдаляющая верующих от всего мирского, приближая их к Богу.

Трудна и богата на разные времена история обители, но главные ценности удалось сохранить и перенести сквозь века. В наши дни происходит возврат к утерянным духовным ценностям православия, что явственно чувствуется в стенах монастыря.

Источник: https://1001molitva.ru/svyatye-mesta/sretenskij-monastyr.html

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви Московский

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Работу выполнил: Смирнов Павел.

Сретенский монастырь — древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в XX веке улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского — с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством.

Монастырь был основан в 1397 году в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Как повествуют летописи, летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю. Страшный завоеватель, хан Тимур.

Тамерлан ворвался в русские пределы, полонил и разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг. Полчища Тамерлана дошли до Дона. Ужасом были объяты жители столицы, зримо представляя ту страшную участь, которая ждала их.

Чтобы понять, какая угроза нависла над Русью, вспомним, кем был хан Тамерлан, или как его еще называли — Железный Хромец. Он снискал себе славу непобедимого полководца, совершив завоевательные походы в Индию, Персию и Закавказье.

Мусульманские полчища были смертельной угрозой всему христианскому миру. Незадолго до описываемых событий, в 1371 году, произошла битва на реке Марице, в которой османская конница полностью уничтожила войска правителей Македонии. В 1389 году в страшной битве на Косовом поле мусульманские войска разгромили сербов.

Возглавлял битву сын султана Мурада — Баязид Йилдырым. Тот же султан Баязид в битве при Никополе (на Дунае) полностью разгромил войско крестоносцев, состоявшее из отборных французских, немецких, венгерских рыцарей во главе с императором Священной Римской империи Сигизмундом. Почти все рыцари пали в бою, а император Сигизмунд спасся бегством.

Но Тимур-Тамерлан был особым завоевателем даже среди этих восточных деспотов. В 1391 году он разбил близ Волги хана Золотой Орды Тахтамыша, а в 1395 на реке Терек окончательно уничтожил его войска. Впоследствии, в 1402 году, он наголову сокрушил султана Баязида Йилдырыма, того самого, который разбил сербов и крестоносцев.

По преданию, Тимур возил плененного султана Баязида в клетке и с этой клеткой садился на боевого коня.

С такой поистине смертельной ратью, возглавляемой прославленным полководцем, теперь предстояло встретиться немногочисленным русским войскам. Только несколько лет прошло со времени Куликовской битвы, победа в которой была невелика по масштабам, но имела важнейшее значение для становления земли Русской. Еще народ не успел оправиться от тяжелейших потерь недавней войны.

Москва как центр единения Русских земель, как центр Православия подвергалась ужасной угрозе. Стоял вопрос погибели не только Москвы, но и всей Руси. «Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию», — пишет Н. М. Карамзин.

С огромным войском хан подошел к границе Московского княжества на реке Оке, а великий князь Василий Дмитриевич спешно вышел навстречу врагу в Коломну. По всей земле Московской служились молебны об избавлении от нашествия.

Сознавая превосходство силы врага, благочестивый князь Василий Дмитриевич искал Вышней помощи и перед битвой горячо молился с христолюбивым воинством своим об избавлении от страшной угрозы.

Митрополит Киприан, который был тогда первосвятителем Московским, безвыходно находился в храме и вместе со всем народом молился Богу и Пресвятой Богородице, призывая на помощь великих угодников Божиих, митрополитов Петра, Алексия и Сергия Радонежского. Великий князь Василий Дмитриевич повелел, чтобы наступивший Успенский пост во всем княжестве был посвящен усердному покаянию. Повелел он, чтобы великая икона — заступница земли Русской, Владимирская — была принесена из Владимира в Москву.

Отправлено было во Владимир духовенство московского Успенского собора. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве.

Православный народ, стоя по обеим сторонам дороги, с усердием молилися: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» 26 августа (8 сентября по новому стилю) произошла встреча иконы: крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, митрополитом Московским, неподалеку от Кремля принял чудотворный образ из рук владимирского духовенства.

Владимирская икона была торжественно перенесена в кремлевский Успенский собор. В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре.

Вдруг, как повествуют русские и татарские летописи, он увидел во сне гору великую, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела она Тамерлану оставить пределы Руси. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал выпытывать, что означает данное видение.

