Русская православная кухня – православные молитвы

Не все молитвы одинаково душеполезны / Статьи / Патриархия.ru

Русская православная кухня - православные молитвы

21 ноября 2011 г. 17:00

Как определить каноничность текста? Какой акафист можно использовать в молитвенной практике, а какой — нет? Об этом интернет-журналу «Нескучный сад» рассказал секретарь комиссии по канонизации Саратовской епархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священник Максим Плякин.

Это страшное слово «цензура»

Чтобы регулировать поток богослужебных текстов, в Церкви существуют цензурные органы. В части служб цензурой ведает Синодальная богослужебная комиссия, акафистами занимается особое структурное подразделение Издательского совета Русской Православной Церкви.

В дореволюционной России у вновь написанного текста был только один путь — в комитет духовной цензуры. Там его правили и давали отзыв Синоду.

В случае положительного решения Святейшего Синода текст мог увидеть свет, то есть быть напечатан типографским способом.

Сегодня, в эпоху развитых телекоммуникационных средств, любая рукопись может мгновенно оказаться в публичном доступе. Автор написал канон, акафист, выложил его в Интернет — и вот вам уже публикация.

Понятно, что долгое хождение по инстанциям в дореволюционной России крайне усложняло путь текста к потенциальным читателям. Почти за 200 лет существования Святейшего Синода было одобрено к употреблению меньше 150 акафистов! Но и у современной ситуации есть оборотная сторона.

Внутри текста, проскочившего многочисленные цензурные ступеньки, могут быть самые разные огрехи. И наиболее безобидные из них — грамматические. Гораздо серьезнее, если текст помимо грамматического несовершенства несет на себе несовершенство содержательное.

Искажение исторических фактов, несоблюдение достоверности фактов жития святого, тенденциозная интерпретация исторических событий — все это вполне может обретаться, например, внутри одного акафиста.

Приведу пример. Все мы почитаем святого Андрея Боголюбского. Однако из жития святого князя мы знаем, что методы, которые он использовал в политической борьбе, не всегда были благонравными.

Князь Андрей Боголюбский был причислен к лику святых не за кровопролитие, учинявшееся его войском, а за свою страдальческую кончину. Но есть определенный круг людей, почитающих князя именно за его жесткость, если не сказать жестокость.

И в акафистах, выходящих из-под пера представителей этой группы, святой, чтимый Церковью, предстает предтечей Ивана Грозного.

Что уж говорить о ситуациях, когда сам адресат оказывается личностью сомнительной. Тут, помимо Ивана Грозного, есть и менее известные герои. Например, существуют акафисты, обращенные к Сергею Есенину. Или к певцу Игорю Талькову.

Впрочем, их почитатели — это все-таки маргинальное меньшинство. Более серьезной мне представляется проблема качества молитв, адресованных прославленным святым. Ошибки в них — чаще всего следствие банальной безграмотности.

Например, эпитеты, которые Священное Писание относит только к Богу, автор по незнанию или с умыслом переносит на святого.

В этом смысле показательно творчество, связанное с именами государя страстотерпца Николая и членов его семьи. Несмотря на то, что в нашей Церкви есть официально одобренная служба и официально одобренный акафист в их честь, люди продолжают писать богослужебные тексты, адресованные царской фамилии. Сейчас это самая популярная тема.

Более того, по оценкам литургистов, ни один святой за всю историю Церкви не вызывал такого всплеска богослужебного творчества. В одном из таких новонаписанных акафистов государю-страстотерпцу есть слова «Радуйся альфа и омега всея твари». Но мы знаем, что альфа и омега — это эпитет самого Христа.

Он — Слово Божие, Которым создан мир, и Он же придет судить этот мир в конце времен.

Таким образом, на святого переносятся эпитеты Творца мира и Судии мироздания.

Если такие тексты пойдут в народ широко, мы получим искушение, перед которым можем оказаться бессильны, особенно учитывая слепое народное доверие всему, что облечено в литургическую форму.

Это доверие, увы, становится питательной средой для распространения еретических идей. Цензура, которая осуществляется Церковью, позволяет поставить заслон распространению текстов такого типа.

Еще не разрешено или уже запрещено?

На сегодня самый интенсивно развивающийся жанр богослужебного текста — акафист. Число акафистов, написанных только за прошедшие одиннадцать лет XXI века, уже превысило число акафистов, когда-либо одобренных церковной властью за все предыдущие века. Какие же из них можно использовать, а какие нет? Вопрос этот намного сложнее, чем кажется.

Не все акафисты подаются на цензуру и не все поданные доживают до конца процедуры утверждения. Цензура — вещь длительная. В богослужебной комиссии сегодня состоит всего восемь человек. В комиссии по акафистам — шесть.

А ведь помимо оценки содержания текста в задачу этих людей входит еще и редактура — в случае, если комиссия сочтет возможным допустить акафист к употреблению.

При таком ограниченном штате работа с текстом затягивается надолго, и некоторые акафисты входят в обиход, не дожидаясь разрешительного грифа издательского отдела.

Например, в Новоспасском монастыре перед чтимым списком иконы «Всецарица» традиционно читается акафист об исцелении от онкологических заболеваний. Этот акафист еще не одобрен Церковью. Такая же ситуация сложилась с иконой «Неупиваемая Чаша».

Акафист этому образу Божией Матери читают далеко не только в Высоцком монастыре Серпухова. По благословению Патриарха Алексия II он неоднократно издавался. Конечно, Патриаршее благословение сообщает тексту некоторую легитимность.

Но все-таки акта о его церковном одобрении до сих пор нет.

Есть надежда, что в ближайшие месяцы эта ситуация будет исправлена. Те тексты, которые уже «обкатаны» в церковной практике, необходимо как можно скорее провести через цензуру и дать им официальное церковное одобрение.

Что касается Ивана Грозного или Григория Распутина — существует соборный запрет Церкви на почитание этих людей в лике святых. Служение молебнов и акафистов им есть неповиновение Церкви. Я бы вообще предостерег от использования акафистов людям, не причисленным к лику святых. Насчет многих очень чтимых в народе подвижников у Церкви существуют серьезные сомнения.

До сих пор не закончен канонизационный процесс в отношении великого князя Сергея Александровича, супруга преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. В народе его почитают, в некоторых храмах уже висят иконы, написан акафист, но вердикта церковной власти нет до сих пор.

Поэтому люди, молящиеся Сергею Александровичу, должны понимать: они просто высказывают свое личное мнение в ситуации, когда общего церковного решения еще нет.

Однако бывают ситуации, когда святой не вызывает никаких сомнений, но в его честь нет ничего, кроме рукописных служб. Например, замечательный подвижник преподобный Григорий Синаит, которого очень почитают в Оптиной пустыни.

Единственная служба ему, которая дошла до России, это греческая рукопись, не рассматривавшаяся церковными инстанциями даже в Греции. Поэтому те монастыри, которые захотят почтить память святого Григория, должны помнить: это текст еще не утвержденный. Некоторым компромиссом в таком случае может быть благословение правящего архиерея.

Бывает, что архиерей своей властью благословляет употребление того или иного акафиста в пределах своей епархии до прохода официальной цензуры.

Несколько советов начинающему гимнографу

Если вы решили почтить святого новым текстом, то, прежде чем выкладывать его в Интернет, нести в редакцию епархиального журнала или подавать на рассмотрение церковной цензуры, покажите его специалистам.

Во многих епархиях нашей Церкви сегодня есть семинарии, можно найти экспертов по языку, по грамматике, по богословию. По опыту знаю: как бы вдохновенно слова ни ложились на бумагу, текст не бывает свободен от ошибок и неточностей.

Поэтому ему необходим отстраненный взгляд.

Не стремитесь во что бы то ни стало подражать древним конструкциям. Гимнографов, реально пишущих на церковнославянском, крайне мало. Многие бессознательно русифицируют то, что пишут. Чем коверкать церковнославянский язык, лучше пишите по-русски. У нас есть прекрасные примеры молитв на русском: акафист митрополита Трифона (Туркестанова) «Слава Богу за все», молитва оптинских старцев.

И, наконец, последнее. Если вы размещаете свой текст в Интернете, не забудьте сопроводить его такой надписью: «Данный текст воспроизводится по рукописи и не рассматривался церковной цензурой». Дабы никого не смущать и не вводить в заблуждение.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1677513.html

Бог в еде. Секреты православной кухни

Православная кухня — это не только разнообразие постных блюд, как считают многие.

О том, в чём заключаются особенности русской православной кухни, какое место она занимала в церковной жизни на Руси и как она поможет возродить православие в современной России, рассказал специально для Лайфа Олег Корсаков — известный повар, более 20 лет посвятивший изучению русской православной кухни. Сейчас Олег живёт в Лондоне, где его кулинарные способности смогла оценить сама английская королева Елизавета II.

Екатерина Коростиченко (Лайф): Что означает русская православная кухня?

Олег Корсаков: Как всем известно, Русь с конца X века являла собой православное государство. Поэтому в основе русской кухни лежит никому не ведомая русская православная кулинария — хранительница божественной символики в трапезе, догм Ветхого и Нового Заветов.

Вся трапеза на Руси освящалась словом Божиим и молитвой. Освящённая трапеза не подменяла евхаристию (таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) тело и кровь Иисуса Христа. — Прим. Лайфа) и служила продолжением службы в храме.

Блюда готовились согласно календарю Русской православной церкви.

— Как соотносятся русская православная кухня и русская кухня вообще? Где граница между ними?

— Прежде всего надо сказать, что слово “русский” есть синоним слова “православный”, так всегда воспринималось в православной Руси. По поводу “границы между кухнями” — тут всё проще: в XVIII веке произошла утрата нематериального культурного наследия русского православного народа в трапезе.

Русские православные блюда утратили духовный смысл, по сути, произошло осквернение русских православных традиций в трапезе. Как итог — современная трапеза, лишённая духовного стержня, явила собой уничижение русских православных традиций.

Только Иисусова и Благодарственная молитвы за трапезой являют невидимую связь с былыми традициями за столом.

— В чём общий, глобальный духовный смысл русской православной кухни? Можете ли пояснить, как именно христианская символика отразилась в блюдах русской кухни?

— Глобальный духовный смысл русской православной кухни — это служение Пресвятой Троице, Спасителю нашему Иисусу Христу и Пресвятой Деве Марии — Богородице. В расцвет русского православия всё величие русского православного стола было направлено на познание Бога. 

Христианская символика сегодня хорошо известна, так как имеется много печатных работ и открытий, помогающих раскрыть более полно эту тему.

 Богословское осмысление христианских фактов и божественной символики помогло дать определения самим блюдам, которые представлены в сохранившемся Типиконе русской православной кулинарии (Типикон — церковно-богослужебная книга, устанавливающая порядок постов, праздников, трапез и др. — Прим. Лайфа).

Например, каравай объёмом в 45 литров имеет форму конуса и являет несколько божественных символов:

  1. Треугольник олицетворяет божественный символ Пресвятой Троицы.
  2. Круг олицетворяет божественный символ Вечной Церкви Христовой.
  3. Крест в кругу олицетворяет божественный символ победы Христовой над адом и смертью на земле нашей. 

Ещё пример: на праздник Успения Пресвятой Богородицы подавали на стол три каравая рыбных с шафраном.

Сохранившиеся данные указывают, что осётр символизировал Бога Отца, судак — Сына Божьего Иисуса Христа, щука символизировала Святой Дух, а стерлядь символизировала Деву Марию.

Это блюдо готовили и на память преподобного Сергия Радонежского, но это было давно, сегодня этого нет и в помине, как нет и приготовления блюд “Троя рыбы” и “Двоя рыбы” на праздник Троицы и Духов день.

— Когда и почему, по вашему мнению, русская православная кулинария утратила своё духовное содержание?

— Утрата нематериального культурного наследия русского православного народа в трапезе произошла в XVIII веке.

Русская православная кулинария претерпела большие изменения, так как тогда в новой столице России царь, а вернее, император всероссийский Пётр I дал возможность иностранцам популяризировать чужеземное кулинарное наследие в России. Французские повара занимались популяризацией своих блюд в Петербурге около 60 лет.

Именно французские повара создали так называемый русский сервис, который был уже хорошо известен в Европе XVIII века. При этом произошла полная замена кулинарной технологии приготовления русских православных блюд.

— Назовите характерные особенности русской православной кухни. Чем она в кулинарном смысле отличается, скажем, от традиционной кухни католических стран?

— У русского православного народа в почитании хлебное, бескровное, рыба пресноводная, а не морская, в этом ярко выраженное различие.

 Затем можно говорить об особенностях самих блюд, которые вкушаются в различные дни церковного календаря.

В разных странах имеют место свои традиции, также разительно отличающиеся от русского православного этикета, который подчиняется только церковному календарю.

Скажите, как так получилось, что документы, описывающие русскую православную кухню, оказались в Лондоне? Когда наша страна утратила их?

— Как известно, многие исторические документы были уничтожены в России, многие документы были переписаны до неузнаваемости. Например, Домострой — в нём нет главных символически божественных блюд, которые упоминаются периодом ранее или позже. Это факт. Главный документ, Типикон, как я это определил, сохранился в Швеции и был привезён в Россию в XIX столетии.

— Включает ли русская православная кухня скоромные блюда? Скажем, борщ с мясом?