Ему отвечали, что Сияющая Жена — это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Гонимый страхом непобедимый хан на следующий день бежал из Русской Земли. До сих пор историки теряются в догадках относительно причин этого бегства. Но православные восприняли и воспринимают это событие с верой и благодарностью Божией Матери, усердной Заступнице рода христианского.

Читайте также:  Православный праздник успение пресвятой богородицы - 28 августа 2018 года - православные молитвы

В память избавления от врага на месте встречи («сретения» пославянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора (это был главный праздник Москвы, исторический праздник города), а во время Отечественной войны 1812 года образ находился в обители постоянно.

Со Сретенским монастырем связаны имена многих деятелей русской истории. Так, Иван Грозный, возвращаясь после взятия Казани, посетил Сретенскую обитель и одарил ее щедрыми пожертвованиями. Последующие русские цари также были богомольцами, вкладчиками и строителями монастыря. Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых.

Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. Особую помощь монастырю оказывал патриарх Никон (1605 -1681), так что художник, расписывавший в 1707 году новый каменный монастырский собор, даже изобразил Никона в числе святых.

Знаменитые деятели Русский Церкви: московские митрополиты Платон (Левшин), святитель Филарет (Дроздов), выдающийся богослов и церковный историк святитель Макарий (Глухарев? ) и многие другие — принимали активное участие в делах по благоустройству Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра находилась именно в Сретенском монастыре.

А уже в советское время, 4 декабря 1925 года, здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Святейший Патриарх Пимен.

После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. В монастыре нередко служил Святейший Патриарх Тихон, избранный на Соборе Русской Церкви 1917 -1918 годов, которого большевики считали своим заклятым врагом.

Последним настоятелем обители перед ее закрытием стал сподвижник патриарха священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), встретивший свою смерть в сталинских лагерях.

Выдающийся богослов, блестящий проповедник, архиепископ Иларион в 20 -е годы отдал все свои силы для того, чтобы отстоять само существование Церкви в условиях неслыханного гонения на христиан. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами» — псевдоцерковными деятелями, пошедшими на сговор с большевиками.

Но усилиями владыки Илариона в 1923 году монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор — переосвящен великим чином. Мудрая и смелая позиция архиепископа Илариона повлекла за собой его ссылку, а потом и шестилетнее заключение в Соловецком концлагере. В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт.

В 1928 -1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря: церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, Святые ворота с колокольней и настоятельский корпус — были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД.

На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием.

До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. Однако в советское время на месте священного для каждого русского человека погоста была возведена школа, и, как ни странно, с углубленным изучением именно французского языка.

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви. Однако история имеет странное свойство повторяться, и приходской храм бывшего Сретенского монастыря на несколько лет оказался в руках новых обновленцев, которые ратовали за кардинальную ломку церковной жизни.

В 1994 году вышел Указ Святейшего Патриарха об основании здесь подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Тогда обновленцы начали открытое противостояние церковной власти, и в ход пошли излюбленные их предшественниками орудия: оголтелая кампания в прессе, клевета, подтасовки, давление через гражданские инстанции.

Первую службу в праздник Сретения Господня монахи Псково-Печерского монастыря провели на морозе, поскольку двери были заперты обновленцами. И все же история повторилась до конца: церковные большевики были изгнаны, собор — переосвящен великим чином, монашеская жизнь начала возрождаться.

В 1995 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого назначен игумен Тихон (Шевкунов).

Ныне Сретенский монастырь является одним из важных религиозных центров не только столицы, но и всей России. Монастырь насчитывает 40 насельников; ежедневно в соборе совершается Божественная служба. Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в современной России.

Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни. Ежегодно в издательстве выходит более ста наименований книг. Восстановление монастыря далеко не закончено, однако уже теперь монастырская территория является оазисом тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра.

Не в последнюю очередь этому способствуют окружающие обитель новые белокаменные стены, которые прекрасно вписались в облик Первопрестольной.

Практически завершено восстановление собора в честь Владимирской иконы Богоматери; в его иноностасе, написанном по древнему канону, можно увидеть настоящие шедевры современной иконописи: например, образ «Снятие пятой печати» или современный список чудотворной Владимирской иконы.

Главной святыней монастыря являются мощи священномученика Илариона (Троицкого), перенесенные из Санкт-Петербурга в мае 1999 года. Несколько раз в году служба совершается в заново отстроенном приделе Рождества Иоанна Предтечи; здесь же совершается ежедневное иноческое правило. Возведена колокольня, восстановлено старейшее монастырское помещение — трапезная XVII века. Возведены два новых пятиэтажных корпуса, где разместилась братия обители.