— Во первых, само название “Борщ” в качестве самостоятельного блюда в исторических документах Троице-Сергиева монастыря не встречается, но имеют место “Щи борщовые” и “Щи свекольные”. Борщевик — ядовитое растение, его научное название — Heracleum, он растёт по берегам рек в основном.

Но есть три вида борщевика, и один из них — акант, листья которого в христианской божественной символике обозначают божественное небо. Конечно, вы сразу спросите, где же он. А наш борщевик сегодня практически истреблён в России — его нет в каждодневном употреблении.

Нашим борщевиком являются пастернак, белая морковь. 

Сегодня имеет место “мода” на монастырскую трапезу, однако монастырская трапеза являет собой только часть Типикона, как трапеза в пост. В монастырской трапезе отсутствует скоромное, поэтому трудно понять, что надо вкушать в праздник и где прописаны эти рекомендации.

Читайте также:  Что такое воцерковление в православии и что означает воцерковленный человек - православные молитвы

Надо сказать, что современные повара в своей изобретательности дошли до того, что предлагают в меню “Мозги по-троицки”, “Почки свиные по-монастырски”. Это я встретил через дорогу от Троице-Сергиевой лавры.

Очень плачевно, что люди не интересуются историей монашества и христианства.

— В своих статьях вы описывали сложные большие блюда, украшавшие царские столы во время православных праздников. А как выглядела русская православная кухня для простого народа?

— “Хлеб да каша — пища наша” — многие слышали эту поговорку. Её можно понять, если знаком с божественным символизмом. Пример: ядро гречихи имеет форму треугольника — божественного символа Пресвятой Троицы, — как и хлеб в форме конуса. Также можно вспомнить пироги в форме треугольника с рыбой.

— Многие известные блюда русской кухни пришли к нам из дохристианских времён: скажем, кутья была поминальной едой ещё у древних славян, а сейчас это обязательная часть Рождества. То же самое можно сказать про блины. Можете ли рассказать, как языческие блюда после Крещения Руси стали частью православной традиции?

— С приходом христианства на Русь произошло и переосмысление языческой трапезы в целом. Трапеза наполнялась божественным символизмом, ароматами святости и благовониями, угодными Богу, чего нет сегодня.

Вот блюдо под названием “Уха курячья”: курица, 4 золотника (1 золотник — 4,266 грамма. — Прим. Лайфа) шафрана, золотник корицы, ползолотника перца, полгривенки (1 гривенка — 409,51 грамма. — Прим. Лайфа) пшена сорочинского.

 Три каравая рыбных, а в них 45 золотников шафрана, т.е. на каждый каравай 15 золотников шафрана.

— Может ли повар русской православной кухни использовать искусственные красители при готовке, если это будет служить правильному виду блюда? Скажем, придать еде синий цвет естественным путём довольно сложно…

— Искусственные красители использовать не рекомендую, так как достаточно натуральных. Синий цвет придаёт индиго, натуральный краситель. Важно ещё отметить, например, что употреблять жжёнку как краситель вредно для здоровья. В одном монастыре добавляют жжёнку в пряничное тесто, это очень плохой пример для подражания. Мне даже пришлось писать об этом святейшему патриарху.

— Что будет, если готовить блюда русской православной кухни станет неправославный повар? Можно ли таким образом прийти к православию?

— Представите себе, что в русском православном храме иноверец читает свои молитвы во время Божественной литургии? Именно через познание истории христианства, божественной символики я обрёл веру в спасителя нашего Иисуса Христа.

— Сегодня в России пришла мода и на иностранные кухни — японскую, итальянскую, мексиканскую. Как вы предлагаете вернуть народ к истокам?

— Сегодня важно вернуть добрую память о наших русских православных предках, что и делает сегодня Русская православная церковь.

А также возродить нематериальное культурное наследие русского православного народа в трапезе и вернуть укрепление соборности чад Господних символической божественной трапезой и тем самым укрепить семью, “малую церковь”, русскими православными традициями, которыми жили наши предки.

 Считаю важным вернуть место Спасителю нашему Иисусу Христу за нашим столом, готовить трапезу и подавать её для народа так, чтобы не стыдно было перед Господом!

Можете ли описать какое-либо не слишком сложное блюдо русской православной кухни, которое могли бы приготовить наши читатели?

— Капуста квашеная. Вроде бы что может быть проще, однако это не совсем так, если известно, что собой символизирует это незатейливое на первый взгляд блюдо. Чтобы раскрыть божественный символизм капусты квашеной, мне пришлось осмыслить информацию, которая берёт начало в XVI веке и прослеживается до XX века.

Кочан капусты очищается от серого листа добела (православные не ели раньше серый лист, как предлагают сегодня). Капуста символизирует нашу землю, как место победы Сына Божьего над адом. Пролитую в муках кровь Христову символизирует красная морковь. Капусту натирают с солью и ставят в тёплое место для образования “кваса”, т.е. капусту квасят.

Затем “пробивают”, добавляют “аромат святости” — можжевеловую ягоду. Дают капусте набрать “кваса”. Перед подачей капусту сбрызгивают маслом конопляным. Капуста квашеная напоминает нам о страданиях Сына Божьего за нас.

Она являлась одним из трёх подношений государю в Великий пост от монастырей: кружка кваса, ломоть хлеба ржаного и тарель капусты квашеной.

— Расскажите о своём проекте создания Русской православной кулинарной академии. Когда планируется начало занятий? Кто кроме вас будет преподавать науку русской православной кухни? Согласилась ли Русская православная церковь поддержать это начинание материально?

— Денег я у Церкви не просил, просил благословения, но тут всё сложнее. Оказалось, знаний у современных священников об этой теме нет, а документы есть. Оказалось, что я один такой умный, да ещё и гражданин Великобритании, как мне напомнили.

Когда нет знаний, тогда нет и понимания, но очень надеюсь, что “Музей русских православных символически божественных блюд” из сохранившегося Типикона поможет понять историю чада Господнего на Руси.

 Только школа и академия могут явить механизм передачи знаний о традициях наших русских православных предков в трапезе.

Источник: https://life.ru/964861

Русская Православная Кухня

Русская кухня имеет долгую историю и весьма популярна во всём мире. Именно из Руси на столы многих иностранцев попали икра, красная рыба, греча, ржаной хлеб, студень, уха, щи, блины и многое другое. Особое место в русской кухне занимают блюда православной кухни, поскольку Православная Церковь своим уставом определяет до 220 постных дней в православном календаре.

Православная кухня различает постный и скоромный стол. Согласно традициям православной кухни, если к повседневному постному столу обычно подают одну-две закуски, то к праздничному – сколько позволяет мастерство и фантазия хозяйки.

Постные закуски издавна были многочисленными и разнообразными. «Подножный корм» был доступен всем, да и хранить овощи несложно (можно сделать запасы на зиму). Кроме того, многие овощи, а тем более грибы солили, мариновали, сушили и потому могли использовать в приготовлении во время многодневных постов.

В православной кухне есть множество рецептов самых разнообразных супов, которые готовили испокон веков – и холодных, и горячих. Наиболее известный из холодных супов – окрошка. Основные её компоненты – овощи и квас. Главный горячий суп русской кухни являются щи.

Одно из ведущих мест православной кухне занимают каши, которые являются обрядовой едой. Различают кашицы – жидкие каши, размазни – вязкие каши, а также крутые – рассыпчатые каши.

Рождественский сочельник (6 января)
Рождественский сочельник, или канун Рождества, отмечают в ночь перед Рождеством Христовым. Название «Сочельник» произошло от слова «сочиво», которое означает сок семян или молочко семян.

Сочиво – кушанье с соком семян или кутья обязательное для этого вечера. Именно с него начинали трапезу в Рождественское навечерие.

Готовили его из сока миндального, макового с мёдом и каши из красной пшеницы, ячменя, ржи или гречихи, позже – из риса.

В Сочельник Церковь предписывает строгий пост до вечернего богослужения или до первой звезды – в память о звезде Вифлеемской. Это заключительный день Рождественского поста. В дохристианское время этот день назывался Коляды.

Поклонялись Солнцу, теплу, в песнях – колядках – звучали просьбы о богатом урожае, счастливом браке и т.п.

Со временем Коляды как бы слились в народной памяти с Рождеством, которое приходит, когда Солнце поворачивает от зимы к весне.

Канун Рождества отмечают семейным ужином, обязательными блюдами которого были раньше сочива, колядки, блины.

Рождество Христово (7 января)
К этому празднику готовятся основательно, встречают обильным столом. Праздничный стол скоромный. Выбор блюд зависит от традиций, местных обычаев.

Святки (8-18 января)
Святки – святые дни. Христианские традиции слились с древними языческими. Было принято гадать, рядиться, устраивать гуляния.

Стол скоромный хлебосольный. Эти дни называют ещё мясоедом – именно в эти дни можно было отведать редкие мясные блюда, различные деликатесы.

Крещенский сочельник (18 января)
В Сочельник надо выдерживать однодневный пост накануне Крещения Спасителя. В этот день проводится водосвятие – в церквях освящают воду, которая имеет целебные свойства и не портится на протяжении долгого времени.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (19 января)
Подавали крестильную кутью. Готовили её на молоке, добавляли много масла, яйца, сливки.

Пекли пироги из дрожжевого теста с творогом, брынзой, яблоками, ягодами, маком.

Стретение Гоподне (15 февраля)
День принесения Иисуса Христа Пресвято Марией в Иерусалимский храм.

По народным приметам в этот день зима встречается с весной. Выпекали из сдобного теста жаворонков – предвестников весны.

Масленица
Неделя до начала Великого поста. В эту неделю мясные блюда уже нельзя есть. Разрешены сыр, масло, яйца, молоко, сметана, блины, символизирующие солнце.

Главные блюда недели – блины со сметаной, мёдом, сёмгой, икрой, вареньем.

Великий пост (от Прощёного Воскресенья до Пасхи)
Длится 49 дней. Самый строгий пост: два первых и последний день вообще не принимают пищи.

Рыба разрешалась только в праздник Благовещения и Вербное Воскресенье. В остальные дни разрешались грибы, ягоды и фрукты, мёд, зелень, похлёбки, толокно, кисель, каши.

Но наиболее распространённым кушаньем была тюря – хлеб с водой, приправленные солью и луком.

Сорок мучеников(22 марта)
В этот день поминают Сорок Мучеников Севастийских, пострадавших за веру Христову. В народе этот день связывали с приходом весны. Выпекали специальный пирог – лиру с жаворонками.

Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля)
В этот день готовили пироги с рыбой, кулебяки с визигой, сёмгой.

Пасха
Главный праздник Православной Церкви. Праздничный православный стол отличается обилием: жарят телятину, баранину, зайчатину. Рыбу обычно не подают. Выпекают куличи, делают пасхи, красят яйца.

Радоница (вторник на следующей неделе после Пасхи)
День поминовения усопших. Ритуальные блюда – постная кутья, крашеные яйца, куличи, блины. На могилах оставляли пасхальное яйцо, кусочек кулича, рюмку водки.

Петров день (12 июля)
День первоверховных Апостолов Петра и Павла. Подавали курятину, молодой картофель, пироги с черникой, земляникой или первыми грибами, крошева из первых овощей (огурцов).

Успенский пост (14-27 августа)
Начинается с Медового Спаса и длится до Хлебного Спаса. Разрешены овощные и фруктовые крошева, уха, супы и вторые блюда из овощей с растительным маслом.

Преображение Господа Бога нашего Иисуса Христа (Яблочный Спас – 19 августа)
В этот день благословляют виноград и пшеницу, освящают яблоки (с этого дня разрешается есть яблоки нового урожая). Пекут постные пироги с яблоками.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи (11 сентября)
Однодневный пост – готовят постные пироги с грибами, варят грибной суп. Сладкое, картошка и орехи не разрешаются. В прежние времена с этого дня начинали солить огурцы.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
Готовят различные караваи, хлебы, булки.

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
Пекут пироги с капустой, начинают засолку, квашение овощей.

Нужно отметить, что в любой день благословлён хлеб – как во время строгого поста, так и в праздники. Хлеб из дрожжевого теста на Руси начали выпекать более десяти веков назад. Примерно тогда же стали изготавливать сайки, блины, пироги, баранки.

Главное отличие исконно русской кухни в том, что на Руси готовили в печах – пища практически не кипела, то есть не варилась и не жарилась, а парилась – томилась. Поэтому и вкус у каш или щей получался особым. А о пользе для организма можно судить по русским богатырям.

Сейчас на печи готовят разве что в редких деревнях. Создать воссоздать вкус, похожий на тот, что давала печь, помогает лишь духовка, если готовить в керамической посуде под крышкой из теста.

Много нового в русскую кухню принесли немецкие, голландские и французские повара, которые стали приезжать в Россию с петровских времён. Что-то в нашей кухне, увы, было утрачено, что-то новое прочно вошло в обиход.

Но всегда одной из главных особенностей русского стола было и остаётся обилие. Связано оно с исконно национальной чертой – гостеприимством. И наш долг хранить славные кулинарные традиции, завещанные нам предками.

Источник: http://pravpost.org/pro-post/230-pravoslavnaya-kuhnya.html

Книга Русская православная и обрядовая кухня читать онлайн бесплатно, автор Леонид Зданович на Fictionbook

Скачать полностью

Со времен апостолов Православная Церковь с ежедневным Богослужением соединила различные священные воспоминания, отчего произошли различные дни Богослужения в продолжении года.