В 1997 году монастырь отметил свое 600 -летие. А за два года до этого в праздничный день 8 сентября в монастырь на два дня была принесена из Государственной Третьяковской галереи Владимирская икона Божией Матери. В крестном ходу тогда, несмотря на сильный дождь, участвовало более тридцати тысяч человек.

В том же 1997 году в Сретенском монастыре был создан Московский центр по изучению Туринской Плащаницы. Осенью 1999 года начались занятия в Сретенском высшем Православном училище. Преподавание ведется по двум специальностям: «Православное богословие» и «Апологетика».

Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской Духовной академии, Российской академии наук, Московского государственного университета, столичное духовенство. Главной отличительной особенностью этого православного вуза по сравнению с образованными ранее (Свято-Тихоновским институтом, Российским православным университетом и др.

) является участие студентов в жизни монашеской общины. Во время учебы они живут в монастыре, участвуют в богослужениях, выполняют послушания. С другой стороны, перед студентами ставятся вполне конкретные цели, связанные с некоторыми книжными проектами Сретенского монастыря — крупнейшего издателя православной литературы.

Наконец, первостепенной задачей нового вуза является подготовка образованного духовенства, которое сможет свободно ориентироваться не только в богословской, но и в современной научной и культурной проблематике.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте восстановленной обителью усадьбы Красное.

Этот скит представляет собой круглую каменную крепость с кельями, домовой церковью, огородами и прудом. В Серафимовском скиту располагается и братское кладбище Сретенского монастыря. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области.

Шесть насельниц ежедневно вычитывают уставные службы в домовой церкви, следят за монастырским хозяйством, а также ведут издательскую работу.

Источник: http://present5.com/sretenskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-moskovskij/

Сретенский монастырь: как добраться на метро, официальный сайт

Molitva.Guru > Храмы > Сретенский монастырь: как добраться на метро, официальный сайт

Посещение монастырей, святынь в последнее время становится все более популярным не только среди жителей нашей страны, но и среди туристов, приезжающих к нам в гости. Приехав в Москву, у туристов возникают вопросы: где находится Сретенский монастырь, как добраться на метро или на любом другом транспорте.

История возникновения

В центре столицы, на Большой Лубянке, расположена великая святая обитель. История ее появления относится еще к 1395 году. Это время знаменито нападениями Хана Тамерлана и его орды на Русское государство.

После того как им были взяты несколько городов, Хан отправился на Москву. Митрополит приказал отвезти икону матери заступницы во Владимир, где она будет находиться в полной безопасности.

По всему пути следования, стояли русские люди и молились о спасении земли русской.

На месте, где произошла встреча Митрополита Киприяна и иконы спасительницы, в дальнейшем и был возведен монастырь на Сретенке.

Участники этих событий рассказывали, что в ночь, когда икона заступница перевозилась во Владимир, Тамерлану приснился сон. Во сне к нему пришла таинственная женщина, повелевавшая вернуться ему домой.

Посоветовавшись со своими мудрецами, Хан обошел Москву и отправился на юг.

Учитывая давность постройки, восстановление святыни идет постоянно, но это не мешает проведению молебен и служб. Начиная с 1999 года, в нем проводятся семинары и лекции. На его территории живут студенты, которые несут обед послушания.

Достопримечательности и святыни

Учитывая то, что XX век знаменит разрушительными войнами, до наших дней дошло мало святынь, но те, которые сохранились, бережно хранятся служителями обители. Среди святынь сохранились:

  • Пятиглавый собор иконы Божьей Матери. Исключительным моментом является то, что в военное время, многие здания были разрушены, а внутри его сохранились даже фрески, выполненные в московско-ярославском стиле.
  • В мае 2017 года был освящен новый храм Сретенского монастыря. Внутри храма находятся более 47 икон.
  • В монастыре на постоянной основе действует главный хор Русской православной церкви. Он принимает участие во всех праздничных службах в лучших церквях России.
  • Среди святынь тут можно выделить: Икона Владимирской Божьей Матери, мощи Серафима Саровского, копия во весь рост Туринской плащаницы.