Каждый день в году, помимо седмичного круга, Церковь празднует память одного или нескольких святых угодников. Определенные дни года посвящаются или воспоминанию особых событий из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, из истории Церкви Христовой, или в честь различных святых.

Кроме того в продолжении года установлены однодневные или многодневные посты и несколько дней назначено для поминовения усопших. Соответственно этим посвящениям дней года составлены особые песнопения и молитвы и установлены обряды, которые присоединяются к молитвам и песнопениям для седмицы.

Особенно большие изменения в Богослужении бывают в дни великих праздников и постов.

Дни общего поминовения усопших (называемые родительскими днями) следующие: суббота перед масляницей, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого Поста, суббота перед Праздником Св. Троицы и вторник Фоминой седмицы.

Затем в Православной Церкви установлено поминовение православных воинов на брани убиенных: в субботу перед днем Св. Димитрия Солунского (26 октября по ст. ст.) и в день Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи (29 августа по ст. ст.)

В соответствии с этим годовым кругом и мы будем рассматривать различные православные празднества и обряды и свойственные им особенности стола.

Мы в нашей книге постарались собрать не только сведения о православных праздниках, но и наиболее полные данные о русских народных обрядах и обычаях и их кулинарных особенностях. Многие из приводимых здесь рецептов взяты из старинных кулинарных книг и потому сохраняют несколько непривычную для нынешнего читателя лексику.

Составители заранее просят прощения у раздосадованного читателя.

Читайте также:  Икона святой великомученицы татьяны - православные молитвы

Однако надеемся, что таковых не будет, поскольку меры веса мы привели в соответствие с современными, а аромат старины, сквозящий в прабабушкиных рецептах, поможет вам, дорогие читатели и хозяйки, преисполниться благоговения и значимости, осуществляя великий акт преемственности поколений – изготовления точь-в-точь таких, скажем, блинов, какие любили едать у князей Голицыных.

Наша книга выстроена по принципу календаря, и приводимые в ней рецепты в основном соответствуют православным праздникам и другим памятным датам. Так что, если читателя интересуют конкретные обрядовые, праздничные или конкретно постные блюда, отсылаем его к указателю. Так, скажем, наибольшее количество постных блюд приведено в разделе о Великом посте.

Что же касается скоромных и праздничных блюд, то мы сосредоточились на блюдах, наиболее характерных для нашего народа.

И пусть происхождение их порой бывает далеко не исконно русским да и не совсем христианским (например, такие блюда, как «шашлык» или «плов», имеют явно тюркское происхождение, в то время как «зразы» или «клецки» говорят о своих польских корнях), однако за несколько последних столетий эти кушанья стали настолько обиходными в нашем быту, что никто и не думал о перемене их названий на славянские.

Глава 1. Посты – основа православия

Церковь придает большое значение посту. От него сильно зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые Отцы и древнего и нашего времени.

Посты прививают нам воздержание, обуздывают наши плотские устремления и способствуют духовному самосовершенствованию. Не стоит путать пост с диетами, которыми злоупотребляют дамы, обремененные целлюлитом. Важнейшим делом для христианина является следование постам, установленным церковью, а не тем, которые каждый изобретает для исполнения своей прихоти.

Пост, и это вполне естественно, прежде всего относится к пище, в отказе от употребления скоромной пищи состоит буква поста, но дух его – в ином. Нельзя сводить смысл поста лишь к отказу от тех или иных яств.

«Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его, – сказал Иоанн Златоуст.

 – Ты постишься? Докажи мне это своими делами… Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?» Дни постов для православного христианина – это дни духовного совершенствования, дни молитв и покаяния.

Установлением Православной Церкви в течение года предусмотрено более 220 постных дней. Какие же дни в православном календаре являются постными?

Прежде всего основное правило: среда и пятница каждой недели, поскольку в среду Христос был предан, а в пятницу распят. Эти посты длятся в течение всего года, кроме Святок и сплошных седмиц, – строго постные дни (если нет особого разрешения на послабление поста). В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь Ангелов).

Святая Церковь в эти дни запрещает употребление в пищу продуктов животного происхождения (мяса, молока, масла, яиц, сыра), разрешается растительная пища, постное масло и рыба.

Спустя неделю после Троицы от Недели всех святых до Рождества Христова по средам и пятницам запрещается есть не только мясную и молочную пищу, но также растительное масло и рыбу.

Затем в году существуют 4 больших поста:

1) Великий пост – 40 дней; к нему присоединяется Страстная Седмица – последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением – Пасхой; подвижный пост.

2) Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы (Троицына дня) и кончается 29 июня/12 июля на Петров день; подвижный пост разной продолжительности.

Петровский пост приходится на самый разгар лета: летний зной, сенокос, полевые работы.

Это время, когда человеческий организм испытывает необходимость освобождения от тяжелой мясной пищи и нуждается в витаминизированной растительной пище.

3) Успенский – двухнедельный пост с 1/14 по 14/27 августа. Успенский пост – проводы лета, подготовка к страдной поре (жатва, сбор урожая, плодов своего труда). Время, требующее собранности в предстоящей трудовой схватке, в борьбе с силами природы, в стремлении отвоевать каждый погожий день, ибо осенний день год кормит.

И так до самого Покрова, до окончания уборочной. Как говорит русская пословица: кончил дело, гуляй смело. Наступал период раскрепощения, отдохновения от трудов праведных, время свадеб, гостеваний, застолий, трапез. Однако много есть – небольшая честь.

От обильных трапез, так же как от тяжелых работ, требуется отдых, он наступает как отдых перед грядущими Святками – Рождественский пост.

4) Рождественский сорокадневный пост с 15/28 ноября по 25 декабря/7 января.

Кроме того, строго постными считаются день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), день Усекновения главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа/11 сентября), Рождественский сочельник (24 декабря/6 января) и Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 5/18 января.

Пост – это с древности установленные правила, которые способствуют молитве и помогают внутреннему росту человека.

Во все времена существования христианства пост являлся важнейшей стороной жизни человека.

Вот что писали о посте учителя Церкви:

Приведенные изречения святых отцов могут послужить для укрепления тех, кто, может быть, еще колеблется в своих убеждениях и сомневается в своих силах. В предлагаемых вниманию читателя рецептах найдется много простых в приготовлении недорогих и вкусных блюд, которые, возможно, станут для вас небольшим «утешением» в посте.

Впрочем, в жизни любого человека бывают обстоятельства, которые затрудняют хранение поста (скажем, нахождение в путешествии или болезнь). Тогда в посте разрешается послабление. Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует советоваться со своим духовным отцом.

Канун Великого поста. Покаянные седмицы

Великий пост длится от Прощенного воскресенья до Пасхи – 49 дней.

Если Благовещение (7 апреля) приходится на время Великого поста, то в этот день пост облегчается, разрешается есть рыбу и растительное масло. Это установление распространяется и на день 40 мучеников севастийских (Сороки) – 22 марта, а также на Лазореву Субботу и Вербное Воскресенье (Ваий) – Вход Господень в Иерусалим.

Больным, беременным женщинам и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление в строгости поста, чтобы пощение не привело к упадку сил и христианин имел силы на молитву и каждодневный труд, однако полная отмена поста уставом отвергается.

Что касается беременных женщин, то их пища должна быть особенно разнообразной и содержать все необходимое для нормального развития плода не в ущерб здоровью и матери, и младенца. Она должна быть биологически полноценной и витаминизированной, но без излишеств.

Эти рекомендации строго индивидуальны и должны выполняться по предписанию наблюдающего врача.

Не случайно Церковь предписывает постепенное вхождение в пост в течение четырехнедельного подготовительного периода. Великому посту предшествуют четыре покаянные седмицы (недели), каждая из которых имеет свое название.

Мытарь и фарисей

Первая неделя посвящена притче о мытаре и фарисее.

В это время читается притча о том, что только слезная молитва и смирени, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие.

Итог притчи выражен евангелистом Лукой словами: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Блудный сын

Вторая неделя – притча о блудном сыне. Возвращение библейского блудного сына в отчий дом – нравственное перерождение человека, духовное переосмысление, возвращение в дом Отца Небесного.

Страшный суд

Третья неделя, предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову, грехопадению и изгнанию Адама и Евы, положившим своим невоздержанием начало человеческим грехам.

Пророки Ветхого Завета провозгласили неминуемое наступление Суда Божия, который очистит и преобразит мир. Неминуемое возмездие влекут за собой нераскаянные грехи человеческие.

Пророчество о Страшном Суде восходит к Ветхому Завету, но во всей полноте оно раскрылось с началом проповеди Христа.

«Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы» (Иоан. 3, 19).

Эта неделя называется «Мясопустной», или «Сырной» седмицей, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется есть только сыр, молоко, масло, яйца и рыбу. Мясопустная седмица – прелюдия к Великому посту. Каждый верующий человек испытывает свою волю, подготавливая себя духовно и телесно.

Родительская суббота

В субботу накануне мясопустной, или сырной, седмицы – Вселенская Родительская суббота. В этот день совершается поминовение усопших, и особенно тех, кто умер внезапной смертью. Древняя Масленица включала обычай поминать предков блинами, отсюда и обычай подавать блины на поминках как одно из обязательных обрядовых поминальных блюд наряду с коливом (кутьей) и киселем.

Во вторник вечером во время мясопустной седмицы впервые читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и владыко живота моего».

Великий Пост

«Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей.

Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям.

И с какою любовью, какими божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями… научает всякой добродетели и возводит к совершенству…» – писал о. Иоанн Кронштадтский.

Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви и до настоящего времени сохранилась в основном в Православной Церкви.

Великий Пост – это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны.

Великий Пост – самый продолжительный из всех многодневных постов. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют каноническое название «святая четыредесятница». Седьмая, последняя неделя перед Пасхой – Страстная неделя, или Великая, отсюда и название поста.

Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.

Неделя торжества православия

Первая неделя поста называется «неделей торжества Православия». Она связана с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над противниками Православия, которые стремились извратить самую суть веры. Эта проблема не стала менее острой и в наши дни.

Крестопоклонная неделя

Третья неделя поста посвящена Кресту Христову. В воскресенье за всенощной на середину храма выносится Распятие, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова.

По традиции в это время пекли обрядовые хлебы. Затем стали выпекать печенья (крестцы). В них для каждого члена семьи запекали зерна злаков или монеты. Тот, кому выпадал крестик с запеченными зернами, по поверью, должен был сохранять его до посевной и бросать на пашню первую горсть зерен, чтобы урожай был богатым.

Благовещение

Праздник Благовещения (7 апреля) – один из самых знаменательных и волнующих душу каждого человека.

Эта неделя посвящена вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени станет она матерью Спасителя Человечества.

По народному поверью, Благовещение самый большой праздник на небесах, на земле и в аду (грешников в этот день, как и на Пасху, не мучат). Считается большим грехом выполнять какие-либо работы: девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила.

Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло, если совпадает со средой или пятницей. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи.

Вербное воскресенье

Во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят у церквей с ветвями. На Востоке это ветви пальм, лавра, цветы, у нас – вербы, вестницы наступающей весны. Обычай освящать вербы (пальмы) был введен Церковью в IV веке. Отсюда и название праздника Вербное (Ваий) воскресенье, (от греч. «вайа» – пальма).

В Вербное воскресенье пост облегчается.

Прощеное воскресенье

Последняя неделя перед Великим постом называется «Сыропустом», потому что им заканчивается едение сыра, масла и яиц. В этот день христиане просят друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимают все меры к примирению с враждующими. Поэтому это воскресенье принято называть «Прощенным воскресеньем», после которого наступает Великий пост.

Рецепты постных блюд

Некоторые старинные кушанья, традиционные для постов, сегодня не только не употребляют в пищу, но многие и не слышали о них.

Возможно, это произошло потому, что они были характерны для крестьянской среды, а в городской, мещанской, были неупотребительны. Вспомните бессмертное некрасовское «Кушай тюрю, Яша, молочка-то нет…» Да и готовили эти кушанья в русской печи.

На газовой или электрической плите их зачастую приготовить невозможно, поскольку готовились они иногда долго, наши печи так тепло не хранят.

Общие правила приготовления постных блюд

Постные блюда приготовить не сложнее тех, что готовятся ежедневно, из них только исключают сметану, сливки, мясо, яйца, сливочное масло.

Можно приготовить рыбный фарш на растительном (букв. «постном») масле, пельмени с грибным фаршем, ушки жареные с грибным фаршем и гречневой кашей, постные пироги с саго, рисом, капустой, рыбой, грибами, гречневой кашей.

Пирожки начиняют овощным, рыбным, грибным, раковым фаршем. Делают постные картофельные, рыбные, рисовые, гречневые, грибные котлеты на растительном масле.

Соусы из сельди, зелени, изюма, грецких орехов, овощей, лимона, слив, вишен, смородины, горчицы, хрена также готовятся на постном масле, без сметаны и сливок.

Подобным образом готовятся и постные кушанья из овощей и зелени, картофеля, яблок, артишоков, грибов, а также рыбные блюда, салаты к ним, постные паштеты, майонезы, заливные, холодцы, пудинги, шарлотки, постные блины, оладьи, гренки, вареники и каши, пироги, пирожное.