Расписание служб

  • Начиная с 6:30 утра молебен Полуношница.
  • Литургия для верующих начинается с 8:00, а вечером с 18:00.
  • В праздничные и выходные дни служба начинается в 7:00 и в 10:00

На официальном сайте постоянно информация обновляется, поэтому все изменения можно найти на сайте, перейдя по ссылке: www.pravoslavie.ru/1107/а

Как добраться до монастыря

Сретенский монастырь, официальный сайт, как доехать все эти вопросы возникают в том случае, если туриста, который первый раз приехал в город. Все зависит от того, на каком виде транспорта вы решили это сделать. Если вы приехали в Москву не на своем транспорте, то можно воспользоваться метро.

  • Проезд до Сретенского монастыря на метро: следуя по карте метро, потребуется розовая, красная или салатовая ветка. Необходимо доехать до станций: розовая ветка — Лубянка, красная ветка — Чистые пруды, салатовая ветка — Тургеневская.
  • Как проехать на общественном транспорте: нужно сесть на автобус: № 2, 3, 5. Троллейбус — 25 или маршрутные такси — 38, 904, 144. Доехать необходимо до тех же станций, что и на метро.

Добраться на метро, наверное, проще всего. Вы минуете пробки, а также не нужно думать о том, где правильно припарковать свой автомобиль.

Ближайшие гостиницы и хостелы

Приехав в Москву с туристической поездкой, необходимо знать, где можно остановиться с ночевкой. Тем более чтобы рассмотреть все внутри, посетить службу, послушать, как поет мужской хор, потребуется не один день.

  • Самый близлежащий хостел, где можно остановиться «Уголок на Чистых прудах». Стоимость 500 рублей с человека.
  • Гостиница «Сретенская» (ул. Сретенская д.15). Стоимость 4000 руб. за ночь.
  • Хостел «Art Gindza Hostel» в полукилометре от желаемого места, но ценовая политика здесь более выгодная для посетителя. Номер можно снять за 300 рублей.
Читайте также:  Мощи святого луки крымского - православные молитвы

Посетив Сретенский монастырь, человек увидит не только красиво выстроенное здание, но еще и произойдет духовное очищение.

Источник: https://molitva.guru/hramy/sretenskij-monastyr-kak-dobratsya-na-metro-ofitsialnyj-sajt.html

Сретенский монастырь

0 20673

Фото Сретенского монастыря

В центре Москвы есть очень древняя православная обитель, которая расположена в самом центре столице на Большой лубянке – Сретенский монастырь.

История появления этого древнего монастыря начинается в далеком 1395 году. Слово «сретение» в современном языке чаще употребляется в виде синонима «встреча». А дело было так.

Хан Тимур Тамерлан, знаменитый завоеватель, со своей ордой напал на Русь, захватив Рязань и Елец, и двинулся на Москву. Митрополит Киприян повелел икону-заступницу земли Русской перенести из Владимира в более безопасное место, в Кремль.

Во время переноса иконы Божией Матери на всем пути ее следования православные стояли по обочинам дороги и со слезами молились о божественной защите от безжалостного врага. Навстречу иконе из Москвы вышел крестный ход во главе с митрополитом Московским.

Неподалеку от стен Кремля митрополит Киприян встретил чудодейственную икону. Позже на этом месте встречи построили Сретенский монастырь.

Предание гласит, что Тамерлану в эту ночь приснился необычайный и очень явственный сон, который его сильно взволновал. Ему снилась величественная женщина в ослепительном сиянии, и она велела хану возвращаться домой.

Посоветовавшись со своими мудрецами, Тамерлан повернул на юг, и беззащитно стоящая перед ним Москва была спасена.

В действительности неизвестно, есть ли правда в этой легенде, но имеется подтвержденный историками факт – великий хан, и правда, дошел почти до русского стольного града, а потом, по необъяснимым причинам, повернул назад, хотя в Москве его ждала огромная добыча, охраняемая небольшим русским войском. Если у историков и нет ответа на причины такого странного поведения храброго Тимура, то православные уверены – помогли Божественные силы, услышавшие страстные молитвы русских людей.

Новая жизнь святыни

В 1925 году Сретенский монастырь был закрыт. Монашеская жизнь здесь была возрождена только в 1991 году, когда Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен в лоно церкви. Сейчас здесь находится мужской монастырь, где проживают сорок монахов.

Ежедневно в полшестого утра здесь творится ранняя литургия, а позже – поздняя литургия, вечернее богослужение и полунощница. На праздничные службы в Сретенский монастырь стекаются в большом количестве прихожане.

При монастыре для недавно приобщившихся к православной вере людей работают курсы катехизиса.