Читайте также:  Храм воздвижения креста господня в алтуфьеве города москвы - православные молитвы

Мороженое, крем, желе, бланманже, муссы, кисели и компоты приготовляются как и для общего стола, с той лишь разницей, что вместо желатина используется рыбий клей, картофельная мука и крахмал.

Источник: https://fictionbook.ru/author/leonid_zdanovich/russkaya_pravoslavnaya_i_obryadovaya_kuhnya/read_online.html

Традиции православной кухни

Традиции православной кухни складывались веками. Столетиями верующие христиане садились за стол с молитвой, благословляя «ястие и питие» и благодаря Бога за Его щедроты. Однако в начале прошлого века ситуация резко изменилась: вместе с пропагандой безбожия христианские посты объявили вредными для здоровья, а традиционные праздничные блюда упростили до общепитовского уровня.

Сегодня отношение к православию в России резко изменилось. Вместе с восстановлением старых храмов и постройкой новых возрождаются и православные традиции. Уже в календаре стали «красными» Рождество и Пасха, люди стали проявлять интерес к таким сокровенным таинствам, как крещение, исповедь и венчание. Осталось только вспомнить забытые рецепты приготовления праздничных и постных блюд.

Православная кухня – многообразие вкусов и тайны приготовления забытых христианских блюд.

И пусть некоторые до сих пор сомневаются в пользе православных постов, но мы-то наверняка знаем, что пост – это не «голодное прозябание», а время, помогающее нам возродиться как духовно, так и физически.

А кроме того, как можно остаться голодным, если в пост Церковь разрешает вкушать грибы, фасоль, всевозможные овощи, фрукты, крупы, хлеб, макаронные изделия, мед, варенье и т. п.?

Что касается праздников, то каждый из них привносит в меню православного человека свои прелести.

Например, чего только стоит рождественский гусь или пасхальные куличи, троичные пироги или рыбные лакомства Вербного воскресенья! Кроме того, чередование мясоеда и воздержания проверено веками, поэтому, питаясь соответственно пожеланиям Церкви, вы убережете себя и своих близких как от переедания, так и от неоправданного истощения, разнообразите семейное меню новыми блюдами, богатыми витаминами и микроэлементами, а также сможете удивить гостей «эксклюзивными» блюдами – вергунами, розанами, хворостом, пасхальными венками и косами.

Но быт православного христианина заключается не только в правильном питании. Непоследнее место в жизни верующих занимают молитвы, которые мы приводим в конце описания каждого праздника.

Существуют особые молитвы перед и после вкушения пищи, способствующие настрою человека именно на вкушение, а не на просто поглощение пищи.

Ведь недаром во всех православных монастырях во время трапезы было принято читать вслух жития святых и поучения Отцов Церкви, что давало пищу и разуму.

Вообще, годовой круг православных праздников способствует крепости веры и духовному росту христианина.

Об этом писал еще святитель Григорий Богослов, считавший, что «празднование духовное» намного выше празднования телесного.

Он говорил: «Празднуем мы, как удобно Духу, а Ему угодно, чтобы мы говорили или делали что-либо подобающее», то есть праздновать духовно – значит украшать свою душу добродетелями.

Христианские праздники вовсе не заканчиваются служением в храме. Праздник продолжается и дома, где должны иметь место и благодарственные молитвы, и славословия, и прочие благие действия, приводящие сердце и ум к Божиему престолу.

Тогда и православная трапеза предстанет перед нами как священнодействие, и только в этом случае вам будет не все равно, что вкушать и как вкушать.

Источник: http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Pravoslavnaya_kuhnya/traditsii-pravoslavnoy-kuhni.html

Православная кухня или кухонное православие

Есть в нашей культуре одна тема, которая вроде бы вне критики, – «Русская кухня и православие». А действительно, насколько наша кулинария обязана своим становлением религии? – Попытаемся разобраться в этом непростом вопросе. Но для начала скажем неполиткорректную вещь: нет никакой православной кухни, есть кухня русская.

А любая попытка приписать церкви какое-то влияние на становление нашей кухни очень легко разбивается вопросом: что кроме поста привнесло православие на наш стол?

Если хотите, то скажем более четко.

Что такое национальная кухня вообще? Некоторые скажут: «Ну как же – это рецепты, те или иные блюда, характерные для данного народа, страны, местности и т. п.». Все так. Но помимо чисто рецептурных деталей существуют еще несколько важных вещей: продукты, технологии обработки, тип и характер пищи, нормы и обычаи подачи блюд.

И наконец, культурные обычаи вокруг потребления пищи. Так вот роль церкви, в подавляющей части сводилась именно к последнему.

Не говорить же о православном вкладе в кухню в виде приличествующих тем или иным религиозным событиям блюд – кутьи, кулича, крашеных яиц. Да и сколько их? Как говорится, по пальцам одной руки… И потом, вы же не думаете, что политая медом каша из пшеничных зерен не возникла бы и без христианства? Сказать по правде, никакого особого влияния на русскую кухню она и не оказала.

Вообще, есть немало стереотипов относительно роли христианской церкви в становлении мировой культуры, науки, искусства. Один из них – «не было бы церкви, не было бы и всего этого».

Да, многие века цивилизация развивалась в рамках религиозного контекста.

Вот, только где Аристотель, Плиний, Омар Хайям, и где христианство? Или это не культура? А уж православие в этом смысле и вовсе опоздало к разделу культурных достижений человечества.

«Назовите хоть одного дохристианского ученого, художника или писателя на Руси?» – задают с ухмылкой вопрос сторонники церковной версии истории России. Между тем, если задуматься, это вряд ли выигрышная тема для них.

Поскольку и православных-то писателей или ученых до XVI-XVII веков практически никто не знает. С чего бы это? Не оттого ли, что именно в эту эпоху начинает проникать книгопечатание и хоть какая-то просветительская мода.

Так что совсем не факт, что роль нашей церкви в этом процессе была стимулирующей, а не тормозящей.

И потом, как известно, “Post hoc, ergo propter hoc”. Это латинское выражение, означающее “после этого, значит вследствие этого”, очень подходит к нашему случаю. Поскольку описывает типичную логическую ошибку. Так, вот русская культура, наука и даже кулинария развиваются столетия параллельно существованию церкви, в церковном контексте. Но не обязательно благодаря ей.

Да, конечно, мы знаем немало ученых, которые были насквозь проникнуты религиозным чувством.

Вот только от фразы «Не было бы православной церкви, не было бы и никакой науки, искусства» иронично подняли бы брови и Ломоносов, не скрывавший своего отвращения к мракобесам в рясах.

И Лев Толстой, заслуживший отлучения от церкви, утверждая, что церковное учение есть «коварная и вредная ложь, собрание суеверий, разных видов колдовства и диких обычаев». Мы уж не говорим, про академика Басова и авиаконструктора Туполева.

Так что вклад церкви в отечественную культуру за последние 500 лет – это, как минимум, весьма дискуссионный вопрос. Отчего же делать исключение для русской кухни, которая опять же, по мнению церковных адептов, немыслима без православия?

На самом деле очень даже мыслима. Каковою она и была до крещения Руси в X веке да и много столетий после этого события. Вы же не думаете, что до князя Владимира у нас не пекли хлеб, не варили щи или не готовили пироги? Блины – еще языческое блюдо. Про пиво и меды – тот же обожествляемый сегодня Владимир говорит: «Ибо веселие есть Руси пити. Без того не можем жити».

Кто-то скажет, что вот, мол, из Византии к нам вместе с православием пришли новые продукты. Да, действительно, гречка появляется в первых монастырях, где ее возделывают византийские монахи.

Но при чем здесь религия? Это обычное заимствование у соседних народов. На Руси это было всегда: кислое молоко от кочевников, рис от азиатов, капуста от южных славян, сельдерей от немцев, макароны от итальянцев.

Что тут православного?

На самом деле принятие христианства не стало краеугольным камнем развития нашей раннесредневековой кухни. Процесс этот был длительный и неоднозначный. И даже сегодня, спустя 1000 лет, мы следуем языческим обычаям. Блины на масленицу – яркий этому пример, с чем вынуждена была примириться православная церковь.

Да, русский постный стол – отдельное явление в истории нашей кухни. Влияние его двойственно. С одной стороны, сознательное ограничение в потреблении продуктов. А с другой… Вы, что думаете, что в Средние века каждая семья могла себе позволить мясо даже в «мясоед»? Это просто экономия продуктов.

Пост (как ограничение в еде) – далеко не православное изобретение. Он есть и в Германии, и во Франции. Он есть у буддистов, и манихеев, и зороастрийцев. Вегетарианцы по всему миру вообще едят постную пищу – неужели под влиянием РПЦ? А, ведь, приводят этому вполне себе духовные оправдания в духе «Первой ступени» Льва Толстого.

Ну, и что же еще из православного (или вообще христианского) влияния?

·        Нельзя есть идоложертвенную пищу т.е. принесенную жертвам богам других религий (I Кор:10-28).

·        Запрещается не просто мясо отдельных животных, а именно способы их умерщвления для использования в пищу. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться … крови, и удавленины». (Деян.15:28-29).
·        Церковь заботится о пастве, рекомендуя сдержанно относиться к пище, предостерегая от употребления продуктов, вызывающих чувство лени и другие греховные состояния.
·        Православная трапеза должна сопровождаться молитвой, во время которой верующие просят благословить их пищу, и благодарят бога за хлеб насущный.
Не правда ли, к кулинарии здесь не относится вообще ничего?

А теперь давайте задумаемся о том, что негативного внесло православие в русскую кухню. Тут тоже есть, о чем порассуждать.

Оказывается, к примеру, что есть телятину почиталось в Московском государстве великим грехом.

Жутковатое свидетельство этому мы находим в книге Якова Рейтенфельса, написанной в 70-х годах XVII века: «Телятины все упорно сыздавна, не знаю, по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич [Грозный] приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка». Думаете, телятина и все? А вот и нет.

Сегодня известный возродитель придуманной русской кухни Максим Сырников, к примеру, рассуждает о том, что «твердые сыры, прессованные и выдержанные, готовили в русскую старину».

Почему придуманной? Да потому, что этот комичный «историк» не понимает, что сычужный фермент для такого сыра получается из желудка теленка. Резать которого и считалось грехом.

Вот и оказывается, что «благодаря» православной церкви у нас не было нормальных сыров до XVIII-XIX веков, когда этот глупый запрет сам собой умер.

Или другой пример. Старинный суп юрма. Эта похлебка упоминается еще в «Домострое» в 1550-е годы. Чем она являлась? Отваренная рыба в ухе, рядом – курица в бульоне. А затем курица режется на кусочки и отправляется в рыбный бульон.

И так вот получается курица с запахом осетрины или стерляди. Блюдо, практически исчезнувшее на сегодня в Центральной России. Отчего? Да, просто потому, что юрма противоречит церковному принципу деления любой пищи на постную и скоромную.

А питаться после поста снова рыбной пищей – это на любителя.

Тому же, кто скажет: «Что это за гадость такая, курица с рыбой?» рекомендуем поехать в Ростов, и отведать там популярное местное блюдо «уха из петуха». Да-да, только на окраинах России, куда с XV века свободные люди бежали в том числе и от церковного и монастырского угнетения, только и сохранилось подобие этого любопытного кушанья русской кухни.

А самое главное, давайте не будем забывать основную «скрепу» нашего православия. Она о том, что «любая власть от бога» и главное для церкви – эту власть всячески поддерживать. Крепостничество долгие века было основой русской жизни, так милой нашей церкви.

Вот о роли повара и стоит в этом ключе поговорить. «В то время как престиж французских шеф-поваров постоянно увеличивался, их социальный статус до самой революции (1793 года) оставался тем же – слуги».

Это мнение американского исследователя Пола Мецнера удивительно точно отражает социальный и профессиональный конфликт, назревший к тому времени. О нем же говорит французский кулинар Гримо де ла Реньер: «Счастлив тот, у кого есть действительно хороший повар! Он должен с ним обращаться не как со слугою, а как с другом».

Надо ли говорить, что в России ситуация была еще более тяжелой. Ведь даже в начале XIX века большинство поваров – крепостные.

Требовать от рабов развития кулинарного искусства – не иллюзия ли это? Жизнь подтвердила это, когда кулинария в России резко «раскрылась» к середине XIX века. А профессия «повар» стала не крепостной, а свободной.

Другое подтверждение – кухня советская. Предавшая забвению множество традиций русской кулинарии. Но, ведь, советская власть была так любима Русской православной церковью? Иерархи которой не стеснялись получать от нее ордена и дачи? Так неужели же и здесь кроется интрига, и РПЦ горячо любила советскую власть, втайне поедая антисоветскую осетрину по-монастырски?

Как и в любом сложном культурном явлении, здесь невозможно дать четкий «черно-белый» ответ. Понятно, что велика роль монастырей в сохранении русской традиционной кухни. Для исторической науки очень важны церковные источники, сохранившие память о праздничном столе многовековой давности.

Но не менее того, мы должны принимать во внимание роль православной церкви, поддерживающей самые отсталые взгляды на культуру и науку. В том числе на то, чтобы русская кухня, так и осталась на уровне так милых ей домостроевских порядков.

К счастью, прогресс общества оставил ей мало возможностей для этого.

Источник: https://p-syutkin.livejournal.com/351200.html

Ссылка на основную публикацию