Восстановление монастыря идет постоянно, продолжается оно и теперь. Но, невзирая на ремонтные работы, Сретенский монастырь и сейчас – оазис одухотворенной красоты и тишины. Его главная святыня – хранимые здесь мощи мученика Иллариона Троицкого, частицы мощей Марии Египетской, Николая Чудотворца и других великих Божиих угодников.

С 1999 году начались лекции и семинары в Сретенском высшем православном училище. Во время учебы студенты живут в монастыре, выполняют послушания. Здесь же расположен Российский центр, главная цель которого – изучение Туринской Плащаницы. Единственная в Москве копия святыни хранится в этом монастыре.

Для православного человека здесь, без сомнения, благодатное место. С точки зрения туриста, все тут дышит русской историей, внутри великолепные фрески, большие металлические светильники, отбрасывающие мерцающие отблески на лики святых. Те, кто хочет познакомиться с историей, обрести душевный покой и напитаться духовной силой, будут довольны посещением Сретенского монастыря.

Источник: http://Mos-Holidays.ru/sretenskij-monastyr/

Сретенский монастырь

 /  Москва  /  Монастыри Москвы  /  Сретенский монастырь

Мужской ставропигиальный Сретенский монастырь по столичным меркам небольшой, но за двумя соборами и иными постройками обители стоит сложная многовековая жизнь страны с её междоусобицами, войнами и нападками на веру.

Своим появлением этот московский монастырь во многом обязан хану Тамерлану и иконе Владимирской Богоматери. Вот как это случилось. В 1395 году завоеватель вторгся на русские земли. Разоряя по дороге города, он с войском приближался к главной своей цели — Москве.

Для того, чтобы её спасти, митрополит Киприан повелел перенести в город из Владимира особо почитаемый на Руси образ Владимирской Богоматери. На всём пути следования иконы люди, стоя по обочинам, слёзно молились и просили у Богородицы защиты от вторжения иноземного полчища.

В Москве икону встретил крестный ход, который возглавил сам Киприан, как раз там, где сейчас стоит Сретенский монастырь.

Когда святой образ Владимирской Божьей матери был привезён в город и москвичи возносили молитвы, Тамерлану приснилась Сияющая Жена, которая повелела ему повернуть войска обратно. Кто это, завоеватель не знал, а когда в ужасе проснулся, стал выспрашивать у приближенных значение своего сновидения.

Когда он осознал, кто к нему явился, то не раздумывая изменил маршрут и увёл своих воинов в другом направлении. И сегодня историки всё ещё разводят руками на вопрос: почему непобедимый хан Тамерлан сбежал, будучи уже неподалёку от Москвы.

А православные воспринимают это событие как ещё одно явленное чудо заступницы рода человеческого — Богородицы.

В благодарность о чудесном избавлении по прошествии двух лет, в 1397 году, на Кучковом поле — там, где произошла встреча или сретение святого образа — по распоряжению Василия I был заложен монастырь.

В годы самодержавия Сретенский монастырь в Москве почитался как место особой духовной силы. Именно с него начинали свои поездки по русским святыням не только простые паломники, а даже люди, обличённые властью, — правители, знать, высшее духовенство, также в этой московской обители в XIX столетии временно размещалась митрополичья кафедра.

Архитектура в Сретенском монастыре

К сожалению, церковные сооружения обители, первоначально созданные зодчими, не уцелели.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери

В 80-х годах XVII века главный собор был возведён заново во многом благодаря денежному вспоможению царя Фёдора Алексеевича и получил освящение в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери.

Четверть века спустя мастера добавили к храму придел Рождества Иоанна Крестителя. Собор украшен древнерусскими фресками, которыми можно полюбоваться и сейчас.

Этот храм единственный уцелел, пройдя через горнило советского атеизма XX века.

На землях монастыря были ещё два значимых церковных сооружения — храмы преподобной Марии Египетской (XIV век, возобновлён в XVIII столетии), а также Святого Николая. Оба утрачены.

Собор Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской

В 2017 году — в праздник Вознесения и спустя век после революционных событий, которые значительным образом изменили ход истории нашей страны, — в Сретенской обители патриарх Кирилл освятил новый собор — Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, который возводился три года на деньги верующих.

Имея высоту 61 метр, светлый собор будто парит над центром города. Для его постройки использовался белый камень из Владимирских земель. Храм богато украшен резьбой, фресками и мозаиками.

Непосредственно для него мастерами были написаны почти 50 икон.

На главной фреске «Тайная вечеря», которую можно увидеть над алтарём, кроме апостолов также изображены в лике святых и российские новомученики.

В новый собор были перенесены мощи священномученика Иллариона, настоятеля Сретенского монастыря в XX веке. В первые «советские» годы его арестовали, священник скончался в тюрьме. Ковчег с его мощами стоит на камнях из Соловков, где Илларион был заключённым.

Одновременно во время служб в храме смогут присутствовать до 5 тыс. человек.

Почему же этот собор сооружён непосредственно в Сретенском монастыре, вы узнаете дальше.

Ежедневно — братский молебен и полунощница в 6:30, литургия в 7:30; в полиелейные праздники литургия в 8:00.

В пятницу вечером — акафист Божией Матери.

В воскресенье и двунадесятые праздники — литургия в 7:00 и в 10:00.

Вечернее богослужение в 18:00.

http://www.pravoslavie.ru/

Адрес

Москва, Большая Лубянка, 19

После того, как к власти пришли коммунисты, Сретенский монастырь в Москве долгое время оставался маяком христианской веры и, как мог, боролся с насаждаемым атеизмом. В страшные для православных христиан годы владыкой обители являлся архиепископ Илларион (Троицкий), талантливый богослов и проповедник, о печальной судьбе которого мы сообщили выше.

В начале 20-х годов обитель лишили реликвий, а затем её захватили «обновленцы» — было такое сомнительное церковное объединение. Год в монастыре хозяйствовал епископ Антонин (Грановский), затем обитель благодаря усилиям священномученика Иллариона удалось вернуть под крыло Православной Церкви, но ненадолго — в 1926 году Сретенский монастырь закрыли.

Почти все его сооружения сравняли с землей — «для расширения уличного движения». Предметы церковного обихода и иконы, которые коммунисты не успели национализировать, получили свою новую прописку в музеях и организациях культуры.

К примеру, икона «Воздвижение креста», которая датируется XVIII веком, до сегодняшнего дня числится в коллекции Третьяковской галереи.

На монастырских землях в XX столетии было устроено общежитие для сотрудников НКВД, которые сотнями расстреливали людей прямо в обители. Чтобы почтить память жертв советского произвола и в качестве горького напоминания, у монастыря в 90-е годы установили поклонный крест.

Власть «рабочих и крестьян» не пощадила и кладбище при монастыре, где нашли своё упокоение участники войны с Наполеоном. На его месте появилась средняя школа — учёба на костях героев. В Сретенском соборе долгое время функционировал научно-реставрационный центр им. И.

Э. Грабаря. Вначале 90-х храм вновь стал действующим. Позднее на частные средства были заново возведены ограда и звонница, по стилю напоминающие архитектуру XVII столетия. В 1996 году Сретенский ставропигиальный мужской монастырь открыл новую страницу своей летописи.

За прошедшие годы московская обитель возродилась — проведена реставрация, построено несколько зданий для монахов (их сейчас насчитывается около 40 человек), открыта Сретенская духовная семинария, студенты которой серьёзно вовлечены в дела монастыря — они живут в обители, принимают участие в литургиях, выполняют послушания.

Сретенский монастырь ведёт широкую просветительскую работу — на его землях функционирует одно из самых больших православных издательств, ведётся портал Православие.Ru.

При обители организован центр по исследованию Туринской Плащаницы. Отдельного упоминания заслуживает хор Сретенского монастыря.

Он числится главным в Православной Церкви и поёт на больших богослужениях, а ещё выступает с концертами по всему миру.

Скиты

В ведении обители два скита. Один, названный именем преподобного Серафима Саровского, расположен на месте восстановленной братией усадьбы Красное в Рязанской области. Поселение монахов выглядит как круглая крепость, где есть церковь, братские кельи, пасека, грядки, пруд, скотный двор.

Там же, в Рязанской области, в Михайлове, монастырь опекает местный дом ребёнка, директором которого является священник — выпускник Сретенской семинарии.

Другой, женский, скит во имя пророка Ильи, находится в Московской области.

Святыни

В монастыре хранятся: список святого образа Владимирской Божьей Матери, мощи священномученика Иллариона и других святых угодников, детальная копия Туринской Плащаницы, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.

Сретенский монастырь на карте Москвы

Источник: http://trave-l.ru/moscow/sretenskij-monastyr/

Ссылка на основную публикацию